Методики исследования памяти у детей. Выводы об уровне развития

Глава 2. Экспериментальные исследования развития памяти младших школьников.

1. Содержание экспериментальной работы: цель, задачи, методы исследования.

Цель исследования: диагностика уровня развития различных видов памяти детей младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

1.Отобрать группу методов и методик психологической диагностики, позволяющих изучить уровень развития памяти.

2.Организовать и провести психологическую диагностику младших школьников

3.Провести качественный анализ полученных эмпирических данных.

4.Сформулировать основные выводы и практическую значимость проведенного исследования.

Методы исследования:

2. описание методик

Методика "Выучи слова"

С помощью данной методики определяется динамика процесса заучивания. Ребенок получает задание за несколько попыток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов: дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картина, человек, книга.

Запоминание ряда производится так. После каждого очередного его прослушивания ребенок пытается воспроизвести весь ряд. Экспериментатор отмечает количество слов, которое ребенок во время данной попытки вспомнил и назвал правильно, и вновь зачитывает тот же самый ряд. И так шесть раз подряд, пока не будут получены результаты воспроизведения ряда за шесть попыток.

Результаты заучивания ряда слов представляются на графике, где по горизонтали указаны последовательные попытки воспроизведения ребенком ряда, а по вертикали - количество слов, правильно им воспроизведенных в каждой попытке.

Оценка результатов

10 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел все 12 слов за 6 или меньше попыток.

8-9 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 10-11 слов.

6-7 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 8-9 слов.

4-5 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 6-7 слов.

2-3 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 4-5 слов.

0-1 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток не более 3 слов.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

Методика "Оценка объема кратковременной слуховой памяти"

Оценка объема кратковременной слуховой памяти детей младшего школьного возраста и детей всех последующих школьных возрастов, а также взрослых людей производится при помощи той же самой методики, которая была представлена и использована для решения аналогичной задачи в комплексе стандартизированных психодиагностических методик, рассчитанных на изучение детей дошкольного возраста.

Выводы об уровне развития зрительной и слуховой памяти младших школьников

В связи с тем, что средний объем кратковременной памяти взрослого человека составляет 7 плюс-минус 2 единицы, т.е. находится в пределах от 5 до 9 единиц, то, пользуясь этими данными и учитывая то обстоятельство, что в дошкольном возрасте средний объем кратковременной памяти ребенка приблизительно равен его возрасту в годах, по аналогии со вниманием можно предложить следующий способ перевода абсолютных показателей кратковременной памяти в стандартные показатели по десятибалльной шкале".

Оценка результатов

10 баллов получает ребенок, имеющий объем кратковременной памяти, равный 8 и более единицам. Это касается детей в возрасте 10-12 лет. Аналогичное количество баллов - 10 - получают дети в возрасте от 6 до 9 лет, если объем их кратковременной памяти составляет 7-8 единиц.

В 8 баллов оценивается объем кратковременной памяти ребенка в возрасте от 6 до 9 лет, если он фактически равен 5 или 6 единицам. Подобное же количество баллов - 8 - получает ребенок в возрасте от 10 до 12 лет, имеющий объем кратковременной памяти, равный 6-7 единицам.

4 балла получает 6-9-летний ребенок, имеющий объем кратковременной памяти, составляющий 3-4 единицы. Таким же количеством баллов оценивается объем кратковременной памяти ребенка в 10-12 лет, если он равен 4-5 единицам.

2 балла ставится ребенку 6-9-летнего возраста в том случае, если его объем кратковременной памяти составляет 1-2 единицы. Столько же баллов получает ребенок в возрасте от 10 до 12 лет в случае, когда объем его кратковременной памяти равняется 2-3 единицам.

В 0 баллов оценивается память 6-9-летнего ребенка, имеющая показатель, равный нулю. Столько же баллов получает 10-12-летний ребенок с объемом кратковременной памяти; равным 0-1 единице.

Выводы об уровне развития

Выводы о готовности детей 6-7-летнего возраста к обучению в школе на основании оценок объема их кратковременной памяти производятся следующим образом.

Полностью готовыми к обучению в школе и имеющими хорошо развитую по объему кратковременную память считаются дети, получившие 10 баллов.

В общем готовыми к обучению в школе и имеющими среднеразвитую по объему кратковременную память считаются дети, получившие по описанной методике 8 баллов.

Не достаточно готовыми к обучению являются дети, чей объем кратковременной памяти был оценен в 4 балла.

Не готовыми еще к обучению считаются дети с объемом кратковременной памяти, оцененным в 2 балла.

И, наконец, совершенно не готовыми к обучению в школе являются дети с 0-й оценкой объема кратковременной памяти.

Методика "Запомни рисунки"

Методика предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти. Дети в качестве стимулов получают картинки, представленные ниже. Им дается инструкция примерно следующего содержания:

«На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке, которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».

Время экспозиции стимульной картинки составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.

Оценка результатов

10 баллов - ребенок узнал на картинке все девять изображений, показанных ему, затратив на это меньше 45 сек.

8-9 баллов - ребенок узнал на картинке 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек.

6-7 баллов - ребенок узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек.

4-5 баллов - ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек.

2-3 балла - ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек.

0-1 балл - ребенок не узнал на картинке ни одного изображения в течение 90 сек и более.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

§ 3. Анализ результатов.

Экспериментальное исследование проводилось в ГОУ СОШ № 407

с детьми младшего школьного возраста. Было продиагностированно 23 ребенка 1 «Б» класса. На момент проведения тестирования возраст детей составлял 6-8 лет.

В результате тестирования по первой методики "Выучи слова"

были получены следующие данные, на основе которых построена таблица 1.

испытуемого

Количество баллов

Примечание 1: Балл с подчеркиванием – обозначает низкий уровень

По данной методике наблюдается преобладание среднего уровня динамики процесса запоминания у детей младшего школьного возраста.

По методике «Оценка объема кратковременной слуховой памяти» у меня получились следующие результаты, на основе которых построена таблица 2.

№ испытуемого

Количество баллов

Балл без пометок – средний уровень

Балл жирным шрифтом – высокий уровень

В результате данной методики выявлен средний уровень объема кратковременной зрительной памяти, кроме двух испытуемых, что говорит о полной готовности детей к обучению в школе, что они, собственно, и делают.

Вследствие 3-ей методики "Запомни рисунки" по полученным данным была построена таблица 3.

№ испытуемого

Количество баллов

Примечание: Балл с подчеркиванием – обозначает низкий уровень

Балл без пометок – средний уровень

Балл жирным шрифтом – высокий уровень

По данной методике так же был выявлен общий средний уровень кратковременной зрительной памяти, за исключением нескольких учащихся.

Вывод по второй главе.

В результате проведённого исследования проводимого в общеобразовательной школе № 407 было выявлено преобладание среднего уровня развития различный видов памяти у детей младшего школьного возраста.

Заключение.

Одной из актуальных проблем в педагогике является - развитие памяти.

Память играет в жизни человека большую роль. Она лежит в основе любого психологического явления, связывает прошлое человека с его настоящим, обеспечивает единство личности.

Память - важнейшая характеристика психической жизни. Поэтому, проблема памяти привлекает внимание психологов. Существует достаточно большое количество теорий, пытающих объяснить процессы памяти. Исследованием памяти в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики и других. В каждой их этих наук существуют свои теории памяти: психологические, биогенетические, физиологические.

Мною при изучении памяти младших школьников были использованный несколько методик, с помощью которых я увидел уровень развития различных видов памяти.

Младший школьник имеет свои психологические особенности, связанные с сохранением в памяти его воспроизведения, сложным составом орфографического навыка и длительностью его формирования. Опытно – экспериментальная работа показала, что без целенаправленной деятельности со стороны учителя, различные виды памяти, такие как слуховая и зрительная, будут формироваться значительно медленнее.

Список литературы

2. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. /Составители. Дубровина И.В, Прихожан А.М., Зацепин В.В. - М., Академия, 2001.

3.Диагностика психического развития детей: Пособие по практической психологии./Составитель Марцинковская Т.Д. – М., Линка - Пресс, 1998.

10. Общая психология: Учебное пособие для студентов пед. Институтов /Богословский В.В., Степанов А.А., Виноградова А.Д. и др.; Под ред. В.В. Богословского и др. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1981.

13. Память и ее развитие в детском возрасте //Выготский Л.С. Лекции по психологии. – М.,

15. Память. /Составитель У. Джеймс. – М., Психология, 1997.

17. Психическое развитие младших школьников: экспериментальное психологическое исследование. /Под ред. В.В. Давыдова. – М., Педагогика, 1990.

: техника учения и обучения. – И., - РНО НУМ Центр ПО, 1997.

22. 126 эффективных упражнений по развитию вашей памяти: Пер. с фр. – М., Эндос, 1994

24. Техника тренировки памяти: Вторая степень обучения техники быстрого чтения. /Составители Андреев О.А., Хромов Л.Н. – Екатеринбург, Несси - пресс 2001.

Методы диагностики памяти (окончание)

Методика 14. «Выучи слова»

С помощью данной методики определяется динамика процесса заучивания. Ребенок получает задание за несколько попыток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов: дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картина, человек, книга.

Запоминание ряда производится так. После каждого очередного его прослушивания ребенок пытается воспроизвести весь ряд. Экспериментатор отмечает количество слов, которое ребенок во время данной попытки вспомнил и назвал правильно, и вновь зачитывает тот же самый ряд. И так шесть раз подряд, пока не будут получены результаты воспроизведения ряда за шесть попыток.

Результаты заучивания ряда слов представляются на графике (рис. 16), где по горизонтали указаны последовательные попытки воспроизведения ребенком ряда, а по вертикали - количество слов, правильно им воспроизведенных в каждой попытке.

Оценка результатов

    10 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел все 12 слов за 6 или меньше попыток.

    8 - 9 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за б попыток 10-11 слов.

    6 - 7 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 8-9 слов.

    4 - 5 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 6-7 слов.

    2 - 3 балла - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 4-5 слов.

    0 - 1 балл - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток не более 3 слов.

Выводы об уровне развития

    10 баллов -очень высокий.

    8 - 9 баллов - высокий.

    4 - 7 баллов - средний.

    2 - 3 балла - низкий.

    0 - 1 балл - очень низкий.

Методическая разработка на исследование памяти дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Исследования психологов и дефектологов подтверждают, что у умственно отсталых детей медленно формируются новые условные связи. Эти дети быстро забывают и неточно воспроизводят предлагаемый материал, самостоятельно не могут выделить главное, необходимое для запоминания.

Хотя память не является главным показателем при определении уровня умственного развития ребенка, она, тем не менее, оказывает значительное влияние на результаты его деятельности. Важно установить, какой вид памяти является ведущим, способен ли ребенок использовать вспомогательные приемы при запоминании и воспроизведении материала.

В основу предлагаемых заданий положены методики, разработанные Л. В. Занковым и А. Н. Леонтьевым. В работе с детьми, направленными обычно используется меньшее количество слов для запоминания и меньшее количество карточек для установления смысловых связей.

Существуют так же методики по развитию памяти разных авторов, которые помогают при развитии памяти в ГДОУ:

  1. Методика «Выучи слова».

Цель данной методики - определить динамику процесса заучивания. Данная методика направлена на изучение состояния памяти, утомляемости, активности внимания. Здесь используются слова, не имеющие между собой связи и фиксируется их последующее называние испытуемым с помощью знаков «+» и «-» в протоколе. Ребенок воспроизводит слова в несколько этапов.

Первый этап: «Сейчас я прочту 6 слов. Слушать надо внимательно. Когда закончу читать, сразу же повтори столько слов, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке. Понятно?» экспериментатор читает четко слова, после чего испытуемый сразу же должен их назвать.

Второй этап: «Сейчас я снова прочту те же слова, и ты опять должен повторить их - и те, которые в первый раз пропустил, - все вместе, в любом порядке». Перед следующими 3-6 прочтениями экспериментатор просто говорит: «Еще раз».

Ряд слов для заучивания:

  • Машина
  • Птица
  • Рыбка
  • Собака
  • Кошка
  • Кровать

Оценка результатов

  • 10 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел все 12 слов за 6 или меньше попыток.
  • 8-9 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 10 - 11 слов.
  • 6-7 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 8 - 9 слов.
  • 4-5 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 6 - 7 слов.
  • 2-3 балла - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток
  • 4-5 слов.
  • 0-1балл - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток не более 3 слов.

Выводы об уровне развития

  • 10 баллов - очень высокий.
  • 8-9 баллов - высокий.
  • 4-7 баллов - средний.
  • 2-3 баллов - низкий.
  • 0-1 балл - очень низкий.
  1. Воспроизведение рассказов .

Детям читают рассказ, они воспринимают его на слух. Затем они воспроизводят рассказ устно. Психолог при анализе учитывает, все ли смысловые звенья воспроизведены, что опущено, не отмечается ли конфабуляций, интерферирующего эффекта. Для запоминания наиболее предпочтительны рассказы:

"Галка и голуби"

Галка услыхала о том, что голубей хорошо кормят, выбелилась в белый

цвет и влетела в голубятню.

Голуби ее приняли как свою, накормили, но галка не удержалась и

закаркала по-галочьи. Тогда голуби ее прогнали. Она вернулась было к

галкам, но те ее тоже не приняли.

"Муравей и голубка"

Муравей захотел напиться и спустился вниз, к ручью. Волна захлестнула его, и он начал тонуть. Пролетавшая мимо голубка заметила это и бросила ему в ручей ветку. Муравей взобрался на эту ветку и спасся. На следующий день муравей увидел, что охотник хочет поймать голубку в сеть. Он подполз к нему и укусил его в ногу. Охотник вскрикнул от боли, выронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

Рассказ 1.

Жил-был мальчик. Звали его Ваня. Пошел Ваня с мамой на улицу гулять. Побежал Ваня быстро-быстро, споткнулся о камень и упал. Ударил Ваня ножку. И у него ножка сильно болела. Повела мама Ваню к доктору. Доктор завязал ножку, и она перестала болеть.

Инструкция: " Вам будет зачитан короткий рассказ, в нем ряд смысловых единиц (фрагментов содержания), все они в некоторой логической связи. Послушайте внимательно рассказ и затем в течение трех минут запишите основное его содержание. Предложения можно сокращать, сохраняя их смысл. Переспрашивать во время работы нельзя.

Оценка результатов:

4 балла - ребенок воспроизвел по памяти 80 % информации и больше.

3 балла - ребенок воспроизвел по памяти 55-80 % информации

2 балла - ребенок воспроизвел по памяти 30-55 % информации

1 балл - ребенок воспроизвел по памяти 0-30 % информации, или не вступил в контакт, не понял инструкцию, не принял задание, не смог себя организовать.

  1. Методика «Узнай фигуры».

Цель данной методики - исследование такого вида памяти, как узнавание. Данный вид памяти появляется и развивается у детей в онтогенезе одним из первых. От того, как этот вид развит, существенно зависит становление других видов памяти, в том числе запоминания, сохранения и воспроизведения.

В методике детям предлагаются картинки, изображенные на рис 1 (см. приложение № 1), в сопровождении следующей инструкции:

«Перед вами 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и похожа на одну из четырех картинок, расположенных в ряд справа от нее. Необходимо как можно быстрее найти и указать на похожую картинку».

Сначала для пробы ребенку предлагают решить эту задачу на картинках, изображенных в ряду под номером 0, затем - после того, как экспериментатор убедился в том, что ребенок все понял правильно, предоставляют возможность решить эту задачу на картинках с номерами от 1 до 10.

Эксперимент проводится до тех пор, пока ребенок не решит все 10 задач, но не больше чем 1,5 мин даже в том случае, если ребенок к этому времени не справился со всеми задачами.

Оценка результатов:

  • 10 баллов - ребенок справился со всеми задачами меньше, чем за 45 сек.
  • 8-9 баллов - ребенок справился со всеми задачами за время от 45 до 50 сек.
  • 6-7 баллов - ребенок справился со всеми предложенными задачами в течение периода времени от 50 до 60 сек.
  • 4-5 баллов -ребенок справился со всеми задачами за время от 60 до 70 сек.
  • 2-3 балла - ребенок решил все задачи за время от 70 до 80 сек.
  • 0-1 балл - ребенок решил все задачи, затратив на это более чем 80 сек.

Выводы об уровне развития:

  • 10 баллов - очень высокий.
  • 8-9 баллов - высокий.
  • 4-7 баллов - средний.
  • 2-3 балла - низкий.
  • 0-1 балл - очень низкий.

4. Методика «Запомни рисунок».

Цель данной методики - определение объема кратковременной зрительной памяти. Дети в качестве стимулов получают картинки, представленные на рис. 2А. (приложение № 2). Им дается инструкция примерно следующего содержания:

«На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке (рис. 2 Б), которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».

Время экспозиции стимульной картинки (рис. 2 А) составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку - рис. 2 Б. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.

Оценка результатов

  • 10 баллов - ребенок узнал на картинке 2Б все девять изображений, показанных ему на картинке 2А, затратив на это меньше 45 сек.
  • 8-9 баллов - ребенок узнал на картинке 2Б 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек.
  • 6-7 баллов - ребенок узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек.
  • 4-5 баллов - ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек.
  • 2-3 балла - ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек.
  • 0-1 балл- ребенок не узнал на картинке 2Б ни одного изображения в течение 90 сек и более.

Выводы об уровне развития

  • 10 баллов - очень высокий.
  • 8-9 баллов - высокий.
  • 4-7 баллов - средний.
  • 2-3 балла - низкий.
  • 0-1 балл - очень низкий.

5. Методика «Запомни цифры».

  • Методика для определения объема кратковременной слуховой памяти. Инструкция: сейчас я буду называть тебе цифры, а ты повторяй их за мной сразу после того, как я скажу слово «повтори».
  • Последовательно зачитывая ребёнку сверху вниз ряд цифр (прил. 3а), с интервалом в 1 сек., экспериментатор просит ребёнка повторять за ним. Это продолжается до тех пор, пока ребёнок не допустит ошибку. Если ошибка допущена, то повторяется соседний ряд цифр, находящийся справа (прил.3б) и состоящий из того же количества цифр, как и тот, в котором была допущена ошибка, и просит ребёнка его воспроизвести. Если ребёнок дважды ошибается, то на этом часть эксперимента завершается, отмечается длина предыдущего ряда, хотя бы раз полностью и безошибочно произнесённого, и переходят к зачитыванию рядов цифр, следующих в противоположном порядке - убывающем (прил.4а, 4б).
  • В заключение определяется объём кратковременной слуховой памяти, который численно равен полусумме максимального количества цифр в ряду, правильно воспроизведённых ребёнком в первый и во второй раз.

Среди испытуемых детей нами была проведена методика "Узнай фигуры", результаты проведения представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты проведения методики "Узнай фигуры"

Количество набранных баллов

Уровень развития памяти

Оценка результатов

10 баллов -- ребенок справился со всеми задачами меньше, чем за 45 сек.

8-9 баллов -- ребенок справился со всеми задачами за время от 45 до 50 сек.

6-7 баллов -- ребенок справился со всеми предложенными задачами в течение периода времени от 50 до 60 сек.

4-5 баллов -- ребенок справился со всеми задачами за время от 60 до 70 сек.

2-3 балла -- ребенок решил все задачи за время от 70 до 80 сек.

0-1 балл -- ребенок решил все задачи, затратив на это более чем 80 сек.

Выводы об уровне развития

Наглядно полученные результаты представлены на рисунке 1 (см. приложение 3)

Таким образом, можно сделать вывод о том, что уровень развития узнавания у детей находится на среднем уровне. Из 15 испытуемых: на 10 баллов задание не выполнил ни один ребенок, т.е. "очень высокий" уровень развития в группе отсутствует. Высокий уровень развития узнавания показали только 3 ребенка, которые набрали от 8 до 9 баллов, эти дети справились с заданием полностью за время 45-50 секунд. Средний уровень развития узнавания показала большая часть группы, а именно 11 детей, они набрали от 4 до 7 баллов, и справились со всеми заданиями за 50-70 секунд. Низкий уровень развития узнавания показал только 1 ребенок, он справился со всеми заданиями, но ему понадобилось на это чуть больше времени, чем остальным детям, а именно 76 секунд (т.е. диапазон 70-80 секунд). "Очень низкий" уровень развития узнавания не был выявлен в группе.

Таблица 3

Результаты проведения методики "Запомни рисунки"

Количество набранных баллов

Уровень развития

Оценка результатов

10 баллов -- ребенок узнал на картинке Б все девять изображений, показанных ему на картинке А, затратив на это меньше 45 сек.

8-9 баллов -- ребенок узнал -на картинке Б 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек.

6-7 баллов -- ребенок узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек.

4-5 баллов -- ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек.

2-3 балла -- ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек.

0-1 балл -- ребенок не узнал на картинке Б ни одного изображения в течение 90 сек и более.

Выводы об уровне развития

10 баллов -- очень высокий.

8-9 баллов -- высокий.

4-7 баллов -- средний.

2-3 балла -- низкий.

0-1 балл -- очень низкий.

Наглядно полученные результаты представлены на рисунке 2. (см. приложение 4).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что уровень объема кратковременной зрительной памяти у детей находится также на среднем уровне. Из 15 испытуемых: "очень высокий" уровень развития объема кратковременной зрительной памяти в группе отсутствует, т.к. ни один ребенок не набрал 10 баллов за выполнение задания. Высокий уровень развития объема кратковременной зрительной памяти показали 5 детей, эти дети набрали от 8 до 9 баллов, т.к. они справились с заданием полностью за время 45-50 секунд. Средний уровень развития объема кратковременной зрительной памяти также показала большая часть группы, а именно 9 детей, они набрали от 4 до 7 баллов, и справились со всеми заданиями за 55-75 секунд. Низкий уровень развития объема кратковременной зрительной памяти показал 1 ребено, он справился с заданием полностью, он получил от 4 до 7 баллов, т.к. на выполнение задания им понадобилось 75-85 секунд. "Очень низкий" уровень развития объема кратковременной зрительной памяти не был выявлен в группе испытуемых.

В завершении исследования нами была проведена методика "Выучи слова" в этой же группе испытуемых, результаты проведения представлены в таблице 4.

Таблица 4

Результаты проведения методики "Выучи слова"

Количество набранных баллов

Уровень развития

Оценка результатов

10 баллов -- ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел все 12 слов за 6 или меньше попыток.

8-9 баллов -- ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 10-11 слов.

6-7 баллов -- ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 8-9 слов.

4-5 баллов -- ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 6-7 слов.

2-3 балла -- ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 4-5 слов.

0-1 балл -- ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток не более 3 слов.

Выводы об уровне развития

10 баллов -- очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов -- средний.

2-3 балла -- низкий.

0-1 балл -- очень низкий.

Наглядно полученные результаты представлены на рисунке 3(см. приложение 5).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что процесс заучивания у детей находится на низком уровне. Из 15 испытуемых: "очень высокий" уровень процесса заучивания в группе отсутствует, т.к. ни один ребенок не набрал 10 баллов за выполнение задания. Высокий уровень развития процесса заучивания показал лишь 1 ребенок, он набрал 8 баллов, т.к. он за шесть попыток правильно воспроизвел 10 слов. Средний уровень развития процесса заучивания показали 6 детей, они набрали от 4 до 7 баллов, и за шесть попыток правильно воспроизвели от 6 до 9 слов. Низкий уровень развития процесса заучивания показали 8 детей, за выполнение задания они получили по 2-3 балла, т.к. за шесть попыток правильно воспроизвели лишь 4-5 слов. "Очень низкий" уровень развития процесса заучивания не был выявлен в группе исследуемых детей.

Сводная таблица с результатами всех испытуемых детей, полученным в ходе проведения трех методик, представлены в приложении

юлия бабошина
Сборник диагностических методик познавательного развития детей дошкольного возраста

Раздел 1 Диагностические методики изучения познавательной мотивации дошкольника .

1.1 Методика "Волшебный домик"

1.2 Методика «Вопрошайка» (Методика М . Б. Шумаковой.)

Цель : Изучение познавательной активности ребенка- дошкольника , умения задавать вопросы.

Диагностические показатели познавательная потребность , познавательный интерес .

Возрастной диапазон : старший дошкольный возраст .

Источник информации : дети

Форма и условия проведения : индивидуальная

Инструкция : Подготовка и проведение исследования. Подберите две картинки. Одна должна быть близка детям по содержанию (это могут быть играющие дети, зимние развлечения и т . п., на другой должны быть изображены незнакомые для него объекты.

Предложите ребенку поиграть в игру «Вопрошайка» . Скажите, что он может спрашивать обо всем, что ему хочется узнать о предметах, изображенных на картинках. В протоколах зафиксируйте имена, пол, возраст и вопросы каждого ребенка.

Обработка и интерпретация данных. Полученные материалы обрабатываются по следующим критериям :

– широта охвата предметов , изображенных на картинках;

– количество вопросов, задаваемых одним ребенком;

– тип вопросов.

1-й тип. Устанавливающие вопросы – это вопросы, направленные на выделение и идентификацию объекта исследования («Кто это?» , «На чем стоят книги?» ).

2-й тип. Определительные вопросы – связанные с выделением всевозможных признаков и свойств объектов, определением временных и пространственных характеристик («Верблюд любит хлеб?» , «А из чего сделана шапка?» , «А вода холодная?» ).

3-й тип. Причинные вопросы – относящиеся к познанию взаимосвязи объектов, выявлению причин, закономерностей, сущности явлений («Почему мальчик хмурый?» , «Зачем девочке нужна сумка?» , «А что ли они замерзли?» ).

4-й тип. Вопросы-гипотезы, выражающие предположения («Мальчик не идет в школу, потому что он не сделал уроки?» , «Девочка плачет, потому что она потерялась?» ).

10 баллов – ребенок задал 4 вопроса и более всех типов; 8-9 баллов ребенок задал 3 – 4 вопроса всех типов; 4 – 7 баллов ребенок задает от 2 до 3 вопросов; 2 – 3 балла ребенок задает 1 вопрос; 0 – 1 балл ребенок не смог задать ни одного вопроса.

Перевод баллов в уровень :

10 баллов – очень высокий уровень; 8 – 9 баллов – высокий уровень; 4 – 7 баллов – средний уровень; 2 – 3 балла – низкий уровень; 0 – 1 балл – очень низкий уровень.

Делают вывод об уровне познавательной активности отдельных детей , об умении задавать вопросы. Детям, не умеющим задавать вопросы, в дальнейшем уделяется особое внимание

Игру «Вопрошайка» можно использовать для обучения детей умению задавать вопросы.

1.3 Методика «Выбор сюжетно-тематических картинок» (Н. В. Пророк) .

Цель : Выявление направленности интересов детей .

Диагностические показатели : любознательность, интересы, познавательная потребность , познавательный интерес .

Возрастной диапазон : старший дошкольный возраст .

Источник информации : дети

Форма и условия проведения : индивидуальная

Инструкция : Набор из 28 сюжетно-тематических картинок - 7 серий по четырем разнообразным сюжетам, относящимся к 4 видам деятельности : игровой, учебной, творческой, трудовой. Для мальчиков и девочек готовятся отдельные комплекты с персонажами соответствующего пола.

Ход проведения : Предлагается выбрать несколько карточек (не меньше 7) из разложенных на столе. После выбора ребенка спрашивают, почему он выбрал эти картинки.

Обработка данных : Оценка направленности интересов проводится на основании 2 параметров : предпочтительные виды деятельности; обоснование выбора.

Если ребенок осуществляет 4 и более выборов на одну тему, считается, что у него доминируют мотивы этой деятельности.

Раздел 2. Диагностические методики изучения познавательных действий дошкольников .

2.1 Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (Немов Р. С.)

Цель : Диагностика познавательных способностей .

Диагностические показатели : Познавательные действия .

Возрастной диапазон :

Источник информации : дети

Форма и условия проведения : индивидуальная

Инструкция : Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рис. (приложение № 1) и просят последовательно назвать очертания всех предметов , «спрятанных» в трех его частях : 1, 2 и 3.

Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают. Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.

Примечание. Если проводящий психодиагностику видит , что ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех предметов , переходит от одного рисунка к другому, то он должен остановить ребенка и попросить поискать еще на предыдущем рисунке. К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, когда будут найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке. Общее число всех предметов , «спрятанных» на рисунках 1, 2 и 3, составляет 14.

Обработка данных :

10 баллов – ребенок назвал все 14 предметов , очертания которых имеются а всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек.

8 – 9 баллов – ребенок назвал все 14 предметов , затратив на их поиск от 21 до 30 сек.

6 – 7 баллов – ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 сек.

4 – 5 баллов – ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 до 50 сек.

2 – 3 балла – ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 сек.

0 – 1 балл – за время, больше чем 60 сек., ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов , «спрятанных» в трех частях рисунка.

Вывод об уровне развития :

10 баллов – очень высокий уровень, 8 – 9 баллов – высокий уровень, 4 – 7 баллов – средний уровень, 2 – 3 балла – низкий, 0 – 1 балл – очень низкий.

2.2. Методика «Выучи слова» (Немов Р. С.)

Цель : Диагностика восприятия у дошкольников .

Диагностические показатели : Познавательные действия .

Возрастной диапазон :

Источник информации : дети

Форма и условия проведения : индивидуальная

Инструкция : С помощью данной методики определяется динамика процесса заучивания. Ребенок получает задание за несколько попыток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов : дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картина, человек, книга.

Запоминание ряда производится так. После каждого очередного его прослушивания ребенок пытается воспроизвести весь ряд. Экспериментатор отмечает количество слов, которое ребенок во время данной попытки вспомнил и назвал правильно, и вновь зачитывает тот же самый ряд. И так шесть раз подряд, пока не будут получены результаты воспроизведения ряда за шесть попыток.

Результаты заучивания ряда слов представляются на графике, где по горизонтали указаны последовательные попытки воспроизведения ребенком ряда, а по вертикали - количество слов, правильно им воспроизведенных в каждой попытке.

Оценка результатов

10 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел все 12 слов за 6 или меньше попыток. 8-9 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 10-11 слов. 6-7 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 8-9 слов. 4-5 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 6-7 слов. 2-3 балла - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 4-5 слов. 0-1 балл - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток не более 3 слов.

Выводы об уровне развития :10 баллов -очень высокий; 8-9 баллов -высокий; 4-7 баллов -средний; 2-3 балла -низкий; 0-1 балл -очень низкий.

2.3 Методика "Что здесь лишнее?"

Цель : эта методика предназначена для детей исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка.

Диагностические показатели : .

Возрастной диапазон : 4 – 5 лет

Источник информации : дети

Форма и условия проведения : индивидуальная

Инструкция : в методике детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы :

«На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним . Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним».

На решение задачи отводится 3 минуты.

Оценка результатов

10 баллов - ребенок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.

8-9 баллов - ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин. до 1,5 мин.

6-7 баллов - ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин

4-5 баллов - ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.

2-3 балла - ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин.

0-1 балл - ребенок за 3 мин не справился с заданием.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий. 8-9 баллов - высокий. 4-7 баллов - средний. 2-3 балла - низкий. 0-1 балл - очень низкий.

2.4 Методика «Разрезные картинки» (С. Забрамная)

Цель : выявить уровень развития наглядно-действенного мышления.

Диагностические показатели : диагностика познавательных действий .

Возрастной диапазон : 3 – 4 года

Источник информации : дети

Форма и условия проведения : индивидуальная

Инструкция : ребенку предлагается ряд картинок разделенных на несколько частей. Ребенку предлагается составить картинки.

Оценка результатов :

3 балла : ребёнок справился с заданием самостоятельно, выполнил его без ошибок.

2 балла : ребёнок выполнил задание с незначительными ошибками, с небольшой помощью педагога.

1 балл : ребёнок испытывал значительные затруднения при выполнении задания, ему понадобилась помощь педагога.

2.5 Методика «Треугольники-2» (Е. Додонова)

Цель : выявление уровня развития произвольного внимания, произвольной памяти.

Диагностические показатели : познавательный действия

Возрастной диапазон : 5 – 6 лет

Источник информации : дети

Форма и условия проведения : индивидуальная, групповая

Описание : ребенку предлагают нарисовать в ряд определенное количество треугольников, некоторые из них необходимо заштриховать цветом, указанным взрослым. Повторять задание категорически запрещается. Если ребенок не запомнил, пусть делает по-своему.

Оборудование : коробка с цветными карандашами, лист бумаги, протокол для фиксации полученных результатов.

Инструкция : «Сейчас мы поиграем. Будь внимателен. Я объясню задание только один раз. Нарисуй в ряд десять треугольников. Заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники».

Фиксируемые параметры : количество ошибок при выполнении задания.

Нормативы : высокий уровень - задание выполнено правильно; средний уровень - рисует заданное количество фигур в ряд, но штрихует не в требуемом по инструкции порядке; низкий уровень - количество фигур и порядок штриховки не соответствует инструкции.

Раздел 3. Диагностические методики изучения воображения и творческой активности дошкольников .

3.1 Методика «Придумай рассказ» (Немов Р. С.)

Цель

Диагностические показатели

Возрастной диапазон : 5 – 6 лет.

Источник информации : дети

Форма и условия проведения : индивидуальная

3.2 Методика «Нелепицы» (Немов Р. С.)

Цель : При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира : животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

Диагностические показатели : Осведомленность

Возрастной диапазон : 3 – 4 года.

Источник информации : дети

Форма и условия проведения : индивидуальная

Инструкция : Вначале ребенку показывают картинку. (приложение №) . В ней имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания :

«Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находятся на своем месте и правильно нарисовано. Если что – нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».

Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть. Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

Оценка результатов :

10 баллов – такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время 3 мин. Он заметил все семь имеющихся на картине нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.

8 – 9 баллов – ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.

6 – 7 баллов – ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три – четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

4 – 5 баллов – ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5 – 7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

2 – 3 балла – за отведенное время ребенок не успел заметить 1 – 4 из 7 имеющихся нелепиц, а до объяснения дело не дошло.

0 – 1 балл – за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше 4 из 7 имеющихся нелепиц.

Замечание. 4 и выше балла в этом задании ребенок может получить только в том случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т. е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть.

Вывод об уровне развития :

10 баллов – очень высокий, 8 – 9 баллов – высокий, 4 – 7 баллов – средний, 2 – 3 балла – низкий, 0 – 1 балл – очень низкий.

3.3 Методика «Нарисуй что-нибудь» (Немов Р. С.)

Цель : Определить уровень воображения испытуемого.

Диагностические показатели : Воображение, творческая активность

Возрастной диапазон : 5 – 6 лет

Источник информации : дети

Форма и условия проведения : индивидуальная

Инструкция : Ребенку дается лист бумаги, набор фломастеров и предлагается придумать и нарисовать что – либо необычное. На выполнение задания отводится 4 минуты. Далее оценивается качество рисунка по приведенным ниже критериям, и на основе такой оценки делается вывод об особенностях воображения ребенка.

Оценка рисунка ребенка производится в баллах по следующим критериям :

10 баллов - ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.

8-9 баллов - ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, с фантазией, эмоциональное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.

5-7 баллов - ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.

3-4 балла - ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали.

0-2 балла - за отведенное время ребенок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.

Выводы об уровне развития :

10 баллов -очень высокий, 8-9 баллов -высокий, 5-7 баллов -средний.

3-4 балла -низкий, 0-2 балла -очень низкий.

3.4 Диагностическая проективная методика «Древо желаний»

(B.C. Юркевич) .

Цель : Изучение познавательной активности детей (используются картинки и словесные ситуации) .

Диагностические показатели : Воображение, творческая активность

Возрастной диапазон : 5 – 6 лет

Источник информации : дети

Форма и условия проведения : индивидуальная

4.1 Методика «Времена года» . (Немов Р. С.)

Цель : Осведомленность о себе и мире.

Диагностический показатель : формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Возрастной диапазон : 3 – 4 года.

Источник информации : дети.

Форма и условия проведения : индивидуальная.

Инструкция : Эта методика предназначена для детей от 3 до 4 лет . Ребенку показывают рисунок и прося, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время – 2 мин. – ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т. е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том , что на данной части рисунка показано именно это, а не какое – либо иное время года.

Оценка результатов :

10 баллов - за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки с временами года, указав на каждой из них не менее двух признаков, свидетельствующих о том , что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам) .

8-9 баллов - ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5-7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взятых.

6-7 баллов - ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3-4 признака, подтверждающих его мнение.

4-5 баллов - ребёнок правильно определил время года только на одной-двух картинках из четырех и указал только 1-2 признака в подтверждение своего мнения.

0-3 балла - ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака (разное количество баллов, от 0 до 3, ставится в зависимости от того, пытался или не пытался ребенок это сделать).

Выводы об уровне развития : 10 баллов – очень высокий, 8-9 баллов –высокий, 6-7 баллов – средний, 4-5 баллов – низкий, 0-3 балла – очень низкий.

4.2 Методика беседа "Расскажи о себе"(А. М. Щетинина)

Цель : изучение уровня и характера оценки, сформированности образа "Я", степени осознания своих особенностей.

Диагностические показатели : формирование первичных представлений о себе.

Возрастной диапазон : 5 – 6 лет.

Форма и условия проведения : индивидуальная.

4.3 Методика «Назови слова» . (Немов Р. С.)

Цель : Методика определяет запас слов, которые находятся в активной памяти ребенка.

Диагностический показатель : формирование первичных представлений о объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Возрастной диапазон : 5 – 6 лет.

Источник информации : дети.

Форма и условия проведения : индивидуальная.

4.4 Методика «Кто что ест?» (4-5 лет)

Цель : выявить уровень развития наглядно-образного мышления, выявить запас и точность представлений.

Диагностические показатели : Воображение, творческая активность

Возрастной диапазон : 4-5 лет

Источник информации : дети

Форма и условия проведения : индивидуальная.

Инструкция : перед ребенком кладут картинки, на которых изображены животные и употребляемая ими пища.

Ребенок должен назвать животное и сказать, что это животное употребляет в пищу, подобрать соответствующие картинки.

Оценка результатов :

3 балла : такая оценка ставиться в том случае, если ребенок выполнил задание без ошибок. Самостоятельно назвал всех животных и употребляемую ими пищу.

2 балла : такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выполнил задание, помощь воспитателя незначительна.

1 балл : ребенок раскладывает карточки наугад.

4.5 Методика «Подбери пару» (5-6 лет)

Цель : выявить запас и точность представлений, выявить умение устанавливать связи между предметами.

Диагностические показатели : Воображение, творческая активность

Возрастной диапазон : 5 – 6 лет

Источник информации : дети

Форма и условия проведения : индивидуальная.

Инструкция : ребенку прилагается два ряда картинок с изображением предметов . Попросите ребенка к предметам, изображенным в левом ряду подобрать подходящие в правом ряду, объяснить свой выбор.

Оценка результатов :

3 балла : такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выполнил задание без ошибок, смог обосновать свой выбор.

2 балла : такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выполнил задание, совершив 1-2 ошибки, в 1-2 случаях не смог объяснить свой выбор

1 балл : ребенок выполнил задание с помощью воспитателя.