Мексиканский день мёртвых. Dia de los Muertos. День мёртвых в Мексике Богиня мертвых в мексике

Праздник мертвых в Мексике. Исторический экскурс.

Желаете провести отпуск феерично и незабываемо? Хочется ощутить прилив бодрости и адреналина? Тогда вам обязательно стоит посетить Лос Муэртос или в Мексике — одно из самых эффектных и фееричных торжеств страны. Это ошеломляющее действие проводится ежегодно в первые два дня ноября и собирает множество туристов, соскучившихся по грандиозным зрелищам. 1 ноября приурочено памяти умерших младенцев и деток – маленьких ангелочков, 2-е – взрослым.


Казалось бы, довольно странно отмечать подобный праздник и радоваться такому событию, но если углубиться в исторические традиции мексиканского народа, то кладбищенские вечеринки обретут свой сакральный смысл. Около трех тысяч лет назад, во времена древних народов, скальпы умерших родственников хранили в жилищах как защитные амулеты , а День мертвых почитали целый месяц.



Для мексиканцев смерть – это всего лишь конец земного существования, которое продолжается в ином загробном мире — Миктлане . Именно поэтому на лицах людей в этот день нельзя увидеть печали, слез и скорби, ведь они готовятся к встрече с усопшими родственниками. Коренные народы считают, что связь с упокоившимися предками неразрывна в течение всего существования рода и их души всегда возвращаются в свои жилища, чтобы погостить у родных.
Даже церковные иерархи разрешили ежегодно отмечать День смерти , переместив церковные торжества.



Особенности празднования , основные символы и атрибуты.

К празднику смерти в Мексике готовятся очень тщательно, в этот день могилы родственников украшают фотографиями и символическими вещами, приносят их любимые блюда, фрукты, сладости, ленточки, цветы и даже алкогольные напитки. Существует поверье, что души умерших обязательно явятся к живым в это время. При этом, возле надгробия никто не скучает и не плачет, даже наоборот: посетители радуются и вспоминают веселые рассказы, связанные с усопшими, истории из их жизни.



Существует еще два обязательные атрибуты, с которыми нужно встречать мертвых: это вода, в которой души нуждаются после долгого странствования, и особый хлеб, выпеченный в круглой форме, щедро усыпанный сахаром и декорирован полосками, внешне похожими на кости.



При этом на могиле можно появляться только после захода солнца, а необычный пикник может продолжаться всю ночь. Праздники Мексики фото свидетельствуют о шикарных пиршествах, устроенных в честь покойных, с преобладанием национальных блюд, и украшений кладбищ специальными цветами – оранжевыми бархатцами . Именно их считают притягательным символом усопших.



Отличительные черты парада веселых мертвецов в различных регионах страны

В отдельных районах страны на могилы даже приносят магнитофоны и радиоприемники, чтобы разбавить атмосферу радужным пением и подарить умиротворение покойнику.
В этом грандиозном веселье не остаются в стороне даже отдаленные поселки: в одних из них устраиваются своеобычные факельные процессии и оригинальные шествия, в других же – фольклорные пения, самобытные пляски и танцы.
В домах сооружают алтари, на которых размещают вещи, собранные в течение всего года, которые принадлежали предкам и могут побудить их душу придти на встречу. Многие семейства даже готовят кровати, на которых призрачные гости смогут отдохнуть после долгого пути.



Праздник мертвецов в Мексике официально включен в реестр ЮНЕСКО .
Эти дни олицетворяет огромный карнавал и различные уличные фестивали , на которых готовят специальные сладости в виде скелетов и черепов, похожих на богиню смерти Катрину. Не обходится это веселье и без особых символических напитков, которые делают атмосферу еще более непринужденной. Ассортимент праздничных сувениров в магазинах представлен громадным выбором фонариков, мрачных и отпугивающих костюмов, фигурок-скелетов.
Еще одним примечательным фактом является привлечение детей к празднованию. Им дарят всевозможные сувениры и статуэтки в виде мини-гробов, шоколадные скелеты, декоративные черепа.



В некоторых регионах дети в этот день ходят по улицам и выпрашивают у взрослых подарки в виде скелетиков или маленьких черепов.
Это торжество можно сопоставить с европейским Хэллоуином, ведь их неотъемлемыми атрибутами являются неординарные костюмы, дикие раскраски, специальные гастрономические приготовления и традиционные развлечения. Но, если в случае с Хэллоуином большинство персонажей – отрицательные и веселье основано на страхе, то День смерти олицетворяют положительные эмоции, чувства радости, любви и поклонения пред умершими родственниками.



Ежегодно после праздника мертвых в Мексике фото украшают печатные здания и множественные интернет-площадки. Забавные люди в костюмах зомби, скелетов и мертвецов, тематические многоликие наряды, маски и сувениры в виде черепов, крестов, гробов – средь разноцветных и завораживающих персонажей двух одинаковых не сыскать.

Прошлый пост про историю Катрины был неким экскурсом в древнюю историю Мексики и закончился 1947 годом, а следующей важной датой в создании современного праздника стали 1960-е годы, потому что именно в это время мексиканское правительство в культурных и политических целях решило сделать День Мертвых национальным праздником и распространить традиции на всю страну.

Дело в том, что этот праздник первоначально в Мексике имел большое значение только в южных ее частях, а также в соседних Белизе и Гватемале, там, где когда-то существовали древние индейские цивилизации майя и ацтеков.

Более того, этот праздник до такой степени был связан с местными локальными обычаями, что даже местные названия у него могли быть разными. На полуострове Юкатан его называли Ханал Пиксан (Hanal Pixan на языке майя "Путь души через сущность пищи"), в горах Мичоакан его называли Джимбанква (Jimbanqua), а в штатах Сан-Луис-Потоси, Идальго и Южной Оаксаке использовали название Ксантоло (Xantolo). А вот на севере Мексики, где индейцы больше напоминали североамериканских, то есть кочевников, День Мертвых как-то особо не был популярен и не праздновался.

В 1960-e годы в мире, как известно, рушилась колониальная система, страны во всем мире обретали независимость и национальное самосознание.

И хотя Мексика в то время уже была независимой страной, с национальным самосознанием возможно были некоторые проблемы.

Лично мне кажется, что мексиканцам не хотелось выглядеть потомками варваров-дикарей, какими их в свое время описывали испанцы. Мексиканцам хотелось выглядеть потомками многовековой цивилизации с собственными корнями, культурной идентичностью и традициями.

И какой-то национальный праздник или праздники могли стать базисом для такой вот объединяющей страну идеи o мексиканской цивилизации.

Видимо, Дня Независимости Мексики было недостаточно, а День Мертвых был связан с древней индейской цивилизацией, жившей на территории Мексики до прихода испанцев и имел явно выраженный культурный фон, уходящий в века. И он был объявлен национальным праздником.

И теперь это любимейший национальный праздник, посвящённый памяти умерших, в который по поверью души умерших родственников посещают родной дом. Для того, чтобы их встретить как можно более радушно, семьи сооружают алтари в честь покойных родственников, как дома, так и на кладбище, украшают их черепами из сахара (напомню, что у древних ацтеков череп умершего часто хранился дома, как жилище души TONALLI, которая отвечала за любовь и огонь, об этом было в предыдущей части), любимыми продуктами и напитками умершего, свечами, игрушками и цветами, в первую очередь оранжевыми бархатцами.


Сахарные черепа



Украшение могилы на кладбище

С точки зрения значимости и денежных трат это самый главный мексиканский праздник года, семьи часто тратят все свои заработки за пару месяцев, чтобы соорудить приличный алтарь, за который не будет стыдно, и который покажет пришедшим в гости умершим родственникам, как их в семье помнят и любят.


Алтарь для умершего

Еще в Мексике есть традиция, по крайней мере в деревнях, одеваться в одежду умерших и мазать лицо белой краской, чтобы пришедший в гости умерший родственник не чувствовал себя как-то уж сильно "другим" со своим черепом вместо лица. И нарядные костюмы часто называют "Щеголеватый скелет" или "Элегантный череп", в связи с чем эти слова сейчас являются синонимами для Катрины.


Алтарь для умершего

А еще популярно устраивать гуляние с компарсами.

Компарса (Comparsa) — это в испанском и латиноамериканском мирe группа самодеятельных артистов, певцов, музыкантов и танцоров, которые принимают участие в каких-то народных гуляниях, часто каких-то специфических карнавалах.


Компарса на ходулях во время празднования Dia de Los Muertos

Как я уже писала в предыдущем посте, на День Mертвых в Мексике популярно придумывать и читать литературные калаверы - шуточные поэмы - эпитафии в честь умерших. Кроме того Мексика, это страна мариачи и очень красивой музыки. Так вот в мексиканской культуре существует огромное количество песен, исполняемых специально на День мертвых, так же как в англоязычных странах существует огромное количество песен, исполняемых специально на Рождество.

И раз уж я взялась знакомить тут народ с мексиканской культурой и этим конкретным праздником, то выложу я некоторые самые известные из этих песен, исполняемых на День Мертвых.

Автор песни La Llorona (Плачущая женщина) неизвестен, но создана она где-то на перешейке Техуантепек в Оахаке. Песня рассказывает историю любви и боли в стиле, характерном для времён мексиканской революции.

История La Llorona отсылает к легенде о мексиканской богине Чихуаатль, которая как-раз перед прибытием испанцев, зная ужасающее будущее своих мексиканских детей, которое ждало их после завоевания испанцами, громко рыдала на стенах Теночтитлана, и ее крик был услышан

Песня La Bruja была написана Хосе Гутьерресом и братьями Очоа и рассказывает о незамужней женщине, которая пыталась найти себе мужчину и завладеть им. За этой песней стоит легенда о женщине, известной как "Ведьма из Уастеки", очень популярная в Веракрусе.


Песня "El día de Muertos" или "День мертвых" очень хорошо передает идею о том, как индейцы относились к смерти, рассказывая о боли, вызванной безответной любовью. Это одна из самых популярных романтическиx мелодий в песенных книгах "pireris", которая всегда исполняется на праздник

Песня "La Calaca" ("Скелет"), которая была написана Хосе Эрнандесом и увековечена Ампаро Очоа, рассказывает о том, что происходит на крупнейшем кладбище Мехико Сити "Пантеоне Долорес". Она повествует о различных событиях, происходящих вокруг смерти и калаки. У мексиканцев есть выражение se lo (la) llevó la calaca - его забрала калака/скелет, что означает, что человек умер, смерть его забрала.


Песня "Viene la Muerte Echando Rasero" рассказывает о том, что цвет кожи, раса, религия, возраст или что-то еще не имеют значения перед лицом смерти, смерть настигнет каждого из нас и в конце концов мы все там будем.

Ну вот такие популярные песни поют на народных гуляниях в Мексике во время празднования Дня Мертвых.

B большинстве деревень и мелких населенных пунктов Мексики компарса — это просто группа местных жителей без каких-то сногсшибательных театральных или вокальных талантов. Это в чистом виде народное гуляние с художественным исполнением именно на уровне самодеятельности.

Однако, в Мексике есть туристические места, где компарсы сделали более профессиональными и коммерческими именно в целях привлечь туристов. В частности, одним из таких очень известных мест является город Оахака, где выступление компарс называют фестивалем.

А вот так выглядит компарса в городе Темпоаль-де-Санчес

Эти два видео - традиционные выступления компарс. То есть традиционно никаких тебе специальных парадов и шествий специальной колонной на кладбище или еще куда-то. В конце-концов посещение кладбища - дело личное и семейное, колонной туда не маршируют. Сцена (площадь в центре города/деревни) для выступлений, народные танцы, народные костюмы.

Так традиция карнавала-парада во главе с Катриной откуда взялась?

© Marcie Gonzalez/Flickr

Мексиканский поэт и культуролог Октавио Пас однажды заметил: «Мексиканец, вместо того чтобы бояться смерти, ищет ее общества, дразнит ее, заигрывает с нею. Это его любимая игрушка и непроходящая любовь». Связь местных жителей с этой дамочкой и впрямь особенная — и лучше всего ее можно постичь, посетив ежегодный праздник под названием «День мертвых».


© Nicolas Peña/Flickr


© Nicolas Peña/Flickr

Día de los Muertos, День мертвых (вернее, два дня) празднуется 1-2 ноября. Невзирая на столь унылое название, в Мексике это едва ли не самое радостное и семейное торжество, когда живые поминают добрым словом своих покойных родственников, зазывают их души в гости, не боятся подшучивать над смертью - и даже целовать ее. Ведь мексиканская смерть, как-никак, женщина.


© Nicolas Peña/Flickr


© Nicolas Peña/Flickr

Мексиканцы нежно называют смерть La Catrina. В их воображении Ла Катрина вовсе не похожа на безобразную старуху с косой, а, напротив, напоминает своим видом разодетую в пух и прах франтиху, грациозный девичий скелет, радушно усмехающийся землякам.


© Nicolas Peña/Flickr


© Nicolas Peña/Flickr

Крещение Миктлансиуатль

День мертвых - праздник, которому насчитывается не одна сотня лет. В нем удивительным образом сплелись воедино христианские традиции с ритуалами доколумбовской Америки, сохранившимися с тех самых пор, когда две величайшие индейские цивилизации, а именно ацтеки и майя, населяли территорию современной Мексики.


© farflungistan/Flickr


© Robert Miller/Flickr

Древние ацтеки с особым размахом чествовали богиню смерти. Миктлансиуатль, а именно так звучало ее имя в те времена, изображалась весьма миловидной барышней, правда с черепом вместо лица. Облачена она всегда была в юбку из гремучих змей, которые по верованиям индейцев выступали проводниками в загробный мир.


© Russell Cardwell/Flickr


© Alexandra/Flickr


© Dan Dvorscak/Flickr

После того как испанские конкистадоры, внезапно нагрянувшие на Юкатан, взялись огнем и мечом укоренять среди аборигенов веру Христову, языческий праздник был уподоблен католическому Дню всех святых и передвинулся в календаре с середины лета на первые числа ноября. Сама же Миктлансиуатль в крещении приняла имя Ла Катрины и сменила «гремучую» юбку на пестрый наряд богатой мексиканской дуэньи. Впрочем суть праздника не претерпела изменений - мексиканцы в этот день, как и сотни лет назад, поминают своих почивших родственников, а вовсе не святых.


© Ted McGrath/Flickr


© Victoria Pickering/Flickr

Сладкие жертвоприношения

Первый день праздника, который получил название Día de los Angelitos («День ангелочков»), посвящен поминовению умерших детей, а второй - всех остальных усопших. Главным атрибутом праздника является алтарь, сооруженный родными покойника. Алтарь непременно украшается цветами — белыми, сиреневыми или огненно-рыжими бархатцами. Каждая семья старается перещеголять своих соседей в украшении алтаря. Среди обожающих похвастаться мексиканцев даже проводятся конкурсы на определение лучшей «поминальной клумбы».


© Luz Gallardo/Flickr


© Juan Carlos/Flickr

Помимо украшений цветами и ароматическими свечами, алтарь заполняется предметами, связанными с умершим, теми вещами, которые будут полезны ему в загробном мире. В ожидании гостя с того света, заботливая родня готовит ему подношения в виде украшений, памятных фотографий, сигарет и, разумеется, съедобных гостинцев. Живые верят, что в эти праздничные дни души усопших навещают тех, с кем пришлось разлучиться. Они не прочь присоединиться к развеселому семейному застолью, вот почему мексиканцы стараются угостить дорогих сердцу гостей духом их излюбленных блюд.


© Rebeca Anchondo/Flickr


© Luz Gallardo/Flickr

Если первый день праздника принято проводить в семейном кругу, то второй посвящается безудержному веселью и карнавальным шествиям. На городских площадях расцветают тысячи бархатцев, центральные улицы заполняются ряжеными - духами, жизнерадостными привидениями, скелетами, гремящими костями в такт музыке. Мексиканки разных возрастов с удовольствием примеряют на себя образ Ла Катрины - роковой красотки смерти.


© Richard Borges Díaz/Flickr


© Richard Borges Díaz/Flickr

Витрины магазинов доверху забиты миниатюрными гробиками, черепами и скелетами, сотворенными из сахара, шоколада, бумаги, картона и глины, а также другими атрибутами праздника. Эта сувенирная продукция пользуется у туристов не меньшей популярностью, нежели у самих мексиканцев. В эти дни во всей Мексике не отыскать дома, где бы не упоминалось имя безносой дуэньи.


© Cori Bonnell/Flickr


© Luis Bujan/Flickr

Кульминация праздника - посещение кладбища. Мексиканцы приносят с собой цветы и свечи, фотографии и памятные вещи покойных, любимые блюда и напитки, которые вмиг превращают кладбище из обители скорби в уютное и «живое» место. Люди ведут долгие беседы со своими усопшими родичами, устраивают пикники, поют и танцуют прямо у могил. Отовсюду слышен звон колоколов, который помогает душам умерших не заблудиться и отыскать дорогу домой.


© John Strathdee/Flickr


© John Strathdee/Flickr

Día de los Muertos - коллективная тризна, когда покойных поминают не в тот день, когда их не стало, а всех вместе, всенародно - с песнями, шутками и плясками. Все это напоминает наивную попытку утопить в коллективном веселье боль конкретного человека.


© Richard Borges Díaz/Flickr


© Richard Borges Díaz/Flickr

Преодоление страха - ключевая идея праздника, и не случайно в нем принимают участие все, от стариков, которые вот-вот окажутся в объятиях Ла Катрины, до грудных младенцев. Маленьким мексиканцам по душе разгуливать по улицам в костюмах мертвецов, уплетать за обе щеки сахарные черепа и марципановые гробики, а также в буквальном смысле держать смерть за руку.


© Richard Borges Díaz/Flickr


© Richard Borges Díaz/Flickr

В этой кажущейся «дикости» есть нечто совершенно правильное. Мексиканцы знакомятся с Ла Катриной в самом нежном возрасте, поэтому у них нет страха перед смертью, а лишь дружеские отношения с ней.


© Richard Borges Díaz/Flickr

1 комментарий

    Весьма странный праздник, я даже никогда не слышал о нём. Также удивительный и можно сказать странный способ его проведения. Спасибо, теперь буду вспоминать об этом дне!

Мексиканский праздник «День Мертвых» – один из самых шокирующих, и в то же время, захватывающих и самобытных праздников мира. «Dia de los Muertos», как его дословно называют в Мексике, - время, когда тысячи мертвецов оживают и выходят на улицы городов, празднуя и веселясь, вместе с живыми. В это время, в Мексике все словно переворачивается «с ног на голову»: ночь превращается в день, кладбище - становится наиболее популярным местом отдыха в городе, живые надевают личину мертвых, усопшие - оживают. Об этом аутентичном мексиканском празднике, посвященном мертвым, мы и расскажем в нашей статье.

Стоит сразу отметить, что в Мексике практикуется совершенно иное отношение к смерти, нежели у нас и в Европе. Смерть для мексиканцев не является концом всему, а лишь продолжением жизни, но уже в ином, более лучшем мире. Поэтому, мертвых тут принято не поминать, как у нас, а встречать с радостью и весельем. Ведь, мексиканский «День мертвых» - это действительно праздник, так как, только в это время, любимые мертвые родственники, имеют возможность навестить своих близких, оставленных в этом мире.

История этого праздника уходит во времена языческих верований коренных народов Мексики, и связана с традициями древних ацтеков и майя, практиковавших различные ритуалы смерти и воскрешения мертвых. До того, как Мексику завоевали испанцы, у ацтеков было принято хранить в доме черепа своих родственников и использовать их, в разного рода, церемониях. В течение одного летнего месяца у них устраивались кровавые жертвоприношения, чтобы таким образом отдать дань уважения своим мертвым предкам, всему загробному миру и покровительнице того мира - богине Миктлансиуатль. Первые завоеватели Мексики, увидев такие обряды, были шокированы, ведь проводя их, ацтеки словно смеялись над смертью, индейские ритуалы были, самым настоящим кощунством, в глазах, просвещенных европейцев. Испанцы начали срочное обращение коренного населения Центральной Америки в католическую веру, хотя искоренить, прижившиеся здесь веками традиции было очень сложно. Им удалось отменить принесение кровавых жертв, а также сократить этот праздник до пары дней в году. Тем не менее, подмена радости на скорбь и черепа - главного символа мексиканского праздника «Dia de los Muertos», на крест - не удалась.

До сих пор, для впервые попавших на этот праздник туристов, он кажется весьма экстравагантным, и это, наверное, мягкое определение переживаний по этому поводу. Традиционно, праздник «День мертвых» в , отмечают первого и второго ноября. Причем празднование идет на территории всей Мексики. Мексиканцы утверждают, что в те дни загробный мир оживает, а души ждут в их земных жилищах, украшая их фотографиями почивших родственников и друзей, готовя им самые любимые сладости, везде размещают символы праздника - яркие черепа. Еще одним символом «Дня Мертвых», является «Катрина» - это женский скелет, наряженный в яркое платье и широкую шляпу. Он олицетворяет ацтекскую богиню смерти Миктлансиуатль.

Что самое интересное, так это то, что зловещим теперь остается лишь название праздника, но сам он, вызывает лишь положительные эмоции. По улицам гуляют тысячи переодетых и загримированных под мертвецов людей, везде работают ярмарки, где продаются праздничные атрибуты на эту тему: фигурки-скелеты, черепа из керамики, свечи, различные сладости, в форме гробов, скелетов, черепов. На всех крупных площадях, основных улицах городов, устанавливаются громадные черепа, а также сооружаются яркие инсталляции, на тему загробной жизни. Очень интересно в эти дни оказаться на главной площади столицы Мексики – города Мехико, которая называется - Площадь Соккало или Площадь Конституции. На этой площади, занимающей двести сорок квадратных метров, и являющейся символом города, стоят старинные строения, оставшиеся со времен нахождения тут древней столицы ацтеков – Теночтитлана, а также, невероятно красивые здания, в колониальном стиле, построенные европейцами. Недалеко от площади находится пирамида, на ее вершине века назад был Храм бога Солнца и бога Дождя. И именно на этой площади, в «День мертвых», традиции мексиканцев вырисовываются очень наглядно. Но стоит сказать, что в разных частях Мексики, во время празднования «Дня мертвых», есть некие различия: если в долине Мехико, основное внимание уделяется украшению алтарей и домов усопших людей, то в городе Оахака-де-Хуарес, праздник «Dia de los Muertos» идет с грандиозным размахом: тут стартует настоящий карнавал и город заполняют «танцующие скелеты», которые веселятся под музыку духовых оркестров и песни мариачи. Пустынные улицы днем, ближе к ночи заполняют толпы танцоров, оркестры, за которыми шагают ряженые и зеваки-туристы. Такие шествия возникают совершенно спонтанно, без маршрута и расписания. Любой человек со стороны, имеет возможность присоединиться к этой беснующейся толпе и бродить за ней улицам города. Карнавальное настроение охватывает всех и каждого, и длится оно до первых лучей солнца третьего ноября. А вот в мексиканском городке Помучь до сих пор чтят традиции индейцев, существовавшие еще до вступления европейцев на этот материк: в «День мертвых» здесь извлекают из земли останки близких, очищают их от сгнившей плоти или тщательно полируют, уже очищенные в прошлые годы кости. Поэтому, слабонервным туристам, ехать в тот город и ходить на кладбище в те дни, не рекомендуем. То есть, как вы уже поняли, в традициях празднования «Дня мертвых» в Мексике, имеются некоторые региональные отличия. Но везде, праздничный размах этих дней в Мексике, затмевает празднование Рождества. Порой, мексиканцы настолько жаждут наступления «Дня мертвых», что начинают его отмечать, даже чуть раньше – с тридцать первого октября. «Dia de los Muertos» - официальный национальный праздник Мексики, дни которого являются выходными, в этот период не работают ни школы, ни предприятия.

Праздничные дни можно подразделить по смысловой нагрузке. Первого ноября в Мексике празднуют «День маленьких ангелов» - «Día de Angelitos», он посвящается почтению памяти усопших детей или младенцев. Второго ноября, начинается «Día de los Muertos» - почтение взрослых умерших. Но этому, предшествует многомесячная подготовка, когда в школах, в институтах, других сообществах начинается изготовление масок, костюмов, ростовых кукол, идут ежедневные репетиции музыкантов, создаются дизайны торжественных алтарей. Непосредственно перед праздником создаются эти алтари, которые украшают цветами - желтыми бархатцами. Считается, что таким образом можно создать символическую дверь между мирами, через которую души могут вернуться домой. Недаром бархатцы называют «цветком мертвых» - «flor del muerto». Такой алтарь должен быть в каждом мексиканском доме, а также их создают на площадях, в местных школах, магазинах, ресторанах, больницах, отелях, аэропортах. К алтарям возлагают не только цветы, но и прочие подношения: свечи, тамале - мексиканское блюдо, приготовленное из кукурузной муки, фрукты, игрушки - для маленьких умерших детей, алкоголь - для взрослых умерших. Обязательными атрибутами каждого алтаря на «День мертвых» является вода, потому что, мексиканцы считают, что духи страдают от жажды после путешествия между мирами и от голода, который может утолить только специальный сладкий хлеб – «pan de muertos», дословно «хлеб для мертвых». Женщины-мексиканки готовят блюда, которые очень любили мертвые при жизни, в каждом доме специально заправляют кровать, на которой пришедшие мертвые могли бы отдохнуть. В домах принято собираться родным и близким, чтобы радостно встретить покойных.

В дни перед праздником, на всех прилавках магазинов, лавочек продают символы праздника – гробики, черепа, скелетики, - они могут быть изготовлены из шоколада, из глины, из картона. Вообще, черепа и скелеты в это время можно увидеть повсюду: их рисуют на дверях и окнах домов, на асфальте и стенах, на одежде тоже должны быть эти символы. Но желательно, чтобы черепа были нарисованы яркими цветами и улыбались, ведь «День мертвых» в Мексике - праздник радости и веселья, а не скорби и тоски. Поэтому, если в эти дни вам подарят символический череп или гробик, где написано ваше имя, то не будьте шокированы: это сделали от всей души, потому что так принято в Мексике. Такие подарки делают всем родным и близким, а также друзьям. Кроме того, на витринах магазинов, можно часто увидеть пирамидки - ацтекские «цомпантли», которые индейцы воздвигали из черепов поверженных врагов. Это мексиканский символ неразрывной связи жизни и смерти.

В течение празднования «Дня мертвых», принято ночью посещать кладбища, но это, опять-таки, не грустное событие, а настоящая кульминация праздника и долгожданная встреча с родственниками, ушедшими в другой мир, возможность провести с ними время, выпить и поесть в кругу родных и близких. Стоит предупредить, если вдруг вы тоже решите съездить на кладбище в эти дни, чтобы посмотреть на традиции празднования мексиканцев, что парковка будет занята, а машины местных жителей заполонят несколько кварталов вокруг. Люди стекаются сюда плотным потоком. Они убирают могилы, посыпают их лепестками цветов, ставят венки и букеты из желтых бархатцев, украшают свечками, приносят сюда самую любимую еду, напитки их покойного, а также его фотографии. Потом устраивают на могиле пикники и танцы, под веселую музыку музыкантов-мариачи. Европейцев это вводит в ступор и кажется кощунством, а для мексиканцев – это возможность создать семейную идиллию у каждой могилы. Тут все как на наших семейных праздниках: женщины суетятся, накрывая стол, мужчины общаются и рассказывают интересные истории о жизни покойного, нарядные дети играют и бегают, а младенцы спокойно дремлют в колясках. Но стоит сказать, что чаще всего, традиции задушевных посиделок на кладбище, поддерживаются теперь в маленьких городках и селах, а жители крупных городов предпочитают устраивать веселые карнавалы.

В любом случае, для европейцев, знакомство с традициями празднования «Дня умерших» в Мексике, станет ударом по привычным стереотипам и раскроет совершенно иную и противоположную точку зрения на смерть. Поэтому, если у вас будет возможность побывать на этом мексиканском празднике, то очень вам рекомендуем это сделать.

1 ноября в Мексике по всей стране отмечают День Мертвых (Dia de los Muertos). Собственно, мы и спланировали свое путешествие так, чтобы попасть на этот мексиканский праздник.

Несмотря на то, что День Мертвых отмечают в то же время, что и Хэллоуин, празднование имеет несколько иной смысл. Кроме того, по настоянию католической церкви, празднование Дня Мертвых было перенесено с августа на конец октября – начало ноября. Уже с вечера 31 октября люди выставляют на улицы алтари в память об умерших родственниках .

Считается, что именно в этот день духи умерших людей возвращаются из другого мира, повидаться с родными и близкими.

Сам праздник не носит какого-то жестокого характера и, в отличие от Хэллуина, на котором торжествует всякая нечисть, в День Мертвых мексиканцы вспоминают своих ушедших в другой мир родственников и друзей .

В 2003 году День Мертвых был включен в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Этот праздник – древнейший культурный обычай индейцев майя и ольмеков , сохранившихся до наших дней. Сейчас День Мертвых отмечают не только в Мексике, но и в Гватемале, Гондурасе, Сальвадоре.

Стоит отметить, что празднования в разных регионах Мексики несколько отличаются.

Накануне праздника, вечером 31 октября, в Тулуме вдоль главного проспекта Тулум (Avenida Tulum) можно встретить множество людей с раскрашенными лицами.

Магазины и рестораны, чтобы привлечь посетителей, тоже сооружают алтари в честь известных личностей.

Обязательными атрибутами алтаря на День Мертвых являются: свечи, вода, соль, цветы, фотография умершего (или нескольких), специально приготовленный Хлеб Мертвых (что-то на подобии кулича на Пасху), а также на алтарь ставят любимую еду покойника и напитки. Алтари украшают сахарными или шоколадными черепами. Раньше, во времена майя и ольмеков люди дома хранили настоящие черепа умерших родственников и демонстрировали их во время разных ритуалов. Черепа символизируют смерть и воскрешение.

На алтарях также размещают личные вещи умершего человека для того, чтобы его душа была рада и спокойна, когда придет посетить этот мир.

На алтарь кладут оранжевые бархатцы, эти цветы называют «цветы мертвых» (Flor de Muerto) , они притягивают души умерших.

Люди, выставившие на улице алтарь в память о своих родственниках, благодарят, если проявляешь искреннее и доброе внимание к алтарю. Вообще, мексиканцы представляются мне добрым и дружелюбным народом.

После майя традицию праздника переняли племена ацтеков. Ацтеки отмечали это праздник целый месяц, отдавая почести богине смерти Миктлансиуатль.

На центральной площади в Тулуме проводят городской конкурс на лучший алтарь . Группы людей, представляющих семьи или компании, сооружают импровизированные алтари и демонстрируют их горожанам и туристам. На многих «стендах» угощают посетителей традиционной едой этого праздника. У одного из алтарей досталось и нам – угостили завернутым в банановый лист пирожком из кукурузной муки. Начинка – курица и фасоль.

В городе повсеместно в этот день устраивают развлекательные мероприятия.

На нескольких площадках, в Тулуме мы насчитали четыре сцены, выступают творческие коллективы.

Одно выступление сменяется другим. Энергичные танцы индейцев произвели на всех наибольшее впечатление.

Праздник День Мертвых сейчас все больше похож на карнавал . В наше время дети также переняли традицию Хэллуина – выпрашивать сладости, поэтому в городе много детей с раскрашенными лицами и специальными корзинками для сладостей.

Современным символом праздника День Мертвых является скелет девы Катрины (La Calavera de la Catrina) , наряженный в изысканные платья. По всему Тулуму были расставлены ее клоны. В многочисленных сувенирных лавках продают миниатюрные копии Катрины.

Этот символ праздника (Катрина) появился лишь в начале ХХ века. Катрина изображает скелет богатой женщины, тем самым показывая всем, что независимо от важности человека, его богатств и статуса в обществе, все люди смертны .

Конечно, в этот день памяти об умерших, люди посещают кладбище. С собой мексиканцы берут угощения для духов, любимые напитки и продукты умерших. Чем-то эта традиция напоминает Родительский день в России.

Чтобы посмотреть, как местные жители в Тулуме празднуют День Мертвых на кладбище, мы в этот день посетили его дважды – днем и ночью.

К сожалению, каких-то особых и интересных действий мы там не увидели. Днем люди украшали и убирали могилы, оставляя на них принесенные подношения.

Ночью на кладбище, кроме нас и еще пары туристов с фотоаппаратом, никого не было.

Кладбище в Тулуме весьма интересное для посещения место. Не ожидаешь увидеть такого буйства красок в таком месте. Оно находится на улице Calle Luna Sur , которая начинается от проспекта Тулум.

После дневного посещения кладбища, мы зашли в один из ресторанов для местных. Так получается, что пока в Мексике мы не питаемся в туристических местах, отдавая предпочтение готовке дома и небольшим кулинарным экспериментам в аутентичных местах.

На этот раз решили попробовать традиционные пирожки с начинкой Эмпанада (Empanada) . Эмпанада – это блюдо популярное в Латинской Америке и на Пиренейском полуострове.

Наше внимание к этому заведению, находящемуся на улице Calle Sol привлекло то, что мы увидели, как женщина бойко лепит на специальном деревянном механизме похожие на чебуреки пирожки.

В пирожки эмпанада в качестве начинки могут добавляться мясо, сыр, овощи. Обжаривают эмпанадас в кипящем масле.

Мы решили попробовать эмпанадас с четырьмя разными начинками. Эмпанадас подали с двумя соусами – острым помидорным и соусом из авокадо. Также к эмпанадас полагается густые сливки, что придает блюду фантастический вкус.

А еще сегодня мы попробовали тортас (tortas) . я описал, чем отличается тортас от такос (tacos). Этот тортас даже рядом не стоял с теми эмпанадос.

Уже в ночи мы снова отправились на городское кладбище, так как думали, что какие-то праздничные действия там будут проходить в это время суток. Полночь, кладбище, День Мертвых. Символично, только почему-то мексиканцев на кладбище нет. Живых мексиканцев. Лишь тишина, кошки, сидящие на могилах и горящие свечи, освещающие душам умершим путь в наш мир.

Вообще, я настолько был под впечатлением от ночного освещаемого кладбища. Прозвучит странно, но место романтическое .

Теперь я понимаю эту моду на «веселенькие» черепа на сумках и одежде. И это теперь совсем не страшно – лишь напоминание о том, что все мы смертны.

Вспомнилось, что некоторое время назад на российский рынок компания Danone выводила линейку продуктов, объединенную маркой «Скелетоны». Под этим брендом продавались молочные продукты, в том числе йогурты, а их реклама на телевидении выбивалась из общего ряда. Если обратить внимание, то в самой рекламе отражается восприятие в нашей культуре подобного рода символов. Зато теперь у нас есть «Чудо», не хватает «нежности» и «добра».

Была такая паника, скандал. О, ужас! Что показывают нашим детям в рекламе? В итоге, бренд «Скелетоны» на российском рынке с треском провалился. Не готовы пока еще мы мириться со своей физиологией и законами бытия.

Кажется, это праздник День Мертвых еще долго не приживется в России, так как в нашей культуре по мертвым принято скорбить и печалиться, а здесь совсем наоборот – вспоминать, помнить и почитать.

Мы ищем для вас самые интересные направления и предлагаем варианты маршрутов для самостоятельного путешествия.
и вы первым узнаете все самые лучшие спецпредложения авиакомпаний на составленные маршруты и другие новости.

Быстро, просто, не отходя от компьютера вы можете