Когда ребенок начинает ползать и сидеть. Во сколько месяцев и когда ребенок начинает ползать на четвереньках

Физическое развитие детей проходит поэтапно. На пути к взрослению настоящим прорывом считается период, когда ребенок начинает ползать на четвереньках. Врождённый рефлекс познания развивает двигательную активность. Когда в зоне досягаемости рук неизученных секретов не остается, любознательный малыш пытается узнать о других предметах, до которых нужно добраться. Самый удобный для этого способ - встать на четвереньки и доползти. Осваивая новую технику передвижения, кроха начинает ощущать свободу и всю прелесть открывающихся перед ним возможностей. Этот этап развития очень важен и полезен для маленьких деток.

В каком возрасте малыш впервые встает на четвереньки

Ползание на четвереньках - это классика, самый распространённый способ передвижения детей раннего возраста. Малыши очень изобретательны в своём стремлении побыстрее познакомиться с окружающим миром, поэтому перемещение может исполняться по-разному.

Детки ползают так, как им нравится. Обычно всё начинается с неуверенных движений, покачиваний и неизбежных падений. Возможны слёзы и синяки, но любопытство сильнее.

Для заботливых родителей мы специально подготовили статью о том как помочь ребенку научиться ползать , обязательно ее прочтите!

С каждым днём увеличивается дистанция и скорость передвижения. Пытливый малыш уже не ограничивается пространством одной комнаты. Он уверенно движется за мамой на кухню, заглядывает в ванную комнату и с любопытством посматривает на входную дверь, пытаясь понять, что там за пределами коридора. Ребёнком управляет жажда познания, но ни один педиатр не даст точного ответа, когда именно появляется потребность в ползании на четвереньках. В этом вопросе норм и строгих сроков не существует. Всё индивидуально и зависит от разных факторов:

  • особенностей нервной системы;
  • строения опорно-двигательного аппарата;
  • психического развития;
  • телосложения;
  • состояния здоровья;
  • инициативы родителей.

Пик активности познавательной деятельности выпадает на возраст 5–7 месяцев. В этот период многие детки начинают сидеть. Ходить они ещё не умеют, поэтому пытаются передвигаться любыми доступными способами. Благодаря ползанию на четвереньках ребёнок начинает думать и логически размышлять. Он видит цель и соображает, как лучше и быстрее до нее добраться. Ему не интересны уже опробованные способы перемещения. Освоив технику синхронного передвижения рук и ног, кроха понимает, насколько удобней и быстрее могут исполняться его желания.

У некоторых детей желание ползать может появиться на только 10–12 месяце. Подвижный и смышлёный ребёнок осваивает новые движения быстрее, поэтому первые попытки у активных малышей можно заметить в 5 месяцев. В 6–7 месяцев большинство из них уже передвигаются ползком и с удовольствием пользуются удобством перемещения на четвереньках в нужном им направлении.

Маленький ребёнок выбирает максимально удобный для себя стиль передвижения. Он должен ползать самостоятельно, прокладывая маршруты и достигая цели. Не мешайте ему в этом стремлении, не переучивайте и не настаивайте на своих методах.

Важность ползания на четвереньках для маленьких детей

Многие дети предпочитают ползать на четвереньках, а не по-пластунски. Именно этот способ педиатры называют полноценным, самым полезным и сложным. Малыш должен не только синхронно передвигать руки и ноги. Он старательно удерживает свое тело в приподнятом положении, координирует движения и учится держать равновесие. У детей формируются изгибы позвоночника, они учатся распределять нагрузку и управлять направлением. Вместе с этим развиваются интеллект, зрительные навыки и моторика.

Не исключено, что кроха пропустит этап ползания на четвереньках и сразу встанет на ножки. Это не отклонение, но полезный навык желательно не пропустить. Ползая, дети получают новые знания, открывают для себя необычные предметы и осваивают незнакомые пространства. Они тщательно изучают всё, что встречается на пути. Постепенно формируется восприятие себя, как отдельного человека. Кроха привыкает к самостоятельности, учится находить и принимать решения.

Стоит ли беспокоиться если ребенок не ползает на четвереньках

Нежелание передвигаться ползком может быть вызвано отклонениями в развитии, избыточным весом и проблемами со здоровьем. В таких случаях требуется участие лечащего врача. Одной из самых частых причин отказа от ползания является чрезмерная услужливость родителей. Они настолько старательны в своем опекунстве, что у ребёнка просто нет необходимости и возможности проявлять свои способности. При отсутствии интереса рождается обычная лень, а это не самое лучшее качество для успешного будущего.

Выводы

На каком месяце у малыша возникает потребность в перемещении на четвереньках спрогнозировать невозможно. Обычно это возраст 5–12 месяцев. Польза такого способа передвижения очевидна и доказана. Если кроха отказывается ползать и причина не связана со здоровьем, попробуйте научить его. Делайте это правильно. Обычные тренировки эффекта не принесут, встать и поползти малыш должен захотеть, а для этого его надо заинтересовать. Просто создайте комфортные условия, наблюдайте за процессом и ненавязчиво помогайте.

Видео по теме

  • Умение ребенка ползать – навык, который с нетерпением ждут многие родители. Возможность самостоятельно перемещаться с помощью ползания появляется у деток в норме с 5,5 до 9 месяцев. Если ваш ребенок пополз, это говорит о том, что у него правильно развиваются мышцы спины и позвоночник. Но не все малыши проходят этап ползания, некоторые и вовсе его пропускают, переходя сразу к ходьбе. Допустимо ли это, какие есть нормы развития навыка и во сколько месяцев начинает ползать грудничок, рассмотрим в нашей статье.

    Осознанная двигательная активность появляется у малыша не раньше, чем он научится хорошо держать головку и освоит переворачивание со спины на живот. Когда ребенок будет способен самостоятельно, безо всякого усилия, поворачиваться в положении спинка/животик и обратно, крутить высоко поднятой головой, то его мышцы уже окрепли и готовы к освоению следующего важного этапа – навыка ползания.

    На формирование данного умения также могут влиять некоторые факторы, которые обязательно нужно брать во внимание при оценке развития малыша. Среди них можно выделить самые значимые:

    На заметку! Наличие рефлекса ползания можно наблюдать даже у новорожденных младенцев. Проверить наличие этого рефлекса очень просто. Уложите своего кроху на животик, и в качестве опоры для ножек подставьте к ступням ребенка свою ладонь. Ребенок тут же попытается слегка оттолкнуться от вашей ладони, неосознанно стремясь продвинуться вперед.

    Развитие этапов ползания у грудничка

    У каждого грудного ребенка может быть свой “индивидуальный стиль” ползания, но в целом специалисты выделяют несколько этапов, через которые малыш постепенно проходит для полноценного формирования навыка. Последовательность этапов можно рассмотреть в таблице, где пошагово расписано двигательное развитие младенца в определенном периоде.

    Возраст ребенка Этап развития Характерные признаки
    5-7 месяцев Ползание на животе Грудничок сам переворачивается на животик и пытается активно передвигаться вперед с помощью мышц рук (активная нагрузка на плечи и локти). Передвижения могут напоминать активность “гусеницы”. У малыша еще не получается двигаться вперед, чаще у него получается ползать назад или даже в сторону.
    6-8 месяцев Ползание по-пластунски Ребенок уже пытается подтягивать поочередно ножки в попытке продвинуться к предмету или маме. Опора приходится на ладони, что упрощает процесс ползания. Поначалу малышу будет удаваться ползать задом наперед, это нормальный ход развития навыка. Постепенно “пластунские” движения должны привести к способности вставать на четвереньки
    7-9 месяцев Ползание на четвереньках Научившись держать вес на четвереньках, ребенок будет учиться переставлять ножки и ручки. Процесс может выглядеть как раскачивание, еще неловкое и неуклюжее, но с каждым днем навык будет укреплять мышцы. Примерно к концу 9-ого месяца дети осваивают ползание в полноценном понимании и начинают ползать на четвереньках.

    Интересный факт! На многих форумах для родителей можно встретить обсуждения, когда девочки и мальчики начинают ползать, делая акцент на том, что двигательная активность у обоих полов различается. Но стоит отметить, что развитие навыка ползания не зависит от пола ребенка. Поэтому если у вас сын, то не стоит переживать, что мальчики начинают ползать позже девочек или наоборот.

    В большинстве случаев ребенок проходит все этапы развития ползания. Некоторые груднички предпочитают действовать по собственному “плану”, выбирая наиболее удобный для себя способ передвижения и долгое время пользуясь им. Активные с рождения малыши могут миновать первые этапы и сразу учатся ползать на четвереньках. Другие же могут до 8-9 месяцев передвигаться по-пластунски, а затем, научившись сидеть и вставать без поддержки, стараться сделать первые шаги.

    Упражнения для развития навыка ползания у детей

    Стремление к самостоятельному движению и познанию окружающей ребенка среды заложено природой. Если у ребенка есть возможность ползать в часы активности и имеется подходящая поверхность, то многие родители просто пускают процесс “на самотек”. Если у вас есть желание помочь своему малышу научиться управлять своим телом и улучшить его координацию движений, можно выполнять с ним простые упражнения.

    Развиваем мускулатуру рук

    Хорошее упражнение для ребенка возраста 5,5-6 месяцев с развивающим ковриком. Выложите младенца на коврик положением на живот. Яркие игрушки на коврике должны быть подвешены на уровне глаз. Кроха будет пытаться дотянуться до игрушки, опираясь на одну руку, чтобы другой коснуться её.

    Занятия на мяче

    Специальный мяч – фитбол поможет укрепить ребенку мышцы спины и живота. На первом занятии нужно выложить кроху спинкой на мяч, придерживая его подмышками. Легко покачивайте мяч вперед/назад. Достаточно 3-5 минут. На втором занятии выкладываем ребенка на мяч положением лежа на животе, придерживая за спинку и стопы. Перед мячом кладем игрушку. Ребенок будет пытаться её достать, передвигая ладонями по мячу.

    Ежедневный массаж

    Многие неврологи рекомендуют делать массаж, чтобы ребенок начал ползать. Массаж усиливает кровоток в области позвоночника, стимулирует мышцы спины. Легкие поглаживающие движения от плеч к пояснице нужно чередовать с более интенсивными. Процедуру можно проводить самостоятельно, посмотрев обучающее видео, или довериться специалисту.

    Малыш не ползает – стоит ли бить тревогу?

    В редких случаях бывает, что ребенок вообще не начинает ползать. Вместо ползания он пользуется альтернативным способом перемещения, например, пытаясь подпрыгивать в сидячем положении, раскачиваясь на четвереньках и подпрыгивая, или же скользя на животе. Переживать по этому поводу не стоит, если:

    • малыш пользуется обеими ручками и ножками в равной степени;
    • учится координировать движения левой и правой стороны туловища, стремясь находиться в движении даже без умения ползать;
    • у ребенка в совокупности с вышеописанным есть все условия для правильного физического развития и роста.

    Важно! Если вы чувствуете, что с двигательным развитием малыша что-то не так, проконсультируйтесь с вашим педиатром.

    Самое важное для ребенка – иметь возможность самостоятельно изучать окружающую его среду и укреплять своё тело, готовя его для ходьбы. Поощряйте малыша в его первых попытках ползать, развивайте навык в игровой форме. При должном подходе ваши усилия будет вознаграждены, и ребенок с помощью ползания будет преодолевать любые дистанции.


    Первый настоящий прорыв на пути к взрослению происходит, когда ребенок начинает ползать. С этого момента он может самостоятельно передвигаться, что существенно расширяет его кругозор. Малыш теперь сам решает, куда ему податься и чем заняться. Многие родители ошибочно полагают, чем быстрее ребенок пойдет, тем лучше. Некоторые даже гордятся тем, что кроха, пропустив этап ползания, сразу начал ходить. Так ли это хорошо на самом деле? Попробуем разобраться.

    Идеальный возраст для ползуна

    Какой он, этот возраст, и существует ли он на самом деле? Во сколько дети начинают ползать? Сколько детей, столько и вариантов ответов на эти вопросы. Нельзя категорично и безоговорочно назвать конкретные сроки, рекомендуемые для начала ползания. Можно привести только примерные ориентиры, которыми руководствуются современные педиатры.

    Итак, с какого месяца возникают первые предпосылки для ползания? Даже у новорожденного ребенка можно наблюдать рефлекторные попытки оттолкнуться от подставленной под пятки ладони взрослого. Конечно, это всего лишь проявление врожденного неосознанного рефлекса.

    Трехмесячный малыш начинает готовиться к предстоящему ползанию, когда учится переворачиваться со спинки на животик и наоборот, пытается удерживать головку самостоятельно. Такие сложные для крохи упражнения помогают развиваться и укрепляться мышцам спины, которые потом сыграют важную роль в становлении навыков ползания.

    Чем раньше получится у малыша перевернуться и уверенно держать голову, тем больше вероятность того, что он рано поползет.

    Настоящие серьезные попытки к самостоятельному передвижению будущий ползун предпримет, когда ему исполнится пять месяцев. Срок этот примерный, и касается он не всех детей. Это самый ранний возраст из возможных, в котором могут проявляться зачатки ползания. Некоторые дети начнут проявлять активное стремление подползти к чему-либо только ближе к году, месяцев в девять.

    Поэтому в качестве среднестатистической нормы для начала ползания можно назвать возраст семь месяцев как самый распространенный и наиболее приближенный к идеальному.

    Что может повлиять на скорость развития двигательных навыков?

    • Масса тела ребенка. Слабый малыш, который плохо набирает в весе, вряд ли скоро поползет. То же касается упитанного сверх меры богатыря.
    • Характер. У каждого человека от рождения он свой, и зачатки холерика и флегматика проявляются уже в младенческом возрасте. Если малыш шустрый и подвижный, имеет легко возбуждаемую нервную систему, то он поползет быстрее. Медлительный и спокойный, скорее всего, не захочет торопить события.
    • Атмосфера вокруг ребенка , которая складывается из взаимоотношений в семье (папы и мамы, братьев и сестер). Это тоже имеет немаловажное значение для формирования двигательных навыков. Чем спокойнее и доброжелательнее окружение, тем выше вероятность раннего начала ползания.
    • Состояние здоровья малыша , его общее самочувствие на момент наступления благоприятного возраста для развития движений, сопутствующих ползанию.
    • Внутриутробный период. Важно, как протекали беременность и роды у матери, какие осложнения возникли и как они отразились на ребенке.
    • Наследственная предрасположенность. Возможно, мама или папа были рекордсменами в области скоростного передвижения ползком. Или, наоборот, осторожничали, не спешили быть в первых рядах.
    • Специальная гимнастика и массаж. Этими способами можно ускорить процесс, они помогут подготовить и укрепить мышцы, придадут малышу уверенности в своих силах.

    А как влияет пол ребенка на развитие навыка ползания?

    Практически никак не влияет. Есть более быстрые мальчики и более медленные девочки, и наоборот. Для того чтобы ребенок начал ползать, необходимо стечение не одного, а многих обстоятельств. Одна только половая принадлежность ничего не решает. Каждый случай особенный, каждый ребенок уникальный.

    Но все же существует статистика, и вот о чем она говорит. При схожей среде проживания и развития ребенка, если дети одинаковой комплекции и не имеют патологий и проблем со здоровьем, младенцы женского пола быстрее начинают осваивать азы ползания. Обычно на полмесяца или на месяц позже делают первые попытки самостоятельного передвижения представители сильной половины человечества.

    Поведение мальчиков и девочек в процессе ползания также отличается. Сильный пол более активен, любопытен и неусидчив, девочки спокойнее, рассудительнее, осторожнее.

    Да и ходить, по среднестатистическим данным, маленькие принцессы начинают гораздо раньше (разница с мальчишками составляет от двух до трех месяцев).

    О пользе передвижения ползком

    1. Стремление к ползанию формирует личностные качества. Впервые малышу приходится добиваться цели самому, без посторонней помощи. Приходится прилагать усилия, принимать решения, преодолевать трудности, собственную лень.
    2. С развитием навыков ползания развивается мышление, особенно при перекрестном способе передвижения. Приходится координировать свои действия, поочередно выставляя вперед то руку, то ногу. Пространственное ориентирование также будет развиваться: малыш должен сообразить, где находится, куда и как ему двигаться, чтобы достичь желаемой цели.
    3. Такой способ передвижения поможет мышцам спины укрепиться. Ползание на четвереньках подготовит позвоночник ребенка к будущим нагрузкам, которые возникнут при хождении. Физическая нагрузка – естественное средство избавления от патологических состояний (асимметричности туловища, кривошеи, слабого или усиленного мышечного тонуса).

    Разнообразие форм ползания

    • Прыжок лягушки. Малыш совершает движение, похожее на прыжок: две руки выносит перед, затем стремительно одним движением перемещает обе коленки к рукам.
    • По-пластунски. Ребенок ползет, лежа на животике; опирается на локотки, подтягивает одну ногу под себя, другая прямая.
    • Перекат. Это не ползание в общепринятом смысле, но все-таки способ перемещения в пространстве. Так малыш тоже может добраться туда, куда ему нужно, без особых усилий. Способ для лентяев. Младенец катается туда-сюда, со спины на живот и наоборот, постепенно перемещаясь.
    • Движения рака. Ребенок пятится назад, как рак. Такой вид ползания довольно распространен у деток, и это нормально. Просто координация движений у них находится еще в зачаточной стадии развития. Если малышу так удобно, значит, никаких проблем нет. Некоторые детки двигаются боком, другие вращаются вокруг себя. Со временем все встанет на свои места.
    • Ползание на попе. Кроха сидит на попе, подогнув под себя одну ножку, а другой пробует сделать отталкивающее движение. Некоторые могут передвигаться таким образом довольно ловко и быстро.
    • Ползание на спинке. Бывает и такое. Такой способ перемещения очень необычен, но это не отклонение от нормы. Все движения руками и ногами малыш совершает, лежа на спине, и получается это у него очень ловко и складно.
    • Перекрестный вид ползания. Это самый привычный способ передвижения деток. Именно к такому результату обычно приводят все эксперименты малюток в конечном итоге. Ребенок начинает ползать именно так, когда он уже хорошо овладел своим телом и может координировать свои движения после долгих тренировок.

    Не спешите учить малыша ходить или сидеть, особенно если он еще не научился ползать. Не торопитесь сократить период ползания. Этот этап очень важен для умственного, психоэмоционального и физического развития. Пусть малыш ползает столько, сколько ему потребуется. Такие тренировки укрепят его тело, и он увереннее и крепче будет стоять на ногах. Слишком раннее хождение и сидение создает большую нагрузку для неокрепшего позвоночника. Да и маме будет легче с ползающим малюткой. Когда ребенок начнет ходить, опасности будут подстерегать его повсюду, за ним нужен будет глаз да глаз.

    Как освоить азы ползания: помощь родителей

    • Предоставьте малышу свободу действий , пусть будет больше пространства для маневров. Отлично подойдет расстеленное на полу одеяло. Проследите, чтобы не было сквозняка и опасных вещей поблизости. На ровной и твердой поверхности малышу будет проще научиться отталкиваться.
    • Заинтересуйте ребенка : красивые игрушки, необычные предметы, все, что может привлечь его внимание, должно лежать неподалеку. Однако «приманку» надо положить так, чтобы до нее надо было доползти. В качестве привлекающего объекта хорошо использовать домашних животных, дети очень любят с ними играть и с радостью будут подражать их движениям.
    • Поползайте рядом с малюткой , показывая пример, или продемонстрируйте ему мастер класс от более опытного ползуна – ровесника вашего ребенка.
    • Массаж . Его может сделать специалист. Но и в домашних условиях вы с легкостью воспроизведете несложные массирующие движения: поглаживания, похлопывания, мягкие растирания ножек и ручек (начиная с кистей или стоп, заканчивая предплечьем и бедром). Проводят процедуру один раз в сутки в течение 5-7 минут. Нельзя делать массаж сразу после еды или перед ней. Массирование конечностей или спинки (поглаживающими движениями вверх и вниз) подготовит мышцы к предстоящим нагрузкам, снимет с них напряжение.
    • Занятия на большом мяче : положить кроху на мяч, придерживая его в области подмышек, головка и животик вниз, ножки вверху. Мяч аккуратно перекатывают вверх и вниз, ребенок прогибается, напрягает спинные мышцы. Усложнить задание можно, положив на полу яркий предмет. Малютка будет за ним тянуться и тренировать спинку и руки.
    • Укрепление верхних конечностей : возьмите малыша за руки, пусть он крепко ухватится за ваши пальцы, затем потяните его к себе; стимулируйте его поднимать свое тело вслед за руками.
    • Ходьба на руках . Положите малыша на живот, дайте ему хорошо упереться руками и поднять головку, затем аккуратно приподнимите ноги. Придерживая малыша, позвольте ему сделать несколько шажков руками.
    • Упражнение «Лягушонок» . Когда грудничок лежит на животе, подставьте ему под пятки свою ладонь, ребенок должен упереться своими ножками и оттолкнуться от вашей руки.
    • Подтягивание . Положите ребенка на живот, рядом поместите игрушку, подвесить ее надо на небольшой высоте над матрасиком кроватки (если кроха лежит в ней). Карапуз будет пытаться достать ее, для этого ему придется дать работу мышцам предплечья.
    • Упражнения с валиком . Чтобы научить малыша принимать правильную позу для ползания (на четвереньках), надо подложить ему под грудь маленький валик (это может быть скрученное одеяльце) и раскачать его то вперед, то назад. В этой ситуации грудничок будет пытаться передвигать ножки и ручки вместе с движущимся валиком.

    Обеспечьте безопасность вашему ребенку, когда он будет проходить школу ползания на полу.
    Опасно:

    • сквозняки;
    • острые и мелкие предметы;
    • углы мебели;
    • скатерть на столе (там может быть что-то горячее, тяжелое, острое), которую можно стянуть на себя;
    • шаткая мебель;
    • легко открывающиеся дверки шкафов с бытовой химией;
    • электроприборы с проводами и розетками;
    • грязь на полу;
    • (если они агрессивно настроены или имеют богатый шерстяной покров).

    Не стремитесь подогнать вашего малютку под какие-то нормы. Пусть вас не беспокоит, во сколько месяцев ребенок начинает ползать, а также то, как именно он ползает (по сравнению с ребенком вашей подруги). Главное, чтобы он пытался это сделать, раньше или позже. Если же малышу почти исполнился год, а он вообще не предпринимает никаких, даже слабых попыток к какому-либо перемещению, то обязательно стоит показаться врачу. Только педиатр сможет определить настоящую причину и оказать помощь.

    Во сколько месяцев ребенок начинает ползать? Согласно нормам двигательной активности грудничка первого года жизни это происходит примерно в 8 месяцев. Ползание - трудный навык для освоения. Не сразу и не у всех детей этот процесс начинается и протекает гладко. Но если однажды получилось, ползуна - не поймать.

    Если ребенок ползает месяцев с 6–7, это считается ранним навыком. Ничего опасного в этом нет. Бывают случаи, когда грудничок перескакивает этап ползания и сразу . Почему так происходит? Может быть, малыш много находился в вертикальном положении. Возможно, грудничку не предоставили условия для развития этого навыка. А поскольку мир зовет, хочется самому изучить пространство, добраться, взять предмет в руки, то кроха начинает рано подниматься на ножки. Хорошо это или плохо? Специалисты утверждают, что такой скачок может негативно сказаться на формировании скелета. Поэтому чем позже грудничок примет вертикальное положение и пойдет, тем лучше будет для позвоночника.

    Что дает ползание

    Обычно малыш ползает в течение нескольких месяцев, затем встает, делает первые шаги. Даже если он пошел, то часто перебирается в «нижний ярус», потому что ползать быстрее и надежнее. Какая польза от этого моторного навыка?

    • Укрепляет мышечно-связочный аппарат . Этот навык полезен для общего физического развития. Если у ребенка наблюдались какие-либо отклонения от нормы ( , повышенный или пониженный тонус, асимметрия в теле и т.д.), они, как правило, корректируются естественным путем - активным движением и укреплением мышц.
    • Формирует естественные изгибы позвоночника . Это важно для амортизации при хождении. Изгибы действуют, как пружины, и позволяют выдерживать большую динамическую и статическую нагрузку на позвоночник.
    • Развивает координацию движения тела . Это умение даст возможность малышу выполнять двигательные задачи любой сложности. Координация помогает сохранять равновесие, ориентироваться в пространстве, чувствовать ритм.
    • Дает свободу действий . Ползание - осознанный и целенаправленный процесс. Оно открывает возможности изучать пространство и ориентироваться в нем, развивает любознательность и целеустремленность. Ползание - первый самостоятельный «выход в свет», который дает малышу уверенность в своих силах.
    • Развивает интеллект . Первый год жизни грудничка называется психомоторным этапом. Это значит, что двигательная активность неотделима от эмоционального, психического развития. Чем больше малыш двигается, тем лучше кровоснабжение и работа мозга. Движение тесно взаимосвязано с развитием речи малыша, оно обеспечивает связь между левым и правым полушариями.

    Если ребенок пробует вставать слишком рано, не пытайтесь поощрять этот навык. Пусть он наползается вволю. И уж тем более не предлагайте ему . Сейчас идет много споров вокруг этой темы. Ограничимся одним тезисом: ходунки - костыли, которые отнимают у ребенка потенциал и природой заложенные возможности.

    Способы начала передвижения ползком

    Каждый ребенок начинает ползать по-своему. Это его индивидуальный двигательный «почерк», творческий подход к делу. По-разному он переносит свое тело в пространстве. Переучивать его не надо. Некоторые мамы даже пример показывают, как именно надо ползать, но толку мало.

    • . Это первое и главное условие, для того чтобы грудничок освоил ползание по-пластунски. Затем он наберется сил, научится стоять на четвереньках и ползти. Выкладывать ребенка на живот необходимо с первых дней жизни.
    • Скачкообразное ползание . Многие мамы рассказывают, что первый опыт ползания грудничка представляет собой раскачивание на четвереньках вперед-назад и прыжок. Такой способ передвижения ребенок может использовать продолжительное время. Он весьма небезопасен, потому что прыжки бывают неожиданными и стремительными. Взрослым все время нужно быть начеку с такими удальцами.
    • Задний ход . Сначала ребенок может поползти назад. Видимо, ему так удобнее и легче. Скоординировать движения рук и ног ему пока удается с трудом. Почему-то таких детей спешат показать неврологу. А тот, в свою очередь, спешит поставить диагноз и назначить лечение. Ползание задом не относится к нарушениям нормы.
    • Сидя на ягодицах . Бывают и такие уникумы, которые садятся на попу, подгибают одну ногу, а второй отталкиваются. Скорость движения впечатляет, родителям не угнаться.
    • На животе . Малыш не приподнимается полностью на четвереньки, а ползет на животе. Упор при этом делается на локти, одна нога согнута, а другая выпрямлена. Такой способ напоминает ползание по-пластунски. Он дает неравномерную нагрузку на мышцы спины, рук и ног. Одна часть тела все время расслаблена, а друга напряжена.
    • Перекатывание . На ползание этот вид перемещения мало похож. Скорее, это маленькая хитрость. Ребенок перекатывается на полу или на кровати для того, чтобы достигнуть цели - взять игрушку, например. Такой способ не развивает мышцы, не дает нагрузки на все тело. Возможно, у ребенка слабый плечевой пояс. Его надо укреплять.
    • Классическое перекрестное ползание . Ребенок стоит с ровной спиной на четвереньках и синхронно переставляет руки и ноги. Лопатки расположены симметрично. При этом ведущими являются руки. В них должно быть достаточно силы, чтобы малыш смог держать свой вес. Некоторые дети открывают этот способ ползания сразу. Другим требуется время, чтобы его освоить и полноценно ползать на четвереньках.

    Какими бы способами ни ползал малыш, важно, что он это делает.

    Элементарные условия для развития

    Дети начинают ползать и сидеть, когда созреют к этим навыкам физиологически. Если малыш здоров, то никакие особые, специальные условия, чтобы он пополз, не понадобятся. Как научить ребенка ползать? Это вопрос из той же серии, как научить сидеть, ходить, говорить. Давайте возможности для развития. Все остальное малыш сделает сам.

    Вес ребенка влияет на его умение быстро и ловко передвигаться ползком. Если малыш родился , то развитие всех моторных навыков может проходить с небольшой задержкой. Со временем этот зазор исчезнет. Если же грудничок весит больше нормы, ему также будет трудно ползать. Причину перебора в весе нужно устанавливать: неправильное питание, генетические предпосылки, обмен веществ. В любом случае богатыря или богатырку необходимо регулярно приобщать к двигательной активности.

    Если вы водили машину, то вспомните, как вы впервые сели за руль, какие у вас были проблемы? На самом деле все очень похоже на первое самостоятельное передвижение. Так же необходимо разобраться, КАК удобнее всего двигаться и главное КУДА, и желательно не задевая ничего лишнего.

    Продолжая аналогию с машиной. Пешеходу очень просто зайти в магазин, а вот для автомобилиста это целая задача: как подъехать, где припарковаться. Так же и для малыша. Ему нужно выбрать направление движения, повернуться в нужную сторону и только после этого начать передвигаться. Настоящий квест для полугодовалого человечка!

    Когда ребенок начинает ползать

    Каждый ребенок развивается в своем индивидуальном темпе, и в этом процессе важнее не то, во сколько месяцев малыш освоил тот или иной навык, а само освоение этого навыка, сама динамика двигательной активности.

    Ориентировочный возраст, когда дети начинают ползать, это 6-9 месяцев. В этот период ребенок меньше проводит времени на руках, больше на полу, исследуя мир. Рост ребенка на этом этапе замедляется, а вот умения, множатся и тянут за собой череду достижений: сидеть, ползать, стоять, ходить.

    Как начинает ползти ребенок

    Как правило, ребенок начинает ползти из положения сидя, то есть, после того как, малыш обрел способность сидеть без поддержки. Этот навык позволяет ребенку наклониться вперед, когда он хочет достать игрушку: он наклоняет туловище вперед, и тянется к игрушке, затем поджимает свои вытянутые ножки к телу, и продолжает тянутся, пока его туловище наконец не перевешивает его попку и он не падает на живот. Вот такой выпад вперед на живот и есть начало ползания.

    Внимание: когда ребенок начинает совершать такие выпады вперед, предлагайте ему только мягкие игрушки, на случай, если он упадет плашмя поверх игрушки.

    Как только ребенок сможет оторвать свой таз и животик от пола, образуя “мостик”, - он пополз. Сначала он будет покачиваться на ладонях и коленях, пока не выберет для себя способ перемещения.

    Ребенок начал ползать

    Все дети начинают ползать по-разному :

      Ребенок ползает по-пластунски : малыш медленно, извиваясь, продвигается по полу. Со временем он начинает ползать по-пластунски , на плотно прижатых к телу локтях;Ребенок ползает назад : некоторые дети начинают ползать назад, а не вперед, потому что отталкиваются от пола руками.Ребенок ползает рывками : некоторые дети отталкиваются от пола ногами, выбрасывая туловище вперед, как лягушка.

    Ребенок экспериментирует с разными стилями, пока не выберет, один, который оказывается эффективнее всех. Кроме того, способ перемещения ребенка зависит и от поверхности, на которой он находится:

      на ковре с глубоким ворсом малыш будет упираться ступнями и пальцами ног, выбрасывая затем свое тело вперед, как лягушка;на гладкой поверхности ребенок будет скользить на животе как червячок или перемещаться на ладонях и подошвах стоп, потому что они прилипают, а не скользят.

    На этом этапе не так важно, как ребенок двигается, как то, что он осознает свою способность перемещаться и экспериментирует с разными способами.

    На следующем этапе развития ребенок усовершенствует эти разные способы перемещения и выберет то, что наиболее эффективно.

    Ползание на четвереньках

    Поворотный момент в ползании наступает тогда, когда ребенок приобретает навык чередовать руки и ноги так, что рука с одной стороны и нога с противоположной движутся вперед и касаются пола одновременно, при этом, он твердо стоит на руке и колене, которые остаются на полу.

    Такая позиция - это умение перемещаться, которое учит ребенка использовать одну сторону своего тела для удержания в равновесии другой. Ползание на четвереньках - это самый эффективный вид ползания, так как, в этом случае малыш ползет по оптимально прямой линии.

    Видео - ребенок ползает по-пластунски , а не на четвереньках

    Как научить ребенка ползать

      Дети любят переползать через препятствия. Положите между ребенком и игрушкой поролоновый валик.Выложите игрушки в виде волнообразной линии, при этом расстояние между ними должно быть около 50 см. Таким образом будет развиваться координация малыша. Ваша задача заинтересовать его первой игрушкой. Для этого можете использоваться его любимую игрушку. Когда он подползет к цели и поиграет некоторое время, покажите следующую игрушку. Теперь он движется в другом направлении, учится ориентироваться в пространстве. Для этой игры вам понадобятся несколько деревянных или пластмассовых шариков. Для начала возьмите один, положите перед собой на пол и поиграйте в «футбол». Толкайте и догоняйте шар. Заинтересуйте малыша этой игрой и предложите и ему попробовать. Таким образом кроха будет понимать траекторию движения предметов, как они изменяют свое местоположение. Когда ребенок освоит правила игры, добавьте еще шариков. Так он будет учиться держать в поле зрения сразу несколько предметов. Очень хорошо, если шары будут с гремящей начинкой. В этом случае малыш будет тренировать не только наблюдательность, но и слух. Вы можете сами положить горошины в шарик для пинг-понга . Возьмите погремушку и положите ее на расстоянии 1-2 м от малыша. Спрячьте ее под платком или другой тканью. Далее привлеките внимание ребенка, приподняв край ткани и тряся погремушкой. Малыш должен заинтересоваться игрушкой и подползти ближе. Дайте крохе возможность самому снять платок, посмотреть игрушку, повертеть в руках, изучить. Чередуйте игрушки в этой игре. Например, вы можете использовать пищалки, погремушки, колокольчики. Массаж, гимнастика, упражнения в значительной степени стимулируют развитие двигательных навыков у ребенка. Подробнее о технике проведения массажа ребенку читайте

    Видео - как научить ребенка ползать

    Но самый лучший способ помочь своему ребенку освоить тот или иной двигательный навык - не ограничивать малыша в его двигательной и исследовательской активности.

    Конечно, часто маме просто не обойтись без манежа, тем более, если она целый день одна с ребенком. Но следует сократить до минимума использование таких “помощников”, как манеж, ходунки, прыгунки и любых других конструкций, которые ограничивают движения ребенка. О важности этого момента остановимся подробнее ниже.

    Последствия ограничения движения ребенка

    В последнее время все чаще педагоги, психологи, детские неврологи уделяют внимание последствиям ограничения двигательной активности ребенка до года. Установлена прямая связь между возможностью ребенка свободно двигаться, осваивать двигательные навыки и его интеллектуальным развитием.

    Использование манежа

    Использование манежа - это удобно: положил ребенка в манеж и можно заниматься своими делами. Но ведь то, что удобно родителям, не всегда бывает удобно и полезно ребенку.

    Наблюдения психологов за разными семьями показали, что одни матери добросовестно и усиленно опекали и охраняли своих младенцев и держали их в кроватках или в манежах. В этих условиях мать спокойно занималась своими делами, не опасаясь, что ребенок ушибется, что-то возьмет или испортит. В то же время ребенок находился в положении узника — то же скудное общение с людьми, та же узость деятельности.

    Другие матери осмелились пустить детишек самостоятельно ползать по всей квартире. При этом они продолжали заниматься домашними делами, но и никогда не отказывали малышам в помощи или совете в случае необходимости.

    Психологами было отмечено, что такие малыши получали огромное «поле для исследования» и массу предметов с самыми разными свойствами. В то же время они имели неизмеримо больше возможностей общаться с матерью. Дети здесь были свободными исследователями и имели постоянно мудрого и доброжелательного консультанта.

    Ученые были поражены, насколько быстро развивались такие дети по сравнению со своими сверстниками, сидящими в манеже. Они и в дальнейшем намного обгоняли бывших «узников» в развитии.

    Использование ходунков

    Специалисты не рекомендуют использовать ходунки или любую другую конструкцию, которая заставляет ребенка для перемещения полагаться на постороннюю помощь, а не на собственные навыки. Ходунки разворачивают в обратном направлении естественный процесс неврологического развития, давая нижней части тела способность, с которой верхняя часть еще не готова справляться.

    Исследования показали, что дети, которые проводят существенную часть дня в ходунках, демонстрируют задержку моторного развития и испытывают особые сложности с освоением правильной ходьбы.

    В дополнение к вышесказанному, приведем отрывок из книги «Понимание человека» одного из ведущих специалистов в области детской и младенческой психологии Сильвано К. Монтанаро:

    «Рассмотрим взаимосвязь между движением и личными знаниями. Такие знания являются базовой информацией, хранящейся в мозге, базовой личной программой. К этой информации относятся:

    1. Базовая вера в себя : дети, которым предоставлена свобода движения, осознают, что они могут реализовать свои идеи и потребности.

    Их повторяющийся опыт — вижу предмет, добираюсь до него и изучаю его с помощью рук и рта — порождает четкое представление, состоящее в том, что когда мы чего-то хотим, мы можем двигаться и получить желаемое. Именно таким образом развивается здоровое эго, человек, способный успешно справляться с жизненными трудностями.

    Начиная с третьего месяца жизни у детей также должно развиваться базовое доверие к миру. Базовая вера в себя должна сформироваться к возрасту примерно одного года, когда ребенок начинает ходить, и он уже провел достаточно времени, проверяя свои способности свободно перемещаться в среде.

    Интересно заметить, что способность ходить по-человечески означает способность удерживать тело на двух ногах. Эти два типа базовой веры, которые мы описали, для нас являются двумя ногами в психологическом плане, с помощью которых мы должны идти по жизни. Если они сильные, то тогда человек способен пережить любые жизненные потрясения, потому что опоры его личности прочные. Для человека, имеющего всего одну из этих опор или вообще ни одной, продвижение по дороге жизни происходит сложно и медленно, а иногда оно и просто невозможно, так же как ходить, имея всего одну ногу или вообще не имея ног.

    1. Уверенность в себе: это внутреннее ощущение способности положиться на свои силы, в основе которого лежит опыт активной работы, произведенной в среде с помощью свободы движения.

    Это ощущение личной силы в решении проблем, и оно навсегда остается у человека. В будущем поменяются цели (сейчас — достать интересный предмет, например, разноцветный мячик, потом — сделать домашнее задание и т. д.), но с психологической точки зрения ситуация останется прежней — вам что-то интересно, вам необходимо совершить какие-то действия, чтобы удовлетворить этот интерес, и вы уверены в том, что вы способны это сделать.

    Эти счастливые люди обладают сознанием того, что они способны достичь желаемого, и даже если их первые попытки не увенчались успехом, они продолжают пытаться. Их уверенность в себе подталкивает их к тому, чтобы они продолжали повторять попытки, потому что они однажды уже почувствовали вкус успеха. Другие дети, которые впоследствии станут взрослыми, очень скоро прекращают свои попытки, потому что их эго не хватает уверенности в себе.

    Активное движение в первые месяцы жизни обеспечивает приобретение психофизического опыта, на основе которого формируется уверенность в себе, а благодаря этому бесценному инструменту появляется способность встретиться лицом к лицу с любыми трудностями в жизни.

    Каждый раз, когда мы лишаем ребенка возможности активно двигаться, основа его развивающегося эго находится под угрозой со всей чрезвычайной серьезностью отдаленных последствий.

    Знаем ли мы о тех усилиях, которые необходимы, чтобы подавить у детей их желание к свободным занятиям? Насколько утомительны наши попытки отвлечь их от потребности в движении, вредоносными подачками типа еды, соски или пассивных движений у нас на руках или в «коробках»? В специализированных магазинах можно легко найти шезлонги для младенцев, прыгунки, качели, ходунки и манежи. Воистину нет недостатка в оборудовании для пассивного движения!”

    Сильвано К. Монтанаро, «Понимание человека»

    Видео - педиат об использовании ходунков