Как с ребенком делать уроки без срывов. Как заставить ребенка делать уроки, не портя себе и мужу нервы? Боремся с усталостью

Вот и прошел выпускной утренник в детском садике — прощай период безоблачного детства! Многие родители отдают детишек в школу раньше семи лет, не осознавая, что тем самым укорачивают время наслаждения безответственностью. Как только ребеночек сядет за парту, на него тут же навалится груз ответственности за выполненное/невыполненное домашнее задание. Вот так. Как заставить ребенка делать уроки? Подумаем вместе.

Нарядные первоклашки с букетами цветов стоят на первой линейке. Они пока не осознают, что такое школа, и что от них требуется. Для них период беззаботного детства продолжается. И только родители понимают, что их дитя сделало первый шаг во взрослый мир — мир науки и познания. Это выглядит торжественно и волнующе. Что ждет кроху на этом пути?

На первых уроках малышей знакомят с новым для них предметом — царством букв и цифр. Уроки проходят в сокращенном режиме, чтобы психика маленького ученика адаптировалась к учебному процессу без напряжения. Домашние задания не задают или дают выполнить несложную творческую работу. Оценки на уроках не ставят: вместо них выдают звездочки или кружочки.

Психологи детально продумали все нюансы первоначальной адаптации малышей к новым обстоятельствам. Но вот пришло время настоящей учебы и наступила жизнь, полная ответственности за свои действия. Теперь старания маленького члена общества будут оценивать по пятибалльной (или десятибалльной) системе.

Многие родители замечают, что они вместе с малышом вновь «пошли учиться». На столе у ребенка появляются первые учебники, тетрадки и ручки. Он стал совсем большим и выглядит взрослым. У мамы появилась новая забота: как научить ребенка учиться? Как ни странно, в школе этому не учат. На уроках малышей учат писать, считать и читать. Выполнять домашние уроки школьник должен самостоятельно. Без маминой поддержки на первых порах не обойтись!

Первое домашнее задание

Прошла первая учебная четверть, и мама стала замечать: ребенок не хочет делать уроки. Первоклассник может сидеть за письменным столом и рисовать ручкой либо смотреть в окно. Бывает и такое: малыш быстро бросает ненужное для него занятие и начинает играть в игрушки. Что делать если ребенок не хочет учиться? Главное — не ругать!

Постарайтесь понять малыша: он не привык трудиться! Это для взрослых школа — не работа. Для малышей — это настоящий труд, потому что появилась ответственность. Раньше он занимался каким-либо делом по желанию, а теперь все изменилось: с него требуют ежедневного выполнения домашнего задания. Это революция в сознании малыша: как же так, и почему нужно делать то, что не нравится? В детской душе назревает бунт, все существо противится переменам.

Детские психологи отмечают такие особенности психики первоклашек:

  1. ограниченность внимания временем;
  2. усталость от монотонного занятия;
  3. потеря интереса из-за отсутствия мотивации.

Первоклассник может удерживать внимание на изучаемом предмете не более двадцати минут. Дальше внимание начинает ослабевать и рассеиваться. Добавим сюда отсутствие мотивации, и все становится понятным: ребенок не хочет делать уроки, потому что потерял интерес и устал.

Первые домашние задания мама должна выполнять с ребенком, особенно, если он не посещал детский садик. Воспитатели в детском саду готовят деток к школе, учат даже читать по слогам. Психологическая подготовка помогает ребенку быстро адаптироваться в новых условиях. Домашним детям гораздо сложнее привыкнуть к школьному ритму, даже если они и освоили чтение.

Прививаем самостоятельность и ответственность

Это только кажется, что в школе обучают лишь читать и писать. В начальных классах формируется новое качество маленького человека — сила воли. Если раньше карапуз все делал по желанию, то теперь появилась ответственность.

Малыш должен усвоить самый главный жизненный урок — делать «через не хочу». Именно к этому он должен привыкнуть, именно этот навык пригодится ему в дальнейшей жизни.

Многие мамы начинают ругать первоклашку за лень. Им кажется, что ребенок не хочет делать уроки, потому что на него нападает лень. Это не верно: малыш пока с ленью не знаком. Он может плохо понимать учебный материал или не знать, с чего начинать делать домашние уроки. Все это давит на психику, и у ребенка пропадает желание ходить в школу. Это является объяснением, почему ребенок не хочет учиться.

Если мама начнет ругать первоклашку «за лень», положение может стать катастрофическим. Мама должна с пониманием отнестись к новой проблеме своего дитя и помочь ему влиться в учебный процесс. Нужно:

  • терпеливо объяснять домашнее задание;
  • помогать рисовать/читать/писать;
  • прививать навык аккуратно заполнять тетрадь;
  • следить за чистотой письменного стола;
  • обращать внимание на ровную осанку во время занятий.

Если мама будет подходить к выполнению домашнего задания ответственно, ребенок тоже станет ответственным. Как научить ребенка делать уроки самостоятельно? Только собственным примером. Мамы, которые уделяют своим чадам много внимания, не столкнутся с нежеланием капризули ходить в школу и выполнять домашнее задание. Мамы, которые любят читать книги, — отличный пример для первоклашек. Малыш не будет чувствовать себя одиноким в учебном процессе, ведь мама тоже учится!

Важно! Используйте природный подражательный инстинкт ребенка, чтобы научить его учиться. Читайте книги на глазах у малыша, ведите записи в ежедневнике в его присутствии.

Проблемы в обучении

Вы делали все возможное, чтобы помочь маленькому ученику успешно обучаться в школе, но вдруг успеваемость начала падать. В чем причина?

Успеваемость может упасть из-за:

  • сложной учебной программы;
  • большого объема изучаемого материала;
  • отсутствия интереса к предмету;
  • страха перед неудачами.

Единой учебной программы для первоклашек нет: школа сама выбирает методические обучающие пособия. Ребенок может недопонимать на уроках, чему его обучают. В этом случае мама должна взять на себя роль учительницы и объяснять ребенку материал терпеливо и без раздражения.

Если учитель задал большое домашнее задание, у первоклашки может начаться паника — как справиться с уроками? Проблемой может стать и пропуск уроков по болезни: одноклассники прошли новый материал, который ребенок не знает.

Некоторые школьники не хотят учить предмет, который им не нравится или не понятен. Мама должна постараться привить интерес к предмету любым способом либо усердно делать домашнее задание совместно с первоклашкой, без раздражения.

Страх перед неудачами нужно преодолевать совместно: в одиночку малыш не справится. Маме нужно помочь поднять самооценку ребенку, чаще его хвалить и поощрять.

Если первоклашка приносит плохие отметки, не ругайте без выяснения причины и не наказывайте. Такой метод воздействия быстро уничтожит все желание учиться и читать книжки.

Проблемы со сверстниками

Вы озадачены, как заставить ребенка делать уроки? Вы стали замечать, что малыш упорно отказывается учиться и даже не желает ходить в школу? Расспросите его об одноклассниках: может, кто-то из них обижает ребенка? Если малыш молчит, поговорите с учительницей: она должна быть в курсе ситуации. Проблемами, которые угнетают психику младших школьников, могут быть:

  • осмеяние одноклассниками;
  • отношение с учителем;
  • боязнь неправильного ответа;
  • чувство неполноценности.

Если малыша высмеивают одноклассники, а учитель проявляет равнодушие, — у маленького ученика может возникнуть невроз на этой почве. Чувство никчемности, страха и невозможности защититься настолько могут угнетать несовершенную психику, что ребенок начнет панически бояться ходить в школу. Вместо того чтобы думать, как заставить ребенка делать уроки, поинтересуйтесь его душевными тревогами.

Незалеченная душевная травма со временем может перейти в стойкие заболевания психосоматического характера. Будьте рядом с малышом духовно, пусть он всегда чувствует поддержку мамы — так будет легче преодолеть неприятности. Не ругайте за низкие оценки: лучше выясните причину снижения успеваемости.

Стимул для успешного обучения

Как заинтересовать первоклассника учебой? Для этого нужен хороший стимул.

  1. Всем своим видом показывайте, что учеба — очень важное и почетное занятие, которое вызывает уважение всей семьи.
  2. Не приступайте к выполнению домашних уроков сразу после прихода из школы: дайте малышу немого отдохнуть.
  3. Не нагружайте малыша дополнительным учебным материалом, чтобы он не переутомлялся.
  4. Не заставляйте ребенка выполнять школьные задания в наказание за проступок.
  5. Не ругайте малыша за промахи, чаще хвалите за достижения.
  6. Не напоминайте о прошлых промахах и ошибках.
  7. Никогда не выполняйте домашнюю работу вместо ребенка: только помогайте.
  8. Можно ввести практику поощрительных призов за хорошие отметки: устраивать праздничное чаепитие.

Главным стимулом хорошей учебы малыша станет осознание, что его успехи радуют всю семью.

Ваш ребенок до сих пор не может самостоятельно сесть и сделать уроки? Ждет от вас подсказок и указаний? Статья расскажет, как в короткие сроки изменить ситуацию и развить ответственное отношение к учебе.

Мало кто из современных детей может похвастаться самостоятельным и ответственным отношением к учебе. Чаще всего делать уроки их заставляют родители. Но, если для первоклассника это в большей степени оправдано, то для второклассника уже неприемлемо.

Постоянное напоминание о несделанных уроках, угрозы отлучения от планшетов, телевизоров и телефонов - не сделают ребенка ответственным. Здесь нужен другой подход. Он должен сам осознать, чем будет чревато его поведение.

Методы представленные в этой статье многих родителей приводят в ужас. Они никак не могут «отдать бразды правления» в руки самого ребенка. Ведь он такой еще маленький и несамостоятельный. Вот поэтому он и не делает уроки сам. Ведь так удобно быть маленьким, и ждать пока родители решат все его проблемы. Особенно это актуально для детей активных, авторитарных мам, которые готовы всё нести на своих плечах.

Какие шаги нужно предпринять, чтобы ребенок начал делать уроки, не привлекая родителей

1. Не напоминать ему о несделанных уроках.

Да, да, именно так. Ни разу по приходу вашего сына или дочки из школы не напомнить, что домашняя работа не готова. Современные дети, помимо школы, посещают много дополнительных секций и кружков. Поэтому время пребывания их дома, как правило, ограничено. Не начал делать уроки, в отведенное время, значит пошел в школу не готовым. Только так прививается ответственность за свою жизнь. И отход ко сну, как обычно, по расписанию.

2. Пока школьник занят домашним заданием, закрыть дверь в его комнату.

Не отвлекать посторонними звуками и дать сосредоточиться. Неприемлемо сидеть рядом и комментировать его действия. Даже если, на ваш взгляд, он делает все неправильно. Это его работа, а не ваша.

3. Стараться не помогать.

Пусть всё делает самостоятельно. Если все-таки переживает за правильность работы, черновик ему в помощь. Подсказывать, только тогда, когда сам подходит и говорит, что не понял задания. Но следить, чтобы «непонимание задания» не вошло в привычку.

4. О докладах и поделках школьник должен предупреждать заранее, а не перед сном.

Не предупредил заранее, пошел без доклада. Да, учитель первое время будет считать вашу семью не образцово-показательной, но зато потом ваша жизнь и жизнь вашего школьника заметно облегчится.

5. Не стоит считать оценки слишком важными.

Конечно, хочется, чтобы ребенок приносил одни пятерки, схватывал материал на лету. Но, к сожалению, таких детей немного. Главное, сохранить дружеские отношения с сыном или дочкой, а не ругать за каждую тройку. Сколько этих троек еще будет! А сколько троек было у вас?

6. Прочитайте вместе замечательную книгу Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков».

Она легко читается и заставляет взглянуть на ситуацию совершенно с иной стороны.

Конечно, такие советы все-таки не всем подойдут. Например, они не подойдут неуверенным в себе, тревожным детям. Это только усугубит их состояние. Тут нужен более тонкий подход, возможно с привлечением психолога.

Но когда ребенок ждет, что мама «прикажет» садиться за домашнее задание, не хочет даже вникать в смысл очередного упражнения - надо что-то решать. Ведь всё-таки мы хотим вырастить цельных личностей, которые будут идти по жизни легко и непринужденно, принимая важные решения.

Ребенок не хочет делать уроки: советы психолога, мамы и преподавателя в одном лице

  • Ах ты бестолочь такая!
  • У всех дети как дети, а у меня эта/этот…
  • Ну почему такой тупой/тупая?
  • Мозги есть вообще?
  • Я тебя сейчас прибью/убью!
  • Что за тупорылый, безмозглый ребенок!

Страшные высказывания, не так ли? А ведь именно их часто слышат беззащитные создания, которых мы называем детьми. Очень хочется верить, что от вас ваши дочки и сыночки не слышат подобной брани даже тогда, когда ребенок не хочет делать уроки.

Когда лично я слышу или вижу, как родители ругают своих малышей, ощущаю непреодолимое желание подойти к ним поближе и врезать по заднице так, чтобы те подскочили и взвыли от боли, а потом еще на ухо выкрикнуть все то, что они «говорят» своим крохам. Но глубоко в душе я жалею их - бестолковых родителей, которые сами, видимо, недополучили любви, заботы, ласки, которые не в силах (не знают, как) справиться со своими эмоциями.

Ребенок не хочет учить уроки, что делать?

Будучи мамой второклассника, преподавателем, имея за плечами 15-летний опыт работы с малышами, хочу посоветовать следующее:

  1. Если ребенок не хочет учить уроки, давайте будем орать на него. Почему? Потому что он кажется тупым, потому что он не имеет право побаловаться, покривляться (дети вообще должны ходить по струнке смирно), ведь мы устаем на работе и дома, нас бесит совершенно все, начиная от недосыпа, маленькой зарплаты, непутевого партнера по жизни и заканчивая школой, плохими отметками, а потому нам обязательно надо сорваться на беззащитном создании - собственном ребенке.
  2. Если ребенок не хочет самостоятельно делать уроки, давайте доведем его до слез. Плачущая дочь или рыдающий сын - это жалкая картина. Но ничего, мы можем потерпеть это, потому что мы, родители, имеем полное право доводить детей до слез. Пусть они знают, что жизненный путь тернист, пусть с детства учатся проглатывать слезы. Кто как не родные мама и папа сделают детское сердце закаленным. Обязательно надо научить ребенка обижаться и жить с обидой в душе.
  3. Если ребенок не хочет учить уроки, давайте будем его бить… бить ремнем, ладошкой, палкой, наконец. А что? Сдачи он не даст, лишь скрючится от боли, а когда боль пройдет, он сразу же возьмется за ум и все быстро напишет/прочитает/порешает.

Как родители делают с детьми уроки, так они и обращаются с ними при других обстоятельствах: дома, на улице, в гостях и т.д.

Вот примерно какие крики слышала из соседнего дома, когда какая-то придурошная (уж простите за откровенность) мама заставляла школьника выполнять домашнее задание:


Знает ли эта женщина, как делать уроки с ребенком без криков и наказаний, когда малыш не хочет этого? Не думаю. Но ее счастье, что крики прекратились.

Дорогие родители, пишу статью, а самой рыдать хочется. Детки приходят в этот мир чистыми листочками, а мы, мамы и папы, записываем на этот листочек основу жизни. Наши дочки и сыночки - это наше с вами отражение. Помните ли вы об этом?

А знаете ли вы, что делать уроки с ребенком без криков и наказаний можно лишь в том случае, если вы действительно любите и уважаете свое чадо, если учитываете особенности его психотипа (эннеатипа), знакомы с особенностями развития его возраста и помните, что постоянный контроль отбивает у детей желание делать уроки самостоятельно?! Не надо все сваливать на характер. Он формируется в процессе становления личности. И именно вы в большей степени влияете на это.

Ребенок не хочет самостоятельно делать уроки: как помочь ему?

«Пока с ребенком делали уроки,

все соседи выучили таблицу умножения,

а собака может пересказать повесть.»

Как помочь ребенку делать домашние задания, если он не хочет:

  1. Перестаньте все делать за него: пусть он/она сам(-а) достает учебники из портфеля, выполняет посильные задания без посторонней помощи.
  2. Помогайте ему лишь тогда, когда уверены, что задача ребенку не под силу.
  3. Приучайте доводить начатые дела до конца. Не приступайте ко второму предмету до тех пор, пока не сделает первый.
  4. Хвалите родное чадо как можно чаще. Хвалите даже в том случае, если домашнее задание сделано не совсем идеально. Подарите сыну/дочке уверенность. Ваша похвала будет лучшей наградой за старания.
  5. Чаще произносите такие фразы, как «ты это сможешь», «я верю в тебя», «если постараешься, ты … (решишь пример, напишешь без ошибок, хорошо выполнишь задание)», «у тебя обязательно все получится».
  6. Не навредите своей любовью и гиперопекой. Выбрали хорошую школу, лучшего учителя, купили школьные принадлежности и одежду? Вот на этом и остановитесь! Не надо делать за ребенка его дела: усаживать за уроки, собирать портфель, читать ему задания, решать за него задачи и т.д. Если все это делаете, не удивляйтесь тому, что ваш школьник/ваша школьница начнет вами манипулировать, а учителю будет говорить: «папа не сделал», «мама не положила», «бабушка забыла». Позвольте сыну или дочке чувствовать ответственность за выполнение домашнего задания или любого иного дела.
  7. Будьте терпеливы. Не подгоняйте. Уж тем более, не кричите. Когда захочется повысить голос, вспомните вот какую ситуацию: представьте, у вас на плите жарится картошка, она жарится-жарится и вдруг начинает подгорать, (Что вы будете делать?), вы же не будете орать на подгорающее блюдо, а спокойно снимете сковороду с плиты или уменьшите огонь (Правда?).
  8. Давайте советы, подсказки, но не решайте за ребенка, что и как ему сделать. Используйте фразы: «Попробуй сделать так…», «Наверное, ты торопился…», «Быть может, ты не заметил…».
  9. Развивайте интерес к учебе. Будьте чуточку не как все. Будьте креативны в своем подходе к выполнению домашнего задания. К примеру, можно устроить квест, совместить настольную игру с уроками (сделали математику - прошли один уровень, прочитали рассказ - прошли второй уровень и т.д.), можно сделать дополнительные пособия, с которыми вашему ребенку будет реально интересно возиться (допустим, у меня сын любит учить словарные слова, составляя их из вырезанных букв, или мы выполняем тесты онлайн), можно придумать мини-призы за хорошо выполненное домашнее задание, за отличное настроение, старание и пр. Вариантов разнообразить учебный процесс в домашних условиях бесконечно много. Делитесь ими в комментариях.
  10. Никогда не говорите об учителе плохо. Он - пример для подражания. Да, нам повезло с учителем. Наша Нина Николаевна - педагог от Бога. Дети ее обожают, родители ценят и уважают. Если у вас не такой учитель, можно перевести ребенка в другой класс. Но ни в коем случае никогда не говорите плохо об учителе. Это… как если бы вы сказали сыну/дочери, что у него/нее плохой отец или непутевая мать. К чему бы это привело? Верно, к серьезной психологической травме.
  11. Не сравнивайте свое чадо с другими детьми. Зачем топтать их и так хрупкую самооценку? Они у нас уникальные!
  12. Не старайтесь реализовать через ребенка свои мечты, собственные амбиции. Это, как минимум, глупо. Как максимум, подобное желание чревато страшными последствиями. Помните, ребенок - это отдельная личность, он проходит свой путь, а ваш вы уж как-то сами проходите дальше. Детки чувствуют, когда не оправдывают ожидания своих родителей, они очень болезненно это переживают, а соответственно, теряют интерес к учебе, становятся беспокойными, капризными и неусидчивыми.

Поверьте, при грамотном подходе вы будете делать уроки с ребенком без криков и наказаний. Больше того, ваш ребенок захочет самостоятельно делать уроки.

От себя еще добавлю: у ребенка должна быть и понимание того, зачем ему делать уроки. Уж точно не для того, чтобы быть отличником. Правда?) У моего сына есть мечта: открыть собственный ресторан. И он понимает, что для этого ему нужно иметь много знаний. А знания дает школа, поэтому уроки делать важно и нужно.

Ребенок не хочет делать уроки (видео «Что советует психолог, когда ребенок не хочет делать уроки самостоятельно»):


Как делать уроки с ребенком без криков и наказаний: личный пример

Давайте я расскажу о том, как мы делаем уроки. Итак, у меня сынишка ходит во второй класс. У него вторая смена: учится с 13:30 до 17:45. Программа, на мой взгляд, сумасшедшая. Постоянно какие-то доклады, рефераты, рисунки, песни, конкурсы, контрольные… Кажется, что заданиям нет ни конца ни края. Понятное дело, что это вызывает стресс у ребенка и доводит родителей до отчаянья. Что можно сделать? Как вариант, можно попросить учителя задавать меньше. Но, скажем, наш учитель и так бережно относится к деткам, задает то, что положено в рамках программы. А программа, как уже говорила, сложная.

Как мы делаем уроки с ребенком без криков и наказаний:

  • После школы у сына есть час времени для себя. Да, это всего лишь час, но что поделать… Он или смотрит мультик, или гуляет на улице, или собирает свое бесконечное лего.
  • Садится делать уроки в 19:30. Мы договорились, что в это время он уже за своим столом раскладывает учебники. К слову, у нас всегда идеальный порядок на его столе: ничего лишнего, лежат лишь книги, тетради по тому предмету, который он делает.
  • На уроки у нас уходит в среднем 1,5-2 часа. Меньше можно, больше нельзя). Но это время он реально делает уроки, а не кушает яблочки, не бегает к телевизору, не рисует посторонние рисунки и пр. Не успел – будь готов получить двойку. Как правило, успевает). Если не успевает, просит дать ему еще несколько минут. Таким образом, ребенок самостоятельно делает уроки до 21:00-21:30. Я лишь время от времени подглядываю и помогаю в действительно сложных вопросах. Портфель собирает, конечно, сам. Было такое, что пару раз забывал тетради, ему становилось неловко в школе, теперь собирает все более тщательно. Не скрою, время от времени я перепроверяю портфель. И если вижу, что что-то не положил, спрашиваю: «Сыночек, ты уверен, что ничего не забыл положить в портфель?»).
  • Если справился быстрее (а это для него серьезный стимул), он может еще позаниматься чем-то своим. Если не справился, моется, чистит зубки и спать.
  • Утром у него есть 3 часа для своих желаний. Параллельно он старается помогать по дому (это приятно).
  • С 10:00 до 11:00 у нас разные дополнительные обучающие занятия.
  • С 11:30 до 12:30 у него снова есть время для себя. Потом уже обед и сборы в школу. Плюс мы повторяем стихи, песни, которые учили вчера.
  • Да, в выходные один день он вообще ничего не делает из уроков, а во второй день старается делать домашнее задание по тем предметам, которые будут во вторник, среду, четверг, пятницу. Их не так много). Кстати, уроки на понедельник он делает, как правило, в пятницу.

Вот по такому примерно графику мы и живем. Порой бывают форс-мажоры). Я стараюсь не перегружать ребенка дополнительными занятиями, нам пришлось отказаться от нескольких курсов. Но здоровый и веселый малыш куда важнее, чем уставший и грустный родной школьник.

Когда сын ленится, капризничает (и при этом я понимаю, что это никак не связано со здоровьем) и вдруг говорит, что не хочет учить уроки, то его ждет худшее из наказаний: мама не будет с ним рядом в процессе выполнения домашнего задания, она не подскажет, не проверит уроки, не выполнит его последующие просьбы. Я позволяю сыну самостоятельно справляться с последствиями невыполненного или плохо выполненного домашнего задания. Если мой ребенок не хочет учить уроки, пожалуйста, пусть не делает, но ответственность за результат будет нести он. А я в свою очередь проведу вечер в раздумьях: в чем я, как мама, допускаю ошибку, почему мой ребенок не хочет учить уроки самостоятельно, что я могу сделать, чтобы у него было это желание…

Помню, как бабушка платила деньги моим младшим братьям за то, чтобы они ходили в музыкальную школу. Больше всего денег доставалось младшему, он бросил обучение через месяц, средний продержался чуть больше. Я же закончила музыкальную школу, потому что мне никто ничего не платил:) . Поэтому своему ребенку за оценки деньги не плачу, но, понятное дело, стимулирую к достижению максимально возможного результата. К примеру, эту четверть он закончил прекрасно - как и планировали (мечтали, хотели), за что был вознагражден игрушкой своей мечты (лего Nexo Knights ), плюс ко всему, мы сразу поехали отмечать победу в торгово-развлекательный центр (это был потрясающий день). К слову, у нас всегда есть выбор между наградой: за лучший и получившийся результат. То есть, я придерживаюсь стратегии « win - win », где нет проигравших.

Как-то шли с парка (ходили собирать листья для поделки «Шляпка осени»), и у нас случайно состоялся вот такой диалог:

Мама, а почему ты не любишь 4-ки?

Сынуля, ну почему же я не люблю четверки?! Люблю. Просто если есть возможность получить 5, зачем получать 4?

Но четверки же тоже относятся к хорошим оценкам!

Относятся. А когда мы ходим по магазинам, почему ты выбираешь себе самое большое лего, а не маленькое или среднее, оно ведь тоже относится к хорошим игрушкам?)

Мы оба рассмеялись, но каждый сделал свои выводы. Я, к примеру, и не догадывалась, что сына волнует мое отношение к оценкам. Этот диалог расставил многие точки над и + помог скорректировать мое поведение в отношении маленького наследника. Здорово, что диалоги между родителями и малышами существуют! Правда?

Берегите детей! Не отнимайте у них детство! Они так быстро вырастают(.

С пожеланиями удачи всем родителям, Зоя Гегеня =

Ребенок не хочет делать уроки: четыре главные причины

Самая частая причина отсутствия желания делать домашнюю работу - ребёнок не понимает материал. Страх не справиться с заданием может начисто отбить стремление хотя бы попробовать.

Другой причиной может быть усталость. Не многих взрослых можно побудить заниматься умственной работой по 8 часов каждый день, а детям приходится делать это независимо от их способностей и желания. Усталость, накопившаяся в течение недели, оставляет только одно желание - отдохнуть.

Не редкость ситуация, когда ученик надеется, что кто-нибудь сделает за него хотя бы часть работы. И это не удивительно, учитывая, что в младших классах родители с готовностью активно участвуют в выполнении заданий. Им часто кажется, что задания для первого или второго класса очень просты, и если они сделают за малыша пару-тройку упражнений, ничего страшного не произойдёт. Однако потом ребёнок искренне не понимает, что случилось: раньше мама с готовностью выводила за него палочки и колечки, рисовала картинки, а уравнения он должен решать сам.

Человек устроен так, чтобы идти путём наименьшего сопротивления. Поэтому лень нельзя исключать из списка причин, по которым в ответ на призыв делать уроки можно услышать протяжные стоны.

Как заставить ребенка делать уроки без скандалов?

Как добиться того, чтобы ребенок делал уроки с настроением и без нервов со стороны его и родителей?

Прежде всего нужно выявить настоящую причину нежелания учиться дома. Многие родители склонны думать, что ребёнок исключительно ленится, и придумывает байки об усталости, головной боли и трудных заданиях, лишь бы ничего не делать. Большинство мам и пап категорично заявляют об этом фразой: «Не хочу слышать никаких жалоб! Тебе лишь бы в компьютере сидеть!»

Неудивительно, если это так: ребёнку действительно больше хочется играть, чем учиться - и это нельзя считать отклонением от нормы. Проявить понимание в этом вопросе - не значит пойти на уступки. Можно объяснить ребёнку: «Я понимаю, что не очень хочется. Мне тоже часто не хочется делать то, что нужно. Поэтому давай ты пойдёшь делать задания, я - чистить картошку, а вечер проведём в своё удовольствие?»

Делая что-то вместе, можно между прочим рассказать ребёнку, какую пользу приносит ему своевременное выполнение домашних заданий: он учится планировать свой день, становится более усидчивым и ответственным. Всё это будет нужно ему для достижения других жизненных целей.

Важно делать это не в форме нотаций, лучше если это прозвучит в виде шутки, например, сравнивая занятия ребёнка с тренировками ниндзя. Они тоже нудные и тяжёлые, но результат вызывает восхищение.

Если школьник отказывается от выполнения домашней работы, потому что не понимает предмет или задание - это не значит, что он лукавит. Некоторые современные учебники составлены так, что без дополнительной помощи просто не обойтись. Многие учителя отмечают, что сама формулировка текста учебника часто требует объяснения.

Поэтому стоит заверить ребёнка, что если он не сможет разобраться после честной самостоятельной попытки, кто-то из родителей постарается ему помочь. Часто для этого достаточно просто вместе прочитать задание, нарисовать схему или помочь ребёнку сформулировать мысль.

Как только становится заметно, что он понял суть задания, нужно предоставить ему возможность закончить его самостоятельно. Чувство удовлетворения от этой маленькой победы побудит ребёнка не бояться сложных вопросов.

Если один и тот же предмет изо дня в день даётся ребёнку с трудом, возможно, стоит пригласить репетитора. Во-первых, он поможет ребёнку лучше разбираться в вопросе. Например, изучение иностранного языка требует индивидуального подхода, что в школе невозможно. Поэтому если у ребёнка нет врождённой способности к языкам, ему может пригодиться дополнительная помощь. Во-вторых, занятие с репетитором поможет ученику быть более организованным.

Не стоит оставлять без внимания жалобы ребёнка на усталость или головную боль. Это может быть результатом стресса, с которым школьники сталкиваются каждый день. Возможно, стоит проконсультироваться с врачом, он может порекомендовать витамины и детские антистрессовые препараты.

Кроме того, стоит проконтролировать ребёнка, чтобы он вовремя ложился спать, правильно питался и не избегал умеренной физической нагрузки. Спорт - один из лучших способов бороться со стрессом и закалять организм.

Не менее важно, чтобы у учащегося было хорошее рабочее место и всё необходимое для выполнения работ. Есть маленькая хитрость: хорошо, если предметы, которыми ребёнок пользуется, ему нравятся. Удобные ручки и карандаши, красивые тетради. Иногда детей радует такой простой момент, как возможность писать цветными ручками в черновике. Не стоит лишать их таких маленьких радостей.

При этом возле рабочего места школьника не должно быть того, что могло бы его отвлечь: компьютера, телевизора или телефона. Важно, чтобы было тихо, ведь когда пытаешься сосредоточиться на том, что не очень нравится, любой шум отвлекает.

Как научить ребенка делать уроки самостоятельно?

Многие мамы и папы жалуются, что их дети делают уроки, только если кто-то из них сидит рядом, и контролирует каждое движение ручкой. Каждый раз принудительно заставлять ребенка делать уроки - утомительно для всех членов семьи. Как помочь школьнику стать самостоятельным?

Нужно дать понять ребенку, что выполнение домашних заданий - его прямая обязанность. Поэтому, начиная с первого класса, ребёнок должен пробовать выполнять их сам. Если будет создан грамотный , ребёнку проще будет его придерживаться.

Нужно помочь сыну или дочери видеть последствия принятых решений. Например, если ребёнок сделал уроки пораньше - у него будет больше времени для себя. Справился самостоятельно - у родителей было время, чтобы приготовить что-то вкусное, или отремонтировать нужную ему вещь. Проигнорировал занятия - будет вынужден всё свободное время посвятить дополнительным учебным мероприятиям. Мама была вынуждена сидеть рядом - ребёнок вместо неё делает что-то, что она не успела.

Этот метод потребует немало времени. Не стоит думать, что ребёнок сразу поймёт связь, моментально решит всё делать правильно, или не будет капризничать, проверяя, не пойдут ли родители ему на уступки.

Когда лучше делать уроки?

Чтобы выполнять задания было проще, лучше делать их, пока в памяти свежи объяснения учителя. Однако здесь стоит учитывать возраст и способности учеников.

Так, недавно врачи опубликовали исследования, касающиеся учащихся младших классов. Младшим школьникам после того, как они вернулись со школы, нужно покушать и поспать хотя бы полчаса. Сон поможет справиться со стрессом, оставив его в первой части дня, и набраться сил для второй его половины. Кроме того, это является привычной частью дня для ребят, которые ходили в детский сад. Соблюдение режима хорошо повлияет на нервную систему и здоровье ребёнка в целом.

Ученики постарше не хотят спать после школы. Им хочется погулять, пока на улице светло и играют другие дети. Родители понимают, что если сын или дочь выйдет гулять, потом ему будет сложно организовать себя, будет довольно трудно заставить ребенка делать уроки. При этом все понимают, что детям нужно двигаться и играть, а они столько часов просидели за партой. Есть несколько вариантов решения этого вопроса:

  • Если ребёнок очень ответственен и действительно вернётся через час и сядет за уроки, можно предоставить ему такую возможность;
  • Если нет, лучше посоветовать ему разделить работу: сначала он сделает письменные задания, потом погуляет час-полтора, а вечером сделает устные уроки;
  • Выполнять задания в школе. Во многих общеобразовательных учреждениях есть дополнительные занятия, на которых учителя помогают детям делать уроки прямо в классе. Если таких занятий нет, можно попробовать договориться с классным руководителем. Придя домой, ученику нужно лишь повторить устные задания.

Если делать домашнюю работу несколько часов подряд, переутомление обеспечено. Необходимо делать перерывы: на 15 минут после 40 минут занятий, или на 10 минут, после того, как закончил уроки по одному предмету.

Как нельзя заставлять детей делать уроки

Воспитание детей начинается с родителей. Есть несколько жизненных ситуаций, которые могут сильно повлиять на желание школьника делать уроки.

Пример взрослых

Если мама требует от детей собранности, но при этом имеет привычку откладывать дела на потом, они не будут её слушать. Они будут на неё смотреть и делать так же. В этой ситуации бессмысленно требовать обратного. А если дети увидят, что родители прикладывают усилия для борьбы со своими недостатками, это покажет им, что такое возможно.

Нетерпение

Некоторые репетиторы просят, чтобы родители не присутствовали на уроках, потому что те начинают торопить детей. Иногда, подгоняя, они унижают достоинство ребёнка. Можно услышать фразы вроде: «Ты что, глупый совсем?», «Тебе что, до сих пор не понятно?», «Вот другие дети сами всё делают, а ты…». Стоит ли упоминать, что после этих слов ребёнку вообще ничего не хочется делать?

Непосильные нагрузки

«Сделаешь уроки, и сразу помоги младшей сестре!» - после этих слов ребёнок будет делать уроки до утра. Потому что понимает - шансов отдохнуть у него нет. Обучение и воспитание детей - обязанность родителей, а ребёнку после школы и домашней работы необходимо иметь время для отдыха.

Боязнь неудач

«Получишь двойку - домой не приходи!» - родители-максималисты так побуждают ребёнка стремиться к отличным результатам. И удивляются, когда видят обратный эффект. А ведь страх перед плохой оценкой мешает ребёнку сосредоточиться на самом задании. Важно помочь понять школьнику, что ошибки — это неотъемлемая часть процесса обучения, и нужно относиться к ним, как к указателям, в чём можно стать лучше.

Некоторые дети говорят, что домашняя работа - лучший способ поссориться с родителями. Но если родители будут иметь правильный взгляд на учёбу своих детей, они быстро научат ребенка делать уроки самостоятельно и быстро, а выполнение домашних заданий станет отличной тренировкой на пути к взрослой жизни. Это научит их усидчивости, планированию и умению советоваться по сложным вопросам.

Инструкция

Чтобы заставить ребенка делать уроки самостоятельно, необходимо помочь ему осознать данную необходимость уже с первого класса. Есть родители, которые помогают своему чаду в выполнении домашних заданий на протяжении нескольких лет учебы, совершая тем самым большую ошибку. Такие дети становятся неуверенными в своих силах, боятся допустить ошибку и постоянно нуждаются в поддержке взрослых, когда сталкиваются со сложными заданиями. Роль родителей заключается в том, чтобы показать ребенку, как нужно делать уроки, а не выполнять домашнее задание за него.

Для начала вы можете просто наблюдать за процессом выполнения ребенком домашнего задания или не находиться в этот момент рядом вовсе. Позвольте ученику сделать уроки самостоятельно, а потом просто проверьте их правильность. Даже если вы найдете ошибки, не ругайте его, а спокойно укажите на них и помогите исправить. Не переживайте, если ошибок будет много, и ребенку придется переписывать всю работу заново: очень скоро он получит необходимый навык для того, чтобы сводить количество исправлений к нулю.

Каждый день интересуйтесь тем, как у ребенка обстоят дела с учебой в школе. Если его успеваемость снижается, ученик начнет становиться еще более неуверенным в своих силах, а не поддающиеся освоению дисциплины становятся слишком ненавистными, чтобы еще и выполнять по ним домашнее задание. Спокойная беседа об успеваемости в школе без скандалов станет залогом того, что ребенок не станет скрывать свои оценки. Родители же в свою очередь должны попытаться помочь ученику не отставать от своих сверстников.

Узнайте, какие возможности предоставляет учащимся школа. Для учеников младших классов обычно работает секция продленного дня, когда учителя занимаются с детьми, помогают лучше освоить материал и объясняют, как правильно делать уроки. Старшие школьники могут посещать дополнительные занятия по тем дисциплинам, которые не поддаются освоению. Также вы всегда можете нанять репетитора, который «подтянет» отстающего ребенка.

Сложнее всего заставить ребенка делать уроки самостоятельно, если он очень не усидчив и предпочитает развлекаться, нежели тратить время на учебу. В этой ситуации внимательно изучите его распорядок дня, интересы и увлечения. Будет лучше, если после школы ученика будет встречать дома кто-то из родителей. Нужно проследить за тем, чтобы ребенок немного отдохнул, например, пообедал и сходил на непродолжительную прогулку, после чего уже приступал к урокам. Компьютерные игры, просмотр телевизора и другие шумные развлечения необходимо оставить на потом. Они должны служить поощрением за своевременное и аккуратное выполнение домашнего задания.