Как проверить натуральный ли камень. Советы и способы определения подлинности драгоценных камней. Ювелирные украшения с изумрудами

October 28th, 2013 , 03:34 pm

Создавая наши украшения, мы думаем не только об удобстве и красоте браслетов, но и прежде всего о тех полезных свойствах, которыми обладают самоцветы. Именно поэтому мы всегда выбираем исключительно натуральные камни, предварительно убедившись и проверив их подлинность.

Прогресс не стоит на месте и в настоящее время имитации камней стали настолько распространенным явлением, что иногда даже специалистам трудно отличить подделку без специального оборудования. Мы немного расскажем о том, какими способом Вы можете проверить натуральность некоторых камней. Остановимся сначала на самых распространенных способах подделки:


  • обычное подкрашенное стекло или пластмасса выдаются за натуральный камень

  • дешевые минералы выдаются за более дорогие и редкие

  • каменная крошка прессуется, окрашивается и выдается за натуральный камень

Как ни парадоксально, но подделки на первый взгляд очень часто выглядят красивее настоящих камней, и, в принципе, если Вам просто нужно новое и недорогое красивенькое украшение, то они вполне могут выполнить эту функцию. НО… Хоть однажды почувствуйте на ладони холодную тяжесть натурального камня, которая через несколько минут сменится теплой невесомостью, согревающей тебя на протяжении всего дня; присмотритесь, какими причудливыми узорами покрыт каждый камешек (а ведь второго точно такого же нет, не было и никогда не будет!); задумайтесь над тем, сколько тысяч или даже миллионов лет он медленно рос в глубинах нашей планеты, впитывая в себя ее природную силу, красоту и энергию. И после всего этого Вы, скорее всего, не согласитесь на хоть и недорогую, но штампованную в тысячах экземплярах подделку, сделанную за несколько секунд на заводе. И стоит ли говорить о том, что вышеуказанные имитации не обладают теми чудесными свойствами, которыми с давних времен люди наделяют самоцветы во всем мире. Да и долговечность этих имитаций не сравнить с натуральными камнями. В то время, как прессованные камни довольно быстро от носки начинают терять свой изначальный цвет, крошатся и облущиваются, а стеклянные имитации разбиваются, натуральные камни на протяжении долгих лет продолжают радовать своих владельцев и помогать им:)

В настоящее время, довольно редкими, но чаще всего подделываемыми полудрагоценными камнями являются лунный камень, малахит, бирюза, янтарь, авантюрин, горный хрусталь.

А сейчас о том, как можно попробовать отличить натуральный камень от стекла или пластмассы. Что же должно насторожить при выборе украшения? Во-первых, легкость изделия. Пластмасса намного легче камня и очень быстро становится теплой в руке, в то время как камень будет нагреваться достаточно медленно, и его вес вы сразу почувствуете, даже если это всего лишь несколько небольших камней (кроме янтаря, о нем в следующий раз подробнее!). Во-вторых, одинаковость цвета и рисунка каждой бусины. Каждый природный камень уникален и имеет свои особенности, это может быть внешний рисунок или неоднородность внутри. А если все камни в изделии выглядят как братья-близнецы, то вероятнее всего перед Вами стекло или пластмасса. Со стеклом, правда, немного сложнее. Со временем можно научиться отличать стекло от камня по внешним признакам, зная особенности минералов. Однако по температуре оно похоже на камень. Но если все-таки геолог внутри Вас победит эстета, то можно попробовать пойти на крайние меры и расколоть бусину. Края у стекла будут очень острые, ими легко можно пораниться, в отличие от камня, сколы которого можно запросто потрогать.

Важным атрибутом драгоценного камня во всём мире служит сертификат. Специалисты отмечают, что в торговле и производстве бриллиантов сертификаты приобрели гораздо большее значение, чем в любой другой сфере. Здесь «бумажка», отражающая качество бриллианта, имеет инвестиционную значимость. Камни — выгодный объект вложения денег. Ежегодно они растут в цене, несмотря на рыночные колебания.

Сертификат придаёт камню индивидуальность, поднимает его стоимость, бывает, на треть. Тени или девиации цвета и качества камня могут изменить его рыночную стоимость в сотни раз! Многие банки уже сейчас готовятся работать с драгоценными камнями как с залоговым фондом, популярность которого вне сомнений. Немаловажная проблема — таможенная экспертиза камней. Сведущих специалистов на российских границах практически нет, а потому нет ничего проще, чем организовать нелегальный вывоз и ввоз драгоценностей.

Известны случаи, когда в некоторых магазинах, под видом авантюрина, покупателям предлагали… обычную пластмассу, под видом коралла — ракушку. Под самодельным пышным именем «Чёрная звезда» скрывался минерал роговая обманка, в одном магазине на витрине лежал вообще не существующий в природе «кварц-диопсид» (ни в одном справочнике такое наименование не встречается). Как обычно происходит: завод верит поставщику, магазины — заводу, покупатель — продавцам. В результате случается так, что в некоторых случаях, потребители годами носят колечки с синтетическими камнями вместо натуральных.

Мошенники наживаются на доверчивости простых покупателей, желающих приобрести золотое или серебряное украшение, инкрустированное драгоценными камнями по заманчивой недорогой цене. Фианиты обнаруживаются в ювелирном украшении там, где должен был находиться бриллиант, а пластик вместо янтаря в серебряном колье.

Избежать покупки фальшивых драгоценностей со вставками
поможет геммологическая экспертиза.

Геммологическая экспертиза начинается с определения драгоценного камня. Затем эксперты доказывают его природное происхождение и ищут следы возможного облагораживания. После этого производится оценка качества драгоценного камня, но не его стоимости. Окончательная цена камня определяется рынком и включает, кроме стоимости камня, многие другие составляющие.

Древнейшее мошенничество
Издавна вместо драгоценных камней использовались различные имитации, вплоть до простого стекла. Ещё Плиний Старший (римский писатель-эрудит) считал, что: «Нет занятия более прибыльного, чем подделка драгоценных камней». С тех пор искусство подделки заметно продвинулось вперёд. В средние века на Востоке открыли способ облагораживания сапфиров, превращая серые камни в более дорогие — синие путём отжига. В наше время методы облагораживания природных, но низкосортных камней включают не только отжиг, но и облучение, заполнение трещин, поверхностное покрытие. Основной операцией по подделке драгоценных камней с начала ХХ века остаётся подмена природных синтетическими камнями, которые выпускаются в промышленных масштабах. Они полностью повторяют все физические свойства и внешний вид природных, а по качеству даже лучше них, но обычно гораздо дешевле. Сравним, к примеру, стоимость природного рубина со стоимостью синтетического: бездефектный хорошего цвета природный рубин весом 5-10 карат может стоить несколько тысяч долларов за карат, а синтетический такого же размера стоит всего несколько долларов за целый камень. Сегодня в промышленных масштабах выращиваются синтетические изумруды, рубины, сапфиры, александриты, а, например, топазы и турмалины экономически нерентабельно выращивать в больших объёмах.

Если раньше подделывали только цветные камни, то теперь уже и бриллианты могут оказаться синтетическими или облагороженными. Их легко заменят стразы, которые могут приобретать любую окраску, вплоть до бесцветной, присущей бриллиантам.

Чистота — признак подделки
Для различных камней существуют различные категории имитации. Например, бирюза в большинстве случаев на ювелирном рынке продаётся прессованная. Она изготавливается из натуральной крошки путём спекания. В природе же бирюза растёт в виде нитей, крупные желваки встречаются очень редко и, соответственно, стоят баснословных денег. При покупке драгоценных изделий со вставками из бирюзы, эксперты советуют обратить внимание на структуру и окраску камня. Наиболее ценятся камни с видимыми вкраплениями других минералов, с неоднородной окраской. Абсолютно чистая бирюза, а также янтарь должны насторожить покупателя.

Обманчивые бирки
Цена — это тоже один из главных критериев при идентификации камня. Но очень часто «обжигаются» даже специалисты, не говоря уже о простых обывателях, которые покупают украшения раз в год в подарок близким. И вряд ли можно упрекнуть продавцов и товароведов ювелирных магазинов в непрофессионализме, потому что при приёме товара они только поверхностно осматривают изделия, полагаясь на пространные надписи на бирках. К примеру, в один из ювелирных магазинов поступила партия серебряных изделий с каменными вставками синего цвета, на бирках присутствовала надпись «Сапфир сz.». Специалисты затруднялись ответить, что это за камень. Оказалось, что это фианит, который за рубежом именуют «кубик циркония» (сокращённо «cz», что и было отражено на этикетке). Или некоторые производители вместо надписи «синтетический изумруд» пишут «изумруд выр.», что означает выращенный изумруд. С юридической точки зрения не к чему придраться, но обычный покупатель легко может обмануться. Вообще, Международной геммологической конфедерацией обозначены нормы подписи вставок в ювелирных украшениях, но эти нормы не являются федеральным законом, поэтому производители иногда некорректно пишут наименование товара.

Круговое доверие
Не секрет, что торговле пока не слишком выгодна проверка ювелирных изделий: покупатель не избалован, что угодно возьмёт. Как правило, за помощью к экспертам обращаются покупатели, которые приобретают изделия в небольших магазинах, торгующих продукцией сомнительного качества, работающих с перекупщиками. Дефекты чаще всего связаны с качеством металла и вставок.

Например, производилась экспертиза кольца с очень крупным, нетрадиционной огранки топазом. Через неделю после покупки вставка была потеряна, результаты экспертизы показали, что был допущен производственный брак: выбрана технически непродуманная закрепка камня.

Ещё один повод для обращения к экспертам — ситуация купли-продажи, когда необходимо оценить изделие, доставшееся, например, по наследству (бирки не сохранились) или эксклюзивное украшение, изготовленное на заказ.

Нередко граждан обманывают при покупке ювелирных изделий за границей. В Таиланде, Италии, Израиле Вам могут предложить купить украшения по более низкой цене, конечно, продавцы надеются на то, что Вы не успеете обнаружить подделку вовремя и вряд ли вернётесь сдавать изделие.

Много случаев, связанных с неправильным обращением покупателя с изделием в период носки. Как правило, в этих случаях экспертиза выносит решение в пользу продавца. Вот конкретный пример: женщина купила дорогой гарнитур с опалами и поехала отдыхать в Таиланд, где загорала, купалась в море, не снимая украшений. В результате камни поменяли свой вид. Дело в том, что многие камни (опалы, кораллы, бирюза и др.) являются химически неустойчивыми. Поэтому при покупке изделия надо консультироваться со специалистом о правилах ношения и ухода за изделием.

Правила, которых следует придерживаться при покупке ювелирных украшений
— во всех магазинах на видном месте должна быть информация о правах покупателя и обязанностях продавца ювелирных изделий. Ознакомьтесь с нею;

— внимательно ознакомьтесь с ценником и биркой (ярлыком) изделия;

— не стесняйтесь с максимальной дотошностью расспрашивать продавца о качестве и характеристиках изделия, и в первую очередь о том, синтетический перед Вами камень или натуральный. Если натуральный, то подвергался ли облагораживанию — воздействию (подкрашивание, пропитка маслом, термообработка) с целью скрытия дефектов и придания лучшего вида;

— самое главное — требуйте товарный чек с указанием всех важных характеристик изделия. Этот документ позволит Вам, если потребуется, отстоять свои права в суде.

Как отличить природные драгоценные камни от синтетических (искусственных) камней

САМЫЕ ТВЁРДЫЕ АЛМАЗЫ УЧЁНЫЕ ВЫРАСТИЛИ ИЗ ГАЗОВОЙ СМЕСИ

Изготовление материала, превосходящего твёрдостью природный алмаз, многие годы было целью материаловедов. Как сообщает NTR.Ru, группа специалистов из Геофизической лаборатории Института Карнеги создала крупные алмазы (сравнимые с ювелирными по размеру), которые по твёрдости превосходят другие кристаллы. Причём исследователи вырастили кристаллы непосредственно из газовой смеси в сто раз быстрее, чем это возможно с помощью других современных методов.

Крупные кристаллы вырастили всего за один день. Причём алмазы оказались настолько прочными, что сломали измерительное оборудование. Исследователи создали кристаллы с помощью высокоскоростного химического осаждения пара - нового процесса, разработанного ими же. Затем они подвергли их высокотемпературной обработке под высоким давлением, чтобы сделать более крепкими.

Были выращены кристаллы диаметром до 10 миллиметров и толщиной до 4,5 миллиметров. Они оказались на 50% твёрже обычных алмазов.

В настоящее время, когда на рынке все чаще встречаются ювелирные изделия с синтетическими камнями, остро встает вопрос их идентификации и отличия от природных камней.

Почему важно отличать природные камни от синтетических? Одним из атрибутов драгоценного камня является его редкость. Чистые бездефектные камни в природе редки, поэтому их стоимость иногда достигает очень высокого уровня. Синтетические же ювелирные камни практически всегда обладают более высокими качественными характеристиками по сравнению с природными камнями, но стоят значительно меньше, чем лучшие природные камни. Сравним, к примеру, стоимость природного рубина со стоимостью синтетического: бездефектный хорошего цвета природный рубин весом 5-10 карат может стоить несколько тысяч долларов за карат, а синтетический рубин такого же размера стоит всего несколько долларов за целый камень. Если покупатели дорогого камня не будут уверены в его природном происхождении, это подорвет спрос на товар подобного рода, что, естественно, будет иметь негативные последствия для рынка.

Какие из признаков природных и синтетических камней позволяют отличить их друг от друга? В природе на образование драгоценного камня уходит несколько десятков, а то и сотен тысяч лет. В лаборатории рост может длиться от нескольких часов до (максимум) нескольких месяцев. Также в лаборатории невозможно воссоздать процесс, полностью повторяющий природный, поэтому логичным кажется предположить, что в любом кристалле искусственного происхождения можно обнаружить признаки, обусловленные условиями его роста, которые будут отличать его от природного камня. Естественно, что для кристаллов, полученных разными методами синтеза, такие свойства могут отличаться.

На какие признаки обращают внимание геммологи при диагностике происхождения камня? Прежде всего, это внутренние особенности камня, такие как включения, зональность (распределение окраски), микроструктуры роста, для наблюдения которых применяется лупа или микроскоп.

В настоящее время на рынке представлено большое разнообразие синтетических камней. Обо всех рассказать в рамках данной статьи невозможно, поэтому подробнее остановимся только на некоторых из них.

СИНТЕТИЧЕСКИЕ АЛМАЗЫ В последнее десятилетие достигнуты большие успехи в области синтеза ювелирных алмазов. Современные технологии позволяют получать кристаллы алмаза ювелирного качества весом до 10-15 карат. В связи с этим на рынке возросла вероятность появления ювелирных изделий с синтетическими алмазами. В ряде случаев можно различить природный и синтетический алмаз, например, включения минералов свидетельствуют о природном происхождении, в то время как включения металлов (железа, никеля, марганца) — о синтетическом. Для синтетических алмазов также характерно неравномерное зонально-секториальное распределение флюоресценции в ультрафиолетовом свете (нередко можно наблюдать крестообразные фигуры УФ-флюоресценции), напротив, для природных алмазов характерно равномерное или незакономерное распределение УФ-свечения. Однако в некоторых случаях требуется применение более сложных методов исследования вещества, таких как цветная и спектральная катодолюминесценция, спектроскопия в видимой и ИК-области, а также — люминесцентная спектроскопия.

СИНТЕТИЧЕСКИЕ РУБИНЫ И САПФИРЫ Сегодня на рынке драгоценных камней представлено множество синтетических рубинов и сапфиров, выращенных различными методами синтеза, для каждого из которых известны свои отличительные особенности. Так, большинство синтетических рубинов и сапфиров, встречающихся на рынке, получено методом Вернейля, отличительными чертами этих камней являются криволинейная зональность (которая не наблюдается в природных камнях), иногда в них встречаются включения газовых пузырьков. Для вернейлевских синтетических рубинов характерна очень сильная красная УФ-флюоресценция. Рубины и сапфиры, выращенные флюсовым и гидротермальным методами синтеза, являются наиболее сложными объектами для диагностики. Однако в большинстве случаев отличить их возможно с помощью лупы или микроскопа: для флюсовых рубинов и сапфиров характерны включения флюса и материалов ростовой камеры (тигля) - платины, золота и меди, а отличительной особенностью гидротермальных корундов являются нeправильные микроструктуры роста.

СИНТЕТИЧЕСКИЙ ИЗУМРУД В последнее десятилетие, помимо большого количества гидротермальных рубинов и сапфиров, большинство синтетических изумрудов также получены этим методом и производятся в России и в Китае. Для таких изумрудов характерны трубчатые включения, коричневатые включения оксидов железа, а также ростовая и цветовая зональность. В некоторых случаях в кристаллах синтетического изумруда могут отсутствовать перечисленные характеристики, тогда для их диагностики применяется метод ИК-спектроскопии.

СИНТЕТИЧЕСКИЙ КВАРЦ Наиболее важной разновидностью синтетического кварца, встречающейся на рынке, является аметист, полученный гидротермальным методом. Этот ювелирный материал широко используется в торговле главным образом из-за сильной схожести со своим природным аналогом и трудности их отличия. Хотя включения и характерные структуры двойникования иногда позволяют отличить природные и синтетические аметисты, но в большинстве случаев однозначная диагностика возможна только с применением сложных спектральных методов исследования.

Другой важной разновидностью синтетического кварца является аметрин, производство которого гидротермальным методом на коммерческой основе началось в 1994 г. Синтетический аметрин можно определить по ряду признаков, включающих зональность окраски и структуру двойникования. Также для диагностики применяются методы определения химического состава примесей и ИК-спектроскопия.

Как отличить природные драгоценные камни от имитаций (подделок)

Синтетические камни с хорошей репутацией могут также, как и драгоценные, повышаться в цене и пользоваться спросом, а редкие экземпляры могут даже стать предметом коллекционирования. Вообще можно сделать вывод, что синтетические драгоценные камни могут мирно сосуществовать с природными, - скорее, дополнять друг друга, чем соперничать.

На современный ювелирный рынок поступают искусственные драгоценные камни нескольких видов. Драгоценные камни синтезированные (выращенные); синтезированные кристаллы соединений группы редкоземельных элементов, которые в природе не встречаются, например фианиты (имитация алмаза); имитация драгоценных камней из известного стекла, которые в основном применяются в бижутерии и легко «на глазок» отличаются от драгоценных камней по низкой твёрдости; а также дуплеты - составные драгоценные камни, склеенные из двух различных минералов.

Аквамарин

Этот минерал очень похож на топаз по цвету и даже по включениям. Однако у топазов не бывает характерных для аквамарина включений напоминающих хризантему белого цвета. Также аквамарин имитируют, как и обычным стеклом, так и менее ценными минералами: синтетической шпинелью, искусственным кварцем. Отличить их от настоящего аквамарина можно просто посмотрев на камень под разным углом: аквамарин при этом слегка меняет цветовую гамму, а имитации нет.

Синтетические аквамарины на ювелирном рынке отсутствуют. Имитации, которые продают под этим названием, в действительности представляют собой голую шпинель или стекло.

Все имитации из стекла на ощупь кажутся более тёплыми в отличие от настоящего камня. Если камень не вправлен в оправу, надо, удерживая его пинцетом (чтобы не нагреть от рук), прикоснуться к нему кончиком языка - камень должен быть холодным.

Александрит

Это очень редкий камень, крупные образцы являются уникальностью. Ювелирные изделия с александритом очень дороги. Александриты подделывают рубинами со свойствами многоцветности минерала при различном освещении. Этот эффект называется плеохроизмом. Также подделывают стеклом.

Алмаз

В основе методики получения этого минерала лежали представления о превращении графита в алмаз. Ещё в конце XVII в. И. Ньютон высказал предположение, что алмаз-этот самый твёрдый минерал - должен гореть. Кристалликом алмаза для опыта пожертвовала Флорентийская академия наук. Оказалось, что, прежде чем сгореть, алмаз при температуре 110°C превратился в графит. Учёные решили, что возможно и обратное превращение в алмаз. Искусственные алмазы пытались получить многие учёные. Но успеха всё не было, пока работы велись без знания законов синтеза.

Для имитации алмаза используют бесцветный циркон, синтетический рутик, титанит стронция, синтетическую бесцветную шпинель, синтетический бесцветный сапфир.

При осмотре алмаза невооруженным глазом или с помощью десятикратной лупы, нужно учитывать, что он обрабатывается таким образом, что практически весь свет, входящий в камень через коронку, полностью отражается от его задних граней, как от ряда зеркал. Поэтому, если через ограненный бриллиант смотреть на свет, будет видна только светящаяся точка в камне. Кроме того, если посмотреть через бриллиант, находящийся в надетом на палец перстне, то увидеть сквозь него палец невозможно.

Химик Клапрот определил, что капля соляной кислоты не действует на алмаз, зато на цирконе оставляет мутное пятно.

Алмаз оставляет царапину на поверхности стекла, а также и на полированной поверхности других камней. Плотно приложив ограненный алмаз ребром к поверхности образца, можно заметить, что алмаз «цепляется» за него, оставляя видимую царапину, которая не исчезает, если потереть мокрым пальцем. Для такой пробы выбирают наименее заметное место.

Чтобы отличить алмаз от шпинели и синтетического сапфира, камни опускают в бесцветную жидкость с показателем преломления, близким к показателям преломления шпинели и сапфира (йодистый метилен или однобромистый монофтлен). Шпинель и сапфир просто не будут видны в жидкости, а алмаз будет ярко блестеть. Аналогичный, но менее отчетливый эффект «исчезновения» фальшивого бриллианта дают простая вода и глицерин. Таким же способом выделяют более простые и дешёвые подделки под алмаз - богатое свинцом хрустальное стекло.

Бриллианты подделывают довольно часто такими минералами как муссониты (практически не отличимыми без специального оборудования), фианитами, лейкосапфирами и др. Отличить подделку от подлинного бриллианта, можно, рассмотрев около любого осветительного прибора. Нужно держать камень коронкой перпендикулярно источнику света. У подлинного бриллианта грани, расположенные сзади - будут полностью светиться. Но это ещё не гарант подлинности. Можно также проверить минерал на подлинность благодаря его свойству твёрдости. Если тереть наждачной бумагой бриллиант, она не оставит царапин, на других минералах - оставит шероховатости. Если провести бриллиантом по камням имеющим более маленькую твёрдость (например, по сапфиру или изумруду), то на таких минералах настоящий бриллиант оставит царапины. Синтетические заменители бриллианта не будут иметь внутри себя никаких включений, пузырьков, в то время как у настоящего алмаза - обязательно будет.

Аметист

Драгоценными являются чистые и яркие по цвету аметисты. Свойство настоящего и синтетического аметиста очень схожи и различить их не легко. Искусственный минерал сейчас используют ювелиры довольно часто, так как он производится в промышленных масштабах, в отличие от них покрашенные фианиты под аметист можно распознать: они быстрее нагреваются, это можно выяснить, например, приложив их к лицу.

Бирюза

Её подделывают даже пластмассой, которая конечно не такая пористая и не ровная, как настоящая. Имитация стекла в своей структуре имеет маленькие пузыри, чего нельзя сказать о настоящем камне. Также методом облагораживания в лаборатории бирюза низкого сорта превращается в бирюзу высокого качества. Там могут и склеивать мелкие частички бирюзы, и обрабатывать температурой и многое другое. Выдают за бирюзу также эмаль, спрессованный бирюзовый порошок, и дешёвый минерал Говлит. Говлит становится похожим на бирюзу, если его окрасить. Вообще натуральная бирюза без дефектов - это практически не вероятное явление.

Кристаллы, изготовленные из толченой бирюзы с клеем, трудно отличить от настоящих. И лишь со временем подделки приобретают грязноватый оттенок.
Гелиодор

Гелиодор - лимонного оттенка является драгоценным в том случае, если он чист, без включений. Если камень не соответствует этим параметрам, то он не является ценным. Природный минерал Гелиодор при проведении им по стеклу - оставит след, так как он гораздо твёрже стекла.
Горный хрусталь

Искусственный горный хрусталь получается из кварца, смешанного с известью и содой. Из данного минерала делается также посуда. Также подделывают камень простым стеклом. Отличие настоящего горного хрусталя состоит в том, что он не отличается высокой теплопроводностью, в отличие от подделок. Вглядевшись во внутрь природного минерала, можно увидеть там как бы легкую затуманенность. Блестит горный хрусталь, как и стекло, не переливаясь радужными красками в отличие от алмаза.

Настоящий горный хрусталь всегда прохладен на ощупь.

Гранаты

Гранаты относятся к драгоценным камням, обладающим силой магнитного притяжения. По магнитности определяют и некоторые другие камни. Для этого камень (предварительно взвешенный) помещают на высокую пробку (чтобы отделить от металлической чашки весов), которую кладут на чашу. После уравновешивания весов к камню медленно подносят небольшой подковообразный магнит до тех пор, пока он почти не коснется поверхности камня. Если минерал обладает заметной магнитностью, то равновесие нарушится, когда магнит будет находится от камня в 10-12 мм. Записывают минимальный вес, который «удерживается» магнитом. Разница между ними истинным весом будет характеризовать притяжение камня к магниту.

Гранату повезло в том смысле, что его почти не подделывают. Благодарить за это он должен уникальные особенности своей природы, а также свою довольно не дорогую стоимость. Дело в том, что гранат имеет магнитные свойства. Если хотите отличить настоящий гранат от подделки прямо в магазине, Вам понадобится собственно магнит, металлические весы и пробка. Пробку кладем на весы, на неё кладем минерал, затем к нему подносим магнит, пи этом стрелка весов начнет колебаться. Ещё более простой метод определения природного камня касается его размеров, ведь гранат сам по себе не может быть крупнее «Боба». Практически размер камня не превышает размер зерна растения - Граната.

Жемчуг

Секрет выращивания жемчуга открыт в Китае, и промысел этот процветал там на протяжении семи столетий. В 1890 году японцы переняли опыт выращивания жемчуга и создали целую отрасль промышленности. Одними из последних японцы разработали выращивание жемчуга без ядра, при котором в разрезы в мантии моллюска вводят кусок мантийной ткани другого моллюска. Жемчужины растут быстро, выход продукции высок. Если моллюск после изъятия из него жемчужины вновь вернуть в море, можно вновь от него получить жемчужины. Такой жемчуг ещё называют культивированным. С 1956 года индустрия выращивания жемчуга начала развиваться в Австралии.

Слово «жемчуг» без определений разрешается использовать только для природного жемчуга. Крупные жемчужины считаются коллекционными и продаются отдельно по более высокой цене. 70% жемчуга продают в виде бус.

Жемчуг найденный в природе, представляет собой гораздо большую ценность, нежели культивированный, благодаря внедрению бусины в раковину моллюска. Природный жемчуг большого размера стоит очень дорого, в отличие от аналогов. Рентгенная установка, просветив внутреннюю структуру жемчуга, поможет отличить культивированный жемчуг от природного.

Изумруд

Изумруды могут подвергаться процессу облагораживания, так как цена минерала находится в прямой зависимости от насыщенности цвета и оттенка. Искусственное облагораживание снижает ценность камня. В результате облагораживания может быть улучшен цвет и чистота камня, и передан блеск в результате нанесения специального покрытия.

Синтетические изумруды в течение многих лет изготавливались только в лаборатории Кэролла Чэтема, химика из Сан-Франциско. Теперь в промышленных масштабах изумруды выпускаются рядом фирм, а методы производства синтетических изумрудов постоянно совершенствуются, так что синтетические изумруды практически неотличимы от природных.

Характерные признаки синтетических камней - перекрученные вуали.

Кварц

Кварц можно отличить от стекла, прикоснувшись к камню и стеклу кончиком языка. Кварц гораздо холоднее.

Лазурит

Даже не опытному глазу будет трудно спутать с чем-то другим, ведь он имеет чистый насыщенный синий цвет. Имитации же более бледные, это могут быть азурит, дюмортьерит, лазулит, содолит. Также подделывают под лазурит крашеную яшму, крашеную синтетическую шпинель - эти подделки оставят сильный след после себя в стакане с чистой водой. Истинный лазурит нет.
Лунный камень

Имитацией является как стекло, так и пластмасса, неоднородно покрашенная. Единственное что не передается передать в имитациях так это миллион оттенков цветов, когда минерал играет на свету. Также внутри минерала будут мерцать блестки. Аналоги, такие как искусственная шпинель и белый халцедон, можно отличить только при помощи рентгена. У настоящего лунного камня под воздействием рентгена обнаруживается светло-сиреневое свечение. Ещё подделкой является «опаловое стекло». Тут для определения истинного лунного камня нам понадобится десятикратно увеличивающая лупа, через которую видно слоистую структуру камня.

Рубин

Это первый драгоценный камень, который стали получать в начале XX века на промышленной основе в больших масштабах. По последним сведениям, объем производства синтетических рубинов достиг миллиона каратов. Искусственные рубины применяются для украшений, причём разница в ценах природного и синтетического очень большая.

Прежде всего необходимо помнить, что чистые, густо окрашенные крупные в природе встречаются крайне редко. Уже один этот факт ставит под сомнение природное происхождение крупного рубина.

Стоимость качественных рубинов может быть равной цене алмаза. Настоящий рубин не лишен природных микроскопических включений, дефектов, даже если кажется идеально прозрачным не вооруженному глазу. Можно поцарапать рубином другой минерал с более низкой характеристикой твёрдости - будут видны царапины. Камни, имеющие маленький размер и мутную структуру инкрустированные в золотые и серебряные изделия - скорее настоящие. Потому что из-за недорогой цены их не имеет смысла подделывать. Под ультрафиолетом подделка рубина станет оранжевого оттенка.

Существуют народные способы определения натуральности рубина:

1. При помещении минерала в стеклянную посуду - из неё будет изливаться красноватый свет.

2. Молоко в стакане станет слегка розовым - если в нем рубин.

3. С одного угла минерал бледен, с другого - тёмно-красного оттенка

4. В натуральном рубине трещина имеет форму зигзага и не светится ярко при освещении, в отличие от имитаций, где трещина прямая и сияет.

5. Натуральный рубин во включениях редко имеет пузырьки, а если они и есть, то по цвету, они не отличаются от цвета минерала. В подделках пузыри могут быть более светлыми, могут быть пустыми внутри.

6. Если положить настоящий камень на глазное веко - он будет оставаться холодным долгое время. Синтетический заменитель или стекляшка быстро изменяют температуру на более тёплую.

Сапфир

Отличить настоящий сапфир от многочисленных «близнецов» можно только благодаря физико-химическим параметрам, а не по внешним признакам. Синтетическую подделку можно сразу же исключить по наличию включений внутри камня. Натуральные имитации, также имеющие природные включения отсортировать можно следующем образом: в особой жидкости у которой определенная удельная масса - сапфир ложится ко дну, в то время как подделка всплывает кверху. Сапфир твёрже, чем рубин, либо изумруд - при проведении этими минералами по сапфиру, следов не остается.

Если камень погрузить в жидкость с определенным коэффициентом преломления, в нем можно наблюдать следующее распределение окраски: в синтетическом камне всегда имеются изогнутые, различно окрашенные полосы, в природном - полосы прямые и располагаются параллельно одной или нескольким граням.

Топаз

Топаз - природный минерал при прикосновении к нему кожей кажется гладким и прохладным. Топаз будет притягивать мелкие частички (например, салфетки) - если его потереть шерстяной материей. Настоящий камень опустится на дно, если опустить его в емкость с йодистым метиленом. Подделки, такие как кварцы - не потонут. Но существуют более качественные подделки - имитирующие даже физические свойства минерала. С помощью температурной обработки бледный минерал может быть облагорожен и приобрести более яркий цвет. Выявить натуральность камня можно только в лаборатории геммолога. Минерал аметист подделывают под топаз методом нагрева. Называться такая подделка будет «Золотистым топазом, Мадейра-топаз»

Исключительно легко полируется и иногда его можно определить на ощупь по характерной «скользости». Синтетический корунд различных оттенков розового цвета применяют для имитации розового топаза. При этом он выглядит слишком хорошо, чтобы быть настоящим.

Хризолит

Крашенное стекло чаще попадается в качестве подделки. В отличие от стеклянной подделки хризолит имеет равномерный «окрас» без уплотнений. Также этот минерал имитируют зеленой пластмассой, которую естественно легко поцарапать. Другие минералы, которыми пытаются заменить хризолит можно определить лишь в лаборатории. Это может быть либо хризоберилл или турмалин. Стоит запомнить, что крупный размер этого минерал - очень редкое явление.

Циркон

Ни один камень, за исключением опала и алмаза, нельзя определить так легко, как циркон. Невооруженным глазом или с помощью простой лупы. Его особенный блеск, несколько напоминающий алмазный и в то же время жирный или смоляной, в сочетании с характерной цветовой гаммой, часто позволяют узнать камень с первого взгляда. Используя лупу, можно при наблюдении через верхнюю часть камня увидеть потертые ребра граней.

Цитрин

Вас могут обмануть, подсунув более дешевые заменители - облагороженный кварц, или подверженный температурной обработке аметист. Покупая ювелирные изделия, следует учесть, что цвет природного цитрина не такой ярко желтый, как может быть у заменителей. Скорее он более спокойного оттенка. Также настоящий минерал при рассмотрении под разным углом меняет оттенок от бледно желтого, до ярко желтого. Имитации таких свойств не имеют.

Шпинель

Синтетическая шпинель поступила на рынок в 20-е годы. Шпинель легко спутать с аметистом, хризоберилом, гранатом, рубином, сапфиром, топазом. Но специалисты отличают шпинель очень просто - по отсутствию у неё двупереломления.

Янтарь

Янтарь - это смола застывшая много веков назад. И она довольно часто встречается в золотых и серебряных ювелирных украшениях. Янтарь подделывают менее качественными минералами или пластмассой. Если поднести к пластмассовой подделке спичку, то соответственно от неё запахнет пластиком, а не смолой. На незрелом янтаре при поджигании - возникают пятна. Липким становится спрессованный янтарь.

Природный янтарь электризуется от трения, правда, некоторые имитации (из пластика) тоже электризуются. Но если электризации нет - явная подделка. Очень эффективен следующий метод определения имитаций янтаря. Если лезвием ножа провести полоску по поверхности янтаря, он даст мелкую крошку, а имитация закрученную стружку. В отличие от синтетических материалов, янтарь легко истирается в порошок. Янтарь будет плавать в соляном растворе (10 чайных ложек (без верха) поваренной соли на стакан воды), а имитации, кроме полистирола, затонут. После проверки изделие следует тщательно промыть в проточной воде, чтобы не образовалась соляная корка.

Украшения из драгоценных камней - прекрасный подарок для себя или для близких. Считается, что драгоценные камни имеют ряд целебных свойств, и в случае правильного выбора, могут корректировать самочувствие, здоровье и даже удачу. Но как выбрать правильный камень?

Рассказывает коллекционер Евгений Викстрем : «Первое, что следует сказать - самоцветы очень часто подделывают, потому никогда не нужно покупать их в сомнительных местах. Отправляйтесь в хорошо зарекомендовавший себя магазин или на ювелирную выставку.

Второй момент - необходимо знать, как визуально отличить настоящий камень от копии. Вопреки популярному мнению, природные камни не часто имеют идеальный внешний вид - их создавала природа на протяжение миллионов лет, а не мастера в лаборатории за полтора часа сделали блестящую стекляшку.

К примеру, рубины крайне редко бывают чистыми, без вкраплений и большого размера - такие камни стоят тысячи долларов, потому увидев идеальный рубин за пару десятков долларов, следует уже задуматься - а действительно ли это рубин?”.

То же самое с топазами. Для имитации розового топаза используют синтетический коррунд, который слишком блестит и сверкает, как для настоящего топаза. "Характерные признаки синтетических изумрудов - перекрученные вуали. Кварц же можно легко отличить от стекла, прикоснувшись к камню и стеклу языком. Настоящий кварц гораздо холоднее стекла”.

Почему важно научиться отличать настоящие камни от подделок? Во-первых, чтобы не переплатить. Одно дело, когда вам за 10 долларов предлагают бусы из псевдонатурального камня, а другое, когда за тысячу вам продают подделку со словами «этот камень натуральный». Во-вторых, синтетические камни не имеют того состава, что и природные, а потому, соответственно, ни о каких целебных свойствах не может идти и речи. Да и о каком удовольствии от ношения украшения может идти речь, если вы знаете, что его сделали из стекла на штамповальном станке за 10 минут?

Имитации и распознавание драгоценных камней

При определении ценности драгоценных камней часто происходят ошибки, особенно если камни схожи между собой или имеют одинаковый цвет или бесцветные.

Основными опознавательными знаками алмазов являются их высокая твердость, преломление света и рассеивание цветов.

Таким же высоким блеском, какой имеет ограненный алмаз-бриллиант, обладают: бесцветный циркон (при обжиге окрашивается в желтые, коричневые и красноватые тона), лейкосапфир, фенакит, горный хрусталь, "мраморный алмаз" (кварц), бесцветный топаз и шпинель; они, как и алмаз, однопреломляющие.

Природный рубин заменяется красным или розовым шпинелем, турмалином или топазом. Некоторые синие камни, например синий шпинель, турмалин или кордиерит и цианит отличаются от сапфира более низкой твердостью и плотностью. За смарагд иногда принимают оливин (хризолит), русский зеленый топаз и турмалин, а также хризопраз.

За желтый (золотой) топаз часто выдают цитрин, особенно обожженный аметист или раухтопаз, которые в результате обжига приобретают желтый цвет. Различно окрашенные флюориты, которые используются в качестве имитаций аметиста, топаза, смарагда и рубина , распознать несложно, поскольку они имеют низкую твердость (4).

Используемые в ювелирном деле густо-черные непросвечивающиеся ониксы, синие халцедоны и яблочно-зеленые хризопразы представляют собой, по сути дела, искусно окрашенные (мореные) халцедоны. Искусственная бирюза по внешнему виду ничем не отличается от природной, однако при нагревании она становится синей или коричневой.

Синтетические драгоценные камни, возникшие в результате соединения двух камней, называются дублетами . Так называемый "настоящий дублет " представляет собой камень, верх и низ которого изготовлены из однородного минерала (соединяются канадским бальзамом или мастикой). "Искусственные дублеты", так называемые "миксли", получают путем плавки цветного стекла (низ) на плоскости просвечивающегося кварца или граната (верх). Свободные, незакрепленные дублеты распознать легко.

Наиболее широко распространены синтетические драгоценные и полудрагоценные камни всех оттенков, имитированные различно окрашенным стеклом. Они мягче природных камней, царапаются напильником, распознать их можно также по оптическим свойствам. Они всегда однопреломляющие, а если цветные, то никогда не проявляют признаков полихроизма.

Алмазы имитируют прозрачным, тщательно отполированным с сильным преломлением стеклом, под которое обычно подкладывают зеркальное вещество, чтобы увеличился световой эффект. Имитации смарагда имеют внутри типичные дефекты природного смарагда. Гранаты имитируют стеклом, цвет которого не отличается от цвета природных гранатов. Однако стекло имеет меньшую твердость и плотность.

Для того, чтобы научиться отличать драгоценные и полудрагоценные камни от искусственных, особенно закрепленных в драгоценностях, необходимо обладать большим опытом. Считается, что специалист на глаз распознает, какой камень природный, а какой искусственный. Но это возможно далеко не во всех случаях! Сегодняшние химия и техника позволили получить искусственные драгоценные камни, похожие на натуральные до мельчайших подробностей. Некоторые способы определения камней требуют не только профессиональных, но и научных знаний, иногда и специальной исследовательской работы.

Всего комментариев: 0

Почти во всех сувенирных магазинчиках, торгующих камнями, есть эти подделки. Речь идёт не о выдавании дешёвых минералов за более дорогие, как в случае с крашеной "бирюзой" из говлита или "цитринов" из жжёного аметиста, а об искусственных имитациях полудрагоценных камней. Безусловными лидерами тут являются кошачий глаз, авантюрин и "лунный камень" .

Поддельный кошачий глаз

В большинстве сувенирных ларьков продаётся именно это боросиликатное стекло.

Выбор - на любой вкус и цвет!


Кроме стекла, для имитации "кошачьего глаза" используются синтетические минералы - кетсайт и улексит.

На самом деле, "кошачий глаз" это даже не конкретный камень, а название эффекта ирризации, свойственного некоторым минералам. Этот оптический эффект действительно напоминает глаз кошки.
Натуральный "кошачий глаз" хризоберилл (цимофан) стоит очень дорого, как алмазы и рубины. Естественно, в сувенирных лавках такие камни не продаются. В магическом плане "кошачий глаз" считается защитным камнем. Не нужно огорчаться из-за его недоступности, ведь существуют также другие разновидности глазковых камней - тигровый, соколиный и бычий глаз. Они не являются редкостью, стоят недорого, поэтому обычно их не подделывают. Изделия из тигрового глаза есть практически во всех лавках.

Натуральный "кошачий глаз" хризоберилл

В стеклянном "кошачьем глазе" нет ничего плохого - это прекрасный, яркий и недорогой материал для украшений. Но если продавец называет его натуральным, это уже обман. Хотя очень часто продавцы в сувенирных лавках сами не разбираются в своём товаре и искренне верят в натуральность стекляшек. Да что говорить, если в казалось бы, серьёзных энциклопедиях по минералам в качестве иллюстраций используются подделки. Вот к чему приводит экономия издателей на копирайтерах и лень самих копирайтеров, не умеющих нормально пользоваться гуглом.

Такие сверкающие золотистыми блёстками бусины обычно продаются под видом авантюрина. Это не минерал, а особое авантюриновое стекло с крошкой оксида меди, кобальта, железа или хрома.

"Современная стекольная промышленность имеет множество составов авантюриновых стекол, полученных в разные годы в разных странах. Известны авантюриновые стекла с блестящими включениями, содержащие оксиды кремния, алюминия, кальция, магния, марганца, железа, хрома, фосфора, натрия, калия, титана, никеля, кремния (SiO2, Al2O3, CaO, MgO, MnO, Fe2O3, Cr2O3, P2O5, Na2O)и др. Как видим.задействуется значительная часть периодической системы элементов. Недостатками таких составов стекла являются высокая температура варки стекломассы (до 1430-1460 оС) и низкая твердость получаемого стекла (650-730 кг/мм2) . Это приводит к высокой себестоимости изделий из авантюринового стекла из-за больших энергозатрат и снижает их потребительские свойства, поскольку полированная поверхность стекла с низкой твердостью быстро теряет свое качество в силу истирания.

Сейчас перед технологами и химиками этой отрасли стоит задача получения авантюринового стекла высокой микротвердости и механической прочности, расширения его декоративных свойств, а также снижение стоимости процесса и состава за счет использования более дешевого сырья. Это требование современного дизайнерского искусства и возросших промышленных возможностей. Поэтому научными институтами совместно с заводами ведутся разработки в направлении удешевления авантюриновых стекол, и одним из вариантов является использование сырья с содержанием до 60% шлака в шихте. Проходит испытание авантюриновое стекло на основе высокожелезистых шлаков. Наряду с хорошими декоративными свойствами оно имеет улучшенные физико-химическими свойства: повышенную микротвердость и щелочеустойчивость, температуру размягчения примерно 650 °С, и показатель преломления до 1,596 единиц.

В последние годы нашим ученым удалось получить стекольные сплавы повышенной твердости и улучшенных прочностных характеристик введением оксидов бора, расширения цветовой гаммы, усиления авантюринового эффекта за счет введения оксидов меди, хрома, титана, кальция и других различных металлов.. Большие достижения в изобретении авантюриновых сплавов принадлежат ученым Государственного научно-исследовательского и проектного института азотной промышленности и продуктов органического синтеза, достойный вклад внесен изобретателем А.В.Кочановой из г. Липецка и многими другими учеными. Эти изобретения имеют мировое значение и защищены патентами.

Технология получения таких стекол довольно сложна. Сначала подготовленную шихту плавят в печах большой мощности при 1350-1400 oС в течение примерно часа, затем температуру несколько уменьшают, и после непродолжительной выдержки проводят отжиг при 750 oС. Для получения стекла используют продукты обогащения апатито-нефелиновых руд и полевошпатового минерального сырья в составе с гранулированными доменными и конвертерными, феррохромовыми шлаками, подбирая их в соответствии с требуемым соотношением компонентов. Для увеличения прочности и устойчивости состава вводят оксиды бора (В2О3),добавляют оксиды лантана, цезия, самария и др (La2O3, CeO2, Sm2O3) для расширения цветовой гаммы, оксиды титана, калия и меди (ТiO2, К2О, Сu2О) способствуют окрашиванию не смешиваемых областей во все цвета радуги, что и фиксируется на стеклах в виде застывших разноцветных узоров с блестками кристаллов хрома, марганца и меди (Сr2O3, MnO, Сu2О).Полученное стекло имеет твердость 850-880 кг/мм2, непрозрачно, его поверхность рисунчатая, а в массе - золотистые, розовые, зеленые блестки размером от 0,5 до 2,0 мкм." ссылка

Чаще всего в лавках продаётся авнатюриновое стекло кирпичного цвета, но оно бывает также синим, чёрным, зелёным...

А вот так выглядит настоящий авантюрин

Природный авантюрин это разновидность кварца, в нём действительно есть маленькие искорки - включения пластинчатых или чешуйчатых минералов (зеленой слюдки-фуксита, вишнево-красного гематита и др.), которые вызывают мерцание камня при его повороте. В авантюриновом стекле блёсток много и размера они одинакового, тогда как в камне блёсток обычно мало, они разного рамера и яркости. Авантюрин камень недорогой, поэтому имеет смысл поискать настоящий в специализированных магазинах. В простых сувенирных лавках есть только стекло.

"Лунный камень" - матовое стекло

Красивое, правда? Но это всего лишь стекло, которым забиты наши сувенирные лавки.

В нём действительно есть что-то лунное...

"Лунный камень" - народное, а не минералогическое название. "Лунными камнем" называют минерал адуляр, а также иногда беломорит и лабродорит ("тёмный лунник").

Так выглядит натуральный хорошего качества адуляр

В отличие от настоящего "лунного камня" адуляра, "лунное стекло" равномерной окраски и не обладает эффектом ирризации.


Адуляр - разновидность полевого шпата с химической формулой K. Своё название он получил в честь горы Адула в швейцарских альпах. Добывается в Индии, Шри-Ланке, США, России. Цена "лунных камней" выского качества довлльно велика и конечно, их нет в большинстве сувенирных лавок. Купить натуральный лунник можно в специализированном магазине или на выставке минералов. Не нужно путать "лунный камень" (полевой шпат) с селенитом (поделочный гипс), на многих сайтах их сваливают в одну кучу.

Лунный камень

Беломорит - непрозрачный "лунный камень", добываемый в России

Лабрадорит - "тёмный лунник"

Приходя в ювелирный магазин, покупатель рассчитывает на красивую и выгодную покупку. Поскольку большинство натуральных камней дорогостоящие, людям хочется сэкономить и выиграть на разнице в цене. Поэтому перед походом в магазин следует знать, как проверить камень на подлинность или хотя бы как отличить натуральный минерал от дешевой подделки.

Проверка камня на подлинномть

Мошенники часто пользуются наивностью покупателя и вместо драгоценности могут продать:

  • Синтетический минерал. Это камень, который выращивается в лаборатории. По составу он идентичен натуральным самоцветам, но его стоимость всегда должна быть дешевле. Их невозможно отличить по внешнему виду в магазине или дома от природных минералов. Понять происхождение камня можно только после геммологической экспертизы.
  • Подделки из поделочных камней. Эти экземпляры похожи на драгоценные камни только по виду, но имеют другие свойства и состав. Поэтому отличить их проще. Стоимость поделочных камней всегда ниже.
  • Имитации - самый дешевый вариант подделки. Для этого мошенники используют куски стекла или пластмассы, придают похожий вид и продают как настоящие самоцветы.

Общие правила выбора

Для каждого камня есть свои отличительные признаки. Высокая стоимость драгоценности объясняется редкостью камня и его характеристиками, внешним видом. Существуют и общие правила, по которым можно заподозрить камень в ненатуральности:

  • Отсутствие дефектов. В природе не существует ничего идеального. Поэтому если камень выглядит слишком красиво, под увеличительным стеклом нет ни одного дефекта вроде микротрещин или включений, то скорее всего, перед вами подделка. Минералы из лаборатории обладают безупречным видом и характеристиками.
  • Для геммологов признаками ненатуральности является отсутствие зон роста, включений.
  • Большинство минералов, особенно кристаллов, всегда холодные на ощупь и медленно нагреваются в руке. Можно поднести камень к щеке с помощью пинцета: если экземпляр нагрелся быстро - перед вами имитация. Правда, лабораторные или синтетические камни так не определяются.
  • Синтетические материалы или имитации всегда имеют насыщенный оттенок, который равномерно распределен по минералу. Если камень слишком яркий и однотонный, это должно натолкнуть на мысль о подделке. А самоцветы из природы иногда имеют свойство дихроизма, то есть меняют оттенок в зависимости от падения солнечных лучей.
  • Пузырьки в структуре камня часто свидетельствуют о лабораторном происхождении.

А также следует помнить, что искусственный камень не обладает магическими свойствами или целебными эффектами. Он выращивается в лаборатории или изготавливается из синтетического материала за два-три месяца. Натуральный кристалл растет в земле и набирается энергией не один десяток лет. Но вместе с тем камень становится уникальным, неповторимым. Искусственные материалы не боятся солнца, не выгорают и не меняют характеристик.

В ювелирных салонах трепетно относятся к камням, поэтому вряд ли там разрешат пользоваться реактивами или другими веществами для проверки. Там нельзя пытаться поцарапать камень, лизнуть его или попробовать на зуб, облучать. Если вы приобрели минерал, все эти действия можно проделать дома. Поэтому в магазине стоит ориентироваться на документы, которые должен предоставить продавец, чаще всего - это сертификат подлинности камня.

Даймонд-тестер - прибор для проверки подлинности бриллиантов

Способы проверки минерала самостоятельно

Главное - стараться не приобретать изделия или минералы «с рук», по объявлению, в ломбардах и мелких магазинах. А чтоб проверить подлинность, стоит отнести минерал или украшение независимому эксперту-геммологу.

Но есть несколько способов проверки, которые на этапе покупки или после нее позволяют себя обезопасить, например:

  • Настоящий бриллиант имеет самую высокую твердость, поэтому камнем легко можно поцарапать стекло без вреда для украшения.
  • Изумруд должен быть холодным. Под лупой в нем можно рассмотреть параллельные линии роста, если они спиралевидные - перед вами подделка. Изумруд не должен иметь пузырьков-включений, они свидетельствуют о выращивании в лаборатории. Камень практически всегда имеет дефекты и микротрещины. Камни можно легко перепутать с бериллами, перидотами или турмалинами. Стоимость изумруда выше, чем этих минералов.
  • Камень рубин также не лишен дефектов структуры. Он редко бывает чистым и крупным. Микроскопические изъяны присутствуют всегда. Насыщенность оттенка также будет колебаться, если смотреть на камень под разными углами. Если опустить минерал в стакан с молоком, то жидкость окрасится в розовый цвет. Рубин под ультрафиолетом становится оранжевым, он долго не меняет температуру и остается прохладным.
  • Сапфир - это камень, который подделывают чаще всего. Минерал прозрачный, также имеет большое количество дефектов. Если трещины на поверхности, то камень может даже рассыпаться от неосторожного обращения. На разновидности кашмирский сапфир должны прослеживаться молочные блики. Окраска чаще всего зональная или неравномерная. Камнем можно поцарапать все элементы, кроме алмаза. Сапфиры с астеризмом можно определить по виду и наличию звезды на поверхности минерала, этот эффект пока не повторили в лабораториях.
  • Настоящие гранаты редко достигают размеров больше гранатового зернышка, а также минералы можно проверить с помощью магнита и весов. На весы стоит положить пробку, а на нее сверху гранат. К гранату можно поднести магнит и стрелка на весах начнет колебаться, если камень натуральный, это объясняется магнитными свойствами граната.
  • Аметист всегда имеет дефекты и включения, которые видно в лупу с десятикратным увеличением. В воде края камня побледнеют, а середина так и будет оставаться насыщенной.
  • Топаз также всегда имеет включения. Камень на ощупь должен быть гладким и прохладным, чувствуется эффект скольжения. Если протереть топаз шерстью, он наэлектризуется и притянет к себе волосы или листочек бумаги.
  • Цитрин имеет неяркий оттенок, а также он меняет насыщенность цвета в зависимости от угла, под которым на камень смотрит человек.
  • Янтарь также имеет свойство электризации.

Геммологи оценивают подлинность камня по его характеристикам: для этого используются рефракторы, которые подсчитывают угол преломления лучей, проходящих через камень. Никто из экспертов уже не пользуется методом оценки минерала по шкале Мооса, поэтому камень останется в идеальном виде. Изучается микроструктура вещества, а после экспертизы выдается сертификат с результатами. С таким документом можно будет продать камень или купить его и быть уверенным в подлинности. Стоимость экспертизы недешевая, поэтому в основном ее проводят в случае драгоценностей первого порядка.

Если покупателю без разницы, какой именно камень у него в руках, можно не проверять документы и подлинность. Тогда акцент делается на внешнем виде украшения. Главное - не переплатить за ненастоящий камень в магазине. А если бюджет не позволяет купить натуральный минерал, тогда можно воспользоваться и качественными подделками.

В настоящее время, когда на рынке все чаще встречаются ювелирные изделия с синтетическими камнями, остро встает вопрос их идентификации и отличия от природных камней. Мы не призываем Вас вообще не покупать синтетики, наоборот, Вы можете смело ее приобретать и наслаждаться ноской.

Главное - не переплатить, заплатить реальную цену и не стать жертвой мошенников. При этом нет никакой гарантии, что Вас не обманут как на рынке, так и в фешенебельном ювелирном салоне. Обман может быть как осознанным (с подделкой документов, липовыми сертификатами или убедительными устными заверениями), так и по незнанию (продавец сам был введен в заблуждение).

Мошенничеством является продажа синтетики по заведомо сильно завышенной цене с выдачей ее за натуральный материал. Даже если Вам продали якобы хризоберилловые бусы за 15 долл., это еще не уголовное преступление и даже вообще не нарушение (радуйтесь удачной покупке!!). Но если с Вас за подделку и обман запросили 70 долл. и выше, это уже мошенничество и административное правонарушение, а при незаконной наценке и обмане свыше 110 долл. уже уголовно наказуемое преступление (в Украине). Подделка любого сертификата соответствия есть преступление вне зависимости от суммы сделки. Вам должны помочь в ближайшем отделении милиции и обществе защиты прав потребителей по месту продажи слишком дорогой и фальсифицированной подделки.

Большинство имитаций сегодня выполняется из стелка различного качества с различными добавками (камни Савровски, стекланные стразы, черный и золотистый авантюрин, цветной кошачий глаз, молочный лунный камень, зеленый хризоберилл, опаловое стекло и др). Ряд других синтетических камней более ценные, они имеет свою химическую формулу (фианит, корунд, сапифр, улексит, цитрин, аметист, аметрин, венская бирюза и неолит).

Почему важно отличать природные камни от синтетических? Одним из атрибутов драгоценного камня является его редкость. Чистые бездефектные камни в природе редки, поэтому их стоимость иногда достигает очень высокого уровня, особенно на большие экземпляры. Синтетические же ювелирные камни практически всегда обладают более высокими качественными характеристиками по сравнению с природными камнями, но стоят значительно меньше, чем лучшие природные камни. Бездефектный хорошего цвета природный рубин весом 5-10 карат может стоить несколько тысяч долларов за карат. Синтетический рубин (корунд) такого же размера стоит всего несколько долларов за целый камень, а корундовое сырье продается на килограммы.

В мире имеются значительные запасы некондиционных или малоценных сортов топаза, агата, нефрита, бирюзы, горного хрусталя, халцедона и др. Это обусловило необходимость разработки технологических процессов облагораживания самоцветов.

Какие из признаков природных, облагороженных и синтетических камней позволяют отличить их друг от друга? В природе на образование драгоценного камня уходит несколько десятков, а то и сотен тысяч лет. В лаборатории рост может длиться от нескольких часов до (максимум) нескольких месяцев. Также в лаборатории невозможно воссоздать процесс, полностью повторяющий природный, поэтому логичным кажется предположить, что в любом кристалле искусственного происхождения можно обнаружить признаки, обусловленные условиями его роста, которые будут отличать его от природного камня.

На какие признаки обращают внимание геммологи при диагностике происхождения камня? Прежде всего, это внутренние особенности камня, такие как включения, зональность (распределение окраски), микроструктуры роста, для наблюдения которых применяется лупа или микроскоп. Ранее для диагностики синтетических ювелирных камней экспертам достаточно было лишь стандартного геммологического оборудования, включающего в себя лупу, полярископ, дихроскоп и ультрафиолетовую лампу. В настоящее время, когда технологии синтеза постоянно совершенствуются, работать экспертам становится все сложнее и сложнее; зачастую стандартного оборудования недостаточно для однозначной диагностики, поэтому приходится прибегать к помощи более сложных лабораторных методов. Основным требованием, предъявляемым к методам идентификации камней, является их неразрушающее воздействие на исследуемый образец.

СИНТЕТИЧЕСКИЕ АЛМАЗЫ. В последнее десятилетие достигнуты большие успехи в области синтеза ювелирных алмазов. Современные технологии позволяют получать кристаллы алмаза ювелирного качества весом до 10-15 карат. Так, например, включения минералов свидетельствуют о природном происхождении, в то время как включения металлов (железа, никеля, марганца) - о синтетическом. Для синтетических алмазов также характерно неравномерное зонально-секториальное распределение флюоресценции в ультрафиолетовом свете (нередко можно наблюдать крестообразные фигуры УФ-флюоресценции), напротив, для природных алмазов характерно равномерное или незакономерное распределение УФ-свечения. О синтетических алмазах ювелирного качества читайте подробній материал.

СИНТЕТИЧЕСКИЕ РУБИНЫ И САПФИРЫ (КОРУНДЫ). Сегодня на рынке драгоценных камней представлено множество синтетических рубинов и сапфиров, выращенных различными методами синтеза, для каждого из которых известны свои отличительные особенности. Практически все красные камни в ювелирных изделиях являются синтетическими корундами. Большинство натуральных рубинов имеют внутренние дефекты. Так, большинство синтетических рубинов и сапфиров, встречающихся на рынке, получено методом Вернейля, отличительными чертами этих камней являются криволинейная зональность (которая не наблюдается в природных камнях), иногда в них встречаются включения газовых пузырьков. Но визуально синтетические корунды выглядят безупречно. Более того, именно синтетические корунды являются достаточно дешевыми и практически вечными красными и темно-розовыми вставками в ювелирные изделия. Это очень красивый синтетический самоцвет. К сожалению, сегодня красные корунды стали очень редкими в ювелирных магазинах, а синтетические сапфиры найти вообще практически невозможно.
Рубины и сапфиры, выращенные флюсовым и гидротермальным методами синтеза, являются наиболее сложными объектами для диагностики. Для флюсовых рубинов и сапфиров характерны включения флюса и материалов ростовой камеры (тигля) - платины, золота и меди, а отличительной особенностью гидротермальных корундов являются нeправильные микроструктуры роста.

СИНТЕТИЧЕСКИЙ ИЗУМРУД. В последнее десятилетие, помимо большого количества гидротермальных рубинов и сапфиров, большинство синтетических изумрудов также получены этим методом. Для таких изумрудов характерны трубчатые включения, коричневатые включения оксидов железа. В обычных ювелирных магазинах отличить натуральные изумруды от синтетических можно исходя из того, что большинство натуральных изумрудов в наших ювелирных изделиях несовершенны, имеют трещины и видимые глазом внутренние дефекты, неравномерную окраску, местами непрозрачны. Слишком бледно окрашенный камень может выявиться не изумрудом, а обычным бериллом. Совершенные темно-зеленые и идеально прозрачные изумруды лучше передать на анализ независимым специалистам, так как слишком высока вероятность приобрести очень качественную синтетику, выдаваемую за натуральные камни (особенно в импортных золотых изделиях). Синтетические изумруды имеют весьма характерный насыщенный голубовато-зеленый цвет, который отчасти выдает их происхождение, хотя почти такой же оттенок имеют некоторые колумбийские изумруды. Синтетические изумруды гидротермального происхождения обычно содержат мелкие жидкие или газообразные включения. Природные изумруды часто имеют включения пластинок и микропластинок слюды и кристаллы пирита (даже засоренный слюдой природный изумруд намного дороже своего идеального синтетического аналога). При выборе, что купить: зеленый синтетический циркон или синтетический изумруд предпочтение нужно по возможности отдавать изумруду, так как он намного красивее и долговечнее.
Существует еще одна разновидность изумруда, который находится в промежуточной стадии между синтетическим и облагороженным. Они представляют собой неювелирные бериллы, не представляющие в исходном сырье ювелирной ценности, но покрытые слоем нарощенного синтетического изумруда толщиной от 0,3 мм и более. Цвет таких камней бледно-зеленый. При использовании популярного сегодня гидротермального метода слой изумруда толщиной 0,8 мм нарастает за сутки. Структура камней несовершенная, трещины и структура камня как бы подчеркнуты. Камни непрозрачные или просвечивают, характеризуются трещиноподобными линиями в поверхностном слое, которые выглядят при погружении в жидкость как тонкий интенсивно-зеленый ободок. В ювелирных магазинах появляются изделия из серебра, усеянные такими облагороженными бериллами. В магазинах самое дорогое гигантское куполообразное серебряное кольцо, усыпанное этими бериллами, стоит около 200 долл, небольшие кольца стоят до 50 долл.

СИНТЕТИЧЕСКИЙ КВАРЦ. Синтетический горный хрусталь прозрачен. Наиболее важной разновидностью синтетического кварца, встречающейся на рынке, является аметист, полученный гидротермальным методом. Этот ювелирный материал широко используется в торговле главным образом из-за сильной схожести со своим природным аналогом и трудности их отличия. Синтетический аметист обычно очень прозрачный, чистый, яркий, без внутренних дефектов и неоднородностей, может достигать больших размеров при сохранении чистоты. Некоторые его разновидности могут слегка изменять цвет при солнечном и искусственном освещении (на фото с монетой). Другой важной разновидностью синтетического кварца является амитрин (присутствуют зоны фиолетовой и желтой окраски), производство которого гидротермальным методом ведется.
Розовый кварц после ионизирующего облучения становится дымчатым (вплоть до мориона). При отжиге 450-500 o С аметисты теряют окраску, которая восстанавливается при ионизирующем облучении. При температуре 700 o С изменения необратимы.
Синтетический цитрин может быть получен при многочасовом обжиге (запекании) при температуре около 500 o C аметиста (сиреневого и фиолетового кварца, получается оранжево-желтый и желто-коричневый цитрин) или раухтопаза (дымчатого кварца, получается нежно-желтый цитрин). Природный цитрин часто мутный (непрозрачный) с зонами белого непрозрачного кварца. Большие прозрачные кристаллы цитрина или слишком темные высокого качества кристаллы обычно говорят об искусственном происхождении камня.

СИНТЕТИЧЕСКИЙ АЛЕКСАНДРИТ. Камни, продававшиеся в ювелирных изделиях до 1973 года под видом александрита, являлись разновидностями синтетической шпинели и синтетического корунда с добавками ванадия. Многие синтетические александриты в действительности являются или синтетическими корундами, окрашенными ванадием и обладающими лиловатой окраской, сменяющейся более красной при искусственном освещении, или синтетическими шпинелями, имеющими более густую зеленую окраску. В 1973 году в продаже появились изделия с синтетическими александритами, для которых также характерно эффектное изменение цвета, но от пурпурно-синего до розового, а не от зеленого до красного. На фото левее представлен синтетический корунд, имитирующий александрит, на фото правее - синтетическая шпинель, меняющая цвет (редкий и дорогой камень). Технологии выращивания александритов (близких к природным) сложны и дорогостоящи, поэтому цена на синтетические александриты такова, что позволяет использовать их в качестве центральных камней в дорогостоящих изделиях.

ФИАНИТЫ И ЦИРКОНЫ СИНТЕТИЧЕСКИЕ. Даже синтетические, алмазы стоят все равно дорого. Красота бриллианта определяется его специфическими свойствами: высоким коэффициентом преломления, высокой дисперсией (белый цвет раскладывается на семь цветов радуги, которые дают бриллиантовую игру), твердость предохраняет от царапин и повреждений. Материал-имитатор должен обладать всеми этими свойствами, но самое главное - быть дешевым. Эту задачу решали разные люди разными путями, и на сегодняшний день самым популярным имитатором алмаза является фианит. Название происходит от аббревиатуры ФИАН (Физический Институт Академии Наук), где начале семидесятых годов XX века был создан этот минерал. Из-за рубежа ввозят "циркон" или "цирконий", которые на самом-то деле фианиты, выращенные по советской лицензии или просто советской технологии, но замаскированный под этими коммерческими названиями. Это не алмаз вообще, не природный минерал и не химический элемент (металл) цирконий. Окрашенный в какой-либо цвет фианит своей бриллиантовой игрой создает совершенно отличный от любого природного камня неповторимый образ (коэффициент преломления у циркона намного выше, чем у любого драгоценного цветного самоцвета, кроме цветных алмазов). В таблице Менделеева есть элемент, металл цирконий (Zr), в природе встречается минерал циркон - силикат циркония (фактически соль), имеющий самостоятельное ювелирное применение, в лаборатории выращивают фианит (кубический циркон) - оксид циркония с добавками редкоземельных элементов и кристаллизующийся в алмазоподобной кубической сингонии, в отличие от природного циркона, который кристаллизуется в тетрагональной сингонии. То есть цирконий, циркон и фианит - разные материалы.

Для ювелирного дизайнера фианиты (цирконы) - это палитра, материал, с которым можно смело экспериментировать (особенно с мелкими камнями). Но нельзя сказать, что цирконы стоят мало, - они вполне сравнимы по ценам с природными самоцветами низких ценовых групп или некоторых камней, купленных напрямую у производителя. Более того, крупные и удачно ограненные под бриллиант фианиты стоят довольно дорого и редки в ювелирных изделиях (создателю этой электронной энциклопедии удалось купить такое кольцо аж за 5 лет поисков). Обычно небольшие и мелкие дешевые цирконы используют в "обсыпке", и таких изделий очень много на наших прилавках. Существуют особенности ювелирного применения циркона. Он требует бережения при закрепке (грубо говоря, его нельзя как корунд заколачивать молотком). Он может лопнуть при закрепке. Он легко крошится, выход готовых камней при машинной огранке часто не превышает 15-20%. При огранке различия показателей преломления алмаза и фианита маскируются путем изменения соотношений углов между гранями (циркон с неполной бриллиантовой огранкой наоборот низким и приземистым). Циркон очень чуток к поверхностному загрязнению и сразу перестает блестеть, его нужно постоянно протирать и чистить. Циркон почти в два раза тяжелее бриллианта и тяжелее других драгоценных камней. Кроме того, ребра ограненного фианита слегка закруглены, что также качественно отличает его от огранки бриллианта.
Визуально новые ограненные мелкие цирконы (фианиты) и мелкие бриллианты с неполной бриллиантовой огранкой, уже вставленные в украшения, крайне трудно отличить друг от друга, но инструментальные методы позволяют безошибочно их диагностировать. Не специалистам проще всего прочитать во внушающем доверие ювелирном магазине бирку (ни один нормальный магазин или фабрика на новых изделиях обманывать не будут под страхом уголовной ответственности и примитивности диагностики обмана), а сомнительный б/у камень не в новом изделии лучше всего показать мастеру в ближайшей ювелирной мастерской. Можно поцарапать камнем стекло, но нужно знать, что стекло царапают и алмазы, и корунды, и бесцветные топазы, и бериллы, и кристаллы горного хрусталя и т.п.
В ювелирных магазинах природный циркон встретить практически нереально. Окраска синтетических цирконов за счет примесей самая разнообразная: бесцветная, коричневая разных оттенков, красная, зеленая, желтая, черная, голубая и т.п. Им имитируют алмаз и почти все другие равномерно окрашенные не хамелеонообразные прозрачные камни. Бесцветные цирконы, хотя они и характеризуются алмазным блеском и сильной игрой, легко отличить от алмаза по их низкой твердости и низкому светопреломлению (что позволяет значительной части света, падающего на площадку камня с бриллиантовой огранкой, ускользать из нижней части). Хороший блеск дают только синтетические цирконы большого размера с более низким чем у бриллианта павильоном (нижней частью камня). Хороший циркон должен быть открытым в изделии для света со всех сторон. Мелкие цирконы могут быстро потерять в изделиях свой изначальный вид и блеск, если за ними постоянно не ухаживать. Красные синтетические цирконы, имитирующие рубин и шпинель, лучше не приобретать, а поискать синтетические корунды (рубины), они имеют более товарный вид, тверже цирконов (почти вечные) и проще в уходе.

Подделка стеклом

Страз - старинное название стекол, используемых как имитации драгоценных камней. Стекла - прозрачные материалы различного состава, изготовленные путем нагревания и быстрого охлаждения и имеющие аморфную структуру, оптически изотропные либо с аномальным двупреломлением, показатель преломления обычно в пределах 1.40-1.90. Используются как имитации драгоценных камней.

Стекло, например, также прозрачно и широко используется для изготовления недорогих украшений. Стекла отличаются от настоящих кристаллов тем, что в них отсутствует правильное расположение атомов и наш "атомный микроскоп" обнаружил бы довольно хаотическую структуру, без выдержанной упорядоченности, свойственной кристаллическим материалам. Отсутствие упорядоченного строения неизбежно приводит к тому, что стекла лишены внутреннего отражения, присущего кристаллическим драгоценным камням, и потому их нельзя сравнивать с настоящими природными или синтетическими кристаллами.

Стекло относится к аморфным веществам. В 1758 г. австралийский химик Иозеф Штрасс разработал способ изготовления стеклянного сплава, чистого и бесцветного с относительно высоким показателем преломления. Сплав, состоящий из кремния, оксидов железа и алюминия, а также извести и соды, прекрасно гранился и шлифовался и после огранки отдаленно напоминал бриллианты. Состав его следующий: 38,2% кремнезема, 53% оксида свинца и 8,8% поташа (соды). Кроме этого, в смесь добавляли буру, глицерин и мышьяковистую кислоту.

Для страза характерна высокая дисперсия, он хорошо поддается огранке. Для получения рубинового цвета в стеклянную массу добавляли 0,1% кассиевого порфира, сапфирового - 2,5% оксида кобальта, изумрудного - 0,8% оксида меди и 0,02% оксида хрома. Такой искусственный камень называется стразом.

Все, что выполняется сегодня из стекла, называется имитацией или подделкой. Имитация - это продажа изделия, при котором продавец Вас честно предупреждает, что Вы покупаете не натуральный камень. Подделка - это обман, осознанный или просто по незнанию, в результате которого продавцы Вас вводят в заблуждение.

Большинство имитаций и подделок сегодня выполняется из стекла различного качества с различными окрашивающими добавками (камни Савровски, стеклянные стразы, черный и золотистый авантюрин, цветной кошачий глаз, молочный лунный камень, зеленый хризоберилл, опаловое стекло и др). Стеклом стали подделывать даже раухтопазы (дымчатые кварцы), морионы (черные кварцы) и агаты, запасы которых в природе достаточны.

Мошенничеством является продажа имитации по заведомо сильно завышенной цене с выдачей ее за натуральный материал. Уголовное преступление в Украине начинается с незаконной цены в 20 налогонеоблагаемых минимумов - 340 грн. за подделку. Все остальное от 17 грн. - административное правонарушение. До 17 грн. подделки реально не наказуемы.

источник http://www.webois.org.ua/jewellery/stones/sintetica.htm