Греческие обряды. Народы Греции: культура и традиции. Греческая свадьба: меню

Свадьба – самое волшебное событие в жизни каждого человека. Такое событие не просто должно быть красивым и пышным, но и необычным, чтоб отличалось от пьяного застолья. Можно сделать тематическую свадьбу, например в греческом стиле и чтоб максимально соблюсти все каноны этой свадьбы предлагаю вам традиции греческой свадьбы. Можно конечно и посмотреть фильм «Большая греческая свадьба», а можно следовать их традициям и сделать свадьбу оригинальной. В греческой свадьбе много обрядов и традиций, которые воспроизвести сложно, но возможно. Итак, что же происходит на свадьбах в Греции.

В Греции сразу после церемонии бракосочетания или перед ней принято устраивать «громкий концерт» сигналящих автомобилей, что в принципе нам сродни. Во время самой церемонии молодую пару коронуют и надевают им на головы короны из цветов или благородных металлов. Короны между собой связаны лентами. В этот день к молодоженам относятся к королю и королеве. Короны же после венчания можно снять, а можно и оставить на целый день и снять только ленту. Эти короны хранят всю жизнь, а иногда в них и хоронят. В роли шафера на свадьбе обычно выступает крестных отец жениха, но может быть и просто друг.

Место проведения свадьбы украшают многочисленными цветами. Преобладают желтый, оранжевый и красные цвета. В обязательном порядке на удачу разбивают об пол блюдо, а в музыкантов, чтоб водились денежки, бросают монетами. Есть еще обычай для денежной семейной жизни – на невесту прикрепляют много денег, иногда на двоих. Деньги для этого достают гости.

Как и на любой свадьбе у любых народов существует обязательный свадебный танец молодых. В Греции молодожены начинают танцевать вдвоём, а потом присоединяются к ним гости и формируют круг. Танцы на греческих свадьбах отличается тем, что очень много дружных, совместных танцев, при которых друг другу они кладут на плечи руки.

Перед греческой свадьбой за неделю проходят мальчишник и девичник. Но главное подарки, которые подарят на этих вечеринках. Они должны быть небольшими и приятными. Также подарки дарят и гостям на свадьбе, причем всем без исключения. Это могут быть из белого фатина маленькие свертки, куда могут положить сладости, небольшие конфеты и засахаренный миндаль. Без маленького презента гость не должен покидать свадьбу.

Как правило, греки празднуют свадьбу три дня, начиная субботой и заканчивая понедельником. На первый день приходиться веселье близких и родных, на второй день, в воскресенье проходит непосредственно церемония бракосочетания, а в понедельник невеста должна показать как умеет вести хозяйство и супружескую преданность.

Очень красива в Греции традиция венчания и самой свадьбы. Молодожены пешком идут в церковь. Люди, которых они встречают по дороге обязательно пожелают им счастливой и долгой семейной жизни и чем больше людей им встретится, тем их союз будет крепче. Длительность свадебного застолья и наших русских свадеб отличается от свадеб в Великобритании, Франции, Германии и др. Там обычно ограничиваются непродолжительным фуршетом.

Греческие невесты предпочитают платья в стиле ампир с особым покроем воротника. Это сейчас особенно очень модно и популярно. Цвет свадебного платья классический белый, но может быть фата красного, оранжевого или желтого цвета. Это считается защитой от негатива и злых духов. Но такие цвета можно использовать и для декорации самого платья и дополнить его перчатками такого же цвета.

Костюм жениха чаще выбирается нейтрального оттенка: серый, бежевый или песочный, но может быть и черного цвета.

Греческая кухня приравнивается к средиземноморской кухне, в которой преобладают овощи, бобовые, маслины, оливковое масло, сыр и хлебобулочные изделия. Лимоны и апельсины больше приобладают из фруктов на свадебных столах. Знаменитый греческий салат неотъемлим на свадьбе. В роли закусок служат мезе - подходящие для фуршетов маленькие блюда, и подаваемые к алкоголю.

Мезе – это сыр фета с маслинами и различными морепродуктами. На горячее подают долмадес или долму. Аналог наших голубцов только не в капусте, а в листьях винограда. Сувлаки - шашлык из свинины или баранины на деревянных шпажках с ломтиками лимона и белым хлебом.

Также пекут красивый свадебных хлеб. Из алкоголя узо - греческий алкогольный напиток, очень крепкий, легкие вина, апельсиновый ликер и метаксу.

Греция - страна с долгой и богатой историей. Несмотря на активное развитие современной культуры, ее жители до сих пор сохраняют традиции предков. А вместе с ними - некоторые особенности поведения, которые приезжему могут показаться странными. Что греку хорошо - иностранцу иногда ну совсем не понять…

Никакого чая

Жители Греции не любят чай и считают его в лучшем случае лекарством от простуды. Вот кофе - другое дело! Бодрящий напиток пьют в любое время суток и в самых разных вариантах.

Счастливые часов не наблюдают

Назначая встречу греку, будьте готовы ждать. Сколько - зависит от его настроения и личного расположения к вам. Приходить вовремя в Греции не принято.


Фото: ivona.bigmir.net 3

Обещанного три года ждут

Если грек пообещал что-то сделать, но так и не выполнил обещанное, значит, он пошутил.

Тепло - наше всё

Что истосковавшемуся по морю туристу - кипяток, то избалованному теплом и солнцем греку - ледяная прорубь. До июля многие взрослые если и показываются на пляже, то чтобы позагорать. В воде же можно увидеть только приезжих и детей, которые не ждут, пока вода достигнет температуры кипения.


Фото: traveltheworld.com.ua

К слову, если температура падает до +10 градусов, жители Греции лишний раз не покажут носу из дома - холодно.

Странные деликатесы

В каждой кухне мира можно отыскать еду, попробовать которую отважится не каждый иностранец. У греков один из таких «изысков» - кефалакья. Нет, это не уха и не котлеты из кефали! Пока китайцы уплетают «столетние яйца», греческие кулинары развлекаются по-своему - готовят бараньи и козлиные головы, а затем выедают мозг и глаза ложечкой. Впрочем, кому-то и холодец или борщ покажутся весьма специфическими лакомствами.

Долой этикет

Не удивляйтесь, если вдруг увидите в ресторане, как гость с аппетитом обгладывает кости, залазит пальцами в общее блюдо или макает хлеб в общий соус. Что в таком случае делать? Расслабиться и получать удовольствие от непринужденного общения. В этом греки большие мастаки! Впрочем, и виртуозы ресторанного этикета среди них имеются.

Держите пальцы при себе

В Греции вас не поприветствуют взмахом открытой ладони - это считается оскорблением. Во время приветственного махания пальцы должны быть согнуты.

Дети = радость

Для греков дети - едва ли не самая большая радость и отрада в жизни. Не пугайтесь, если во время прогулки по городу кто-то попытается приобнять вашего кроху или подарит ему игрушку. Здесь это обычное дело.


Фото: colady.ru 9

День рождения? Не слышали

Греки не отмечают дни рождения. Вместо этого они празднуют День ангела (приходится на день святого с таким же именем). К слову об именах: детей называют только после крещения, а до этого для обращения к малышу используют слово «бебис».

Первым из греческих свадебных обрядов является сватовство. Сват или сваха, причем чаще сваха, выбираемые из числа родственников или друзей, засылаются обычно родителями жениха к родителям невесты, но изредка - наоборот. При их посредничестве заключается предварительное соглашение.

Главный вопрос при этом - о характере приданого: будет ли оно состоять только из одежды, утвари и других предметов обихода или будет включать более серьезные вещи (деньги, недвижимую собственность и т.д.). Характер и размеры приданого играют не только экономическую роль, но и влияют на общественный престиж брачующихся семей. Современные социальные процессы провоцируют протест против обязательного приданого, накладывающего слишком тяжелые обязательства на семью невесты (достоверные данные имеются по греческим общинам Кипра). В городских условиях основным элементом приданого (не считая денег или ценных бумаг) становится дом, в селе - земельный участок с растущими на нем оливковыми деревьями и в иноградни-ками, но, как уже говорилось выше, нередко также и дом. Очевидно, что в этих случаях именно приданое является основой благосостояния молодой семьи и оказывает существенное влияние на выбор невесты. Имеются сведения и о том, что среди малоимущих слоев населения с целью избежать выплаты приданого и расходов на свадьбу (а также при совершении брака вопреки родительской воле) практиковалось, как и у многих других народов, фиктивное похищение невесты с ее согласия. Как правило, браки уводом завершались примирением с родителями, но иногда примирение так и не наступало.

Часть приданого, которая представляла собой движимое и недвижимое имущество семьи невесты, передаваемое в распоряжение жениха, и изготовленные ею самой предметы домашнего обихода (одежда и пр.), а также обязательные подарки, вручаемые ею гостям, имела, конечно, меньший экономический вес, но связанные с ней психологические аспекты были весьма важны. Еще до наступления брачного возраста девушка (под надзором и при содействии старших женщин семьи) постоянно была занята подготовкой приданого и тем самым мысленно готовилась к предстоящему супружеству. Она должна была его изготовить самостоятельно (покупной являлась только материя), причем как можно более высокого качества, ведь по качеству приданого окружающие судили о трудолюбии невесты. Девушка должна была изготовить себе столько приданого, чтобы ей хватило его на всю жизнь.

Сватовство в Греции сопровождается сложной церемонией. Так, в Северной Греции по заключении сделки сваха получает от родителей невесты кольцо и богато вышитый платок и относит их в дом жениха, где обменивает на кольцо, пришитое красной шелковой нитью к черному шелковому платку, и золотую монету, а также цветы и сласти для невесты и подарки для остальных членов ее семьи. Эти взаимные подарки называются «знаки», а обмен ими рассматривается как слово, которое ни при каких обстоятельствах не может быть нарушено. С этого времени молодые становятся «связанными» если не формально, то фактически. При сватовстве же назначается срок свадьбы, которая может состояться и через два месяца, и через два-три года.

Помолвка, или обручение, может совершаться за несколько месяцев или за год до свадьбы. Ее главная цель - подписание брачного контракта родителями жениха и невесты. Участие в церемонии священника означает, что будущий брак санкционируется церковью, которая становится в то же время его гарантом. Основная часть праздника проходит в доме невесты (подписание контракта, обмен сторон свадебными кольцами, т.е. собственно обручение), но завершаться он может в доме жениха. В течение всего цикла свадебных обрядов, открываемого обручением, происходят постоянные перемещения групп участников обряда (со строго фиксированным составом) между домами жениха, невесты и шафера, а также обмен подарками в разных направлениях. Сами торжества, связанные с обручением, могут не ограничиваться одним днем, продолжаясь на следующий день или через некоторое время (например, через месяц) в виде обмена визитами и дарами. С момента обручения жених получает право иногда посещать и видеть свою невесту, но не может оставаться с ней наедине. Во время крупных праздников (Рождество, Пасха, Масленица) он шлет ей разные мелкие подарки. Вообще на их общение накладываются разнообразные запреты. Если же кто-то из них нарушит запрет, помолвка считается расторгнутой (несмотря на общую презумпцию нерасторжимости помолвки).

Примерный порядок проведения помолвки следующий. В дом невесты приходят родители жениха и его друзья, исполняющие роль свидетелей, под предводительством священника. Хозяева и гости обмениваются пожеланиями. Затем все садятся, а сват, встав через некоторое время, торжественно объявляет о цели прихода. Тогда священник и родители обеих сторон подходят к иконостасу, и в присутствии «свидетелей» священник расспрашивает родителей об условиях брачного договора. За этим следует собственно религиозная часть церемонии, открывающаяся приличествующими случаю молитвами. Священник берет кольца и протягивает кольцо невесты родителям жениха и наоборот - « меняет кольца ». Входит невеста и целует всем по очереди руки, получая в ответ одну-две золотые монеты, - важная процедура, называемая «целование рук». Далее невеста подносит гостям сладости, кофе, вино, ракию, иными словами, угощение. Будущим свекрови и свекру, а также свату она дарит по паре шерстяных носков. Затем все переходят в дом жениха, который встречает их на пороге и, в свою очередь, целует им руки. В доме жениха им также подают угощение. Между тем к невесте приходят подружки, поздравляют ее, танцуют и поют особые, предназначенные для помолвки песни. Традиционно свадебный сезон у греческих крестьян приходится на конец октября (день св. Дмитрия, т.е. 26 октября по ст. ст.). В это время наступает перерыв во всех полевых работах, наличие досуга дополняется изобилием молодого вина. Напротив, самым неподходящим временем, как и у других народов, пользовавшихся юлианским календарем, считается май. Не подходит для женитьбы високосный год, нельзя также жениться при ущербной луне. Из дней недели самым неблагоприятным считается среда. Плох также и четверг, в который вообще не рекомендуется делать какие-либо серьезные дела. Наконец, понедельник (т.е. второй день недели) не годится, так как, согласно этимологической игре слов, женившемуся во второй день придется это проделать вторично. Благоприятный день для свадьбы - воскресенье, но вся процедура может занимать до пятнадцати дней, включая неделю до и неделю после свадьбы.

Важнейшую роль в свадебной церемонии играют кум, выступающий в роли шафера, и кума. Семьи часто связаны отношениями кумовства на протяжении нескольких поколений, поэтому лицо, играющее роль шафера на свадьбе, может быть как крестным отцом самого жениха, так и будущим крестным отцом его детей. В последнем случае он, возможно, выступит в роли шафера также на свадьбе своего крестного сына и т.д. Кумовья не только руководят многими действиями в период подготовки к свадьбе и ее проведения, но и сами в этой связи несут значительные расходы.

Собственно свадьба (т.е. веселье) начинается в воскресенье, за неделю до венчания. В этот день жених посылает невесте какой-либо подарок или приходит сам, тем или иным способом объявляя, что свадьба состоится через неделю. В Северной Греции жених обычно сначала посылает невесте некоторое количество хны, а затем приходит сам, целует руки будущим тестю и теще, после чего они переходят к деловым вопросам. Если согласно предварительному договору семья невесты обещала ему только деньги, он их именно в этот момент и получает, а на недвижимую собственность ему дают письменную гарантию. Вечером жених веселится в своем доме с друзьями, а невеста зовет к себе с той же целью подружек, которые будут помогать ей в течение всей предстоящей недели.

В понедельник начинаются приготовления к свадьбе. На севере Греции невеста с помощью подружек красит волосы хной, полученной накануне от жениха, во время чего поется особая песня. Эта крайне грустная песня называется между тем «песней веселья» (т.е. свадьбы); такое противоречие является обычным для свадебной обрядности.

Вторник - день в ритуальном отношении неблагоприятный - обычно проводится в праздности. В среду на севере Греции принято «укладывать приданое», в чем участвуют замужние женщины из семей друзей и родственников. Большая часть приданого укладывается в нарядно расписанные сундуки, а предметы, предназначенные для подарков, выставляются напоказ. Основные приготовления приходятся на четверг и пятницу: изготовление праздничных хлебов, заготовка дров, передача приданого, приглашение гостей и пр. Состав действий в разных районах Греции сильно варьируется. Общие черты прослеживаются только в символическом использовании одинаковых категорий лиц и предметов, наделенных, как предполагается, особой магической силой. Отдельные поручения выполняют, к примеру, девушки или дети, причем особо ответственные из них выполняют девушка или ребенок, оба родителя которых живы; другие задания, напротив, поручаются замужним женщинам или старухам. В разных комбинациях используются монеты, мука, сласти, различные виды растений и плодов (орехи, миндаль, мирт, лимоны и пр.): их кладут в тесто, осыпают ими различных участников церемонии и т.д. В эти же дни жених и невеста отдельно или вместе устраивают вечеринки для своих друзей и подруг. В Северной Греции самый наполненный заботами день предсвадебной недели - четверг, причем кое-где только в этот день и начинаются серьезные приготовления. В таких местах вторично красят волосы невесты хной. Вечером в домах жениха и невесты собираются родственницы и пекут праздничные хлебы. Семь свадебных лепешек готовят следующим образом. Муку просеивают три девушки. Тесто замешивает девушка, оба родителя которой живы, вместе с тремя женщинами, состоящими в первом браке. При этом воду в квашню подливают дети. В других местах, однако, приготовление таких хлебов поручается родной (или, если таковой нет, двоюродной) сестре жениха. Упомянутые выше замужние женщины кладут в тесто монеты. После свадьбы на эти монеты девушки покупают булочки и мед и едят их с большой торжественностью. В тесто могут класть также крючок и петлю, символизирующие мужское и женское начала, кольцо или медную монету. Все операции по приготовлению теста сопровождаются обрядовыми песнями. Когда тесто поднимется, дружка невесты, участвующая в церемонии, посыпает его сезамом и украшает миндалем. Эта лепешка будет использоваться для причастия во время церковной церемонии. Остальные шесть, изготовленные другими участницами обряда, будут распределяться среди родственников после службы. В некоторых районах изготовляют два больших круглых калача, которые невеста в день свадьбы несет на руках по пути к дому жениха. Она ломает их на полдороги и бросает куски в толпу; эти куски тщательно собираются и хранятся, так как считается, что они оказывают магическую помощь роженицам.

Пока эти хлебы готовятся, жених тайно посылает в дом невесты мальчика с небольшим количеством муки. Подружки заманивают невесту в угол и посыпают ее этой мукой. То же делают с каждым из родственников жениха, приходящих в дом невесты, и наоборот.

Вечером одна из подружек невесты надевает мужской головной убор, изображая таким образом жениха, и красит волосы невесты хной, в то время как прочие девушки поют, стоя вокруг них.

В это же время жених в сопровождении друзей приходит к шаферу, встает перед ним на колени и, целуя ему руку, приглашает в свой дом. В тот же вечер он посылает невесте пирог, который она ломает в знак окончательного признания власти мужа. День завершается большим пиром в доме жениха. В других районах перечисленные ритуальные действия совершаются в пятницу, а в четверг принято посещать баню. Дружка невесты созывает ее подружек, которые устраивают у нее танцы под музыку, а затем сопровождают ее в общественную баню, где все вместе моются, причем расходы оплачиваются женихом. Затем они возвращаются в дом невесты и снова танцуют. Если вечером не ожидается пирушки, они уходят рано. Обычно же позднее к ним присоединяется партия жениха, также побывавшая в бане, и танцы могут продолжаться до утра.

Пятница обычно начинается с того, что группа юношей идет в лес за дровами для предстоящего праздника. Их возвращение превращается в торжественную церемонию. Во главе процессии следует лошадь, на седле которой укреплен длинный шест с развевающимся флагом. К концу шеста привязан красный платок, а на него надето яблоко или апельсин. На краю села процессию встречают игроки на барабанах и свирелях, и с этой музыкой, а также с соответствующей песней она движется к дому жениха.

После полудня происходит передача приданого. Священник в сопровождении знатных лиц деревни приходит к невесте и составляет перечень приданого («брачный договор»). На нем ставят свои подписи или значки невеста и ее родители, а затем приданое складывают на видном месте, чтобы соседи могли его видеть и завидовать. Часа за два до захода солнца зовут родственниц, чтобы они «перевернули» приданое, т.е. снова разложили его в порядке по сундукам. При этом в приданое бросают леденцы с пожеланиями, чтобы оно стало «сладким, как сахар». Этот ритуал также сопровождается особой песней. Наконец, одну из старух назначают охранять приданое до следующего дня, когда шафер сообщит ей, что можно позволить отправлять приданое в дом жениха.

Вечером, после захода солнца, обе стороны делают приглашения своим друзьям. При этом используются разнообразные предметы, например свечи, калачи или кусочки белой ткани, завязанные узелком, которые торжественно несут приглашаемым. Знаком приглашения со стороны невесты были бонбоньерки - коробочки с мелкими монетами, которые затем сохраняются ее подружками на память. Эта часть обряда оказалась настолько устойчивой, что даже после Второй мировой войны невесты из среды греческих эмигрантов в Ташкенте получали от своих бабушек к свадьбе, кроме свадебного платья, по 50-100 бонбоньерок. Другая разновидность приглашения выглядит так: два мальчика, один из которых несет светильник, а другой - флягу с вином, украшенные цветочными венками и с завернутыми в бумагу гвоздиками, вручают один из цветков будущему гостю и говорят: «Возьмите эту гвоздику, она от такого-то. Он зовет вас на веселье (т.е. на свадьбу)». Приглашенный отпивает из фляги, принимает гвоздику и желает долгих лет жизни вступающим в брак.

Суббота накануне венчания - начало центральной части свадебного цикла, занимающей три дня. В этот день вечером уже начинается свадебный пир с обильной едой и питьем. Но основное событие этого дня - перевозка приданого в дом жениха. Едва ли не повсеместно в Греции в этот день совершается обряд бритья жениха и мытья невесты в бане. Жених должен также принять участие в заклании скота для праздничного стола. При заклании им первого животного старики наблюдают, как и куда брызнет кровь, и по этой и другим приметам делают выводы о судьбе будущего брака. Вечерние пирушки устраиваются обычно порознь в домах жениха и невесты. Следует иметь в виду, что в этот день, как и в последующие, гости вносят свой вклад в обеспечение праздника едой, питьем и необходимой утварью, так как семьи жениха и невесты не в состоянии выдержать все необходимые расходы. Есть данные о том, что иногда и организационную часть брали на себя специально выбранные из числа гостей лица, чьих распоряжений не мог ослушаться даже отец жениха.

На севере Греции суббота накануне свадьбы протекает приблизительно следующим образом. Друзья жениха верхом на лошадях едут к его дому, там спешиваются, пьют с гостями и танцуют. Двое из их числа демонстративно скачут по деревне на конях, которым суждено везти приданое. Затем они возвращаются к дому жениха, и кавалькада в полном составе движется к дому невесты, везя подарки жениха ее родителям и родственникам. Раздав подарки, выпив и станцевав, они нагружают лошадей приданым, причем на каждую лошадь сажают маленького мальчика. Свадебную подушку выносит другой мальчик, который, пока процессия еще не тронулась с места, подбегает к жениху, передает ему подушку и получает за это награду. По прибытии приданого к дому жениха его складывают во дворе, а мать жениха из окна кидает на него леденцы. Участникам обряда дают подкрепиться, затем они поют и танцуют вокруг груды приданого. Вслед за этим призывают цирюльника, он торжественно бреет жениха, окруженного друзьями. Поется специальная песня. В течение дня жених посылает невесте цветы, золотые нити, вуаль, подбитый мехом жакет и головной убор для свадебного обряда - одним словом, полный свадебный костюм. Эти подарки называются залог. Вечером жених посылает невесте ужин, состоящий из трех-четыре"х блюд, и лепешку. Невеста между тем закрыта в комнате со своими подружками, которые, слыша, что ужин прибыл, кричат изнутри, что не пустят пришедших, если те не откупятся пятью пиастрами и лепешкой. Лепешку несет одна из ближайших родственниц жениха, она же откупается от подружек невесты, и ее пускают в комнату. Невеста получает лепешку, стоя в углу, и ломает ее пополам о свое колено. В это время мужчины - участники церемонии - проходят в комнату, подкрепляются, а сопровождающие их юноши пускаются в танец во дворе. К танцу присоединяется невеста в ярком шелковом головном платке в сопровождении брата или ближайшего родственника-мужчины. После трех туров медленного танца сиртос она уходит, и гости также удаляются. На обратном пути их встречает жених, и они все вместе с оркестром во главе заходят к шаферу и отводят его в дом жениха, где начинается пир. Танцы продолжаются до зари, когда молодежь провожает шафера до дому, а затем бродит по улицам, распевая серенады. Аналогичный «семейный праздник» имеет место в доме невесты. В обоих случаях приглашают на них особые лица, угощающие приглашаемого лепешкой и вином или ракией. Хозяин и собравшиеся гости обмениваются короткими приветственными песнями (гости поют хором). Далее исполняются застольные песни. Гости приносят свои взносы: заколотых ягнят, кухонную утварь, светильники и пр. В некоторых местах эти взносы называются «задаст» - подарки. Вручение каждого предмета сопровождается пожеланиями, подписанными гостем, такого, например, рода: «Пусть живут, пусть старятся (т.е. живут до старости), пусть Бог дарует им богатство Авраама, Исаака и Иакова». Взносы сдаются особому лицу, называемому келарем.

Наконец наступает день венчания. Невеста встает рано утром и в последний раз участвует в уборке дома. Затем она занимается своим туалетом. Сестры и подружки расчесывают и заплетают ей волосы. Родственники осыпают ее серебряными монетами, которые девушки подбирают и хранят на счастье. Затем она одевается в свадебное платье, присланное женихом накануне. Голову невесты украшают золотыми нитями, свисающими до колен, а лицо закрывают длинной розовой вуалью. Один из братьев завязывает ей на три узла пояс вокруг талии. Одевшись, невеста целует руки всем присутствующим и, опустив глаза долу, проходит через комнату в угол, который будет ее местом во время предстоящей церемонии. Этот угол, называемый «углом невесты », украшается изящным ковром и зелеными растениями по сезону (преимущественно плющом), долженствующими символизировать юность и свежесть. Подружки возлагают на голову невесте венок из искусственных цветов, распевая песню, в тексте которой содержатся очевидные намеки на ее поведение в течение последующего обряда: она должна быть неподвижной и молчаливой. Невеста в ответ одаривает подружек креповыми платками в знак того, что и они сами вскоре вступят в брак.

Жених посылает подарки родителям, сестрам и братьям невесты; у нее тоже наготове полная корзина подарков членам его семьи. Этими взаимными подарками могут быть юбки, пояса, передники, туфли, кружевные воротнички и т.п.

Одевание и бритье жениха также составляет торжественную церемонию, в которой е"му помогают друзья, называемые на севере Греции славянским словом «побратим». Они иногда остаются ночевать в его доме с предыдущего вечера. Одевшись, жених должен встать на нижний жернов ручной мельницы, на которой крестьяне мелют овес (в других районах для той же цели может употребляться, скажем, большой медный поднос). Этот обряд вызывает в памяти то, что при короновании византийского императора последний стоял на щите. Жених целует руки своим родителям, и они его благословляют.

Когда жених готов к церемонии, составляется процессия, в которой, кроме него, участвуют священник и собравшиеся гости. Мужчины могут ехать на лошадях, женщины чаще идут пешком. Перед отправлением к дому невесты посылают двух парней с флягами вина с предупреждением. За это сообщение парни получают подарки. После их возвращения с известием, что невеста готова, процессия пускается в путь. По пути заходят к шаферу, символически бреют его, женщины поют при этом особые песни. Шафер присоединяется к процессии вместе с дружкой невесты (его женой, матерью или сестрой). В руках он несет украшенную цветами флягу с вином и лепешку, а дружка невесты - покрытую шелковым платком корзинку, в которой находятся венки, отрез материи на платье и леденцы.

Шествие приближается к дому невесты. На Крите в этот момент обе стороны стреляют из ружей в знак радости (на Крите ружье - необходимая принадлежность каждого дома). На севере Греции жених должен перебросить яблоко или гранат через крышу дома невесты. Характерное для свадебного ритуала многих народов столкновение между партией жениха и невесты приобретает в Греции самые разнообразные формы. Это может быть притворная стычка между друзьями жениха и родными невесты. Обычно подружки невесты захлопывают дверь перед носом жениха и не открывают ее, пока он или шафер не откупятся подарками, либо в знак выкупа заставляют петь и плясать его друзей. На Крите женщины из партии жениха поют перед запертыми дверями с просьбой их открыть, а им отвечают изнутри краткими шутливыми песенками. В других случаях дорогу перегораживают веревками, требуют в качестве выкупа курицу (обычный символ плодовитости).

Наконец жениха пускают в дом. Вместе с ним заходят шафер и другие представители его партии. Родители невесты ожидают сидя. Жених целует руки им и другим родственникам невесты - по старшинству, после чего следует веселое застолье. В других местах жених прежде всего подходит к невесте, принимает стакан вина из рук ее сестры, которая вслед за тем повязывает ему шею красивым платком и трижды ударяет по лицу. В то же самое время невеста набрасывает аналогичный платок на шею шаферу и завязывает его на три узла. Речь идет о защите от «завязывания», вследствие которого мужчина не может выполнять свои супружеские обязанности. Обратный магический процесс - «развязывание* - включает в себя множество иногда довольно сложных ритуалов. В данном случае защитой служит завязывание узлов, так сказать, легкой рукой. В другом варианте обряда близкие действия наполнялись, однако, иным смыслом: подружки невесты дарят жениху шарф и пытаются ударить его ладонью по щеке или осыпать пудрой, но побратимы его защищают, так как исполнение намерений девушек считается плохим предзнаменог ванием для жениха; завязывается веселая потасовка. В этой же версии обряда жених не должен садиться за стол вместе со всеми, ему подавали отдельно яичницу. Объяснение этого отмирающего в XX в. запрета состоит в том, что его нарушение якобы грозит смертью теще. По некоторым данным, существовал обычай, согласно которому священник надевал жениху и невесте кольца не в церкви, как обычно, а еще в доме невесты.

Повсеместно важным моментом церемонии был выход невесты из дома, причем она должна была всячески изображать, что она противится уходу из отчего дома, что ее уводят силой. На этом этапе имеет место обычай примерки туфель. Туфли (обязательно белые) в отличие от остального костюма, присланного женихом накануне, приносит в день свадьбы один из побратимов, который и должен обуть их ей на ноги. Подружки пытаются туфли похитить, невеста притворяется, что они ей не подходят, побратим откупается деньгами.

Наконец он выводит невесту, причем они оба держатся за концы одного платка. Невеста прощается с родными, ее сажают на лошадь, перед отправлением дают стакан вина, она делает из него три глотка и бросает стакан через плечо назад. В других случаях невеста, выйдя из своего угла, крестится; затем, дойдя до порога, трижды кланяется до земли и совсем уже на выходе из дома опрокидывает правой ногой стакан вина.

Выход невесты всегда имеет торжественный и грустный характер. Невеста целует домашним руки; выступает медленно и с потупленными глазами - чинится. Часто невеста и ее близкие плачут, звучит печальная музыка. Иногда родные при прощании дарят ей подарки, которые собирает брат или сестра. Родная или двоюродная сестра выводит ее из дому, держа за подмышки. Впрочем, согласно другим версиям, эту роль могут играть не только ее подружки или братья, но также шафер-кум и кума, т.е. люди из партии жениха. При проводах родные невесты танцуют, но партия жениха танцевать в этом доме не может. Всю процессию осыпают смесью риса, зерен, мелких конфет и денег; дети все это подбирают.

Движение процессии в церковь осуществляется в определенном порядке: либо впереди ведут невесту, а партия жениха идет сзади, либо партия жениха с оркестром оказывается впереди, а партия невесты - сзади. Существенным здесь оказывается, таким образом, не само место партий в процессии, а их взаимная симметрия относительно центра. Стараются выбирать при этом не ту дорогу, которой партия жениха шла в дом невесты. Шествие сопровождается выстрелами из ружей зрителей, музыкой и пением. Подружки невесты чаще всего поют песню о верной жене (сюжет напоминает «Возвращение Одиссея»). В некоторых местах один из участников шествия несет барашка на большом вертеле. Во главе процессии может идти также юноша в юбке и с шестом, на конец которого надето яблоко и привязан белый платок - байрак (знамя), символизирующий чистоту невесты. В других вариантах обряда тот же участник процессии зовется знаменосцем. Хотя некоторые жители Северной Греции считают этот обычай славянским, он широко распространен по всей стране. Роль байрака может выполнять национальный греческий флаг; кроме яблок, на его вершине могут быть укреплены цветы и калачи. В последнем случае калачи ломают и куски их раздают присутствующим при возвращении в дом жениха. По некоторым сведениям байрак делали лишь в тех случаях, когда невеста жила в другой деревне. Жених и невеста, как частично видно из предыдущего действа, могут двигаться в церковь как пешком, так и верхом на лошадях. Если едут верхом, что чаще всего случается тогда, когда расстояние до церкви велико, кавалькада трижды объезжает церковь. На третий раз невеста останавливается перед церковными дверями, берет на руки мальчика, целует его три раза и дает ему яблоко, в которое воткнуты мелкие монеты. Свекор или другой старший родственник жениха снимают ее с лошади. Если идут пешком, на подходе к церкви поется песня, в которой невесту сравнивают с попавшей в сети куропаткой. Невеста перед входом в церковь останавливается и трижды кланяется. Внутрь ее вводит свекор или другой старший родственник жениха.

Священник встречает у порога, ведет ее к аналою. На аналое находятся свадебная лепешка и чаша с вином, которыми священник причащает жениха и невесту. По некоторым данным, невеста бросает стакан с вином, поданный священником, за спину. При чтении текста «Да покорится жена мужу» жених и невеста пытаются наступить друг другу на ногу, так как считается, что тот, кому это удастся, будет верховодить в семейной жизни.

Главный момент церковной церемонии - это, конечно, венчание. Венки для этой цели либо плетутся подружками невесты из виноградных, смородинных и хлопковых побегов, либо делаются из искусственных цветов, но могут быть изготовлены также из серебра и являться составляющей частью церковного имущества, предоставляемого священником только на время венчания вместе с богато украшенным венчальным поясом и другим убранством невесты. Шафер-кум либо кума «меняют венки» жениха и невесты, а затем набрасывают кусок ткани, находящийся в корзине вместе с венками, на плечо невесте либо окутывают этой тканью обоих новобрачных. При обходе аналоя на них бросают рис, смешанный с конфетами и мелкими монетами. На севере Греции сразу после венчания новобрачная прикалывает на верхнюю одежду присутствующих букетики желтых горных цветов - цветки-бусины. Родители и все гости поочередно обнимают молодых, целуют в лоб и желают прочного счастья. В некоторых местах высказывают тройное пожелание «Живите, седейте, старейте (т.е. живите до старости и седины)», сопровождая каждую его часть прыжком. На сцене появляются медные кувшин и таз, составляющие часть приданого невесты. Молодой берет таз, молодая - кувшин, и они помогают кумбару и кумбаре вымыть руки, за что те вознаграждают их бросаемыми в таз деньгами. Молодой муж берет новобрачную под руку, и они медленно и чинно трогаются в путь к дому мужа. Односельчане, толпящиеся вдоль дороги, их приветствуют. При подходе к дому подружками невесты и матерью молодой поются особые песни. Весьма важным моментом свадебного обряда считается вступление молодой в дом мужа. С ее действиями связано множество примет, правил и запретов. Каждый участок маршрута новобрачной (двор, порог, дверной косяк, подножие лестницы, верхняя ступень лестницы) отмечаются особыми действиями ее самой и прочих участников церемонии. Например, свекровь встречает ее с хлебом и поясом, которые кладет на порог. Молодая должна перешагнуть через них: если она перешагнет правой ногой - это хорошая примета, левой - плохая. Или же она должна наступить правой ногой на лемех плуга, находящийся за порогом, или на топор, лежащий на пороге, или же она должна раздавить ногой перевернутую тарелку, лежащую на пороге. Перед входом в дом невеста трижды низко кланяется. Она рисует медом или маслом крестики на дверном косяке или на потолке, либо участники процессии вырезают их своими кинжалами. Кое-где молодая ломает над головой одну из медовых лепешек и бросает куски через плечо вокруг. В тех случаях, когда для этого используются два больших калача, куски одного она бросает вверх по лестнице, а другого - во двор. Если эти калачи она несла от отцовского дома, один она ломает по пути, другой - входя в дом мужа. Важно отметить, что в этот момент (да и не только в этот) она сама и ее действия становятся источником магической силы; во всяком случае, куски лепешки собираются присутствующими и хранятся как магическое средство (или с той же целью немедленно съедаются).

Иногда свекровь встречает молодых у дома, пританцовывая, в других версиях - около ворот. В обоих случаях при входе молодых осыпают смесью риса, зерен хлопка и всяческих мелочей (из окна или другого возвышенного места). Опустевший деревянный поднос из-под этой смеси один из побратимов бросает на крышу дома: если поднос упадет дном кверху, у молодых родится мальчик, если книзу - девочка. Если лицо молодой закрыто фатой (так невеста обычно идет в церковь, но часто лицо открывают еще в церкви и больше не закрывают), свекровь поднимает фату и целует невестку, потом сына. Затем она приглашает их в дом, охватив обоих одним куском материи или полотенцем за плечи, и благословляет. Иногда она становится более активным действующим лицом, чем молодая. В таком случае это она ломает калач над головой невесты и разбрасывает куски.

В Северной Греции у подножия лестницы молодой дают кувшин, и она льет немного воды на ступени по мере подъема, либо сосуд ставят на ее пути, и она должна опрокинуть его ногой. Свекор и свекровь, которые в этом случае не присутствовали на церемонии венчания, стоят в это время на площадке и осыпают новобрачных леденцами, рисом, хлопковым семенем, нутом и монетами, собирая которые, мальчишки устраивают свалку. Когда пара достигает верхней ступеньки, на пол стелят шерстяное одеяло, под которое кладут гранатовое яблоко. Новобрачная должна ступить на него и раздавить его ногой.

Наконец молодые вступают в дом. Новобрачная кланяется родителям мужа, целует им руки и берет у них изо рта своим ртом золотые монеты, которые они сжимают зубами в знак того, что они будут отныне говорить друг другу только «золотые слова». Затем она приветствует всех собравшихся. Часто молодой (или молодому) сажают на колени мальчика, которому она (или он) дарит чулки и рубашку. Молодые принимают поздравления и подарки, стоя за столом. Дарят им деньги или домашнюю утварь: кастрюли, вилки, ложки, одеяла, покрывала; по возможности делают и более существенные подарки: домашнюю скотину и пр. Поздравляют и целуют молодых по очереди, начиная с кумбара. В этом случае один из побратимов подпускает поздравляющих только после того, как они скажут, что подарят.

Вслед за этим гости перекусывают, и священник громко читает список приданого, который скрепляется его подписью и подписью молодого, а также подписями свидетелей из числа присутствующих. Список передают отцу новобрачной, который его бережно хранит, так как в случае преждевременной смерти своей дочери он может востребовать приданое назад. Родные молодой дарят ее мужу петуха, затем отправляются домой и там развлекаются самостоятельно.

Одна из старших родственниц мужа проводит молодую в маленькую комнатку, где она празднует в компании кум-бары и других женщин, пока жених со своими друзьями пирует в другой. Сестры мужа усаживают ее на стул в углу. Пока она чинно идет в этот угол, одна из них держит у нее над головой ломоть хлеба с солонкой на нем. Молодая со своими товарками скромно удовлетворяются пением, в то время как в большой комнате, где тоже поют, дело доходит и до битья посуды. В Северной Греции принято, чтобы в разгар веселья кто-то выскочил во двор, схватил самого большого петуха, крутанул его дважды в воздухе и с размаху бросил. Тогда все бросаются ловить этого петуха. Застолье кончается ближе к вечеру, когда гости в сопровождении оркестра устраивают танцы посреди деревни, оставляя молодого в обществе молодой и ее женского окружения.

В других местах, например в организованном на площади большом танце, принимают участие оба молодые. На площадь выносят байрак, четыре обязательных тура танца ведут: первый - нун, второй - молодой, третий - нуна, четвертый - молодая. В каждом туре свой порядок расстановки танцующих и свой текст, который сперва пропевают, а потом его мелодию повторяют на музыкальном инструменте. По окончании танца молодая целует руки всем участникам, начиная с нуна, а они дарят ей деньги. Далее молодая дарит каждому из побратимов рубашку, чулки или шарф. Каждый, получив подарок, подпрыгивает. Молодая льет из кувшина воду, чтобы побратимы могли вымыть руки, а девушки стараются насыпать им на ладони землю, запачкать руки. После этого все расходятся по домам.

В дальнейшем происходят постоянные перемещения празднующих между двумя домами, так как в каждом следующем конкретном месте принимает участие строго определенный круг лиц. Однако на большой пир в день венчания все собираются в доме молодого. Созывают гостей молодой и его побратимы. Молодой каждому из приглашенных целует руки. По некоторым данным, последним приходят к кумбару и идут вместе с ним в дом молодого. Обычно каждый из гостей несет свой взнос - мясо с рисом и т.п. Молодые в застолье участвуют не постоянно, их приглашают к гостям время от времени. На людях они не целуются, но в шутку их заставляют одновременно целовать кому-нибудь руку, так чтобы губы их сблизились. Поднимают тосты в честь новобрачных, кумбара и кумбары, священника, гостей, мирян, хозяев: «Сколько отпечатков гвоздей в долине Вардара, столько блага пусть даст Бог дому, где мы поем».

Молодая с лицом, покрытым фатой, под особую песню наливает вино гостям. В промежутках между песнями гостей играет оркестр. Принято побуждать музыкантов к игре, прикладывая монеты к их лбам и поднимая тосты в их честь. Приготовление пищи продолжается всю ночь, чтобы ни один из гостей не остался обиженным едой или выпивкой. Молодая раздает подарки из своего приданого родителям мужа, кумбару, кумбаре и всем прочим.

Важнейшей частью этого пира является танец, обыкновенно начинающийся после прибытия отца молодой вместе с его гостями. Цепочку мужчин замыкает молодой, причем за правую руку его держит кумбар, а левой он сжимает руку жены. За нею следует кумбара и далее в определенном порядке родственницы молодого. Другая цепь, состоящая из родственниц молодой, пляшет позади цепи молодого. Танец представляет собой необходимую формальность и продолжается не более трех туров. Затем новоприбывшие угощаются и отбывают восвояси. Постепенно начинают расходиться и прочие гости. Невеста, если она еще под фатой, фату снимает и остается с непокрытой головой, убранной цветами и золотой канителью. Под утро уходят кумбар и кумбара. Провожают их с музыкой. У себя дома кумбар угощает провожатых, и тогда все окончательно расходятся.

С понедельника молодая жена символически приступает к своим домашним обязанностям. Существует много данных о том, что должна делать в этот день молодая. Она помогает всем членам своей новой семьи в их утреннем омовении, целует им руки и готовит завтрак. В этих утренних церемониях отражена раболепная покорность жены мужу и его домашним, характерная для греческой семейной жизни. В некоторых местностях это подчеркивается тем, что молодая моет и целует родным мужа не только руки, но и ноги. В знак прощания с девичеством молодая раздает соседским девочкам золотую канитель из свадебного убора. С этого дня начинаются (и продолжаются всю неделю) испытания молодой, чтобы проверить ее умение вести домашнее хозяйство.

Специально затевают стряпню, ставят хлебы, бросают веник посреди комнаты - смотрят, будет ли подметать. Если кто-то из старших за обедом говорит: «Хочу пить», - она должна встать и подать воды. Иногда в понедельник молодая посещает общественный источник. Идет в сопровождении девочки из дома мужа, по дороге целует руки всем встречным (это она должна делать в течение 40 дней после свадьбы). Прежде чем набрать воду, бросает в источник деньги. Впрочем, чаще обряд первого посещения источника приходится на среду, о чем рассказано ниже. Возможно, срок зависит от того, сколько времени молодая считается ритуально нечистой (после потери девственности). В пользу такого предположения говорит то, что в некоторых местах посещение источника совершается лишь через неделю после свадьбы, причем в течение этой недели молодая вообще не выходит из дому, так как ее не должны видеть на улице. В последнем случае затворничество молодой компенсируется тем, что она всю неделю ходит нарядная, ежедневно меняя платья. На понедельник полагается черное бархатное, и лишь после первого выхода на улицу и посещения источника она надевает обычную одежду и фартук.

В понедельник праздник продолжается, становясь самым веселым и разнузданным. Утверждается, что участники пира обычно не в состоянии продолжать его дольше утренней зари во вторник, а нередко он заканчивается и раньше. В других местах, напротив, это праздник для самых близких людей, которые при этом дурачатся разными способами (в частности, танцуют, перебросив через плечо подарки невесты). Примерный порядок праздника таков. Около полудня родители молодой посещают ее новый дом, затем молодой наносит им ответный визит, а потом идет к кумбару. Между тем компания представителей его партии с музыкой обходит будущих гостей (сначала они приглашают родителей молодой, затем кумбара и только после этого остальных гостей). Каждый из них должен внести свой вклад в виде пирога, подноса с жареным мясом и фляги вина. Молодежь несет эти блюда в дом молодого торжественно и с музыкой. Положено, чтобы расходы кумбара были больше, чем у остальных, и он обычно посылает целиком зажаренного барашка и кувшин вина. Обычно собранной на пир провизии и напитков хватает на всех с избытком, так что их остатки раздаются в порядке благотворительности беднякам. Особым образом маркируется участие в складчине бывшего дома новобрачной. Согласно одним версиям, оно ограничивается тем, что ее мать присылает сласти. В других случаях разыгрывается целое представление, в ходе которого главный повар праздника, вооруженный большим ковшом, вместе с группой помощников осуществляет нападение на отцовский дом молодой и « силой » вынуждает ее родителей выдать необходимые припасы.

Во вторник, по некоторым данным, отдыхают; в других местах целый ряд церемоний выпадает и на этот день. На севере Греции новобрачная во вторник дарит по платку каждому из музыкантов, а также делает подарок каждому человеку из партии жениха. В полдень собираются ее ближайшие родичи и помогают изготовить лепешку из рисовой муки и молока. Выглядит это следующим образом. Молодая стоит за столом посреди большой комнаты и формует тесто, а остальные в это время танцуют вокруг нее и время от времени останавливаются, чтобы делать на тесте надрезы монетами. По завершении этой процедуры составляется процессия, которая с музыкой несет лепешку в общественную печь. Вечером готовую лепешку с теми же церемониями несут домой и едят, за ужином.

На среду обычно приходится посещение источника. Новобрачная идет туда в своем будничном платье одна или в сопровождении двух ближайших родственниц мужа (или своей матери и свекрови). На ярком, расшитом коврике, покоящемся на левом плече, она несет большой сосуд, держа его правой рукой, заведенной за голову. В некоторых местах один большой сосуд для переноски воды заменяется двумя медными кувшинами, служащими для умывания. Такие же сосуды несут сопровождающие ее женщины. В эти сосуды предварительно бросают гвоздику, цветы, зерна пшеницы и ячменя, монеты; все это затем опорожняется в источник, чтобы умилостивить его духов. Сосуды моют, наполняют водой, несут домой и выливают перед входом. Иногда эту церемонию повторяют трижды, принося воду из трех разных источников. По другим версиям, молодая трижды наполняет сосуд и выливает воду у самого источника, причем, выливая воду в третий раз, сыплет мелкие деньги, тут же подбираемые детьми. Затем несет набранную в четвертый раз воду домой, где все должны ею умыться. В других вариантах обряда воду набирает и несет мальчик, у которого живы оба родителя- Если воду набирать и нести в полном молчании, то это будет «безмолвная вода» - весьма ценимое греками магическое средство.

Из других обрядов этого дня представляет интерес церемония с веником, который вручают молодой, и она производит символическую уборку, идя по кругу и при этом как бы кланяясь своей новой семье. При этом ей бросают деньги, и она их сметает. В других местах, впрочем, она ни в коем случае не должна мести пол в течение недели после свадьбы, «чтобы не вымести со свету членов мужниной семьи». Интересна также информация об обряде омовения невесты, имеющем целью, видимо, ее ритуальное очищение после потери невинности. Золовка отводит новобрачную к ее матери, где она и моется. Мать угощает обеих, затем они возвращаются в дом мужа. В четверг молодая обычно посещает церковь, что имеет, по-видимому, смысл церковного очищения. Рано утром другие женщины новой семьи (или замужние родственницы) помогают ей причесаться и одеться, а затем ведут молодую в церковь. После утренней службы все возвращаются домой, где устраивается угощение. В других местах эта церемония приурочена к воскресенью, причем молодая продолжает считаться до некоторой степени ритуально нечистой: во всяком случае, в это воскресенье она еще не имеет права целовать иконы.

К пятнице (иногда к воскресенью) приурочивается важнейший ритуал послесвадебного цикла, называемый возвращением, переворотом, второй свадьбой или проти-восвадъбой. Речь идет о празднике в родном доме молодой, сопровождающемся пиром, иногда не менее богатым, чем собственно свадебный, и особыми песнями. Родителей новобрачной посещают не только молодые, но и родня жениха. Но сначала молодая одна идет в отцовский дом, где мать моет ей голову водой, настоянной на желтых цветах и листьях грецкого ореха. Затем уже приходит жених, а после пира молодые остаются ночевать в этом доме и проводят там следующий день. В воскресенье в полдень за ними приходит отец молодого и другие ближайшие родственники обоих полов.

После посещения дома молодой другие родственники с обеих сторон поочередно приглашают молодых в гости, угощают их и делают разнообразные подарки молодой (платье, посуду, даже мелкий рогатый скот). Но свадебный цикл в строгом смысле слова завершается пиром у кумбара, который принимает у себя и партию жениха, и партию невесты. Там тоже поются особые песни и происходит обмен подарками. Справляется этот праздник обычно через неделю после «возвращения».

Несмотря на завершение свадебного цикла, новобрачная должна соблюдать ряд запретов в течение года. Ей нельзя видеть мертвеца, так как это приведет к смерти кого-нибудь в ее новом доме, и присутствовать на чужой свадьбе - это может быть губительно для новобрачных: ее присутствие вызовет их разлуку через развод или смерть одного из них. Невестка должна мыть ноги свекру или старшему брату мужа. Если муж приказывает жене что-либо принести, она не отдает ему в руки принесенную вещь, но кладет ее около него, а сама отходит в сторону. До появления первого ребенка она вообще должна вести себя как можно более скромно, не смотреть свекру в лицо и преимущественно отвечать на задаваемые ей вопросы, но не начинать разговор самой. Впрочем, в прошлом существовал полный запрет для молодой говорить в присутствии родственников мужа. В случае необходимости она должна была прибегать либо к языку жестов, либо шептать на ухо золовке или детям то, что хотела сказать, а те уже повторяли ее слова вслух. Срок такого молчания был от десяти дней до трех месяцев, после чего свекор или свекровь, получив особый подарок или без оного, разрешали ей говорить в своем присутствии. Строгие запреты налагались на обращение по имени между молодой и членами ее новой семьи, причем муж и жена не могли называть друг друга по имени даже наедине (этот запрет, впрочем, как и вышеперечисленные, в XX в. был быстро забыт).

Традиционная греческая свадьба — это колоритное и пышное торжество, которое может длиться целую неделю. Многочисленные гости являются одним из важнейших факторов мероприятия, ведь в Греции принято приглашать на свадьбу всех родственников, поэтому приглашенных может быть больше пятисот. Свадебные обряды в Греции яркие и веселые. В это время можно услышать старинные песни и увидеть национальные танцы.

Предсвадебные приготовления

Греческая свадьба обычаи и традиции имеет довольно разнообразные, и первые из них начинаются за неделю до торжества. Началом для приготовления считается тот момент, когда невеста получает от жениха символический подарок, как правило, это происходит в понедельник. Во вторник не принято ничего делать, поэтому он посвящен отдыху, зато в среду начинаются активные приготовления. В это время мать невесты и ее родственницы укладывают приданое молодой, которое собирается за много лет до знаменательного события.

На следующий день, в четверг, проводят старинный обряд «застилание кровати» перед греческой свадьбой. В больших городах такой ритуал уже утратил актуальность, но в отдаленных деревнях его все еще проводят. В зависимости от региона, обряд имеет различные интерпретации относительно его участников. В назначенный день родственницы жениха, а в некоторых случаях и он сам, собираются в доме невесты. Фасад здания и внутренний интерьер заранее украшают красивыми тюлями, занавесками, цветами и лентами так, что его видно с большого расстояния. Пока гости получали угощение, подруги невесты и ее родственницы застилали брачное ложе, а потом приглашали жениха или его мать оценить их старания.

Традиции греческой свадьбы таковы, что с первого раза нельзя было оставить кровать застеленной. По правилам нужно было три раза сорвать постельное белье, заставив девушек его перестелить заново. После того, как результат получит одобрение, на кровать клали деток, в знак «плодородия и размножения пары». В конце ритуала гости посыпают брачное ложе конфетами, рисом, денежными монетами и лепестками цветов, желая будущей семье счастья и благополучия. Все эти действия сопровождают свадебные греческие песни, которые выполняет свидетель молодого. Помимо основных действий, в некоторых регионах страны существуют дополнительные традиции. К примеру, принято показывать приданое невесты вместе со свадебными нарядами молодых.

В пятницу доставляли приглашения на свадебный пир, а еще пекли свадебный хлеб. Во время обряда приготовления хлеба, подружки невесты посыпают молодую мукой, которую предварительно посылает в ее дом жених. Родственников жениха, которые придут в дом невесты, тоже обсыпают мукой.

Свадебное торжество

Как правило, брак в Греции всегда начинается в субботу. Этот день ознаменовывают два события: жертвоприношение ритуального барана и перевоз приданого невесты в дом молодого. Рано утром в субботу жених закалывает молодого барашка, из мяса которого потом готовят блюда и включают в меню греческой свадьбы. Перевоз приданого является центральным событием такого дня, и многие любопытные ждут этого момента с нетерпением. Также существует традиция в субботу молодым мыться в бане, но сегодня она уже утратила свою актуальность.

Венчание в Греции всегда назначается на воскресенье. Ранним утром молодую облачают в свадебный наряд и делают прическу. Когда она будет готова, ее отводят в «угол невесты», который представляет собой укромное место в комнате, украшенное цветами и лентами. Во время свадебных ритуалов, невеста находится именно там.

Первый обряд, ожидающий жениха по приходу в дом молодой, — греческий выкуп на свадьбе. Он во многом отличается от других стран, ведь для того, чтобы пробраться к своей невесте, жениху предстоит расплатиться курицей. Дабы получить этот символ плодовитости, молодому могут даже перекрыть путь веревками. Затем невеста спускается к гостям и танцует прощальный танец со своим отцом, после чего молодых провожают из дому.

Невеста покидает отчий дом в специальной обуви — белых туфлях, которые приносит друг жениха. Подружки стараются похитить эти туфли, а друг должен за них откупиться. Только после этого свадебная процессия отправляется в храм, где совершается обряд венчания. Свадьба по-гречески предполагает активное участие в церемонии не только церковных служителей, но и родственников молодых. Так, кумбарос, то есть шафер, которого выбирают из друзей или родственников, надевает молодым кольца. После завершения церемонии бракосочетания новобрачные выходят к гостям. Вопрос, что дарят в Греции на свадьбу, является актуальным и для молодых, ведь здесь принято дарить подарки приглашенным. Как правило, это «бомбоньерес» — специальные сувениры.

После венчания молодожены отправляются в дом к жениху. Здесь молодую ожидает множество обрядов. Момент входа в дом считается особенно важным, невеста должна переступить порог правой ногой. Не редко обычай дополняется церемониальным хлебом, который заблаговременно кладет на порог мать жениха.

Другой обычай, особенно тонко показывает, как проходит свадьба в Греции. Входя в дом, новобрачные держат во рту по золотой монете, как символ золотых и прекрасных слов, которые они впредь будут говорить друг другу.

Греческие приметы в день свадьбы тесно связаны с плодородием молодой семьи и ее благосостоянием. Поэтому, чтобы призвать в дом новобрачных благополучие и достаток, их несколько раз в день торжества обсыпают рисом, монетами и цветами. Также принято гостям прикреплять к нарядам новобрачных деньги и золотые крестики, что чаще всего происходит во время танца.

Свадебный пир у греков проходит очень весело и шумно. Он начинается вечером в день венчания и может длиться до самого утра. На празднике очень много танцев, которые начинают молодожены. Существует интересный обычай, когда танец невесты на греческой свадьбе дополняют неженатые парни. Они танцуют вокруг нее, а новобрачная должна бросить в центр круга платок и тот юноша, который первым поднимет его, в скорости женится.

С течением времени многие традиции греческого бракосочетания перестали быть столь строгими. К примеру, сегодня молодому человеку позволяется вступать в брак и без собственного жилья, невесте не обязательно владеть солидным приданым, теперь оно воспринимается только символически. Современная греческая свадьба в большей мере является административным браком, хотя во многих регионах венчание до сих пор осталось неизменным атрибутом бракосочетания. Греки не празднуют свадьбы во время поста и в некоторые церковные праздники.

Свадебные наряды

Сегодня в Греции приветствуется современный стиль свадебных костюмов, однако до сих пор одежду греческой свадьбы украшают традиционные элементы свадебного туалета. В день бракосочетания молодую облачают в подвенечное платье, а ее брат повязывает ей на талии пояс и завязывает его на три узла. Платье для греческой невесты дополняют золотыми нитями, которые вплетают в ее волосы, и они ниспадают до самых колен. Прическу невесте делают ее подружки, после чего она целует им руки в знак благодарности.

У жениха нет конкретного традиционного наряда. Сегодня все чаще на свадьбу надевают классические костюмы, черные или бежевые. Наряд для жениха в Греции дополняется национальным атрибутом — церемониальной короны, которую ему, а также невесте, надевают во время венчания.

Современная Греция имеет глубокие корни, и ее жители помнят о них, все чаще возвращаясь к истокам своих традиций. К примеру, именно древние греки были родоначальниками обычая дарить невесте свадебный букет. От них пошел обычай надевать обручальное кольцо на безымянный палец правой руки, так как древние греки полагали, что от него идет артерия прямо к сердцу. Поэтому не удивительно, что в Греции становятся популярными свадебные празднества в духе ее древних времен. Невеста облачается в национальный сарафан, с тонким пояском под грудью и множеством сборок. Голову жениха украшает венок из оливковых ветвей.

На греческих свадьбах всегда звучит живая музыка, а гости веселятся, не стесняясь. После праздника молодожены отправляются в свадебное путешествие, которое по традиции остается в секрете от всех. К молодой жене все родственники относятся очень чутко, и целый год оберегают ее от переживаний и любых огорчений.

Греция — поистине волшебная страна, которая идеально подходит для проведения свадьбы. Сама обстановка, гастрономические изыски, необычность свадебных традиций – все придется по вкусу молодоженам и оставит самые яркие и незабываемые впечатления от торжества.

Для организации и проведения бракосочетания в Греции лучше всего обратиться в профессиональное агентство, которое займется не только созданием счастливой атмосферы молодоженам и гостям, но и возьмет на себя решение вопроса с документами. В том случае, когда будет свадьба в Греции – это успешное завершение попытки выйти замуж за грека, то можно считать невесту счастливейшей женщиной.

Уровень жизни в Греции

Среднестатистическая жизнь обычной греческой семьи может иметь достаточно высокий уровень жизни, особенно по сравнению с российской провинцией. Пусть сумма заработной платы небольшая, но и ценовые границы на необходимую продукцию для хорошо организованного быта невысоки.

Конечно, как и везде, существует градация мужского населения на богатых и не очень. Первая, самая заманчивая, категория для женщин с целью выйти замуж за грека. Но здесь стоит заметить, что мужчины Греции не тянутся к деньгам. Большую ценность имеют семья и традиции. Важной особенностью любого грека является поиск счастья в себе и безграничная любовь к природе. Это отчасти благодаря сильной государственной заботе, поэтому люди Греции не такие нервозные. Уверенность в будущем придает спокойствие.

Отношение у мужчин Греции к женщинам

Благодаря уверенности в завтрашнем дне, спокойствию греческого мужчины, даже среднего звена, женщина, особенно русская, будет счастлива, выйдя замуж за грека. Ко всем женщинам греки относятся с большим уважением и не скупятся на комплименты. Услышать слова о собственной красоте можно не только от любимого мужа, но и продавца в ближайшем магазине. Светлые волосы натурального оттенка и серые либо голубые глаза для грека уже показатель красоты.

Но здесь очень важно не вызвать осуждение откровенными нарядами. Консерватизм греков не позволяет влюбляться в слишком доступную женщину, а в том случае, когда намечается знакомство с родителями, то заслужить одобрение его мамы верный шаг к тому, чтобы свадьба в Греции состоялась.

Грека невозможно заставить жениться. Только лишь серьезная девушка способна всколыхнуть страстный темперамент греческого мужчины. Греческий жених должен быть уверен в серьезности, постоянстве и честности будущей жены. За границей о русских женщинах ходит неофициальная слава легкодоступных женщин, а для греческих ревнивцев это самое страшное любовное преступление. Причем так же, как и в случае, когда девушка через замужество хочет обрести благосостояние. Такое поведение глубоко осуждает в обществе Греции. Семья в Греции на первом месте.

Семейные ценности в Греции

Семья для любого грека основа всего. Греция древняя страна, которая имеет богатую культуру с устоявшимися традициями.
Пожалуй, самой важной семейной традицией можно назвать преемственность поколений. В Греции всегда большие семьи и несколько поколений живут под одной крышей. Молодые работают, а родители (бабушка, дедушка) воспитывают детей. Кстати, для грека родственниками принято считать любого члена семьи, в котором течет хотя бы капля родной крови. Кузены, кузины, тетушки, дядюшки и просто дальние родственники, которые имеют относительное дальнее родство, будут считаться членом семьи.

Конечно, современные условия мегаполиса наложили свой отпечаток на семейные традиции греческих семей. Иногда семья разъединяется и проживает отдельно друг от друга, но почти в каждой семье есть своего рода загородная дача, на которой по возможности каждые выходные и в обязательном порядке на все праздники собираются многочисленные родственники.

В семье у греков четкое разделение на мужчин – добытчиков и женщин – фей домашнего очага, но все чаще женщин Греции заглатывает эмансипация. Может в этом и есть причина того, что мужчин перестали интересовать греческие женщины и привлекать более покладистые, воспитанные Домостроем, русские женщины, ко всему прочему наделенные безграничной красотой. Свадьба в Греции между русской светловолосой с голубыми глазами красавицей и темноволосым с карими глазами греком становиться частым явлением.

Свадебные традиции в Греции

Решив соединить свою судьбу с греком необходимо быть четко уверенной в правильности своего выбора, потому что, выходя замуж за грека важно принять не только новую страну, но и новую жизнь. Причем необычное глубокое знакомство с новой жизнью происходит на самой свадьбе. Греческая свадьба отличается многими традициями и культурой организации и проведения торжества.

Настоящая греческая свадьба продолжается по времени не меньше семи дней, а само празднование проходит очень пышно с дорогими украшениями и богатым столом. На свадебные подарки у греков принято дарить большие суммы денег, а вся организация и соблюдение церемоний возлагается на мать будущего мужа и его ближайшего друга и соратника.

О начале свадебного торжества свидетельствует присланный дорогой подарок невесте от имени жениха. Понедельник – первый день подготовки к свадьбе, вторник – свободный день для отдыха, а среда является днем для собирания приданого будущей жены и подготовка его к перевозу в дом жениха. Четверг – день хлебный, который собирает вместе многочисленных близких и дальних родственников молодоженов вместе.

В это день пекут свадебный хлеб и по забавному обычаю все родственники со стороны невесты обсыпают всех гостей жениха мукой и наоборот. Пятница посвящается убранству и подготовке свадебного наряда. Суббота начинается с того, что жених колет молодого барана, затем принимает привезенное приданое за будущую жену, а к вечеру молодые совместно моются в бане. Воскресенье – самый важный день. В этот день происходит венчание. Необходимо обязательно вплести в прическу невесты золотые нити до колен для семейного благополучия и счастья. С этой же целью брат невесты должен завязать три крепких узла из пояса на талии невесты.

Покинуть свой дом невеста должна обязательно в белых туфлях, которые привезет жених, а чтобы невеста их одела откупить деньгами от подружек невесты. Причем, чтобы жениху вообще попасть в дом, необходимо откупиться курицей, как символом плодовитости и здоровья.

Но не только для жениха свадьба наполнена суевериями и традициями. При входе в дом будущего мужа невеста должна перешагнуть через хлеб, который лежит на пороге. Желательно шагать на правую ногу, тогда в семье будет все хорошо. При входе в дом молодые должны положить в рот золотые монеты и обойти в доме все пороги. Считается, что тогда в семье не будет руга, а влюбленные будут говорить друг другу только «золотые» слова.

Перед брачной ночью по кровати мужа и жены обязательно должны пробежать дети. Это символ рождения здоровых детей. А перед тем как лечь на ложе первой любви молодые должны проверить подошвы своей обуви. Перед началом свадебной церемонии, на них желающие записывали свои имена и в том случае, когда они стерлись, можно считать, что в следующем году девушка или парень обретут свое семейное счастье.

Но как бы ни была организована свадьба, важна любовь и взаимопонимание. Это может быть пара греческой нации либо смешанный брак, но только искренние чувства подарят счастье.