Детская психиатрия и психология. Формы работы детского психолога

Родители очень беспокоятся за подростков в интернете, и вокруг их поведения и общения в Сети уже сложилось много мифов. Но существуют и факты, ведь "цифровое поколение" - предмет пристального внимания ученых. Что им удалось выяснить, рассказывает эксперт Ассоциации организаций по развитию гуманистической психологии в образовании, педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра Анастасия Кузнецова.

1. Онлайн и офлайн пространства для современного ребенка неразделимы. Они составляют единое целое.

Это аксиома, которую взрослые просто должны принять. Сегодня все еще можно услышать, что дети с головой ушли в виртуальную реальность, их необходимо "спасать", возвращая в мир реального общения. В этой позиции заложено противопоставление реального и виртуального пространств, которое естественно для большинства взрослых, но абсолютно противоестественно для цифрового поколения. Поэтому "оградить, запретить, ограничить, отключить" - методы заведомо неэффективные (а порой даже вредные и опасные), так как они исходят из заблуждения.

2. Присутствие подростка в Сети по большей части связано с общением.

Даже когда он играет, просматривает видео, слушает музыку, то одновременно с этим общается: отправляет ссылки, делает комментарии и реагирует на них, ставит и получает оценки. По своей природе общение - обмен познавательной, эмоциональной, оценочной информацией. В подростковом возрасте оно развивается особенно интенсивно, приобретает новое содержание и новые формы. В процессе общения сознание подростка достигает новых уровней развития, изменяется организация его внутреннего мира. Следовательно, не запрет на общение, а формирование его культуры с малых лет - лучшая "прививка" от реальных и виртуальных рисков.

3. Общение современных подростков происходит одновременно в нескольких социальных кругах.

Разговаривая "вживую", например, с одноклассниками, подростки в то же самое время общаются с друзьями по Сети, приятелями из другого города или летнего лагеря. События с участием одной компании становятся предметом обсуждения с членами другой подростковой группы или нескольких групп сразу.

Делая уроки, подросток слушает музыку, отвечает на сообщения, договаривается о встрече, скачивает видео, реагирует на происходящие события, размещает фотографии... Из этих действий создаются круги общения, в которых ребенок занимает определенные позиции. От его непосредственной активности зависит, как будут развиваться события, его собственный статус в тех или иных сообществах.

Пространства общения, с одной стороны, тесно переплетены между собой, с другой - при необходимости взаимозаменяемы: не получилось "быть своим" в одном сообществе - всегда можно "переключиться" на другое. В частности, это делает виртуальное общение для подростка более привлекательным по сравнению с реальным, где для завоевания авторитета, построения дружеских и доверительных отношений нужно приложить много усилий. Создание реальных "мест" и событий, где ребенок может учиться строить отношения и управлять ими - эффективный способ профилактики "ухода" в виртуальную реальность.

4. Смена режимов онлайн/офлайн, переход из одного состояния в другое зависит в основном от значимости событий, которые происходят вокруг подростка.

Если что-то по-настоящему важное происходит в реальном общении, ребенок легко прерывает виртуальное. И наоборот: как только ему становится скучно офлайн, он подключается к Сети, где всегда "какая-то движуха". Способность взрослых чувствовать потребности и интересы ребенка, своевременно реагировать на их развитие позволяет создавать "движуху" в реальной жизни, поддерживая тем самым баланс онлайн/офлайн.

5. Социальные сети делают доступными для контакта миллиарды людей, чьи профили пестрят фото- и видеофактами красивой жизни и впечатляющих событий, как правило, недоступных подросткам в реальной жизни. В связи с этим у современных подростков резко возрастает потребность в переживании собственной уникальности . Ученые предполагают, что "опасные селфи за лайки" - один из способов удовлетворения этой потребности. Личный контакт с близкими и значимыми людьми, определенность в их отношении к подростку - ресурсы, которые позволяют сохранять стабильность в неустойчивом и неопределенном мире.

Статья подготовлена на основе обзора научных публикаций Центра исследований современного детства НИУ ВШЭ

Обсуждение

Хорошая статья. Очень жаль, что многие родители не способны понять и принять новый формат
жизни современных подростков. Впрочем, родительское ретроградство, иногда переходящее в откровенное варварство, было всегда. Когда-то книги жгли, сегодня сражаются с интернетом...

18.03.2018 08:42:31, не пойму

на примере моего младшего брата отключение интернета совсем не помогло. отключив интернет ему все только усугубилось

Комментировать статью "Решили отключить подростку интернет? Сначала прочтите эти 5 фактов"

Сначала прочтите эти 5 фактов. Интернет - источник негатива. Важно знать, чем именно занимается ваш ребенок в Интернете. Порнографический журнал можно купить и в Но если подросток действительно страдает от зависимости Отберу планшет, отключу интернет...

Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в Хоть он и проводит много времени в интернете и за книгами, особо умней не становится Решили отключить подростку интернет? Сначала прочтите эти 5 фактов.

Читает и смотрит ролики, как паять из ардуино и т.п В общем я не ограничиваю комп и телефон обоим детям, но пасется за компом только один. Настраивается для каждого пользоателя время, доступные папки, время в интернете и разрешенные (запрещенные) ресурсы, бонусное...

Решили отключить подростку интернет? Сначала прочтите эти 5 фактов. 5. Социальные сети делают доступными для контакта миллиарды людей, чьи профили пестрят фото- и видеофактами красивой жизни и Сначала прочтите эти 5 фактов ". !!!

Безопасность ребенка в Интернете: 3 типа онлайн -угроз. Контакт родителей с детьми - ключевой фактор, от которого зависит... Как защититься от мошенников: 5 угроз в интернете. Решили отключить подростку интернет? Сначала прочтите эти 5 фактов.

Решили отключить подростку интернет? Сначала прочтите эти 5 фактов. Случайно узнала, что дочь - подросток отправила свое обнаженное фото мальчику - подростку (лично не знакома) из ВК. Недавно обнаружила, что дочь знакомится и переписывается в Интернете.

Раздел: Проблема (Что делают подростки в Сети). Решили отключить подростку интернет? Сначала прочтите эти 5 фактов. Сначала прочтите эти 5 фактов. Как ведут себя подростки в Сети, и почему "запретить интернет " - не лучшая идея.

Решили отключить подростку интернет? Сначала прочтите эти 5 фактов. Интернет зависимость или как с этим бороться? Зависимость от компьютерных игр Активное развитие интернет технологий и глобальная информатизация привели к появлению компьютеров...

Подростка же как раз побуждаем делать. Делать практически первый раз в жизни то, что очень делать не И в принципе, не обязаны вникать Что делать реально? ¦ Родители не заставляют детей учиться, учиться и еще раз учиться Это не значит, что в семье отсутствует контроль за...

Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе, профориентация, экзамены, олимпиады Соц сети и подростки у вас. Очень интересно, как обстоят дела в отношении подростков и соц сетей у вас.

Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе, профориентация Дочь была там много раз в младшем возрасте, и ребенка, и меня лагерь устраивает. Но очень уж много статей и реальных отзывов в сети о том...

Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе, профориентация Сейчас доступ в сеть на каждом шагу, чуть ли не с утюга. Так что увы, это не сработает. А вот интересно, а со страницы ВК этому мошеннику...

Подросток в соцсетях. ...затрудняюсь выбрать раздел. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе Да в том-то и дело, что он неадекват и может сделать что угодно. Например, убить ребенка.

Что делать с самими просмотрами - не знаю. Тут впору предлагать нормальное порно вместо упомянутого, только неясно как (очевидно, что не прямо). Бывают, но одно дело, что такие фантазии у взрослого человека, а другое - у подростка в процессе его формирования.

Читайте! Отношения с подростком: кто же избаловал наших детей? Решили отключить подростку интернет? Сначала прочтите эти 5 фактов. Легко ли быть родителем подростка? Отношения с подростком: реальные проблемы и поводы для недовольства.

Решили отключить подростку интернет? Сначала прочтите эти 5 фактов. Делая уроки, подросток слушает музыку, отвечает на сообщения, договаривается о встрече, скачивает видео, реагирует на происходящие В частности, это делает виртуальное общение для подростка...

Проблема. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе По стилистике сообщений понимаю, что отнюдь не подросток писал эти сообщения. У меня шок, начинаю с сыном говорить о безопасности в...

Подскажите, куда обратиться.. Психология, переходный возраст. Подростки. У моей с общением тоже плоховато. Правда, она и в сети не любит общаться, больше читает, что другие пишут. Что делать с трудным подростком.

В этом разделе я бы хотела ответить на некоторые вопросы относительно консультации детского психолога.

С какими проблемами работают детские психологи?

Вам необходима помощь специалиста, если:

  • У Вашего ребенка есть агрессия, он конфликтный, дерется или кусается
  • Ребенок капризный, с ним невозможно договориться, он Вас не слушает
  • У ребенка есть страхи, тревога
  • Ребенок страдает психосоматическими нарушениями (заикание, тики, энурез, рвота на нервной почве, головные боли и пр.)
  • Ребенок не хочет учиться
  • Ребенку сложно найти общий язык со сверстниками, он застенчивый, робкий
  • У ребенка случаются истерики
  • Ребенок часто мастурбирует
  • У ребенка есть навязчивые действия (например, он сосет палец, накручивает волосы и пр.)

Какой график работы у детского психолога?

Этот вопрос чаще всего задают именно те, кто обращается на детско-родительские консультации. Это понятно, ведь: в будние дни у детей сад или школа, у родителей — работа. В нашем центре детей и родителей принимает Светлана Вавилова. Она работает как в будние дни, так и в выходные.

Дарья Селиванова: « Светлана Вавилова — отличный диагност. Для меня важно, чтобы специалист любил то, чем занимается. Это про Светлану. Если ваш вопрос лежит в сфере психодиагностики — не сомневайтесь, вам к ней. Кроме того, Света очень хорошо улавливает нюансы взаимоотношений между родителями и детьми. У нее есть сын. Для меня этот момент принципиально важный! Чтобы специалист имел не только хороший стаж в профессии, но и сам был родителем. Можно сколько угодно давать советы, как правильно реагировать на истерики. Но если ты сам никогда не стоял в магазине рядом с катающимся по полу трехлеткой, ты не не можешь ощутить все то отчаяние, стыд, злость, которые переживает обычная мама в этот момент».

Центр Дарьи Селивановой. Детский психолог, консультации. г. Киев

Детский психолог – это специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком, помогает ему преодолеть возникшие психологические трудности, наладить контакт между ребёнком и взрослым.

Обычно в процесс психологической работы детский психолог включает не только ребёнка, но и родителей. Работа специалиста направлена на выявление причин возникновения проблемы и поиск её решений. Детский психолог понимает особенности развития ребенка, возрастные кризисы, через которые он проходит, закономерности работы его психики, важность различных видов деятельности на определенных этапах его жизни.

Какое образование у детского психолога?

У детского психолога, как правило, высшее психологическое образование. Базовый курс по возрастной и детской психологии входит в обязательный перечень дисциплин для получения высшего психологического образования. Если психолог решил выбрать для себя специализацию по детской психологии, он может проходить курсы повышения квалификации по детской психологии, различные тренинги и семинары.

Чтобы стать детским психотерапевтом, необходимо получить медицинское образование по специальности «психиатр».

Подробно про образование и опыт работы психолога нашего проекта Екатерины Кес .

Зачем идти к детскому психологу?

К детскому психологу нужно идти тогда, когда вы видите, что сами не в состоянии помочь вашему ребёнку справиться с теми проблемами, которые у него появились. Лучше всего не ждать, когда «само пройдёт», а как можно скорее, чтобы состояние ребёнка не усугублялось и его проблемы не становились хроническими.

Детский психолог поможет вашему ребёнку справиться с эмоциональными и поведенческими проблемами, сложностями в общении со сверстниками и взрослыми, с трудностями в обучении и со многими другими возникшими проблемами.

Специалист поможет вам понять, почему у ребёнка возникли те или иные трудности и какие есть пути решения возникших проблем, даст вам необходимые рекомендации.

Психолог также может заниматься образовательной работой и проводить для родителей на разные темы по детской психологии.

Какие услуги предоставляет детский психолог?

Детский психолог проводит консультации для родителей, психологическую диагностику (психодиагностику) ребёнка, диагностирует стиль воспитания, который используют родители, проводит индивидуальные и групповые занятия с детьми.

Детский психолог может проводить арт-терапию, сказка-терапию, песочную и , психокоррекционные занятия с ребёнком.



Специалист может проводить различные .

Детский и семейный психолог нашего проекта также проводит скайп-консультации для родителей и диагностику родительского стиля воспитания с последующими рекомендациями.

С какими проблемами работает детский психолог?

Давайте посмотрим на широкий спектр проблем, которые могут возникать у ребёнка в разные периоды его жизни и в случае возникновения которых необходимо обратиться за консультацией к специалисту.

  • и импульсивное поведение,
  • замкнутость,
  • вредные привычки (кусание или грызение ногтей, сосание предметов, навязчивый онанизм),
  • робость и застенчивость,
  • повышенная тревожность,
  • обидчивость,
  • страхи,
  • невнимательность,
  • трудности в пересказе текста,
  • неусидчивость,
  • плохая работа в классе при отличной работе дома,
  • и школе,
  • проблемы общения со сверстниками и взрослыми,
  • нарушения в развитии познавательных процессов (память, мышление, внимание, ),
  • низкая самооценка и неуверенность в себе,
  • повышенная возбудимость и гиперактивность,
  • , не усваивает материал,
  • психосоматические проблемы (энурез, энкопрез),
  • ревность и .

Также к психологу можно обратиться для того, чтобы получить рекомендации о и проверить перед поступлением в 1 класс.

Как выбрать детского психолога?

Лучше всего выбирать психолога по рекомендации. Спросите у ваших друзей и знакомых, знают ли они хорошего специалиста, которого могут порекомендовать. Если таких знакомых нет, можно обратиться в психологический центр в вашем городе. Если в центре работают несколько детских психологов, спросите администратора, к кому из них записываются чаще и запишитесь именно к нему. Можно набрать в интернете в поиске «детский психолог» и посмотреть, кто работает в вашем городе.

Прежде чем остановить свой выбор на одном из специалистов, обязательно найдите информацию о его образовании, опыте работы и прочитайте отзывы тех, кому он оказал помощь.

На нашем сайте приём ведёт опытный детский и семейный психолог Екатерина Кес. Ее книгу «Как воспитать счастливого ребенка», вы можете .

Как записаться на приём к детскому психологу?

На нашем сайте вы можете записаться на скайп-консультацию к детскому психологу Екатерине Кес, чтобы подробно обсудить с ней возникшие у вас вопросы в связи с вашим ребёнком, а также пройти диагностику вашего стиля воспитания. Чтобы записаться на консультацию, .

Первый контакт с детским психологом

Обычно детский психолог сначала беседует с родителями и выясняет причину обращения, а также все подробности, связанные с возникшей у ребёнка проблемой. Иногда на самую первую беседу детский психолог может пригласить также и ребёнка, чтобы он тоже принимал участие в разговоре. Затем детский психолог примет решение о том, какая форма работы с ребёнком и его семьёй будет наиболее полезна в данном конкретном случае.

Формы работы детского психолога

Детский психолог проводит консультации для родителей, индивидуальные занятия с ребёнком (игровую и песочную терапию, арт-терапию, сказко-терапию), групповые занятия с детьми (детские тренинги), психодиагостику ребёнка, психодиагностику стиля воспитания родителей, .

В первую очередь детский психолог сам является инструментом психологической помощи. От того, как психолог будет взаимодействовать с ребёнком и родителями на протяжении всей психологической работы, в значительной степени зависит конечный результат.

К другим инструментам детского психолога можно отнести различные психодиагностические методики (тесты, опросники), наборы для (фигурки животных, людей, конструктор, машинки), песочница и с песком для проведения песочной терапии, краски, пластилин – для арт-терапии, подушки и детская боксёрская груша для работы с и многие другие подручные средства, с помощью которых психолог может установить и проводить психологические занятия с ним.

Методы работы детского психолога

К методам работы детского психолога можно отнести беседу, психодиагностику (тестирование), игру (игровая терапия), рисование и лепку (арт-терапия) рассказывание и придумывание историй (сказко-терапия) и другие.

Направления работы детского психолога

К направлениям работы детского психолога можно отнести:

  • Консультирование родителей ребёнка;
  • Индивидуальные занятия с ребёнком;
  • Психодиагностика детско-родительских отношений;
  • Психодиагностика личности ребёнка;
  • Коррекционные занятия с ребёнком;
  • Развивающие занятия c ребёнком индивидуальные;
  • Развивающие занятия с ребёнком групповые;
  • Профориентация старшеклассников;
  • Проведение .

Обычно в кабинете детского психолога есть всё необходимое, чтобы ребёнок почувствовал себя уютно: различные игрушки, настольные игры, книги, краски, цветные карандаши, пластилин.

Как правило, в кабинете есть ковёр, чтобы ребёнок мог сидеть и заниматься на полу.

Принципы работы детского психолога

  1. Не навреди.
  2. Не оценивай.
  3. Сохраняй беспристрастность восприятие.
  4. Принцип осведомленного согласия – необходимость объяснять родителям все особенности психологической работы с их ребёнком.
  5. Признавай право за ребёнком и родителями на .
  6. Принцип конфиденциальности, т. е. сохранение профессиональной тайны.
  7. Принцип профессиональной компетентности: не берись за те направления работы, в которых сам хорошо разбираешься, не используй психологические методики, которыми в должной степени не владеешь.

Алгоритм работы детского психолога

Детский психолог сначала встречается с родителями ребёнка, чтобы выяснить все подробности, связанные с причиной обращения за помощью. Иногда психолог может принять решение пригласить на первую консультацию не только родителей, но и ребёнка, чтобы все вместе могли принять участие в беседе. Как правило, если ребёнок является школьником, он может полноценно участвовать в совместной беседе. Затем детский психолог решает, какой вид психологической помощи будет оказан ребёнку и его семье.

Детский психолог работает с актуальным состоянием ребенка, проводит первичное собеседование и диагностику, задает вопросы родителям о жизненной ситуации ребёнка и о структуре семьи, а затем проводит занятия с ребёнком (иногда совместно с родителями). В процессе общения детский психолог создает условия для того, чтобы ребёнок смог свободно выражать свои чувства и желания, справился с эмоциональными и поведенческими трудностями, а родители — осознали причины возникновения проблемы у ребёнка и поняли, как их решить.

Длительность приёма у детского психолога

Обычно длительность приёма у детского психолога составляет от 50 до 60 минут.

Мифы о детском психологе

Существует несколько мифов о работе и личности детского психолога, которые мы сейчас рассмотрим.

Миф № 1. Детским психологом может работать только психолог, у которого есть свои дети. Это не так, потому что в своей работе специалист опирается на объективные знания и научные факты, а не на свой жизненный опыт.

Миф № 2. Хороший детский психолог – это специалист с многолетним стажем работы. Совсем необязательно. Многие дети и подростки намного проще устанавливают контакт с более молодыми специалистами, которые располагают их к непосредственному и неформальному общению.

Миф № 3. Детский психолог – это врач. Это совсем не так. Не нужно путать детского психолога и с детским психотерапевтом или психиатром. Образование первого – психологическое, образование двух других специалистов – медицинское. Детский психолог не лечит, не ставит диагнозы и не выписывает таблетки. У него другие инструменты работы.

Миф № 4. Детский психолог объяснит моему ребёнку, как нужно себя вести. Это заблуждение. Часто родители полагают, что после беседы с детским психологом поведение ребёнка сразу изменится. Но так не бывает.

Детский психолог не будет читать ребёнку лекции и объяснять, как нужно себя вести. У детского психолога совсем другие цели и задачи. Он должен установить с ребёнком хороший, доверительный контакт и помочь ребёнку лучше понимать себя, свои чувства и мысли, свои желания и мотивы поступков. Только через это понимание в поведении ребёнка начнутся изменения. При этом очень важно, чтобы родители выполняли рекомендации психолога.

Чтобы скачать книгу детского и семейного психолога Екатерины Кес «Как воспитать счастливого ребенка», .

Регистрируйтесь на бесплатный онлайн-курс «Отношения с ребёнком без криков и наказаний», который состоится уже совсем скоро.

Кликните на баннер ниже, чтобы записаться.

  • выбора стратегии воспитания с учетом особенностей развития ребенка;
  • решения различных поведенческих и эмоциональных проблем (частные случаи: непослушание, капризы, страхи, тревожные или навязчивые состояния, агрессивность, стеснительность, застенчивость, заниженная самооценка);
  • школьной неуспеваемости и дезадаптации, отсутствия мотивации к обучению;
  • трудностей в общении со сверстниками, учителями, близкими;
  • реакций на стрессовую ситуацию (частные случаи: развод родителей, смерть родственников, рождение братика или сестрички, смена школы и т. д.);
  • психосоматических состояний (частые «простудные заболевания», головные боли, боли в животе и т.д.).

Преимущества нашего центра:

  • Более 400 публикаций и внедрение инновационных научных методов
  • Авторские методики коррекционно-развивающей работы
  • Индивидуальная программа коррекции с учетом личностных особенностей
  • Более 20 лет успешной помощи детям

Психологические консультации детского психолога (общие и частные) призваны оказать помощь родителям, выбрать эффективную тактику поведения в сложившейся ситуации на основе понимания сущности и причин тех или иных выявленных проблем.

В нашем нейропсихологическом Центре услуги детского специалиста включают необходимую разъяснительную и направляющую работу, помогая родителям находить пути выхода из сложившейся ситуации, также составляется программа возможной дальнейшей психотерапевтической работы с ребенком или всей семьей.

В рамках психологической консультации в нашем центре детский психолог также может оказать помощь подросткам в сложившихся затруднительных ситуациях. Сколько стоит, цены:

Стоимость одной встречи (продолжительность 55 минут):

Детская психотерапия

Более детально, на глубинном уровне, поведенческие и эмоциональные проблемы ребенка решаются в процессе детской психотерапии. В психотерапевтической работе применяются различные подходы и методы (элементы сказкотерапии, танце-двигательной терапии, телесно-ориентированной терапии, психодрамы, песочной терапии и др.) в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и конкретной проблемной ситуации. Общим принципом является проработка психологических проблем в игровой форме.

Игра — ведущая деятельность для ребенка, поэтому взаимодействие через игру — наиболее эффективный способ при оказании ему психотерапевтической помощи.

На первой консультации психолога проясняется запрос родителей, критерии результата прохождения курса терапии, налаживается первичный контакт, проводится первичная диагностика, определяется количество встреч и т.п. Психотерапия — достаточно длительный процесс. В среднем минимальный курс составляет 10 встреч. Сколько стоит терапия в нашем отделении в Москве.