Святые отцы о семье и браке. Любить, а не искать любви: о семье и браке Самые популярные вопросы батюшке о семье

Мой муж не хочет иметь ребенка. Когда я начинаю разговоры о детях, муж замолкает, переводит разговор на другую тему, злится. Я же, в свою очередь, не представляю себе, как можно не хотеть детей. К тому же врачи настоятельно рекомендуют мне не затягивать с беременностью, потому что у меня определенные «женские проблемы», да и возраст уже не юный — 28 лет. Говорят, что если я буду откладывать рождение ребенка и дальше, то, возможно, я вообще не смогу стать матерью. Муж об этом знает, но все равно находит множество причин. Мы перестали понимать друг друга, поэтому отношения в семье в последнее время оставляют желать лучшего. Я совсем измучилась: не знаю, что мне делать. Уйти от мужа (мы не обвенчаны)? Но я его очень люблю. Пойти на хитрость, забеременеть и поставить супруга перед фактом? Сделать это будет трудно, так как муж очень щепетилен в вопросах предохранения. Но можно ли так поступать? Имею ли я право обманывать его в таких вопросах? Или смириться, ни на чем не настаивать, покориться своей доле? А может быть, Бог, по каким-то причинам, не дает мне ребенка с этим человеком, таким образом, оберегая меня от чего-то?

Отвечает иеромонах Дорофей (Баранов), клирик Архиерейского храма

Для человека, верующего в Бога, нет никаких сомнений в том, что рождение и воспитание детей в браке — это благословение Божие, дар и счастье человека на земле. Брак без детей (кроме препятствующих этому физиологических причин) является неполноценным и свидетельствует об отсутствии любви со стороны одного из супругов или обоих сразу. Можно сказать и так, что только после появления детей брак становиться полноценной семьей. Тем не менее, ничто не может являться поводом для разрушения семейного союза, даже такое глубокое непонимание Вашим мужем смысла брачного союза. По-видимому, он человек далекий от веры и христианского мировоззрения. Но, опять же, это не может быть поводом для развода или обмана.

Рождение детей (или их отсутствие) стало частью комфортной жизни современного человека. Общий ход рассуждения обычно таков: когда благосостояние нашей жизни достигнет необходимого для рождения ребенка уровня, тогда мы сможем себе это (рождение ребенка) позволить. Если перевести это на язык смыслов, то получается следующее: дайте мне денег, тогда я перестану воровать. А ведь, по сути, предохранение от беременности (с абортами все понятно — это убийство) есть ни что иное, как воровство у Бога, сопротивление Его воле и в итоге вообще всему установленному миропорядку. Как может быть счастлив человек в таком случае?

Если Вы верующий человек, то постарайтесь смириться (как Вы правильно говорите), но не покориться. Смириться необходимо пред Богом. А наша покорность человекам не должна простираться на область веры в Бога. Постарайтесь в доверительных беседах с Вашим мужем достучатся до его сердца, пробудить в нем жалость к Вам. И, конечно, надо просить Бога в молитве о милости к нам — жестоким к самим себе, а от того глубоко несчастным людям.

Будучи венчанной супружеской парой, мы с мужем желаем иметь ребенка. Однако, несмотря на горячее желание, я боюсь материнства. Я страшусь, что родится больной ребенок, хотя понимаю, что все происходит по воле Божией… В детстве мы потешались над девочкой, которая, как оказалось, была болящей… Что мне делать и как молиться, чтобы благополучно обрести здоровое чадо?


Действительно, все происходит согласно с Божественным Промыслом, не только «волос не упадет с головы человека на землю» без воли Божией (Лк. 21 , 18), но и вообще ничего не может случиться с нами, если не попустит этому быть Господь. И вот что необходимо понять: надо не только верить в Бога, надо и верить Богу, то есть доверять Ему. Верить в то, что Он безгранично любит нас и все посылаемое нам — будь то радостное или скорбное — посылает для нашей пользы, для нашего спасения, для того, чтобы мы смогли принести Ему максимально возможный для нас плод, приблизиться к Нему, соединиться с Ним.

Поэтому не бойтесь, не давайте врагу смущать Вас этим малодушным и маловерным страхом, доверьтесь Тому, ближе Кого у Вас никого нет и никогда не будет. Читайте чаще акафист Божией Матери — Заступнице и Покровительнице всех матерей, просите, чтобы ушла Ваша боязнь, чтобы по Ее молитвам Господь послал Вам в свое время здорового, полноценного ребенка. И еще вот что: обязательно исследуйте свою душу, испытайте свою совесть и очистите ее в Таинстве Покаяния. Покайтесь и в тех, детских, насмешках над больной девочкой, о которых вспоминаете теперь: ведь возможно, что тот давний грех и заставляет Вас так переживать сегодня.

Как исповедоваться во время беременности (есть ли какие различия)? Нужно ли исповедоваться в том, что мы предохранялись от беременности? Для нас с мужем неприемлем аборт и невозможен отказ от предохранения, поскольку рожать столько детей, сколько Бог даст, мы не можем, просто не прокормим. Грех ли это?

Отвечает священник Михаил Воробьев, настоятель храма
в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня г. Вольска

Исповедоваться и причащаться во время беременности следует так же, как и тогда, когда вы находитесь в своем обычном состоянии. Правда, заботясь о духовном и телесном здоровье будущего ребенка, следует делать это чаще, чем обычно. Так же чаще следует читать Евангелие и посещать богослужения. Церковный устав облегчает и даже отменяет пост для беременных; конкретное правило подготовки к Причастию Вы можете установить, если дойдете до храма и посоветуетесь со священником, чтобы в личной беседе можно было учесть все Ваши обстоятельства.

Предохранение от беременности Церковь считает грехом. Это связано с тем, что целью брака является рождение и воспитание детей. Отказываясь от рождения детей под разными благовидными предлогами, но, не отказываясь от супружеских отношений, доставляющих радость, Вы подменяете подлинную сущность брака одной из второстепенных его сторон.

Церковь признает, что в определенных случаях рождение детей является невозможным или несвоевременным. В этом случае следует использовать единственную разрешенную Церковью форму предохранения от беременности — воздержание от супружеских отношений.

Какие молитвы помогают с зачатием ребенка, может какие-либо «службы»? Что Вы посоветуете?

Отвечает иеромонах Дорофей (Баранов), клирик Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали".

Скорее всего, правильнее было бы говорить о том, к помощи каких святых обычно прибегают христиане в своих молитвах к Богу о даровании потомства.

Священная история повествует о нескольких супружеских парах, благочестивых и праведных, но в течение долгого времени не имевших детей. Это Авраам и Сарра, Иаков и Ревекка, Захария и Елисавета (родители Иоанна Предтечи), Иоаким и Анна (родители Богородицы), также и пророчица Анна, мать пророка Самуила. Конечно же, они много молились о рождении у них хотя бы одного единственного ребенка. И во всех этих случаях это было испытание веры. Бог слышал молитвы обращенные к Нему, но медлил с исполнением просимого по причине непостижимого для нас Своего Промысла о каждом человеке и о всем мире. Такие великие примеры послушания и доверия Богу должны укреплять тех, кто желает иметь детей. Надо познакомиться с житиями перечисленных святых и молиться им о помощи в даровании потомства.

Пути Божии неисследимы (см.: Рим. 11 , 33), но одно можно сказать определенно: Бог каждому человеку желает спастись. Поэтому, готовясь принять на себя заботу о новом человеке, который по плоти от родителей, а по духу — Божий, мы должны стремиться быть этого достойными. Лучшей подготовкой может быть, в первую очередь, освящение семьи таинством Брака. И, во-вторых, чтобы благословение Божие пребывало в семье, освящение ее членов — мужа и жены — таинствами Исповеди и Причащения, что, конечно же, возможно только в Церкви.

Это и будет Вашей «службой», деятельной молитвой. Не заключение с Богом «контракта»: мы — Тебе, а Ты — нам, но начало новой жизни в общении с Богом, как подателем всякого блага. И в конечном итоге, Ваше желание иметь детей и крепкую семью, должно вылиться в стремление к той праведности, которую Господь никогда не оставит без Своего попечения (Пс. 36 , 25).

Я замужем 1 год. Очень хочу ребёнка, но, к сожалению, ничего не получается, пробовала обращаться к врачам, но они мне не помогли. Я периодически посещаю церковь, исповедуюсь, причащаюсь и соборуюсь. Поговорила со священником, он сказал, что нужно венчаться с мужем, тогда дети будут. Муж не хочет, заставить его не могу. Подскажите, какие мне молитвы читать, чтобы Бог услышал меня и смог бы дать чадо без венчания.

Отвечает игумен Нектарий (Морозов), настоятель Архиерейского храма
в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали"

Рождение, приход человека в мир — всегда таинство, чудо, которое раз за разом на протяжении всей земной истории совершает Господь. Почему не посылает Господь ребенка именно Вам и именно сейчас? Наверняка есть тому причины, и, конечно, дело не только в том, что Вы живете невенчанным браком, потому что мы можем видеть, как и людям, вообще не верующим, дает Господь детей, и не одного, а многих. И вместе с тем у людей благочестивых порой нет ни сына, ни дочери.

Да, безусловно, нужно молиться, чтобы Господь благословил Вас потомством. Но нужно и нечто еще более важное: научиться доверять Богу, верить, что мы не забыты Им, что все происходящее или не происходящее с нами неслучайно, что Господь все творит в отношении нас по Своей милости и любви. Только таким образом может человек по-настоящему приблизиться к Богу. И для того, чтобы научить нас доверию и вере, попускает нам Господь различные испытания, в том числе и такие, какое попущено Вам.

Не бойтесь, не унывайте, не ищите каких-то «особенных» молитв, потому что их нет. Сила любой молитвы — в вере и искренности молящегося. А «укрепляет» и поддерживает молитву или, наоборот, делает ее слабой и беспомощной, наша жизнь. В Вашем письме есть такое очень характерное выражение: «периодически посещаю церковь». А для церковной жизни крайне важно постоянство, в эту жизнь человек должен быть погружен, она должная стать его жизнью, тогда он будет и видеть, и сознавать многое совсем по-другому.

Постарайтесь по-настоящему понять и принять такие простые и всем христианам известные слова: «Ищите прежде всего Царствия Божия, а прочее приложится вам» (ср.: Лк. 12 , 31). Если будет лично у Вас решимость прежде всего искать этого Царствия, а потом уже всего остального, то пошлет Вам это остальное Господь. И ребенка пошлет, и мужа вразумит рано или поздно. Дай только Бог, чтобы в Вас эта решимость созрела.

Возможен ли счастливый брак с девушкой, у которой раньше были длительные половые связи с несколькими парнями? Она несколько лет уже церковный человек и жизнь свою изменила. Я с ней познакомился у храма. Вопрос задаю, потому что везде в Интернете пишут о том, что у таких девушек не может быть здоровых детей.

Отвечает игумен Нектарий (Морозов), настоятель Архиерейского храма
в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали"

Трудно найти сегодня такого человека, который прежде прихода в Церковь не совершил бы в своей жизни тех или иных ошибок, не согрешил, не преступил евангельского закона. Однако Господь милостив и не только принимает нас, когда мы обращаемся наконец к Нему, устав блуждать по «распутиям греха», но и Сам всеми возможными способами нас к этому обращению подвигает. И суть покаяния, которое неразрывно связано с настоящим, осмысленным приходом человека в Церковь, заключается в том, что Бог дает нам возможность внутреннего изменения, преображения, благодаря которому умирает «ветхий человек» с его страстями и пороками и рождается новый.

История Церкви полна примерами того, как самые отчаянные грешники, обреченные, казалось бы, стать «добычей ада», покаянием претворялись в величайших святых. Преподобная Мария Египетская, преподобные Нифонт Кипрский, Моисей Мурин, Варвар разбойник, равноапостольный князь Владимир — этот список можно было бы продолжать очень долго. И если отчаянные блудники и блудницы, преступники и убийцы, покаявшись, смогли стать угодниками Божиими, то почему не сможет девушка, не сохранившая в неведении жизни по Богу целомудрия, благодаря тому же покаянию измениться настолько, чтобы сделаться для кого-то доброй супругой?

Да, любой человек зависит во многом от приобретенных им навыков — добрых или дурных. Но благодать врачует душу, выправляет искривленное. Главное, чтобы обращение было искренним, подлинным, чтобы не было возврата к прежнему, оставленному и прощенному. И тогда, по выражению преподобного Андрея Критского, «может Бог прокаженное житие убелити и очистити».

Кое-что о духовных причинах разводов

Почему распадаются семьи? Кто виноват в том, что мужу и жене вдруг становится не по пути? Как спасти брак, если он дал трещину, и как не допустить охлаждения в отношениях? О духовном взгляде на эту проблему мы решили поговорить с молодым священником, клириком саратовского храма Первоверховных апостолов Петра и Павла Владимиром Сухих.

Отец Владимир и матушка Татьяна вместе пять лет. У них очень теплая семья и трое замечательных деток. Несмотря на это, от интервью на семейную тему батюшка сначала отказывался, ссылаясь на недостаточную умудренность жизненным опытом. Но под давлением аргументов – небольшой стаж семейной жизни позволяет предположить, что супруги еще не забыли трудности первых лет брака, – вынужден был согласиться.

В итоге у нас получилась целая серия бесед. Первая – о том, почему люди женятся и почему разводятся.

– Отец Владимир, 80 процентов браков в нашей стране распадаются, и эта тенденция не может не огорчать. Почему происходит так, что люди, которые вроде бы когда-то любили друг друга и были близки, вдруг становятся совершенно чужими?

– К сожалению, большинство современных людей вступают в брак, не имея должного понятия о его предназначении. Часто женятся, испытывая друг к другу только физическое влечение.

Само по себе это неплохо. Святитель Иоанн Златоуст даже сказал по этому поводу, что, если бы Бог не вложил в нас этой тяги к противоположному полу, никто никогда не вступил бы в брак, зная его тяготы. Но проблема в другом: люди останавливаются, если можно так сказать, лишь на физическом уровне.

На греческом языке плотская любовь обозначается как eros – чувственная, физическая любовь. Это пусковой механизм, который рождает заинтересованность людей друг в друге. Такая любовь-страсть может быть очень сильной, но со временем ослабевает и потому не может служить надежным фундаментом брака. Если пару ничто, кроме близости, не связывает, такой брак быстро распадается.

Иногда люди более воспитанные, более образованные, развитые выбирают спутника жизни по принципу душевного сходства. Мне с этим человеком интересно, мы с ним хорошо понимаем друг друга, у нас общие взгляды. На греческом языке это чувство обозначается как philia, то есть любовь-дружба. Отношения, основанные на таком чувстве, могут быть долгими и вполне счастливыми, если людям хватает житейской мудрости и снисходительности к слабостям друг друга. Но и этот вид любви с точки зрения христианства несовершенен.

Есть третий вид любви – любовь духовная, агапе. Это совершенно особенное чувство, испытать которое могут только те, кто живет во Христе.

– Как эта любовь выражается?

– Человек испытывает любовь не только к своим близким, родственникам, друзьям, но и ко всему человечеству. Это переживание знакомо людям, имеющим опыт Причастия Тела и Крови Христа. Вместе с Телом Христовым христиане принимают в свое существо Христову любовь, и человек ощущает не только покой, умиротворение, гармонию, полноту бытия, но также и любовь к тем людям, к которым, быть может, пять минут назад он вообще никаких добрых чувств не питал. Это любовь, равная ко всем. Она не повреждается обидами, огорчениями, разочарованиями. Это та любовь, которой Христос любит каждого из нас. По-гречески agape, любовь-поклонение, выражает отношения человека с Богом, поэтому христиане – это люди, пребывающие в совершенной любви. Кто миг, кто минуту, кто час, день или несколько дней. И цель жизни – через исполнение заповедей стать способным не временно, а постоянно пребывать в такой любви. А брак дает человеку потенциальную возможность приобрести такую любовь.

Отголосок рая

– Почему именно брак?

– Потому что так задумано Богом. Сейчас представители нетрадиционных меньшинств часто заявляют, что брак как общественный институт устарел. Так вот, брак – это в принципе нечеловеческий институт. Брак – институт, созданный Богом. Это самое древнее таинство, существовавшее еще до христианства. Его Адам и Ева вынесли из рая. У всех народов существовали брачные традиции, когда мужчина и женщина, которые ранее не знали друг друга, через обряд становились чем-то новым, причем в плане не социальном, а мистическом.

– Чем же новым они становятся?

– Ответ на этот вопрос дает апостол Павел, когда говорит о том, что союз мужчины и женщины – это союз, подобный союзу Христа и Церкви (Послание к Ефесянам, глава 5). Это очень важный тезис, без понимания которого нельзя проникнуть в самую суть истинных семейный отношений. Апостол говорит о том, что в браке между мужчиной и женщиной возможно то глубокое единство, которое существует между человеческой душой и Христом, между Церковью как объединением верующих и Христом. Но это единство возможно для человека даже вне рамок Церкви. Именно поэтому Церковь уважает всякий законный брак, даже невенчанный, потому что любой законный брак уже благословлен Богом.

– Зачем же тогда еще и венчание?

– Потому что в браке много сложностей, много трудностей. Для христианина в норме перед любым делом молиться, испрашивать благословения Божьего. Мы молимся перед едой; перед тем, как садимся в автомобиль; перед началом любого ответственного мероприятия. Тем более надо взять благословение Божье перед началом такого важного дела, как создание семьи, рождение детей.

– В чем это благословение выражается? Какие дары человек получает?

– Человек в таинстве венчания получает потенциальную возможность реализовать в браке ту особую духовную любовь, к которой призывается каждый христианин. Есть такая присказка: «У кого любви нет, тот замуж выходит или женится. А у кого любовь есть – идет в монахи». Брак – это школа любви. Сначала мы учимся любить жену или мужа, потом учимся любить детей, затем – тещу или свекровь и прочих родственников второй половины. В настоящем браке любовь зарождается, возрастает и постепенно распространяется на все большее число людей.

– Кто-то может сказать: «Это слишком глобально, мне столько любви не надо, научиться бы любить друг друга в пределах своей небольшой семьи».

– У святителя Иоанна Златоуста есть интересное рассуждение по поводу установления о том, почему нельзя вступать в брак с родственниками. Он это объясняет так: чтобы не ограничивать любовь. Родню ты и так любишь. А Господь хочет соединить тебя с другим родом, чтобы круг любви расширился.

Наверное, не каждому будет понятно стремление к всеобъемлющей любви, если у нас даже самых ближних любить не получается. Но, когда Господь объяснял своим ученикам, чем христианин отличается от остальных людей, он неоднократно подчеркивал мысль, что христианину с помощью Божьей возможно нечто большее, чем обычному человеку, что ему возможно и нужно любить даже врагов.

Зачем жене бояться мужа?

– Но, если Богу угодны брачные отношения даже без венчания, почему все так тяжело? Откуда рождаются ссоры, непонимание, разногласия?

– Трудности в браке испытывают все: и те, кто далек от христианского восприятия мира, и верующие, венчанные супруги. Но первые, истинной цели брака не понимая, не знают, как этим испытаниям противостоять. Регистрируя отношения, они нацелены на то, чтобы в браке скорее получать, а не самому отдавать, то есть их установки эгоистичны.

Например, мужчине надоело самому себе готовить и стирать, и он женится, рассчитывая на то, что жена будет ему домработницей. Женщина может выходить замуж, чтобы получить материальную обеспеченность.

В любом случае такие союзы основаны на ожидании, что другой будет удовлетворять мои потребности, а не я буду стараться удовлетворять его интересы, облегчать ему жизнь. Людьми движет желание получать что-либо. При этом никто из них не думает о том, а что я могу дать своей половине.

Вступив в брак с человеком, а не с ангелом, мы сталкиваемся с его эгоизмом. Эгоистичный человек не собирается служить другому. Он считает, что это ему все должны. А когда оба нацелены на получение благ, когда оба не хотят жертвовать своими интересами, временем, деньгами, душевными силами, то неизбежно возникают конфликты. Неоправдавшиеся ожидания порождают разочарования, разочарования приводят к претензиям, претензии – к ссорам.

– В христианских семьях все иначе?

– В идеале да. Каждый из супругов старается думать: «А что должен сделать я, чтобы моему любимому было хорошо?». Каждый настроен на то, чтобы отдавать другому все, что может.

Апостол Павел сравнивает христианский брак с отношениями Христа и Церкви. Он говорит: «Жена да боится своего мужа, как Церковь боится Христа».

В каком смысле Церковь боится Христа? Не в том, что она боится наказания за проступок. Церковь и, следовательно, каждый верующий боятся Христа в том смысле, что боятся Его огорчить, обидеть. Больше всего христианин боится разрушить добрые отношения, которые у него есть с Богом. Вот в каком смысле жена должна бояться мужа.

Апостол говорит: «Жена да будет покорна мужу во всем. Но муж да любит свою жену так, как Христос возлюбил свою Церковь». А как Христос возлюбил Церковь? Он ее возлюбил до распятия, до абсолютной, предельно возможной для человека жертвы – жертвы своей жизнью. Это значит: мужчина, вступающий в брак, свою жизнь полностью должен посвятить семье. Служить ей в самом высоком смысле этого слова.

Как еще Христос любит Церковь? Великим терпением. Он многое нам прощает, снисходит к нашим немощам. Не оставляет нас даже тогда, когда мы оставляем Его. Ждет, что мы возвратимся к Нему через покаяние.

В идеале отношения мужа и жены именно такие. Она во всем покорна ему и готова пожертвовать всем ради него. Но он готов пожертвовать даже большим.

Когда мы вдумываемся в смысл апостольского учения, мы видим, что иерархия, которую установил Бог для семьи (муж – глава, жена – в подчинении), – это вовсе не бездушные административные отношения, это отношения, основанные на жертвенности. Если брак выстраивается на христианских ценностях, он обречен на то, чтобы быть счастливым.

Есть известное выражение: «Влюбленные смотрят друг на друга, а любящие смотрят в одну сторону – на Христа». В том смысле, что они подражают Ему, руководствуются в жизни христианскими принципами. И отсюда вытекает все остальное: необходимость смирения, бесконечное терпение, всепрощение.

Формула любви

– Когда мы с женой собирались пожениться, я предложил: давай на наших кольцах сделаем гравировки, чтобы в дальнейшем, глядя на эти надписи, мы могли черпать в них силы для преодоления трудностей. Перебрали несколько мест из Евангелия и Посланий апостолов, в которых говорится о любви, о семье, и остановились на Первом послании апостола Павла к Коринфянам, в котором он дает определение любви: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит».

Жена написала на своем кольце: «Любовь никогда не перестает». Она бесконечна и не умирает даже с концом жизни человека.

Я на своем кольце написал первое, с чего начал апостол: «Любовь долготерпит». Любовь начинается с терпения, причем любовь не просто терпит, а долго терпит.

Сколь долго? Сколько понадобится.

И я думаю, что 90 процентов проблем в браке (говорю это на собственном опыте и опыте людей, которые приходят на исповедь) происходят из-за того, что люди не хотят терпеть или не ставят такой цели. Своих недостатков мы не видим, зато уж как нетерпимы к ошибкам своих ближних.

– С этим трудно не согласиться. Понравился совет одного старца: «Представьте, что вам придется жить с вашим клоном, с человеком, который полностью подобен вам внешностью, характером, привычками. Каково вам будет?». Я представила и пришла в ужас. «А вашим близким, – продолжал старец, – приходится с вами жить». После этого мне родные люди кажутся почти святыми.

– Да, нам всем не хватает критичного взгляда на самих себя и терпения. А учит этому только христианство. Христос не советовал повышать свою самооценку, он учил видеть бревно в своем глазу и не замечать соринку в чужом. А еще Он учил прощать обидчиков. Если нам что-то неприятное говорят на работе, мы, как правило, можем совладать с собой, стерпеть. Можем и обидеться в душе, но внешне никак этого не проявить.

В семье же мы не считаем нужным сдерживаться. Это же близкий человек, и я могу быть с ним таким, какой я на самом деле. На любую критику взрываемся. Отпускаем тормоза, снимаем все якоря и выливаем на человека весь негатив, который нас переполняет. Мне по этому поводу вспоминается благословение отца Паисия Святогорца одной паре, которая вступала в брак. Он им написал: «Да будет с вами Христос и Пресвятая Богородица. Димитрий, даю тебе благословение ругаться с целым светом, кроме Марии! И Марии то же самое благословение: ругаться со всеми, но не с тобой». Это, конечно, метафора, но она позволяет понять суть хороших отношений в браке. Негатив надо оставлять за порогом дома.

В следующей беседе отец Владимир расскажет о том, как научиться терпению и любви, а также о том, так ли страшен домострой, как о нем думают современные люди.

Газета «Саратовская панорама» № 40 (917)

Знакомая страдает от одиночества. Я молюсь за нее, чтобы Господь послал ей венчанный брак. Есть ли специальное молитвенное правило об этом?

Тут надо иметь личную молитву. Если есть какая-то конкретная нужда, нельзя только утренними и вечерними молитвами "отделываться". Помимо ежедневного правила надо уметь говорить с Богом. Допустим, пришла к вам подруга; если Вы ей доверяете и она Вам близка, все проблемы расскажете. Даже сокровенным поделитесь: и про болезни, и про работу, и про родных. Самым близким должен быть для нас Господь. Господь постоянно ждет нашего обращения к Нему, готовый прийти на помощь и исцелить наши душевные болезни. С Ним мы должны делиться прежде, чем с подругой, своими скорбями, рассказать о своих нуждах, печалях, заботах. Надо приучить себя постоянно обращаться к Нему, говорить с Ним. Можно даже разговаривать с ближним, а сознанием стоять перед Богом, внимая, что Он нам пошлет через ближнего.

Святые люди многого Богу не говорят. Они так умеют жить, так стоять перед Богом, что это заменяет многие слезные, коленопреклоненные молитвы других. Они стоят перед Ним чистым сердцем, внимая, что Он им пошлет, и смиренно все принимают. За это смирение Господь заботится и ограждает их, как истинный Отец Небесный, дарует им благодать. Они стоят перед Ним в благодати и чувствуют себя в полной безопасности от напастей. Это состояние и есть безсловесная молитва святых людей. Оно даруется за чистоту сердца, отданного Богу. Помните: "Чадо, даждь Мне твое сердце". Эти люди так покорились Богу, что совсем забыли себя.

Всем нам надо учиться молиться и словами, и мыслями, всей душой. Потому что сердце - это престол, с которого душа должна возносить свои молитвы к Богу.

Когда мы молимся, душа посылает свои прошения Господу, и Господь дает ответ. Душа, настроенная на такой разговор, чувствует ответ. Обязательно чувствует, что Господь услышал и принял ее заботы на Себя. Мы должны заканчивать свои молитвы так: "...Господи, не как я, но как Ты, да будет воля Твоя", полностью предавая свое прошение в Его волю. Он лучше нас знает, будет ли просимое полезно для дела нашего спасения.

Например, нашли мужа. Пусть он и православный, а по духу может не подойти. Начнутся мучения, грехи. А если обратиться к Богу, Господь пошлет того, кто станет настоящим спутником и в этой жизни, и в потустороннем мире.

Апостол Павел говорит: "Хорошо человеку оставаться так (одному). Впрочем, если и женишься, не согрешишь. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль" (1 Кор.7, 26-28).

Можно ли венчаться в храме без регистрации брака в ЗАГСе? Как подготовиться к венчанию?

Конечно, вас могут повенчать и без регистрации, но кто может поручиться, что ваш венчанный супруг не имеет уже гражданской или тоже уже венчанной жены? Такие случаи бывали: к священнику приходит первая супруга и выговаривает: "Почему вы моего мужа повенчали? Он мой законный муж, у нас и печать в паспорте есть!"

Супружескую пару, которую священник хорошо знает, может повенчать и без справки из ЗАГСа. Ведь до венца они к нему постоянно ходили на исповедь, причащались, жили церковной жизнью.

Но надо помнить, что все таинства в Церкви совершаются только над верующими людьми. Те, кто истинно веруют, перед венчанием должны покаяться во всех грехах, причаститься. Крепко помолиться Богу и Матери Божией, чтобы Они укрепили их брак и Сами вели их по жизни под Своим Покровом.

Мне сказали, что можно обвенчаться заочно. Женщина преклонного возраста, сидит в тюрьме, как ей можно повенчаться?

Если мы когда-нибудь будем голодны, то можем покушать заочно.

Православные так не делают. Конечно, много бывает в жизни искушений, но чтобы додуматься до заочного венчания... Слышал, что есть такие люди, так "заботятся" о своей душе, что еще при жизни заказывают свое отпевание, говорят: "А вдруг нас после смерти никто не отпоет". Вот такие "чудотворения".

Все таинства совершаются очно.

Как исключение, возможно отпевание заочно. Была война, много людей погибло. Не всех погибших можно было тогда найти. Вот и начали отпевать заочно.

А если человек в церковь ходил, то его отпевают очно. Церковь молится за него. Его ближние, знакомые по храму поминают на службах, надеясь на его молитвы в жизни потусторонней.

Можно ли подавать записку на проскомидию за сына, который в храм не ходит и живет в гражданском браке без венца?

Если он не против Бога, то можно. Порой люди живут с огрубевшей душой и в храм никак не могут собраться прийти. Почему сейчас многие, имея детей, редко ходят в церковь, детей покрестят, а потом их не видно на службах? Потому, что они подпав под вражеское влияние, поверили негодным мыслям и не стали их говорить на исповеди, признаваться Богу в своем падении. А за мыслями приходят блудные страсти, поступки. Человек в этом не кается, стыдится, и благодать Господня от него отходит. Он перестает чувствовать в себе Господа, начинает привыкать жить без Него, по своей воле. Становится пустым, безблагодатным, а от этого начинается внутреннее раздражение, непослушание ближним, упорство. У такого человека одна цель: напитать, усладить брюхо, выпить, посмотреть по видео что-нибудь непотребное. Душа жаждет благодати, а где ее, кроме храма, найти? В телевизоре? Там специально всякую гадость показывают, чтобы развратить народ и духовно уничтожить Россию. Когда человек оставляет духовное и переходит на все плотское, он начинает уподобляться животному. Жизнь его становится плотской, примитивной. Какое уж тут высшее творение Божие, когда человек попрал в себе искру Божию - свою безсмертную душу! В нем только одни страстные помыслы, ни одной мысли о безсмертном и вечном! Жизнь без молитвы, без общения со своим Творцом - разве это жизнь?

Какова цель брачного союза?

Когда люди вступают в брак, венчаются, то они принимают от Бога благословение: жить вместе, рожать детей для того, чтобы воспитывать их в православном духе. Это цель православного союза - брака. Если же супруги начинают предохраняться от зачатия, значит, их ложе - для удовлетворения плотских страстей, а не для исполнения благословения. Господь решает, даровать дитя или нет. Когда же человек сам решает - это противно воле Божией и прогневляет Его.

Предохранение запрещено даже в католической церкви. Сколько Господь даст детей, столько супруги должны родить и воспитать.

Среди эмансипированных женщин ходит такое возражение: "Зачем же нищету плодить?" Если будете жить по воле Божией, Господь вас прокормит. Каждому новому человеку Господь даст и дождя, и солнца, и хлеба, и плодов. А вот если будете предохраняться или делать аборты, тогда лишимся нации, благодати, спасения, всех благ земных и небесных.

Многих, кто нарушают естественный ход отношений, совесть обличает. Женщины чувствуют, что, предохраняясь, они теряют настоящую любовь, что аборты - это убийства собственных детей, Но некоторые так привыкли, что уже и не чувствуют этого, не замечают, что творят великий грех.

У меня внучка вышла замуж за сектанта, сейчас ждет ребенка. Очень волнуюсь за нее: что-то неправильно идет ее беременность.

Единственный выход для этой бабушки, по слову апостола Павла, молитва. Читайте Псалтырь и на каждой "Славе" поминайте ее. Псалтырь и Евангелие - две главные нити, которые ведут нас на Небо. Будете молиться - себя будете спасать и ближних своих.

Представьте себе: вдруг кто-то в реке начал тонуть. Кто может ему помочь? Только тот, кто чувствует почву под ногами, кто сам умеет хорошо держаться на плаву, может подать палку, веревку или руку. А если мы не умеем плавать, то не сможем помочь утопающему. Сами погибнем и его не спасем. Поэтому надо усиленно молиться, постоянно ходить в церковь и стоять всю службу, со вниманием слушать, что говорят священник, дьякон, что поют певчие на клиросе. Сразу не все поймем, но со временем привыкнем и будем узнавать ход службы. Надо строго соблюдать все посты, среду и пятницу, начиная от юности, покаяться во всех грехах и постоянно пребывать в молитве. Тогда мы не будем чувствовать преграды во время обращения ко Господу. Будем чувствовать, что Господь нас слышит. А если мы с неочищенной, черной душой будем взывать к Нему, наши грехи, как огромная каменная стена, встанут между Богом и человеком.

Сын собирается жениться. Мы с мужем говорим, что им надо повенчаться, чтобы Господь благословил брак. Они не против, но боятся ответственности.

Человек встретил свою "половинку" и решил связать себя брачными узами, чтобы иметь свою семью. Если он искренне верующий и девушка тоже, то они связаны с Господом. Ведь Бог - это Источник жизни и любви. Венчание будет полезно для них. Когда они наденут кольца на пальцы, это будет означать для них вечность союза. Как у кольца нет конца, нет выхода, так и они навсегда связывают себя друг с другом, и скорби, и радости им предстоит делить поровну. "Что Бог сочетал, того человек да не разлучает" (Мф.19,6).

Если молодые люди в церковь не ходят, Богу не молятся, то они с Богом не имеют общения. Вступают в брак, а Бога - Источника любви - между ними нет, значит, их союз не имеет любви. Вероятно, есть страсть, влечение, но не любовь. Родители настаивают, чтобы дети повенчались. Говорят: "Мы ваш брак не признаем. Он Богом не узаконенный". Дети в угоду родителям венчаются, но не живут в Боге. Поживут несколько месяцев, увлечение пройдет, плотская любовь приедается, начнутся скандалы, и разбегаются "дети" в разные стороны. Разводятся. Потом сходятся с другими мужчинами и женщинами, начиная творить прелюбодеяние.

А если священник видит, что мирянин не готов и к браку?

Если священник видит, что человек болен, одержим страстями, например, винопитием, наркоманией, невоздержан на язык, поступки, он может посоветовать: "Тебе еще рано вступать в брак, потому что союз ваш - до первой пьянки, скандала. Обязательно будет развод". А примет этот совет человек или нет - на его совести. Священник может только посоветовать, но не настаивать. Так же и с монашеством: священник видит, что человек не годен для иночества. Если придет в монастырь, многие от него будут страдать и мучиться, потому что характер крутой, сам невоспитанный, невыдержанный, будет только соблазном в монастыре, потому и советует ему пожить в миру, подготовить себя.

Когда Господь создал первых людей, Он сказал им: "Плодитесь и размножайтесь". Каково было назначение первой семьи?

Господь, будучи благ, богат (вся красота и премудрость только в Боге), захотел и творение Свое оделить дарами Своими. Вселенной еще не было. Не было ни атома, ни пылинки в пространстве, а Бог всегда был. И Господь, помимо нашей земли, создал ангельский мир - Царство безплотных духов. А потом создал первых людей, Адама и Еву, и сказал: " Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю" (Быт.1,28). Это была первая семья, и предназначение ее было наслаждаться дарами Божиими и восхвалять Творца.

Если бы первые люди покаялись после совершения греха, то Господь все дары вернул бы им. Тогда бы все их потомки жили на земле, которая была бы Раем. Все люди были бы святыми. И размножение их было бы безгрешным, без похоти. Люди наполняли бы землю и через молитву и тесную молитвенную связь с Богом входили бы в Рай. Смерти бы не было. В третьей книге Ездры, в 6 главе, 42 стихе сказано: "Бог вначале создал шесть частей земли, а седьмую часть воду". А после грехопадения все изменилось - после Всемирного потопа стало шесть частей воды, и седьмая часть - земля.

Господь создал людей для вечной блаженной радости, для вечной жизни. А поскольку после грехопадения людей в их естество вошла смерть, теперь люди в поте лица зарабатывают себе пропитание, в муках рожают детей, болеют. И болезни сокращают число дней жизни в десятки, сотни раз от задуманного Богом срока. Надо научиться молиться, каяться, чтобы обрести Царство Небесное и вечно жить с Богом.

Как создать настоящую православную семью, как ее сохранить? На чем должно строиться здоровье семьи?

Как-то пришлось разговаривать с одним человеком. Задал ему такой вопрос:

Ноль в математике - это что?

А сто нолей, тысяча нолей - сколько будет?

Ничего, все это пустое место.

А если впереди поставить цифру "1"?

Сразу все ноли оживают! Число становится ощутимым, значимым, может быть даже колоссальным.

Так и люди без Бога - ноли, пустые места, но, если человек уверовал в Единого Бога, Творца вселенной и стал исполнять Его заповеди, он сразу оживает. И живя в материальном и духовном мирах, он представляет собой пред Богом уже личность, и личность особую.

Что самое главное для человека? Смирение. Бог создал видимый мир из ничего, из ноля. И если человек будет считать, что он пред Богом ничто, ноль, тогда Господь в его душе может создать Царство Божие.

Начинать свою семейную жизнь надо со смирения. Когда молодые люди желают вступить в брак, связать себя брачными узами, они должны понимать, что без обоюдного смирения их союз будет непрочным. Начинать жить вместе надо в Боге, в любви. И цель их союза одна: спасение души. Рождая на свет потомство, супруги должны помнить, что рождают новые души не для ада, а для вечной блаженной жизни, для вечной радости. Придет время, они явятся пред Богом и скажут: "Вот мы и вот наши дети".

Как-то была на беседе одна женщина. Работает ректором в институте. Говорю ей:

Вам надо ходить в церковь каждую субботу вечером, воскресенье утром, все праздники.

А она отвечает:

Нам некогда, мы делом занимаемся.

Придет кончина, и институт не поможет, и дела...

Но у нас же там есть православие, Закон Божий преподают.

Для того, чтобы преподавать Закон Божий, надо иметь в себе направленность к православию, дух в преподавателе должен быть православный. А иметь его надо для того, чтобы этот духовный заряд передавать детям, студентам. А если преподавать Закон Божий как обычную рядовую дисциплину, да еще и по долгу, по необходимости, а не из личных убеждений, то ничего не взрастишь в душах учеников.

Любой союз должен быть пропитан евангельским духом. И семья, и государство. Потому что без Бога жизни нет. Центром нашей жизни должен быть Христос.

"Неверующий муж освящается женой верующей " (1 Кор. 7,14). Если человек хочет связать свою жизнь с тем, кто не ходит в храм, стоит ли надеяться, что он сумеет вытащить супруга из болота неверия?

Этот вопрос чрезвычайно сложный. Бывает, девушка верующая, а юноша нет. И она не может вытянуть его из этого состояния, а порой и сама теряет веру, начатки своей воцерковленности, впадает в грех безбожия. Когда же они вступают в брак, он поначалу может говорить: "Я буду ходить в церковь, буду молиться". Но вступили в брак, а страха Божьего нет, он начинает ей изменять, предъявлять свои права, когда она хочет хранить себя в посты и воздерживаться от ложа. Так начинается разлад в семье.

Даже тем, кто имеет страх Божий, сложно. Демоны постоянно искушают человека. Только частая исповедь, откровение помыслов на исповеди помогают, тогда Господь запрещает диаволу овладевать душой. Если не соблюдать в посты воздержание, то последствия этого греха - - неполноценный ребенок, физический и моральный уродец.

В венчанный брак вступают только верующие люди. Таинство это, как и все церковные таинства, совершается только над верующими людьми. Рассчитывать на то, что в будущем "сделаю мужа верующим" нельзя. Девушка думает: "Он примет крещение, мы повенчаемся, а потом постепенно я его приведу к вере". На это надо иметь особое мужество и особое дерзновение. Чаще же всего так не получается, потому что грех берет власть над человеком. Мы же еще духовно слабые, и нам трудно будет жить в Боге рядом с неверующими.

Истинная православная христианка никогда себе не выберет в мужья нецерковного человека. Каждый выбирает себе пару по духу. Девушка, православная христианка, и вдруг, представьте себе, выйдет замуж за парня, который курит, пьет, матом ругается. Разве по силам ей такого вытащить из неверия? Это очень трудно. Повторяем, на этот подвиг надо иметь особое мужество, особую благодать от Бога.

Я слышала, что если любовь не взаимна, в руках самой женщины изменить судьбу.

Для того, чтобы нас любили, надо заслужить эту любовь. Если эта любовь вне Церкви, вне веры, вне церковных таинств, без Бога, то это плохо.

Духовные люди украшают себя не внешне, а внутренне, благодатью Божией. Когда мы придем к Богу, а Бог - это Источник любви, Источник жизни, будем постоянно пребывать в молитве, через исповедь очищать душу от пороков и страстей, тогда в душе начнется накопление благодатной энергии.

Другой человек смотрит на духовного человека и чувствует эту любовь, эту благодать. Благодатная душа, как магнит, притягивает к себе души других людей. Берешь, например, маленький кусочек магнита, он притягивает иголки, скрепки. Маленький магнит заряжается от большого, а тот может притягивать ножницы, молотки, утюги... Так и благодатные христиане - всех к себе притягивают.

Я верующий человек, а жена нет. Жена изменила мне. Я закрыл на все глаза и думаю: начнем жить, как будто бы ничего не было. Объяснил жене, что простил ей измену. Я в чем-то согрешил?

Одному человеку постоянно изменяла жена, а он этого не знал. И дело дошло до того, что она заболела, попала в больницу. Он стал приходить к ней в больницу, передачи носить. Когда она вылечилась, из больницы вышла, он ни разу ей не напомнил, мол, что ж ты сделала? Она потом рассказывала: "После этого я стала его всей душой любить. Какой же у меня муж прекрасный: он ни разу меня не укорил, ни разу мне не помянул греха!"

У преподобного Силуана описан такой случай: однажды пришел к нему один солдат спросить совета. Написали ему, что жена его без него родила. Спрашивал он старца, что ему делать. "Боюсь, - говорит, - не выдержу, убью ее!" Старец спросил, был ли он за время отсутствия в домах терпимости. "Да, был", - говорит. "Видишь, ты - мужик не стерпел, а ей каково? Прости уж ее, а ребенка прими как своего". Вернулся он из армии, встречают его родители, лица хмурые, и жена с ребенком на руках. Все ждут, что же будет, как он отреагирует? А он по совету старца принял ребенка на руки и пошел в дом. Все повеселели и жили дружно.

Падения бывают всякого рода. Мы не должны никого осуждать. Надо покрыть грех ближнего любовью, это самое ценное. Когда Христос посылал в мир языческий учеников на проповедь, те шли не с криком, не с шумом, а с любовью. И обращали язычников в христианство. Криком и шумом ничего не сделаешь.

Есть здесь еще свои опасности. Не надо давать повода Для измены. Старайтесь иметь с женой не только физическую, но и духовную близость. Жена, близкая к мужу духовно, вряд ли захочет изменить любимому человеку. А уж если измена произошла, надо твердо и с любовью поговорить, чтобы она осознала свой грех, сходила на исповедь и покаялась. Для того, чтобы сохранить в семье мир, необходимо взаимопонимание, надо научиться уступать друг другу.

У моего сына нет детей, хотя они живут с женой уже три года. Я говорю, чтобы пошли в церковь, свечку поставили. Что им делать?

Есть такая пословица: "Невольник - не богомольник". Когда у человека появится внутреннее желание попросить или отблагодарить Бога, тогда он от избытка сердечных чувств может прийти в церковь. А если в человеке стремление к Богу погасло, то от того, что его мать или жена будут заставлять пойти свечку поставить, пожертвовать на храм, толку никакого не будет.

Недавно был разговор с одним человеком. Он пока еще невоцерковленный. Говорит: "Я на Рождество собрался отблагодарить Господа за все. Не знал как, взял игрушку, поставил на окно - Господи, это Тебе подарок! И такую я испытал радость! Ведь я Господу сделал подарок!" Конечно, в нем это детское. Он как ребенок. Но Господь принял и эту игрушку, раз у него в душе была такая радость. Господь ни в чем не нуждается, это все нужно нам самим. Мы нуждаемся в обращении к Богу.

Детей в семье не бывает от разных причин. Например, жена аборты делала, потому детей нет, или надорвалась - живот сорвала. Есть такие люди, которые ставят живот на место и бывает зачатие.

Или Господь не посылает дитя, потому что знает, что если ребенок родится, то может много зла принести. Или потому, что родители живут неправильно, и Господь не дает им ребенка, хочет чтобы они в церковь ходили, молились, как праведные Иоаким и Анна молили Бога. Может быть, причина и греховная, из-за вредных привычек: от пьянки, наркомании...

Это все в руках Божиих. Свечкой не отделаешься, здесь главное, чтобы спаслись две души - муж и жена, а то ведь можно родить десять детей, самим погибнуть и детей воспитать в безбожном духе. Муж и жена должны быть настоящими православными христианами, предаться воле Божией, тогда, если Господу угодно, Он дарует им дитя.

Один из сыновей очень любит капризничать и настаивать на своем. В капризах доходит до истерик. Он маленький, его любить надо, но не хочется дать развиваться в нем страстям. Как быть?

Капризы ребенка не надо выполнять. Видать, кто-то из взрослых уже допустил, исполнил один-два его каприза. И ребенок увидел, что многого можно добиться, капризничая и настаивая на своем. Своей маленькой волей он взял верх над волей взрослого. Конечно, после этого он будет и ногами топать, и по полу кататься, и в стенку стучать, даже пена изо рта может пойти. Это злой дух обуял ребенка. А выгнать его можно, подчинив ребенка своей воле: почаще приносить его в церковь, причащать. И демон отойдет. Он не вынесет чистоты причастия, ведь над ребенком до семи лет особый промысел Господень.

Митрополит Антоний (Блюм) рассказывал, как одна Девочка выходила во двор с детьми играть. Она постоянно била детей, всем в глаза бросала песок, обзывала, грубила. Ей было всего пять лет. Но однажды бабушка повела ее в церковь к причастию. Пришла она из церкви и пошла во двор. Всех девочек и мальчиков обнимает, целует: "Какие вы хорошие, добрые!" Взяла червячка, положила на ладошку, гладит его и приговаривает: "Какой ты хорошенький! Какой гладенький!"

Когда человек ходит в церковь, исповедуется и причащается, изменяется его душа, внутренне очищается. Надо только, чтобы родители в согласии воспитывали ребенка. Нужно их единство. Если один будет запрещать, а другой потакать капризам, ничего хорошего в ребенке воспитать они не смогут. Пример родителей важен, потому что дети, как резиновая губка, все впитывают от них. Ребенка надо начинать воспитывать тогда, когда он находится еще в утробе матери. Не зря народ говорит: "воспитывай дитя, пока поперек лавки лежит, а когда вдоль лавки - уже поздно".

Бывает, что ребенок воспринял в душу какой-то наследственный грех. Тогда надо этот грех прекратить: родителям, а если живы бабушки и дедушки, то и им в своих грехах покаяться. Тогда и ребенок не будет страдать от страстей, переполняющих его душу.

Как отражается на верующих членах семьи наличие неверующих родных?

Конечно, все взаимосвязано. Сказано, что "вера от слышания, а слышание от слова Божия". Если в семье один ходит в церковь, знает Господа, молится, исповедуется, исполняет данное ему духовником правило, а другой ему противоречит, то тут явно злой дух мешает верующему. Но ведь для чего-то это Господь попускает. Всем нам Он дает по силам и, если попускает искушения, значит, знает, что мы в силах их преодолеть. На войне рождаются герои, а в духовной брани рождаются святые души, воины войска Христова.

Мне одна неверующая жена сама рассказывала, как она мешала мужу:

Придет ему время молиться, правило вычитывать, я телевизор включу и говорю: "Ничего, успеешь еще помолиться". И он, бедненький, сидит ждет, когда я все программы просмотрю. Насмотрюсь, ложусь спать, а он начинает свой молитвослов читать". Но муж ее терпит. Тоже несет подвиг ради любви к ближнему, пусть даже и неверующему.

Меня сын очень обижает, что мне делать?

Что же, это наша вина, что не воспитывали сына в православном духе, теперь пожинаем плоды. Если бы мама была настоящей живой христианкой и воспитывала дитя в законе Господнем, она была бы утешена.

Много нынче сыновей, которые рано вместо Бога познали водку, курево, блуд, обижают матерей. Мне нередко приходится встречаться с такими. И родители часто не считают себя виноватыми.

А ведь все оттого, что живут без Бога, мира нет в семье, любви. За любой проступок "грызут" ребенка, друг друга. Муж с женой скандалят, не хотят уступать. Это страшно, когда такие отношения между ближними. Нельзя ругаться! Нельзя говорить кому-то о сыне плохое, жаловаться, осуждать. Когда мы жалуемся, диавол видит, что мы попались на его уловку, и рознь еще больше разжигает. Столько мы согрешаем против ближнего! А по заповеди Божией мы должны любить. Если мы не любим ближнего -- сына, мужа, жену, значит, мы не любим Бога, далеки от Него.

Надо перестать ругаться! "Злоречивые Царства Божия не наследуют".

Можно ли подавать записку на проскомидию за сына, который в храм не ходит и живет в гражданском браке без венца?

Если он не против Бога, то можно. Порой люди живут с огрубевшей душой и в храм никак не могут собраться прийти. Почему сейчас многие, имея детей, редко ходят в церковь, детей покрестят, а потом их не видно на службах? Потому, что они подпав под вражеское влияние, поверили негодным мыслям и не стали их говорить на исповеди, признаваться Богу в своем падении. А за мыслями приходят блудные страсти, поступки. Человек в этом не кается, стыдится, и благодать Господня от него отходит. Он перестает чувствовать в себе Господа, начинает привыкать жить без Него, по своей воле. Становится пустым, безблагодатным, а от этого начинается внутреннее раздражение, непослушание ближним, упорство. У такого человека одна цель: напитать, усладить брюхо, выпить, посмотреть по видео что-нибудь непотребное. Душа жаждет благодати, а где ее, кроме храма, найти? В телевизоре? Там специально всякую гадость показывают, чтобы развратить народ и духовно уничтожить Россию. Когда человек оставляет духовное и переходит на все плотское, он начинает уподобляться животному. Жизнь его становится плотской, примитивной. Какое уж тут высшее творение Божие, когда человек попрал в себе искру Божию - свою безсмертную душу! В нем только одни страстные помыслы, ни одной мысли о безсмертном и вечном! Жизнь без молитвы, без общения со своим Творцом - разве это жизнь?

Муж очень хороший человек, но не воцерковлен. Добрая душа, никогда не пройдет мимо просящего, подаст милостыню, иногда ходит в храм, молится, но не хочет читать Святого Писания, венчаться. Что делать?

"Неверующий муж освящается верующей женой" (1 Кор.7,14). Надо усиленно за него молиться, подавать на Божественную литургию. Молитва вселенской Церкви - земной и Небесной - имеет величайшую силу. Молитва Церкви приносит человеку благодать, дает ему крепость. А если подать на обедню в нескольких храмах, в монастырях, ему будет легче прийти к Богу.

Один человек в Почаеве во время проповеди мне закричал: "Батюшка, я не крещен!" Подошел он ко мне, и на другой день я его крестил в бочке, куда налили пятнадцать ведер воды. После третьего погружения он встал и, осенив себя крестом, громко сказал: "Слава Богу, что я православный!" Что интересно: он приехал домой и жена его не узнала. Говорит: "Я считаю тебя мертвецом". И с этих пор перестала его признавать. Он начал усиленно молиться за нее. Брал молитвослов и садился на велосипед, уезжал за город. С ней не скандатил, не спорил. Ко мне приезжал, рассказывал, как живет эта безбожница. А потом однажды приезжает и плачет: "Батюшка, она теперь меня во всем обличает. Такая стала православная, такая верующая, ревностная. Говорит мне: "Мало молишься, нерадивый".

Молитва имеет огромную силу, и не только церковная, но и домашняя, когда молимся от сердца.

Посоветуйте и помогите мне разобраться с проблемой в семье: муж часто пьет, я нервничаю, кричу, оскорбляю его... Пробовала уговорить пойти помолиться, не хочет и слышать, еле крестик на него надела.

Дорогая, это беда всей России, потому что все утонули в стакане. Отчего это происходит? Оттого, что душа по природе христианка, ей нужна духовная пища, благодать. А так как в Церковь не ходим, не молимся, не постимся, благодати в душе нет, приходится заливать ее спиртом.

Винопитие - это добровольное беснование. Когда бес пьянства берет верх, то у человека не остается духовных сил победить его. Здесь нужна помощь близких, Церкви. Если человек желает избавиться, то помощь эта реальна: надо подать во многие монастыри и храмы о его здравии и просить близких, знакомых помолиться за страждущего. А самое главное с ним не ругаться, потому что бесы видят, что мы в раздражении, впадаем в грех, они еще больше действуют через него. "Спасай себя и вокруг тебя тысячи спасутся", - так говорит преподобный Серафим Саровский. Помоги тебе Господь!

Как воспитывать детей в законе Божием, в православном духе, так, чтобы в семье хранились мир, тишина и покой?

У одного крестьянина было пять детей и все очень хорошие, добродетельные. Все село удивлялось, глядя на них. Сосед как-то спросил крестьянина:

Как удалось тебе воспитать таких прекрасных детей?

Очень просто. Первого воспитывал и учил я сам, второй учился у первого, третий у первых двух, и другие так же. А всему я научился у своего отца.

Сын научился от отца, отец от своего отца, а первый в роду научился от единого Отца - Господа.

Та семья, которая постоянно пребывает с Господом, в молитве, имеет благословение Божие. Все в ней идет своим чередом. Хотя дьявол и искушает, но члены семьи ведут борьбу со страстями, каются в грехах. И в этой семье воцаряются мир и любовь, потому что есть благословение Божие на ней.

Сейчас много людей, которые не знали Господа, в церковь не ходили, пребывали в пороках, страстях, давали свободу всем своим чувствам и довели себя до безблагодатного состояния. В душе стали пребывать мрак, темнота, не стало любви. И рады бы жить по-другому, прийти к Богу, а сил не хватает. Но и таких Господь не оставляет.

Сказано: "Где умножается грех, там преизобилует благодать". Как это понять?

Если разрушили огромный дом, то для его восстановления надо очень много средств. А на восстановление маленького разрушенного домика средств надо меньше. Потому если кто-то много грешил, ему для спасения нужно много Божией благодати. И Господь эту благодать дает; самое главное сохранить ее в себе. Все выдержать, а порой пострадать и помучиться.

Приехала одна женщина из Минска. Говорит:

Батюшка, помогите мне!

Что такое?

Стала бесноватой.

Вошел в нее бес.

Конечно, Господь попустил эту болезнь для спасения. Так и сказано в послании апостола Павла к коринфянам: один человек совершил тяжелый смертный грех, потому его тело надо отдать на измождение сатане, чтобы спасся дух (1 Кор.4). Любая болезнь, даже беснование, заработана нами и послана за наши грехи. Потому, если мы будем грешить, жить без Бога, в семье нашей никогда не будет мира и покоя. Только в Боге можно найти упокоение и источник сил для воспитания наших детей.

Как вести себя детям, если их родители выпивают и ругаются?

Знаю таких детей, которые своими словами усиленно просят Господа о спасении родителей. Детская молитва сразу идет к престолу Господнему.

Один мальчик (глухонемой, его звать Ванечка), когда видит, что папа снова пьет, сразу бежит в другую комнату, становится на колени и молится. Показывает папке знаками: "Пить нельзя!" Прямо на пальцах показывает: "Нельзя! Это плохо!" Хотя он и не слышит, но душой понимает, что пить плохо. Так что, если сын или дочка будут усиленно молиться, не раздражаясь и не крича (ведь пьющий болен) будут с любовью просить не пить, то результаты придут.

Мой брат ворует и принимает наркотики. Его жена погибла, у него осталось двое детей. Мы ему помогаем, как можем. Правильно ли мы делаем, что посылаем ему деньги, ведь они идут неизвестно куда?

У меня были знакомые, семья. Мальчику лет пять-шесть. Мать часто приносила из магазина бутылки газированной воды. Он с жадностью наливал и пил. Я каждый раз говорил: "Нельзя ребенку это давать." Она спрашивала: "Почему?" - "Потому что газированная вода щекочет горло, ему хочется пить и пить. Вырастет, обязательно пьяницей будет". Она отвечала: "Да, ладно! Что ты понимаешь!" - "Поверь, будет пьяницей". Так каждый раз я ей говорил, но она не слушалась. Когда он пошел в третий класс, начал пить спиртное, стал стопроцентным алкоголиком и в 30 лет умер от рака печени.

Чтобы выпить, надо где-то деньги взять. Значит, надо воровать. Так же и с наркотиками. Если человек принимает наркотики, ему постоянно нужны деньги, и немалые. А где их взять? Легче всего воровать. Воровать деньги, вещи, чтобы приобрести наркотики.

А если мы посылаем брату деньги, значит, невольно способствуем его греху. Мы фактически помогаем человеку погибнуть. Надо создать такую ситуацию, чтобы он нашел работу, сам трудился и не увлекался этим пороком. Надо привести брата к Богу, подтолкнуть его к исповеди, чтобы он мог обнаружить перед Ним всю свою скверну, покаяться, ничего нечистого не оставляя на душе.

У меня с мамой с детства сложились доверительные отношения. Но в последнее время они испортились. Я человек раздражительный, часто ее обижаю. Как нам достичь мира друг с другом?

Просто вам надо совершить генеральную исповедь - от юности, покаяться во всех грехах. Вы сами говорите, что в душе вашей не все в порядке. Значит, есть много грехов. Душа с грехами безблагодатна и легко раздражается. Постарайтесь их найти, повспоминайте.

А родителей надо чтить. В Священном Писании сказано: "Почитай отца твоего и мать", "да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле" (Еф.6, 2-3). "Кто ударит или злословит отца и мать, злой смертью умрет" (Исх.21, 15-17). На первом месте должна быть любовь.

Расскажу из своей жизни не в похвалу, а во славу Божию. Я старался с матерью мирно жить. Помню, никогда с ней не ругался. Отец погиб, я маленький был. Она с нами намыкалась, и я жалел ее. Господь сохранил между нами любовь. А когда она умерла, мне перед ней не было стыдно.

Часто тем людям, кто с матерью немирно живут, говорю: "Когда мать у тебя умрет, будешь плакать и сожалеть, что много зла ей принесла".

Каждой матери радостно, когда дочка ведет себя хорошо. А то, что в нашей душе кипит, надо заглушать, не давать выплескиваться. Не давать своим плохим чувствам выход.

Что делать, если супруги не могут найти общий язык?

Многие раздоры бывают от того, что мы оскорбляем друг друга, причиняем душевную боль, поэтому и сами страдаем. Слово, сказанное с любовью, из волка делает агнца, а грубое, надменное слово делает агнца волком.

Когда мы живем в семье, должны умиротворенно, спокойно разговаривать. Вспоминается случай из жизни семьи блаженного Августина. Его мать была женщина мирная, а муж, наоборот, вспыльчивый. Он часто всех заводил: в доме крик и шум, казалось, скандал неизбежен, но он не разрастался. Подруги матери спрашивали ее:

Как тебе удается мирно жить с таким мужем? Он тебя часто оскорбляет, а ты никогда не скандалишь.

Когда я вижу, что мой муж восстал, создает неприятную обстановку, в это время я обращаюсь ко Господу и прошу: "Господи, умиротвори его жестокое сердце, смири его. Ты Сам знаешь, как". Начинаю из глубины души взывать ко Господу, смотрю: он утихает и успокаивается. И в семье снова тихо. Вот и вы так старайтесь, и у вас в семьях не будет никаких скандалов. Будьте всегда спокойными и ровными.

Избежать раздражения в общении с ближними очень сложно. Особенно между детьми и родителями...

Есть такие дочки, как только с мамой встретятся, сразу начинают скандалить. А есть такие и мамы... Недавно одна дочка выехала по делам в Москву. Живет она от мамы отдельно. Мама не обнаружила ее там, где ожидала, и звонит. Я взял трубку, попал на нее. А дочке-то уже сорок лет, а маме за шестьдесят. Она сразу дочке выговор устроила:

Ты почему не на месте? Когда будешь?

Как получится, как решатся дела.

Какие еще дела! - и сразу в крик, скандал устроила, как будто она власть имеет! А ведь уже взрослые люди.

Это просто дурная привычка - давать свободу своему языку, эмоциям. Для того, чтобы не шуметь, надо молчать. "Речь серебро, а молчание золото", - гласит народная мудрость. Когда увидим что-то неприятное, надо покрыть любовью, смолчать. И тогда диавол не будет нам досаждать.

Избавиться от зла можно молчанием. Восстал против нас кто-то, перетерпи, выжди. Ведь смирение - великая сила. Молчи и не оправдывайся, хотя бы и был ты прав, потому что это Господь попустил для нашего смирения, для нашего внутреннего исцеления. Все мы больны: кто в большей, кто в меньшей степени, а значит, есть что лечить в нашей душе. Молчание - это первая степень смирения.

Вторая степень смирения, когда человека оскорбляют, а он не только молчит, но и сохраняет в душе полный мир, тишину и покой. Как это можно представить? Град бьет по стенам дома, а мы внутри сидим, для него неуязвимые; на улице мороз градусов тридцать, а нам у печки тепло, уютно.

Самая высшая степень смирения, когда не только ругают, но даже бьют. А человек мирный и в душе чувствует к врагам не вражду, а любовь и прощение. Господь сказал: "Врагов ваших любите, благотворите, не проклинайте, а благословляйте". Это очень ценное духовное состояние.

Смирение, которое мы будем в себе воспитывать, поможет нам пройти по жизненному пути. Однажды к преподобному Макарию пришел бес и, желая его возмутить, затащил в келью ветви, прутья. Но благодать Божия сохранила преподобного, и он не возмутился духом. И вдруг диавол говорит:

Слушай, Макарий! Ты постишься - я же вовсе не ем, ты бодрствуешь - я совсем не сплю. Одним ты меня побеждаешь.

Смирением.

И, сказав это, исчез. Потому что смирение все зло побеждает.

Как-то раз преподобный Антоний увидел вокруг себя расставленные сети. И было ему сказано:

Этих сетей никто не избежит, кроме одного человека - смиренного.

У меня сорок лет плохие отношения с сестрой. В молодости она согрешила с моим мужем. Как могла, я простила ее, а два года назад у нас убили брата, а заказал убийство наш родной племянник. Я ее известила об этом, а она продолжает с ним дружить. Как я должна относиться к ней - прощать? За нее молиться?

Дружба бывает разная. Если она остается с племянником в хороших отношениях, с добрыми намерениями, желая ему исправления, чтобы привести его к покаянию, то это прекрасно. Но если их дружба для того, чтобы и дальше заниматься греховной жизнью, то это, конечно, плохо. Вам надо успокоиться, пусть все останется на ее совести, продолжать молиться, чтобы Господь привел племянника к покаянию, к исправлению, чтобы Господь дал и ей покаяние.

Конечно, нас часто злые духи искушают, но, бывает, мы сами уподобляемся злым духам. Помню один интересный случай. В одном храме у пономаря был помощник, молоденький мальчик. Как-то пономарь отлучился, потом заходит, а послушник налил в столовую ложку воды, положил яйцо и варит его на свечке. Пономарь спрашивает:

Что ж ты делаешь?

Отче, прости, меня бес искусил.

И тут бес явился воочию и возмутился:

Я тебя не искушал! Я сам смотрю, что ты делаешь, и учусь.

Так что мы часто сами искушаемся и соблазняемся. Нам дан разум, дана свободная воля, и мы должны блюсти свою душу от греха.

Зять занял довольно большую сумму денег и не отдает. Грех будет, если я буду напоминать ему об этом долге?

Если Вы имеете крайнюю нужду и знаете, что он может отдать, то Вы не согрешите, если попросите, а если он упорно не отдает, то пусть долг останется на его совести.

Верующий человек никогда ничего не теряет. Возможно, мы в своей жизни делали мало добрых дел, не отдавали десятую часть своего дохода Господу через руки вдов, сирот, бедных, так пусть долги, если их не возвращают, станут нашей милостыней. Это полезно для души. А скандалов устраивать не надо.

Всем надо помнить: когда мы помогаем ближнему, особенно тому, кто имеет крайнюю нужду, мы жертвуем Самому Богу. Даем ли мы деньги, вещи тому, кто стоит на улице и просит, или тому, кто не стоит с протянутой рукой, но, знаем, имеет нужду, мы через руки нищих отдаем Господу.

У апостола Павла сказано: "Дающего рука не оскудеет". Чем больше человек будет давать нуждающимся, тем больше будет иметь. Господь знает того, кто доброхотно жертвует, и посылает еще больше для того, чтобы было ему что раздавать. Вы в это поверьте и проверьте!

А вам, самое главное, надо хранить душевный мир. Если будете настаивать, нажимать на зятя, то могут быть скандалы. А скандалы - это не христианский метод общения с ближними. Для спасения это неполезно.

Помните житие преподобного Иоанна? Однажды один человек обворовал благочестивого старца. Все у него забрал. Наказание пришло скоро: он попался, его забрали в плен вместе с разбойниками. Старец об этом узнал и постарался выкупить своего обидчика. Выкупил, привез к себе и служил ему с любовью и радостью. И ни разу не напомнил, что тот его обворовал. Он исполнил Христову заповедь: "Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас" (Мф.5,44).

У меня трое детишек, все маленькие. Храма в городе нет, с большими трудностями добираемся на службу. Самый младший хнычет на службе, приходится выходить из храма. Может, не стоит с такими трудами ехать в храм, чтобы стоять в притворе. Может, лучше дома помолиться?

Разве Господь не знает ваши трудности? Знает. В глазах Господних ценно ваше стремление к Нему, к храму Божию. Когда мы приходим в церковь, конечно, лучше тишину не нарушать. Детский плач во время Божественной Литургии отвлекает народ. Даже если будете стоять в притворе, все равно благодать Божия вас коснется.

У одной женщины в Струнино было семь детей. Надо было на электричке в храм ехать да еще от станции до Лавры идти. И она при этих трудностях не пропускала ни одного праздника, постоянно в храме с детьми была. Детки были такого возраста, что уже не плакали. Сейчас они подросли и пристроены по монастырям, стоят на спасительном пути.