Разум нужен для того, чтобы понять, что Бог есть. Чтобы Богу служить, разум нужно преодолеть, превзойти, оставить за спиной логику и войти в сверхлогику. Зачем дан человеку разум

Культ экономического коллапса

Имеются два главных критерия, к вершине которых мы стремимся и с помощью которых мы соразмеряем своё отношение к происходящему. Это критерии экономический и ментально-психологический, духовный. Они исходят непосредственно из двух сфер нашей жизни, но почти все люди вынужденно применяют их во всех сферах жизни, не понимая этого. Объясняется это тем, что эти критерии без должного основания ложно приняты в нашей цивилизации глобальными по своему влиянию.

Большинство людей, к сожалению, хотя и относятся умеренно негативно к диким проявлениям капиталистического устройства общества, всё же не видит в нём настоящего глобального могильщика человечества. Они думают, что капитализм можно как-то усовершенствовать, очеловечить, подкрасить. Поэтому они начинают играться словами: собственность, частная, избыточное потребление и прочее. Они ошибаются. Речь идёт о главном принципе жизни. А его подкрасить нельзя, можно только заменить на другой.

Экономический критерий как самый главный критерий капитализма при своём влиянии на человека заставляет его максимизировать экономический, материальный, финансовый параметр – чистую прибыль, которая в дальнейшем присваивается в частном порядке. Чистая прибыль, как правило, выводится из участия в природном процессе экспансии и относительно этого процесса омертвляется.

В результате наблюдается откровенно абсурдная ситуация, казалось бы, побочного рода – постоянный рост цен, опережающий повышение заработной платы, доходов. Думается, что не надо ничего доказывать, чтобы понять примитивную идею капитализма: постоянно увеличивать дозу наркотической прибыли в пользу немногих людей за счёт безграничного повышения цен на рынке. Так человечество неудержимо идёт к настоящему коллапсу экономики, а не просто к экономическим кризисам. Всё больший рост глубины следующих друг за другом экономических кризисов – вот самое простое и самое наглядное доказательство культа экономического коллапса. Только человек неадекватный не хочет понять этого. Не хотелось бы думать, что в разных экономических сообществах собрались именно такие люди. И совсем не перепроизводство товаров является причиной этих кризисов, как нам пытаются обосновать их появление теоретики ничем неограниченной свободы в присвоении капитала.

До каких пор можно повышать цены? Где эта граница при капитализме? Ответ: граница – бесконечность. Платёжеспособный спрос за нею не угонится никогда.

В Природе избыточность её плодов играет на расширение, дивергенцию, экспансию более высокой организации процессов, которые разумный человек реализует. Человек же, введя конвергенцию, схождение к минимуму избыточности плодов рук своих – чистой прибыли, – пошёл против Природы, к самоубийству.

Откуда рождается культ смерти

Дикость неудержимого роста цен и, следовательно, экономического коллапса маскируется и компенсируется культом смерти, принятым в нашем обществе по умолчанию. Информационно-развлекательная индустрия нашего общества откровенно подчинена всякого рода гипнозу развлечений, публикаций в прессе, в нагнетании культа смерти почти во всех видах искусства.

Ментально-психологический аспект жизни оказывается начисто пропитан страхом внезапного окончания жизни в молодом и среднем возрасте, когда расстояние между жизнью и смертью человека с нормальной психикой велико. Человек ещё настроен на достижение определённых положительных для себя результатов своей деятельности, на самодостаточность. Другое дело в старости при угасании организма наступает особое состояние сознания, которое на Востоке называется нирваной, как призыв возврата сознания в своё лоно после смерти.

Самое удивительное, что религиозный подход к жизни требует от человека признать его ответственность за свои прижизненные поступки перед Богом после смерти. Барьер страха, возникающий при этом из-за негативного поведения и негативной системы религиозных оценок, казалось бы, толкает людей на так называемую праведную жизнь, в которой основой являются, например, заповеди Моисея-Христа. Страх перед Богом затмевает человеку разум.

На самом деле громадное большинство людей, оказавшихся в состоянии клинической смерти и вернувшихся к полноценной жизни, безапелляционно заявляют, что за порогом смерти нет никакого ада и, следовательно, страха, ужаса (автор настоящей статьи относится к их числу). Есть лишь полное блаженство любви. Это означает, что всё плохое в жизни человека растворяется, рассасывается, не пропускается в особое посмертное пространство.

Тогда возникает вопрос: что же такое ищет Природа в человеке? Зачем ей человек? Почему большинство традиционно религиозных истин так упорно вдалбливают в нас идею ада и идею рабства, построенные на страхе перед Богом?

Ведь культ смерти, раздуваемый нашим искусством и религией, лишь подготавливает нас к преждевременной смерти от голода, которую несёт собой капитализм. Может быть, этот страх смерти, переживаемый большинством людей – это всего лишь некий психологический и ментальный барьер, благодаря которому нас заставляют батрачить на … на кого? На какой-то пресловутый прогресс капиталистического общества? На тех, кто стоит за созданием человека. На частного собственника?

Сегодня можно констатировать, что человек в той его форме сознания, которая ему присуща, – это какое-то интеллектуальное устройство для принудительной переделки материального мира. И чтобы оно работало успешно, ему в качестве ориентиров жизни дан главный критерий принуждения: критерий наслаждения и рабское подчинение материальному критерию, который скрыт в капиталистическом устройстве общества. Так, логика капитализма приводит к простым выводам относительно смысла жизни человека. Капиталистическая идея свободы на поверку оказывается самой изощрённой формой рабства человека, а никак не свободы.

Критерий комфорта и наслаждения

Когда я начинал писать эту статью, очень хотелось разобраться в том, чем же является для Природы человек? Задав в Интернете поиск «Природа ищет в человеке…», получил полное разочарование. Религиозный философ Фёдоров Н.Ф. считал, что Природа ищет в человеке хозяина и … всё. Это удивило: лишь слепой не может увидеть, что человек, почувствовав себя хозяином Природы, крушит всё в связи с извращённым пониманием своего эгоизма в качестве главного ориентира своей жизни.

Привлекла внимание статья: «О различении понятий личности и природы человека в Православии», в которой автор Непомнящих И.А. со старых религиозных позиций пытается найти истину, но так и не находит.

Сегодня можно вполне определённо говорить, что человек мало отличается от животного. Общее для них с позиции сознания: изощрённое управление телом, самоидентификация – автоматическое самоопределение в разных ситуациях, – прогноз и абстрактное мышление, способность примитивно любить, максимизация наслаждения и довольно сложные алгоритмы его достижения, язык и коммуникация в обществе, примитивные элементы творчества, построенного на абстракции.

Отличие – в уровне и в степени творчества. Это то, что, прежде всего, бросается в глаза: человеку дан творческий разум, ограничение которого пока нами не просматриваются.

Зачем нужен разум человеку? – на такой вопрос не дают вразумительного ответа философы. Многие учения (каббала, восточная философия, некоторые направления древнегреческой философии) принцип наслаждения видели стоящим над разумом, причём, последний должен исполнять подчиненную роль. И всё! Гедонизм как высшая цель человека! Полное предрасположение к наркомании!

Можно понять это, если принять, что в начале своего врастание в Природу разум человека использовался для того же: чтобы увеличить степень и продолжительность наслаждения. Даже сегодня так называемые блага цивилизации – это направленное на наслаждение усилие разума, воплощённое в материальном и душевном комфорте.

Изначально наслаждение, поиск максимума удовольствия присутствуют во всей алгоритмике животного и человека как максимум главного природного критерия, которому одному подчинена жизнь уровня животного. Этот критерий является главной мерой и оценкой всех отношений животного. Мы можем наблюдать, как люди следуют действиям этого критерий и часто вообще подчиняют всю свою жизнь и весь свой разум его удовлетворению. Такая жизнь людей нисколько не отличается от жизни животного, даже если человек высоко развит.

Однако, даже школьник уже понимает, что истина лежит где-то в другом месте, не в наслаждении. Поэтому молодёжь столь скептически относится к теориям и практикам своих предков, предпочитая им существование, хотя бы и кратковременное, в состояниях изменённого сознания.

Зачем нужен разум человеку

Справедливо задаться вопросом: если не наслаждение, то что стоит за явлением разума в человеке? Кажется весьма примитивным останавливаться лишь на подчинённой нашим желаниям роли разума. Вполне допустить, что разум призван решать и вполне автономную задачу Природы. В отличие от человека, у животных нет духовной составляющей жизни. Собственно, этим можно отличить животное от человека.

В чём же духовная составляющая жизни проявляется через человека? Казалось бы, ответ простой: через религиозные отправления. Но этот ответ не проясняет суть, а затуманивает её ещё глубже. Ибо обсуждать и формулировать Бога в религиях и в науке запрещено. Мы тоже не будем делать этого, ибо, находясь у подножия горы, невозможно познать вершину. Мы зайдём с другой стороны, со стороны инженерной структуры Природы.

Существует более сложный ответ, отражающий, как это ни странно, достижения традиционной науки: творческий разум проявляет мерность Природы, которая устроена строго иерархически: всё в Природе взаимосвязано через её законы, то есть, размерено заранее так, как всё размерено в инженерной конструкции. А духовность – это невидимая нам составляющая природной силы в человеке, возносящая его вверх по лестнице мерности, к совершенству, то есть к максимизации некоего обобщённого главного параметра Природы, названного в древней Греции критерием, то есть мерой, оценкой. И вот эта главная вершина постоянно в сознании человека оценивает всё, происходящее в жизни, и заставляет с этой оценкой человека считаться несмотря ни на что. Мы полностью подчинены ей. И если она пропадает, то мы оказывается беспомощными. Отношение к ней, видимо, и называется в религиях отношением к Богу. Интересно, что такая оценка, как и сам главный критерий являются параметрами, находящимися вне сознания человека. Хотя человек и использует их. Это – внутренний свет знания, оценок, свет, при помощи которого наш разум служит нам.

Эта главная оценка проявляется в нашем сознании через осознание деталей, элементов, свойств, уровней и новых законов природной структуры мерности, до того скрытых от прямого осознания. В связи с расширением сознания человека всё это в разуме находит широкое адекватное отражение в деятельности человека, в науке, в искусстве, в инженерии. Более того, отражаясь в разуме, природная структура мерности вынуждает людей следовать её законам и творчески применять полученные новые знания в поле сознания и Природы.

Друг ли человек Природе

Конечно, человек не хозяин Природы. Это абсурдно, учитывая, что человек создан Природой. И потом человек пока не знает смысла своего существования.

Может быть, человек является другом Природы? И в их общении смысл существования человека прояснится? Но чтобы стать другом, человеку нужно принять правила Природы. Однако, мы постоянно видим, что он сплошь и рядом навязывает Природе свои, часто извращённые с позиции существования Природы, правила. Мы должны откровенно признаться, что не знаем правил Природы. Мы их лишь недавно начали открывать как законы физики, химии, психологии, сознания, экономики, культуры, этики, экологии, духа.

Конечно, хотелось бы, чтобы в задумке Природы человек был вечен. Однако, вечность человечества ещё не означает бессмертие каждого отдельного человека. И это наталкивает на мысль, что либо человек сам должен найти для себя способы стать бессмертным, либо Природа изначально создала его для одноразового применения, высасывая из него его страсть, основанную на жадности, наслаждении по переустройству мира. Тогда у человека нет надежды на дружеское отношение со стороны Природы. Тогда принципы капитализма естественны для нас.

Эта одноразовость опровергается в некоторых религиозных учениях, однако, нет абсолютно никаких реальных предпосылок к реинкарнации, воплощению человека в других формах или перевоплощению.

Существует призрачный намёк на бессмертие человека в случае, якобы, принятия им жёстких духовных самоограничений на свою жизнь во всех её аспектах, начиная с отказа от деторождения. Религиозный подход в жизни человека вводит в неё самоограничения, принимаемые человеком добровольно и непоколебимо. Допустим, мы откажемся от рождения детей, но где гарантия, что тут же Природа включит механизм нашего бессмертия, а не закончит на этом род человеческий? Никаких предпосылок для этого не видно. За такой логической операцией в Природе лежит что-то очень сложное, к познанию которого мы ещё и не приступали.

Об осознании культа экономики и смерти

Критерий максимизации чистой прибыли подчинил себе все сферы жизни людей, вытеснив сферу духа на задний план. Почему так произошло? Видимо, арифметические действия экономки оказались намного более понятными и простыми, чем мистика сферы духа. Видимо, напрягаться и ограничивать себя с позиций нравственности означает вкладывать в это большие усилия. А человек оказался ленив по своей природе и недоверчив.

Говорить о сколько-нибудь надёжном управлении людьми и обществами с высоты морально-нравственного критерия в наше время нельзя. Его влияние сводится, в основном, к подчинению человека неким выбранным нормам поведения, за которыми стоит его прямая выгода в других сферах жизни и, прежде всего, в моральном правиле: «Поступай с другими так же, как хочешь, чтобы они поступали с тобой». Духовная сфера пока что настолько слаба, что её влияние проявляется, в основном, через религиозные знания и религиозную деятельность людей. Смысл жизни людей, который она проявляет через страх перед Богом в то время, когда Бог есть любовь, – абсурден.

Конечно, можно было бы говорить по-другому, о других смыслах жизни людей, если бы мы не жили в пространстве дикарей в нашем отношении к коллапсу цен. Вот так примитивно просто можно подвести черту жизни для нашего среднего человека, получающего лишь зарплату и изучающего ценники в магазинах.

"Долгая" дорога в "сон" -
это поиск на Пути к бессмертию жизни...

Разум мысли, интеллект человека

Разум - это результат открытия сознания и подсознания как Единого Целого...

Нельзя отрицать Разум... Это действие "сна"... Это творчество мысли... Это настрой на ...

Разум физического тела
- "дыхания"
- "сна"
- подсознания мысли
- "мысли"
- тела
- "жизни"
- "Времени"
- "числа"
- Бесконечного
- "пространств"
- Нематериального
- "звука"
- Благополучия
Разум Флюидного тела
Разум чакр...

Разум - это то "Начало", в котором говорит мысль...
- это Результат пробуждения энергии мысли.
Соединяя "пространство" и человека в одно Целое, мы получаем Разум.

"Сон" на уровне "звука" - это медитация.
"Сон" на уровне - это Разум...
Разум - это интеллект жизни.

Это разносторонний ум, где присутствует библиотека всех "знаний", подтверждающих Цель жизни за счет "пространства" как "Виденья", где участвует вся многомерность возможностей человека... Разум Вдоха "сна" - это и есть тот "Опыт", который знает "Все". Способности или возможности тела - это Результат Разума мысли...

Все говорит само за себя, когда открыт принцип Разума тела. Совершенство физического тела - это Путь к проявлению Разума в теле как "энергии"...

Сверхмышление включает Разум , давая человеку осознавать ритм Будущего, за счет которого он понимает всю скорость развития жизни... Исцеление - это всегда встреча с "Опытом" Будущего или с Разумом энергии жизни как Эволюции, где подчеркнута работа "снов" как фундамент основного показателя жизни...

За медитацией стоит исцеление... За исцелением - Разум... Стремление к лучшему - значит быть в потоке Разума мысли ... Это разносторонний вариант Идеи Совершенства.

Сновидений нет, если открыт "Вдох" Разума...

Почему мы об этом говорим?
- Об этом говорит Разум и тот "Результат", который приходит к человеку... Рано или поздно человек будет говорить на всех "языках" Разума , но для этого надо понять Вселенную...

Разум - это Результат открытия сознания и подсознания как Единого Целого...

Что такое Разум?
Это результат разблокировки сознания на уровне мысли...

Зачем нужен Разум?
- это открытый источник энергии мысли...
- это открытый результат жизни Времени...
- это короткое летоисчисление энергии "пространства" в котором формируются все знаки жизни...

Подсознание - это тот же Разум на уровне "ультразвука". Это "язык" звуковой динамики которая присутствует в "энергии" сна.

Разум един в своем начале но и многолик в общении с "пространством"... Разум проявлен или проявляется только на уровне "пространства" мысли.

Это созидающая энергия которая включена в Эволюцию жизни человека как знак разблокировки сознания...

Разум не имеет никакого отношения к физическому телу а имеет отношение только к его "энергии" как фундаменту раскрытия "пространств", за счет которых и живет сам человек...

Эволюция "ума"

Открыть уму бессмертие , то есть понять принцип его действия в радиусе своего ума и легко воспроизводить его в своих Целях, дабы видеть , то есть раскрыть интеллект "Виденья" и действия ума, где есть свои события, которые решает наш ум, созидая все вокруг себя... Именно "ум" все и творит, давая телу лучше "видеть" и "знать" все свои действия, все свои планы развития, открывая схему Единого и осознанного знания, осознанно выражая схему "ума", ибо это действие абсолютного Начала Единства в сфере своей точности и движения ума, где расположен резонанс копии "Результата", из которого следует схема всех событий и действий, выравнивая их в сторону Созидания, если есть отклонения от нормы...

Есть формула движения "ума", данная Создателем или Творцом, и всякое отклонение несет неблагополучие...
Какова эта формула?
- это Единая формула развития ума:

(объем "ума") 2 х (интеллект звука "ума" мысли) 3 + (соединение "знания" общей теории жизни "пространства" и человека) 12 = ЭВОЛЮЦИЯ "УМА"...

Ум - это Совершенство, где работает звук "сна", проявляя сознание на уровне мысли; это идеальное отношение к себе...

Интеллект - это звуковая форма "Виденья"; это Единая система, где озвучено все ...

Тело - это "Свет"...
Тело - это "Звук"...
Тело - это "Слово", где выражена своя система "дыхания"...

Эволюция "ума" предполагает именно это развитие, так как в этом формируется особая степень развития ума, то есть строить ум по своей программе можно за счет "чисел" и их трансформации, дающей нам право видеть многоликость, многомерность своего движения в , открывая сознание на всех уровнях развития...

Настройся на то, что формирует Знание...
Настройся на то, что формирует Созидание, ибо это Цель Будущего... Это благо настоящего и "прошлого"...
Это благо всех и каждого в отдельности, живущих в и ее "пространстве"... Развивая это, мы можем достичь Главного – уйти от всех болезней, выразив в своем теле и пространстве индивидуальную скорость развития, то есть бессмертный "ум" звука мысли и ее цикл Триединства "сна" в абсолютной сфере деятельности сознания и знания Масштабности жизни...
Так и должно быть... Так и будет...

Мягкое копирование этого... как концентрации... уже есть, ибо это дает Будущее, как схема развития Созидания во всем, во всех и в "каждом"...

Стоять на месте невозможно, так как в этом варианте не творится, не созидается то, что заложено внутри и то, что переходит в Разум, реализуя в человеке бессмертие...

При работе с идеями Будущего пространство переходит в вариант:
- самоисцеления,
- самовосстановления...
делая физическое тело устойчивым ко всем показателям дыхания включая вариант Разума как геометрическую прогрессию "Времени"...

Можно ли ускорить работу Будущего Времени?
- да можно, но при этом Ваше сознание является уже подсознанием и есть вариант выхода в Разум по:
- пространству,
- Времени,
- мысли,
- дыханию,
- энергии,
- звуку,
- балансу и так далее...
Все совершенно просто когда есть Время говорить на языке Разума... Вдыхая человек вспоминает "Время" где работает "секунда" мысли. Именно она созидает и творит Будущее раскрывая в человеке силу тока жизни...
Разум - это пространство, которое начинает жить внутри ЭГО задействуя параллель дыхания всех измерений... Соизмеряя вечность, мы понимаем звук бесконечного где реализуется магнитное знание всех наук...

Сейчас Земля "стоит" в Цивилизации Времени, а "войдет" в ритм Цивилизации "энергии". Это означает раскрытие Космического Разума на планете Земля...

Все что говорилось и говорится - все можно сказать на едином языке Разума сочетая возможность человека с пространством звука просто и сложно отвечая своей работе внутри себя...

Знание Разума мысли позволяет открывать Вселенные и Галактики других Цивилизаций опережая работу снов переключая сознание в Эволюцию Идеи Разума Результата жизни отвечая всем требованиям пространств где Время само блокирует или развивает скорость интуиции работая с чистым числом ЭГО , отмечая буквальность Целого и Главного как неповторимого и точного знающего Абсолют...

Сердце - это единственный орган, который имеет "горячие" энергии. Сердце не проходит Эволюцию, так как в нем уже присутствует Разум по закону пребывания человека в пространстве. Сердце имеет графику пульсов, оно переключает тело на Результат Совершенства, раскрывая возможность перехода на уровень "горячих" энергий. Речь идет о выходе в интуитивную часть Разума мысли, и в этом порядке человек переходит в Разум своего тела, имея высокую концентрацию энергии.

И здесь мы видим человека-"свет" или человека-"энергия". Цель Эволюции - перевести сознание тела в вариант работы "горячих" энергий...

Символом сна является Разум мысли...

Разум тела - это разблокировка дыхания тела по всем структурам и знакам Времени и мысли. В этом варианте работают все Астральные и Ментальные циклы жизни Времени.

Все совершенно просто когда есть время говорить на языке Разума...

ИДЕИ РАЗУМА - это Идеи о Глобальности и Масштабности человека в жизни материального неосознанного движения "Времени"...

Мозг всегда живет в "Разуме" своих Идей... И только тогда возникает "Цель" знать еще больше...

Весь идеал жизни состоит в том чтоб быть в . Это максимальный уровень развития Разума мысли...

Идея Разума

Идея Разума - создать Масштабность и Глобальность жизни Земли...

В чем Тайна Тайн...
- В открытии Бесконечности как Результата создания внутри себя Разума...

В чем тайна Разума?
- В Итоге "Времени" или "мысли" так как именно Итог раскрывает все начала включая память тонких энергий создав полный баланс виденья протекания любой жизни...

Все сконцентрировано на уровне Разума "сна" и дается по готовности познающего нести свое Совершенство...

Есть Цели, в которых не участвует сознание...
Есть Цели, в которых участвует только Разум...
Это доступ к "памяти" Цивилизации жизни...

Лучше знать Все, нежели ничего не знать... хотя этот Ответ не запечатлен в подсознании... Лучше думать о том что есть, но на уровне Разума... Тогда есть вероятность сконцентрировать свое внимание на Благополучие...

Если мы постоянно думаем о Разуме - он и работает в снах...
Если мы постоянно думаем о проблемах... значит они будут вокруг нас...
Если мы постоянно думаем о Благополучии, оно сопровождает нас по жизни, так как из этого берется максимальная или минимальная энергия...

Духовное - это "Опыт" на уровне высокого Разума... Это та часть жизни, с которой человек "приходит" на Землю, "дореализуя" свою жизнь в Нематериальном... Человек "приходит" с "Опытом" Разума, а "уходит" с энергией "Света" Разума... фиксируя в этом свою Бесконечность с возможностью "жить" и присутствовать "Везде"...

Как войти в эти "знания"?
- Только через "сны", то есть сны, которые формируют и раскрывают:
- Разум мысли;
- "Времени";
- "дыхания" жизни...

Чтоб раскрыть тему Бессмертия - нужна Единая "Идея" , которая не звучит в материальном; она создана и звучит в Нематериальном. Она не переводится на "язык" Слова и понятна только Разуму...

Человека не формирует гипноз а формирует Разум или результат гипноза на уровне "дыхания"...

Многоликость - это уже открытый Разум мысли...

Творящему - дорога в Разум...
Молящему - дорога в "звук"...
А познающему - дорога в "память"...
Что и живет теперь...
Творя свой "Идеал"...

Новое - только для сознания... а для Разума это обычное течение жизни... Это обычный день жизни, где проявляется своя практика "знаний" обо "Всем"... Это ли не Результат, в котором участвует "Время"... Это ли не "Опыт", который раскрывает подсознание... Надо лишь подумать как мыслить о том что является Главным... На этот вопрос есть Единый Ответ. Он проявляется в многоликости... а главное - в Целом... что и утверждает жизнь... Достаточно сказать "Все" о мгновении жизни, чтоб понять саму жизнь, где ярким и явным "днем" является "сон" как "Солнце", что восходит в твоем сознании...

Это принцип работы -
- Разума мысли
- "Времени"
- "дыхания"...

Это Единая формула раскрытия "энергии" сна при соответствующих законах "пространства" жизни...

Сознание - это не раскрытый Разум мысли... .


Из беседы с профессором МДА Алексеем Осиповым на страницах журнала «Фома».


– Алексей Ильич, позвольте начать с несколько неожиданного вопроса, над которым мы обычно не задумываемся: зачем вообще человеку ум?

– Ум, прежде всего, и делает человека человеком, в противном случае он был бы ещё одним животным.

Именно потерей человеком своего умственного достоинства был обусловлен и страшный Божий приговор предпотопному человечеству: «Не может Дух Мой пребывать в этих людях, так как они стали плотью», то есть единственной целью их жизни стало удовлетворение исключительно животных потребностей: получение пищи и наслаждений. (Как всё более актуальным становится это в связи с пропагандируемым сгодня образом жизни!) Не потому ли и великий древнегреческий филjсоф Платон был убежден, что обезяны – это бывшие люди, выродишиеся в результате чисто животного, безумного образа жизни.

– А положены ли какие то пределы уму: здесь вот остановись, не рассуждай?

– Да, в религии, как и в науке, эти пределы есть. Если учёный перестанет верить в объективное существование мира и его познаваемость, то он больше ничего не познает. Так и в религии: если человек перестанет верить в существование Бога и возможность Его познания, то ему ничего не откроется в духовной жизни.

И здесь, и там – скепсис ума: «Остановись!»

Но есть и другая сторона этого вопроса, не менее важная. Современное состояние научнотехнического развития уже ставит человека перед угрозой самоуничтожения... И всё это происходит по вполне очевидной причине: человек возомнил себя богом, отверг какиелибо пределы деятельности своего ума, и уже не может остановиться. Эта так называемая «свобода» ума от нравственных начал жизни, от Христа, приводит его к самоубийству.

Как прав был Иван Аксаков, произнеся свои пророческие слова: «Прогресс, отрицающий Бога и Христа, в конце концов, становится регрессом; цивилизация завершается одичанием; свобода – деспотизмом и рабством...»

Христианство утверждает, что нет истины там, где господствует гордость, где нет истинной любви.

Здесь предел, здесь остановись, ум, иначе погибнешь! Потому преподобный Каллист Катафигиот сказал: «Ум должен соблюдать меру познания, чтобы не погибнуть» (в своих горделивых изысканиях – прим.).

Этот принцип распространяется как на работу ума в научной сфере деятельности, так и в религиозной, духовной.

– А является ли глупость – грехом ?

– С христианской точки зрения спасение определяется не характером полученных человеком от природы свойств, но тем, насколько праведно он использовал их.

Поэтому одно дело глупость как природная недалёкость ума, с которой рождается человек, и совсем другое, когда речь идёт о глупости, в которой он сам виноват.

Среди святых мы знаем и мудрейшего святителя Василия Великого и преподобного Павла, прозванного Препростым. Но совсем другое, когда человек приобретает глупость своей жизнью по страстям, вполне понимая, что он делает. Тогда он уже несёт ответственность за свою глупость.

Скажем, я сажусь за стол и объедаюсь, понимая, что делаю неправильно, ведь, как говорит пословица, сытое брюхо к учению глухо, а тем более к молитве. От моего обжорства парализуется моя духовная жизнь.

Глупость я делаю?

И, наверное, самая страшная глупость – полное погружение в «суету житейскую», которая не оставляет мне уже ни минуты задуматься о своей душе, о смысле жизни, о Боге и молитве.

Суета может настолько оглуплять человека, что он становится неспособным к самому главному – к духовной жизни.

Это уже в полном смысле слова греховная глупость, потому что человек действительно сам виновен в ней.

– А какого человека, по-вашему, действительно можно назвать умным?

– Чем более человек умный и чембольше у него знаний, тем более он скромен. Сократ с его «я знаю, что ничего не знаю» в этом отношении был одним из действительно умных людей... Потому Православие всё время напоминает о смирении как критерии правильного духовного состояния человека, у которого ум открыт, и он видит, что ума то у него маловато. Напротив, первый признак, по которому можно судить о своей глупости, – это быть довольным своим умом.

У святителя Феофана Затворника есть замечательное высказывание: «Сам дрянь дрянью, а всё твердит: несмь, якоже прочии человецы».

И, действительно, прав академик Густав Наан, который сказал: «Мало кто знает, как много нужно знать для того, чтобы знать, как мало он знает».

Анастасия Мухина


По материалам газеты «Пантелеимоновский Благовест», приходского вестника храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона в Жуковском , № 11 (176) октябрь 2013 г.

Многие поищут войти, и не возмогут... Гончаров Иоанн

ЗАЧЕМ ДАН ЧЕЛОВЕКУ РАЗУМ?

ЗАЧЕМ ДАН ЧЕЛОВЕКУ РАЗУМ?

Можно сказать, что тяга к знанию - самая характерная черта человека, это как тяга к жизни. Стремление к знанию Бог вложил в сердце человека, и человек только тогда живет полноценной жизнью, когда удовлетворяет эту жажду своего сердца.

Как в жизни, так и в познании главной ценностью является свобода, вне которой невозможно ни духовное (нравственное), ни интеллектуальное развитие. Но как в жизни, так и в познании свобода предполагает вероятность и отрицательной реализации ее, что представляет постоянную опасность для человека. Потому Святая Православная Церковь, заботясь о безопасности своих членов, главной задачей своей считает обучение их духовной грамоте. И, обучая, прежде всего, предупреждает о том, что есть знание злое, и оно всегда подается под видом доброго знания.

Относительно знания в Св. Писании сказано, что посреди Рая Бог насадил древо познания «добра и зла» и оградил его заповедью «…от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от древа познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2, 16,17). И в жизни каждого человека Бог «насадил» совесть и разум, которые охраняют его.

Если же человек в процессе познания пренебрегает совестью и разумом, то над ним неотвратимо совершается приговор: смертью умрете . Этот приговор исполняется по сей день, ибо познание зла есть вкушение смерти, т. е. оно есть, это древо, и человек должен знать, что это знание существует, но прикасаться к нему он не должен, чтобы жить.

Однако мы видим, что сегодня многие познают зло и не умирают. Что здесь имеется в виду? В православном понимании смерть умных сил души может наступить прежде физической смерти. Например, если человек психически болен, то можно сказать, что он умер для нормальной жизни. Хаос психических состояний делает жизнь человека чем-то более трагичным, чем сама смерть. Когда человек познает зло, то он умирает для добра, для разума, для Бога.

Процесс познания зла в идеале не должен реализовываться, ибо знание зла отравляет рассудок человека, и тяга его познавать зло есть тяга к самоуничтожению, потому что, познавая зло, он становится причастен к демоническим силам разрушения.

Православие, имея 20-вековой опыт пребывания в мире и храня традиции святоотеческого понимания Св. Писания, запрещает знание зла. Церковь знает, что есть зло, но в Церкви нет знания, что есть зло в себе, ибо зло - безумие, а безумие разумно познать нельзя, и кто пытается это сделать, тот теряет разум.

Если человек, вопреки разуму, суть которого как раз в том и состоит, чтобы определять границы добра и зла, все-таки стремится к этому знанию, то происходит процесс нейтрализации ума, «опрокидывания» его. Человек обо всем начинает судить превратно: на разрушение он смотрит - как на созидание, на уничтожение жизни грехом - как на получение удовольствия, на потерю Бога - как на обретение свободы.

Сколько накоплено знаний! Но большинство из них дают горькие плоды, ибо злой ум рождает злые дела, ум «прахом соделается» от зла. Количество ученых увеличилось, наука дает высокие результаты, а жизнь стала хуже, а люди стали злыми. Это от того, что обогащение ума не делает добрым сердце. Ученость без благочестия несет погибель, ибо если закрыть свое сердце и работать только головой, то сатана начинает руководить нашими мыслями.

Православие категорически запрещает и всякого рода оккультные знания, которые расщепляют душу и разум человека, делают его незащищенным от диавольских приражений. Самовольное проникновение в невидимый мир недопустимо. Сегодняшняя свобода в чтении оккультной литературы обернулась для очень многих утратой разума психического равновесия, что, как правило, сопровождается более или менее открытым беснованием. И это также подтверждает многовековой опыт Святой Церкви.

Нужно всегда помнить: Бог запретил лишь то, что разрушает, обессмысливает человека. Например, всем известно, что стыд ограждает нас от постыдного знания. Сегодня это знание каждому доступно, но знать такое неприлично, такое знание не сделает человека ни умней, ни лучше, ни счастливее. И если он пренебрегает стыдом, разрушает эту естественную преграду, то впоследствии это всегда сказывается на его характере. Это примерно так: когда у человека грязные руки, то что бы он ни взял - все пачкает. Или так: каждый все понимает, оценивает в меру своей испорченности.

Другими словами, противоестественные знания разрушают красоту ума, строй и лад души человека, и тогда знание благого, доброго не может войти в него. Оно если и входит, то отвлеченно, призраком и никак не влияет на его жизнь.

Помимо опасности познания зла, всякого человека подстерегает и другое искушение - знание суетного, бесполезного, которое тоже маскируется под необходимое знание. У современных людей, особенно у тех, кто претендует на интеллигентность, распространено убеждение в полезности разностороннего знания, якобы от многого знания человек умнеет. Этот процесс тем зол, что уводит человека от жизненно необходимого знания. Он теряется в знании - слишком его много - и одновременно теряет себя, рассеивает.

А Церковь указывает на скоропреходящее время и предлагает сразу приступить к нужному знанию. Святые Отцы научают нас, что ум не в том, чтобы все перезнать, а в том, чтобы из многого выбрать необходимое - «едино на потребу». Православие предлагает знание «принципов знания», которые позволяют правильно ориентироваться в области бесконечного знания. Христианство дает общие законы, вечные правила жизни и этим попутно отвечает на все жизненные вопросы.

Сам подход к знанию в Православии совсем другой. Современный человек знание понимает как чисто интеллектуальное, рассудочное, отвлеченное. Для него знать - это логически мыслить. Православие такое знание оценивает как знание поверхностное, нежизненное, неполноценное, которое не может удовлетворить сердце. Такое знание льстит самолюбию, так как оно почти всегда конкретно, ясно, ум хорошо себя чувствует в этой конкретности. Но и только. Такой подход к знанию понуждает избегать жизненно сложных понятий, которые для рассудка, как «неведомая земля».

Истина не укладывается в узкий гроб логики. Истина жива - логика мертва, буква убивает - дух животворит. Истина всегда раздражает голый, страстный рассудок своей неуловимостью, ибо истинное знание глубже рассудка. Истинное знание - сложный процесс взаимодействия всех сил души. Только органическая связь разума, сердца, совести в процессе познания дает правильное представление о вещах и понятиях, только при такой организации человек способен проникнуть в их суть, увидеть их объемно, целостно.

Все наши познания в конечном счете должны сводиться к одному - сделать в жизни правильный выбор, не ошибиться, т. е. под личиной добра увидеть зло, ибо мир стремится смешать эти понятия, притупить способность человека различать добро и зло. А смысл жизни человека - спастись от зла, миновать скрытые ямы. Вот где нужны истинные знания - на дороге жизни и смерти. И такое познание по разумной необходимости приведет человека к познанию Бога, к вере в Него.

Неправда, что неверие происходит от высокой учености, ибо истинная ученость только укрепляет веру, а не ослабляет ее (чему есть множество примеров). А к неверию приводит горделивое невежество.

Откровение, данное человеку, наставляет: познание Бога осуществляется через познание окружающего мира и себя, через миропознание. Познавая Бога, мир, самого себя, человек узнает цену всякого знания. В этом смысле «знающий Бога знает все».

Бог даровал нам разум, и святая вера наша никогда не подавляла пытливости человеческого ума, его стремления познавать мир. Она только заповедует: «Все испытывайте, хорошего держитесь» (1 Фес. 5, 12). Священное Писание, отвечая на сокровенное стремление души к свободному знанию, говорит: познайте Истину. Ум, даже глубокий, оригинальный, но оторванный от Бога, несостоятелен (нет корня, нет точки опоры), ибо не оказывает влияния на человека. Ум призван вести человека из времени в вечность, а этого не происходит, он весь - в материи. И для ума это мучение - всегда искать и никогда не находить. Искушение диавола как раз в том и состоит, чтобы отвлечь человека от Бога и запустить его, в «дурную бесконечность», на поиски знания, которое в себе ничто.

Древо познания добра и зла, по мысли некоторых толкователей, есть знание «всего», т. е. знание отвлеченного, для жизни ненужного и опасного.

Разум - великий дар Божий, но он не источник истины, а только преемник ее, он наделен способностью познавать Истину. И если бы разум выполнял свое предназначение, т. е. если бы человек направил разум к тому, чтобы понять и принять Божественное Откровение, если бы он попытался понять Бога, говорившего с людьми через пророков, то результаты были бы удивительные - жизнью правил бы разум и жизнь была бы разумной.

Ибо рассудок возвратился бы сам в себя и прекратились бы его странные странствования.

Из книги Православная психотерапия [святоотеческий курс врачевания души] автора Влахос Митрополит Иерофей

Из книги Книга еврейских афоризмов автора Джин Нодар

Из книги Мудрость прощения. Доверительные беседы автора Гьяцо Тензин

Глава 19 Изощренный разум, спокойный разум Два тибетских врача прибыли для еженедельного осмотра Далай Ламы. Доктор Намгьял первым появился на пороге комнаты для медитаций. Он трижды простерся ниц перед Далай Ламой. Доктор Цетен последовал его примеру. Если они и

Из книги Революция пророков автора Джемаль Гейдар

РАЗУМ 1. Пробужденности предшествует сознание иллюзорности разума.2. Существование разума служит сокрытию принципиальной немотивированности бытия.3. Противоположность разума и безумия существует только с точки зрения загипнотизированного инертного бытия.4. Нет

Из книги Вопросы священнику автора Шуляк Сергей

6. Зачем человеку вообще принимать Православие? Вопрос:Зачем человеку вообще принимать Православие?Отвечает протоиерей Сергий Правдолюбов:Без Бога человек жить не может. При всем благополучии, при всех успехах, при том, что у него все получается хорошо, душа неизбежно

Из книги Формирование средневековой философии. Латинская патристика автора Майоров Геннадий Григорьевич

14. Зачем умирают молодые, хорошие люди? Зачем умирают дети? Вопрос: Зачем умирают молодые, хорошие люди? Зачем умирают дети?Отвечает священник Александр Мень:Вопрос, конечно, вечный. Потому что в мире царствует зло. Оно царствует. Царство Божие - не в этом мире. В этом мире

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

3. РАЗУМ Учение о разуме и умопостигаемом занимает в гносеологии, да и во всей философии Августина, одно из центральных мест. Именно здесь находится ключ к его онтологии, этике, эстетике. Здесь с наибольшей полнотой раскрывается существо его общефилософской позиции,

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

30. И когда он увидел серьгу и запястья на руках у сестры своей и услышал слова Ревекки, сестры своей, которая говорила: так говорил со мною этот человек, - то пришел к человеку, и вот, он стоит при верблюдах у источника; 31. и сказал (ему): войди, благословенный Господом; зачем

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

9. Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных! Скажет ли глина горшечнику: "что ты делаешь?" и твое дело скажет ли о тебе: "у него нет рук?" 10. Горе тому, кто говорит отцу: "зачем ты произвел меня на свет?", а матери: "зачем ты родила меня?" С 9-13

Харрис Сэм

Разум (Reason). Так называют способность человеческого интеллекта выполнять упорядоченную умственную деятельность, напр. связывать между собой идеи, производить умозаключения путем индукции и дедукции или выносить ценностные суждения. Библия признает существование

Из книги Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации автора Шредер Эрик

– 1 – Как вера изгоняет разум разум

Из книги Душеполезные поучения автора Оптинский Макарий

Разум «Лучше выиграть в споре, чем выиграть битву, – сказал Мамун. – Нет удовольствия больше, чем наблюдать за работой человеческого разума, и лучшие споры – те, что позволяют понять людей».Сколь неприемлемы амбиции в правителе! Но хуже этого – пристрастие судьи, еще не

Из книги автора

РАЗУМ Нам не надобно увлекаться собою, что мы лучше других, но считать себя последнейшими из всех; в сем?то состоит и разум духовный и духовное обучение (III, 118, 237).Разум наш угоден Богу со смирением, а с гордостию он отвержен (V, 437, 594).…Да сохранит тебя Господь от всех сетей и

Поистине, когда Всевышний Аллах создал разум, Он обратился к нему: «Повернись в эту сторону» - разум повернулся, «Повернись в другую сторону» - разум повернулся. Затем Всевышний Аллах сказал - «Клянусь Моим Величием, Я не создал более великого создания, чем ты, благодаря тебе Я буду наказывать, и благодаря тебе Я буду вознаграждать!». Благодаря разуму человек стал человеком. Это является самым великим благом Аллаха, ибо обретение счастья в обоих мирах зависит от наличия этого качества. Человек, который не знает своего Создателя и не следует Его повелениям, не является разумным, если даже он имеет человеческий облик. Тот, кто хочет носить это высокое имя – «человек», должен уверовать в Великого и Могущественного Аллаха, который создал и его, и те многочисленные блага, которыми он пользуется в этом мире, и также обещал дать ему на том свете, поселив по Своей милости в дом вечного блаженства Большие грехи, такие блага, которые он даже представить себе не может.

Но Всевышний Аллах также обещал великое наказание тому, кто ослушается Его, отправив его по Своей справедливости в Ад – место вечных унижений и наказаний. «Разум – это вера» - говорится в одном из хадисов Пророка, (да благословит его Аллах и приветствует). Нет веры – нет и разума, ибо невозможно назвать разумным того, кто, ослушавшись повелений своего Создателя, избрал Ад местом своего пребывания на том свете. И пока не поздно каждый должен опомниться и поразмыслить, как он относится к по- велениям Аллаха, и если найдет себя погрузившимся в грехи – покаяться.

Всевышний Аллах – Милостив, Он открыл врата Своего прощения и призывает к покаянию того, кто согрешил. Всевышний Аллах в Коране говорит: «Скажи Моим рабам, которые поступили несправедливо по отношению к себе, совершая грехи, пусть не отчаиваются в милости Аллаха I. Воистину, Аллах I прощает все грехи, тем, кто не придает Ему сотоварища. Поистине Он – Прощающий, Милосердный». Сура «Толпы» аят 53.

Есть хадис, который гласит: «Грехи – это почта неверия» то есть, грех – предвестник неверия. Если плотская душа (нафс), побуждающая ко злу, будет брать верх и заставит грешить, то немедленно покайся, чтобы с помощью раскаяния по воле Аллаха были удалены следы греховного деяния! Если ты не сможешь оставить запретное по причине своей лени и наслаждения им, которое препятствует прекращению совершения греховного, то ты должен помнить о смерти, которая приходит нежданно, и что возможно ты умрешь, не покаявшись, как многие люди, и станешь из числа тех, кто понесет убыток на том свете. Но если ты не можешь оставить свой грех, потеряв надежду на прощение и милость Аллаха из-за тяжести содеянного тобой греха перед ним или чувствуя величие Того, Кого ты ослушался, то бойся по- терять надежду на милость Всевышнего Аллаха, ибо надежду теряют только пропащие люди. Представь себе величие Его милосердия, постичь которое никто не в силах, кроме Него. Не следует терять надежду, ведь милосердие к грешникам, верующих в Его единственность, превосходит наказание за грехи».

Покаяние за совершенный грех, даже за малый, необходимо совершать безотлагательно. Кто станет тянуть с покаянием и откладывать на время, достаточное для него, тот окажется дополнительно грешен из-за этого.

Составлено по материалам книги Ибн хаджар аль-Хайтами "380 больших грехов".