Прощеное воскресенье. Прощёное воскресенье В каком месяце прощенное воскресенье

Последняя приготовительная неделя (последний день перед ) называется Неделей сыропустной . Этим днем оканчивается вкушение молока, сыра и яиц. В этот день за службой вспоминается грехопадение Адама и Еввы: первые люди были изгнаны из Рая, потому что преступили, нарушили заповедь Божию. Нам следует вспомнить о своих грехах, ведь подготовка к великому празднику начинается с покаяния, поста и молитвы.

Прощеное воскресенье. Богослужение и «чин прощения»

Прощеное воскресенье перед Великим постом - день взаимного покаяния и умиротворения всех случившихся между нами недоразумений и разногласий, когда говорим друг другу: «Прости! », чтобы с чистым сердцем и радостной душою приступить к предстоящему подвигу. В евангельском чтении этого дня указывается, что истинный пост должен начинаться взаимным прощением обид и оскорблений:

Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6, 14–15)

На этом основывается обычай православных христиан в последний перед постом воскресный день испрашивать прощения друг у друга, почему и самый день этот в народе называется обыкновенно прощеным воскресением . Издавна принято в этот день просить прощения, мириться и прощать нанесенные обиды, чтобы с чистой душой приступить к духовным подвигам Великого поста, перед священником свои грехи и причаститься . Ибо что такое пост, коленопреклонения и прочие труды телесные, которыми смиряем свои плотские страсти и вожделения? Это только наше оружие в духовной брани, путь к внутреннему самосовершенствованию и стяжанию евангельских добродетелей.

Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Кор. 5, 22–23).

Но как плоды не могут расти сами по себе, без питающих их корня и дерева, так и плод духовный - результат многолетнего подвига воздержания и отсечения плотских похотений, чтобы очистить сердце и душу и сделать их достойными к восприятию Божьей благодати.

Обычно в старообрядческих храмах в Прощеное воскресенье вечером совершается служба - вечерня и павечерница. После этого совершается чин взаимного прощения , когда прихожане земно кланяются настоятелю, прося прощения и благословения на Великий пост. Также и друг другу верующие кланяются со словами:

Прости Христа ради!

- «Бог простит, и ты меня прости Христа ради!».

Обычай этот древний. Так, француз Маржерет, находившийся на Руси на военной службе в начале XVII века, в своем сочинении «Состояние Российской державы и Великого княжества Московского» пишет:

На Масленице россияне посещают друг друга, целуются, прощаются, мирятся, если оскорбили один другого словом или делом, встречаясь даже на улице, - хотя бы никогда прежде не виделись, - целуются, приговаривая: «прости меня, пожалуйста», другой отвечает: «Бог тебя простит, и ты меня прости».

Известно, что «чин прощения» великих князей и царей Московских включал в себя посещение московских монастырей, иногда государь ездил и в Троице-Сергиеву Лавру, прощаясь с братией и прося благословения. Все это совершалось на , а в воскресенье совершался чин прощения в Успенском соборе. Царь просил прощения и благословения у патриарха, прощался со своими придворными. Также было принято в этот день давать свободу заключенным.

Вся четыредесятница (время от понедельника первой недели поста до пятницы шестой недели включительно) и являются ожиданием дня Пасхи и подготовкой к нему. Вот как говорится об этом в стихере, которая поется вечером в Прощеное воскресенье:

П 0стное врeмz свётлw начнє1мъ, въ п0двиги д¦Hвныz себE подвизaюще, њчи1стимъ дyшу и3 тёло. пости1мсz ћкоже въ снёдєхъ, си1це и3 t всsкіz стрaсти, добродётельми питaющесz д¦а. въ ни1хже пребyдемъ въ любви2, да спод0бимсz вси2 ви1дэти всечестнyю стrть хrтA бGа, и3 с™yю пaсху, д¦0внw рaдующесz.

Поэтичный и полный глубокого смысла церковно-славянский текст этой стихеры укрепляет молящихся, научает их тому, что пост - радостное время. На русский язык эту молитву можно перевести следующими словами:

Время поста начнем светло, радостно, побуждая себя к подвигам духовным, очистим душу и тело. Будем поститься не только от снедей (воздерживаясь от пищи), но и от страстей, питаясь добродетелями Духа. С любовью будем совершенствоваться в добродетелях, чтобы сподобиться всем нам видеть Страсти Христовы и в духовной радости встретить Святую Пасху.

Душеполезное поучение в Прощеное воскресенье

Любовь и прощение взаимных обид - главные заповеди в христианстве, без исполнения которых никакие наши добрые дела не могут быть угодны перед Богом.

Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там твой дар перед жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф. 5, 24-25).

Пост Святой Четыредесятницы преподобные отцы называют духовной десятиной , которую мы приносим в жертву Богу, посвящая это время сугубому воздержанию и молитве.

Пока мы живем на земле, душа и тело наши между собою неразлучны. Если мы христиане - и то, и другое должны посвящать на служение Богу. Есть заповеди для души, есть свои и для тела. Следуя примеру святых отцов и желая вечного спасения, не можем пренебречь или преступить ни малейшей из них. В «Древнем патерике» рассказывается об одном молодом иноке, который шел по городу в корчемницу и в ответ на увещания опытного старца-пустынника, по случаю оказавшегося на том же месте, говорил, что Бог ничего не требует, кроме чистоты сердца. Старец в горести воскликнул:

Я пятьдесят лет живу в пустыне, и не стяжал чистоты сердечной, а ты хочешь стяжать ее в корчемнице!

В скором времени тот нерадивый и самонадеянный инок впал в тяжкий грех, потому что не можем победить мы свои страсти и вожделения, если не будем удаляться от причины, их порождающей.

«Велик бывает в начале подвиг и труд приступающим к Богу в безмолвии и молчании; а потом - радость неизглаголанная. Как хотящие возжечь огнь сначала терпят дым и источают слезы, и не иначе достигают желаемой цели; так и желающие возжечь в себе огнь Божественный должны возжигать его со слезами и трудами, с безмолвием и молчанием» (Митерикон).

Когда мы беремся пропалывать летом свое поле, то поначалу работа, как говорится, «пугает глаза», но потихоньку, шаг за шагом, с трудом и поклонами, вырываем зловредное терние, могущее заглушить и уничтожить все добрые наши плоды. Так, с помощью Божьей, преодолевши первые трудности, начинаем замечать, что дальше становится уже легче. Легко и радостно оборачиваемся назад, когда видим воспрянувшие, очищенные благородные наши посадки. Легко и радостно собирать нам плоды по окончании долговременной кропотливой работы. Так и постное время: перед началом кажется тягостным и неудобным, но постепенно, день за днем, освобождая душу свою от греховного терния, ощутимо замечаем уже некоторое облегчение в подвиге. Особенная же радость - светлый пасхальный день, который встречаем с чувством выполненного долга ради перенесенных благих трудов и усилий.

Разумный и умеренный пост святые отцы называют основой и утверждением для всех добродетелей. В Прощеное воскресенье вспоминаем мы Адамово изгнание из Рая сладости, которое явилось следствием невоздержания и нарушением заповеди о посте, установленной и для первозданного человека. Посему, как потеряли мы нетление и чистоту через невоздержание от запрещенной снеди, равным способом и обретаем их вновь, утесняя свои телесные потребности, чтобы укрепить и утвердить душу к молитве и богомыслию.

«Не обманывайся, ты не можешь освободиться от мысленного фараона, ни узреть горней Пасхи, если не будешь всегда вкушать горького зелия и опресноков. Горькое зелие есть понуждение и терпение поста, а опресноки - ненадмевающееся мудрование. Да соединиться с дыханием твоим сие слово псалмопевца: Аз же, внегда <бесы> стужаху ми, облачахся во вретище и смирях постом душу мою, и молитва моя в недро <души моей> возвратится (Пс. 34, 13).

Пост есть насилие естества, отвержение всего, что услаждает вкус, погашение телесного разжжения, истребление лукавых помышлений, освобождение от скверных сновидений, чистота молитвы, светило души, хранение ума, истребление сердечной бесчувственности, дверь умиления, воздыхание смиренное, радостное сокрушение, удержание многословия, причина безмолвия, страж послушания, облегчение сна, здравие тела, виновник бесстрастия, разрешение грехов, врата Рая и небесное наслаждение» («Лествица», слово 14).


Путь и пример здесь видим мы прежде всего от Самого Господа нашего Исуса Христа. Он постился в течении сорока дней в пустыни, оставив нам образ, чтобы без сомнения подражали Ему и шли Его стопами. И великие Божии угодники и пророки, удостоившиеся особенных высоких откровений и благодати - Моисей, Илия, Даниил, также проходили сорокадневное постное поприще. Никогда и нигде не хвалят святые отцы тех, кто работает своему чреву. Ибо сердце чревоугодника является вместилищем для всякой нечистоты и скверных пожеланий, а сердце смиренного постника-подвижника - обителью для Божьей благодати, если, конечно, при этом сохранять незлобие, рассудительность и прочие добродетели, без которых все наши дела не могут быть спасительными и богоугодными.

Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкопывают и крадут; но собирайте себе сокровище на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкопывают и не крадут. Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6, 19-21).

Истинное духовное наше сокровище - быть сопричастниками вечной пасхальной радости, которую Господь уготовал любящим Его. Пост телесный предполагает также и пост духовный, т.е. чтобы особенно чутко следить за своим внутренним человеком, за движениями сердца и души. Постника и безмолвника, питающего в сердце памятозлобие и осуждение ближних, святые отцы сравнивают с ядовитым аспидом, скрывающемся в своей норе. Если говорим «прости», а сами не прощаем, если только для видимости из показного тщеславия кланяемся оскорбившему нас брату, а, отошедши на сторону, снова помрачаемся гневом, то напрасно тогда и бдим и постимся, ибо и сам диавол никогда не ест и никогда не спит, но не перестает от этого быть диаволом. Сердце гневливого и сердитого человека - дом и пристанище лукавых бесов. Ничто так не обнажает нас от Божьей благодати, как злопамятство и осуждение, ненависть и клевета. Здесь видна дорога в самую глубину преисподней и сокровищница вечной муки.

«Скорые и строгие судии прегрешений ближнего потому сею страстию недугуют, что не имеют совершенной и постоянной памяти и попечений о своих согрешениях. Ибо если бы человек в точности, без покрывала самолюбия, увидел свои злые дела, то ни о чем другом, относящемся к земной жизни, не стал бы уже заботиться, помышляя, что на оплакивание и самого себя ему недостанет времени, хотя бы он и сто лет прожил и хотя бы увидел истекающим из очей своих целый Иордан слез. Я наблюдал за плачем истинного покаяния и не нашел в нем и следа злословия или осуждения» («Лествица», слово 10).

Как осы и мухи налетают на сладкое, так и дух лукавый устремляется против каждой добродетели, чтобы примешать к ней что-нибудь вредоносное и повернуть вспять спасительное начинание. Постное воздержание установили нам святые отцы для того, чтобы облегченною душою стяжали мы любовь и смирение, кротость и милосердие к ближним. Лукавые духи, напротив, стараются надмевать сердце постящегося тщеславием и возношением и учат его презирать слабейших своих собратьев. Человек самолюбивый всегда склонен к жестким и резким обличениям, тот же, кто говорит к брату по любви, будет говорить о деле так, словно бы рассказывая о своей собственной немощи, и, без сомнения, достигнет лучшего результата. Ибо известно, что жестокое и оскорбительное слово может смутить и доброго человека и подвигнуть его на гнев, тогда как слово доброе, сказанное с кротостью, действительно сильно в том, чтобы исправить зло в любом человеке и наставить его к добродетели.

Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест: потому что Бог принял его. Ты кто, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он или падает; и будет восставлен, ибо силен Господь поставить его (Рим. 14, 3,4).

Постимся ли, бдим ли, кладем ли многие поклоны и прочим образом смиряем свое тело, должно всегда еще при этом помнить, что это - не «самоцель», а лишь средство к достижению истинной цели: мира и очищения души. Что даже и сверхъестественное телесное подвижничество не принесет нам никакой пользы, если не будем при этом сохранять нашу первую заповедь о любви к Богу и ближнему. Когда мы живем в большой семье, то любим всех своих домочадцев, терпим и смиряемся с их немощами, переносим неприятности и досады, которые они нам причиняют, всегда думаем, как их поддержать и утешить. Но подобную и еще большую любовь должны мы иметь не только к близким своим родственникам, а также и ко всем окружающим людям. Истинная любовь познается именно в прощении злословия и оскорблений, тогда, когда претерпевши уничижение от ближнего, болеем душой не о себе, а о своем обидчике, и искренне хотим ему помочь и его успокоить.

«Прости» - слово любви и утешения, когда, примирившись с братом, надеемся на прощение и своих собственных прегрешений. Ибо вся наша праведность - как рубище нечистой жены перед Богом. И если можем еще рассчитывать на снисхождение, ради естественной своей немощи, при слабом прохождении телесных добродетелей, то затаенная ненависть в сердце не имеет для себя никакого разумного оправдания. И губит все наши труды и подвиги, навечно отлучая от Божьей благодати, ибо «не живет Дух Святой там, где есть гнев» (Никон Черногорец).

В прологе из жития святых (9-е февраля) есть одна очень трогательная история о святом мученике Никифоре (ок. 257), пострадавшем во времена суровых языческих гонений.

В городе Антиохии жили два друга - священник Саприкий и мирянин Никифор, любившие друг друга о Господе. Но диавол позавидовал их нелицемерной любви и посеял между ними вражду. И вражда эта так разгорелась, что если они даже встречались на улице, то бежали в разные стороны, ослепленные бесовской злобой. И так они оба - Саприкий и Никифор, забыв о законе Христовом, устремились к вечной погибели.
Но со временем мирянин Никифор раскаялся в своей злобе на иерея Саприкия и стал просить у него прощения. Трижды он присылал к нему своих друзей и соседей, считая себя грешным и недостойным приблизиться к оскорбленному им священнику, и трижды Саприкий отказывался от примирения. Наконец Никифор решился и сам пал к ногам своего бывшего друга со словами:

- Прости меня, отец, Господа ради прости!
Но Саприкий опять не захотел примириться со смиренным Никифором, ибо сатана овладел его сердцем.
В то время было страшное гонение на христиан, и Саприкия привели на судилище. Правитель потребовал от него принести жертвы идолам, но Саприкий мужественно ответил:

- О правитель! Мы - христиане. Наш Царь - Господь Исус Христос. Он - Единый, Истинный Бог, Творец земли и моря. Боги же ваши - бесы. Да погибнут они! Боги ваши - творения рук человеческих!
Его долго и жестоко мучили, но Саприкий и в страдании говорил начальнику:

- Ты имеешь власть над моим телом, но не над душою. Господь мой Исус Христос, создавший мою душу, Он Единый имеет над нею власть.
Видя непреклонность Саприкия, его осудили на смерть. Но когда уже палач вел его на место казни, Никифор, услыхав об этом, прибежал и пал ниц перед Саприкием, со слезами взывая:

- О, мученик Христов! Прости, прости меня! Я согрешил пред тобою!
Но Саприкий, ослепленный злобой, вновь отрекся от примирения.
Долго его упрашивал блаженный Никифор, но тщетно. И тогда сила Божия и благодать отступили от безумного священника, и Саприкий внезапно пал духом и отрекся от Господа Исуса Христа.

- О, брат мой возлюбленный, - воскликнул Никифор, - не делай этого! Не теряй венца небесного, который ты сплел многими страданиями! Вот уже Небесный Владыка готовится явиться тебе и вознаградить вечной радостью за временные страдания и смерть.
Но возненавидевший ближнего и за это оставленный Богом, Саприкий продолжал отрекаться. Тогда, укрепляемый Духом Святым, Никифор обратился к язычникам и сказал:

- Я - христианин! Я верую в Господа Исуса Христа и не принесу жертвы идолам. Я приму казнь вместо Саприкия.
Тогда по приказу правителя отступника освободили, а Никифору отрубили голову. С ликованием его чистая душа отлетела ко Господу и со всеми святыми мучениками предстала престолу Божию, Ему же держава и слава, честь и поклонение вовеки. Аминь.


Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми (Рим.12, 18).

Если не осмеливаемся мы нечистыми руками прикасаться к святыне или приходить к Божественной службе в нечистой одежде, тем более в нечистоте сердечной, т.е. в нераскаянной вражде и ненависти против своего брата - не можем приносить для Бога жертву духовную, чтобы вместо прощения грехов не навлечь на себя еще только больший гнев и осуждение. Слезы и покаяние - баня для души. Любовь и всепрощение - путь примирения с Богом, начало и конец пути спасения и совершенствования. Внутреннее и внешнее воздержание от греховных страстей и вожделений возводят человека в прежнее достояние, из которого ниспал по нерадению древний Адам. Но которое, по благодати Божией, вновь нам открыто, если только будем бдительно и усердно следовать всем премудрым Господним заповедям, ведущим нас к вечному спасению.

«Подвиг добродетелем отверзеся, хотящии пострадати внидите, препоясавшеся добрым подвигом поста. Иже бо законно страждущии, законно и венчаваются. И вземше вся оружия креста, врагу сопротивимся, яко стену нерушиму держаще веру, и яко броня молитву. И шлем милостыню. Вместо меча пост, иже отсекает от сердца всяку злобу. Творяй сия, истинный приимет венец, от всех Царя Христа, в День Судный». (Триодь Постная).

Прощеное воскресенье в народных традициях

Вот как описывает народные традиции «прощеного» воскресенья писатель и этнограф XIX в. С.В. Максимов .

Последний день масленицы называется «прощеным», и крестьяне посвящают его заговенью. Часа в 4 пополудни на сельской колокольне раздается печальный, великопостный благовест к вечерне и, заслышав его, подгулявшие мужички истово крестятся и стараются стряхнуть с себя веселое масленичное настроение: пустеют мало-помалу людные улицы, стихает праздничный говор и шум, прекращаются драки, игры, катанье. Словом, широкая, пьяная масленица круто останавливается и на смену ей приходит Великий пост. Приближение поста отражается и на душевном настроении крестьян, пробуждая у них мысль о покаянии и полном примирении с ближними. Едва смолкнет церковный звон и отойдет вечерня, как по избам начинают ходить родственники и соседи, прося друг у друга прощения. Низко, до самой земли кланяются крестьяне друг другу и говорят: «Прости, Христа ради, в чем я пред тобой согрешил». - «Прости и ты меня», - слышится в ответ та же просьба.

Впрочем, этот прекрасный, полный христианского смирения обычай стал понемногу вымирать. По свидетельству наших корреспондентов, в некоторых центральных губерниях он уже почти не существует, но зато в лесных губерниях севера, где обычаи вообще устойчивы и крепки, «прощание» соблюдается весьма строго и существует даже особый ритуал его. Пришедший просит прощения, становится около дверей на колени и, обращаясь к хозяевам, говорит: «Простите меня со всем вашим семейством, в чем я нагрубил вам за этот год». Хозяева же и все, находящиеся в хате, отвечают: «Бог вас простит и мы тут же». После этого пришедшие прощаться встают и хозяева, облобызавшись с ними, предлагают им угощение. А через какой-нибудь час прощаться идут уже сами хозяева, причем весь обряд, с угощением включительно, проделывается сначала.

Так, перекочевывая из избы в избу, ходят до света, причем, проходя по улице, и мужчины, и женщины считают долгом что есть мочи кричать: «Сударыня-масленица, потянися!» или: «Мокрогубая масленица, потянися!»

Что касается деревенской молодежи, то она или совсем не придерживается обычая прощаться, или же прощанье ее принимает шутливый характер. Вот что на этот счет сообщает наш орловский корреспондент: парни и девушки становятся в ряд и один из парней подходит к крайнему с правой стороны и говорит ему: «Прости меня, милый Иван (или милая Дарья), в чем я перед тобой согрешил». Тот (или та) отвечают: «Бог тебя простит и я тут же». После этого три раза целуют друг друга. Так проходит прощающийся весь ряд и становится к стороне, за первым идет прощаться второй и т. д. При прощании, конечно, не обходится без шуток.

Некоторую особенность представляет прощанье в семейном кругу. Вот как это происходит в Саратовской губернии. Вся семья садится за ужин (причем последним блюдом обязательно подается яичница), а после ужина все усердно молятся и затем самый младший начинает кланяться всем по очереди и, получив прощенье, отходит к стороне. За ним, в порядке старшинства, начинает кланяться следующий по возрасту член семьи (но младшему не кланяется и прощенья у него не просит) и т. д. Последнею кланяется хозяйка, причем просит прощения только у мужа, глава же семьи никому не кланяется.

Хотя обычай просить прощения у родных и соседей, как только что было сказано, заметно выходит из употребления, но зато чрезвычайно твердо держится обычай прощаться с покойниками. По крайней мере наши корреспонденты единодушно свидетельствуют, что такого рода прощанья сохранились повсюду. Обычай ходить на кладбище в последний день масленицы поддерживается, главным образом, бабами. В четвертом часу пополудни они кучками, в 10-12 человек, идут с блинами к покойникам и стараются ничего не говорить по дороге. На кладбище каждая отыскивает родную могилку, становится на колени и бьет по три поклона, причем со слезами на глазах, шепчет: «Прости меня (имярек), забудь все, что я тебе нагрубила и навредила». Помолившись, бабы кладут на могилку блины (а иногда ставят и водку) и отправляются домой так же молча, как и пришли. При этом считается хорошим признаком, если на третий день на могиле не остается ни блинов, ни водки: это значит, что покойнику живется на том свете недурно и что он не помнит зла и не сердится на принесшего угощение.

МОСКВА, 18 фев — РИА Новости, Сергей Стефанов. Последний день перед Великим постом православные христиане называют Прощеным воскресеньем. Издавна в этот день на Руси верующие просят друг у друга прощения и готовятся вступить в "святую и великую Четыредесятницу" — самый строгий и продолжительный пост. О том, почему сложилась такая уникальная традиция и какие еще смыслы есть у этого праздника, — в материале РИА Новости.

Изгнание Адама из рая

В Церкви Прощеное воскресенье называют еще "сыропустным". Это слово означает "сыр опускаю" ("оставляю"): Прощеное воскресенье — последний день Масленицы, когда разрешается есть скоромную пищу — яйца и молочные продукты.

В Прощеное воскресенье Русская православная церковь совершает за богослужениями "воспоминание Адамова изгнания". По Библии это событие — выдворение первых людей, Адама и Евы, из рая за непослушание Богу — положило начало земной истории. И как праотец Адам потом каялся в своих проступках, так и все верующие, вступающие в Великий пост, призываются к тому же.

Настоятель храма Святой Елизаветы в Покровском-Стрешневе митрополит Рязанский и Михайловский Марк замечает, что ни один человек в своей жизни не может избежать серьезных ошибок, которые Церковь называет грехом. И в этом все люди — "верные" последователи своего прародителя Адама.

"С приходом Великого поста мы должны начать другую жизнь, наступило время оплакивать соделанные нами грехи. Мы повторили путь Адама в грехопадении, но нам еще предстоит повторить его путь в покаянии. И открывающийся перед нами период Великого поста помогает нам в этом", — говорит архиерей.

По его словам, при слове "покаяние" у некоторых возникает представление, что это "сплошные отрицательные эмоции" и полная противоположность тому, что понимают под полноценной жизнью. Однако в действительности лишь первый этап покаяния — раскаяние — может быть связан с негативными переживаниями. Полноценное же покаяние наполняет душу радостью и избавляет человека от внутренних конфликтов, порождающих грех.

Считается, что первой Божьей заповедью, которую нарушили Адам и Ева, был именно запрет "вкушать" плод одного, определенного Богом дерева — "древа познания добра и зла". И чтобы примириться с Богом, человек снова должен пройти через пост. Правда, теперь это воздержание гораздо более строгое.

"Прости меня!.."

В Прощеное воскресенье во всех православных храмах читается отрывок из Евангелия со словами Спасителя: "Если вы не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших". Это обязательное условие для вступления человека в пост, без которого даже полное воздержание от пищи будет считаться, выражаясь юридическим языком, недействительным: Бог не примет его.

"Чтобы пережить прощение, нам надо научиться самим прощать. Вот именно потому, что мы нуждаемся в прощении, мы должны научиться прощать других людей. И мера того, как мы относимся к другим, может оказаться мерой того, как Господь отнесется к нам", — объясняет клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках, протоиерей Олег Стеняев.

Воплощая этот призыв к всепрощению, в церквях и монастырях служат вечерни с особым "чином прощения". Священники читают молитву, прося у Бога благословения для всех на предстоящий длительный пост (помимо 40-дневного Великого поста, это еще и следующая за ним Страстная "седмица", неделя). Затем по традиции духовенство просит прощения у всех, собравшихся в церкви, а миряне — у духовенства и друг у друга.

"Прости меня" и "я прощаю" верующие говорят в течение дня и всем своим домочадцам и знакомым, которым чем-то досадили или на которых сами держат обиду. Конечно, слова могут быть и другими, главное — дух примирения. Извинится за свои проступки, "вольные или невольные", перед всеми и патриарх после вечерней службы в храме Христа Спасителя.

Сам чин прощения берет свое начало в палестинских и египетских монастырях V-VI веков, когда накануне Великого поста монахи на 40 дней уходили в пустыню, чтобы посвятить все свое время молитве и подготовке к празднику Пасхи.

"Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то умирал от старости, кого-то могли постигнуть несчастья в суровой безлюдной пустыне, — рассказывает насельник Сретенского монастыря иеромонах Ириней (Пиковский). — Потому, расходясь, отшельники, как перед смертью, просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды. И конечно, сами от души всех прощали. Каждый понимал, что их прощание друг перед другом в преддверии Великого поста могло оказаться последним. Для того и появился существующий ныне чин прощения — чтобы примириться со всеми людьми и, благодаря этому, — с Богом".

Не "личный подвиг"

А за неделю перед Прощеным воскресеньем православная церковь вспоминала евангельскую притчу о Страшном суде, после которого Господь введет в Царство Небесное тех, кто как-то помогал другим людям в их нуждах, и во "тьму внешнюю" — не оказавших своим ближним никакой милости.

Однако, как объясняет преподаватель и духовник Санкт-Петербургской православной духовной академии протоиерей Вячеслав Харинов, "неделя о Страшном суде" может подвигнуть человека чрезмерно увлечься различными социальными проектами, он может решить, что его спасение зависит именно от того, сумеет ли он "накормить голодного, напоить жаждущего, одеть нагого, посетить больного, заключенному помочь". Но Прощеное ставит все на свои места.

Отец Вячеслав говорит о прощении и как о "реализации в себе богоподобия": "Потому что Бог прощает — Он милостив и многомилостив. И мы, делая то же, как бы примеряем на себя это богоподобие, как бы подражаем Творцу в этом акте".

"Наше спасение начинается с того, как мы будем относиться к ближнему. Смысл христианской сотериологии (учения о спасении. — Прим. ред.) в том, что, если мы не сделаем ничего для спасения ближнего, мы сами не спасемся. И в этом отношении, конечно же, пост — удивительное время. Надо уметь увидеть в нем не личный подвиг, не мое личное дело, но момент какого-то удивительного служения другим… Увидеть наше собственное спасение в ближнем", — заключает священник.

Примеров тому много в жизни святых. Один из древних отцов церкви Антоний Великий считал неприличным делать что-либо хорошее для себя прежде, чем сделает это ближнему. А знаменитый подвижник XX века старец Силуан Афонский писал, что "блаженна душа, любящая брата своего, ибо брат наш есть наша жизнь".

Празднование Масленицы в России

/
На фото: участники праздничных гуляний, посвященных проводам Широкой Масленицы в парке наукограда Кольцово в Новосибирской области.

2 из 17

Масленица символизирует рубеж зимы и весны, последний всплеск сытой веселой жизни в преддверии длительного великопостного воздержания. В этом году масленичная неделя длится с 12 по 18 февраля.
На фото: участники праздничных гуляний, посвященных проводам Широкой Масленицы в парке наукограда Кольцово в Новосибирской области.

/
На фото: участник народных забав во время празднования Масленицы на центральной площади Владивостока.


3 из 17

В течение всей недели православные христиане по церковному уставу не едят мясо, но употребляют в пищу рыбу, яйца и молочные продукты. В число традиций масленичной недели входят массовые гуляния и всевозможные конкурсы и забавы.
На фото: участник народных забав во время празднования Масленицы на центральной площади Владивостока.

/
На фото: праздничная ярмарка на центральной площади Владивостока.


4 из 17

В старину верили, что тот, кто не веселится в эти дни и не провожает зиму, весь грядущий год будет жить бедно и пусто. А вот у тех, кто справит праздник как следует, все дела будут спориться, в доме будет изобилие, а все хвори пройдут стороной.
На фото: праздничная ярмарка на центральной площади Владивостока.

/
На фото: сожжение арт-объекта художника Николая Полисского на праздновании Масленицы в арт-парке "Никола-Ленивец" Калужской области.


5 из 17

В первый день масленичной недели из тряпок и соломы сооружали чучело, а потом, приделав к большому бревну, катали на санках и устанавливали на самой высокой снежной горке.
На фото: сожжение арт-объекта художника Николая Полисского на праздновании Масленицы в арт-парке "Никола-Ленивец" Калужской области.

/
На фото: участники праздничных гуляний в Суздале наблюдают за гусиными боями.


7 из 17

В местах народных гуляний на неделю разворачивались шумные ярмарки и балаганы, повсюду стояли помосты с разнообразными угощениями, шатры, в которых продавали орехи и пряники, горячий сбитень и чай из самоваров.
На фото: участники праздничных гуляний в Суздале наблюдают за гусиными боями.

/
На фото: участники праздничных масленичных гуляний в парке наукограда Кольцово в Новосибирской области.


8 из 17

В Западной Европе неделя перед Великим постом традиционно была временем карнавалов. У восточных христиан как таковой карнавальной традиции не было, однако считалось, что это время, когда человек в разумных пределах позволяет себе отдохнуть.
На фото: участники праздничных масленичных гуляний в парке наукограда Кольцово в Новосибирской области.

/
На фото: участники праздничных гуляний в Суздале, посвященных проводам Широкой Масленицы.


9 из 17

У каждого дня масленичной недели существовало свое название. Так, понедельник это "встреча", вторник - "заигрыши", среда - "лакомка". В среду было принято ходить друг к другу в гости и угощаться блинами и пирогами.
На фото: участники праздничных гуляний в Суздале, посвященных проводам Широкой Масленицы.

/
На фото: участник масленичных гуляний в парке наукограда Кольцово в Новосибирской области.


10 из 17

Четверг назывался "разгулом", или "переломом". Наступала середина масленичной недели, и в этот день все плясали, водили хороводы, пели частушки, устраивали кулачные бои.
На фото: участник масленичных гуляний в парке наукограда Кольцово в Новосибирской области.

/
На фото: ряженый на праздновании Масленицы в арт-парке "Никола-Ленивец" Калужской области.


11 из 17

Еще одна неотъемлемая черта Широкого четверга - взятие штурмом снежного городка; в этот день повсюду разводились специальные ритуальные костры, через которые люди прыгали, символически очищая свою душу.
На фото: ряженый на праздновании Масленицы в арт-парке "Никола-Ленивец" Калужской области.

/
На фото: молодецкие игры во время праздничных гуляний в парке наукограда Кольцово в Новосибирской области.


12 из 17

Четвертый день Масленицы на Руси был настолько масштабным в плане празднования, что зачастую в этот период отменялись все работы, а люди гуляли с утра и до самой ночи.
На фото: молодецкие игры во время праздничных гуляний в парке наукограда Кольцово в Новосибирской области.

/ Пятый день Масленицы - "тещины вечерки". Существовала традиция, согласно которой семейные люди должны были проводить этот день с самым близкими родственниками. Главный символ Масленицы - румяный блин, символизирующий солнце. Каждая хозяйка старалась достойно угостить пришедших к ней гостей.


14 из 17

Пятый день Масленицы - "тещины вечерки". Существовала традиция, согласно которой семейные люди должны были проводить этот день с самым близкими родственниками. Главный символ Масленицы - румяный блин, символизирующий солнце. Каждая хозяйка старалась достойно угостить пришедших к ней гостей.

/
На фото: сжигание чучела во время праздничных гуляний, посвященных проводам Широкой Масленицы в парке наукограда Кольцово в Новосибирской области.


15 из 17

Шестой день масленичной недели называли "золовкиными посиделками". Также в этот день вечером сжигали чучело Масленицы, прощаясь с праздником и готовясь к Великому посту.
На фото: сжигание чучела во время праздничных гуляний, посвященных проводам Широкой Масленицы в парке наукограда Кольцово в Новосибирской области.

/ Седьмой, заключительный день масленой недели - "проводы", "Прощеное воскресенье", "целовальник". В этот день, по древнему обычаю, было принято просить друг у друга прощения, чтобы вступить в Великий пост, примирившись со всеми.
На фото: посетители праздничной ярмарки Широкой Масленицы на центральной площади Владивостока.


Прощёное воскресенье – последний день перед Великим постом. В этот день все православные просят друг у друга прощения – чтобы приступить к посту с доброй душой, сосредоточиться на духовной жизни и с чистым сердцем встретить Пасху – день Воскресения Христова.

Когда будет прощеное воскресенье в 2018 году, на какое число приходится праздник, традиции и история возникновения этого события, а также как правильно просить прощение и что нужно отвечать - разбираемся вместе, а наша статья вам поможет понять в чем же суть этого церковного праздника Прощеное воскресенье.

  • Значение праздника и его суть
  • Прощеное воскресенье: история праздника
  • Что нужно сделать в Прощенное воскресенье
  • Как просить прощение и что нужно отвечать
  • Прощёное воскресенье: короткие стихи и смс
  • Обряды на Прощенное воскресенье
    • Молитва на Прощеное воскресенье
    • Ритуал избавления от курения
    • Ритуалы на финансовое благополучие
    • Заговор на исполнение желания на Прощеное воскресение
    • Очистка, если ругались в прощеное воскресенье

В Прощеное Воскресенье 18 февраля 2018 года следует посидеть и поразмышлять о том, что не все наши поступки могут быть приятны и угодны другому человеку и Господу.

Ведь даже плохие мысли о ком-то или о чем-то – уже, по сути, грешное деяние. Если учесть, что зависть, злость, сквернословие, обжорство, тоже относятся к списку плохих чувств и эмоций, то каждому из нас стоит задуматься, информирует сайт. За целый год таких плохих эмоций в душе человека может скопиться очень много.

А если принять во внимания тот факт, что не всегда нами руководит здравый смысл, то и наши действия не всегда правильные, особенное, те действия, что совершены под действие негативных эмоций.

Поэтому очень важно, хотя бы раз в год очищать свою душу от тяготящих грехов. Как этому поспособствовать? В прощеное Воскресенье следует просить прощения у всех, даже если кажется, что просить прощения у кого-то совершенно не за что.

Нельзя игнорировать и своих врагов и неприятелей, у них тоже следует попросить прощения. По завершению дня на душе станет гораздо легче.

Прошеное Воскресенье в 2018 году приходиться на 18 февраля. Господь видит нас насквозь, и видит, что порой человек не намереваясь может причин кому-то вред, обидеть его. Поэтом и был создан такой день, как Прощеное Воскресенье.

Помимо того, что в этот день надо просить прощения, нельзя еще и не принимать прощения от других, таких же раскаявшихся. Все услышанные слова прощения следует непременно принять. Также в этот день нельзя допускать злых мыслей, ссориться и обижаться.

А учитывая, что за окном праздник Масленицы, кому хочется портить последний день гуляний и тратить время на что-то злое, вместо того, чтобы радоваться?

Последний день масленичной недели - Прощёное воскресенье. В народе его ещё называли проводы, целовальник, Прощёный день, сыропуст (в последний раз перед постом разрешается есть сыр, масло и яйца).

Прощёное воскресенье - первый шаг на пути к Великому посту. Христиане в этот день просят друг у друга прощения грехов, обид. Это день примирения враждующих сторон.

В церквях читают Евангелие и Нагорную проповедь, в которой говорится о прощении обид ближним. Во время литургии священники призывают верующих прощать и просить прощения у близких и знакомых.

После вечернего богослужения в храмах прихожане и священнослужители просят друг у друга прощения, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой.

Настоятель храма обращается к братии и простому народу со словами: «Благословите, отцы святые и братия, и простите ми, грешному, елика (всё, чем) согрешил в сей день делом, словом, помышлением и всеми моими чувствами».

Из века в век по традиции в этот день дети кланялись родителям в ноги. Враги ехали к своим противникам и просили у них примирения. Люди ходили на кладбище, поминали умерших, оставляли на могилах блины.

Даже господа и зажиточные граждане не считали за стыд попросить прощения у своих слуг. В дореволюционной России царь объезжал войска и просил прощения у солдат, затем посещал монастыри, где просил прощения у братии и архиереев.

Это день для благих дел - благотворительных пожертвований и отпущения долгов.

Откуда пошёл обычай? В этот день верующие вспоминают об изгнании Адама и Евы из рая за непослушание и невоздержание. Мы вспоминаем, что все мы - изгнанники и обрести то, что потеряли, мы можем с помощью покаяния, воздержания и молитвы.

Чин прощения ведёт свою историю от египетских монахов. Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы, они расходились по пустыне на все сорок дней поста.

Многие уже не возвращались: погибали от голода или были растерзаны дикими зверями. Поэтому, расходясь, монахи прощали друг другу обиды, как перед смертью.

Все мы вольно или невольно совершаем разные крупные и мелкие прегрешения – ругаемся, (пусть даже вполне справедливо!) за растущие с каждым днем цены.

Бывает, скандалим в очередях, бурчим, когда в переполненном автобусе кто-то наступил нам на ногу, или когда сосед в воскресное утро, вдруг, решил вбить в стену гвоздь для вешалки.

Да мало ли когда и кого мы за прошедший год обидели делом или неосторожно оброненным словом! Вот за все это мы и должны попросить прощения, не формально, конечно, а вполне осознанно и постараться в будущем уже этих ошибок не повторять (не будем же мы каждый раз извиняться за одно и то же). Если все сделают это от чистого сердца, наша жизнь обязательно станет лучше.

  • Просить прощения у близких

Проснувшись утром, не откладывая, попросить прощения за все причинённые обиды у своих домочадцев. Просить прощение нужно искренне, сожалея о причинённой родному человеку боли.

Если трудно попросить прощения, можно перед этим представить себя на месте обиженного и ощутить самому, как ему было плохо.

Тогда вы обязательно пожалеете и раскаетесь в злом поступке. Просьба о прощении получиться как-бы сама собой. В семьях не ложились спать, не помирившись друг с другом.

  • Просить прощения у умерших

В этот день принято приходить на могилы к родным и близким, чтобы попросить прощения у тех, с кем уже нельзя повидаться. Мы часто сожалеем, что обижали человека при его жизни. В этот день есть возможность попросить прощения и снять тяжесть со своей души.

  • Простить просящих

В Прощёное воскресенье нужно от души прощать тех, кто просит нас об этом. И даже тех, кто не может или не хочет просить у нас прощения. Просто, простить все накопившиеся обиды, задумавшись о том, что обидчики наши бывают так же неправы, как и мы сами и душа их страдает от этого.

Главное для человека в Прощёное воскресенье – искреннее раскаяние в совершённом злом поступке по отношению к другому человеку и прощение своих обидчиков.

Ведь все мы просим прощения своих грехов у Господа. Как мы прощаем других, так и Господь простит нам. Прощать других – значит с чистою душой подойти к Великому посту, подготовиться духовно.

  • Посетить храм

В храмах на Литургии читают библейское повествование об Адаме и Еве, вспоминают грехопадение наших прародителей и изгнание их из Рая. Читают в храмах и Евангельское повествование, где Иисус Христос поясняет слова молитвы Отче Наш «и остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должникам нашим».

Господь сам показывает нам путь в Царство Божие – отказаться от злых обид, любить и прощать друг друга.

Последний день Масленицы – последнее воскресенье перед Великим постом. А потому в этот день отмечают Прощеное воскресенье, которое, по словам священников, помогает людям очиститься перед испытанием духа. В этот день принято просить прощение и прощать своих обидчиков.

А если у вас просят прощение, принято отвечать: «Бог простит».

По традиции, в этот день нельзя ни с кем ругаться. А если и возникнет какой-то конфликт, то его сразу же нужно уладить. И уж тем более нельзя засыпать в ссоре и с тяжелыми от этого мыслями.

Кстати, на Руси даже сам царь просил прощения у своих слуг и у народа!

Просить прощение в Прощеное воскресенье принято не только у живых, но и умерших, приходя к ним на могилы. Ведь порой тяжкий груз остается на душе, когда человека нет в живых, и возможности попросить у него прощение уже никакой.

Пусть солнышком весенним
Согреется душа,
Пусть будет ощущение,
Что жизнь вся хороша,
И станет настроение
Прекрасным у тебя!
С Прощёным воскресеньем!
Прости, прости меня!

Прошу прощенья от души
И вас в ответ прощаю,
Ведь затаённых груз обид
Душу так отягощает…
Пусть в вашей жизни никогда
Не будет огорчений!
С последним Масленицы днем -
С Прощеным воскресеньем!

Ты всей душой сегодня
За всё меня прости,
Коль удалось невольно
Обиду нанести!
И дальше с настроением
Хорошим будем жить!
С Прощёным воскресеньем!
Не будем мы грустить!

***
С Прощёным воскресеньем!
Чтоб сбросить груз с души
Сегодня, без сомнения,
Простим друг друга мы!
Пусть станет настроение
Прекрасным у тебя,
И будет вдохновение
На делание добра!

***
Любви в душе, Блинов на угощение, а я за все у Вас прошу прощенья!

***
В Прощеное Воскресенье,
Хочу попросить прощенье.
Пусть будет светлее дорога,
Простите меня ради Бога!

***
Я перед Господом у вас прошу прощенья
За все обиды, что когда-то нанесла.
И поздравляю вас с прощеным воскресеньем,
Добра и Мира, Счастья и Тепла!

В это утро воскресенья,
Я прошу у Вас прощенья - за обиды,
За сомненья и за недоразуменья!
С прощенным воскресеньем Вас!

Коль есть какой-то грех за мной,
Коль в чем-то сильно виновата,
И коль обидела когда-то,
Прости в прощальный выходной!

Прошу у всех сегодня я прощения,
В ответ я слышу, Бог простит.
Прощенное сегодня воскресение,
И пусть прощенье в воздухе парит.

Парит, спускается на землю,
Прощенье, отпускание того,
Что за год накопить успели,
Простим всех и отпустим всех, легко.

Прощенное сегодня воскресение,
Я отпускаю всё, обиду, гнев,
Своё плохое настроение,
Нет больше никаких помех.

Обидчик завтра станет другом,
Гнев растворится в некуда.
Весенний это праздник,
В нём талая вода.

Она отмоет всё плохое,
Она разгонит тень.
С водою всё всегда уходит,
Останется лишь чистый день.

Просите все прощения сегодня,
Очистите свои сердца.
Пусть завтра чистый день настанет,
Всё унесёт весенняя вода

Если вы присутствуете на массовом сожжении чучела Масленицы, то встаньте поближе к костру, чтобы вас пот прошиб, и утирайте от пота лицо платком. Про себя говорите при этом такие слова: ,Семь потов с меня беги, голод-холод прочь уходи, огонь, подымайся, весна, зачинайся. Что горит, тому не быть, а мне в золоте ходить. Аминь.»

Надеждо всем концем зeмли, Пречистая Дево, Госпоже Богородице, утешение наше! Не гнушайся нас, грешных, на Твою бо милость уповаем: угаси горящий в нас пламень греховный и покаянием ороси изсохшая сердца наша, очисти ум наш от греховных помыслов, прими мольбы от души и сердца со воздыханием Тебе приносимым.

Буди о нас Ходатаица к Сыну Твоему и Богу, и отврати гнев Его Матерними Твоими молитвами. Душевныя и телесныя язвы исцели, Господе Владычице, утоли болезни души и телес, утеши бурю злых нападений вражеских, отъеми бремя грехов наших, и не остави нас до конца погибнути, и печалию сокрушенная сердца наши yтеши. Да славим Тя до последнего издыхания нашего.»

  1. Вечером выкурите последнюю сигарету, пустую пачку из-под сигарет положите на стол рядом с кроватью. На пачку положите записку: «Я бросил курить». Сверху - пустой коробок из-под спичек. Теперь ложитесь спать. Говорят, что утром тяги к курению не будет и в помине
  2. На площади где сжигают чучело, нужно обойти вокруг чучела три раза и бросить в костер свою пачку сигарет, сказав:«Табак сжигаю, себя для курения закрываю, новой жизни открываю.
    Жизнь без табака - дорога моя!».

В понедельник, следующий за последним днем Масленицы - Прощеным воскресеньем - отправляйтесь на место, где проходили народные гулянья. Походите, тщательно приглядываясь: вам необходимо найти любую монетку, хоть копейку. Подняв ее левой рукой, промолвите заговор:

«Шел (шла) да нашел (нашла),
Как я, (назовите свое имя), к этим деньгам шел (шла), так чтоб и деньги ко мне шли.
Как нынче много людей было здесь в честь святой Масленицы, так бы всегда много было у меня денег.
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».

Заговоренную монетку храните в течение всего года, до следующего первого понедельника после Масленицы. Этот талисман будет притягивать к вам деньги, оберегать от финансовых неудач. По истечении указанного срока «потеряйте» отработавшее свое денежку там же, где подобрали.

В Прощеное воскресенье нужно лечь до захода солнца, но прежде прочесть такой заговор: «Зажгись звезда яркая на небосклоне, на радость всему крещеному миру, засветись огнем негасимым на утеху православным! Загляни звезда и в мой дом, в дом раба Божьего (ваше имя), освети своим светом негасимым мой дом, желание мое услышь (сказать желание) и исполнить помоги! Аминь!». Заговор нужно читать трижды, каждый раз крестясь.

В прощеное воскресенье нельзя ни в коем случае ругаться с кем бы то ни было. Чтобы избежать неприятностей, вначале прочитайте молитву, а потом особый заговор.

А как вы относитесь к традиции просить прощение в последнее воскресенье перед постом? И что вы про себя думаете, когда обидевшие вас просят у вас прощения?
-Бог простит! - это прощение или нет? Это вы простили или предложили Богу разбираться самому с Вашим обидчиком?

Новости СМИ

Новости партнеров

Прощеное воскресенье – это день, когда нужно просить прощение, а еще это последнее воскресенье перед началом серьезного пасхального поста. Но сразу же возникает масса вопросов: у кого и за что просить прощение, а также как и когда отмечается Прощеное воскресенье в 2017 году ?

В Прощеное воскресенье каждый должен получить прощение за свои мелкие или большие прегрешения, чтобы войти в Великий пост кристально чистым, со светлой душою. В 2017 году Прощеное воскресенье припадает на 26 февраля.

Прощеное воскресенье: суть этого важного христианского дня

На последний день недели Масленицы припадает Прощеное воскресенье. Этот день ознаменует начало Великого поста перед светлым праздником Пасхи. Прощеное воскресенье еще называют «сыропустным» или «сырным» воскресеньем, так как именно в этот день, после захода солнца, нужно прекратить употребление как молочных, так и мясных продуктов.

Сразу за Прощеным воскресеньем следует понедельник – первый день начала сорокадневного строгого поста. Пост завершится Страстной неделей, которая предшествует величайшему христианскому .

Почему именно «прощеное» воскресенье

Прощеное воскресенье крайне ценно для всего христианского мира. Этот день должен помочь настроить свое тело и свою душу на непростой период строгого , подразумевающего очищение и тела, и души от скверны мирской жизни.

Поэтому настоящим призванием каждого истинно верующего христианина в этот день является простить других, за какие бы то ни было недоразумения, и самим просить прощения у каждого за возможные нанесенные обиды. И простить, и быть прощенным очень важно, ведь человек должен вступить в пост абсолютно чистым, с чистыми мыслями, с чувством полного примирения с окружающими.

Прощеное воскресенье по Библии

Впервые традиция просить прощения и самому его получать появилась у египетских монахов. У них было принято уходить в пустыню на сорок дней и находиться там в полном одиночестве, усиливая таким образом свои молитвы и свое покаяние.

На Светлое Воскресенье они должны были вернуться, однако не всем это было суждено. Кто-то погибал от жары и недостатка воды, кого-то задирали дикие животные. Именно поэтому, перед тем, как отправиться в путь, в далекое и опасное одиночное путешествие, монахи собирались все вместе и прощались.

Египетские монахи истово молились в этот день и просили прощения друг у друга за обиды, распри и прочие инциденты. После окончания вечерней молитвы путники расходились, кто куда, для осуществления своих духовных странствий. И в наше время, в последний день празднования веселой Масленицы, православные христиане молятся и просят прощения за обиды у живых и усопших.

Спустя время, традиция эта переросла в часть богослужения. А в России существовала такая традиция: царь просил в этот день прощения у всех подданных. С этой благой целью он объезжал все государство, прося прощения у монахов, солдат и простого народа.

Традиции Прощеного воскресенья

Помимо того, что в этот день принято просить прощения за умышленные и неумышленные проступки и прегрешения, празднование Прощеного воскресенья подразумевает и другие интересные традиции и обряды.

В последний день перед строгим Великим постом за стол нужно было садиться семь раз (ровно столько недель насчитывает Великий пост). В последний прием пищи вся семья должна была в полной мере угоститься пищей животного происхождения, ибо на следующие сорок дней она оказывалась под запретом.

После щедрого ужина со стола не убирались ни объедки, ни посуда. Все оставляли так, как и было после окончания трапезы, а сверху накрывали скатертью, на которую клали овчину вверх мехом. Делали это для того, чтобы семья жила в достатке и круглый год в доме не слышны были ни разногласия, ни ссоры.

Чтобы очиститься от всего греховного и скверного, верующие просили друг у друга прощения, обращаясь со словами: «Прости меня, пожалуйста, коли в чем виноват перед тобой». А далее перечислялись все возможные проступки, обиды и различные недоразумения, за которые необходимо было получить искреннее прощение. Церемония обоюдного прощения оканчивалась взаимным целованием. Из-за этого Прощеное воскресенье называли еще и «целовальником».

Согласно Священному Писанию, если просить прощения и самому прощать, то Господь Бог, Отец наш Небесный простит все грехи. Говорить при этом нужно следующее: «Я прощаю Вам, прости, Господь, и меня, грешного!».

Вначале отпустить грехи ходят к священникам на исповедь, а затем за прощением идут уже к родным, друзьям и знакомым. Принято посещать и могилы умерших с молитвой о прощении. По давней традиции, нельзя было никому лечь спать, пока дети не попросят прощения у своих родителей.

Некоторые семьи в Прощеное воскресенье следуют такому обряду: вечером вокруг стола усаживаются все члены семьи, а глава семейства садится на отдельный стул. Каждый из домочадцев в порядке старшинства подходит к отцу и просит прощения за все плохие поступки, которые были совершены в прошедшем году (несдержанность в разговоре с родителями, сквернословие, ругань, непослушание и прочие проступки).

После того, как самый младший член семьи попросит у отца прощения, глава семейства должен выйти на середину комнаты и попросить прощения у каждого присутствующего родного человека.

Считается, что в Прощеное воскресенье не простить кого-то или же сквернословить – большой грех. Поэтому люди должны сделать все возможное, чтобы найти в себе силы примириться с неприятелями.

Картинки с поздравлениями и стихами


Традиционно проводы Масленицы совпадают с не менее важным событием - Прощеным воскресеньем. В этот день обязательно пообщайтесь с близкими людьми и попросите у них прощения.

Порой каждый из нас совершает поступки, за которые нужно извиниться. Не всегда мы можем простить своего обидчика, но еще сложнее попросить прощения за собственные ошибки. Прощеное воскресенье — особенный праздник. В этот день у вас появится возможность произнести слова раскаяния перед своими близкими. Однако не забывайте, что ваши извинения должны быть искренними.

Ежегодно Прощеное воскресенье празднуют в последний день масленичной недели. Сразу же после этого начнется долгий период Великого поста.

Смысл Прощеного воскресенья

В Прощеное воскресенье принято не только извиняться перед другими людьми, но и прощать обидчиков. В этом и заключается главный смысл праздника. Священнослужители рекомендуют просить прощения только у тех, кого вы действительно обидели словом или действием.

Однако если вы посетите церковь в этот день, то заметите, как люди выстраиваются в цепочку и просят прощения друг у друга. Эта старинная церковная традиция зародилась еще на Афоне и со временем пришла и в нашу страну. Считается, что Прощеное воскресенье предназначено не только для раскаяния перед теми, кто в обиде на вас, но и для очищения души. В этот день принято не только извиняться и прощать других людей, но и заниматься богоугодными делами. Вступать в конфликты , жаловаться на других людей и распускать слухи категорически запрещено.

Если в этот день перед вами извинится человек, в ответ обязательно скажите: «Бог простит, и я прощаю» . Таким образом вы даете понять, что обида — это не повод становиться врагами. Научившись прощать людей, вы сможете изменить свою жизнь в лучшую сторону.

Что обязательно нужно сделать в Прощеное воскресенье

Посетите церковь. Прощеное воскресенье — важный день для православных верующих. Необходимо посетить храм и побывать на богослужении, во время которого священник и другие прихожане попросят прощения друг у друга.

Извинитесь перед своими близкими. В первую очередь, попросите прощения у своих родных. Необязательно перечислять все обиды, лишний раз напоминая о них. Просто скажите: «Прости меня» . Во время покаяния ваши слова должны исходить из души, иначе смысла в них не будет.

Простите своих обидчиков. Некоторые обиды забыть сложно , но отказать человеку в прощении — страшный грех. Постарайтесь простить своих обидчиков и отпустите негативные воспоминания из своих мыслей. Однажды вы поймете, что небольшие конфликты не стоят испорченных отношений.

Проведите время с семьей. Помимо Прощеного воскресенья, в этот день принято отмечать Масленицу. Старинный праздник славится развлечениями и массовыми гуляньями. Однако вечером обязательно проведите время в кругу семьи. Скажите своим близким хотя бы пару теплых слов и еще раз попросите прощения.

Попросите прощения у покойных родственников. Не только живые, но и умершие родственники должны услышать ваши извинения. Посетите могилы покойных и попросите у них прощения. Обязательно простите мертвых за обиды, чтобы успокоить их и снять тяжесть со своей души.

Покайтесь перед Господом. Каждый человек совершает греховные деяния, и за них вас может простить только Бог. Неважно, сознательно вы совершили грех или нет, в Прощеное воскресенье обязательно посетите храм и произнесите молитву о прощении . Перед этим вы должны полностью осознать свои ошибки и раскаяться, иначе ваши извинения будут ложными.

Подготовьтесь к началу Великого поста. В это время каждый верующий начинает подготовку к Великому посту, начало которого приходится уже на следующий день. Попросив прощения у своих близких, не забудьте простить обиды и отпустите негативные мысли. Со следующей недели вы сможете начать жизнь с чистого листа, а неприятные воспоминания лучше оставить в прошлом.

Великий пост — серьезное испытание для православных верующих. В этот период вам придется изменить свой рацион питания, исключив из него запрещенные продукты. Однако телесный пост без духовного очищения не имеет смысла. Чтобы очистить не только тело, но и душу, рекомендуется каждое утро начинать с сильной молитвы . Мы желаем вам крепкой веры и благополучия, и не забывайте нажимать на кнопки и

13.02.2018 07:59

Православные исповедуют принцип всепрощения, основанный на любви к ближним. В современной динамичной жизни, полной конфликтов...