Первобытная женщина в шкуре. Одежда в первобытные времена. Пояс и украшения

Что люди знают о первобытном человеке? На самом деле - совершенно немного. Известно, что жил в пещерах, охотился на мамонтов, в качестве оружия использовал дубинку, а одевался в шкуры убитых зверей.

Имея даже такие обрывочные знания о первых людях, можно сделать отличный костюм первобытного человека своими руками. Ребенку в садик, на праздник, на представление в школе или выступление в театре - наряд подойдет к любому тематическому мероприятию.

Части костюма

Как сделать костюм первобытного человека? Прежде чем приступать к сборке наряда, необходимо определиться, из чего будет состоять костюм.

Одежда у была незамысловатая - рваные шкуры с неровными краями, грубо сметанные кусками кожи или жилами или подпоясанные кожаной ниткой. Они заменяли и пижаму, и «деловой наряд», и вечерний костюм. На очень холодное время года могла быть припасена еще одна шкура, которую использовали в качестве плаща или накидки.

Украшения были одинаковы для всех - кости животных, которые привязывали к волосам или нанизывали на нитку, как бусы. Косточками могли украсить пояс.

В качестве дополнительных аксессуаров применяли повязки на предплечья и голени.

Самый главный атрибут - дубинка. И у женщин, и у мужчин она была. Разница заключалась только в размере оружия - мужчинам, как более сильным представителям племени, полагалась дубина больше, чем женская. Следовательно, костюм первобытного человека для мальчика и для девочки делается одинаково, только дубинка будет разного размера.

Волосы - заключительная часть наряда. Мыло и шампунь еще не были известны нашим предкам, соответственно, прическа на голове была отдаленно похожа на аккуратную современную укладку. Для создания полноценного образа необходим будет парик.

Итак, костюм будет состоять из:

  • основной одежды;
  • накидки;
  • пояса и украшений;
  • дубинки;
  • парика;
  • повязок.

Основная одежда

Одевались наши предки в шкуры пойманных животных. Следовательно, расцветка должна соответствовать и быть похожей на натуральную кожу или мех. Для этой цели хорошо подойдет ткань любого качества. Цвет коричневый, леопардовый или тигровый. Не стоит делать выбор в пользу блестящих тканей, они не очень уместны для данной цели. А вот фетр, велюр, искусственная замша - самое то.

Модели могут быть разными. Наиболее простой вариант - обмотка с узлом на одном плече.

Для работы потребуется около 1,5 ткани.

Материал складывается пополам, получается прямоугольник. С той стороны, где сгиб, намечается середина. Делать это можно на глаз; костюм не должен быть идеальным и симметричным: первобытные люди были далеки от высокой моды. Также середина находится и по длинной стороне прямоугольника. Точки соединяются между собой, и ткань обрезается. Получается, что из большого прямоугольника вырезали треугольник.

Там, где ткань на сгибе осталась соединенной, будет плечо. Ту сторону, которая стала короткой, необходимо сшить при помощи классические нитки с иглой. А можно соригинальничать, соединив части наряда при помощи грубых стежков. Для второго варианта нужно маникюрными ножницам проделать отверстия в ткани с двух сторон, а затем ниткой для вязания подходящего цвета или тонким шнурком связать половинки между собой. Можно сделать это крест-накрест - как шнуровку у кроссовок, а можно - продевать в каждое отверстие. Какой способ выбрать - зависит только от фантазии мастера.

Простой вариант

Второй вариант - самый простой. В отрезе ткани, сложенном пополам, со стороны сгиба посередине прорезается отверстие для головы. Сшивать ничего не нужно: одежда подпоясывается - и все. Костюм первобытного человека для мальчика своими руками можно считать почти готовым!

Ну и вариант для летних пещерных людей - набедренная повязка. Кусок ткани разрезается на полоски разной ширины. Основная полоска, равная обхвату бедер, выступает в роли основы, на нее навешиваются остальные лоскуты.

Накидка

Накидка делается из той же ткани, что и основная часть. Но выбрать можно любую другую фактуру, лучше всего пойдет плотный материал.

Для накидки можно проделать в верхней части ткани отверстия, продеть в них шнур и при помощи шнура завязывать ее на шее. Более легкий вариант - завязывать два конца накидки узлом и накидывать на голову.

Пояс и украшения

Костюм первобытного человека украшается природными материалами - костями и повязками.

Чтобы сделать повязки на руки и ноги, необходимо вырезать 4 полоски ткани, 2 из которых равны обхвату предплечья выше локтя, а 2 другие - обхвату ноги ниже колена.

На полоски ткани навешиваются полоски по такому же принципу, что и для Завязывается такое украшение на узел прямо на руке или ноге.

Костюм первобытного человека украшается костями. Сделать их можно легко самостоятельно из полимерной глины. Также подобная фурнитура продается в магазинах для рукоделия - бусины в виде костей, зубов легко нанизывать на нитку и удобно использовать.

Из полимерной глины белого цвета, предварительно размятой в руках, делают клыки животных или косточки. После термообработки (правила работы с глиной пишут на пачках производители) в каждой заготовке проделываются отверстия, затем полученные детали нанизываются на нитку или полоску кожи. Такие украшения можно нанизать и на концы полосок, из которых сделана набедренная повязка для рук и для ног.

Пещерный человек часто изображается с косточкой в волосах. Для того чтобы сделать такое украшение для мальчика, придется запастись обручем для волос и пистолетом с клеем или длинной ниткой. На обруч наносится капля клея и крепится большая кость. А ниткой данный аксессуар можно просто сильно привязать. Лучше всего будет смотреться кость, привязанная прямо к волосам, но для этого потребуется сноровка, так как у мальчишек волосы обычно короткие.

Парик

Костюм первобытного человека завершает головной убор. Парик со спутанными волосами проще всего купить в специализированном магазине. Самостоятельно сделать такой аксессуар не сложнее, чем завязать узелок на повязке.

Из обруча и пучка шерсти для фелтинга можно сделать отличный муляж волос. Нужно будет пряди шерсти коричневого цвета аккуратно приклеить к обручу в несколько слоев. Заготовка украшается косточкой, которую привязывают к прядям ровно по центру.

Наряду с жилищем одежда возникла как одно из основных средств защиты от разнообразных внешних воздействий, Некоторые буржуазные учёные признают эту утилитарную причину происхождения одежды, но многие занимают идеалистические позиции и выдвигают как основные причины чувство стыда, эстетического побуждения (одежда якобы возникла из украшений), религиозные и магические представления и т.д.

Одежда - одно из древнейших изобретений человека. Уже в памятниках позднего Палеолита обнаружены каменные скребки и костяные иглы, служившие для обработки и сшивания шкур. Материалом для одежды, кроме шкур, были листья, трава, древесная кора (например, Тапа у жителей Океании). Охотники и рыболовы использовали рыбью кожу, кишки сивуча и др. морских животных, птичьи шкурки.

Научившись в эпоху Неолита искусству прядения и ткачества, человек использовал первоначально волокна дикорастущих растений. Происшедший в неолите переход к скотоводству и земледелию позволил использовать для изготовления тканей шерсть домашних животных и волокна культурных растений (льна, конопли, хлопка).

Шитой одежде предшествовали ее прототипы: первобытный плащ (шкура) и набедренное прикрытие. От плаща берет начало разного рода плечевая одежда; впоследствии из нее возникли тога, туника, пончо, бурка, рубаха и т.п. От набедренного прикрытия произошла поясная одежда (передник, юбка, штаны).

Простейшая древняя обувь - сандалии или кусок шкуры животного, обёрнутый вокруг ноги. Последний считается прототипом кожаных моршней (поршней) славян, чувяк кавказских народов, мокасин американских индейцев. Для обуви использовались также древесная кора (в Восточной Европе) и дерево (башмаки у некоторых народов Западной Европы).

Головные уборы, защищая голову, уже в древние времена играли и роль знака, указывавшего на социальное положение (головные уборы вождя, жреца и пр.), и были связаны с религиозно-магическими представлениями (например, изображали голову какого-либо животного).

Одежда обычно бывает приспособлена к условиям географической среды. В разных климатических зонах она различается по форме и материалу. Древнейшая одежда народов зоны тропического леса (в Африке, Южной Америке и т.д.) - набедренная повязка, передник, покрывало на плечи. В умеренно холодных и арктических областях одежда закрывает всё тело. Северный тип одежды подразделяется на умеренно северный и одежды Крайнего Севера (последняя - сплошь меховая).

Для народов Сибири характерны два вида меховой одежды: в приполярной зоне - глухая, т. е. без разреза, надеваемая через голову (у эскимосов, чукчей, ненцев и др.), в таёжной полосе - распашная, имеющая разрез спереди (у эвенков, якутов и др.). Своеобразный комплекс одежды из замши или дублёной кожи сложился у индейцев лесной полосы Северной Америки: у женщин - длинная рубаха, у мужчин - рубаха и высокие ноговицы.

Формы одежды тесно связаны с хозяйственной деятельностью человека. Так, в глубокой древности у народов, занимавшихся кочевым скотоводством, сложился особый тип одежды, удобной для верховой езды, - широкие штаны и халат у мужчин и женщин.

В процессе развития общества усиливалось влияние на одежду различия общественного и семейного положения. Дифференцировалась одежды мужчин и женщин, девушек и замужних женщин; возникла будничная, праздничная, свадебная, погребальная и др. одежды. По мере разделения труда появились разнообразные виды профессиональной одежды. Уже на ранних этапах истории одежда отражала этнические особенности (родовые, племенные), а в дальнейшеми общенациональные (что не исключало локальных вариантов).

Удовлетворяя утилитарные запросы общества, одежда в то же время выражает и его эстетические идеалы. Художественная специфика одежды как вида декоративно-прикладного искусства и художественного конструирования обусловливается главным образом тем, что объектом творчества является сам человек. Образуя с ним зрительное целое, одежда не может быть представлена вне своей функции.

Свойство одежды как предмета сугубо личного определило в её создании (моделировании) учёт пропорциональных особенностей фигуры, возраста человека, а также частных деталей его внешности (например, цвета волос, глаз). В процессе художественного решения одежды эти черты могут подчёркиваться или, наоборот, смягчаться.

Эта непосредственная связь одежды с человеком породила активное участие, даже соавторство потребителя в утверждении и развитии её форм. Являясь одним из средств воплощения идеала человека той или иной эпохи, одежда выполняется в соответствии с её ведущим художественным стилем и его частным проявлением - модой.

Сочетание компонентов одежды и предметов, её дополняющих, выполненных в едином стиле и художественно согласованных между собой, создаёт ансамбль, называемый костюмом. Основным средством образного решения в одежде является архитектоника .

У многочисленных племён, заселивших территории Европы после падения Римской империи (5 в.), существовал принципиально иной подход к одежде, которая должна была не окутывать тело, а воспроизводить его формы, давая человеку возможность легко двигаться. Так, у народов, пришедших с Севера и Востока, основными частями одежды были груботканные штаны и рубашка. На их основе сложился такой тип одежды, как трико, занимавший на протяжении нескольких столетий главное место в европейском костюме.

При ответе на вопрос "когда появилась одежда ?" мнения учёных расходятся. Согласно самой осторожной гипотезе, одежда появилась около 40 тысяч лет назад, что подтверждается археологическими данными, т.к. именно этим временем датируются самые древние найденные иголки для шитья. Согласно самым смелым гипотезам, появление одежды могло совпасть с утратой предками человека основной части волосяного покрова, что произошло около 1,2 млн. лет назад. Существует также гипотеза, что время появления первой одежды можно узнать исходя из того, когда появились платяные вши, которые обитают только на одежде. Генетики говорят, что платяные вши отделились от головных вшей как минимум 83 тысячи лет назад, а возможно, даже ранее 170 тысяч лет назад. Существуют и более смелые оценки времени появления платяных вшей - от 220 тыс. до 1 млн. лет назад.

Вероятнее всего, одежда возникла не столько как защита от холода (известны племена, которые обходились без одежды, даже проживая в суровом климате, например, индейцы Огненной Земли), сколько как магическая защита от угрозы извне . Амулеты, татуировки, раскраска на обнажённым теле первоначально играли такую же роль, как позднее одежда, защищая хозяина с помощью магической силы. Впоследствии узоры татуировки переносились на ткань. Например, разноцветный клетчатый узор татуировки древних кельтов остался национальным узором шотландской ткани.

Первыми материалами для одежды первобытного человека были растительные волокна и шкуры. Способы ношения шкур в виде одежды были различными. Это и обматывание вокруг торса, прикрепление к поясу, когда получалось хорошее укрытие для таза и ног; надевание на плечи через прорезь для головы (будущий нарамник), накидывание на спину и завязывание лап вокруг шеи, чтобы получалась теплая накидка в виде плаща. Чем больше человек усложнял свою одежду, тем больше на ней появлялось различных крепежных элементов и дополнений. Это когти, кости, перья птиц, клыки животных.

Одежда древних германцев каменного века:

На палеолитической стоянке Сунгирь (территория Владимирской области), предполагаемый возраст которой 25 тысяч лет, в 1955 году были найдены погребения подростков: мальчика 12-14 лет и девочки 9-10 лет. Одежда подростков была обшита бусами из кости мамонта (до 10 тысяч штук), что позволило реконструировать их одежду (оказавшуюся похожей на костюм современных северных народов). Реконструкцию одежды из стоянки Сунгирь можно увидеть на следующем рисунке:

В 1991 году в Альпах была найдена ледяная мумия первобытного человека "Эци", жившего 3300 лет до н.э. Одежда Эци частично сохранилась и её удалось реконструировать (см. рисунок).

Одежда Эци была довольно замысловата. Он носил плетёный соломенный плащ, а также кожаные жилет, пояс, ноговицы, набедренную повязку и башмаки. Помимо этого была обнаружена шапка из медвежьей шкуры с кожаным ремнём через подбородок. Широкие водонепроницаемые башмаки, судя по всему, были предназначены для походов по снегу. В них использовалась медвежья шкура для подошв, оленья кожа для верхней части и лыко в качестве шнуровки. Мягкая трава обвязывалась вокруг ноги и использовалась как тёплые носки. Жилет, пояс, обмотки и набедренная повязка делались из полосок кожи, сшитых вместе сухожилиями. К поясу был пришит мешочек с полезными вещами: скребком, сверлом, кремнём, костяной стрелой и сухим грибом, использовавшимся как трут.
Кроме того, на теле Эци было обнаружено около 57 татуировок из точек, линий и крестов.

В 1991 году палеонтологи в Альпах нашли ледяную мумию. Это были останки первобытного человека, которому дали имя «Эци». Эци проживал 5300 лет назад. Одежда Эци сохранилась в хорошем состоянии. Одежда Эци имела замысловатую форму. Его тело покрывал сплетенный из соломы плащ, а так же кожаный жилет и пояс, на бедрах имелась повязка и башмаки. Рядом с мумией была обнаружена шапка из медвежьей шкуры и кожаный ремень через подбородок. Широкие водонепроницаемые башмаки, скорее всего, нужны были для переходов по снежным холмам. Подошва была создана из медвежьей шкуры, верхняя часть соткана из оленьей кожи, а лыко использовалось в качестве шнурков. Вокруг ног была обвязана мягкая трава, она служила вместо носков. Жилет, пояс, обмотки и набедренная повязка были сделаны из полосок кожи, которые сшивались вместе сухожилиями. На поясе имелся мешочек, в котором хранились полезные вещи: скребок, сверло, кремень, костяные стрелы и сухие грибы, использовавшиеся как трут.

Форма тела и образ жизни человека определили первые примитивные виды одежды. Звериные шкуры или растительные материалы переплетали, образуя прямоугольные куски, и набрасывали на плечи или бедра, завязывали или обматывали вокруг тела горизонтально, по диагонали или спирали. Так появились два основных типа одежды по месту крепления: плечевая и поясная. Наиболее древняя их форма - драпирующаяся одежда. Она окутывала тело и держалась с помощью завязок, поясов, застежек. Со временем возникла более сложная форма одежды - накладная, которая могла быть глухой и распашной. Полотнища ткани стали перегибать вдоль основы или утка и сшивать по бокам, оставляя в верхней части сгиба прорезы для рук и вырезая в центре сгиба отверстие для головы. Накладную глухую одежду надевали через голову, распашная имела спереди разрез сверху донизу.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОДЕЖДЫ И ЕЁ ФУНКЦИИ

Археологические раскопки показывают, что одежда появилась на самых ранних этапах развития человечества. Уже в эпоху палеолита человек умел, пользуясь костяными иглами, сшивать, сплетать и связывать различные естественные материалы - листья, солому, тростник, шкуры животных, чтобы придать им желаемую форму. В качестве головных уборов также использовались природные материалы, например, выдолбленная тыква, скорлупа кокосового ореха, страусового яйца или панцирь черепахи.

Обувь возникла гораздо позже и была распространена в меньшей степени, чем другие элементы костюма.

Одежда, как и всякий предмет декоративно-прикладного искусства, сочетает в себе красоту и целесообразность, защищая тело человека от холода и жары, атмосферных осадков и ветра, она выполняет практическую функцию, а украшая его, - эстетическую. Трудно точно сказать, какая из функций одежды более древняя... Несмотря на холод, дожди и снег, аборигены Огненной Земли ходили обнаженными, а восточноафриканские племена близ экватора во время праздников облачались в длинные шубы из козлиных шкур. Древние фрески 4-го тысячелетия до н. э. показывают, что одежду носили лишь люди знатных сословий, все же остальные ходили обнаженными.

Прямыми предшественниками одежды являются татуировка, окраска тела и нанесение на него магических знаков, которыми люди стремились предохранить себя от злых духов и непонятных сил природы, устрашить врагов и расположить к себе друзей. Впоследствии узоры татуировки стали переносить на ткань. Например, разноцветный клетчатый узор древних кельтов остался национальным узором шотландской ткани. Форма тела и образ жизни человека определили первые примитивные формы одежды. Звериные шкуры или растительные материалы переплетали, образуя прямоугольные куски, и набрасывали на плечи или бедра, завязывали или обматывали вокруг тела горизонтально, по диагонали или спирали. Так появился один из основных типов одежды человека первобытного общества: драпирующаяся одежда. Со временем возникла более сложная одежда: накладная, которая могла быть глухой и распашной. Полотнища ткани стали перегибать вдоль основы или утка и сшивать по бокам, оставляя в верхней части сгиба прорези для рук и в центре сгиба - отверстие для головы.

Накладную глухую одежду надевали через голову, распашная имела передний разрез сверху донизу. Драпирующаяся и накладная одежда сохранилась и в наши дни как основные формы крепления ее на фигуре человека. Наплечная, поясная, набедренная одежда представлена сегодня разнообразием ассортимента, конструкций, покроев... Историческое развитие основных форм одежды проходило в непосредственной связи с экономическими условиями эпохи, эстетическими и моральными требованиями и общим художественным стилем в искусстве. А изменения стиля эпохи всегда связаны с идейными сдвигами, происходящими в обществе. В пределах же каждого стиля существует более подвижное и кратковременное явление - мода, затрагивающая все отрасли человеческой деятельности.