Первичные цвета Вторичные цвета Третичные цвета. Первичные и вторичные цвета К основным первичным цветам относятся

Глава 2. Теория цвета

2.1 Классификация цветов

Теплые цвета – это цвета, расположенные в хроматическом круге, начиная с желтого и заканчивая красно-фиолетовым. Однако, учитывая феномен влияния одного цвета на другой, например, красно-фиолетовый может казаться более теплым, если он расположен рядом с холодным зеленым цветом, и более холодным, если рядом с ним расположен теплый цвет, например, оранжевый.

Холодные цвета – это цвета от сине – фиолетового до желто – зеленого. Однако, желто – зеленый может казаться более холодным рядом с красным и более теплым рядом с синим.

Светлые или бледные цвета – это цвета, содержащие то или иное количество белого цвета.

Темные цвета – это цвета, содержащие черный или дополнительный цвета.

Яркие или насыщенные цвета – это цвета, в принципе не содержащие ни белый, ни серый, ни черный, ни дополнительные цвета. Но это понятие относительно, так как, например, яркие цвета синей гаммы не заканчиваются на чистом синем, к насыщенным цветам относят и синие, содержащие белый или черный цвета. Напротив, оранжевый, содержащий черный, относят к тусклым тонам, так как он становится коричневатым.

Тусклые цвета – это цвета, содержащие то или иное количество серого или дополнительного цветов.

2.2 Понятия первичных, вторичных и третичных цветов

Первичные цвета (рисунок 1) разделяются первичные природные цвета света и первичные цвета пигментов (используются в живописи и полиграфии). Это цвета, которые не создаются путем смешивания. Если смешать первичные красный, синий и зеленый лучи, то получится белый свет. Если смешать первичные мадженту, циан и желтый – цвета пигментов – то получим черный цвет.

Рисунок 1 – Природные цвета

Вторичные цвета (рисунок 2) получаются путем смешивания двух первичных цветов. К вторичным цветам света относятся: маджента, желтый и циан (зеленовато – голубой). Вторичные цвета пигментов красный, зеленый и фиолетовый.

Рисунок 2 – Вторичные цвета

Третичные цвета: образуются путем смешивания первичного и вторичного цветов. К ним относятся – оранжевый, пунцовый, светло – зеленый, ярко – голубой, изумрудно – зеленый, темно – фиолетовый.

Дополнительные цвета (рисунок 3): располагаются на противоположных сторонах хроматического круга. Так, например, для красного является дополнительным зеленый (полученный путем смешения двух первичных цветов – желтого и циана (зеленовато – голубого). А для синего дополнительным является оранжевый (полученный путем смешения желтого и мадженты).

Рисунок 3 – Хроматический круг по Манселлу

2.3 Система Манселла

Система Манселла описывает цвет, исходя из трех показателей: тональность, светлота и насыщенность (рисунок 4).

Тональность – это, например, желтый или синий.

Светлота показывает, на каком уровне серых градаций (вертикальная ось) находится цвет.

Насыщенность: показывает, на каком расстоянии от вертикальной оси в горизонтальной плоскости находится тон.

Таким образом, в системе Манселла цвета расположены в трех измерениях и имеют вид дерева. Ствол (вертикальная ось) представляет шкалу с градациями серого цвета (от черного снизу к белому сверху). Тона находятся на хроматическом круге, который как бы "насажен" на вертикальную ось. Горизонтально оси показывают насыщенность тонов.

Рисунок 4 – Система Манселла

Глава 3. Психологическое воздействие цвета

3.1 Цветовые предпочтения

Воздействие цветов хорошо известно и признается большинством людей. Оно часто исследовалось в серьезных научных экспериментах. Но это воздействие до конца не изучено.

Говоря о психологическом влиянии цвета важно учитывать тот факт, что в различных обществах существуют разные точки зрения. Даже независимые результаты исследований воздействия цвета порой несут отпечаток принадлежности к определенной культурной группе людей, чье мнение формировалось на протяжении веков.

Почему невозможно придерживаться объективных сторон при изучении этого вопроса? Отчасти потому, что достаточно сложно отделить психологию цвета от его символики.

Символическое значение цветов складывалось у определенных народов на протяжении веков. Взять, например, черный и белый цвета. На Западе черный цвет воспринимается как серьезный, драматичный, подчас печальный. При использовании черного цвета в декорировании часто звучат предупреждения о его угнетающем воздействии. Традиционно черный – это цвет траура. Белый же цвет, наоборот, ассоциируется с чистотой, миролюбием, оптимизмом. Поэтому подвенечное платье в западных странах традиционно белого цвета. Никому не придет в голову одеть белые одежды на траурную церемонию, а невесте присутствовать на свадьбе в черном платье. Тем не менее, в некоторых странах Востока именно белый, а не черный, является цветом траура.

Но с другой стороны, различные общества приписывают одному и тому же цвету схожие свойства. Так, например, мнение специалистов фэншуй о свойствах цветов по многим аспектам совпадают с мнением западных ученых. Это говорит о том, что каждому цвету присущи определенные качества, которые лежат глубоко в его природе. Именно эти свойства выявлялись человеком и передавались из культуры в культуру, начиная с момента великого открытия венецианца Марко Поло.

По тому, какой цвет мы предпочитаем в тот или иной момент времени, каким цветом хотим окружить себя в интерьере, все это может многое рассказать о нас.

Цветовые предпочтения зависят от многих причин. Среди них можно назвать возраст, пол, культурный уровень, образование, особенности темперамента и характера и др. Так, например, чистые яркие цвета предпочитаются людьми со здоровой психикой, среди них – дети, молодежь, а также открытые прямые натуры.

Смешанные, сложные цвета вызывают неоднозначные эмоции. Эти цвета предпочитаются чаще всего людьми с тонкой нервной организацией, подчас с достаточно утомленной нервной системой.

Психология синего (голубого) цвета

Прежде всего, это успокаивающий цвет. Он способствует физическому и ментальному расслаблению, создает атмосферу безопасности и доверия. Голубой цвет считается цветом креативности, его рекомендуют для учебных аудиторий или кабинетов. Бирюзовый оттенок способствует общению.

Предпочтение синего цвета означает: стремление к покою, гармонии с окружающими и с самим собой, верность, склонность к эстетическим переживаниям и глубокомысленными размышлениям. Флегматичный темперамент.

Отклонение синего цвета: бегство от разрядки и покоя, слабость, длительная депрессия, недостаток дружеских связей в коллективе, неудовлетворенное честолюбие, стремление к превосходству. Часто синий цвет отвергают курильщики.

Немного истории: В 1666 году во время великой чумы, когда Кембриджский университет был закрыт, И. Ньютону пришлось заниматься научными опытами дома, в частности это были опыты по изучению природы света. Затмив окно и оставив в нём небольшое отверстие, Ньютон расположил перед солнечным лучом, проникающим сквозь это отверстие стеклянную призму. Белый луч света, пройдя через призму, превратился в последовательный ряд цветов, которые отобразились на расположенном позади призмы экране.

Так, благодаря злой иронии судьбы - великой чуме 17 века, давшей возможность Ньютону отвлечься от насущных университетских дел и заняться давно интересующей его проблемой цвета, человечество приблизилось к научному определению природы цвета. Именно, приблизилось, так как это потрясающе красивое природное явление вызывало многочисленные споры учёных на протяжении последующих веков и до сих пор приносит новые и новые загадки.

1.Теория цвета

Цвет- это физическое явление, которое образуется путем преломления света.
Свет в виде обычного дневного света воспринимается нашими глазами как «белый» т.е. бесцветный свет. На самом деле он фактически состоит из ряда цветов: Красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый.

Без сомнения вы хотя бы раз видели после дождя радугу, разноцветной полосой цвета опоясывающую небо. Почему мы видим в радуге так много цветов, Мы знаем что солнечный свет представляет собой комбинацию цветных лучей света, и различные цвета преломляют различным образом. Другими словами свет расщепляется, т.е. имеет место явление дифракции.

Для восприятия цвета нужно 3 условия:

1. Источник света
2. Отражающая поверхность
3. Человеческий глаз

Цвета разделяют на:

1.Хроматичесие- все цвета радуги
2.Ахроматические- белый и черный

Различные цвета создаются световыми волнами которые представляют собой определённый род электромагнитной энергии.

Человеческий глаз может воспринимать свет только при длине волн от 400 до 700 миллимикрон.
1 микрон или 1мк = 1/1000мм = 1/1000000м
1 миллимикрон или 1ммк = 1/1000000мм
Длина волн, соответствующая отдельным цветам спектра, соответствующие частоты (число колебаний в секунду) для каждого спектрального цвета имеют следующие характеристики:

Цвет Длина волны в н/м Чистота колебаний в секунду

КРАСНЫЙ 800 - 650 400 – 470 млрд.
ОРАНЖЕВЫЙ 640 - 510 470 – 520 млрд.
ЖЁЛТЫЙ 580 - 550 520 – 590 млрд.
ЗЕЛЁНЫЙ 530 – 490 590 – 650 млрд.
ГОЛУБОЙ 480 - 460 650 – 700 млрд.
СИНИЙ 450 – 440 700 – 760 млрд.
ФИОЛЕТОВЫЙ 430 - 390 760 – 800 млрд.

Световые волны сами по себе не имеют цвета. Цвет возникает лишь при восприятии этих волн человеческим глазом и мозгом. Цвет предметов возникает главным образом в процессе поглощения волн. Красный сосуд выглядит красным потому, что он поглощает все остальные цвета светового спектра кроме красного.

Белый - цвет отражения. Предмет воспринимается белым, поскольку он отражает все цвета радуги. Черный - цвет поглощения. Предмет воспринимается черным, поскольку он поглощает все цвета радуги.

Предметы любого цвета, кроме черного и белого, отражают все цвета спектра и отражают все цвета спектра и поглощают только дополнительный цвет к тому цвету, который принимает предмет.

ПРИМЕР: Зеленый предмет, освещаемый дневным светом будет отражать все составляющие света и поглощать лучи красного света, который является дополнительным цветом зеленого.
Следовательно, мы можем сказать, что поскольку цвет представляет собой отражение, для его образования необходим источник света. Если нет света, то нет и цвета, в темноте все цвета черные.

В основе всех существующих в мире хроматических цветов лежат только 3 базовых цвета: КРАСНЫЙ, СИНИЙ, ЖЕЛТЫЙ, и лишь правильные пропорции смешивания и концентрация красящих веществ имеют решающее значение при появлении того или иного оттенка. Если смешивают цвета «находящиеся рядом», то появляется цвет совершенно иного характера. Из желтого и красного получится оранжевый, синий и красный дают фиолетовый цвет, в то время как синий и желтый образуют зеленый цвет.

Хроматические цвета делятся на первичные и производные цвета.

Первичные цвета- красный, синий и желтый являются основой всех хроматических цветов и фактически без них не существует никакой цвет. Первичные цвета являются основными компонентами красителей для волос.

Производные цвета делятся на вторичные, третичные и т.д. Вторичные цвета получаем путем смешения двух основных(первичных) цветов.
Красный + желтый = оранжевый
Красный + синий = фиолетовый
Синий + желтый = зеленый

Третичные цвета- добавляя вторичный цвет к одному из двух образующих его первичных, мы получаем новые цвета, которые будем называть третичными.

НАПРИМЕР: фиолетовый + красный = красное дерево(махагон)
Фиолетовый + синий = жемчужный

Различные пропорции смеси первичных и вторичных цветов образуют несчетное количество промежуточных оттенков.

Характер цвета- это теплый или холодный цвета. Теплые цвета: желтый и красный; холодный- синий. Если в цвете преобладают желтый или красный цвета, то этот цвет является теплым, если преобладает синий- холодный цвет.

Нейтрализация цвета – важной особенностью хроматических цветов является способность взаимной нейтрализации (дополнения). Для каждого хроматического цвета (кроме коричневого) имеется дополнительный цвет, который при объединении с исходным даёт серый, серо-коричневый цвет.

Фиолетовый нейтрализует Жёлтый
Красный нейтрализует Зелёный
Синий нейтрализует Оранжевый

В отличие от большинства предметов окружающего мира, мониторы компьютеров не поглощают свет, а излучают. Для описания процессов формирования цвета на экране потребовалась модель, называемая аддитивным синтезом цветов. В указанной модели цвет получается в результате сложения нескольких основных (первичных) цветов: красного, синего и зелёного.

    Оттенок (hue)

    Оттенок- значение, определяющее положение цвета в спектре. Например, зеленый расположен между желтым и синим. Для рабочего стола этот атрибут можно задать на панели управления.

    Насыщенность (saturation)
    Насыщенность - параметр управления цветом; чистота оттенка цвета в диапазоне от серого до чистого цвета.

    Яркость (brightness)
    Яркость цвета по шкале от черного до белого на мониторе пользователя. Измеряется в процентах: от 0 до 100%. Нулевая яркость - это чёрный цвет.

100%

R - Red (Красный)

100%

B - Blue (Синий)

100%

G - Green (Зелёный)

100%

Y - Yellow (Жёлтый)

C - Cyan (Голубой), M - Magenta (Пурпурный), Y - Yellow (Жёлтый), G - Green (Зелёный), В - Blue (Синий), R- Red (Красный), O - Or ange (Оранжевый), P - Purple (Фиолетовый).

Первичные, вторичные и третичные цвета

Первичные цвета : красный, синий, жёлтый (three "primary" pigments of red, blue and yellow) называются CMY системой (Cyan, Magenta,Yellow or CMY system).

Смешение голубого и жёлтого цветов даёт зелёный цвет. Смешение жёлтого и красного - оранжевый цвет, голубого и красного - фиолетовый цвет. Эти три цвета (зелёный, фиолетовый и оранжевый) называют вторичными цветами .

Смешение первичных и вторичных цветов с их ближайшими оттенками даёт . Третичные или промежуточные цвета - это оранжево-красный (1), жёлто-оранжевый (2), жёлто-зелёный (3), сине-зелёный (4), сине-фиолетовый (5) и красно-фиолетовый (6) ( Yellow-orange, red-orange, red-purple, blue-purple, blue-green and yellow-green ) .

Таким образом получаются 12 цветов:

Magenta

Scarlet

Red

Orange

Yellow

Lime

Green

Turquoise

Cyan

Indigo

Blue

Purple

Иллюстрация цветообразования в результате поглощения или отражения трёх основных (красный, синий, жёлтый) цветов.

Цвет

Поглощение

Отражение

Результат (проявляется)

Светло-красный

Зелёный & светло- голубой

Cyan

Светло-зелёный

Красный и светло-голубой

Magenta

Светло-голубой

Красный и светло-зелёный

Yellow

M + Y

Зелёный & светло- голубой

Светло-красный

Red

C + Y

Красный и светло-голубой

Светло- зелёный

Greeen

C + M

Красный и светло-зелёный

Светло-голубой

Blue

Где: Cyan (C) , Magenta (M) , Yellow (Y) . Н азывается CMY система.

Смотрите:

Стили веб-дизайна Стили веб-дизайна 2 (комбинация 3 цветов) Стили веб-дизайна 3 (комбинация 3 цветов) Стили веб-дизайна 4 (комбинация 3 цветов) Стили веб-дизайна 5 (комбинация 4 цветов) Стили веб-дизайна 6 (комбинация 4 цветов) Красные стили Оранжевые стили Жёлтые стили Зелёные стил Голубые стили Синие стили Фиолетовые стили Серые стили Стили веб-дизайна 7 (компоновка страницы) Стили веб-дизайна 8 (компоновка страницы) Стили веб-дизайна 9 (компоновка страницы) Стили веб-дизайна 10 (компоновка страницы) Стили веб-дизайна 11 (компоновка страницы) Стили веб-дизайна 12 (компоновка страницы) Стили веб-дизайна 13 (компоновка страницы) Стили веб-дизайна 14 (градиентные фоны) Стили веб-дизайна 15 (градиентные фоны) Стили веб-дизайна 16 (градиентные фоны) FAQ по cтилям Фирменный стиль (примеры фирменных стилей) Наш стиль

ВСТУПЛЕНИЕ

Привет всем. Меня зовут Саша Стоуерс (Sasha Stowers) (или просто sashas), и этот урок посвящен цвету и тому, как эффективно применить его в своем творчестве. Я слегка коснусь теории цвета, но большую часть урока я буду говорить о применении цвета для создании привлекательной композиции, о том, как цвет воспринимается, и как он получается. Я также затрону некоторые распространенные «ошибки», которые могут привести к неграмотному подбору цвета. Должна сразу предупредить, урок не из коротких. Но (надеюсь) полны полезной для вас информации.

ЧТО ТАКОЕ ЦВЕТ?

Цвет – это восприятие. Когда свет попадает на наши глаза, специальные световые рецепторы собирают всю информацию об этом свете и записывают все данные о том, какой он – яркий или приглушенный, имеет ли оттенок (красный, синий, желтый, зеленый и т.д.). После сбора всех этих данных глаз посылает в наш мозг сигнал. Мозг прочитывает всю посланную информацию и говорит нам «Яблоко красное».

Таким образом, чтобы воспринять цвет нам нужно, чтобы:
1. наши глаза были чувствительны к свету и собирали информацию о нем
2. наш мозг перерабатывал информацию, которую мы получаем от глаз.
Особое внимание нужно уделить второму пункту. Наш мозг выполняет очень много работы; он восполняет различные световые ситуации, давая нам знать, что яблоко красное, даже если оно освещено синим светом; он позволяет нам определить форму яблока, расстояние между объектами и многое другое. В данном уроке мы разберемся, как работает наш мозг, чтобы понять цвет, и как это можно использовать в своих художественных целях.

ШИРОКО РАСКРЫТЫЕ ГЛАЗА

ПАЛОЧКИ И КОЛБОЧКИ

У наших глаз есть два вида рецепторов света – палочки и колбочки. Палочки хороши при плохом освещении. Они хорошо распознают движение и расположены больше по периферии, формируя наше боковое зрение. Колбочки отвечают за восприятие цвета. Существует три типа колбочек: L (длинная длина волны света), M (средняя длинна волны света), S (короткая длина волны света). Именно они отвечают за восприятие нашими глазами красного, зеленого и синего цвета.*

*Это не совсем верный термин, потому что данные колбочки дают намного больше возможностей, чем просто восприятие красного, зеленого и синего цветов.

Так как же имея всего три рецептора, мы можем распознавать множество различных цвета? На самом деле, эти колбочки работают не по одиночке (если только у вас не дальтонизм, вызванный наличием только одного типа колбочек), они все работают сообща, чтобы собирать всю информацию о цвете. Каждый рецептор колбочки может распознавать до 100 градаций цвета. Если собрать информацию со всех трех колбочек, то получается, что человеческий глаз распознает около 1.000.000 цветов.

КАЧЕСТВО ЦВЕТА

Итак, у нас целый 1.000.000 цветов, с которыми можно поиграть. Это довольно много. И было бы неплохо каким-то образом рассортировать эту груду информации. К счастью, такой способ существует. Как-то собрались вместе ученые и художники и начали думать, как бы разделить цвета так, чтобы им можно было дать четкое описание. И так, цвета были разделены по тону, чистоте и насыщенности.

ТОНА КАК СИНИЙ

Первое качество цвета – это тон. Тон относится к имени, которое больше всего ассоциируется с цветом – например, желтый, желто-зеленый, синий и т.д. – и устанавливает положение цветов на видимом световом спектре. Именно об этом думают люди, когда говорят о цвете. Ниже представлено несколько свотчей (образцов) цветов. На шкале HSB (Hue/Тон, Saturation/Насыщенность, Brightness/Светлота) цвета отличаются только лишь по Тону.

ЧИСТЫЙ КАК БИРЮЗА

Второе качество цвета – это его чистота. У этого определения есть и другие названия, такие как интенсивность и хроматичность. Чистота выражает количество насыщенности или тусклости цвета по сравнению с нейтральным (белым, черным или серым) цветом. Цвет с высоким уровнем чистоты будет далек от нейтрального, тогда как цвет с низкой частотой будет намного ближе к нейтральному цвету. Ниже вы увидите шкалу, где видно, как уменьшается чистота цвета по мере добавления белого.

Не путайте чистоту цвета с насыщенностью. Темный цвет все же может быть чистым и далеким от серого.

Если вы хотите уменьшить чистоту цвета, можно сделать это, разбавив его черным, белый или серым цветом. Вы также можете использовать для этой цели комплементарные (дополняющие) цвета, если рисуете красками, т.к. комплементарные цвета вроде как дают серый цвет, однако в результате обычно получается более насыщенный цвет, чем, если бы вы добавили просто нейтральный серый или коричневый цвет.

ЯРКИЙ КАК БЕЛЫЙ

Третье качество цвета – это светотень, которую иногда называют яркостью. Светотень – это светлота или темнота цвета. Они измеряется тем, как цвет отражает свет на шкале от белого до черного.

Не игнорируйте светотень только потому, что она не так эффективна, как другие качества цвета. Среди млекопитающих редко можно встретить особей с цветным зрением, но, тем не менее, все они могут созерцать мир в черно-белом цвете. Почему? Потому что насыщенность может дать нам столько информации о цвете, сколько не могут ни тон, ни хроматичность.

На рисунке выше приведены примеры того, как бы мы видели, если разделить три свойства цвета.** С тоном и чистотой, объект почти невозможно распознать. Это просто что-то, похожее на человеческую фигуру. При светотени же мы можем разобрать такие детали картинки, которые ни в одном другом случае не были видны. Мы уже точно можем сказать, что на рисунке изображено, мы можем распознать шарф и направление света – в общем, мы четко можем понять, на что мы смотрим.

**Нельзя, конечно, разделить эти свойства на 100%. Чтобы передать тон и чистоту цвета, вам обязательно нужно варьировать насыщенность, также как и невозможно получить чистый цвет без вмешательства тона.

СОВЕТ: если вы используете Photoshop, то можете наложить на свой рисунок черно-белый корректирующий слой, который можно включать и прятать, чтобы контролировать композицию.

ГОТОВИМ КАРАНДАШИ

ТЕОРИЯ

Теперь, когда мы понимаем, что такое цвет и как его описать, можно попытаться организовать его для нашего удобства. Теория цвета – это способ организации цвета таким образом, чтобы нам было удобно смешивать цвета и создавать новые цветовые сочетания с целью достижения благоприятной композиции. Я пройдусь по самым базовым принципам теории цвета, а также расскажу, как ими пользоваться.

КОЛЕСО

Скорее всего, вы уже знакомы с цветовым колесом. Если нет, то определение ему звучит следующим образом: цветовое колесо – это просто цвета видимого светового спектра, сгруппированные в определенном порядке (от красного до фиолетовому) по кругу. Исаак Ньютон, основатель множества принципов света и цвета, был первым, кто организовал цвета в таком порядке. Подобная организация цветов помогает найти, например, комплементы (или дополняющие цвета) (это противоположные тона), а также другие цветовые сочетания.

Альтернативное цветовое колесо в CYM. Традиционным считается колесо (на рисунке выше) в RGB цветах.

ПЕРВИЧНЫЕ ЦВЕТА

Первое, что нам нужно сделать, это ознакомиться с некоторыми ключевыми терминами цветовое колеса. Самое первое и самое важное, что мы должны запомнить – это наши первичные цвета. Существует три первичных цвета: красный, желтый и синий.*** Они называются первичными, потому что не могут быть образованы путем смешивания других цветов, но вы можете образовать большинство других цветов путем смешивания этих трех.

***Некоторые считают первичными цветами пурпурный, желтый и бирюзовый (см. выше), но «настоящие» версии этих цветов в красках найти крайне сложно. В любом случае, используя только эти три цвета, вы можете создать столько новых цветов, что можно даже не покупать новые краски.

ВТОРИЧНЫЕ ЦВЕТА

Вторичные цвета – это те цвета, которые получаются в результате смешивания первичных. Желтый и синий образуют зеленый. Синий и красный дают фиолетовый, а при смешении красного с желтым получается оранжевый. Если вы вдруг забудете об этом, можете просто посмотреть на цветовое колесо. Результат смешивания двух цветов будет располагаться непосредственно между ними.

ТРЕТИЧНЫЕ ЦВЕТА

Третичные цвета располагаются на цветовом колесе между первичными и вторичными цветами (часто оттенки коричневого и серого приписывают к третичным цветам, не смотря на то, что их нет на традиционном цветовом колесе). Названия этих цветов обычно пишутся через дефис (желто-зеленый, сине-зеленый, красно-фиолетовый). Некоторые определяют третичные цвета как комбинацию первичных и вторичных¸ но я предпочитаю говорить, что они являются результатом неравномерного добавления первичных цветов. Таким образом, у вас не будет чувства, что бы можете добавить только зеленый, чтобы получить желто-зеленый.

ОТТЕНКИ

Вы можете заметить, что даже при такой организации цвета, мы теряем из виду множество других цветов. Главное в первичных, вторичных и третичных цветах это тон, не чистота или насыщенность. Чтобы создать более светлый, темный или менее насыщенный цвет, нам нужно создать светлые оттенки, тона и темные оттенки (вы также можете добавить комплементарный цвет для нейтрализации другого цвета, но мы не можем назвать это тоном, потому что не использовали при этом нейтральный цвет). Светлые оттенки (tints) появляются в результате добавления белого цвета. Тона (tones) – это результат добавления серого цвета. А темные оттенки (shades) получаются при добавлении черного цвета. Заметьте, что даже когда вы добавляете нейтральные тона, вы можете получить изменения в цвете. Белые оттенки смещают цвет больше к синему тону. Черные – к зеленому (попробуйте с желтым). При добавлении нейтрального цвета к любому другому цвету, вы получите уменьшение чистоты цвета.

СОЧЕТАНИЕ ЦВЕТОВ

Цветовые колеса – это не просто красивые диски, которые помогают при смешивании цветов. Мы можем использовать цветовые колеса с целью создания цветовых схем и подбора таких цветов, которые бы гармонировали друг с другом.

КОМПЛЕМЕНТАРНЫЕ ЦВЕТА

Комплементарные (или дополняющие) цвета – это те, что располагаются на цветовом колесе друг против друга. Они называются дополнительными, потому что ДОПОЛНЯЮТ друг друга. Такие цвета повышают свою интенсивность и чистоту, потому что более далекого тона найти просто невозможно. Это то же самое, что поместить черный цвет рядом с белым на светотеневой шкале.

СПЛИТ КОМПЛЕМЕНТАРНЫЕ ЦВЕТА

Сплит комплементарные цвета почти аналогичны комплементарным. Единственная разница между ними в том, что вы берете оттенки смежные (соседние), а не просто противоположные. Например, вместо создания цветовой схемы из оранжевого и синего, вы возьмете оранжевый, сине-фиолетовый и сине-зеленый. Вместо двух оттенков, привлекающих внимание друг к другу, у нас получается сочетание двух оттенков, которые работают на то, чтобы усилить эффект от противоположного на колесе оттенка.

ПРАВИЛО ПРЯМОУГОЛЬНИКА

По правилу прямоугольника выбираются комплементарные цвета по обе стороны цветового колеса. Обратите внимание, что в результате у нас получается два набора комплементарных цветов (красный с зеленым и желтый с фиолетовым). Главный плюс такого подхода – широкий спектр цветов. Вместо двух или трех цветов, в вашем распоряжении – целых четыре.

АНАЛОГОВЫЕ ЦВЕТА

Аналоговая цветовая схема является полной противоположностью схеме с комплементарными цветами. Вместо цветов, драматически контрастирующих в тоне, в аналоговой схеме мы получаем похожие оттенки, расположенные на цветовом колесе по соседству. Чаще всего именно аналоговые цвета считаются наиболее гармоничными.

ТЕПЛЫЕ И ХОЛОДНЫЕ ЦВЕТА

Цветовое колесо можно разделить на две равные части: на теплые и холодные цвета. Холодные цвета умственно и эмоционально ассоциируются с холодом (оттенки синего, зеленого и фиолетового). Теплые же цвета напоминают о тепле (желтый, оранжевый, красный). Хотя, умственные и эмоциональные ассоциации, связанные с этими цветами, немного расходятся с точкой зрения, опирающейся на физику. Красный, например, это цвет самых холодных звезд во вселенной, а синие/фиолетовые – одни из самых горячих. Также стоит отметить, что фиолетовый и зеленый могут быть как холодными, так и теплыми цветами, поэтому деление колеса можно произвести по-разному.
Самым теплым цветом считается желтый (потому что он отражает больше всего света), поэтому, добавление этого цвета в любой другой, делает последний более теплым. Синий же считается самым холодным, поэтому разбавив какой-то цвет синим, он станет более холодным.

МОНОХРОМНЫЕ ЦВЕТА

В монохромных цветовых схемах используется только один тон. Многие думают, что это сочетание цветов слишком скучное, но это вовсе не так. Несмотря на ограниченность в вариативности тона, это вовсе не значит, что ограниченной будет и чистота и светлота/темнота цвета.

ТРИАДА (ПРАВИЛО ТРЕУГОЛЬНИКА)

Как видно из названия, данная схема включает в себя цвета, выбранные по правилу треугольника (равностороннего, если быть точнее). Таким образом, колесо делится на три равные части с обширным выбором цвета. Заметьте, что наши первичные цвета являются частью этой триады.

ТЕТРАДА (ПРАВИЛО КВАДРАТА)

По правилу тетрады внутри нашего цветового колеса образуется равносторонний квадрат. Данная цветовая схема считается гармоничной, потому что включается в себя два холодных и два теплых тона, которые идеально дополняют друг друга. Не смотря на то, что данные цвета являются комбинацией комплементарных (в данном случае красного с зеленым и желто-оранжевого с сине-фиолетовым), они более распространены, чем сплит комплементарные, и дают возможность уменьшать контраст тона.

ДРУГИЕ ТЕОРИИ

Как и многое в искусстве, система классифицирования цвета по цветовому колесу не является единственным методом. Не смотря на то, что цветовое колесо подходит для определения цветовых сочетаний, оно не охватывает два других аспекта цвета – чистоту и насыщенность (светлоту/темноту). Рассмотрим еще одну популярную систему организации цвета – систему Манселла (Munsell). В отличие от цветового колеса, система Манселла трехмерна. На одной оси у нас чистота/хроматичность цвета, на второй – насыщенность (светлота/темнота), и на третьей – тональность.

Обратите внимание на «пропуски» в этой 3D-модели системы Манселла, которая основывается на восприятии тона, хроматичности и насыщенности. Некоторые цвета, такие как желтый, по своей природе выглядят намного ярче, чем другие; какие-то цвета всегда выглядят темнее остальных, и именно из-за этой разницы в восприятии и появляются данные «пробелы».

В отличие от трех первичных цветов, выделяемых на традиционном цветовом колесе, Манселл делит тон на пять принципиальных цветов – красный, желтый, зеленый, синий и фиолетовый, – но как и на традиционном цветовом колесе, комплементарные цвета располагаются друг против друга.

ОГРАНИЧЕННЫЙ ВЫПУСК

Если вы художник (в любом ремесле), то наверняка заметили, что есть цвета, которые очень сложно поддаются воспроизведению. И не важно, используете ли вы краски, компьютерные экраны, или распечатки, ваши цвета просто не «тянут». Чаще всего это происходит из-за того, что ваша цветовая гамма ограничена. Гамма – это полный диапазон возможных цветов на определенном носителе, будь то компьютер, или набор красок, или картридж в принтере.

Компьютерный экран работает за счет оптического смешивания Красного, Зеленого и Синего цветов (RGB). Принтер смешивает Бирюзовый, Пурпурный, Желтый и Черный цвета (CMYK). Если дело касается красок, то смешивается Красный, Желтый и Синий цвета. Но, не смотря на то, что при смешивании этих красок мы получаем в результате широкий спектр новых цветов, гамма все же остается лимитированной.

Посмотрите на рисунок ниже. Серым выделен диапазон цветов, который виден человеческому глазу. Буквы A, B и C демонстрируют цвета, которые может воспроизводить ЭЛТ-монитор: красный, зеленый и синий. Эти цвета образуют треугольник. Почему же сюда не входит весь спектр цветов? При смешивании двух цветов мы получаем новый цвет, который будет располагаться непосредственно между ними. Мы не можем смешать синий с зеленым и получить цвет, более синий, чем оригинальный синий, или цвет зеленее нашего зеленого. Из-за того, что мы может работать только с цветами между A, B и C, наш монитор никогда не сможет создать цвет D, который находился бы далеко за пределами данной гаммы.

РАСШИРЕННЫЙ ВЫПУСК

Так как же можно расширить гамму цветов, если вы рисуете красками или печатаете на принтере? Легко. Добавьте новые цвета. Когда вы ограничиваете себя красным, желтым и синим, вы ограничиваете и диапазон цветов, который используете. Иногда вам нужен небесно-голубой или бирюзовый. Иногда розовый совсем не подходит, когда вам нужен пурпурный. Не бойтесь выходить за границу первичных цветов.

Примечание: сегодня можно купить принтер с чернилами больше четырех стандартных цветов (CMYK). Если не ошибаюсь, у моего принтера их шесть: синий, бирюзовый, желтый, красный, пурпурный, черный и матовый черный. Также вы можете использовать цвета системы Пантон (Pantone) – это специализированные тона для печати.

ДА БУДЕТ СВЕТ

ОДИН МИНУС ОДИН

До этого момента мы говорили о смешивании цветов посредством смешивания пигментов. Когда мы смешиваем пигмент, краситель или чернила, мы используем определенный способ смешивания цветов – субтрактивный. Называется этот метод так, потому что наши цвета создаются путем абсорбации (или вычитания) определенных цветов, одновременно отражая другие. Если вы осветите белым светом красное яблоко, поверхность этого яблока впитает в себя большую часть лучей, но будет отражать длинные волны света вокруг красной части спектра на наши глаза. Именно поэтому яблоко становится красным, и именно по этой причине традиционные краски и пигменты приобретают те цвета, которыми они являются.

ОДИН ПЛЮС ОДИН

Как вы, наверное, заметили, в последнем определении мы коснулись только способности поглощать и отражать свет. А что на счет тех вещей, которые окрашиваются по другому принципу? Я говорю об объектах, которые излучают свет. Смешивание цветов света называется аддитивным (добавляющим) смешиванием. Данное название обусловлено тем, что разные источники света добавляют цветной свет для выработки цвета. Аддитивное смешивание цветов используется в светоизлучающих приборах.

Первичными цветами для аддитивного цвета являются красный, синий и зеленый, что должно вам о чем-то напомнить, если вы читали пункт про то, как работают наши глаза. Вторичные цвета для такого вида смешивания цветов: пурпурный, желтый и бирюзовый. Скажу честно, я только поверхностно затронула тему аддитивного смешивания цветов, поскольку большинство светоизлучающих приборов, которые работают по шкале RGB, могут конвертировать цвет в CMYK или HSB, которые работают внутри системы аддитивного смешивания.

ДРУГИЕ СПОСОБЫ ОКРАШИВАНИЯ

Итак, мы определили следующие способы создания цвета – поглощение/отражение и излучение, но эти методы не являются единственными. Следующие способы создания цвета встречаются редко, поэтому я расскажу о них коротко:

РАССЕИВАНИЕ

При прохождении через материал свет имеет свойство рассеиваться. Так наше небо окрашивается в синий цвет. При минимальном рассеивании, оно станет голубым. Если рассеять свет больше, то можно получить более глубокие цвета, такие как красный или оранжевый. Когда солнце находится прямо над головой, оно преодолевает меньше атмосферы, чем когда оно образует острый угол, как, например, при закате или рассвете. Если хотите проверить эту теорию на практике, попробуйте добавить молоко в стакан с водой и просветить его светом.

ИРИЗАЦИЯ (РАДУЖНОСТЬ)

Иногда, когда вы смотрите на какой-то объект, его цвета начинают меняться (например, на мыльных пузырях, перьях павлина, или крыльях некоторых бабочек). Этот феномен называется иризацией. Это происходит из-за того, что тонкие светопроницаемые и прозрачные слои смещают цвета. Угол, под которым вы смотрите на объект, меняет ваше взаимодействие со слоями, таким образом, меняются и цвета.

ФЛЮОРЕСЦЕНЦИЯ (СВЕЧЕНИЕ)

Данный эффект проявляется, когда объект абсорбирует волны света разной длинны, а излучает волны другой длинны. Вы можете посветить ультрафиолетовым светом (который не видим человеческому глазу), но в результате увидите зеленый. Фактически, объект переводит свет в другую частоту, отличную от той, с которой вы начали. Хороший пример – урановое стекло.

КОНЕЦ ПЕРВОЙ ЧАСТИ

Итак, вы прошли через самую скучную часть урока. На самом деле я не хотела так углубляться в теорию цвета, но вы должны сначала познакомиться с основами, прежде чем перейдете к другим пунктам, касающимся цвета. В следующей части я затрону тему уже непосредственно восприятия цвета.

Страсть к цвету

Для чего нужен цветовой круг?

Цветовой круг демонстрирует взаимодействие субтрактивных цветов друг с другом.
Это главный инструмент колориста в работе с цветом.

Цветовой круг – цветовая модель колориста, позволяет понять, как цвета взаимодействуют друг с другом, и использовать это знание в работе. Чем лучше вы понимаете цветовой круг, чем больше его изучаете, тем все более и более интересным становится работа с цветом. Проверено!
Изучение цветового круга является основой всех дальнейших знаний об окрашивании волос. Понимание цветового круга определяет ваше восприятие цвета.
Цветовой круг демонстрирует первичные и вторичные субтрактивные цвета и описывает их взаимодействие друг с другом. Это делает его главным инструментом в работе с цветом. Мы все изучали цветовой круг в начале карьеры, но не все уделяли этому достаточно внимания, посчитав эту информацию второстепенной.

Первичные и Вторичные цвета

Первичные цвета – это цвета, которые невозможно получить путем смешивания других.

Путем смешивания этих трех цветов можно получить все остальные цвета и их оттенки. В субтрактивной модели цветов, о которой идет речь, первичными цветами являются Циан, Маджента и Желтый.

В описании теории цвета, в отношении окрашивания волос, невозможно использовать чистый циан и чистую мадженту (они не используются при производстве красителей), поэтому используются наиболее близкие им синий и красный цвета.


Вторичные цвета получаются путем смешивания первичных в равных пропорциях

Эти шесть цветов формируют основу цветового круга.

3. Третичные цвета


Смешение одного первичного и одного вторичного цвета в равных пропорциях дает цвет, называемый третичным: желто-оранжевый, красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зеленый, желто-зеленый. Эти цвета также называются промежуточными.

Цветовой Круг

Первичные цвета имеют не одинаковую интенсивность

На цветовом круге можно увидеть, что не все первичные цвета имеют одинаковую интенсивность.

Влияние красного на цветовой результат композиции всегда будет заметнее, чем влияние желтого.
Промежуточных цветов, различимых глазом, в желто-оранжевом спектре будет меньше, чем в сине-зеленом.

Цвета, имеющие различные тона при прочих равных характеристиках, воспринимаются нами с разной светлотой. Жёлтый тон сам по себе - самый светлый, а синий или сине-фиолетовый - самый тёмный.


Комплементарные цвета имеют 2 противоречивых эффекта:
- Взаимная нейтрализация
- Усиление яркости друг друга

У каждого цвета есть комплементарный ему другой цвет. Это цвет, занимающий противоположную позицию на цветовом круге.
Оба эффекта можно использовать в цветовом дизайне. Умение использовать эти эффекты расширяет возможности колориста.

Как это работает?
1. Если смешать 2 комплементарных цвета равной интенсивности, то они взаимно нейтрализуют друг друга, цветовой результат должен получиться нейтральным, серо-коричневым.
Этот эффект очень полезен в повседневной практике парикмахера и часто называется эффектом нейтрализации.
2. Тем не менее, если разместить эти два цвета рядом друг с другом в секторном окрашивании так, чтобы они не смешивались, то эффект будет противоположным: цвета визуально будут восприниматься ярче, чем они есть, и вы получите максимальный контраст. Таким способом можно максимально выделить один цвет, разместив его «на фоне» другого, комплементарного ему цвета.

Хроматические и ахроматические цвета


Хроматические цвета – это чистые цвета, не содержащие белого, черного и серого.

Цветовой круг демонстрирует только хроматические цвета.

При смешивании 2-х первичных цветов получается другой хроматический цвет. Хроматические цвета – это цвета, не содержащие примесей белого, черного и серого.

Ахроматические цвета

Белый и черный – первичные ахроматические цвета; все оттенки серого, получающиеся путем смешивания белого и черного, – вторичные ахроматические цвета.

Белый и Черный являются ахроматическими цветами. Эти цвета не включены в цветовой круг.

По своим характеристикам они имеют статус первичных цветов.
Все градации серого, получающиеся путем смешивания белого и черного, являются вторичными ахроматическими цветами. Используя ахроматические цвета, мы добавляем глубину хроматическим цветам.

Как создается глубина тона?


Путем смешивания всех трех первичных цветов или двух первичных с черным достигается нужная глубина. Мы можем получить любой оттенок, смешивая хроматические и ахроматические цвета: красный и желтый с черным или серым.

Путем смешивания трех первичных цветов или двух первичных с черным достигается нужная глубина тона. В теории конечным результатом смешивания трех первичных цветов в максимальной концентрации будет черный цвет. На практике (что в окрашивании волос, что в типографии) результатом такого смешивания станет очень темный серо-коричневый цвет, поскольку применяемые пигменты не являются чистыми первичными цветами.
При добавлении глубины цвету неизбежно снижается яркость относительно чистого первичного цвета. Поэтому цвета, имеющие глубину, можно назвать тусклыми.
Все искусственные цвета волос, так же как и натуральные, являются цветами тусклыми.
Чем больше мы добавляем глубины, тем темнее получается результат и тем меньше яркости будет иметь оттенок.
Натуральный цвет волос – это также комбинация хроматических и ахроматических цветов (феомеланин и эумеланин).
На цветовом круге нейтральные хроматические цвета располагаются в центре.
При окрашивании волос нужно понимать влияние глубины тона на цвет. Характер любого цвета будет меняться при изменении его глубины.

Подсказка: воспроизведение таблицы Иттена помогает тренировать цветовосприятие.

Эта таблица позволяет оценить изменение оттенка при изменении его глубины и сравнить разные цвета одной глубины тона. Воспроизводить таблицу можно с помощью нарезанных карточек или с помощью прядей волос из палитры.

Например: тот оттенок, который мы привыкли называть Шоколадным, по сути является темным оранжевым цветом.
Насыщенный шоколадный тон – это комбинация цвета и глубины. Если не будет достаточной глубины, цвет станет близким к оранжевому.
Если нанести оттенок «средний коричневый шоколадный» на светлую базу, например 7-0, то отсутствие необходимой глубины приведет к получению более яркого, более оранжевого оттенка.

Зеленый, синий и фиолетовый условно относятся к группе холодных (матовых) оттенков. Красный, оранжевый и желтый – к группе теплых (модных) оттенков.

Серый/Сине-фиолетовый = Сандрэ

Серый/Синий = Пепельный

Оливковый/Синий = Матовый

Желтый = Золотистый

Оранжевый = Медный

Красный = Красный

Пурпурный = Фиолетовый

Цветовой круг изменился, чтобы соответствовать современной терминологии и практике и точнее отражать правила работы с цветом. Названия некоторых цветов отличаются от оригинальных названий, чтобы соответствовать получаемым результатам. Например, окрашивание пепельными оттенками дает приглушенный пепельный результат, а не яркий синий цвет.

Знание точных позиций оттенков в цветовом круге помогает при составлении формулы окрашивания.

Научившись работать с этим инструментом, вы сможете составлять формулы окрашивания, точно прогнозируя конечный цветовой результат. Но не забывайте, что на результате окрашивания скажется не только составленная вами формула, но и фон осветления, для вычисления которого нужно понимать, что произойдет с натуральными пигментами в процессе окрашивания.