Консультация ширма для родителей по агрессивным детям. Консультация для родителей и педагогов ДОУ «Агрессивный ребенок. «Агрессивный ребенок - что делать?»

Консультация для родителей
«Агрессивность дошкольника»

"Ребёнка можно сравнить с зеркалом.
Он отражает, а не излучает любовь.
Если ему дать любовь, он возвращает её.
Если ничего не дать, ничего в ответ
и не получишь"
Р. Кэмпбелл

Все чаще и чаще можно услышать сегодня фразы: "Какой агрессивный ребенок! Откуда в нем столько агрессии?" Как много негативного в современном мире! И все это зачастую находит прямое отражение в детях. Несговорчивые, нетерпеливые, агрессивные они становятся заложниками тех условий, в которых растут и развиваются.

ЧТО ТАКОЕ АГРЕССИЯ

Ласковый и улыбчивый Миша, едва научившись ходить, начал толкать сверстников, отнимать у них игрушки. Дома и на улице мальчик кричит и топает ногами, когда ему что-то запрещают или не дают.
Трёхлетняя Таня ужасно злится, если у нее что-то не получается, в сердцах бросает вещи, но от помощи отказывается, упорно пытается сделать все самостоятельно.
Десятилетний Никита с первого класса имеет репутацию драчуна и забияки. Он очень любит командовать, не выносит критики и все споры решает с помощью кулаков.
Елена очень хочет поступить в престижный вуз, она отличница в школе, много занимается дополнительно. Она никогда не подсказывает своим одноклассникам на уроках, не дает им списать, ни с кем не поддерживает близких отношений. Одноклассники считают Елену очень жестоким человеком.

Всех этих ребят объединяет одно похожее качество - они стремятся настоять на своем, правда, разными способами. В поведении каждого из них присутствует определенная доля агрессии.

Агрессия - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательное переживание, состояние напряженности, страха, подавленности).


Существует несколько видов детской агрессии.

Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица или объекта.
Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятье, ругань).
Аутоагрессия - проявляется в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений.

Ребёнок бьёт окружающих.
Каждый ребёнок в своей жизни хоть раз толкнул или стукнул другого. Следует иметь в виду, что желание драться - это далеко не всегда признак плохого воспитания. Источники такого поведения могут быть разными.
Рукоприкладство на детской площадке надо пресекать сразу, терпеливо объясняя ребёнку, почему не следует толкаться или вырывать из рук игрушки. Следует с самых первых "выходов в свет" учить ребёнка социально приемлемым способам разрешения конфликтных ситуаций.
Драки между старшим и младшим ребёнком в семье - это привычное и почти неизбежное явление. Чем меньше родители будут реагировать на ссору или драку своих детей, тем лучше, за исключением тех случаев, когда дети могут пораниться. Часто в отсутствие взрослых дети забывают про ссоры и дружно играют. Но в результате вмешательства родителей любая ссора приобретает значение важного события.

Если ребенок считает, что агрессия является единственным способом добиться своего, или бьёт слабых и беззащитных , чтобы самоутвердиться, то необходимо обратиться за помощью к специалисту.

Ребёнок портит вещи

Самый "разрушительный" период у малышей начинается после года и продолжается примерно до двух лет. В этом возрасте ребенок обычно действует незлонамеренно - он творит, конструируя новую реальность, меняя своими действиями привычное положение вещей. Но уже годовалый ребенок стремится что-то сломать, когда сердится на родителей или обижен. Или устав от бесконечных запретов взрослых, рвет на части свою тряпочную зверушку, срывая на ней свою злость на родителей.
Еще одна причина, вызывающая желание ломать, портить, уничтожать, кроется в зависти и стремлении самоутвердиться.
Родителям не следует сразу же заменять сломанные ребенком вещи новыми, лучше оставить повсюду обломки, чтобы малыш видел последствия своего поведения. В доме всегда должны быть игрушки, которые можно разобрать и собрать, чтобы удовлетворит свое любопытство.
Если ребёнок, например, что-то сломал в чужом доме, нужно извиниться перед хозяевами при малыше и объясните, почему все не одобряют его поступок.

Если никак не реагировать на такие поступки, то ребенок может принять попустительство за молчаливое ободрение. Но и силой принуждать малыша к повиновению не стоит, иначе можно вызвать у него стремление еще больше ломать.

Важно помочь ребенку адаптироваться к окружающей обстановке, почувствовать себя любимым, и тогда его желание ломать и разрушать пройдет само собой.

Ребёнок ругается

Почему дети так охотно и точно повторяют нехорошие выражения?

· Во-первых , их привлекает та эмоциональность, с которой эти слова произносят окружающие. Ругающийся человек обычно "излучает" безграничную самоуверенность, его жесты очень выразительны, вокруг него возникает определенное волнение и напряжение.


· Во-вторых , узнав, что говорить такие слова можно только взрослым, ребенок, стремящийся во всем походить на старших, непременно начнет употреблять запрещенные выражения в своей речи.

· В-третьих , видя, что такие слова шокируют взрослых, дети начинают их использовать, чтобы позлить, подразнить родных. Для них бранные слова становятся еще одним оружием мести.

Бесполезно ругать детей за использование неприличных слов или запрещать им их произносить. Это сделает ругательство еще более привлекательным в глазах ребенка, он будет их употреблять, но постарается, чтобы вы это не слышали. Тогда о достижениях своего ребенка в этой области вы будете узнавать от воспитателей или учителей.

Следует объяснять ребёнку, что таким образом он оскорбляет всех присутствующих, что употреблять такие слова неприлично. Во избежание раннего проявления ругательства в лексиконе ребёнка взрослым необходимо следить за собственной речью. В противном случае, если ребёнок поймал вас на слове, имеет смысл извиниться перед ним, сказать, что, к сожалению, вам не удалось сдержаться, что вы искренне раскаиваетесь, и впредь постараетесь держать себя в руках. Например, одна учительница предложила своим пятиклассникам использовать вместо общепринятых ругательств названия динозавров или цветов. Можно обозвать наступившего на ногу одноклассника диплодоком или кактусом. Это прозвучит также эмоционально, но менее грубо.

Ребёнок причиняет себе боль

Подобное явление вызвано неуверенностью в себе, порождаются недостатком родительской любви, тепла и понимания со стороны окружающих, но может быть и признаком психического заболевания. Иногда такое поведение может носить демонстративный характер: мол, вот как мне плохо или вот как я мало ценю себя. В любом случае лучше как можно раньше обратиться за консультацией к клиническому психологу или психиатру .

Правила поведения, способствующие снижению детской агрессивности :

· Будьте внимательны к чувствам и желаниям своего малыша.

· Адекватно оценивайте возможности ребенка.

· Стремитесь во время, ненавязчиво и без излишних наставлений оказать малышу необходимую помощь.

· Предоставляйте ребенку самостоятельность в делах, которые ему по силам.

· Умейте идти на компромисс.

· Будьте последовательны в воспитании ребенка. Помните: в сложной работе - быть родителем - не бывает выходных.

· Найдите оптимальный путь воспитания малыша, с которым согласны папа и мама, и все, кто участвует в воспитательном процессе.

Желаем счастья вам и вашим детям!

Виолетта Галицина
Консультация для родителей «Агрессивный ребенок»

Консультация для родителей «Агрессивный ребенок »

Агрессивный ребёнок - большое для родителей огорчение , "гроза" дворов, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть. Детская агрессия - признак внутреннего эмоционального неблагополучия, один из неадекватных способов психологической защиты.

Детки такие используют любую возможность, чтобы толкнуть, побить, поломать, ущипнуть. Их поведение часто носит провокационный характер. Чтобы вызвать ответное агрессивное поведение , они всегда готовы разозлить окружающих. Они не успокаиваются пока взрослые не "взорвутся", а дети не вступят в драку. Например, такой ребёнок будет сознательнее отказываться мыть ручки, убирать игрушки, пока не услышит крик мамы или не получит шлепок. После этого он готов заплакать и, только получив утешение и ласку от мамы, успокоится. Не правда ли очень странный способ получения внимания? Но это для данного ребёнка единственный механизм "выхода" психоэмоционального напряжения, скопившейся внутренней тревожности.

Детки улавливают настроения окружающих. Родителям не стоит при ребёнке обсуждать неприятности, оценивать отрицательно поступки других. Подобные проявления своего недовольства являются не лучшим примером для подражания!

Если вы стали замечать, что ваш ребёнок злой, обижает и жестоко относится к животным, то вы должны задать себе вопросы :

Когда это началось?

Как ребёнок проявляет агрессию ?

В какие моменты он проявляет агрессию ?

Что явилось причиной агрессивности ребенка ?

Что на самом деле хочет ребёнок?

Чем вы можете ему помочь?

Советы родителям

Следите за своими поступками, показывая ребенку личный (положительный) пример.

Поддерживайте дисциплину, выполняйте установленные правила.

Дайте ребенку понять , что вы его любите таким, какой он есть.

Предъявляя ребенку свои требования , учитывайте его возможности, а не свои желания.

Не фиксируйте внимание на проявления легкой агрессивности .

Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивайте его значимость в выполняемом деле.

Надо научить ребенка жалеть . Он должен понимать, что своим поведением причиняет страдание близким людям.

Чаще говорите ребенку что он добрый .

Поощряйте за проявление доброты. В этом случае ребенок быстро сумеет перерасти «естественную возрастную агрессивность » и научится быть гуманным и добрым.

Если у ребенка имеется потребность выплеснуть агрессивные эмоции , можно предложить ему игры : порвать бумагу; высказать свои отрицательные эмоции; громко спеть свою любимую песенку; устроить с ним соревнование «Кто громче крикнет» , «Кто выше подпрыгнет» , «Кто быстрее пробежит» .

Научите ребенка выражать свои чувства, переживания в словесной форме.

Читайте с ребенком книги и обсуждайте прочитанное, поощряйте выражение ребенком своих чувств и эмоций, которые будят в них те или иные герои и их действия.

Сочиняйте с ребенком сказки , в которых главным героем становится ваш ребенок .

Уважаемые родители

Помните, чтобы бороться с агрессивностью , нужно запастись терпением.

Очень важно чувствовать своего ребенка , относиться к нему с пониманием. Помните, если он сердится, значит, у него что-то не так, это своеобразный сигнал о помощи. И задача, нас, взрослых, не наказывать, не оставлять в беде, а помочь и поддержать. Не проходите мимо, если видите разгневанного ребенка , ведь именно сейчас он больше всего нуждается в поддержке взрослого, он неспособен справиться самостоятельно.

Публикации по теме:

Агрессивный ребёнок. Консультация АГРЕССИВНЫЙ РЕБЁНОК. Если агрессивность ребенка становится привычной, она свидетельствует об эмоциональном неблагополучии, служит сигналом.

Агрессивный ребёнок. Консультация для родителей дошкольников Агрессивный ребёнок (консультация для родителей дошкольников) Задачи: 1. Знакомство родителей с признаками проявления агрессивного поведения.

Агрессивный ребенок: кто он и как ему помочь? Агрессия- это действие, агрессивность- готовность к совершению таких действий. Агрессия, как правило, не возникает неожиданно. Она может.

Агрессивный ребенок. Рекомендации для родителей Почему дети не слушаются? "Ребёнка можно сравнить с зеркалом. Он отражает, а не излучает любовь. Если ему дать любовь, он возвращает её.

Консультация для родителей «Агрессивный ребенок» Признаки агрессивности: по темпераменту ребенок: вспыльчив, непокорен, непредсказуем; по характеру: самоуверен,.

Консультация для родителей «Агрессивный ребенок как норма в детском саду» МБДОУ ДС №63 Золотой петушок Консультация для родителей Воспитатель Лазуткина Е. О. Педагогическая психология «Агрессивный» ребенок как.

Повышенная агрессивность детей является одной из острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления.

В последние годы научный интерес к проблемам агрессивности существенно возрос. Однако, несмотря на значительное количество исследований, и монографий, посвященных этой тематике, ключевые вопросы, связанные с природой, истоками и формами работы с детской агрессивностью, остаются открытыми. Ученые разных направлений предлагают различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. При всем многообразии трактовок этого явления, агрессивность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу (Психологический словарь, 2002).

Агрессивность, как правило, не возникает неожиданно. Она может появиться в результате различных межличностных взаимодействий, провокаций. Причем и вербальная, и невербальная провокации могут в ответ вызвать физические действия (нападение, насилие и т. д.). Различные особенности среды, в которой находится человек, также повышают или снижают вероятность возникновения агрессивных действий.

В определенные периоды развития агрессивность ребенка - это всего лишь проявление его чувств и инстинктов. Маленькие дети, не знающие о нормах поведения, принятых в обществе, не умеющие и не пытающиеся контролировать свои эмоции, выражают их естественно. Ребенок еще не умеет свои мысли, чувства и потребности облачать в слова. Если, к примеру, малыш голоден, он искренне сердится на маму и способен вести себя по отношению к ней достаточно агрессивно.

Агрессивное поведение у маленьких детей чаще всего связано с семейной атмосферой (Алексеева Е.Е., 2008). Естественно, самое большое влияние на процесс формирования личности ребенка оказывает семья, именно в кругу семьи человек проходит первичную социализацию. Бютнер К. пишет о том, что «агрессивные дети, как правило, вырастают в семьях, где дистанция между детьми и родителями огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, отношение к проявлениям детской агрессии безразличное или снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий вместо заботы и терпеливого объяснения предпочитают силовые методы, особенно физические наказания» (Бютнер К., с. 90-91).

На примере взаимоотношений между членами семьи ребенок учится взаимодействовать с другими людьми. Обучается поведению и формам отношений, которые сохраняются у него в подростковом периоде и в зрелые годы. Реакции родителей на неправильное поведение ребенка, характер отношений между родителями и детьми, уровень семейной гармонии и дисгармонии, характер отношений с родными братьями и сестрами - это те факторы, которые могут предопределять агрессивное поведение ребенка в семье и вне ее, а также влиять на его отношения с окружающими.

Как пишет К. Юнг «самые сильные воздействия на детей исходят, как правило, не от сознательных желаний родителей, а от их бессознательного фона. Из этого следует, что даже нормально развитым и социализированным взрослым, действительно любящим своих детей, очень трудно, почти невозможно оградить детей от воздействия неконтролируемых собственных бессознательных процессов» (Юнг К., 1997).

Агрессивность - всего лишь неосознанное копирование ребенком модели взаимоотношений внутри собственной семьи. Особенно часто агрессию проявляют дети, которых в семье подавляют, практикуя авторитарное воспитание. В данном случае агрессия - это своеобразное «выпускание пара». Ребенок, зажатый родительскими требованиями, вынужденный строго придерживаться определенных рамок поведения, принципов, насаждаемых насильно, вымещает свою злость и обиду на других детях, более слабых и не способных противостоять ему точно так же, как он не в состоянии противостоять родителям (или одному из родителей).

Родителям, столкнувшимся с подобными проявлениями, следует помнить о том, что агрессивный ребенок - это несчастный ребенок. Агрессивность, по идее, состояние, противоестественное детству. По большому счету, наказывать здесь не за что - нужно просто научиться смотреть на мир глазами ребенка, понять, чем вызвано его поведение и отношение к окружающему его миру, попытаться разрушить этот своеобразный панцирь, которым ребенок, скорее всего, просто прикрывается, защищаясь от взрослого мира.

Наличие агрессии в поведении ребенка очень часто создает сложности в общении с ним родителей и сверстников. Корректировать агрессивность можно и нужно - это необходимо для того, чтобы из простой реакции на жизненные сложности она не превратилась в будущем в стабильную модель поведения, не укоренилась в характере. Для того чтобы побороть агрессивность в поведении ребенка, прежде всего следует выяснить ее причины. В каждом отдельном случае они могут быть разными, но в дальнейшем, после того как эти причины выяснятся, действия родителей должны быть направлены на их устранение, на то, чтобы смягчить негативные последствия агрессивного поведения ребенка и показать ему, что из любой ситуации можно найти выход.

В зависимости от семейного руководства и агрессивного поведения детей немаловажную роль играют наказания и контроль со стороны родителей. Исследования показывают, что жестокие наказания связаны с относительно высоким уровнем агрессивности у детей, а недостаточный контроль и присмотр за детьми коррелирует с высоким уровнем асоциальным, зачастую сопровождающимся агрессивным поведением (Бэрон Р., Ричардсон Д., 1997, с.115). Таким образом, вседозволенность, отсутствие контроля за поведением ребенка и слишком суровые наказания способствуют повышению уровня агрессивности ребенка.

Использование физических наказаний как средства воспитания детей в процессе социализации скрывает в себе ряд специфических «опасностей». Во-первых, родители, наказывающие своих детей, фактически могут оказаться для тех примером агрессивности. В таком случае наказание может провоцировать агрессивность в дальнейшем. Во-вторых, дети, которых слишком часто наказывают, будут стремиться избегать родителей или оказывать им сопротивление. В-третьих, если наказание слишком возбуждает или расстраивает детей, они могут забыть причину, породившую подобные действия. И, наконец, дети, изменившие свое поведение в результате сильного внешнего воздействия, скорее всего не сделают нормы, которые ему пытаются привить. То есть, они повинуются только до тех пор, пока за их поведением наблюдают. Возможно, эти дети так никогда и не примут правил приемлемого в обществе поведения, тех правил, которые предотвратили бы необходимость наказаний в дальнейшем (Алексеева Е.Е., 2008; Гиппенрейтер Ю.Б., 2005).

Если ребенка строго наказывать за любое проявление агрессивности, то он учится скрывать свой гнев в присутствии родителей, но это не гарантирует подавления агрессии в любой другой ситуации. Пренебрежительное, попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребенка также приводит к формированию у него агрессивных черт личности. Дети часто используют агрессию и непослушание для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослого. Малыши, родители которых отличаются чрезмерной уступчивостью, неуверенностью, а иногда и беспомощностью в воспитательном процессе, не чувствуют себя в полной безопасности и также становятся агрессивными. Неуверенность и колебания родителей при принятии каких-либо решений провоцирует ребенка на капризы и вспышки гнева, с помощью которых дети могут влиять на дальнейший ход событий и при этом добиваться своего (Лешли Д., 1991). Для того чтобы устранить нежелательные проявления агрессии у ребенка, в качестве профилактики Раншбург Й. и Поппер. П советуют родителям уделять больше внимания своим детям, стремиться к установлению теплых отношений с ними, а на определенных этапах развития сына или дочери проявлять твердость и решительность (Лютова Е.К., Монина Г.Б., 2001).

После того как причины проявления агрессии и их характер выяснены, родители ребенка могут избрать одну из предложенных ниже стратегий.

1. Агрессия в поведении ребенка игнорируется, т.е. остается незамеченной и не оценивается никак; любое же проявление доброты поощряется всеми возможными методами.

2. Агрессия «выталкивается» из ребенка, т.е. в том случае, если у ребенка имеется потребность выплеснуть агрессивные эмоции, ему предоставляется такая возможность в игре. В игре агрессия приобретает некий социально наполненный и оправданный смысл. Во время игры, однако, не следует избегать контроля агрессивных эмоций, допускать слишком сильного их проявления, жестокости со стороны ребенка. В то же время в некоторых случаях следует предложить ребенку сыграть роль «доброго» персонажа, чтобы, почувствовав контраст, он понял, что добрым быть лучше.

3. На проявление агрессии устанавливается жесткий запрет. Этот метод может применяться родителями только в том случае, когда агрессия, не являясь защитной реакций, служит для ребенка своеобразным «развлечением» (Росс А., 2002).

Коррекционную работу с агрессивными детьми целесообразно проводить в четырех направлениях:

  • обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме;
  • обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях;
  • отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях.

формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям и т. д.

Известно, что любая коррекционная работа с детьми не будет успешной без поддержки родителей, которых необходимо учить понимать ребенка. Работу с родителями агрессивного ребенка целесообразно проводить в двух направлениях:

информирование (о том, что такое агрессия, каковы причины ее появления, чем она опасна для ребенка и окружающих);

обучение эффективным способам общения с сыном или дочерью.

Необходимую для себя информацию родители могут получить на лекциях. Кроме этого, для родителей агрессивных детей будет полезна наглядная информация, размещенная на стендах в классе, в кабинете психолога, в группе детского сада, в вестибюле школы. Возможно, что, получив хотя бы минимум знаний о причинах становления агрессивного поведения, родители сами обратятся за помощью к специалисту.

Когда мать или отец осознают необходимость коррекционной работы с ребенком, можно будет начать их обучение эффективным способам взаимодействия с ребенком. В этом случае родители смогут не только слушать лекции, но и принимать участие в тренингах детско-родительских отношений, в семинарах, диспутах, клубах по интересам и т. д.

В дошкольном возрасте те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. В этот период еще не поздно избежать трансформации агрессивности в устойчивую черту характера. Если упустить благоприятный момент, в дальнейшем развитии ребенка возникнут проблемы, которые помешают полноценному становлению его личности, раскрытию индивидуального потенциала (Каменская В.Г., 2005). Дети нуждаются в коррекции агрессивности, поскольку она искажает их представление о реальности, заставляя видеть в окружающем мире только враждебность и пренебрежение к себе. Чрезмерное развитие агрессивности начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной к сознательной кооперации.

При этом необходимо помнить, что существует оптимальный уровень агрессивности, необходимый для нормального психического развития ребенка. Полное отсутствие агрессивности приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д.

Профилактика и предупреждение агрессивного поведения становится не только социально значимым, но и психологически необходимым. Проблем повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих основных направлениях:

  • выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения в развитии личности несовершеннолетних и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий;
  • своевременная диагностика агрессивного поведения и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств психологической коррекции агрессивного поведения.

Главное в семье – создание эмоционально комфортных, теплых, гармоничных взаимоотношений между всеми членами семьи. Атмосфера добрых отношений в семье служит основой того, что ребенок, преодолев определенный этап развития, научится адекватно реагировать на ситуации и выберет в жизни правильные приоритеты.

Консультация с родителями

«Агрессия ребёнка. Причины и профилактика 6-7 лет».

Тема: «Агрессия ребёнка. Причины и профилактика 6-7 лет»

Цель: привлечь родителей к анализу существующей в собственной семье эмоциональной атмосферы отношений и к тому, как она может влиять на эмоциональное самочувствие ребёнка, его поведение и отношение к сверстникам.

Задачи :

1. Знакомство родителей с признаками проявления агрессивного поведения дошкольников.

2. Знакомство родителей с приемами работы с агрессивными детьми.

Ход консультации:

Уважаемые родители!

Тема нашей сегодняшней встречи серьёзна и трудна. Это тема проявления нашими детьми жестокости и агрессии к друг другу. Давайте же попробуем разобраться в причинах детской агрессивности и рассмотрим пути коррекции поведения наших детей.

Рождаясь, ребенок имеет лишь два способ реагирования - это удовольствие и неудовольствие.

Когда ребенок сыт, у него ничего не болит, пелёнки сухие - тогда он испытывает положительные эмоции.

Если же ребёнок испытывает по какой - либо причине дискомфорт, то он своё недовольство проявляет криком, плачем.

С возрастом ребёнок начинает проявлять свои протестные реакции в виде действий направленных на других людей.

Что же такое агрессия?

Агрессия в той или иной степени присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которой является самозащита и выживание в мире. Агрессия может проявляться физически (ударили) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства) .

Агрессивное поведение детей – это своеобразный сигнал «sos» , крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребенок справится не в силах.

Как проявляется агрессивное поведение у детей дошкольного возраста?

Агрессивное поведение детей дошкольного возраста выражается всегда по-разному. И это поведение можно разделить на несколько видов :

1. Внешняя агрессия – она направлена на окружающих людей, животных, игрушки. Ребенок может кричать, обзываться, угрожать, дразнить окружающих. Так же он может свою агрессиювыражать жестами – пригрозить кулаком или пальцем, кривляться, передразнивать. Помимо устной и жестовой агрессии, ребенок может перейти и к физической, т. е. он может укусить, поцарапаться, подраться, ущипнуть, или толкнуть.

2. Внутренняя агрессия – эта агрессия направлена на самого ребенка. Он может себе кусать ногти, биться головой об стену, кусать свои губы, выдергивать ресницы или брови.

И к первому и ко второму виду агрессии нужно отнестись серьезно. Постараться понять, почему она появилась, и потом провести коррекцию агрессивного поведения у детей.

Что означает такое поведение ребёнка и откуда оно берётся?

Как научить своего ребенка безопасно для себя и других проявлять недовольство и гнев?

Причины агрессивного поведения:

Заболевание центральной нервной системы

Чувства страха, недоверия к окружающему миру, угрожающие безопасности ребенка;

Столкновение ребенка с невыполнением его желаний, запретами на удовлетворение определенных потребностей;

Отстаивание своей личности, территории, обретение независимости и самостоятельности.

Агрессивное поведение ребёнка может быть вызвано различными причинами, но все они схожи в том, что у ребенка они вызывают чувство гнева или дискомфорта. И малыш эти эмоции проявляет так, как может. Справиться с ними ему совсем не просто.

Упорядочить систему требований, следите за своими поступками, показывая личный (положительный) пример.

Поддерживайте дисциплину, выполняйте установленные правила.

Дайте понять ребёнку, что вы его любите таким, какой он есть.

Собственным примером приучайте ребёнка к самоконтролю.

Направьте его энергию в положительное русло : в спорт, где ребёнок может научиться контролировать эмоции, управлять своим поведением (бокс, ушу, рисование, пение, плаванье, бег) .

Предъявляя ребёнку свои требования, учитывайте его возможности, а не свои желания.

Игнорируйте лёгкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих.

Включайте ребёнка в совместную деятельность, подчёркивайте его значимость в выполняемом деле.

На проявление агрессии устанавливайте жёсткий запрет в том случае, когда агрессия, не являясь защитной реакцией, служит для ребенка своеобразным «развлечением» .

Научите ребёнка жалеть окружающих. Он должен понять, что своим поведением доставляет огорчение, причиняет страдания близким людям.

Никогда не заставляйте ребенка забывать, что он добрый (скажите ему : «Зачем ты так делаешь, ведь ты хороший, добрый!» ).

Если у ребёнка имеется потребность выплеснуть агрессивные эмоции, ему можно предложить, громко спеть любимую песню, пробежать несколько кругов возле дома или вокруг сада, покидать мяч об стену, порвать бумагу.

Если профилактика агрессивного поведения детей будет проводиться постоянно, тоагрессия ребёнка может и не коснуться.

Нужно следить за содержанием фильмов и мультфильмов, которые просматривает вашребёнок.

Следить за друзьями ребёнка, их поведением. А так же ознакомиться с играми, в которые играют дети.

Развивать любовь и доброжелательные отношения с братиками и сестренками.

И главное любить и понимать своего ребенка.

Уважаемые родители, предлагаю вашему вниманию игры которые помогут вам снять напряжение у вашего ребёнка. (проиграть с родителями)

Игры для снижения агрессивности ребенка.

«Игрушка в кулаке» .

(Игра способствует снятию напряжения и переключает на положительные эмоции).

Попросите ребёнка закрыть глаза. Дайте ребёнку в руку какую-нибудь красивую игрушку, конфетку. Теперь попросите его сильно-сильно сжать кулак и подержать так какое-то время. После этого пусть ребёнок раскроет ручку и увидит красивую игрушку.

«Мешочек гнева»

(«Мешочек гнева» нужно использовать каждый раз, когда ребёнок на кого-то злится)

Заведите дома «мешочек гнева» , чтобы ребёнок мог воспользоваться им для выражения своих агрессивных эмоций. Для этого возьмите обыкновенный воздушный шарик, но вместо того, чтоб надуть его, насыпьте туда муку, песок либо какую-то мелкую крупу (примерно полстакана) . После чего хорошенько завяжите шарик. Теперь познакомьте ребенка с новой игрушкой. Его можно кидать, бить им о стену или об стол.

«Тух-тиби-дох»

(Когда ребенок напряжен и зол на кого-то) .

Нужно ходить по комнате и как можно злее говорить одну фразу : «Тух-тиби-дох» .

Подбадривайте ребенка, чтобы он говорил эту фразу как можно агрессивнее, выражая в ней всю свою злость и напряжение. Вы увидите, что упражнение принесло свои плоды, когда ребенок больше не сможет говорить эту фразу со злостью, так ему будет смешно.

«Час «можно» , «Час тишины»

(Эта игра дает возможность ребёнку в награду за приложенные волевые усилия сбросить накопившееся напряжение таким способом, каким ему нравится, а взрослому - управлять его поведением и получать иногда такой желанный при общении с гиперактивными детьми «час тишины» ).

Договоритесь с ребёнком, что когда он занимается каким-то важным делом (или вам необходимо спокойно поработать, то в вашем доме будет «час тишины» . В это времяребёнок может читать, рисовать, играть, слушать плеер или делать ещё что-нибудь очень тихо. Зато потом наступит «час можно» , когда ему будет позволено делать всё, что угодно. Пообещайте не одергивать ребёнка, если его поведение не опасно для здоровья или для окружающих.

Примечание. Описанные игровые часы можно чередовать в течение одного дня, а можно откладывать на другой день. Чтобы соседи не сошли с ума от «часа можно» , лучше организовывать его в лесу или на даче, где вы не будете чувствовать вину за то, что мешаете другим людям.

Для борьбы с агрессией нужны:

Терпение. Это самая большая добродетель, какая только может быть.

Объяснение. Подскажите ребенку, чем интересным он может заняться.

Поощрение. Если вы похвалите своего ребенка за хорошее поведение, то это пробудит в нём желание ещё раз услышать эту похвалу.

Подходит к концу наша очередная встреча. Хочется, чтобы она оказалась для вас полезной, вызвала раздумья, желание построить взаимоотношения в своей семье по-своему.

Запомните «золотые» правила воспитания :

Учитесь слушать и слышать своего ребенка.

Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.

Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.

Умейте принять и любить его таким, каков он есть.


Консультация для родителей

Тема: «Агрессивный ребёнок: как ему помочь?».

Уважаемые родители!

Зачастую мы наблюдаем следующую картину: дома довольно спокойный, послушный ребёнок в детском учреждении резко меняется - начинает бегать, прыгать, драться с другими детьми, отнимать игрушки. На занятиях он неусидчив, часто отвлекается, отказывается выполнять просьбу старших. У взрослых складывается впечатление, что он действует назло окружающим. И все начинают относиться к нему соответственно. Постепенно мир становится враждебным по отношению к малышу.

А причина всего этого банальна - сверхстрогие родители, которые зажимают активного по своей природе ребёнка, не играют с ним в подвижные игры и не предоставляют возможности не только полноценно развиваться через движения, через деятельность, но и загоняют своё чадо в «угол», то есть невольно способствуют тому, чтобы ребёнок активно действовал вне поля их зрения, тем самым сваливая проблемы ребёнка на окружающих.

Бывает и другая ситуация. Оба родителя очень заняты либо работой, либо собой. В общем, дома для ребёнка ни у кого нет времени. Он чувствует себя чужим, никому не нужным. Педагоги обращают внимание на более крикливых, более шумных. Когда ребёнок стремится ответить или задать вопрос, на него никто не реагирует, так как он и так всё знает. Он хочет играть с другими детьми, но более активные дети его не берут или обижают. Ком проблем, желаний и обид постепенно растёт. И в один прекрасный момент ребёнок, что называется, срывается. И - о чудо!!! - он получает долгожданное внимание и взрослых, и детей. Его ругают, ставят в пример, как не надо делать, педагог держит его возле себя. В общем, чем не внимание?! Постепенно имя ребёнка не сходит у всех с языка. Он популярен! Опять же и родители стали уделять ему время - хотя бы для того, чтобы поругать или наказать, а потом посудачить о нём и при нём с родственниками и приятелями. Постепенно у ребёнка формируется новый стиль поведения, который приносит пусть отрицательный, но успех. Вот и агрессивная тенденция развития, заданная внешними обстоятельствами...

Есть и третий вариант развития данной проблемы. Дома взрослые при ребёнке не скупятся на выражения, возможно, даже дерутся или бьют ребёнка. И всё это считается нормой. То есть ребёнок, изначально развиваясь в агрессивной среде, усваивает соответствующий стиль взаимодействия. Когда он начинает общение с людьми вне его круга, то переносит усвоенную модель на окружающих. Опять же такого ребёнка воспринимают враждебно. Но ведь он не знает других способов общения. Малыш пытается играть с детьми, как умеет: отберёт игрушку, толкнёт, если что не нравится, или ударит. Но с таким ребёнком дети не хотят играть. Они отгораживаются от него. На

вопрос: «Почему ты сломал ребятам домик?» - мы услышим ответ: «Они меня не брали в игру». Он не понимает, в чём дело. И снова растёт обида, злость, непонимание. А дома родители подначивают, учат поддать, показать, чтобы боялись: «Боятся - значит, уважают».

На лицо конфликт. Окружающие относятся к нему негативно, замечают только плохое, зачастую приписывают те поступки, которых он не совершал. И ребенок понимает, что как бы он не старался, все равно его все будут считать плохим. Так зачем стараться-то?

Что же делать с такими детьми? В первую очередь - пожалеть их. Ведь они глубоко несчастны. Надо понимать, что и этим детям необходимы тепло и забота. Что им, как никому другому, требуются позитивное внимание и своевременная похвала. Для них тоже очень важно чувство значимости.

Поскольку у агрессивных детей нарушены формы общения, лучше начинать корректировать их поведение опосредованно, через рисунок. С помощью цвета, форм ребенок выплескивает на бумагу все, что у него накопилось внутри, все то, что он не может донести до окружающих словами.

На первом этапе предлагают ребенку ситуацию из его жизненного опыта. Например, «Семья», «День Рождения», «Самый запомнившийся день моей жизни», «Мои друзья», «На прогулке» и т.д. С помощью рисунка можно понять душевное состояние ребенка, суть его проблемы и вместе проанализировать ситуации. Ребенок выплескивает накопившиеся эмоции, учится находить оптимальные продуктивными неагрессивными действиями.

Сначала его рисунки кардинально отличаются от работ других детей. Они полны мрачных и красных тонов.

На них изображены агрессивные персонажи или агрессивная направленность действий людей. И часто, где дети рисуют себя, они изображают свое одиночество, свою изолированность.

На последующем этапе хорошо помогают техники рисования своего впечатления, своих эмоций. Это помогает ребенку расслабиться, успокоиться, получить позитивные эмоции, зарядиться дополнительной позитивной энергией.

При рисовании красками, можно использовать вместо кисти только руки, то есть, рисуем пальцами. Это помогает снять напряжение, а также активизировать рецепторы, которые в большом количестве располагаются на кончиках пальцев. Выполняя работу, ребенок получает должное и так необходимое ему положительное, некритичное внимание, а главное возможность выразить свое «Я» другими, новыми для него формами, не прибегая к агрессивным действиям. Видя продукт своего труда, получая похвалу за него, ребенок стремится к дальнейшей деятельности, к общению, у него растет чувство собственной значимости.

На последнем этапе детям совместно с мамами и папами нужно учиться взаимодействию с помощью творчества. Это помогает и родителям понять суть проблемы, найти пути к взаимопониманию со своим ребенком, а также вспомнить, что все они тоже были детьми, и, как правило, с подобными проблемами. Да и ребенок видит родителей в другой ситуации - не как карающий орган, а как интересных партнеров.

В Ваших силах помочь своим детям!

Прислушайтесь к их внутреннему миру!

Только вместе и только рядом!