Консультация для родителей Сенсорные игрушки своими руками. Что делать, если ребенок постоянно требует все новые игрушки

Развивать творчество детей можно различными путями, в том числе и при изготовлении новогодней игрушки. Джон Локк считал, что лучшей игрушкой для ребенка будет та, которую он создал своими руками.

Игрушки из фетра - настоящее спасение для творческих родителей, которые не хотят тратить средства на детские изделия из пластика и материала неопределенного происхождения. Но экономия не единственный плюс этих ярких и милых вещичек из войлока.

Огромным плюсом фетровых изделий для детей является возможность создания развивающих и обучающих игрушек для самых маленьких - например, сенсорных и тактильных мешочков или ярких фетровых деревьев с элементами, которые интересно трогать и рассматривать малышам.

Для малышей ипостарше можно шить не только зверьков, куколок, персонажей мультфильмов и сказок, но и объемные цифры с буквами. Чудесной идеей будет создание несложных крупных ярких пазлов. Это позволит обучаться в игровой форме.

Хорошей идеей будет сделать для ребенка пальчиковый театр или разборную игрушку из нескольких элементов, вроде ежика с яблоками на спинке , которые крепятся на шнурки, ленты или кнопки.

Более того, изделиями из фетра без труда можно украсить новогоднюю елочку или праздничный уголок в доме на любое другое торжество. Получатся необычные игрушки, отражающие индивидуальность вашей семьи, вашего дома.

В процессе работы, при изготовлении новогодней игрушки, дошкольники познают свойства разных материалов, возможности их преобразования и использования в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. У детей появляются такие качества, как умение ставить цель, планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей работы и работы товарищей, творчески подходить к осуществлению своей цели, развивается наблюдательность, воображение. Также способствует совершенствованию речи детей: они делятся своими замыслами, объясняют свои действия, подсказывают друг другу. Расширяется словарный запас детей.

Создание новогодней игрушки

Доставляет детям огромное наслаждение, когда она удается, и великое огорчение, если не получилась. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо отметить тот факт, что дошкольники бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить игрушку.

При работе развиваются трудовые умения и навыки: пользования клеем и кисточкой, приемом соединения деталей и поделок, создания выразительного образа. «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» (Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям»).

Под Новый год так хочется волшебства и чуда, и так получается, что увлеченные и творческие люди могут творить волшебство из всего, что под рукой.

А.В.Боргуль Новости группы Советы родителям 12 Фев 2017

Дорогие родители! Быть отцом или матерью – одно из самых важных, а иногда и самых недооцененных занятий в мире. Не разочаруйте его! Любите детство: будьте внимательны к его играм и забавам Воспитание – длительный процесс, который не может дать немедленных результатов. Будьте терпеливы. Помните, что воспитание ребенка начинается с рождения и нельзя терять ни минуты. Помните, что судьба ребенка в ваших руках. Главное – сделать ребенка счастливым!

Скажите, пожалуйста, что больше всего любят дети? А для чего ребенку необходимо играть? Как вы думаете, игра – это пустая забава или важный вид деятельности для ребенка? С помощью чего ребенок познает окружающий мир? Развитие ребенка зависит от игры?

Да, развитие ребенка во многом зависит от того, во что и как он будет играть. А.М.Горький писал, что «игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».

В силу своей активности и интереса к действиям взрослых ребенок лезет во все, что делают взрослые члены семьи. От того, как вы относитесь к этому явлению, зависит его будущее отношение к вам и вашим делам, к своим обязанностям, которые появляются у него в дошкольном возрасте.

Исследования показали, что мамы больше, чем папы, привлекают ребенка к своей «женской» домашней работе. Но в семье всегда найдется поле совместной деятельности с ребенком и для папы. Ребенок при этом может подержать баночку с клеем, гвоздики, принести дощечку, постелить газету и т.д. Если же ребенок постоянно видит помощь папы, маме, воспитательный эффект возрастает.

Важно, чтобы ребенок как можно раньше увидел, что предметы создаются руками людей. Здесь большую часть сыграют поделки, изготовленные вами для вашего ребенка вместе с ним.

Появление игрушек из бумаги, баночек, косточек от фруктов, желудей, скорлупы от грецкого ореха и т.д. воспринимается ребенком как чудесное превращение, вызывает у него восторг, будит его фантазию. Наблюдая за вашей работой, ребенок будет задавать вопросы, высказывать свои предположения. Даже если он будет молча наблюдать за работой, это все равно полезно для его развития.

Что же вы можете сделать вместе с ребенком?

Девочки очень любят украшения, поэтому можно сделать бусы, кольца, браслетики, нанизав на толстую нить или тонкую проволоку желуди, ягоды рябины или обертки от конфет, вафель и т.д. Перед вами лежит материал, пофантазируйте, и попробуйте выполнить какое-нибудь несложное украшение.

Известно, что мальчики очень любят пускать лодочки, кораблики. Сделать их можно из половинок грецкого ореха, а мачту с парусом – из палочки и бумаги. Лодочки можно вырезать из пенопласта, пробки вырезав их соответствующей формы. Давайте попробуем их смастерить.

В домашних условиях налейте в таз воды, и пусть ребенок пускает лодочки. При этом он познает свойства воды. Предложите ему еще несколько разных предметов (резиновую уточку, пластмассовый шарик, камешек, каштан, перышки, лист бумаги и т.д.), играя с ним, он обнаружит их разные свойства, у него появится желание экспериментировать.

Интересны для игр гремящие игрушки. Сделать их просто. Необходимо взять любую пустую пластмассовую емкость или тару от киндер – сюрприза и насыпать туда горошины, желуди, мелкие камешки и т.д. Привлеките к этому процессу ребенка. На горлышке хорошо закрепите палочку, за которую ребенок будет держать «шумелочку». Игрушка готова.

Бумажные самолетики, стрелы, вертушки можно сделать прямо на прогулке. Играя с ними, ребенок будет много двигаться, наблюдать за их движением в воздухе, получая при этом положительные эмоции.

Мастеря игрушки вместе с детьми, обращайте внимание на то, чтобы дети работали пальцами обеих рук. Не бойтесь доверять ребенку ножницы, только помните, что они должны быть безопасными, с тупыми концами. Работать с ними ребенок должен под непосредственным присмотром взрослого. На начальном этапе обучения возможно использование совместных действий взрослого с ребенком, когда вы берете руку ребенка в свою и проделываете нужное движение. Пусть ребенок почувствует это, в дальнейшем он более успешно будет повторять его сам.

Не забывайте отмечать достижения ребенка, подчеркивая значимость его дел. Участие в делах взрослых членов семьи вызывает у ребенка радостные чувства, он начинает осознавать себя членом семейного коллектива и свой «вклад» в общее дело: «Я помощник». Дети очень любят строить из песка, снега, небольших прутьев, брусков, камешков.

Обыгрывайте постройки, чтобы вызвать желание строить. Вот тут-то и пригодятся поделки из различных материалов, которые ребенок с удовольствием будет использовать в своих постройках наряду с готовыми игрушками. На этой основе будут обогащаться и сюжетные игры.

«Сенсорные игрушки своими руками»

Проявив фантазию и приложив усилия, затратив немного времени и средств, можно своими руками сделать полезные игрушки для своих детей.

Погремушки

Для изготовления нужно взять небольшие баночки из-под любого крема, тщательно вымытые. Насыпать в них любой наполнитель (крупу, пуговицы, монеты, и вообще всё, на что хватит фантазии). Хорошо закрыть и – можно играть! Можно менять звучание таких игрушек, насыпая другой наполнитель.

Развивающий коврик

Очень полезная, многофункциональная игрушка! Совсем необязательно тратить деньги на «магазинный» коврик, его можно сделать своими руками. Главное – соблюдение принципа развивающего коврика – максимум всевозможных «раздражителей». Иными словами, эта игрушка должна стимулировать тренировку зрения, слуха, осязания. А чтобы стимулировать ещё и речевое развитие – проговаривайте с детьми все его и Ваши действия!

В качестве основы Вам потребуется кусок прочной и толстой ткани размером метр на метр (или на Ваше усмотрение). Подберите для коврика лоскутки разных цветов и фактуры (можно куски меха, замши, кожи). Главное, чтобы лоскутки были яркими, эстетически оформленными, привлекали внимание детей. Найдите несколько крупных пуговиц разного цвета и формы, шнурочки или атласные ленты, колокольчики с разным тоном звучания (можно погремушки), маленькое зеркало в прочной оправе – и всё, что подскажет Вам фантазия. Пришивайте все эти предметы в произвольном порядке на основу. Всё, игрушка для детей готова!

Обучающие ботинки

Многие дети имеют нездоровую тягу к родительской обуви – таскают грязные ботинки по всей квартире и даже пытаются пробовать её на вкус. В этот период можно сделать для ребёнка специальные обучающие ботинки. Можно взять старые кеды, отстирать их с детским порошком, а дальше оформить игрушку на свой вкус – пришить крупные пуговицы, дополнительные шнурки, раскрасить в яркие цвета.

Тактильный мешочек

В основе игры лежит всем известная игра «Волшебный мешочек», в которой надо на ощупь определить предметы разных форм. В данной игре необходимо угадать предметы не по форме, а по текстуре. Материалы для изготовления : одинаковые крышки из-под пластиковых бутылок, картон, наждачная бумага, ковролин, ткань (вельвет, кожа, мех, шёлк, джинсовая ткань), гофрокартон. Для игры можно сшить яркий красный мешочек.

Бусины для нанизывания из глины

Раскатать ровные шарики из глины. Зубочисткой сделать дырочку. Бусины высыхают несколько дней. Потом покрыть их клеем ПВА. После высыхания красим бусины гуашью или акварелью, покрываем лаком. Получилось пособие по развитию мелкой моторики.

Мягкая книжка

Выкроить и вырезать квадраты ткани одинакового размера для листов книги. Квадраты украсить аппликацией, различными фигурками. Для мягкости и толщины добавить в страницу слой синтепона. На каждой странице можно сделать молнии, шнуровки, кармашки.

Коробка с вкладышами

Взять картонную коробку и проделать в ней разные отверстия – для больших и маленьких мячиков. Игрушка подходит для развития мелкой моторики и для знакомства с размером предметов – большой и маленький. Можно проделать отверстия не только круглой формы, но и квадратной, треугольной, овальной.

Желаю успехов в таком важном деле – воспитании подрастающего поколения!

Какие игрушки нужны детям

Автор: Тимошенко Наталья Викторовна, воспитатель, Липовский филиал МБДОУ Центр развития ребенка-детский сад, р.п. Умет Тамбовская область.

Описание работы: данная публикация будет полезна психологам и воспитателям для проведения консультаций в работе с родителями.

Консультация для родителей "Игрушки в жизни детей"

Цель: обогащение знаний и привлечение внимания родителей по правильному подбору игрушек для детей дошкольного возраста.
Вопросы для обсуждения:
1. Что такое игрушка? Роль игрушки в развитии ребенка.
2. Рекомендации и советы по выбору игрушек для детей дошкольного возраста.

Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Вспомните свои любимые игрушки! Это не обязательно дорогие и шикарные куклы и машины. У кого-то это невзрачный мишка, переданный по наследству мамой, малюсенький пупсик с огромным количеством немыслимых нарядов из тюля ит.д. Выбор игрушек для ребёнка – очень важное и серьёзное дело.

Именно с игрушками у большинства людей ассоциируется детство. У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с подружкой-игрушкой. На них иногда злятся, их наказывают и даже ломают, забрасывая в дальний угол, но их вспоминают в минуты детского горя, достают из угла, чинят, дорисовывают стёршиеся глаза и губы, шьют новые наряды, пришивают уши и хвосты. Поэтому относиться к выбору игрушек, по крайней мере, взрослым нужно очень серьёзно. Итак, начнём с самых маленьких.

В первые дни и месяцы своей жизни возможность познания ребёнком окружающего мира ограничена. Весь мир для малыша заключается в маме её улыбке. И через общение с ней ребёнок знакомится с первыми предметами и игрушками. В этот период малышу необходимы всевозможные кольца из резины, погремушки, подвески. Они должны быть яркими и находиться в поле зрения ребёнка, так как игрушка должна привлекать внимание ребёнка. Чуть позже, с развитием хватания, малыш должен иметь возможность действовать с предметом: стучать им, кидать его. Хорошо если игрушка будет звучащей.

В 6-9 месяцев можно добавить так называемые игрушки - вкладыши, которые позволяют ребёнку развиваться интеллектуально. Постепенно в предметный мир малыша можно вводить животных и пупсов из резины. У них должны быть крупные составные части и хорошо прорисованные детали лица.

В 9-12 месяцев можно порадовать ребёнка заводными игрушками-забавами: клюющими курочками, барабанящими зайцами.

В 10-12 месяцев ребёнку нужны пирамидки из 3-5 колец и кубики. Многих родителей настораживает то, что в этот период ребёнок буквально всё тянет в рот. Не пугайтесь: во-первых, у малыша просто режутся зубки, а во-вторых, рот является для ребёнка таким же средством познания, как руки, и глаза, вам необходимо помнить лишь о гигиене игрушек.

В возрасте от 1-го года до 3-х лет малыш становиться более самостоятельным, у него появляется возможность самостоятельно передвигаться. Но радость малышу - проблемы родителю! Чтобы ваши любимые вазы, сервизы и книги и дальше продолжали служить вам, уберите их с глаз ребёнка, не провоцируйте его на «подвиги». В этот период уже можно купить ребёнку меховую игрушку, с которой он будет замечательно засыпать. А большая коробка и ваша помощь помогут малышу запомнить, что игрушки надо убирать.

К 3-м годам малыш начинает усваивать функциональное назначение предметов. А где, как не в игре, он может наиболее чутко усвоить, что на стуле сидят, а едят с тарелки? Поэтому необходимо расширять набор детских игрушек посудой и мебелью. Она должна по размеру приближаться к детской, но быть более лёгкой. Ребёнок стремиться жить взрослой жизнью, так помогите ему. Игрушечное отображение реальной жизни позволит ребёнку легко освоиться далее в коллективе сверстников и полноценно развиваться как эмоционально, так и интеллектуально. К 3-м годам игрушки, живущие у ребёнка, должны увеличиваться в размерах: большая кукла, большая машина, большой игрушечный зверь. В набор игрушек необходимо включать и всевозможные пирамидки, конструкторы. Эти игрушки сами подсказывают ребёнку, как с ними действовать.

К 4-5-ти годам живейший интерес у ребёнка начинают вызывать всевозможные наборы семей, солдатиков, зверушек. Ребёнок начинает придумывать с ними различные варианты игр. Игровые предпочтения начинают делиться по половому признаку: мальчики выбирают машинки и оружие, а девочки кукол и всё, что с ними связано. Но и у тех, и у других продолжает развиваться интерес к различным видам мозаики и лото.

К 6-ти годам у ребёнка просыпается интерес к моделированию, конструированию, т. е. к тем играм, которые позволяют ему что-нибудь смастерить своими руками.

Все вышеперечисленные игрушки можно отнести к так называемым «готовым формам», т. е. эти игрушки изготовлены фабричным способом и в них уже заложено функциональное назначение. Но существует ещё одна, не менее важная группа - предметы-заместители. Она включает в себя, с точки зрения взрослого, совершенно ненужные вещи, а точнее - мусор, но для ребёнка это наиценнейший материал для развития фантазии и творчества. Это всевозможные лоскутки, тряпочки, коробочки, обрубки дощечек или палочек, кружочки, обломки чего-нибудь и т.д.

Введение этих предметов целесообразно с 2-3-х лет, так как именно в этот период происходит развитие активной речи, а предметы-заместители ставят малыша перед необходимостью называния их реально существующим и принятым по отношению к тому или иному предмету словом.

В школьном возрасте дети учатся играть без игрушек. Им всё больше начинают нравиться подвижные игры со сверстниками с помощью мячей, скакалок, черепков, ножичков и т.д. В играх ребёнок учится выигрывать и проигрывать, подчинятся правилам, признавать выигрыш другого ребёнка, общаться и работать совместно с взрослыми и сверстниками.

Помните, что все, кроме любимой игрушки, надо периодически менять и обновлять. Если вы заметили, что малыш долго не берёт в руки какую-то игрушку, значит, она ему сейчас просто не нужна. Спрячьте её подальше, а через некоторое время, её появление вызовет новый эмоциональный или познавательный интерес у ребёнка. И ещё один совет. Не водите ребёнка слишком часто в игрушечный магазин с множеством соблазнительных, но очень дорогих игрушек. Сколько слёз и страданий малышей видели сидящие на прилавках новомодные куклы, машины и звери! Эти переживания, когда ребёнок не может получить то, что очень хочется, ему совсем не нужны. Только, когда вы сами готовы подарить ребёнку радость, ведите его в магазин и делайте ему праздник.

Если вы хотите купить своему ребёнку новую игрушку, руководствуйтесь 4-мя правилами.
Игрушка должна быть:
Безопасной
(просмотрите качество изготовления, материал из которого она сделана)
Эстетичной на вид
Соответствовать возрасту
Многофункциональной (чем больше действий ребёнок сможет выполнить с игрушкой, тем лучше; естественно это не касается погремушек для малышей)

Есть поговорка "Нельзя всю жизнь в игрушки играть". Это правда, но согласитесь, взрослые, как иногда приятно получить смешной сувенир от приятного человека! Дарите своим детям радость не только в дни рождения и в Новый год, но и просто так, от хорошего настроения.

Что такое игрушка?

Игра и игрушка, по мнению ученых, - важнейшие составляющие любой культуры. Какова культура, таковы и игрушки. Игрушка - культурное орудие, посредством которого в особой «свернутой форме» передается состояние современной культуры (цивилизации), направление движения: к жизни или смерти, процветанию или деградации, взаимопониманию или отчуждению. С помощью игрушки ребенку передаются сама суть человеческих отношений и сложное мироустроение.

Прежде всего, нужно подчеркнуть, что развитие ребёнка происходит в разных видах деятельности. Его самостоятельная и осмысленная активность в любой форме - есть важнейший результат развития. Ведь у человека осознание окружающего мира происходит, прежде всего, в действии. А стало быть, главная функция игрушки заключается в активизации детской деятельности и становлении ее новых форм.

Развивающий и образовательный эффект игрушки определяется прежде всего характером игрового действия и его связью с задачами развития. Этот аспект при выборе игрушек нужно отчетливо осознавать. Отдавая предпочтение какой-либо из них, взрослые должны сразу представить, что ребёнок будет с ней делать.

Во всем разнообразии видов детской деятельности психологи выделяют две группы. В первую входят те, внутри которых происходит преимущественное освоение смыслов, задач и норм отношений между людьми, и на этой основе - социальное и личностное развитие ребёнка. Вторую группу составляют виды, внутри которых происходит усвоение способов действия с предметами, и на этой основе - формирование интеллектуальных, познавательных способностей. Исходя из этого, все игрушки тоже условно делятся на две группы.

В первую можно объединить все то, что способствует социально-эмоциональному развитию (или развитию личностной сферы). Это игрушки, предполагающие общение или обращение с ними как с живыми персонажами: животные (мишки, зайчики, собачки) и, конечно же, куклы со всевозможной утварью. Сюда же относятся наборы для игры в доктора, парикмахера, магазин и так далее, с деталями костюмов и вспомогательными атрибутами (халат и повязка врача, руль для машины, милицейская фуражка, красная шапочка). К этой же группе можно причислить и транспортные игрушки (грузовики, поезда, машинки, позволяющие что-то перевозить).

Во вторую группу входят игрушки, способствующие развитию интеллектуально-познавательных и моторных способностей . Это всевозможные кубики, конструкторы, пазлы, мозаики, лото и домино.

Помимо двух уже упомянутых линий развития, существует еще и третья. Это физическое развитие и воспитание ребёнка. Задача укрепления здоровья, и формирования у малыша определенных физических качеств (силы, выносливости, ловкости, меткости) - один из важнейших аспектов в воспитании. Естественно, эта сторона детского развития воплощена во множестве специальных игровых пособий, и предполагает использование средств иного рода - мячей, обручей, скакалок, кеглей. Так что, этот ряд игрушек должен быть выделен особо.

Современная игрушка - что это?

Одним из основных средств духовно-нравственного воспитания является создание такой образовательной среды, которая позволяет выстроить иерархию нравственных ценностей и обеспечить полноценную жизнедеятельность ребенка. Важнейшей составной частью образовательной среды являются игра и игрушка.

Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды нарушает стабильность и устойчивость мира, т.е. лишает маленького человека уверенности в том, что мир прочен, надежен, а значит, безопасен. Поставлена под вопрос предсказуемость мира, необходимая ребенку для адекватной социализации, для управления собственным поведением. Появление новой игрушки порой не только отражает уже существующий уровень технической оснащенности, но и в определенной мере может способствовать рождению новой технологии. Так, в конце XIX века представление о мире выразилось в широком распространении оптических игрушек (бинокли, подзорные трубы, микроскопы и пр.), что, как считается, определенным образом подготовило изобретение кинематографа.

Серийная игрушка, с которой чаще всего, к сожалению, имеет дело современный ребенок, по сути своей является «антиигрушкой»: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира; она формирует тенденцию вытеснения развивающей игры и подлинного творчества. Массовость производства профанирует индивидуальные эмоциональные отношения с игрушкой как с «другим Я». Внешняя привлекательность игрушки-товара становится важнее игрового применения, отсюда - новые формы, материалы, не свойственные традиционной игрушке. Сегодня детская игрушка как часть современной массовой культуры способствует построению ребенком весьма мрачной и безрадостной картины мира, о чем свидетельствуют детские рисунки.

Как мы выбираем игрушки!

Каждый родитель уверен в том, что знает, что нужно его ребенку. А по каким критериям мы выбираем и покупаем игрушки? Небольшой соцопрос показал: мы руководствуемся чем угодно - ценой, желанием ребенка, собственными пристрастиями, но не соображениями дидактической полезности. Чего уж мелочиться, если нужная сумма у нас есть, а ребенок прожужжал все уши, и у Пети, Кати, Саши из его группы такое уже давно имеется? Срочно купить!

Один из наиболее весомых мотивов для покупки игрушки - «ребенок хочет именно ее». Или - «я ему обещал, если он закончит четверть на пятерки (не будет больше драться и т. д.)». Покупается соответствующая, мягко говоря, удивительная игрушка. А потом мы будем удивляться, почему при таком количестве разных игрушек у нас чайники не собираются!

Еще один вариант - «куплю, только замолчи!» или «у меня в детстве такой игрушки не было, пусть хоть у моего ребенка будет». А может, это ваше счастье, что у вас такого не было? Когда я была маленькая, весь мой детский сад завидовал владелице привезенной из-за границы и просочившейся в дошкольное учреждение очень осуждаемой тогда куклы Барби. А теперь, после многолетнего барби-изобилия мы имеем проблемы с девочками-подростками, воспитанными на пропорциях этой куклы. Девочки вырастают и понимают, что никак не соответствуют параметрам своего идеала. Кстати, англичане, спохватившись, теперь приближают образ британского аналога Барби - куклы Синди - к внешности в меру упитанной пятнадцатилетней девочки-подростка.

При перечислении критериев выбора игрушек мы не принимали во внимание педагогически подкованных родителей, которых, к счастью, тоже немало. По утверждению детских психологов, мамы и папы сегодня делятся на две категории: очень образованные, проштудировавшие тонны специальной литературы, и катастрофически безграмотные. Середины нет.

Критерии отбора

1. Простота и доступность. Иногда взрослым кажется, что чем больше разных свойств и качеств содержит игрушка, тем лучше. К примеру, пластмассовый слоник на колесах, который одновременно и паровозик, и телефон. Казалось бы, такая универсальная игрушка открывает самые разнообразные возможности для деятельности ребенка. Но - подобное «разнообразие» лишь дезориентирует малыша. Он не знает, что нужно делать-- возить слоника, кормить его или разговаривать по телефону. Причем, полноценно выполнить все эти действия невозможно. На таком слоне ничего не перевезешь - на него ничего не положишь и никого не посадишь, телефонная трубка все время падает, да и слоном его считать не совсем правильно, ведь это все-таки телефон, причем, на колесах. Гораздо полезнее в этом отношении было бы «разъединить» функции и предложить ребёнку три разных и понятных по своему назначению и по способу действия предметы.

2.Стимуляция активных действий. «Полезность» игрушки - далеко не единственный критерий оценки. В ней как бы пересекаются интересы и задачи взрослого и ребёнка. Она обязательно должна приносить малышу радость и удовольствие. Для того чтобы игрушка стимулировала осмысленную детскую активность (т.е. способствовала развитию), она должна отвечать интересам ребёнка, соответствовать его потребностям, быть увлекательной и привлекательной. Соответствие интересам самого ребёнка - важнейшее требование к игрушке, которое, собственно и делает её игрушкой. Но интересы и предпочтения у детей и взрослых зачастую не совпадают. Взрослых привлекает внешняя красота, сложность, богатство деталей, или описанное в аннотации развивающее значение. У детей несколько другие «приоритеты». Они могут предпочитать ту или иную игрушку потому, что видели подобную у своих друзей, или потому что она похожа на знакомого сказочного или телевизионного персонажа. Однако главным привлекающим фактором для ребёнка является возможность что-либо с ней делать. Только в том случае, если она вызывает желание действовать с ней (разбирать и собирать, передвигать различные части, возить, извлекать новые звуки), малыш хочет скорее взять её в руки и начать игру.

Кроме того, развивающая роль игрушки заключается в ее способности быть не просто привлекательной, но и открытой для разнообразных форм активности ребёнка. Предметы, предполагающие, пусть и полезные, но стереотипные, однообразные действия, могут стать материалом для упражнений, тренировок, но не для игры. Игра - это сфера образов, условностей, скрытых возможностей. Это, прежде всего, проба своих способностей и выяснение свойств предмета, с которым играешь. Поэтому он должен содержать элемент новизны для поддержания любознательности и собственной активности ребёнка.

Если же в игре с тем или иным предметом предполагается строго определенный способ употребления (как, например, заводные, механические или некоторые электронные игрушки), то игра будет просто упражнением или времяпрепровождением, но не образовательной активной, творческой деятельностью. Чем более определённой и завершённой является игрушка, тем меньше она оставляет простора для детского творчества. Игрушки более простые и менее определённые допускают широкий спектр игровых действий. Соответственно, материал игры должен быть достаточно простым и вместе с тем гибким, допускающим усложнение, вариативность и упрощение поставленных задач. Игрушка должна быть максимально открыта для преобразований. Такие универсальные и популярные во все времена игрушки как мячи, кубики, вкладыши, куклы, благодаря своей простоте, чрезвычайно пластичны, допускают бесконечные усложнения, тысячи новых комбинаций и не могут наскучить ребёнку. Таким образом, открытость для разнообразных действий, гибкость и простота - важное требование для хорошей игрушки.

3. Поощрение самостоятельности . Игровые действия ребёнка должны быть самостоятельными. Игрушку можно рассматривать как особый предмет, позволяющий ему ощутить уверенность в своих силах. Она должна быть опорой для самостоятельных действий детей, должна помогать ощутить свою компетентность и автономность. Возможность или невозможность самостоятельного действия зависит от некоторых незначительных и незаметных для взрослых деталей. Например, типичная и очень интересная для маленьких детей коробочка с сюрпризом: стоит нажать на кнопку, как из коробочки выскакивает зайчик или котёнок. Но всё дело в том, где расположена эта кнопочка. Если она находится сверху (и нажимать нужно вниз) - всё в порядке, малыш будет самостоятельно с удовольствием играть и радоваться внезапному выпрыгиванию зайчика. Но если эта кнопочка помещена спереди, и для её нажатия необходимо удерживать коробочку другой рукой (иначе она сдвигается назад) самостоятельная игра для ребёнка становится невозможной - необходима помощь взрослого, который удерживает коробочку или сам вызывает появление зайчика.

Игрушки должны способствовать самостоятельной постановке и разрешению все более сложных задач. Наличие не только «загадки», но и подсказки, вызовет интерес и желание действовать. Предмет игры выбран правильно, если он содержит понятные ребенку ориентиры для его самостоятельной деятельности. В качестве примера можно привести такие известные народные игрушки как пирамидки, матрёшки, вкладыши, которые сами «подсказывают» правильный способ действия. Совершенно новые, незнакомые и непонятные детям предметы, не имеющие никаких аналогов в их личном опыте, не дают «подсказки» для самостоятельных действий и скорее испугают, чем вызовут желание играть. Оптимальное сочетание новизны и узнаваемости, наличие задачи и ориентиров для её решения - важное качество игрушки, стимулирующее детскую активность.

4. Этика, эстетика, культура . К социальным особенностям игрушки относится, прежде всего, этический аспект, который наиболее тесно связан с её воспитательной функцией. Игрушка должна по возможности вызывать добрые, гуманные чувства. Недопустимым является наличие в ней качеств, стимулирующих асоциальные действия и чувства: насилие, жестокость, агрессивность, безразличное, объектное к живому, недопустимы.

При выборе игрушек всегда нужно учитывать и художественный, эстетический аспект. Многие народные и авторские игрушки являются произведениями искусства. Важно отметить их психологическое значение, поскольку художественные качества игрушки с одной стороны делают её привлекательной для ребёнка, а с другой - формируют его эстетический вкус.

Важный момент в оценке игрушки - её связь с окружающей общественной жизнью. Показательно, что игрушки каждого поколения детей существенно различаются (в особенности куклы, бытовая утварь, транспорт). Очевидно, что, пользуясь ими, дети осваивают различные общественные модели. Через игру дошкольники привыкают к орудиям труда, предметам домашнего обихода, мебели, одежде, машинам, принятым в современном для них обществе. Поэтому «современность» игрушки, её способность воплотить в себе и передать детям «дух своего времени», должны учитываться при оценке.

Кроме того, важным достоинством игрушки является её связь с культурными традициями своего народа. «Традиционность» игрушки имеет не только этнографическое или историко-культурное значение, но и является незаменимым средством воспитания и развития детей. Особенно богата в этом отношении отечественная традиция (дымковская, гжельская, сергиево-посадская деревянная игрушка). И, конечно же, важно оценивать технические качества игрушки. На первый план здесь выходят прочность и безопасность.

Таковы самые общие требования, которые необходимо учитывать при выборе игрушки для ребёнка. В этом году на страницах нашего журнала мы будем подробно рассказывать о различных типах игрушек, подходящих для детей разного возраста. Предметом специального рассмотрения будут вкладыши, пирамидки, кубики, машинки, куклы и другие виды детских забав. Мы постараемся показать их возможности, поможем отличить хорошие и не очень хорошие образцы каждого вида игрушечной продукции, и расскажем, как с их помощью можно развивать способности малыша.

Подведем итоги

Итак, исходя из сказанного, следует: первое и необходимое требование к игрушке - потенциальная возможность стать предметом соответствующего действия (деятельности) ребенка. Выбирая забаву, нужно, с одной стороны, ориентироваться на возраст (и, следовательно, главный тип деятельности), а с другой - стремиться к тому, чтобы в распоряжении были все виды игрушек, способствующие развитию различных сфер жизнедеятельности. Возможность (или невозможность) активного действия ребенка зависит от многих качеств, например от величины игрушки. Огромные мягкие «животные» (собаки, бегемоты, слоны), которые трудно взять в руки, не предмет детских действий. Те же мягкие игрушки, но меньших размеров вполне могут использоваться в детской игре. Большое значение имеют и технические качества. Если кольца пирамиды с большим трудом надеваются на стержень, части матрешки со скрипом соединяются друг с другом, а колеса машинки плохо прокручиваются, ребенок не может осуществлять с этими игрушками соответствующие действия, хотя сами по себе эти виды имеют несомненное развивающее значение. Иногда взрослым кажется, что чем больше разных свойств и качеств содержит игрушка, тем лучше. Так, казалось бы, пластмассовый слоник на колесах, который одновременно и паровозик, и телефон, открывает разнообразные возможности для детской активности. Но такое «разнообразие» дезориентирует ребенка: он не знает, что делать - возить ли, разговаривать ли по телефону или кормить? Причем полноценное выполнение всех этих действий весьма ограничено - перевозить что-либо на такой игрушке невозможно (ничего не положишь и никого не посадишь), телефонная трубка все время падает, а слон не в полной мере слон, поскольку он телефон на колесах. Гораздо полезнее в этом плане было бы «разъединить» все функции и предложить ребенку три разных и понятных по своему назначению и по способу действия предмета.

Итак, действия ребенка с игрушкой должны быть осмысленными, вариативными, самостоятельными и включенными в коммуникацию. Все это психолого-педагогические требования к игрушке, которые нужно использовать при ее выборе. Однако игрушка - не только объект детской деятельности, но и предмет культуры, вобравший в себя определенное социокультурное содержание и передающий его детям. Особенности игрушки как предмета культуры имеют как самостоятельную ценность, так и определенное воспитательное значение. Эти особенности также необходимо учитывать, осуществляя экспертизу. К социокультурным особенностям игрушки относится прежде всего этический аспект, который наиболее тесно связан с ее воспитательной функцией. Игрушка должна по возможности вызывать гуманные чувства и стимулировать просоциальные действия. Она должна поддерживать бережное отношение к живому, подчеркивать человеческое, антропоморфное начало в животных, растениях и, конечно же, в человеке во всех его ипостасях. Недопустимо наличие в игрушке качеств, стимулирующих асоциальные действия и чувства: насилие, жестокость, агрессивность ко всему живому. Нарушение этических требований к игрушке, даже при ее хорошем развивающем эффекте, должно быть основанием для ее отрицательной оценки.

Требования, которые необходимо учитывать при выборе конкретной игрушки

1. Психолого-педагогические: игрушка выступает как предмет деятельности ребенка и рассматривается с позиций возможного развивающего эффекта.

2. Социо-культурные: игрушка рассматривается с точки зрения ее объективных свойств, имеющих наиболее важное значение для воспитания.

3. Технические: прочность, качество изготовления, безопасность для здоровья – первые и совершенно необходимые требования. При их отсутствии, т.е. при выявлении какой-либо опасности для здоровья ребенка, дальнейшую психолого-педагогическую оценку проводить нецелесообразно. Игрушки, способствующие социально-эмоциональному развитию: различные виды животных (мишки, зайчики, собачки и пр.); куклы со всевозможной кукольной утварью; наборы для игры в доктора, парикмахера, магазин; детали костюма и атрибуты, помогающие принять и удерживать игровую роль (халат и шапочка врача, руль для машины, милицейская фуражка, красная шапочка); транспортные ингушки (грузовик, поезд, машинка).

Игрушки, способствующие интеллектуально-познавательным и моторным способностям: всевозможные кубики, конструкторы, пазлы, мозаика, лото, домино и пр. Игрушки, способствующие развитию физических качеств: мячи, обручи, скакалки, кегли.

Приобретение некачественной игрушки грозит вашему ребенку:

Отравлением токсичными веществами. Зарегистрированы случаи, когда в качестве наполнителя в погремушках использовались протравленный токсичными веществами горох и фасоль.

Рецидивами аллергии. Некачественная продукция может в больших количествах содержать различные химические вещества, в том числе формальдегид - прямого виновника аллергии.

Травматическими повреждениями. Плохо закрепленные мелкие детали могут попасть в дыхательные пути малыша. В электрических игрушках вы вполне можете столкнуться с превышением нормы электрического напряжения.

Опасностью возникновения пожара.

И последнее: не забудьте тщательно вымыть новую игрушку, прежде чем отдать ее ребенку. Это элементарное правило предосторожности поможет сохранить здоровье вашему малышу.

Использованная литература :

1. Абраменкова В. Осторожно: антиигрушка! Родителям об играх и игрушках»//Дошкольное образование.- 2005.- №4.- С. 98-108.

2. Абраменкова В., Тютюненко Н. Детские игрушки: вредные и полезные//сайт «Адалин»,http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l_030150.shtml

3. Смирнова О. Как оценить их качество//Дошкольное воспитание.-2005.-№4.-С.68-73.

4. Смирнова О. Как выбирать игрушки//Мама и малыш.-2005.-№3.