Должен ли ребенок помогать по дому. Почему ребенок должен помогать с домашними делами? Чистоплотность: врождённое или приобретённое

Домашние обязанности ребенок должен иметь с первых лет жизни. Конечно, двухлетний малыш не сможет почистить картошку, но справиться с уборкой своих игрушек он вполне в состоянии.

Дети обязательно должны помогать родителям по дому, и если вы не хотите вырастить трутня, не приспособленного к самостоятельной жизни, малыша обязательно нужно приучать к домашней работе.

Почему маленькие дети должны помогать родителям по дому

Если спросить женщин, когда они наводят порядок, то большинство из них ответит, что делают это, пока детей нет дома, пока они смотрят мультики или чем-то заняты. Да, без детей процесс уборки идет быстрее, но с ними он будет гораздо полезнее: и для детей, и для родителей. Многие уверены, что не нужно перегружать детей домашними обязанностями в семье и лишними заботами. «Не забирайте у детей детство!» - кричат противники того, чтобы дети выполняли посильные и соответствующие их возрасту дела по дому. Сбор ягод в бабушкином огороде, чистка своих ботинок или уборка игрушек - от этого не пострадал еще ни один ребенок!

Почему маленькие дети должны помогать родителям по дому, зачем им нужны домашние обязанности?

Чувство принадлежности к семье . Выполняя домашние дела ребенок будет чувствовать себя необходимыми в семье, способным внести свой собственный вклад в семейное благополучие и поэтому быть ее полноправными членом.

Забота о будущем . Дети, у которых вообще не было никаких домашних обязанностей, не способны позаботиться о себе сами и остаются детьми даже тогда, когда все их сверстники уже повзрослели.

Организованность . Ежедневное выполнение домашних обязанностей в семье помогает ребенку стать более организованным и перенести это качество на другие сферы жизни: учеба, отношения с учителями, родителями, отношения со сверстниками.

Ребенок, который умеет сам себя обслуживать, будет более успешен в самостоятельной жизни, независим, уверен в себе и в своих силах.

Как можно приучить ребенка помогать по дому

А как можно приучить ребенка помогать по дому, чтобы не вызвать у него ненависти к домашней работе? Не нужно ограждать малыша от «сложных» дел, нужно просто давать посильные и выполнимые в его возрасте задания. Многие боятся, что ребенок будет мешать и путаться под ногами. Да, будет! Но как же без этого он узнает, как готовить пироги или мыть посуду? Это для нас привычно ощущать на коже прохладу воды, мягкость теста, шершавость вафельного полотенца, а для ребенка это целая вселенная, которую вы можете открыть для него, занимаясь такими обычными делами, как приготовление пищи, уборка или стирка. Мы так погрязли в быту, что забываем, как быстротечно детство наших малышей. Мы никогда не вспомним подгоревший суп или невымытый пол, но мы обязательно вспомним горящие глаза нашего ребенка, который первый раз взял в руки веник, впервые попробовал стирать белье, неумело пытается перемешать салат огромной для него ложкой. Не лишайте ваших детей возможности быть рядом с вами и познавать мир через наведение порядка в доме.

Безусловно, есть такие дела, которые мы должны выполнять без ребенка, например, чистка сантехники средствами, содержащими хлорку и другие не очень полезные для детей химические вещества. Есть домашние заботы, которые можно выполнять в присутствии ребенка, но без его непосредственного участия.

Какие обязанности ребенок выполняет в семье (с картинками)

Какие обязанности ребенок выполняет в семье, как он может помочь родителям? Ребенок может делать практически все! Чтобы вам было легче ориентироваться, можно составить списки дел, которые можно делать без ребенка, рядом с ребенком и вместе с ним, то есть при его активном участии. Для этого воспользуйтесь следующей таблицей.

Домашние дела и ребенок:

Без ребенка

Рядом с ребенком

Вместе с ребенком

Постарайтесь вписать в первую колонку как можно меньше дел: время «Без ребенка» можно и нужно тратить на что-то более приятное, полезное и интересное, чем уборка. А ведь для многих современных мам именно время сна ребенка является временем для выполнения домашних дел. Маме тоже нужно отдыхать и набираться физических и моральных сил!

«Рядом с ребенком» и «Вместе с ним» можно выполнять практически все домашние хлопоты, главное в это время хорошенько его занять. Если мама занялась рукоделием, то ребенок может быть рядом и развивать мелкую моторику, перебирая пуговицы и лоскуты ткани. Если мама решила навести порядок в книгах и документах, у ребенка есть прекрасная возможность сделать аппликацию из ненужной бумаги или нарисовать портрет всей семьи на гарантийных талонах с закончившимся сроком действия. Если мама «расхламляет» гардероб, то малыш может представить себя моделью и дизайнером и примерить на себя различные образы.

Дети не обязательно должны заниматься тем же, чем заняты вы. Они могут действительно просто находиться рядом или хотя бы в одной комнате с вами. Если малыш занят строительством железной дороги и города вокруг нее, то вам можно смело снимать шторы или гладить белье, поддерживая игру, задавая наводящие и уточняющие вопросы: «А в твоем городе есть почта?», «А как же без кафе! Надо же жителям городка где-то подкрепляться», «Куда отправляется твой поезд?» и т.д. Чем дольше вам удастся подогревать интерес к игре, тем больше у вас будет времени на ваши дела.

Даже самый маленький ребенок может выполнять посильные дела по дому - пусть и с вашей небольшой помощью. Вам стоит подумать и составить свои списки того, что ваш ребенок может делать, реально помогая вам. Чем старше ребенок, тем больше помощи он вам может оказывать.

Прежде чем составить такой список, нужно отключить предубеждения.

Предлагайте ребенку больше, чем, по вашему мнению, он способен сделать. Лучше попробовать на практике и убедиться, что это ему пока недоступно, чем переждать и получить ребенка, который скажет: «Нет, ты сама почисть».

Подумайте, какую реальную помощь может оказать ребенок и что для этого нужно подготовить.

Для удобства можно использовать таблицу.

Чем мне может помочь ребенок?

Помимо того что ребенок может быть активным участником ваших домашних дел, он может вам просто не мешать. Это тоже хорошее подспорье, особенно если другой помощи у вас нет.

Как это сделать? Нарисуйте схематично план своей квартиры и пропишите все дела, которые вы выполняете в той или иной комнате, а напротив этих дел напишите то, чем в это время может заняться ваш ребенок. Добавляйте и меняйте занятия для ребенка в зависимости от его возраста и изменяющихся интересов.

А что должен делать ребенок по дому, если он уже находится в старшем дошкольном возрасте?

Такие дети вполне могут:

  • пылесосить, подметать, мыть пол, вытирать пыль;
  • раскладывать и развешивать по местам свои вещи;
  • следить за состоянием своей обуви;
  • поливать цветы;
  • носить нетяжелые покупки, разбирать сумки с продуктами;
  • заботиться о домашнем питомце;
  • мыть посуду и раскладывать ее по местам;
  • застилать свою постель.

Предложите малышу посмотреть на обязанности ребенка в семье в картинках – наверняка много из этого он уже может делать самостоятельно:

Помощниками не рождаются, воспитание в ребенке готовности и желания помогать - это долгий и кропотливый процесс, который вы сможете осуществить легче, если будете разрешать ребенку участвовать в домашних делах и «нагружать» его посильными обязанностями по дому.

Домашние дела ребенка: как дети помогают родителям по дому

Выше были рассмотрены основные обязанности ребенка в семье, если он уже достиг среднего и старшего дошкольного возраста. Но стать помощником можно и значительно раньше! Ниже вы узнаете, как помогают родителям по дому дети от трех лет и старше.

Уборка:

  • Собрать игрушки (составить на полку, собрать в коробку, рассортировать)
  • Разложить свои чистые вещи в шкаф или на полку
  • Унести грязные вещи в корзину для грязного белья
  • Загрузить вещи в стиральную машину, насыпать стиральный порошок
  • Развесить белье
  • Складывать чистое белье (сворачивать платочки или полотенца)
  • Подмести пол веником или пропылесосить
  • Протереть пыль тряпкой
  • Вытереть грязь от своих сапожек на полу
  • Отнести мусор в ведро
  • Вынести мусор в мусоропровод
  • Мыть и протирать посуду

Приготовление пищи:

  • Нарезать овощи, фрукты, ингредиенты для блюд
  • Почистить яйца
  • Размешать салат или некрутое тесто
  • Подавать ложки, чашки, тарелки
  • Пересыпать крупы и макаронные изделия в специальные банки или кастрюли
  • Раскладывать овощи, печенье, пироги на противень
  • Накрывать на стол
  • Налить воду, компот, сок из кувшина или бутылки
  • Накладывать еду в тарелки (салаты, закуски, горячее - с осторожностью и только под наблюдением взрослых!)
  • Украшать пирожные и торты
  • Вырезать печенье формочками, лепить пироги
  • Стирать со стола крошки
  • Поставить нетяжелые упаковки с продуктами в шкаф или холодильник

Домашние растения и животные:

  • Поливать цветы
  • Сажать цветы в горшки
  • Кормить домашних животных, наливать им воду
  • Помогать мыть животных
  • Помогать в огороде или саду (поливать, полоть, сажать, собирать ягоды, фрукты и овощи)

Другое:

  • Доставать почту из ящика
  • Помогать мыть машину
  • Протирать свои ботинки после прогулки
  • Вешать вещи на крючок.

Статья прочитана 104 748 раз(a).

: Время прочтения:

Если ребенок не хочет участвовать в бытовой жизни семьи, его называют ленивым и объясняют это врожденными свойствами. Но бывает, что малыш в одних обстоятельствах проявляет себя эгоистом и сопротивляется любым обязанностям, а в других тот же ребенок помогает маме и показывает чудеса трудолюбия. Почему так происходит и как привить желание помогать рассказывает психолог Юлия Вашкевич .

Участие в домашних заботах — важная часть воспитания.

Я часто наблюдаю детей, для которых характерны две крайности: то они наотрез отказываются помогать, то с энтузиазмом и громким отбирают работу у родителей. Я и сама была такой в детстве. Дома всегда помогала маме из-под палки, начинала делать уборку в последний момент — за полчаса до ее прихода. Мыла за собой посуду только после того, как просьба (десятая по счету) превращалась в крик, забывала о домашних обязанностях.

Совершенно иначе я вела себя в деревне у бабушки. Бабушка с дедушкой вставали в шесть утра и с этого времени непрерывно работали. Мне выделили круг обязанностей, чтобы я помогала по хозяйству.

Кажется, никто в деревне не знал о проблеме, как заставить ребенка помогать по дому. Меня никто не будил, но в восемь утра начинало казаться, что я просплю что-то важное. Отведенную работу я выполняла с фанатичным усердием. Делала даже больше, чем поручили: очищала до блеска кастрюли, мыла посуду для домашней птицы, два раза в день меняла ей воду, собирала траву на корм утятам, цыплятам и резала ее так мелко, как могла. Я старалась быть аккуратнее, чтобы производить хорошее впечатление: складывала и вешала одежду, мыла за собой посуду. Мне было важно получить одобрение бабушки, но еще интереснее наблюдать результаты своего труда.

За работой бабушка рассказывала мне что-нибудь интересное, я пересказывала истории из прочитанных книг. С десяти до четырнадцати лет я приезжала в деревню и помогала с большим энтузиазмом. А в это время дома мама ломала голову, как научить ребенка помогать.

Почему дети должны помогать родителям по дому

Участие в домашних заботах является важной частью воспитания и дальнейшей социализации.

Обязан ли ребенок помогать родителям по дому? Нет. Но дети любят помогать, потому что у этого есть психологическая выгода:

  • повысить собственную значимость и уверенность в собственных силах;
  • обучиться конкретным навыкам;
  • развивать социальный статус и коммуникативные навыки.

Я думаю, бабушка одновременно пользовалась осознанными воспитательными приемами и (даже больше) действовала интуитивно. Смысл не в том, чтобы «правильно» воздействовать на ребенка, а в том, чтобы выстраивать с ним естественные отношения, при которых он повторяет, следует за взрослым, выполняя домашние дела.

Приведенные ниже рекомендации обобщают мой личный опыт, опыт наблюдения за детьми, их родителями и опыт психологов, наработки которых мне действительно пригодились. Если вы думаете, как приучить ребенка помогать по дому, они должны вам помочь.

1 Поддерживайте инициативу ребенка

Если перед вами маленький, еще не «испорченный» воспитанием ребенок, его желание нужно просто поддержать, он и так хочет поучаствовать в вашей взрослой жизни. Если с раннего возраста приучать детей убирать игрушки и выполнять несложные задания, дальше будет легче. Смиритесь, что двух-трехлетний ребенок больше напачкает, чем поможет. Зато он освоит навыки, и в будущем ваши усилия окупятся, вам с большой вероятностью удастся приучить малыша к порядку.

Нет ничего обиднее для ребенка, чем видеть, как вы исправляете или улучшаете результаты его труда.

Конечно, в таком возрасте задания должны быть простыми и не требующими много времени на выполнение. Для малыша это игра.

Обязательно выражайте одобрение: «Как здорово ты мне помогаешь. Я так рада. Спасибо за...». Но избегайте формального «молодец».

Если ребенок постарше не приучен помогать, но вдруг берется за дело, поощрите его теми же словами: «Ты мне здорово помог. Без тебя я бы не обошлась. Спасибо!». Даже если за ним хочется переделать тут же, сдержите себя и просто добавьте: «Ты мне поможешь еще больше, если уберешь теперь на кухне за собой». Нет ничего обиднее для ребенка, чем видеть, как вы исправляете или улучшаете результаты его труда.

2 Создайте ценность дела, которое хотите поручить ребенку

Это похоже на искусство продать товар подороже. Хороший пример — Том Сойер, который красил забор. Он не хотел красить забор, но на публику изобразил настоящий восторг от этого занятия! Он не жаловался на судьбу и злую тетю, не ныл и не просил другого ребенка поработать за него. Удивительно ли, что и другим детям это занятие показалось очень интересным? Настолько интересным, что они даже заплатили, чтобы поработать.

Чтобы создать ценность предстоящей работы, выполните следующие пункты.

Продемонстрируйте, насколько вам приятно работать по дому. Напевайте, насвистывайте, пританцовывайте. Или просто постарайтесь уйти в работу с головой. В этом и был основной эффект деревни. Бабушка с дедушкой работали с энтузиазмом, а энтузиазм заразителен.

Не бросайте укоризненные взгляды на ребенка и не пытайтесь заигрывать словами: «Работать здорово! А ты не хочешь присоединиться?». Дети чувствуют, когда от них чего-то ожидают и пытаются манипулировать, поэтому лучше промолчите и убирайтесь с вдохновением.

Создайте у ребенка ощущение ценности. Когда ребенок попросит себе какое-нибудь задание — вынести мусор или покормить собаку — не спешите радостно соглашаться. Обратите его внимание на то, насколько важным делом вы занимаетесь. Усомнитесь в силах и способностях ребенка сделать это так же хорошо, как вы. Можно предложить предварительное испытание — положить пакет в ведро, вымыть миску. Ребенку будет приятно получить обязанность как привилегию. В таких случаях дети с удовольствием занимаются домашними делами.

3 Попросите, когда вам действительно нужна помощь

Важно просить, а не требовать. Честно признайтесь, что объем работы очень большой, и вы самостоятельно не справитесь. Чаще дети без лишних капризов помогают родителям.

Тут важна честность. Как-то на занятиях с маленькими детьми я попросила девочку помочь перетащить стол, сказала, что мне самой тяжело. Она пыхтя перенесла столик в угол, а затем наблюдала, как я одной рукой переставила другой столик. В глазах было понимание, что ее обманули.

Дети чувствуют, когда от них чего-то ожидают и пытаются манипулировать, поэтому лучше промолчите и убирайтесь с вдохновением.

4 Благодарите

Не важно, это разовая помощь или постоянная обязанность. Дайте ребенку знать, что вы цените его вклад. Старайтесь, чтобы ваша благодарность была качественной, а не формальной. «Без твоей помощи мне пришлось бы нелегко», «Я горжусь тобой», «Мне приятно, что ты откликнулся», «То, что ты мне помогаешь по дому, значительно облегчает мне жизнь. Спасибо!» — такие слова мотивируют и приучают ребенка помогать.

5 Поручайте ребенку ограниченный круг дел

Когда вы говорите «Чтобы к моему приходу квартира была убрана», то обрекаете ребенка на мучительные раздумья: «Что такое убранная квартира? За что в результате будут ругать? С чего начать? Как много всего — это очень сложно!»

Все это крутится в голове у ребенка. В результате он не делает ничего или самую малость к приходу родителя.

Папа с мамой часто ведут себя как в сказке о золотой рыбке: «Полы помыл. А почему пыль на антресоли не вытер?». Всегда найдут к чему придраться. Это не способствует развитию привычки убирать, да и в принципе что-то делать.

Ограничьте свои требования конкретными заданиями: «Выносить мусор, мыть полы и вытирать пыль будешь каждый день. Сделал эти три дела — свободен!» Иногда можно просить дополнительной помощи, тоже очень конкретно. Для ребенка все должно быть предсказуемо.

6 Работайте вместе — это мотивирует и объединяет

Чем младше ребенок, тем больше дел лучше делать вместе, а чем старше, тем больше он может делать сам. Необязательно делать вместе всё. Вы можете поручать задания ребенку, а сами отдыхать. Но ребенок в какой-то другой день ребенок должен увидеть, что вы тоже поработали.

Ценность совместного действия очень высокая. Об этом вам скажет любой семейный психолог. Если во время совместных дел вы делитесь событиями, обсуждаете события или рассказываете историю, сказку, это и мотивирует, и развивает, и успокаивает ребенка, а также улучшаются отношения в семье.

7 Выражайте отношение к тому, что и как делает ребенок

Это касается выражения одобрения и неодобрения. Лучшее одобрение, как мы уже выяснили, — благодарность.

Крики и сарказм не единственные способы выразить неодобрение. До сих пор помню, как бабушка укоризненно качала головой, глядя на мои разбросанные вещи. Этого было достаточно, чтобы я старалась быть аккуратнее.

Ограничьте свои требования конкретными заданиями: «Выносить мусор, мыть полы и вытирать пыль будешь каждый день. Сделал эти три дела — свободен!»

Варианты неодобрения могут быть очень различны: от экспрессивного «фу!» до развернутых ответов «Мне не нравится, как ты помыл полы. Лучше перемыть», «Я не люблю по нескольку раз повторять одно и то же». Ключевое здесь — выразить ваши чувства и ваше отношение к происходящему.

Таких фраз ребенок слышать не должен: «Ты виноват! Почему ты не делаешь то, что тебе говорят?! Неряха!»

8 Дайте ребенку понять, что дело выполнить необходимо

Заразить ребенка энтузиазмом несложно. Но ежедневная помощь по дому и обязанности уже не так привлекательны и требуют затрат энергии. Ребенок обычно ищет пути отлынивать от работы. Здесь важна ваша настойчивость.

Нормально, если требования вы повторите не один и не два раза, а десять раз. Не делайте за ребенка работу, которую ему поручили. Если ребенка постоянно обслуживают родители, ему будет очень трудно перестроиться, когда потребуется проявить самостоятельность.

Превратитесь в зануду, разбудите, если надо и среди ночи («Извини, что бужу тебя среди ночи, но на кухне осталась не помытая посуда»). Будьте вежливы, не кричите. Так вы останетесь в поле вашей правоты, и ребенку нечем будет манипулировать и не на что злиться. Если обязанность ребенку четко определена, то должно быть такое же четкое понимание, что кроме него никто работу не выполнит. Точно так же, как с выполнением домашних заданий.

Когда рекомендации не работают. Что делать, если ребенок не хочет помогать по дому

Бывает, ко мне приходят мамы в отчаянии: «Ни в какую, ни под каким предлогом ребенок не хочет помогать по дому, что делать?»

Еще раз аккуратно попробуйте каждый совет. Посмотрите внимательно, насколько честно вы следуете советам выше. Вы спокойно попробовали несколько раз или переволновались и бросили на середине? Среди моих рекомендаций нет единственного «секретного» способа. Результат тем лучше, чем больше советов вы превратите в свои привычки.

Станьте наблюдателем. Забудьте на две-три недели про крики, одергивания, напоминания, требования, манипуляции деньгами и подарками. Кто этот маленький человек? На что он реагирует, что ему нравится, что вызывает отрицание? Что у него получается, а что нет? Посмотрите на мир его глазами.

Возможны неожиданные открытия: например, ребенок сам предложит помочь, когда на него перестанут обращать внимание. Может, выяснится, что он плохо держит в руках столовые приборы, когда уже положено есть самому. Или, наоборот, способен на большее.

Пресекайте шантаж. Рекомендации также не сработают, если вы живете ради ребенка, и он все привык получать «по мановению палочки». В таком случае он просто уверен, что стоит ему заплакать или обидеться, как вы мгновенно придете к нему на помощь и все сделаете за него. Даже если покричите — потом все равно сделаете.

Нормально, если требования вы повторите не один и не два раза, а десять раз. Не делайте за ребенка работу, которую ему поручили.

Как приучить ребенка помогать по дому советы психолога работают для родителей, которые хотят привить детям самостоятельность.

Откажитесь от слияния — знаменитого родительского «мы»: «Мы пописали!», «Мы поиграли», «Мы убрались!». До шести-семи лет это допустимо. Но в более старшем возрасте ребенка от слов «Мы пойдем убирать», «Мы помыли посуду, теперь отдыхаем» просто корежит. В ответ на слияние родители могут получить принципиальный беспорядок со стороны ребенка, целью которого является отстаивание своих границ.

Не стесняйтесь обратиться за помощью. Менять привычные способы поведения и отношения не так просто, сложно заметить в себе «что же я делаю не так?». Если в течение месяца ситуация с маленьким помощником не улучшается, можно обратиться за помощью и поддержкой к психологу.

Осталось разобраться, с какого возраста приучать ребёнка к труду, стоит ли заставлять детей работать или лучше использовать маленькие хитрости, чтобы не превратить обязанности в ежедневную каторгу.

Всему своё время

Уже с двухлетнего возраста ребёнок способен оказывать посильную помощь по дому. Стоит выделить слово «посильная», поскольку полноценным трудом назвать маленькие поручения сложно. Однако стремление к самостоятельности необходимо всячески поощрять.

Что же доверяют детям в разных возрастных периодах?

Этот период ещё называют кризисом трёхлетнего возраста, который характеризуется, в том числе, желанием стать более самостоятельным. Эту особенность обязательно учитывают внимательные родители.

Двухлетний ребёнок уже способен выполнять простейшие просьбы: подать маме перчатки, кошелёк, книжки, футляр от очков и т.д.

Все эти вещи должны быть безопасными для малыша – то есть нельзя просить принести что-то острое, тяжёлое или хрупкое.

В этот возрастной период дети обучаются навыкам самообслуживания, поэтому следует всячески поощрять желание ребёнка своими силами снимать и надевать брючки, плавки, футболки.

От родителей же требуется показать ему, куда нужно класть вещи для хранения.

Если ребёнок в этом возрасте будет видеть, как родители трудятся дома и вообще положительно относятся к выполнению различных обязанностей, процесс приучения к труду существенно упростится, поскольку перед глазами будет положительный пример.

Проблема распространённая, а её причины зависят во многом от поведения самих мам и пап.

  1. У ребёнка не сформировалась привычка не то что помогать взрослым, но и просто за собой убирать. Виноваты в этом, естественно, сами родители или бабушки. Малыша ведь жалко, да и зачем ему посуду мыть, вырастет – ещё наработается.
  2. Взрослые члены семьи вообще не отличаются чистоплотностью. К примеру, отец не убирает одежду в шифоньер, мать оставляет на утро целую гору грязной посуды. Саму квартиру давно не ремонтировали, поэтому желание что-то убирать быстро пропадает.
  3. Каждый член семьи живёт обособленно, нет привычки выполнять коллективную работу – производить ремонт, высаживать картофель. Ребёнок, что естественно, растёт индивидуалистом и эгоистом.
  4. Взрослые не хвалят сына или дочь за выполненные поручения, хорошие оценки и т.д. То есть любая работа считается обязанностью, а за неё хвалить, вроде как, и не обязательно.
  5. Некоторые родители ведут своеобразную «политику», отличающуюся постоянным изменением настроения и требований. То есть мама поначалу не обращает внимания на неубранную кровать, а затем принуждает устроить генеральную уборку.
  6. Некоторые взрослые начинают принуждать детей, что заставляет последних яростно протестовать. Особенно такое часто встречается в .

И всё же самая частая причина – родители не видят разницы между счастливым и беззаботным детством. В первом случае ребёнок трудится себе и другим во благо, а беззаботность отличается тем, что все акценты переносятся с активной деятельности на постоянный отдых.

Чтобы не столкнуться с ленью подростка, нужно начинать воспитывать ребёнка трудом с младых ногтей. Естественно, выбор занятия должен учитывать возраст и особенности отпрыска.

Итак, причин для того, чтобы дети отказывались от помощи родителям, достаточно много. И если одни сами всё выполняют без напоминаний, то от вторых практически невозможно добиться хоть какой-то поддержки. Как исправить поведение маленького «нехочухи»?

Прежде всего, не следует паниковать и сравнивать своё чадо с другими, более работящими ребятишками. А чтобы изменить детское поведение, нужно сначала измениться самому.

  • больше общайтесь с ребёнком , отказавшись от сидения за компьютером и просмотра телевизионных передач. Пожалуй, это универсальный совет, как говорится, на все случаи жизни;
  • перестаньте ругать ребёнка по любому поводу . Наоборот, постарайтесь сблизиться и узнать его предпочтения. Возможно, знание пристрастий поможет ему выбрать подходящий вид деятельности;
  • если вы дали какое-то обещание, обязательно его сдержите . Это также поможет установить доверительные детско-родительские взаимоотношения;
  • обязательно хвалите даже за самую малую помощь . Пусть ребёнок знает, что вы цените его усилия.

Установив более доверительные отношения, воспользуйтесь советами, которые представлены выше. Если позитивных итогов добиться не удалось, попробуйте обратиться к психологу. Он изучит ситуацию со всех сторон и подскажет наиболее оптимальное решение данной проблемы.

Краткие выводы

Приучение к труду – процесс не всегда простой. Возможно, у вас есть собственный вариант решения ситуации, но всё же полезно будет запомнить, что необходимо:

  • поддерживать детскую инициативу;
  • помогать ребёнку с возникающими трудностями, обучать, как нужно правильно выполнять то или иное действие;
  • не оплачивать выполнение домашних обязанностей;
  • всегда говорить «спасибо» за усилия;
  • не требовать, а просить или предлагать выполнить работу;
  • учитывать особенности и пристрастия ребёнка;
  • не наказывать трудом за проступки;
  • демонстрировать позитивный пример.

Чтобы ребёнок знал, как помочь маме, нужно начинать приучать его к выполнению домашних обязанностей с раннего возраста. В этом случае у вас не будет хлопот в дальнейшем с маленьким помощником.

Ну и напоследок следует отметить, что желание всё делать самостоятельно (потому что так быстрее) может сыграть злую шутку в дальнейшем. Если вы не хотите в один прекрасный момент услышать грубый отказ от ребёнка на просьбу помочь, запаситесь терпением и трудитесь вместе с крохой.

И, если поначалу у него не всё будет получаться, то совсем скоро вы сможете доверять ему и более серьёзные дела. К всеобщей радости и пользе.

Как бы ни мечтали родители пораньше получить себе помощников по дому, к сожалению, с такими умениями дети не рождаются.

Конечно, хочется, чтобы ребёнок мыл за собой посуду и заправлял кровать, причём делал это без напоминаний и качественно. Но, к сожалению, большинство родителей делает много ошибок, пытаясь воспитать в детях хозяйственность и аккуратность, а после удивляются, почему в 10–12 лет их подросшее чадо не горит желанием сходить в магазин или вынести мусор, а предпочитает круглосуточно играть в «танчики» или сидеть ВКонтакте.

Бывает и по-другому

Когда малыш стремится помочь маме, а ей некогда заниматься с ним, объяснять, показывать. Проще сказать: «Ты ещё маленький, иди поиграй, а я всё сделаю сама». Или того хуже «Только не прикасайся, ты, как всегда, сделаешь всё не так, сломаешь, разобьёшь…».

А когда приходит возраст, когда нужно помогать по дому (взрослые считают, что это приблизительно 10–12 лет), у детей просьбы родителей вызывают лишь негативную реакцию. Получается, мы сами взращиваем лень в наших детях, а после возмущаемся, откуда они такие взялись?

Когда и как?

Чёткого ответа, как и с какого возраста, нужно приучать детей помогать родителям по дому, не существует. Но это вовсе не означает, что нужно оберегать ребёнка от домашней работы до 10-ти лет, когда уже будет немыслимо приучить его выполнять элементарные действия по самообслуживанию, не говоря уже о чём-то большем.

Самые простые хозяйственные дела малыш может выполнять уже в 2–3 года. Наблюдая с самого рождения за тем, что делают мама и папа, дети стараются помогать, подражать, быть полезными. А наша задача - не пропустить этот момент и приучить ребёнка к труду на простом бытовом уровне.

Не делайте ошибок

Вообще любой аспект в воспитании детей требует большого терпения и сил. Точно также и здесь - вам гораздо проще полить цветы самой, ведь потом не придётся вытирать пролившуюся воду из подоконника. А между тем, уже к трём годам вы вполне можете передоверить эту обязанность по дому своей дочке или сыну.

В 4–5 лет дети вполне могут убрать свою комнату, пропылесосить, вымыть посуду.

А к 10 годам ежедневная помощь родителям в домашних делах должна стать такой же обыденной процедурой, как утреннее умывание.

Когда вашему ребёнку исполнится 18 лет, он должен будет уметь приготовить несколько несложных блюд, постирать и погладить одежду и бельё, произвести полную уборку в доме.

Пусть это будет не то качество, которое обеспечиваете вы, но освоить эти приёмы он должен обязательно.

Чистоплотность: врождённое или приобретённое?

Ни один ребёнок не рождается чистюлей - это качество нужно воспитывать, так же, как и другие положительные качества. Самыми верными вашими союзниками в этом деле должны стать поощрение и похвала. А ещё - теплота, понимание и любовь к своему ребёнку.

Советы, которые мы предложим вашему вниманию ниже, должны помочь вам вырастить чистоплотного и аккуратного наследника, а если случилось так, что время уже упущено, и желание помогать родителям так и не появилось, попробовать исправить ситуацию.

Поощрение

Начиная с самого раннего возраста, поощряйте детей за их посильный вклад в общее дело. Даже если вам после приходится всё переделывать - похвалите, и в следующий раз не отказывайте, если малыш опять проявит инициативу.

Делайте всё вместе

Если вы возитесь на кухне, например, с тестом - пусть ребёнок вам поможет (кстати, практически все дети обожают эту забаву). Пусть он попробует слепить, раскатать, вырезать формочкой печенье.

Купите детский веничек и совочек для вашего маленького помощника, чтобы он мог вместе с вами наводить чистоту.

Оглядитесь вокруг - есть очень много дел по хозяйству, с которыми может справиться даже такая кроха, конечно, с вашей помощью. Если у ребёнка что-то не получается, лучше не вмешиваться, пока он сам не попросит об этом.

Ценно желание, а не качество работы

Не ругайте малыша, если он выразил желание, а потом отказался и бросил занятие, не доделав. В таком возрасте дети ещё не умеют долго концентрироваться на чём-то одном.

Похвалите его за ту часть работы, которую он выполнил. Когда малышу исполнится лет 6–7, вы сможете составить для него список ежедневных обязанностей и вешать для памяти на холодильник. Выполнив одно из них, он сможет сам с чувством выполненного долга убрать стикер или вычеркнуть строчку в записке.

Пока дети не подрастут, не поручайте им сложных самостоятельных заданий. Позже вы должны назначать время, к которому должна быть сделана, например, уборка: к 12.00 в субботу. Если ребёнок так и не позаботился о чистоте своей комнаты, можно в качестве штрафа отменить какую-либо покупку или, например, поход в цирк.

Важность верных формулировок

Стройте фразу так: «Я заметила, что…». Например: «Я заметила, что не вынесен мусор» или «Я заметила, что игрушки не собраны в коробку». Это позволит малышу вспомнить о том, что он забыл сделать, но в тоже время не будет являться упрёком. А вот ещё одна правильная и взвешенная формулировка: «Как только ты заправишь свою постель, мы сможем пойти в зоопарк».

Не наказывайте и не ругайте

Возникшие проблемы обсуждайте мирно, спокойно и с любовью. Спокойно спросите ребёнка: «Когда ты будешь свободен, чтобы мы смогли поговорить?». В назначенный час сядьте и в спокойной обстановке обсудите проблему.

Что может сделать ребёнок самостоятельно:

  • от 3 до 5 лет. Накрыть и убрать стол, полить цветы, вытереть пыль, пропылесосить, застелить кровать, покормить животных, убрать свои игрушки, вымыть полы, самостоятельно одеться и обуться.
  • от 5 до 8 лет . Сменить постельное бельё, помыть фрукты, почистить овощи, выбить ковры, приготовить бутерброды, вынести мусор, погулять с собакой.
  • от 8 до 9 лет . Управляться с плитой: сварить или пожарить яйца; почистить овощи или фрукты, выгладить бельё (под контролем взрослых), управляться со стиральной и посудомоечной машинами.
  • от 10 до 14 лет . Готовить простые блюда, убирать в доме, ходить в магазин, ухаживать за младшими братьями и сёстрами.

Желаем вам терпения и взаимопонимания с детьми!

Нравится

A lot of parents make their children do some household chores. But there are many lazy and stubborn teenagers who avoid doing some extra work. Is it right for our generation?

Personally, I believe that teenager who helps his mother with cleaning and washing is reliable and very bright. Firstly, such person really tries to care of the mom"s health. Secondly, when you help with a housework you become more responsible and hard-working.

And the most important thing for people is discipline. Disciplined men will be able to reach a lot of success. It is very useful for your future life and job. And finally, your clothes, shoes and rooms always stay in clean and nice form.

Nevertheless, a lot of teenagers hate working because they get much stress preparing to lessons. Nowadays it is very hard to get a good mark at school. Besides, some children are creative and they are full of ideas and dreams. So they prefer a mad, maybe.

But I still believe that teenagers have to help with household chores because they stay more independent. It is very useful for our personality.

To conclude, it is up to you to decide whether to become a lazy person or hard-working one.

But I think staying a responsible men is the right and important step in our life.

Многие родители заставляют детей убираться дома. Но есть много ленивых и упрямых подростков, которые избегают лишнюю работу. Правильно ли это для нашего поколения?

Лично я верю, что подросток, который помогает маме с уборкой и чисткой надёжный и очень способный. Во-первых, такой человек действительно пытается заботится о здоровье его мамы. Во-вторых, когда ты помогаешь с домашними делами, ты становишься более ответственным и трудолюбивым. И самая важная вещь- дисциплина. Дисциплинированный человек сможет достичь большого успеха. Это очень полезно для вашей будущей жизни и карьеры. А наконец, твоя одежда, обувь и комнаты всегда остаются чистыми и красивыми.

Но все же большое количество подросков ненавидит убираться, потому что у них стресс из-за домашнего задания. В наши дни очень трудно получить хорошую оценку в школе. Кроме того некоторые дети креативны, они полны идей и желаний. Поэтому, может быть, они предпочитают беспорядок.

Но я все-таки убеждена, что подростки должны помогать с домашними делами, потому что они становятся более независимыми. А это очень полезно для личности.

В заключение хочется сказать, что это ты должен решать становиться ленивым человеком или рудолюбивым. Но я считаю, что превращение в ответственного человеке - это правильный и важный шаг в нашей жизни.