Детские фантазии на тему здоровья. Детские фантазии. Светлая сторона луны

Ольга Филатова
«Веселые фантазии». Игры для развития фантазии и словесного творчества у детей дошкольного возраста

«Веселые фантазии » (игры , при помощи которых можно развивать фантазию , а также словесное творчество у детей дошкольного возраста .

Хочу начать свое выступление словами А . Эйнштейна "Без воображения нет соображения".

Дошкольник в силу своей возрастной специфики является искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. А интерес сопровождается положительными эмоциями. Развивать воображение и фантазию необходимо с самого раннего детства.

Что такое воображение и фантазия ? (ответы педагогов)

Это виды мышления, это умение мысленно представлять то, чего нет, из того, что есть в памяти. Иначе говоря, воображение - это активный творческий процесс создания нового знания (новых идей) из старого знания.

Чем отличается фантазия от воображения ?

Если воображение - это умение мысленно создавать новые идеи и образы возможных и невозможных объектов на основе реальных знаний, то фантазия - это создание тоже новых, но нереальных, сказочных, пока невозможных ситуаций и объектов, но тоже на основе реальных знаний.

Например : Буратино, Оловянный солдатик, Кот в сапогах - это фантастические образы .

Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизненной деятельности является умение ясно, понятно, красиво говорить на родном языке. Если ребенок овладел связной устной речью, развитием фантазии , воображения и способностью к литературному творчеству , то можно сказать, что он уже вполне качественно подготовлен к школе.

Как развивать у детей фантазию и воображение ?

Есть три закона развития творческого воображения :

1. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего личного опыта человека.

Действительно, всякое воображение строится из реальных элементов, богаче опыт - богаче воображение.Отсюда следствие : надо помогать ребенку накапливать опыт, образы и знания (эрудицию, если мы хотим, чтобы он был творческим человеком .

2. Можно представить то, что сам не видел, но о чем слышал или читал, то есть можно фантазировать на основе чужого опыта. Например, можно себе представить землетрясение или цунами, хотя этого никогда не видел. Без тренировки это трудно, но можно.

3. Содержание воображаемых предметов или явлений зависит от наших чувств в момент фантазирования . И наоборот, предмет фантазии влияет на наши чувства. Можно так "сфантазировать " свое будущее, что это будет руководством на всю жизнь, а можно нафантазировать ужасов и бояться войти в темную комнату. Чувства, как и мысль, движут творчеством .

Среди современных инноваций в дошкольном образовании следует использовать именно те методики и технологии, которые не только приносят результат, но и увлекательны для ребят. Одной из таких технологий являются игры на развитие фантазии и словесного творчества . Детям думать «по законам» трудно, но если их научить фантазировать и не критиковать за это, то дети фантазируют легко и с удовольствием, особенно если их еще и похвалить.

Малыши подсознательно учатся думать в игре. Этим надо воспользоваться! Получая удовольствие от игры , они быстрее овладеют умением фантазировать ! А потом умением воображать! А потом и рационально мыслить! Чем больше вы будете с ребенком играть и заниматься, тем лучше ребенок будет развиваться ! Кто не изобрел велосипедов в детстве, тот вообще ничего не сможет изобрести. Пусть дети «изобретают свои велосипеды» .

Предлагаю вашему вниманию мастер-класс на тему : «Веселые фантазии » . Цель, которого знакомство с приёмами направленными на развитие фантазии и словесного творчества .

Какие игры можно проводить с детьми :

Игра «Оживи предмет»

Эта игра предполагает придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ,а именно : способности двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться, размножаться, шутить, улыбаться.

В какое живое существо вы бы превратили воздушный шарик? (Ответы 1 команды)

О чем думает ваша обувь? (Ответы 2 команды)

О чем думает мебель? (Ответы 3 команды)

Игра «Веселые рифмы »

Подберите к словам рифмы .

Свечка - … печка; трубы - … губы; ракетка - … пипетка; сапоги - пироги и т. д.

Игра «Зоопарк»

Участники игры получают по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его,по такому плану : Внешний вид. Где живет? Чем питается?

Игра «Как мне повезло»

Как мне повезло, - говорит подсолнух, - я похож на солнце.

Как мне повезло, - говорит картошка, - я кормлю людей.

Как мне повезло, - говорит береза, - из меня делают ароматные веники.

«Автобиография»

Я представлю себя предметом, вещью или явлением и от его имени буду вести рассказ. Внимательно послушайте меня и путём наводящих вопросов выясните, о ком или о чём идёт речь.

"Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная. От небрежного отношения погибаю, и становится темно не только в душе … (лампочка) ".

«Обними невиданное животное»

Каждый из участников игры должен изобразить как он «обнимает» какое – то животное, а остальные угадывают это животное.

Игра «Подарок»

Взрослые встают в круг. Одному дают в руки коробку с бантом просят передать ее соседу и сказать,что бы он хотел подарить : "Я дарю тебе зайчонка", или "Я дарю тебе большую конфету " и т. д.

Публикации по теме:

«Фольклор как средство развития словесного творчества старших дошкольников» «Фольклор как средство развития словесного творчества старших дошкольников» Словесное творчество является одним из видов детского творчества,.

Хорошей доброй традицией стало в нашем детском саду перед новым годом устраивать конкурс совместного творчества детей и взрослых. Целью.

В октябре в нашем учреждении прошла выставка поделок совместного творчества детей и родителей «Чудо – семена» Это - с носиком пушинки, Это.

Цель: учить развивать творчество и фантазию педагогов посредством применения необычных способов работы с пластилином. Материалы: наборы.

Проект по экологии «Овощные фантазии» для детей старшего дошкольного возраста. Дети подготовительной группы. Паспорт проекта Авторы проекта: Егорова Татьяна Михайловна,Коновалова Наталья Александровна, воспитатель ГБДОУ «ДОГ «Малыш» Московского.

Дети по природе своей фантазеры: живое воображение с лихвой восполняет им недостаток знаний и жизненного опыта. Но многих родителей детские фантазии отнюдь не радуют: слишком сложно порой бывает отличить детскую выдумку от реальности, а фантазию - от осознанной лжи.

Слово «воображение» происходит от слова «образ»; под воображением подразумевается способность создавать образы на основе реальной действительности и манипулировать ими. А фантазия - это частная разновидность творческого воображения , нереальное сочетание реальных элементов. Без творческого воображения и фантазии мир был бы совсем не таким, каким мы привыкли его видеть: в нем не было бы произведений искусства и изобретений. Без воображения мы так бы и застряли в каменном веке. Так что детские фантазии - это база для вполне себе взрослого прогресса.

Воображение и фантазия начинают развиваться у ребенка в дошкольном возрасте. Именно в этом возрасте детские фантазии самые живые, самые необычные. Дети придумывают себе воображаемых друзей и целые миры, представляют себя рыцарями и супергероями, принцами и волшебниками. Они будто существуют в двух параллельных реальностях - настоящей и выдуманной. Но при этом здоровый ребенок вполне способен отделить детские фантазии от реальности . Он разделяет, где все «по-настоящему», а где - «как-будто», «понарошку».

Воображение ребенка можно и нужно развивать, ведь детские фантазии - ключ к развитию творческих способностей. Кто знает, может через тридцать лет ваш маленький фантазер сочинит бестселлер покруче «Гарри Поттера»? Но даже если не сочинит, развитое воображение здорово поможет ему в будущем. Что нужно делать, чтобы развить у ребенка фантазию?

  • читайте ему книжки, рассказывайте сказки: пусть чужие фантазии станут фундаментом для его собственных;
  • кроме готовых игрушек предлагайте ребенку предметы-заместители: они отлично развивают фантазию, ведь их сфера применения не так ограничена;
  • предлагайте ребенку играть с образами-заместителями: а давай представим, что мы… собачки, ковбои, музыканты - да кто угодно;
  • купите ребенку принадлежности для творчества и не ограничивайте его в творчестве: да, трава не бывает синей - ну и что?

И не ругайте ребенка, если он тащит в дом «всякий хлам». Для него деревянная палка - это волшебный меч, а нанизанный на спичку одуванчик - фея цветов. Активное использование предметов-заместителей - признак хорошо развитой фантазии . Не выкидывайте их, не мешайте ребенку фантазировать. А если вы натыкаетесь на них в разных углах квартиры, лучше приучите ребенка к аккуратности.

Но не все детские фантазии хороши и полезны для ребенка. Как известно, у любой монеты есть две стороны. Негативная «обратная сторона» детских фантазий - это . Очертания мебели в темноте кажутся страшными чудовищами, а книжные герои вроде Бабы-Яги представляются ребенку вполне реальными. Часто родители сами подпитывают эти страхи во время «воспитательных моментов» : «Не будешь кушать кашу - придет Бабай и заберет тебя!»

К счастью, есть способы бороться с этими страхами. Один из самых действенных способов - дать ребенку возможность посмеяться над своим страхом . Можно предложить ребенку нарисовать воображаемого монстра, а потом пририсовать ему букет цветов или клоунский нос. И выяснится, что монстр не такой уж страшный. Или купить ребенку игрушечную волшебную палочку для борьбы с монстрами.

Также детские фантазии можно спутать с ложью. Бывает, что родители наказывают ребенка, не разобравшись - соврал им ребенок или просто нафантазировал. Как отличить ложь от фантазии? Фантазия безвредна, это просто полет воображения. В отличие от фантазии, ложь преднамеренна; ребенок выдумывает или искажает информацию, чтобы получить личную выгоду. Но не стоит драматизировать ситуацию: патологические вруны встречаются не так уж часто. Со временем ребенок перерастет ложь, просто нужно дать ему понять, что врать - нехорошо, причем в том числе - личным примером.

Детские фантазии - это неотъемлемый атрибут детства, без них оно было бы серым и неинтересным. Поощряйте стремление вашего ребенка фантазировать, но при этом следите, чтобы он не начал путать фантазии с реальностью .

Сегодня, когда в ходу такие качества как прагматизм и деловая хватка, не все родители понимают, какое значение для будущего имеет развитие фантазии у детей . Некоторые взрослые решили, что детские выдумки – это особенность возраста, который «надо пережить». Образы таких родителей карикатурно представлены в эпопее о Гарри Поттере на примере семейки Дурслей, члены которой были начисто лишены фантазии и потому испытывали острую неприязнь ко всему необычному, то есть, «ненормальному».

Между тем, фантазия – уникальное свойство человека, благодаря которому совершаются необыкновенные открытия, конструируются поразительные машины, создаются гениальные книги и произведения искусства. А начинается все с особенного мировосприятия, которым обладают маленькие дети.

Если вы еще не читали книгу К. Чуковского «От двух до пяти», непременно прочтите. В ней запечатлено то, как малыши видят мир. Чего стоит, например, «рассуждалка» четырехлетнего ребеночка о том, как он искал себе маму. Как он ходил и искал «добрую тетю». Как «заглядывал в их сердца», пока не нашел свою маму, у которой стал «жить в животике».

Трудно предположить, что в 1962 году малыш так «интерпретировал» слова взрослых о том, откуда берутся дети. Скорее, так проявилась особенная фантазия, которая бывает свойственная именно маленьким деткам, а потом проходит бесследно или трансформируется в творческие или научные способности. Наверное, поэтому считается, что писатели и ученые – это люди, сохранившие в душе детское мироощущение.

Фантазия или феномен?

Большинство деток становятся фантазерами в раннем возрасте, годам к трем. Некоторые исследователи считают феномен детского воображения сложным явлением, истоки которого уходят чуть ли не в прошлые жизни.

В Виргинском университете (США) в течение 40 лет биохимиком и психиатром Я. Стивенсоном проводились эксперименты по исследованию детских «фантазий» детей от двух до семи лет. Он установил, что развитие фантазии у детей порой происходит странным образом.

Стивенсон зафиксировал: многие из опрошенных им 3 000 детей описывают реальные события прошлого, свершившиеся до их рождения и документально подтвержденные, очевидцами которых они не могли быть.

Исследователь установил, что часто дети в этом возрасте рассказывают о себе истории, которые касаются кого-то из реально живших несколько лет назад людей, причем факты поражали своей точностью.

После семи лет малыши теряли эти воспоминания бесследно и не могли вспомнить даже того, что говорили сами.

Наверняка многие родители тоже становятся очевидцами любопытных фантазий своих детей на тему «когда я был солдатом» или «когда я была принцессой», но не придают им значения. А стоило бы.

Особенности развития фантазии в дошкольном возрасте

Дошкольники – неуемные фантазеры. Доказано, что, чем сильнее развито воображение у ребенка, тем легче даются ему школьные науки, особенно предметы математического цикла, естественные науки.

Какие занятия помогают развитию фантазии у детей?

  • Чтение книг с предложением ребенку придумать свое окончание истории
  • Рисование несуществующих животных. Можно предложить пофантазировать, где зверь обитает, как называется, чем питается
  • Игры типа «Крокодила», где нужно изображать то, что обозначает слово, мимикой и жестами
  • Эстетическая деятельность: прикладное творчество, рисование и т.д.
  • Любые виды «сочинительства»: сказки, стихи, музыка. Пусть это будут не совсем удачные опыты, все равно, дайте детям поддержку – это важно
  • Театральное искусство: водите детей на спектакли. Если малыш проявляет склонности к лицедейству, отдайте его в театральную студию – пусть попробует себя в искусстве: «вживание» в образ прекрасно пробуждает фантазию и способность смотреть на мир другими глазами

На что обращать внимание?

На чтение 3 мин.

Детские фантазии — что ложь, а что, правда?

Нет таких детей, которые бы не фантазировали. Но иногда родители из-за этого огорчаются. Потому, что порой они не в силах отличить фантазию от правды. Чем являются фантазии? И стоит ли поощрять ребенка, если он большой фантазер? А может быть лучше запретить летать в облаках? Как научиться определять, когда ребенок просто фантазирует, а, когда действительно говорит правду.

Детские фантазии очень разнообразны. По сути это целый мир. И такие мечтатели впоследствии могут стать великими людьми, таким, как скульпторы, архитекторы, композиторы или даже писатели. Когда у человека бурно работает фантазия, то это счастье. Плохо, когда она отсутствует.

Поэтому ругать детей, за то, что у них отлично развито воображение и проявляются их детские фантазии глупо и неправильно. Если бы в нашем мире не было фантазии, наука так и не смогла бы сдвинуться с места. И в итоге, мы бы так и не достигли цивилизации, а остались в каменном веке. А как появилась палка-копалка, ведь она была сделана из камня.

И человек, который ее смастерил, увидел в обычном камне эту интересную, полезную штуковину. Получается, что он обладал фантазией, которая работала в определенном направлении. Но, как говорится не все так хорошо, как может показаться. Недостатки можно найти везде. Поэтому и у фантазии есть своя темная сторона.

Зачастую – это фантазии, которые появляются из детских страхов. Порой бурная фантазия перерастает в наглую ложь и, если вовремя это не пресечь, она может превратиться в ужасное качество. Человек попросту может стать неисправимым лгуном.

Многие родители недооценивают своих детей. А ведь в их светленьких головках порой роятся такие мысли, что не каждый родитель мог бы в это поверить. И здесь речь идет о фантазии и грани, которую переходить не стоит.

Детские фантазии и их светлая сторона

Еще до того, как попасть в школу ребенок обретает фантазию, она помогает ему познавать мир. И в этом возрасте неплохо, если воображение будет развиваться, потому, что это также влияет на развитие ребенка в целом.

Темная сторона

Порой плоды слишком развитой фантазии начинают очень беспокоить взрослых. Потому, что в них явно просматриваются все детские страхи и даже агрессия. Часто это может вылиться в соперничество или в отказ от родителей. А порой, фантазия перерастает в постоянную ложь, когда ребенок уже не может остановиться. Он меняется буквально на глазах.

Главное, не пугаться, если у ребенка развита фантазия. Это не плохо. Главное следить за всем, что он делает, что говорит и научиться его чувствовать. Тогда вы сможете разобрать, перешел ли он грань, за которую переходить не стоит.

Последние международные данные свидетельствуют, что число детей, имеющих заболевания аутистического спектра, превышает число детей с синдромом Дауна, онкологией, глухотой и слепотой в совокупности ,,. Известно, что в России диагноз "аутизм" ставится заметно позже, чем в странах Европы и США. Вследствие поздней диагностики многие дети своевременно не получают специализированную помощь, что негативно сказывается на развитии, обучении и социализации. Большинство родителей и педагогов не имеют достаточной информации о том, как разграничить свойственные нормальному развитию проявления детского поведения от его патологических форм или душевного заболевания .

Цель статьи — выделить важнейшие признаки феномена патологического фантазирования для совершенствования психологической коррекции отношений с ребёнком и создания оптимальных условий его развития. Материал был подготовлен по результатам исследования 84 семей с детьми 3-9 лет, обратившихся в Институт интегративной семейной терапии и в Детскую психиатрическую больницу №6 г. Москвы с 2002 по 2012 год за консультативной, диагностической и лечебной помощью по-поводу "особых" фантазий и игр у детей. Из всех семей — 9 детей (семей) — были направлены педагогами и воспитателями детских образовательных учреждений г. Москвы, с которыми сотрудничает Институт интегративной семейной терапии. Все дети из группы наблюдения были осмотрены психиатром, семьи участвовали в занятиях с семейным психологом, а также посещали детские и детско-родительские коррекционно-развивающие группы, как еженедельно в амбулаторном режиме в осенне-зимне-весенний период, так и ежедневно в летний период в рамках работы семейного реабилитационного психологического лагеря "Изумрудный город".

Часть 1.Истории из жизни

Воспитатель детского сада: "Миша Н., 5.5 лет. Хороший мальчик, но — не отзывается на своё имя! Я говорю: "Миша, давай нарисуем картинку ", а он отвечает: "Я не Миша, а Геракл! " Все время так: если кто-то к нему обращается по имени — я, другой воспитатель или ребята — он злится и кричит: "Я же говорил Вам! Я — не Миша, а — Геракл !". Ещё меня беспокоит, что ему трудно сосредоточиться на заданиях. Он все время думает о чем-то своём и как будто перестаёт меня слышать. С ребятами не любит бегать, играет сам по себе в уголке, что-то бормочет себе под нос и всегда носит с собой одну и ту же игрушку — фигурку рыцаря. Никогда сам не берет игрушки, которые есть у нас в группе, играет только со своей и ни в коем случае не даёт её другим ребятам.

Педагог, который проводит занятия по подготовке к школе: "Костя С.. Очень умный — читает большие книги уже в 6 лет, недавно сам прочитал Карлсона, представляете? Но, когда что-то прочитает, потом играет только в этого героя. Последний месяц как придёт, так бегает по кругу в комнате, никак не усадишь его заниматься или играть. Бегает и "жужжит". Я его прошу перестать, а Костя говорит, что это — не он, а Карлсон "жужжит", мотор так работает! Мы чего только не пробовали — просили, уговаривали, ругали — ничего не помогает! Даже маму попросили подключиться, потому что очень сложно работать: другие дети тоже отвлекаются! А мама говорит, что дома также: если звать Костю обедать — не идёт, а если Карлсона позвать — то сразу бежит. Подскажите, играть дальше в эту игру вместе с ним? Ждать, пока ему надоест? "

Психолог — ведущая детско-родительской психологической группы: "К нам на занятия ходит девочка 5 лет с мамой. Девочка очень тихая, стеснительная — все время сидит у мамы на коленках, держит её за руку. И почему-то очень не любит своё имя. На первом же занятии она (при помощи мамы, прошептав ей на ушко) попросила её звать не Таней, а Ойкой, а маму — не Светланой, а Машей (из сказки про Машу и Ойку). Она делает разные задания, как и все другие дети: головоломки складывает замечательно, рисует хорошо, но почти всегда молчит или шепчет что-то маме на ухо. Если мы все вместе играем — никогда не отвечает вслух, даже если знает ответ: она шепчет на ушко, чтобы мама за неё сказала. Мы не слышали её голоса до того случая, как мама случайно назвала её по имени (не Ойкой, а Таней). Тут она так рассердилась! На маму громко закричала. Мама потом сказала, что дома она совсем не тихая, и разговаривает с близкими нормальным громким голосом… Не представляю, как она сможет пойти через год в школу! ".

Учитель начальной школы: "Никита Т., 7.5 лет. Мальчик хорошо читает, пишет, с математикой все в порядке, т.е. успевает по всем предметам. Но вот есть что-то, что меня удивляет и даже настораживает. Он очень не любит некоторые слова — просто не переносит их! Например, почему-то ему не нравится слово "тигр" — он хочет, чтобы все говорили "лев", или ещё чтобы говорили "крыса", а не "мышь", и слово "снеговик" не любит. Если кто-то при нем эти слова произносит — он ужасно сердится, кричит, в драку готов лезть. Я спрашиваю его: "Почему они тебе не нравятся?" Не отвечает. При этом он этих снеговиков все время рисует. А потом замазывает целиком, чтобы видно не было, и всегда черным фломастером. С ребятами у него не очень хорошие отношения. Он почти с ними не играет и часто приходит ко мне жаловаться: "А почему Петя на меня смотрит? Скажите ему, чтобы он перестал на меня смотреть!" А я вижу, что Петя ничего плохого ему не делает, не обижает. Я не понимаю, как Никите объяснить, что ему никто не хочет плохого — ни Петя, ни Степа, ни другие ребята! ".

Мама мальчика 6 лет: "Сережа очень рано начал разговаривать и сразу длинными фразами, не как малыш. У него очень богатая фантазия. Он все время что-то придумывает. Больше всего он любит рассказывать о планете Кошек: как там все устроено, и что там есть. Он говорит об этом часами. Я, если честно, через какое-то время перестаю понимать, о чем идёт речь, могу только слушать и кивать. И он хочет, чтобы все с ним в эту планету играли — и я, и муж, и ребята. Он всегда в игре — он — Мартюшонок, это как будто бы котёнок, который живёт на той планете. Мы с мужем иногда чуть-чуть играем, а потом говорим: "Ну, может быть, теперь в прятки поиграем? Или в домино?" А он не хочет, настаивает, чтобы мы играли только в эту планету… Ещё Сережа любит слушать аудиокниги. Включает у себя в комнате, садится на качели спорткомплекса и слушает часами. У него замечательная память! Он может с любого места любую сказку рассказать, как будто учил, любит обороты оттуда в своей речи использовать. Это нашей бабушке особенно нравится, потому что он тогда как маленький учёный выглядит ".

Часть 2. Нормальные и патологические фантазии (игры)

Все описанные выше случаи насторожат клинического психолога и детского психиатра. В каждой истории — разные проявления одного и того же феномена, который на медицинском языке называется "патологическим фантазированием", и, с некоторой долей вероятности, речь может идти о заболевании аутистического спектра или других расстройствах психической сферы. Одним из этапов нормального развития ребёнка дошкольного возраста является период сюжетно-ролевых игр, когда дети во время игры представляют себя рыцарем, драконом, Бэтманом, грузовиком или инопланетянином. Родители, воспитатели и педагоги знают, что дети могут иметь одного или нескольких любимых героев (часто это персонажи мультфильмов и книг) и с удовольствием играют в них: стараются копировать внешность, наряды, движения, речь этого персонажа. Описанный этап, в рамках которого в игре у ребёнка есть возможность "примерить" на себя разные роли и типы поведения, — очень важен для развития. Благодаря такой игровой деятельности развиваются мышление, внимание, память, речь, навыки коммуникации. Примеряя на себя различные образы, как "плохие", так и "хорошие", дети осознают себя, свои границы, своё "Я", учатся социальным нормам и правилам, могут быть спонтанными и креативными . Отличительной особенностью психики ребёнка является тонкая грань между фантазией и реальностью. Именно с незрелостью детской психики, в целом, и с созреванием эмоциональной сферы (а позже и сферы мышления) связано появление в определённом возрасте (около 5 лет) у детей разнообразных страхов — темноты, диких зверей, сказочных существ (Бабы-Яги, привидения), а также возникновение не только здоровых, но и патологических форм фантазий ,. Наблюдение за детьми на приёме у психиатра, во время семейных консультаций, на групповых занятиях позволило нам дифференцировать проявления здоровых и патологических фантазий (игр). Сравнительная характеристика образных фантазий и сюжетных игр; Здоровые фантазии и сюжетные игры; Патологические фантазии и игры Фантазии и игра носят произвольный характер, т.е. возникают по желанию ребёнка. Патологические фантазии могут возникать непроизвольно, т.е. независимо от воли ребёнка, иногда "наплывами". Здоровые игры в той или иной мере связаны с реальностью. Патологические фантазии и игры могут быть "оторваны" от реальности. Фантазии или игры имеют понятные для окружающих сюжеты и образы. Фантазии причудливы (иногда вычурны) по содержанию. Окружающие, в том числе близкие родственники и воспитатели, не всегда понимают содержание игры или фантазии. Здоровые игры и фантазии характеризуются быстрой сменой сюжета, "подвижностью" игры — сегодня будет один вариант, завтра — другой (или с одним человеком — играем в одно, а с другим — в другое). В патологическом варианте присутствует стереотипность фантазий, образов, действий. Сюжет игры постоянно повторяется. Сохраняется необычайная стойкость выбора героя. Фантазии отличаются гибкостью в выборе предметов для игры. Однотипные, монотонные и однообразные игры с игровыми и неигровыми объектами, по сути являются стереотипными действиями, манипуляциями (сортировка предметов, выкладывание рядами, закрывание-открывание крышек, выдёргивание ниток из одежды). Продолжение таблицы. Фантазии могут подходить как для индивидуальной, так и для совместной игры. К обычной игре, в которую ребёнок играл один, возможно присоединение других детей или взрослых с продолжением, изменением и развитием сюжета и правил. Подходят как для индивидуальной, так и для совместной игры. Однако если игра изначально не подразумевала включение в неё кого-то постороннего, ребёнок может крайне резко и негативно реагировать на попытку его прервать или помешать. Аналогично, он может крайне болезненно или агрессивно воспринимать отказ окружающих участвовать в его игре. Есть готовность договариваться о сюжете игры. На игру (сюжет) повлиять очень сложно или невозможно. В игре ребёнок договаривается о ролях (своих и чужих), готов меняться ролями. Роли участников жёстко распределены и устойчивы. Ребёнок может отказаться от своей игры в пользу более привлекательной игры, предложенной "извне". Ребёнок не отказывается от своей игры, настаивает на её продолжении или игнорирует предложения "извне". Движения и действия обычно соответствуют сюжету фантазии (игры). Действия ребёнка могут быть однотипными, в моторике проявляются стереотипные движения (например, потряхивание кистями), наблюдаются однообразные манипуляции с предметами в течение длительного времени. Движения и действия не всегда соответствуют сюжету. Игры и фантазии могут иметь различную эмоциональную окраску, как по интенсивности (слабые, сильные переживания), так и по знаку (положительные или отрицательные чувства). Могут сопровождаться очень яркими образными страхами, возбуждением, эмоциональной "заряженностью". Возможно развитие фантазий, в которых кому-либо причиняется физический вред или боль (т.е. они могут иметь агрессивно-садистический характер). Продолжение таблицы 1.В норме не сопровождаются визуализацией образов. Нередко сопровождаются визуализацией образов, т.е. дети "видят" героев своих фантазий или себя (при аутоскопических визуализациях). Ребёнок знает где, когда и как отделяется игра от "не игры", готов переключаться на другую деятельность. Наблюдается "непрерывность" действий, ребёнок не считает свои действия игрой и верит в "реальность" фантазий. Фантазии будут проявляться в игровых ситуациях. Но если игра окончена — ребёнок будет готов разговаривать на другие темы, выполнять просьбы, заниматься самостоятельно или с кем-то ещё другими делами. Фантазии могут проявляться, когда игре нет места, могут приводить к дезадаптации. Дети не различают ситуации, когда поведение уместно (например, на детской площадке) или неуместно (школьный урок). Дети с удовольствием или по обязанности занимаются другими видами деятельности. Патологическое фантазирование может "вытеснять" другие виды активности. Ребёнок так погружён в игру (фантазии) и так охвачен, что может забывать, что сидит на уроке, замёрз, проголодался и хочет спать. Патологические фантазии часто сопровождаются особенностями в поведении или эмоциональной сфере ребёнка, которые будут различаться в зависимости от возраста и типа нарушения. Приведённый ниже перечень частично был описан в литературе ,, но дополнен и детализирован в результате наших наблюдений:

  • стереотипные движения, например, ребёнок может бегать по кругу, ходить на цыпочках, кружиться на месте, перемещаться от препятствия к препятствию, взмахивать руками (как крыльями), складывать кисти рук на груди и ими потряхивать;
  • тревожность и настороженность, как в отношении людей, так и в отношении любых перемен в жизни, новых мест;
  • избирательность в еде, отказ пробовать новые виды пищи;
  • нежелание вступать в контакт с людьми, особенно с ровесниками, или, наоборот, "безграничное" общение с чужими людьми, без учёта дистанции;
  • избегание глазного контакта (т.е. во время общения ребёнок будет смотреть не на собеседника, а в сторону);
  • избегание прикосновений к себе, своей коже или, напротив, острая потребность в прикосновениях к людям, в том числе, к чужим;
  • отказ от речи с посторонними (при том, что в домашней обстановке речь нормальная, соответствующая возрасту);
  • использование в речи неологизмов, повторов за собеседником слов или завершающих слово слогов;
  • отказ отзываться на своё имя (в течение длительного времени), негативные реакции ребёнка при попытках взрослого настаивать;
  • отказ выполнять какие-либо просьбы или действия (негативизм), а иногда полное игнорирование окружающих людей;
  • "прохладное" или безразличное отношение к родным, в сочетании с высоким уровнем индивидуальной чувствительности, обидчивости (в ситуациях, когда речь идёт о себе);
  • склонность к импульсивным, непредсказуемым действиям или поступкам;
  • быстрая утомляемость, неспособность длительное время заниматься одним видом деятельности, истощаемость, трудности концентрации внимания (например, если необходимо выполнять задание, которое дал учитель), сочетающиеся, как было отмечено ранее, с длительным погружением в доминирующую фантазию (игру), которая не вызывает усталости;
  • глубокий (сверхценный) интерес к определённым темам (например, к транспорту, компьютерам, динозаврам или цветам) с полным безразличием к остальным темам;
  • страхи, отличающиеся от обычных детских страхов яркой эмоциональной реакцией, своеобразием и необычностью фабулы, стойкостью и отсутствием реакции на коррекцию (страх поездки на метро, цветов на обоях, грязной еды, шума воды, ворсинок ковра и т.п.).

Патологические фантазии могут быть признаками (симптомами) различных по этиопатогенезу (по своей природе) заболеваний:

  • Как упоминалось ранее в некоторых случаях речь идёт о различных вариантах нарушенийаутистического спектра .
  • Возможны случаи, когда состояние ребёнка свидетельствует о перенесённой (или переносимой в данный момент ) сложной или травмирующей жизненной ситуации . Фантазии и игра играют защитно-компенсаторную роль, помогая ребёнку справиться со стрессом и напряжением.
  • В практике бывают ситуации, в которых компенсаторные психологические механизмы возникают у ребёнка с расстройствами аутистического спектра, т.е. наблюдается сочетание первого и второго типов.

Однако, в большинстве случаев для родителей, педагогов и воспитателей не является принципиальным, за счёт чего образовались эти особенности у ребёнка. Гораздо важней будет ответ на вопрос: что с этим можно и необходимо делать? Определить, является ли происходящее с ребёнком нарушением или находится в рамках нормального развития, может ТОЛЬКО специалист с высшим медицинским или психологическим образованием. Следовательно, если воспитатели или педагоги находят в поведении ребёнка ряд перечисленных выше симптомы — во всех случаях это повод рекомендовать родителям (или законным представителям) консультацию как минимум двух специалистов : детского психиатра и семейного психолога . Оптимальный вариант — чтобы это были коллеги, которые могут совместно консультировать семью, согласуя свои рекомендации. В результате сотрудничества этих специалистов может быть предложена схема дальнейших действий. Посещения только одного из этих специалистов может быть недостаточно! Почему психиатр, а не невролог (невропатолог)? Именно детский психиатр сможет определить наличие/отсутствие серьёзных расстройств психической сферы ребёнка, и при необходимости назначить медикаментозную терапию. В том случае, если у ребёнка будет выявлено заболевание аутистического спектра, врач сможет наблюдать динамику состояния и рекомендовать возможные пути лечения и реабилитации на разных этапах течения болезни. Почему не детский, а семейный психолог? Поведение ребёнка с большой долей вероятности может быть связано с особенностями взаимодействия в семье, или с теми событиями, которые происходят в семье. Кроме того, всей семье необходимо научиться согласовывать свои реакции на поведение ребёнка, освоить новые способы контакта с ребёнком, искать иные возможности для развития и обучения. В том случае, если патологическое фантазирование у ребёнка является следствием переживания им психотравмирующей ситуации, работа с семейным психологом (психотерапевтом) будет иметь особое значение. Индивидуальные занятия только с детским психологом в данном случае вероятнее всего будут малоэффективными . Кроме того, необходимо посоветовать родителям, выработать вместе со специалистами и другими значимыми взрослыми (родственниками, учителями, няней) общую линию поведения, стратегию построения отношений с ребёнком. Таким детям очень важны ясные и чёткие правила, стабильность и предсказуемость реакций взрослых.

Часть 3. Практические идеи для взаимодействия с детьми, имеющими склонность к патологическому фантазированию

Итак, врач-психиатр поможет родителям понять, что послужило причинами возникновения у ребёнка патологического фантазирования (или схожей симптоматики), определит природу заболевания и обозначит пути помощи ребёнку и семье в целом. Клинический и семейный психологи "подхватят" эту часть коррекционной работы. Но есть отдельные воспитательные задачи, которые в любом случае могут решать близкие ребёнку люди (родственники), а также те, кто непосредственно занимается его обучением и развитием (воспитатели и педагоги). Эти задачи никаким образом не могут заменить консультацию у врача, они являются "сопутствующими", "сопровождающими", имеющими прикладное и практическое значение. Ниже приводятся рекомендации, которые могут быть использованы взрослыми при выборе возможных способов реагирования на разнообразные варианты "особого" поведения ребёнка с патологическим фантазированием и на схожие особенности у здоровых детей. Эти рекомендации не являются достаточными для решения проблемы и устранения симптоматического поведения, если это поведение связано с серьёзными психическими нарушениями. Рекомендации носят обобщённый характер, каждый случай требует индивидуального рассмотрения. Однако, многие "ходы" применимы в каждодневной работе педагогов, а также во взаимодействии родителей с детьми, помогая как ребёнку, так и его окружающим иметь некую "опору под ногами" и лучше понимать происходящее. Имя и игровое перевоплощение. Имяэто то, что является одним из основных способов идентифицировать себя, своё "Я" и даётся родителями вместе с рождением. У разных народов существовали и существуют особые ритуалы наречения имени. При патологическом фантазировании ребёнок, теряя грань между реальностью и миром фантазии, "становясь" героем сказки или мультфильма, в каком-то смысле теряет себя, свои границы, своё "Я", отказывается от принадлежности своему роду и родителям. Учитывая, что грань между вымыслом и реальностью у ребёнка в силу возрастных особенностей стёрта, варианты, когда окружающие безоговорочно поддерживают предложенную игру с переименованием, могут только усиливать проблему. Согласившись, что на занятия ходит не Миша, а Геракл, взрослые поддерживают ребёнка в этом стирании границы между тем, что есть на самом деле и тем, как он хотел бы, чтобы было. Также, не полезным действием со стороны взрослого была бы готовность (согласие) отказаться от своего собственного имени и собственной свободы действий. Согласие "быть не собой" возможно только в том случае, если получается обозначить рамки игры , у которой есть начало , конец и чёткие правила . Такая игра допустима только в ограниченное время (не с утра до ночи) и не может быть дискомфортна для кого-либо из участников (иначе это уже не игра, а насилие). Игре необходимо быть уместной с точки зрения окружающей реальности. Если поиграть в "папу-слона и слонёнка" хорошо в домашних условиях, то представляться именами этих животных на группе подготовки к школе не следует (т.к. ситуация не является игровой и у неё есть иные цели и задачи). При этом по нашим данным и данным литературы важно учитывать, что тактика прямого и категоричного спора с ребёнком о том, как его называть, может быть неэффективной, т.к. во многих случаях ответом ребёнка будет агрессия и другие негативные реакции. Задача взрослого помочь отделить игру от "не игры" , воображаемое от действительного, уместное от неуместного — и при этом продемонстрировать интерес и уважение к тому, что для ребёнка важно. Как это может выглядеть на практике?

  • Если ребёнок выбрал себе любимого персонажа, всегда полезно узнать, почему ребёнок выбрал для себя этого героя. Возможные вопросы могут звучать так: Расскажи, пожалуйста, чем тебе нравится этот герой? Что он любит делать? Чем вы похожи, а чем отличаетесь? Почему ты хочешь, чтобы тебя звали его именем? А почему не хочешь, чтобы тебя называли именем, которое дали папа и мама ?
  • Обозначение границ со стороны взрослых: "Хорошо, Миша, давай сейчас мы поиграем в то, что ты — Геракл. Мы будем играть 10 минут (можно завести таймер или будильник), а потом ты обратно станешь Мишей. Если захочешь, мы потом ещё в эту игру поиграем" . Ровно через 10 минут игра останавливается, и если есть желание — через оговорённое время возобновляется.
  • В учебных и развивающих целях, а также для установления контакта в некоторых случаях возможно и уместно "встраивание" в игру и фантазию (как продолжение или вариант предыдущего пункта, с чёткими временными границами). Проиллюстрируем историей мальчика, который хотел быть Карлсоном: "Сейчас у нас будет игра в Карлсона, который живёт на крыше. Сегодня наш Карлсон будет не только летать, и жужжать, но ещё он будет прыгать на одной ножке! (Все бегают по кругу и прыгают). Спасибо. А теперь Карлсон не просто полетит, а будет выслеживать воров на крыше! Для этого, когда он услышит мой хлопок в ладоши, ему надо будет замереть на месте и не двигаться — иначе он спугнёт воров, а когда я дважды хлопну в ладоши — можно будет лететь дальше… Спасибо. А теперь мы будем играть с другую историю — как Карлсон ворует плюшки у Фрекен Бок. Плюшками будут фигурки в мешочке (у каждого свой). Карлсону надо посмотреть на карточку и найти на ощупь в своём мешочке именно такую плюшку-фигурку… Спасибо. В следующий раз мы ещё поиграем в Карлсона — будем его лечить, когда он заболел, а сейчас пришло время для другой игры".

"Ребёнок постоянно фантазирует "/" уходит из реальности в свой воображаемый мир" (но ничего не любит делать руками; не умеет сотрудничать; не любит игры со сверстниками). В таких случаях следует помогать ребёнку "заземлять" его образный внутренний мир, делать его более конкретным и материальным. Здесь будет работать принцип "ты не расскажи, а покажи мне, как это устроено". Далее при помощи различных материалов и форм ребёнок может показать то, что он придумал или изобрёл. Для этого будут полезны конструкторы, пластилин, карандаши, солёное тесто для лепки, пальчиковые краски. Хорошо, если вокруг этого творчества получается совместная деятельность, в которой можно сотрудничать, помогать друг другу, учиться взаимодействовать. Если мама (или любой другой человек) лепит рядом с ребёнком что-то своё, а потом просит помочь слепить (доделать) важную деталь — то это уже будет совершенно реальное взаимодействие и общение, в настоящем реальном, а не выдуманном мире. В ответ можно предложить ребёнку помощь, привнести новые детали в его проект. Так формируется возможность построить диалог и расширить тот узкий коридор, который задан жёсткими рамками патологического стереотипного образа. Параллельно решаются другие задачи развития, например, улучшается мелкая моторика. Отдельно важно заметить, что на таких детей (склонных "уходить в свой мир") негативно влияет просмотр телевизионных передач, а также любые виды компьютерных игр (включая доступные на мобильных телефонах и игровых приставках). Любая виртуальная "реальность" будет усиливать дезадаптацию, поэтому использование любых электронных средств должно быть ограничено. У ребёнка усиленный интерес к одной теме . Если ребёнок увлечён чем-то одним, то часто его уровень знаний оказывается неравномерным, а общее развитие — дисгармоничным. Задача родителей и педагогов — развитие тех зон и сфер, которые развиты хуже, т.к. не попадают в поле, которое само по себе интересует ребёнка. При этом важно иметь искреннее уважение и принятие интересов ребёнка (к номерам и цифрам, к компьютерному программированию, к ботанике или астрономии ). Если ребёнок необщительный — ему будет важна помощь в том, чтобы устанавливать разные контакты и поддерживать отношения со сверстниками. Если ребёнок предпочитает малоподвижную деятельность — ему будет необходимо найти подходящий вид спорта. У ребёнка наблюдаются особенности эмоциональной сферы . Отличительной особенностью детей, имеющих склонность к патологическому фантазированию, является своеобразие и/или недостаточное развитие эмоциональной сферы. В целом, эти дети более тревожны и впечатлительны, чем другие. Они могут болезненнее относиться к событиям и происшествиям, сложней адаптироваться к переменам. Им может быть свойственна холодность и отчуждённость по отношению к людям, игнорирование интересов и чувств окружающих . Полезными действиями взрослых будут:

  • Словесное "отражение" эмоциональных и поведенческих реакций : "Ты сейчас плачешь, тебе, наверное, очень грустно… Ты сейчас кричишь… Ты, наверное, очень сердишься, если так бросил игрушку… Мне больно, когда ты меня толкаешь" . При помощи такого озвучивания действий и эмоций ребёнка, можно постепенно помочь ему самому лучше различать те процессы, которые в нем происходят. Аналогично озвучиванию, можно просить назвать то, что он чувствует: Я боюсь/я рад/я устал/мне не приятно/я голоден .
  • Очень важно побуждать ребёнка к тому, чтобы он обращал внимание на состояние и настроение окружающих , их реакции, выражение лица. Необходимо демонстрировать ребёнку различные способы сопереживания окружающим людям и возможные ответные действия, показывая на практике, как это можно сделать (пожалеть, утешить, посочувствовать, поддержать).
  • Очень аккуратно и обдуманно реагировать на страхи ребёнка. Безусловно, их необходимо учитывать, а не игнорировать. Однако, если взрослые будут всегда и во всем поддерживать ребёнка в его эмоциях (держать все окна запертыми, чтобы не влетел Надувной Голубой Ослик; всегда ходить вместе с ребёнком в туалет, потому что иначе ему одному страшно ) — страхи могут только усилиться. Если взрослый своими действиями показывает ребёнку, что его страх и для него (взрослого) — страшный , он тем самым как бы подтверждает ребёнку его опасения, делая их более реальными. Найти "золотую середину" бывает трудно, однако это совершенно необходимо.
  • Для таких детей очень важна стабильность и предсказуемость в жизни (что само по себе снижает уровень тревоги и страхов). Это подразумевает наличие ясных, простых, доступных для ребёнка, конкретных и чётких правил , по которым живёт ребёнок (включая распорядок дня). Правила и требования должны поддерживаться всеми взрослыми без исключений. Ребёнок неизбежно будет проверять эти границы на подвижность или устойчивость, иногда провоцируя родителей и формируя у них чувство беспомощности. Важно помнить, что для ребёнка с патологическим фантазированием — гораздо больше, чем для других, "обычных" детей — важна однозначность : это — можно, а это — нельзя.
  • Для детей данной группы важен и полезен тактильный и глазной контакт в разных формах. Иногда прикосновение — один из способов привлечь и удержать внимание на том, что значимо. Физическое соприкосновение может быть способом провести границу между дозволенным и запретным (например, физически взяв за руку, не пускать бежать через дорогу) . Тактильный контакт в виде объятий, поцелуев, массажа может быть способом снижения общего уровня тревоги и напряжения у ребёнка. Кроме того, следует настойчиво просить ребёнка смотреть на того, кто с ним разговаривает.

В заключение, хотелось бы обратить внимание, что выбор варианта взаимодействия взрослого с ребёнком находится под влиянием некоторых базовых идей. Во-первых, — принятие реальности. Это значит, что необходимо согласиться с тем фактом, что перед вами — ребёнок, отличающийся от многих своих сверстников и имеющий особенности. Важно знать эти особенности, признать их наличие, согласиться с фактом их выявления. Т.е. специалистам (педагогам, воспитателям) необходимо избежать соблазна "списать" наличие особенностей на то, что у всех разные характеры, или успокоить родителей словами, что "само пройдёт"/ "перерастёт". Для родителей и других близких людей сложно принять факт, что их ребёнок — не такой как все, а отличия могут помешать, ему быть успешным, сделают невозможным реализацию родительских ожиданий и надежд. Однако необходимо учитывать, что детская психика — гибкая и имеет много компенсаторных возможностей. Именно поэтому, своевременно оказанная согласованная помощь родителей, педагогов, психологов и врачей может помочь выйти из ситуации с "наименьшими потерями". Во-вторых, любые действия (как и отсутствие действий) имеют последствия и оказывают влияние на других людей. Важнейший медицинский принцип "не навреди" будет здесь очень уместен. Реакция окружающих (как членов семьи, так и любых других людей) на особенности поведения ребёнка оказывает, в свою очередь, на него разного рода "ответное воздействие". Это воздействие может, как помогать преодолевать страхи, тревожность или сглаживать различные особенности, так и усиливать эти проявления. Иногда для того, чтобы выработать оптимальный путь построения отношений с особым ребёнком, бывает, нужна помощь и поддержка извне. Для родителей — это разговор с понимающим и поддерживающим педагогом (психологом, врачом), а для специалистов (в том числе, педагогов) такой помощью и поддержкой в работе с "трудным" ребёнком может быть помощь более опытного коллеги — супервизора.

Литература и другие информационные источники

  1. Autism and Asperger syndrome: some facts and statistics; The National Autistic Society; 2012.
  2. Autism Statistics: Local authority statistics; Autistic Society; 2012.
  3. Data & Statistics; Centers for Disease Control and Prevention; 2012.
  4. Питерс Т. "Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию" СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999, — 192 с.
  5. Обухова Л.Ф. "Детская (возрастная) психология. М.1996-374 с.
  6. Иовчук Н.М., Северный А.А., Морозова Н.Б. "Детская социальная психиатрия для непсихиатров". Изд-во "Питер", Москва. 2006.
  7. Ковалев В.В. "Психиатрия детского возраста. Руководство для врачей. Изд-е 2-е". Москва. 1995.
  8. Исаев Д.Н. "Детская медицинская психология". М., 2005.
  9. Лютова Е.К., Монина Г.Б. "Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. СПБ, "Речь" 2007.