Тесты для детей. Результаты проведения методики "Узнай фигуры"

Методы изучения фонетики

Звуковой строй языка можно изучать разными способами. Можно вслушиваться в свою речь и речь окружающих, сопоставляя звуки и устанавливая их различие. Можно анализировать свое мышечное чувство и определять способы образования звуков. Это методы непосредственного наблюдения и самонаблюдения. Многие лингвисты приходили таким образом к важным открытиям.

С развитием техники широкое распространение получили и инструментальные методы изучения фонетики. С помощью звукозаписывающей аппаратуры речь может быть зафиксирована и воспроизведена. Звучащую речь можно увидеть на экране компьютера в виде спектрограммы, осциллограммы, питонограммы, огибающей интенсивности. Так изучаются звуки с акустической точки зрения. Можно изучать и артикуляцию, т.е. движение и положение органов речи при произнесении звуков. Киносъемка, например, помогает установить движение губ. Фотографируя после произнесения разных звуков язык и нёбо, смазанные специальным составом, определяют площадь смыкания языка с нёбом. Профили органов речи при артикуляции изолированных звуков получают на рентгеновских снимках и томограммах. Для исследования потока речи применяют кинорентген.

В литературном языке существуют произносительные варианты: например, в слове дрожжи шипящий звук произносят мягко и твердо. Как узнать, насколько широко распространено то или иное произношение, какие слои населения употребляют тот или иной вариант? Таким изучением занимается социофонетика. Обследование проводится с помощью анкет, вопросников: "Как Вы произносите буквенное сочетание чн в следующих словах (подчеркните): булочная или былочная , взяточник или взяточник, горчишник или горчи т ник?" "Одинаково ли Вы произносите слова (дремучие)) леса и {рыжая ) лиса ? Да. Нет. (Подчеркните нужное.)" и т.д. Данные, полученные с помощью вопросников, дают представление о том, как говорят определенные группы населения, различающиеся по возрасту, профессии, месту жительства и др.

Звуковое членение речи

Наша речь представляет собой поток звуков, звуковую цепь. Эта цепь членится на отрезки - речевые единицы, выделяемые различными фонетическими средствами. В русском языке такими единицами являются фраза, фонетическая синтагма, фонетическое слово, слог и звук.

Фраза - это отрезок речи, объединенный особой интонацией и фразовым ударением и заключенный между двумя достаточно длительными паузами. Например, звуковая цепь Было ветрено, сыро и скверно. || Дверь в сад была открыта , || на почерневшем от мокроты полу террасы высыхали лужи ночного дождя (Л. Т.) членится паузами на три фразы (границы между фразами обозначаются двумя вертикальными чертами). Фраза соответствует относительно законченному по смыслу высказыванию. Однако фразу нельзя отождествлять с предложением. Фраза - это фонетическая единица, а предложение - грамматическая, они относятся к разным уровням языка. Они и линейно могут не совпадать. Так, в приведенном примере в одном сложном предложении две фразы. Одно сложное предложение может соответствовать и одной фразе: Он хотел было что-то сказать ему, но толстяк уже исчез (Г.); Она не сводит глаз с дороги, что идёт через рошр (Гонч.).

Фраза может члениться на фонетические синтагмы. Ф о н е т и ч е с к а я синтагма также характеризуется особой интонацией и синтагменным ударением, но паузы между синтагмами не обязательны, и они короче межфразовых пауз. Например, фраза Было ветрено, сыро и скверно состоит из трех фонетических синтагм (границы между ними обозначаются одной вертикальной чертой).

Членение речевого потока на фразы и синтагмы обусловлено смыслом, значением, которое говорящий вкладывает в высказывание. Наличие оттенков значения отражается па допустимых колебаниях в членении речевого потока. Так, возможны варианты членения фразы на фонетические синтагмы; ср.: На другой день (П.) - На другой день | весть о пожаре разнеслась по всему околотку. - На другой день | весть о пожаре разнеслась по всему околотку. В некоторых случаях варианты членения фразы на фонетические синтагмы отражают разное значение; ср.: Надо учиться , | работать и отдыхать. - Надо учиться работать и отдыхать ; Как испугали её | слова брата. - Как испугали её слова брата.

Фонетические синтагмы, состоящие более чем из одного слова, характеризуются смысловой и синтаксической цельностью. Поэтому невозможно такое, например, членение на синтагмы: на | другой день или на другой день.

Итак, фраза и фонетическая синтагма выделяются ритмико-интонационными средствами, членение речевого потока на фразы и синтагмы связано со смыслом и синтаксическим членением.

Фонетическая синтагма может состоять из одного или нескольких фонетических слов. Фонетическое слово - это отрезок звуковой цепи, объединенный одним словесным ударением. Фонетическое слово может соответствовать одному или нескольким лексическим словам. Так, во фразе В ту же ночь широкая лодка отчалила от гостиницы... (Т.) три фонетические синтагмы, в каждой из которых по два фонетических слова (сочетания слов в ту же , от гостнницы образуют одно фонетическое слово). Фонетическое слово делится на слоги, а слоги - па звуки.

Разные линейные отрезки речевого потока называются сегментными единица м и. Звук - это наименьшая сегментная единица. Каждая следующая по величине сегментная единица состоит из более мелких: слог - из звуков, фонетическое слово - из слогов, фонетическая синтагма - из слов, фраза - из тактов.

Объединение сегментных единиц в более крупные сегментные единицы осуществляется благодаря суперсегментным (или просодическим) единицам, которые как бы накладываются на сегментные. К таким суперсегментным единицам относятся: слоговость/неслоговость звуков, ударение и интонация.

Среди испытуемых детей нами была проведена методика "Узнай фигуры", результаты проведения представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты проведения методики "Узнай фигуры"

Количество набранных баллов

Уровень развития памяти

Оценка результатов

10 баллов -- ребенок справился со всеми задачами меньше, чем за 45 сек.

8-9 баллов -- ребенок справился со всеми задачами за время от 45 до 50 сек.

6-7 баллов -- ребенок справился со всеми предложенными задачами в течение периода времени от 50 до 60 сек.

4-5 баллов -- ребенок справился со всеми задачами за время от 60 до 70 сек.

2-3 балла -- ребенок решил все задачи за время от 70 до 80 сек.

0-1 балл -- ребенок решил все задачи, затратив на это более чем 80 сек.

Выводы об уровне развития

Наглядно полученные результаты представлены на рисунке 1 (см. приложение 3)

Таким образом, можно сделать вывод о том, что уровень развития узнавания у детей находится на среднем уровне. Из 15 испытуемых: на 10 баллов задание не выполнил ни один ребенок, т.е. "очень высокий" уровень развития в группе отсутствует. Высокий уровень развития узнавания показали только 3 ребенка, которые набрали от 8 до 9 баллов, эти дети справились с заданием полностью за время 45-50 секунд. Средний уровень развития узнавания показала большая часть группы, а именно 11 детей, они набрали от 4 до 7 баллов, и справились со всеми заданиями за 50-70 секунд. Низкий уровень развития узнавания показал только 1 ребенок, он справился со всеми заданиями, но ему понадобилось на это чуть больше времени, чем остальным детям, а именно 76 секунд (т.е. диапазон 70-80 секунд). "Очень низкий" уровень развития узнавания не был выявлен в группе.

Таблица 3

Результаты проведения методики "Запомни рисунки"

Количество набранных баллов

Уровень развития

Оценка результатов

10 баллов -- ребенок узнал на картинке Б все девять изображений, показанных ему на картинке А, затратив на это меньше 45 сек.

8-9 баллов -- ребенок узнал -на картинке Б 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек.

6-7 баллов -- ребенок узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек.

4-5 баллов -- ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек.

2-3 балла -- ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек.

0-1 балл -- ребенок не узнал на картинке Б ни одного изображения в течение 90 сек и более.

Выводы об уровне развития

10 баллов -- очень высокий.

8-9 баллов -- высокий.

4-7 баллов -- средний.

2-3 балла -- низкий.

0-1 балл -- очень низкий.

Наглядно полученные результаты представлены на рисунке 2. (см. приложение 4).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что уровень объема кратковременной зрительной памяти у детей находится также на среднем уровне. Из 15 испытуемых: "очень высокий" уровень развития объема кратковременной зрительной памяти в группе отсутствует, т.к. ни один ребенок не набрал 10 баллов за выполнение задания. Высокий уровень развития объема кратковременной зрительной памяти показали 5 детей, эти дети набрали от 8 до 9 баллов, т.к. они справились с заданием полностью за время 45-50 секунд. Средний уровень развития объема кратковременной зрительной памяти также показала большая часть группы, а именно 9 детей, они набрали от 4 до 7 баллов, и справились со всеми заданиями за 55-75 секунд. Низкий уровень развития объема кратковременной зрительной памяти показал 1 ребено, он справился с заданием полностью, он получил от 4 до 7 баллов, т.к. на выполнение задания им понадобилось 75-85 секунд. "Очень низкий" уровень развития объема кратковременной зрительной памяти не был выявлен в группе испытуемых.

В завершении исследования нами была проведена методика "Выучи слова" в этой же группе испытуемых, результаты проведения представлены в таблице 4.

Таблица 4

Результаты проведения методики "Выучи слова"

Количество набранных баллов

Уровень развития

Оценка результатов

10 баллов -- ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел все 12 слов за 6 или меньше попыток.

8-9 баллов -- ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 10-11 слов.

6-7 баллов -- ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 8-9 слов.

4-5 баллов -- ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 6-7 слов.

2-3 балла -- ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 4-5 слов.

0-1 балл -- ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток не более 3 слов.

Выводы об уровне развития

10 баллов -- очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов -- средний.

2-3 балла -- низкий.

0-1 балл -- очень низкий.

Наглядно полученные результаты представлены на рисунке 3(см. приложение 5).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что процесс заучивания у детей находится на низком уровне. Из 15 испытуемых: "очень высокий" уровень процесса заучивания в группе отсутствует, т.к. ни один ребенок не набрал 10 баллов за выполнение задания. Высокий уровень развития процесса заучивания показал лишь 1 ребенок, он набрал 8 баллов, т.к. он за шесть попыток правильно воспроизвел 10 слов. Средний уровень развития процесса заучивания показали 6 детей, они набрали от 4 до 7 баллов, и за шесть попыток правильно воспроизвели от 6 до 9 слов. Низкий уровень развития процесса заучивания показали 8 детей, за выполнение задания они получили по 2-3 балла, т.к. за шесть попыток правильно воспроизвели лишь 4-5 слов. "Очень низкий" уровень развития процесса заучивания не был выявлен в группе исследуемых детей.

Сводная таблица с результатами всех испытуемых детей, полученным в ходе проведения трех методик, представлены в приложении

Цель : оценка состояния слуховой памяти на слова, утомляемости, активности внимания, запоминания, сохранения, воспроизведения, произвольного внимания.

Описание . Методика заучивания десяти слов была предложена А. Р. Лурия. Она позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Методика может использоваться для оценки состояния памяти, произвольного внимания, истощаемости больных нервно-психическими заболеваниями, а также для изучения динамики течения болезни и учета эффективности лекарственной терапии.

Проведение методики нуждается в соответствующей обстановке. В комнате не должно быть посторонних разговоров. Испытуемому предлагают запомнить 10 слов. Они должны отвечать нескольким условиям:

  1. однообразие: все слова - имена существительные в ед. числе, им. падеже, состоящие из одинакового количества слогов (одно- или двусложные);
  2. слова по возможности должны быть не связаны между собой (нельзя предлагать для запоминания слова: стол -стул; огонь - вода и т. п.).

Применение . Методика может быть использована как для детей (с пяти лет), так и для взрослых.

Стимульный материал . Протокол с десятью короткими односложными и двусложными словами, не имеющими между собой никакой связи.

Наиболее часто используют следующий набор слов: Лес, Хлеб, Окно, Стул, Вода, Конь, Гриб, Игла, Мед, Огонь.

Методика проведения исследования . Испытуемому зачитываю инструкцию (а). После чего зачитывают ряд слов. По окончанию зачитывания фиксируют запомненные испытуемым слова в протоколе. После чего зачитывают инструкцию (б). После фиксации данных в протоколе опыт повторяется без инструкций. Материал предъявляется несколько раз до полного запоминания либо 5-6 раз. Перед следующими прочтениями материала экспериментатор просто говорит: «Еще раз».

Таким образом, на каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется соответствующей графе. После окончания повторения слов, экспериментатор говорит испытуемому: «Через час Вы эти же слова назовете мне еще раз». Спустя час испытуемый по просьбе исследователя, воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.

Инструкции.

Инструкции для детей .

Инструкция (а): «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь сколько сможешь, в любом порядке».

-·Инструкция (б): «Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь – и те, которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке».

Инструкции для взрослых.

Инструкция (а): «Сейчас я прочту несколько слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, сразу же повторите столько слов, сколько запомните. Повторять слова можно в любом порядке».

Инструкция (б): «Сейчас я снова прочту Вам те же слова, и Вы опять должны повторять их, и те, которые Вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили. Порядок слов не важен».

Обработка результатов

2. Построить по этим данным график заучивания. На оси абсцисс откладываются порядковые номера повторений, а на оси ординат – значения V.

График заучивания слов

Кi -коэффициент запоминания i-го слова,

Рi - его абсолютная частота;

n - количество повторений.

4. Построить график частоты запоминания каждого слова. На оси абсцисс откладываются порядковые номера слов, на оси ординат – значения К

График частоты запоминания слов

5. Составить сводные таблицы по показателям V и К для группы испытуемых; вычислить средние показатели и нанести эти данные на индивидуальные графики данного испытуемого. Сопоставить индивидуальные данные со средними значениями по группе.

6. Наряду с этим, можно вычислить процент потери информации через час после запоминания:

Vдолговрем. - объем долговременной памяти (через один час)

V6 ·- количество воспроизведенных слов в 6-й серии

Интерпретация .

Проанализировать формы полученных графиков, привлекая материал словесного отчета и наблюдений за ходом работы. По форме кривой можно сделать выводы относительно особенностей запоминания.

Так, у здоровых детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, ослабленные дети воспроизводят меньше количество, могут демонстрировать застревание на «лишних» словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания. При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемый с нормальной памятью обычно воспроизводит, правильно до 9 или 10 слов.

Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, и/либо выраженную утомленность. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый (взрослый или ребенок) сразу воспроизвёл 8-9 слов, а затем, с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике не возрастает, а снижается). Кроме того, если испытуемый воспроизводит все меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности.

При черепно-мозговой травме или нейроинфекции испытуемые запоминают первое и последнее слова. При этом объем запоминания материала не изменяется.

При неврозах запоминание медленное, график зигзагообразный, необходимо большее число предъявлений. Зигзагообразность также свидетельствует о неустойчивости внимания и его колебаниях.

Следует обратить внимание на наличие «краевого эффекта».

Число слов, удержанных и воспроизведенных в первой серии, показывает объем слуховой кратковременной памяти. Нормой считается объем, равный 7±2 слов (единицы информации).

Число слов, удержанных и воспроизведенных один час спустя, показывает объем слуховой долговременной памяти.

«Узнай фигуры» Эта методика - на узнавание. Данный вид памяти появляет­ся и развивается у детей в онтогенезе одним из первых. От раз­витости данного вида существенно зависит становление других видов памяти, в том числе запоминания, сохранения и воспро­изведения.В методике детям предлагаются картинки, изображенные на рис. 12, в сопровождении следующей инструкции:

«Перед вами 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и по­хожа на одну из четырех картинок, расположенных в ряд справа от нее. Необходимо как можно быстрее найти и указать на похо­жую картинку».

Сначала для пробы ребенку предлагают решить эту задачу на картинках, изображенных в ряду под номером 0, затем - по­сле того, как экспериментатор убедился в том, что ребенок все понял правильно, предоставляют возможность решить эту зада­чу на картинках с номерами от 1 до 10.

Эксперимент проводится до тех пор, пока ребенок не решит все 10 задач, но не больше чем 1,5 мин даже в том случае, если ребенок к этому времени не справился со всеми задачами.

Методика. «Запомни рисунки»

для определения объема кратковременной зрительной памяти. Дети в качестве стимулов получают картинки, представленные на рис. 13 А. Им дается ин­струкция примерно следующего содержания:«На этой картинке представлены девять разных фигур. Поста­райся запомнить их и затем узнать на другой картинке (рис. 13 Б), которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее пока­занных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй кар­тинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».

Время экспозиции стимульной картинки (рис. 13 А) состав­ляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зре­ния ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку - рис. 13 Б. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.

Методика. «Запомни цифры»

для определения объема крат­ковременной слуховой памяти ребенка. В задании к ней ребе­нок получает инструкцию следующего содержания:«Сейчас я буду называть тебе цифры, а ты повторяй их за мной сразу после того, как я скажу слово "повтори"».

Далее экспериментатор последовательно зачитывает ребен­ку сверху вниз ряд цифр, представленных на рис. 14 А, с интер­валом й 1 сек между цифрами. После прослушивания каждого ряда ребенок должен его повторить вслед за экспериментатором. Это продолжается до тех пор, пока ребенок не допустит ошибки.

В заключение определяется объем кратковременной слухо­вой памяти ребенка, который численно равен полусумме макси­мального количества цифр в ряду, правильно воспроизведенных ребенком в первой и во второй попытках.

Методика «Выучи слова»

определяется динамика про­цесса заучивания. Ребенок получает задание за несколько попы­ток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состо­ящий из 12 слов: дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картина, человек, книга.

Запоминание ряда производится так. После каждого очеред­ного его прослушивания ребенок пытается воспроизвести весь ряд. Экспериментатор отмечает количество слов, которое ребе­нок во время данной попытки вспомнил и назвал правильно, и вновь зачитывает тот же самый ряд. И так шесть раз подряд, пока не будут получены результаты воспроизведения ряда за шесть попыток.

Результаты заучивания ряда слов представляются на графи­ке (рис. 16), где по горизонтали указаны последовательные по­пытки воспроизведения ребенком ряда, а по вертикали - количе­ство слов, правильно им воспроизведенных в каждой попытке.

Методика исследования слухоречевой памяти «Запоминание 10 слов» (А.Р. Лурия)

исследование объема и скорости слухоречевого запоминания определенного количества слов, возможности и объема отсроченного их воспроизведения. Использование методики дает дополнительную информацию о возможности целенаправленной и длительной работы ребенка со слухоречевым материалом. Для запоминания используются простые (односложные или короткие двусложные), частотные, не связанные по смыслу слова в единственном числе именительного падежа. В зависимости от целей исследования количество повторов ограничено (чаще всего 5 повторов) либо слова повторяются вплоть до полного запоминания (9-10 слов). По результатам исследования может быть построена кривая запоминания.

Анализируемые показатели:

Объем слухоречевого запоминания;

Скорость запоминания данного объема слов;

Объем отсроченного воспроизведения;

Особенности мнестической деятельности (наличие замен букв или слов и т.п.);

Особенности слухового, в том числе фонематического восприятия.

Возрастные особенности выполнения:

Методика может быть использована в полном объеме, начиная с 7-летнего возраста. Запоминание в объеме 9+1 слово доступно здоровым детям. Отсроченное воспроизведение в объеме 8+2 слова доступно 80% детей данной возрастной группы.

Для детей младше 7-ми лет целесообразно использование меньшего объем словарного материала (5-8 слов).

Методика «Пиктограмма»

Цель: изучение опосредствованного запоминания и способности к обобщению.

Параметры анализа:

способность выбрать образ на подавляющее большинство понятий,

уровень адекватности (обязательным является наличие по крайней мере 2-х или 3-х стандартных образов),

нормальная упорядоченность композиции, низкая вариабельность графических характеристик.

Инструкция: «Можно зарисовывать, что угодно и как угодно, при назывании слова или словосочетания, лишь бы рисунок мог напомнить заданное слово или словосочетание».

1. «Метод свободных ассоциаций»

2. «Запоминание смысловых пар слов»

3. «Запоминание смысловых частей предложения»

4. «Смысловое запоминание слов текста»

5. «Воспроизведение рассказа»

Страница 4 из 4

Методика 14. «Выучи слова»

С помощью данной методики определяется динамика про­цесса заучивания. Ребенок получает задание за несколько попы­ток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состо­ящий из 12 слов: дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картина, человек, книга.

Запоминание ряда производится так. После каждого очеред­ного его прослушивания ребенок пытается воспроизвести весь ряд. Экспериментатор отмечает количество слов, которое ребе­нок во время данной попытки вспомнил и назвал правильно, и вновь зачитывает тот же самый ряд. И так шесть раз подряд, пока не будут получены результаты воспроизведения ряда за шесть попыток.

Результаты заучивания ряда слов представляются на графи­ке (рис. 16), где по горизонтали указаны последовательные по­пытки воспроизведения ребенком ряда, а по вертикали - количе­ство слов, правильно им воспроизведенных в каждой попытке.

Оценка результатов

10 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел все 12 слов за 6 или меньше попыток.

8-9 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 10-11 слов.

6-7 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 8-9 слов.

4-5 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 6-7 слов.

2-3 балла - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 4-5 слов.

0-1 балл - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток не более 3 слов.

Рис. 16. .

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

Немов Р.С. Психология : Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное пси­хологическое исследование с элементами математической ста­тистики. - 640 с. C 95-96.