Терапевтические сказки от Семигномочек. Вопросы воспитания

ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ СКАЗКА ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ ОТНОШЕНИЯ ПАПЫ С СЫНОМ В одном городе жила-была семья: мама Ася, папа Тимур и сын Руслан. Была это очень крепкая, дружная семья – папа, мама и сын очень друг друга любили, и заботились друг о друге. Папа, конечно, много работал, чтобы вся семья жила хорошо. Руслан ходил в садик, а вечером играл с мамой. Ну а перед сном мама читала мальчику книги, целовала сына и желала ему крепких и сладких снов. Так было и в тот вечер, накануне истории, которую я сейчас вам расскажу. Руслан пожелал маме спокойной ночи, закрыл глаза, и тот час же заснул. На следующий день была суббота, мальчик проснулся чуть позже обычного и сразу же побежал на кухню. Там он застал растерянного папу, который пытался что-то приготовить на завтрак. - Папа, а где мама? – спросил Руслан. - Не знаю, - пожал плечами папа. – Я уже полчаса как встал, и не могу понять, куда она исчезла. Подумал, что, может, она за хлебом ушла, но там пора бы было и вернуться. - Нет, хлеб мы с ней вчера купили, когда из садика возвращались, - покачал головой Руслан. – А она нам записку не написала? - Хм, записку… - пробормотал папа. – Сейчас посмотрим. Папа оглянулся по сторонам. - Вот это что за странное письмо висит на холодильнике? Правда, почерк совсем не мамин. - Пап, покажи! – попросил Руслан. - Подожди, сынок! – остановил его папа. – Что-то мне совсем это письмо не нравится. Папа присел на стул, мальчик устроился рядом и стал слушать, как папа читает письмо вслух: «Ха-ха-ха! Можете и не искать вашу маму! Это я её украл! Мне она очень пригодится. Пусть теперь мой замок убирает и пирожки мне печёт. Так что попрощайтесь с ней навсегда!». И подпись «Змей Горыныч», а внизу отпечаток огромной когтистой лапы. - Папочка! Змей Горыныч нашу мамочку похитил! – воскликнул Руслан. – Что же нам теперь делать? - Не терять времени, и отправляться ей на выручку, - сказал папа. – Давай собирайся! Руслан, как взрослый, натянул на себя штаны, свитер, надел носки и ботинки. - Молодец! – похвалил его папа. - Папа, а ты знаешь, как нам замок Змея Горыныча найти? – спросил мальчик. - Пока нет, но мы что-нибудь придумаем, - пообещал папа. – У тебя, случайно, нет книг про Змея Горыныча? - Есть! Мы с мамой как раз вчера сказки читали! – воскликнул мальчик и побежал в свою комнату за книгой. Папа принялся листать книгу, ища сказку про Змея Горыныча. Вдруг книга выпала у него из рук, упала на пол, распахнувшись примерно на середине. Руслан и папа увидели прямо на странице дверь. Только дверь эта была не нарисованная, а настоящая. Папа протянул руку и распахнул дверь. И тут произошло ещё одно чудо – буквально через секунду Руслан и папа Тимур были такого роста, что смогли зайти в эту самую дверь. По ту сторону двери оказался дремучий лес. Если бы Руслан был один, то он, конечно же, испугался бы, но с папой, который уверенно шёл вперёд по тропинке, мальчику было совсем не страшно. Через несколько минут путники вышли на полянку, на которой стояла избушка на курьих ножках. - Пап, тут же Баба Яга живёт. Ты не боишься? – шёпотом произнёс мальчик. - Нет, сынок, не боюсь. Нам некогда бояться – маму спасать надо, - ответил папа. – Ты помнишь, какие слова надо говорить? Руслан немного подумал, и потом громко произнёс: - Избушка, избушка, повернись ко мне передом, к лесу задом! Избушка закряхтела и нехотя, переваливаясь на своих лапах, повернулась к Руслану с папой. Путники забрались по маленькой кривой лесенке, постучали и отворили дверь. - Ох, ох, ох! – сразу же услышали они голос, а потом увидели Бабу Ягу, которая стояла согнувшись, упираясь одной рукой о печь. - Бабушка, что случилось? – воскликнул папа, подбегая к Яге. - Эх, сынок, спина, спина проклятая! Второй день болит! Я тут решила дров наколоть, чтобы воды вскипятить и компресс из трав сделать, нагнулась, за топором потянулась и вот теперь не могу разогнуться. Папа помог Бабе Яге лечь на печь, а сам поднял с пола топор, и они с Русланом вышли на улицу, чтобы наколоть дров. Затем они вскипятили воды, и, следуя указаниям Яги, приготовили ей компресс, да заодно и чай заварили. А ещё Руслан немного прибрал в избе. Ведь Баба Яга уже два дня ничего не могла сделать в доме. - Спасибо вам, голубчики мои, за помощь! – поблагодарила Яга папу и Руслана. – Чем могу я вас за доброту отблагодарить? - Может, вы, бабушка, знаете, как нам дорогу к замку Змея Горыныча найти и как его победить? – спросил папа. – Он жену мою любимую украл. - Маму мою, - на всякий случай добавил Руслан. - Знаю, конечно, милые мои, знаю, - ответила Яга. – Идите прямо по той же самой тропинке и вскоре выйдите на поляну, посередине которой лежит большой камень. Вот под этим камнем хранится меч-кладенец, которым можно Змея Горыныча победить. Другой управы на него нет. А пора бы, пора его победить, уж столько зла людям он причинил, стольких богатырей погубил! Затем ступайте дальше. Встретится вам строптивый конь вороной, вы его за гриву хватайте, да крепко держите, пока не присмиреет. Тот конь сам дорогу к замку Змея Горыныча знает, вас до места доставит. Поблагодарили папа с мальчиком Бабу Ягу и двинулись в путь. Долго ли коротко ли вышли они на поляну с камнем. А камень-то огого какой большой! - Папа, нам этот камень не поднять! – испугался мальчик. - Ничего, ничего, мы же вдвоём, - успокоил его папа, но Руслану всё равно не верилось, что они справятся. Папа подошёл к камню и обхватил его двумя руками, потянул наверх, камень покачнулся, потянул ещё, камень приподнялся, и ещё раз, камень уже хорошо оторвался от земли. - Руслан, помогай! – закричал папа. Мальчик огляделся вокруг, схватил с земли толстую палку и подставил её под камень. Папа опёр камень о палку ненадолго, а затем снова приложил силы и отбросил камень в сторону. Под камнем находился люк с деревянной крышкой, открыли они люк, а внутри сундук. Папа вытащил сундук на свет, внутри него лежал настоящий меч-кладенец. Папа достал меч, вынул из ножен полюбоваться. Рукоятка меча была выложена драгоценными камнями, а острое отточенное лезвие так и блестело на солнце. Вставил папа Тимур обратно меч в ножны, и путники, не теряя времени даром, отправились дальше. Через несколько минут на тропинку перед ними выскочил конь вороной, гибкий стройный, сильный, грива развивается, из ноздрей пар валит. Папа не растерялся и схватил коня за гриву. Тот попытался вырваться, но папа Тимур хорошо помнил слова Бабы Яги и не отпускал его. Через пару минут конь сдался и заговорил человеческим голосом: - Что ж, одолел ты меня богатырь. Сослужу тебе службу. Говори, чего тебе хочется! - Нам бы в замок Змея Горыныча попасть, - ответил папа. – Жену он мою похитил любимую. - Маму мою, - добавил Руслан. - Что ж, это не сложно! Взбирайтесь ко мне на спину! – сказал конь. Папа с Русланом сели на коня, и тот в мгновение ока домчал их до замка Змея Горыныча. Поблагодарили папа с мальчиком коня за помощь и зашли внутрь замка. Трёхголовый Змей Горыныч восседал на троне в самом большом и мрачном зале своего замка, когда туда зашли папа Тимур и Руслан. - Вы кто такие? Как посмели ко мне в замок зайти? – закричал он в ярости. - Мы за мамой нашей пришли! – вдруг смело ответил ему Руслан, мальчику было совсем не страшно, ведь рядом с ним был папа: самый храбрый, самый сильный на свете. - Ну уж, нет! Она мне самой нужна! – ответил злодей. – Будет мне в замке служить, хозяйством заниматься. Только сначала посидит в темнице, одумается, а то уж больно строптивая попалась. - Сейчас же верни мою жену! – воскликнул папа, делая шаг вперёд. - С чего это я должен её возвращать? Моя она! Я вас сейчас заживо изжарю! Змей Горыныч уже разинул все три свои пасти, чтобы извергнуть пламя, но папа выхватил меч-кладенец из ножен. Змей Горыныч как увидел меч, понял, что конец его близко. Кинулся он на папу, и завязалась между ними схватка ни на жизнь, а на смерть. Бились они, бились, и, наконец, все три головы Змея полетели на землю. Так и не стало злодея. Папа с Русланом нашли темницу замка и освободили маму, которая томилась там под тремя замками. Как обрадовалась мама Ася появлению своих героев ни в сказке сказать, ни пером описать! Стала она их обнимать и целовать. - Как же мы теперь домой попадём? – задумался папа. - Давайте выйдем из замка, а там уж решим! – попросила мама. – Уж больно мрачный он. Нашли мама, папа и Руслан выход из замка, шагнули за порог и вдруг поняли, что стоят у себя дома, в своей квартире. Ещё больше обрадовалась семья такому скорому возвращению домой, и вечером устроили они большой праздник. Мария Шкурина

Вы хотите получше узнать своего ребенка?
Вы хотите стать ребенку ближе, сделать так, чтобы у вас получалось лучше понимать друг друга?
Вам кажется, что у вашего ребенка психологические проблемы и трудности?
Вам хочется развлечь своего ребенка так, чтобы это приносило пользу?
Вам нужно помочь ребенку справиться с естественными возрастными трудностями? Тогда эта статья – специально для Вас!

Зачем нужны сказочные истории?

Рассказывание историй - древнейший способ человеческого общения и, пожалуй, один из наиболее подходящих детям.

Так пишет про это известный психолог и психотерапевт Д. Бретт:

“Нам, взрослым, следует помнить, что если мы хотим научить ребенка чему-либо или передать ему какую-то важную мысль, нужно делать так, чтобы это было узнаваемо, удобоваримо и понятно. Если мы хотим объяснить что-то сложное французу, то, разумеется, преуспеем в этом больше, если будем говорить на французском языке. Общаясь с детьми, старайтесь говорить с ними на языке, который им понятен и на который они лучше отзываются — на языке детской фантазии и воображения.

Рассказы, в особенности сказки, всегда были самым эффективным средством общения с детьми. Сказки передавались и передаются из поколения в поколение на протяжении веков и находят отражение в культурах разных народов. В своей книге, посвященной м, Бруно Беттельхейм подчеркивает их исключительно важную роль, так как они помогают детям преодолеть тревоги и конфликты, с которыми им приходится сталкиваться.

И лечения сказками.

С помощью сказок мы можем открыть и решить проблемы, которые живут в душе ребёнка. Такие сказки называются терапевтическими.

Терапевтическая сказка для детей среднего возраста

Проблема: плохой аппетит.

«Волшебная палочка »

Давным –давно, в одном сказочном городе жили гномики. Это были маленькие и добрые человечки. Они носили яркие костюмчики и колпачки с бубенчиками. Жили гномики очень весело и дружно: вместе гуляли и играли.

Они всегда помогали друг другу во всём.

Жили гномики в маленьких красивых домиках, где были всегда чистота и порядок, потому –что гномики всегда убирали свои игрушки на место.

И вдруг однажды случилась беда. Заболел гномик по имени Пушинка. Он был совсем маленький и слабенький. Ничего его не радовало. Он лежал в своей крошечной кроватке и тихо плакал. А ему хотелось играть со своими друзьями. А заболел он потому, что плохо кушал. Особенно он не любил есть кашу по утрам.

Тогда все решили позвать на помощь мудрого старичка-лесовичка, что бы он вылечил их друга.

Я могу помочь вашему другу! – сказал мудрец. Но для этого он должен выполнить два моих условия: Хорошо кушать и делать по утрам зарядку.

Тогда у гномика появятся силы и здоровье и он снова будет радоваться хизни.

Я подарю ему волшебную палочку, которая может исполнять любое желание. Но её волшебство начнётся только тогда, когда гномик выздоровит. А для этого надо очень сильно постараться.

С этими словами старичок-лесовичок исчез.

Гномику очень хотелось побыстрей поправиться. Теперь он с удовольствием ел самую вкусную кашу на завтрак.

С каждым днём ему становилось всё лучше и лучше. Все были счастливы видеть, как гномик стал улыбаться, как заблестели его глазки. А это значит, что скоро начнёт действовать волшебная палочка, подаренная мудрым старичком.

Послушав такую сказку, обсудив её с ребёнком, проблема плохого аппетита у ребёнка исчезла.

www.maam.ru

Консультация для родителей «Сказкотерапия для детей дошкольного возраста»

Сказкотерапия для детей дошкольного возраста

Сказка обладает силой внушения. Чаще всего вы рассказываете сказку перед сном, когда ребенок расслаблен, а это благоприятное состояние для внушения. Поэтому на ночь желательно рассказывать позитивные сказки со счастливым концом. Сказка готовит к взрослению. Неказистый Емеля превращается в красавца жениха, маленькая Дюймовочка проходит ряд испытаний и попадает в страну Эльфов. Это ничто иное, как истории превращения пупса во взрослого человека.

Полезно беседовать о сказках.

Поговорить с ребенком вы можете, задавая следующие вопросы:

1. О чем эта сказка?

2. Какими качествами обладают герои, на кого они похожи?

3. Почему герой совершает такие поступки? Зачем это нужно?

4. Как герой выходит из трудной ситуации? Сам он справляется или использует чью-либо помощь?

5. Что приносят поступки героя окружающим - радость, горе? Какие отношения между героями?

6. Какие чувства вызывает сказка, ее отдельные эпизоды?

Общаясь с детьми, старайтесь говорить с ними на языке, который им понятен и на который они лучше отзываются - на языке детской фантазии и воображения.

В сказке всегда Добро побеждает Зло! Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Ему еще не понятна логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии.

Сказкотерапия для детей помогает развить фантазию, логическое и образное мышление, правильную речь.

Но главный секрет сказкотерапии в том, что ребенок (да и взрослый человек тоже, выражая свои мысли через речь игрушки или героя - открывает, порой, незаметно даже для самого себя, те переживания, о которых никогда не сказал бы прямо. Обыгрывая определенную ситуацию, близкую к жизни, вы можете узнать о своем чаде много нового и неизвестного. Например, почему тигренок боится темноты, а старший зайчонок не хочет играть с младшим. Сказки, способствуют развитию в ребенке понимания внутреннего мира людей, снимает тревоги и воспитывает уверенность в себе. Н. Л. Кряжева предлагает: "жадному, эгоистичному ребенку полезно послушать сказку "О рыбаке и рыбке", "О трех жадных медвежатах"; пугливому и робкому - "О трусливом зайце"; шаловливому и доверчивому помогут "Приключения Буратино", капризному- "Принцесса на горошине, активному и подвижному непоседе - "Кот в сапогах", сказки о храбрых богатырях и рыцарях. Для 1-1, 5-годовалого малыша смысл сказки пока еще совершенно не ясен. Однако ее плавность, чуть-чуть знакомые слова: "дед", "баба", "мышка", "курочка" - делают сказку для малыша приятной, успокаивающей перед сном, убаюкивающей.

Лучше всего, если родители не читают сказку, а рассказывают ее. Это дает возможность наблюдать, как реагирует на сказку ребенок. Кроме того, ребенок и родитель, как бы совершают совместное путешествие в мир сказок, это лучше, чем когда ребенок отправляется туда один.

Дети обладают способностью воспринимать образы, которые представляют другие люди - рассказывая сказку, представляйте в картинках все, что в ней описывается.

Предоставьте ребенку возможность выбора сказки, если он хочет, чтобы ему в десятый раз подряд прочитали "Красную "шапочку", значит, это неспроста - ему эта сказка что-то дает для его развития, в его сознании происходит какая-то работа.

Очень важное правило - не объяснять ребенку глубинный смысл сказки. Если это сделать, то сказка умрет и никакой пользы от нее не будет.

Желательно не вносить в народные сказки исправления и добавления, особенно связанные с нашей реальностью. Эти изменения могут затруднить ребенку восприятие сказочного мира.

В первую очередь читать нужно с удовольствием, тогда ребенок получит больше пользы от народного творчества. И вообще, лучше все делать с удовольствием, это, с точки зрения психологов, - лучший и правильный подход. Тогда и в нашей жизни, на которую можно посмотреть двояко, будет больше приятных моментов, чем трудностей.

Сказки, прочитанные ребенку в спокойной душевной обстановке, несомненно, принесут пользу.

В чем сила сказки?

Ребенок обожает сказки в период своего самого интенсивного развития, в дошкольном возрасте. Наши малыши запоминают их, требуют повторять, переделывают, сочиняют сами, отождествляют себя с различными персонажами. Через сказки малыш получает больше информации, чем при обычном разговоре

Каждому - свое

Дети до пяти лет обычно лучше воспринимают сказки о животных и о взаимоотношениях людей и животных. Они лучше всего передают малышам жизненный опыт. («Лиса и журавль», «Теремок», «Коза-дереза».) Чем младше ребенок, тем проще и короче должна быть сказка, тем больше должно быть повторений («катится, катится колобок», «тянут потянут, вытянуть не могут») .

Сказки учат.

Сказка показывает возможные и желательные формы поведения. Пример Иванушки-дурачка, который сделал вид, что не знает, как садиться на лопату Бабы Яги, показывает, в каких случаях эффективна хитрость. В других ситуациях ребенок, слушая сказку, узнает, что есть моменты, когда нужно быть смелым и использовать прямую агрессию - достать меч и победить дракона, показать свою силу или состоятельность. Сказка позволяет переживать эмоции. Персонажи, конечно, выдуманные, но их действия вызывают вполне реальные чувства. То есть - сказка дает возможность учиться на чужих ошибках! Можно, например, пережить состояние сестрицы из сказки «Гуси-лебеди» и узнать, как тяжко будет, если «оставить братца и заиграться, загуляться».

www.maam.ru

Песочная арт-терапия с детьми дошкольного возраста.

Песочная арт – терапия с детьми дошкольного возраста.

Опыт многолетней работы с маленькими детьми позволяет сформулировать условия, соблюдение которых делает арт – терапию более интересной и успешной.

В настоящее время закономерностью является то, что под воздействием ряда факторов (окружающая среда, общение со взрослыми и сверстниками, СМИ) у детей могут возникать негативные эмоциональные переживания: тревожность, выражающаяся в конфликтах и агрессии, неуверенность, определяющаяся замкнутостью и депрессивностью. Под влиянием телевидения и социума дети перенимают способы поведения и грубое выражение чувств посредством подражания. Негативные способы поведения дети переносят в игру. А ведь вся жизнь - игра! Игра самоценна. Она вызывает положительные эмоции, дарит радость.

Игра с песком предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических травм с помощью перенесения во вне, на плоскость песочницы, фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями. Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов, и пережитое не развивается в психическую травму.

Принцип "терапии песком" был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека "возиться" с песком, сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Ведь многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе - воплощение Жизни во Вселенной. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, что делает ее прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка. Песок является природным материалом, с древних времён используемым человеком. Песок и вода – естественные символы, относящиеся к двум первоэлементам, из которых, как верили древние философы, состоит мир.

Лето - самая веселая пора в детском саду. Организованная деятельность детей ориентирована на включение их в разные формы досуговой активности. Познакомить детей дошкольного возраста с разными способами использования своего времени с выгодой для своего здоровья и развития одна из задач воспитания здорового образа жизни. С этой целью можно познакомить детей с играми в песочнице. Песок завораживает детей, игры с с ним и сооружение построек из него – одной из самых увлекательных занятий детей в летнее время.

Строя картину из песка, ребенок переносит на песочный "лист" ландшафт своего внутреннего мира и "диспозицию" в нем на данный момент. Разыгрывая на песке разнообразные сказочные сюжеты, маленький человек приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций

Именно благодаря самостоятельным рисункам на песке, ребёнок быстрее осваивает буквы и цифры, усваивает понятия «право» и «лево», временные понятия дня и ночи, времён года. С помощью построений на песке можно развивать наглядно-образное мышление, восприятие и память. В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика руки.

В играх на песке идут войны, борьба добра и зла, но ребёнок всегда знает, что добро победит! И этот опыт очень важен для его будущей жизни.

В песочной терапии дети обретают внутреннюю свободу и уверенность, что их никто не осудит и примет их такими, какими они есть. Сначала на песке, а затем и в реальной жизни!

Какие же цели преследует арт – терапия? Не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой

Таким образом осуществляется, если перефразировать известное явление, "круговорот переносов в природе". Сначала внутренняя реальность переносится вовне - на песочный "лист", потом опыт песочной сказки переносится обратно во внутренний мир, где перерабатывается бессознательным и уже в виде определенных моделей переносится на реальное поведение ребенка, и так далее.

Методы арт – терапии могут применяться:

С целью диагностики;

Оказания первичной психологической помощи;

В процессе краткосрочной психотерапии;

Долгосрочного психотерапевтического воздействия.

www.maam.ru

Сказкатерапия для детей младшего возраста. Сказка про пуговичку которую потеряла Наташа

Работая с детьми младшей группы, заметила, что дети растёгивают пуговицы. Стараясь быстро снять одежду, дети тянут и вырывают пуговицы. Беседуя и показывая детям, как это правильно сделать, убеждалась в том что они все быстро забывают и совсем не переживают за вырванные пуговицы. Пришивая их пуговки к одежде. я сочинила им сказку о потерянной пуговке, и результат после рассказывания сказки удивил меня, дети стали аккуратно растёгивать пуговки и больше не выравать их. Долгое время перед сном они просили рассказать им сказку. Надеюсь что моя сказка поможет другим детям. Представляю вашему вниманию сказку.

Жила была девочка Наташа. Она как все дети ходила в детский сад. Однажды мама надела Наташе красивое красное платье с пуговицами. Дети вышли на прогулку, они играли в песке, качались на качелях, играли в подвижные игры. Наташа очень любила играть в прятки и пряталась за кустиком. Девочка бегала прыгала и зацепилась пуговицей за ветку. Наташа потянула за платье пуговка оторвалась и упала в траву. Наташа не заметила это а пуговица начала кричать Наташе, остановись, но Наташа не слышала ведь пуговица очень тихо "говорит".Прогулка закончилась и дети ушли в группу. А пуговичка осталась лежать в траве и горько заплакала, ей было одиноко. Мимо пробегал муравей и спросил пуговичку: "Почему ты плачешь? ".

"Как же мне не плакать - ответила пуговичка, меня оторвали и я потерялась. Я кричала девочке, звала ее, но она не услышала меня. " "Не плачь - сказал муравей, утро вечера мудренее".

Пуговичка лежала в траве, яркое солнце светило на нее, было очень жарко. Мимо проползла гусеница. "Почему ты грустишь? ". "Как мне не грустить? Я потерялась". "Не грусти, утро вечера мудренее" и поползла дальше.

Наступил вечер, а затем ночь. Пуговичке было холодно и страшно, она плакала и тряслась от холода. Наступило утро, на траву выпала роса, пуговичка лежала мокрая и одинокая. Вышло солнышко, высушило траву и пуговичку. Вдруг пуговичка услышала детские голоса - это дети вышли на прогулку, они снова бегали и играли.

Среди них был мальчик Сережа, который бегал по траве и увидел что-то красненькое. Он остановился и поднял пуговичку. "Какая красивая! " - сказал Сережа и положил пуговичку себе в карманчик. Пуговичка обрадовалась и закричала: "Ура! Меня нашли! ". Сережа конечно этого не слышал, ведь пуговичка говорит очень тихо. Придя домой мальчик показал пуговичку маме. Маме очень понравилась пуговичка и она пришила ее на рубашку, взамен потерянной. Как же обрадовалась пуговичка, она смеялась и поглядывала на Сережу. Вот такое приключение произошло с пуговкой.

www.maam.ru

книги по сказкотерапии и для детей и родителей

  • Сказка – самое эффективное средство общения с детьми. Она понятна ребенку и вместе с тем завораживает его, в ней собраны всевозможные жизненные ситуации и способы их решения. Сказкотерапия – это поддержание близости, забота и одновременно способ помочь ребенку справиться с проблемами. Мы выбрали семь сборников психологических сказок, которые помогут родителям и детям справляться с возрастными трудностями.

«Лабиринт души: терапевтические сказки»

«Академический Проект»

Для детей от 3 до 15 лет

Эта книга для тех, кто хочет лучше узнать своего ребенка, стать ему ближе, помочь справиться с естественными возрастными трудностями и просто развлечь его с пользой для дела.

Сказки в этом сборнике распределены по возрастам: для дошкольников, младших школьников и подростков. Все сказки снабжены ключевыми фразами, например: «я не знаю, как подружиться», «я обиделся на тебя», «вы меня больше не любите», «я плохой», «мне страшно», «я боюсь, у меня не выйдет». В конце дан указатель «ключевых фраз» для быстрого поиска нужной сказки.

В приложении есть сказки для взрослых, потому что сказкотерапия успешно решает и взрослые проблемы, а не только трудности маленьких детей.

Стоимость: около 200 рублей, подробнее

«Почему облака превращаются в тучи?»

Издательство «Генезис»

Для детей дошкольного возраста

Книга адресована, в первую очередь, любящим и заботливым родителям и составлена так, чтобы ей было удобно пользоваться. Сначала дается краткое, но емкое, описание детских психологических проблем и возможных причин их возникновения, рекомендации родителям.

Затем идет психокоррекционная сказка, то есть такая, которая мягко воздействует на ребенка и помогает заменить неэффективный стиль поведения более продуктивным. После сказки - вопросы для обсуждения с ребенком.

В книгу включены такие распространенные детские психологические проблемы, как: гиперактивность, непослушание, агрессия, тревожность, застенчивость, ложь, ревность к младшему ребенка, ночные страхи, развод родителей, воровство.

Здесь есть также медитативные сказки, направленные на расслабление ребенка, снятие напряжения после тяжелого дня.

Книга интересна еще и тем, что содержит четкие рекомендации для родителей по написанию своей собственной сказки.

Стоимость: 270 рублей, подробнее

Сказки от слез. Сказки о великих сражениях, ябедах и жадинах. Сказки от капризов. Сонные сказки.

Издательство «Речь»

Для детей от 2 до 8 лет

«Сказки от слез » - сборник, посвященный типичным конфликтным ситуациям: ребенок не хочет спать в своей кроватке, капризничает, кричит дома, требует внимания сию секунду. Кроме этого, есть сказки обучающие, которые, например, учат заботиться о других или осмотрительно делать выбор, думая о последствиях.

«Сказки о великих сражениях, ябедах и жадинах» ненавязчиво, без нравоучений и морализаторства учат детей тому, что такое «хорошо», а что такое «плохо». Это простые, но важные правила, по которым живут люди вокруг.

«Сказки от капризов» - сборник сказок на все случаи жизни. Что делать, если ребенок плохо кушает, отказывается убирать игрушки, наводить порядок в своей комнате, обижает других, жадничает, берет чужое, дерется. Ребенок в этих сказках встречается с персонажами, которые попадают в те же ситуации, что и он, и начинает понимать, как выйти из сложной ситуации.

Этот список был бы неполным без «Сонных сказок» , которые помогут родителям уложить малыша спать без слез и капризов. Тихие, спокойные истории настроят ребенка на сон, а также научат, что всему есть свое время, а сон может быть приятным и интересным.

Все эти сборники выпущены в едином стиле: небольшой удобный формат, яркие иллюстрации. Почти все сборники включают примеры бесед с ребенком по каждой прочитанной сказке или содержат вопросы к сказкам для ребенка. Это очень полезно для понимания ребенком ситуации и удобно для родителей.

Стоимость: около 200 рублей каждый сборник, подробнее

«Практикум по сказкотерапии»

Издательство «Речь»

Для дошкольников, подростков и взрослых

В этой книге подробно изложено, что такое сказкотерапия и какие виды сказок используются в этом методе. Здесь можно узнать, в чем истинный глубокий смысл русских народных сказок, и что именно получают дети, слыша их с самого раннего возраста, или как при помощи сказки научить ребенка заботиться о своем здоровье или, например, закреплять пройденный материал (цифры, буквы) . В книге много примеров детских психокоррекционных сказок - есть истории для хвастунов, капризуль, драчунов, и сквернословов.

А для взрослых - медитативные сказки об «идеальных» взаимоотношениях с окружающими. Эти сказки, в том числе, будут полезны беременным.

Стоимость: около 250 рублей, подробнее

  • РАССКАЖИТЕ СВОИМ ДРУЗЬЯМ

Источник www.minibanda.ru

Сказкотерапия - технология развития психического здоровья и творчества детей дошкольного возраста. Программа занятий

Занятия по сказкотерапии способствуют сохранению и укреплению психического здоровья, профилактике тревожности, агрессивности, развитию положительных эмоций, добрых чувств. А сочетая сказкотерапевтические занятия с лепкой из соленого теста, можно развить у детей творческие способности, воображение и фантазию. Использование данных занятий на практике способствуют развитию творческой активности личности, формированию жизненной компетентности, укреплению физического и психического здоровья детей, реализации собственного личностного потенциала.

Почему сказкотерапия?

Беременная женщина, поглаживает себя по животу, чувствует энергичные толчки своего ребенка и, чтобы немного успокоить его, рассказывает сказку.

Дитя появилось на свет, ему некомфортно и страшно без мамы, женщина прижимает свое дитя и шепчет ему сказку, успокаивая родное и самое ценное, что у нее в жизни.

Вот ребенок начал ходить, самая первая книга, которую купила ему мама – это сказка.

Тут и бабушка с дедушкой на порог, отдохнули, погуляли, а вечером: «Бабушка, расскажи мне мою любимую сказку».

Сказка сопровождает ребенка в течение всего детства, ее используют для того, чтобы не читать лишний раз морали, она учит поступать правильно и справедливо в любой ситуации. А мы, педагоги, имеем прекрасную возможность помочь в этом сложном вопросе, который называется воспитание и родителям, и самим детям.

Данные занятия дают возможность педагогам дошкольных учебных заведений творчески подходить к их использованию: менять упражнения, игры, придумывать собственные сказки, использовать разнообразные инновационные технологии, проявлять творчество и гибкость при обучении и воспитании детей, начиная с младшего дошкольного возраста.

Календарно-тематическое планирование занятий по сказкотерапии в младшей группе

(одно занятие в месяц)

Материал с сайта psichologvsadu.ru

Сказкотерапия для детей дошкольников, школьников и взрослых

Сказкотерапия для детей и взрослых, для дошкольников и школьников (младших и старших) , давно стала популярным методом психотерапии и психоанализа. Используя сказкотерапию практические психологи помогают и взрослым и, особенно, детям избавиться от различных негативных эмоциональных проявлений: страхи, тревожность, фобии, агрессивность и др.

Волшебные сказки любят без исключения все дети и многие взрослые, т.к. они тоже родом из детства. И маленький Ребенок по-прежнему живет в каждом взрослом человеке (см. трансакционный анализ) , зачастую продолжая руководить нашими чувствами, мыслями и поведением в зрелости.

Детские сказки оказывают большое влияние на жизненный сценарий (путь) человека, на его нынешнюю судьбу. Поэтому, сказкотерапия для взрослых , используется наряду со сказкотерапией школьников и дошкольников , помогая избавиться не только от невротических симптомов, но и улучшить, а то и полностью изменить в лучшую сторону, всю жизнь человека, его будущее…его судьбу, сделать из хронического неудачника достойного победителя.

Сказкотерапия для детей дошкольников и школьников

Детские психологические проблемы, такие как страхи, нервные тики, агрессивность, энурез, девиантное поведение и др., могут быть решены с помощью сказкотерапии для детей .

Для дошкольников и школьников разного возраста используются различные сказки, истории, притчи, басни и др.

В сказкотерапии применяются детские сказки в зависимости от конкретной психологической проблемы ребенка:

  1. Сказки для детей испытывающих страхи темноты, страхи перед природными стихиями (ветер, гроза, вода…) и животными, страх перед врачом и медпроцедурами, и др.
  2. Сказки для гиперактивных или гипоактивных, тревожных детей, дошкольников и школьников
  3. Сказки для дошкольников перед поступлением в школу, окочанием детсада, при новой социализации, изменении состава и членов семьи, и т.д.
  4. Сказки для школьников с неадекватным поведением, нарушениями в учебной деятельности и группового общения и взаимодействия со сверстниками, др.
  5. Сказки для маленьких детей столкнувшихся с семейными проблемами: ссоры родителей, конфликтная атмосфера, семейное насилие, скандалы, развод и новая семья, и др.
  6. Сказки детям, потерявшим родителей, близких людей и любимых животных…

    Множество других тематических сказок по другим психоэмоциональным проблемам ребенка.

Сказкотерапия для взрослых

Как уже было замечено выше, в каждом взрослом человеке продолжает жить ребенок, маленький мальчик или девочка, поэтому сказкотерапия для взрослых может также успешно применяться, как и для детей при различных психологических, личностных и эмоциональных проблемах (все они, отголоски из детства) .

А то, что многие взрослые люди любят сказки, можно определить по большому количеству сериалов на нашем телевидении, особенно мелодраматичных, житейских и любовных историй, так любимых многими женщинами. Ведь в «сказочных» сериалах, при долгих, во много серий, мытарствах главной героини, она, все же, из «лягушки» становиться «принцессой», а «добро» побеждает «зло».

Типичная проекция собственной неудовлетворенности реальной жизнью на героев сериалов, где все же, однозначно, будет счастливый конец. Своеобразная защита психики.

Здесь, в «сказочных сериалах», некое проявление сказкотерапии с целью некоторой эмоциональной разрядки, психологическое сглаживание острых углов повседневной, часто не очень счастливой, реальности. Хотя, однако, эта увлеченность проблему не решает, нужен профессиональный, психотерапевтический подход, включающий в себя, наряду с «лечением сказкой», другие психотерапевтические методы: сценарный анализ, когнитивная психотерапия, психоаналитика, гештальт-психотерапия и, иногда, терапия гипнозом и психологический тренинг.

Суть сказкотерапии для детей и взрослых

Сказкотерапия для детей и взрослых , заключается в использовании метафор и других образов имеющих место в любой сказке, басне и другом художественном произведении. Они, образы, и влияют, сознательно и подсознательно, на неосознанные психические процессы: мысли, чувства и эмоции, поведение человека, ребенка или взрослого.

Если точно подобрать сказочный образ, согласующийся с основной проблемой ребенка, то методы сказкотерапии будут весьма эффективными и полезными.

Т.к. образы сказок, обращаясь и к сознанию и к подсознанию, вызывают и у ребенка и у взрослого эмоциональный отклик, приводя к психотерапевтическому эффекту и изменению на глубинном уровне психики.

В сказкотерапии для дошкольников , школьников и для взрослых людей, используются психокоррекционные и психотерапевтические сказки на основе народного, авторского художественного творчества.

При сказкотерапии маленьких детей , лучше подходят сказки про животных, про отношения их с людьми…

При сказкотерапии школьников-подростков, больше используют сказки бытовой направленности и притчи, а также, басни и истории.

Страшные сказки (страшилки) , часто используются самими детьми, школьного возраста, для самотерапии. К примеру, наверно многие люди, отдыхавшие в пионерских лагерях советского периода, могут припомнить, как перед засыпанием рассказывали друг другу страшные истории с пугающим и смешным концом, тем самым, как бы ломая внутри себя некоторые страхи.

Также, в сказкотерапии вместе с рассказыванием волшебных историй, используется и рисование сказок , песочная терапия, художественная лепка и работа с куклами…

Для школьников, в сказкотерапии, используют дидактические сказки , которые помогают лучше усваивать учебный материал и выполнять домашнее задание

Как проводиться сказкотерапия детей дошкольников и младших школьников

Чтобы сказкотерапия была эффективной и реально оказала помощь ребенку дошкольнику или младшему школьнику, да, впрочем и взрослому, нужно придерживаться некоторых правил:

  1. Сказка должна отражать проблему человека, взрослого или ребенка
  2. В сказочной истории должен предлагаться замещающий опыт, используя который, дошкольник, школьник или взрослый сможет сделать новый выбор решая свою проблему
  3. Сюжет сказки нужно разворачивать в определенной последовательности

    а именно:

    Начало сказки, знакомство с героями…

    Детям трех-четырех лет, лучше делать главными героями животных, маленьких человечков, игрушки…

    С пяти лет, можно использовать фей, колдунов и волшебников, принцев и принцесс…

    В подростковом возрасте, используют сказки-притчи, бытовые сказки…

  • И ВДРУГ ОДНАЖДЫ…
  • Сказочный герой сталкивается с проблемой, схожей с проблемой ребенка или взрослого…

  • ИЗ-ЗА ЭТОГО…
  • Здесь, показывается в чем состоит решение проблемы, и как это делает сказочный герой…

  • КУЛЬМИНАЦИЯ…
  • Персонаж, герой сказки справляется с проблемой…

  • РАЗВЯЗКА…
  • Позитивный конец сказки, хеппи энд!

  • МОРАЛЬ…
  • Сказочные герои извлекают уроки из своего поведения и мышления. Их жизнь меняется в лучшую сторону.

Самостоятельное проведение сказкотерапии При отсутствии патологии, длительных невротических реакций (симптомов) у ребенка, родители могут использовать сказкотерапию, в легких случаях, для детей дошкольников и младших школьников самостоятельно. Однако, лучше предварительно проконсультироваться у личного психолога (кстати, здесь недорого)

Для самостоятельной сказкотерапии, используя вышеизложенные правила, можно вместе с ребенком придумать сказку, соответствующую его психологической проблеме.

  1. Сперва необходимо придумать сказочного героя, близкого по полу, возрасту, характеру и т.п.
  2. Далее, описать героя, его жизнь в сказке таким образом, чтобы ребенок заметил сходство с собой (но, не явно)
  3. Затем, Ваш герой попадает в схожую ситуацию, включая все эмоциональные переживания ребенка
  4. Герой сказки ищет выход из негативной ситуации. Ситуация может усугубляться, подводя к логическому концу. Вместе с ребенком нужно помочь герою решить проблему, объясняя ему смысл происходящего в сказке, находя позитивное решение

    Потом, герой сказки осознает свое неправильное поведение, мысли и чувства, и становиться на позитивный путь изменений

Так же, можно нарисовать эту сказку, проиграть ее с помощью куклы, песочницы и фигурок.

Правила проведения сказкотерапии для детей дошкольного и младшего школьного возраста

При проведении сказкотерапии для детей дошкольного и младшего школьного возраста, следует выполнять следующие правила:

  1. Читая или рассказывая сказку проявляйте подлинные чувства и эмоции
  2. Ребенок должен видеть всего рассказчика: лицо, глаза, мимику, позу и жесты
  3. Не делать длительных пауз

Особые замечания: при сказкотерапии детей , следует иметь ввиду, что если ребенок прерывает сказку и предлагает неожиданный конец, торопиться отвечать, понижает голос с признаками волнения на лице (краснеет, выступает пот, появляются тики и др.) , отказывается отвечать на вопросы, желает опередить события или хочет начать сказку сначала - это, или что-то подобное и другое необычное поведение, следует рассматривать как признаки возможной патологии и невротического состояния.

При этом, нужно получить консультацию психотерапевта

Всего доброго!

Материал с сайта xn----7sbabkauaucayksiop0b0af4c.xn--p1ai

Сказкотерапия для детей раннего возраста | ДЕТИ - ЭТО СЧАСТЬЕ

Добрый день, друзья блога Дети - это счастье!

Сегодня я хочу рассказать вам о . Сам термин «сказкотерапия» появился сравнительно недавно, но на самом деле воспитание детей через сказку используется очень давно. Спросите у своих родителей, знают ли они о сказкотерапии.

Большинство скажет нет. Но каждая мама, сама того не зная, использует этот прием. Ведь испокон веков народная мудрость сохранялась в сказках, их передавали из поколения в поколение.

Сказки - это кладезь мудрости, советов, доброты и выходов из различных ситуаций.

Воспитание детей через сказку

Возможности сказки необъятны. С помощью сказки ребенок может ставить себя в предлагаемую ситуацию, отождествляя себя с главными героями и тем самым проживая их действия.

Правильно подобрав сказку, можно решить многие проблемы ребенка: побороть страх и капризы, развить волю и смелость. Ведь он сам найдет выход из нужной ситуации благодаря сказке. И это будет намного эффективнее поучительного разговора с отцом. Сказка учит ребенка, но не ругает, не затрагивает его личные чувства, все происходит на примере героев.

Как правило, в сказке граница добра и зла очень четкая. Положительный герой всегда вызывает к себе симпатию, ребенок встает на его сторону. Он учится защищать слабых, делать правильные и добрые поступки, бороться с неудачами и преодолевать препятствия.

Благодаря сказке у ребенка формируются правильные ценности, ведь русские народные сказки никогда не будут хвалить алчность, злость, деньги, ревность и многие другие плохие качества. В них все просто и понятно.

Уроки сказкотерапии

Многие детские психологи используют уроки сказкотерапии в своей практике. Помимо русских народных сказок, они используют и корректирующие сказки, художественные сказки, дидактические, психотерапевтические. Но часть этих уроков родители могут проводить и сами, дома.

Сейчас появилось большое количество пособий для родителей, наборы по сказкотерапии, аудио книги. Что же входит в проведение сказкотерапии, какие занятия можно использовать дома?

1. Чтение сказок. Самое простое, но в то же время очень важное занятие. Ребенку важно постоянно слушать сказки, проживать вместе с героями их истории. А если малышу полюбилась одна какая-то сказка, стоит обратить на нее внимание.

Может быть девочка, слушая сказку про Золушку, пытается решить какую-то свою проблему, ответить на важные для неё вопросы. И пусть маме придется читать эту сказку 10 ночей подряд, но нужно понимать, что это необходимо ребенку.

Потом, когда ответ будет найден, интерес пропадет и можно будет переключиться на другие сказки. Наши детки очень умные, они сами способны найти решения проблем благодаря сказке.

2. Инсценировка сказки. Для достижения более сильного эффекта можно инсценировать сказку - устраивать кукольные спектакли, рисовать, лепить. За счет этих средств малыш больше погружается в сюжет, он может сам прожить какой-то отрезок сказки, на бумаге побороть свой страх.

3. Сочиняем сказки. Еще один очень важный и полезный урок - сочинять сказки вместе. Благодаря этому приему можно узнать, чего же конкретно боится малыш, какая проблема сейчас его тревожит.

А в ходе сказки помочь ему выбраться из этой проблемы, так построить сюжет, чтобы сам малыш пришел в нужному ответу. Не нужно всю сказку придумывать за ребенка, важно наоборот дать ему поговорить, вообразить, а взрослый должен помогать и делать незаметные толчки в сторону выхода из ситуации.

4. Песочная и арт-терапия. Это два больших направления работы с детьми и решения их проблем, в сказкотерпии их тоже можно использовать. Если говорить проще - нужно рисовать сказку на бумаге или песке.

Про песочную терапию я обязательно напишу поподробнее.

Какие книги выбрать для сказкотерапии?

Все зависит от возраста ребенка. Детям до трех лет нужны максимально простые сказки с повторяющимся сюжетом, лучше иллюстрировать их или обыгрывать спектакль.

После 3 лет у детей формируется образное мышление, они могут уже фантазировать. Им можно предлагать более сложные волшебные сказки.

Помимо возраста, книги можно разделить по назначению:

Если вы хотите научить ребенка смелости, читайте ему сказку «О трусливом зайце», сказки про Ивана Царевича.

Если цель - воспитать в ребенке щедрость и борьбу с жадностью - «Сказку о рыбаке и рыбке», «Золотую антилопу», «Морозко».

Сказки о приучении к чистоте - «Мойдодыр», «Федорино горе».

Если у ребенка проблемы с самооценкой, читайте ему «Гадкого утенка».

Скачать книги по сказкотерапии вы можете на странице Книги и статьи. Там есть две замечательные книги Т. Д. Зинкевич - Евстигнеевой. А была на её личном семинаре - всем советую - очень умная женщина!!!

Вот и все, что я хотела рассказать вам о сказкотерапии для детей раннего возраста . Если появятся вопросы - задавайте, с удовольствием отвечу! И помните об этом замечательном методе воспитания!

Детям нужны сказки!

Все статьи сайта вы можете найти на Карте блога.

До новых встреч! Не забудьте подписаться на обновления!

Материал с сайта deti-eto-schastie.ru

Предварительный просмотр:

Сказкотерапия для ребенка

Еще наши мудрые предки знали, что на ребенка лучше любого наказания действуют вовремя рассказанные поучительные истории или притчи. Именно при помощи сказок они учили детей законам жизни, правилам поведения, знакомили с нравственными и безнравственными поступками.

Мудрость, преподнесенная в доступной и эмоциональной форме, заставляет слушателей анализировать, икать решения, стимулирует фантазию и интуицию, позволяет накапливать опыт. Более того, это - самый доступный метод познать своего отпрыска.

У каждого ребенка есть любимая сказка (эта любовь начинает развиваться еще в новорожденном ребенке) , которую он готов слушать вновь и вновь. Это значит, что содержание ее очень близко маленькому человечку, оно касается вопросов, которые больше всего волнуют ребенка на этом этапе. Возможно, это какие-то герои, которые ему нравятся или события, участником которых он хотел бы стать.

С процессом взросления меняются и пристрастия: появляются другие истории, привлекают новые герои. Психологи уверены, что именно сказкотерапия способна запрограммировать жизнь будущего взрослого человека. Вот почему так важно для плодотворного общения с ребенком и успешного становления его личности подбирать правильные сказки и игры для развития ребенка определенного возраста.

Именно через рассказывание (в этом случает, развивается речь ребенка) и сочинение небылиц вместе с сыном или дочкой, при помощи сказкотерапии, можно узнать даже о тех его проблемах, которые он, в силу своего возраста, еще не способен полностью осознать или сформулировать. Это может быть и боязнь темноты, и переживания из-за развода родителей, и слишком высокая или низкая самооценка ребенка.

Прежде всего, потому, что метафоры, лежащие в их основе, и окружающую реальность, и внутренний мир человека, независимо от его возраста позволяют наладить отношения с друзьями, взрослыми, и, самое главное, с самим собой. Наконец, они помогают познать всю сложность реального мира и отношений.

Важно только, чтобы в сказкотерапии мифы полностью соответствовали возрасту и развитию малыша. Он должен точно отличать выдуманный мир от настоящего.

Виды и методы сказкотерапии для детей.

Психоаналитики подразделяют сказки в сказкотерапии на диагностические, прогностические и коррекционные, хотя четких границ не существует. Например, давая задание сочинить что-либо о его ровеснике, врач или родители могут выявить трудности, которые преодолевает ребенок в данный момент, определит его проблемы, стратегию поведения в различных ситуациях, особенности характера.

Прогностические сказки в сказкотерапии помогут определить будущую модель поведения во взрослой жизни.

Терапевтические помогают вызвать изменения в поведении пациента, его характере, отношении к миру.

Сказкотерапия для детей имеет различные методы.

Можно использовать готовое произведение.

Не возбраняется сочинять вместе с ребенком. Делать это может психолог или родители.

Ребенку предлагают самостоятельно придумать историю.

Чтобы освоить такую привлекательную, и довольно сложную методику, как сказкотерапия, родителям придется перечитать большое количество специальной литературы или пройти курс занятий у психологов.

Вот почему чаще сказкотерапией занимаются детские специалисты.

Для определения проблемы, беспокоящей подопечного, обычно ему предлагают самостоятельно сочиненные истории, в которых обстоятельства очень напоминают реальную жизнь ребенка, а герой - его самого. Слушатель должен увидеть похожесть рассказа на свою жизнь.

Главное действующее лицо вымысла должно пережить все, что беспокоит подопечного, попасть в аналогичные ситуации, вести себя так же, как то, для которого история сочинялась. В это же время герою предоставляется множество возможностей по-разному выйти из ситуации, совершить разные поступки. Герой, конечно, должен найти самый правильный выход из всех ситуаций, хорошо, если это произойдет при помощи малыша.

Несмотря на то, что детская сказкотерапия не является панацеей, это очень удобный и безболезненный способ помочь человеку принять себя или найти решение волнующих его проблем.

Художественные сказки в сказкотерапии несут несколько другую нагрузку: они показывают детям неправильность или некрасивость некоторых черт их характера. Например,

Маленьким врунишкам и хвастунишкам подойдет «Заяц-хвастун»,

Трусишкам поможет «Трусливый заяц»,

На жадных положительно повлияет повествование «О рыбаке и рыбке»,

Эффект этих произведений сказывается в том, что, не называя напрямую ребенка, а, значит, не обижая его, можно раскрыть неприглядные черты характера. Для этого достаточно вместе поговорить о героях и их недостатках. Выводы подопечный способен сделать сам.

Лучше всего сказкотерапия детям помогает в том случае, если прочитанные истории не просто обсуждаются, а, например, инсценируются. Можно рисовать героев или эмоции, полученные во время ее чтения. Хорошо, когда малыш подбирает музыку, передающую настроение повествования.

У дошколят это развивает фантазию. Помогает усваивать опыт, развивать воображение, анализировать. Родители же смогут точнее понять своего сына или дочь, увидеть его ход мыслей и особенности личности.

Есть несколько популярных методов сказкотерапии, которые подбираются для каждого конкретного малыша.

Направления сказкотерапии.

Рассказывание или сочинение. Помогает наблюдать за реакцией слушателя, спонтанным проявлением его эмоций, выявить его возможные заболевания.

Если сочинитель утрирует драки и другие негативные события своего вымысла, это может говорить о его склонности к агрессивности. Прерванная история, придумывание ее неожиданного или нелогичного конца, признаки волнения могут заставить психолога заподозрить проявления невротического состояния, наличие страха перед кем-то или чем-то. Неспособность дослушать или сочинить до конца могут говорить о гиперактивности слушателя.

Рисование сказки после слушания или чтения.

Во-первых, работа в детской сказкотерапии с пластилином, карандашами, цветной бумагой сама по себе несколько медитативна и способствует успокоению и расслаблению.

Во-вторых, содержательная сторона помогает выявить чувства человека. Важно не качество изображения, а содержание. Темные или слишком кричащие краски, появление чудовищ, рисунки огня, катастроф свидетельствуют о нервном напряжении человека, избытке негативных эмоций.

Обилие плавных закругленных линий, неопределенных цветов и невнятных оттенков могут свидетельствовать о повышенной инфантильности. Любой рисунок - отражение внутреннего состояния человека, даже очень маленького.

Для рисунков конкретных предметов больше подходят карандаши или гуашь. Эмоции проще передать акварелью. Вообще, рисование сказок, способствует их лучшему запоминаю, а соответственно и развитию памяти ребенка.

Изготовление кукол.

Один из ведущих методов психотерапии и сказкотерапии. Он многофункционален. Прежде всего, в работе развивается моторика, усидчивость, воображение ребенка. Монотонная внимательная работа похожа на медитацию, она успокаивает, расслабляет.

На куклу ребенок проецирует свою энергию и эмоции, происходит процесс замещения, который очень важен для становления личности. Смещая негатив на куклу, ребенок бессознательно уменьшает возникшее у него внутренне напряжение, отдавая модели свои страхи, негативные эмоции, агрессию.

Сам процесс создания куклы и игра с нею в сказкотерапии для детей помогают осознать возникшие проблемы, найти способы их решения, уменьшает нервные нагрузки.

Манипуляция куклой, чтобы принести пользу, должна быть тщательно отрепетирована взрослым. Следует свой голос, манеры и жесты и мимику тщательно подогнать к образу персонажа, воплощенного в кукле. При этом негромкий, но четкий и хорошо поставленный голос педагога или родитель должен направлять непосредственно к ребенку.

Сказкатерапия - жизнь.

Детская сказкотерапия похожа на жизнь: она так же разнообразна, эмоциональна, многогранна. Родители, которые прошли курс обучения этой науке, смогут внимательнее относиться своему ребенку, точнее понимать его надобности.

Малыш, которому рассказывают сказки, будет знать, что он небезразличен родителям. Он научится со временем понимать, что, несмотря на сложность жизни, из любой ситуации всегда есть выход. И искать его должен, прежде всего, сам ребенок.

А еще сказкотерапия поможет развить воображение, фантазию, артистические способности и другие пристрастия человечка. Они же помогут не бояться трудностей, творчески подходить к жизни.

Сказкотерапия поможет каждому ребенку прочувствовать многие положения, с которыми он может встретиться в жизни. И очень сильно раздвинуть границы его мировоззрения, восприятия и способы общения с реальностью.

В эту тему вошли три сказки: «Тема и сон», «Смелый мальчик и тётушка Ночь», «Сказка про кроватку».

Подберите сказку, которая наиболее подходит вашему малышу и расскажите ему перед сном.

Перед тем как рассказывать, убедитесь, что вашему ре-бёнку подходит именно это тема. Ведь малыш может от-казываться идти в свою постель из-за страха темноты, тог-да ему нужна совсем другая сказка. А, может, он слишком редко видит вас и ему хочется больше вашего внимания, тогда постарайтесь каждый вечер выделять ребёнку хотя бы полчаса своего времени и заниматься с ним, играть или просто разговаривать. Заранее договоритесь, что после это-го он пойдёт спать. Ребёнок с нетерпением будет ожидать этого времени каждый день. И отход ко сну у него будет ассоциироваться с приятным для него событием.

Детская комната должна вызывать у малыша приятные светлые чувства. Она не должна быть местом, где ребёнок «отбывает наказание», и в которой он чувствует себя оди-ноким и не нужным.

Пусть эта комната станет сказочной для малыша, где ему каждый вечер мама или папа рассказывают волшебную добрую сказку.

В эту тему вошли три сказки: «Как Илюша животик кормил», «Почему нужно кушать», «Про Катюшину Капризку».

Прочитайте все три сказки и подберите наиболее под-ходящую для вашего малыша.

Но помните, что в этой теме есть некоторые нюансы. Ведь заставлять детей есть - нельзя! Каждый ребёнок способен сам решать что, когда и сколько ему есть. Дети умеют прислуши-ваться к своему организму, а он в точности может определить чего, каких веществ ему в данный момент не хватает. Особен-но нельзя заставлять малыша есть, когда он болен.

Предлагая ребёнку еду с помощью уговоров, а порой и угроз, мы можем «отбить» у него пищевой интерес, и, тогда он перестанет испытывать радость от принятия пищи. Он будет воспринимать этот процесс не как радостный, при-ятный и полезный, а как насилие над собой.

Но, как известно, все дети очень любят сладкое. И часто, вместо того, чтобы съесть тарелку супа, ребёнок предпо-читает лакомиться конфетами или печеньем. Вот тогда-то вам и придет на помощь сказкотерапия. Расскажите малы-шу занимательную историю, вместо долгих мучительных наставлений.

В этой теме одна сказка «Как Андрюша гостей встре-чал». Расскажите её ребёнку перед сном или не за долго до прихода гостей. А может быть вы сами идёте в гости?

Если ваш малыш стеснителен, не переживайте из-за это-го. Это не значит, что ваш ребёнок «плохой» или «какой-то не такой». Это нормальное явление. Просто дайте малышу больше времени, чтобы привыкнуть к новой обстановке или к новым людям. Некоторым детям хватает 15 минут, чтобы почувствовать себя спокойно, а другим возможно понадобится целый час. Но постепенно, со временем, этот период будет становиться всё короче.

Старайтесь не сравнивать своего ребёнка с другими детьми, которые ведут себя более раскованно. Старайтесь не подталкивать его и не тормошить: «Ну ты что? Ну как тебе не стыдно? Иди поиграй» и т.п., а просто оставьте его в покое. Лучше помогите правильно оценить обстановку, покажите всем своим видом, что вы рады гостям, что всё в порядке. Тогда малыш быстрее расслабится и станет самим собой.

В этом разделе представлена одна сказка «Как Оля полюбила садик».

Расскажите её ребёнку перед сном, дополнив деталями из жизни вашего малыша.

Но сначала попробуйте выяснить у ребёнка истинные причины, почему он не хочет ходить в детский сад. Воз-можно его там кто-то обижает, может быть ему не нравить-ся воспитатель или распорядок дня. Тогда стоит подумать о переводе в другой детский сад. Иначе каждодневный стресс может плохо отразиться на здоровье ребёнка.

Есть дети, которые любят уединение и в принципе не готовы к таким шумным местам как детский сад. Тогда, если у вас нет возможности сидеть дома с ребёнком самим, постарайтесь привлечь к этому бабушку или няню. Спро-сите у малыша, как ему будет лучше: сидеть дома или же ходить в садик. Прислушайтесь к ребёнку. Если он катего-рически против сада, то нужно обязательно найти другой выход из этой ситуации. Иначе малыш будет чувствовать себя несчастным человеком, от которого ничего не зависит, будет чувствовать себя преданным вами, родителями. Эта душевная боль останется с ним на всю жизнь и будет от-рицательно на него влиять.

Этот вопрос очень важен для воспитания ребёнка, ведь он ходит в детский сад почти каждый день на протяжении нескольких лет. А именно в эти годы формируется его ха-рактер и отношение к жизни. Поэтому, это время должно запомниться малышу, как самое радостное и счастливое.

В эту тему вошли две сказки: «Сказка про смелого Алё-шу» и «Бум, бум, бум».

Подберите сказку, которая будет наиболее понятна и близка вашему малышу. Расскажите её перед сном.

Боязнь темноты - один из наиболее распространённых страхов у детей. Для многих детей боязнь темноты сопря-жена со страхом неизвестности. В основном дети боятся чудовищ, которые якобы скрываются в темноте.

Некоторые родители в воспитательных целях пугают де-тей серым волком, бабой-ягой, милицией, злым дядей и т.п. Очень важно этого никогда не делать! Во-первых ребёнок начнёт бояться, и не только темноты. А во-вторых, когда подрастёт, он поймёт, что вы его обманывали и перестанет вам доверять.

Возможно, ребёнок много смотрит мультфильмов или фильмов с различными чудовищами. Постарайтесь ограни-чить время просмотра. Покупайте только радостные, добрые, жизнеутверждающие мультфильмы, игрушки, читайте до-брые книги. Проанализируйте, почему ребёнок начал бояться темноты. Когда это началось? После какого случая? Устраните все возможные причины. Сделайте так, чтобы в детской ком-нате всегда жила радость, любовь и спокойствие.

В эту тему вошли две сказки: «Сказка про страну нерях», «Сказка про Мишку и порядок». Прочитайте обе сказки и расскажите малышу ту, которая ему наиболее подходит. А может быть ему понравятся обе сказки?

Многие дети не стремятся убирать за собой свои вещи или игрушки. Нам, взрослым, это часто доставляет много хлопот.

Приучать ребёнка убирать за собой нужно с самого ран-него детства и только на своём личном примере. После каж-дого дела старайтесь приводить «рабочее место» в порядок, доделывать начатой дело до конца.

Если вы чем-то занимались вместе с малышом, то на-водите порядок вместе с ним. Превратите этот процесс в увлекательную игру, без назиданий и наставлений. Старай-тесь наводить порядок в доме с улыбкой на лице и в хоро-шем настроении, чтобы у малыша уборка ассоциировалась с чем-то приятным. И после каждой попытки помочь вам, обязательно хвалите своего ребёнка.

В этой теме представлены две сказки: «Слонёнок и ша-рики», «Поцелуй Хотелки». Первая сказка будет более по-нятна детям трёх-четырёх лет. Вторая сказка рассчитана на детей постарше. Подберите сказку и прочитайте её малышу перед сном или накануне похода в магазин.

Все мы любим делать покупки, приобретать новые вещи. Но, как всегда, всё хорошо в меру. Любые вещи в большом количестве становятся лишними и приносят много хлопот.

Часто новыми вещами дети пытаются заполнить какую-либо внутреннюю пустоту, им не хватает душевной радо-сти. Но вещи никогда не смогут её заполнить, а точнее -они заполняют её лишь на короткое время, после которого нужна новая покупка. Постарайтесь заполнить эту пустоту не новыми покупками, а новыми душевными переживания-ми. Научите малыша радоваться цветам, деревьям, солнцу, тёплому дню, котёнку на улице, пению птиц.

Некоторые родители чувствуют за собой вину перед ма-лышом, за того, что мало уделяют ему внимания или что-то делают не так, как им бы хотелось. И просят у ребёнка про-щение, покупая новые игрушки. В этом случае лучше из-менить своё поведение, найти время для малыша: поиграть, погулять, почитать интересную книгу.

Научите ребёнка испытывать большую радость от об-щения с вами или другими людьми, от окружающего мира живой природы, нежели от множества, порой ненужных, вещей.

Важно не просто прочитать сказку ребёнку, но и по-думать, чем вызвано такое поведение малыша. Возможно малыш таким способом привлекает к себе внимание: хочет больше времени проводить с вами, что вполне нормально для ребёнка.

Возможно ему не хватает нового опыта, он не знает куда, на что направить свою энергию, ему скучно.

Возможно малыш пытается самоутвердиться, показать, что он тоже чего-то стоит. В этом случае повышайте его самооценку, хвалите его за любые достижения, покажите другой способ самоутверждения.

А может быть ребёнок просто копирует чьё-то поведе-ние? Если родитель позволяет себе хоть иногда шлёпнуть малыша, это значит, что ребёнок будет поступать точно так-же. Такими действиями мы сообщаем ребёнку, что драться можно! Если ребёнок ударил другого малыша или вас, ни в коем случае не бейте его в ответ. Объясните на словах о вреде его поступка, расскажите перед сном сказку на эту тему, но никогда не поднимайте на него руку. Ведь, если мы себе это хоть раз позволим, то и ребёнок будет следовать нашему примеру.

В этой теме вы можете ознакомиться со сказкой «Федя и компьютер». Расскажите её ребёнку перед сном.

Компьютер очень привлекает и детей и взрослых. Но во всём должна быть мера. Ведь все мы знаем, что долгое си-дение перед экраном компьютера плохо влияет на детское здоровье. Постарайтесь заполнить день ребёнка разноо-бразными интересными делами и событиями. По возмож-ности заменяйте общение с компьютером на живое обще-ние с друзьями, прогулку и т.п. Пусть компьютер в вашем доме будет не другом, а помощником в трудных ситуациях.

Расскажите малышу сказку перед сном. Подумайте, как сделать умывание не только полезным и нужным, но и радостным процессом. Как превратить его в маленький праздник, с которого начинается каждый новый день.

В эту тему вошла «Сказка о пропавшей улыбке». До-полните её" деталями из жизни своего ребёнка и расскажите ему перед сном.

Проанализируйте ситуацию. Почему ребёнок начал огрызаться? Когда это началось, после какого события? Мо-жет быть вы чем-то обидели малыша, не выполнили какое-либо своё обещание. Может быть он хочет до вас что-то до-нести, но не знает другого способа, кроме как огрызаться. Посмотрите, не подает ли кто-нибудь из близких ребёнку людей такой пример общения. Постарайтесь устранить все возможные причины.

В эту тему вошли две сказки: «Сказка про страну слад-ких булок», «Сладкоежки и Сладкоежки».

Подберите сказку наиболее подходящую вашему малы-шу. Дополните её деталями из жизни вашего ребёнка и рас-скажите ему.

Многие люди любят сладкое. А дети - особенно. Сладо-сти нужны ребёнку для роста и развития, но старайтесь да-вать ребёнку полезные сладости: сухофрукты, мёд (если на него нет аллергии), фрукты, овощи, ягоды. А, если вы ре-шили полакомиться тортом или булочками, то будет лучше, если вы их приготовите сами из натуральных продуктов и вместе с малышом.

В этой теме вы можете ознакомиться со сказкой «Про кузнечика Кузю». Расскажите её малышу перед сном.

Разбудить ребёнка утром порой бывает очень тяжело. Попробуйте каждое утром ласковым и радостным тоном рассказывать малышу, пока он ещё лежит в своей постели, какие весёлые дела его ждут сегодня: что ему нужно будет сделать, куда сходить и как это всё у него будет здорово получаться. А вечером, перед сном, обязательно подведите итоги дня. Поблагодарите ребёнка за все выполненные дела и поручения, похвалите за все добрые поступки. Скажите ему, что вы им гордитесь и очень любите. Тогда малыш каждый день будет стараться выполнить как можно больше добрых и полезных дел, чтобы порадовать вас! А для этого ему нужно будет вставать пораньше.

В этот раздел включены две сказки: «Как Егорка одевался», «Как Ваня научился одеваться».

Выберите ту сказку, которая больше всего подойдёт для вашего ребёнка и расскажите её перед сном. А может быть он с радостью послушает обе и сделает для себя соответ-ствующий вывод!

В эту тему вошли три сказки: «Сказка про лягушонка Васю», «Как Юля научилась говорить правду», «Дворец Врулей».

Подберите сказку, наиболее подходящую возрасту ваше-го малыша и прочитайте ему.

Подумайте, почему ребёнок стал вас обманывать. Мо-жет быть он боится говорить правду, тогда не будьте с ним слишком строги.

Возможно он кого-то копирует. Дети очень хорошо раз-бираются где правда, а где ложь. Будьте с ребёнком предель-но откровенны и правдивы. Ведь, если малыш уличит вас во лжи, пусть даже самой маленькой и незначительной, то перестанет вам доверять и тоже начнёт обманывать. Дети воспитываются на подражании нам, взрослым!

Расскажите её ребёнку перед сном или вместо очередно-го просмотра телевизора.

Постарайтесь заполнить день малыша интересными и разнообразными событиями.

Здесь вы найдёте сказку «Витя и новые ботинки».

Расскажите её малышу перед сном или перед тем, как соберётесь постричь ему ногти. Дополните сказку деталя-ми из жизни вашего ребёнка.

В эту тему вошли две сказки: «Как Валя научилась да-рить подарки» и «Сказка про Лисёнка».

Выберите ту сказку, которая больше соответствует ва-шему малышу и которая ему будет более понятной.

Подумайте, откуда у ребёнка эта привычка - брать чужое без разрешения. Покажите малышу, как нужно поступать: если вы находитесь в гостях, то прежде чем дать какую-либо вещь ребёнку обязательно спросите разрешение хозя-ев. Пусть это будет даже простая формальность, но малыш запомнит ваше поведение и впредь будет поступать также. Дома, прежде чем взять любую вещь ребёнка, спрашивай-те его разрешения. Уважайте своего ребёнка, относитесь к нему как ко взрослому человеку. Тогда и он также будет от-носиться к вам и к другим людям.

Прочитайте ребёнку сказку «Как Дима перестал грызть ногти».

Если ребёнок грызёт ногти, то скорее всего у него есть какая-то внутренняя проблема, из-за которой он пережива-ет. То есть, это способ снятия внутреннего напряжения.

Причины возникновения внутреннего напряжения мо-гут быть самые разнообразные - неблагоприятное течение беременности и родов, недостаточный период кормления, раннее разлучение с матерью, нестабильная, конфликтная обстановка в семье, недостаток физического контакта, под-держки и ласки со стороны родителей. Возможно ему не хватает вашего внимания или у него низкая самооценка. Постарайтесь исправить эту ситуацию, убрать возможные причины или чем-то их компенсировать.

Но не пытайтесь бороться с этой привычкой: реагируйте спокойно, не акцентируйте на этом внимание ребёнка, ни в коем случае не стыдите и не ругайте его. Иначе можно за-гнать проблему ещё глубже внутрь. Если концентрировать внимание ребёнка на этой вредной привычке, одергивая его, то опасность её закрепления многократно возрастает, так как малыш видит в этом способ привлечь к себе ваше внимание.

В этой теме вы можете ознакомиться со сказкой «Как Ваня научился дружить». Дополните её деталями из жизни вашего ребёнка и расскажите малышу.

Все дети учатся на подражании. Поэтому каждый раз показывайте ребёнку, как себя нужно вести с другими деть-ми, как с ними играть. Например, подойдите к малышу на детской площадке и попросите у него (или его мамы) разрешения поиграть с его игрушкой. Ваш малыш быстро усвоит этот урок и сам начнёт так поступать, т.е. просить, а не отбирать силой. Часто дети просто не знают, как себя вести в той или иной ситуации. А наша задачи - научить и показать.

Также старайтесь ничего не брать у своего ребёнка без его согласия, спрашивайте у него разрешение перед тем, как взять его вещь. Он хоть и маленький, но тоже человек. Относитесь с уважением к своему малышу, тогда он также будет относиться к вам и к чужой собственности.

В этой теме вы найдёте «Сказку про сороку Дусю». Рас-скажите её своему ребёнку.

Если малыш любит дразнить окружающих, то, скорее всего, таким способом он привлекает к себе внимание. Возможно он не знает другого способа общения. Проводи-те больше времени с ребёнком и покажите на своём соб-ственном примере, как общаться с людьми. А может быть он кого-то копирует? Может быть кто-то из его окружения любит давать прозвища людям?

В любом случае, не одёргивайте малыша и вообще ста-райтесь игнорировать такое поведение. Ведь он, наверное, давно понял, что так делать не нужно и просто каждый раз ждёт от вас ответной реакции.

В этой теме вы познакомитесь со «Сказкой про малень-кую Тучку».

Малышу необходимо объяснить, как важно всё доно-сить до своего места: молоко - в холодильник, одежду - в шкаф, а свои «маленькие делишки» делать на горшок. Но ни в коем случае не садите ребёнка на горшок силой.

Если малыш плачет при виде горшка, убегает - спрячьте его на некоторое время, не вспоминайте и не напоминайте о нём ребёнку. Проще вытереть на полу лужицу, чем по-том исправлять психологические проблемы у ребёнка. По-дождите некоторое время. Малыш сам поймёт что, как и куда надо делать. И в один прекрасный день он сам станет ходить на горшок без ваших напоминаний и без всякого насилия. Ведь, наверное, никому из нас ещё не встречался взрослый человек, который бы не умел ходить в туалет!

Бывает, что дети перестают ходить на горшок после какого-либо события в их жизни: появление младшего ре-бёнка в семье, развод родителей и т.п. Тогда постарайтесь уделять ему побольше внимания, ведь скорее всего таким способом он хочет напомнить вам о себе.

Расскажите малышу сказку «Как Андрюша свой сон ис-кал» и проанализируйте ситуацию.

Ведь дети никогда ничего не делают просто так. Зна-чит по каким-то причинам ребёнку необходим сон вместе с вами: может быть ему не хватает вашего внимания, и он чувствует себя одиноким и покинутым, или просто боится темноты. В любом случае, постарайтесь устранить все воз-можные причины такого поведения малыша.

Если ребёнку не хватает вашего внимания, то нет ничего страшного, если он поспит какое-то время вместе с вами. Это только поможет укрепить ваши с ним отношения и ре-шит внутреннюю проблему малыша.

В эту тему вошли две сказки: «Сказка про старшую доч-ку» и «Сказка про медвежонка».

К пополнению семьи малыша всегда нужно готовить за-ранее. А после того, как братик или сестренка родились, постарайтесь не забывать про старшего ребёнка. Ведь в этом случае ему нужно ваше внимание как никогда и имен-но сейчас у вас будет слишком мало времени, чтобы дать ему это.

Поэтому постарайтесь привлекать старшего ребёнка к уходу за младшим, но только, чтобы это для него было в радость. Пусть он тоже почувствует свою ответственность за маленького члена семьи, и, тогда ему проще будет по-нять вас. Делайте все дела вместе и в хорошем настроении. Пусть малыш почувствует, что сейчас его помощь вам осо-бенно нужна, почувствует, что он вами любим и дорог вам, как и прежде!

Развод родителей - это очень сложная тема. Развод свя-зан с большим стрессом для всех, кого он касается, и тем более для детей. Если возможно, расскажите малышу о предстоящем разводе заранее. Тогда у него будет возмож-ность обдумать горькую новость, поговорить с обоими ро-дителями, приспособиться к новой ситуации.

Доходчиво объясните ребёнку причины развода, и он переживёт эту ситуацию гораздо легче. Непременно под-черкните, что родители могут разойтись, но расстаться со своим ребёнком они не могут. Объясните, что, хотя папа (мама) не будет жить вместе с ним, он (она) всё равно будет любить своего малыша, заботится о нём.

Расскажите ребёнку, что он сможет видеться со вторым ро-дителем и ходить к нему в гости. Ну, а если родитель не хочет в дальнейшем встречаться с ребёнком, то необходимо объяс-нить малышу, что причина такого решения кроется не в нём.

Ставя ребёнка в известность о разводе, объясните ему, что он совершенно ни при чём, что он не сделал ничего, чтобы это произошло. Ведь детям иногда кажется, что раз-вод произошёл по их вине.

И обязательно уделяйте ребёнку как можно больше вни-мания в этот трудный период, чтобы он не чувствовал себя заброшенным и ненужным.

Расскажите ребёнку «Сказку про щедрую Аню».

Своим личным примером покажите малышу, как нужно делиться. Но при этом старайтесь не ущемлять его право собственности. Ведь, если ребёнок играет своей игрушкой -это не значит, что он должен обязательно её кому-то отда-вать по первому же требованию. Это совсем не означает, что ребёнок жадный. Каждый человек имеет право пользо-ваться своими вещами столько, сколько ему нужно.

А, если малыш не делится своими вещами, которые ему уже не нужны, не угощает едой и т.п., и вы боитесь, что это перерастёт в настоящую жадность, то сказкотерапия смо-жет вам помочь.

В этой теме вы найдёте сказку «Красивая Кровать».

Если малыш не стремиться прибирать за собой, то сво-им личным примером каждый день показывайте ему с ка-ким удовольствием вы заправляете свою кровать, наводите порядок в доме. Покажите всем своим видом, что любите чистоту и порядок, и что вам очень нравятся заправленные кровати. Но не заставляйте ребёнка заправлять кровать си-лой, не стыдите его, иначе получите обратный результат. Учите только на своём примере и с помощью сказок!

Расскажите ребёнку сказку «Как Егорка гулять ходил».

Также постарайтесь больше уделять внимания своему малышу.

Если он часто просится на руки, значит в раннем дет-стве его не доносили на руках. Постарайтесь компенсиро-вать этот пробел воспитания. Чаще держите ребёнка у себя на коленях, вместе играйте, читайте, рисуйте. Как только малыш «насытится» вашим вниманием, он сам вас «отпу-стит» и станет более самостоятельным.

А, если эту проблему игнорировать, то ребёнок будет чувствовать себя покинутым, нелюбимым и преданным. Всё это будет отрицательно влиять на его дальнейшее раз-витие и жизнь в целом.

Расскажите её ребёнку перед сном или после того, как малыш упал, поранился, порезался и т.п. Затем периодиче-ски напоминайте ребёнку про «кнопочку», пока он не нау-чится ей пользоваться без напоминаний.

Опыт показывает, что дети с удовольствием пользуются таким способом снятия боли.

Расскажите ребёнку сказку «Как Коля перестал ябедничать».

Дополните её деталями из жизни малыша.

В эту тему вошла «Сказка про кошку Мурку». Прочи-тайте её ребёнку перед сном.

На личном примере регулярно показывайте малышу, как нужно обращаться с животными. Как с ними играть, как за ними ухаживать. Ни в коем случае не бейте животных в присутствии ребёнка (ну и естественно без него). Будьте для малыша достойным примером во всём!

Те, кому понравились сказки, могут их

Серия сообщений " ":
В этой рубрике собраны сказки, которые воспитывают или обучают ребенка. Эти сказки можно прописывать вместо таблеток детям, так как они имеют лечебный эффект!