Теоретические исследования детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте. Родительство и родительско-детские отношения Психология семьи и семейного воспитания

Чернов Глеб Игоревич

В последние годы в обществе широко обсуждается вопрос о необходимости укрепления института семьи. В современной России семья переживает острый кризис, проявляющейся, в первую очередь, в сфере детско-родительских отношений. Ослабляются социальные связи между родителями и детьми, снижается значимость родства и родительства.

Как отмечает Н.В. Богачева, «самоутверждение и автономность как наибо-

лее важные принципы современной жизни ведут к разрушению традиционных устоев семьи; в связи, с чем супружество становится основной линией внутри семейных отношений, тогда как родительство -второстепенной».

Так, согласно исследованиям отечественных социологов, малодетность сегодня становится жизненной нормой:половина российских семей воспитывает только одного ребенка, при этомродители не стремятся к рождению последующих детей, ссылаясь на недостаточность своих средств и времени и сил.

Изучая основные причины данных явлений, уместно говорить не

только о кризисе семьи, но и о кризисе родительства, ярко проявляющем

себя в современном мире. Поэтому сложившаяся ситуация требует внимательного изучения феноменов родительства в российском обществе.

Практически каждый человек когда-то становится родителем. Готовность к родительству, осознание себя родителем и способы воспитания детей в паре со своим супругом (супругой) формируется под влиянием самых различных факторов.

Качество воспитания, осознанное исполнение родительской роли в свою очередь определяет состояние общества, института семьи и психологическое здоровье личности последующих поколений. Современная социологическая литература, посвященная исследованиям семьи и детства достаточно обширна.Более того, наблюдается заниженное значение самой ценности родительства. Как отмечает С.П. Акутина, у современных молодых людей изменяется система ценностных ориентаций на создание семьи, так, наблюдается: «низкий престиж материнства и отцовства; направленность выбора супругов на бездетную семью; создание иллюзии «новых» форм семьи«гражданский брак», «гостевая семья» и др.; внебрачное рождение детей и др.» (5)

По данным опросов, проведенных Институтом демографических исследований, среди основных жизненных целей молодых респондентов от 14до 30 лет цель деторождения следует после таких ценностей как хорошая семья, здоровье, хорошие друзья, жизненный успех. При этом в гендерном аспекте ориентация всей массы молодых людей на ценность детей (26,1 % и26,4 % у юношей и девушек) почти одинакова.

Итогом всему этому становится родительское поведение современных

молодых россиян, которые характеризуются низким уровнем психолого-

педагогической культуры, их неумением, а подчас и нежеланием серьезно и

вдумчиво заниматься воспитанием собственных детей.

Что же касается социального регулирования становления родительства, на сегодняшний день мы можем выделить два процесса: с одной стороны, в последние годы государство предприняло ряд шагов по повышению

рождаемости, включая крупные выплаты на рождение второго ребенка, так

называемый «материнский капитал». В 2007 году была разработана и при-

нята «Концепции демографической политики Российской Федерации на пе-

риод до 2025 года», где в числе главных факторов устойчивого развития

страны назвалось «укрепление института семьи, возрождение и сохранение

духовно-нравственных традиций семейных отношений» (4.)

Однако, с другой стороны, неформализованное общественной влияние массовой культуры продолжает возвеличивать ценность самоутверждения в обществе и гедонизма, ставя ее гораздо выше родительского призвания человека.

Как отмечает М.Н. Симоненко: «Роль родительства особой популярностью не пользуется скорее, наоборот, рождение ребенка представляется шагом весьма рискованным, так как ребенок требует внимания, ухода, заботы, а главное, - ответственности, которую люди все чаще просто не хотят на себя брать» (7)

Образ родителей (отца и матери) также не представляет собой целост-

ного явления, что еще раз свидетельствует о «размытости» социальных

представлений об отцовстве и материнстве в современной российской

Культуре.

Понятие «родительство» является областью исследования целого ряда наук: философии, социологии, психологии, педагогики, медицины, права, демографии, культурологии, этики, религиоведения и др. Это, безусловно, подчеркивает значимость данного феномена в жизни

как каждого отдельного человека, так и всего человечества.

По мнению Э.Р. Алексеевой, родительство может рассматриваться как

«биологический, психологический, а также социокультурный феномен; как

социальный институт, включающий в себя два других института: отцовство

и материнство; как деятельность родителя по уходу, содержанию, воспита-

нию и обучению ребенка; как этап в жизни человека, начинающийся с

Момента зачатия ребенка.(1.)

В отечественной науке на сегодняшний день можно выделить несколько научных подходов, опирающихся на психологическое (М.О. Ермихина, А.А. Леонтьев, Р.В. Овчарова, В.А. Рамих, Г.Г. Филиппова), социологическое (А.И. Антонов, Н.В. Богачева, О.В. Глезденева, Т.А. Гурко, И.С.Кон) и педагогическое (И.Н. Гребенников, О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева, Л.Ф. Спирин) понимание феномена «родительство».

При этом наиболее широко представлены психологическое и социологическое направления.Внимание большинства отечественных социологов семьи сосредоточено на рождаемости, поскольку демографическое развитие России многими исследователями оценивается как кризисное ввиду прогрессирующей депопуляции. В этой группе ученых необходимо отметить труды А. И. Антонова, М. Ю. Арутюнян, В. Н. Архангельского, Е. В. Бестужева-Лады, В.В. Бойко, В А Борисова, В. В. Елизарова, О.М. Здравомысловой, А. Г. Харчева.

А. И. Антонов, В. А. Борисов, Л. Е. Дарский, рассматривают предпосылки, закономерности и следствия уменьшения рождаемости, а также репродуктивное поведение и его факторы, установки на число детей в семье, мотивы и причины ограничения рождаемости и многое другое А. И. Антонов вводит в своих трудах понятие «потребность в детях» и многие свои исследования посвящает анализу динамики этой потребности.

А. Г. Вишневский, С. И. Голод, М.С. Мацковский отмечают, что закономерности изменения семьи созвучны общесоциальным переменам, что плюрализм форм брака и семейных структур не должны интерпретироваться однозначно, как отклонение от нормы и/или «кризис» По их мнению, это скорее является признаком существенных и необратимых эволюционных сдвигов в самом институте семьи А. Г. Вишневский отмечает важность достижения не количественных, а качественных целей, не того или иного уровня рождаемости, а определенной системы ценностей, которая обеспечит длительную устойчивость необходимого уровня рождаемости Следует отметить также важность трудов С. И. Голода, использующего исторический подход для анализа динамики взаимоотношения родителей и детей

Однако следует заметить, что социологических исследований, посвященных социальному аспекту родительства значительно меньше.

Наиболее авторитетными являются работы И. С. Кона, в которых на широком, преимущественно зарубежном, материале анализируются этнографические, социокультурные и тендерные аспекты родительства, говорится о важности комплексного подхода к его изучению, необходимости рассматривать его в сравнительно-исторической перспективе.(3)

Комплексному анализу тенденций развития института родительства в целом посвящены работы Т.А. Гурко, которая рассматривает, изменения родительского поведения в процессе трансформации семьи и отношений мужчин и женщин

Проблемы семейного воспитания, компетентности родительства, последствий неправильной семейной социализации, социального сиротства также привлекают внимание исследователей Среди них, например, изучение содержания социальных конструктов семьи, детства, родительства, материнства, отцовства в конкретный исторический момент с акцентом на тендерное измерение Е.А. Здравомыслова, Т.А. Гурко, Л. Г. Кураева, М.М. Малышева, А. А. Темкина, Е.Р. Ярская-Смирнова. Еще одна группа исследователей стремится прояснить современное смысловое содержание понятий, тесно связанных с родительством «хорошие родители», «проблемная семья», «ребенок группы риска» Л.И. Алексеева, А. И.Антонов, АЛ Арефьев, И. Ф. Дементьева. Наиболее известны такие отечественные психологи, работавшие в сфере изучения родительства: Р. В. Овчарова, Г.Г. Филиппова, А. Спиваковская, А. А. Бодалёв, В. В. Столин и И. Ю. Хамитова

Современная социология, психология ещё не определилась и в отношении родительства как интегрального социально-психологического образования личности не систематизированы и факторы его формирования. Практически не разработаны также способы целенаправленного формирования осознанного родительства.

Рассматривая феномен родительства, необходимо пояснить вопрос его соотношения с семейной системой. Общепринятый взгляд на семью подразумевает наличие в ней кроме супружеской пары ещё и детей. Семья является исторически конкретной системой взаимоотношения между супругами, родителями и детьми. С этой точки зрения можно включить родительство как подсистему в систему семьи, в качестве относительно самостоятельного образования. Родительство как социально-психологическое явление является сложной структурой, которую рассматривают с точки зрения системного и феноменологического подходов.

Используя принципы системного подхода можно констатировать следующие:

Феномен родительства представляет собой относительно самостоятельную систему, одновременно являясь подсистемой по отношению к системе семьи.

Феномен родительства многогранен. Его можно рассматривать в двух уровнях:

* как сложную комплексную структуру индивида

*как надындивидуальное целое

Оба этих уровня одновременно являются этапами формирования родительства.

Феномен родительства одновременно предстаёт в нескольких планах, разные стороны которых раскрывают сложную структуру его организации:

* план индивидуально-личностных особенностей женщины или мужчины, влияющих на родительство

* план, охватывающий обоих супругов в единстве их ценностных ориентаций, родительских позиций, чувств, то есть анализирует родительство по отношению к семейной системе

* план, фиксирующий родительство во взаимосвязи с родительскими семьями

*план, раскрывающий родительство по отношению к системе обществ

Факторы, влияющие на формирование родительства, иерархически организованы и представлены на нескольких уровнях:

*макроуровень - уровень общества;

* мезоуровень - уровень родительской семьи;

* микроуровень - уровень собственной семьи и уровень конкретной личности.

Феноменологический подход к пониманию сущности феномена родительства.

Феноменологический подход используется для осмысления родительства как особого социально-психологического явления.

Принцип понимания, требующий учета влияния субъективного фактора, определяющего переживания и поведение человека. Этот принцип предполагает глубокое проникновение в суть феномена.

Принцип «эпохе», или принцип воздержания от суждений. Суть этого принципа заключается в том, что во время феноменологического исследования нужно абстрагироваться от привычных стереотипов и шаблонов, не пытаясь приписать наблюдающиеся проявления феномена определённым структурам, а стараться лишь вчувствоваться

Принцип беспристрастности и точности описания требует исключить влияния субъективного опыта исследователя

Принцип контекстуальности подразумевает, что феномен родительства не существует изолированно, а является составляющей частью общего восприятия и понимания человеком окружающего мира и себя.

Таким образом, рассмотрев основные подходы к пониманию сущности феномена родительства, можно сделать вывод, что родительство как сложный социально-психологический феномен имеет сложную структуру. А сам феномен родительства - явление динамическое, включающее в себя процесс становления и развития.

Литература:

  1. Алексеева Э.Р. Анализ семейных форм социального родительства в современной России // Вестник Башкирского университета. 2008. № 3. Сер. Философия, социология, политология и культурология.
  2. Всероссийская перепись населения 2002 года. Электронный ресурс. URL: http://www.perepis2002.ru
  3. Кон И. С. Этнография родительства. - М., 2000
  4. Концепция демографической политики РФ на период до 2025 года. Электронный ресурс. URL: http://www.kremlin.ru
  5. Михеева А.Р. Брак, семья, родительство: социологические идемографические аспекты. Новосибирск, 2001.
  6. Мид М. Культура и мир детства. - М.: Наука, 1988
  7. Симоненко М.Н. Образ «молодой семьи» в средствах массовой ин-формации // Актуальные проблемы обучения и воспитания в образовательных учреждениях и социуме. Рязань, 2008.

Важнейшая социальная функция семьи - воспитание подрастающего поколения. Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации ребенка. Родительство имеет социокультурную природу и характеризуется системой предписанных культурой и обществом норм и правил, регулирующих распределение между родителями функций ухода за детьми и их воспитания в семье: определяющих содержание ролей, модели ролевого поведения. Родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий, соответствующих возрастным особенностям ребенка на каждой из ступеней онтогенеза и обеспечивающих оптимальные возможности его личностного и умственного развитии. В истории родительства все более явной становится тенденция возрастания значения института семьи. Прежде ответственность за воспитание ребенка возлагалась на общество, в то время как индивидуальное родительство охватывало лишь относительно непродолжительный период детства ребенка до начала вступления его в трудовую деятельность или начала выполнения им социальных функций, но с изменением задач социализации ребенка в рамках семейного воспитания на каждой из возрастных стадий его развития претерпевают изменения также конкретные формы и средства воспитательных воздействий, характер отношений ребенка с родителями.

Главными задачами семьи являются формирование первой социальной потребности ребенка - потребности в социальном контакте, базового доверия к миру (Э. Эриксон) и привязанности (Дж. Боулби, М. Эйнсворт) в младенчестве: Формирование предметно-орудийной компетентности в раннем возрасте и социальной компетентности в дошкольном, сотрудничество и поддержка в освоении системы научных понятий и осуществлении самостоятельной учебной деятельности в младшем школьном возрасте; создание условий для развития автономии и самосознания в подростковом и юношеском возрасте. Эмоциональная насыщенность и эмоционально-позитивный характер межличностных отношений, устойчивость, длительность и стабильность взаимодействия с партнером, совместная деятельность и сотрудничество с взрослым как образцом компетентности, социальная поддержка и инициирование к самостоятельной деятельности делают семью уникальной структурой, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для личностного и интеллектуального развития ребенка.



В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, "невмешательство" и сотрудничество.

Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.

Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.



Опека в семье - это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема - удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития - коллективом.

Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

Можно выделить три стиля семейного воспитания: - демократический - авторитарный - попустительский (либеральный).

При демократическом стиле, прежде всего, учитываются интересы ребенка. Стиль "согласия".

При попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе.

Школьник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными.

М.И. Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда - при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.

Родительские установки, или позиции, - один из наиболее изученных аспектов родительско-детских отношений. Под родительскими установками понимается система, или совокупность, родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним. Понятие «родительский стиль» или «стиль воспитания» часто употребляется синонимично понятию «позиции», хотя и целесообразнее сохранить термин «стиль» для обозначения установок и соответствующего поведения, которые не связаны именно с данным ребенком, а характеризуют отношение к детям вообще.

Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.

В клинически ориентированной литературе описана обширная феноменология родительских отношений (позиций), стилей воспитания, а также их следствий - формирования индивидуальных характерологических особенностей ребенка в рамках нормального или отклоняющегося поведения. Убедительны и демонстративны наблюдения и исследования, посвященные влиянию неправильных или нарушенных родительских отношений. Крайним вариантом нарушенного родительского поведения является материнская депривация. Отсутствие материнской заботы возникает как естественный результат при раздельном проживании с ребенком, но, кроме того, оно часто существует в виде скрытой депривации, когда ребенок живет в семье, но мать не ухаживает за ним, грубо обращается, эмоционально отвергает, относится безразлично. Все это сказывается на ребенке в виде общих нарушений психического развития. Нередко эти нарушения необратимы.

Так, дети, воспитанные в детских учреждениях без материнской заботы и ласки, отличаются более низким интеллектуальным уровнем, эмоциональной незрелостью, расторможенностью, уплощенностью. Им свойственна также повышенная агрессивность в отношениях со сверстниками, отсутствие избирательности и постоянства в эмоциональной привязанности к взрослым («прилипчивы», быстро привязываются к любому лицу, но столь же быстро отвыкают). Отдаленные последствия материнской депривации проявляются на уровне личностных искажений. В этой связи привлекает внимание описанный впервые Д.Боулби вариант психопатического развития с ведущим радикалом в виде эмоциональной бесчувственности - неспособность к эмоциональной привязанности и любви, отсутствие чувства общности с другими людьми, глобальное отвержение себя и мира социальных отношений. Другой вариант искаженного развития по своей феноменологии соответствует классическому типу «невротической личности» - с низким самоуважением, повышенной тревожностью, зависимостью, навязчивым страхом потери объекта привязанности. Но не только грубые нарушения родительского поведения сказываются на ходе психического развития ребенка.

- 32.00 Кб

1. Cемья и брак. Основные понятия

Социология семьи - отрасль социологии, изучающая семью. В сферу исследований данной отрасли входит: изучение функционирования семьи как социального института и малой группы, структуры и функций семьи, брачно-семейные отношения, образцы семейного поведения, характерные для того или иного типа культуры, той или иной социальной группы.

Семья - социальная система воспроизводства человека, основанная на кровном родстве, браке или объединяющая людей общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В первобытной семье допускалась полная свобода полового общения внутри семьи, то есть между членами одного и того же рода (стадная групповая социология). Выделяют специфичные функции семьи, такие как супружество, родительство и родство.

Брак - это юридически оформленный и добровольный союз женщины и мужчины, направленный на создание семьи и порождающий взаимные права и обязанности. Брак основан на чувстве любви, дружбе и уважении нравственных принципов построения семьи.

Брак и семья на протяжении многих столетий являются неотъемлемыми элементами социальной структуры любого общества. Они считаются фундаментальными социальными институтами, обеспечивающими воспроизводство и устойчивость человеческого общества.

К середине ХХ века в России, в большинстве промышленно развитых европейских и североамериканских стран исторически сложился и стал наиболее распространенным тип нуклеарной семьи, основанной на моногамном браке, – это супруги, работающие вне дома, и их дети (зачастую один ребенок). Тип отношений между супругами в такой семье довольно демократичен, так же как и отношения между родителями и детьми.

Для тех обществ, где нуклеарная семья является преобладающим типом семейной жизни, свойственны и определенные характеристики демографических процессов, а именно: сравнительно позднее вступление в брак, невысокая рождаемость, относительно частые разводы, а во второй половине ХХ века статистикой все чаще стало фиксироваться снижение числа официально регистрируемых браков и рост внебрачной рождаемости. В социальном плане в таких странах существует, как правило, хорошо развитая система помогающих семье институтов: детских учреждений, здравоохранения, обслуживающих предприятий.

Такой тип семьи был не всегда; значительно более длинную историю имеет многопоколенная семья с 3 – 4 детьми, с помогающими вести хозяйство родственниками. В такой семье, тип которой можно назвать традиционным, жена, как правило, была занята обслуживанием, ведением домашнего хозяйства; отношения между мужем и женой, между поколениями (детей, родителей и прародителей) были построены на строгом подчинении «старшему». Демографические же характеристики стран и обществ, где был (или остается и сейчас) преобладающим такой тип семьи, состояли в высокой рождаемости, практически отсутствии безбрачия и разводов. Уровень социально-экономического развития таких стран и обществ можно было бы охарактеризовать как аграрный, «традиционный».

Таким образом, три компонента жизни общества проявляют относительную согласованность в процессе исторического развития: а) состояние семьи, особенности устройства семейной жизни, включая возможность выбора линии поведения в «личной жизни», б) демографическая ситуация, в) уровень социально-экономического развития. Конечно, не во всех странах и не одновременно происходили изменения этих компонентов. Но, зная характеристики для данного общества одного из них, можно с определенной уверенностью представить направление тенденций в двух других. И здесь не обсуждается вопрос о «первичности» какого-либо компонента; ясно, что они взаимосвязаны и взаимосвязь эта, по-видимому, объективна. Однако в истории общества это их взаимодействие проявлялось с огромным лагом – в несколько веков, во всяком случае, для европейской и российской истории. И сейчас еще между европейскими странами существует дифференциация по степени «согласованности» социально-экономического, демографического и брачно-семейного компонента развития. Но наличие многовековых лагов между технологическими, демографическими, семейными и сексуальными «революциями» можно понять, если знать, что поведение людей в сфере брака, секса, рождения детей всегда строго регламентировалось культурными нормами, религией, обычаями, традициями, по существу имевшими жесткий, запретительный характер (табу). Поскольку такие события, как вступление в брак, образование семьи, рождение потомства, базируются на биологическом различии мужчин и женщин, сексуальные отношения между ними, принципы воспитания подрастающего поколения всегда, начиная с первобытного общества, были предметом строгого социального контроля со стороны общины, церкви, государства, дабы не нарушилось воспроизводство человеческого рода. Так что ослабление запретов, изменение культурных норм, стереотипов поведения мужчин и женщин в сфере воспроизводства потомства – процесс очень длительный, он происходил на протяжении всей истории человечества, но стал особенно заметен в последние 200 – 300 лет и продолжается, и, возможно, ускоряется сейчас – в разных обществах по-разному.

2. Теоретические предпосылки для анализа гендерных

аспектов родительства

Биологический половой диморфизм изначально предназначен для физического воспроизводства, но в большинстве культур женская функция биологического деторождения жестко привязывается и к социальному воспроизводству, особенно к уходу за детьми, а также к социальной конструкции «женского» в целом. Именно «материнские обязанности» выступают основным аргументом дискриминации женщин и разделения труда по признаку пола в публичной сфере, по инерции распространяясь даже на женщин, не имеющих детей, или тех, которые эти обязанности уже выполнили. С другой стороны, поскольку уход и воспитание детей предписывается женщинам, данная сфера деятельности не считается престижной. Не только в семье, но и на уровне других социальных институтов социализации детей, мужчины в меньшей мере вовлечены в уход за детьми и взаимодействие с ними.

Чем обосновывается разделение родительских ролей, каковы перспективы материнства и отцовства в условиях трансформации семьи?

В классических социологических теориях разделение материнской и отцовской ролей, так же как и супружеских обязанностей обосновывалось преимущественно необходимостью разделения труда по полу. Родоначальник структурного функционализма Э. Дюркгейм считал, что, «супружеская солидарность» возникает на основе разделения труда между полами. В те же периоды развития обществ, когда «оба пола были слабо дифференцированы» существовали «материнские» семьи, в которых «отношения между детьми и матерью очень определенны, но отношения между супругами весьма слабы. Они могут быть прекращены, как только стороны захотят этого, или даже заключаются на определенное время». Надо полагать, что и отношения отцов с детьми также были неопределенны. По мере того, как «половой труд все более разделялся», отмечает автор, «две значительные функции психической жизни как бы диссоциировались, один из полов завладел эмоциональными функциями, а другой интеллектуальными». По мнению Дюркгейма, если разделение труда «регрессирует ниже известной точки - брачное сообщество исчезнет, уступив место лишь весьма эфемерным половым отношениям; если бы полы совсем не разделились, не возникло бы целой формы общественной жизни».

Не наблюдаем ли мы сегодня подтверждения этой гипотезы? Если следовать логике автора, то кризис моногамного брака, сопровождающийся ростом материнских семей и ослаблением отцовского участия, возможно, в значительной мере обусловлен универсализацией гендерных ролей.

По мнению теоретиков эпохи индустриализации и распространения семей с «комплиментарным» разделением ролей среди представителей среднего класса на Западе, например, Т. Парсонса и Р. Бейлса, содержание «функций» отцов и матерей различно. Первые должны создавать материальную базу для воспроизводства и социализации, матери же должны выполнять экспрессивные функции: создавать домашний комфорт, ухаживать за детьми, обеспечивать эмоциональную поддержку членов семьи. Но уже Р. Мертон подверг критике эту концепцию. Он предложил типологию "девиантного поведения" мужей и описал различные причины отклонения их поведения от предписанной роли добытчика и отца.

Э. Фромм в известной книге «Искусство любить», написанной в 1956 г., обосновывает разницу в материнской и отцовской любви. По его мнению, материнская любовь безусловна, мать любит ребенка за то, что он есть. Такую любовь «не нужно заслуживать, тем более ее нельзя контролировать». Отцовская любовь – это обусловленная любовь. «Отец представляет собой другой полюс человеческого существования, где − мысли, вещи, созданные человеческими руками, закон и порядок, дисциплина, путешествия, приключения. Отец − это тот, кто учит ребенка, как узнавать дорогу в большой мир. С этой отцовской функцией тесно связана и другая, которую можно назвать социально-экономической». В отношении мальчиков это означает «передачу собственности лучшему из них, заслужившему отцовскую любовь».

3. Родительство как социокультурный феномен

Вопрос о природе родительских чувств и отношений с точки зрения наивного обыденного сознания выглядит простым, самоочевидным: родители, во всяком случае мать, - главные и естественные воспитатели ребенка; их поведение детерминируется врожденным инстинктом, потребностью в продолжении рода, а отсутствие или неразвитость родительских чувств - не что иное, как нарушение или извращение этой универсальной биологической и социально-нравственной нормы.

Однако даже поверхностное обсуждение проблемы родительства сталкивается со множеством трудных вопросов. Является ли родительство биологическим, социокультурным или биосоциальным явлением и как взаимодействуют друг с другом его разноуровневые компоненты и детерминанты? В чем заключается и от чего зависит специфика отцовских и материнских функций? Каково место родителей в ряду других агентов социализации и как оно изменяется в зависимости от социальных условий, хозяйственной деятельности, структуры семьи и т. п.?

Чтобы конкретно поставить эти вопросы, необходимо прежде всего уточнить предмет обсуждения. Имеем ли мы в виду безотчетные, спонтанные родительские чувства - любовь к детям, чадолюбие? Или специфические родительские ценности, социальные установки, более или менее осознанное отношение родителей к детям? Или социальные роли отца и матери? Или культурные символы отцовства и материнства, воплощенные в мифах, религии и т. п.? Или практику, стиль взамоотношений реальных родителей и детей в данном конкретном обществе?

Родительская забота о потомстве, безусловно, имеет свои филогенетические предпосылки. Общий "паттерн", образец родительского ухода, как и все прочие биологические черты, генетически запрограммирован и варьирует от одного вида к другому. Наличие (или отсутствие) такого ухода, его характер и длительность различают биологические виды друг от друга столь же надежно, как анатомические признаки. Очень важную роль в детерминации степени и содержания родительской заботы у данного вида родителей играют экологические условия.

Видовая "семейная" структура, с которой связана дифференциация отцовских и материнских функций, также имеет экологические предпосылки. Например, переход от "полигамии", преобладающей у большинства видов, к "моногамии", т. е. устойчивому брачному союзу самца и самки хотя бы на срок выращивания одного выводка (у беспозвоночных на 10 тыс. "полигамных" видов приходится меньше одного "моногамного" вида, тогда как среди птиц сезонная "моногамия" существует приблизительно у 91% всех видов), обусловлен, по мнению Э. Уилсона3, специфическими условиями, когда одна самка без помощи самца не может вырастить потомство (скудость пищевых ресурсов, необходимость охраны территории от врагов, длительность периода, когда дети беспомощны и требуют постоянной материнской опеки, не оставляя самке времени и сил для других аспектов жизнеобеспечения, и т. п.). Там, где родительские обязанности выполняет исключительно самка, а "отцовства" не существует, отпадает и необходимость в длительном предварительном ухаживании и тем более в длительном брачном союзе.

Степень и содержание родительского вклада тесно связаны с некоторыми другими видовыми свойствами4.

Но как ни существенны филогенетические предпосылки родительства, биология не объясняет специфику родительского поведения, его мотивации и институционализации у человека. Сравнительно-исторические данные убедительно показывают, что современные житейские представления на сей счет вовсе не являются универсальными и родительская любовь, как мы ее сегодня понимаем, - продукт длительного и весьма противоречивого исторического развития.

Как уже говорилось выше, на ранних стадиях развития человеческого общества индивидуальное родительство вообще не институционализировалось, уход за детьми и их воспитание были делом всей родовой общины. В традиционных обществах Полинезии родительские функции и поныне, как правило, распределяются между широким кругом родственников, а детей поощряют считать себя принадлежащими к группе как целому. Исключительная индивидуальная привязанность между ребенком и его физическими родителями в таких условиях просто не может возникнуть и поддерживаться5.

Что стимулировало людей рожать и выращивать детей? В отечественной науке этот вопрос интенсивнее всего обсуждают демографы (А.И. Антонов, В.А. Борисов, А.Г. Вишневский, Л.Е. Дарский и другие), причем широкое распространение приобрела идея о наличии у человека специфической "потребности в родительстве", "в отцовстве", "в материнстве" или просто "потребности в детях".

Но каково содержание этой потребности? С одной стороны, подчеркиваются рационально-экономические соображения: дети были экономически полезны, так как сыновья становились работниками, а дочери, кроме того, приносили выкуп (калым). "Дети были помощниками в производстве и кормильцами в старости, верными соратниками в защите и нападении, предметом гордости и элементом престижа. Их брачные связи создавали твердую опору в соседской общине. Вообще, с какой бы стороны мы ни рассматривали большую патриархальную семью, иметь много детей, и прежде всего сыновей, было гарантией прочности ее социальных позиций".

С другой стороны, выдвигаются психологические мотивы. "Потребность в детях является социально-психологическим свойством социализированного индивида, проявляющимся в том, что без наличия детей и подобающего их числа индивид испытывает затруднения как личность". "Дети нужны для удовлетворения одной, хотя и очень важной потребности - потребности иметь объект альтруистической заботы и опеки, потребности в ощущении собственной необходимости и полезности для любви и заботы".

Описание работы

Социология семьи - отрасль социологии, изучающая семью. В сферу исследований данной отрасли входит: изучение функционирования семьи как социального института и малой группы, структуры и функций семьи, брачно-семейные отношения, образцы семейного поведения, характерные для того или иного типа культуры, той или иной социальной группы.

1.1 Родительство как социокультурный феномен

Родительство - интегральное психологическое образование личности (отца и/или матери), включающее совокупность ценностных ориентации родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля семейного воспитания. Каждый компонент содержит когнитивные, эмоциональные и поведенческие составляющие. Родительство проявляется как на субъективно-личностном, так и на надындивидуальном уровне. Как надындивидуальное целое, родительство неотъемлемо включает обоих супругов и предполагает осознание духовного единства с брачным партнером по отношению к своим или приемным детям.

Связь компонентов родительства осуществляется через взаимообусловленность составляющих их когнитивных, эмоциональных и поведенческих аспектов, являющихся психологическими формами его проявления.

Когнитивный компонент - это осознание родителями родственной связи с детьми, представление о себе как о родителе, представление об идеальном родителе, образ супруга(и) как родителя общего ребенка, знание родительских функций, образ ребенка.

Эмоциональный компонент - это субъективное ощущение себя как родителя, родительские чувства, отношение к ребенку, отношение человека к себе как к родителю, отношение к супругу как к родителю общего ребенка.

Поведенческий компонент - это умение, навыки и деятельность родителя по уходу, материальному обеспечению, воспитанию и обучению ребенка, взаимоотношения с супругом(ой) как с родителем общего ребенка, стиль семейного воспитания.

В период становления родительство обладает неустойчивой структурой, что проявляется в отсутствии согласованности некоторых компонентов между родителями, периодическом возникновении конфликтных ситуаций, в большей подвижности структуры (по сравнению с развитой формой родительства).

В этот период происходит согласование представлений мужчины и женщины относительно роли родителей, о функциях, распределении ответственности, обязанностях, то есть в целом о родительстве. До появления ребенка на свет согласование представлений происходит, так сказать, на теоретическом уровне, во время бесед друг с другом, в мечтах и планах на будущее. С появлением ребенка оно получает второе рождение, когда теория начинает осуществляться на практике.

Развитая форма родительства характеризуется относительной устойчивостью и стабильностью и реализуется в согласованности представлений супругов о родительстве, комплементарности динамических его проявлений. Как интегральное образование личности родительство включает:

ценностные ориентации супругов (семейные ценности);

родительские установки и ожидания;

родительское отношение;

родительские чувства;

родительские позиции;

родительскую ответственность;

стиль семейного воспитания.

Особенностью семейных ценностей является то, что они по своей сути представляют собой сплав эмоций, чувств, убеждений и поведенческих проявлений.

Когнитивная составляющая ценностных ориентации супругов отличается тем, что информация в ней находится на уровне убеждений. Прежде всего это убеждения в приоритетности каких-либо целей, типов и форм поведения, а также уверенность в приоритетности каких-либо объектов в некоторой иерархии.

Эмоциональная составляющая реализуется в эмоциональной окраске и оценочном отношении наблюдаемого явления. Именно эмоциональный аспект, определяющий переживания и чувства человека, показывает значимость той или иной ценности, является своеобразным маркером определения приоритетов.

Поведенческая составляющая может быть как рациональной, так и иррациональной; главное в ней - направленность: на реализацию ценностной ориентации, достижение значимой цели, на защиту той или иной субъективной ценности и так далее.

Рассматривая данный компонент в плане его формирования, важно принимать во внимание относительную устойчивость ценностей как личностного образования. Однако, учитывая ведущую роль родителей в формировании ценностей ребенка, подрастающей личности, необходимо делать акцент на осознании и переживании ценностей семьи в ходе психологической работы с родителями, демонстрировать передачу ценностей от поколения к поколению, способствуя тем самым созданию ценностного компонента. Для осознания значимости той или иной ценности в некоторой иерархии для личности родителя можно вести психологическую работу с опорой на эмоциональную составляющую ценностных ориентации.

Родительские установки и ожидания - это установки на цели и средства деятельности в области родительства.

Когнитивный аспект касается знаний и представлений о репродуктивной норме общества, о распределении родительских ролей, он также включает реальный и идеальный образ ребенка.

Эмоциональный аспект представляет собой совокупность взглядов, суждений, оценок, а также доминирующий эмоциональный фон относительно реализации родительских установок и ожиданий.

Поведенческий аспект родительских установок и ожиданий реализуется в репродуктивном поведении, во взаимоотношениях супругов, в родительском отношении, в стиле семейного воспитания.

Формирование и развитие данного компонента должно касаться, с нашей точки зрения, прежде всего коррекции идеальных и реальных образов ребенка и родителей.

Родительское отношение - относительно устойчивое явление, содержание которого включает амбивалентные элементы эмоционально-ценностного отношения и может изменяться в определенных пределах. Родительское отношение реализуется, в частности, в регулировании эмоциональной дистанции. Обычно дистанцирование осуществляется неосознанно.

Когнитивная составляющая содержит представления о различных способах и формах взаимодействия с ребенком, знания и представления о целевом аспекте этих взаимоотношений, а также убеждения в приоритетности тех направлений взаимодействия с ребенком, которые реализуют родители.

Эмоциональная составляющая включает оценки и суждения о различных типах родительского отношения, а также доминирующий эмоциональный фон, сопровождающий поведенческие проявления родительского отношения.

Поведенческая составляющая представляет собой формы и способы поддержания контакта с ребенком, формы контроля, воспитание взаимоотношениями, путем определения дистанции общения.

Особое внимание в этом плане нужно уделять навыкам и формам общения родителей, анализу взаимодействия в семье, развитию уважения к личности ребенка. Кроме того, развитие и коррекция родительского отношения должны учитывать восприятие ребенком того или иного его типа.

Родительские чувства - это особая группа чувств, весьма значимая в жизни человека среди других эмоциональных связей. Одно из основных чувств - родительская любовь - это источник и гарантия эмоционального благополучия человека, поддержания его физического и психического здоровья. Содержание родительских чувств может быть амбивалентным, противоречивым.

Когнитивная составляющая проявляется здесь на двух уровнях:

социально одобряемые знания и представления относительно того, какие чувства должны испытывать родители по отношению к своим детям;

знания и представления о том образе ребенка (идеальном и/или реальном), который вызывает весь спектр родительских чувств.

Эмоциональная составляющая представлена всей гаммой чувств и доминирующим эмоциональным фоном, сопровождающим оценки образа ребенка и себя как родителя.

Поведенческая составляющая включает доверительность, эмоциональную близость, заботу о ребенке, аффективные стереотипы контактирования с ребенком. С нашей точки зрения, поведенческая составляющая может быть как конгруэнтной, так и не конгруэнтной по отношению к эмоциональной составляющей.

Формирование компонента родительских чувств предполагает умение понимать чувства членов семьи, прежде всего ребенка, и адекватно выражать свои чувства, а также развитие навыков рефлексии исполнения родительской роли. Для коррекции негативных сторон родительских чувств можно опираться на когнитивную составляющую компонента в плане осознания самоценности ребенка, а не как средства для достижения каких-либо целей родителя.

Родительские позиции представляют собой реальную направленность взаимодействия с ребенком, в основе которой лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка.

Когнитивная составляющая включает представления о реальном и идеальном образе ребенка, о существующих позициях родителя, о своей родительской позиции.

Эмоциональная составляющая представляет собой доминирующий эмоциональный фон, суждения и оценки относительно реального образа ребенка, своих родительских позиций и относительно взаимодействия родители - дети.

Поведенческая составляющая содержит коммуникативные позиции родителей, прогностический аспект (планирование) дальнейшего взаимодействия с ребенком. С точки зрения Т. В. Архиреевой, родительские позиции реализуются в поведении отца и матери в том или ином типе воспитания, то есть в тех или иных Способах воздействий на ребенка и в характере обращения с ним.

Формирование родительских позиций должно опираться на осознание и развитие прогностического аспекта форм взаимодействия с ребенком, используя различные родительские позиции и регулируя притязания родителя по отношению к ребенку.

Родительская ответственность в своей основе имеет Дуальную природу: это ответственность и перед социумом, и перед безличной природой (своей совестью). Член семьи может отвечать за других отдельных членов семьи (жену, мужа, детей) и за семью в целом. Роль лидера, главы семьи предполагает имения такого рода ответственность за семью в целом: не просто за отдельных близких людей, а за социальную группу как целое.

Когнитивная составляющая включает представления об ответественном и безответственном поведении родителя, о распределении ответственности между супругами в других семьях и в своем семье.

Эмоциональная составляющая касается отношения к распределению ответственности в семье, эмоциональных переживаний связанных с этим, и оценки себя как родителя с этой точки зрения.

Поведенческая составляющая включает контроль за своим поведением и происходящими событиями, характеризуется занимаемой ролью в семье.

Формирование компонента ответственности родителя по отношению к собственной семье и ее членам должно опираться именно на внутреннюю его ответственность - перед собственной совестью, а не перед обществом.

Стиль семейного воспитания является выразителем взаимодействия вышеперечисленных компонентов, его проявление наиболее очевидно. Стиль семейного воспитания в большей степени, по сравнению с другими компонентами родительства, определяет личностное становление и развитие ребенка.

Когнитивная составляющая основывается на родительским установках и ожиданиях в отношении образа ребенка и роли в воспитании супруга. Также она включает общие представления родителей о возможных способах взаимодействия с ребенком и стилях воспитания. Кроме вышеперечисленного, фундаментальным основанием когнитивной составляющей служат ценности родителей, которые формируют не только данную составляющую стилям воспитания, но и направленность личности родителя, в том числе и все его поведение.

Эмоциональную составляющую стиля семейного воспитания определяют родительские чувства, эмоциональный фон в общении с ребенком, чувства к брачному партнеру, отношение к распределению ответственности и ролей в семье. Это и оценка себя каст родителя в целом.

В поведенческой составляющей реализуется воспитательный аспекте форм и способов взаимодействия с ребенком; предоставление ему относительной свободы; отношения зависимости/независимости; вмешательство в мир ребенка; акцент на ребенке и другие.


От матерей по заботливости и привязанности к своим детям». Поэтому будущим родителям стоит всерьез задуматься о совместных родах. 4. Роль и функции отца в воспитании и развитии ребенка раннего возраста Случилось! У вас родился долгожданный крепкий и здоровый малыш. И тут возникает вопрос «Что делать с этим крошечным беззащитным существом?». И правда, какое же место в...

Строгость отца может спровоцировать появление у сына страхов. Такой же эффект наблюдается у дочери в случае отсутствия четких требований и вседозволенности со стороны отца (А.И. Захаров). Влияние отца на психическое развитие ребенка Особенности отцовской роли в семье и воспитании детей определяются такими факторами, как доступность для ребенка, включенность в совместную деятельность с ним, ...

Излишняя строгость отца может спровоцировать появление у сына страхов. Такой же эффект наблюдается у дочери в случае отсутствия четких требований и вседозволенности со стороны отца». 3. Роль отца в социализации детей «А. Адлер подчеркивал роль отца в формировании у ребенка социального интереса. Во-первых, у отца должна быть позитивная установка по отношению к жене, работе и обществу. ...

С окружающей средой сначала только через родителей, которые в этом случае являются проводниками общественных ценностей. Глава 3. Эмпирическое исследование взаимосвязи детско-отцовских отношений и самооценки ребенка младшего школьного возраста 3.1 Организация и методы исследования В соответствии с целью данной работы и поставленными задачами для проверки гипотез нами было проведено...

В. Сатир пишет: «С давних времен семья является главной школой для ее членов, прежде чем они становились взрослыми людьми. В семье давались знания о том, как заботится о себе и как вести себя, как заботится о других, и общаться с ними, как добиваться поставленной цели, как обращаться с предметным миром» 1.

Поэтому самым первым и одним из основных институтов социализации является семья. Так как именно семья представляет собой первичную ячейку общества. Семейные условия, в которых растет и развивается ребенок, включают в себя: социальное положение, уровень материального благосостояния, род деятельности, уровень взаимоотношений членов семьи. Данные составляющие семейных условий будут значительно определять дальнейшую жизнь ребенка в социуме.

Наличие связи между родителями и ребенком является очевидным фактом, помимо этого данная связь наиболее прочная из всех возможных связей. Образуется детско-родительская связь при взаимодействии родителей и ребенка.

Данная связь устанавливается благодаря наличию как таковых детско - родительских отношений. Именно они занимают одну из основных позиций в развитии ребенка. Под руководством родителей ребенок приобретает необходимые жизненные навыки, получает первый жизненный опыт, знакомится с окружающим миром.

По мнению Македон Т.А., «детско-родительские отношения явление динамическое, развивающееся. Основной фактор этого развития - возраст ребенка».

Кириленко И.Н. пишет, что «особенности построения и функционирования детско-родительских отношений составили одно из исследовательских направлений зарубежной психологии. Наиболее известные и разработанные научные школы и направления (психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология, гуманистическая психология) были активно включены в исследование различных ракурсов детско-родительских отношений. Среди наиболее востребованных оказались: вопросы организации взаимодействия родителей с детьми; влияние родительской позиции на развитие личности ребенка; функции родительства; феномены, порождаемые реальным взаимодействием родителей и детей и др. Первой научной теорией, в рамках которой исследовались отношения между ребенком и родителем как главенствующие в построении детского развития, был психоанализ (З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, А. Фрейд, К. Абрахам, О. Ранк, Ш. Ференчи и др.). Его представители сосредоточили свое внимание на раннем опыте взаимодействия родителей с детьми».

З. Фрейд, основоположник психоанализа, при изучении вопроса детско - родительских отношений, сфокусировал свое внимание на выявлении функций родителей. Функций, оказывающих воздействие на развитие личности ребенка и на выявление дальнейших последствий этих функций. В первую очередь, он обратил внимание на функции, выполняемые матерью.

Научная школы, основанная З. Фрейдом, внесла значимый вклад в изучении проблематики психологии детско-родительских отношений. Так, по мнению Кириленко И.Н., основными заслугами данной школы являются:

Первая попытка включить в исследовательское пространство психологической науки детско-родительских отношений как значимого фактора развития психики и становления личности ребенка;

Выявление значимости эмоций и чувств (детской ревности и любви к родителю определенного пола), переживаемых ребенком по отношению к своим родителям;

Выявление значимости идентификации с родителем своего пола для психического развития ребенка, а также особых феноменов, сопровождающих данные процессы (у мальчиков - Эдипов комплекс, у девочки - комплекс Электры).

Помимо З. Фрейда, вклад в изучение детско-родительских отношений, внес А. Адлер. Он рассматривал детско-родительские отношения в связи с чувством общности. Так как оно имеет потенциал к их развитию. Благодаря чувству общности, писал А. Адлер, у ребенка формируется наиболее целостное восприятие окружающего мира и людей, находящихся в той или иной степени рядом с ребенком.

Изучая работы А. Адлера, можно сделать вывод, что по его мнению, для формирования чувства общности, в первую очередь, необходимы семейная атмосфера, взаимоуважение, доверие, любовь и наличие ценностей.

Современная психология особое внимание уделяет исследованиям А. Адлера. Данные исследования были направлены на изучение воздействия на ребенка нарушений при родительском воспитании.

По мнению А. Адлера, «у отверженных детей, воспитанных холодными, отверженными от своих детей матерями, чувство общности не вырабатывается. Итогом неэффективного взаимодействия ребенка с миром взрослых становится выработка у него комплекса неполноценности».

Неуверенность в себе, чувство неполноценности, страх, повышенная тревожность, недоверие к людям, плохая успеваемость - причиной таких последствий могут являться неблагоприятные детско-родительские отношения. Порой, родители не обращают внимание на конфликты в семье, но при этом жалуются на плохое поведение ребенка, непослушание, что их ребенок растет не таким, каким они хотели его видеть. Но при этом они даже не задумываются, что причиной такого поведения ребенка могут являться дисгармоничные семейные взаимоотношения. Степень успешности разрешения семейных конфликтов, может играть важную роль в становлении развития личности ребенка, его внутренней гармонии и отношении к миру в целом.

Изучая детско-родительские отношения, стоит уделить внимание такому аспекту, как тип родительских отношений. Ведь, взрослые, занимаясь воспитанием своего ребенка, так или иначе придерживаются опредленного типа родительских отношений. В психологической практике наиболее полным и распространенным является типология отношений родителей к детям А.Я. Варга. Ниже представлено описание данных типов:

1. «Принятие». Это тип позитивного эмоционального отношения к ребенку: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родители уважают индивидуальность ребенка, симпатизируют ему.

2. «Отвержение». Это тип негативного отношения к ребенку: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым.

3. «Кооперация» - социально желательный образ родительского отношения: родитель заинтересован в делах ребенка, старается во всем ему помочь, сочувствует ему.

4. «Симбиоз» отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком.

6. «Маленький неудачник» - отражает особенности восприятия.

Выбирая за основу один из перечисленных типов родительских отношений, родитель должен понимать, как и каким образом это будет отражаться на его взаимодействии с ребенком. Потому как определенный тип родительских отношений подразумевает набор некоторых установок и моделей поведения по отношению к ребенку. Но зачастую бывает так, что взрослые об этом не задумываются, и как итог мы получаем ребенка, который мало ориентирован в социуме, проявляет недоверие к людям или, наоборот, слишком самоуверен и заносчив. Эти крайние позиции не будут являться положительными для ребенка.

Изучение детско-родительских отношений является важным моментом для понимания всех аспектов, воздействующих на личность ребенка. Так как именно семья, в частности родители, становятся для ребенка источником информации. Для него она является наиболее достоверной и проверенной.

Поэтому родителям очень важно понимать, как и какую информацию давать ребенку.

Ценности, интересы, духовное богатство личности в большинстве случая зависят от тех условий, в которых развивался и воспитывался ребенок. В особенности в дошкольном и младшем школьном возрасте. Так как именно данный возрастной период является одним из наиболее чувствительных к воздействию со стороны родителей и окружающего мира.

Л.Б. Шнейдер в своих работах отмечает, что «именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей - продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья - это определенный морально - психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми» 1.

В зарубежной психологии типологией детско-родительских отношений также занимались американские психологи - Е.С. Шефер и Р.К. Белл. Ими была разработана наиболее подробная типология детско-родительских отношений. При этом выделялось 23 признака, которые определяли разные стороны родительских отношений к детям. Данные признаки были объединены в три класса и в работе Македон Т.А. описывались так:

Оптимальный эмоциональный контакт, включающий побуждение словесных проявлений ребенка и развитие активности ребенка; партнерские и уравнительные отношения между родителем и ребенком.

Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, проявляющаяся в раздражительности и вспыльчивости; в уклонении от контакта с ребенком.

Излишняя концентрация на ребенке, которая проявляется в чрезмерной заботе и установлении отношений зависимости; в преодолении сопротивления и подавлении воли; в создании безопасности и опасении обидеть; в исключении вне семейных влияний; в подавлении агрессивности и сексуальности; в чрезмерном вмешательстве в мир ребенка; в стремлении ускорить развитие ребенка.

Разными авторами, которые изучали феномен понятия детско - родительские отношения, также были выделены основные функции детско - родительских отношений. Так, в книге Кириленко И.Н. данные функции были описаны следующим образом:

Передача социального опыта. Детско-родительские отношения создают особое пространство восприимчивости ребенка усвоению социокультурных знаний и умений, имеющихся в личном опыте родителей;

Предоставление ребенку образца идентификации. Семья, в первую очередь сами родители, создают для ребенка определенные модели социального поведения;

Продуцирование ресурсов психологической защищенности личности ребенка. В данном контексте под ресурсами психологической защищенности понимается относительно стабильные условия осуществления детско - родительских отношений, способствующие психологической защищенности ребенка. Наличие данной функции подразумевает наличие ресурсной среды, обладающей поддерживающим и развивающим потенциалом;

Установление связи поколений. Отсутствие детско-родительских отношений разрывает связь поколений. Более того, даже отдельные дефекты передачи родовых связей (молчание, запреты, непроговариваемость и т.п.), лишая субъекта возможности придавать смысл прошлому, создают для него определенные трудности в настоящем и ограничивают его способность проецировать себя в будущее. В итоге, ребенок, а в дальнейшем - взрослый, как бы «закрывается» в пространстве своего индивидуального бытия вынужден самостоятельно искать мировоззренческую опору в жизни, ориентируясь на информационный поток, идущий со стороны общества (макросоциума), и на собственные наблюдения, не всегда оптимистичные;

Реконструкция безопасного для ребенка поля самопрезентации и первичной самореализации. Самопрезентация представляет собой

«театрализованную» форму социального поведения, драматическое разыгрывание желаемого образа. При этом он апробирует эффективность того или иного поведения в конкретном типе социальной ситуации;

Создание среды для самоутверждения личности ребенка. Детско - родительские отношения способствуют таких важных аспектов, как: развитие самосознания, формирование самооценки, наличие иерархии мотивов;

Обеспечение возможности самоутверждения. Под самоутверждением, широко изучаемым в рамках философии и психологии, в настоящее время понимается стремление человека заявить о себе как об уникальной личности, отличающейся от других и претендующей на самобытность, самоценность, значимость;

Создание условий для самореализации личности. Мотивом подобного действия выступает стремление продолжить собственное бытие как личности в других людях. Транслируя свою индивидуальность через созидаемые произведения, а также через непосредственно производимые изменения в других людях (А.В. Петровский, В.А. Петровский);

Многие исследователи выделили два глобальных типа родительских представлений. Первый тип, как описывают его в своей книге Е.А. Савина и Е.О. Смирнова - это средовый тип. «Родители со средовыми представлениями считают, что главным источником влияний является окружающая среда, следовательно, ребенок должен быть защищен от плохих влияний. Детское поведение - результат родительской активности, действия ребенка должны соответствовать социальным нормам. Второй тип - конструктивистский. Конструктивистски ориентированные родители считают, что развитие ребенка

Результат взаимовлияний среды и собственных характеристик ребенка, что ребенок - активный агент собственных достижений, а детское поведение зависит от способа реагирования ребенка на воздействие окружающей среды». Так же хотелось бы отметить, что другие исследователи придерживаются мнения, о том, что наиболее благоприятным типом родительских представлений, является смешение описанных выше типов.

В исследованиях Е.А Артамоновой, Е.В. Екжановой и Е.В. Зыряновой детско-родительские отношения описываются как важнейшая подсистема отношений семьи как целостной системы и могут рассматриваться как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения.

Основной чертой, которая отличает детско-родительские отношения от других межличностных отношений, по мнению Кириленко И.Н., является наличие значимого Другого. Данный образ обладает высокой значимостью, как для родителя, так и для ребенка. Так, например, образ значимого Другого для родителей отождествляется с ребенком, на которого возложена ответственность за продолжение рода, реализацию родительских надежд и мечтаний о лучшем. В свою очередь, для ребенка образ значимого Другого возникает на эмоциональном уровне и приравнивается как образ родителя, обладающего авторитетом и широкими возможностями.

Продолжая развивать идею образа значимого Другого, Кириленко И.Н. пишет, что «наряду с концептом «значимого Другого», сама семья, образуя особую микросреду взаимодействия своих субъектов, придает базовую специфику детско-родительским отношениям, которая воспроизводится:

Предзаданностью эмоциональности - детско-родительские отношения исключают безразличие своих субъектов, они всегда эмоционально насыщены, содержат позитивную эмоциональную окраску.

Фиксированностью динамических характеристик - детско - родительские отношения, оформляясь после рождения ребенка, носят устойчивый, достаточно длительный характер, ограниченный в большинстве случаев жизнью своих субъектов, и характеризующийся относительной стабильностью выстраиваемого в их рамках взаимодействия.

Неравнозначностью позиций их субъектов - значительный период выстраиваемого взаимодействия родители выступают образцом для подражания и источником поддержки для детей, изменяясь лишь при достижении последними определенного уровня развития» 1.

Таким образом, можно сказать, что детско-родительские отношения по своей специфике эмоциональны, имеют устойчивый характер и в значительной мере являются образцом для подражания.

По мнению Л.С. Выготского, благодаря взаимоотношению в семье, общению и совместной деятельности, создаются благоприятные условия для перестройки и развития личности ребенка.

Находясь в системе детско-родительских отношений, ребенок получает возможность оптимальным способом присвоить себе и использовать уже опробованные ценности, правила поведения и нормы. Итогом такого взаимодействия с родителями в данном случае, будет являться сформированность у ребенка готовности к различным жизненным ситуациям.

Формирование и развитие личности ребенка - это процесс, в котором активное участие принимают как родители, так и дети. При этом в процессе воспитания своих детей, родители сами воспитываются. Дети выбирают свой дальнейший жизненный путь в ходе воспитательных воздействий, то есть, дети воспитываются с помощью значимых для него взрослых. И в основном этими значимыми взрослыми являются родители. Поэтому родителям очень важно уметь оценивать себя со стороны, как и какими методами воздействуют на ребенка, какого стиля воспитания придерживаются, каков уровень доверия в их детско-родительских отношениях.

Кириленко И.Н. отмечает, что «анализ детско-родительских отношений позволят увидеть, что в современных исследованиях детально проработанной является только их направленность на развитие ребенка. Она подразумевается как способствующая созданию условий, наиболее благоприятных его личностному и интеллектуальному развитию» 1.

Изучая феномен понятия детско-родительские отношения, невольно происходит осознание, тесной связи ребенка со своими родителями. Детско - родительские отношения имеют непростую структуру, которая определяет генезис и развитие общения ребенка и родителей. Роли всех участников этого непростого процесса взаимодействия претерпевают существенные изменения на каждом из возрастных этапов развития. На родителях лежит большая ответственность за жизнь и развитие ребенка. Поэтому важно учитывать и понимать все