Темы собраний в подготовительной группе детского сада. Конспект родительского собрания в подготовительной группе. Подготовка к школе. Как бы жили мы без книг

Марина Антипина
Родительское собрание в подготовительной группе «Готовимся в школу вместе»

Тема : «Готовимся к школе вместе »

Цель : вовлечь родителей в диалог по вопросу подготовки к школе , создать обстановку общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки.

Предварительная работа :

1. Подготовить вопросы на школьную тематику .

2. Приготовить для каждого родителя памятки :

«Как воспитать у ребенка самостоятельность»

«Правила работы с рабочими тетрадями дома» .

3. Оформить выставку литературы по подготовке детей к школе .

4. Приготовить материал для игры «Кто быстрее соберет ранец» .

Перед началом собрания родители знакомятся с выставкой литературы.

Ход собрания:

Вступление : чтение отрывка из стихотворения А. Барто «Почему сегодня Петя просыпался десять раз? Потому что он сегодня поступает в первый класс!» (см. прил. 1)

1. О воспитании самостоятельности.

Наши дети стали взрослее еще на один год. Теперь они воспитанники подготовительной группы , самые старшие в детском саду. Совсем скоро в школу ! Как сложится обучение ребенка в первом классе, во многом зависит от наших с вами усилий. Как встретится ребенок со школой , во многом будет зависеть от того, какое отношение к школе у него сложится , какие ожидания будут сформированы. Формирование стремления стать учениками – это обогащение общего развития дошкольника , создание положительной психологической установки на новый этап жизни.

Серьезное отношение семьи к подготовке ребенка к школе должно основываться прежде всего на стремлении сформировать у ребенка желание многое узнать и многому научиться, воспитании в детях самостоятельности, интереса к школе , доброжелательного отношения к окружающим, уверенности в себе, отсутствии боязни высказывать свои мысли и задавать вопросы, проявлять активность в общении с педагогами.

Чем же характеризуется самостоятельный ребенок? Самостоятельность старшего дошкольника проявляется в его умении и стремлении действовать без помощи взрослого, в готовности искать ответы на возникающие вопросы. Самостоятельность всегда связана с проявлением активности, инициативы, элементов творчества. Самостоятельный ребенок – это прежде всего ребенок, который в результате опыта успешной деятельности, подкрепленной одобрением окружающих, чувствует себя уверенно. Вся ситуация школьного обучения (новые требования к поведению и деятельности ученика, новые права, обязанности, отношения) основывается на том, что за годы дошкольного детства у ребенка сформировались основы самостоятельности, элементы саморегуляции, организованности. Умение относительно самостоятельно решать доступные задачи составляет предпосылки социальной зрелости, необходимой в школе . Опыт показывает, что первоклассник, у которого не развито это качество, испытывает в школе серьезные нервно-психические перегрузки. Новая обстановка, новые требования вызывают у него чувство тревоги и неуверенности в себе. Привычка к постоянной опеке взрослого, исполнительская модель поведения, сложившаяся у такого ребенка в дошкольном детстве , мешают ему войти в общий ритм работы класса, делают его беспомощным при выполнении заданий. Непродуманная тактика воспитания, стремление взрослого, даже из самых лучших побуждений. Постоянно опекать и помогать ребенку в элементарных делах заранее создают серьезные трудности для его обучения. Адаптация к школе таких детей значительно затягивается.

Родители (см. прил. 2)

2. Весёлые диктанты

Подготовка детей к письму начинается задолго до поступления ребенка в школу . В подготовительной группе этому уделяется особое внимание.

Подготовка к письму предполагает развитие у детей :

Мелкой моторики пальцев рук (с этой целью необходимо учить детей выполнению разнообразных практических дел, созданию поделок с помощью различных инструментов, в процессе чего развиваются такие качества, как точность произвольных движений руки, глазомер, аккуратность, внимание, сосредоточенность).

Пространственной ориентации, в частности, на листе бумаги, а также в общих направлениях движения (слева направо, сверху вниз, вперед-назад и т. д.) .

Чувство ритма, умения согласовывать темп и ритм движений, слово и жест.

Изобразительных и графических умений в процессе изобразительной деятельности, а также с помощью графических упражнений.

Положительное влияние на подготовку руки к письму оказывает раскрашивание. С этой целью можно использовать готовые альбомы-раскраски . При выполнении таких заданий дома необходимо обращать внимание ребенка на то, чтоб изображение было закрашено достаточно тщательно, ровно и аккуратно.

Помогает развитию графических умений выполнение различных заданий, связанных со штриховкой. Штриховка выполняется под руководством взрослого. Мама или папа показывают, как рисовать штрихи, контролируют параллельность линий, их направление, расстояние между ними. Для упражнений в штриховке можно использовать готовые трафареты с изображением предметов.

Широко используются различные графические упражнения в тетради в клетку : обведение клеток, составление узоров, вписывание в квадрат различных изображений : овалов, линий, крючков, треугольников.

Родители знакомятся с содержанием памятки (см. прил. 3)

2. Вопрос -ответ «Помните ли вы?» .

Предложить родителям ответить на вопросы (см. прил. 4)

3. Игра «Кто быстрее соберет ранец» .

Скоро в школу отправляться .

А готовы вы собраться

В первый класс

Прямо сейчас?

Мамам, папам мы доверим

Ранцы школьные . Проверим,

Не успели ли забыть,

Что надо в школу приносить ?

Предлагаю родителям поиграть в игру «Кто быстрее соберет ранец» . Для участия в игре приглашаются двое родителей . Им выдаются школьные ранцы . В центре группы в большой корзине лежат предметы : карандаши, ручки, конфеты, пеналы, учебники, куклы, жевательная резинка, машинка, кубики, сотовый телефон, линейка, фломастеры, альбомы, бинокль, семейные фотографии, пирожок, тетради, расческа и т. д.

Родители должны выбрать те предметы, которые необходимы ребенку в школе , и затем прокомментировать содержимое ранцев.

Совет родителям : ребенок-первоклассник может взять с собой в школу небольшую любимую игрушку для игр на перемене.

4. Подведение итогов собрания , обмен мнениями

Почаще общайтесь со своим ребенком, читайте с ним и обсуждайте прочитанное. Отвечайте на его вопросы, помогайте в решении каких-либо проблем. Потому что только вместе с вами ребёнок преодолеет любые трудности!

Желаю вам успехов и счастливого пути по дорогам знаний!

Список литературы.

1. Белая К. Ю., Цапенко М. М. Родителям будущих первоклассников// Серия : «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве» / Отв. Редактор Л. Е. Курнешова. -М.: Центр «Школьная книга » , 2007.-48с.

2. Будницкая И. И., КатаеваА. А. Ребёнок идёт в школу . - М.: Педагогика, 1985. – 160 с. – (Б-ка для родителей ) .

3. Волков Б. С., Волкова Н. В. Задачи и упражнения по детской психологии.

4. Воспитатели и родители : Из опыта работы. Сост. Л. в. Загик, В. М. Иванова. - - М.: Просвещение, 1985. – 96с.

5. Давыдова Ю. В. Как подготовить ребёнка к школе/ Юлия Давыдова . - М.: Эксмо, 2008. – 144с. – (Шпаргалки для родителей ) .

6. Зверева О. Л. Родительские собрания в ДОУ : метод. Пособие / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. – М.: Айрис-пресс, 2006, - 128с. – (Дошкольное воспитание и развитие) .

Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе "Готовность дошкольника к школе в контексте ФГОС"

Победитель всероссийского конкурса "Самая востребованная статья месяца" Октябрь 2017

Описание работы: Предлагаю Вам конспект итогового родительского собрания в подготовительной группе, где в основной части идет ознакомление родителей с ФГОС и в частности проблемы перехода детей из детского сада в школу, психологической подготовкой детей к школе в соответствии с ФГОС.

Конспект итогового родительского собрания в подготовительной группе:

Здравствуйте, уважаемые родители! Нам приятно видеть вас, и мы благодарим вас за то, что нашли возможность прийти на наше мероприятие. Наша сегодняшняя встреча посвящена обсуждению проблемы перехода детей из детского сада в школу. Мы, родители, заинтересованы в школьных успехах своего ребёнка, поэтому как можно раньше начинаем готовить его к поступлению в школу. Что надо сделать, чтобы ребёнок пошёл в школу подготовленным и учился хорошо, получая при этом только положительные эмоции – цель сегодняшнего разговора.

В рамках закона об образовании вышел «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования", Коротко – ФГОС. и он вступил в силу с 1 января 2014г В данный момент ГОС стандарты есть еще в начальной школе вот и сейчас и нам дали 2 года чтобы полностью перейти к этим требованиям.

Стандарт дошкольного детства - это, по сути дела, определение правил игры, в которых ребенок должен быть обречен на успех. Правила развития ребенка, а не его обучения. Почему вдруг ученые взялись за разработку стандарта дошкольного образования? Потому что впервые в истории нашей культуры дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования - такого не было никогда, т.е. раньше дошкольный возраст рассматривался как одной из ступеней для подготовки детей к школе. Сейчас дошкольный возраст сам по себе ценен. Сущность изменения касается модели образовательного процесса. Из неё напрочь нужно искоренить учебную модель. Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развитие - стоит во главе угла. Развивать нужно по средством доступного для их возраста деятельности - игры. В результате весь образовательный процесс будет встроен в игру и дети сами того не замечая будут обучаться. Так же в тексте ФГОС не употребляется слово занятие. Однако это не обозначает переход на позиции попустительства. Мы занимаемся с детьми, но само понятие занятие с сейчас рассматривается как занимательное дело без отождествлением его с занятием как формой учебной деятельности. В стандарте учитываются индивидуальные потребности каждого ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья.

Изменения касаются также позиции взрослого. Взрослый взаимодействует, но взаимодействие рассматривается не в формальном контексте (я в группе, я контролирую, делаю замечания, поучаю, а в сущностном (партнёрство) . Взрослый взаимодействует с детьми: вместе ставит цели, вместе действует по достижению этих целей и вместе оценивает тот продукт, что получился на выходе.

Структура системы образования.

В РФ выделяются уровни:

Первый - Дошкольное образование (впервые) является первым уровнем общего образования

Второй-Начальное общее образование

Третий-Основное общее образование

Четвертый-Основное среднее образование

Впервые дошкольное образование признано самостоятельным уровнем общего образования

По сути что такое ФГОС это требования которые прописаны в программе и каждый воспитатель работает по этой программе. (показать, рассказать своими словами)

Главным стало по новому закону психологическая подготовка детей к школе, которая включает:

  • интеллектуальную готовность;
  • мотивационную готовность;
  • эмоционально-волевую готовность;
  • коммуникативную готовность.

Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, установление закономерностей, пространственного мышления, умение устанавливать связи между явлениями и событиями, делать простейшие умозаключения на основе аналогии. Например, морковь – огород, грибы - … лес

К 6–7-и годам ребенок должен знать:

  • свой адрес и название города, в котором он живет;
  • название страны и ее столицы;
  • имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
  • времена года, их последовательность и основные признаки;
  • названия месяцев, дней недели;
  • основные виды деревьев и цветов.

Ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка - это мама отца или матери.

Мотивационная готовность…

Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль - роль школьника.

С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что учёба – это труд, дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.

Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Не следует запугивать детей школой, предстоящими трудностями, строгой дисциплиной, требовательностью учителя. «Вот пойдёшь в школу – там за тебя возьмутся, никто там тебя жалеть не будут. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу, дома его понимают, верят в его силы.

Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.

Волевая готовность предполагает наличие у ребенка:

  • способностей ставить перед собой цель,
  • принять решение о начале деятельности,
  • наметить план действий,
  • выполнить его, проявив определенные усилия,
  • оценить результат своей деятельности,
  • а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.

Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании..

Не ругайте ребёнка за ошибку, а разберитесь в её причине.

Структура головного мозга, отвечающая за произвольность поведения, формируется к 7 годам, поэтому ваши требования должны быть адекватными его возрасту.

Относитесь к ребёнку, как к себе, мы ценим себя по тому, что можем и умеем, так как всё знать невозможно.

Коммуникативная готовность.

Проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе.

Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.

В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.

Казалось бы каждый из вас считает что ребенок готов к школе но прдя в школу он будет испытывать трудности и вы сэтим согласитесь. Я хочу обратить внимание ваше и зачитать

«Портрет» первоклассника, не готового к школе:

  • чрезмерная игривость;
  • недостаточная самостоятельность;
  • импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность;
  • неумение общаться со сверстниками;
  • трудность контактов с незнакомыми взрослыми (стойкое нежелание контактировать) или, наоборот, непонимание своего статуса;
  • неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции;
  • низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие;
  • плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координации (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами) ;
  • недостаточное развитие произвольной памяти;
  • задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. п.) .

2. Еще одной из главных задач перед школой воспитывать самостоятельность у ребенка.

  • Ребёнок должен уметь ухаживать за собой, самостоятельно раздеваться и одеваться. Очень важно приучить ребёнка к гигиене.
  • Научите малыша убирать своё рабочее место, бережно относиться к вещам.
  • Чтобы ребёнок быстрее смог адаптироваться в школе, он должен быть достаточно самостоятельным. Постарайтесь меньше опекать его, дайте ему возможность принимать самостоятельные решения и отвечать за них.
  • Поручите ему какие-нибудь домашние дела, он научился выполнять свою работу без помощи взрослых. Старшие дошкольники могут накрывать на стол, мыть посуду, чистить свою одежду и обувь, присматривать за младшими детьми, кормить рыб, птиц, котёнка, поливать цветы. Родители не должны делать то, что дети забыли или не захотели выполнять. Практика показывает, если дети до поступления в школу имели дома посильные для них обязанности, они легче справлялись с учебной деятельностью

Правила детского общежития которые вы с ребенком должны проговаривать

  • Не отнимай чужого, но и не всё своё отдавай
  • Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться
  • Не дерись без обиды
  • Не обижайся без дела
  • Сам ни к кому не приставай
  • Зовут играть иди, не зовут – попросись. Это не стыдно.
  • Не дразни, не канючь, не выпрашивай ничего. Никого два раза ни о чём не проси
  • Из-за отметок не плачь. Будь гордым. С учителем за отметки не спорь. И на учителя на отметки не обижайся. Делай уроки, а какие будут отметки, такие и будут.
  • Не ябедничай за спиной у товарищей
  • Не будь грязнулей, дети грязнуль не любят, не будь и чистюлей, дети не любят и чистюль.
  • Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай водиться, давай вместе пойдём домой
  • И не выставляйся. Ты не лучше всех, ты не хуже всех, ты мой любимый
  • Иди в школу, и пусть она тебе будет в радость, и я буду ждать и думать о тебе

Дорогу переходи внимательно, не торопись

Формулы вербального (словесного) общения, которыми может овладеть ребёнок к концу дошкольного возраста

Приветствие. Здравствуйте, добрый день, доброе утро, добрый вечер, рад тебя или Вас видеть, привет

Прощание. До свидания, спокойной ночи, до завтра, счастливого пути, доброй ночи.

Извинение. Извините, пожалуйста; простите, пожалуйста; прошу прощения.

Обращение. Скажите, пожалуйста; будьте добры, могли бы вы; вас не затруднит.

Знакомство. Давайте познакомимся, меня зовут.. познакомьтесь, это…

Взрослые, помните!

Подражая взрослым, дети легко усваивают правила вежливости

Вот портрет дошкольника, готового к обучению в школе по ФГОСАМ:

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы физические качества и потребность в двигательной активности. Соблюдает элементарные правила ЗОЖ.

Любознательный. Интересуется новым и неизвестным. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать в различных видах детской деятельности.

Эмоционально-отзывчивый. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Ребенок использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо» . Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и им самим. Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе.

Таким образом, в портрете выпускника отражаются качества личности ребенка и степень их сформированность, а не знания умения и навыки как было раньше.

Но самое главное и это прописано в законе об образовании, что первым и главным в воспитательно - образовательном процессе для детей являетесь вы родители, а мы воспитатели можем оказать помощь в воспитании, посоветовать вам и всегда рады когда вы к нам обращаетесь.

Сценарий родительского собрания с родителями подготовительной к школе группы на тему: «Ребенок на пороге школы»

Автор : Аскарова Ильмира Рашитовна, старший воспитатель СП «Детский сад «Ляйсан» ГБОУ СОШ с. Новое Усманово
Описание работы : Предлагаю вам сценарий родительского собрания на тему: «Ребенок на пороге школы». Данный материал будет полезен старшим воспитателям, воспитателям подготовительной к школе группы, а также родителям дошкольников-выпускников.
Цель : Повышение компетентности родителей по вопросам психологической, педагогической и социальной подготовки ребенка к обучению в школе. Совершенствование системы совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения, направленной на подготовку детей к школьному обучению.
Задачи :
1. Вовлечь родителей в процесс определения понятия «Готовность ребенка к школе».
2. Оптимизация усилий семьи и дошкольной организации по подготовке ребенка к систематическому обучению в школе.
Предварительная работа:
1. Подготовка пригласительных для родителей воспитанников подготовительной к школе группы.
2. Подготовка памяток для родителей воспитанников.
3. Анкетирование родителей воспитанников.
4. Проведения с детьми опроса «Хочу ли я в школу».
5. Опрос родителей: какие вопросы вы хотели бы задать на родительском собрании.
6. Выставка литературы и дидактических пособий по подготовке детей к школе.

Ход мероприятия.

Здравствуйте, уважаемые родители. Мы пригласили вас для взаимного общения, обмена опытом, переживаниями, чувствами. Вашим детям скоро исполнится семь лет, окончится дошкольное детство и начнется новый важный этап формирования личности со строгим планомерным обучением, с пятибалльной оценкой успехов. Каждый из вас переживает и сейчас я хотела бы определить степень вашего беспокойства по поводу предстоящего школьного обучения.
На ваших столах лежат карточки. Поднимите карточку такого цвета, которая отражает степень вашего беспокойства в связи с приближающейся школьной жизнью ребенка (черная-сильное, синяя – умеренное, зеленая – отсутствует).
Вопрос, поднявшим черную карточку: От кого или от чего зависит нормализация в улучшении вашего самочувствия?
Вопросы дискуссии:
1. Что на ваш взгляд обеспечит успех ребенка в школе?
2. Что больше всего способствует возникновению желания учиться?
Выберите пять главных факторов говорящие о том, что ребенок готов к школе. Рассмотрите их по степени значимости
- физическое здоровье;
- развитый интеллект;
- умение общаться и способность взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
- умение считать и читать;
- выносливость и работоспособность;
- аккуратность и дисциплинированность;
- хорошая память и внимание;

Инициативность, воля и способность действовать самостоятельно.
Итак, поговорим о готовности ребенка к школе. Первая из них – личностная . Другими словами это отношение ребенка к школе, к учебной деятельности, к самому себе. В психологии существует такое понятие – мотивация- побуждение к действию, причина, по которой человек поступает так, а не иначе. Ваши дети отвечали на вопрос «Хочу ли я идти в школу» Рассматриваются ответы детей. Правильный ответ: готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (форма, портфель, учебники, тетради), а возможностью получать новые знания.
Переходим к следующему аспекту - эмоционально- волевая готовность . Очень важно в детях развивать эмоциональную устойчивость, не менее важным, является и сила воли. У ребенка должен быть сформирован комплекс волевых качеств, без наличия которых он не сможет длительное время выполнять задания учителя, не отвлекаться на уроке, доводить дело до конца. Рассмотрим ситуацию и подумаем, правильно ли поступает мама. Шестилетний Антон подвижный мальчик. Он не любит игры и занятия, требующие внимательности, усидчивости. Вот и сейчас нарисовал рисунок, не стараясь, хотя может нарисовать и лучше. Мама, увидев рисунок, говорит: «Молодец». А Антон, радуясь тому, что его похвалили, снова рисует рисунок ничуть не лучше прежнего. Мама продолжает его хвалить, думая про его недочеты «Подумаешь, не дорисовал, в школе научится. Лишь бы занят был чем – нибудь». Рассуждают родители. Волевой готовности будущего первоклассни¬ка должно уделяться серьезное внимание. Ведь его ждет напряженный труд, от него понадобится умение делать не только то, что ему хочется, но то, что требуется. К концу дошкольного возраста ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить, реализовать его, проявить определенное усилие в про¬цессе преодоления препятствия, оценить результат своего волево¬го действия. Бывает, что ребенок прикладывает усилия воли, чтобы получить вознаграждение, этот прием можно иногда использовать, но не злоупотреблять.
Еще одна не менее важная готовность – интеллектуальная . Предлагаю вам рассмотреть и расположить в порядке важности знаний, умений и навыков, необходимых будущему первокласснику.
- умение анализировать;
- умение составлять рассказ по картинке;
- широкий кругозор;
- умение читать;
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
- умение делать выводы;
- большой словарный запас;
- умение читать;
- умение обобщать;
- умение решать арифметические задачи;
До начала нашей встречи вы подготовили вопросы, которые вас интересуют. Сейчас мы попробуем с вами разобраться в них и ответить на эти вопросы.
1.Как часто и сколько времени нужно уделять подготовке к школе дома?
Не больше 30 минут, с небольшими перерывами, 2-3 раза в неделю.
2.Нужно ли учить ребенка читать?
Если у ребенка есть желание складывать по слогам, не запрещайте. Акцент желательно сделать на следующие задания: определения позиция звука в слове, деление слов на слоги, определение мягкости, звонкости звуков и.т. д.
3.Ребенок не проявляет инициативы заниматься дома, что делать?
Предлагайте ребёнку небольшой объём занятий – не более 5 минут. Все занятия проводите в игровой форме: складывайте слоги и слова из макарон, считайте мыльные пузыри, решайте задачи, используя настоящие предметы, фрукты и овощи, пишите письма сказочным героям. Поощряйте самостоятельность, нестандартное мышление ребёнка. Помогайте правильно держать карандаш, ручку.
4.Какие пособия лучше выбирать для занятий дома?
Мы советуем выбирать авторские пособия, оформленные рисунками, с крупным шрифтом, понятно изложенными заданиями по развитию памяти, внимания, мышления, речи, с весёлыми задачами, головоломками, прописи. Кроме того, в нашей прихожей, в уголке «Готовимся к школе» вы всегда можете найти информацию, задания, игры, в которые можно поиграть дома.
Подведение итогов родительского собрания .
Дома вам следует продолжать готовить ребёнка к школе, но, не перегружая его. Вполне достаточно двух упражнений, весёлых задач, элемента графического диктанта. После короткого занятия разыграйте ситуацию, которая может произойти именно с вашим ребёнком, обсудите её, помогите сделать правильные выводы.
Можно предложить в завершении собрания использовать приём «Полезный совет».
Каждый участник собрания получает карточку, в которую вписывает совет воспитателю или другим участникам собрания. Советы можно давать в юмористической, афористической форме.
Раздача памяток.

Пожелания родителям в процессе подготовки ребенка к школе

Занимайтесь с ребенком систематически (2-3 раза в неделю), занятия желательно проводить в одно и то же время.
Продолжительность каждого занятия для детей 6-7 лет – не больше 30 минут.
Рисовать (писать), читать, раскрашивать, лепить, вырезать, клеить лучше за столом. Можно 10-15 минут заниматься за столом, 10-15-минут – на коврике. Это позволяет менять позу, снимает мышечное напряжение.
Не занимайтесь с ребенком, если он плохо себя чувствует или активно отказывается от занятий.
Начинайте занятие с любимых или простых для выполнения заданий. Это дает ребенку уверенность в своих силах.
Спокойно, без раздражения относитесь к затруднениям и неудачам ребенка. Не ругайте, не стыдите ребенка за неудачи.
Подбадривайте ребенка, если у него что-то не получается. Терпеливо разъясняйте все, что непонятно.
Обязательно найдите, за что похвалить ребенка во время каждого занятия.
Не заставляйте ребенка многократно повторять те задания, которые не получаются. В таких случаях следует вернуться к аналогичным, но более простым заданиям.

Памятка для родителей по подготовке детей к школе

Избегайте больших нагрузок на ребенка (несколько кружков, секций и прочих занятий).
Не пугайте ребенка школой («Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!», «Там тебя научат как надо себя вести!» и проч.).
Не допускайте резких изменений в жизни ребенка: во внутреннем устройстве дома, режиме дня, отмене каких-либо ранее присутствовавших развлечений ребенка, общения с прежними друзьями и проч. (во время перехода из детского сада в школу).
С целью уменьшения трудностей в подготовке уроков, когда ребенок уже будет посещать школу – заранее (в подготовительной группе) готовьте ребенка к ним: регулярно, примерно в одно и тоже время занимайтесь какой-либо деятельностью (рисованием, лепкой, конструированием, развивающими играми и проч.). Это будет развивать усидчивость, привычку к целенаправленным занятиям и самое главное – произвольное поведение.
Оптимизируйте свои детско-родительские отношения: необходимо, чтобы ребенок рос в атмосфере любви, уважения, бережного отношения к его индивидуальным особенностям. Заинтересованности в его делах и занятиях, уверенности в его достижениях; вместе с тем – требовательности и последовательности в воспитательных воздействиях со стороны взрослых.
Содействуйте также оптимизации отношений ребенка со сверстниками: если у ребенка возникают трудности в отношениях с ними, нужно выяснить причину и помочь ребенку приобрести уверенность в коллективе сверстников.
Постоянно расширяйте и обогащайте индивидуальный опыт ребенка: чем разнообразнее опыт ребенка, тем разнообразнее его деятельность и тем больше основания для активных самостоятельных действий, следовательно. У него больше возможностей для проверки своих способностей и расширения представлений о себе (музеи, театры, цирк, зоопарк; стихи, сказки, детские песни, мультфильмы, детское кино и проч.).
Способствуйте развитию способности анализировать собственные переживания ребенка и результаты своих действий и поступков: всегда положительно оценивая личность ребенка, необходимо вместе с ним оценивать результаты его действий, сравнивать с образцом. Находить причины трудностей и ошибок и способы их исправления. При этом важно формировать у ребенка уверенность, что он справится с трудностями, добьется хороших успехов, у него все получится.
Подумайте, что еще может оказаться необходимым Вашему ребенку и внедряйте это в жизнь, а если возникают сомнения – приходите к специалистам и консультируйтесь, даже если Вам кажется, что это того не стоит.
Проект решения родительского собрания
1. Объединить усилия семьи и детского сада в подготовке детей к школе.
2. Способствовать формированию мотивационной готовности ребёнка к школе. Организовать с детьми экскурсию в школу, посещение выставок с целью расширения кругозора, ознакомления со школой, работой учителя.
3.Играть с детьми в домашние игры, направленные на подготовку к школе
4.Принимать участие вместе с детьми в мероприятиях познавательной, эстетической и спортивной направленности.
Используемая литература:
1. Павлов И.В. Хочу учиться! Родителям о психологической подготовке ребенка к школе.Санкт-Петербург, Речь 2008г.
2.Плотникова Н.В. Как научить дошкольника эффективному общению и позитивной самооценке "Хочу и могу", Санкт-Петербург, 2011г.
3.Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1996г.
4.Куражева Н.Ю., Козлова И.А. "Приключения будущих первоклассников" - Санкт-Петербург, 2007г.
5.Чибисова М.Ю., Пилипко Н.В. "Психолог на родительском собрании, М. Генезис, 2009г.

ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

Дата: октябрь 2014 год

Цель: установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника по вопросу подготовки к школе.
Задачи:
1. Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки.

2 . Повысить грамотность родителей в области развивающей педагогики, пробудить в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребёнка.
3. Воспитывать у родителей привычки интересоваться у педагогов процессом развития ребёнка в разных видах деятельности.

Форма проведения: консультация
Оборудование:
Литература по теме собрания;
Мультимедийное оборудование для выступлений педагогов и родителей;
памятка для родителей,
Участники: учитель-логопед, старший воспитатель, воспитатели группы, родители.
Предварительная работа:
Экскурсия детей в школу;
Анкетирование «Готовность ребенка к школе».
Выставка методической литературы по теме собрания, рабочих тетрадей, продуктов продуктивных видов деятельности;
Подготовка родителей к выступлению по обмену опытом семейного воспитания.

Ход собрания:

Невтеева С.В. Вот и наступил - последний год перед поступлением вашего ребенка в школу. В любой семье этот год заполнен не только приятными волнениями и ожиданиями, но массой непривычных проблем и тревог. Безусловно, вы полны желания, чтобы ваш малыш не только хорошо учился, но и оставался здоровым, успешным человеком. Это зависит от того как мы ответственно отнесемся к этому вопросу в течение этого года. «До школы еще целый год!»- часто мы слышим от вас, а мы отвечаем «До школы только один год», сколько еще нужно сделать, успеть, если хотим, чтобы ребенок легко учился, и при этом был здоров. Каждая семья, отправляя впервые ребенка в школу, желает, чтобы ребенок учился хорошо и вел себя отлично.

Но, как известно, не все дети учатся хорошо и не все добросовестно относятся к своим обязанностям. Во многом причина зависит от недостаточной подготовки ребенка к школе.

Перед вами и перед нами сейчас стоит важная, ответственная задача - подготовить ребенка к школе.

ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНАЯ И ОТВЕТСТВЕННАЯ ЗАДАЧА?

Да, потому, что в школе с первого же дня ребенок встречается со многими трудностями.

Для него начнется новая жизнь, появятся первые заботы, обязанности:

а) самостоятельно одеваться, умываться;

б) внимательно слушать и слышать;

в) правильно говорить и понимать то, что ему говорят;

г) спокойно сидеть в течение 45 минут;

д) быть внимательным;

е) уметь самостоятельно выполнять домашние задание.

Очень важно с первых дней пробудить у ребенка интерес к школе, поселить в нем желание выполнять каждое задание, как можно лучше, упорно и настойчиво трудиться.

Заметьте, если у школьника учение идет успешно, то он занимается с охотой и наоборот, неудача вызывает нежелание учиться, идти в школу, страх перед трудностями. Эта неудача расслабляет и без того еще слабую волю ребенка. Мы взрослые по себе знаем, каким большим стимулом в работе является, успех, как он окрыляет нас, как хочется больше работать.

Хорошо подготовить детей к обучению к школе - это значит, как думают некоторые родители, научить детей читать, писать. Но это не так! Чтению и письму их будут обучать в школе учителя - специалисты знающие методику. Важно подготовить ребенка к школе физически и психологически, социально. Как это сделать, расскажем вам на сегодняшнем собрании.

С первых дней школа предъявит ребенку «правила для учащихся», которые он должен выполнять.

Поэтому Вам, родители, надо обратить сейчас серьезное внимание на воспитание у них:

а) послушания;

б) сдержанности;

в) вежливого отношения к людям;

г) умение культурно вести себя в обществе детей, взрослых.

Как сформировать данные качества расскажет Стыдова О.Н.:

Чтобы воспитать послушание у ребенка, надо систематически изо дня в день, не повышая тона, не теряя терпения добиваться от ребенка выполнения всех требований взрослых с одного слова, если не получается у ребенка надо показать ему, научить, но не ругать и не кричать. Если поручаем какое-нибудь дело надо, чтоб ребенок доводил его до конца, контролировать. Нет слова «не хочу», «не буду».

Пример:

I . Толя, придя из школы домой, почти никогда не знает, что объясняла учительница, что она задала на дом. И часто маме приходится справляться у других детишек.

II . Мама зовет Леню домой. «Леня! Иди домой!». А он невозмутимо играет. «Леня! Ты слышишь или нет?». А Леня по-прежнему невозмутим, как будто сказанное относится ни к нему. И только тогда, когда слышит угрожающие: «Ну хорошо! Только приди тебе будет! Он поворачивает голову» ну - ну сейчас! Слышу!».

Вот такие Лени, Толи, в классе ни как не реагируют на слова учительницы, занимаясь чем-то другим, не относящимся к уроку. Они не достают вовремя учебников, не открывают их на нужной странице, не слышат объяснений, не знают, как надо выполнять то или иное упражнение. Решать примеры, не слышат и заданий на дом. Иногда такой ученик бывает искренне удивлен: « Я не слышал, что вы сказали» - говорит он. Он не слышал не потому, что не хотел, а потому, что его не приучили слушать, слышать и немедленно выполнять указание взрослых с одного слова. Если ребенок часто отвлекается, чем то надо привлечь его внимание, а потом давать поручения: « Послушай, что я скажу».

Пример сдержанности:

Лена пришла из школы огорченная. В школе её учительница наказала. По её словам, она ничего плохого не делала, только когда решали примеры, не удержалась и громко сказала сколько получится. Почем у же она не умела сдерживать свои порывы.

Дети дошкольного возраста подвижны, непоседливы. Поэтому важно до школы вырабатывать у них привычку сдержанности, умение тормозить чувства, желание, если они противоречат интересам окружающих.

Пример:

Мать внушает ребенку: «Пока бабушка спит, ты поиграй спокойно не стучи, говори шёпотом». Очень часто дети вступают в разговор взрослых, учите их сдержанности. Да потому что с самого раннего детства родители мало обращали внимание на поведение, не останавливали ее, когда она перебивала речь говорящих, вмешивалась. Мы этим самым воспитывали дисциплинированность, общую культуру поведения самоконтроль.

Эти качества потребуются не только в школе для успешного обучения, но и в жизни, в семье.

Если вы хотите, чтобы ребенок ваш был вежлив, скромен, почтителен с взрослыми и детьми, недостаточно ему говорить «Будь вежливым», «Веди себя скромно, прилично».

Ему могут быть непонятны эти слова «вежливость, скромность, почтительность».

Он может даже и не знать их значения.

Ему надо прививать правила вежливости:

  1. Здороваться, прощаться со взрослыми, с родными, соседями, в саду, в общественных местах;
  2. Извиняться, благодарить за услугу;
  3. Обращаться ко всем взрослым на «вы»;
  4. Уважать труд взрослых: входя в помещение вытирать ноги, не портить одежды, убирать за собой одежду, игрушки, книги;
  5. Не вмешиваться в разговор взрослых;
  6. Не шуметь, если дома или у соседей кто-либо отдыхает, болеет;
  7. Не бегать, не прыгать, не кричать в общественных местах;
  8. Вежливо вести себя на улице: говорить тихо, не обращать на себя внимание окружающих;
  9. Благодарить за еду, оказывать посильную услугу взрослым, предложить стул, уступить место, пропустить вперед взрослого.

Вы должны знать:

Самый сильный верный способ воспитания вежливости у детей - это хороший пример самих родителей. Прежде всего, самим взрослым надо быть вежливыми друг с другом.

Не одергивайте его без надобности, не наказывайте в присутствии посторонних. Детское сердце очень чутко и ранимо, важно чтобы в раннем возрасте в сердце у ребенка не оставалось рубцов от незаслуженных обид, от разочарования в людях, которым он верит

Не допускайте уговоров и упрашивания. Ребенок должен знать слово нельзя, и подчиняться ему.

Не забывайте:

Похвала и осуждение - сильные воспитательные средства. Но хвалить нужно осторожно, иначе может развиться самомнение.

Следите за своими поступками и словами.

Не срывайте зла на детях, сдерживайте себя.

Своим собственным поведением показывайте детям примеры скромности, честности, доброжелательности к людям.

Тогда можно будет с уверенностью сказать, что воспитаете в ребенке все те качества, которые необходимы ему будут в школе и в жизни.

Это я сказала о роли родителей в подготовке детей к школе.

Вся учебно-воспитательная работа детского сада направлена на всестороннюю подготовку ребенка к обучению в школе.

Детский сад воспитывает интерес к школе, желание учиться.

В детском саду воспитывают: самостоятельность, трудолюбие, дисциплинированность, опрятность, чувство дружбы, товарищества.

Дети получают знания по родному языку, математике, лепке, рисованию.

Детей учат внимательно слушать, понимать взрослых, быть усидчивыми, внимательными на занятиях.

В заключение могу привести слова Ушинского.

«Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как смеетесь, читаете газету - все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие, изменения ребенок видит и чувствует.

Невтеева С.В. : В настоящее время в продаже имеется большой выбор литературы со специально подобранными текстами и заданиями, благодаря которым ребенок сможет развить речевые навы ки.

1.Рассказ по картинке. Ребенку показывается картинка, он четко должен назвать все, что на ней изображено, ответить на вопросы взрослого, а потом составить по картинке небольшой рассказ. Картинка должна быть сюжетной и нравиться ребенку. Чем больше вы сумеете задать вопросов, тем лучше. Начиная с трех лет ребенок, должен постепенно усваивать сложные союзы, наречия и вопросительные слова ("если то", "потому что", "из-за", "который", "оттого", "куда", "кому", "кого", "сколько", "зачем", "почему", "как", "чтобы", "в чем", "хотя" и т.п.).

2. Разучивание стихов способствует развитию интонационной выразительности. Вначале текст несколько раз читает взрослый, стараясь как можно правильнее расставить интонационные оттенки, чтобы стихотворение понравилось ребенку и он мог похоже воспроизвести его. Можно попросить ребенка воспроизвести стихотворение немного громче, тише, быстрее, медленнее.

3. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает речевой слух. Помните, чтобы ваше произношение было четким, ясным и выразительным. Обогащают словарный запас ребенка также колыбельные и потешки, они легче запоминаются.

4. Поговорки и скороговорки способствуют улучшению дикции и развитию речевого аппарата. Даже ребенку с развитой речью повторение скороговорок пойдет только на пользу.

5. Отгадывание загадок формирует способность к анализу и обобщению, учит детей делать выводы, развивает образное мышление. Не забывайте пояснять ребенку загадки, объясняя, что, например, «тысяча одежек» — это капустные листы. Если ребенок отгадывает загадки с трудом, то помогите ему. Например, загадайте загадку и покажите несколько картинок, среди которых он сможет выбрать загаданный предмет. Как вариант игры в загадки — загадывание литературных персонажей: описываете героя сказки, раскладываете книжки и ребенок выбирает нужную.

Уровень развития речи и развитие мышц пальцев руки тесно связаны друг с другом. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие.

Именно поэтому тренировка пальцев рук ребёнка не только подготавливает руку к письму, но и способствует развитию его речи, повышению уровня интеллекта. Об этом расскажет Авдеева И.Н.:

- Трудности в письме связаны, прежде всего, не с самим написанием элементов, а с неподготовленностью детей к этой деятельности. При обучении письму большую роль играет развитие тонкой моторики. Чем лучше ребенок умеет мастерить, рисовать, вырезать, тем легче он овладевает навыками письма. Поэтому необходимо начинать с развития моторных навыков: научить малыша лепить из пластилина фигурки, нанизать бусинки на ниточку, делать аппликации, собирать мозаику. Очень хорошо, если ребенок займется шитьем. Полезны и занятия рисованием, особенно раскрашиванием. На занятиях по подготовке к школе дети учатся правильно сидеть за столом, располагать перед собой тетрадь, держать ручку. Под руководством учителя пробуем в воздухе над тетрадью рисовать элементы букв. Это упражнение способствует развитию координации движений. Начальные навыки письма — освоение направлений движения ручки: рисование линий вверх, вниз, вправо, влево. Дети рисуют узоры по клеткам и закрашивают их цветными карандашами. Простой и эффективный способ подготовки руки к письму - обведение картинок по пунктирным линиям. Эти задания очень нравятся детям, т.к. тренируют мелкие мышцы руки, делают ее движения сильными и координированными.

Вот несколько упражнений для развития мелкой моторики руки:

1.Упражнения с карандашом

  • Положите карандаш на стол. Ребёнок большим и указательным пальцем плавно вращает карандаш каждой рукой отдельно.
  • Одной рукой ребёнок держит карандаш, а указательным и средним пальцами другой руки «идёт по карандашу».
  • Катание карандаша. Карандаш зажимается ладошками обеих рук и катается между ними. Вспомните, как катают всем известную «колбаску» из теста.

2. Упражнения с бусами

  • Очень хорошо развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно всё: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.д. При выполнении такого задания важно, чтобы ребёнок не только правильно продевал нитку в отверстия бусинок, но и соблюдал определённую последовательность нанизывания бусинок.
  • Перекладывание бусинок пинцетом.

Вам потребуется: пинцет, чашка с бусинами, пустая чашка.

Ребёнок берёт пинцет и, аккуратно захватывая бусы из чашки, переносит их в другую посуду.

Упражнение можно усложнить, если перекладывать бусинки в ёмкость с ячейками. Когда форма окажется заполненной, с помощью пинцета бусины перекладываются обратно в чашку. Бусин должно быть ровно столько, сколько ячеек в форме.

Кроме тренировки координации пальцев руки, это упражнение развивает концентрацию внимания и тренирует внутренний контроль.

3. Упражнения с пластилином

Пластилин - прекрасный материал для занятий. Лепка очень хорошо способствует развитию мелкой моторики.

Для начала полезно просто помять пластилин в руках, раскатать по - разному: колбаской или шариком.

Обратите внимание! Ребёнок со слабым тонусом в руках и плечевом поясе очень быстро начнёт пользоваться весом тела для разминания пластилина - будет наваливаться всем телом. Раскатывая шарик между ладонями, маленький ученик будет стараться зафиксировать локти на столе, иначе он быстро устанет. В таком случае не выполняйте упражнения с пластилином за столом, а посадите ребёнка на табурет перед собой и покажите ему действия: скатать шарик между ладонями, сделать это перед собой, над головой, сдавить этот шарик между ладонями, скатать между ладонями колбаску, сдавить её между ладонями и т.д.

Основы математических знаний, необходимых будущим первоклассникам, дети также получают на занятиях в д/с. Они изучают цифры, учатся считать до 10, как в прямом, так и в обратном порядке, решать простейшие задачи.

Обучение ребенка счету, как и чтению и письму, проводится в игровой форме.

Цифра — понятие абстрактное, поэтому начинаем с обучения простому счету. Вначале ребенок осваивает понятия «много», «мало», «один», «несколько», а также «больше», «меньше» и «поровну». Для лучшего запоминания используем наглядные картинки.

Также будущие школьники знакомятся с геометрическими фигурами, учатся ориентироваться на листе бумаги, а также сравнивать два предмета по величине.

Сосчитайте с ним, сколько яблок лежит в корзине, сколько ложек на столе и т.п. Читая сказки с числительными, возьмите несколько кружочков или палочек и пусть ребенок по мере прочтения, считает персонажей. Попросите его самого придумать сказку и сосчитать героев. Таким образом, у ребенка формируются основы математических умений.

Невтеева С.В. : Новые условия, в которые попадает первоклассник, требуют от него ответной реакции - новых форм поведения, определённых усилий и умений. От того, насколько ребёнок будет готов к обучению в школе, зависит течение адаптационного периода и последующее развитие школьника.

Понятно, что ребёнок, который пришёл в школу, научившись читать, со сформированными навыками вежливого поведения, достаточно развитым физически, гораздо легче перенесёт нагрузки адаптационного периода первых учебных дней. Поэтому важно организовать подготовку и воспитание детей в семье таким образом, чтобы свести к минимуму осложнения физического и психического характера в состоянии здоровья ребёнка, которые могут возникнуть в период адаптации к школе.

Изменение образа жизни ребёнка при поступлении в первый класс ведёт к новым нагрузкам на его физическое и эмоциональное состояние. Адаптация ребёнка к новым условиям жизни неизбежна. Но родители в силах сделать этот процесс максимально безболезненным.

Поэтому родителям можно дать совет: не ставьте во главу угла только чисто практическую подготовку ребенка. Помните о важности социальных навыков: умения общаться, заводить друзей, отстаивать свои интересы.

Выступление воспитателя Гащук Т.И.

Готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.
Физиологическая готовность ребенка к школе.
Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.
Психологическая готовность ребенка к школе.
Психологический аспект, включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая.
1. Интеллектуальная готовность к школе означает:
- к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний (речь о них пойдет ниже);
- он должен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;
- ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен;
- должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.
2. Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:
- ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;
- толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;
- нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что - плохо;
-ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.
3. Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:
- понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;
- наличие интереса к учению и получению новых знаний;
- способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;
- усидчивость - способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.
4. Познавательная готовность ребенка к школе.
Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?
1) Внимание.
. Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.
. Находить сходства и отличия между предметами, картинками.
. Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.
. Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое - постучать ногами, если птица - помахать руками.
2) Математика.
. Цифры от 0 до 10.
. Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.
. Арифметические знаки: « », «», «=».
. Деление круга, квадрата напополам, четыре части.
. Ориентирование в пространстве и на листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т. п.
3) Память.
. Запоминание 10-12 картинок.
. Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.
. Пересказ текста из 4-5 предложений.
4) Мышление.
. Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.
. Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.
. Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что - потом.
. Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.
. Складывать пазлы без помощи взрослого.
. Сложить из бумаги вместе со взрослым, простой предмет: лодочку, кораблик.
5) Мелкая моторика.
. Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.
. Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.
. Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.
. Выполнять аппликации.
6) Речь.
. Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.
. Понимать и объяснять смысл пословиц.
. Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.
. Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.
. Различать в словах буквы и звуки.
7) Окружающий мир.
. Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.
. Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.
Выступление учителя-логопеда/Шараповой О.А./
Главной задачей воспитателей и родителей по подготовке детей к школе является именно развитие речи ребёнка.
Если ребёнок путает звуки в произношении, он перепутает их на письме. Он также смешивает слова, которые различаются только этими звуками: лак - рак, жар - шар,
рад - ряд, щель - цель и т.п. Именно поэтому огромное внимание надо уделять развитию фонематических процессов. Фонема (звук) - минимальная значимая часть слова. Обращаем ваше внимание на то, чтобы вы не путали звук и букву!
Запомните!

1. Звуки мы слышим и произносим;

2. звуки речи на письме мы обозначаем буквами;

3. буквы мы пишем, видим и читаем.

Рекомендуем дошкольникам, не умеющим читать, называть буквы, как звуки, без призвука [Э]: не «бэ», «ве», а [б] [в].
Одна буква может обозначать разные звуки (твёрдый или мягкий).
Умение различать фонемы это основа основ: и понимания речи другого человека, и контроля за собственной речью, и грамотного письма в дальнейшем.
Параллельно с коррекцией звукопроизношения логопед реализует следующие задачи:
развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики;
формирование фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;
обогащения словарного запаса;
формирования грамматического строя речи;
развития связной речи;
обучение грамоте.
Чтение - это первоначальная ступенька в школьном обучении родному языку.
Но прежде чем начать читать, надо научить ребёнка слушать, из каких звуков состоят слова, научить звуковому анализу слов, то есть называть по порядку звуки, из которых они состоят.
Очень важно научить ребёнка сознательно выделять звуки из слова, определять место звука в слове, для успешной подготовкой к обучению в школе.
С целью решения этой задачи предлагаем игры на выделение звука из ряда гласных звуков, слогов и слов, например: «Хваталки», «Поймай звук»,
«Подбери слово наоборот», «Продолжи слово»,
На занятиях по обучению грамоте мы учим детей давать характеристики гласным и согласным звукам, и учимся их обозначать их на карточках, гласный - красным цветом, согласный твёрдый - синим, согласный мягкий - зелёным. Предлагаю вам схемы разбора слова. Специально для вас мы разработали схему знакомства со звуками речи и схему их разбора. Одновременно со звуковым анализом слова мы используем буквенное написание. В этом нам помогает игра «Шифровальщики».

С опытом подготовки детей дома поделится родительница подготовительной группы Курлаева И.И. : Хотелось рассказать основные моменты взаимодействия с ребенком дома в процессе подготовки ребенка к школе. Главное условие — это постоянное сотрудничество ребёнка с другими членами семьи.

Следующим условием успешного воспитания и развития является выработка у ребёнка умения преодолевать трудности. Важно приучить детей начатое дело доводить до конца. Многие родители понимают, насколько важно вызвать у ребёнка желание учиться, поэтому они рассказывают ребёнку о школе, об учителях и о знаниях, приобретаемых в школе. Все это вызывает желание учиться, создает положительное отношение к школе. Далее нужно подготовить дошкольника к неизбежным трудностям в учении. Сознание преодолимости этих трудностей помогает ребёнку правильно отнестись к своим возможным неудачам. Мы должны понимать, что основное значение в подготовке ребёнка к школе имеет его собственная деятельность. Поэтому наша роль в подготовке ребенка к школьному обучению не должна сводиться к словесным указаниям; мы руководим, поощряем, организовываем занятия, игры, посильный труд ребёнка.

Еще одно необходимое условие подготовки к школе и всестороннего развития ребёнка (физического, умственного, нравственного) — переживание успеха. Мы создаем ребёнку такие условия деятельности, в которых он обязательно встретится с успехом. Но, успех должен быть реальным, а похвала — заслуженной.

Воспитывая и обучая ребёнка, нельзя превращать занятия в нечто скучное, нелюбимое, навязанное взрослыми и не нужное самому ребёнку. Общение с родителями, в том числе и совместные занятия должны доставлять ребёнку удовольствие и радость. Поэтому очень важно, чтобы мы знали об увлечении детей. Любая совместная деятельность- это единение ребёнка и взрослого в одно целое. Занимайтесь с детьми всегда, в любое время, отвечайте на вопросы, мастерите, рисуйте. Удовлетворяйте их любознательность, экспериментируйте дома, на природе, на кухне.

Хочется рассказать о вечернем чтении книг, у нас это вечерний ритуал, без которого дети не засыпают. Вы знаете ребёнка и его потребность в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. После чтения мы беседуем о том, что и как понял каждый ребёнок. Это приучает ребёнка анализировать суть прочитанного, воспитывать ребёнка нравственно, а кроме того, учить связной, последовательной речи, закреплять в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребёнка, тем успешнее будет его обучение в школе. Также в формировании культуры речи детей пример родителей имеет большое значение. При подготовке к школе важно учить ребёнка сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Для этого дошкольник должен научиться, внимательно слушать книгу, рассказ взрослого, правильно и последовательно излагать свои мысли, грамотно строить предложения.

Не нужно забывать об игре. От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие мышления и речи, поэтому дайте ребенку наиграться в дошкольном детстве. А как любят дети, когда мы играем с ними!

Таким образом, в результате наших усилий наш ребенок учится успешно в начальной школе, участвует в различных мероприятиях, занимается спортом.

Ведущий: Итак, до школы осталось мало времени. Используйте эго таким образом, чтобы у вашего ребенка было меньше проблем в школе в этот трудный для него период.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!!!
Общая ориентация детей в окружающем мире и оценка запаса бытовых знаний, у будущих первоклассников, производится по ответам на следующие вопросы
1. Как тебя зовут?
2. Сколько тебе лет?
3. Как зовут твоих родителей?
4. Где они работают и кем?
5. Как называется город, в котором ты живёшь?
6. Какая река протекает в нашем селе?
7. Назови свой домашний адрес.
8. Есть ли у тебя сестра, брат?
9. Сколько ей (ему) лет?
10. На сколько она (он) младше (старше) тебя?
11. Каких животных ты знаешь? Какие из них дикие, домашние?
12. В какое время года появляются листья на деревьях, а в какое опадают?
13. Как называется то время дня, когда ты просыпаешься, обедаешь, готовишься ко сну?
14. Сколько времён года ты знаешь?
15. Сколько месяцев в году и как они называются?
16. Где правая (левая) рука?
17. Прочти стихотворение.
18. Знания математики:
- счёт до 10 (20) и обратно
- сравнение групп предметов по количеству (больше - меньше)
- решение задач на сложение и вычитание

10 советов родителям как защитить детей

  • Научите их никогда не разговаривать с незнакомцами, если Вас нет рядом
  • Научите их никогда и никому не открывать двери, если дома нет взрослого.
  • Научите их никогда не давать по телефону информацию о себе и своей семье или говорить что они дома одни.
  • Научите их никогда и ни к кому не садиться в машину, если у вас с ребёнком об этом не было предварительной договорённости.
  • Научите их, с раннего возраста, что они имеют право сказать «НЕТ» любому взрослому.
  • Научите их, что всегда должны сообщать вам куда идут, когда собираются вернуться и звонить по телефону, если неожиданно их планы поменяются.
  • Научите их, если они почувствовали опасность, убегать так быстро, как только могут.
  • Научите их избегать пустынных мест.
  • Установите границы окрестностей, в которых они могут гулять.
  • Помните, что жесткое соблюдение «комендантского часа» (времени возвращения ребёнка домой) - один из самых эффективных способов уберечься от опасностей, которым подвергаются дети поздно вечером

Цели :

  • позволить родителям лучше узнать читательский интересы их детей;
  • дать советы родителям, как воспитать у детей интерес к чтению;
  • познакомить родителей с правилами, как воспитать у детей интерес к чтению.

Предварительная работа:

Оформить выставки:

  • детских книг, рекомендуемых программами дошкольного образования;
  • иллюстрации известных художников к литературным произведениям (В. Васнецова, В. Чижикова, В. Сутеева, Е. Рачева и др.).

На столе разложить предметы, которые встречаются в произведениях для детей.

Приготовить флажки и фишки для викторины.

Повестка собрания:

1. Выступление воспитателя: «Воспитание у ребёнка интереса к чтению».

2. Выставка детских книг, значение их в жизни ребёнка.

3. Литературная викторина.

Ход собрания:

(Воспитатель в роли экскурсовода предлагает родителям пройтись по группе. Показывает, что нового появилось в группе, рассказывает, что будет сделано. Отвечает на вопросы родителей. После этого родители садятся за столы.)

Добрый вечер, уважаемые гости! Сегодня мы приветствуем вас в нашей группе на родительской встрече на тему: «Воспитание у ребёнка интереса к чтению». Узнаем о значении книг в воспитании и обучении детей.

Затем познакомим вас с выставкой детских книг, рекомендуемых программами дошкольного образования.

Закончим нашу встречу литературной викториной.

1. Выступление воспитателя.

Воспитатель объявляет тему своего выступления и предлагает родителям посмотреть презентацию на данную тему. (Слайд 1.)

(Слайд 2.) Ещё совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению.

(Слайд 3.) Чтение играет очень важную доминирующую роль в образовании и развитии личности. Нужно, чтобы дети любили книгу. Ведь книга, прочитанная в детстве, остаётся в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека.

(Слайд 4.) Искусство и литература развивают память, мышление, фантазию, воображение и способность к творчеству. «Люди перестают думать и мыслить, когда перестают читать. Они теряют способность сострадать, сочувствовать, если не приобрели или потеряли интерес к чтению».

(Слайд 5.) О пользе чтения сказано не мало. Чтение развивает мышление и память, обогащает внутренний мир. Существует два этапа чтения. Первый – технический, когда чтение не приносит удовольствия, то есть ребёнок получает навык. Второй – содержательный, когда ребёнку понятно содержание текста. Если ребёнок остаётся на первом этапе больше положенного времени, то полюбить ему чтение будет проблематично. Готового рецепта как привить любовь к чтению не существует.

(Слайд 6.) Почему дети не любят читать? Многие родители допускают одну и ту же ошибку, насильно заставляя ребёнка читать. Такие методы приносят обратный результат. Ребёнок начинает рассматривать чтение, как ограничение личной свободы. Весь негатив (крики родителей, наказания) он связывает с чтением. Ни в коем случае не прибегайте к насилию. Ваша задача показать, что чтение может приносить удовольствие. Купите яркую, красочную книгу той тематике, которая будет интересна вашему ребёнку. Тема должна быть близка по духу ребёнку. Если у вас дочка, попросите прочитать её кулинарный рецепт вкусного мороженого, которое можно будет вместе сделать. Сыночку можно предложить каждый раз читать инструкции купленных игрушек и т.д.

(Слайд 7.) Радуйтесь успехам своего ребёнка, хвалите и поощряйте его! Если ребёнок делает ошибки при чтении, поправляйте его, но старайтесь делать это очень мягко. Используйте книги с яркими картинками, большими буквами и увлекательным сюжетом.

(Слайд 8.) Как же научить ребёнка читать? Окружите детей книгами. Это один из лучших способов научить вашего ребёнка любить читать. Разложите книги и журналы так, чтобы их было легко найти. Пусть они будут доступны в вашем доме. Если ваш ребёнок вырастит среди книг и видит, что его родители – книголюбы, ему будет любопытно и интересно испытать это на себе. Когда ваш ребёнок будет окружён таким множеством книг и журналов, естественно он будет предрасположен к чтению книг.

(Слайд 9.) Покупайте детям яркие, красочные книги. Дети любят яркие книги, а книги без картинок их не интересуют. Поэтому дайте им книги, содержащие в себе множество разных красочных иллюстраций. Именно яркие картинки вызывают интерес к чтению и познавательность. В настоящее время, благодаря современным технологиям, издания книг, сделало книги доступными. Много возможностей для озвучивания книг. Аудио-книги – тоже один из возможных вариантов для проявления интереса к произведениям литературы.

(Слайд 10.) Сказки или истории на ночь. Одним из лучших способов привить любовь детей к книгам – это чтение перед сном. Дети с нетерпением ждут истории, лёжа в постели. Если у вас двое детей, попросите старшего рассказать историю младшему.

(Слайд 11.) Читайте сами. Если вы не знаете, как научить ребёнка любить читать, то подайте им пример. Дети на подсознательном уровне берут привычки у своих родителей. Если у вас есть привычка читать, вероятнее всего ваш ребёнок вырастет книголюбом. Если вы мало смотрите телевизор, а в основном читаете, будьте уверены то же самое повторят ваши дети.

(Слайд 12.) Обязательно обсуждайте с ребёнком прочитанное. Интересуйтесь у ребёнка, что ему больше всего запомнилось, кто из персонажей ему понравился или не понравился, одобряет ли он финал истории. Ведь культура чтения предполагает не просто чтения текста, но и умение его анализировать. Этот совет относиться и к тому периоду, когда ребёнок начнёт читать самостоятельно. Неплохо было бы, чтобы вы и сами были в курсе того, о чём он читает.

(Слайд 13.) Когда ребёнок освоит буквы и сможет читать слова и предложения целиком, предложите ребёнку поиграть в игру – почитать с вами по очереди. Сначала предложениями, затем абзацами и целыми страницами. Вполне возможно, что, отлучившись в процессе такой игры ответить на телефонный звонок, вы вернётесь и обнаружите ребёнка над книгой, взахлёб читающего продолжение.

(Слайд 14.) Берите ребёнка с собой в книжный магазин и интересуйтесь, какую книгу ему хотелось бы прочесть. И не нагружайте малыша сразу серьёзной литературой. Пусть для начала это будут журналы с комиксами, лишь бы он сам выбрал их и прочёл. Подключайте и другие формы восприятия прочитанного. Например, прочитав сказку о Щелкунчике, сводите ребёнка на одноимённый балет. Если ребёнок увлекается литературой о космосе, чаще ходите с ним в планетарий.

(Слайд 15.) Предложите обратный порядок: посмотрев с ребёнком фильм, расскажите о книге, по которой этот фильм снят. Даже если ребёнок уже вполне в состоянии прочесть книгу целиком, не отказывайте ему в желании послушать, как читают ему взрослые. Пусть самостоятельно он читает то, что нравиться ему, а вы ему читайте те книги, которые вы хотели бы, чтобы он тоже полюбил.

(Слайд 16.) Если вы будете заставлять ребёнка читать, прибегая к методам устрашения и наказания, это может привести к тому, что ребёнок может возненавидеть чтение. Никогда не критикуйте ребёнка и не сравнивайте с другими детьми. Конечно же, никакие ваши действия не будут эффективными, если вы на собственном опыте не покажите ребёнку, что читать действительно интересно.

(Слайд 17.) Как правило, в читающей семье и дети вырастают читающими. А если вы, усадив ребёнка за чтение, сами станете проводить время перед телевизором, не удивляйтесь, если ребёнок в ваше отсутствие не сделает то же самое.

(Слайд 18.) Спасибо за внимание!

Вопросы родителям:

  • Читаете ли вы детям по их просьбе?
  • Обсуждаете ли вы прочитанное?
  • Обыгрываете ли вы сюжет прочитанной сказки?
  • Есть ли у вашего ребёнка книжный уголок?
  • Следите ли за тем, как ребёнок обращается с книгой?
  • Есть ли выбор, вы почитаете ребёнку или предложите посмотреть мультфильмы?

Книга закладывает основу будущего мировоззрения ребёнка, и от того, какими будут его первые книги, зависит многое в его жизни. В чудесном мире книг, у дошкольника появляются друзья и враги, нравственное начало, он учится отличать лучшее от худшего, верное от неверного, рождаются мечты, на основе этого складываются взгляды и облик крохотного ещё человека. Поэтому мы, взрослые – педагоги и родители – должны помочь воспитать любовь и интерес к книге, потребность в чтении.

Как бы жили мы без книг

Мы дружны с печатным словом,

Если б не было его,

Ни о старом, ни о новом

Мы не знали б ничего!

Ты представь себе на миг,

Как бы жили мы без книг?

Что бы делал ученик,

Если не было бы книг,

Если б всё исчезло разом,

Что писалось для детей:

От волшебных добрых сказок

До весёлых новостей?..

С. Михалков

(Воспитатель обращает внимание родителей на выставку книг для детей и иллюстрации известных художников к литературным произведениям.)

Книга – верный,

Книга – первый,

Книга – лучший друг ребят.

Нам никак нельзя без книжки,

Нам никак нельзя без книжки! –

Все ребята говорят.

З. Бычков.

Обратите внимание на эту выставку. Здесь книги, рекомендованные нашей программой воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Вы конечно же при всей занятости читаете детям дома книги.

Вопросы родителям:

  • А задумывались ли вы над тем, что и как вы читаете?
  • Как вы выбираете книгу для чтения?
  • Обращаете ли вы внимание своего ребёнка на иллюстрации в книгах для детей?
  • Беседуете ли вы с детьми, рассматривая эти иллюстрации?

3. Литературная викторина.

Разделитесь, пожалуйста, на четыре команды. Задания будут даны всем командам сразу: кто поднимет флажок, тот и отвечает. За правильный ответ – фишка. Команда, набравшая большее количество фишек, становится победителем.

Задания командам:

Угадайте по отрывку из произведения для детей его название и автора.

Угадайте, из какого произведения этот предмет? (Воспитатель показывает предмет или предметную картинку.)

Скажите, в какой сказке живёт этот персонаж? (Показывает иллюстрацию, например, петуха. Этот персонаж встречается во многих сказках, будут правильными несколько ответов.)

Угадайте сказку по картинам и назовите авторов этих картин. (Показывает картины Е. Рачева, В Сутеева, В. Васнецова и др.)

Отгадайте загадки о сказочных героях.

Он одежду мирно шил,

Он отважно говорил:

«Силачом слыву недаром,

Семерых – одним ударом!»

(Храбрый Портняжка.)

Внучка к бабушке пошла,

Пирожки ей понесла.

Серый волк за ней следил,

Обманул и проглотил!

(Красная Шапочка.)

Чтоб друга верного спасти,

Ей полстраны пришлось пройти:

От разбойников бежать,

В снежной буре замерзать,

Через льды перебираться,

С королевою сражаться.

Бедняжка я и замарашка,

К золе привыкла и печам.

Мне днём бывает очень тяжко,

И я мечтаю по ночам.

Но я не плачу, я не плачу,

Я улыбаюсь и терплю.

Я верю в счастье и удачу

И всех жалею и люблю.

(Золушка.)

Фруктово- огородная страна,

В одной из книжек сказок есть одна.

А в ней герой – мальчишка овощной,

Он храбрый, справедливый. Кто такой?

(Чиполлино.)

Кто-то известный сказал: «Люди перестаю мыслить, когда перестают читать». Мы, педагоги и родители, должны помочь ребёнку полюбить книгу, воспитать интерес и потребность в чтении. Мы желаем вам успеха на этом нелёгком, но радостном пути.

Подведение итогов, решение родительского собрания:

Учитывая большую роль родителей в воспитании у детей интереса к книге, поставить себе цель – читать с ребёнком каждый день, обсуждать прочитанное. Найти время и возможности для семейного чтения. Выписать и читать с детьми детский журналы. Оказать детям помощь в оформлении читательских тетрадей. В них можно помещать рисунки к прочитанным книгам, выписывать интересные, понравившиеся мысли из прочитанного. Объявить конкурс на лучшую читательскую тетрадь. На итоговом собрании в конце года победителю вручить приз.