Свадебные обряды: пошаговое руководство для проведения современной свадьбы. Традиции русской свадьбы, обычаи, обряды, ритуалы

О свадьбах языческой Руси известно крайне мало. По мнению русского историка Н.М. Карамзина, древние славяне обычно покупали себе жен и как такового свадебного обряда не знали. От невесты требовалось лишь доказательство ее девственной непорочности.

Статус жены приравнивался к статусу рабыни: на нее было возложены все заботы по хозяйству и воспитанию детей. При этом женщина не могла ни жаловаться на мужа, ни противоречить ему, высказывая полную покорность и послушание. После смерти мужа славянка обычно сжигала себя на костре вместе с его трупом. Живая вдова бесчестила все семейство.

Летописец Нестор оставил свидетельства того, что нравы и обычаи древних славян разнились от племени к племени. Так, поляне отличались кротким и тихим нравом, уважали священные узы брака, который считали святой обязанностью между супругами. В семьях полян господствовали мир и целомудрие. Напротив, радимичи, вятичи, северяне и особенно древляне обладали диким нравом, жестокостью и необузданностью страстями. Они не знали браков, основанных на взаимном согласии родителей и супругов. Древляне просто уводили или похищали приглянувшихся девиц. У радимичей, вятичей и северян вместо свадеб существовали "игры межи селы" ("игры между полей"), во время которых мужчины выбирали себе невест и безо всяких обрядов начинали с ними жить. Кроме всего прочего, среди древних славян было широко распространено многоженство.
Со временем обрядовая жизнь языческих славян усложнилась, обросла многочисленными верованиями и ритуалами, вокруг которых строился их каждодневный быт.

Пантеон славянских богов постоянно расширялся, включая все новые и новые самобытные и заимствованные божества.
Особым уважением среди молодых людей пользовался бог веселья, любви, согласия и всякого благополучия — Ладо (Лада).

Во время игрищ и плясок у воды, посвященных этому божеству, было распространено умыкание невест, которое, как правило, происходило по предварительному сговору. Новобрачные приносили жертвенные дары богу любви.
Помимо добровольного умыкания невест, у славян периода разложения первобытнообщинного строя появились такие брачные обряды, как плескание водой, вождение вокруг дуба, покупка жен и др.

До самого начала нашего столетия в свадебном обряде русских ясно прослеживались две резко различавшиеся части: церковный обряд "венчания" и собственно свадьба, "веселье" — семейный обряд, уходящий своими корнями в далекое прошлое. Иерархи православной церкви в своих посланиях и в XVI в., и в первой половине XVII в. продолжали порицать все элементы народного свадебного обряда как "волхования", не имеющие ничего общего с христианской религией, но, по-видимому, не только не запрещали, а даже предписывали священникам принимать ближайшее участие во внецерковной части обряда.

Сами высшие церковные иерархи занимали важные места в свадебном поезде и за пиршественным столом. Даже в церкви наряду с обрядами предписываемыми правилами православного богослужения, совершались в присутствии духовных лиц действия, этими правилами не предусмотренные. Например, новобрачный пил вино из стеклянного стакана, который затем разбивал, а осколки растаптывал.

В церкви после совершения православного обряда, когда руки новобрачных уже были соединены над алторем, невеста падала жениху в ноги, прикасаясь головой к его обуви, а тот накрывал ее полой кафтана. Из церкви жених и невеста уезжали порознь — каждый к своим родителям. Здесь их осыпали житом, и празненство как бы начиналось сызнова: невеста пировала со своими родичами, а жених со своими.

Вечером невесту привозили в дом отца жениха, но и там она не снимала покрывала и не разговаривала с женихом в течение всего свадебного пира, который длился три дня. Только по прошествии трех дней молодые супруги уезжали в свой собственный дом, где давали общий заключительный пир.

В обрядах русской свадьбы причудливо переплетались действия, связанные с языческими верованиями и христианской религией. К ним можно отнести, например, множество действий оберегающих участников свадьбы от враждебных сил. Эти действия должны способствовать благополучию брачущихся, деторождению, приумножению достатка в хозяйстве, приплоду скота. Желая сохранить невесту от сглаза, оборачивали ее рыболовной сетью, втыкали в ее одежду иголки без ушек, чтобы нечистая сила запуталась в сетях и напоролась на иголки. Чтобы обмануть темные силы во время сватовства изменяли путь, ехали окольными дорогами, подменяли невесту и.т.д. От порчи и злых духов уберегались с помощью воздержания от произнесения слов и от еды. Были обряды, обеспечивающие молодым многодетность и богатство. К ним относили осыпание молодых зерном или хмелем, сажание на шубу выветренную вверх мехом. Для укрепления связи молодых друг с другом смешивали вина из стаканов молодых, совместные еду и питье, протягивали нити от дома невесты к дому жениха, связывали руки жениха и невесты платком.

Свадебный обряд сложился как развернутое драматизированное действо, включающее песни, плачи, приговоры и присказки, заговоры игры и танцы. В форме причетов невеста прощалась с родным домом, своим девичьем головным убором и девичьей косой. Как во всяком драматическом произведении в свадебном обряде был свой постоянный состав действующих лиц — "чинов", исполнявших определенные традицией роли. Центральными фигурами были жених и невеста. Невеста должна была выражать благодарность родителям за то, что они ее "вспоили и вскормили". А с момента сватовства до отъезда в церковь невеста горько оплакивала свою девичью жизнь. Активными участниками свадьбы были родители жениха и невесты, ближайшие родственники, крестные родители, а также сваты, тысяцкий, брат невесты, дружка, девушки-подружки невесты и др.

Дружка (дружко) — представитель жениха — главный распорядитель на свадьбе, следил за тем, чтобы обычай соблюдался так, как его понимала община. Он должен был уметь балагурить и веселить участников свадьбы. В помощь дружке избирали подружье, в помощь тысяцкому — старшего боярина. В южнорусском обряде назначались каравайници готовившие обрядовый каравай. Каждый персонаж свадьбы отличался своей одеждой или каким-то дополнительным ритуальным элементом ее. Обычно это были полотенца, ленты, платки, венки.

Невеста в дни предшествующие свадьбе и в дни самой свадьбы, несколько раз меняла одежду и головной убор, что означало перемены в ее состоянии: сговоренка, т.е. просватанная, княгиня молодая — до венца, молодуха после венца и брачной ночи. Жених также именовался князем молодым, а за тем просто молодым. Он не менял одежды, но имел свои символы — цветок или букетик на головном уборе или на груди, платок полотенце на плечах. В день свадьбы жених и невеста одевались нарядно и по возможности во все новое.

Тема брака постоянно присутствовала в жизни подрастающего поколения. Например, вся добрачная жизнь девушки была подготовкой к замужеству. Поэтому ее приучали к заботам будущей матери и хозяйки. Буквально с рождения мать начинала готовить ей приданное. К 16-17 годам девушка становилась невестой. Важным моментом в предбрачной обрядности были общественные "смотры" ("смотрины") невест. Они помогали найти подходящую невесту, выяснить экономическое положение ее семьи, узнать о поведении и характере. Родители старались подобрать "ровню". Смотрины устраивались в весенне-летние гуляния и на святки, обычно приурочивая их к престольным праздникам, а также на Крещенье.

Обычно недели через две или через месяц после смотров мать жениха, взяв с собой сестру или замужнюю дочь, отправлялась сватать ту девушку которая, которую облюбовала на общественных смотринах.

Важное место в предбрачной жизни молодежи занимали девичьи гадания о замужестве, апогей которых приходился на святки. Задумав женить сына, родители начинали искать ему невесту, узнавали, у кого есть "девушка на выданье". Желание сына учитывалось, но не всегда было решающим, т.к. девушка должна была отвечать требованию родителей. Засидевшихся девушек, (обычно в возрасте 23-25 лет) считали "перестарками", "вековухами" и женихи избегали их, думая, что они с пороком. Такое же недоверие и подозрение вызывали засидевшиеся в холостых молодые люди (бобыли, перестарки).
Первые браки обычно заключали с соблюдением всех обычаев и обрядов свадебного ритуала. Так же праздновались свадьбы вдовых мужчин с девушками, ранее не состоявшими в браке. Браки же вдовых и холостых мужчин с вдовами не сопровождались свадебными обрядами.

Время свадеб определялось земледельческим календарем — обычно свадьбы играли в свободные от сельскохозяйственных работ период. Существенное значение имел церковный календарь, т.к. в посты свадеб "не играли". Большинство браков приходилось на осень, от Покрова (1 октября) и до Филилипова заговенья (14 ноября), а так же на зиму от Крещения до Масленницы. В некоторых местах все же сохранялась древняя традиция играть свадьбы весной, на Красную горку, после Пасхи.
Традиционный русский свадебный цикл как бы разделялся на три основных периода: предсвадебный, собственно свадьбу и послесвадебный.
Первый период начинался негласным семейным советом — "сходом" в доме жениха. В нем участвовали родители и родственники жениха. Сам жених в сходе участия не принимал. На сходе обсуждали имущественное положение невесты, ее поведение и здоровье, родословную.

Начальный период свадьбы состоял из сватовства, сговора, осмотра хозяйства жениха, смотрин невесты, богомолья, рукобитья и запоя. Существовало несколько способов сватовства, например, родители жениха ехали в дом невесты и начинали переговоры. В других случаях в дом невесты засылали сваху или свата, и они спрашивали разрешения приехать с женихом и его родителями. Обычно сватами были духовные родители жениха — крестный отец или мать, или же кто-нибудь из родственников.

Иногда прибегали к помощи профессиональных свах. Для сватовства выбирали легкие дни, избегая постных: понедельника, среды и пятницы. Во многих местах свахи брали с собой палку, кочергу или сковородник с целью "выгрести девку". Посещение сватов повторялось 2-3 раза, а то и более. Первое посещение рассматривалось как "разведка". Родители невесты накрывали на стол: ставили хлеб, соль, зажигали лампады и свечи.

После согласия на замужество дочери определялась величина кладки, т.е. количества денег, даваемых родными жениха на покупку нарядов для невесты и на свадебные расходы, а так же размеры приданного (личного имущества невесты состоящего из одежды и обуви — его называли еще сундуком или корабьем).

Через два — три дня, после выказанного общими сторонами согласия породниться, но еще до окончательного решения, родители и родственники невесты осматривали хозяйство жениха. От того насколько оно понравиться зависело продолжение или прекращение "дела". Если осмотр хозяйства жениха заканчивался благополучно, то через несколько дней "сторону жениха" приглашали на смотрины невесты, где она показывалась во всех своих платьях и проявляла наличие всех своих трудовых навыков — пряла, шила и.т.д. Невеста на этом этапе имела право отказаться от жениха. Чаще всего смотрины заканчивались пиром. После пира подружки невесты провожали жениха до дома. Он приглашал их к себе и щедро угощал.
Заключительным этапом первых переговоров был сговор, проходящий в доме невесты через два — три дня после смотрин. Невеста после сговора называлась "сговоренкой".

Успешные переговоры на сговоре заканчивались, как правило, рукобитьем. Отец жениха и отец невесты, как при торговых сделках подавали друг другу руки, обернутые в платки или полы кафтана. После рукобитья и пира, который нередко продолжался всю ночь, утром отворяли ворота, чтобы каждый мог зайти и посмотреть на жениха и невесту.
Богомолью придавалось особое значение — "Богу помолись, значит, дело сватовства закончено". После благословения жених и невеста трижды целовались и обменивались кольцами — обручались. Достигнутое на сговоре согласие сторон обычно заканчивалось совместным пиршеством — запоем.

После сговора начинали период подготовки к свадьбе. Он мог длиться от одной — трех недель до месяца и более. У сговоренки менялся образ жизни и внешний вид. Она почти не выходила из дома (в отличие от жениха) и причитала. Считалось, чем невеста больше плачет, тем легче ей будет жить в семье мужа.

Последний день перед свадьбой именовался девичником, где невеста порывала со своей девичьей жизнью, свободой и своим родом. Как правило, девичник состоял из целого комплекса обрядовых действий: изготовление красоты (ударение на О), расплетание косы, мытье в бане, прощание с красотой (волей) и передача ее подругам, угощение участников обряда женихом. В некоторых местностях в последний день в доме жениха устраивался молодешник, на котором жених прощался со своими товарищами и с холостой жизнью. В этот же вечер родню жениха отправляли с подарками в дом невесты. Если жених ехал сам, его сборы сопровождались особыми ритуалами и наставлениями. Вслед за женихом уезжали его гости. Невесту тоже наряжали, нарядившись, невеста умывалась водкой (вином) и садилась с подругами ждать жениха. Вскоре (к часам 9-10 вечера) приезжали сваты. На девичник жених привозил корзину с туалетными принадлежностями, а иногда и подвенечное платье, а подругам дарил ленты. По окончании стола, перед уходом жениха невесту прятали. Жених искал ее среди подруг, ему подсовывали старух, пока он не давал подругам выкуп.
К свадьбе пекли специальный обрядовый хлеб — каравай. В русской свадьбе хлеб олицетворял жизнь, достаток, благополучие и счастливую долю. Приготовление свадебного хлеба и его раздача занимали важное место в свадебном обряде.

День свадьбы был кульминацией всего свадебного действа. В этот день в домах жениха и невесты совершались ритуалы, подготавливавшие их к бракосочетанию и выражавшие согласие и благословение семьи на этот брак. После венчания, уже в доме новобрачных, исполнялись обряды, приобщающие молодую к новому хозяйству и положению замужней женщины.
Утро проходило в хлопотах и приготовлениях к венцу. Невесту одевали, возможно наряднее. Когда жених приезжал, с него требовали выкуп, за право проехать и войти в дом невесты. Затем родители благословляли дочь и отпускали в церковь, вслед за этим в дом жениха обычно привозили приданное.

Существовало несколько вариантов поездки к венцу. По одним — невеста и жених ехали в церковь вместе, по другим — врозь. Благословив своих детей, родители передавали в распоряжение дружки и свахи (сами родители в церковь не ездили). Дружко выйдя во двор с женихом (если жених ехал из своего дома) и поезжанами (другими участниками свадьбы) ходил по двору с иконой, а сваха, стоя на повозке рассеивала хмель. Обойдя три раза с иконой вокруг, дружко испрашивал у всех присутствующих благословение жениху на брак. После этого отправлялись в церковь. На прощание желали: "Дай Бог под злат венец стать, дом нажить, детей водить". Жених ехал торжественно, привесив к дуге колокольчики, лошадей жениха покрывали белыми полотенцами. Невеста же приезжала в церковь без особого шума, с одним повоздником ("плаксой"). Перед венчанием они сходились, в чьей нибудь избе и здесь жених брал невесту за руку, обводил ее три раза вокруг себя, слегка дергал косу, как бы показывая, что невеста лишается своей воли и должна подчиниться воле мужа. Обычно свадебный поезд выезжал нечетом, т.е. нечетным количеством лошадей.
В среднерусских губерниях, напротив, дружки с буйством разгоняли встречных. Выезжая со двора, поезжане поздравляли друг друга с "молодецким выездом".
Погода в день венчания имела особое значение. Считалось, если "снег и дождь на свадебный поезд — богато жить", "дождь на молодых — счастье", "вихрь с пылью на встречу поезду — не к добру", "красный день свадьбы — жить красно, да бедно", "метель на свадебный поезд — богатство выдут".

Обряд венчания состоял из обручения и возложения брачных венцов — собственно венчание совершаемое священником. Во время обручения священник спрашивал у жениха и невесты об их обоюдном и добровольном согласии вступить в брак и надевал кольца.
Церковное венчание давало юридическую силу. Однако брак с венчанием, но без свадьбы не поощрялся.

Венчание сопровождалось множеством магических обрядов: было принято перед женихом и невестой разметать дорогу по церкви веником, под ноги брачущихся расстилали платок или полотно и бросали деньги, чтобы избежать "голой жизни". Жених и невеста старались наступить друг другу на ногу, и тот, кто успевал это сделать первым, имел "верх" в семейной жизни. Строго следили, чтобы между женихом и невестой никто не прошел (дабы никто из них не нарушил супружеской верности). Стоя перед венцом, невеста крестилась "покрытой" т.е. не голой рукой (чтобы богато жить). Много поверий было связано с венчальной атрибутикой: кольцом, свечами, венцами. Считалось, что уронить во время венчания обручальное кольцо "не к доброму житью". А тот, кто под венцом свечу выше держал, "за тем и большина" (главенство в семье).

Венчальные свечи старались задувать разом, чтобы жить вместе и умереть вместе. Подвенечную свечу берегли и зажигали при первых родах.

После венчания в церковной сторожке или ближайшем доме, невесте заплетали две косы и укладывали вокруг головы — "окручивали молодую по бабьи". Свахи жениха невесты, заплетавшие косы плели на перегонки, — чья сваха первая заплетет косу, такого пола будет первенец. После этого молодой надевали женский головной убор — повойник. Этот обряд знаменовался переходом невесты в группу замужних женщин.
В доме молодого новобрачных ждали. Женщины — односельчанки выходили встречать свадебный поезд к околице, завидев его, начинали петь песни. Встречающие у дома, родственники и гости стреляли вверх из ружья, молодых обсыпали хмелем и зерном, у ворот раскладывали огонь и переводили их через него. Родители благословляли новобрачных — отец иконой, мать хлебом и солью. В некоторых местностях хлеб разламывали над головами молодых и каждый и каждый из них должен был хранить его до конца жизни. После благословения молодые кланялись в ноги, стараясь сделать это одновременно, чтобы жить дружно. Их усаживали за стол, на лавки, покрытые шубами, приговаривая: "шуба тепла и мохната, — жить вам тепло и богато". Обычно свекровь или кто-то из родни жениха с помощью ухвата, сковородника раскрывали молодую невесту, т.е. снимали с нее покрывало (позднее фату). Затем здоровались с ней и подносили подарки.

Первый стол обычно назывался "свадебным". Молодые, хотя и сидели за ним, но ничего не ели. В честь молодых произносили поздравления и пожелания. Вскоре их уводили в другое помещение и кормили ужином. Затем молодые снова возвращались к поезжанам. К этому времени накрывали второй стол, называемый "горным". На этот стол приезжали родственники новобрачной. Их встречали у крыльца, подавая каждому по рюмке водки.
Приехавшие рассаживались за столом по старшинству — мужчины с одной стороны, женщины с другой. За горным столом молодая одаривала родственников мужа, кланялась им, обнимала их и целовала. Тогда же она должна была назвать свекра — батюшкой, а свекровь — матушкой. Во время пира девушки пели песни. По окончании стола молодые, выйдя, падали родителям в ноги, чтобы те благословили их на брачное ложе.

Его устраивали в каком нибудь не отаплиевом помещении: в хлеву или конюшне, в бане, в отдельной избе. Брачную постель стелили с особым тщанием. Иногда рядом с брачной постелью клали какие-нибудь орудия крестьянского или ремесленного труда с тем, чтобы у новобрачных рождались сыновья и были хорошими работниками. Молодых обычно провожали дружка и сваха. Проводы сопровождались музыкой и шумом, вероятно, такое оформление имело значение оберега. Сваха и дружка осматривали постель и помещение, чтобы не было каких-нибудь предметов, способных навести "порчу" на молодых, и, дав последние советы и наставления, желали им счастья и благополучия. Молодых угощали вином. Спустя час или два, а в некоторых местах и ночь, приходили будить и поднимать молодых.

Обычно этот обряд совершали те же, кто и провожал их на брачную постель, и вели новобрачных в избу, где продолжался пир. Молодые принимали поздравления. Во многих местностях было принято демонстрировать окровавленную рубашку новобрачной. Если молодая оказывалась непорочной, ей и ее родне оказывали большие почести, если же нет, то подвергали всяческому поруганию.

Во многих местностях обряды, связанные с "бужением" сопровождались баней. Ее топили подружье, свахи, дружки, крестные. Проводы в баню проходили с шумом, песнями и музыкой. Перед молодыми разметали дорогу вениками. Впереди процессии шел дружка и нес разукрашенный и покрытый платком веник. Со временем обряд второго дня постепенно стал заменяться обливанием водой, валянием молодых в снегу, даже просто посещения нетопленой бани. После бани молодые катались по селу, заезжая в дома родственников и приглашая их на следующее застолье.
Застолье второго дня называлось — "сырный стол". Во время сырного стола совершалось разрезание сыров. Дружко по старшинству вызывал сначала родственников молодой, затем молодого и просил их принять угощение от молодых — водку и закуску, и положить что-нибудь "на сыры".
Наиболее распространенным обрядом второго и третьего дня было первое посещение новобрачной источника или колодца, во время которого молодая обычно кидала в воду деньги, кольцо, краюшку хлеба отрезанную от венчального каравая или пояс.
Другим, не менее распространенным обрядом, были пояски ярки. Родственники молодой приходили в дом ее мужа и заявляли о пропаже девушки. Начинались поиски. К ним выводили новобрачную. Они признавали ее за свою, но после осмотра находили много изменений и отказывались от своих прав.

Продолжающиеся свадебные гуляния старались разнообразить всякого рода играми и забавами. Распространенным обычаем второго дня было ряженье. Ряженые одевались в вывернутые шкуры. Рядились в разных зверей, цыганами, солдатами. Иногда мужчины одевались в женскую одежду, а женщины в мужскую.
Третий день обычно был заключительным. Нередко в этот день устраивали испытания молодой. Заставляли ее разжигать печь, готовить, мести пол, но при этом всячески мешали, — разливали воду, опрокидывали тесто, испытывая ее терпение. Избавить молодую от всех испытаний мог только муж, угостив всех водкой.

Одним из ответственных и достаточно распространенных обрядов было посещение зятем тещи ("хлебины"). Молодого теща угощала блинами и яичницей. Нередко в этот приезд зять демонстрировал свое отношение к ней, зависевшее от того сумела ли она воспитать дочь, и сохранить ее целомудрие или нет. После угощения зять разбивал посуду о пол. Во многих деревнях посещение тещи заканчивалось подачей разгонного пирога, означавшего коней свадебного гуляния.

Обычно свадебные торжества продолжались три дня, у богатых длились дольше. Специальных обрядов в эти дни не совершали, как правило, повторялись различные развлечения, шли застолья с угощением, то в доме молодой, то в доме мужа.
Крестьянский свадебный обряд послужил основой городского.

В условиях города он значительно изменился, как в целом, так и в деталях. К середине XIX в. в ритуалах горожан наблюдались общие и специфические черты, отличающие их от крестьянской традиции: ослабление магии элементов, усиление роли профессиональных свах, большее распространение брачных контрактов, изменения в ритуальной пище и порядке застолий, замена плясок танцами, а фольклорного репертуара городскими песнями. Это позволяет говорить об уже сложившихся городских формах свадебной обрядности.
Примерно с 80-х годов XIX в. под воздействием нарастающей демократизацией общественной и культурной жизни России произошли изменения в социальных и бытовых отношениях горожан, что так же сказалось и на свадебном обряде.

Октябрьский переворот 1917 г. и последующее за ним объявление войны религии подвергли нападкам, осмеянию и запретам традиционный свадебный обряд. В течение всего советского периода существовали как бы две основные формы свадебного обряда: официальная (государственная) и традиционная.

Вступая в брак, все мы хотим отметить это событие так, чтобы оно запомнилось на всю жизнь. Сегодня заметно увеличился интерес к традиционному свадебному обряду. В этот торжественный день люди стараются соблюсти все свадебные традиции, которые передаются из поколения в поколение.

Древнее название свадьбы «свиятьба» означает связывание (свиятие). Свияты (сваты) проводили обряд связывания, после которого можно было женщине и мужчине из разных родов сожительствовать вместе. В дальнейшем обряд связывания стал сопровождаться различными свадебными обрядами. Русский свадебный обряд появился в 18-19 веке, это один из самых главных семейных обрядов, состоящий из огромного числа элементов. Среди них можно отметить обрядовые песни, причеты, обязательные обрядовые действия невесты, дружки и других участников.

Свадебные обряды являлись символом перехода девушки из отцовского рода в мужний род, под покровительство духов мужнего рода. Данный переход расценивался как смерть в своем роде и рождение в роду мужа. Например, один из свадебных обрядов вытие (ритуальный плач) сравнивается с причитаниями по покойнику. На девичнике хождение в баню сравнивается с омытием покойного. Когда невесту в церковь ведут под руки, это является символом безжизненности, отсутствия сил, а из церкви молодая жена выходит уже сама. Традиция вносить невесту в дом жениха на руках преследует цель обмануть домового, чтобы он принял девушку как новорожденного, который появился в доме, а не вошел в него.

Русский свадебный обряд в разных регионах России различается. Например, на севере обряд сопровождается только причетами, а на юге – полностью состоит из весёлых песен, причеты там играют более формальную роль. В некоторых региональных традициях присутствуют дохристианские истоки, а также элементы магии. Свадебный обряд представляется в виде строго организованной системы.

Несмотря на некоторые различия, общий порядок свадебного обряда остается неизменным и включает в себя следующие элементы.

Сватовство.
Сватовство является свадебным обрядом, который предполагает предложение жениха руки и сердца своей возлюбленной в присутствии ее родителей. В данном обряде, как правило, участвует сам будущий жених. Однако он может также посылать к родителям будущей невесты сватов. Чаще всего в роли сватов выступают родители жениха, близкие родственники, крёстные родители. Исключение составляют друзья, они могут присутствовать при сватовстве в редких случаях. Перед непосредственно сватовством родители жениха и невесты предварительно договаривались об этом.

Заходя в родительский дом невесты, сват осуществлял определенные обрядовые действия. Например, в Симбирской губернии сват должен был садиться под матицу, а в Вологодской губернии – погреметь печной заслонкой и т.п. Бывало так, что сват мог говорить о цели своего визита на неком обрядовом языке, а родители невесты отвечали ему в той же манере. Объяснялось это необходимостью уберечь свадебный обряд от воздействия нечистой силы. По традиции родители невесты обязаны отказать свату на первый раз, даже в случае их одобрения, сват же в данном случае обязан их уговаривать. После обряда сватовства родители будущей невесты давали ответ. Как правило, желание девушки в расчет не принималось. Ее согласие было лишь формальностью. В редких случаях сватовство проходило вообще без девушки.

На сватовство будущий жених должен надеть костюм, а также принести с собой два букета цветов. Один из них он должен подарить матери девушки (будущей теще), а второй – своей будущей невесте. Жених признается родителям девушки в своей любви к ней и просит у них ее руки. В случае родительского согласия отец невесты вкладывает правую руку дочери в руку жениха.

В наше время, как правило, совмещают сватовство с каким-либо семейным праздником, либо выходными. Естественные хлопоты вокруг стола позволяют будущим родственникам познакомиться поближе. В случае, когда родители жениха по каким-либо причинам отсутствовали на сватовстве, будущие молодожены должны посетить их, где сын представит родителям свою возлюбленную, а она дарит цветы будущей свекрови. После сватовства молодые назначают дату помолвки и ее объявления.

Смотрины.
Смотрины также являются обязательной частью свадебного обряда, при которых жених, его родители, сваты оценивают достоинства и недостатки будущей жены. Как правило, смотрины проводились перед рукобитьем, после сватовства. Кроме того, смотрины предполагают еще и осмотр родителями девушки хозяйства жениха, особое место при этом занимало наличие скота, хлеба, посуды и одежды. Если родителей что-то не устраивало, они могли отказать жениху. В противном случае, родителями невесты назначалась дата гласного сватовства - рукобитья.

В ходе обряда рукобитье окончательно договаривались по поводу свадьбы (дата, расходы, количество подарков, кладка (форма материального обеспечения невесты со стороны родственников жениха), приданное и т.д.). Как правило, рукобитье осуществлялось по прошествии 2-3 дней после сватовства. Во время рукобитья также распределялись свадебные чины. Итогом рукобитья являлось битье друг друга по рукам (при этом надевали холщевые рукавицы) отцами жениха и невесты. Данный обычай символизировал обязательность выполнения достигнутого договора. Обряд рукобитья свидетельствовал о том, что невеста просватана, в этом случае отменить свадьбу мог только исключительный случай (например, побег невесты).

Позднее обряды рукобития и сватовства присоединились к смотринам.

Вытие.
Вытие означал ритуальный плач, который осуществлялся на стороне невесты. Вытие символизировало прощание невесты с родителями и подругами. Голову невесты покрывали подобием фаты так, что на ничего не могла видеть и сопровождали ее. Как девушку отпускали – она падала.

Девичник.
Девичник осуществлялся, как правило, перед свадьбой или в дни от рукобитья до свадьбы. На девичник у невесты собирались ее подруги и под свадебные песни помогали ей шить для жениха и его родственников подарки. Невеста в это время должна была «плакать, выть, голосить». Это означало, прощание с девичьей жизнью, ожидание тяжелого труда после замужества.

Другим важным моментом на девичнике являлось расплетание девичьей косы, которое осуществляли подруги невесты. Оно означало окончание прежней жизни девушки.

Другим не менее важным элементом свадебного обряда являлось ритуальное омовение невесты в бане. Как правило, делалось это накануне свадьбы или утром в день свадьбы. В баню невеста ходила с подружками, при этом пелись специальные песни и причеты, а иногда осуществлялись некоторые обрядовые действия, имеющие магическую силу. Например, в Вологодской области было принято невесте ходить в баню со знахаркой, которая собрала ее пот в специальный пузырек, а на свадьбе подливала его жениху в алкоголь.

В наше время девичник все еще принято отмечать, только делают это дома или в уютных кафе с подружками. Но могут быть и другие варианты проведения девичника, все зависит от фантазии подруг невесты.

Приданое.
Невеста должна была подготовить к свадьбе большое приданное. В этом ей помогали подружки. Период приготовления приданного называли неделей. В приданое в основном входили вещи, сделаны невестой своими руками: постель (перина, подушка, одеяло) и подарки жениху и родне: рубахи, платки, пояса, узорные полотенца.

Первый день свадьбы.
Первый день свадьбы характеризуется приездом жениха, поездкой к венцу, перевоз приданого, приезд молодых в дом жениха, благословение, свадебный пир.

Дружка.
Дружка (или дружко) всегда был самым главным участником и руководителем свадебного обряда. Чаще всего именно дружка по ритуальному обычаю ругают, а он должен достойно ответить на такие шутки в его сторону. Жених в торжественный день практически не говорит никаких обрядовых слов. В качестве дружка выступает брат или близкий друг жениха. Его отличительной особенностью являлось повязанное через плечо вышитое полотенце. В традициях некоторых регионов могло присутствовать два, а то и три дружка, однако один из них все равно будет главным.

Приезд жениха.
По традициям некоторых регионов утром в день свадьбы дружка посещает дом невесты, чтобы узнать, готова ли невеста к приезду жениха. Невеста к визиту дружка уже должна быть в свадебной одежде и сидеть в красном углу. В свадебный «поезд» входили жених с дружкой, друзьями и родственниками (поезжане). По мере движения свадебного поезда пелись специальные «поезжанские» песни.

Выкуп.
После приезда жениха проходил еще один свадебный обряд – выкуп. Чтобы добраться до невесты, жених должен заплатить выкуп за ворота, дверь и т.п. При проведении данного обряда большое внимание уделяется магическим действиям, например, подметанию дороги, чтобы уберечь молодых от порчи, которая может быть наведена на брошенный под ноги предмет, камень и т.п. В разных традициях дорога, которую должны подметать, разная. Выкуп невесты сохранился и в наши дни. Выкупать невесту разрешается у подружек и у родителей. Бывало так, что жениха обманывали, выводя к нему невесту с закрытым лицом. Вместо настоящей невесты выводили другую девушку или даже пожилую женщину. В такой ситуации жениху приходилось выкупать невесту заново, либо искать ее.

Венчание.
Перед отъездом жениха и невесты в церковь родители невесты благословляли их иконой и хлебом. Перед обрядом венчания невесте расплетали косу, а после него ей заплетали две «бабьих» косы, при этом тщательно закрывая волосы головным убором (повойником). Иногда это осуществляли на свадебном гулянии, а у старообрядцев - между обручением и венчанием, либо перед обручением.

Приезд в дом жениха.
После венчания невесту везут в дом жениха, где его родители благословляют их союз. Во многих традициях по приезду жениха и невесту сажали на шубу, которая являлась оберегом. Хлеб являлся обязательным элементом обряда благословения. Как правило, хлеб находился рядом с иконой. Во многих традициях хлеб должны откусить и жених, и невеста.

Свадебный пир.
Как правило, за едой с шутками и песнями праздновалась свадьба. По традициям родители невесты не должны присутствовать за свадебным столом в первый день, поэтому существовал такой обычай «звать гордых». Это задание поручалось ряженым гостям со стороны мужа и жены. Шумной толпой они приходили в дом родителей невесты и приглашали их за свадебный стол. После таинства венчания заканчиваются причитания невесты, и начинается радостная и весёлая часть обряда. После этого молодожены отправляются за подарками в дом невесты, после чего едут в дом жениха, где уже все готово для свадебного пира. Свадебный пир все время сопровождается величавыми песнями для жениха, невесты, родителей и дружка. Второй день празднуют в доме родителей невесты. Если пир продолжается три дня, то третий день снова празднуют в доме жениха.

«Укладывание» и «бужение» молодых.
«Укладывание молодых» осуществляла сваха, либо постельница готовила брачное ложе, за которое жених должен был дать выкуп. Утром сваха, свекровь или дружка «будили» молодых. Как правило, после «бужения» гостям демонстрировали простынь или рубашку невесты с пятнами крови, что свидетельствовало о ее чести. По другим обычаям «честь» невесты демонстрировал жених, отъедая с середины или с краю яичницу, блин или пирог. Если невеста оказывалась не девственницей, её родителей высмеивали, могли замазать ворота дегтем и т. д.

Второй день свадьбы.
Самым распространенным обрядом на второй день свадьбы является поиск невесты «поиски ярочки». Суть данного обряда состоит в том, что невеста (ярочка) прячется где-то в доме, а жених (пастух) или его родственники ее ищут.

До нашего времени дошло множество свадебных обрядов России, которые сопровождают церемонию бракосочетания. Все они видоизменились, большинство на сегодняшний день носит скорее развлекательный характер. Если вы хотите отдать дань богатому культурному прошлому, воплотив его в своем торжестве, изучите свадебные обычаи и традиции, которые зародились много веков назад, но не утратили очарования и в наши дни.

Благословение молодых

«Бог благословит!», – такими словами в прежние времена на Руси родители давали согласие на брак молодых. Это церковный обычай, который предполагает, что родители перекрещивают будущих супругов иконами, обернутыми рушником. Проводить его было позволительно только крещеным, но сейчас на красивом свадебном обряде/обычае России присутствуют даже те, кто не был крещен, однако это не является благословением в прямом смысле.

Обряды

Русская свадьба прежних веков по традиции не проходила без колдуна, который обеспечивал защиту молодоженов от злых сил, проводил обряды, чтобы уберечь их от сглаза. Современный колдун – это друг жениха и тамада одновременно. Он заботится о приятной, интересной свадебной атмосфере на протяжении всего праздника.

Сватовство

В былые времена свататься приходили родители жениха. Своих детей отдавали под венец рано, поэтому все вопросы решались между взрослыми членами семьи – приданое, расходы, задаток. С течением времени эта русская традиция изменилась, ведь люди женятся по любви. Но жестом уважения, а также поддержанием обычаев со стороны жениха считается наведаться к родителям суженой, чтобы попросить ее руки.

Выкуп

Раньше выкуп носил исключительно финансовый характер – жениху требовалось доказать свою состоятельность. Сейчас этот русский обычай превратился в игру, где суженому подружки готовят множество заданий, головоломок, конкурсов. Если он не справляется с ними – откупается от них деньгами, конфетами – таков обычай.

Сговор

Сговор традиционно проходил после сватовства и был денежной частью свадебных традиций. Сторона жениха совместно со стороной невесты обсуждали организационные, финансовые вопросы о приданом, задатке, свадебных расходах семей. Аналогом, а точнее, продолжением этого обычая древней России можно назвать современный контракт, который заключают супруги во время вступления в брак, «сговариваясь» о правилах семейной жизни после свадьбы.

Застолье

Былое русское застолье – это демонстрация щедрости родителей. Свадебное меню было обширным, каждое блюдо носило свой смысл, но все вместе позволяло от души накормить и напоить гостей, чтобы не осталось ни одного голодного. Молодых должны были угостить хлебом-солью – по традиции, это был каравай. Сейчас все эти традиционные этапы проводятся во время банкета, столы на котором всегда ломятся от праздничных закусок. Изобилие мясных, рыбных блюд сменяется овощными, на столах обязательно есть хлеб, а венец застолья – торт.

«Горько!» – именно это слово кричат гости на свадебном застолье России – раньше было не призывом к поцелую, а имело иной смысл. С подноса, который несла невеста, гости брали рюмку водки, взамен оставляя деньги, подарки, а после кричали: «Горько!». Этим они подтверждали, что выпили горячительный горький напиток.

Еще одна традиция свадебного застолья – связывание свидетелями двух бутылок шампанского, одну из которых супруги, по русской традиции, откроют на годовщину, вторую – когда родится ребенок.

Последний этап официальной части свадебного застолья России, ставший уже традицией – первый свадебный танец. Супруги вдвоем выходят танцевать, позже к ним присоединяются другие пары. Этот момент знаменует переход празднования свадьбы в танцевальную, музыкальную, конкурсную программу.

Венчание

Церковный обряд венчания подтверждает брак между женщиной и мужчиной перед Богом. После него супруги едут на свадебную прогулку, успевая побывать до банкета в нескольких местах, сделать памятные фото. Сейчас не всегда принято венчаться, поэтому кортеж забирает молодоженов сразу после свадебной регистрации. А раньше венчание было главной частью свадебного торжества, поэтому тщательно подбиралась не только сама церковь, но также наряды для невесты и жениха.

Когда молодожены гуляют, происходит еще один обычай – гадание: они повязывают на лапки двух голубей ленты розового и голубого цвета, потом вместе отпускают птиц, определяя по традиции, какого пола будет будущий первенец – мужского или женского.

Девичник и мальчишник

Традиция проводить девичник перед свадьбой, пришла с давних пор: на Руси подружки собирались у девушки, расчесывали ей косу, принимали банные процедуры, попутно рассказывая ей мрачные подробности будущей жизни. Это делалось для того, чтобы уберечь юную девушку от порчи. Мальчишник же, как традиция, появился не так давно – раньше жениху перед свадьбой следовало идти в баню одному.

Свадебные кольца

Свадебные кольца – символ верности, любви и преданности. Первыми они появились у египтян, которые верили, что такие подарки на свадьбу друг другу помогут сохранить искру отношений двух людей. Привычные нам сегодня, они пришли к нам в Россию не так давно из европейских стран, став укрепившейся традицией.

Букет невесты

В русских традициях было и такое: девушка передавала свой букет дружке. Интересно, что здесь использовался традиционный русский хоровод: кружась и танцуя невеста (с завязанными глазами) выбирала ту, которая окажется обладательницей букета. Традиция бросания букета в толпу незамужних девушек появилась позже и пришла к нам из Европы – той девушке, что посчастливилось поймать его, было суждено выйти замуж следующей.

Мужчины тоже не останутся без своеобразной традиции на свадьбе: перед бросанием букета, девушка снимает подвязку, которую вскоре будут ловить мужчины. Она также определяет того, кто удачно женится следующим.

Похищение невесты

Сейчас похищение носит развлекательный характер, но во времена крепостного права России это был неприятный крестьянский обычай. Девушку, которую выдавали замуж, мог взять на первую брачную ночь пан или барин. Если жених противился этому – его помощники крали невесту с торжества и приводили силой, однако богатым мужчинам удавалось откупиться от этого.

Туфелька невесты

А вот красть туфельку в России было не принято. Наоборот – суженая сама отдавала ее на примерку подружкам, которые только и ждали своего счастья. Та, которой подойдет обувь, требовала выкуп от будущего мужа. Этот обычай России также позволял определить благосостояние жениха, оценить его щедрость.

Рушник

Самостоятельно вышитый невестой рушник считался одним из главных атрибутов свадебного торжества, он навсегда оставался с супругами после свадьбы, являлся частью приданого девушки. При венчании супруги становятся на один рушник, а вторым обвязывают руки новоиспеченных супругов, навсегда скрепляя их вместе. Этот атрибут по сей день используют и при благословении и подношении праздничного каравая в России.

По русскому обычаю считалось, что сорочка жениха также должна была быть вышита невестой.

Свадебный каравай

У порога родители преподносили новоиспеченным супругам свадебный каравай с хлебом-солью: они должны по очереди откусить кусок, таков обычай России. Раньше он подразумевал своего рода гадание – какого пола будет младенец, куда направятся расходы семьи. Однако современные молодожены гадают, кто будет «ведущим» в семье, а кто «ведомым» в зависимости от того, чей кусок больше. На Руси такое гадание было немыслимым, ведь единственным возможным главой семьи, по традиции, являлся мужчина.

Брачная ночь

После всех соблюденных традиций России, проведенных обычаев, наступает последняя, главная часть свадебного дня – первая брачная ночь влюбленных. Это важное событие для невинной девушки. Супруг вносит невесту через порог на руках, чтобы злые демоны думали, что это младенец, а не чужой человек. Нередко молодожены выбирали для первой брачной ночи необычное место, чтобы «духи их не нашли» – сеновал, сарай, опочивальня знакомой пары.

Даже современные люди стремятся провести ее не дома – в шикарном номере отеля, съемной квартире. В последние годы, когда внимание к традициям снова сделало их популярным, свадьба в деревенском стиле подразумевает первую брачную ночь в стогу ароматного сена, и от этого не отказываются любители романтики.

После этого события может происходить второй день празднования свадьбы, однако это зависит от финансовой состоятельности организаторов свадебного торжества. Обычно, по традиции, оно заканчивается медовым месяцем – путешествием супругов. А вот раньше медовый месяц подразумевал легкий алкогольный напиток, который готовили к свадьбе и пили не только в процессе торжества, но и целый месяц после него. Интересно, что вес бочонка составлял никак не меньше 10 килограмм, а пить что-либо кроме этого бодрящего сладкого напитка воспрещалось.

Свадебные обряды и традиции на Руси смотрите в интересном видео:

Традиции, обычаи и люди изменились, неизменным осталось только одно – торжественность свадебной церемонии, которая навсегда запомнится любящей паре. Чтобы этот день прошел идеально, традиционная русская свадьба требует серьезной, ответственной подготовки.

Будете ли вы использовать эти обычаи, традиции на своем торжестве? Расскажите в комментариях.

Свадьба - одно из главных событий в жизни каждого человека. С течением времени свадебные традиции изменились, а корни тех или иных обрядов были потеряны. Однако некоторые современные свадебные обряды несут в себе силу, по-настоящему соединяющую двух людей в счастливую семью.

С давних времен свадебным приметам и традициям придавалось большое значение: свадьба считалась и до сих пор считается событием, соединяющим сердца и души двоих людей на всю оставшуюся жизнь. Разные страны имеют абсолютно непохожие традиции, которые все же имеют одну цель: подчеркнуть момент воссоединения двух любящих людей и оставить воспоминания на всю жизнь.

Свадебные обряды мира

В каждой стране существуют свои собственные обычаи, формировавшиеся в течение нескольких веков и переходящие из поколения в поколение. И хотя современные свадьбы значительно отличаются от древних традиций, корни свадебных обрядов остаются неизменными.

К примеру, молодые люди в Индии до сих пор не играют свадьбу, пока не удостоверятся, что их гороскопы совместимы. Проверка личных гороскопов жениха и невесты — целый ритуал: семейный астролог сверяет натальные карты, начиная с самых ранних лет будущих супругов. Если по гороскопу молодые подходят друг другу, дается разрешение на заключение брака. Если же нет, то желание создать семью может быть встречено с неодобрением.

Сам обряд бракосочетания в Индии имеет высший сакральный смысл: индусы верят, что бракосочетание связывает двух возлюбленных не на одну, а на целых семь жизней. Стоит ли говорить, что к выбору супруга или супруги в этой стране подходят невероятно серьезно?

Такое отношение дает свои плоды: институт брака в Индии чрезвычайно крепок. Разводы — явление из ряда вон выходящее и случается только в семьях так называемых «низших» слоев общества.

Аналогичным образом вступают в брак в Китае: жених делает предложение, но дело не идет дальше до тех пор, пока гороскопы молодых не проверят на любовную совместимость . Если по гороскопу пара подходит друг другу, то помолвка считается заключенной, и в дом невесты приходит гадалка, чтобы узнать благоприятную дату будущего торжества. Сама свадьба занимает три и более дня, а невеста должна сменить не менее трех разных платьев, перевоплощаясь из незамужней девушки в семейную женщину.

Свадебные обряды в России

Свадьба на нашей Родине также предполагает большое количество традиций и обрядовых действий, идущих из старины. К примеру, традиция посыпать молодоженов пшеном и кидать им под ноги мелкие монетки «на счастье» существует уже не одно столетие. Свадебный каравай превратился в большой торт, который разрезают молодые, чтобы общее хозяйство было крепким.

Традиция устраивать девичник и мальчишник существует во многих странах, но именно в России ей уделяется столько внимания. Прощание с холостой жизнью — важный атрибут любой свадьбы: мы верим, что только распрощавшись со своим холостым статусом в кругу друзей или подружек, мы сможем начать новую, счастливую семейную жизнь.

Цвет платья невесты, ее фата и костюм жениха претерпели значительные изменения: современная традиция выходить замуж в белом платье существует только со времен Екатерины II, которая впервые в истории сама надела такой подвенечный наряд. До этого платья невест были красными: именно цвет крови символизировал переход девушки в статус замужней женщины.

Одежда жениха тоже изменилась до неузнаваемости: строгий черный или белый костюм вошел в моду не так давно. На Руси мужчины, справляющие свадьбу, традиционно одевались в богато расшитую рубаху, порты и кафтан. Со временем костюм видоизменялся и постепенно пришел к современному варианту праздничного наряда.

Еще одна прекрасная современная традиция объединяет все страны и времена. При регистрации брака жених прилюдно целует свою невесту, тем самым заявляя на нее свои права и показывая окружающим, что с этого момента его сердце, тело и душа принадлежат только одной женщине — его молодой жене. Отвечая на поцелуй, невеста говорит об этом же, подтверждая и скрепляя словесную клятву.

Традиция бросать букет невесты во время праздничного банкета на современной свадьбе является заимствованной у европейских стран и полностью новой. Бросая букет, невеста передает свой статус другой девушке с помощью случайного жребия. Считается, что поймавшая букет подруга не имеет права отказаться, если ей вскоре сделают предложение: отвергая его, она отвергает саму Судьбу.

Бить посуду молодоженов — недавний обычай: считается, что таким образом новая семья уберегает себя от сглаза и проклятья, а также решительно показывает, что готова к новой жизни вдвоем. По осколкам от тарелок гадают, какого пола будет ребенок: крупные осколки указывают на мальчика, а мелкие — на девочку.

Хотя современная свадьба в России сильно отличается от свадебных обрядов славян , бракосочетание сохранило главный смысл: связь двух любящих друг друга людей на всю жизнь и ответственность за принятое решение. Мы желаем вам счастливой семейной жизни, любви и радости. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

  • Организовываем свадебный девичник

    Любой свадьбе предшествует девичник – время, когда девушка может, как следует повеселиться с подружками и почувствовать себя свободной.

  • «А теперь жених и невеста произнесут свадебные клятвы!»

    Произносить свадебные клятвы, давать брачные обеты – такая традиция активно внедряется в каждую свадьбу. И, надо сказать, чуждой она не выглядит. «Вместе в горе и в радости…» – эти строки задевают все струны души.

  • Бросаем букет невесты красиво!

    Изюминка свадьбы – бросание невестой свадебного букета в толпу незамужних подружек. Все ли так просто, как кажется на первый взгляд?

  • Современная свадебная традиция – песочная церемония

    Жизни жениха и невесты становятся единым целым: образуется новая семья. Такая интересная церемония станет настоящим украшением любой свадьбы, как в гавайском, так и в классическом стиле.

  • Красивая традиция: дерево настоящей любви

    Такая красивая свадебная традиция, как совместная посадка дерева женихом и невестой, еще не широко распространена. Значит, тем больше шансов прослыть неординарной парой с творческим подходом к свадьбе.

  • Самые популярные свадебные традиции

    Свадебные традиции способны внести некую упорядоченность в свадебный день, поставить границы и рамки, соблюдая которые, молодожены получают залог успешной семейной жизни.

  • 5 идей вручения помолвочного кольца

    Способы вручения помолвочного кольца зависят исключительно от ваших возможностей и фантазии. Этот момент может стать трогательным и даже экстремальным. Куда же спрятать кольцо?

  • Тепло семейного очага: красивая традиция

    Символично, трогательно, романтично, - речь идет о передаче домашнего очага от родителей к молодоженам. В чем смысл этой красивой традиции и как ее организовать?

  • Кража невесты на свадьбе

    Считается, что самая непопулярная и скучная свадебная традиция – кража невесты. Если правильно организовать похищение, то такая традиция запомнится и новобрачным и гостям только позитивными моментами.

  • Альтернатива традиционному свадебному «Горько!»

    Одна из самых распространенных свадебных традиций – возглас «Горько!», чтобы у молодоженов была сладкая жизнь. Но большинство пар старается либо совсем отказаться от этого обычая, либо как-то видоизменить его. Для этого существует несколько вариантов.

  • Выпускаем голубей

    Полет голубей неслучайно используется на свадебных торжествах. Считается, что голубь, как символ мира и бесконечной любви, оградит ваш брак от зла. Кроме того, эти птицы считаются однолюбами и хранят верность друг другу, а что еще хочется пожелать молодоженам?

  • Что должно быть на свадьбе обязательно

    Свадьба может быть классической или оригинальной, роскошной или скромной, с огромным количеством гостей или только для самых близких. Тем не менее, некоторые атрибуты должны присутствовать при любом варианте организации торжества.

  • Девичник: мужчинам вход воспрещен!

    Традиция проводить перед свадьбой девичник существует во всех странах. И на протяжении времени она постоянно видоизменяется. Что в тренде сейчас?

  • Венчание – традиция или духовная потребность?

    Большинство молодоженов, вступая в брак, рассматривают такую традицию как венчание. Отношение к венчанию у всех разное. Для одних это неотъемлемое, логичное следствие официального бракосочетания. Для других – просто дань моде.

  • Организация танца с родителями

    Танец с родителями – это не просто трогательно и зрелищно, а еще – повод выразить благодарность своим родителям, продемонстрировать уважение и любовь!

  • Помолвка: современность или дань старине?

    Что такое помолвка? Это день, в который парень и девушка решают стать мужем и женой. Как правило, официальное предложение руки и сердца сопровождается вручением красивого помолвочного кольца, символизирующего крепкую любовь.