Рекомендации родителям компьютер и ребёнок. Компьютер и ребенок: все за и против

Основные правила при работе ребенка за компьютером :

1. При слабом зрении садиться за компьютер можно только в очках.

2. Соблюдать расстояние от глаз до экрана (50-70 см) .

3. Делать перерывы в работе и гимнастику для глаз через каждые 15-25 минут работы .

4. Соблюдать правильную рабочую позу .

5. Не работать на компьютере в темноте .

6. Следить за содержательной стороной игр и программ.

7. После занятий умыться прохладной водой.

8. Лучше не применять компьютер там , где можно обойтись без него.

9. Компьютерные игры не должны подменять собой обычные игры детей, а должны ходить в их структуру и взаимодополнять их.

10. Большое значение имеет правильный подбор игр , соответствующий возрастным возможностям детей.

11. Особое место в проведении подобного рода занятий занимает предварительная работа с детьми (обогащение знаний по тому или иному вопросу, знакомство с некоторыми символами).

12. Большое значение для быстрого освоения игры имеет правильная постановка задачи .

13. Замечено, что дети лучше справляются с заданиями , если работают парами .

14. Игры на компьютере доступны детям уже с 5 лет.

15. Не забывайте радоваться успехам ребенка .

16. Необходима подготовка вариантов разноуровневых заданий. Так если ребенку задание покажется слишком легким, он быстро потеряет к нему интерес, слишком трудные занятия вызовут тот же эффект.

17. По ходу занятий необходимо проводить физминутки. Также будет полезно использование специальных упражнений на занятиях физкультурой, которые помогут в развитии мелкой моторики детей. Что в свою очередь будет способствовать боле успешному овладению компьютером .

18. Все занятия должны проходить под строгим присмотром воспитателя.

19. Для привлечения дополнительного интереса к компьютерным играм можно проводить дополнительные мероприятия с детьми.

Например, если вы собираетесь дать детям компьютерную игру о космосе , то можно предложить детям перед этим поиграть в игру по аналогичной теме на прогулке.

Что же касается родителей , то существует ряд рекомендаций для того , чтобы компьютерные игры не навредили ребенку , а развивали его. Например, В. Моторин рекомендует :

Для эффективного и правильного применения игровых программ с целью воспитания и развития дошкольника, родителям следует применять на практике ряд рекомендаций .

Прежде всего необходимо выбирать, жанр игры в соответствии с темпераментом и склонностями ребенка . Одним лучше подходят спокойные, неторопливые игры, а другим - активные, динамические. Надо знать своего ребенка и рекомендовать , ему такие игры, которые не будут его перегружать. Присмотритесь к ребенку . Если он перевозбужден, значит, надо уменьшить уровень сложности игры или вообще сменить ее тип. Если вы замечаете, что ребенок стал излишне нетерпелив в общении с окружающими, это может быть последствием компьютерных игр : дети привыкают к тому, что компьютер реагирует на их действия мгновенно, и замедленная реакция окружающих начинает их нервировать. В этом случае объясните ребенку , в чем суть, проблемы, и подберите игры поспокойнее, в которых ему придется больше думать и меньше действовать.

Разрешайте дольше играть в игры с исследовательским содержанием, чем с развлекательным. Определить, содержит ли игра элементы исследования, можно по следующим признакам.

Продолжительность игры выбирается в соответствии с возрастом ребенка и характером игры . У каждой игры свой ритм и своя продолжительность. Ритм и продолжительность должны быть сбалансированы. Если ритм игры напряжен, то игра не должна быть продолжительной.

Некоторые игры очень хорошо подходят для совместной игры взрослого и ребенка , прежде всего адвентурные и ролевые. Дети воспринимают их как необычные мультфильмы. Их большая продолжительность по времени не сказывается отрицательным образом на развитии ребенка , в отличие от таких жанров, как 3D-Action или аркады. К тому же совместная игра создает доверительные отношения в плане решения проблем ребенка , связанных с компьютером .

У детей 5-8 лет преобладает наглядно-образное мышление. Поэтому основной способ взаимодействия с вычислительной техникой в данном возрасте происходит посредством игровой деятельности.

При неправильном подборе игровых программ, в частности основанных на жестокости , агрессивности или чистой развлекательности, возможно, такое нежелательное психологическое явление, как вытеснение интересов. Это может проявляться : в нежелании общаться с друзьями, заниматься учебой, спортом, общественной жизнью, в «уходе» в виртуальный мир компьютера .

Чтобы дети могли играть в компьютерные игры без вредных последствии, необходимо проконтролировать выбор жанра игры, содержание, систему управления , настройку интерфейса и уровня сложности. Мнения ПО поводу допустимой продолжительности игровых сеансов очень сильно различаются, но главный принцип должен выполняться неукоснительно - нельзя играть, в игры в ущерб другим занятиям.

При правильном подборе и методах применения компьютерных игр развиваются внимание, сосредоточенность, быстрота действий, появляются интерес к компьютеру и психологическая готовность к работе с ним .

Компьютерная игра «Зайка Всезнайка : Дошкольникам» (4-6 лет)

Программа разработана при активном участии профессиональных педагогов и детских психологов. В процессе создания игры учитывались пожелания родителей , учителей и непосредственно детей, что позволило добиться максимальной эффективности образовательного продукта. Издатель : ЗАО «БУКА» Управление : Клавиатура, мышь «Зайка Всезнайка» прививает ребенку навыки самостоятельной игры, повышает уверенность в себе и стимулирует тягу к знаниям.

Игра развивает :

Математические навыки :

распознавание чисел;

основы счета ; сложение;

создание простейших уравнений;

решение математических задач.

Языковые навыки :

распознавание букв;

пополнение словарного запаса;

развитие фонетических навыков;

буквосочетания.

Логические навыки :

сортировка предметов по признакам;

сравнение форм, цветов, размеров;

распознавание цветов.

Аудирование :

следование устным указаниям;

составление рифм.

Творческие навыки :

рисование и раскрашивание;

танцевальные последовательности; создание календарей;

создание музыки.

«Рулимоны»

«Рулимоны» - это развивающая браузерная онлайн-игра для детей дошкольного и младшего школьного возраста (5-11 лет) . Она превращает развитие и обучение детей в захватывающее времяпровождение. Сайт : www.rulimony.ru . В «Рулимонах» дети : развивают логику, внимание и память; учатся считать, различать цвета и формы, принимать решения; совершенствуют глазомер, наблюдательность, мелкую моторику, музыкальный слух; общаются и дружат, ходят друг к другу в гости и вместе играют.

Игровые персонажи Игроки присутствуют в игре в виде забавных персонажей - рулимонов. Тип своего персонажа можно выбрать только один раз, при создании учетной записи. При желании, пользователь может создать новую учетную запись и выбрать другой тип персонажа. При этом, между данными персонажами не будет никакой связи : персонажи одного игрока существуют в игре автономно друг от друга.

Игровой мир «Рулимонов» - страна Рулимония. Действие разворачивается в ее столице. Столица Рулимонии - современный виртуальный город на берегу моря, состоящий из различных локаций : общественных (улицы, аллеи, переулки, торговых (магазины) и личных (дом) .

За успехи при решении игровых задач игроки получают игровые деньги - ауро. Так дети получают первое представление об экономике, учатся обращаться с «личными деньгами» и планировать расходы. Ауро - неконвертируемая валюта, ее невозможно обменять или купить за реальные деньги. Немного ауро все пользователи получают при регистрации, но затем игроки зарабатывают ауро самостоятельно, играя в развивающие игры.

для родителей

« Ребенок и компьютер »

Разработала

Воспитатель Качина С.П.

2013-2014 год

В нынешнее время дети способны с завидной легкостью овладеть навыками работы с различными электронными компьютерными новинками. Но для нас самое главное, чтобы дети не попали в зависимость от « компьютерного друга », а ценили живое, эмоциональное человеческое общение и стремились к нему.

В чем же особенности компьютера?

Компьютер является интерактивным средством;

Это уникальная игрушка, меняющая назначения при смене программы;

Дополнительное педагогическое средство развития ребенка;

Многовариантный дидактический материал.

Как мы видим, компьютер и в самом деле очень необычная игрушка. Но вопрос, способствует ли он развитию ребенка дошкольного возраста или напротив, сдерживает его?

Все « + » и « - » влияния компьютера на развитие ребенка дошкольного возраста:

Вызывает положительный интерес к новой технике;

Развивает творческие способности;

Устраняет страх перед новой техникой;

Формирует психологическую готовность к овладению компьютерной грамотностью;

Позволяет развивать воображение ребенка, моделирую совершенно новые ситуации, даже из области будущего и нереального;

Воспитывает внимательность, сосредоточенность;

Обязывает ребенка действовать в темпе, задаваемой программой;

Помогает овладеть чтением и письмом;

Развивает элементы наглядно- образного и логического мышления

Тренирует внимание, память;

Развивает быстроту действий и реакций;

Воспитывает целеустремленность.

Полностью захватывает сознание ребенка;

Отрицательно влияет на физическое развитие детей;

Повышает состояние нервозности и страха при стремлении, во что бы то ни стало добиться победы;

Снижает интеллектуальную активность детей за счет развлекательного содержания игр;

Ухудшает зрение ребенка;

Способствует нарушению осанки;

Компьютер выполняет функцию создания неопределенности, моделирующий проблемную ситуацию, затрудняет деятельность, но при этом помогает ребенку самостоятельно снять эти трудности в ходе игры.

Компьютер усиливает мотивацию учения, это осуществляется за счет новизны, возможности регулировать предъявления задач по трудности, активного вовлечения ребенка в учебный процесс.

Компьютер дает ребенку возможности испробовать умственные силы, проявить оригинальность.

Конечно, это все верно. Но при этом очень важно, что находится внутри вашего компьютера, в какие компьютерные игры играет ваш ребенок.

Условно все многообразие компьютерных игр можно классифицировать следующим образом:

Адвентурные – иначе (приключенческие) главным подспорьем в данных играх служат находки – различные предметы, которые встречает персонаж, путешествуя в игровом пространстве внушительных размеров.

Ролевые – целью этих игр может быть отыскание, человека или заклинания, здесь проявляется главный принцип ролевой игры – использование нужного персонажа в нужное время и в нужном месте.

Стратегии – цель этих игр управление ресурсами, полезными ископаемыми, войсками. Эти игры развивают у ребенка усидчивость к планированию своих действий, тренируют многофакторное мышление.

Игры типа «Убей их всех» - сугубо развлекательные. Они развивают моторные функции, но плохо познавательные, при этом сомнительные в плане развития мышления и тем более нравственного воспитания. В них особенно необходимо чувство меры.

Развивающие игры – которые способствуют познавательному развитию дошкольников и побуждают к самостоятельным творческим играм.

Есть диагностические игры – применяются специалистами для выявления у детей умственных способностей, памяти внимания и т.д.

Логические игры – развивают навыки логического мышления, это головоломки, задачи на перестановку фигур или составление рисунка.

Игры стимуляторы – т.е. имеется какая-нибудь приставка: авто- авиа – спортивная. В этих играх большое значение придается реализму ответственных реакций окружающей виртуальной среды, вплоть до мельчайшего соблюдения технических показателей.

Графические игры – связанные с рисованием, конструированием.

На самом деле очень трудно выбрать компьютерную игру для ребенка : их так много, и каждый производитель говорит, что его игра лучшая! А на самом деле специалистами разработаны требования, предъявляемые к компьютерной игре для детей дошкольного возраста .

  1. В игре не должно быть текстовой информации о ходе и правилах игры, функцию разъяснения выполняют специальные символы или звуковые сигналы, подсказывающие ребенку последовательность действий.
  2. Могут использоваться буквы и отдельные слова, написанные буквами больших размеров, больше чем традиционный шрифт компьютера.
  3. Изображение на экране должны быть достаточно крупными, без мелких отвлекающих деталей.
  4. Темп движений на экране должен быть не слишком быстрый.
  5. В обучающих играх используются правильные ответы, доступные дошкольникам.
  6. Нежелательно применение системы оценок и баллов.
  7. Лучше если программа имеет логическое завершение – построен дом, нарисован рисунок.

Но важно не только правильно выбрать игру , необходимо еще и верно организовать игровую деятельность ребенка с компьютером.

  1. Ребенок может играть в компьютерные игры не более 15 минут в день.
  2. Лучше играть в компьютерные игры в первой половине дня.
  3. В течение недели ребенок может работать с компьютером не более 3- раз.
  4. Комната, в которой он работает за компьютером, должна быть хорошо освещена.
  5. Мебель (стол и стулья) по размерам должна соответствовать росту ребенка.
  6. Расстояние от глаз ребенка до монитора не должно превышать 60 см.
  7. В процессе игры ребенка на компьютере, необходимо следить за соблюдением правильной осанки ребенка.
  8. После игры с компьютером нужно обязательно сделать зарядку для глаз .
  9. Игровую деятельность с компьютером нужно сменить физическими упражнениями и играми.

Итак, чтобы дети могли играть в компьютерные игры без вредных последствий, необходимо проконтролировать выбор жанра, содержания, систему управления и уровня сложности. При правильном подборе и методах применения компьютерных игр развивается внимание, сосредоточенность, быстрота действий, появляется интерес к компьютеру и психологическая готовность к работе с ним.

Но во всем этом важно чувство меры.

Правила работы на компьютере для детей дошкольного возраста

1.Ребенок может играть в компьютерные игры не более 15 минут в день.

2.Лучше играть в компьютерные игры в первой половине дня.

3.В течение недели ребенок может работать с компьютером не более 3- раз.

4.Комната, в которой он работает за компьютером, должна быть хорошо освещена.

5.Мебель (стол и стулья) по размерам должна соответствовать росту ребенка.

6.Расстояние от глаз ребенка до монитора не должно превышать 60 см.

7.В процессе игры ребенка на компьютере, необходимо следить за соблюдением правильной осанки ребенка.

8.После игры с компьютером нужно обязательно сделать зарядку для глаз.

9.Игровую деятельность с компьютером нужно сменить физическими упражнениями и играми.

Зрительная гимнастика

«ЗАЯЦ»

Вверх морковку подними,

На неё ты посмотри.

(смотрят вверх)

Вниз морковку опусти.

(смотрят вниз)

Только глазками смотри:

Вверх-вниз, вправо-влево.

(глазами смотрят вверх-вниз, вправо- влево)

Ай да, заинька, умелый!

Глазками моргает

(моргают глазками)

Глазки закрывает.

(глазки закрывает)

Зайчики морковки взяли,

С ними весело плясали.

Используемая литература

1. В.И.Ковалько, «Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер» М.: изд-во “ВАКО”, 2007.

2. В.П. Леонтьев «Компьютерная энциклопедия школьника» - М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2006

3. Е.Хлебалина; А.Леонов. Энциклопедия для детей Т.22. Информатика, М.: Аванта+, 2004.

4. http://www.rjevka.com/kids/ Ребенок и компьютер


Многие дети проводят за компьютером практически все выходные и каникулы, по сути, становясь его "заложниками". Родители, как правило, поощряют такое поведение, ведь когда ребенок занят, они могут погрузиться в свои повседневные проблемы. Таким образом, у ребенка может сформироваться интернет-зависимость – навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность прервать работу в сети. Как правило, в свободное время дети редко используют компьютер в учебных целях, большая часть младших школьников увлечена компьютерными иг рами.

Основные типы интернет-зависимости

  • навязчивый веб-серфинг – бесцельные путешествия по Интернету, постоянный поиск какой-либо, зачастую ненужной, информации;
  • пристрастие к виртуальному общению – большие объемы переписки, постоянное участие в чатах , веб-форумах , избыточность знакомых и друзей в сети;
  • игровая зависимость – навязчивое увлечение компьютерными играми .

Причины возникновения компьютерной зависимости

o Отсутствие контроля со стороны родителей, неумение самостоятельно организовывать свой досуг.

o Дефицит общения в семье.

o Стремление заменить компьютером общение с близкими людьми.

o Стремление подростка уйти от трудностей реального мира в виртуальный мир.

o Родители не осознают взросление ребёнка и не изменяют стиль общения с ним.

o Ребёнку дома не комфортно, так как у него нет личного пространства, где бы он чувствовал себя хозяином.

o Низкая самооценка и неуверенность ребёнка в своих силах, зависимость его от мнения окружающих.

o Замкнутость ребёнка, его неприятие сверстниками.

o Подражание, уход из реальности вслед за друзьями.

Признаки компьютерной зависимости

o Отрыв от работы или игры за компьютером воспринимается агрессивно, ребенок не откликается на просьбы.

o Чувствует себя подавленным, если находится за компьютером меньше, чем обычно.

o Начались проблемы с учёбой.

o Появились проблемы в общении, частые конфликты

o Подросток скрывает от окружающих сколько времени он проводит в сети, какие сайты посещает.

o Занимаясь другими делами, думает и говорит о компьютерах, играх, Интернете.

o У ребенка сбивается режим дня, режим питания и сна, прием пищи происходит без отрыва от игры на компьютере.

o Нетерпение, предвкушение и продумывание заранее своего возвращения к компьютеру.

Последствия неограниченного пребывания за компьютером

o Общение с компьютером подменяет живое общение, вследствие чего личность ребёнка не развивается.

o Человек в Интернете просматривает информацию, именно просматривает, а не изучает – таким образом формируется поверхностное отношение к познавательной информации.

o Сидение за компьютером ухудшает зрение, кровообращение в области таза, вызывает проблемы с позвоночником,

o Частая смена картинок на мониторе ухудшает концентрацию внимания ребенка, у него накапливается усталость, появляется нервное напряжение.

Правила техники безопасности при работе за компьютером

o Проработав за компьютером 1,5 часа нужно сделать гимнастику для глаз. Каждые 40 минут делать перерывы в работе.

o Регулярная влажная уборка – острая необходимость, обусловленная спецификой компьютерного монитора: его способностью собирать на себе пыль, что вызывает высыхание кожи и слизистой носоглотки, слезливость глаз и другие аллергические реакции.

o Компьютер лучше всего ставить в углу, чтобы обезопасить себя от излучения.

o Монитор должен находиться в 60 -70 сантиметрах от пользователя и чуть выше уровня глаз.

o Ребёнку до 7 лет нежелательно взаимодействовать с компьютером. Если же родителям очень хочется приобщить своего малыша к информационным технологиям, то по крайней мере не разрешайте ему сидеть за компьютером более 20 минут в день и чаще чем раз в два дня.

o Для детей 7 – 12 лет компьютерная норма – 30 минут в день.

o 12 – 14 – летние могут проводить за компьютером 1 час в день.

o От 14 до 17 лет максимальное время для работы за компьютером 1,5 часа.

o Каждый работающий за компьютером должен делать обязательный выходной раз в неделю, когда за компьютер не садиться ни на какое количество времени.

Цензура компьютерных игр

Наибольшую опасность представляют «стрелялки», которые характеризуются весьма примитивным сюжетом, основанном на насилии. Такие игры могут отрицательно сказаться на психике ребенка и стать причиной его чрезмерной агрессивности.

По этой причине выбирая компьютерную игру для ребенка родитель должен задать себе несколько вопросов:

1. Что даст эта игра моему ребёнку?

2.Какие качества будет развивать в нём?

3.Не даст ли игра опасную информацию?

4.Не будет ли формировать негативный стиль поведения?

Как уберечь ребёнка от компьютерной зависимости?

o Ознакомить его с временными нормами работы на компьютере.

o Контролировать внеучебную занятость ребёнка (кружки, секции).

o Приобщать к выполнению домашних обязанностей.

o Ежедневно общаться с ребёнком, быть в курсе его дел.

o Осуществлять контроль и цензуру компьютерных игр и программ.

o Осуществлять контроль, чтобы за компьютер ребёнок садился только в минуты отдыха и после выполнения основных обязанностей.

o Научить ребёнка способам совладания с отрицательными эмоциями, выхода из стрессовых ситуаций.

o Не забывать, что родители – образец для подражания, поэтому сами не нарушайте правила, которые устанавливаете для ребёнка(с учётом своих норм).

Что делать если Вы подозреваете у ребёнка компьютерную зависимость?

o Не пытайтесь давить на ребёнка, не вводите строгих запретов и ограничений. Не делайте ничего резко и быстро, так как если Ваш ребёнок «завис», то резкое отлучение его от компьютера может привести к необратимым поступкам.

o Настройтесь спокойно преодолевать болезненное состояние.

o Попробуйте выйти на диалог с ребёнком. Расскажите о пользе и вреде, который можно получить от компьютера.

o Поговорите о свободе и праве выбора, их границах и ответственности за право принимать решения.

o Установите небольшое ограничение режима пребывания в виртуальном мире. Проследите реакцию ребёнка на новые условия и, самое главное точность их выполнения. Проверьте, сложно ли ребёнку соблюдать новые временные рамки.

o В случае если сокращать время постепенно удаётся, то идите этим путём до установления нормы.

o Если ребёнок обещает, но не выполняет, так как его зависимость сильнее его самого, необходимо обратиться к специалисту. Для начала к психологу. Специалист определит, какова степень зависимого состояния и есть ли у него возможности справиться с проблемой. При необходимости обращайтесь к психиатру.

Подводя итог, хочется еще раз акцентировать внимание на следующем: родителям необходимо следить, чтобы игра на компьютере не подменяла реальное общение со сверстниками, друзьями и близкими, но при этом нельзя ограждать ребенка от компьютера вообще, поскольку это неотъемлемая часть будущего, в котором ребенку предстоит жить.

Уважаемые родители!

Как уже отмечалось ранее, в большей степени от Вас, чем от кого-либо другого, будет зависеть, повлияют ли негативно или позитивно различные средства массовой информации, Интернет, видео и аудио на развитие вашего ребенка. Это было доказано проведенным исследованием, через научный анализ полученных результатов опроса.

1. Всю работу по противодействию негативной информации необходимо начинать как можно с более раннего возраста ребенка. Если Вы не занимались с ребенком до 13-14 лет, а потом взялись за его воспитание, то результаты достичь будет намного сложнее, чем если бы Вы начали с 5-6 лет, а то и ранее. Поэтому Вы должны настроиться, что могут быть и неудачи, ребенок может сопротивляться вашему «вторжению» в его жизнь. Поэтому обучайте ребенка информационной грамоте как можно более деликатнее.

2. По результатам исследования видно, что чем больше родитель уделяет внимания своему ребенку, тем меньше риск негативного влияния негативной информации, которую ребенок получает через телевидение, интернет, музыку, которую он слушает и др. источники. Это внимание заключается:

В разъяснении ребенку, какая информация полезна для его развития, а какая может нанести вред;

В контроле того, что ребенок делает и что смотрит;

В вовлечении ребенка в какие-то полезные для него занятия.

Контроль не должен быть агрессивным, Вы не должны всем своим видом показывать, что это КОНТРОЛЬ. Такой метод вызовет у ребенка негативную реакцию и может привести к обратным результатам. Контролировать необходимо:

Время, которое ребенок проводит за компьютером или телевизором или др.

3. Постарайтесь вовлекать ребенка в какие-то совместные дела, но это не должна быть только уборка дома, стирка или другое полезное для дома мероприятие, вы можете вместе сходить в кино, смастерить что-либо, можете взять хороший фильм и его посмотреть, поиграть в какую-либо игру и т. д. В связи с тем, что у ребенка есть большой интерес к современным информационным носителям, то вы можете вместе поискать полезную информацию в интернете, заодно объясняя ребенку правила пользования этим средством.. Интернет в большей степени, чем другой какой-либо носитель информации притягивает внимание наших детей.

4.По проведенным ранее исследованиям видно, что очень большое влияние на психологическое состояние ребенка оказывает семейное окружение. Для ребенка самое важное - это понимание со стороны родителей. Регулярно разговаривайте с ребенком, постарайтесь узнавать его проблемы, давайте ему советы как поступить в той или иной ситуации. Ни в коем случае не порицайте ребенка, если он открыл вам свой какой-то негативный поступок. Этим Вы можете его оттолкнуть, и в следующий раз он не расскажет вам свой секрет. Спокойно выслушайте его, постарайтесь понять, почему ребенок совершил тот или иной поступок, объясните ему, что вы его понимаете, но лучше так не поступать в следующий раз потому что….(объясните почему).

1) Регулируйте просмотр детьми телевидения.

2) Заблокируйте каналы, несущие негативную информацию.

3) Проверьте круг общения ребенка.

Общесадовское родительское собрание

По теме: «Здоровая семья - счастливая семья!»

Консультация: «Компьютер и ребенок: все за или против».

Подготовила

Педагог-психолог

МКДОУ Црр-д/с №31 «Алтн Булг»

Мухлаева С.В.

Цель: Познакомить родителей с развивающими функциями персонального компьютера для дошкольников и влияние компьютера на здоровье детей. Дать практические рекомендации по организации рабочего места ребёнка, по выбору программ для осваивающего компьютер.

Мы живём в XXI веке. Компьютеры настолько прочно вошли в нашу жизнь, что на тех, кто не умеет быть с ним на «ты», смотрят искоса. Споры относительно пользы и вреда от компьютерных игр ведутся на всех социальных уровнях, учёные проводят исследования о влиянии компьютерных игр на человека, дети спорят с родителями, родители – с педагогами, и так далее. И точного ответа всё равно нет.

Группа американских ученых провела исследование влияния активности использования компьютера детьми на их общее развитие. По результатам этого исследования оказалось, что «компьютеризированные» дети дошкольного возраста имеют лучшие запоминающие способности по сравнению со своими сверстниками, не так активно общающимися с ПК.

Ребенок, который с детства ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий.

Игры на компьютере – это те же занятия, а ребенка всегда легче привлечь к игре, чем заставить учить алфавит или, скажем, складывать цифры.

Играя в компьютерные игры, ребенок попадает в волшебную сказку, где существует свой мир. Этот мир так похож на настоящий! Когда герои компьютерной игры предлагают малышу починить стену домика (правильно сложив пазл) или расположить цифры по порядку, чтобы добраться до сокровищ, дети ощущают свою значимость. А если в конце задания ему говорят «молодец, ты справился отлично», это вызывает у ребенка восторг!

Прекрасно нарисованные, весёлые и добрые детские компьютерные игры несут в себе много интересного, умного, забавного и полностью направлены на то, чтобы дети развивали и совершенствовали свои знания. А удобное и понятное управление и выполненное профессиональными актерами озвучивание сделают каждую игру настоящим праздником.

Итак, подведём итог.

Компьютерные игры:

Развивают у ребенка:

Учат ребенка:

    быстроту реакции;

    мелкую моторику рук;

    память и внимание;

    логическое мышление;

    зрительно-моторную координацию.

    классифицировать и обобщать;

    аналитически мыслить в нестандартной ситуации;

    добиваться своей цели;

    совершенствовать интеллектуальные навыки.

Не смотря на это многие из вас, я уверена, мучаются угрызениями совести, глядя на увлечённо играющего на компьютере малыша, потому что все слышали о вреде компьютерных игр на здоровье детей. Отчасти это правда, и нам необходимо вооружиться специальными знаниями в этом вопросе, чтобы компьютерные игры отныне приносили в ваш дом только положительные эмоции.

Самое главное – знать, как влияет компьютер на детский организм и сколько времени ребёнок может проводить за монитором без вреда для здоровья. Существуют четыре основных вредных фактора: нагрузка на зрение, стеснённая поза, излучение и нагрузка на психику. Давайте разберём каждый из них по порядку:

Это первый и самый главный фактор. Продолжительная работа на компьютере приводит к зрительному переутомлению, что, в свою очередь, может привести к снижению остроты зрения. Обязательно помните о том, что для каждого детского возраста существует ограничение по времени для занятий:

В 3-4 года – ребёнок может находиться у компьютера 15 минут;

В 5-6 лет – 25 минут;

В 7-8 – 30 минут.

После чего необходимо сделать перерыв и небольшую гимнастику для глаз.

Если у малыша проблемы со зрением, то садиться за монитор ему можно только в очках. Ни в коем случае не разрешайте ребёнку работать за компьютером в темноте. Расположите дисплей так, чтобы свет из окна не падал на экран и не светил в глаза. Проследите, чтобы расстояние от детских глаз до экрана составляло 50-70 см. И помните: компьютер не является основной причиной развития близорукости у детей. Огромную роль в этом играют наследственность, телевизор и чтение в темноте. При грамотном подходе и организации рабочего места ребёнка, его зрению ничего не угрожает.

Стеснённая поза

Сидя за компьютером, ребёнок смотрит с определённого расстояния на экран и одновременно держит руки на клавиатуре. Это вынуждает его принять определённое положение и не изменять его до конца игры. Очень важно правильно организовать компьютерное место для ребёнка. Проследите, чтобы кисти рук малыша находились на уровне локтей, а запястья – на опорной планке. Также необходимо сохранять прямой угол (90 градусов) в области суставов. Обязательно проследите, чтобы стул, на котором сидит ребенок, не был слишком высоким или слишком низким. (Если компьютером пользуются члены семьи разного роста, то можно приобрести специальный конторский стул, высота сиденья которого легко регулируется). Следите, чтобы ребенок во время занятий за компьютером не горбился. Если вы выработаете у него привычку сидеть ровно и смотреть на компьютер прямо, то вероятнее всего ему удастся в будущем избежать проблем с мышцами и суставами. И, конечно, как можно больше разнообразьте досуг ребёнка: между компьютерными играми ребёнок должен играть в подвижные игры, гулять, заниматься спортом. Не разрешайте малышу перекусывать за компьютером: эта вредная во всех смыслах привычка может остаться на всю жизнь.

Излучение

Изначально некоторые родители боятся радиации от компьютерного монитора. У современных ЖК - мониторов предусмотрены все меры безопасности: в частности, собственно то, что называется радиацией (гамма-лучи и нейтроны), монитор вообще не производит. В нём просто нет устройств со столь высокой энергией. Также ничего не излучает системный блок.

Но каждое устройство, которое производит или потребляет электроэнергию, создает электромагнитное излучение. Это излучение концентрируется вокруг устройства в виде электромагнитного поля. Некоторые приборы, вроде тостера или холодильника, создают очень низкие уровни электромагнитного излучения. Другие устройства (высоковольтные линии, микроволновые печи, телевизоры, мониторы компьютеров) создают гораздо более высокие уровни излучения. Электромагнитное излучение нельзя увидеть, услышать, понюхать, попробовать на вкус или потрогать, но, тем не менее, оно присутствует повсюду.

Хотя вредное влияние обычных уровней электромагнитного излучения на здоровье детей и взрослых никем пока не доказано, но лучше бы поберечься. Вот несколько советов:

    Наиболее безопасно установить компьютер в углу комнаты или в таком месте, где те, кто на нем не работает, не оказывались бы сбоку или сзади от компьютера.

    Ребенок не должен надолго оставлять компьютер или монитор включенным. Если компьютер не используется, выключите ее.

Четвертый по важности фактор риска – нагрузка на детскую психику.

Компьютер требует не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля.

Интересные игры требуют огромного напряжения, которого практически не бывает в обычных условиях. Эта область ещё мало изучена. И всё же психическую нагрузку можно уменьшить. Во-первых, в работе (повторимся ещё и ещё раз) следует делать перерывы, а во-вторых, необходимо следить за содержательной стороной работы на компьютере. Легче всего для детского восприятия статическое, крупное цветное изображение в сопровождении звука. Достаточно безопасно рассматривать картинки или фотографии в сопровождении дикторского текста или музыки. Хуже для психики и для глаз воспринимается рисование на компьютере, напрягая зрение, малыш напрягается сам. Всё это происходит и во время чтения с экрана текста, поэтому поиск информации в Интернете нужно дозировать. Ну и, наконец, настоящие вредители для психики ребёнка – игры:

    содержащие движущееся на высокой скорости изображение и мелкие элементы

    содержащие агрессию, девиз, которых можно выразить следующими словами: «Убей их всех!».

Переутомление и напряжение детского организма после таких игр снять очень нелегко.

    Прежде всего, выбирайте жанр игры в соответствии с темпераментом и склонностями ребёнка: одним детям лучше подходят спокойные, размеренные игры, другим – активные, динамические.

    Разрешайте дольше играть в игры с исследовательским содержанием, чем с развлекательным. Если ребёнок проявляет инициативу, пытается разрешить возникшую проблему, анализирует сложившуюся ситуацию и делает из неё выводы – такая игра, несомненно, содержит элементы исследования.

    Продолжительность игры выбирайте в соответствии с возрастом ребёнка и характером игры. Ритм и продолжительность игры должны быть сбалансированы: если ритм игры напряжён, то игра не должна быть продолжительной.

    Не прерывайте игру ребёнка до завершения эпизода – малыш должен покидать компьютер с сознанием успешно выполненного дела.

    Постарайтесь, чтобы ребёнок усвоил главный принцип продолжительности игровых сеансов – нельзя играть в игры в ущерб жизненно важным занятиям, таким как сон, еда, отдых, физкультура, игры на свежем воздухе и др.

Описанные нами все за и против пребывания за компьютером вашим ребёнком, отнюдь не преувеличены, но и не преуменьшены. Следуя нашим советам и рекомендациям, вы сумеете создать в своей семье благоприятную и безопасную компьютерную среду. А ваши дети вырастут и здоровыми, и одновременно чувствующими себя уверенно и комфортно в мире новых технологий и компьютеров.