Проект новогодняя игрушка своими руками начальная школа. Проект "новогодняя игрушка". Этапы реализации проекта

Проект "Новогодняя игрушка"

Победитель всероссийского конкурса « Самая востребованная статья месяца» ЯНВАРЬ 2018

Актуальность темы:

Новый год – самый любимый, чудесный семейный праздник. Праздник с волшебными превращениями и подарками Деда Мороза. Время новогодних праздников - это время красивой, доброй сказки, которая приходит в каждый дом в конце каждого года с наступлением зимних холодов. «Что такое Новый год?» , «Кто его придумал?» , «Для чего нужны новогодние игрушки?» , «Какие бывают елочные игрушки?» , «Как украшали елку в старину наши предки?» , . Разобраться в этом поможет работа, осуществляемая в ходе реализации проекта «Новогодние игрушки» .

Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя)

Вид проекта: творческий, исследовательский

Участники проекта: дети, воспитатели, родители

Возраст детей: 4 - 5 лет

Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект:

Всем известно, что самый любимый праздник детей – это Новый год. Предновогодняя суета, письма Деду Морозу, украшение дома игрушками, долгожданные подарки под елкой, веселый праздник в семейном кругу, атмосфера теплоты – все это не сравнится даже с Днем рождения. Но каждый год почти все елки украшены однотипно, елочными шарами из магазинов. В целях развития творческой фантазии было предложено детям и родителям создать елочные украшения своими руками, как-то необычно украсить елку. Показать, что каждый год новогодний праздник можно встретить по-особенному.

Попутно расширить кругозор детей и создать праздничную атмосферу в преддверии праздника. В ходе проекта ставились проблемные вопросы: «Почему люди во все времена любили делать игрушки своими руками?» , «Какой материал может быть использован при изготовлении ёлочной игрушки?» , «Как можно сделать елочную игрушку своими руками?» , «Что будет "изюминкой" вашей игрушки?» .

Цель проекта: расширение и систематизация знаний детей о традициях новогоднего праздника, истории возникновения елочной игрушки, технологии ее изготовления.

Задачи проекта:

Для детей

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважительное отношение к культурному наследию нашей страны.
  2. Создать праздничную атмосферу в преддверии Нового года.

Развивающие:

  1. Развивать коммуникативные навыки детей.
  2. Продолжать развивать творческое воображение детей, мышление и память.
  3. Способствовать развитию творческой инициативы и поисковой деятельности дошкольников.

Образовательные:

  1. Формировать познавательный интерес дошкольников к изучению традиций новогоднего праздника, истории его возникновения.
  2. Дать представление детям, что новогодняя игрушка – это не только атрибут зимнего праздника, но и часть истории нашей страны.
  3. Расширить кругозор детей в области проведения новогоднего праздника в разных странах.

Для педагогов:

  1. Повысить уровень творческой компетентности педагогов.
  2. Развивать готовность к применению современных методик и технологий для обеспечения качества педагогического процесса.
  3. Создать условия для конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников в целях дальнейшего сотрудничества.

Для родителей:

  1. Повысить уровень вовлеченности родителей воспитанников в деятельность ДОУ как активных субъектов.
  2. Углубить психолого-педагогическую компетенцию родителей.

Итоговое мероприятие проекта: новогодний утренник, выставка-ярмарка «Новогодние игрушки» .

Продукт проекта: В результате работы на ярмарке должны быть представлены новогодние игрушки и поздравительные открытки как продукт совместного творчества родителей, детей и воспитателей.

Для детей:

  1. Расширение кругозора детей.
  2. Сплочение детского коллектива.
  3. Развитие интереса к коллективной творческой деятельности.

Для педагогов:

  1. Повышение компетентности по использованию современных педагогических технологий в образовательной деятельности.
  2. Самореализация, повышение творческого потенциала.

Для родителей:

  1. Повышение уровня информированности родителей по вопросам технологии создания елочных игрушек.
  2. Оптимизация детско-родительских отношений.
  3. Повышение уровня вовлеченности родителей в деятельность ДОУ (активизация родителей) .

Для выявления актуальности данной темы было проведено исследование в форме опроса родителей.

Вопросы родителям:

  • Что Вы знаете о Новогодних праздниках, традициях?
  • Как отмечали Новый год раньше и сейчас? (сравнить)
  • Какие новогодние традиции соблюдают в Вашей семье?
  • Кто придумал Новый год?
  • Делаете ли Вы елочные игрушки своими руками или всегда покупаете в магазине?
  • Знаете ли, как можно быстро и легко сделать новогоднюю игрушку своими руками?

В результате опроса было выявлено, что 30% не знают про новогодние традиции, приметы; 70% не спешат сделать новогодние игрушки, а торопятся приобрести в магазине. 40% считают, что ребенок будет счастлив от самого процесса. Да и родителям полезно будет отвлечься от будничной суеты и повседневных проблем и окунуться в праздничную атмосферу.

Таким образом, были определены основные аспекты изложения материала по теме проекта:

  1. История возникновения игрушки (Как украшали елку наши предки) .
  2. Технология изготовления елочной игрушки.
  3. История возникновения новогоднего праздника. Традиции.
  4. Как отмечают Новый год в разных странах.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап

Действия педагогов: подбор материала, методической литературы, информации по темам «История возникновения праздника» , «Как отмечают Новый год в разных странах?» , «Технология изготовления игрушки» .

Действия детей: участие в тематических беседах «Как отмечают праздник в твоей семье?» , «Кто и как мастерил елочные игрушки?» , «Чем можно украсить елку?» . Рассматривание иллюстраций «Новогодние игрушки» .

Действия родителей: подбор материала, информации по темам «Как отмечали новогодний праздник в старину?» , «История возникновения елочной игрушки» .

Организационный этап:

Действия педагогов: составление плана проекта, разработка конспектов занятий, обсуждение итогового мероприятия со специалистами ДОУ.

Действия детей: активное участие в формах работы по теме проекта.

Действия родителей: распространение полученной информации путем наглядной агитации.

Формирующий этап:

Действия педагогов: проведение занятий с детьми (по всем образовательным областям) .

Действия детей: совместная работа по изготовлению новогодних игрушек и открыток. Разучивание стихов, песен и танцев на праздник.

Действия родителей: совместная работа по созданию и оформлению выставки-ярмарки «Новогодняя игрушка» и участие в конкурсах «Новогодняя поделка» .

Итоговый этап:

Действия педагогов: проведение новогоднего праздника, выставки-ярмарки. Награждение активных участников проекта. Обобщение опыта. Проведение итогового опроса родителей.

Действия детей: расширение знаний детей в рамках темы проекта, участие в итоговых мероприятиях.

Действия родителей: Участие в новогоднем празднике, выставке-ярмарке.

Участие в опросе.

После проведения итоговых мероприятий родители группы были еще раз опрошены.

Вопросы:

  1. Нравится ли Вам, когда елка украшена продуктами Вашей совместной работы с ребенком? Что она дает?
  2. Трудно ли мастерить игрушки?
  3. Что было самым трудным во время участия в проекте?
  4. Будете ли Вы продолжать изучать технологию изготовления игрушек совместно с ребенком?
  5. Определились ли вы с традициями проведения праздника в Вашей семье?

Ответы очень порадовали.

На первый вопрос 85% родителей ответили: «Да. Это необычно. Красиво. Радость быть вместе с ребенком. Новогоднее чудо»

На второй вопрос ответили 50 на 50: «Да, но это того стоит» «Нет» .

На третий вопрос 70% родителей ответили: «Трудно решиться участвовать. Трудно преодолеть лень. Время мало, т.к. много работают.

На четвертый все ответили: «Да» .

А на пятый было много интересных ответов типа: «Каждый год украшать елку по-новому» , «Будем мастерить с ребенком игрушку, соответствующую году» или «Каждый год изучать что-нибудь новое» .

Ожидаемые результаты по проекту:

для детей

  • Расширение знаний детей об истории Новогодней игрушки.
  • Закрепление умений детей изготавливать игрушку разными способами применяя различный материал (пластилин, вата, ткань, бумага, ткань, мех, шерсть, природный материал, и.т. д.)
  • Развитие детей чувства любви и привязанности к своей культуре, интереса к художественному творчеству.
  • Получение эмоционального отклика от своей работы.

для педагогов

  • Сбор информации по данной теме, используя такие направления как: телевидение, энциклопедии, компьютер и распределить между детьми и родителями.
  • оформление проекта;
  • изготовление презентации для детей и родителей «Откуда пришла к нам новогодняя игрушка» .

для родителей

  • Рост уровня информированности родителей о деятельности МБДОУ;
  • Активное участие родителей в жизни детского сада и группы.

Ресурсное обеспечение проекта:

Материально-техническое оснащение:

  • Фотоаппарат, компьютер, проектор, колонки.
  • Набор для детского художественного творчества (ватман, цветная бумага и картон, клей, фломастеры, цветные карандаши, краски) .
  • Иллюстрации о празднике Новый год.
  • Новогоднее украшение.
  • Подбор художественных произведений (сказки о зиме и про Новый год)

Методические пособия:

  • Сборник загадок, стихов, сказок и рассказов о зиме и Новогоднем празднике.
  • Конспекты организованной деятельности с детьми: совместная деятельность по познавательному развитию на тему «Новогодний праздник» , беседы, праздник «В гостях у Деда Мороза» .

Литература:

  1. Учебные пособия: И. В. Маслова, «Аппликация» .
  2. О.А. Куревина, Е.Д. Коваленская «Разноцветный мир» Методические рекомендации к пособию «Баласс» , г. Москва.
  3. Учебное пособие: И. В. Маслова, «Лепка

Приложение

Пословицы и поговорки о снеге

Много снегу - много хлеба, много воды - много травы.

Как ни мойся, белее снега не будешь.

Снега надует - хлеба прибудет; вода разольется - сена наберется.

Не то снег, что метет, а то, что сверху идет.

Белый снег на черную землю и то к лицу.

Снег глубок - год хорош.

Был бы снежок - так скатаем комок.

Белее белого.

Снегу нету и следу нету.

Одержишь снег на полях зимой - будешь с хлебом осенью.

Снежком все прикроет.

Снег холодный, а от стужи укрывает.

Больше леса - больше снега, больше снега - больше хлеба.

Больше снега на полях - больше хлеба в закромах.

Снег земле-кормилице - теплый кожух.

Дидактические игры

(к проекту «Новый год» )

Дидактическая игра «Новогодняя елка»

Педагог просит детей ответить на вопрос, подобрав к существительным нужные прилагательные:

Новогодняя елка какая? (Блестящая, праздничная, пушистая, живая, искусственная, нарядная, колючая, зеленая, стройная, большая, маленькая, свежая, ветвистая, пахучая)

Что делает для нас новогодняя елка? (Сияет, светится, блестит, стоит, пахнет)

Как появляется праздничная елка в доме или детсаду? (Ее купили, срубили, принесли, поставили, установили, украсили)

Дидактическая игра «Ставим слова на место»

Малыши с необходимой помощью воспитателя составляют предложения из заданных слов и расставляют слова в правильном порядке.

Года, вскоре, праздник, Нового, наступит. (Вскоре наступит праздник Нового года)

К, готовятся, малыши, нему, все. (Все малыши готовятся к нему)

Елки, уже, украсили, мы, новогодние. (Мы уже украсили новогодние елки)

Мальчики, стишки, песни, девочки, изучают, и. (Мальчики и девочки изучают стишки и песни)

Ждут, Деда, с, Мороза, все, нетерпением. (Все с нетерпением ждут Деда Мороза)

Хорошие, Мороз, малышам, принесет, дед, подарки. (Дед Мороз принесет малышам хорошие подарки)

Дидактическая игра «Братья-месяцы»

Воспитатель читает детям группы месяцев года и предлагает определить, где «лишний» месяц, соответственно объяснив это.

Март, апрель, октябрь. (Лишний октябрь, поскольку это осенний месяц, а остальные месяцы – весенние)

Декабрь, июль, январь. (Лишний июль, потому что это летний месяц, а остальные – зимние)

Апрель, октябрь, ноябрь. (Лишний апрель, потому что это весенний месяц, а октябрь и ноябрь – осенние)

Июнь, июль, сентябрь. (Лишний сентябрь, ибо остальные месяцы летние, а сентябрь – осенний)

Дидактическая игра «Какое время года в лесу?»

Воспитатель зачитывает малышам ряд слов и предлагает детям назвать то время года, отношение к которому заданные слова имеют, например:

Подснежник (весна) , земляника (лето) , ручьи (весна) , снег (зима) , первоцвет (весна) , орехи (осень) , ежевика (лето) , мороз (зима) , птенцы (лето) , иней (зима) , листопад (осень) , паутинки (осень) , проталины (весна) , жара (лето) , тишина (зима) , позолота (осень) , опята (осень) .

Дидактическая игра «Кто где зимует?»

Воспитатель бросает мяч детям и называет животное. Ребёнок ловит мяч и называет место его зимовки.

Дидактическая игра «Зимующая или перелетная?»

Воспитатель бросает мяч и называет птицу, а ребёнок – ловит мяч и говорит какая это птица – зимующая или перелетная. И наоборот.

Дидактическая игра «Птицы на кормушке» .

Воспитатель называет птицу. Дети выбирают ей корм и называют его.

Дидактическая игра «Что бывает зимой?»

Пример. Идет снег. На деревьях нет листьев. Речка замерзла. Холодно. Люди надевают теплую одежду. Дети катаются на коньках и лыжах.

Дидактическая игра «Выпал беленький снежок»

Цель: уточнить и расширить словарь по теме, учить согласовывать слова с движением.

Оборудование: настоящий снег и сосульки.

Ход. Взрослый приносит домой снег и сосульки разной величины. Вместе с ребенком их рассматривает. Взрослый активизирует речь ребенка вопросами: «Какого цвета снег? (белый) А какая сосулька? (прозрачная) Какие они на ощупь? (холодные, снег мягкий, сосулька твердая) » . Наблюдают, как снег и сосулька тают и превращаются в воду. Затем наблюдение продолжается на улице или из окна. Ребенок отвечает па вопросы взрослого: «Что лежит на земле? Какой снег? Что висит под крышей? Какая сосулька?» После этого взрослый предлагает ребенку согреться, так как на улице холодно. Они пропоют стихотворение, выполняя с ребенком все движения, соответствующие тексту:

Выпал беленький снежок -
Собрались мы все в кружок,
Мы потопаем, мы потопаем,
Будем весело плясать,

Будем руки согревать.
Мы похлопаем, мы похлопаем
Чтоб нам было веселее,
Будем прыгать мы скорее.

Мы попрыгаем, мы попрыгаем

Дидактическая игра «Что лишнее?»

Цель: расширить и активизировать словарь по теме.

Оборудование: картинки с изображением предметов для игр в разное время года или настоящие предметы (санки, мяч, лопата, коньки, велосипед, лыжи, бумажный кораблик, скакалка и т. д.) , сюжетная картинка по теме «Зимние забавы» .

Ход. Взрослый предлагает ребенку выбрать и назвать только те предметы, которые необходимы для зимних игр. Лишние предметы убирают. Если затрудняется, взрослый помогает ему. По ходу игры ребенку вопросы: «Что это? Для чего нужно? Как с этим играть?» Затем для рассматривания предлагается одна или несколько пых картинок, на которых изображены дети, катающиеся на лыжах, коньках, строящие снежную бабу, расчищающие дорожку лыжи активизирует речь ребенка вопросами: «Какого цвета снег на картинке? Что это у мальчика? Для чего нужно? Как одет мальчик? Почему он тепло одет?» п т. д.

РАССКАЗЫ ДЕТЯМ ПРО НОВЫЙ ГОД

Георгий Скребицкий «Зимняя стужа»

В зимнем тумане встаёт холодное, тусклое солнце. Спит заснеженный лес. Кажется, всё живое замёрзло от этой стужи - ни звука, только изредка потрескивают от мороза деревья.

Я выхожу на лесную поляну. За поляной - густой старый ельник. Все деревья обвешаны крупными шишками. Шишек так много, что под их тяжестью склонились концы ветвей.

Как тихо! Зимой не услышишь пения птиц. Теперь им не до песен. Многие улетели на юг, а те, что остались, забились в укромные уголки, попрятались от лютого холода.

Вдруг словно весенний ветерок прошумел над застывшим лесом: целая стайка птиц, весело перекликаясь, пронеслась над поляной. Да ведь это клесты - природные северяне! Им не страшны наши морозы.

Клесты облепили вершины елей. Птички ухватились за шишки цепкими коготками и вытаскивали из-под чешуек вкусные семена. Когда хорош урожай шишек, этим птицам не грозит бескормица зимы. Везде себе еду разыщут.

Я стоял на поляне и наблюдал, как хлопотали клесты в своей воздушной столовой.

Утреннее солнце ярко освещало зелёные вершины елей, грозди румяных шишек и весёлых, пирующих птиц. И мне почудилось, что уже пришла весна. Вот сейчас запахнет талой землёй, оживёт лес и, встречая солнце, защебечут птицы.

Любуясь клестами, я вдруг увидел, как один из них, подлетев к старой ели, скрылся в заснеженных ветках, словно юркнул в снеговую пещерку. И тут мне вспомнилась одна замечательная особенность из жизни этих птиц особенность, которой я никогда не мог поверить. А вот теперь представился случай самому проверить.

Крадучись, я подобрался к той ели и полез вверх по стволу. Острые иглы царапали лицо и руки, но я карабкался всё выше и выше.

Уже близка и вершина, а на дереве ничего нет.

Я начал спускаться и вдруг прямо перед собой увидел то самое, чего уже не надеялся найти: среди обледенелых, покрытых снегом веток едва виднелось небольшое гнездо, а в нём, как весной, озабоченно распушившись, сидела зеленоватая птичка - самочка клеста.

Неловким движением я качнул ветку. Испуганная птица вспорхнула. Я наклонился и замер от изумления: в гнезде копошились только что вылупившиеся, совсем голые птенцы.

Над самым гнездом свешивались заснеженные ветви. В лесу от мороза трещали деревья, а здесь, меж сучьев старой ели, будто уже наступила весна: заботливая мать выводила птенцов.

Я поскорее слез с дерева, чтобы не тревожить эту удивительную семью. Легко спрыгнул в снег, огляделся, и зимний лес уже не казался мне, как прежде, угрюмым и безжизненным.

Стоя под деревом, я тёр закоченевшие в шерстяных варежках руки, посмеивался над собой и всё думал о голых малышах в гнезде, которым не страшна зимняя стужа.

ФИЗМИНУТКИ. ПАЛЬЧИКОВЫЕ ГИМНАСТИКИ.

«Снежок» Н.В. Нищеева

Раз, два, три, четыре,

(загибаем пальчики, начиная с большого)

Мы с тобой снежок лепили -

(«лепим» , меняя положение ладоней)

Круглый, крепкий, очень гладкий

(показываем круг, сжимаем ладони вместе, гладим одной ладонью другую)

И совсем- совсем не сладкий.

(грозим пальчиком)

Раз – подбросим,

(подбрасываем воображаемый снежок)

Два – поймаем,

(ловим воображаемый снежок)

Три – уроним

(роняем воображаемый снежок)

И …сломаем

(топаем ногой) .

№ 2 «Снежинки»

На поляну, на лужок

Тихо падает снежок.

Улеглись снежинки,

Белые пушинки.

Но подул вдруг ветерок.

Закружился снежок,

Пляшут все пушинки,

Белые снежинки.

№ 3 «Наша ёлка»

"Наша елка велика"

(круговое движение руками) ,

Наша елка высока (вставать на носочки) ,

Выше мамы, выше папы

(присесть и встать на носки) ,

Достает до потолка (потянуться) .

Будем весело плясать. Эх, эх, эх!

Будем песни распевать. Ля-ля-ля!

Чтобы елка захотела

В гости к нам прийти опять!

Фото детей с поделками

Корнеева Валентина
Проект «Новогодние игрушки своими руками»

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Проект

«»

Продолжительность проекта : декабрь (краткосрочный) .

Тип проекта : творческий.

Участники проекта : педагоги, дети, родители.

Возраст детей : 6-7 лет.

Актуальность :

Проект разработан в силу особой актуальности проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения. Патриотизм в современных условиях – это, прежде всего, сохранение культурной самобытности каждого народа.

Так же актуальна и проблема взаимодействия педагогов ДОУ и родителей воспитанников, вовлечение их в жизнь детского сада и группы в частности.

Только объединив усилия, мы обеспечим прекрасные условия для воспитания нравственности, чувств любви и привязанности к своей культуре, своему народу через разумное, рациональное использование общенародных праздников, основанных на фольклоре, творчестве, традициях и обычиях.

Цель :

Развивать творческие способности;

Повысить интерес к истории страны;

Приобщить к народной культуре.

Задачи :

Способствовать умение детей создавать художественные образы, формировать эстетический вкус;

Развивать фантазию, изобразительность, стремление к творчеству;

Познакомить с историей возникновения новогодней игрушки ;

Формировать умения бережно относиться к праздничным народным традициям и обычаям;

Налаживать конструктивное взаимодействие с семьями воспитанников;

Просвещать родителей в вопросах новогодней истории страны ;

Развивать умение делать игрушки из разного материала и бумаги по принципу оригами;

Развивать умение подбирать материал по цвету, фактуре, эстетически оформляя сделанные игрушки ;

Воспитывать интерес к народному творчеству, правильное отношение к традициям своего народа.

Участники :

Педагог, дети, родители.

Тип проекта :

По составу участников – групповой (педагог, дети, родители) ;

По целевой установке информационно-практический, исследовательский, творческий (участники проекта собирают информацию , реализуют её, результаты оформляют в виде творческих выставок, конкурсов);

Сроки реализации :

Декабрь (краткосрочный) ;

Организация деятельности участников проекта :

Взаимодействие и сотрудничество всех участников проекта .

Этапы реализации проекта :

Подготовительный :

Сбор информации;

Работа с родителями (оформление информационных стендов по определенной теме, мастер-классы, родительские гостиные);

Подготовка оборудования.

Основной :

Работа с детьми (организация совместной деятельности с детьми, посещение выставки) ;

Работа с родителями (сбор экспонатов для оформления групповой выставки, организация совместной деятельности родителей и детей для проведения смотра-конкурса);

Оснащение предметно-развивающей среды (оформление группы (оформление группы в соответствии с темой, организация совместной выставки).

Обобщающий :

Систематизация материалов;

Проведение выставок, конкурсов.

Ожидаемый результат :

Повышение интереса дошкольников к истории родной страны;

Рост уровня информированности родителей о деятельности ДОУ;

Активное участие родителей в жизни детского сада и группы;

Развитие творческих способностей детей и родителей;

Проведение творческих выставок, конкурсов по теме проекта ;

Создание тематических коллекций;

Повышение интереса к коллективной и командной работе с детьми и родителями;

Презентация проекта .

Критерии оценивания :

Знание детьми народных традиций нашей страны;

Наличие в группе выставки по теме проекта ;

Количество семейных творческих работ – поделок ит. п.

Ресурсы :

Информационные :

Фото материалы.

Научно-методические;

Консультативная работа с родителями.

Методическое обеспечение :

Подбор произведений о новогодних праздниках ;

Подбор открыток, пособий о Новом году .

Планирование :

Подготовительный этап :

Консультация для родителей «История новогодней игрушки »

Консультация для родителей «Новогодние игрушки своими руками » . Повысить информационный уровень, осведомленность родителей в данном вопросе.

Родительская гостиная :

«Какими были первые новогодние украшения . История появления новогоднего шарика ». Повышать интерес к культуре и традициям разных стран. Подготовка к выставке новогодних игрушек .

Мастер-класс :

«Новогодние самоделки » . Повышать творческую активность и сплоченность педагогов, детей, родителей.

Оформление группы к празднику. Сбор информации и экспонатов для выставки. Подготовка к выставке. Выставка.

Основной этап :

Интегрированное занятие с детьми «Знакомство с елочной игрушкой » . Знакомить детей с историей возникновения елочной игрушки , материалами из которых ее изготавливают.

Самостоятельная деятельность детей :

«Игрушка для елки » (рисование, аппликация, ручной труд, лепка) .

Выставка новогодних игрушек :

Экскурсии детей других групп. (подарки детям)

Конкурс «Подарки для Деда Мороза» (дети и родители) .

Повышать творческую активность родителей, вовлекать их в работу ДОУ.

Обобщающий этап :

Создать праздничную атмосферу, укреплять, традиции;

Презентация проекта

Проект: «Новогодняя игрушка»

Сроки реализации проекта: ноябрь- декабрь 2018 г., групповой, творческий, краткосрочный.

Участники проекта: воспитатель группы продлённого дня, дети, родители воспитанников.

Пояснительная записка:

Проект: «Новогодняя игрушка».

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, много заново открываем и переоцениваем.

Духовно-нравственное воспитание является такой образовательной средой, которая позволяет осуществить полноценное развитие личности и приобщать ребенка к общечеловеческим ценностям. Важнейшей составной частью образовательной среды является игра и игрушка. «Игрушки - небалушки»- так говорит народная мудрость о значении игрушек для детей. Дарить игрушки было распространенным обычаем - подарок приносил ребенку здоровье и благополучие. Немаловажное значение для детей имеют новогодние, елочные игрушки, в которых скрыты частички волшебства. А когда до Нового года остаются, считанные дни и вы вместе с ребенком, изготовьте елочную игрушку и украсьте ей елку или интерьер, то она станет частичкой волшебства, в которой будет скрыта своя тайна.

Соавторство детей и взрослого приветствуется. Это способствует созданию доверительной атмосферы. В такие моменты ребенок раскрепощаясь, открывается педагогу, родителям с необычайной стороны. Минуты сотворчества сближают детей и взрослого, приносит им удовольствие от результатов совместной творческой деятельности. И уже трудно порой бывает определить долю участия в работе каждого из них.

В процессе коллективного домашнего творчества изменяется социальный статус ребенка в семье: к его мнению прислушиваются, ценят, творческие проявления ребенка вызывают уважения у членов семьи.

При разработке этого творческого проекта планируется совместная деятельность педагогов, детей, родителей для более тесного контакта, чтобы родители принимали активное участие в развитие своего ребенка.

Проблема:

Украшение елки, класса к Новому году - это обязательный обряд, чтобы создать атмосферу праздника, волшебства, в которое так хочется верить под Новый год.

Актуальность разработки и реализации педагогического проекта:

Как и чем украсить группу к Новому году?

В преддверии этого праздника актуальность поставленного вопроса очевидна. Вопрос помог определить тему проекта «Новогодняя игрушка». Возникла необходимость разработать и реализовать систему мероприятий по теме. На разработку проекта повлияло необходимость ориентировать родителей на выбор игрушки и взаимодействие с ребенком в процессе работы. В деятельности детей школьного возраста становится значимой та среда, которая поддержана взрослыми, самая влияющая на дальнейшую деятельность и сознание ребенка.

Цель проекта : создать хорошее настроение и вызвать у детей желание самостоятельно украсить класс к новогоднему празднику.

Задачи:

Развивать социально - профессиональную компетентность и личностный потенциал. Формирование у детей социально-духовных качеств через организацию разных видов деятельности: игровой, познавательной, восприятие художественной литературы, продуктивной.

Познакомить детей с обычаем украшения елки, откуда он пришел, о традициях встречи нового года. Закреплять у детей полученные ранее навыки работы с бумагой, клеем, ножницами, бросовым материалом, продолжать учить мастерить поделки, развивать конструктивное мышление, фантазию, воображение. Воспитывать интерес к совместному труду и народным традициям.

Создавать в семье благоприятное условие для развития личности ребенка, учитывая опыт детей.

Ожидаемый результат :

В процессе взаимодействия «педагог-дети-родители» в реализации проекта дети проявляют интерес к совместной деятельности при изготовлении новогодней игрушки и овладение знаниями, свойствах, качествах и функциональном назначении игрушки. Проявление доброты, заботы, бережное отношение к игрушкам. Возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности, развивается мелкая моторика рук, развиваются творческие способности.

Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье. Повышение компетентности родителей.

Итоговое мероприятие: выставка: «Новогодняя игрушка»,презентация проекта, украшение класса.

1.этап. Обучающий.

Формы работы.

Внеклассные занятия, беседы, «Скоро Новый год», «Чем украшают помещения к празднику?». Чтение художественной литературы, просмотр презентаций. «Где живёт Дед мороз?», «Откуда пришёл праздник?», «Мастерская Деда мороза», сбор информации о праздновании Нового года в России, заучивание стихов, песен к празднику, проведение конкурсов «Лучшая снежинка», «Лесная красавица», « Снеговик».

Работа с родителями.

Познакомить родителей с проектом. Беседы, консультации.

2. этап. Основной (практический).

«Мастерские Деда мороза в школе и дома».

Совместные работа воспитанников и родителей, воспитанников и воспитателя, самостоятельные детские работы.

3.этап. Заключительный.

Выставка детских работ, фотографий класса, украшенного к Новому году.

Проект
"История Новогодней игрушки"
Цель проекта: Повысить интерес к Новогодней игрушке, научиться её
изготавливать.
Продолжительность проекта: конец декабря – начало января.
Тип проекта:
 по составу участников ­ групповой (дети, родители, педагоги)
 по целевой установке – информационный, практико ­ ориентированный.
Возраст детей: подготовительная группа (6­7лет)
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: мало
игрушек на ёлку. Решили изготовить игрушки своими руками из различного
материал
Задачи проекта:
 для детей: выявить проблему и найти способы её решения; научиться
изготавливать Новогоднюю игрушку разными способами из различного
материала; познакомиться с историей возникновения новогодней игрушки.
 для воспитателя: оказывать детям помощь в выявлении проблемы, в поиске
её решения, в оформлении работ, в организации выставки; воспитывать
интерес к народному творчеству, любовь к ручному труду; развивать навыки
коммуникативного общения; развивать познавательную активность
дошкольников; познакомить с историей возникновения новогодней игрушки;
привлекать родителей к участию в проекте; налаживать конструктивное
взаимодействие с семьями воспитанников.
 для родителей: помочь детям достичь положительных результатов; участие
родителей в организации выставки
Продукты проекта:
 для детей: поделка своими руками «Ёлочная игрушка», рисование «Моя
любимая игрушка», лепка «Ёлочные зверушки».

 для воспитателя: организация выставки детских работ – музея, выставки
«Старинные новогодние игрушки».
 для родителей: участие в выставке детских работ.
Ожидаемые результаты по проекту:
 для детей: развитие интереса детей к художественному творчеству;
закрепление умений детей изготавливать игрушки.
 для родителей: рост уровня информированности родителей о деятельности
ДОУ; активное участие родителей в жизни детского сада и группы.

Этапы проекта
Действия детей
Действия педагогов
Краткое содержание проекта
Действие
родителей
Подготовительный
(проблема,
планирование,
прогнозирование
результатов)
Деятельностный
(непосредственная
деятельность по
проекту)
Постановка
проблемы: "Мало
Распределение
информации по разным
игрушек на ёлку.
Решили изготовить
направлениям и
организация сбора
игрушки своими
руками"
Сбор информации и
информации.
Оснащение предметно­
Подборка
участие в беседе
«Знакомство с
развивающей среды
(оформление группы в
информации по
заданному
ёлочной игрушкой».
Знакомство детей с
соответствии с темой,
организация совместной
плану.
историей
возникновения
выставки­музея)
Организация совместной
ёлочной игрушки,
материалами, из
деятельности с детьми,
проведение
которых её
изготавливают.
познавательных НОД
соответствующей
Самостоятельная
художественная
тематики.
Консультация для
деятельность детей
«Игрушка для
родителей «История
новогодней игрушки».
ёлки». (Рисование,
аппликация, ручной
Консультация для
родителей «Новогодние
труд).
игрушки своими руками»
Повышение творческой
активности и

Завершающий
(презентация
продуктов проекта
и рефлексия)
Помощь в
оформлении
музея.
сплоченности педагогов,
родителей, детей.
. Оформление музея Подготовить детей для
проведения экскурсии по
мини – музею
«Новогодняя игрушка».
Беседы о праздновании
Нового года в семье.
Объявить благодарность
самым активным
родителям за участие в
организации проекта на
родительском собрании.

Системная паутинка по проекту
Чтение художественной
литературы
Чтение С. Маршака
"Двенадцать месяцев"
В. Одоевский "Мороз
Иванович"
Заучивание стихов: С. Маршак
"Елка", "Декабрь" З.
Александровой "Дед Мороз"
Е. Ильина "Наша елка"
Я. Аким "Елка наряжается"
К. Чуковский "Елка"
Е. Трутнева "Елка"
Е. Серова "Новогоднее"
Труд
Участие детей в украшении
группы и ёлки к празднику.
Коммуникация
Дидактические игры: "Скажи
наоборот"
(легкая – тяжелая, хорошо –
плохо)
Составление рассказов "Как мы
встречаем Новый год дома".
Составление описательного
рассказа о своей елочной
игрушке.
Участие в конкурсе "Елочная
игрушка".
Безопасность
Консультации «О правилах
безопасности при украшении
ёлки; при эксплуатации ёлочной
гирлянды», «Зачем праздник
делать грустным»
Познание
Организация
предметно­
развивающей среды,
связанной с темой.
Знакомить детей с
историей ёлочной
игрушки,
материалами, из
которых её
изготавливают.
Социализация
Знакомить детей с
историей
возникновения
елочной игрушки,
материалами из
которых ее
изготавливают, с
традициями
украшать ёлку.
Проведение беседы:
«Дед Мороз и
Санта­Клаус –

Формы взаимодействия с
родителями
Консультации для родителей по
привлечению детей к подготовке
к празднику дома. Рекомендации
по закреплению правил
безопасности
при украшении ёлки, при
использовании гирлянды.
Совместный просмотр детьми и
родителями мультфильма
"Снежная королева"
братья, но не
близнецы».
Здоровье
Физкультминутки,
пальчиковая
гимнастика
Физическая культура
Подвижная игра «Догони
снежный ком», «Что мы делали
не скажем, а что делаем
покажем», «Емеля
догони»,«Провожаем старый
год»
Музыка
Пение «Зимушка»
Хоровод «Чудесные деньки»
«Танец снежинок», «Полька»
Художественное
творчество
Рисование на тему:
«Моя любимая
новогодняя
игрушка».
Конструирование
ёлочных игрушек из
бумаги.

НОД «История новогодней игрушки»
Тип НОД: итоговое.
Вид НОД: интегрированное (интеграция познавательно­речевое, художественно­
эстетическое).
Цель: интеграция социокультурных явлений и ценностей в сферу личностных
интересов и опыта ребенка на материале из истории новогодней игрушки
Задачи:
1. Уточнить представления об истории появления новогодней игрушки;
2. Систематизировать знания детей о вариативных материалах необходимых
для изготовления новогодних игрушек;
3. Развивать эмоциональную сферу ребенка при восприятии музыкально­
художественных произведений новогодней тематики;
4. Стимулировать творческую активность в условиях свободного
экспериментирования с художественным материалом и инструментами;
5. Актуализировать потребность в соблюдении праздничных традиций в
детском саду и семье.
Формы работы с детьми: фронтальная, индивидуальная, подгрупповая
Словарная работа: новогодние украшения, традиции, история, стеклодув, папье­
маше, войлок.

Предварительная работа: чтение сказки Гофмана «Щелкунчик и мышиный
король»; чтение и просмотр мультфильмов «Двенадцать месяцев», «Морозко»,
«Серебряное копытце»; рассматривание и беседа о елочных новогодних игрушках,
оформление полочки с новогодними украшениями из разного материала; видео
просмотр фрагментов балета «Щелкунчик».
Планируемый результат: перенос в сферу личностных интересов информации о
новогодних традициях
Демонстрационный материал: письмо, мультимедийное сопровождение:
изобразительный ряд вариантов ёлочных игрушек, искусственная ёлка, ноутбук,
проектор, экран
Раздаточный материал: вариативный материал для детский работ, инструменты:
клей, кисти, ножницы, фломастеры, степлер; музыкальные инструменты:
колокольчики, треугольники, палочки
Музыкальные произведения для прослушивания: П.И.Чайковский фрагмент
увертюры к балету «Щелкунчик», «Танец Феи Драже»; В.А.Моцарт попурри в
исполнении «Rondo Veneziano»

Ход НОД:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Вы уже попрощались с новогодней ёлкой!
Дети: Нет.
Воспитатель: А почему она у вас тогда стоит без наряда?
Дети: варианты ответов.
Воспитатель: Посмотрите­ка, под ёлочкой лежит письмо. Интересно, для кого
оно?
Дети: надо прочитать
Воспитатель: А на конверте написано, что оно для ребят. Значит, можно его
прочитать (можно предложить прочитать читающему ребёнку).
«Дорогие ребята, я так с вами хотела проститься до следующего года,
чтобы вы запомнили меня нарядной и красивой! Но, к сожалению, все мои
украшения таинственным образом исчезли. Если бы вы могли помочь мне
вернуть мой наряд!»
Воспитатель: Вот это да! Ёлочка то у вас не простая, а сказочная. Как же мы
сможем ей помочь?
Дети: Варианты ответов детей.
Воспитатель: Кто может подсказать, какое сейчас за окном время года?

Дети: Зима.
Воспитатель: Значит, и отправиться нам предстоит в зимнюю сказку. Вспомните,
какие вы знаете зимние сказки?
Дети: перечисление сказок, с которыми дети знакомились.
Воспитатель: Может быть, вы и подсказать можете, где происходили события,
описанные в этих сказках. А напомнят вам об этом имена авторов сказок.
Дети: Варианты ответов («Двенадцать месяцев» (С. Маршак, Россия), «Снежная
королева» (Г.Х. Андерсен, Дания), «Морозко» (русская народная сказка), «Мороз
Иванович» (Одоевский, Россия), «Госпожа Метелица» (братья Гримм, Германия),
«Щелкунчик» (Э. Гофман, Германия)…).
Воспитатель: Кто напомнит, в какой из этих сказок рассказывается о празднике у
новогодней ёлки?
Дети: Варианты ответов.
Воспитатель: Правильно, именно в сказке немецкого сказочника Гауфа
«Щелкунчик», происходит волшебство около наряженной красавицы. Кто может
подсказать, о ком из главных героев говориться в начале сказки?
Дети: Мари и Фриц.
Воспитатель: Давайте мы подойдём к нашей гостье и попробуем представить, что
могли бы увидеть Мари и Фриц на новогодней ёлке, которую им украсили
родители.
Детям даётся время подойти к ёлке и подумать.
Воспитатель: Что нам поможет увидеть убранство ели?
Дети: Варианты ответов. Музыка.
Воспитатель: Чья музыка и какое произведение поможет нам оказаться в мире
волшебства?
Дети: П.И. Чайковского к балету «Щелкунчик».
Под музыку дети обходят ёлку и описывают, какие игрушки они представляют на
ней. После чего воспитатель им предлагает присесть на ковёр.

Воспитатель: С игрушками, которые вы только что описали, ёлочка действительно
получилась бы нарядной. Надо вам сказать, что обычай украшать зелёные ветви
игрушками к нам пришел тоже из Германии. Как вы думаете, а чем могли в
старину украшать ёлку? Ведь в те времена из стекла не научились мастерить
елочные украшения, а пластика, пенопласта и других материалов ещё не изобрели.
Дети: варианты ответов.
Воспитатель: А хотите посмотреть, как по­разному украшали ель в старину?
Дети: да.
Одновременно с фотографиями идёт рассказ воспитателя.
Воспитатель: Вы правы, когда ещё не было таких красивых и разнообразных
игрушек как сейчас, люди украшали ёлку тем, что у них было. Это могли быть
яблочки, орехи. Потом к украшениям добавились свечи, пряники и печенья. Позже
стали изготавливаться и более долговечные украшения: люди золотили еловые
шишки, пустые яичные скорлупки покрывали тончайшим слоем металла. Тут были
и бумажные цветы и искусные поделки из ваты, из серебряной фольги возникали
елочные феи, изящные звездочки, бабочки и забавные фигурки зверей, а из
скрученных оловянных проволочек делали мишуру.
Есть легенда, что своим появлением на свет мишура обязана доброй фее: якобы
волшебница превратила обычную паутину в сверкающие серебряные нити и
подарила их детям.
Спустя несколько лет мастера научились выдувать разноцветные шары из стекла,
которые и украсили колючие ветки. Но, к сожалению, не все могли себе позволить
такое украшение, оно было довольно дорогое. А чуда на праздник хотелось всем.
Вот и наряжали ёлочку снежинками из фольги, войлочными шариками,
вырезанными из дерева игрушками, вязаными варежками, носочками. Ведь потом
многие из этих «украшений» могли сослужить хорошую службу ребятишкам. Ни
один мороз не был страшен в таких «украшениях». Также на веточках могли
появиться ангелочки. Ведь каждый человек верит, что у него есть свой ангел­
хранитель. И, не забывая об этом, на ёлке можно было увидеть ангелов из ткани,

бумаги, стекла.
Кроме шаров, мастера научились выдувать из стекла другие формы: шишки, грибы,
разные звери и птицы, овощи и фрукты, герои сказок. Мне помниться ваша ёлка
тоже была украшена игрушками, и все они были из разных материалов. Кто
запомнил, из чего были сделаны украшения, пока они таинственным образом не
пропали?
Дети: Варианта ответов (стекло, фольга, пластик, пенопласт, пластмасса).
Рассказ сопровождается детскими высказываниями по каждому слайду.
Воспитатель: Вы очень много знаете. А сможете ли вы использовать свои знания
ведь просьбу нашей гостьи мы так и не выполнили. Как же мы всё­таки можем
помочь ей? Пусть каждый предложит что­то своё.
Дети: Варианты ответов.
Воспитатель: Действительно, ведь украшения для лесной красавицы мы можем
сделать сами. Думаю, вы справитесь с этой задачей, и у каждого из вас получится
своя неповторимая игрушка. А нашей ёлочке будет приятно, если мы её запомним
нарядной, красивой. Выбирайте материалы и инструменты, которые помогу вам в
работе.
Выбор материалов и инструментов детьми.
Воспитатель: Я думаю, что музыка вам подскажет, какое чудо вам сотворить.
Самостоятельная работа детей (изготовление новогодней игрушки).
После изготовления игрушки дети украшают ей ёлку.
Воспитатель: Посмотрите, какая ёлочка у нас получилась! Она стала такая же как
была у вас на празднике?
Дети: Варианты ответов.
Воспитатель: Как вы думаете, почему она не такая?
Дети: Варианты ответов.
Воспитатель: Да Вы очень постарались! С нашей красавицей можно попрощаться,
используя волшебство музыки.
Дети музицируют.

Воспитатель: Я думаю, что такие чудеса своими руками вы сможете делать к
любым праздникам дома и в детском саду.
Дети: Высказывания, где они могут применить полученные знания и умения.
Воспитатель: Предлагаю на память сфотографироваться всем вместе, чтобы
надолго запомнить ёлочку в волшебном наряде, ведь она этого так хотела!
Воспитатель делает фотографию детей у наряженной ели.

Беседа
«Дед Мороз и Санта Клаус:
братья, но не близнецы».
Цель: расширять знания детей.
Ход беседы:
Воспитатель: Ребята, а кто знает, чем Дед Мороз отличается от Санта­Клауса?
Ответы детей.
Воспитатель: Головной убор, чем отличается? Ответы детей.

Клаус курит трубку. Дед Мороз ведёт здоровый образ жизни и не курит. А каким
видом транспорта они приезжают к нам? Ответы.
Воспитатель: Дед Мороз в санях, запряжённых тройкой лошадей. Санта Клаус
ездит в повозке, запряжённой оленями. Санта – Клаус ездит в повозке,
запряжённой оленями. А помощники у них есть? (Ответы детей).
Воспитатель: Деду Морозу помогает его внучка, Снегурочка. Эта девушка, одетая
только в белые или голубые одежды. У Санта­Клауса работают эльфы. Дед
Мороз и Санта­Клаус: братья, но не близнецы.

Номинация «Первые опыты»

Дети: « А всё-таки, хорошая у нас в этом году была ёлка! Мы ведь все игрушки сами сделали! ВСЕ вот эти разные игрушки сделаны нами вручную. Мы как в старину делали!!»

Это был наш первый коллективный проект! Проект только что зародившегося класса! Наша совместная дружная работа помогла сплотиться еще больше не только детям, и родителям нашего 1 « А» !

Цель исследования: к Новому году украсить свой класс и елку игрушками, сделанными своими руками. ..

Объект исследования: новогодние украшения.

Предмет исследования: изготовление новогодних украшений своими руками, использование различных материалов для изготовления игрушек.

Задачи исследования:

  1. Изучить историю возникновения традиции украшать елку на Новый год и Рождество.
  2. Узнать, когда в России зародился этот обычай.
  3. Выяснить по различным источникам информации, как раньше украшали елку.
  4. Узнать историю возникновения стеклянных шаров в качестве украшения новогодней елки.
  5. Экскурсия на фабрику елочных игрушек в г.Химки Московской области.
  6. Узнать, как игрушки самим можно сделать для елки.
  7. Сделать новогодние игрушки своими руками.
  8. Украсить класс и елку к Новому году.

Гипотеза: мы предположили, что сами можем сделать новогодние игрушки и украсить ими класс и нашу елочку.

План работы:

1. Сбор информации из различных источников о том, какие елочные игрушки сделать своим руками.

2. Выяснить, какой материал можно использовать для изготовления игрушек.

3. Выбор модели изделиясобственные опыт и наблюдения, ..., используя собственный, используя собственный опыт, наблюдения и, ., .

4. Практическая часть - изготовление украшений.

5. Украшение класса новогодней елки.

6. Экскурсия на фабрику елочных украшений.

7. Наблюдение, фото - фиксация.

8. Обобщение опыта, создание презентации проекта.

9. Участие в школьном конкурсе проектных работ.

Выводы:

1. Мы смогли сами сделать к Новому году елочные украшения.

2. Сделав игрушки, мы смогли украсить ими свой класс и елку.

3. Украшения для елки можно сделать из всего, что есть под рукой.

4. Мы на собственном опыте узнали, что именно семейное изготовление новогодних украшений всегда было традицией, придающей Новому году и Рождеству радостное настроение. Традицией надолго оставляющей теплые воспоминания!

Перспектива: Интересно выяснить, как у разных народов принято было украшать свою новогоднюю елку.

  1. В процессе исследования мы узнали, как много украшений для елки можно сделать из всего, что есть под рукой.
  2. В феврале на школьном конкурсе проектов мы представили свою работу, завоевав много положительных откликов на результат нашей работы, и призвав окружающих к совместному изготовлению елочных украшений на будущий год.

Заключение: к Новому году мы смогли украсить наш класс и новогоднюю елку собственноручно изготовленными игрушками.

Видео выступления детей на защите проекта.

Презентация проекта