Притча про иисуса и иуда. Предательство иуды и тайная вечеря

При создании фрески «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи столкнулся с огромной трудностью: он должен был изобразить Добро, воплощённое в образе Иисуса, и Зло - в образе Иуды, решившего предать его на этой трапезе. Леонардо на середине прервал работу и возобновил её лишь после того, как нашел идеальные модели.
Однажды, когда художник присутствовал на выступлении хора, он увидел в одном из юных певчих совершенный образ Христа. Этим певчим был Пьетро Бандинели. Пригласив его в свою мастерскую, художник сделал с него несколько набросков и этюдов.
Спустя сорок лет, в поисках модели для Иуды, художник столкнулся с одним бродягой, только что выпущенным из тюрьмы, и на этом бродяге Леонардо остановил, наконец, свой выбор. Лицо бродяги носило все следы греха, животных инстинктов, совершенных беззаконий.
Когда Леонардо окончил свою работу, нищий, который к этому времени уже немного протрезвел, открыл глаза, увидел перед собой полотно и вскричал в испуге и тоске:
- Я уже видел эту картину раньше!
- Когда? - недоуменно спросил Леонардо.
- Три года назад, еще до того, как я всё потерял. В ту пору, когда я пел в хоре, и жизнь моя была полна мечтаний, какой-то художник написал с меня Христа.
Справка: Роспись была начата в 1495 году и завершена в 1498 году; работа шла с перерывами. Леонардо писал «Тайную вечерю» на сухой стене, а не на влажной штукатурке, поэтому роспись не является фреской в истинном значении слова. Фреску нельзя изменять во время работы, и Леонардо решил покрыть каменную стену слоем смолы, гипса и мастики, а затем писать по этому слою темперой. Из-за избранного метода роспись начала разрушаться уже через несколько лет после окончания работы.
Уже в 1517 году краска росписи начала отслаиваться. В 1556 году биограф Леонардо Вазари описал роспись как сильно разрушенную и настолько испортившуюся, что фигуры почти невозможно было узнать. В 1652 году через роспись был проделан дверной проем, позднее заложенный кирпичом; его видно до сих пор в середине основания росписи. Ранние копии дают основания считать, что ступни Иисуса были в положении, символизировавшем предстоящее распятие. В 1768 году над росписью с целью защиты повесили занавесь; вместо этого она перекрывала испарение влаги с поверхности, и, когда занавесь откидывали, она царапала отшелушивающуюся краску.
Первая реставрация была предпринята в 1726 году Микеланджело Белотти, который заполнил недостающие места масляной краской, а затем покрыл фреску лаком. Надолго этой реставрации не хватило, и другая была предпринята в 1770 году Джузеппе Мацца. Мацца счистил работу Белотти, а затем основательно переписал роспись: он переписал все лица, кроме трех, а затем вынужден был остановить работу из-за возмущения общественности. В 1796 году французские войска использовали трапезную как оружейный склад; они бросали камни в роспись и забирались на лестницы, чтобы выцарапать апостолам глаза. Затем трапезная использовалась как тюрьма. В 1821 Стефано Барецци, известный своим умением чрезвычайно аккуратно удалять фрески со стен, был приглашен для того, чтобы перенести роспись в более безопасное место; он серьезно повредил центральную секцию, прежде чем осознал, что работа Леонардо не является фреской. Барецци предпринял попытку клеем прикрепить обратно поврежденные участки. С 1901 до 1908 Луиджи Кавенаги было впервые проведено тщательное исследование структуры росписи, а затем Кавенаги приступил к ее расчистке. В 1924 году Оресте Сильвестри осуществил дальнейшую расчистку и стабилизировал некоторые части штукатуркой.
Во время Второй мировой войны, 15 августа 1943 года, трапезная подверглась бомбежке. Мешки с песком предотвратили попадание осколков бомбы в роспись, но вредное воздействие могла оказать вибрация.
В 1951-1954 годах Мауро Пелличоли выполнил еще одну реставрацию с расчисткой и стабилизацией.
В 1970-е фреска выглядела сильно разрушенной. С 1978 по 1999 годы под руководством Пинин Брамбилла Барсилон осуществлялся масштабный проект реставрации, целью которого была постоянная стабилизация росписи и избавление от вреда, причиненного грязью, загрязнением и неправильными реставрациями XVIII и XIX веков. Поскольку перемещение росписи в более спокойную среду представлялось непрактичным, в такую среду, запечатанную, с контролируемым климатическим режимом, была превращена сама трапезная, для чего пришлось замуровать окна. Затем для определения первоначальной формы росписи было выполнено подробное исследование с использованием инфракрасной рефлектоскопии и исследований образцов керна, а также первоначальных картонов из Королевской библиотеки Виндзорского замка. Некоторые области посчитали не подлежащими восстановлению. Их написали заново акварелью приглушенных цветов, чтобы показать, не отвлекая внимание зрителя, что они не являются оригинальной работой.
Реставрация заняла 21 год. 28 мая 1999 года роспись была открыта для просмотра. Посетители должны заказывать билеты заранее и могут провести там только 15 минут. Когда фреска была торжественно открыта, поднялись жаркие споры по поводу сильного изменения цветов, тонов и даже овалов лиц у нескольких фигур.

Предательство Иуды и Тайная вечеря

Перед Пасхой книжники и фарисеи собрались в дом первосвященника Каиафы и советовались о том, как бы убить Иисуса Христа. Решили взять Его и убить, но не в праздник, чтобы не вызвать возмущения в народе.

В это время в собрание явился один из учеников Иисуса Христа, Иуда Искариотский, и сказал:

– Что вы дадите мне? Я вам предам Его.

Те предложили ему тридцать сребреников. Иуда согласился. Это было в среду, на четвертый день после входа Господня в Иерусалим. В четверг утром, за два дня до Пасхи, Иисус Христос повелел апостолам Петру и Иоанну идти в Иерусалим и приготовить помещение и все, что нужно для празднования Пасхи.

Вечером Сам Иисус Христос пришел туда с остальными учениками.

Он снял с себя верхнюю одежду, препоясался полотенцем, влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам, вытирая их полотенцем, чтоб показать апостолам примеры глубокого смирения.

Когда Господь подошел к Петру, тот сказал:

– Господи! Тебе ли умывать мои ноги?

Господь ответил:

– Что Я делаю, теперь ты не знаешь, а поймешь после.

Петр сказал:

– Не умоешь ног моих вовек.

Но Господь отвечал:

– Если не умою тебя, не будешь иметь чести со Мною.

Тогда Петр воскликнул:

– Господи! Не только ноги мои, но и руки, и голову.

Господь сказал:

– Омытому нужно только ноги умыть, потому что весь чист; и вы чисты, но не все.

Он знал предателя Своего и потому так сказал.

Когда Христос умыл всем ноги, Он возлег за трапезу и сказал:

– Знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом и правильно говорите, потому что Я – действительно Учитель и Господь. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу, ибо Я дал вам пример, чтобы вы делали то же, что Я сделал вам.

Во время вечери Господь по просьбе апостола Иоанна указал ему, кто Его предатель, но другие не знали этого. Когда же Христос обратился к Иуде со словами: «Что делаешь, делай скорее», никто не понял, к чему Он сказал это, кроме Иоанна. Думали, что Христос посылает Иуду купить что-нибудь к празднику или дать нищим денег.

Иуда тотчас же вышел; уже наступила ночь.

Когда окончилась пасхальная вечеря, Господь взял хлеб, благословил его, преломил и, раздавая ученикам, сказал:

– Примите, ядите, сие есть тело Мое, еже за вас ломимое во оставление грехов!

Потом взял чашу с вином, благословил и подал ученикам, говоря:

– Пейте из нее все: сия есть кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание.

Таким образом Господь наш Иисус Христос установил таинство святого причащения.

В прощальной беседе с учениками Господь сказал им:

– Заповедь новую даю вам: да любите друг друга, как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. О сем уразумеют все, что Мои ученики вы, когда любовь иметь будете между собою.

После прощальной беседы с учениками Христос пошел с ними за Кедронский поток, в сад Гефсиманский, где бывал с ними и прежде.

По пути в Гефсиманию Он сказал им:

– Все вы предадите Меня в эту ночь.

Апостол Петр в ответ сказал Господу:

– Если и все предадут Тебя, я никогда не предам.

Господь ответил ему:

– Истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде чем пропоет петух, трижды отречешься от Меня.

Из книги Ночь в Гефсиманском саду автора Павловский Алексей

ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ. Между тем наступил день, когда по иудейскому закону полагалось заколоть пасхального агнца. Ученики спросили Иисуса, где бы он хотел «есть пасху», в чьем именно доме. Иисус к этому времени уже явственно почувствовал приближение конца. По каким-то приметам, но

Из книги Евангелие от Иуды автора Кассе Этьен

Из книги Потерянные Евангелия. Новые сведения об Андронике-Христе [с большими иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги Уроки для воскресной школы автора Верниковская Лариса Федоровна

Из книги Иисус Неизвестный автора Мережковский Дмитрий Сергеевич

Тайная вечеря Иисус Христос часто говорил Своим ученикам, что Он будет предан на страдания и смерть, но они не совсем понимали тогда смысл Его слов.Приближался праздник Пасхи. Иисус, зная, что пришло Ему время отойти к небесному Отцу, яснее сказал Своим ученикам о Своей

Из книги Страсти Христовы [с иллюстрациями] автора Стогов Илья Юрьевич

Из книги Евангельская история. Книга третья. Конечные события Евангельской истории автора Матвеевский Протоиерей Павел

4. Тайная вечеря В состав Библии входит четыре книги, называемые Евангелия. В них рассказывается о земной жизни Иисуса Христа. А также о том, что уже не является Его земной жизнью. Евангелия - самые изученные книги в мире. По поводу каждой евангельской строчки

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 3 (Новый Завет) автора Карсон Дональд

Тайная Вечеря Мф. 26, 17–20; Мк. 14, 12–17; Лк. 22, 7–18 Наступала пасха, величайший праздник израиля, установленный в память чудного изведения еврейского народа из египетского рабства. с ним соединялось также воспоминание об избавлении от погибели первенцев еврейских кровью

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

22:1–38 Тайная вечеря 22:1–6 Предательство Иуды (см.: Мф. 26:1–5, 14–16; Мк. 14:1,2,10,11; ср.: Ин. 11:45–53). С тех пор как иудейские вожди решили покончить с Иисусом (см.: 23:2 о том, какие предлоги искали они для этого), их основной проблемой стало добиться этого так, чтобы не вызвать возмущения

Из книги Евангельские рассказы для детей автора Кучерская Майя

ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ традиционное название последней трапезы Христа Спасителя с учениками. Название ее связано с тем, что из–за угрозы со стороны *Синедриона вечеря должна была происходить втайне. Ее средоточием был священный акт установления *Нового Завета, предреченного

Из книги Иисус. Человек, ставший богом автора Пагола Хосе Антонио

Тайная вечеря Ученики сидели с Иисусом за столом. Иоанн лежал у Него на груди. Горницу освещали светильники.Господь посмотрел на Своих учеников и сказал:– Один из вас предаст Меня.Апостолы очень огорчились. Все стали оглядываться друг на друга. В комнате сразу стало

Из книги Беседы на Евангелие от Марка, прочитанные на радио «Град Петров» автора Ивлиев Ианнуарий

3. Тайная вечеря JEREMIAS, Joachim, La ultima cena. Madrid, Cristiandad, 2003.L?ON-DUFOUR, Xavier, Lafracci?n del pan. Cultoy existencia en el Nuevo Testamento. Madrid, Cristiandad, 1983, pp. 72-232.- Jesmsy Pablo ante la muerte. Madrid, Cristiandad, 1982, pp. 100–111. SCH?RMANN, Heinz, El destino de Jes?s: su vida у su muerte. Salamanca, S?gueme, 2003, pp. 211–240.THEISSEN, Gerd/MERZ, Annette, El Jes?s hist?rico. Salamanca, S?gueme, 1999, pp. 450–485.SCHILLEBEECKX,

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

2. Тайная вечеря. Для Церкви было важным назвать тех, кто взяли на себя ответственность за страдания и смерть Иисуса Христа – первосвященников, книжников и Иуду Искариота. Но не менее важно было напомнить и то, что Иисус не просто пассивно отнесся к Своим Страстям. Угроза

Из книги Библейские предания. Новый завет автора Крылов Г. А.

Тайная вечеря Наступил Великий Четверг, канун еврейской Пасхи. Вечером этого дня иудеи должны были приготовить пасхального агнца с горькими травами и съесть его с пресным хлебом, в память Пасхи, впервые совершенной их предками во время бегства из Египта.Праздничную

Из книги Толковая Библия. Ветхий Завет и Новый Завет автора Лопухин Александр Павлович

Тайная вечеря В тот же день подошли к Иисусу ученики и спросили, где приготовить Ему пасху. Он послал их в город к одному человеку с наказом сказать: «Учитель говорит: Время Мое близко, у тебя совершу пасху с учениками Моими». Ученики все исполнили, как сказал им Иисус, и

Из книги автора

XXVII Определение синедриона о взятии Христа хитростью; предательство Иуды. Умовение ног, Тайная вечеря и прощальная беседа с учениками. Молитва Иисуса Христа в саду Гефсиманском и взятие его воинами Когда праведники спали, нечестивые злой совет замышляли. В ночь на

Нужен анализ к этой притче

При создании фрески «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи столкнулся с огромной трудностью: он должен был изобразить Добро, воплощённое в образе Иисуса, и Зло - в образе Иуды, решившего предать его на этой трапезе. Леонардо на середине прервал работу и возобновил её лишь после того, как нашёл идеальные модели.
Однажды, когда художник присутствовал на выступлении хора, он увидел в одном из юных певчих совершенный образ Христа и, пригласив его в свою мастерскую, сделал с него несколько набросков и этюдов.
Прошло три года. «Тайная вечеря» была почти завершена, однако Леонардо пока так и не нашёл подходящего натурщика для Иуды. Кардинал, отвечавший за роспись собора, торопил его, требуя, чтобы фреска была закончена как можно скорее.
И вот после многодневных поисков художник увидел валявшегося в сточной канаве человека - молодого, но преждевременно одряхлевшего, грязного, пьяного и оборванного. Времени на этюды уже не оставалось, и Леонардо приказал своим помощникам доставить его прямо в собор, что те и сделали.
С большим трудом его притащили туда и поставили на ноги. Он толком не понимал, что происходит, а Леонардо запечатлевал на холсте греховность, себялюбие, злочестие, которыми дышало его лицо.
Когда он окончил работу, нищий, который к этому времени уже немного протрезвел, открыл глаза, увидел перед собой полотно и вскричал в испуге и тоске:
- Я уже видел эту картину раньше!
- Когда? - недоуменно спросил Леонардо.
- Три года назад, еще до того, как я всё потерял. В ту пору, когда я пел в хоре и жизнь моя была полна мечтаний, какой-то художник написал с меня Христа.

Анализ
В притче «Иисус и Иуда» поднята проблема нравственного падения личности,которая,к сожалению, всегда существовала и будет существовать в человеческом сознании.
В начале текста Леонардо да Винчи встречает церковного хориста, олицетворяющего собой «совершенный образ Христа» , и срисовывает его для своей картины. Однако спустя несколько лет художник находит натурщика для Иуды,совершенно противоположного первому. Его лицо отражает лишь «греховность и себялюбие» . Но в итоге оказывается,что юноша с лицом святого и порочный пьяница – один и тот же персонаж. Представляя две личности в одном лице, автор показывает,что любой человек имеет возможность быть как праведником,так и грешником. Но этот выбор он делает самостоятельно.
Писатель утверждает,что греховность лишает человека полноты и ценности жизни,оставляя лишь сожаления и утраты. Это можно подтвердить словами пьяницы: « еще до того, как я все потерял. В ту пору, когда я пел в хоре и жизнь моя была полна мечтаний…»