Презентация на тему: Общее и особенное в национальных костюмах кабардинцев, балкарцев и терских казаков. Конспект НОД «История развития кабардинской национальной одежды Национальная одежда кбр

МКОУ СОШ №2 с.п. Кахун«Традиционная национальная
одежда кабардинцев и балкарцев»
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..….3
I.Мужская одежда……………………………………………………………………4
1.Теплая верхняя мужская одежда ………………………………………..………7
2.Мужские головные уборы ………………………………………………..……...8
3.Мужская обувь ……………………………………………………………….……9
II.Женская одежда………………………………………………………………….11
1.Теплая верхняя женская одежда………………………………………………...14
2.Женские головные уборы ………………………………………………………..15
3.Женская обувь ……………………………………………………………………16
III.Женская и мужская одежда в начале XXв……………… ……..……………..17
Заключение…………………………………………………………………………..19
Литература…………………………………………………………………………20
Введение
Аннотация.
Постепенно с развитием цивилизации к одежде начинают предъявлять другие требования. Одежда уже не только предохраняет человека от различных жизненных невзгод, но и служит украшением. Так, чтобы прослыть “человеком со вкусом” древнему египтянину следовало носить льняной передник, который крепился на бедрах при помощи кушака или пояса. А в Древнем Риме “модной” одеждой считалась туника - “безразмерная” рубашка, образованная из сложенного пополам куска материала, в центре которого было отверстие для головы, а по бокам - для рук, и т.д.
Шло время, менялись общественно-экономические формации, менялись и взгляды на одежду. Так и национальная одежда кабардинцев и балкарцев складывалась веками. В традиционной одежде кабардинцев и балкарцев наблюдалось большое сходство. Эта общность сложилась в течение длительного исторического периода. Имел значение также и общий воинский быт.
Основная цель направлена на то, чтобы разобраться, в чем сходство, в чем различие традиций кабардинского и балкарского народов. Это будут три отдельные главы, которые охватят сходство и различия национальных костюмов; обычаи и традиции двух народов; нартский эпос народов Кавказа. Основанием для данной работы будет
межпредметная связь: кабардинская литература, балкарская литература, технология.

Задачи:
1 Использование межпредметной связи: кабардинская литература, балкарская литература, технология.
2.Детально ознакомиться с национальной одеждой кабардинцев и балкарцев (мужскую и женскую)
3.Сравнить одежду (мужскую и женскую кабардинцев и балкарцев)
4.Сделать выводы.

МУЖСКАЯ ОДЕЖДА
Мужская одежда кабардинцев и балкарцев была в основном однотипна. В значительной степени изготовлялась она из местных материалов: овчины, кожи крупного рогатого скота, шерсть перерабатывалась на войлок, из которого делали шляпы, бурки, домотканое сукно. Шелк, бархат, хлопчатобумажные ткани кабардинцы и балкарцы получали за счет развитых торговых связей.
Основными частями мужской одежды кабардинцев и балкарцев являлись бешмет и особой формы штаны.

Короткий кафтан-бешмет надевали поверх рубахи. Бешмет туго охватывал фигуру, застегиваясь до пояса на сделанные из шнурка ручной работы пуговицы - узелки и петли. Он имел высокий стоячий воротник и длинные суживающиеся к кисти рукава, застегивающиеся внизу на такие же пуговки. Ниже талии бешмет плавно расширялся, подчеркивая стройность фигуры, на что кабардинцы и балкарцы обращали особое внимание, Длина бешмета была различной, но в большинстве случаев не достигала колен на 8-10 см. Правда, старики носили более длинные бешметы, чем молодые. Бешмет имел на груди нашивные карманы, а по бокам, ниже талии, вшитые боковые внутренние карманы. Шили его чаще всего из тканей черного, белого, коричневого цвета, а в горах - часто из домотканого сукна. Бешмет считался повседневной легкой верхней одеждой, его носили дома, в ней работали в поле. Для работы в холодную погоду его делали стеганым на тонком слое шерсти или ваты. Более зажиточные слои населения имели и праздничные бешметы, сшитые из атласа, шелка, шерстяной фабричной материи. При использовании бешмета в качестве выходной одежды его подпоясывали узким ремнем с металлическим набором: пряжкой, наконечником, бляшками, подвесками и т.д.
Изготовление бешмета было делом сложным, требовавшим определенного мастерства, поэтому его шили известные сельские мастерицы.
Штаны, шившиеся из домотканого сукна или плотной ткани фабричного производства, преимущественно темного цвета, состояли из прямых, слегка суженных книзу штанин. Между штанинами вшивался ромбовидный клин. Носили их на плетеном шнурке, заправляя штанины в ноговицы. Ноговицы плотно охватывали ногу от щиколотки до колена. Под коленом их подвязывали ремешками. В горных районах Балкарии штаны нередко шили из овечьих шкур.
Штаны у горцев были весьма удобные для быстрой ходьбы, бега, верховой езды.
Одежда, состоящая из бешмета, штанов и ноговиц, вполне отвечала условиям жизни воина, охотника, пастуха. Все в ней было строго подобрано, она не стесняла движений, позволяла бесшумно ходить по любым тропам, лазить по скалам и т.п.
Полный костюм горца включал в себя черкеску, которая надевалась поверх бешмета. Свое наименование черкеска получила от русских, которые впервые увидели ее на адыгах-черкесах. Она служила в какой-то мере нарядной одеждой и ее надевали, отправляясь в общественные места (мечеть, сельские сходы, правление), в гости, на танцы и т.д. Обычай не разрешал бывать в этих местах в одном бешмете, “недоодетым”, и такое появление могло быть расценено как неуважение к обществу, существующему этикету. Черкеску шили из домотканого сукна высшего качества, обычно серого, белого и черного цветов.
Черкеска плотно облегала фигуру до пояса и расширялась к низу, вместо воротника имела вырез на груди, из которого выглядывал бешмет. Она застегивалась у пояса на несколько (3-5) самодельных тесемочных пуговиц и петель. По обеим сторонам груди нашивались газырницы - карманы с мелкими отделениями, в которые вкладывали круглые деревянные или костяные трубочки с заготовленными в них зарядами для огнестрельного оружия. Количество газырей на одной стороне черкески кабардинцев колебалось от 8-ми до 10-ти, но обычно их было 8, что отличало кабардинские черкески от черкесок соседних народов, у которых число газырей доходило до 12-ти. Размеры их были различные. У бедных крестьян они были простые, деревянные с белыми костяными наконечниками, у богатых - из кости, нередко слоновой, с черненными серебряными или даже золотыми колпачками, соединенными в верхней части изящной цепочкой. В последствии газырницы утратили свое назначение и сохранились в качестве украшения. Черкеска не имела карманов. Ее прямые и широкие рукава спускались значительно ниже кистей рук, поэтому ее обычно отворачивали. По обычаю, отогнутые рукава опускались во время танцев.
Длина черкески не была определенной, но у кабардинцев и балкарцев она была удлинена и спускалась ниже колен на 15-20 см и была длиннее, чем у соседних народов. Особенно длинные черкески, доходившие чуть ли не до земли, носили муллы и их ученики.
Черкеску носили застегнутой или подпоясанной поясом. Только старики могли носить ее нараспашку. Пояс являлся необходимой принадлежностью мужского костюма у кабардинца и балкарца. Его снимали только ночью и в дни траура. Он состоял из хорошо обработанного кожаного ремешка черного цвета шириной 2-3,5 см и металлических или серебряных бляшек. Пояса делались различных видов. Одни из них имели только пряжку, продержку и наконечник. Другие - несколько поясных бляшек различной формы и два боковых наконечника, по одному на каждой стороне; такие пояса носило старшее поколение. Мужчины среднего возраста носили пояса с четырьмя боковыми наконечниками; молодые мужчины (и женатые, и холостяки) - с тремя боковыми наконечниками на каждой стороне.
В большинстве случаев на ремешках, спускающихся по бокам, кроме наконечников, имелось по нескольку бляшек. Все они были украшены черненым орнаментом и позолотой. Металлические части пояса украшались гравировкой, чернью, филигранью с наружной стороны. Оборотная сторона оставлялась белой, на ней наносились инициалы мастера, различные изображения. На поясе обычно висели кинжал с прикинжальным ножом и изредка, по специальному разрешению, пистолет в кобуре.
С конца ХIХ в., когда кинжал из части оружия превратился в обязательную принадлежность, украшение горского костюма, его изготовлением стали заниматься ювелиры.
Теплая верхняя мужская одежда

Теплой верхней одеждой у кабардинцев и балкарцев являлась шуба, которую шили из овчины, а лучшие экземпляры - из шкуры баранчиков и даже ягнят. Такие шубы назывались шубами из курпея. По покрою шуба отличалась от черкески только тем, что ее кроили без грудного выреза. Она имела небольшой стоячий воротник, который, как и полы, и рукава, оторачивался снаружи узкой меховой полоской из овчины молодого барашка. Шуба, как и черкеска, бешмет, застегивалась на 5-6 тесемочных пуговиц и петель. У нее был большой запах.
Верхней одеждой являлась и бурка. “Без нее, - писал Б.Е.Хижняков, - немыслимо представить себе горца-мужчину”. Бурку надевали в любое время года, отправляясь в поле, на базар, в другое селение и т.д. Она заменяла непромокаемый плащ во время дождя, защищала от летней жары и холодного ветра, служила постелью в степи и на пастбище. Она укрывала и всадника, и его лошадь от дождя, легко переворачивалась задом наперед и защищала всадника и седло. В хорошую погоду ее свертывали валиком и привязывали к седлу. Бурки делались из черной шерсти. Они имели лохматую поверхность, узкие плечи и широкий низ, что придавало им колоколообразную форму. Воротник бурки имел специальную застежку. Ходить пешком, пасти скот в длинных бурках было неудобно, поэтому для пастухов и чабанов шили войлочные пальто, специальные бурки, которые были не только короче, но и имели капюшон, хлястик и застегивались на несколько пуговиц.
Мужские головные уборы
Головной убор кабардинцев и балкарцев, в основном, соответствовал их одежде. Летом они носили войлочную шляпу с широкими полями, а зимой и в осенне-весенний период - шапку из овчины, папаху. Балкарцы носили папаху и летом.
Войлочные шляпы изготовлялись из высококачественной овечьей шерсти. В большинстве случаев они были белого, серого и черного цветов. В отличие от кабардинских, балкарские шляпы, имевшие небольшое опущенное поле с перекрещивающимися на макушке шнурками, в большей степени напоминали сванские. Балкарцы носили шляпы с приподнятыми полями.
Кабардинская войлочная шляпа имела продолговатую форму, вогнутое внутрь дно, приподнятые поля. Посредине тульи и вокруг полей она была обшита тесьмой или материей того же цвета, что и войлок.
Кабардинские и балкарские шапки имели различную форму. Одна из них была полусферической формы, с узким меховым околышком и шнурками от него, соединяющимися на макушке. Такую шапку носили наиболее пожилые люди. Другой вид шапки имел меховой околыш в 5-6 см и суконный верх. Третий - широкий суживающийся к верху меховой околыш и небольшой суконный верх.
Наиболее распространенным цветом шапки был черный, но встречались и белые, и серые. Зажиточные слои населения носили шапки из среднеазиатского каракуля коричневого и серого цветов. У кабардинцев такие шапки назывались бухарскими. Кабардинцы и балкарцы носили шапку в любое время года и в любом месте, снимали ее только ложась в постель. Таков был обычай. Шапка олицетворяла мужское достоинство. Покушение на шапку, ее сбивание с головы вызывали непрощаемую обиду, смываемую только кровью.
Головной убор дополнялся башлыком, изготовленным из белого, черного или коричневого домотканого сукна. Основной его частью был капюшон в форме равнобедренного треугольника, от которого отходили в обе стороны длинные и широкие концы - лопасти для завязывания у шеи. Края башлыка обшивались тесемкой из простых, а иногда из серебряных или золотых ниток. К макушке капюшона с помощью такой же тесьмы пришивалась красиво сплетенная круглая кисть с бахромками из золотых или шелковых нитей. Башлык являлся не только дорожным, но и рабочим головным убором, его носили пастухи, чабаны, табунщики и любой мужчина, отправляющийся верхом или на подводе в путь. В холодную и ненастную погоду его надевали поверх шапки и завязывали у шеи, а если погода была хорошая, то башлык через плечо закидывался на спину, на бурку и держался на шее с помощью специального тесемочного шнурка. Старики нередко носили башлык, перевязав им талию.
Мужская обувь
Значительным разнообразием отличалась обувь кабардинцев и балкарцев. Ее можно разделить на две части: паголенки и собственно обувь.
Паголенки делали из сукна, войлока и сафьяна без носков, со штрипками, и каждый их вид имел свое название, подчеркивающее, из какого материала они сделаны (сафьяновые, войлочные, суконные). Наиболее распространенным цветом паголенок был черный, но изредка встречались темно-серого и темно-коричневого цветов. Края их обшивали тесьмой или кожей. Обшивку кожей делали с таким расчетом, чтобы войлок не протирался при ходьбе и верховой езде. Такая обшивка делала паголенки не только прочными, но и украшала их.
Наряду с паголенками, широкое распространение получили ноговицы. Это те же паголенки, изготовленные из тех же материалов, но, в отличие от них, имели пришитые носки. Их носили, в основном, зажиточные слои населения.
Паголенки и ноговицы должны были плотно облегать ноги. Их носили, натянув на ноги и заправив в них штаны, а также завязав ниже колен специальными ремешками. Носили их все взрослые мужчины зимой, весной, осенью, а балкарцы в горах - круглый год. Летом носили суконные паголенки. Широко распространенным видом обуви у пожилых людей являлись войлочные и сафьяновые носки.
На ноги надевали чувяки из сыромятной кожи, которые не имели пришивной подошвы. Их делали из одного куска кожи крупного рогатого скота. Чувяки имели шов на заднике, носке и верхней передней части от носка по подъема. Форма чувяк в основном была однообразной, но встречались и такие, которые имели высокий задник, доходивший до щиколотки, и застежки из кожаных пуговиц. Распространенным видом обуви, удобным в горах для охотников, чабанов, пастухов, косарей, являлись чувяки особой формы, имевшие подошву из сплетенных ремней. Балкарцы делали их из хорошо промятой сыромятной кожи, с которой даже не снимали шерсть. Чувяки надевали на босу ногу, предварительно заполнив внутреннюю их часть хорошо промятой травой. Традиционной парадной обувью являлись сафьяновые чувяки, которые шили из кожи специальным ажурным швом. Вначале они не имели подошвы, но потом их стали подшивать. Чувяки из черного сафьяна носили зажиточные люди, надевая сверху кожаные галоши. Сафьяновые чувяки надевались на сафьяновые ноговицы. Зажиточные люди надевали еще остроносые резиновые галоши.
В Балкарии также бытовала обувь из войлока, обшитого кожей или с подшитой подошвой из сыромятной кожи. Вся местная обувь имела мягкую подошву, хорошо приспособленную к условиям горной местности. Она была удобна для всадника и пешехода, способствовала закаливанию ноги и выработке удивительно легкой, красивой походки горцев.
Традиционное развитие Кабарды и Балкарии, укрепление рыночных связей оказали влияние на изменение обуви. Богатые горцы носили не только галоши, но и сапоги.

Традиционный национальный мужской костюм кабардинцев и балкарцев являлся одеждой воина, наездника, приспособленный к условиям их жизни. Для мужской одежды кабардинцев и балкарцев, между которой не было существенных различий, была характерной темная сдержанная цветовая гамма - черная, темно-коричневая, серая. Вообще, ни кабардинцы, ни балкарцы не любили яркие цвета, пеструю одежду. Это не соответствовало их духу и обычаям. Но башлыки и бешметы делались обычно других цветов, чем весь костюм, оживляя его ярким пятном. Богатые и знатные люди иногда носили белые бурки, черкески, папахи. Башлыки в ряде случаев представляли собой настоящие произведения искусства. Их отделывали галунами, золотым шитьем, изящными и весьма сложными кистями из золотых и серебряных ниток. Подобные башлыки часто служили предметом подарка невесты родственникам будущего мужа. Украшало костюм возможно более богато отделанное оружие, пояс.
Вместе с тем, кабардинцы и балкарцы обращали большое внимание на опрятность одежды, на ее изящный покрой. Еще Хан-Гирей отмечал, что у адыгов, в т.ч. и у кабардинцев, не было принято одеваться пышно, цветисто. “Это, - писал он, - почитается у них не очень приличным, почему стараются более щеголять вкусом, нежели блеском, чистоту же и опрятность предпочитают пышности”.
Мужская одежда кабардинцев и балкарцев не только была хорошо приспособлена к местным условиям, но и отличалась своей красотой, изяществом и своеобразной элегантностью. Она вполне соответствовала представлению горцев о красоте мужской фигуры, подчеркивала широкие плечи и тонкую талию, ее стройность и подтянутость, ловкость, силу. И скотовод, и охотник, и воин, и наездник одинаково удобно и свободно чувствовали себя в одежде, точно пригнанной по фигуре и не стесняющей движений.
Одежда кабардинцев и балкарцев являлась и своеобразным украшением. Эти качества национальной одежды обеспечили ей всеобщее признание на Кавказе.

III.ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА
Одежда кабардинок и балкарок имела много общего с мужской, что свидетельствует о единстве их первоосновы. Имелись, конечно, и существенные различия. Идеалом женской красоты на Кавказе считались тонкая талия и плоская грудь. Для достижения такой фигуры кабардинки и балкарки с 10-12-летнего возраста носили сафьяновые корсеты с деревянными планками, надеваемыми на голое тело и плотно обхватывающими весь бюст девочки. Это обеспечивало тонкость и стройность фигуры девушки. Корсет стягивался шнурками и снимался только в первую брачную ночь.
Поверх корсета надевали нижнюю рубашку, имевшую такой же покрой, как и мужская. Но она была длиннее и спускалась ниже колен. Рукава ее тоже были прямыми и широкими, длинными, иногда закрывающими кисти рук. Женская рубашка также имела прямой разрез и небольшой стоячий воротничок, застегивающийся на пуговицу. Рубашки шили из хлопчатобумажной или шелковой ткани различных, иногда ярких, цветов. На выбор материала нарядной рубашки обращали большое внимание, так как воротник, передний разрез и рукава выглядывали из платья. С этим был связан обычай кабардинских и балкарских женщин украшать эти части рубашки вышивкой и красивыми узкими галунами.
Старухи носили рубахи из хлопчатобумажной ткани белого или несколько темноватых расцветок, тогда как молодые женщины шили их из темно-красного, синего, коричневого цветов и др. Рубашки женщин старшего возраста не имели украшений, вышивок.

В конце ХIХ в. – нач. ХХ в. появилась юбка. При этом рубашка уже не шилась из шелка, она была хлопчатобумажной, а юбка - шелковой. Поверх рубашки обязательно надевалось платье. Без платья могла ходить только старуха у себя дома. Платье совпадало по покрою с черкеской - распашное до подола, без воротника, с открытой грудью и застежкой у пояса. Иначе шились только рукава. В начале рукав был разрезан почти до самого верха, спускался много ниже кисти руки и заканчивался округлой лопастью. Позднее рукав делали узким, выше локтя и отдельно - нарукавную подвеску-лопасть, которая подвешивалась выше локтя.
Парадное платье шили обычно из бархата или тяжелого шелка, из такого же материала делали подвеску. Существовал и иной вариант платья: к короткому, выше локтя, узкому рукаву пришивалась оборка из той же ткани, закрывавшая руку почти до кисти. Такое платье носили молодые девушки и женщины. Пожилые женщины носили платье с длинным широким рукавом до кисти.
Нарукавные подвески, длинные рукава были характерны для одежды знатных женщин и имели определенный социальный смысл: подчеркивая их возможность не работать.

Важной частью женской одежды был кафтанчик, который надевали под платье поверх рубашки. Его носили лет с 10-12-ти до самой старости. Кафтанчик делался коротким и туго стягивал фигуру. Покрой его совпадал с бешметом, застежка находилась спереди и шла от шеи до пояса, иногда имелся стоячий воротник. Узкий рукав кончался у кисти. Для украшения на груди нашивали несколько пар серебряных застежек, иногда вызолоченных, украшенных бирюзой или цветными стеклами, с орнаментом, нанесенным гравировкой, чернью или филигранью. Шили его из нарядных плотных тканей - тяжелого шелка, бархата, сукна, атласа. Из-под платья была видна грудь кафтанчика с застежками. Но происходила эволюция кафтанчика. Постепенно от кафтанчика остался нагрудник с застежками, со стоячим воротником. Его также надевали под платье.
Весьма важную роль в одежде кабардинок и балкарок играл пояс. Его надевали поверх платья, стягивая талию. У женщин старшего поколения пояс был просто матерчатым, шерстяным или просто широким тесемочным, но обязательно с металлической пряжкой. Женщины средних лет носили пояса, состоявшие наполовину из бархатной или широкой галунной полосы, а наполовину - из серебра, с пряжками различных видов. Девушки носили пояса из серебряных пластинок, украшенных позолотой, гравировкой, филигранью. Их изготавливали как местные, так и пришлые (дагестанские) мастера. Серебряный пояс был большой ценностью и вместе с нагрудными застежками переходил из поколения в поколение. Многие сохранившиеся до сих пор пояса насчитывают 100-150 лет. Помимо пояса в числе женских украшений входили серьги, браслеты, кольца, часы на длинной цепочке.
Теплая верхняя женская одежда
По горскому обычаю девушки и молодые женщины в холодное время года не носили никакой теплой одежды, а могли лишь надеть второе стеганое платье или накинуть на плечи платок. Замужние женщины постарше могли носить распашную одежду, простеганную тонким слоем шерсти или ваты. Богатые кабардинки и балкарки иногда надевали бархатные, отороченные полоской меха шубки без застежек, носившиеся не столько для тепла, сколько для красоты. Подбивали их беличьим мехом, а иногда просто подшивали подкладку. Старухи, особенно в горных районах, носили и овчинные нагольные шубы. Принятые у горцев ограничения в ношении теплой одежды девушками и молодыми женщинами губительно отзывались на их здоровье, но поддерживались мусульманским духовенством, так как это препятствовало появлению женщин вне дома.

Женские головные уборы
Важнейшей частью одежды являлись головные уборы, в которых наиболее ярко прослеживаются возрастные различия и изменения в семейном положении кабардинок и балкарок.
Девочки носили платок или ходили с открытой головой до замужества. Против такого обычая, бытовавшего с древнейших времен, вело борьбу мусульманское духовенство, которое в начале ХХ в. добилось принятия сельскими обществами специального приговора, запрещавшего всем девочкам с 10-12-лтнего возраста ходить без головного убора, без платка.
Так, в селе Тыжево 1-го участка Нальчикского округа общий сход 6 апреля 1915 г. под давлением мусульманского духовенства принял приговор, в котором говорилось: “Девочки нашего селения с 10-летнего возраста не должны употреблять в головной убор каких бы то ни было гребешков и не показывать своих волос как в своем селении, так и вне его. За нарушение же сего родители таких девочек должны подвергаться штрафу в доход наших общественных сумм по 5 руб. за каждый случай нарушения”.
Когда наступал период “созревания” и девушка “начинала ходить на танцы”, она носила высокую шапочку различных видов. Одни из них имели цилиндрическую, другие конусообразную или округленную форму, у третьих цилиндр сочетался с конусом и напоминал мужской шлем и т.д. Нижняя часть шапочки обтягивалась широким галуном из золотых и серебряных ниток. Верхушка покрывалась сукном или бархатом и украшалась радиально расходящимися узкими галунами. На самой верхушке имелось украшение в виде круглой или овальной шишечки - из серебра или серебряных ниток. Нередко шишечка заменялась различными изображениями: птичкой, сидящей на шарике, полумесяцем, распустившимся цветочком, и т.д. Многие из них были серебряными, украшенными чернью, позолотой, филигранью. Передняя часть дошедших до нас шапочек имела украшения в виде бахромы, укрепленной по верхнему краю галуна.
Во второй половине ХIХ в. кабардинки и балкарки стали носить, наряду с высокими, и невысокие шапочки. Они имели форму низкого цилиндра или усеченного конуса. В отличие от высоких, они обтягивались сукном, бархатом и украшались золотой и серебряной вышивкой, располагавшейся по околышу и на донышке. С верхушки спускалась длинная золотая кисть. Такую шапочку кабардинцы называли крымской, татарской или осетинской, что свидетельствовало о ее заимствовании у соседних народов. Более широкое распространение она имела в Балкарии.
Низких шапочек, известных под названием “кривых шапочек”, кабардинки не надевали на невест в период совершения свадебного обряда, признавая их непригодными для этого случая. Их носили, в основном, девушки. Женщины (как и невесты) до первого ребенка носили шапочку с белым шелковым платком с бахромой. Балкарки, в отличие от кабардинок, носили шапочки, украшенные спереди рядами монет, побрякушек.
Шапочка после рождения первого ребенка заменялась небольшой повязкой темного цвета. При этом квадратную повязку складывали треугольником и повязывали голову так, что два конца ее пропускали сзади под косы, делали один узел, затем, обхватив ими голову, снова завязывали их на темени, а концы прятали. Третий же конец, опускаясь на спину, прикрывал волосы. Смена девичьего головного убора на женский, приуроченная не к свадьбе, а к рождению первого ребенка, указывает на древность этой традиции. Женщина уже не только юридически, но и фактически перешедшая в категорию женщин-матерей, не имела права показывать свои волосы. Женщины из зажиточных семей повязывали голову специальным тонким платком, шелковым, с узорами на краях. При выходе из дома голову поверх повязки покрывали большим шерстяным платком домашнего производства. Такие платки носили, в основном, женщины старшего поколения. Высоко ценились и большие тонкие шерстяные или шелковые платки черного, кремового, бордового и других цветов с бахромой и цветами. Молодые женщины поверх повязки и девушки поверх шапочки носили, корме белых шелковых платков с бахромой, и черные шелковые платки двух видов - с бахромой и без нее с различными узорами.
Постепенно шапочка, как и парадное платье, стала превращаться в празднично-свадебный головной убор. В начале ХХ в. девушки из состоятельных семей стали носить газовые шарфики, кружевные косынки, шарфы вологодской работы.
Женская обувь
Обувь кабардинок и балкарок в основном была самодельной и во многом сходной с мужской. Это войлочные и сафьяновые носки, чувяки, башмаки, отличавшиеся от мужских большей нарядностью и вышивками. Их надевали на шерстяные чулки, изготовленные самими женщинами. Вязаные чулки и носки женщины часто делали разноцветными (белые с черным, коричневым, серым и т.д.).
Войлочные и сафьяновые носки, в основном, носили женщин старшего возраста, надевая на них сафьяновые чувяки. Девушки и молодые женщины поверх чулок и носков надевали красиво расшитые, а иногда украшенные галунами сафьяновые чувяки.
Повседневной обувью считались и сафьяновые башмачки, ничем не отличавшиеся от мужских. В горной Балкарии женщины зимой носили чувяки из сыромятной кожи.
В Кабарде, а частично и в Балкарии, женщины носили обувь с каблуками на деревянной подошве без задников и с вышитым кожаным носком, которая являлась домашней обувью.
Девушки княжеского происхождения в праздничные дни надевали так называемые высокие ходули, украшенные серебряными накладками и обшитые бархатом. В них было трудно передвигаться, но зато они подчеркивали их высокое положение. Такой обувью пользовались и девушки других слоев населения в период свадебных празднеств. Эти виды обуви делали специалисты. Известны были мастера из селений Докшоково, Боташево и др.
В конце ХIХ в. женщины в зажиточных семьях стали носить туфли на низком каблуке на одной пряжке, напоминавшие по покрою башмаки, а также глубокие и неглубокие с узким носом галоши. Позже значительное распространение получили русские ботинки на высоких каблуках со шнуровкой. Праздничной же обувью являлись ботинки с длинной шнуровкой и фабричные туфли.
Кабардинцы и балкарцы не знали пошивочных мастерских, не имели портных, сапожников и т.д., поэтому изготовлением одежды занимались женщины. В каждом селе имелись мастерицы, которые пользовались большой известностью. По обычаю, они не имели права отказывать или назначить плату. Но их всегда чем-то одаривали за работу.
Умение шить красивую одежду, хорошо вышивать в какой-то мере характеризовало девушку как невесту, поэтому в воспитании девушек шитье, рукоделие играли значительную роль. Девушки продолжительное время учились у известных мастериц. За это они делали им различные подарки, помогали по хозяйству.
Постоянное внимание к рукоделию и обучение ему с малых лет способствовали выработке у девушек к моменту выхода замуж необходимых навыков по изготовлению одежды и ее украшению. Всю работу женщины выполняли вручную, поэтому она отнимала много времени. Богатая невеста, например, свою свадебную одежду готовила годами с помощью своих подруг, соседок и т.д.
В целом, женская одежда кабардинок и балкарок, как и мужская, отличалась скромностью, строгостью цветовой гаммы, преобладанием однотонных материалов. Украшение одежды галунами, золотом и серебряным шитьем вполне соответствовало общему стилю одежды, сочетавшей строгость форм и цвета с изяществом, хорошо подчеркивающим фигуру женщины.
Традиционный национальный костюм кабардинок и балкарок, как и мужской, не состоял из случайного набора отдельных вещей. Каждая часть костюма строго подбиралась по покрою, украшениям и особенно цвету. Вполне понятно, что мужская одежда была строже, скромнее женской. В мужской одежде XIX-начале XXв. Вышивка употреблялась очень редкои только на башлыках, ноговицах и сафьяновых чувяках. При этом преобладающим видом была вышивка вприкреп (дыщэидэ). Женская одежда была более живописной. В формах и способах украшения одежды кабардинцев проявлялся особый стиль. Основной упор делался на линию узора, обычно светлого на темном фоне. В орнаменте вышивки и ювелирных изделий имелось много общего. Для него было характерно чувство формы вещи, проявляемой в умелой композиции орнамента, и выделении основных конструктивных деталей.
ЖЕНСКАЯ И МУЖСКАЯ ОДЕЖДА В НАЧАЛЕ XXв.
В начале XXв. и женский, и мужской костюм кабардинцев балкарцев в основном сохранил свой покрой, свою форму. Он, как и прежде, шился в талию, плотно обтягивая фигуру, был скромным, строгим и изящным. Но вместе с тем произошли существенные изменения. Под влиянием развивающихся рыночных отношений и в мужской, и в женской одежде появилось много новых видов одежды фабричного или кустарного производства: женские шали, платки, шарфы, чулки, туфли, мужские сапоги и т. д.
Изменился и материал, из которого изготавливалась одежда. Всё больше использовались фабричные ткани для пошива мужской одежды, а женская в основном шилась только из покупного материала. Наряду с бархатом и шелком, ситцем и сатином женскую одежду стали шить из бумазей, кашемира, частично из сукна. Процесс сближения одежды кабардинцев и балкарцев с русской и общеевропейской усилился. Об этом свидетельствовало все более широкое распространение таких видов одежды, какими являлись сапоги и галоши, юбки и кофточки, платки и пальто, да и превращение парадной вышитой шапочки и платья свадебно-праздничную одежду.
Более широкое использование покупных материалов в пошиве одежды, особенно женской, стало нарушать цветовую гамму, одежда становилась более пестрой. Вместо традиционных галунов для украшения одежды стали использовать готовые позументы, тесьму и кружева фабричного производства. При сохранение основных традиционных принципов покроя женской одежды, по сравнению с мужской, претерпела более существенные изменения, свидетельствовавшие о сближении женской одежды с общеевропейской.
Заключение
Таким образом, одежда и обувь кабардинцев и балкарцев во второй половине XIX-XX в. уже претерпели определенные изменения, но в целом сохранили свои традиционные особенности.
Национальная одежда выражала вкус ее создателей, их эстетические идеалы. Она является овеществлением народного опыта и представляет ценное культурное наследие. Она должна быть не только изучена и сохранена в музеях, но и использована в своей лучшей части художниками и модельерами - создателями новой современной одежды.
Список используемой литературы
Г. Х. Мамбетов - ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАБАРДИНЦЕВ И БАЛКАРЦЕВ
В. Н. Кудашев - ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНЬЯ О КАБАРДИНСКОМ НАРОДЕ
М. З. Соблиров – КУЛЬТУРА НАРОДОВ КАБАРДЫ И БАЛКАРИИ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX в.

Цель исследования:

Изучить и расширить знания о национальных одеждах кабардинцев.

Задачи проекта:

Познакомить с женской одеждой кабардинцев;

Учить пониманию того, что одежда выражает особые качества горцев – скромность, опрятность, гордость, желание подчеркнуть красоту фигуры;
-воспитывать глубокий интерес к истории своего народа,

уважительное отношение к его культуре и традициям;

Выявить информированность современных детей

по теме исследования.

Введение.

Пока человек жил в пещере, о красоте своей “одежды” он думал немного. Спасаясь от холода, человек с немалым искусством пускал в дело все имевшиеся у него под рукой резервы. В ход шли шкуры животных, кора деревьев, листва. Эта практическая потребность прикрывать свое тело, чтобы согреть его, уберечь от ссадин и синяков, и послужила исходным толчком к созданию костюма. Постепенно с развитием цивилизации к одежде начинают предъявлять другие требования. Одежда уже не только предохраняет человека от различных жизненных невзгод, но и служит украшением.

Кабардинцы были богаче других народов, богаче и одевались. Благородную барышню этой национальности можно было узнать по тонкой талии, затянутой в корсет, высокой шапочке, нарукавным подвескам, красному платью, ходулям и трудоемкой и очень дорогой вышивкой – вприкреп.

Кавказ – одна из областей мира, где народный костюм отличается исключительным разнообразием, красочностью и украшениями. Неотъемлемым компонентом культуры любого народа является национальный костюм. По национальному костюму можно изучать историю народа.

Основная часть.

Одежда кабардинок имела много общего с мужской, что свидетельствует о единстве их первоосновы. Имелись, конечно, и существенные различия. Идеалом женской красоты на Кавказе считались тонкая талия и плоская грудь. Для достижения такой фигуры кабардинки с 10-12-летнего возраста носили сафьяновые корсеты с деревянными планками, надеваемыми на голое тело и плотно обхватывающими весь бюст девочки.

Это обеспечивало тонкость и стройность фигуры девушки. Поверх корсета надевали нижнюю рубашку, имевшую такой же покрой, как и мужская. Но она была длиннее и спускалась ниже колен. Рукава ее тоже были прямыми и широкими, длинными, иногда закрывающими кисти рук. Женская рубашка также имела прямой разрез и небольшой стоячий воротничок, застегивающийся на пуговицу. Рубашки шили из хлопчатобумажной или шелковой ткани различных, иногда ярких, цветов. На выбор материала нарядной рубашки обращали большое внимание, так как воротник, передний разрез и рукава выглядывали из платья. С этим был связан обычай кабардинских женщин украшать эти части рубашки вышивкой и красивыми узкими галунами. Старухи носили рубахи из хлопчатобумажной ткани белого или несколько темноватых расцветок, тогда как молодые женщины шили их из темно-красного, синего, коричневого цветов и др.

Рубашки женщин старшего возраста не имели украшений, вышивок. В конце ХIХ в. – нач. ХХ в. появилась юбка. При этом рубашка уже не шилась из шелка, она была хлопчатобумажной, а юбка - шелковой. Поверх рубашки обязательно надевалось платье. Без платья могла ходить только старуха у себя дома. Платье совпадало по покрою с черкеской - распашное до подола, без воротника, с открытой грудью и застежкой у пояса. Иначе шились только рукава. В начале рукав был разрезан почти до самого верха, спускался много ниже кисти руки и заканчивался округлой лопастью. Позднее рукав делали узким, выше локтя и отдельно - нарукавную подвеску-лопасть, которая подвешивалась выше локтя. Парадное платье шили обычно из бархата или тяжелого шелка, из такого же материала делали подвеску. Существовал и иной вариант платья: к короткому, выше локтя, узкому рукаву пришивалась оборка из той же ткани, закрывавшая руку почти до кисти. Такое платье носили молодые девушки и женщины. Пожилые женщины носили платье с длинным широким рукавом до кисти. Нарукавные подвески, длинные рукава были характерны для одежды знатных женщин и имели определенный социальный смысл: подчеркивая их возможность не работать. Важной частью женской одежды был кафтанчик, который надевали под платье поверх рубашки. Его носили лет с 10-12-ти до самой старости. Кафтанчик делался коротким и туго стягивал фигуру. Покрой его совпадал с бешметом, застежка находилась спереди и шла от шеи до пояса, иногда имелся стоячий воротник. Узкий рукав кончался у кисти. Для украшения на груди нашивали несколько пар серебряных застежек, иногда вызолоченных, украшенных бирюзой или цветными стеклами, с орнаментом, нанесенным гравировкой, чернью или филигранью. Шили его из нарядных плотных тканей - тяжелого шелка, бархата, сукна, атласа. Из-под платья была видна грудь кафтанчика с застежками. Но происходила эволюция кафтанчика. Постепенно от кафтанчика остался нагрудник с застежками, со стоячим воротником. Его также надевали под платье. Весьма важную роль в одежде кабардинок играл пояс. Его надевали поверх платья, стягивая талию. У женщин старшего поколения пояс был просто матерчатым, шерстяным или просто широким тесемочным, но обязательно с металлической пряжкой. Женщины средних лет носили пояса, состоявшие наполовину из бархатной или широкой галунной полосы, а наполовину - из серебра, с пряжками различных видов. Девушки носили пояса из серебряных пластинок, украшенных позолотой, гравировкой, филигранью. Их изготавливали как местные, так и пришлые (дагестанские) мастера. Серебряный пояс был большой ценностью и вместе с нагрудными застежками переходил из поколения в поколение. Многие сохранившиеся до сих пор пояса насчитывают 100-150 лет. Помимо пояса в числе женских украшений входили серьги, браслеты, кольца,

часы на длинной цепочке.

Теплая верхняя женская одежда.

По горскому обычаю девушки и молодые женщины в холодное время года не носили никакой теплой одежды, а могли лишь надеть второе стеганое платье или накинуть на плечи платок. Замужние женщины постарше могли носить распашную одежду, простеганную тонким слоем шерсти или ваты. Богатые кабардинки иногда надевали бархатные, отороченные полоской меха шубки без застежек, носившиеся не столько для тепла, сколько для красоты. Подбивали их беличьим мехом, а иногда просто подшивали подкладку. Старухи, особенно в горных районах, носили и овчинные нагольные шубы. Принятые у горцев ограничения в ношении теплой одежды девушками и молодыми женщинами губительно отзывались на их здоровье, но поддерживались мусульманским духовенством, так как это препятствовало появлению женщин вне дома.

Женские головные уборы.
Важнейшей частью одежды являлись головные уборы, в которых наиболее ярко прослеживаются возрастные различия и изменения в семейном положении кабардинок. Девочки носили платок или ходили с открытой головой до замужества. Против такого обычая, бытовавшего с древнейших времен, вело борьбу мусульманское духовенство, которое в начале ХХ в. добилось принятия сельскими обществами специального приговора, запрещавшего всем девочкам с 10-12-лтнего возраста ходить без головного убора, без платка. Так, в селе Тыжево 1-го участка Нальчикского округа общий сход 6 апреля 1915 г. под давлением мусульманского духовенства принял приговор, в котором говорилось: “Девочки нашего селения с 10-летнего возраста не должны употреблять в головной убор каких бы то ни было гребешков и не показывать своих волос как в своем селении, так и вне его. За нарушение же сего родители таких девочек должны подвергаться штрафу в доход наших общественных сумм по 5 руб. за каждый случай нарушения”. Когда наступал период “созревания” и девушка “начинала ходить на танцы”, она носила высокую шапочку различных видов. Одни из них имели цилиндрическую, другие конусообразную или округленную форму, у третьих цилиндр сочетался с конусом и напоминал мужской шлем и т.д. Нижняя часть шапочки обтягивалась широким галуном из золотых и серебряных ниток. Верхушка покрывалась сукном или бархатом и украшалась радиально расходящимися узкими галунами. На самой верхушке имелось украшение в виде круглой или овальной шишечки - из серебра или серебряных ниток. Нередко шишечка заменялась различными изображениями: птичкой, сидящей на шарике, полумесяцем, распустившимся цветочком, и т.д. Многие из них были серебряными, украшенными чернью, позолотой, филигранью.

Передняя часть дошедших до нас шапочек имела украшения в виде бахромы, укрепленной по верхнему краю галуна. Во второй половине ХIХ в. кабардинки стали носить, наряду с высокими, и невысокие шапочки. Они имели форму низкого цилиндра или усеченного конуса. В отличие от высоких, они обтягивались сукном, бархатом и украшались золотой и серебряной вышивкой, располагавшейся по околышу и на донышке. С верхушки спускалась длинная золотая кисть. Такую шапочку кабардинцы называли крымской, татарской или осетинской, что свидетельствовало о ее заимствовании у соседних народов. Низких шапочек, известных под названием “кривых шапочек”, кабардинки не надевали на невест в период совершения свадебного обряда, признавая их непригодными для этого случая. Их носили, в основном, девушки.

Женщины (как и невесты) до первого ребенка носили шапочку с белым шелковым платком с бахромой. Шапочка после рождения первого ребенка заменялась небольшой повязкой темного цвета. При этом квадратную повязку складывали треугольником и повязывали голову так, что два конца ее пропускали сзади под косы, делали один узел, затем, обхватив ими голову, снова завязывали их на темени, а концы прятали. Третий же конец, опускаясь на спину, прикрывал волосы. Смена девичьего головного убора на женский, приуроченная не к свадьбе, а к рождению первого ребенка, указывает на древность этой традиции. Женщина уже не только юридически, но и фактически перешедшая в категорию женщин-матерей, не имела права показывать свои волосы. Женщины из зажиточных семей повязывали голову специальным тонким платком, шелковым, с узорами на краях. При выходе из дома голову поверх повязки покрывали большим шерстяным платком домашнего производства. Такие платки носили, в основном, женщины старшего поколения. Высоко ценились и большие тонкие шерстяные или шелковые платки черного, кремового, бордового и других цветов с бахромой и цветами. Молодые женщины поверх повязки и девушки поверх шапочки носили, корме белых шелковых платков с бахромой, и черные шелковые платки двух видов - с бахромой и без нее с различными узорами. Постепенно шапочка, как и парадное платье, стала превращаться в празднично-свадебный головной убор. В начале ХХ в. девушки из состоятельных семей стали носить газовые шарфики, кружевные косынки, шарфы вологодской работы.

Женская обувь

Обувь кабардинок в основном была самодельной и во многом сходной с мужской. Это войлочные и сафьяновые носки, чувяки, башмаки, отличавшиеся от мужских большей нарядностью и вышивками. Их надевали на шерстяные чулки, изготовленные самими женщинами. Вязаные чулки и носки женщины часто делали разноцветными (белые с черным, коричневым, серым и т.д.). Войлочные и сафьяновые носки, в основном, носили женщин старшего возраста, надевая на них сафьяновые чувяки. Девушки и молодые женщины поверх чулок и носков надевали красиво расшитые, а иногда украшенные галунами сафьяновые чувяки. Повседневной обувью считались и сафьяновые башмачки, ничем не отличавшиеся от мужских. В Кабарде женщины носили обувь с каблуками на деревянной подошве без задников и с вышитым кожаным носком, которая являлась домашней обувью. Девушки княжеского происхождения в праздничные дни надевали так называемые высокие ходули, украшенные серебряными накладками и обшитые бархатом. В них было трудно передвигаться, но зато они подчеркивали их высокое положение. Такой обувью пользовались и девушки других слоев населения в период свадебных празднеств. Эти виды обуви делали специалисты. Известны были мастера из селений Докшоково, Боташево и др. В конце ХIХ в. женщины в зажиточных семьях стали носить туфли на низком каблуке на одной пряжке, напоминавшие по покрою башмаки, а также глубокие и неглубокие с узким носом галоши. Позже значительное распространение получили русские ботинки на высоких каблуках со шнуровкой. Праздничной же обувью являлись ботинки с длинной шнуровкой и фабричные туфли. Кабардинцы не знали пошивочных мастерских, не имели портных, сапожников и т.д., поэтому изготовлением одежды занимались женщины. В каждом селе имелись мастерицы, которые пользовались большой известностью. По обычаю, они не имели права отказывать или назначить плату. Но их всегда чем-то одаривали за работу. Умение шить красивую одежду, хорошо вышивать в какой-то мере характеризовало девушку как невесту, поэтому в воспитании девушек шитье, рукоделие играли значительную роль. Девушки продолжительное время учились у известных мастериц. За это они делали им различные подарки, помогали по хозяйству. Постоянное внимание к рукоделию и обучение ему с малых лет способствовали выработке у девушек к моменту выхода замуж необходимых навыков по изготовлению одежды и ее украшению.

Всю работу женщины выполняли вручную, поэтому она отнимала много времени. Богатая невеста, например, свою свадебную одежду готовила годами с помощью своих подруг, соседок и т.д. В целом, женская одежда кабардинок как и мужская, отличалась скромностью, строгостью цветовой гаммы, преобладанием однотонных материалов. Украшение одежды галунами, золотом и серебряным шитьем вполне соответствовало общему стилю одежды, сочетавшей строгость форм и цвета с изяществом, хорошо подчеркивающим фигуру женщины. Традиционный национальный костюм кабардинок и балкарок, как и мужской, не состоял из случайного набора отдельных вещей. Каждая часть костюма строго подбиралась по покрою, украшениям и особенно цвету. Вполне понятно, что мужская одежда была строже, скромнее женской. Женская одежда была более живописной. Основной упор делался на линию узора, обычно светлого на темном фоне. В орнаменте вышивки и ювелирных изделий имелось много общего. Для него было характерно чувство формы вещи. Национальная одежда выражала вкус ее создателей, их эстетические идеалы. Она является овеществлением народного опыта и представляет ценное культурное наследие. Она должна быть не только изучена и сохранена в музеях, но и использована в своей лучшей части художниками и модельерами - создателями новой современной одежды.

Заключение.
Кавказ - одна из областей мира, где народный костюм отличается исключительным разнообразием, красочностью и украшениями. По национальному костюму можно изучать историю народа. Кабарда делилась на сословия, и одежда имела классовые различия. Традиционный национальный костюм был приспособлен к условиям их жизни. Все детали оттачивались годами.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Самыми многочисленными народами в нашей республике, Кабардино-Балкарии являются: кабардинцы (57,2%) русские (22,5%) балкарцы (12,7%).

2 слайд

Описание слайда:

Мужская одежда кабардинцев и балкарцев - это одежда воина, наездника, приспособленная к условиям их жизни. Для мужской одежды кабардинцев и балкарцев, между которой не было существенных различий, была характерна темная сдержанная цветовая гамма. Одежда вполне соответствовала представлению горцев о красоте мужской фигуры, подчеркивала широкие плечи и тонкую талию, ее стройность и подтянутость, ловкость и силу.

3 слайд

Описание слайда:

Основными частями мужской одежды являлись бешмет и штаны. Бешмет- одежда в виде кафтана с воротником - стойкой, доходящая, как правило, до колен. Штаны состояли из прямых, слегка суженных книзу штанин, между которыми вшивался ромбовидный клин. Бешмет

4 слайд

Описание слайда:

Полный костюм кабардинцев и балкарцев включал в себя черкеску, которая надевалась поверх бешмета. Она служила в какой-то мере нарядной одеждой и ее надевали, отправляясь в общественные места. Черкеску шили из домотканого сукна высшего качества, обычно серого, белого и черного цветов. Черкеска плотно облегала фигуру до пояса и расширялась к низу, вместо воротника имела вырез на груди, из которого выглядывал бешмет. Черкеска

5 слайд

Описание слайда:

По обеим сторонам груди на черкеску нашивались газырницы. Газырницы - карманы с мелкими отделениями, в которые вкладывали круглые деревянные или костяные трубочки с заготовленными в них зарядами для огнестрельного оружия. У бедных крестьян они были простые, деревянные с белыми костяными наконечниками, у богатых - из кости, с черненными серебряными или даже золотыми колпачками. Впоследствии газырницы утратили свое назначение и сохранились в качестве украшения. Газырницы

6 слайд

Описание слайда:

Головной убор кабардинцев и балкарцев, в основном, соответствовал их одежде. Летом они носили войлочную шляпу с широкими полями, а зимой и в осенне-весенний период - шапку из овчины, папаху. Балкарцы носили папаху и летом. Наиболее распространенным цветом папахи был черный, но встречались и белые, и серые. Папаха

7 слайд

Описание слайда:

Головной убор дополнялся башлыком. Это суконный остроконечный капюшон, надеваемый в непогоду поверх какого-либо головного убора. Башлык имеет длинные концы-лопасти для обматывания вокруг шеи, его изготавливали из белого, черного или коричневого домотканого сукна. Края башлыка обшивались тесемкой из простых, а иногда из серебряных или золотых ниток. Башлык

8 слайд

Описание слайда:

Верхней одеждой являлась бурка – войлочный безрукавный плащ. Бурка заменяла непромокаемый плащ во время дождя, защищала от летней жары и холодного ветра, служила постелью в степи и на пастбище. Бурки делались из черной шерсти. Они имели лохматую поверхность, узкие плечи и широкий низ. Воротник бурки имел специальную застежку. Богатые и знатные люди иногда носили белые бурки. Бурка

9 слайд

Описание слайда:

Мужской костюм у терских казаков состоял из военной формы и повседневной одежды. В состав формы входили: рубаха, шаровары, бешмет, черкеска, башлык, зимняя бурка, папаха, сапоги. Покрой черкески целиком был взят у соседних народов – кабардинцев и балкарцев. Черкеска терских казаков шилась из фабричного сукна черного цвета. Рукав черкески имел подкладку ярко – синего цвета, так как отворот его был своеобразным украшением костюма. Из глубокого выреза черкески виднелся бешмет. На груди черкески нашивали газырницу.

10 слайд

Описание слайда:

Идеалом женской красоты считались тонкая талия и плоская грудь. Для этого горянки с 10-12-летнего возраста носили сафьяновые корсеты с деревянными планками, надеваемыми на голое тело. Поверх корсета надевали нижнюю рубашку. Поверх рубашки обязательно надевалось платье. Платье совпадало по покрою с черкеской – распашное до пола, без воротника, с открытой грудью и застежкой у пояса.

11 слайд

Описание слайда:

Иначе шились только рукава платья. Сначала рукав был разрезан почти до самого верха, спускался много ниже кисти руки и заканчивался округлой лопастью. Позднее рукав делали узким, выше локтя и отдельно - нарукавную подвеску-лопасть, которая подвешивалась выше локтя. Лопасти расшивались золотом и серебром. Эскизы подвесок - лопастей

12 слайд

Описание слайда:

Платье украшалось орнаментальной вышивкой по бортам, подолу, низу рукавов. Все элементы орнамента имели определенное смысловое значение и были связаны с культовыми обрядами. Орнаменты и символы животных: Орнаменты и символы крестов: Орнаменты и символы небесных святил, природных явлений и божеств: Орнаменты и символы птиц:

13 слайд

Описание слайда:

Важной частью женской одежды был кафтанчик, который надевали под платье поверх рубашки. Кафтанчик делался коротким и туго стягивал фигуру. Покрой его совпадал с бешметом, застежка находилась спереди и шла от шеи до пояса, иногда имелся стоячий воротник. Для украшения на груди нашивали несколько пар серебряных застежек, иногда вызолоченных. Из-под платья была видна грудь кафтанчика с застежками. Постепенно от кафтанчика остался нагрудник с застежками, со стоячим воротником. Его также надевали под платье. Пояс играл важную роль. Его надевали поверх платья, стягивая талию.

14 слайд

Описание слайда:

Девушки носили высокую шапочку различных видов - цилиндрическую, конусообразную, округленную форму, иногда цилиндр сочетался с конусом. Нижняя часть шапочки обтягивалась широким галуном из золотых и серебряных ниток. Верхушка покрывалась сукном или бархатом и украшалась узкими галунами. На самой верхушке имелось украшение в виде круглой или овальной шишечки - из серебра или серебряных ниток. Нередко шишечка заменялась различными изображениями: птичкой, полумесяцем, цветочком.

15 слайд

Описание слайда:

В XVIII- первой половине XIX века одежда терских казачек была схожа с одеждой кабардинок и балкарок. Основой костюма была рубаха с расширяющимися книзу рукавами. На рубаху надевали распашное платье. Шили платье с отрезным приталенным лифом. К лифу пришивалась широкая присборенная юбка. Платье подпоясывали бархатным поясом с золотоой или жемчужной вышивкой или серебряным узором. Вышивкой верхняя одежда казачек не украшалась.

16 слайд

Описание слайда:

Яркость, веселость, независимость характера казачки отражены в ее нарядах. Со второй половины XIX века распространился такой вид одежды, как «парочка» (юбка - кофта). Кофта называлась кофтой, блузкой, кирасой. Кираса - плотно облегающая кофта с небольшой баской до бедер, узкими длинными рукавами, присборенными у плеча, с воротничком-стойкой, застегивавшаяся спереди на множество мелких пуговиц. Казачки носили кружевные платки – «файшонки»

17 слайд

Описание слайда:

Блузки и кофты шили свободного покроя, без талии, на полчетверти ниже талии, с застежкой сзади или сбоку, с воротником-стойкой и длинным или до локтя рукавом, присборенным у плеча. Отделывали блузки нарядными пуговицами, тесьмой, самодельными кружевами, гарусом, бисером. В моду вошла шлычка – головной убор замужней женщины в виде небольшой круглой шапочки, надевавшейся на узел волос. Дополняли костюм казачки черные или красные лакированные сапожки на каблучке.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Особенностью современной жизни является глобализация, которая стремительно ведёт к стиранию самобытности в культуре у различных народов и наций. Происходит формирование общечеловеческой культуры. Невозможно найти ни одну этническую группу, которая бы не впитала в себя элементы со стороны других культур. В связи с этим очень важна задача приспособления культурных, этнических особенностей каждого народа к сегодняшним реалиям, новым формам социальной жизни, сохранения духовного облика и национальной целостности. Это поможет сохранить связь между прошлым, настоящим и будущим и будет формировать нашу историю. Каждый народ силён своими традициями, и не секрет, что национальный костюм - это важная и интересная часть мировой культуры и истории, яркий элемент культуры народа и синтез разных видов декоративного творчества. Именно эти моменты и делают данную тему актуальной сегодня.

Предметом нашего исследования является костюм как исторический источник. Объектом - наименования элементов кабардинского и балкарского костюмов, как отражение реалий действительности и источник изучения истории родного народа.

Главная цель настоящей работы - показать, как отразилось историческое развитие народов Кабардино-Балкарии на облике национального костюма, какова роль костюма в современном обществе и влияние на дальнейшее развитие национального самосознания и самобытности.

Изучить имеющиеся источники о кабардинском и балкарском национальных костюмах;

Выявить особенности кабардинского и балкарского национальных костюмов;

Изучить особенности и символику традиционного народного костюма.

Степень изученности данного вопроса достаточно низкий. Одной из не многих, кто затронул эту тему была Ж.С. Тхазеплова в своей работе «Национальная культура кабардинцев и балкарцев в условиях глобализации. Трансформация ценностных ориентаций» Данная тема здесь не является основной и рассматривается лишь частично. Еще одним автором, который уделил этой теме внимание является З.В. Доде, в своем историческом очерке «Средневековый костюм народов Северного Кавказа».

Структура работы: Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1. Национальный костюм народов Кавказа как отражение социально-экономического и политического устройства общества

Многовековое культурное развитие Северного Кавказа отличает от других регионов большое разнообразие. В то же время сформировался общий для всех народностей Северного Кавказа облик народного костюма, который является ярким показателем общего исторического пути, культурных и экономических связей основных этапов этнического развития.

Костюм означает одежду в общем или отличительный стиль в одежде, отражающий социальную, национальную, региональную принадлежность человека. Национальный костюм отражает индивидуальность народа, нации и характеризует её культуру, является предметом национальной гордости. Можно сказать, что костюм - это средство, с помощью которого можно познать тот или иной народ, его образ жизни, быт, культуру.

Национальный костюм является не только элементом культуры, но он так же может нести важную информацию об историческом развитии народа и других сферах жизни людей. Особенно большое значение имеет костюм для получения информации о том периоде истории, когда не было еще письменности и до наших дней не дошли сведения об этом периоде.

Исследование костюма (крой, цвет, использование различных тканей и материалов, аксессуаров, драгоценных металлов) дают нам информацию о природных и климатических условиях, экономическом и социальном устройстве, религиозном укладе, политической организации общества, а так же о художественном и эстетическом уровне людей.

Народы Кабардино-Балкарии являются представителями Северного Кавказа - одного из самых многонациональных регионов нашей страны. Национальные костюмы кабардинцев и балкарцев складывались веками, имеют общность с костюмами других народов Северного Кавказа, имеют так же и характерные именно для них черты. Связано это было с природно-климатическими особенностями, социальным устройством общества, экономическими связями.

Первые исторические упоминания о национальном костюме кабардинцев и балкарцев (рисунки и гравюры русских путешественников) относятся к началу XVIII века. К этому времени костюм явился результатом длительной эволюции, связанной с внутренним саморазвитием наших народов, а также различных заимствований у других народов.

Основными хозяйственными занятиями кабардинцев и балкарцев в эту эпоху было скотоводство и земледелие. Важную роль играла и охота. В результате появилось сырье для домашнего изготовления тканей, преимущественно шерстяных: валяли бурки, ткали холсты, делали кожу для обуви.

Глава 2. Историческая эволюция женского национального костюма кабардинцев и балкарцев

Историческая эволюция женского национального костюма кабардинцев и балкарцев. В женских костюмах представительниц богатого сословия присутствовали предметы роскоши (бархат, шелк, атлас, драгоценные камни, сафьян). Это говорит о том, что к этому времени исторического развития наших народов появились широкие торговые связи с другими регионами и странами (Крым, Турция, Персия и т.д.)

Женская одежда кабардинок и балкарок отражала существующие идеалы женской фигуры того времени (тонкая талия, плоская грудь). Для достижения этого эффекта девочкам надевали сафьяновые корсеты с деревянными планками и шнурками, плотно охватывающие тело. Поверх корсета надевалась нижняя рубашка из хлопчатобумажной ткани или шелка ярких цветов, как и мужская. С воротничком на пуговичках. У пожилых женщин рубахи были из белой или темной ткани, без украшений. Поверх рубашки надевалось распашное платье до пола, без воротника с открытой грудью и застежкой у пояса. Парадное платье шилось из шелка или бархата. Рукава у платья заканчивались округлой лопастью, закрывая кисть (у пожилых рукав был широкий до кисти), могли пришиваться подвески (это имело социальный смысл - женщина в таком платье имела возможность не работать). Характерен был стилизованный растительный орнамент с завитками, листиками и цветочками Важной частью женской одежды был кафтанчик из шелка, бархата, атласа, который надевали под платье поверх рубашки. Для украшения на груди нашивали несколько пар серебряных или вызолоченных, украшенных бирюзой или цветными стеклами орнаментов, но постепенно от кафтанчика остался нагрудник с застежками.

Важную роль играл в женском костюме пояс, надевавшийся поверх платья и стягивающий талию. Девушки носили серебряные пояса, изготовленные дагестанскими мастерами, а женские пояса были матерчатыми или шерстяными с металлической пряжкой. Серебряные пояса

считались большой ценностью и передавались из поколения в поколение (есть пояса, которым насчитывается 150 лет).

Верхней одежды у балкарских и кабардинских женщин особо не было, это поддерживалось духовенством для того, чтобы женщина не появлялась вне дома. Богатые женщины иногда носили бархатные шубки с элементами овчины, беличьего меха, шерсти.

Обувь также присутствовала в гардеробе женщин. Поверх чулок и носок надевались красиво расшитые сафьяновые чувяки и башмачки. В праздничные дни одевали высокие ходули, обшитые бархатом и украшенные серебряными накладками. В начале двадцатого века появилась обувь на каблуках благодаря всё больше расширяющимся связям с Россией.

Важнейшей частью одежды женщин являлся головной убор, в котором наиболее ярко видно возрастное различие и изменение семейного положения. С XX века мусульманское духовенство добилось того, чтобы девочки с 12 лет носили головной убор. Когда наступал период «созревания», девушки носили шапочки разных видов, украшенные серебряной или золотой нитью. Во II половине XIX века в шапочках появился новый элемент - длинная золотая кисть, заимствованный у соседних народов (осетин, крымских татар). После рождения первого ребенка шапочка сменялась на платок или повязку (женщина не имела право показывать волосы). Постепенно шапочка и парадное платье превратились в празднично-свадебные наряды. С начала XX века девушки из состоятельных семей стали носить газовые шарфики, кружевные косынки, вологодские шарфы. Всё это говорит о расширении торгово-экономических и культурных связей между народами Северного Кавказа и другими народами России.

Глава 3. Историческая эволюция мужского национального костюма кабардинцев и балкарцев

Основными деталями мужской одежды кабардинцев и балкарцев были бешмет и штаны особой формы. Короткий кафтан - бешмет, надевавшийся поверх рубахи, ниже талии расширялся. Подчеркивая стройность фигуры, застегивался до пояса. Шили его из домотканого сукна, более зажиточные - из шелка, атласа. Парадный вариант предусматривал ремень с металлическим набором. Штаны также шились из плотной ткани или домотканого сукна, заправлялись в ноговицы. Они были удобные, для быстрой ходьбы, бега, верховой езды. Надо отметить, что мужская одежда вполне отвечала условиям жизни воина, охотника, пастуха. Всё в ней было строго подобрано, не стесняло движений, позволяло лазать по скалам, бесшумно ходить.

Поверх бешмета надевалась черкеска, подпоясанная поясом, который снимался ночью или в дни траура. Теплая верхняя мужская одежда - шуба из овчины и бурка. Без бурки невозможно представить себе горца, ее могли носить в любое время года; делали из черной шерсти, надевали, отправляясь в поле, на базар, в другое селение.

Головной убор у кабардинцев и балкарцев соответствовал одежде. Летом носили войлочную шляпу с широкими полями, зимой и в осенне-зимний период - шапку из овчины и папаху. Дополнялся головной убор башлыком из белого или черного домотканого сукна, могли украшать галунами, золотым шитьем, кистями из серебряных и золотых нитей. Иногда башлыки представляли собой настоящие произведения искусства: их могли преподносить в качестве подарка родственниками невесты. Важным приложением к мужскому костюму был обязательный атрибут - оружие. Оно имело глубокий смысл, ассоциировалось с образом горца, который имел право носить оружие, был потенциальным воином.

В целом, одежда балкарцев и кабардинцев не только отвечала требованиям условий жизни, но и была украшением, а также отражением хорошего вкуса, изящества, традиций и принципов (строгость, сдержанность, элегантность, мужество).

Заключение

В заключение следует отметить, что национальный костюм, его изучение, сохранение, пропаганда имеют большое значение для сохранения культурно-исторического наследия, этнической самобытности, патриотического воспитания подрастающего поколения. Большой вклад в это дело призваны вносить этнографические музеи. В столице нашей Родины Москве находится Государственный музей этнографии народов СССР. В Нальчике, столице нашей республики, также есть этнографический музей, где представлены национальные костюмы кабардинцев и балкарцев, и мы можем окунуться в атмосферу историко-этнографического экскурса столетней давности. И чем чаще мы будем это делать, тем легче будет нам в эпоху унификации и глобализации не забыть, кто мы есть и как нам жить и развиваться дальше, что должны знать наши последующие поколения о своей истории, о своей национальной сущности.

Хочется отметить, что в наше время национальный костюм переживает возрождение, что связано с возрастающим интересом людей к национальной истории. Стало очень модно и престижно невесте в день, когда жених забирает её из родительского дома, надевать национальное платье. Причём такие платья часто шьют индивидуально у очень профессиональных модельеров. Они необычайно красивы и являются настоящими шедеврами. А невеста выглядит в них неотразимо.

Я думаю, это очень важно для того, чтобы мы знали и помнили наши корни, наше историческое развитие и национальную самобытность.

Очень радует и то, что большой популярностью пользуются национальные танцы, при исполнении которых танцоры надевают различные варианты мужского и женского костюма. Особенно приятно, когда в таких костюмах танцуют маленькие дети. Я думаю, что, кроме эстетического воздействия, это имеет большое воспитательное значение, способствует бережному отношению к национальному костюму как к части нашей истории и самобытности.

Очень часто в нашем городе (особенно в дни национальных праздников) можно увидеть всадников в бурках и папахах. Это очень зрелищно и необычно и лично у меня вызывает большую гордость за свою родину и нацию, а также уверенность в нашем будущем.

Список использованной литературы

1. Абаев, М.К. Балкария, исторический очерк. 1992 г.

2. Доде, З.В. Средневековый костюм народов Северного Кавказа, исторический очерк. 2001 г.

3. Мамбетова, Г.Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев, учебно-методическое пособие. 2008 г.

4. Тхазеплова, Ж.С. Национальная культура кабардинцев и балкарцев в условиях глобализации. Трансформация ценностных ориентаций, автореферат. 2010 г.

Археологические материалы, относящиеся к национальной одежде народов Кабардино-Балкарии позволяют судить о материалах, использовавшихся в одежде, и отчасти о женском костюме.

Женский головной убор представлял собой остроконечную войлочную шапочку с конической верхушкой из бронзы или серебра. Найдены также бронзовые пластинки в форме диадемы, украшенные штампованным точечным геометрическим орнаментом.

Материалы для изготовления одежды можно разделить на получаемые в своем хозяйстве и привозные. Источники получения последних были различны. Через Западный Кавказ издавна шли торговые пути, соединявшие страны Средней Азии с побережьем Черного моря и начинавшиеся порой в Китае. Источником местных материалов (овчины, кожи, овечья шерсть, из которой валяли войлоки и ткали сукна) служило скотоводство.

Кабардинские женщины были прекрасными ткачихами. Изготовленные ими сукна шли на шитье мужской одежды, а в более ранние периоды из них шили женские платья и шали. Для изготовления обуви использовались шкуры крупного рогатого скота и коз. Из овчин они шили шубы, шапки, иногда штаны, которые носили на кошах. Из шерсти валяли войлочные шляпы, высокие теплые чулки, ноговицы и обувь, а также бурки, и шили особую пастушью одежду - гебенек.

Одним из наиболее важнейших элементов женского костюма являлись платки, шали, позднее - шарфы. Они составляли основу женского головного убора, состоявшего из 1, 2, а иногда и 3-х платков; шали накидывались на плечи, заменяя пальто; платок или шаль пожилые женщины повязывали вместо пояса. Они входили в приданое и служили свадебными подарками. К общему наименованию платков и шалей прибавляли определяющее слово, характеризующее материал. Так, например, платок плетенный из шелковых ниток; из шелка, затканного рисунком; тонкие шелковые платки кустарной работы, украшенные набойкой.

Мужская одежда состояла из рубахи, штанов, бешмета, черкески. В качестве теплой одежды носили овчинную или меховую шубу. Походной одеждой служила бурка. На голову надевали меховую папаху или войлочную шляпу, а в непогоду башлык. На ногах носили ноговицы из сукна, войлока или кожи, обувь со швом на подъеме или с подошвой, сплетенной из ремней. Известны были войлочные чулки, мягкие носки из сафьяна. Бытовал пояс из кожи с металлическим набором.

Основной одеждой кабардинцев, как и других народов Кавказа, в их повседневной обстановке был бешмет. Его носили дома, во время работы.

Черкеска была, в основном, выходной и праздничной одеждой, и ее имел не каждый. Ее шили из домотканого сукна естественных цветов шерсти - черного, белого, серого, бурого. Белая черкеска считалась более нарядной. Длина черкески изменялась согласно моде. Особенно длинную (до щиколотки) черкеску носили отдельные франты. Она была удобна только для всадника. Обычно черкеска была чуть выше или чуть ниже колен. Черкеску носили всегда застегнутой, подтянутой, с поясом. Пояс был обязателен для мужчины. Если он был без черкески, пояс надевали на бешмет. Пояс из узкого ремня с металлической пряжкой и наконечником украшали различной формы бляшками. На поясе подвешивался кинжал или нож, кресало, сальница, отвертка, мешочек для пуль и другие предметы, связанные с оружием и уходом за ним.

Необходимой одеждой для горцев - скотоводов, проводивших многие месяцы на горных пастбищах, была шуба - тон, сшитая из овчины. Покрой ее был близок к черкеске. Ее надевали на бешмет или черкеску, а иногда и под нее. Грудь была закрыта, застежка на пуговицы из шнурка; воротник из овчины - стоячий. Ее называли сборчатая шуба.

Дорожной одеждой всадника, обязательной принадлежностью табунщика служила бурка, изготовление которой было сложным делом. Бурка закрывала всадника целиком, а так же прикрывала и лошадь. Она защищала всадника от дождя, снега, ветра и солнца.

Мужская одежда кабардинцев отличалась значительной стабильностью.

Общий облик мужского костюма кабардинцев - подтянутый статный силуэт типичен для горцев Кавказа.

В своей основе женская одежда и по наименованиям и по покрою почти не отличалась от мужской, но благодаря характеру тканей, некоторым деталям отделки и украшений кажется непохожей на нее.

На тело надевалась длинная рубаха туникообразного покроя с разрезом на груди и застежкой у ворота, с длинным, до кисти рукавом. Повседневные рубахи шили из бумажной ткани неброских цветов. Излюбленные цвета темно - красный, желтый, реже синий и белый. Очень любили шелк с отливом. У парадных рубах рукав книзу расширялся, часто обшивался галуном. Он достигал длины до колен и ниже и был виден из — под рукава платья.

Под рубашку надевались штаны. Внизу они заправлялись в сафьяновые носки или обувь.

С 10-12 лет на девушку надевали поверх рубахи, кафтанчик. Постепенно те части кафтанчика, которые не были видны из — под платья (спину, верхнюю часть рукавов), стали делать из более дешевой ткани, а потом кафтанчик распался на более дешевые части: воротник, нагрудник, полочки, висящие на пояске, и нарукавники от локтя до кисти.

Распадение кафтанчика повлекло за собой и изменения в форме застежек. Эти застежки, ранее по своей конструкции отвечали функции туго стягивать полы кафтанчика на груди. Когда же, в конце ХIХ в., вместо кафтанчика стали носить нагрудник, данная конструкция застежек оказалась неудачной, так как при отсутствии натяжения они самопроизвольно растегивались.

В связи с этим мастера - ювелиры изменили их устройство.

Поверх кафтанчика надевалась платье. Женское платье, в отличие от черкески, было очень длинным, почти до земли, но также имело спереди до пола разрез, открытую грудь, прилегающую талию своеобразный покрой спинки и другие черты, характерные для черкески.

Праздничное платье кабардинской девушки, особенно богатой и знатной, обильно украшалось галунами и золотым шитьем. Галунами обшивали борта, подол, низ рукавов. Вдоль разреза спереди, по подолу, иногда на груди располагалось золотое шитье. Таким же образом расшивались платья черкешенок, адыгеек и балкарок, но по характеру орнамента карачаевские и балкарские платья выделялись монументальностью и массивностью вышивки, преобладанием золотых нитей в шитье над серебряными. Нарядные платья шили чаще всего из бархата - темно - красного, или из плотного шелка - гладкого или с жаккардовым узором.

Типы поясов изменялись с течением времени, но появление нового типа пояса не вытесняла более старые формы, которые обычно оставались у старшего поколения. Наиболее старый тип пояса представлял собой ремень из сафьяна, на котором крепились девять «кусков»из серебра - небольшая пряжка, восемь блях - круглых, овальных, прямоугольных или фигурных. Второй тип - пояс целиком из серебра, составленный из прямоугольных пластинок, соединенных шарнирами, и фигурной пряжки, застегивающейся на крючок или стержень.

Для всех народов Северо-Западного и Центрального Кавказа характерно преобладание нашиваемых украшений. Но, пожалуй, наиболее их количество характерно для карачаевцев. Так на груди разреза иногда нашивали выпуклые, полые, овальные или миндалевидные серебряные подвески - зынгырла, прикрепляли серебряные треугольные футлярчики. К рукаву по шву от локтя до кисти иногда пришивали листовидные подвески, на рукавах же носили цепочки, соединенные у локтя и кисти бляшками.

Большой интерес представляет бунлукъ. Под этим названием известны обычные браслеты, носившиеся на запястье, а также браслет, надевавшийся или даже нашивавшийся на низ рукава платья или кафтанчика в виде обшлага.