Описание госпожи простаковой из комедии недоросль. Сравнительная характеристика госпожи простаковой и митрофанушки. Несколько интересных сочинений

Пьеса Фонвизина - это, по большому счету, великое рассуждение о зловредном воспитании. Затронутые в ней проблемы остаются по сей день актуальными. Автор прибегает к ярким приемам сатиры, чтобы доступно изобразить типичные образы людей. Это выражается даже в именах и фамилиях героев. Например, Правдин – самый честный человек в комедии. Скотинин – мелочный человек, живущий по принципу скотины: вкусно есть и сладко спать. Ради таких удовольствий он не гнушается подлыми методами.

Центральные персонажи – , недоросль, и его мать, . Их сравнительная характеристика позволит читателю глубже взглянуть на проблему в пьесе.

Простаков Митрофан Терентьевич – центральный герой комедии, именно о нем говорится в названии – «Недоросль». Он происходит из дворянской семьи Простаковых. Само имя Митрофан переводится буквально, как «матерью явленный». Он по сути является отражением госпожи Простаковой.

В России 18 века недорослями считали несовершеннолетний юношей, которые еще не поступили на государственную службу. В переносном значении так же недоросль означает глупого человека-недоучку. Оба определения подходят главному герою. Ему всего 16 лет и он не хочет ничему обучаться. Госпожа Простакова нанимает для Митрофанушки платных учителей, но толку мало, ведь сын ленив и глуповат. Да и сама Простакова не отличалась большим умом, но имела большие амбиции. Узнав о том, что станет наследницей Стародума, она хочет выдать ее замуж за сына. Митрофанушка с радостью воспринимает эту идею, ведь «хочет жениться, а не учиться».

Госпожа Простакова души не чает в своем ребенке. Но ее любовь неразумна, ведь на самом деле вредит сыну. Так, например, она в жажде накормить Митрофана, раскармливает его до колик в животе, или же каждый раз бросается защищать его ото всех, не позволяя Митрофану самому бороться. Такое поведение автор расценивает как зловредное воспитание, которое было частым явлением в богатых семьях.

Митрофан не ценит заботу матери, часто огрызается и вообще относится к ней пренебрежительно. Он уверен, что все ему что-то должны. Юноша привык к свободному проявлению чувств, ведь считает себя умным. Его завышенное мнение о себе приносит неудобства положительным персонажам в пьесе.

У Митрофана и Простаковой много общего – они просты, глупы и злонравны. Свои желания они ставят выше желаний других людей. Можно сказать, что Простакова все же уступает одному человеку – сыну. Она выполняет все его прихоти, защищает и вроде бы любит. Но эта любовь все же эгоистична. Госпожа не хочет потерять свою единственную отдушину, которой является ее сын Митрофан. Другими словами, он ей нужен, чтобы чувствовать свою важность. В результате она просто «портит» ребенка. Митрофан растет таким же эгоистом, как и она.

Фонвизин в комедии показал вред неразумного воспитания, его влияние на формирование личности недоросля.

Описал в произведении нетривиальных персонажей, имена которых сегодня используются в качестве нарицательных для описания характерных типажей. Госпожа Простакова – матушка главного героя. Она входит в число отрицательных героев комедии. Жестокая крепостница, повсеместно проявляющая деспотизм, она корыстолюбива и вызывает презрение. Иногда ее поступки провоцируют и насмешку. Характеристика этого образа продумана Фонвизиным до мелочей, а персонаж отличается психологизмом.

История создания

Идея о создании пьесы зародилась у Фонвизина в 1778 году, а завершено произведение было в 1782 году. На это время пришлась эпоха правления . Герои сочинения стали олицетворением типичных представителей тогдашнего общества. В то время в стране царил культ просвещенной монархии и подъем в научном и культурном развитии. Сама императрица потворствовала тому, чтобы мещане и дворяне следовали пропагандируемой идее просветительства.

Работая над комедией, Фонвизин разделял идеи, свойственные представителю его социального статуса. В комедии он отобразил реальное положение вещей, продемонстрировав слабые стороны внедряемой политики. Пьеса стала образчиком классической драматургии. В произведении использованы «говорящие» фамилии, что также позволяет отнести его к примерам классицизма. К положительным героям в повествовании можно отнести Софью, и Милона, а к отрицательным - Простакова, и самого . Имена действующих лиц обнажают главенствующую черту в их образах. Так, к примеру, Правдин становится носителем морали в комедии.

Роль в пьесе «Недоросль»


Произведение наглядно демонстрирует, как воспитание и нравы, прививаемые в семье, формируют личность и черты ее характера. Простакова выросла в помещичьей семье, где склонность к образованию не поощрялась. Материальные блага в ее роду ценились выше, поэтому жестокость по отношению к крепостным заложена в помещице на генетическом уровне, из жажды нажиться. Стоит напомнить, что она была одной из восемнадцати детей. В семье выжили только два ребенка. Даже с учетом статистики смертности этот факт вызывает ужас.

Биография Простаковой не располагала к расширению кругозора. Ее супруг не был обременен знаниями и амбициями. Муж не смог положительно повлиять на нее, так как глупость и пассивность характеризовали и его. Они сдабривались трусостью и нежеланием принимать на себя ответственность. Необходимость принять на себя роль хозяйки дома и главы семьи сделала Простакову грубой, усилила ее негативные качества.


При этом помещица, которую воспринимают не иначе, как злой фурией, является заботливой матерью. Митрофанушка – ее единственная любовь. Сын, как и супруг, не ценит усилий женщины. Горе обрушивается на помещицу, когда Митрофан решает покинуть ее, а супруг не встает на защиту Простаковой.

Сын деспотичной хозяйки ничем не отличался от матери. Он был недалек, жаден и груб. В 16 лет он слыл инфантильным малым, неспособным к самостоятельности. Лентяй развлекался, не зная забот и тягот реальной жизни. Мать воспитывала его в любви, оберегая от труда, поэтому молодой человек вырос «маменькиным сынком».


Митрофан слушается мать во всем и, подобно ей, не признает эффекта образования. Когда встает вопрос женитьбы на Софье, оказывается, что он не понимает смысла брака, так как попросту не дорос до него. Женитьба становится средством улучшения благосостояния семьи. Отказ юноши от матери закономерен, ведь она сама привила неуважение к семье, зависимость от денег и власти. Правдин, как хозяин представляет для Митрофана больший интерес, чем мать. Отсутствие авторитета отца и недостаток воспитания привели к ситуации, в которой Простакова лишается самого главного, что у нее есть.

Простакова противопоставлена Правдину и Стародуму, которые ратуют за просвещение, попрекая устаревший уклад, практикуемый помещиками. Как и Простакова, Стародум – отец представителя нового поколения, но его отношение к воспитанию отличается от правил, установленных в доме будущей родственницы. Помещик прививает Софье любовь к учебе, тягу к знаниям и размышлениям.


Он воспитывает личность. Взгляды героев на управление имением разнятся, равно как и взгляды на взаимоотношения с крепостными. Просветитель Правдин спасает крестьян Простаковой, избавляя их от привычной жестокости помещицы.

Противопоставляя две кардинально разные точки зрения, автор произведения подчеркивал потребность в социальных реформах. При всей глупости и суровости Простакова представляет дворянство, чьи устои изжили себя, и разочарованную женщину, драматично потерявшую все, что имела. Вопреки драматическим канонам отрицательный персонаж, помещица, вызывает жалость и сочувствие. Присущий образу психологизм делает его новаторским.

Цитаты


Иллюстрация к пьесе "Недоросль"

Речь помещицы Простаковой характеризует подход к управлению крестьянами и привычный образ жизни. Фразы, которые она использует в диалогах, красноречиво описывают гибельное положение, в котором оказались крепостные из-за глупости барыни и отсутствия у нее интереса к образованию.

«...все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!» - наглядно демонстрирует скупость, жадность и деспотизм Простаковой, готовой обобрать собственных крестьян догола.

Женщина относится к крепостным как к плебеям, без стеснения ругая их, на чем свет стоит.

«...А ты, скот, подойди поближе...», - говорит она портному Тришке, унижая его.

Постоянные разборки с крепостными Простакова считает работой, на которую тратятся время и силы. Хотя ее внешность не предполагает, что женщина может вступить в драку с простыми мужиками, в реальности оказывается иначе:

«...С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится, мой батюшка!» - сетует Простакова.

Алчность, неспособность к грамотному управлению, отсутствие интереса к правильному подходу в общении полноценно характеризуют Простакову.

Наиболее выдающимися в группе действующих лиц этой комедии, как по месту, занимаемому в комедии, так и по художественным достоинствам обработки являются Простакова и Митрофанушка. Какова же характеристика Простаковой в комедии "Недоросль"? Давайте разберемся.

Простакова во все время действия остается живой и вполне реальной личностью. Хотя в ее репликах проскальзывает некоторая карикатурность и утрировка, но резкость того и другого значительно сглажена в сравнении с комедией «Бригадир». Художественность этого типа сильно способствует и силе сатирического элемента. Простакова, прежде всего, является крайне грубой и некультурной личностью, и поэтому, как всегда у таких людей, у нее часты резкие переходы от дикого самодурства к лести и самоунижению, от животного, грубого страха к такой же грубой, животной радости.

Задумав выдать Софью за своего брата Скотинина, она не только не считает нужным спросить ее согласия, но даже предупредить не желает, находя, что это будет слишком много чести для нее: «…она может еще подумать, что мы ей докладываемся», и тут же добавляет, что она любит, чтобы и чужие ее слушались. Когда Софья говорит, что получила письмо от своего дяди Стародума, считавшегося умершим, она грубо оскорбляет Софью, не веря ей, отнимая письмо и не доверяя ей даже прочесть его. «Как не умирал?» — говорит она в комичном испуге. Но вслед за этим, когда известие подтверждается, и вдобавок еще оказывается, что он богат и своей наследницей делает Софью, отношение Простаковой резко меняется: «Поздравляю, Софьюшка, поздравляю, душа моя!» — восклицает она, бросаясь на шею Софье.

В последнем действии, когда попытка увезти Софью не удалась и Правдин грозит ей судом, она в животном страхе бросается на колени: «Батюшки, виновата!», но когда Стародум прощает ее, она моментально вскакивает и в дикой радости восклицает: «Ну, теперь-то дам я зорю канальям своим людям» Уже из последних слов видно, как живется крепостным у такой госпожи, как Простакова.

Своих крестьян она разорила в конец. Характеристика Простаковой должна быть дополнена и тем, что с мужем она обращается не лучше, и он находится у нее в полном подчинении. Степень его обезличенья лучше всего выражают его же слова: «При твоих глазах мои ничего не видят». Ко всякому просвещению, даже к простой грамотности Простакова относится с враждебной недоверчивостью, питает к ней инстинктивную неприязнь. Она сама воспитывалась в среде, враждебной всякому знанию. Сама она ничему не училась и Митрофанушку учит с неохотой, скрепя сердце, подчиняясь требованию века. Учит она его только для виду, обманывая себя и, главным образом, других, ив глубине души отлично сознает, что он круглый неуч. В третьем действии она его уговаривает поучиться «для виду». Точно так же для виду она устраивает и экзамен перед Стародумом. Отлично сознавая полную несостоятельность сына в науках, она пытается прикрыть это грубыми уловками и выходками, как, например, против географии, или вроде фразы: «Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка».

В конце последнего действия, когда хитрить уже больше не приходится, она прямо говорит Кутейкину: «Да, коль пошло на правду, чему ты выучил Митрофанушку?» В том, что ее сын ничему не выучился, разумеется, виновата, прежде всего, Простакова, во-первых, тем, что постоянно внушала ему отвращение к учению, во-вторых, тем, что и во время самых уроков постоянно вмешивалась, не давая ему учиться. С ее идеалами человеческой жизни, с единственным понятным ей стремлением «на покой» вполне гармонирует и ее любовь к Митрофанушке, чисто животная любовь к своему детенышу. Слово "воспитание" в те времена в среде Простаковых и Скотининых было равнозначно слову питание. И в этом смысле она очень заботилась о воспитании Митрофанушки. Она бранит Еремеевну за то, что она не дает ему шестой булочки, беспокоится, когда он обкушался и захворал, вступает в рукопашную с братом за то, что тот пригрозил Митрофанушке, но дальше ее заботы не идут и над умственным и нравственным воспитанием сына она совсем не задумывается. Вообще, духовная сторона человеческой природы для нее совершенно отсутствует. Такова, вкратце, характеристика Простаковой в комедии "Недоросль".

Мне понравилась комедия Фонвизина «Недоросль». Главной темой этого произведения является «злонравие крепостников». С первой сценой комедии я увидел мир, в котором одни люди владеют другими людьми. Главной фигурой этого мира является Простакова. Простакова была не воспитана и необразованна. Она, как и все невежды, грубо относилась ко всем, в ком не встречала отпора. Фонвизин называет Простакову «презлой фурией». Она простирает свою деспотическую власть не только на крепостных, но и на мужа, Софью, Скотинина.

Однажды, когда Простакова позвала своего мужа, и он не подошёл. То она сказала Митрофану: «Так поди же вытащи его, коли добром не дозовёшься».

В этой реплике я увидел грубое и пренебрежительное отношение Прстаковой к своему мужу. Но несмотря на такое отношение к Простакову, она никогда не ругала своего сына. Митрофан был избалован, потому что мать всё ему позволяла, защищала его даже тогда, когда он был не прав. Простакова горячо любила своего сына и не позволяла учителям утруждать Митрофана. Этим поступком она лишила своего сына возможности получить образование. Простакова не задумывалась о воспитании сына, при Митроване ругала крепостных, и в результате любимый сын её покинул.

В финале комедии Простаковых ждёт заслуженное наказание – приходит распоряжение властей взять имение под опеку. Заключительная сцена, в которой Простакову покидает даже Митрован, свидетельствует о том, что порочный человек сам своими поступками готовит себе заслуженное наказание. Простакова представлена как властная Необразованная русская баба. Она очень жадная и для того, чтобы хапнуть побольше чужого часто, льстит и «надевает» маску благородства, но из-под маски то и дело выглядывает звериный оскал, что выглядит смешно и нелепо. Речь Простаковой: грубая в обращении к слугам («мошенник», «скот», «воровская харя»- портной Тришка; «бестия», «каналья»- нянька Ермеевна), заботливая и ласковая в разговоре с сыном Митрофанушкой («век живи, век учись, друг мой сердешный», «душенька»). Но при этом она нисколько не беспокоится о воспитании сыночка («Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит…

Врет он, друг мой сердечный. Нашел деньги - ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка.

Не учись этой дурацкой науке! »). Неудивительно, что Митрофанушка вырос таким избалованным и неотесанным В пьесе присутствует еще один отрицательный герой- брат Простаковой - Скотин. Он, как и сестра жестокий и самовлюбленный.

Самоуверенность слышна в каждой реплике Скотина, лишенного каких бы то ни было достоинств. (« Суженого конем не объедешь, душенька! Тебе на свое счастье грех пенять. Ты будешь жить со мною припеваючи. Десять тысяч своего доходу! Эко счастье привалило; да я столько родясь и не видывал; да я на них всех свиней со бела света выкуплю; да я, слышь ты, то и сделаю, что все затрубят: в здешнем-де околотке и житье одним свиньям».) Невежество, скотоподобие Скотина и Простаковой делают их пороки откровенными.

Эти люди видны как на ладони, им свою животность прикрыть нечем, да они и не считают нужным это делать. Их мир хочет подчинить себе всю жизнь, присвоить право неограниченной власти и над крепостными, и над людьми благородными. Комедия Фонвизина "Недоросль" - первая в истории русской драматургии социально-политическая комедия. Автор изобличает в ней пороки современного ему общества.

Героями комедии являются представители разных социальных слоев: государственные мужи, дворяне, слуги, самозваные учителя. Центральный персонаж пьесы - госпожа Простакова. Она управляет хозяйством, колотит мужа, держит в ужасе дворовых, воспитывает сына Митрофана.

"То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится". Никто не смеет противиться ее власти: "Разве я не властна в своих людях". Речевая характеристика является основным способом создания характера Простаковой.

Язык героини меняется в зависимости от того, к кому она обращается. Слуг госпожа Простакова называет "воры", "канальи", "бестия", "собачья дочь". К Митрофану обращается: "друг мой сердешный", "дуйленька". Гостей встречает уважительно: "рекомендую вам дорогого гостя», "милости просим". Есть в образе Простаковой и трагические элементы. Эта невежественная и корыстолюбивая "презрелая фурия" очень любит и искренне заботится о своем сыне.

В конце пьесы, отвергнутая Митрофаном, она становится униженной и жалкой:

  • - Один ты остался у меня.
  • - Да отвяжись...
  • - Нет у меня сына...

С образом Митрофана в пьесе связана очень важная для просветительской литературы идея воспитания. Митрофан - невежа, бездельник, любимец матери. От родительницы он унаследовал спесивость и грубость. К свято преданной ему Еремеевне он обращается: "старая хрычовка". Воспитание и обучение Митрофана соответствует "моде" тогавре-мени и пониманию родителей. Французскому языку его учит немец Вральман, точным наукам - отставной сержант Цыфиркин, который "малую то лику арихметике маракует", грамматике - семинарист Кутейкин, уволенный от "всякого учения". "Познания" Митрофанушки в грамматике, его желание не учиться, а жениться - смешны. Но его отношение к Еремеевне. готовность "за людей приниматься", предательство матери вызывает уже иные чувства. Митрофанушка становится невежественным и жестоким деспотом. Замечательны фамилии действующих лиц. "Говорящие" фамилии сразу закладывают отношение читателя и зрителя к их обладателям. Психологически он уже становится участником действия. У него отобрали возможность самому оценить героев и их действия. С самого начала, с фамилий действующих лиц, читателю было указано, где отрицательные персонажи и где положительные. И роль читателя сводится к тому, чтобы увидеть и запомнить тот идеал, к которому надо стремиться. Интересен язык комедии. Отрицательным персонажам и их слугам присущ простонародный разговорный язык. Лексика Скотининых состоит в основном из слов, используемых на скотном дворе. Это хорошо показывает речь Скотинина - дядюшки Мигрофана. Она вся переполнена словами: свинья, поросята, хлевок. Представление о жизни начинается и кончается также скотным двором. Свою жизнь он сравнивает с жизнедеятельностью своих свинок, Например. "Я и своих поросят завести хочу". "коли у меня... для каждой свинки хлевок особливый, то жене найду светелку". И гордится этим: "Ну, будь я свиной сын. если..." Словарный запас его сестры госпожи Простаковой немного более разнообразен в силу того, что муж ее "дурак бессчетный" и ей приходится всем заниматься самой. Но корни скотининские проявляются и в ее речи. Любимое ругательство - "скот". Чтобы показать, что Простакова недалеко ушла по развитию от своего брата, Фонвизин иногда отказывает ей в элементарной логике. Например, такие фразы: "С тех пор, как все. что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем", "Так разве необходимо подобно-быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько?" И, делая выводы из сказанного, Простакова заканчивает фразу: "Экое скотское рассужение"". Относительно ее мужа можно сказать только то, что он немногословен и не открывает рта без указаний на то своей жены. Но это и характеризует его как "дурака бессчетного", безвольного мужа, попавшего под каблук своей жены. Митрофанушка тоже немногословен, правда, в отличие от отца, он имеет свободу слова. Скотининские корни проявляются у него в изобретательности ругательств, "старая хрычовка", "гарнизонная крыса". Слуги и учителя имеют в своей речи характерные признаки сословий и частей общества, к которым они принадлежат. Речь Еремеевны - это постоянные оправдания и желания угодить. Учителя. Цыфиркин - отставной сержант, Кутейкин - дьячок от Покрова. И своей речью они показывают принадлежность: один - к военным, другой - к церковным служителям. Автор вводит в действие целый ряд положительных персонажей - Стародум, Правдин, Софья, Милон. Эти герои открыто выражают взгляды "честного" человека на дворянскую мораль, семейные отношения и даже гражданское устройство. Этот драматургический прием поистине вызвал переворот в русской просветительской литературе, от критики отрицательных сторон действительности к поискам путей изменения существующего строя. Речь положительных героев яркостью не отличается. Это речь книжная, речь образованных людей того времени, которая практически не выражает эмоций. Смысл сказанного понимаешь из непосредственного значения слов. У остальных же героев смысл можно уловить в самой динамике речи. Речь Милона отличить от речи Правдина практически невозможно. О Софье тоже очень трудно что-либо сказать по ее речи. Образованная, благонравная барышня, как бы ее назвал Стародум, чутко воспринимающая советы и наставления любимого дяди. Речь Стародума полностью определяется тем, что в уста этого героя автор вложил свою нравственную программу: правила, принципы, нравственные законы, по которым "любочестивый человек" должен жить. Монологи Стародума построены таким образом: Стародум сначала рассказывает историю из своей жизни, а потом вывод

– госпожа Простакова. Драматург изображает её ярко и реально. Перед нами живое лицо, мы видим Простакову, понимаем всю ее несложную примитивную психологию, понимаем, почему и как сложился характер этой «презлой фурии», как называет ее Правдин. Первое, что бросается в глаза, когда читаешь «Недоросль», или видишь постановку этой комедии, это – необычайная грубость г-жи Простаковой: первое действие начинается с того, что она бранит портного Тришку, называя его «скотом, воровской харей и болваном». Та же грубость видна в ее словах, обращенных к мужу, к брату. Но в обращении со слугами видна не только грубость, но и бесчеловечная жестокость. Узнав, что девка Палашка заболела, слегла и бредит, Простакова восклицает: «Ах, она, бестия! Лежит! Бредит, бестия! Как будто она благородная!» Тришку портного она велит мужу наказать за то, что, по ее мнению, кафтан, который он сшил Митрофану , плохо сидит. «Плуты! воры! мошенники! всех прибить до смерти!» – кричит она людям. Дурное обращение со слугами Простакова считает не только своим правом, но и своим долгом: «Все сама управляюсь, батюшка», – говорит она Правдину, «с утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладаю: то бранюсь, то дерусь, тем дом и держится!» Крепостных своих она совершенно разорила оброками и сама это говорит: «с тех пор, как все, что у крестьян было, мы обобрали, ничего уже содрать не можем». То же самое делает и брат ее, Скотинин, со своими крестьянами: «Сколько меня соседи ни обижали, сколько убытку ни делали», говорит он, «я ни на кого не бил челом: а всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру со своих же крестьян, так и концы в воду».

Герои «Недоросля» Фонвизина

Брат и сестра получили одинаковое воспитание, которым отчасти объясняется грубость их нравов. Простакова сама рассказывает, что их у отца было восемнадцать человек братьев и сестер, но, кроме нее с братом, все «примерли»; видно, что дети росли без всякого присмотра: «иных из бани мертвых вытащили; трое, похлебав молочка из медного котлика, скончались; двое о Святой с колокольни свалились; а достальные сами не стояли...» Детей дома ничему не учили. Отец сердился, когда «добрые люди» уговаривали его отдать сына в школу, и кричал: «прокляну ребенка, который что-нибудь переймет у басурманов, и не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет».

В разговоре со Стародумом , Простакова дорисовывает портрет своего отца: «Покойник батюшка», говорит она, «воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить. Челобитчиков принимал, бывало, всегда, сидя на железном сундуке. После всякого сундук отворит и что-нибудь положит». При этом он «эконом» великий был, другими словами, – скупой скряга. «Покойник, свет», оканчивает свой рассказ Простакова, «лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду». Пример такого отца и воспитание, данное им детям, отразилось на характере и взглядах Простаковой.

Фонвизин. Недоросль. Спектакль Малого театра

Однако, соглашаясь с отцом в том, что «без наук люди живут и жили», Простакова старается дать сыну своему Митрофанушке какое-то образование. Следуя требованиям времени, она даже сама говорит Митрофану: «век живи, век учись». Она понимает, что теперь без грамоты больших чинов не получишь. Поэтому семинарист Кутейкин уже третий год как учит Митрофана грамоте, отставной солдат Цыфиркин – арифметике, а немец Вральман, пользующийся в доме особым почетом, как иностранец, всем наукам. Простакова ничего не жалеет для того, чтобы вывести Митрофанушку в люди, но, сама не понимая ничего в науках, она вмешивается в уроки, глупо мешает учителям делать свое дело и потакает лени Митрофана.

Безумная любовь Простаковой к сыну – единственная хорошая черта ее характера, хотя, по существу, это – примитивное, грубое чувство; сама Простакова сравнивает свою любовь к сыну с естественной привязанностью собаки к своему щенку. Но любовь к сыну, какая бы она ни была, занимает первое место во всех поступках и мыслях госпожи Простаковой. Митрофан – центр и смысл ее жизни. Ради него она готова совершить преступление, пытается увезти Софью и насильно обвенчать ее с Митрофаном. Поэтому, когда все ее злодеяния раскрыты, когда Правдин берет в опеку ее имение за бесчеловечное обращение со слугами и грозит отдать ее под суд, видя, что власть и сила у нее отняты, она бросается к своему обожаемому сыну: «Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка!» – И когда Митрофан, в ответ на этот крик материнского сердца, грубо ее отталкивает: «Да отвяжись, матушка, как навязалась!» – она не выдерживает своего горя и со словами: «И ты! И ты меня бросаешь!» лишается чувств. В этот момент невольно становится жалко г-жу Простакову; автор сумел изобразить ее действительно, как живое лицо. Указывая на нее, Стародум говорит известные заключительные слова комедии: «Вот злонравия достойные плоды!»