«Мама, почему я никто»: как поднять самооценку ребенку и сделать его уверенным в себе. Как помочь ребенку повысить самооценку Как помочь ребенку с завышенной самооценкой

Развитие самооценки ребенка дошкольного возраста - важный этап развития личности. Родители ошибочно полагают, что малыш 5-6 лет не способен глубоко рассуждать о своей личности. Именно дошкольный возраст определяет направление, уровень активности человека. Однако немногие дети умеют оценивать себя правильно. На формирование мнения влияют родители, сверстники, окружающие взрослые. Качество межличностных взаимоотношений создает условия для развития у дошкольника завышенной, адекватной, низкой самооценки.

Особенности формирования самооценки

Специалисты подтверждают, что дошкольный возраст - это период, когда малыш начинает анализировать свое поведение. Появляются возможности реалистично оценивать свои поступки, затем соотносить их с мнением окружающих. Под влиянием взрослых дошколенок складывает представление о своих способностях, изучает социальные ценности, проводит сравнение между своими действиями и действиями других людей. На этих факторах складывается та или иная самооценка ребенка. Для помощи своему ребенку родителям необходимо узнать подробнее, что влияет на формирование самооценки:

Признаки завышенной самооценки

Для большинства детей старшего дошкольного возраста характерна завышенная самооценка, что можно объяснить отсутствием негативной критики. Особенно ярко это проявляется в привычных ситуациях, например, на прогулке ребенок ведет себя как лидер, но при этом жестко командует детьми. Казалось бы, такое поведение обладает положительными чертами: дошкольник становится активным участником соревнований, игр, конкурсов, стремится достичь успеха. Смело общается со взрослыми, полностью уверен в собственных силах. Продвигает свои идеи, стараясь привлечь внимание. Поэтому родители в какой-то мере поощряют такое поведение чада. Они восхищаются любым действием крохи, его внешностью, умственными способностями, забывая, что существуют отрицательные черты завышенной оценки:

  • конфликтность;
  • отсутствие способности воспринимать критику;
  • требовательность;
  • стремление во что бы то ни стало стать лидером, доминирование;
  • высокомерность;
  • неусидчивость.

Что происходит, когда идет формирование оценки неправильно:

  • Дети переоценивают свои возможности, считая себя исключительными. Попадая в среду сверстников, малыш перестает ощущать себя «самым лучшим», становится «одним из многих». При осознании этого факта начинается внутренний конфликт. Повышенная самооценка может резко стать пониженной.
  • Завышенное самомнение часто является причиной проблем общения со сверстниками. Обладая задатками лидера, ребенок не способен завоевать уважение сверстников. Возникают конфликты, дошкольник старается «подмять» детей, отвергающих его идеализированный образ. Нередко применяет насилие, чтобы наказать других за собственные неудачи. Пытается обесценивать достижения остальных ребят, завидуя чужим успехам.
  • Повышенная оценка мешает учебной деятельности, так как дошкольник переоценивает умственные способности, часто перебивает воспитателей, спорит, отрицает низкие результаты выполненной работы.
  • Общаясь внутри семьи, поведение таких детишек становится неуправляемым. Они требуют повышенного внимания, плачут из-за отказов взрослых. Получив замечание, проявляют агрессию к членам семьи. Ощущая вседозволенность, дети отказываются выполнять домашние обязанности, убирать игрушки, пока их требования не будут выполнены.

Важно! Родителям необходимо понимать, что появление повышенного самомнения у чада является сигналом для посещения психолога. Необходимо вовремя откорректировать поведение, иначе проблема усугубится. Подобные отклонения будут негативно сказываться на дальнейшем взрослении.

Заниженная самооценка дошкольников

Низкая самооценка детей старшего дошкольного возраста встречается редко, являясь отклонением формирования личности. Особенности таких ребят проявляются в поведении:

  • очень часто им присуща застенчивость, замкнутость, неустойчивый эмоциональный фон, например, они могут неожиданно расплакаться;
  • стараются избегать ответственных решений, принимают заведомо простую позицию;
  • при публичных выступлениях показывают более низкие результаты, чем выполняя индивидуальную работу;
  • почувствовав неудачу, прекращают выполнять какую-либо деятельность;
  • у них мало друзей, так как они стараются избегать больших компаний.

Неуверенные дети часто имеют неблагополучные семьи, низкий социальный статус. Это вызывает постоянные насмешки сверстников, определяет их в категорию отверженных. Неправильная оценка личности может возникать вследствие постоянной негативной обстановки, которую создают сами же родители. Например, мама постоянно одергивает кроху, ругает за любые промахи и шалости, сомневается в его способностях. Малыш уверен - если он плохо справился с одной задачей, другую задачу также не выполнит. Дети, обладающие заниженной самооценкой, имеют следующие проблемы :

  • конфликтуют, общаясь со сверстниками;
  • имеют слабое развитие личности;
  • у них часто проявляется озлобленность, враждебность.

Важно! Взрослым следует помнить: старший дошкольный возраст - это период, когда каждое грубое слово, необоснованная критика может губительно повлиять на социализацию. Ребенка нужно любить, поддерживать, принимать все его качества, помочь избавляться от отрицательных.

Особенности адекватной самооценки

Адекватная самооценка у детей складывается при наличии правильного самопознания. Главные характеристики нормального развития личности - умение признавать ошибки, реальная оценка собственных поступков. Малыши, обладающие адекватным самопознанием, анализируют деятельность, объясняют причину неудачи. Стремятся выполнять совместную работу,
поддерживают друзей, проявляют дружелюбное отношение, легко контактируют с ребятами. Характерные черты детей, имеющих адекватное самоуважение:

  • ответственность;
  • способность высоко оценивать окружающих;
  • уверенность;
  • принципиальность;
  • отстаивание собственных интересов.

Особенности поведения при адекватной самооценке:

  • Дошкольники могут просить помощи взрослых в моменты затруднения, при этом сохраняя уверенность.
  • Дети способны адекватно оценивать собственное поведение, умеют принимать себя такими, какие они есть.
  • Допустив ошибку, склонны выбирать менее сложное задание. Получив положительный результат, стремятся достичь еще большего успеха.

Адекватная самооценка детей старшего дошкольного возраста появляется благодаря правильно выбранной модели воспитания. Правильно воспитывающие родители задумываются над поведением, когда рядом находится маленький член семьи. Благодарят его за проделанную работу, концентрируются на позитиве. Позволяют проявлять инициативу, поддерживают во время неудачи. Не ставят перед ним невыполнимых целей, вместо критики спокойно объясняют: некоторые вещи делать недопустимо. Чувствуя такое отношение, малыш обретает уверенность, начинает проявлять заинтересованность, успешно выполняет задания.

Как правильно хвалить и наказывать, чтобы сформировать адекватную самооценку

Как повысить самооценку ребенку? Таким вопросом озадачиваются любящие родители. Специалисты рекомендуют сделать похвалу и наказание важными элементами воспитательного процесса. Не надо бояться наказаний, так как при правильном подходе - это метод управления, способный подчинить, изменить мысли, поведение, образ жизни ребенка. Однако когда наказание становится способом самоутверждения родителя, результат воспитания оказывается нулевым. Использование таких неэффективных мер, как крик, агрессия, физическая сила, никак не помогут формированию адекватной самооценки. Это искажает представление крохи о нормальных взаимоотношениях между людьми. Что можно сделать, чтобы помочь ребенку поднять самооценку:

  1. Провести воспитательную беседу. Если карапуз сильно нашалил, лучше поговорить, создав спокойную обстановку. Такой подход заставит его понимать, анализировать поступки.
  2. Предложить исправить ситуацию самостоятельно. Если дошкольник сломал, испортил какую-то вещь, нужно дать ему возможность возместить ущерб. Исправление собственных ошибок - очень полезное средство для размышлений, принятия правильного решения.
  3. Позитивный настрой. Кроме исправления ситуации, взрослый должен побудить малыша совершать поступки с пользой. Например, убирая разбросанные вещи, можно улучшить вид комнаты, выполнить небольшую перестановку.
  4. Вместо постоянного крика, необходимо сформулировать четкие требования и следить за их выполнением.
  5. Если все же нужно наказать ребенка, нужно предупредить о наказании.
  6. Существуют более действенные способы убеждения дошкольника: вовлечение в интересные ситуации, внушение, игра, беседа. Применение подобных способов избавляет от необходимости наказывать.

  7. Использование похвалы является более эффективным методом воспитания. Многие семьи ошибочно считают: поощрения способны избаловать кроху. Чем чаще дошкольник слышит одобрение, тем реже его приходится наказывать. Хвалить нужно больше, применять наказание - меньше.

Важно! Психологи рекомендуют придерживаться схемы: один раз наказал - пять раз похвалил. Дети старшего дошкольного возраста легче воспринимают, усваивают позитивную информацию. Взрослея, начинают самостоятельно анализировать поведение, задумываться над правильностью поступков, избегать ситуаций, вызывающих недовольство родителей.

Способы правильного поощрения дошкольника:

  • хвалить нужно за стремление, попытку достижения определенного результата;
  • родители должны оценивать только поступки;
  • использовать небольшие вознаграждения для похвалы;
  • давать особо важные поручения, подчеркивая значимость, чада;

Как определить самооценку дошкольника

Диагностика самооценки помогает определить проблемы развития личности, самопознания детей старшего дошкольного возраста. Вовремя обнаруженные отклонения оценки от нормы легко корректируются. Методика «Лесенка» является известным способом диагностики типа самооценки дошкольника. Тест помогает выявить отношение к себе, а также определить, как, по его мнению, его оценивают окружающие. Такое тестирование вполне доступно и родителям. Его можно провести в игровой форме.

Для проведения теста потребуется лист бумаги, нарисованная лестница из семи ступеней, фигурка мальчика или девочки, карандаш. Нужно попросить детей расположить фигурку напротив той ступеньки, которую захотят выбрать. Ребятам нужно озвучить следующие условия :

  • первая ступенька - самые лучшие ребята;
  • вторую заняли хорошие ребята;
  • третью ни плохие, ни хорошие;
  • четвертую - больше плохие, чем хорошие;
  • пятую - плохие;
  • шестую - очень плохие;
  • седьмую заняли худшие ребята.

Выбранная ступенька будет являться показателем самооценки. Интерпретация результатов теста :

  1. первую - вторую ступеньку выбирают дети, обладающие завышенной самооценкой;
  2. третья ступенька говорит об адекватной самооценке;
  3. четвертая - шестая показывают заниженную оценку;
  4. седьмая - крайне заниженную.

Результаты методики помогают раскрыть детские внутренние проблемы, провести коррекцию самооценки, развить умение правильно оценивать собственную личность.

Для того чтобы дошкольник адекватно оценивал собственные способности, родители должны придерживаться следующих правил:

Адекватная самооценка играет важную роль в жизни человека. А для ребенка нет ничего хуже, чем заниженная оценка собственных возможностей и успехов. Семилетний возраст можно назвать переходным периодом. В семь лет дети прощаются с детским садом и идут учиться в школу, а от того, какова их самооценка, во многом зависит выстраивание отношений с одноклассниками и учителем.

Если ребенок трезво и правильно оценивает свои возможности и качества, то с учебой и общением у него проблем не возникнет. Формирование такого качества, как самооценка начинается еще в дошкольном возрасте, поэтому к семи годам она уже вполне сформирована. Если вы заметили, что ваш ребенок недооценивает себя, нужно срочно менять ситуацию.

Чем плоха заниженная самооценка в семь лет?

Если ребенок не уверен в себе, то он не чувствует себя комфортно. Особенно неуютно ему в новых условиях, каковыми и является обучение в школе. Он тревожится, всегда думает о худшем, боится быть обманутым, обиженным, переживает, что не сможет справиться с заданиями. В общении со сверстниками он также думает о плохом, не доверяет и не умеет дружить.

Выполнение домашнего задания превращается в пытку и для ребенка, и для родителей. Он заранее уверен, что задачи ему не по плечу, всегда настроен на неудачу. Дети с заниженной самооценкой не любят пробовать что-то новое, посещать кружки или секции, заниматься непривычными для себя видами деятельности. Сравнивая себя с другими детьми, они не видят своих положительных качеств, а отмечают лишь преимущества сверстников.

Таким образом, у ребенка формируется установка «Я плохо», «Я не могу» и т. д. В будущем это может очень сильно повлиять на его жизнь.

Приемы повышения самооценки у семилетнего ребенка

Семилетний ребенок – это уже достаточно взрослый человек, который понимает и осознает свои поступки. С ним можно разговаривать, обсуждать и достигать соглашения. На этом и основаны основные приемы, рекомендуемые психологами.

  • Дайте ребенку почувствовать себя взрослым. Во-первых, попросите у него совета в каком-либо деле. Это должна быть область, в которой он хоть немного разбирается, чтобы малыш не почувствовал неискренности. Например, если мальчик увлекается футболом, попросите его выбрать подходящий футбольный мяч в подарок папе. Главным правилом является необходимость последовать совету ребенка. Во-вторых, не нужно стеснять просить маленького человека о помощи. Девочка в семь лет вполне способна помочь папе помыть посуду после ужина, а мальчик – донести небольшую сумку с продуктами до дома вместо мамы.
  • Если ваш ребенок увлечен каким-либо видом деятельности, обязательно поощряйте это. Даже если вам не хочется, чтобы в будущем ваш ребенок стал художником, запишите его в художественную школу при наличии таланта. Если дочка имеет приятный голос и любит петь, отдайте ее в музыкальную школу для развития способностей.
  • В случае какой-либо неудачи поговорите с ребенком и постарайтесь выяснить, почему это случилось. Подробный анализ и разбор ситуации поможет ему в дальнейшем не совершать подобных ошибок.

Особенно хорошо эти приемы работают на примере матери и сына, так как здесь можно смоделировать намного больше ситуаций, где мальчик может проявить себя сильным и взрослым.

Важная роль похвалы

Похвала и поощрение успехов – самый быстрый способ добиться у ребенка повышения самооценки. Именно отсутствие адекватной оценки его действий и приводит к занижению самооценки у детей. Однако здесь главное не перестараться, хвалить тоже нужно уметь правильно.

Когда нельзя хвалить детей:

  • из жалости;
  • при желании произвести на ребенка хорошее впечатление;
  • не подлежат похвале его одежда, игрушки, вещи;
  • не нужно оценивать и хвалить внешность ребенка.

Ребенок очень внушаем. Нельзя кидаться фразами о том, что у него ничего не получится, что в будущем из него не вырастет талантливый хороший человек, что он не справится с каким-либо делом. Прямое внушение приводит к психологическому программированию дальнейшей жизни семилетки.

Похвала – это тоже внушение, но только позитивное. Каждый ребенок обладает своими талантами. Задача родителей – выявить их и развить. Поощряйте ребенка, когда он самовыражается в любом направлении, независимо от ваших пожеланий, и обязательно хвалите его за достигнутые успехи.

Если ваш ребенок одержал победу на соревнованиях, получил пятерку в школе или просто сделал красивую поделку, обязательно похвалите его и скажите, как вы им гордитесь. Гордость родителей – это лучший стимул для дальнейшего развития ребенка.

На успешность человеческой жизни, помимо объективных обстоятельств, влияет также уровень самооценки, которая начинает формироваться в дошкольном периоде под влиянием окружения ребенка, в первую очередь — родителей. Самооценка — это оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей.




Здоровая атмосфера в семье, стремление понять и поддержать ребенка, искреннее участие и сопереживание, чувство психологической защищенности — вот составляющие для формирования позитивной адекватной самооценки у ребенка.


Ребенок с завышенной самооценкой может считать, что он во всем прав. Он стремится к управлению другими детьми, видя их слабости, но не видя при этом своих собственных, часто перебивает, относится к другим свысока, всеми силами старается обратить на себя внимание. От ребенка с завышенной самооценкой можно услышать: "Я самый лучший". При завышенной самооценке дети часто агрессивны, принижают достижения других детей.


Если самооценка ребенка занижена . скорее всего, он тревожен, неуверен в собственных силах. Такой ребенок все время думает, что его обманут, обидят, недооценят, всегда ожидает худшего, выстраивает вокруг себя оборонительную стену недоверия. Он стремится к уединению, обидчив, нерешителен. Такие дети плохо адаптируются к новым условиям. При выполнении любого дела настроены на неудачу, находя непреодолимые препятствия. Дети с заниженной самооценкой зачастую отказываются от новых видов деятельности из-за страха не справиться, переоценивают достижения других детей и не придают значения собственным успехам.


Заниженная, негативная самооценка у ребенка крайне неблагоприятна для полноценного развития личности. У таких детей есть опасность формирования установки "Я плохой", "Я ничего не могу", "Я неудачник".


При адекватной самооценке ребенок создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания и любви. Он чувствует, что его ценят и уважают. Он верит в себя, хотя способен попросить о помощи, способен принимать решения, может признавать наличие ошибок в своей работе. Он ценит себя, а потому готов ценить и окружающих. У такого ребенка нет барьеров, мешающих ему испытывать разнообразные чувства к себе и окружающим. Он принимает себя и других такими, какие они есть.


Большое значение в формировании самооценки ребенка имеет заинтересованное отношение взрослого, одобрение, похвала, поддержка и поощрение — они стимулируют деятельность ребенка, формируют нравственные привычки поведения. Физиолог Д.В. Колесов отмечает: "Похвала для закрепления хорошей привычки имеет большую действенность, чем порицание для предотвращения плохой привычки. Похвала, вызывая положительное эмоциональное состояние, способствует подъему сил, энергии, усиливает стремление человека к общению, сотрудничеству с другими людьми. " . Если ребенок не получает своевременного одобрения в процессе деятельности, у него появляется чувство неуверенности.


Однако хвалить тоже надо правильно! Понимая, какое большое значение имеет похвала для ребенка, ею надо пользоваться очень умело. Владимир Леви, автор книги "Нестандартный ребенок" считает, что не надо хвалить ребенка в следующих случаях:


  1. За то, что достигнуто не своим трудом — физическим, умственным или душевным.

  2. Не подлежит похвале красота, здоровье. Все природные способности как таковые . включая и добрый нрав.

  3. Игрушки, вещи, одежда, случайная находка.

  4. Нельзя хвалить из жалости.

  5. Из желания понравиться.


  1. Важно помнить, что абсолютно все дети талантливы по-своему. Родителям следует внимательнее относиться к детям, чтобы отыскать талант, заложенный в ребенке, и развить его. Важно поощрять любое стремление ребенка к самовыражению и развитию . Ни в коем случае нельзя говорить ребенку, что ему не стать великим певцом, танцором и т.д. Подобными фразами вы не только отбиваете у ребенка стремление к чему-либо, но и лишаете его уверенности в себе, занижаете его самооценку, снижаете мотивацию.

  2. Обязательно хвалите детей за любые заслуги . за хорошие отметки в школе, за победу на спортивных соревнованиях, за красивый рисунок.

  3. Одним из приемов похвалы может быть аванс . или похвала за то, что будет. Одобрение заранее внушит малышу веру в себя, свои силы: "Ты это сможешь!". "Ты это почти умеешь!", "Ты обязательно справишься!", "Я в тебя верю!", "У тебя все получится!" и т.д. Похвала ребенка с утра — это аванс на весь долгий и трудный день.

Владимир Леви советует помнить о внушаемости ребенка. Если вы говорите: "Ничего из тебя никогда не выйдет!", "Ты неисправим, тебе одна дорога (в тюрьму, в милицию, в детдом и т.д.)" — то не удивляйтесь, если так оно и случится. Ведь это самое настоящее прямое внушение . и оно действует. Ребенок может поверить в ваши установки.


Приемы для повышения самооценки ребенка:

  1. Попросить совета как у равного или старшего. Обязательно при этом последуйте совету ребенка, даже если он далеко не лучший, так как воспитательный результат важнее любого другого.

  2. Попросите о помощи как у равного или старшего.

  3. Есть моменты, когда и всемогущему взрослому нужно побыть младшим — слабым, зависимым, беспомощным, беззащитным. от ребенка!

Уже в 5-7 лет этот прием, время от времени употребляемый, может дать чудодейственные результаты. И особенно с подростком, в отношениях "мать-сын" — если хотите воспитать настоящего мужчину.

Важную роль в формировании самооценки играет не только поощрение, но и наказание. Наказывая ребенка, следует придерживаться ряда рекомендаций.



  1. Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психологическому. Более того, наказание должно быть полезным.

  2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, — не наказывайте . Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки и нерешительны. Никакой "профилактики".

  3. За один раз — одно наказание . Наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу.

  4. Наказание — не за счет любви . Что бы ни случилось, не лишайте ребенка вашего тепла.

  5. Никогда не отнимайте вещи . подаренные вами или кем бы то ни было, — никогда!

  6. Можно отменить наказание . Даже если набезобразничает так, что хуже некуда, даже если только что накричал на вас, но при этом сегодня помог больному или защитил слабого. Не забудьте объяснить ребенку, почему вы так поступили.

  7. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Запоздалые наказания внушают ребенку прошлое, не дают стать другим.

  8. Наказан — прощен . Если инцидент исчерпан, старайтесь не вспоминать о "старых грехах". Не мешайте начинать жить сначала. Вспоминая прошлое, вы рискуете сформировать у малыша чувство "вечно виноватого".

  9. Без унижения . Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует в обратную сторону.

Приемы для нормализации завышенной самооценки ребенка:

  1. Учите ребенка прислушиваться к мнению окружающих людей.

  2. Спокойно относиться к критике, без агрессии.

  3. Учите уважать чувства и желания других детей, так как они так же важны, как и собственные чувства и желания.


  1. Если ребенок плохо себя чувствует или болеет.

  2. Когда ребенок ест, после сна, перед сном, во время игры, во время работы.

  3. Сразу после душевной или физической травмы.

  4. Когда ребенок не справляется со страхом, с невнимательностью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искренние старания. И во всех случаях, когда что-либо не получается.

  5. Когда внутренние мотивы поступка нам непонятны.

  6. Когда сами мы не в себе, когда устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам.


  • Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть ребенок поможет с уборкой, получит удовольствие от проделанной работы и заслуженную похвалу. Ставьте перед ребенком посильные задачи, чтобы он смог почувствовать себя умелым и полезным.

  • Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает.

  • Помните, что для формирования адекватной самооценки как похвала, так и наказание тоже должны быть адекватными.

  • Поощряйте в ребенке инициативу.

  • Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: "У мамы не получился пирог — ну, ничего, в следующий раз положим больше муки". Или: "Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!".

  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера или будет завтра).

  • Ругайте за конкретные поступки, а не в целом.

  • Помните, что отрицательная оценка — враг интереса и творчества.

  • Анализируйте вместе с малышом его неудачи, делая правильные выводы. Вы можете рассказать ему что-то на своем примере, так ребенок будет чувствовать атмосферу доверия, поймет, что вы ближе к нему.

  • Старайтесь принимать вашего ребенка таким, какой он есть.

Я предлагаю вам познакомиться с некоторыми играми, которые помогут определить тип самооценки вашего ребенка, а также сформировать и поддержать у него адекватный уровень самооценки.


Нарисуйте на листе бумаги или вырежьте лесенку из 10 ступенек. Теперь покажите ее ребенку и объясните, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие (злые, завистливые и т.д.) мальчики и девочки, на второй ступеньке — чуть получше, на третьей еще лучше и так далее. А вот на самой верхней ступеньке стоят самые-самые умные (хорошие, добрые) мальчики и девочки. Важно, чтобы ребенок правильно понял расположение на ступеньках, можно его об этом переспросить.


А теперь спросите: на какой ступеньке стоял бы он сам . Пусть нарисует себя на этой ступеньке или поставит куколку. Вот вы и выполнили задание, остается сделать выводы.


Внимание: у дошкольников самооценка считается завышенной, если малыш постоянно ставит себя на 10-ю ступеньку.


Можно предложить ребенку придумать себе имя, которое он

хотел бы иметь, или оставить свое. Спросите, почему ему не нравится или нравится его имя, почему бы он хотел, чтобы его называли по-другому. Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценке малыша. Ведь часто отказ от своего имени означает, что ребенок недоволен собой или хочет быть лучше, чем он есть сейчас.

Ребенку предлагаются ситуации, в которых он должен изображать самого себя. Ситуации могут быть разными, придуманными или взятыми из жизни. Прочие роли при разыгрывании выполняет один из родителей или другие дети. Иногда полезно меняться ролями. Примеры ситуаций:


  • Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился. Помоги ему успокоиться.

  • Мама принесла 3 апельсина, тебе и сестре (брату). Как ты поделишь их? Почему?

  • Ребята из твоей группы в детском саду играют в интересную игру, а ты опоздал, игра уже началась. Попроси, чтобы тебя приняли в игру. Что будешь делать, если дети не захотят принять тебя? (Эта игра поможет вашему ребенку освоить эффективные способы поведения и использовать их в реальной жизни.)

Старайтесь быть внимательнее к своим детям, поощряйте и хвалите их, проводите больше времени вместе, и вы поможете вашему малышу стать счастливее, наполните его жизнь яркими красками. Я в вас верю!



Многие женщины до конца не осознают, каким важным примером они являются для своих дочерей. Любая мама желает своей дочери самого лучшего, старается воспитать ее в любви к себе, но при этом совершенно забывает любить саму себя и, тем самым, подавать пример дочери. То, как мы воспринимаем свое тело, сильно влияет на то, как будут ощущать себя наши дети в этом плане в будущем. В новом видео Dove показал это наглядно: исследователи попросили пятерых мам написать по пунктам, что им не нравится в.


Психолог подростку Подростковый психолог – это квалифицированный специалист, который поможет справиться с переходным периодом личности подростка, что может вызывать сильную напряженность в семейном кругу. Ошибка родителей в том, что они не могут понять, что повышенный уровень гормонов, перемены в социальной роли ребенка, частые перемены психологического состояния приводят к взрыву эмоций. Подростковые психологи рекомендуют быть в такой период более сдержанными, проявить терпимость и.


Женские тренинги Хотите быть одновременно женственной и успешной? Желаете повысить женскую самооценку и полюбить себя? Мечтаете перестать быть "ломовой лошадью"и жить легко и радостно как прекрасная бабочка? Тогда Центр психологической помощи “Будь Собой” предлагает Вам пройти женские тренинги в Москве. Зачем нужны женские тренинги? "Быть хранительницей Любви и семейного очага" - вот истинная природная задача Женщины. Постижение "искусства любви", науки.


Консультация психолога - вчера, сегодня, завтра. Все знают о том, что самолечение может принести больше вреда, чем пользы. Но когда речь идет о такой тонкой материи, как душа, почему-то лишь немногие в сложной ситуации принимают верное решение - обратиться за помощью к специалисту. Вместе с тем неудачные попытки самостоятельно решить проблему очень часто усугубляют ситуацию и заводят ее в глухой угол, найти выход, из которого становится еще сложнее. Вместо того чтобы заниматься.


Путь к стабильному успеху, особенно в ситуации кризиса, как личного, так и общественного, – самооценка со знаком «плюс». Не со знаком «!», что означает неадекватность, а со спокойным «+». Я успешно завалила свои будущие достижения, недооценивая себя, в частном бизнесе и, наоборот, прорывалась в политике, когда была в себе уверена. Итак, эффективная самооценка – путь к успеху. Можете мне поверить, так как этот путь я прошла до конца, ощущая себя до 30 лет гадким утёнком и только после 40.


Как повысить самооценку ребенка? Подобным вопросом интерисуются совершенно разные родители, у которых часто есть дети совсем не схожие с ними по внутренним психическим свойствам. Для того, чтобы не ошибиться и найти как поднять самооценку именно вашему малышу, необходимо опредилить его векторальный набор с помощью системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Подробнее по ссылке: [ссылка-1]


Моя клиентка по шоппинг-сопровождению пришла на встречу с коляской и грустно сказала, как будто оправдываясь: «Вообще-то я совсем не так одеваюсь, я всегда выглядела как Шанель, вся подтянутая и модная. С иголочки… Но как в этом с ребёнком гулять, тем более в мороз? И вещи жалко, кругом грязь такая, какой смысл наряжаться? Для кого? Теперь мне все подруги говорят, что глядя на изменившуюся, когда-то стильную меня, им не очень хочется иметь детей»… На ней была детская шапочка, пуховик неясного.


Очень серьезный вопрос в воспитании ребенка – формирование здоровой самооценки малыша. Многие из нас нередко встречали очень талантливых людей, которые сдерживали свою деятельность и не развивались из-за низкой самооценки или неверия в себя. Такие люди занижают свои способности и настраивают себя на неудачу еще до того, как принимаются за работу. Чтобы избежать такого поведения у своих детей, необходимо с ранних лет развивать у ребенка положительную самооценку и чувство уверенности в себе.


Что еще можно сделать чтобы повысить ее самооценку и хоть немного ослабить ее реакцию на сверстников? 12.03.2013 20:08:15, ne Есть масса разных тренингов и психологических уловок для повышения популярности ребенка. Психологи этм неплохо владеют.


А мне кажется, что реакция на сверстников обусловлена "физико-химическими реакциями в организме конкретного индивида". И никак "снаружи" на это не повлияешь.


Мне кажется, вы немного торопите события. Пройдет время, ребенок немного «огрубеет» внутри, научится самозащищаться. Это правильно и естественно. Вспомните, как остры бывают 1-е любовные переживания. Не те, которые в 16, а те, какие в 11-13 лет происходят. Казалось бы – и нет там ничего конкретного (в смысле не с ребенком же на руках бросили), а какие мощные страдания?!


Что касается ваших примеров, то №1 вообще не катит. Абсолютное большинство 10-ти леток именно так и ведут себя, если не уверены в обновке. А уверены они могут только, если кто-то очень важный в их иерархии уже одобрил. Тогда остальные могут что угодно высказывать.


Насчет коротышки. Я думаю, вы свою собственную реакцию позиционируете на дочь. Если бы вы были внутри уверены, что маленький рост – это хорошо, то и проблемы бы не было, ИМХО. Правда, я все детство /юность переживала по поводу того, что слишком высокая (на самом деле ничего выдающегося -169см, а поди ж ты, как я страдала). Дети часто болезненно воспринимают свою особенность. И всегда могут найти повод, чтобы попереживать. Если рост средний, то может, нос слишком большой (маленький)? Или рот? Или уши? В общем, частей тела у нас много, есть простор фантазии.


Может быть это все жизненный опыт, ничего страшного? Похоже, что Вас это все задевает больше, Вы себя маленькую вспоминаете и переживаете заново свой негативный опыт, а дочка гораздо меньше переживает, а некие переживания это нормально. Все время неадекватнорадостной ходить и иметь в виду, что "я самая-самая, расступись!"?
Переключать на "свое", т.е. кто-то дразнит, но у тебя же есть подруга, круг общения, где доброжелательно относятся, это здорово. Важно иметь свои интересы, увлечения, круг общения, а везде и для всех быть "хорошей" не получится.
У нас хорошо идут такие фантазии: кто-то из взрослых и значимых тоже носит такую куртку (например, действительно носит или может надеть), и вот этот "эксперт" к нему со своим мнением подходит. Это смешно и все понятно.
Можно говорить, что мнение реальных экспертов важно, опыт людей, достигших успеха важен. Если есть своя область интересов, почему бы не учиться у знающих. Только эти достижения должны быть реально подкреплены, но опять же "на вкус и цвет. ".
Беседы в таком ключе.
С курткой (одеждой): перед покупкой обсуждать тенденции, выбирать, что хочется, но сразу говорить, что мода меняется, можно не угнаться. Базовые вещи - классика, аксессуары - по последней моде. Так проще соответствовать. Про женские секреты поговорить, как выглядеть модно, современно и уверенно. К стилисту может и не надо, но почитатать подобную литературу очень полезно, там и про свой стиль, свою цветовую гамму, что кому идет, что все разные, как подчеркнуть достоинтсва. Больше позитива и "что можешь ты", а не "они такие". В конце концов в этой школе самая красивая, а в другой? Критерии. Кто же самый-самый? Самоуверенность (Вы пишите, что хотите этого, а это же негативное качество) может вызывать отторжение, будут дразнить, дружить не будут.


По совету психолога хвалим и за те действия, которые воспринимаются нами как норма поведения ребенка и кажутся нам На самом деле какая-то прекрасная черта или поведение ребенка фактически остаются для него незамеченными, а могли бы повысить его самооценку.


Девочки,от всего сердца хочу поблагодарить вас за умные и полезные советы.
Я всё-всё прочитала.Всё приняла к сведению и уже начала действовать!
У меня вообще такое радостное чувство,как будто у меня начинается новая жизнь!))))
В который раз убеждаюсь,что конференция-это средоточие ума,опыта,доброты и сострадания!И все благодаря замечательным девочкам,мамам наших непростых детей.
Люблю вас!Всем огромное спасибо!

Ребенок, который уверен в себе, многого достигает в жизни. Очень важно привить ребенку некоторые качества, которые помогут ему выжить в этом сложном мире, где конкуренция на рынке специалистов очень высока. Важно не заставить ребенка выучить то или иное правило, нужно его объяснить, чтобы малыш понял суть. Важно не зубрить то, что задают в школе, а учиться самостоятельно искать информацию, отвечать на возникшие вопросы, нужно научить ребенка самообразованию. Но главнее всего привить малышу чувство уважения к себе, веру в свои силы, понятие, что малыш может сделать что-то лучше всех.

Существует два вида воспитания и родители, как правило, редко ищут золотую середину. Если вы будете постоянно ребенка одергивать, говорить, что у него ничего не получится, выполнять за него всю работу, то малыш рано или поздно поверит в ваши слова. Он поймет, что у него действительно ничего не получится, особенно если это не удалось с первого раза. А если мама терпеливо предлагает ребенку повторить попытку в чем-то важном, ребенок вырастет, и во взрослой жизни его не будут пугать неудачи, он будет стремиться к цели снова и снова. В этой статье поговорим о самооценке — каким образом она закладывается, как вовремя распознать низкую самооценку ребенка и что с этим делать.

Почему у ребенка низкая самооценка

Самооценка очень важна в жизни человека, и не только на его профессиональном поприще. Ребенок, который долюблен своими родителями, будет адекватно оценивать свою внешность, ценить свое здоровье, достоинство и честь. Такая девочка в будущем никогда не позволит себя ударить в семье, мальчик не допустит унижения. Взращивая в ребенке высокую самооценку, вы помогаете выбирать в жизни только лучшее, начиная от профессии, заканчивая статусом жизни. Вы учите малыша не довольствоваться малым, достигать большего. Но в некоторых случаях мы сами, собственными руками и словами снижаем самооценку ребенка ниже плинтуса. Вот несколько типичных ошибок родителей, которые делают малыша неуверенным в себе и своих силах.

  1. «Ты не сможешь!». Совсем неправильно, если мама пытается всегда все сделать за ребенка. Если она открывает ему сок, боясь, что малыш прольется, делает за него домашнее задание, опасаясь за правильность его выполнения, подавляет все стремления самостоятельности. Нужно понять, что ребенок растет, и мама не всегда сможет быть рядом. Придет момент, когда малышу придется двигаться вперед самому. И для этого он должен иметь опыт – открывания сока, выполнения домашних заданий, выбора профессии и т.д.
  2. «А Петя лучше!». Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми – соседом, одноклассником или старшим братом. Все дети индивидуальные, кто-то преуспевает в физическом развитии, кто-то успешен в учебе, ну а кто-то просто хорошо рисует. Когда вы говорите – «А вот Маша за контрольную по математике пятерку получила, а ты, как обычно, тройку принес», вы унижаете ребенка. Да, тройка за контрольную работу неприятна, но ведь это не конец света. Может быть, ваш сын или дочь станет великим художником, зачем вообще эта математика нужна? Ваша задача не достичь высоких отметок, а помочь малышу выбрать направление в жизни, подтолкнуть его при необходимости, дать ему возможность выбора. И в этом родительском предназначении нет никакого сравнения с другими детьми.
  3. «Ты ужасный ребенок!». Еще одна частая и распространенная ошибка – это порицание не поступка, а личности. Вы знаете, как израильские мамы относятся к своим детям? Они говорят своим чадам, что они самые умные, красивые и успешные. Они не говорят ребенку «Ты плохой», они говорят «Как ты, такой хороший, мог совершить такой плохой поступок?». Может быть, поэтому среди евреев очень много успешных врачей, адвокатов, предпринимателей?
  4. «Сиди и не высовывайся – будь как все!». Самооценка у ребенка может падать, если малышу рекомендуют модель поведения, которая была передана нам от родителей, бабушек и дедушек. Можно сказать, что это пережиток советских времен, когда все были едины, и выделяться из толпы было ошибкой. Сегодня время сильных, инициативных и амбициозных. Не пресекайте на корню желания и стремления вашего ребенка. Если мальчику нравится танцевать бальные танцы, не противьтесь его природе, возможно, он станет чемпионом в этом виде спорта? Верьте в своего ребенка, поощряйте его активность в общественной и личной жизни.
  5. Равнодушие. Как часто малыш что-то пытается сделать сам, а мама в суете рабочих будней не замечает нарисованного портрета или говорит мимолетное «Молодец». Вы должны ценить старания ребенка, проявлять к его таланту интерес, поддерживать малыша. Ведь вы – его главный зритель и слушатель. Если мама остается равнодушной, стремления ребенка быстро угасают.
  6. Придирки к внешности. Бывает так, что самооценка у ребенка может рухнуть в один момент, если вы пройдетесь по внешности ребенка. Ведь родители – главные люди в жизни ребенка, их слова воспринимаются беспрекословной правдой. Не говорите дочке – «Ты потолстела, тебе надо меньше есть», а скажите «Я купила два абонемента в спортзал, давай ходить вместе?». Замечания родителей по поводу внешности нередко перерастают в серьезные комплексы, которые переходят во взрослую жизнь.
  7. Излишняя строгость. Если ребенка наказывают по любому поводу из-за малейшей ошибки и оплошности, чадо лишний раз просто побоится сделать лишний шаг, чтобы не допустить очередную ошибку. Из таких детей вырастают неуверенные в себе взрослые.

Некоторые родители, не реализовав себя в прошлом, пытаются «отыграться» на детях. Мама, так и не став уверенной бизнесвумен, старается вырастить такого человека из дочери, активно отдавая ее на уроки экономики и бизнес-планирования. Важно понимать, что ребенок – это не Вы, у него совсем другие таланты и предпочтения. И дочка получает гораздо больше удовольствия от танцев в балете. В конечном итоге, не позволив своему чаду заняться любимым делом, вы можете добиться плачевного результата. Девочка не сможет заниматься бизнесом, потому что не любит предпринимательство и ничего в нем не смыслит. И мечта танцевать на сцене Большого так и останется мечтой, потому что мама вовремя не придала значение желаниям девочки и не отдала ребенка учиться в этом направлении. В итоге – неустроенный человек с поломанными крыльями. Понятно, что родители не желают ребенку зла, однако старайтесь в своих амбициях все-таки прислушаться к желаниям маленького человека.

Вот несколько простых советов, которые помогут вам повысить самооценку у дочери или сына.

Хвалите ребенка! Но не за красивую фигуру или модный портфель, а за поступки. Получил хорошую оценку, перевел бабушку через дорогу, помог другу, заступился за сестренку – все это достойно вашего внимания.

  1. Делитесь мыслями. Чтобы малыш почувствовал себя значимым и взрослым, нужно советоваться с ним – о маршруте поездки, о подарках, которые вы повезете бабушке и т.д. Спросите у ребенка мнения в том или ином вопросе. И пусть ответ очевиден, дайте чаду самому принять решение. Ну и, конечно, следуйте этому решению, иначе значимость детского мнения будет потеряна.
  2. Просите о помощи. Перестаньте говорить себе, что малыш еще мал и ничего не умеет. Поверьте, ребенок в 7 лет спокойно может помыть посуду или пришить пуговицу, а в 12 – приготовить что-то простое на ужин. Просто доверьтесь и поймите, что ребенок растет, он уже многое умеет, дайте малышу продемонстрировать свои способности.
  3. Отдайте на спорт. Многие мамы мальчиков жалуются на то, что их сын не может постоять за себя. Не стоит растить из ребенка агрессора, но вот учить дать отпор все-таки стоит. Для этого отдайте ребенка на любой вид спорта, лучше в единоборства. У малыша повысится самооценка, он поймет, что может многое. Однако в этом случае нужно четко объяснить ребенку, что в обычной жизни не стоит демонстрировать свою силу и, тем более, бить первым.
  4. Переживайте неудачи вместе. Многие дети очень болезненно воспринимают проигрыши и неудачи. Важно объяснить ребенку, что без них невозможно побед. Что любое достижение складывается из множества попыток и расколов. Этим вы учите ребенка быть уверенным в своих силах, достигать цели, даже если предыдущие попытки были неудачными.
  5. Внушайте ребенку, что он умный и талантливый. Отправляя чадо в школу, говорите ему, что у него все получится, он получит за диктант пятерку и обязательно сдаст все нормативы по физкультуре. Дети на ментальном уровне улавливают установки, данные родителями. И если вы говорите «Ты такой же неудачник, как твой отец» и «у тебя ничего не получится», не удивляйтесь, что произойдет именно так, как вы сказали.
  6. Верьте в ребенка. Дети очень тонко чувствуют правду и ложь. Верьте в своего ребенка на соревнованиях, даже если вам кажется, что он слабее остальных. Скажите малышу, что сила – не главный его козырь, но у него есть ловкость и выносливость, это обязательно принесет победу. Искренне верьте в своего ребенка, и он сможет поверить в себя сам.
  7. Помогайте с умом. Не нужно подсказывать ребенку правильное решение задачи, как и оставлять его наедине со всеми заданиями. Важно найти золотую середину и придерживаться правила – помогать, только если ребенок просит. Дайте сыну возможность самостоятельно решить задачу по физике или какую-то проблему в жизни. Вмешивайтесь только в том случае, если вас об этом попросили.
  8. Поговорите о внешности. Во многих случаях самооценка ребенка страдает из-за недостатков во внешности. Нередко это перерастает в серьезный комплекс, который переходит во взрослую жизнь. Поговорите с ребенком по душам – что его беспокоит, возможно, его даже дразнят сверстники за какой-то недостаток. Помогите своему ребенку исправить ситуацию, если это возможно. Кривые зубы можно выровнять, поставив брекеты, торчащие ушки у девочки можно спрятать за длинными прическами, очки заменить контактными линзами, а лишний вес исправить правильным питанием и занятиями спортом. Если же малыша беспокоит то, что исправить нельзя, помогите его полюбить себя в любом виде. Убедите мальчика, что низкий рост – не проблема, все обаятельные голливудские актеры имеют рост ниже среднего. Скажите девочке-подростку, что маленькая грудь – это не самая большая трагедия в жизни, наоборот, фигура с маленькой грудью смотрится аккуратно и точено. К тому же, она не обвиснет к старости! Ищите положительные качества, убеждайте ребенка в том, что он действительно красив, даже с некоторыми своими особенностями.

Эти простые советы помогут вам вырастить уверенного в себе и своих силах ребенка.

Хвалите, но не переборщите!

В погоне за сильным и волевым характером ребенка можно по ошибке вырастить самовлюбленного нарцисса, который считает, что он лучше всех. Не переборщите и не допустите этого. Несмотря на то, что вы хвалите ребенка за его поступки, нужно ставить его на одну ступень с другими детьми. Если ребенок находится в коллективе, не стоит выделять его и разрешать то, что запрещено другим деткам. Можно делать ребенку комплименты, но похвала за внешность не должна быть слишком частой. Ребенок должен четко знать границы дозволенного – что допустимо, а за что могут и наказать.

Ребенок должен понимать, что он – не центр вселенной и даже не глава семьи. Он ребенок, а значит, должен прислушиваться к мнению взрослых. В идеале, малыш не должен воспитываться в семье один, иначе признаки эгоизма выкорчевать из сложившейся личности будет довольно сложно. Научите ребенка уважать других людей и их потребности. Объясните дочери или сыну, что к людям нужно относиться так, как бы он хотел, чтобы относились к нему.

Самооценка ребенка закладывается в семье. И от этого зависит будущая жизнь человека, в которой он будет сталкиваться с большим количеством людей и ситуаций. В наших силах подготовить чадо к внешнему миру, убедить его в своей значимости и ценности. Большинство успешных людей достигли высот только потому, что они не знали, что это невозможно. Любите своего ребенка, прислушивайтесь к нему, подарите ему крылья и дайте возможность быть самостоятельным. И тогда он засияет всеми гранями, как большой сверкающий бриллиант!

Видео: как повысить самооценку ребенка

Насколько успешно будет осуществляться становление ребёнка как личности и его успешность во взрослой жизни - зависит от уровня самооценки. На формирование самооценки детей влияют разные факторы, основную роль среди которых играет отношение родителей к ребёнку и его кружение. Как повысить самооценку ребёнку - вы узнаете из нашей статьи.

Формирование у детей разного возраста адекватной самооценки

Самооценка - это то, как личность оценивает себя: свои возможности, свойства характера, поступки, как определяет себе место среди других людей. Для ребёнка самооценка очень важна, ведь она - основа формирования личности. Адекватная самооценка (когда ребёнок объективно воспринимает свои достоинства и недостатки) - это первый уверенный шаг в общество и успешную жизнь. А ведь главное желание родителей - чтобы их ребёнок вырос счастливым и успешным, не правда ли?

Однако далеко не каждая мама или папа знают, как воспитать ребёнка с адекватной самооценкой. Посмотрим, какие особенности формирования самооценки у детей разного возраста.

Задача родителей дошкольников - сформировать хорошую, высокую самооценку.

Самооценка дошкольников обычно слегка завышена. Это считается абсолютно нормальным, так как малыш только ещё учится оценивать себя. Задача родителей дошкольников - сформировать хорошую, высокую самооценку, проявляющуюся в уверенности в своих силах, открытости, коммуникабельности. Как это сделать:

  • тактично и корректно высказывать замечания, избегая частицы «не» (например, не «у тебя не получилось…», а «у тебя получилось, но…»
  • создавать для ребёнка ситуации, в которых он сможет достичь успеха: задания в соответствии с возрастом ребёнка.

«Низкую самооценку, появившуюся у ребёнка ещё в дошкольном возрасте, впоследствии сложно поднять».

Самооценка детей младшего школьного возраста становится более адекватной. Обучаясь, дети по-другому смотрят на свои качества, стараясь их оценить правильно (обычно это происходит на втором году обучения в школе). В третьем классе может появиться даже заниженная самооценка, но чаще всего у учеников начальной школы наблюдается неустойчивая самооценка. Дети начинают критически относиться к себе, отыскивают свои слабые стороны, видят в себе только плохое. А формируется самооценка под влиянием оценок, которые дают педагоги, родители и одноклассники ребёнка в ходе учебно-воспитательного процесса. Поэтому взрослым нужно ощущать ответственность за то, какие оценки и характеристики они дают детям младшего школьного возраста, ведь в этом возрасте одарённому ребёнку легко навесить ярлык неудачника, и наоборот, легко вселить излишнюю уверенность ребёнку, у которого недостаточно для этого оснований.

Самооценка детей среднего школьного возраста характеризуется умением адекватно оценивать себя: успехи, поражения, качества характера. Мнение родителей и учителей отодвигается на задний план, уступая мнению сверстников. Больше всего ученика этого возраста беспокоят вовсе не оценки, а коммуникативные качества, взаимоотношения с одноклассниками. Задача родителей здесь - помочь ребёнку познать себя, создав условия для раскрытия его талантов и сильных сторон характера. Важно также поддержать интерес подростка к учёбе. Помните, что жёсткий контроль снизит самооценку школьника. Нужно позволить ребёнку самому контролировать свой образ мышления и поведения.

Самооценка старшеклассников неустойчива. Старшие школьники становятся чрезмерно ранимыми и чувствительными к критике. Они заняты поиском себя, многие из них недовольны внешностью, у некоторых из них есть романтические переживания, что может стать причины снижения самооценки. Здесь важно родителям выдержать определённый такт и объяснить сыну или дочери, что излишняя самокритика пойдёт только во вред. Подростка лучше не сравнивать со сверстниками, а поддержать на пути становления и самовыражения.

Старшие школьники чрезмерно ранимы и чувствительны

«Совет. Осторожнее с критикой: она в любом возрасте может обратить ваши лучшие побуждения в трагедию для ребёнка. Помните также, что излишняя похвала может стать причиной завышенной самооценки. Во всём важен баланс».

Если хвалить, то правильно

Поощрение и похвала играют значимую роль в повышении самооценки ребёнка. Учёными замечено, что если ребёнка не одобряют в процессе позитивной деятельности, но его оценка существенно понимается, способствуя появления чувства неуверенности. Но и хвалить нужно уметь.

Психологи выделили сферы деятельности, в которых не стоит хвалить ребёнка:

  • за всё, что сделано не своими силами
  • за красоту, здоровье, доброту – это природные способности
  • за игрушки, предметы, одежду или в случае находки
  • из жалости
  • из стремления понравиться.

За что же стоит хвалить и поощрять ребёнка?

  1. За стремление развивать какой-либо природный талант, развиваться, самовыражаться.
  2. За детские заслуги: хорошие отметки, победу на турнире, успехи в творчестве.

«Совет. Повышению самооценки будет способствовать обещание похвалы (одобрения) с помощью правильно подобранной фразы: «Я верю в тебя», «Уверена, у тебя всё замечательно получится», «Ты справишься», «Тебе это под силу» Не транслируйте негативных установок, в которые легко может поверить ребёнок».

Определённые приёмы могут повысить самооценку вашего ребёнка

Вот что советуют психологи родителям для повышения самооценки ребёнка:

  1. Спросите у ребёнка совет. Отнеситесь к ребёнку как к равному, последуйте его совету, даже если он далеко не лучший – это придаст уверенности ребёнку и ощущения значимости.
  2. Попросите помощи у ребёнка.
  3. Чувствуйте моменты, когда взрослому можно побыть слабым – в воспитательных целях.

Отметим, что завышенная самооценка ребёнка – тоже проблема. Преодолеть её можно, если научите ребёнка:

  • прислушиваться к мнению окружающих
  • спокойно воспринимать критику в свой адрес
  • уважать чувства других детей, их желания.

Тесты и игры

Хотите выяснить тип самооценки вашего ребёнка? Воспользуйтесь тестом «Лесенка». Его можно применять для диагностики детей с 3-х лет.

Тест «Лесенка». Нужно нарисовать на бумаге лесенку из 10 ступенек. Покажите её ребёнку и объясните, что внизу стоят самые неудачливые, завистливые, сердитые, плаксивые дети, на ступеньке повыше - чуть получше, не третьей ступеньке - ещё немного лучше и т. д. А на самом верху стоят самые-самые лучшие ребята: умные, весёлые, талантливые, добрые девочки и мальчики. Уточните, понял ли ребёнок расположение ступеней. После этого спросите: на какую ступеньку он сам себя поставит? Пусть малыш отметит ступеньку, сделав символический рисунок себя. Теперь можно делать выводы.

Если ребёнок себя поставил на первую, вторую или третью ступеньку - у него явно заниженная самооценка. Размещение от 4-й до 7-й ступеньки говорит о средней (то есть адекватной) самооценке. А если ваш ребёнок стоит на восьмой, девятой или десятой ступеньке - то это свидетельствует о завышенной самооценке.

Помогите ребёнку овладеть эффективными коммуникативными техниками, правильными поведенческими реакциями, которые можно будет использовать в настоящей жизни.

Для коррекции и поддержания адекватного уровня самооценки ребёнка создана специальная игра «Ситуации».

Игра «Ситуации». Опишите ребёнку несколько ситуаций, которые он должен соотнести со своим поведением. Роли других персонажей возьмите на себя. Например:

  • Ты принимал участие в спортивных соревнованиях и победил, а твой друг оказался в конце списка. Он очень огорчился. Как ты его будешь успокаивать?
  • Папа принёс 3 яблока: тебе и брату (сестре). Как будешь делить? Почему?
  • Ребята во дворе играют в увлекательную игру, а ты немного опоздал на неё. Попроси, чтобы тебя взяли в игру. Как поступишь, если тебя не примут?

Эта игра помогает овладеть эффективными коммуникативными техниками, правильными поведенческими реакциями, которые можно будет использовать в настоящей жизни.

Старайтесь сформировать у ребёнка адекватную самооценку

  1. Не ограждайте ребёнка от ежедневных дел и обязанностей, не решайте за него все проблемы, однако и не перегружайте его. Пусть он примет участие в уборке, получит удовлетворение от труда и заслуженную похвалу. Старайтесь ставить перед ребёнком такие задачи, которые ему под силу: он должен почувствовать себя ловким, умелым и приносящим пользу.
  2. Не перехваливайте ребёнка, но и не забывайте поощрять, если он это заслужил.
  3. Подбирайте адекватные виды похвалы и наказания, тогда и самооценка ребёнка будет адекватной.
  4. Поддерживайте инициативу ребёнка.
  5. Демонстрируйте сами пример адекватного поведения в случае успехов и неудач.
  6. Не нужно сравнивать своего ребёнка с другими детьми. Лучше сравнить его с самим собой: какой он был сегодня, и какой он будет завтра.
  7. Наказывайте и ругайте ребёнка конкретно за какой-то поступок, а не в целом.
  8. Знайте, что негативная оценка плохо влияет на интерес и творческие успехи.
  9. Ведите доверительные беседы с ребёнком, анализируя его поступки.
  10. Любите своего ребёнка таким, какой он есть.

Будьте внимательны к своему ребёнку: ваша любовь и интуиция подскажут, как правильно сформировать характер ребёнка и поднять, в случае необходимости, его самооценку. Поощряйте положительное поведение ребёнка, хвалите за успехи и вскоре увидите, как уверенно он пойдёт по жизни.