Куклы современных мастеров. Самые красивые куклы в мире Кукла авторской работы известных дизайнеров

Куклы – любимицы многих девочек, это не просто игрушка, а скорее первый маленький друг, которому малышка доверит первые секреты, за которым она будет ухаживать и о ком заботиться. В последнее время все реже на рынке можно увидеть действительно красивую куклу, в основном там представлен ширпотреб или ставшие традиционными Барби или Синди. Качественные и действительно красивые изделия изготавливают на заказ. Глядя на кукол, невольно начинаешь понимать, почему раньше их использовали в качестве украшения интерьера.

Один из ярчайших образцов мастерства кукольников – это работы норвежской художницы Сиссель Скилле. Глядя на ее творчество, невозможно представить, что у этой женщины нет художественного образования. Она говорит, что на создание кукол ее вдохновляют маленькие дети.

Будучи ребенком, Сиссель мечтала, что будет коллекционировать кукол, но ее мечта исполнилась лишь к 35 годам – она стала мастером, которому под силу изготовить любой шедевр. Она экспериментирует со стилями, материалами, чаще всего художница создает кукол из цернита – мягкого материала, похожего на воск, из него она делает голову, ножки и ручки, тело же пластиковое. Глаза выполняются из стекла, а волосы – натуральные, все костюмчики создает Сиссель вместе со своей мамой. Каждая кукла – индивидуальна, это детище мастерицы, которым она очень дорожит. В течение года Сиссель изготавливает не более 10 кукол.

Норвежская художница Ким Ван де Ветеринг также изготавливает авторские куклы.

Она начала создавать свою коллекцию более 10 лет, зачастую она делает удивительных младенцев разного возраста, миниатюрных, но неимоверно очаровательных.

Победительница конкурсов, профессиональная художница делает очень кропотливую работу, ее куклами хочется любоваться, настолько живыми они кажутся.

Интересные шедевры можно изготавливать и их менее дорогостоящих материалов. Русская мастерица Лидия Каламбет знает в этом толк, она даже дает мастер-классы, изготовление одной куклы в умелых руках занимает 1,5-2 часа.

Глядя на эти яркие, забавные игрушки поневоле сомневаешься в том, что они изготовлены из капроновых или шерстяных колготок, вышедших из употребления. Сшить подходящий наряд, сформировать голову и тело куклы, а затем раскрасить его – работа не из легких, но результат того стоит.

Невероятно живые и красивые куклы создает Олина Вентцель – одна из самых известных художников-кукольников в России. Ее шедевры пользуются успехом не только на территории нашей страны, но и за границей. Долгое время Олина работала художником-постановщиком в киностудиях и театрах, изучила историю и стала создавать коллекционных кукол из фарфора.

Ее красавицы-куклы в исторических костюмах выглядят неотразимо, выставки Олины Вентцель проходят в музеях страны и зарубежья, коллекция побывала в Амстердаме, Нью-Йорке, Париже, Венеции и прочих крупных городах. При желании можно и приобрести фарфоровую куклу Олины, но обойдется это удовольствие недешево, ведь мастер использует тончайшие кружева, антикварные ткани, фурнитуру, вручную расписывает каждый участок тела куклы.

Швейцарская мастерица с итальянскими корнями Анжела Суттер также создает свой маленький кукольный мир. Она долгие годы искала свой стиль, зато сейчас ее куклы пользуются огромной популярностью у коллекционеров. Куклы большие, примерно 60-70 сантиметров, роспись лиц выполняется вручную, волосы – настоящие, глаза делаются из стекла. Несмотря на то, что лица кукол похожи, они получаются индивидуальными. Различные волосы, глаза, эксперименты с одеждой делают каждое изделие неповторимым.

Есть и куклы, наряженные в одежду разных народов мира. Анжела старается сделать кукол красивыми, но в то же время, чтобы в их образе присутствовала несколько детская небрежность, дабы подчеркнуть, что это не просто безликие существа. Стоимость кукол – около 2000 долларов, Анжела изготавливает не так много кукол, поэтому коллекционеры выстраиваются в очередь.

Фарфоровые и виниловые куклы Дианы Эффнер не менее эффектны, мастерица уже давно открыла собственные курсы по изготовлению шедевров, ее ученики тоже признанные мастера изготавливают удивительно красивые игрушки.

Диана Эффнер начала изготавливать первых кукол, когда работала воспитателем в сиротском приюте в штате Миссури. Увлечение переросло в хобби, а затем и в средство существования. Диана десять лет изучала секреты мастерства, дизайна, скульптуры, технологии, после чего ее куклы стали признанными шедеврами. Она не стала делать тайны из своего творчества и открыла мастерскую, где рассказывает о материалах, рецептурах и специфике изготовления фарфоровых коллекционных кукол, которые уже давно стали любовью ее жизни.

Кукинова, русский мастер, она одна из первых решила возродить художественных кукол. Ее произведения занимают достойное место на полках коллекционеров. Фарфоровые портретные и сувенирные куклы выполнены с высочайшей точностью и удивительно реалистичны.

В качестве одежды мастер выбрала одежду 18-19 века, которую тоже воспроизводит с высокой исторической точностью. Многие куклы выполнены в единственном экземпляре, есть и лимитированные тиражи – от 3 до 150 штук. Также мастер изготавливает глиняных и тряпичных кукол, но с красотой точеного фарфора не может сравниться ничто.

Конечно, мастеров, изготавливающих красивейших кукол, в мире очень много. Есть даже такая услуга как создание куклы по фотографии или портрету, стоит такая радость недешево, но это действительно индивидуальный и очень необычный подарок!

Открывается набор в Академию искусства художественной куклы!

Новый проект призван вывести профессию художника-кукольника на новый уровень.

Программа включает теорию изобразительного искусства, уникальные авторские курсы по различным технологиям, мастер-классы, семинары, экскурсии.

Наши преподаватели - ведущие художники-кукольники России, известные скульпторы, живописцы, искусствоведы, дизайнеры, галеристы, психологи.

Уникальностью обучения является система именных творческих мастерских, лично курируемых известными художниками.

Наши выпускники овладеют основными технологиями кукольного мастерства, получат базовые знания по теории искусства и возможность под руководством профессиональных мастеров определить и сформировать свой неповторимый стиль в искусстве художественной куклы.

Программа:

Теоретическая часть:

История куклы

(А. Журавлев - доктор биологических наук, И. Морозов - доктор филологических наук, Т. Вархотов - доцент кафедры философии и методологии науки)

– 18 часов

История западно-европейского искусства

(А. Худякова - член-корреспондент Российской Академии Художеств (РАХ), куратор проекта DOLLART.RU, художник, член Творческого Союза художников России (ТСХР)) - 54 часа

История русского искусства

(З. Кленина, искусствовед) - 24 часа

История советского искусства (З.Кленина, искусствовед) - 20 часов

История материальной культуры в образах и костюме

(С.Румянцева, художник, председатель Секции Художественной Куклы ТСХР) - 44 часа

Новейшая история российской современной художественной куклы

(Н.Победина, художник, председатель Ассоциации Художников-кукольников Московского Союза Художников (МСХ)) - 4 часа

Литературный сюжет в искусстве. Мифы, легенды, литература

(А. Худякова - член-корреспондент Российской Академии Художеств (РАХ), куратор проекта DOLLART.RU, художник, член Творческого Союза художников России (ТСХР)) - 22 часа

История игрушки

(С.Романов, художник, коллекционер) - 8 часов

Этника и фольклор в современной культуре

(Н. Величко, художник, искусствовед) - 8 часов

Интуитивное творчество

(И.Андреева, художник) - 4 часа

Новейшая история зарубежной современной куклы

(И. Народицкая, мастер художественной куклы, член Московского Союза Художников (МСХ), член Национального института американских художников-кукольников (NIADA)) - 4 часа

Свобода творческого самовыражения

(И.Шитуева, психолог) - 2 часа

Роль взаимодействия галереи и художника в контексте развития искусства

(Е. Громова, галерист; К. Худяков, заслуженный художник РФ, действительный член РАХ, председатель ТСХР) - 4 часа

Япония далекая и близкая

(Е.Маньшавина, художник, член МСХ) - 8 часов

Роль детали в искусстве

(Э. Райторовская, художник, член МСХ и ТСХР) - 8 часов

Итого 232 акад.часа

Практическая часть

Скульптура

(В.Селиванов, скульптор, дипломант и стипендиат Союза художников России) - 32 часа

Рисунок

(А.Колпакова, художник, доцент кафедры рисунка и живописи Московского Государственного Университета Дизайна и Технологии) - 12 часов

Живопись

(Т. Булгакова, художник)) - 12 часов

Цветоведение

(А.Колпакова, художник, доцент кафедры рисунка и живописи Московского Государственного Университета Дизайна и Технологии) - 24 часов

Стили декоративно-прикладного искусства

(Н.Величко, художник, искусствовед) - 20 часов

Технология изготовления куклы из папье-маше

(Н.Лопусова-Томская, художник, член МСХ, ТСХР) - 20 часов

Технология изготовления куклы из фарфора и флюмо

(С.Никульшина, художник, член ТСХР) - 16 часов

Технология изготовления куклы из запекаемых полимерных масс (И.Качарава, художник) - 16 час.

Технология изготовления куклы из самотвердевающих масс

(Л.Лукьянчук, художник, член ТСХР) - 16 часов

Технология изготовления куклы из дерева

(Ю.Петракова, художник) - 8 часов

Технология изготовления куклы из текстиля

(М.Торочешникова, художник, член МСХ) - 8 часов

Роспись лица куклы

(А.Кукинова, художник, член МСХ, член ТСХР) - 12 часов

Костюм и аксессуары для куклы

(С.Никульшина, художник,член ТСХР) - 8 часов

Конструирование костюма

(Н. Победина, художник, председатель Ассоциации Художников-кукольников Московского Союза Художников (МСХ)) - 8 часов

Создание куклы в японском стиле

(Е.Маньшавина, художник, член МСХ)- 8 часов

Итого 220 акад.часов

Экскурссии (С. Румянцева, З. Кленина, В. Селиванов) - 12 акад.часов

Дипломное проектирвание (А. Худякова, Н. Победина, Н. Лопусова -Томская, С. Румянцева,

И. Народицкая) - 40 акад.часов

Факультативы:

1.Анатомический рисунок

(В. Селиванов, скульптор, дипломант и стипендиат Союза художников России -12 часов

2.Колористическое крашение ткани (А. Колпакова, художник, доцент кафедры рисунка и живописи Московского Государственного Университета Дизайна и Технологии) - 12 часов

3.Изготовление ватной игрушки

(С. Романов, художник, коллекционер) - 8 часов

4.Изготовление елочной ретро-игрушки

(Е. Маньшавина, художник, член МСХ) - 8 часов

5.Технология костюма

(С.Румянцева, художник, председатель Секции Художественной куклы) - 12 часов

6.Графический дизайн. Информационные технологии.

(В.Андрианов, графический дизайнер) - 12 часов

7.Фотография

(А.Тельпуховская, профессиональный фотограф) - 12 часов

8.Психологические тренинги (И.Шитуева, психолог) - 12 часов

Попечительский совет:

Худяков К.В. - заслуженный художник Российской Федерации, действительный член Российской Академии Художеств (РАХ), председатель Творческого Союза художников России (ТСХР)

Громова Е.М. - галерист

Рудковская А.А. - коллекционер

Андреева Т.Б. - коллекционер

Румянцева С. М - председатель Секции Художественной куклы

Худякова А.К. - член-корреспондент Российской Академии Художеств (РАХ), куратор проекта DOLLART.RU

Творческого Союза художников России (ТСХР)

Победина Н. С. - председатель Ассоциации Художников-кукольников Московского Союза Художников (МСХ)

Российский художник и скульптор Михаил Зайков относится к людям, которых природа щедро одарила талантом. Достаточно взглянуть на кукол, которых он создает. Их лица настолько реалистичны, что они кажутся живыми.

Зайков окончил Кубанский государственный университет в Краснодаре в 2009 году. В период с 2010 по 2013 год работал в театре кукол. Стал известен после своей выставки в Москве в 2013 году. Для своих шарнирных кукол художник использует полимерную глину, глаза, сделанные вручную в Германии, и французский мохер для волос. Костюмы для 70-сантиметровых кукол шьет модельер Ирина Куземина.

Кукольник Михаил Зайков рассказывает о своей работе: «Создание куклы начинается с поиска образа. А ищу я его в старинных фотографиях дореволюционного периода. По крайней мере, на данном этапе своей деятельности.

Это, как правило, европейские девочки 13-16 лет эпохи конца XIX - начала XX века. То есть ретро. Стараюсь делать их максимально реалистичными и эмоциональными. Передать особенности характера и индивидуальность.

С костюмами мне помогает единомышленница Ирина Куземина. Она выступает в роли модельера для кукол и воспроизводит настоящую винтажную одежду именно того периода из старинных тканей и антикварных французских кружев.

В работе используются специальные кукольные материалы - полимерные и самозатвердевающие глины Fimo, Cernit и LaDoll, которые в готовом виде выглядят как фарфор. Но, в отличие от него, при падении не бьются.

Глаза кукол создаются на заказ немецкими стеклодувами Lauschaer Glasaugen.

Парики изготовляются из французского мохера высочайшего качества или шерсти ламы, имитирующих натуральные волосы.

Последние мои работы оцениваются в районе 70-80 тысяч рублей, в галереях они стоят чуть дороже. Почему такая цена? Потому что при изготовлении куклы используются дорогие материалы и сама работа очень трудоемкая.

В конструкции шарнирной куклы 13 суставов, что делает ее подвижной, позволяя принимать абсолютно любые позы. Помимо этого, каждая кукла индивидуальна и изготавливается в единственном экземпляре. Отсюда и такая цена.

В процессе работы между художником и куклой происходит диалог, в ходе которого кукла подчас сама «диктует», какой именно она хочет быть.

В итоге то, что получается на выходе, порой оказывается совсем иным, нежели первоначально задуманный персонаж.

Это и есть один из самых интересных моментов, который присущ работе именно художника-кукольника, - возможность одушевлять материю, создавать образ, который затем начинает жить самостоятельной жизнью. То есть каждая кукла со своим характером и капризами».

Петербурженка Татьяна Бунь, чье имя известно не только в России, но и в Америке, Европе, Японии и Израиле, делает куклы, которые умеют капризничать, выбирать наряды и воспитывать детей.

Недавно выставка кукол Татьяны Бунь прошла в Константиновском дворце в Стрельне.

Кукла в подарок

Когда у Татьяны Бунь появилась маленькая дочка, шла перестройка. Тяжело было достать даже продукты, не то что игрушки для ребенка.

Однажды бабушка моего мужа увидела, как люди выносят на помойку немецкую куклу, и попросила: "Отдайте ее мне - пусть правнучка поиграет", - вспоминает Татьяна. - Так первая старинная игрушка попала в нашу семью.

Татьяне, домохозяйке, получившей в свое время профессию химика-аналитика, пришлось впервые попробовать себя в качестве реставратора.

Кукла была очень красивой, но слишком большой - выше моей дочери, поэтому поначалу ребенок играть с ней не мог. Зато друзья, приходившие в гости, постоянно брали куклу на руки и нянчили ее, - говорит Татьяна. - У психологов существует теория, согласно которой в каждом из нас живут ребенок, взрослый человек и родитель. Видимо, общение с прекрасной игрушкой помогало моим друзьям поддержать самую непосредственную и ресурсную - детскую часть души.

Психологических теорий Татьяна тогда не знала. Но начала собирать личный музей старинных игрушек. Кто-то одобрял это начинание, кто-то говорил: "Зачем ты занимаешься глупостями?", а к Бунь все стекались и стекались куклы с самыми необычными историями.

Одну из них мне отдала очень старенькая бабушка, - вспоминает Татьяна. - Во время революции ее отцу, булочнику, игрушку принесли богатые люди, чтобы выменять на хлеб. Другую куклу ее прошлые владельцы взяли с собой, убегая из родного города во время Великой Отечественной войны. Представляете, дома оставили огромное количество необходимых вещей, а игрушку решили спасти - так она была им дорога.

Мечты об арлекине

В прошлом коллекция Татьяны Бунь насчитывала больше 500 единиц хранения. Сегодня у нее дома только около сотни любимых экспонатов. Остальное передано в один из музеев Челябинска. Причин много. Одна из них - новая любовь, с которой Бунь встретилась во время туристической поездки в Чехию.

Он сидел за стеклом в кресле-качалке. Печальное бледное лицо, изящный черно-белый костюм.

Небольшая игрушка-арлекин в витрине ювелирного магазина так понравилась мне, что я захотела ее купить, - вспоминает Бунь. - Но она не продавалась. Тогда я решила, что во что бы то ни стало сделаю куклу сама.

Это сейчас в России есть огромное количество курсов авторской куклы и Интернет, где собрано немало информации по "кукольной" теме. Тогда, в 1997-м, российских кукольников можно было пересчитать по пальцам, и Татьяне приходилось полагаться только на себя. По возвращении домой она села за книги и справочники, старательно выписывая из них всю полезную информацию. Через несколько месяцев Бунь уяснила технологию изготовления куклы. Еще через три недели родилась ее первая игрушка - гламурно-куртуазная арлекинесса в черном бархатном костюме.

С тех пор мои куклы значительно усложнились, - говорит Татьяна. - На изготовление одной работы теперь уходит от двух до трех месяцев. Самое трудное - сделать пальчики и расписать лицо. На этом этапе даже одно неверное движение может испортить всю работу.

Куклы Татьяны Бунь условны. Их лица бледны, глаза огромны, тела порой слишком вытянуты и худы. Только в порядке эксперимента мастер изготавливает работы, до мельчайших деталей похожие на людей.

У одной из моих кукол есть даже линии жизни на ладонях, но, будь я коллекционером, я бы такую не приобрела. Куклы - это куклы, а люди - это люди: я никогда не забываю, что это два разных мира и между ними есть граница. Именно поэтому принципиально не делаю популярные нынче портретные куклы, которые полностью повторяют черты лица политиков или звезд.

Ангелы и манюня

Свеча, кусок полипропилена, обтянутый белой тканью, пакет с лоскутками синтетического шелка. На рабочем столе Татьяны почти идеальный порядок. Кукольница обжигает шелковые кружочки и пришивает их к полотну. С каждым стежком конструкция в ее руках все больше напоминает крылья.

Ангела я впервые увидела в четырехлетнем возрасте - на иконе, принадлежавшей моей прабабушке, - вспоминает Татьяна. - Он был весь из себя такой волшебный! Это, наверное, стало одним из главных впечатлений моего детства. Иногда я просыпалась утром, видела перышко, выпавшее из подушки, и думала, что это у меня ночью выросли крылья, что я летала и обронила перо.

С возрастом "ангельские" впечатления, конечно, забылись. Но не навсегда. В 1998 году начинающая кукольница Бунь сделала своего первого ангела.

Каким образом детские фантазии снова воскресли в моей голове, я не знаю, - говорит она. - Наверное, это ангелы мне нашептали.

Теперь белокурые крылатые существа - маленькие и большие, бодрствующие и спящие - рождаются в мастерской Бунь по нескольку раз в год. Вместе с роскошными дамами и арлекинессами они стали главной особенностью авторского стиля Татьяны. Впрочем, у Бунь есть и другие персонажи, известные российским и зарубежным коллекционерам кукол, - серия кошек из папье-маше, фигурки японских девушек, козочки из белой глины, наряженные в русские народные сарафаны.

А еще я делаю манюнь. - Татьяна показывает корреспонденту "РГ" смешную тряпичную куклу с двумя косичками, одетую в крепдешиновое платье и белый сарафан. Простая и мягкая, она нисколько не похожа на большинство других произведений Бунь. - На них я отдыхаю от сложных работ. Ведь кукольник - это такая профессия, где невозможно уйти в отпуск. Нужно обладать безумной силой воли, чтобы сказать себе: "Стоп, в течение ближайшего месяца я не буду заходить в мастерскую". Так что манюни - самый доступный для меня способ досуга.

Кукольные капризы

Не верьте тем, кто скажет, что куклы - живые существа. Впрочем, и тем, кто считает, что они неодушевленны, не верьте.

Фарфор, текстиль, кружева и лоскуточки "очеловечиваются" под руками автора, впитывают его энергию. В результате куклы могут проявлять свою волю и даже капризничать, - признается Татьяна Бунь.

Некоторые дамы ни в какую не хотят носить наряды, которые им предназначены художником: костюмы приходится перешивать по два, а то и по три раза. Еще сложнее придумать для новой работы имя.

Для одной из своих кукол я перебрала больше двадцати имен, но ни одно ей не подходило, - говорит Татьяна. - Работу надо было везти на выставку, и в последний момент перед отъездом я услышала по радио пьесу Бетховена "К Элизе". Совпадение ли это было или мистика, но кукла "согласилась" стать Элизой без всяких возражений. Вот и рассуждайте после этого, насколько они одушевленны.

Капризные или послушные, живые или игрушечные, куклы могут выполнять еще одну вполне человеческую функцию: они воспитывают детей.

Старинная или коллекционная кукла позволяет ребенку жить в мире хрупких вещей, пробуждая в нем чувство такта и деликатность, - считает Бунь. - В отличие от современных резиновых или пластмассовых игрушек, их не бросишь о стену и не уронишь на пол. К тому же они подталкивают девочек к творчеству. Это для Барби любой костюм можно купить в магазине, а здесь приходится брать в руки иголку с ниткой и что-то придумывать самостоятельно.

У создателей кукол тоже есть рейтинги. Человек склонен строить иерархии во всех направлениях жизнедеятельности и даже в творчестве. Представляю вам работы. Даже сложно назвать их так... Произведения самых известных создателей коллекционных кукол.

Шелка, старинный бархат, кольца из настоящего золота. Барышни отличаются своей сексуальностью и роскошным облачением.

Куколки сделаны из Cernit и Super Sculpey.

2. Brigitte Deval.

Одно из самых старых, известных и ценимых в кукольном мире имен.
В конце 60-х Бриджит начала моделировать гротеск, сюрреалистическое наследие деятелей в дальновидных и фантастических Северных традициях. Со временем ее работа эволюционирует к более естественной концепции человека. Она имеет более чем 40-летний опыт производства кукол. Некоторые критики говорят, что её куклы имеют душу. Ее сказочные персонажи — таинственные и слегка угрюмые необычайно повысят престиж вашей коллекции.

3. Renate Hornung.

Делает совершенно очаровательных смеющихся детей фантастического портретного сходства. Совершенно не отличимые от живых детей, они просто «подыхают со смеху». К тому же она — редкий автор, создающий кукол в одном экземпляре из фарфора.

4. Anne Mitrani.

Непревзойденный лидер прошлого. Вплоть до 1996 года, когда ее рекорд был побит Робертом Тоннером — нынешним президентом NIADA, она была лидером и по стоимости кукол. Цены на них доходят до 50000$. Ее амплуа — удивительно натуралистичные дети. Милые, примерные и задумчивые.

5. Philip Heath.

Самый большой эстет среди куклоделов. В его коллекции присутствуют предельно натуралистичные куклы самых разных рас и национальностей. Все они большого размера: около метра высотой и тоже фарфоровые .
Произошло затруднение с показом фарфоровых кукол Хита, разве что в предыдущем моем топике были представлены куклы, которые родились в союзе Хита и его жены Кристины Орандж.

6. Laura Scattolini — одна из самых известных современных кукольных мастеров, желанный участник самых престижных кукольных выставок.

7. Laurence Ruet — хорошо известный в мире коллекционеров мастер авторских кукол из полимерной глины. Она создает не более 20 кукол в год, которые моментально находят своих хозяев. Своей задачей Laurence Ruet видит воспроизвести эмоции: «Я очень чутко передаю нежность, изысканность, застенчивость, удивление…»

8. Lisa Lichtenfels.

Та самая Лиза Лихтенфельс, куклы которой красуются в Лувре. И они действительно потрясающие! Мягкие, тряпичные куклы, глядя на которых, начинаешь волноваться за состояние собственного рассудка, настолько они похожи на людей. Она, конечно же, мой фаворит среди мастеров, поскольку создаёт кукол из текстиля...

9. Friedericy.

Единственный итальянец во всей команде, эстет, как все итальянцы и любитель пасторальных мотивов. Теперь — это дуэт (мать Юдифь и дочь Люссия). Раньше был дуэт брат (Джон) и сестра. Но Джон умер. Они живут в Америке. Их куклы великолепны. Они делают их из фарфора, но по своей особой методике. Это симпатичные деревенские детишки прошлого века —исключительно художественные, трогательно корявые, как будто не совсем завершенные. От 2000$ до 8000$.