Как стать умным и добрым. Играйте в интеллектуальные игры

Дети учат иностранный язык играючи, параллельно общему развитию. Учёные связывают это с особенностями памяти и психики.

Для взрослого же выучить иностранный язык - всегда вызов. И всегда колоссальная польза. Это отличная тренировка для мозга и профилактика ухудшения памяти в старости. А ещё вы сможете общаться с людьми из разных стран и расширять свой кругозор.

Способ 2. Больше читать

Когда нашим родителям нужна была новая информация, они открывали книгу. Поколения Y и Z черпают новые знания в интернете. Объём чтения, возможно, не сократился, но качество нередко страдает. Ведь книги читают вдумчиво и последовательно, а статьи обычно просто скроллят глазами.

Подчините чтение плану: составьте список книг, распределите их по областям знаний и жанрам. Составить такой перечень помогут сервисы вроде или Livelib. Затем методично читайте книги одну за другой. Только делайте это правильно – используйте .

Способ 3. Обратиться к искусству

Искусство – это не только созерцание. С его помощью можно развивать восприятие и мышление.

Выберите для себя какую-нибудь область культурной деятельности человечества и попытайтесь разобраться в ней. Например, изобразительное искусство. Посещайте выставки, смотрите документальные фильмы, читайте биографии художников. Постепенно вы начнёте разбираться в живописи, а вместе с тем многому научитесь и по-новому посмотрите на общественные процессы.

Способ 4. Смотреть видеолекции

Способ 5. Смотреть умные телепередачи

У пользователей Всемирной паутины телевизор нередко ассоциируется со злом. Сегодня даже модно хвастаться: «У нас дома нет телевизора!».

Действительно, качество контента на многих каналах оставляет желать лучшего, но ведь есть и альтернативы. Например, Discovery. Этот телеканал выпускает очень качественные научно-популярные программы, которые легально скачать в Сети невозможно.

Смотрите научные программы на изучаемом иностранном языке - это двойная тренировка мозга.

Способ 6. Играть в видеоигры

Вопреки расхожим суждениям о вреде, компьютерные игры развивают реакцию, фантазию и логическое мышление. Научные исследования показали, что дети, которые играют в видеоигры, получают более высокие оценки, чем сверстники.

Играть в сложные квесты - всё равно что решать головоломки. Игроку приходится в сжатые сроки принимать непростые решения, выбирая линии развития сюжета. И это мощно тренирует мозг.

Способ 7. Решать головоломки

Если видеоигры вам всё же не по душе, купите старый добрый кубик Рубика, танграм или пазл. Как вариант - скачайте .

Головоломки «омолаживают» мозг, развивают память, мышление и усидчивость. А ещё это отличные тайм-киллеры: если увлечься, за решением головоломки можно провести не один час. Что ещё нужно в поезде или самолёте?

Способ 8. Заводить новые знакомства

Нетворкинг не только помогает строить карьеру, но и развивает память на имена и лица.

К тому же новый человек всегда является источником новых знаний. Общение с умным собеседником, даже виртуальное, обогащает вас духовно и интеллектуально.

Способ 9. Высыпаться

Абсолютным большинством исследований доказано: здоровому взрослому человеку необходимо спать 8 часов. Причём в темноте, комфорте и без посторонних шумов. Эти факторы сказываются на качестве сна.

Связь между хорошим сном и аналогичной умственной деятельностью тоже доказана. Прочтите , чтобы развеять последние сомнения.

Недосып губителен для мозга.

Из-за торможения нейронных процессов в теменной доле возникают проблемы со скоростью реакции, а при замедлении работы префронтальной коры начинаются проблемы со зрением и формулированием мыслей.

Способ 10. Перейти на здоровое питание

Авокадо, сёмга, черника, овсянка - существует множество и предотвращающих ухудшение памяти.

Обогатите свой рацион фруктами, овощами, зеленью, злаками и морепродуктами, откажитесь от холестериновых вкусняшек, и вы почувствуете, что ваш мозг выходит на новые мощности.

Работникам интеллектуального фронта в течение дня рекомендуется пить больше жидкости. И лучше кофе чередовать с зелёным чаем и минеральной водой.

1 390 0

Здравствуйте, наши уважаемые читатели! Из этой статьи вы узнаете, как стать умнее с помощью определённых приёмов и упражнений, а также внесения новых полезных привычек в свой образ жизни.

С девятнадцатого века учёные выясняют, какие факторы влияют на умственные способности человека. В результате пришли к выводу, что уровень интеллекта зависит не от объёма головного мозга, а от нейронных связей между отдельными участками. В наш век информации и постоянного изменения технологий многие хотели бы повысить уровень своих умственных способностей. Как это сделать?

Умный человек - какой он?

Генетика играет важную роль при формировании личности, но влияет на развитие интеллекта при рождении только на 20 %. Умная личность - понятие субъективное. Точного определения этого термина не даст никто. Но существуют критерии, определяющие умного человека.

  1. Умный, в отличие от глупого, интересуется новой информацией, получает знания на протяжении всей жизни.

Интеллект - это способности к накоплению знаний и умений, которые успешно реализуются на практике в зависимости от поставленных условий. Каждая ситуация анализируется, просчитываются возможные последствия. Находится оптимальное решение задачи.

Существуют понятия эрудита и интеллектуала. Эрудит - это человек с обширными энциклопедическими знаниями в различных областях. Интеллектуал, кроме накопленной информации, имеет способности к мышлению, несёт обществу культуру, нравственные ценности.

Воспитывая ребёнка, нужно стремиться не только к усвоению большого количества информации, но и научить правильно мыслить, применять знания на практике. Если эти знания «мёртвые», то они не сделают его умным.

  1. Кроме постоянного совершенствования, умный человек отличается чувством юмора, сдержанностью. Он не демонстрирует своё преимущество среди окружения.
  2. Умные люди быстро адаптируются в обществе, умеют просчитывать причинно-следственные связи не только своих поступков, но и других членов социума.
  3. С интеллектуалами интересно общаться, они быстро принимают , тактичны, следят за новинками культурной жизни общества. Везде успевают, имеют активную жизненную позицию.
  4. На работе они не обращаются к коллегам с избыточными просьбами и вопросами, быстро вникают в курс дела, знают, где найти нужную информацию. Они самодостаточны и самостоятельны.
  5. Справляются с заданиями руководства, умея отличить первоочередные задачи от второстепенных, правильно распределяют рабочее время, при этом не перенапрягаясь. Умный человек понимает, что ресурсы организма не безграничны, поэтому чередует напряжённую работу с небольшими перерывами.
  6. Умный человек следит за эмоциями, может и выдержку в любых ситуациях, так как повышенный или пониженный эмоциональный фон мешает логически мыслить, принимать правильные решения.

Одни хотят стать самыми умными в своём окружении, чтобы затмевать всех интеллектом и блистать эрудицией, другим это нужно для конкретных целей. Но главное, к чему должен стремиться умный человек, — стать мудрым, и, как правило, накопленные знания, способности и опыт помогают этого достичь.

Мудрый человек, кроме логического мышления, имеет жизненный опыт, который помогает с большей вероятностью просчитать последствия поступка.

Умным может быть ребёнок, но мудрым его никто не назовёт. Мудрость приходит с годами, помогает избежать ненужных ситуаций.

Ум мужчин и женщин

Ум мужчин прям и логичен. Женщины же, часто ищут обходные пути, находят того, кто примет решение за них или предоставит жизненные блага. Это не значит, что женщины неумные и не умеют самостоятельно решать поставленные задачи, они - хитрее.

  • без труда поддерживать общение на множество различных тем, в том числе мужских;
  • не впадать в панику и в истерику часто и без видимых причин;
  • дать ценный совет;
  • выбрать подходящего кандидата в мужья;
  • отличить любовь от страсти;
  • жить без мужчины;
  • не спрашивать о чувствах;
  • найти другие точки соприкосновения, кроме интимной жизни.

Мозг требует заботы, внимания, тренировки. Исследование новых областей знаний, приобретение опыта позволяют использовать мозг в большей степени. Ведь кроме генетики, на развитие интеллекта влияют воспитание, образование, работа над собой.

Повысить уровень умственных способностей поможет регулярное выполнение действий, улучшающих работу мозга:

1. Выполняйте утреннюю зарядку.

Для полноценного кровоснабжения головного мозга нужна физическая активность, включающая в себя гимнастические упражнения, пешие прогулки, пробежки, занятия фитнесом. Организм обогащается кислородом, активизируется работа внутренних органов. Мозг начинает легче усваивать информацию, улучшается память, повышается концентрация внимания. Заряда утренней энергии хватает на весь рабочий день.

2. Правильно питайтесь.

Мозг, обделённый питанием, не усваивает информацию в полном объёме. Людей, продолжительно пользующихся диетами, подводит память, у них «хромает» логика. Для нормального функционирования мозгу необходимы «медленные» углеводы - хлеб, рис, бобовые. Из белков, предпочтительнее употреблять орехи, рыбу, яйца, диетическое мясо. Жиры необходимы, но чтобы избежать повышенных показателей холестерина, их употребляют ограниченно. Продлевают молодость мозга зелень, овощи, фрукты, содержащие минералы, витамины C, группы B. В умеренных дозах полезен шоколад, но при условии, что он натуральный, то есть с высоким содержанием какао и с минимальным количеством различных ароматизаторов и консервантов.

3. Научитесь отдыхать.

Чтобы статьумнее и мудрее нужно высыпаться. Мозг нуждается в отдыхе. При переутомлении внимание рассредоточивается, мышление замедляется. Кроме полноценного ночного сна, нужны 10-минутные перерывы после каждого рабочего часа. В это время необходима смена занятий. Если работа офисная, то можно пройтись по коридору, сделать зарядку для глаз, выпить стакан воды. Для людей, занятых физическим трудом, отдых должен быть статичным.

4. Читайте литературу разных жанров.

Мировая литература - кладезь накопленных знаний. Прочтя художественный роман, вы анализируете поступки героев, начинаете лучше понимать людей. Фантастика заставляет задуматься о том, по какому сценарию будет развиваться общество. Развлекательное «чтиво» развивает чувство юмора, учит относиться к некоторым проблемам с лёгкостью.

5. А, например, чтобы стать умным в школе, как бы банально это ни звучало, надо хорошо учиться. А значит, читать учебную литературу. Законы природы помогает понять физика, логически мыслить - математика. Чтобы быть разносторонне образованным человеком, необходимо получать знания из исторических опусов, читать о путешествиях по миру. Классическая литература - это лучшее, что создали писатели. Она учит морали, а также находить выходы из сложных жизненных ситуаций, всегда актуальна.

6. Играйте в интеллектуальные игры.

Играя в шахматы, шашки вы учитесь просчитывать ситуацию на несколько ходов вперёд, анализировать возможности соперника. Развивается память, когнитивные способности, которые выражаются в умении преобразовать полученную информацию в знания, используемые в повседневной жизни.

7. Общайтесь с умными людьми.

Разговоры с людьми, которые умнее вас, возможно, и не повысят самооценку, но зато вы получите новые знания, неоценимый опыт общения. У них есть чему поучиться. В затруднительной ситуации умный человек всегда даст хороший совет.

Чтобы стать умнее и повысить уровень интеллекта, сделайте сами своё окружение. Для знакомства с умными людьми посещайте художественные выставки, презентации, тренинги, семинары.

Общаясь с интеллектуалами, вы невольно будете перенимать их манеры, привычки, культуру.

8. Изучайте языки.

Учёными доказано, что освоение иностранных языков улучшает нейронные связи мозга. Кроме этого, новые лингвистические знания облегчают общение с местными жителями при путешествиях за границу, помогают лучше понять самобытность, уклад жизни.

9. Пользуйтесь специальными приёмами для активизации мозговой деятельности.

Чтобы быстро стать умным, повышают уровень глюкозы в крови. Для этого выпивают чашку кофе или съедают шоколад. Ускоряет мыслительные процессы жевательная резинка. Во время движения челюстями, улучшается мозговое кровообращение. Быстро сконцентрировать внимание помогает запах розмарина.

10. Путешествуйте.

Расширяйте горизонты. Новые впечатления, встречи с людьми другой культуры обогатят знания, мышление станет более объёмным и масштабным.

11. Постоянно самообразовывайтесь.

Найдите время на получение новых знаний. В интернете много познавательных сайтов. Выберите из них те, что расширяют кругозор или соответствуют профессиональной деятельности. Можно пройти курсы повышения квалификации, записаться на интересные семинары, тренинги.

Нередко представительницы прекрасного пола задаются вопросом: как стать умной девушкой. Чаще всего подобное желание возникает в трудных жизненных ситуациях, например, когда возникают проблемы в отношениях или на работе не воспринимают как серьёзного специалиста. Для этого необходимо:

  • читать книги с глубоким содержанием, смотреть содержательные фильмы;
  • ограничить просмотр развлекательных телевизионных программ, реалити-шоу;
  • не просиживать бесцельно за просмотром лент социальных сетей;
  • развивать чувство юмора;
  • научиться правильной артикуляции;
  • использовать грамотную речь без словесного мусора;
  • соблюдать дистанцию;
  • смотреть в глаза собеседнику;
  • контролировать эмоции, умеренно жестикулировать.

Умная девушка успешна во всём. Она сумеет выбрать достойного мужа, создать крепкую семью, сделать карьеру.

Многих интересует, как умному стать богатым. Для этого можно повторять положительные установки, применить метод визуализации, графически отображая на стенде желания. Необходимо использовать свои умственные способности, чтобы научиться ставить конкретные , генерировать новые идеи, грамотно распределять финансы.

Упражнения по развитию умственных способностей

Стать умным помогут тренировки памяти, развитие логического мышления. В роли пособий выступают кубик Рубика, головоломки, ребусы, судоку.

Выполняйте регулярно несложные упражнения .

1. Считайте в уме.

Находясь в супермаркете, набирая продукты в корзину, подсчитайте, какую сумму придётся заплатить на кассе. Научитесь определять сумму визуально.

2. Делайте выводы.

Прочитав очередную «умную» книгу, или просмотрев познавательную передачу по телевизору, попробуйте кратко подвести итог. Проанализируйте и дайте себе ответ на вопрос, какую пользу именно вам принесло прочитанное и увиденное.

3. Тренируйте оба полушария мозга.

Научитесь в равной степени использовать правую и левую руку. Ходите по квартире или лестнице спиной вперёд - это развивает новые нейронные связи мозга.

4. Решайте головоломки.

Кроссворды, чайнворды, ребусы, анаграммы можно приобрести в печатной форме или найти в интернете. Они развивают память, логику, учат создавать причинно-следственные связи.

5. Играйте со словами.

Придумайте слово и постарайтесь мысленно произнести его задом наперёд. Подбирайте попарно рифмуемые слова. Выберите предмет, подберите эпитеты к нему. Например, за минуту придумайте не менее 15 определений. Поиграйте с другом в «города», где каждый новый географический объект начинается с последней буквы предыдущего названия. Придумывайте оригинальные образные названия предметов обихода.

6. Научитесь составлять и отгадывать загадки.

Проанализируйте загаданный предмет со всех сторон. Включите воображение. Для придумывания загадки, найдите предмет, похожий на заданный. Потом сделайте описание.

7. Придумайте сценарий намеченного события.

Представляя возможные пути протекания мероприятия, вы планируете, анализируете возможный сценарий, заранее готовитесь к любому варианту.

И напоследок советы, помогающие стать умнее:

  • развивайте чувство ритма;
  • рисуйте, проявляйте творческую инициативу;
  • расслабляйтесь и умнейте, слушая классическую музыку;
  • рационально организовывайте рабочее место;
  • наведите порядок;
  • не распыляйтесь, выполняя несколько задач одновременно;
  • учитесь понимать людей без слов, предугадывайте их желания;
  • заведите оригинальное увлечение для досуга;
  • не смотрите телевизор;
  • завершайте начатое;

Многие считают, что умными рождаются, а не становятся, но интеллект далеко не ограничивается врожденными умственными способностями. Существует немало способов развивать способности мозга. Например, интеллектуальные упражнения вроде игр для тренировки памяти и головоломок помогают сделать ваш ум острым, полезные учебные навыки способствуют высокой успеваемости, а здоровый сон и питание обеспечивают эффективную работу мозга.

Шаги

Эффективное образование

Читайте как можно больше. Лучший способ изучать любую тему - читать о ней. Любое чтение знакомит человека с новыми идеями и понятиями. Начните всегда носить с собой книгу и читать при каждой возможности или загрузите роман на смартфон или планшет и читайте по вечерам перед сном.

  • Пользу приносит любое чтение от технических инструкций до газет, научной литературы и даже фантастики, поэтому читайте все, что вам по душе!

В свободное время решайте головоломки и играйте в игры для тренировки памяти. Умные люди непрерывно тренируют свой мозг, чтобы он работал с максимальной эффективностью. Для этого существуют различные игры с числами, игры в слова, игры на запоминание последовательностей или изображений. Такие простые задачи заставляют человека думать на ходу, а также повышают уровень способностей решать проблемы в реальной жизни.

  • Например, каждый день решайте кроссворды или судоку , играйте в карточные игры и даже складывайте кубик Рубика .
  • Найдите и установите игровые приложения на смартфон или планшет. Среди самых популярных приложений можно выделить Lumosity, Elevate и Peak, но некоторые из них могут быть платными.
  • Используйте свободное время, чтобы узнавать новые сведения. Вместо бесконечных просмотров смешных картинок и роликов в интернете начните проводить свободное время более продуктивно. Можно слушать подкасты или читать интересные статьи. Вы удивитесь, как скоро начтете мыслить масштабно, а это очевидный признак ума.

    • Если вы любите смотреть телевизор, то выбирайте документальные фильмы.
    • В интернете можно найти немало интересных научно-познавательных роликов и программ.
  • Общайтесь с людьми умнее вас. Если вы хотите стать умнее, проводите время с действительно умными людьми. Вы сможете не только учиться у них, но также черпать вдохновение в природном любопытстве и энтузиазме таких людей.

    • Например, можно посещать лекции и семинары, чтобы общаться с выступающими или другими присутствующими, которые задают интересные вопросы.
    • Конечно, не нужно отказываться от общения с друзьями по той причине, что вы не считаете их достаточно умными! Помните, что интеллект проявляется в разных аспектах. Возможно, ваш друг не силен в биологии, но с легкостью ремонтирует автомобильные двигатели.
  • Научитесь играть на музыкальном инструменте. Способность читать музыку и играть - не просто впечатляющие умения, но также эффективный способ повысить способность мозга распоряжаться информацией. Можно выбрать инструмент и учиться самостоятельно или найти репетитора, чтобы ускорить дело.

    • Если вы еще не умеете играть на музыкальных инструментах, можно остановить свой выбор на пианино , гитаре или скрипке .
    • Если вы не хотите ходить на уроки, попробуйте смотреть ролики и читать обучающие материалы в интернете.

    Знаете ли вы? Многие творческие занятия вроде рисования, гончарного дела и фотографии также развивают навыки решения проблем.

    Занимайтесь физкультурой 30 минут в день. Регулярные физические нагрузки полезны не только для здоровья. Они улучшают циркуляцию крови, что важно для познавательных способностей. Старайтесь заниматься хотя бы 30 минут в день - бегайте трусцой, плавайте, катайтесь на велосипеде и даже просто танцуйте у себя в комнате.

    • Физические нагрузки после изучения новых сведений помогают лучше запомнить информацию!
  • Дополните рацион продуктами, которые полезны для мозга. Мозг - это орган, для эффективной работы которого требуются определенные питательные вещества. Начните употреблять в пищу 2 стакана (150 граммов) зеленых листовых овощей вроде кудрявой капусты, шпината или брокколи в день. В дополнение готовьте жирную рыбу вроде семги, горбуши, светлого тунца несколько раз в неделю, чтобы получать омега-3. Это питательное вещество требуется для здорового функционирования мозга.

    • Зеленые листовые овощи богаты витамином K, бета-каротином, фолатом и лютеином, которые очень полезны для работы мозга.
    • Если вы не любите рыбу, то кислоты омега-3 содержатся в авокадо, грецких орехах и льняном семени. Также можно употреблять пищевые добавки.
    • Полезно лакомиться ягодами вроде черники и клубники. Они богаты флавоноидами, которые улучшают память.
  • Регулярный режим сна обеспечит вам необходимый отдых каждую ночь . Необходимое количество сна зависит от возраста, но в любом возрасте недостаток сна снижает внимательность и мешает запоминать информацию. Старайтесь ложиться спать и вставать в одно и то же время даже на выходных. Благодаря такому режиму вы начнете быстро засыпать по вечерам и успевать выспаться за ночь.

    • В возрасте 6–13 лет нужно спать 9–11 часов каждую ночь. В возрасте 14–17 лет нужно спать 8–10 часов каждую ночь, а после 18 лет требуется 7–9 часов.
  • Разные виды интеллекта

    1. Замечайте невербальные сигналы, чтобы развивать эмоциональный интеллект. Так, способность интуитивно понимать чувства других людей – это важный аспект эмоционального интеллекта. Если рядом есть люди, обратите внимание, как их слова соотносятся с действиями. Учитесь читать язык тела, чтобы понимать их эмоциональное состояние.

    Плиний Младший

    Если человек хочет стать умнее, то у этого желания всегда есть две основные причины. Первая – необходимость в подобном самосовершенствовании, когда человек не просто понимает, но и чувствует, что для решения каких-то насущных проблем/задач и/или для достижения определенных результатов, ему необходимо научиться чему-то новому, что-то понять, осознать или прийти с помощью размышлений к новым знаниям. А вторая – интерес к этому процессу, когда человеку просто нравится развиваться и совершенствоваться, потому что он получает от этого удовольствие. Какой бы не была именно ваша, уважаемые читатели, мотивация в этом деле, я очень надеюсь, что она поможет вам принять и применить ту информацию, которой я с вами поделюсь в этой статье. А расскажу я вам преимущественно о психологической стороне этого вопроса, благодаря чему вы сможете найти наиболее эффективные и удобные для вас способы развития ваших умственных способностей, и главное, сумеете их реализовать. Именно с реализацией я вам больше всего помогу, рассказав не просто о том, как стать умнее, но и о том, как взять и сделать это.

    Для начала, замечу, что мы с вами будем говорить не о том, как стать умным, а о том, как стать умнее, то есть о том, как превзойти самого себя нынешнего. Не имеет значения, считаете вы себя сейчас умным или нет, в конце концов, все мы по-своему умны и в то же время каждый из нас может быть глупцом в тех или иных вопросах и ситуациях. Если вы хотите большего и лучшего, вам надо двигаться дальше в своем развитии. Поэтому не думайте о том, что вы уже знаете или умеете, забудьте о своих прошлых достижениях и откройтесь для новой информации. Освободите свою чашу знаний от излишков в виде уверенности в том, что вам больше нечему учиться. Учиться всегда есть чему.

    Есть общеизвестные способы, помогающие стать умнее – это чтение хороших книг, общение с умными людьми, решение различных задач и задачек. Все эти вещи способствуют развитию ума, потому что напрягают его, заставляют работать, дают ему новые знания. Но есть и другие, более, скажем так, точечные подходы к этому процессу и менее известные. Вот о них мы с вами и поговорим. Если в общих чертах объяснять решение этой задачи, то все, что вам нужно – это получать новые знания и развивать свое мышление. Тогда вы точно станете умнее. Но чтобы это сделать быстрее и эффективнее, преодолевая различные психологические ловушки, нужно знать о важных деталях этой работы.

    Отношение к себе

    Так уж устроена наша психика, что чем меньше мы всего знаем и чем больше совершаем ошибок в жизни, тем сильнее нам хочется думать о себе хорошо, чтобы компенсировать понесенный психологический ущерб. За это отвечает наше Эго или, говоря иначе, наше Я. Именно оно защищает нашу психику от негативных мыслей о себе, которые неизбежно возникают в тех случаях, когда мы чувствуем, что совершили или совершаем глупость, что наших знаний недостаточно для решения каких-то вопросов, что мы глупее других людей в тех или иных делах и так далее. Вот тут наше Эго и вступается за нашу личность, внушая нам, что мы умные, что все мы делаем правильно, а в наших неудачах виноваты другие люди или обстоятельства и тому подобные защитные, но вместе с тем и вредные для нашего развития мысли. И пока это отношение человека к самому себе не изменится, пока он не захочет узнать правду о себе [ту правду, которая указывает на его слабости, недостатки, ошибки], он не сможет провести необходимую работу над собой, чтобы стать умнее.

    Я бы мог вам посоветовать всегда считать себя глупым невеждой, чтобы вы испытывали умеренную неудовлетворенность своими умственными способностями и из-за этого постоянно искали способы узнать что-то новое, стремились развить свое мышление, чтобы стать умнее. Это такой, простой, грубый и вполне понятный для всех совет. В конце концов, какая вам разница, какой вы на самом деле человек, глупый или умный, если вам все равно нужно развивать свой ум? Думать в таком случае необходимо о своих недостатках и слабостях, чтобы благодаря неудовлетворенности собой иметь мотивацию к развитию. Но я понимаю, что для людей со слабым характером такой совет вреден, ибо их негативное мнение о самих себе пробудит в них не желание узнать что-то новое и развить свое мышление, а депрессию и апатию. Поэтому таким людям остается только уповать на помощь других людей, прежде всего грамотных учителей, наставников, психологов, которые аккуратно побудят их к посильной для них работе над собой, не позволяя им испытывать блокирующий всякую активность дискомфорт от низкой самооценки и неуверенности в себе. Для указанных специалистов – это очень тонкая работа с людьми. А для тех, кто понимает, что нуждается в такой помощи – это самое разумное решение.

    Тут надо понимать, что это самая настоящая психологическая ловушка для людей со слабым характером, вероятно, обусловленная законами эволюции, преследующими цель естественного отбора. Поэтому фактом является то, что чем человек глупее, тем более умным он себя выставляет, прежде всего в своих собственных глазах, тем самым лишая себя возможности усовершенствовать свои умственные способности. Именно поэтому он и не хочет становиться умнее, так как это желание наталкивает его на травмирующие психику мысли о том, что сейчас, в настоящий момент он недостаточно умен. А ему так думать не хочется. Он скорее ищет подтверждение тому, что он умный, когда общается с кем-то на эту тему или пытается работать над собой [именно пытается, а не работает]. Например, желая заняться развитием мышления, человек ищет доказательство того, что оно у него и так уже хорошо развито, поэтому ему нужны легкие задания, которые он уверенно решит, а не такие, которые выявят его недостатки и слабости. А это не развитие ума, это самообман. Вот почему такие люди часто нуждаются в помощи со стороны, в так сказать, сильной руке, которая будет заставлять их или грамотно мотивировать, что гораздо лучше, работать над собой. У большинства из них, повторю, слабый характер и правду о себе они знать не хотят, ту правду, которая их подавляет. А давить на них точно не нужно, ибо из-за этого они станут еще более подавленными и апатичными, а не мотивированными к работе над своими умственными способностями. Вот такая закономерность существует в этом мире. Может она и не абсолютная, но часто встречающаяся.

    Окружение

    Наше окружение, как вы наверняка знаете, играет огромную роль в нашем развитии. Оно либо способствует ему, либо наоборот мешает. Но я сейчас вам хочу рассказать не об этом общеизвестном факте, не о том, что вам нужно окружать себя умными людьми, чтобы самим стать умнее, а о том, почему люди этого часто не делают. Дело в том, что мы хотим считать себя умнее других и поэтому часто осознанно или нет, окружаем себя теми, кто либо во многом похож на нас, прежде всего по уровню умственного развития, либо уступает нам в этом компоненте. А вот находиться среди более умных представителей человеческого рода, большинство людей не очень любят. Ведь это совсем не комфортно и не приятно, когда ты видишь и чувствуешь, что другой человек, другие люди, знают, понимают, умеют больше тебя. Гораздо приятнее и веселее находиться рядом с теми, кто равен тебе по умственным показателям и с кем ты можешь быть самим собой. В итоге, из-за такой вот тяги к психологическому комфорту человек лишает себя возможности чему-то научиться у более умных людей. Он их просто сторонится. Хотя если вдуматься, то повода для дискомфорта в большинстве случаев нет, просто наше Эго неверно интерпретирует ситуацию, когда рядом с нами находится умный человек. Оно делит людей на умных и глупых, обобщая их способности и сравнивает нас с ними. Этот человек умнее нас, а тот глупее, с этим можно блеснуть своим умом, а с тем нет. В действительности такое сравнение некорректно. Оно слишком грубое и бесперспективное. Надо понимать, что даже очень умный человек может быть в чем-то невежественен, а очень глупый может что-то ценное знать. Все люди уникальны и каждый в чем-то хорош, и в чем-то плох. Поэтому нам не нужно себя с кем-то сравнивать, обобщая свои и чужие способности, нам нужно смотреть на отдельно взятые качества и навыки того или иного человека и думать, чему мы можем у него научиться.

    Таким образом, думая о своей выгоде, о своих эгоистических интересах, можно забыть о том, что кто-то глупее или умнее нас и чувствовать себя комфортно с любым человеком, любыми людьми. Всегда в этом мире будет существовать кто-то, кто глупее нас, по крайней мере в каких-то определенных вопросах, и будут такие люди, которые, опять-таки, в чем-то будут нас превосходить. И смысл в том, чтобы не сравнивать себя с другими людьми по такой вот грубой схеме – глупее или умнее меня, а стараться найти в каждом человеке ценные для вас знания и вытаскивать их из него.

    Здесь есть еще один очень важный момент или лучше сказать подмомент, на который стоит обратить особое внимание. Желая чему-то научиться у других людей, вам необходимо стремиться к общению с теми из них, кто по своему мировоззрению сильно отличается от вас. Поэтому, то, что вы узнаете от них – должно вас, если уж не шокировать, хотя и такое допустимо, то по крайней мере удивлять и даже нервировать. Не нужны вам такие чужие мысли, которые всегда и во всем совпадают с вашими, как бы вам это ни было приятно. Вам нужны такие мысли, которые все переворачивают с ног на голову в вашем мозгу. Когда такое происходит, это означает, что вы выходите за пределы своих умственных границ, за пределы своего привычного восприятия. Это часто неприятная процедура, потому что она коверкает картину мира человека и люди часто нервничают, психуют, раздражаются, когда узнают что-то новое о том, о чем они, как им всегда казалось, знают все. Новая информация привносит в их представление о жизни некоторую неопределенность, непонятность, непредсказуемость, даже хаос, поэтому их это, в лучшем случае удивляет, а в худшем шокирует или сильно раздражает. Оно и понятно, ведь мозгу нужна определенность и стабильность, чтобы чувствовать себя спокойно, поэтому он держится за известные ему факты и не желает их пересматривать. Иначе придется подстраиваться под новую реальность, а это непростая работа. Но чтобы стать умнее, нужно иногда ломать старые представления о жизни и строить на их месте новые. Поэтому полезно испытать стресс, общаясь с такими людьми, которые рассказывают о тех или иных вещах такие истории, которые не сходятся с вашими историями о них. Глупые и слабые люди, сталкиваясь с такой непривычной для них информацией, начинают спорить, отрицать ее, критиковать, а умные, как минимум, принимают ее во внимание, зная о том, что сколько бы всего они ни знали, всегда будет что-то, чего они еще не знают, а как максимум, они добавляют эту информацию к уже имеющимся у них знаниям, расширяя или в некоторых местах изменяя свою картину мира. Вот так, через стресс и сопротивление новому мы идем к более совершенному состоянию.

    Я почему называю этот момент/подмомент важным и требующим особого внимания? А потому что сам много раз сталкивался с непониманием со стороны некоторых людей и знаю, что многие из вас с этим тоже постоянно сталкиваются. Если ты мыслишь иначе, чем другие или знаешь о чем-то, о чем они не знают и своими знаниями рушишь их картину мира – это может привести к созданию между тобой и ними барьера непринятия и даже привести к серьезным разногласиям и конфликтам между вами. В таких случаях идет борьба между иллюзиями людей и суровой реальностью, которой они боятся. Так что вас могут не понимать не потому, что вы что-то плохо объясняете, а потому, что не хотят понять, потому что понимать вас страшно. Но самое для меня ужасное, это то, что я и сам раньше часто не понимал людей, которые думали не так как я и знали о тех или иных вещах что-то другое, отличное от того, что я о них знал. В итоге мои разговоры с людьми могли сводиться к обсуждению того, кто из нас глупее или умнее, а не к рассмотрению точек зрения друг друга. Мне стыдно за то, что я был таким человеком, мне неприятно вспоминать свою глупость и ограниченность. Я понимаю, что и сейчас во мне много недостатков, но тогда они были более вопиющими. Поэтому я на собственном опыте убедился, что для того, чтобы поумнеть, обязательно нужно прислушиваться ко всем людям и рассматривать самые разные точки зрения и мнения, включая те, которые сильно отличаются от нашего мнения и потому не нравятся нам. Подумайте и вы над такой жизненной позицией. Иначе о каком развитии ума может идти речь, если человек постоянно варится в одном и том же информационном бульоне с такими же как он людьми, которые подтверждают мнения друг друга, ради психологического комфорта, а не ставят их правильность под сомнение.

    Знания

    Знания, как и люди, тоже бывают разными, потому что исходят в основном от людей. Поэтому к ним, как и к людям, тоже следует относиться с большим вниманием и по возможности не предвзято. Нельзя принимать одни знания и критиковать другие только потому, что они вам не нравятся, преимущественно из-за того, что не совпадают с уже имеющимися у вас знаниями и установками или вашими желаниями. Мир устроен так, как он устроен и не под чьи фантазии он не подстраивается. А вот нам под многое в этом мире приходится подстраиваться и приспосабливаться. Поэтому к любым знаниям необходимо относиться с уважением. По моему мнению, умный человек – это такой человек, который не просто много всего знает, а умеет пользоваться своими знаниями и что особенно важно – он открыт для новых знаний, какими бы они ни были. Поэтому, независимо от того, что каждый из нас уже знает, всегда надо искать что-то новое, в том числе и в той области, в которой мы, как нам кажется, знаем многое или даже все.

    Непредвзятое и уважительное отношение к любым знаниям – вот что важно выработать в себе в первую очередь. Используйте такой же подход, что и в общении с людьми – ищите такие знания, которые вам не нравятся, которые вызывают у вас дискомфорт. Они могут вас пугать, раздражать, удивлять, могут вызывать у вас отторжение, непринятие, возмущение, протест, насмешки и в этом будет заключаться их ценность. Они не такие, как вам хотелось бы, они не такие, к каким вы привыкли и они, эти знания, могут противоречить тому, что вы уже знаете. Но именно такие знания станут глотком свежего воздуха для вашего ума, именно они могут позволить ему проснуться и начать работать. Нельзя все время только и делать, что искать подтверждение правильности своих представлений об этом мире, читая, смотря, слушая только то, что находит отклик в вашей голове. Это ловушка для вашего ума, для вашего развития. И многие в нее попадают. Это мне нравится, это я считаю правильным, с этой информацией я согласен, она согласуется с тем, что я думаю, что я знаю, поэтому я ее приму, изучу и запомню. А вот это уже мне не нравится, это уже какая-то неправильная информация, так не должно быть, поэтому я буду ее критиковать, бороться с ней, или закроюсь от нее, спрячу голову в песок, лишь бы продолжать чувствовать себя комфортно. Можно еще сжечь на костре того, кто распространяет такую неприятную информацию, такие недостоверные с моей точки зрения знания. Знакомая позиция? Делает она человека умнее? То-то и оно.

    Теперь, что касается источников знаний. В большинстве случаев люди стремятся получать знания из авторитетных и, следовательно, проверенных компетентными специалистами источников, чтобы быть уверенными в их высоком качестве. Я ничего не хочу сказать против такого подхода, он в целом верный, проверенный временем и опытом многих людей. Но хочу обратить ваше внимание на один, довольно интересный, с моей точки зрения, момент. Заключается он в том, что авторитетные источники информации могут довольно однобоко рассматривать тот или иной вопрос, вопросы, по причине, как правило, чьей-то заинтересованности в этой однобокости. К примеру, цензурируемые СМИ могут рассказывать о каком-то событии так, как это нужно контролирующим их людям. Или тот же учебник истории может представлять историю страны в выгодном для власти свете. Да любая книга, любой источник знаний, может представлять чьи-то интересы и из-за этого быть недостаточно объективным. От ошибок тоже никто не застрахован, даже самые авторитетные источники информации могут ошибаться. Плюс подача материала через тот или иной источник может быть такой, что не всякий человек разберется, что в нем написано или показано, рассказано. Поэтому я советую вам узнавать о чем-то из разных источников информации и чему-то учиться по разным учебным материалам. Не авторитетность источника информации должна быть в приоритете, а его понятность, открытость и подробность изложения материала. Умный человек сам должен все проверять, с помощью практики, логики, других примеров, а не просто доверять авторитетам. Ведь бывает такое, что человек может быть очень начитанным, многое знать, а объяснить свои знания не в состоянии. Это так, а не иначе, потому что такой-то авторитет так сказал – вот вам и все доказательства. Это не серьезная позиция. У авторитета могут быть разные причины что-то говорить и о чем-то умалчивать. Нельзя верить людям на слово, кем бы они ни были. Их надо проверять, сравнивать их мнение с мнением других, пусть даже и не очень авторитетных людей, но четко и ясно объясняющих свою позицию. К тому же, чем больше источников информации вы используете для изучения того или иного вопроса, тем шире будет ваш кругозор. Разные мнения сделают ваше собственное мнение более объективным, а разный способ подачи одного и того же материала позволит вам более детально и системно его изучить.

    Еще одним важным моментом в получении знаний является понимание цели их получения. С одной стороны, чем больше всего вы знаете, тем умнее выглядите. Но с другой, все-то вы знать не можете, значит нужно стремиться узнавать прежде всего самые важные вещи, чтобы быть умным в том, что лучше всего скажется на вашей жизни. Люди ведь хотят стать умнее не просто так, а прежде всего или в том числе для того, чтобы превзойти других людей и на их фоне выглядеть лучше в различных делах. Это естественная конкуренция, борьба за выживание, желание побеждать и быть лучшим, чтобы иметь лучшее. Значит, надо умнеть с конкретной целью – кого-то в чем-то превзойти или сделать какое-то важное для вашей жизни дело, ну или дела. Тогда, вместо того, чтобы пихать в свою голову как можно больше всяких знаний, тратя на это уйму времени и сил, разумнее выбрать для себя что-то самое важное, какое-то наиболее продуктивное направление, которое будет ближе всего к вашей жизни, к удовлетворению вами своих потребностей, к решению важных для вас задач, к достижению своих целей. Быть умным, не значит обладать энциклопедическими знаниями, чтобы те же кроссворды разгадывать, такими знаниями сегодня никого особо не удивишь. Тот же интернет, к которому многие люди имеют доступ, все равно будет знать больше вас и его знания по многим вопросам будут более свежими и точными, чем ваши. Быть умным, а в нашем случае становиться умнее, значит расширять свои возможности и учиться делать такие дела, которые будут улучшать вашу жизнь.

    Подумайте, если одной из целей в этом мире для нас является стремление завладеть необходимым для комфортной и безопасной жизни количеством ресурсов, то знания, которые вы получаете, должны отвечать прежде всего этой цели. Отношения с людьми тоже важны, потому что большинство своих потребностей мы удовлетворяем с их помощью. Следовательно, нужно получать знания прежде всего об этих вещах. Причем эти знания должны быть адекватны реальности, а не такие, которые учат нас тому, как надо и как должно быть, а не тому, как есть. Другие знания подождут. Мне вот все интересно, я всем интересуюсь, для всего открыт, но когда я испытываю дефицит времени, то все лишнее отсекаю и сосредотачиваюсь только на важных для моей текущей жизни вещах. В этом мире много умных людей, которые разбираются в различных сложных вещах, многое знают, но при этом не могут эффективно или вообще хоть как-то решить типичные житейские проблемы и задачи, важные прежде всего для их собственной жизни. Я не против порассуждать о высших материях, о возможных, но недоказанных вещах – инопланетянах, жизни после смерти, параллельных мирах и тому подобном, но только после того, как будут сделаны более важные дела. Иначе какой прок от большого ума, если он не позволяет даже самое необходимое для жизни получить и с самыми насущными проблемами разобраться.

    Программа обучения

    Вот этот момент, друзья, очень важен. Когда я сам его полностью осмыслил, то пришел в восторг от понимания того, как при определенном подходе к процессу получения знаний и развития мышления, можно превзойти многих умных и хорошо образованных людей. Сейчас я объясню вам смысл этого подхода. Где бы и чему бы вы ни учились, если те знания, которые вы получаете, будут получать и другие люди, точно таким же образом – то в какой-то степени вы будете развиваться с ними в равных условиях. То есть, общедоступная программа обучения готовит людей, специалистов, примерно одного уровня. Понятно, что одни люди талантливее других, что к обучению отношение у людей бывает разным, что помимо той программы, по которой человек обучается, он может по своему желанию и другие знания получать, и благодаря этому быть умнее в некоторых вещах. Но все равно, одинаковая для всех людей программа обучения, делает их в некоторой степени равными друг другу. По крайней мере те из них, кто старается учиться, получают примерно одинаковый уровень подготовки. Эти люди становятся умнее относительно самих же себя и относительно тех людей, которые обучаются по другим, менее эффективным программам или не учатся вовсе. Но в сравнении друг с другом, они будут примерно одинаковыми.

    А чтобы стать умнее других, достаточно умных людей, которые получили или получают хорошее образование, чтобы суметь обойти их, превзойти, желательно развиваться по индивидуальной программе обучения. Она может быть основана на обучении по другим, специально подобранным для вас учебным материалам, которые вам нужно будет изучить в определенной последовательности, а также на грамотной подаче этих материалов и на работе с людьми, которые хорошо умеют объяснять, рассказывать и показывать, и что особенно важно – умеют мотивировать к учебе. Даже элементарная подборка книг для чтения может быть настолько уникальной и хорошо продуманной, что человек сможет научиться чему-то по ним гораздо быстрее и намного лучше, чем те люди, которые читают другие книги и в другой последовательности. Вы только представьте себе, можно такую программу обучения разработать, которая будет в разы эффективнее тех программ, которые применяются в самых лучших университетах мира. И вы можете стать умнее тех людей, которые платят большие деньги за свое образование. Но, повторю, это произойдет только в том случае, если вы сами или с чьей-то помощью сможете создать свою собственную, подстроенную под ваши умственные способности и базовые знания программу обучения. Это первый момент.

    Второй момент – это поиск наиболее оптимального пути к желаемому результату. Он логически вытекает из первого момента. Всегда помните о том, что к одному и тому же результату можно прийти разными путями. Это касается многих дел, возможно, всех, и уж точно это касается обучения. Поэтому учебных программ может быть великое множество. Какие-то из них более эффективны, какие-то менее. Поэтому, если у вас не получается что-то освоить одним способом – ищите другой. Как получение знаний, так и развитие мышления, может включать в себя массу персонализированных моментов. Люди все разные, кто-то соображает быстрее, кто-то медленнее, кто-то лучше понимает одних учителей, кто-то других, у кого-то один способ восприятия информации развит лучше [визуальный, аудиальный, осязательный], у кого-то другой, отличий может быть очень много. И учитывая их, можно помочь любому человеку стать умнее в нужной ему области за относительно короткий срок. Представьте себе такую индивидуализированную программу, которая идеально будет подходить именно вам. Благодаря ей вы будете воспринимать знания и развивать свое мышление максимально легко и с большим интересом. Представьте, как быстро с ее помощью вы сможете научиться важным для вас вещам. И что не менее важно, она поможет вам получить конкурентное преимущество перед другими людьми, которые будут учиться по менее эффективным и общедоступным программам. А общедоступность снижает ценность любых знаний. Ведь чем большее количество людей будут уметь делать одни и те же вещи, тем ниже будет цениться их деятельность.

    Поэтому мой совет вам будет таким: старайтесь чаще экспериментировать с программами обучения, ищите новые способы чему-то научиться и новые способы развить свое мышление. Не полагайтесь только на “дедовские методы” улучшения своих умственных способностей, ибо всегда можно найти что-то более совершенное и идеально подходящее именно вам. Идти по уже протоптанной кем-то дорожке, изучая что-либо, конечно, тоже правильно. Так можно сэкономить время. Но ее, эту дорожу, надо дополнять своими путями, чтобы к некоторым знаниям приходить быстрее других и лучше их понимать. Еще раз напомню вам, что для того, чтобы стать умнее других людей и превзойти их, нужно стараться находить новые идеи своего развития, чтобы делать что-то такое, чего другие люди не делают, когда занимаются своим развитием. В этом смысле самообразование может иметь огромное преимущество над стандартным образованием.

    Желание меняться

    Ну и последнее, что вам необходимо в себе развивать и постоянно поддерживать – это желание меняться. Тут мы возвращаемся к тому, с чего начали. Если вы хотите стать умнее, вы должны признать, что сейчас вы недостаточно умны и можете стать лучше, и такое состояние недостаточности будет всегда. В чем-то вы правы, в чем-то нет, что-то знаете, чего-то не знаете, какие вещи делаете хорошо, какие-то плохое – все это не имеет значения. Изменения вам все равно нужны, даже если у вас и так все хорошо. Придерживайтесь убеждения, что хорошее враг лучшего, а не наоборот.

    Иногда человеку нужно перешагнуть через свою гордость, через свое Эго, чтобы признать свою неправоту в каком-то вопросе и в связи с этим принять новую точку зрения и благодаря ей измениться. Как это порой тяжело сделать, особенно тем людям, которые очень не любят быть неправыми. Но только признав свою неправоту в том, в чем вы на самом деле не правы, вы можете перейти на следующую ступень развития, открывшись новой позиции, новой точке зрения, новым знаниям. Ведь стать умнее, значит стать другим. А для этого нужно отказаться от себя нынешнего, от того, что вам нравится в себе и к чему вы привыкли. Нужно отказаться и от психологического комфорта, ибо именно он держит нас в ловушке собственной ограниченности. Человеку комфортно, когда он сам и другие люди считают его умным. А если вы умный, то зачем вам что-то в себе менять. Но когда кто-то тыкает человека носом в его грехи, ошибки и заблуждения, то сами знаете, какие чувства это вызывает. Как минимум обиду, а как максимум злость и ненависть. Да, это неприятно, иногда больно, иногда страшно, иногда это приводит человека в бешенство, но это путь к изменениям, которые сделают вас лучше, умнее. Те же ошибки нужны для того, чтобы на них учиться, мы все это знаем, но не всегда следуем этому правилу. Так что иногда надо выбирать между возможностью стать умнее и желанием находиться в комфортной психологической атмосфере. Противоположность комфорту – стресс. Изменение себя – это всегда стресс, в некоторых случаях умеренный, в некоторых изматывающий. И чтобы сознательно подвергать себя ему, необходимо иметь хорошую мотивацию.

    Именно благодаря хорошей мотивации вы сможете последовать всем данным мною вам в этой статье советам. Именно мотивация поможет вам взять и сделать то, что мы с вами здесь обсудили, причем без всяких отлагательств, а прямо здесь и сейчас, используя все имеющиеся у вас ресурсы, прежде всего временные. И как я писал в самом начале статьи, если вы хотите стать умнее, то должны понимать, ради чего вам это нужно. Я скажу вам только то, что благодаря своему уму вы можете решить любые проблемы и задачи, понимаете, любые. Все ваши страхи, вся ваша боль, все ваши желания – зависят от вашего ума. Чем умнее вы будете, тем меньше в вашей жизни будет страхов, боли, страданий и тем больше будет радости, счастья и всевозможных благ. Можете в этом не сомневаться.

    Все мы хотим быть умными, блистать смекалкой, остроумием и интеллектом, но получается это лишь у избранных вроде Николая Баскова и Геннадия Онищенко. Прочти эту статью - и мир в твоей голове заиграет новыми извилинами.

    Александр Каныгин

    1. Больше читай

    Чем сложнее и необычнее будут книги, тем лучше. Сложные конструкции, длинные, развернутые предложения, редкие слова, заумные статьи из нашего журнала и особенно стихи - самый настоящий «Растишка» для твоего мозга.

    2. Барабань по столу

    А еще лучше возьми за правило аккомпанировать услышанной музыке: на колене, крышке стола или свежекупленном тамтаме - не важно. Ладонями или палочками для еды. Нейро­биолог Анируд Патель из Сан-Диего считает, что чувство ритма играет важную роль в обучении. Ведь за него отвечают базальные ганглии – доли мозга, вовлеченные в моторные функции.

    3. Слушай классическую музыку

    Особенно Моцарта. В 1995-м психолог Френсис Раушер хитростью заманила в комнату тридцать крыс. Два месяца там периодически звучала Соната для двух фортепиано до мажор. После эксперимента выяснилось, что животные стали не только лучше танцевать, но и пробегать лабиринт быстрее и с меньшим количеством ошибок, чем другая группа крыс, живших эти два месяца в тишине.

    4. Тренируй память

    У лондонских таксистов, например, увеличен гиппокамп – часть мозга, отвечающая за эмоции и память. Чем ты хуже?

    ■ Помести в закладки сайт brainscale.ru . Там ты найдешь один из вариантов задачи «N назад», разработанной в 1958 году для исследования и стимуляции активности определенных зон мозга, развития рабочей памяти, логического мышления и способности к концент­рации внимания. Постарайся проходить тест ежедневно, выделяй на это несколько минут в начале дня и столько же в конце. Согласно исследованию, проведенному в 2008 году Сюзанной Йегги, регулярные тренировки в выполнении этой задачи способны значительно развить подвижный интеллект, расширить рабочую память человека, улучшить логическое мышление и способность концентрироваться.

    ■ Составив список продуктов, которые нужно купить, перечитай его несколько раз и постарайся запомнить не их названия, а свой будущий путь по разным отделам в магазине. Собрав все в тележку и стоя в очереди, попытайся в уме подсчитать общую сумму. Если она потом окажется верной, можешь купить себе в награду кустик шпината: он хорош для памяти.

    ■ Ежедневно выделяй полчаса на заучивание стихов. Последний раз ты занимался этим в детском саду, но все слова вылетели из твоей головы в тот момент, когда официальная часть праздника закончилась и гроб опустили в землю. Содержание стихотворений никакой роли не играет.

    5. Выпей кофе

    Кофеин стимулирует выброс нейромедиаторов дофамина и нор­адреналина – они помогают дольше оставаться в тонусе и сохранять концентрацию. Важно не переборщить: от очень большой дозы кофеина ты перевозбудишься и не сможешь мыслить рационально. Кофеин в дозах более 300 мг (четыре чашки натурального кофе) в сутки подарит состояние тревоги, головную боль, тремор, аритмию.

    6. Альберт Эйнштейн

    Физик-теоретик, лауреат Нобелевской премии:
    «Интеллектуальный рост должен начинаться с момента рождения и прекращаться только со смертью. Знать, где можно найти информацию и как ее использовать, – вот в чем заключается секрет успеха. Разум, однажды расширивший свои границы, никогда не вернется в прежние. Выдающиеся личности формируются не посредством красивых речей, а собственным трудом и его результатами».

    7. Марк Порций Катон

    Старший государственный деятель, писатель:
    «Мудрый человек больше учится у дураков, чем дураки у мудрого».

    8. Играй в шахматы, шашки и покер

    Эти игры не только могут сделать тебя богаче, но и прекрасно развивают мышление. Если ты считаешь, что играешь в шахматы слишком хорошо, попробуй играть еще и на время, чтобы на принятие решения уходило не больше минуты.

    9. Развивай свое численное чувство

    Да-да, у тебя уже есть такое. Выуди из кармана горсть мелочи, мельком взгляни на нее и попробуй по памяти сосчитать общую сумму. Вероник Изгард, когнитивный психолог из Гарварда, выяснила, что за счет отвечают древние структуры мозга, возрастом что-то около квазилиона лет (такое число есть? У нас плохо с этим), но развиваться они могут на протяжении всей жизни. Чтобы проверить, насколько твое ЧЧ развито на данный момент, пройди короткий тест или масштабный тест , результаты которого даже сохранятся в анналах американского университета и помогут двинуть вперед науку. Ну а дальше - развивай ЧЧ. Самый простой способ - упаковывание вещей в сумку. Когда ты прикидываешь, как бы их лучше впихнуть, твой мозг решает сложнейшие задачи и тренируется.

    10. Корми мозг правильно!

    Особенно если до сих пор не можешь до конца рассказать ни одного стихотворения из школьной программы, а о днях рождения знакомых тебе напоминает Facebook.

    ■ Грецкие орехи . Чуть ли не главная пища для эрудита! Они даже внешне похожи на мозг. Пять орехов в день - и ты будешь обеспечен лецитином, улучшающим работу мозга и активизирующим память. Еще орехи полезны, если ты вдруг живешь в условиях повышенной радиации.

    ■ Рыба . Немногословная и холодная, она богата йодом, в ее мясе содержатся жирные кислоты омега-3, обеспечивающие быстрый приток энергии, необходимой для передачи импульсов в клетках мозга. Они же регулируют уровень холестерина в крови и улучшают работу сосудов. Если будешь съедать хотя бы 100 граммов рыбы в день, у тебя увеличится скорость реакции и ты снизишь риск развития болезни Альцгеймера.

    Тыквенные семечки . Высыпь полстакана в карман пиджака и во время офисных скандалов улучшай память и заставляй мозг быстрее соображать. Все благодаря цинку.

    ■ Шпинат . Добавляй его в утренний омлет два-три раза в неделю. Содержащийся в шпинате лютеин защитит клетки мозга от преждевременного старения.

    ■ Шалфей . В университете Джона Хопкинса выяснили, что шалфей подавляет действие аминокислот, ответственных за нарушение памяти. Теперь там ежедневно пьют чай с шалфеем и все про всех помнят.

    11. Пытайся угадать следующую фразу собеседника

    Ребекка Сейкс из Массачусетского технологического института уверена, что при должной тренировке люди смогут понимать окружающих и вовсе без слов - по выражению лица, взгляду и другим подобным признакам. За это отвечает секция мозга, которая находится за правым ухом и отвечает за интуицию.

    12. Заведи блог

    Рассказывая в нем о событиях дня, ты не только научишься четко формулировать мысли, но и будешь постоянно думать над новыми темами и колкими ответами на вопросы преданных читателей.

    13. Коити Тохэй

    Писатель, мастер айкидо, обладатель 10-го дана, основатель Общества кии стиля ки-айкидо«Чтение - краеугольный камень интеллекта. Заполняйте свое свободное время чтением всевозможных книг. Читайте романы, документальную литературу, биографии. Сначала быстро просматривайте книгу, чтобы составить о ней общее представление. Если вам покажется, что это имеет смысл, перечитайте ее снова. В результате повысится способность вашего мозга приспосабливаться к различным обстоятельствам и упорядочивать самые разнообразные данные».

    14. Решай кроссворды

    Удивительно, но это действует: работу мозга здорово подстегивают серьезные кроссворды.

    15. Константин Шереметьев

    Исследователь, автор проекта «Интеллектика» (), автор книг «Совершенный мозг: Как управлять подсознанием» и «Как стать умнее»:
    «Кто-то считает, что если в школе он неплохо решал задачи по математике или что-то в подобном роде – значит, он умный и таким останется навсегда. Это несусветная чушь. Если в 18 лет накачать себе мышцы, а потом лечь на диван и забыть о них, то очень скоро они атрофируются. И с эффективностью работы мозга происходит то же самое».

    К ответу!

    На наши глупые вопросы умно отвечает Константин Шереметьев.

    Кого можно считать умным?
    Человека, который использует свой мозг для решения повседневных задач. Основная мыслительная деятельность проходит в подсознании. Обращаться с ним не учат в школе, поэтому мозг большинства людей работает вхолостую. Он никак не помогает им в жизни. А основное предназначение интеллекта - обеспечить выживание. Поэтому, чтобы оценить ум человека, запомни правило: результат работы интеллекта - это изменение материального мира. Выживание? Тогда кто умнее - офисный работник или охотник в дикой природе?
    Как ни странно, мозг эти виды деятельности не различает. Обоим нужно исследовать то, что их окружает, и научиться эффективно действовать в данной обстановке. Сколько минут или часов в день нужно выделять на тренировку мозга?
    Мозг работает круглосуточно. Вопрос лишь в том, какую нагрузку ты ему даешь. Если ты критически смотришь на жизнь, ищешь то, чем хочешь заниматься, реализуешь себя, то мозг начинает работать на полную катушку. Если же мыслительной нагрузки нет, он атрофируется и способен только на мышление по шаблону. Вы разрабатывали программу реагирования на нештатные ситуации для космонавтов. Они что, умнее тех, кто в космосе не был?
    Я заносил знания в разных областях в систему искусственного интеллекта, чтобы в опасной ситуации она подсказала верное решение. Но можно копить полезные советы на все случаи жизни в телефоне. Тогда, например, в случае ДТП точно будешь знать, что делать.

    16. Выучи иностранный язык

    Андреа Мэчелли, доктор неврологии Лондонского университета, доказывает, что людям, которые знают несколько иностранных языков, легче переключаться между разными умственными задачами. Дополнительный толчок в развитии твоему мозгу даст новый способ изучения непонятных иностранных слов.

    ■ Скажем, изучение языка с помощью параллельных переводов. На сайте getparalleltranslations.com ты найдешь книги, на страницах которых одновременно размещены английский и русский тексты. По сути, это те же самые титры, с которыми ты так любишь смот­реть свежие сериалы.

    ■ словацкий веб-разработчик Вой­тек Риник считает, что слова нужно учить до того, как они встретятся тебе в книге. Удивленный его советом, ты должен скормить незнакомый текст сервису wordsfromtext.com , он в ответ сгенерирует список наиболее употребляемых слов и предложит тебе отметить в нем незнакомые. Их по желанию можно распечатать с переводом, вызубрить и уже во всеоружии наброситься на ничего не подозревающую литературу.

    17. Установи себе умное приложение

    Чувствуя неприятную пульсацию в слишком быстро растущем мозге, мы уткнулись в экраны мобильных телефонов в надежде найти спасение в какой-нибудь отупляющей игре. Но что это? И на мобильных устройствах не ступить ни шагу от засилья развивающих программ!

    Тренажер памяти . Последовательно запоминай нажатия разноцветных кнопок и повторяй их. По сути, это все та же задача «N назад», замаскированная под игру.
    Einstein . Тренировка для ума. HD-сборник из 30 упражнений для развития логики, памяти, счета и внимания.
    Мозг Гения . Вариация на тему известной логической задачи, созданной, по легенде, Эйнштейном от нежелания ходить в детский сад.

    18. Не теряй времени

    Если на работе выдалась свободная минута и ты хочешь посмотреть пару-тройку метров смешных картинок, лучше открой Википедию и прочитай «случайную» статью.

    19. Гуляй

    Достаточно три раза в неделю по полчаса дефилировать вокруг дома, чтобы на 15% лучше концентрировать внимание, обучаться и абстрактно мыслить. И дело тут не только в притоке кислорода к твоим захиревшим в офисной духоте нейронам: ученые из Института Солка доказали, что умеренная физическая нагрузка на свежем воздухе заставляет мозг наращивать новые клетки.

    20. Давай мозгу отдых

    Как бы ты ни был занят, в процессе умственной деятельности обязательно нужно отдыхать каждые час-полтора. Например, сделать простые физические упражнения или просто походить по коридору и выпить чашечку кофе. Считай это необходимостью. Так аналитические центры мозга лучше переваривают накопленную информацию и нет-нет да и придут к какому-нибудь неожиданному выводу.

    21. Подстегни свой мозг

    Если ты проигнорировал все наши советы, а завтра финал чемпионата «Что? Где? Когда?» лиги одноклассников, есть еще один способ растрясти жирок на мозговых извилинах.

    ■ Экстренно повысить IQ помогут нейрометаболические стимуляторы, они же ноотропы, - средства, оказывающие активирующее действие на память и умственную деятельность. Заметь: полностью легальные. Слова для поиска в аптеке такие: фенотропил, аллертек, депренил. Еще можешь попробовать фенибут, но он, в отличие от предыдущих препаратов, пьется курсом в 2-3 недели, разовое употребление должного результата не даст. А он должен быть вот каким: отсутствие желания все бросить и отправиться спать, возросшая скорость реакции, легкая раздражительность и ощущение, что ты умнее всех вокруг. Есть, правда, и небольшая проблема. «Действие ноотропов на мозг до конца еще не изучено», - говорит заведующий лабораторией нейробиологии памяти Института нормальной физиологии РАМН Константин Анохин. И еще: не путай ноотропы с БАДами. Эти тоже сделают тебя на время сообразительнее, но они и действуют иначе, и эффект у них слабее. Это, скажем, гинкго билоба, гуарана, элеутерококк и корень женьшеня.

    22. Играй в «Тетрис»

    Исследование американских ученых показало, что эта классическая головоломка может оказывать положительное воздействие на развитие мозга человека. Тестирования подтвердили, что регулярная практика игры в «Тет­рис» может увеличить объем серого вещества в мозге игрока и улучшить его способности к мышлению. Мозг людей, которые в ходе эксперимента в течение трех месяцев играли в эту головоломку по полчаса в день, претерпел изменения в областях, связанных с движением, критическим мышлением, рассуждением, языком и обработкой информации.

    23. Леонардо да Винчи

    Художник, изобретатель, ученый, писатель:
    «Железо ржавеет, не находя себе применения, стоячая вода гниет или на холоде замерзает, а ум человека чахнет».

    24. Анатолий Вассерман

    Журналист, политический консультант:
    «Читайте и смотрите побольше, старайтесь найти связи и аналогии между разными знаниями - и довольно скоро будете чувствовать, какие еще пробелы стоило бы заполнить, чтобы понимать больше. Без интеллекта все остальное просто бесполезно. Быть умным не только модно, но и очень приятно. По моему опыту, лучше запоминается то, что интересует. Будьте любознательны - и без особых усилий запомните все, что окажется любопытным. А вот для того, чтобы сохранить память, нужно активно работать, иметь разносторонние интересы. Тогда многое будет запоминаться, и память будет надежной опорой».

    25. Хорошо высыпайся

    Именно во сне мозг обрабатывает собранную за день информацию и формирует воспоминания. Как подсчитали сотрудники Калифорнийского университета в Беркли, обычно взрослому человеку хватает от 6 до 8 часов сна.

    26. Читай новыми способами

    Ты, конечно, уже пробежал глазами этот совет и перешел к следующему. Попробуй вернуться и сделать вот что.

    ■ Возьми карандаш и, ведя им под строкой, читай текст. Глаз, уловив движение, побежит за указкой, читая при этом все, что ты ему подсунул. Каждый раз ускоряй движение карандаша - так твои глаза привыкнут к возросшей нагрузке, скорость чтения увеличится, и ты сможешь поглощать информацию быстрее.

    ■ 80% людей при чтении мысленно проговаривают слова. Эту вредную привычку ты приобрел, учась читать: проговаривал текст по буквам, потом по слогам, затем складывал их в слова. Но для понимания это вовсе необязательно. Для борьбы с внут­ренним голосом научись читать текст, одновременно считая до тридцати или напевая (можно без слов) песню. Неделю-две ты не будешь понимать содержание текста, но постепенно все придет в норму.

    ■ Если верить физиологам, у человека, видящего что-либо волнующее, зрачки рефлекторно расширяются. Когда ты доходишь до интересного места в тексте, наблюдается то же самое: зрачок расширяется, в глаз попадает больше света, а значит, и больший объем информации он может уловить. Единственная проблема в том, как заставить себя поверить, что лежащий перед тобой следственный протокол так же интересен, как интервью с девушкой с обложки. С нейрофизиологической точки зрения, интерес возникает в момент, когда мозг сравнивает новую информацию с уже имеющейся в памяти. Поэтому просто предположи, что именно может быть написано в тексте. Мозг вынужден будет сравнивать сведения с реальными и волей-неволей проявлять интерес.

    27. Заведи себе необычное хобби

    (идеи тебе подкинет наша рубрика «Идея!»).
    Новые виды деятельности, как считают в Институте биологических исследований Солка в пригороде Сан-Диего, во-первых, отлично помогают отвлечься от рутины, а во-вторых, вынудят твой мозг приспосабливаться к незнакомой для него деятельности и, как следствие, тренироваться.

    28. Алан Вейс

    Президент Союза здравоохранения NCH:
    «Когда вы полностью погружены в мир игры, ваш мозг сосредоточивается на решении актуальных проблем. Он ищет необычные решения и выходы из непривычных в повседневной жизни ситуаций. Позже эти же идеи могут пригодиться вам в реальной жизни, на работе или при общении».

    29. Пробуй новые способы получения информации

    Тебе мешают читать книги на рок-концерте? Обрати внимание на аудио­книги и аудиоподкасты. А в Интернете запишись на бесплатные курсы на knowledgestream.ru (coursera.org для англоязычных).

    30. Прекрати смотреть телевизор

    Созерцание мелькающих картинок, якобы призванное дать отдых натруженному за день мозгу, загружает его точно так же, как чтение или доказательство теорем. Но при этом совершенно не развивает. Вывод? Выкидывай телевизор в окно и ставь на его место горшок с шалфеем.