Кабардино балкарский национальный костюм. Презентация на тему: Общее и особенное в национальных костюмах кабардинцев, балкарцев и терских казаков. Список использованной литературы

Учебный проект «Общее и особенное в национальных костюмах кабардинцев, балкарцев и терских казаков» Авторы: Гунченко Светлана, Соломатина Кристина Руководитель: Тесля Галина Васильевна Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа местной администрации городского округа Прохладный КБР»


Самыми многочисленными народами в нашей республике, Кабардино-Балкарии являются: кабардинцы (57,2%) русские (22,5%) балкарцы (12,7%).


Мужская одежда кабардинцев и балкарцев - это одежда воина, наездника, приспособленная к условиям их жизни. Для мужской одежды кабардинцев и балкарцев, между которой не было существенных различий, была характерна темная сдержанная цветовая гамма. Одежда вполне соответствовала представлению горцев о красоте мужской фигуры, подчеркивала широкие плечи и тонкую талию, ее стройность и подтянутость, ловкость и силу.


Основными частями мужской одежды являлись бешмет и штаны. Бешмет- одежда в виде кафтана с воротником - стойкой, доходящая, как правило, до колен. Штаны состояли из прямых, слегка суженных книзу штанин, между которыми вшивался ромбовидный клин. Бешмет


Полный костюм кабардинцев и балкарцев включал в себя черкеску, которая надевалась поверх бешмета. Она служила в какой-то мере нарядной одеждой и ее надевали, отправляясь в общественные места. Черкеску шили из домотканого сукна высшего качества, обычно серого, белого и черного цветов. Черкеска плотно облегала фигуру до пояса и расширялась к низу, вместо воротника имела вырез на груди, из которого выглядывал бешмет. Черкеска


По обеим сторонам груди на черкеску нашивались газырницы. Газырницы - карманы с мелкими отделениями, в которые вкладывали круглые деревянные или костяные трубочки с заготовленными в них зарядами для огнестрельного оружия. У бедных крестьян они были простые, деревянные с белыми костяными наконечниками, у богатых - из кости, с черненными серебряными или даже золотыми колпачками. Впоследствии газырницы утратили свое назначение и сохранились в качестве украшения. Газырницы


Головной убор кабардинцев и балкарцев, в основном, соответствовал их одежде. Лето м они носили войлочную шляпу с широкими полями, а зимой и в осенне-весенний период - шапку из овчины, папаху. Балкарцы носили папаху и лето м. Наиболее распространенным цветом папахи был черный, но встречались и белые, и серые. Папаха


Головной убор дополнялся башлыком. Это суконный остроконечный капюшон, надеваемый в непогоду поверх какого-либо головного убора. Башлык имеет длинные концы-лопасти для обматывания вокруг шеи, его изготавливали из белого, черного или коричневого домотканого сукна. Края башлыка обшивались тесемкой из простых, а иногда из серебряных или золотых ниток. Башлык


Верхней одеждой являлась бурка – войлочный безрукавный плащ. Бурка заменяла непромокаемый плащ во время дождя, защищала от летней жары и холодного ветра, служила постелью в степи и на пастбище. Бурки делались из черной шерсти. Они имели лохматую поверхность, узкие плечи и широкий низ. Воротник бурки имел специальную застежку. Богатые и знатные люди иногда носили белые бурки. Бурка


Мужской костюм у терских казаков состоял из военной формы и повседневной одежды. В состав формы входили: рубаха, шаровары, бешмет, черкеска, башлык, зимняя бурка, папаха, сапоги. Покрой черкески целиком был взят у соседних народов – кабардинцев и балкарцев. Черкеска терских казаков шилась из фабричного сукна черного цвета. Рукав черкески имел подкладку ярко – синего цвета, так как отворот его был своеобразным украшением костюма. Из глубокого выреза черкески виднелся бешмет. На груди черкески нашивали газырницу.


Идеалом женской красоты считались тонкая талия и плоская грудь. Для этого горянки с 10-12-летнего возраста носили сафьяновые корсеты с деревянными планками, надеваемыми на голое тело. Поверх корсета надевали нижнюю рубашку. Поверх рубашки обязательно надевалось платье. Платье совпадало по покрою с черкеской – распашное до пола, без воротника, с открытой грудью и застежкой у пояса.


Иначе шились только рукава платья. Сначала рукав был разрезан почти до самого верха, спускался много ниже кисти руки и заканчивался округлой лопастью. Позднее рукав делали узким, выше локтя и отдельно - нарукавную подвеску-лопасть, которая подвешивалась выше локтя. Лопасти расшивались золотом и серебром. Эскизы подвесок - лопастей


Платье украшалось орнаментальной вышивкой по бортам, подолу, низу рукавов. Все элементы орнамента имели определенное смысловое значение и были связаны с культовыми обрядами. Орнаменты и символы животных: Орнаменты и символы крестов: Орнаменты и символы небесных святил, природных явлений и божеств: Орнаменты и символы птиц:


Важной частью женской одежды был кафтанчик, который надевали под платье поверх рубашки. Кафтанчик делался коротким и туго стягивал фигуру. Покрой его совпадал с бешметом, застежка находилась спереди и шла от шеи до пояса, иногда имелся стоячий воротник. Для украшения на груди нашивали несколько пар серебряных застежек, иногда вызолоченных. Из-под платья была видна грудь кафтанчика с застежками. Постепенно от кафтанчика остался нагрудник с застежками, со стоячим воротником. Его также надевали под платье. Пояс играл важную роль. Его надевали поверх платья, стягивая талию.


Девушки носили высокую шапочку различных видов - цилиндрическую, конусообразную, округленную форму, иногда цилиндр сочетался с конусом. Нижняя часть шапочки обтягивалась широким галуном из золотых и серебряных ниток. Верхушка покрывалась сукном или бархатом и украшалась узкими галунами. На самой верхушке имелось украшение в виде круглой или овальной шишечки - из серебра или серебряных ниток. Нередко шишечка заменялась различными изображениями: птичкой, полумесяцем, цветочком.


В XVIII- первой половине XIX века одежда терских казачек была схожа с одеждой кабардинок и балкарок. Основой костюма была рубаха с расширяющимися книзу рукавами. На рубаху надевали распашное платье. Шили платье с отрезным приталенным лифом. К лифу пришивалась широкая присборенная юбка. Платье подпоясывали бархатным поясом с золотоой или жемчужной вышивкой или серебряным узором. Вышивкой верхняя одежда казачек не украшалась.


Яркость, веселость, независимость характера казачки отражены в ее нарядах. Со второй половины XIX века распространился такой вид одежды, как «парочка» (юбка - кофта). Кофта называлась кофтой, блузкой, кирасой. Кираса - плотно облегающая кофта с небольшой баской до бедер, узкими длинными рукавами, присборенными у плеча, с воротничком-стойкой, застегивавшаяся спереди на множество мелких пуговиц. Казачки носили кружевные платки – «файшонки»


Блузки и кофты шили свободного покроя, без талии, на полчетверти ниже талии, с застежкой сзади или сбоку, с воротником-стойкой и длинным или до локтя рукавом, присборенным у плеча. Отделывали блузки нарядными пуговицами, тесьмой, самодельными кружевами, гарусом, бисером. В моду вошла шлычка – головной убор замужней женщины в виде небольшой круглой шапочки, надевавшейся на узел волос. Дополняли костюм казачки черные или красные лакированные сапожки на каблучке.


Общее и особенное в национальных костюмах кабардинцев, балкарцев и терских казаков. Мужской костюм горцев и терских казаков включает одинаковые предметы одежды. Это бешмет, штаны, черкеска, башлык, бурка, папаха, сапоги или ноговицы.


Женский костюм кабардинок, балкарок и терских казачек в XVIII веке имел общие черты. Это платье, схожее по покрою с черкеской - распашное до подола, без воротника, с открытой грудью и застежкой у пояса. У горянок к рукаву пришивались подвески – лопасти, а платье украшалось вышивкой по бортам, подолу, низу рукавов. Терские казачки верхнюю одежду вышивкой не украшали.


В XIX веке костюм терских казачек приобрел черты городского костюма, «парочки» казачек были совсем не похожи на национальные костюмы горянок. Ни кабардинцы, ни балкарцы не любили яркие цвета, пёструю одежду. А женский костюм казачек отличался большей пестротой, яркостью сочетаний цветов.


Выводы: Одежда кабардинцев и балкарцев была многофункциональна, выражала статус человека, подчеркивала красоту фигуры, что обеспечило ей всеобщее признание на Кавказе. Мужской костюм кабардинцев и балкарцев практически не имеет различий. Мужской костюм горцев и терских казаков включает одинаковые предметы одежды, что свидетельствует о взаимовлиянии и взаимопроникновении культур. Женское платье кабардинок, балкарок и терских казачек в XVIII веке – это распашное платье, схожее по покрою с черкеской, что также свидетельствует о родстве культур соседних народов. В XIX веке костюм терских казачек приобрел черты городского костюма и стал существенно отличаться от костюма горянок. В начале XX века у кабардинок и балкарок появляются предметы одежды, заимствованные у казачек. Кабардинцы и балкарцы не любили яркие цвета, пёструю одежду. Женский костюм казачек отличался пестротой и яркостью сочетаний цветов. Общие черты в национальных костюмах свидетельствуют об исторической и духовной связи народов, населяющих нашу республику. Высказанная нами в начале работы гипотеза о единстве первоосновы костюмов кабардинцев, балкарцев и терских казаков оказалась верной.

До Великой Октябрьской социалистической революции на территории Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии городов не было. Центр Нальчикского округа - Нальчик был основан как укрепление в 1822 г. В 1838 г. возле крепости образовалось военное поселение, а в 1871 г. Нальчик преобразовали в слободу. Вплоть до революции он оставался грязной неблагоустроенной слободкой с несколькими лавками и карликовой промышленностью ("известковые и кирпично-черепичные заводы, на которых работало всего 33 рабочих). Но зато в Нальчике было 22 питейных дома. В 1901 г. среди жителей слободы было всего 12 кабардинцев.

В настоящее время Нальчик (87 тыс. жителей) является не только административным, но и промышленным центром Кабардино-Балкарской республики. Здесь имеется ряд крупных предприятий, в том числе машиностроительный завод, крупнейшая на Северном Кавказе кондитерская фабрика, мясокомбинат и др.

Учебные заведения, в их числе Кабардино-Балкарский университет, научно-исследовательский институт, театр, филармония, музей, библиотеки, кинотеатры и т. п., характеризуют Нальчик как важный культурный центр. Возросло, особенно за последние годы, благоустройство города, общественное и жилищное строительство. Нальчик - город-сад, чистый, нарядный, обладающий одним из лучших на Северном Кавказе парком, ничем не напоминает грязную слободу дореволюционного периода.

Совершенно новым и очень своеобразным городом является Тырны-Ауз^ построенный в узком горном ущелье. В городе воздвигнуты большие каменные дома, улицы асфальтированы и озеленены. Построены школы, больницы, клуб, стадион и т. п.

В пределах республики имеются теперь и другие города - Прохладный, Дошукино, а также "несколько рабочих поселков городекого типа.. Общая численность кабардинцев, живущих в городах Кабардино-Балкарии,- около 23 тыс. человек.

В Карачаево-Черкесии на месте станицы Баталпашинской вырос областной центр Черкесск. Промышленные предприятия города - завод «Молот», мебельная фабрика, мясокомбинат, маслодельный завод и др. Население Черкесска сравнительно невелико (41 тыс.), но здесь имеются областной театр, краеведческий музей, научно-исследовательский институт истцрии, языка и литературы, ряд учебных заведений. Проводятся большие работы по благоустройству и озеленению города, построено много больших и красивых зданий. Совершенно заново выстроен другой город области - Карачаевск, расположенный у впадения Теберды в Кубань.

Кабардинцы и черкесы, живущие в городах и непосредственно соприкасающиеся с русскими, имеют возможность ближе знакомиться с их обычаями и образом жизни, что помогает им в перестройке старого быта. Связь, горожан с селениями способствует быстрейшему перенесению новых бытовых нэбыков и в деревню.

Одежда

Национальная одежда кабардинцев и черкесов, как и всякая народная одежда, складывалась в результате воздействия ряда экономических, исторических и географических условий. Поскольку в их хозяйстве не было иного сырья для ткани, кроме шерсти, меха, кожи, войлока, то основные части костюма делали из этих материалов. Однако рано завязавшиеся торговые сношения с другими народами расширили ассортимент товаров и в одежду, особенно женскую, рано вошли привозные хлопчатобумажные, льняные, шелковые и тонкие шерстяные ткани. Привозные ткани в первую очередь были доступны зажиточным. Большая часть населения, особенно до второй половины XIX в., нередко испытывала «ситцевый голод». Так или иначе из женской одежды шерстяные домотканые материалы были вытеснены полностью уже с середины прошлого века.

Национальный мужской костюм сложился в условиях большой подвижности мужской части населения, связанной с характером хозяйства и образом жизни. Необходимой принадлежностью всадника являлась длинная оурка (щашуэ), заменявшая в походе дом и постель. Укрепленная в виде заслона или палатки на кольях, в качестве подстилки и одновременно покрывала, она спасала от холода, снега ж дождя. В жару ее надевали для защиты от палящих лучей солнца. Во время встречного ветра бурку поворачивали задом наперед, чтобы ее не раздувало ветром. Неудобна она была только для пешехода. Поэтому пастухи употребляли обычно короткие старые бурки. Местные бурки по прочности и легкости считались лучшими на Кавказе. Теплой одеждой служили также овчинные нагольные шубы, которые носили пастухи на кошах и пожилые люди в селениях.

Верхней одеждой являлась также черкеска (цей) из домотканого или фабричного сукна, чаше всего черного, бурого или серого. В дореформенный период белые черкески и бурки разрешалось носить только лицам, принадлежавшим к феодальному классу. Длина черкески зависела от моды. Так, например, в начале XX в. носили очень длинные, до щиколоток, черкески. Обычная же их длина - немного ниже колен. По обеим сторонам груди на черкеске нашивались кармашки для деревянных трубочек- газырей, в которых раньше хранили заряды для ружей. До появления огнестрельного оружия на этих местах делались обычные карманы, как это иногда встречалось на рабочих черкесках и в XIX в. В XVII-XVIII бв. парадные черкески имели разрезные откидные рукава, позднее - прямые широкие.

Под черкеску (поверх нательной рубашки) надевали бешмет (къэп- тал) - кафтан с высоким стоячим вюротнитгом, застежкой спереди посредине до пояса, длинными и узкими рукавами; длина его несколько выше колен. Богатые бешмет шили из бумажной, шелковой или тонкой шерстяной материи, часто ярких цветов; крестьяне - из домотканого сукна у а позднее из бумажной ткани. Бешмет был домашней или рабочей одеждой. Черкеска же в прошлом для большинства крестьянства была только праздничной одеждой и имелась далеко не у каждого. Штаны шили из домашнего или покупного сукна, и они имели очень простой покрой - две штанины соединялись большим ромбовидным клином и собирались у пояса специальным шнурком.

Весьма важной частью костюма являлся головной убор, наиболее устойчиво сохраняющийся вплоть до последнего времени. Головной убор носили не только для защиты от холода, жары, но и «для чести». Наиболее распространенный тип голодного убора - меховая папаха с суконным донышком. Форма ее менялась, следуя велениям местной моды. Главным образом изменялась высота околыша. В летнее время носили войлочную шляпу с широкими полями. В ненастную или холодную погоду поверх меховой папахи надевали суконный башлык. Башлык всегда брали с собой в дорогу и носили его на плечах, пока он не понадобится. Парадные башлыки делали белыми или цветными и украшали галунами и золотым шитьем.

По материалам конца XVIII - начала XIX в. известны мужские суконные шапки, украшенные галуном и напоминающие митры. Носили и цилиндрические шапочки с широким галуном на околышке, позднее характерные только для женщин. Однако эти типы головных уборов носили только князья и уорки.

На ноги надевали кожаные или войлочные ноговицы и кожаную мягкую обувь со швом посредине подошвы - чувяки (вакъэ). Князья и уорки часто носили красную сафьяновую обувь, украшенную галунами и вышитую золотом. Такая обувь из тонкой кожи была мало пригодна для пешехода, но зажиточный горец редко ходил пешком. Бедняки носили грубую обувь из сыромятной кожи. Тонкая обувь из сафьяна служила признаком знатного происхождения, и в фольклоре имеется образное выражение о борьбе крестьян с феодалами, как о борьбе сыромятных башмаков с сафьяновыми. Упомянем еще кожаный узкий дояс с серебряными бляшками и подвешенными к нему сальницей, ружейной отверткой, кресалом и т. п. У стариков кожаный пояс часто заменялся матерчатым.

Удобный и изящный мужской костюм, приспособленный к обрасу жизни горцев, широко распространился за пределы Кабарды и Черкесии. Скотовод, охотшш и воин одинаково удобно и свободно чувствовали себя в одежде, точт> пригнанной по фигуре и не стесняющей движения.

В первой половине XIX в. у кабардинцев и черкесов еще бытовали шлемы и кольчуги из железных или стальных колец, надевавшиеся на подкольчужник* Руки защищали металлическими налокотниками и боевыми рукавицами. Такого рода воинский костюм был, конечно, доступен только феодальной верхушке и, так же как оружие, передавался из поколения в поколение. В феодальный период щегольство в одежде для мужчин считалось излишним. Знатный кабардинец мог в доказательство своей воинской лихости ходить в рваной черкеске, но оружие его было всегда богато украшено. К концу XIX в. идеал феодального воина сменился лдеалам богатого и солидного дворянина-землевладельца; князья и уорки (мелкие феодалы) стали уделять своему костюму много внимания.

Большой интерес представляет женский костюм, сложный по форме и ярко отражающий социальные различия. Женщина надевала на тело прямую длинную рубаху(джапэ) из бумажной или шелковой ткани, чаще всего красного или оранжевого цвета. Она была видна в разрез платья. Под рубахой носили шаровары (гъуэншэдж), собранные внизу. С периода возмужания на девушку надевался короткий кафтанчик, сходный по по- покрою с бешметом. На груди он застегивался несколькими (до 20) парами массивных серебряных застежек. Цвет кафтанчика - темно-красный, черный, реже - синий. Кафтанчик обшивали галуном, а рукава и в особенности полы его украшали золотым шитьем. Поверх кафтанчика надевали длинное платье (босцей), по покрою сходное с черкеской. Платье имело спереди разрез, через который были видны серебряные застежки кафтанчика и его полы, часто украшенные вышивкой.

Нарядное платье шили из бархата или шелка темных цветов и украшали галунами ж золотым шитьем. Рукава платья в конце XVIII - начале XIX в. делались длинными разрезными, позднее стали шить платье с цельными рукавами до локтя и из- под них были видны рукава кафтанчика и рубашки. Но в торжественных случаях к рукаву платья прикрепляли подвески в виде широких и длинных лопастей, богато вышитых золотом, имитировавшие более ранние откидные рукава. Пояс с серебряной пряжкой дополнял нарядный костюм княжны или дворянки.

Пожилые женщины носили ватный стеганый къэптал, покроенный по образцу платья. Молодые женщины, согласно местному обычаю, теплой одежды носить не могли. Они защищались от холода только шерстяной шалью.

Головной убор имел разнообразные формы, которые связывались с различными периодами жизни женщины. Девочка ходила в платке или даже с открытой головой, но когда она, по местному выражению, «начинала ходить на танцы», т. е. созревала для замужества, то надевала так называемую «золотую шапочку» (дыщэпы1э) у которую носила и после замужества до рождения первого ребенка. Шапочка имела высокий твердый околыш, украшенный золотым или серебряным галуном или вышивкой, п закругленную, конусообразную или плоскую верхушку из сукна или бархата, украшенную галунами, а иногда и серебряной шишечкой на верхушке.

Поверх шапочки накидывался тонкий шелковый платок, конец которого заматывался вокруг" шеи. Девушки из знатных семей носили также подвески к косам в виде полосы тонкой белой ткани, скрученной наподобие веревки и спускавшейся до подола. Женский головной убор, надевавшийся после рождения первого ребенка, состоял из небольшого платка темного цвета. Концы его пропускали сзади под волосами, заплетенными в косы, и завязывали на темени особым узлом. Сверху накидывали шаль (1элъэщ1). Волосы были совершенно скрыты. Платье и шаль дарил молодой женщине ее отец к рождению ребенка.

Таким образом, перемена головного убора отмечала периоды отрочества, половой зрелости и перехода в разряд женщин-матерей.

На ногах носили сафьяновую или кожаную обувь, сходную с мужской,- чувяки. Свадебная и вообще парадная обувь часто была красного цвета.

Одним из показателей сословного различия служил цвет одежды. Платья красного цвета разрешалось носить только женщине дворянского происхождения.

Будничная одежда крестьянки шилась из дешевой покупной, а до середины XIX в. частично и из домотканой шерстяной ткани и состояла из рубахи, шаровар, кафтанчика и платья, подпоясанного матерчатым или кожаным с галуном по!ясом. На голову девушки надевали большую шаль, а замужние под шаль еще маленький платочек.

Рабыни носили обноски с барского плеча. Их одежда часто сводилась к рубахе и штанам из домотканого сукна. Рабынь, которые сопровождали княгинь, одевали прилично, «а то княгине будет стыдно».

Обувь в виде высоких скамеечек, сделанных по форме ступни и обтянутых бархатом с серебряными украшениями, была принадлежностью только женщины высшего сословия. Такую обувь надевали при торжественных выходах и она была обязательна для невесты. В фольклоре она служит символом богатой и праздной жизни.

Принадлежностью дворянского девичьего костюма был кожаный корсет с деревянными планками - куэншыбо. Идеалом красоты знатной девушки была тонкая талия и плоская грудь. Для достижения этой цели на девочку 10-12 лет надевали корсет, с которым она не расставалась ни днем, ни ночью вплоть до выхода замуж. Снимался он в первую брачную ночь и уже навсегда. Шнуровка корсета тщательно запутывалась подругами, одевавшими невесту, и жених должен был проявить особую ловкость при его снятии. Утром девушки осматривали корсет, и если он оказывался поврежденным, то в сатирической песенке жестоко осмеивали нетерпение новобрачного. Корсет носили только девушки из феодальной среды.

Как видно из изложенного, в женском костюме ярко отразились сословные различия. Одежда знатной женщины была типичным феодальным нарядом, подчеркивавшим высокое происхождение, богатство и праздность его носительницы. Это обстоятельство, а также его красочность способствовали тому, что он стал образцом для феодальной верхушки соседних народов, вносивших в его покрой и в орнамент вышивки свои национальные черты.

Усилившиеся после крестьянской реформы связи Кабарды и Черкесии с Россией не могли не отразиться на одежде. Освобождение зависимых сословий сняло феодальные запреты с определенных форм и расцветок одежды, и постепенно материал, покрой и цвет одежды начали зависеть прежде всего от материальных возможностей и вкуса. Кулачество подражало в своей одежде высшему сословию.

Развитие русской текстильной промышленности и расширение внутреннего рынка усилили ввоз русских тканей. Женская одежда стала шиться целиком из фабричных тканей, что сделало ее более удобной и гигиеничной.

Праздничные черкески, особенно у богатых, шились из тонкого фабричного сукна разных цветов.

Покрой мужской одежды в основном остался прежним, но в женской одежде сильно сказалось городское влияние. Платье шили отрезным, юбку закладывали складками, разрез спереди маскировали или не делали совсем, изменился способ вшивания рукава и т. п. Рубаха и шаровары приобрели характер белья*

Очень значительные изменения произошли в одежде кабардинцев и черкесов в советское время. Женский национальный костюм почти совсем исчез.

Девушки и молодые женщины одеваются совершенно по-городско- му. Причем если еще несколько лет пазад выбирались фасоны, близкие к фасонам национальной одежды, т. е. платья с длинными рукавами, то теперь часто шьют платья и кофточки с короткими рукавами. В холодное время года носят готовые пальто, часто меховые. Не расстаются только с шалью, береты встречаются редко и почти никогда не носят шляп. Лишь у самых старых женщин можно еще видеть остатки старого костюма - длинное платье в талию, но уже без разреза от пояса до подола, два платка на голове. Национальный женский костюм до сих пор считается обязательным для невесты, но и в этом случае он имеет упрощенные форкы. Шапочка, шаль, платье с разрезом, серебряные застежки и пояс - вот его.состав. Кроме свадьбы, костюм такого рода можно увидеть во вре~ мя праздников, но чаще всего у участников самодеятельных коллективов. Большинство девушек на праздники надевает модные платья городского покроя, сшитые с большим умением и вкусом. От прежней формы одежды осталась только любовь к длинным рукавам и неглубокому вырезу у ворота.

За последние годы замечаются также большие отклонения от прежней привычной темной гаммы цветов костюма в целом, от преобладания однотонных гладких материй. Все чаще можно увидеть платья не только ярких расцветок, но и пестрые, с цветами и т. д. Это связано с новым, более жизнерадостным мироощущением. Характерно, что тяга к яркости, многоцветное™ выявилась, как мы видели, и в раскраске домов (Двери, ставни), й в убранстве комнат.

Одежду городского типа повсеместно носят и мужчины. Национальный колорит костюма больше всего сохранился среди табунщиков и пастухов, для которых бурка, обувь из сыромятной кожи и пр. служат как бы профессиональной одеждой. Черкеску надевают очень редко - по праздникам, иногда в сочетании с оружием - кинжалом. Широко распространено лишь лошение войлочных шляп и папах. До Великой Отечественной войны часто носили так называемую «кавказскую» рубашку, широкую, с длинными рукавами и высоким стоячим мягким воротником. На груди она застегивалась шпуровыми узелками, которые продевались в шнуровые же петли. Так же застегивался и низ рукава. Поверх рубашки одевался узкий кожаный пояс с серебряным набором. После войны «кавказская» рубашка вытеснена рубахами обычного типа.

В прошлом из-за отсутствия средств в трудовых семьях не только мужчины. но и женщины обходились одной сменой одежды. Теперь же в каждом доме имеется богатый выбор одежды. Вошло в обиход трикотажное и другое белье. Девушка старается иметь несколько выходных платьев, не говоря уже об обычных.

06.02.2017 0 9891 Чеченова Лейла

Реферат Чеченовой Лейлы, 10 «В»

Консультант: Шахманова М.А.

Учитель: Чочаева Анжела Мухтаровна

Одежда и ее украшения

Народная одежда - это отрасль творчества, которая еще совсем недавно тесно смыкалась с жизненным укладом народа. В силу исторических условий она крайне плохо представлена в настоящее время в музеях и в национальном быту. Поэтому трудно проследить историю развития ее основных видов. Это возможно сделать лишь с помощью литературных источников, бытовых фотографий, а также привлечения археологических материалов.


Балкарскую одежду в ее уже сложившемся виде можно увидеть запечатленной на рисунках и фотографиях в книге немецкого путешественника Готфрида Мерцбахера, который побывал в горах Центрального Кавказа в конце XIX века. Большой вклад в дело изучения одежды балкарцев сделан работами Е.Н. Студенецкой.




В сложении форм народной одежды решающую роль всегда играл материал, из которого она изготовлялась. Как во всяком скотоводческом хозяйстве, изначально для одежды балкарцы использовали шерсть, кожу, мех, но с усилением торговых отношений появились хлопчатобумажные и шелковые ткани.


Весь цикл приготовления шерсти выполнялся женщинами каждого семейства. Прядение нитей производилось на самом примитивном приспособлении - веретене, вращаемом движением руки.


Широко использовался при изготовлении одежды плетеный шнур чалы ў . Он имел самое различное назначение: служил для укрепления швов одежды, обшивки ее краев, изготовления петельных пуговиц, а также и украшения башлыков и женского платья. Шнуром выкладывались узоры и сетки на девичьих шапочках. Плелись шнуры из шелковых, а часто и из металлических нитей. Для отделки нарядного платья мастерицами изготовлялись более широкие ленты из металлических нитей - “галуны” очень сложных узорных переплетений. При плетении галуна мастерица должна постоянно делать самые разнообразные движения, сохраняя при этом напряженное внимание, это описывает Маргграф, пораженный сложностью манипуляций рук мастерицы, имеющей дело со “сложною системою карт, доходящих числом до 150 штук ”.


Металлические нити (золотые и серебряные) привозились на Северный Кавказ из Турции или Крыма. Из привозимых материалов в одежде балкарцев большое применение получили также хлопчатобумажные ткани для нательного белья и шелковые, бархатные, парчовые - для нарядных или свадебных одежд.





Меха у балкарцев использовались чаще, чем у других народов, потому что они жили в горных районах. Овчины местной выделки шли на изготовление шуб, которые не возбранялось носить женщинам, особенно пожилым. На богатые женские шубы использовался привозной мех. Для обуви использовалась кожа тоже домашнего производства. Исходя из назначения обуви, применялись кожи бараньи, бычьи, козлиные.


Органичной частью горской одежды были оружие и металлические украшения. “В прежнее время были у балкар хорошие оружейные мастера, но теперь они встречаются очень редко” , - писал Н. А. Караулов. Во второй половине XIX века на Северном Кавказе парадная мужская и женская одежда украшалась изделиями дагестанских оружейников и ювелиров.


Основу почти всех частей костюма составляло сукно собственной выделки, черно-белая тональность стала доминирующей в одежде.


Белая шерсть стала привилегией дворянского сословия, а в народной одежде применялась только для таких деталей, как башлык, шляпа, бешмет, которые красиво контрастировали с черной верхней одеждой.


Одним из популярных красителей, применявшихся для окраски шерстяных и шелковых тканей, был отвар барбариса, который придавал оранжево-красный тон. Для получения более ярких красных оттенков отваривались корни марены. Поэтому красный и оранжевый цвета стали излюбленными в женской праздничной одежде. Даже покупная ткань для платьев, кафтанчиков, платков предпочтительно выбиралась из этих теплых, празднично насыщенных тонов.


Женская одежда и ее элементы


Женский балкарский национальный костюм сохраняет в себе много черт самобытности. Это может быть объяснено малоподвижностью форм домашнего быта горцев.


В состав балкарского женского костюма вошли - рубашка нательная, штаны, бешмет и платье. Рубашка кроилась без шва на плечах, путем использования одного полотнища, перекинутого через грудь на спину. Были выработаны различные способы декоративных швов и приемов отделки краев, надолго закрепившиеся затем в женской одежде.


Женские нательные рубашки делались не только из льняных, но и из шелковых покупных тканей яркой расцветки. Молодые девушки предпочитали красные, малиновые, оранжевые оттенки. В домашних условиях женщины могли носить рубашки свободно ниспадающими, без пояса и вместе с шароварами, девушкам можно было выставлять их напоказ, но разрешалось не всем, т.к. считалось нательной одеждой. Женские шаровары отличаются от мужских только качеством ткани и более легкой, яркой расцветкой.


Широкая нательная рубашка с длинными рукавами и шаровары, сшитые из прямых полотнищ с ромбовидной вставкой в середине, обнаружены в женском погребении в могильнике “Байрым” (Верхний Чегем). Подобные формы одежды сохраняются в глухих балкарских аулах до сих пор. С другой стороны, эти рубашки (кёлек ), очень родственны и формам башкирского кулдека.


Женские одеяния, обнаруженные в древних захоронениях Кавказа, состояли из трех платьев, надеваемых одно на другое.


Украшения в виде золотого шитья, а также золоченой кожи, позолоченных бляшек и бубенчиков, имели распространение в женской одежде.


Горский женский костюм, в котором прослеживаются различные древние следы, в основе своей глубоко традиционен, сохраняет свои элементы почти без изменений.


В XIX веке женский кафтан шьется в талию путем сложного раскроя спинки. П олы р асширяются книзу от пояса путем вставляемых боковых клиньев. В балкарском языке имеется только одно название для женской одежды этого типа - къаптал . Только для пожилых женщин при его изготовлении применялось сукно домашнего производства. Более нарядные девичьи кафтанчики шились из ярких фабричных тканей - атласа, бархата, сукна.





В XIX - начале XX века появляются плотно облегающие руку длинные рукава с проймами. Полы каптала и все его края обшивались тесьмой, из нее же делались и пуговицы с петельками. К нарядным богатым бешметам пришивались металлические, часто серебряные и даже золоченые застежки.


Поверх бешмета одевалась еще одна распашная длиннополая одежда, которая носит у балкарцев название жыйрыкъ - “платье”. Делается верхнее женское платье из тонкой ткани, оно так же заужено в талии и расширяется к подолу юбки. Праздничная одежда шилась из нарядной ткани и украшалась богатой вышивкой и позументами. Обшивались не только края подолов и рукавов, но и все продольные швы.


Особой декоративностью и сложностью покроя отличались рукава чепкена , которые прошли свою собственную эволюцию.



В начале века еще сохраняется длинный ложный рукав с прорезью в верхней части. Одновременно с ним существовали и другие формы рукава - простые облегающие, спускающиеся только чуть длиннее кисти рук. В небольшие прорези между локтем и кистью руки выпускался рукав нижней рубахи. Своей белизной или красочностью он оттенял основной тон платья.


К середине XIX века появился рукав с оборками, пришиваемыми выше локтя. Из-под них спускались широкие нижние рукава, полностью закрывающие кисть руки. К концу XIX века, когда рукав стал облегающим и длинным, из-под него продолжали выглядывать яркие рукава нательной рубашки, в начале XX века их вытеснили окончательно манжеты, появившиеся под влиянием городской культуры.


Сначала вышитый бархатный рукав целиком выставлялся в прорезь платья, контрастно выделяясь на фоне его шелка. Во второй половине XIX века, когда форма нарядного женского платья уже окончательно сложилась, начинает меняться сам кафтанчик. Он становится декоративным элементом одежды, и у него упрощаются отдельные части. Спинка и верхняя часть рукава выполняются уже из более дешевого материала, потому что они скрыты верхним платьем - чепкеном . А когда отпадает необходимость в рукавах каптала, то их начинают делать подвесными. На них переносится рисунок вышивки с рукава кафтанчика уже в несколько переработанном виде. Образуются нарукавные подвязки (къол баш ) - очень характерная деталь женского платья балкарцев.




Потеряв свои нарядные вышитые рукава, превратившиеся в привязные лопасти к платью, женский кафтанчик продолжает распадаться на составные декоративные части и далее. Выглядывавшая в грудной разрез платья часть кафтанчика превращается как бы в нагрудную манишку (тюйме ). Теперь нагрудные застежки нашиваются на плотную ткань. Они выполняют уже декоративную роль. Нижние полы каптала, украшенные металлическими бляшками или золотым шитьем, тоже выделяются в самостоятельную форму. Превращенные в поясные декоративные подвески, они прикрепляются к поясу внутри под полами платья. Вероятно, ввиду уменьшившейся декоративной нагрузки поясных подвесок их украшательные функции вскоре целиком перешли на полы платья. Обычно они выполнялись из орнаментального золотого шитья или нашивных литых бляшек.


В начале XX века зашивается разрез подола спереди, и глухая цельная юбка, хотя и украшается по традиции вышивкой, но материалы для этого используются уже новые - шелковые нитки, бисер. В качестве отделки платья широко стали применяться и фабричные кружева, хотя часто они сочетались с традиционными украшениями золотым позументом, шелковым шнуром.


Пояс - кямар - как важная декоративная деталь женской одежды входил в общий комплект ее металлических украшений. На раннем этапе пояс изготавливался в домашних условиях. Местные мастера отливали металлические бляшки, которые и накладывались на сыромятный ремень. На следующем этапе развития пояс состоял из отдельных металлических пластинок, нанизанных на ременную основу. Отсюда был сделан следующий шаг уже к пластинчатому металлическому поясу, пластинки которого скреплялись на специальных соединительных шипах. Пояс и нагрудные украшения остаются устойчивой деталью национального платья балкарских женщин.





Пояс вносит строгость и четкую организованность в общий ансамбль одежды. Он подчеркивает линейный ритм в очертаниях платья, выявляя в женской фигуре изящество и легкость.


В повседневной жизни была распространена легкая женская обувь домашнего изготовления - чарыки . Они шились из мягкой козловой кожи и долгое время изготовлялись без подошвы, с продольным швом. С появлением подошвы чарыки уже стали выстрачиваться из суконной ткани, и верх у них украшался аппликацией из цветного сафьяна. Потом появились сафьяновые чувяки ярких цветов из Турции, которые считались самыми нарядными.


Многократно упоминавшиеся исследователями “ходули” - богато орнаментированные деревянные подставки для ног, надеваемые при торжественных выходах княгини, балкарскими женщинами употреблялись исключительно при парадных выходах. Непригодные для ходьбы и на ровной плоскости, в условиях гор эти ходули были вообще неуместны.




Но поскольку с их помощью подчеркивалась сословная принадлежность, то эта разновидность обуви в национальном костюме приобретала как бы символическое значение.


Головные уборы


Типы женских головных уборов, которые сохранялись в Балкарии в XIX веке, были довольно разнообразны.


Бытование в балкарском и карачаевском женском наряде высокого конусообразного головного убора, надеваемого в особо торжественных случаях, нельзя объяснить практическими потребностями. Высокий торжественный головной убор определенно носит ритуальный характер, он связан с девичьим свадебным костюмом и древним обрядом ввода ее в семью мужа. На ранней стадии общественного развития такой пышный по форме и украшению головной убор существовал у многих народов. Ученые связывают его происхождение с попыткой древнего человека воздействовать на силы природы, используя его в качестве оберега. Это были высокие островерхие шапки с характерными украшениями на висках в виде спиральных рогообразных колец, нашитых на валики из войлока. По мнению С. Плетневой, такое украшение должно было символически обозначать девушку, олицетворяемую со священным бараном. Эта символика расшифровывается существующей и у ряда современных тюркских народов свадебной игрой в барана и волка. Вместе с тем высокий конусообразный головной убор Байрымского захоронения принадлежал пожилой женщине. Он тоже был сделан из плотного войлока и обтянут шерстяной тканью.


Есть еще одна форма древних женских головных уборов с нашитыми на войлочную основу бронзовыми металлическими пластинками в виде желобчатых полос. Они прогибались в три параллельных ряда, связанные между собой проволочными узкими скрепками. Подобные металлические налобные пластинки встречаются довольно часто в более поздних захоронениях и на территории Балкарии. На войлочную основу вплотную нашиваются металлические пластинки, которые позднее заменяются красивыми узорными галунами, вытканными из золотых нитей.


Высокая цилиндрическая шапка с небольшим сферическим навершием была одной из распространенных форм. Цилиндрическое основание женского головного убора сплошь покрывалось золотыми позументами. Но наиболее часто они покрывались золотым шитьем и, вероятно, не случайно в декоре шапочек главным мотивом становятся пресловутые къочхар мюйюз - “бараньи рога” - одна из основных тем тюркского орнамента.


Ко второму типу женских головных уборов можно отнести шапку с более острым коническим навершием, идущим от сравнительно низкого цилиндрического основания. Принцип наложения галунов тот же, что и в первом типе - ими создается впечатление как бы литой металлической поверхности. В верхней части они располагаются по граням пирамидального навершия. К ним часто добавляются украшения в виде литых металлических птичек, тоже имеющих древние кавказские истоки.




Третий тип шапочек уже совсем позднего происхождения. Это невысокий цилиндр с плоским донышком. Как правило, цилиндр обтягивался бархатом и покрывался золотым шитьем растительного орнамента. Металлическое навершие убора и золотая сетка, сплетенная из шнура, были его частым украшением. Балкарске девушки эти шапочки иногда украшали монетами.


Низкие цилиндрические шапочки девушки часто носили и без платка. Хотя это и выглядело в общем очень нарядным, но для свадебного обряда считалось непригодным. В то же время первые два типа высоких шапочек, считавшиеся незаменимыми в свадебных церемониях, надевались девушками во всех торжественных случаях и носились вместе с обязательным покрывающим их платком.


У горцев выработался свой идеал женщины - хозяйки дома, матери семейства. Главные его черты нашли определенное воплощение в повседневном платье пожилой женщины. Для него характерны плотные ткани сдержанных расцветок, которые создают тяжелые ниспадающие складки, скрадывающие фигуру. Силуэт костюма пожилой женщины довольно обобщенный, он завершается платком, мягко драпирующим голову и плечи. Иногда шалью обматывают и поясницу, что добавляет характерные штрихи к общему силуэту.


Одновременно создавался в костюме и другой образ - молодой и жизнерадостной девушки. Он находил свое отражение прежде всего в праздничном костюме, который был связан с выходом на танцы и особым свадебным ритуалом. В костюме этого назначения полностью выявлялась его зрелищная, праздничная сторона.




Украшения


В украшениях можно проследить свои путь развития. Служебная роль украшений закреплялась в древности определенными магическими верованиями. Со временем смысл забывался, тогда украшения превращались просто в декоративно-служебные элементы одежды. Выделение вертикальных швов декоративной отделкой у народов Северного Кавказа превратилось в характерное украшение верхнего платья. Не только края одежды, но и вертикальные ее швы балкарскими мастерицами обшивались золотым галуном.


Но есть типы украшений, которые возникали независимо от самой одежды. Их корни восходят к первобытной магии, к созданию талисманов, амулетов, которые подвешивались на груди и на поясе. Раковины, когти убитых животных, металлические погремушки и другие освященные предметы образовывались с течением времени в декоративные бусы, подвески из монет.


Другие украшения одежды: аппликации, вышивка - являются вторичными по происхождению от тех же магических знаков. Ведь в свое время обереги и священные предметы могли изображаться на тканях. С течением времени эти знаки также приобретали уже чисто эстетическое значение и продолжали бытовать в новых сочетаниях, сохраняясь в новых материалах и формах.


Заключение


Из-за трагической судьбы балкарского народа одежда, как и многие предметы быта, почти не сохранилась до наших дней. В трагические дни марта 1943 людям, которых высылали в Среднюю Азию, не давали время на сборы, они выходили в том, в чем были на момент приезда войск. Естественно, наиболее дорогие комплекты одежды оставались в сундуках, у людей почти не было возможности забрать их с собой. Отдельные сохранившиеся экземпляры одежды - скорее исключение из правил. Тем ценней они для изучения культуры народа и для самих семей, в которых они чудом сохранились.


В нашей семье тоже есть такие реликвии. У нас есть серебряные нагрудники и пояса, но что еще ценнее, у нас есть женские платки, один из них сделан руками маминой прабабушки, нить на этот платок вручную сплела мамина прапрабабушка. А вышивала его по более поздней моде моя прабабушка. Они не только смогли пронести через ужас революции, а затем и выселение сами предметы, но и передали последующим поколениям умения создавать эти предметы. Например, моя мама создает национальные шелковые шали, а бабушкин брат, ювелир, и его дочь, моя тетя, создают пояса, нагрудники, национальные женские украшения. Надеюсь, что со временем я тоже научусь этому и передам своим детям.


Если не делать этого, то прекрасная женская национальная одежда станет частью истории и останется только на старинных фотографиях. Хочется верить и надеяться, что наши дети и дети наших детей будут ценить красоту национального костюма и, что еще важнее, смогут его создавать.



Использованная литература :





Куклы в народных костюмах №90 (ранее обещали её в №92, но график изменился ).

Костюм кабардинки. (Кабардино-Балкария). Кабардинский женский костюм.

Кабарди́нцы - субэтнос адыгов, коренное население Кабардино-Балкарии, также проживают в Краснодарском и Ставропольском краях, в Карачаево-Черкесии, Адыгее и Северной Осетии.

Национальная женская одежда Кабардино-Балкарии - это черкесский женский костюм, в обычные дни носили платье, шаровары, туникообразную рубаху, сверху длинное до пят распашное платье, серебряные и золотые пояса и нагрудники, расшитую золотом шапочку, сафьяновые чувяки.

На талии платье стягивали поясом из широкой полосы галуна, декорированной серебряными пластинами с филигранью или гравировкой.

Золотая шапочка с высоким твердым околышем, украшенным золотным галуном. В вырезе платья национального костюма видны серебряные застежки кафтанчика.

Поверх шапочки молодые женщины надевали белый шелковый платок с бахромой, концы которого обматывали вокруг шеи.

В традиционной кабардинской вышивке чаще всего встречался треугольный рисунок, получивший название «узор для угла». Возможно, эта фигура могла символизировать баранью голову и выполнять роль оберега. Изображение бараньей головы с древности было амулетом у многих народов Кавказа.


4 фарфоровых куклы коллекций ДеАгостини.

Сложный по форме и количеству составных частей женский костюм ярко отражает социальные различия в кабардинском обществе.

Нательная одежда - это прямая длинная рубаха из бумажной или шёлковой ткани красного или оранжевого цвета. Под рубахой - шаровары. На девушек надевали короткий кожаный кафтанчик с массивными серебряными застёжками на груди. Они видны через разрез верхнего платья из шёлка или бархата, богато украшенного галунами и золотым шитьём. В торжественных случаях к рукавам платья прикрепляли подвески в виде широких и длинных лопастей.

Головной убор девушки до замужества и рождения первого ребёнка - "золотая шапочка" - покрывался платком и большой шалью.

Богатое парчовое платье, кожаный кафтанчик, равно как и обувь в виде высоких скамеечек, сделанных по форме ступни и обтянутых бархатом с серебряными украшениями, свидетельствуют о принадлежности к высшему сословию. Такой богатый костюм надевали при торжественных выходах, а невесты - на свадьбу.

  • Воспитательная работа
  • 10 кл.
  • 19.01.2017

Тема проекта: «Культура народов Кавказа» Выбрали эту тему для того, чтобы расширить знания детей о культуре народов Кавказа: обычаи и традиции. Традиции кабардинцев и балкарцев наиболее сходны, но есть и некоторые различия. И основная цель направлена на то, чтобы наши дети разобрались, в чем сходство, в чем различие традиций этих народов. Это будет три отдельных проекта, которые охватят сходство и различия национальных костюмов; обычаи и традиции двух народов; нартский эпос народов Кавказа. Данную тему считаем актуальной, так она сможет наглядно показать историческую и духовную связь народов, населяющих нашу республику. Эта работа поможет приобщить молодежь, наших сверстников к изучению национальных традиций кабардинцев и Балкарцев, передаваемых из поколения в поколение, развить интерес к истории народного костюма, расширить их знания в области национальной культуры. Ведь нельзя считать себя культурным человеком, не зная истории, обычаев, традиций народов своей малой Родины. Национальная одежда кабардинцев и балкарцев» Сходства и различия. Срок реализации: 1 месяц. Этапы проведения проекта: 1 Организационный урок. а) Разбить класс на 8 групп б) Задать проблемные вопросы. 2 Исследовательская деятельность а) Самостоятельная работа детей б) Поиск информационных ресурсов 3 Обобщение. а) просмотреть собранные материалы б) Направить в нужное русло, чтобы дети сделали выводы. 4 Защита работ. а) Результаты исследований. Методические рекомендации к проведению проекта Цели и задачи проекта: 1 Сравнить одежду (мужскую и женскую кабардинцев и балкарцев) 2 Формирование компетентности в сфере самостоятельной деятельности и приобретение навыков работы в команде. 3Воспитывать любовь к своей культуре и к культуре других народов. Межпредметная связь: кабардинская литература, балкарская литература, технология. Формы реализации проекта: Сообщения Доклады Дидактические материалы. Описание проекта. Каждая группа получает свое задание. 1 группа -«Мужская традиционная одежда кабардинцев и балкарцев. Сходства и различия». 2 группа -«Женская традиционная одежда кабардинцев и балкарцев. Сходства и различия». 3 группа –«Обувь кабардинцев и балкарцев (паголенки и собственно обувь)». В процессе работы дети пользовались разными источниками: литературой, знаниями старших, активное участие родителей, которые умеют пользоваться компьютером. Был подобран нужный материал по Интернету. Для осуществления данного проекта все группы учащихся работали по плану: 1)Посещение кабинетов кабардинского и балкарского языка. 2)Посещение Краеведческого музея г.Нальчика и беседа с работниками музея о национальной одежде кабардинцев и балкарцев.