Детский сад реджио эмилия на практике. Педагогика реджио эмилия. Как появился реджио-подход

Класс Реджио-сада в Италии

Наверняка многих интересует, как же организована жизнь и деятельность в «настоящем» Реджио-саду в городе Реджио-Эмилия. Я постоянно собираю информацию о и о садах в разных странах, в том числе и в Италии. И на основе ее подготовила небольшой обзор о ключевых особенностях Реджио-садов и яслей. В Италии существуют сады для детей 3-5 лет и ясли для деток 1-3 лет, в некоторых заведениях они объединены под одной крышей, в некоторых существуют отдельно друг от друга.

Пространство и среда

Прежде всего, стоит отметить, что сады и ясли значительно больше по площади, чем мы привыкли. Пространство детского сада насыщено полезной для ребенка тактильной, зрительной и даже обонятельной информацией. Тут находятся предметы, которые интересно взять в руки, разобраться в их устройстве, применить в игре: это огромное количество природных материалов (листья, семена, ветки, цветы, плоды и т. п.) и предметов для их изучения (лупы, микроскопы, просветные столы, столярно-слесарные инструменты и т. п.), разные конструкторы и игрушки, бусины, пуговицы и краски, бросовые материалы. В мебели предпочтение отдается старинной и уникальной (комоды, сундуки, ящички, корзинки и этажерки), которая имеет «индивидуальное лицо» и постепенно заполняется материалами и работами детей. В помещении есть несколько уровней: можно уединиться в домике с книжкой, уютно расположиться на подушках, залезть на чердак или галерею. Для ролевой игры отведено специальное место, где можно переодеться: тут собирают разную одежду, шляпы, ленточки, кружева, обувь и аксессуары. В детском саду постоянно работает художник-ательерист, который придумывает, как помочь детям открывать мир. Дети очень много рисуют и изображают, используя разные материалы. Вначале обычно передают первые впечатления фломастером, затем техника усложняется, а под конец может быть создано большое общее панно. Интерес к каждому отдельному ребенку приводит к созданию коллекции его произведений за время пребывания в детском саду.

Планировка дошкольного учреждения устроена так, чтобы возбуждать детское любопытство и любознательность. В центре каждого сада, по итальянской традиции, находится «пьяцца» - место встречи всех детей; там же внутренний двор или зимний сад с зелеными растениями. Чтобы все видели, что и где происходит - много прозрачных стен и стекол. С непривычки это мешает ориентироваться, так как слишком много всего одновременно везде происходит, но со временем это становится удобным инструментов развития и взаимодействия детей. В яслях двери в верхней части стеклянные, в нижней части есть окошки, так что даже ползающие дети могут следить за другими, да и их самих видно. Во всех помещения, в том числе и на полу, зеркала. Принципиально важно, чтобы дети все время наблюдали за собой, сравнивали себя с другими, анализировали движения и действия. В зале - большие игровые элементы вроде пирамид, домиков, машин, спортивных снарядов (горка, Фуба, лестница и т. п.), игрушки, а также зимний сад за стеклянной стеной без крыши или с прозрачной крышей, так что от него исходит зеленый свет. В детский сад ведет один вход, но из разных комнат есть выходы на улицу. При изготовлении предметов для детского пользования берутся материалы, отличающиеся на ощупь и по другим своим свойствам: мягкие, легкие, тяжелые, шершавые, наклонные, темные, светлые и т.п. Это особенно важно для детей ясельного возраста.

Кухня находится рядом со входом, общая столовая - это часть холла. Повар - активный участник жизни детского сада. Все дети по очереди помогают ему готовить (по-настоящему участвуют в приготовлении пищи: режут, мешают, лепят и т.д.), накрывать на стол, убирать. Они могут приносить свои рецепты и готовить блюда по ним сами. Меню на каждый день написано большими буквами, а рядом с названием помещена фотография блюда, так чтобы даже малыши могли понять, чем их будут кормить сегодня. С поваром любят разговаривать родители. Они часто обсуждают, что и сколько может и будет есть их ребенок, а в детском саду или яслях стараются учитывать вкусы детей, одновременно приучая их к новому.

В каждой возрастной группе есть одна большая классная комната, библиотека или уголок, где можно читать, слушать музыку или сказку, смотреть картинки, а также мини-мастерская, туалет, где есть умывальники. В душевой оборудовано зона для игр с водой. Кроме того, есть одна общая мастерская, которая называется «ателье». В нем постоянно работает художник-ательерист. Сначала Лорис Малагуццы, основатель Реджио-подхода, приглашал узких специалистов (гончаров, скульпторов, художников и т.д.) на частичную занятость. Со временем, ему стало понятно, что творчество - важная и неотъемлемая часть ежедневного процесса детского развития и выражения, поэтому ательерист стал работать постоянно. Более того, постепенно все научили друг друга разным техникам и приемам и стали универсалами. Как в большой, так и в маленьких мастерских много разнообразных материалов, доступных детям. Специально подбираются и складываются в определенные емкости природные материалы (шишки, камни, листья и т.д.), которые можно по желанию использовать в творчестве.

В ясельных группах есть по-разному решенные спальни: особое помещение со свисающими с потолка тканями, матрасы, двух-этажные кровати. В детских садах отдыхают в комнатах, кто хочет - спит.

Внутреннее пространство Реджио-сада, Diana school, Реджио-Эмилия, Италия

Документирование

Особое внимание и значение в Реджио садах и яслях уделяют документированию процесса, как отдельному инструменту развития и планирования детской деятельности. Все разговоры и действия детей, по возможности, фотографируются, записываются на диктофон или протоколируются, снимаются на видео. Регистрируются все стадии работы, а результаты деятельности детей с подробным описанием процесса и достижений вывешиваются на стендах и просто в помещении. Для хранения таких материалов в каждом детском саду есть свой архив. Для каждого ребенка создается своя папка с документами (фотографии, рисунки, записи рассказов, сувениры и др.), которую родители могут купить, когда ребенок будет поступать в школу. В папке оставляют пустые страницы, чтобы родители и ребенок продолжали ее заполнять.

Режим дня

Детские сады Реджио Эмилия открыты с начала сентября до конца июня. В каждом детском саду 3-4 группы по 25 детей, в ясельных группах младенческого возраста до 15 человек в группе, более старшего - по 20. В каждой группе работает по два воспитателя. Заведующего нет вообще: дела распределяются между всеми; кроме того, есть совет дошкольного учреждения, контролирующий его деятельность. В обязанности вспомогательного персонала входят уборка, помощь при одевании детей и т. д. (примерно по одному помощнику на группу). Помощники участвуют во всех делах группы, в проектах, в обучении персонала. Не обходится без конфликтов и споров, но здесь считают, что в результате дискуссий рождаются новые идеи, разрушаются опасные стереотипы и прокладывают себе дорогу свежие идеи.

Все (взрослые и дети) обязаны начинать свою деятельность в 8.00 и кончать в 16.00. Поскольку есть дети, приходящие к 7.30 и остающиеся до 18.20, для присмотра за ними приходят специальные люди, работающие неполный рабочий день. Все дети собираются вместе один раз на утреннем кругу на «пьяцце» в 9.00. Здесь дети и взрослые обсуждают, что происходит в детском саду и вне сада, что интересно делать и как могут развиваться начатые и новые проекты. Обсуждается, какие вещи сейчас интересуют детей, что предстоит сделать сегодня, какие проекты продолжаются, что нового, принимаются основные решения о делах на день, обсуждаются текущие проблемы. Затем все расходятся по своим делам. Этот ритуал очень важен, он задает тон и план на весь день, позволяет обмениваться идеями и находками, учат вниманию и уважению друг к другу. Чтобы воспитатели всегда знали, кто находится у них в саду, ребенок приносит табличку со своей фотографией, которую вечером уносит. В Реджио-саду организована внутренняя детская почта в виде ящичков с именами для каждого, куда все кладут друг другу письма и рисунки.

Дети, родители и воспитатели

Важная составная часть Реджио педагогики. Совместное планирование и обсуждение, коллективное принятие решений, рассказы о том, что происходит, чего достигли воспитанники, занимают большую часть времени и служат дальнейшему развитию профессионализма воспитателей. Совместные мероприятия происходят и в выходные дни, что еще более сплачивает взрослых и детей. Родители участвуют в многочисленных походах и экскурсиях, в документировании и обработке материала, сборе денег при помощи различных базаров и в других видах деятельности с детьми. Составляются и соблюдаются хартия прав детей, воспитателей и родителей. Родители могут заниматься с детьми. Если среди родителей, бабушек и дедушек есть люди, готовые показать, что они умеют делать, то они приходят в детский сад и занимаются своим любимым делом (например, вяжут корзины), а дети, расспрашивая, наблюдают за их действиями. Родительские собрания, иногда в форме лекций приглашенных специалистов, проходят раз в 1 -2 месяца. Воспитатели ежедневно беседуют с родителями, хотя бы по нескольку минут. Важно, чтобы последние разделяли идеологию детского сада и не противопоставляли свои требования требованиям персонала.

Состав группы определяется возрастом детей. Предполагается, что все дети будут вместе с начала и до конца и с одними и теми же воспитателями. Новые дети никогда не приходят в течение учебного года. Перед приходом ребенок вместе с родителями заранее знакомится с воспитателями, с помещением и т.п. Если ребенок переезжает в другой город, расставание становится большим событием для остальных детей в группе. Если ребенок болеет, ему звонят по телефону, посылают открытку, приносят подарок.

Много творчества

Мировую известность Реджио подход получил, после того, как была организована международная выставка детских работ воспитанников садов Реджио Эмилия. Неординарность, продуманность и художественность поделок, выполненных в самых различных техниках, вызывает восхищение практически всех посетителей Реджио Эмилия. Символом педагогики стала огромная зебра, нарисованная детьми. Стоит сказать, что искусство, которому уделяется много времени и внимания, не является целью работы, и художниками становится не больше выпускников, чем в обычном детском саду. Оно рассматривается как один из ста языков, на которых ребенок рассказывает об окружающем мире. Кроме искусства предлагаются и разнообразные другие виды деятельности - занятия компьютером, игры, конструирование, чтение и т. п.

Ателье, Реджио-Эмилия, Италия

Проектная деятельность

Педагогика Реджио Эмилия основана на проектной деятельности. Детский интерес, поощряемый взрослыми и развиваемый совместно, перерастает в настоящие проекты, которые могут длиться от одного дня до целого года. Один из таких проектов, родился из детских потребностей, и получил потом название «Как нарисовать льва». Чтобы ответить на этот вопрос, дети не только знакомились с жизнью животного, но изучали каменную статую льва на площади, делали его из разных материалов. Окончательный рисунок - лев - огромен и поражает своей красотой, но за этим стоит длительный путь понимания.

Другой проект, родился из рассказа ребенка о том, что осенью он видит всегда у бабушки в деревне желтые ромашки, оказался посвященным изучению жизни этих цветов. Не всем это показалось вначале интересным: так, один мальчик захотел рисовать грузовики, а другой - астронавтов. Сначала дети (те, кто хотел) рисовали цветы по своему внутреннему представлению, так что получался известный символ цветка с расправленными лепестками, хотя настоящие цветы стояли перед ними на столе. Когда выяснилось, что изображение не совпадает с оригиналом, педагог решил, что этому простому явлению, мимо которого так легко пройти, следует уделить больше времени. Подумав, о чем можно узнать и что можно делать, когда придешь к ромашкам в гости на луг, шестеро детей и двое взрослых (остальные знали, что настанет и их очередь, и принимали участие в обсуждении) пошли к ромашкам, стали изучать их жизнь, здороваться и разговаривать с ними (головки цветов находились на уровне детских голов). Заметили, что в них обитают разные живые существа (насекомые, жизнь которых подчиняется своим законам): значит, они относятся к ромашкам не так, как мы, а как к своему дому. Выяснилось, что ромашки разного возраста, разных оттенков желтого цвета (их дети попытались сформулировать вербально: желтый-желтый, гладкий желтый, ярко-желтый и т. д.). Цвет меняется и от освещения. Форма меняется от точки, с которой смотришь На цветок. Может быть, среди цветов есть мальчики и девочки? Задумались, какова связь цветов и бабочек, цветов и паутины.

Вернувшись в детский сад, дети рассказали остальным о том, что видели, о чем думали. Теперь, когда они рисовали, то создавали уже индивидуальные портреты цветов. Став более внимательными, пофантазировав на тему, как устроено внутреннее пространство цветов, дети изображали их по-разному, стараясь не упустить ни одной мелочи. Например, среди них есть и бутоны, и некрасивые, и увядшие. Умершие ромашки - они умерли сами или умерли только их волосы? Насколько внимательно можно вглядеться в цветок? Взрослый только создает условия для разглядывания, старается растянуть этот процесс во времени, но он не должен давать свою готовую схему. Дети должны пройти путь сами, и неизвестно, к чему они придут. Иногда нужно сделать паузу, чтобы накопленная информация приняла новое качество.

Иногда дети исследуют, как идти по высокой траве; устроить концерт в парке; обливаться водой; сделать радугу; какие бывают тени; через что протекает вода; как растет лист; как измерить время. Дети часто наблюдают за трудом взрослых и помогают им, например, в уходе за лошадьми, в сборе винограда.

Это не метод воспитания, а способ размышления о жизни, о ребенке, о знании и о способах его усвоения, нечто такое, что можно вместе создавать, но нельзя в готовом виде передать. Приводят вполне итальянскую притчу для сравнения: когда несколько художников пишут фреску, то нужно иметь терпение дождаться, когда из фрагментов сложится целое, чтобы понять, о чем оно и что это такое вообще.

Вот в общих чертах, как проходит жизнь в итальянском Реджио саду. Какие особенности вам понравились больше всего, пожалуйста, делитесь в комментариях.

" data-provider-name="YouTube">

По материалам статей и учебника «Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность».

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Педагогика Реджо эмилия («reggio emilia») Реджо («reggio emilia») – не теория воспитания ребенка, не методика, не модель. Это скорее опыт отношения к детству и воспитанию детей, которым сегодня итальянцы делятся с воспитателями и учителями из других стран.

3 слайд

Описание слайда:

Реджо-педагогика - это оптимистическая педагогика. Ребенок, с его энергией, его любопытством, его фантазией - творец самого себя, конструктор своей личности - так полагает реджо-педагогика. Ребенок-силен, богат, могуч и сведущ,- так говорят реджо-воспитатели. И разве может быть самовоспитание чем-то иным, как не искусством сохранения и поощрения этой силы и богатства? Философию и методику для детских садов этого нового типа разработала группа педагогов под руководством Лориса Малагуцци в городе Реджо Эмилия (Reggio Emilia). Педагогика была основана на принципах уважения личности ребенка, воспитания личной ответственности и создания развивающей среды, приспособленной для реализации того вектора развития, который задается самим ребенком.

4 слайд

Описание слайда:

В Реджо Эмилия дошкольным воспитанием охвачено 94% детей. Система Реджо Эмилия, система Лориса Малагуцци, родилась из практической работы, а не из какого-то специального педагогического исследования. В начале нового педагогического пути лежало стремление воспитать «нового» человека. Не обошлось без коммунистических идей: равные возможности для всех детей, не сугубо религиозное воспитание. Первая попытка нового метода относится к 1963 г. Это был детский сад под названием «Робинзон»: в нем пытались повторить с детьми содержание жизни героя книги Дефо, на пустом месте воздвигнуть целое функционирующее хозяйство. Поскольку отношение общественности было настороженным, приходилось документально фиксировать каждое педагогическое решение, чтобы всегда можно было доказать, что ничего плохого с детьми не делают.

5 слайд

Описание слайда:

«Ребенок состоит из сотни, – писал Л. Малагуцци в одном из своих стихотворений. – У ребенка сто языков, сто рук, сто мыслей, сто способов думать, играть и говорить. Сто, всегда сто способов слушать, восхищаться, любить. Сто радостных чувств, чтобы петь и понимать, сто миров, чтобы совершать открытия, сто миров, чтобы делать изобретения, сто миров, чтобы мечтать. У ребенка сто (и еще сто, сто, сто) языков, но у него крадут девяносто девять из них. Школа и культура отделяют голову от тела. Они учат думать без рук, делать без головы, слушать молча, понимать без радости, а любить и восторгаться только на Пасху и Рождество. Они учат открывать уже существующий мир, а девяносто девять из ста миров крадут. Они учат: игра и труд, реальность и фантазия, наука и воображение, небо и земля, разум и мечты. – вещи, несовместимые друг с другом. В общем, учат, что нет никакой сотни. Ребенок говорит: сотня здесь».

6 слайд

Описание слайда:

Основная идея состоит в том, что ребенок самовыражается множеством способов, которые остаются не замеченными взрослыми. Способности детей останутся нераскрытыми, если не поощрять восприятие и не давать времени и возможности вдуматься в окружающее. Восприятие ребенка своеобычно, его интерпретации и трактовки самоценны, он учится у самого себя, у других детей и взрослых, но не прямо, а косвенно, включая свои впечатления в контекст деятельности и перерабатывая их. Дети с недостатками развития могут воспитываться вместе с нормально развитыми детьми. Детям предоставляют возможность несколько раз взглянуть в разное время (дня, недели, года, при разном освещении и погоде) на одно и то же явление, сфотографировать происходящее. Тема работы определяется спонтанно, из вопросов и интересов детей, из догадок, случайно возникших в ходе детских разговоров. Обсуждение происходит каждое утро во время сбора всей группы и на протяжении работы. Оречевление происходящего – важнейший принцип Реджо Эмилия. Дети учатся друг у друга задавать вопросы, ставить и обсуждать проблемы, выдвигать объяснительные гипотезы. В области обучения важнейшим принципом является следующее положение; то, что дети выучивают, не следует автоматически из того, что им преподают; это, скорее, в значительной степени вытекает из их собственной деятельности как следствие их активности и ресурсов взрослых.

7 слайд

Описание слайда:

Среди психологов, наиболее сильно повлиявших на формирование метода, кроме Пиаже и Выготского перечисляются также Ферриере,Дьюи, Брунер, Бронфенбреннер и др. Говоря о детской креативности, Малагуцци не считал ее «священной»: возникая из повседневного опыта, она является неотъемлемой характеристикой человеческого способа мышления, знания и выбора. В нее входит свобода исследования за пределами известного, умение предсказывать и принимать неожиданные решения.

8 слайд

Описание слайда:

Пространство детского сада сверхнасыщено полезной для ребенка зрительной и тактильной информацией, предметами, которые интересно взять в руки, разобраться в их устройстве, применить в игре: это огромное количество природных материалов (листья, семена, ветки и т.п.) и предметов для. их изучения (лупы, микроскопы, просветные столы, столярно-слесарные инструменты и т.п.), разные конструкторы и игрушки, бусины и краски, бросовые материалы. Мебель предпочтительна старинная (комоды, сундуки, ящички, корзинки и этажерки), которая имеет «индивидуальное лицо» и постепенно заполняется материалами и работами детей. В помещении есть несколько уровней: можно залезть на полати, уединиться в уголке-домике с книжкой, зарыться в подушки или уйти в кукольную избушку. Есть место переодеться для ролевой игры: там собирают разную одежду, шляпы, ленточки, кружева, обувь. В детском саду постоянно работает художник-ательерист, который придумывает, как помочь детям открывать мир. Творчество, фантазия – вот что максимально развивается в таком дошкольном учреждении.

9 слайд

Описание слайда:

Дошкольные учреждения построены так, чтобы возбуждать детское любопытство и любознательность. В центре каждого дошкольного учреждения находится, по итальянской традиции, «пьяцца» – место встречи всех детей; там же внутренний двор или зимний сад с зелеными растениями. Почти все стены прозрачные или с большим количеством окон. Много прозрачных стен и стекол, так что все видят, что где случилось; поначалу с непривычки немного сложно ориентироваться, так как слишком много всего одновременно везде происходит. В яслях двери в верхней части стеклянные, в нижней части есть окошки, так что даже ползающие дети могут следить за другими, да и их самих видно. Везде, в том числе и на полу, зеркала, и это принципиально: важно, чтобы дети все время наблюдали за собой, сравнивали себя с другими, анализировали движения и действия.

10 слайд

Описание слайда:

Взаимодействие родителей и воспитателей – важная составная часть педагогики. Совместное планирование и обсуждение, коллективное принятие решений, рассказы о том, что происходит, чего достигли воспитанники, занимают большую часть времени и служат дальнейшему развитию профессионализма воспитателей. Совместные мероприятия происходят и в выходные дни, что еще более сплачивает взрослых и детей. Родители участвуют в многочисленных походах и экскурсиях, в документировании и обработке материала, сборе денег при помощи различных базаров и в других видах деятельности с детьми. Составляются и соблюдаются хартии прав детей, воспитателей и родителей. Родители могут заниматься с детьми. Если среди родителей, бабушек и дедушек есть люди, готовые показать, что они умеют делать, то они приходят в детский сад и занимаются своим любимым делом (например, вяжут корзины), а дети, расспрашивая, наблюдают за их действиями.

11 слайд

Описание слайда:

Из каких же ключевых приемов строится педагогика Реджо Эмилия? 1. Работа с детьми начинается с тщательного наблюдения за ними. В детских садах педагоги внимательно наблюдают за свободной детской игрой, разговаривают с детьми о том, что их интересует, записывают все действия, высказывания, вопросы ребенка. Затем этот материал подвергается тщательному анализу, в результате которого делаются выводы об основных вопросах, которые интересуют на данный момент малыша. Пожалуй, мама лучше любого педагога знает о том, что волнует ее малыша и без труда составит для себя самой список важных для ребенка проблем, а затем сформулирует на базе их задачи и необходимые для решения этих задач навыки.

12 слайд

Описание слайда:

2. После того, как выявлены интересы ребенка, можно помочь ему развиваться в актуальном для него самого направлении. Ключом такого развития в педагогике Реджо Эмилия является проектная деятельность. Удачно выбранная тема проекта станет катализатором развития ребенка, поможет ему проявить себя во всех сферах, начиная от творчества и заканчивая развитием элементарных математических представлений. Очень важно принимать во внимание специфику проектной деятельности с дошкольниками. Она состоит в следующем: Основой проекта должен стать самый сильный, самый устойчивый интерес ребенка. У каждого малыша он свой: некоторых занимают автомобили, другие не представляют жизни без желтых пушистых цыплят. Все моменты и этапы проекта тщательно документируются. Длительность одного проекта ничем не ограничена, отличительная особенность подхода Реджо Эмилия – долгосрочные проекты. В среднем проект обычного дошкольника длится недели три, однако если ребенок очень увлечен своей темой, то можно заниматься им целый год. Взрослые работают над проектом вместе с детьми, но не вместо их, они выполняют роль одного из исполнителей, но далеко не всегда должны осуществлять руководство деятельностью детей, а только тогда, когда требуется. В проекте дошкольника важен не результат, а процесс.

13 слайд

Описание слайда:

3. Особое место в этой системе отведено созданию развивающей среды (она считается «третьим учителем» ребенка). Среда должна быть организована таким образом, чтобы в ней можно было творить, экспериментировать, получать самый разнообразный сенсорный опыт. Это значит, что у ребенка должен быть рабочий стол для проектов, место для подвижной игры, сцена для выступлений. Развивающая среда педагогики Реджо Эмилия не предполагает готовых игрушек, зато в ней есть всевозможные инструменты, удобные для ребенка (молотки, лобзики, напильники), всевозможные материалы (даже камни, кирпичи и цемент), приспособления для творчества. Много времени отведено на создание игрового материала из старых вещей. Большое внимание уделяется красоте среды, окружающей ребенка. Считается, что красивые вещи и порядок в этих вещах способствуют не только эстетическому, но и общему развитию ребенка.

14 слайд

Описание слайда:

Жизнь дошкольного учреждения подчиняется определенным принципам, затрагивающим область прав ребенка и взрослого. Исходный пункт: ребенок – продукт и наследственности, и окружающей среды. Он не развивается непрерывно по прямой, автоматически повторяя все вслед за другими. На направление развития влияют не только ближайшее окружение, но и весь мир. Меняться никогда не поздно. Каждый ребенок должен сам быть творцом своей жизни. Общение ребенка с окружающим начинается с его рождением. Любопытство ребенка ненасытно, он никогда не задает глупых или напрасных вопросов, и взрослому следует относиться к ним серьезно и уважительно. Надо всячески способствовать созданию благоприятных условий для роста и развития ребенка, активно слушать и наблюдать то, что происходит в жизни детей, стараться извлекать из этого мысли и вопросы, служащие дальнейшему развитию. Ребенок – не ящик, который нужно как можно плотнее заполнить, а ящик, из которого нужно как можно больше извлечь.

15 слайд

Описание слайда:

Детский сад – это место, где могут осуществляться права детей. Он не должен отчитываться перед родителями за то, что сделано для детей, но очень важно, чтобы родители имели как можно более полную информацию обо всем, в чем участвует их ребенок и как он ведет себя в детском саду. Недостаточно осуществить деятельность, чтобы сказать, что ребенок чему-то научен. Важны его рассуждения о самой деятельности, осознание того, что происходит с ним. Творческое и индивидуальное изучение действительности должно быть и у взрослого, и у ребенка. Дети учатся не только у нас, но и через множество других влияний. В Реджо Эмилия считают, что учить ребенка можно только тому, чему он сам хочет научиться. Есть тысячи гипотез о действительности, тысячи способов провести проект; обсуждение проекта проходит как бы на песке, а сам проект как бы вырубается в скале; но пока мы выбираем один (из тысячи) вариант, мы гибки в выборе каждого последующего шага.

16 слайд

Описание слайда:

Пожалуй, главным достоинством этой методики раннего развития является то, что взрослые и дети выступают в ней в качестве равноправных исследователей и коллег по общему делу. Это очень важный опыт, который необходим для воспитания солидарности и умения работать в команде.

Педагогика Реджио Эмилия Презентацию подготовила: студентка 4 курса, группы д\о Ефимова Евгения


Реджио Эмилия – это не теория воспитания ребенка, не методика и не модель. Это скорее опыт отношения к детству и воспитанию детей. Этот метод рассматривает окружающую среду как «третьего воспитателя». Большое внимание уделяется тому, что видит и чувствует ребенок в раннем детстве. Дети здесь не только соавторы обучающего процесса, но и инициаторы большинства проектов. Воспитатель «эволюционирует» вместе с ними. Важная черта дизайна учреждений Реджио - центральная площадка «pizza», где общается воспитатель с детьми.


Термином «реджио-педагогика» принято называть концепцию и практические методы работы коммунальных детских садов в северо-итальянском городе Реджио-Эмилия. Всемирно реджио-педагогика считается самым амбициозным направлением элементарной педагогики, а в 1991 году группа экспертов определила этот педагогический подход как наилучший метод работы для детских дошкольных учреждений. В том же году, по мнению американского еженедельника «Newsweek», детские садики Реджио были признаны лучшими в мире. С целью международного обмена опытом между педагогами и исследователями, в 1994 году был создан Фонд «Дети Реджио». С тех пор реформаторские начинания Реджио получили всемирное распространение. В том числе и в Германии.



Главным идейным вдохновителем и основателем реджио-педагогики был Лорис Малагуцци, на протяжении многих лет руководивший в Реджио- Эмилия городскими детскими садами. «Провокатор в вопросах детства», - таковым считал себя Лорис Малагуцци на протяжении всей своей жизни.


Малагуцци стремился связать воедино ребенка, его семью и его окружение – то, что в детских садах было обычно разобщено. Центральное положение реджио-педагогики – право ребенка на воспитание и образование, независимо от его физических данных, социального и общественного положения. Важнейшие принципы: Воспитание демократии; Воспитание социальной справедливости; Воспитание солидарности



Появление такой педагогики в городе Реджио-Эмилия не случайно. Традиционно управляемый «левыми» регион Эмилья Романья славится в Италии не только своим высоким уровнем жизни, но и своей хорошо налаженной работой органов государственного управления, а жители региона всегда выступали за высокую степень гражданственности и участие населения в решении общественных проблем. Детское воспитание считается там делом не частным, а общественным.


В течение последних десятилетий детские сады и ясли Реджио- Эмилия стали для педагогов своеобразными святынями, местом чуда, восторга и вдохновения, подобно флорентийским Уффициям для любителей искусств. Работа над проектом играет в реджио-педагогике центральную роль. Зачастую проекты рождаются в играх и разговорах, и базируется на подлинных интересах детей. Темы проектов исходят из повседневного опыта ребенка, например: тени, дождь, город. Один проект может длиться сколь угодно долго – от нескольких часов до целого года. Важен сам процесс, а не конечный продукт. Важный элемент реджио-педагогики при работе над проектом – документация происходящего процесса посредством больших настенных плакатов («говорящие стены») или посредством ведения журнала. Для развития и воспитания, самовосприятия, общения и экспериментальных возможностей необходимы так же и архитектурные предпосылки. Поэтому «третьим воспитателем» по реджио-педагогике считаются помещения детского сада. Они дают детям чувство защищенности и в то же время призывают к активности. Так же особенно характерны зеркала различных форм, костюмерные, театр теней, почтовые ящики, проекторы и лайтбоксы. Это провоцирует детей познать и признать свое телесное «Я», попробовать себя в других ролях, вступать в общение, исследовать окружающий мир вещей и явлений, их подлинную структуру.


Если в большинстве детских садов игрушки «детские», но в основном бессмысленные, то в реджио-детсадиках есть просто все необходимое для полного самовыражения ребенка, прежде всего – материалы и инструменты: проволока, глина, дерево, гипс, краски и бумага различных видов, а также винтики, шурупы, шлифовальная бумага, пилы, кисти, ножницы. Реджио-педагогика – это оптимистическая педагогика. Ребенок, с его энергией, его любопытством, его фантазией – творец самого себя, конструктор своей личности, - так полагает реджио-педагогика.

Реджио-подход появился в небольшом городе Реджио-Эмилия на севере Италии. И в настоящее время его считают одним из самых перспективных направлений в педагогике раннего развития. Он уже более 20 лет господствует в муниципальных детских садах Италии, Германии и других европейских стран.

«Летидор» разобрался, чем заслужила такую популярность методика и почему она помогает детям мыслить свободно.

Как появился реджио-подход

После Второй мировой войны во всех сферах жизни итальянцев происходили значительные изменения. Общий экономический и социальный подъём не обошёл стороной образование.

В 1950-х годах в городке на севере Италии в обычных детских садах стали экспериментировать с новым педагогическим подходом под названием «реджио». Его создателем считают психолога Лориса Малагуцци. Он считал, что каждый ребёнок рождается сильным, способным и очень любопытным, и задача взрослого - вдохновить его на деятельность, развить любознательность, помочь понять мир и найти в нём своё место.

Программа, которую Малагуцци внедрял в муниципальных детских садах, базируется на воспитании в человеке демократии и социальной справедливости.

В основе реджио-педагогики - предположение о том, что малыш формирует свою личность уже в первые годы жизни.

Малагуцци был уверен, что ребёнок на начальном этапе развития наделён сотней «языков», благодаря которым он может выражать себя. Цель взрослого - не отнимать у малыша эти «языки» и давать ему только один (речь), а научить его пользоваться всеми символическими языками самовыражения (живопись, скульптура, театр и другое) с помощью способностей, которыми его наделила природа.

В 1970-х годах подход Малагуцци был оценён мировым педагогическим сообществом на международной выставке образования в Стокгольме.

Педагоги из разных стран с интересом слушали, как итальянскому психологу удалось на практике связать воедино разные миры, в которых живёт ребёнок: семью и детский сад.

Суть реджио-педагогики

Одна из главных идей, которая лежит в основе подхода: дети сами выбирают то, чем им нравится заниматься. Они берутся за проекты, темы которых сами придумали в играх и разговорах.

Взрослые выступают здесь в роли помощников, чтобы малыши наиболее полно смогли реализовать задуманное.

Для творчества без границ в детских реджио-садах особенным образом организовано пространство (среда), в котором дети проводят большую часть дня.

Пространство поделено на разные зоны:

от уединённых уголков, где дети могут отгородиться от коллектива, до больших залов, где проходят масштабные мероприятия.

Кроме этого, здесь располагаются совершенно волшебные комнаты сказок, костюмерные, творческие мастерские. Ребята должны чувствовать себя в детском саду так же уютно, как дома.

Воспитатели наблюдают за детьми и стараются вмешиваться в их разговоры только по мере необходимости.

Среди педагогического реджио-сообщества принято документировать разговоры и действия малышей, а затем обсуждать их в профессиональном кругу, чтобы предлагать детям ещё более интересные способы досуга.