Занятие кто у нас хороший кто у нас пригожий. Конспект развлечения с пением в первой младшей группе «Кто у нас хороший? Вот мы сеяли лён

Программное содержание:

  • Обобщить представление о музыкальных инструментах.
  • Развивать слуховое восприятия и внимание, побуждать связывать звучание игрушку с её образом.
  • Закреплять умение называть части тела.
  • Продолжать развивать мелкую моторику рук, умение ходить по кругу взявшись за руки с проговариванием текста.
  • Воспитывать любовь к музыке.

Материал: музыкальные инструменты (барабан,муз. молоточек, колокольчики, погремушки) веселый колпачок,ширма,мягкие игрушки,грамм.запись.-караоке.

Музыкальный зал украшен бантиками, воздушными шарами, весенним солнышком.

Ход занятия

Звучит мел. песни «Губки бантиком» дети заходят в зал. Обращают внимание на гостей.

Воспитатель. -Все, кто здесь в гостях сейчас,

Посмотрите-ка на нас.

Какие мы нарядные,

Красивые, опрятные!

Ребятки, давайте поздороваемся с гостями по- музыкальному.

«Здравствуйте, ладошки»

Воспитатель. -Посмотрите, как нарядно и красиво в зале.

Солнышко проснулось,

Деткам улыбнулось.

Дружно солнышку помашем.

Здравствуй солнышко! Мы скажем.

А где наши пальчики?

Пальчиковая игра«Лучики солнышка»

Воспитатель. -Молодцы, ребятки, хорошие мои.

А кто же у нас хороший?

Кто же у нас пригожий?

Встанем дети в хоровод.

Хороводная игра «Кто у нас хороший»

На ребёнка воспитатель одевает волшебный колпачок.

Воспитатель. -А сейчас скорей садитесь,

Кто-то к нам спешит-смотрите!

Кукольное представление «Весёлые музыканты»

Из-за ширмы появляются зверюшки с музыкальными инструментами-перед появлением персонажей дети слышат живой звук хрю-хрю,мяуканье, лая, рычанья. Каждый представляется зрителем.

Появляется поросенок Хрюша (и поёт песенку из мультфильма)

Воспитатель. -Ребята кто это?

Дети. Поросёнок Хрюша.

Воспитатель. -Хрюша что это у тебя такое?

Хрюша. -Хрю-хрю я и сам не знаю, что это такое?

Воспитатель. -Это, Хрюша, барабан. Ребята как он называется?

Дети. -Барабан.

Воспитатель. -Слышал, Хрюша. Это барабан и по нему надо стучать палочками.

Хрюша. -А как на нём играют?

Воспитатель. -А это тебе сейчас покажут наши ребятки.

Исполняется песня «Барабан весит на ленте у окошка на стене»

Дети поют и показывают пальчиками как нужно играть на барабане, два пальчика указательных отстукивают ритм.

Хрюша. -Ой какие молодцы, пойду и я поучусь играть.(Хрюша уходит за ширму)

Слышится лай собачки.

Воспитатель. -А кто это там лает?

Дети. — Собачка.

Собачка. — Я собачка, громко лаю.

Молоточком я играю.

Молоточек мой стучит,

Всех ребяток веселит.

(Собачка играет молоточком, а дети хлопают в ладоши).

Воспитатель. -Вот спасибо собачка повеселила нас?

Ну, а теперь послушай как мы поём.

К нам пришла собачка.

Умная собачка,

Очень громко лает,

С детками играет.

Собака. -Спасибо, вам ребятки, хорошая песенка мне очень понравилось, пойду своим щеняткам про вас расскажу.

(Собака уходит, из за ширмы мяукает кошка).

Воспитатель. -Кто это? Ребятки.

Дети. -Кошка.

Кошка. — Колокольчики несу всем ребяткам подарю (подаёт корзинку с колокольчиками)

Воспитатель. — (восхищённо) Колокольчики! мы рады!

(Детям). Что сказать нам киске надо?

Все. -Спасибо!

Воспитатель. — Колокольчики звенят дети танцевать хотят.

Танец с колокольчиками.

Дети танцуют.

Воспитатель. -А сейчас сюда идите,

Колокольчики несите.

Пусть в корзиночке нас ждут,

Потом снова нас споют,

А мы сядем, отдохнем (дети садятся на стульчики)

Звучит музыка (появляется медведь)

Медведь. -(За ширмой) Что за шум?

Что за веселье?

Спать мишутке не дают.

Громко песенку поют.

Воспитатель. -Ой, ребятки, Мишка косолапый,

Давайте спрячемся от него,

(Дети прячутся, садятся за спиночки стульчика)

Воспитатель. — Что ты мишка, здесь нет ребяток, тут только котята.

Медведь. -А почему они не мяукают?

Дети. -Мяу-мяу(выглядывают из-за спиночки стульчика)

Медведь. -И в правду котятки, пойду ещё посплю!(мишка уходит)

Воспитатель. -Ушёл мишка косолапый.

Как у наших у ребят

Ножки громко стучат

Топ-топ-топ!

Топ-топ-топ!

А устали ножки,

Тихо хлопают в ладоши.

Хлоп-хлоп-хлоп!

(снова появляется мишка)

Медведь. -Где ребятки, которые мне спать мешают?

Воспитатель. -Что ты мишка, здесь нет ребяток, тут только собачки.

Медведь. -А, почему же они не лают?

Дети. -Гав-гав!

Медведь. -И в правду собачки пойду ещё посплю.(мишка уходит)

Воспитатель. -На полянку тили-тили,

Музыканты приходили,

Пели песни и играли,

Чтобы звери не скучали.

Воспитатель раздаёт детям музыкальные инструменты, закрепляет название инструментов. Дети вместе с музыкальным работником играют «Оркестр».

«Оркестр»

Появляется мишка поёт:

Песни я люблю и шутки

Очень музыку люблю

(хвалит детей).

Вы мне хлопали в ладоши,

Вот подарочек, вам крошки-бачонок. (подаёт воспитателю)

Воспитатель. -А бочонок не простой,

Бочонок не пустой!

Нужно всем скорее сесть —

И посмотрим, что же здесь?

А в бочоночке, детки,

Спрятали конфетки!

Гостей угостим —

И сами-ам-съедим.

Всем спасибо за вниманье.

Будем снова в гости ждать,

Петь, играть и танцевать.

Задачи: Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности. Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты кистей рук и т.д.).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развлечение с пением в первой младшей группе

«Кто у нас хороший?»

Задачи: Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности. Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты кистей рук и т.д.).

(Дети сидят на стульях. Стук в дверь. В гости к детям пришел Мишка).

Воспит : Ой, ребятки, посмотрите, кто к нам пришел?

(ответы детей)

Да, это мишка, давайте поздороваемся с ним .(здороваются).

А какой у нас мишка? (мягкий, хороший, красивый и т.д.)

Воспит : А давайте мы нашему гостю расскажем потешку про мишку.

«Мишка косолапый»

Какие вы молодцы! Мишке очень понравилась ваша потешка. А сейчас мишка хочет с вами поиграть.

Игра «Кто у нас хороший?»

(сначала хоровод с Мишкой, а затем с несколькими детьми)

Воспит : Мишка приготовил еще вам сюрприз, хочет, чтобы вы послушали песенку.

Песня «Мишка с куклой» М.Качурбиной

(затем песня проигрывается снова, дети танцуют вместе с воспитателем ).

Воспит: Мишке очень понравилось с вами играть, но ему пора уходить в лес домой.

А вам понравилось играть с мишкой?

(ответы детей)

Давайте скажем ему до свидания!

Дети: До свидания, Мишка!

(Мишка уходит)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игрового развлечения по развитию речи и лепке...

Конспект занятиия (конструкт)"Родились у нас котята" 2 младшая группа

конспект интегрированного занятия(конструкт) по окружающему миру, во второй младшей группе, "Родились у нас котята"!...

Сценарий физкультурного развлечения "В гостях у Лесовичка" в первой младшей группе.

Программное содержание: 1. Вызвать у детей эмоциональный отклик и желание участвовать в развлечении.2.Учить детей выполнять основные движения (ходьба по узенькой дорожке,сохраняя равновесие, прок...

Как добиться того, чтобы ваш малыш с первых дней жизни рос здоровым, крепким, жизнерадостным, как построить общение с ним, ещё не умеющим ни говорить, ни ходить, установить и поддержать доверительные отношения, научить воспринимать окружающий мир, одним словом, как добиться того, чтобы между вами и вашим ребенком сохранился единственно верный диалог – диалог любви?

Новорожденный младенец ещё не умеет радоваться появлению матери, его взгляд только кратковременно фиксирует её лицо, его крик адресован всем и никому конкретно.

Первая улыбка у малыша появляется, как правило, в конце первого, начале второго месяца жизни. Физическое соприкосновение со взрослым - поглаживание, поцелуй, нежное прижатие к груди, покачивание; яркая игрушка, голос матери, её пение, ласковый разговор с ребенком настраивают его на первые эмоционально-положительные ответные реакции. Поэтому ему нужно постоянное присутствие взрослого, его внимание и любовь.

Окружая малыша любовью и нежностью, создавая «атмосферу» эмоционального общения, вы стимулируете в дальнейшем познавательную активность малыша, направленную на окружающие предметы и .

Наблюдайте за своим малышом, чтобы выбрать для него самые подходящие .

С первых дней жизни до 3-х месяцев

Игры для поддерживания доверительных отношений, стимулирования улыбки, «комплекса оживления».

Игра «Наша птичка» . Во время переодевания или купания малыша приговаривайте:

Как у нашей птички

Темные реснички.

Как у нашей крошки

Тепленькие ножки.

Как у нашей лапки

Ноготки-царапки.

(Е.Благинина)

Легко дотрагивайтесь до ножек малыша, поглаживайте его ступни, ручки, перебирайте пальчики, дотрагиваясь до каждого ноготка ребенка.

Игра «Кто у нас хороший?» Одну свою руку подложите под шею и голову малыша, другой придерживайте его ягодицы. Ребенок будет в позе, называемой «на весу». Взяв малыша на руки и произнося стишок, целуйте его ручки, ножки, животик и шейку:

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Машенька хорошая!

Машенька пригожая!

Игра «Вслед за бантом» Понадобятся разноцветные (красный, фиолетовый, оранжевый, зеленый) банты на лентах длиной 40-50 см.

Привлеките внимание малыша к яркому банту, приближая его на расстояние 20-30 см и удаляя на расстояние вытянутой руки. Убедитесь, что кратковременно зафиксировал взгляд на игрушке. После этого медленно перемещайте бант вправо, а затем влево.

Игра «Где мама?» Привлеките внимание малыша к своему лицу, высовывая язык, надувая щеки, округляя губы. Возьмите ручку ребенка, обхватив её за локоток, и проведите ею по своему лицу, дотрагиваясь до губ, щек, носа и подбородка. Не забывайте разговаривать с ним и ласкать его.

Убедившись, что малыш смотрит на вас, отклоняйтесь вправо и влево, напевая что-нибудь.

Игра «Ты, колечко, покружись!»

Приготовьте кольца от , надетые на палочку длиной 40-60 см.

Привлекая внимание малыша к , вращайте её, потряхивайте. Перемещайте игрушку достаточно медленно и плавно, так чтобы малыш успевал за ней прослеживать, и приговаривайте:

Ты, колечко, покружись, покружись,

Нашей детке покажись, покажись.

Покружись и так, и сяк,

Не поймать тебя никак!

Игра «Бубенцы» Здесь понадобятся бубенцы (или бубен, свирель, погремушки, деревянные ложки, неваляшка и др.)

Позвените бубенцами справа или слева от ребенка на расстоянии 60-70 см так, чтобы малыш мог ещё и видеть игрушку. Дайте звуку затихнуть. Позвените за спиной. Посмотрите на ребенка - прислушивается ли он к звучанию бубенцов, затормозив движения. Позвените ещё раз и после того, как малыш затихнет, а звук угаснет, покажите игрушку ребенку. Добейтесь прослеживания за звенящими бубенцами. Через 3-4 дня игрушку можно сменить.

Игра «Высокие и низкие звуки»

Положите малыша на животик себе на так, чтобы ваши лица были напротив друг друга. Медленно проведите рукой от шеи ребенка к его бёдрам, надавливая на мышцы по обе стороны позвоночника. Этот прием поможет малышу приподнять голову. Произнесите имя малыша высоким голосом. Теперь произнесите те же слова нежным. Но низким голосом. Несколько раз меняйте тон своего голоса.

Играя в эту игру, ваш малыш начнет прислушиваться более длительно к высоким и низким звукам вашего голоса.

Игра «Забава» (Стимулирование гуления) Привлеките внимание к своему лицу. Высуньте язык, сделайте им «болтушку». Открывайте рот. Пропевая звуки «А-А», «О-О», пропойте «У-У-У». Вытягивая губы трубочкой. Надуйте щёки и фыркайте. Малыш, видя ваши забавные действия. Обязательно через некоторое время начнет подражать вам.

Очень важно научить малыша правильно двигаться, пока он ещё мал. Во избежание однобокости берите малыша попеременно то левой, то правой рукой.

Упражнение «На руках» Малыш находится на руках взрослого «на весу», лицом вниз: одной рукой поддерживайте малыша, а другой - противоположное бедро ребенка. Если его качать, попеременно поднимая и опуская то голову, то таз, тогда в момент опускания головы малыш будет стремиться её удержать:

Ой. качи, качи, качи,

К нам приедут торгачи.

Станут детку покупать,

Мы не будем продавать.

Детку (имя ребенка) мы не отдадим,

Детка (имя ребенка) нам нужна самим.

Упражнение на мяче . Ребенка кладут на большой мяч. Один взрослый фиксирует таз малыша, а другой удерживает вытянутые вперед ручки в области кистей, при этом ребенка раскачивают вперед-назад.

Упражнение «Брыкаемся». Уприте ступни малыша в свой живот, погладьте его ножки, а затем потолкайте ими свой живот, читая стишок:

Топ-топ, Топотушки!

Пляшут лапки, пляшут ушки,

Пляшут рожки и хвосты!

Что лежишь? Пляши и ты!

Игры и упражнения, развивающие движения пальцев и руки.

Игра «Привет, ладошка». Играйте с пальчиками малыша, прижимая подушечки своих пальцев к кончикам пальцев малыша, поглаживая и разминая пальчики ребенка, целуя их:

Настало утро. Солнышко встало.

Эй, братец Федя, Разбуди соседей!

Вставай, Большак! Вставай, Указка!

Вставай, Середка! Вставай, Сиротка!

И Крошка-Митрошка! Привет, Ладошка!

Игра «Щекотка». Пощекочите перышком, кусочком ваты или кисточкой кулачок и пальчики ребенка, декламируя стишок:

Наша деточка в дому,

Что оладушек в меду,

Что оладушек в меду,

Сладко яблочко в саду!

Вместе с малышом вынимайте предметы из ведёрка, называя их, ощупывая, перекладывая из руки в руку.

Игра «Где ты, носик?» Сядьте вместе с малышом перед зеркалом. Показывайте ребёнку в зеркале его отражение, дотрагиваясь до его носика, щечек, рта, ушек, читая стишок:

Носик, носик!

Где ты, носик?

Ротик, ротик!

Где ты. ротик?

Щёчка, щёчка!

Где ты, щёчка?…

(Г.Лагздынь)

Игры, способствующие развитию слухового восприятия.

Игра «Под платочком» . Положите малыша на диван или большую кровать, а сами лягте напротив него. Вам понадобится цветной платок или пеленка. Закройтесь платочком, позвав малыша по имени, а затем покажитесь, сказав: «А вот и мамочка!». Вновь спрячьтесь, зовите малыша, говорите ему ласковые слова, побуждая его прислушиваться к вашему голосу, искать вас. Снимите с себя платок, повторив малышу всё, что вы ему только что говорили. Играйте в эту игру, и ваш малыш научится узнавать вас по голосу.

Игра «Мы зовём детку». Играйте в эту игру втроём, положив малыша на диван или большую кровать. По очереди зовите малыша по имени, нараспев, ласково произнося его имя. Когда малыш повернёт голову в вашу сторону, спросите: «Где у нас детка (имя ребёнка)? Вот детка (имя ребёнка)». Похлопайте его ладошкой по груди. Играя в эту игру, вы научите малыша эмоционально реагировать на своё имя.

Игра "Бубен с лентами". Приготовьте бубен с цветными лентами. Сядьте на пол так, чтобы ваша спина имела хорошую опору, а ноги были согнуты. Малыша положите на колени лицом к себе. Позвените бубном с одной стороны от ребенка. Внимательно наблюдайте за ним. Если малыш только прислушивается к звуку бубна, а не пытается его найти, поверните его голову. Предоставьте ребенку возможность увидеть бубен и еще раз его звук. Повторите игру 2-3 раза подряд. Через 3-4 дня возьмите другую звучащую игрушку.

Игра "Шуршащая бумага". Вам понадобится pазличная бумага: фольга, обеpточная бумага, бумага для компpессов, писчая бумага. Пошуpшите бумагой с одной стороны от ребенка. Внимательно наблюдайте за ним. Если малыш только прислушивается к звуку, а не пытается его найти, поверните его голову. Предоставьте ребенку возможность увидеть эту бумагу и еще раз услышать ее шуpшание. Повторите игру 2-3 раза подряд, меняя бумагу.

Игра "Деревянные ложки". Приготовьте для деpевянные ложки. Положите ребенка на живот. Постукивайте ложками справа или слева от него. Если малыш не пытается повернуть голову, помогите ему. Поверните его голову на звук ложек, предоставьте ему возможность увидеть их.

Игра "Кто зовет малышку?". Играйте в эту игру втроем. Положите малыша на диван или большую кpовать, а сами пpилягте pядом, но так, чтобы он вас не видел. Пусть вначале мама позовет малыша, нежно и ласково, наpаспев пpоизнеся его имя. Когда малыш повернет голову, скажите: "Вот мамочка". Предоставьте ребенку возможность поpадоваться и еще раз услышать, как вы ласково и нежно зовете его. Затем пусть папа позовет pебенка, а когда малыш повернет голову к нему, он скажет: "Вот папочка". И вновь позовет малыша.

Чтение потешек. Читайте малышу стишок, меняя в соответствии со смыслом интонацию голоса. Учите малыша эмоционально реагировать на "строгую" и "ласковую" интонацию вашего голоса. Но ни в коем случае не пугайте ребенка! Повторите игру 2 - 3 раза, пока проявляет к ней интерес. На 4 - 5 день целесообразно поменять потешку. Используйте следующие стишки и прибаутки:

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик.

Там мышка живет

Тебе хвостик отгрызет!

Уж, ты, серенький коток,

Не ходи ты в погребок

По сметану, по творог,

У нас скоро придет зять,

А сметаны негде взять!

Мыши водят хоровод,

На лежанке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите.

Вот проснется Васька-кот,

Разобьет весь хоровод!

Игра “Вот наша детка” . В эту игру хорошо играть втроем. Возьмите малыша на руки. Пусть второй взрослый, прячась за вашей спиной, позовет малыша, сказав: “Где наша детка?”, появится из-за другого плеча взрослого: “Вот наша детка (имя ребенка)”. И вновь спрячется. Так, прячась и появляясь, нараспев, с разными интонациями произнося имя малыша, вы научите его радоваться тому, что произносят его имя.

Игры и упражнения, развивающие двигательную активность.

По мере приобретения малышом навыков сидения, ползания, стояния и ходьбы всё большее внимание следует уделять тренировке реакций равновесия.

Упражнение «С опорой на кисти рук» . Если малыш умеет уже хорошо лежать, опираясь на предплечья рук и высоко подняв голову, его учат опираться на ладони выпрямленных рук. Положите малыша на живот, зафиксируйте его ручки в области локтевых суставов, полностью разгибая их. Вначале малыша удерживают в таком положении, а затем контроль рук уменьшают.

У детей с преимущественным поражением одной руки тренируют опору на ладошку более слабой руки.

Игра «Чики-чики-чикалочки…» (Тренировка равновесия) Положите малыша вдоль надувного бревна. Поддерживая ребёнка, покачивайте его из стороны в сторону, побуждая переносить вес тела с одной стороны на другую. Играя с малышом, читайте ему стишок:

Чики-чики-чикалочки,

Едет Ваня на палочке,

А Дуня в тележке,

Щёлкает орешки.

Игра «Браслет» . (Можно использовать различные детские резиночки для волос с деревянными или пластмассовыми украшениями) Наденьте браслет на ручку малыша. Подтолкните или приподнимите локоток ребёнка так, чтобы он мог увидеть этот браслет. Дайте ему возможность последить за совей рукой. Когда вы убедитесь, что малыш не пытается схватить браслет другой ручкой, помогите ему. Подтолкните его ручку по направлению к игрушке, помогите ему захватить свою противоположную ручку и потянуть за браслет.

Игра «Пальчики погладим» . Малыш находится на диване, на коврике в позе «на спине». Спросите его: «Где твои ножки?», помогите ему захватить свою ножку рукой и потянуть её на себя. Пощекочите его пальчики на ножке, покажите, как можно перебирать и ощупывать пальчики руками. Чтобы побудить малыша к действиям, можно вначале нежно растереть пальчики его ног, напевая:

Мы пальчики погладим,

Так-так и вот так,

Мы пальчики потрём,

Так-так и вот так!

Игра “В полюшке за бугром…”. Положите малыша на спинку, возьмите ножки ребенка в свои руки, напевая веселую песенку, двигайте ножки ребенка вперед-назад:

В полюшке за бугром

Пляшет муха с комаром.

Ой да, за бугром

Пляшет муха с комаром.

Кружится голова,

Пляшет муха чуть жива:

«Ох, ох, силы нет,

Отпусти меня, мой свет!»

Игра "Hенаглядненький". Hаклоняясь к ребенку и удаляясь от него, тормошите и щекочите его.

Улыбаясь, напевайте:

Ой, мой маленький,

Ненаглядненький,

Мой хорошенький,

Мой пригоженький.

Обращаясь к мальчику:

Ой ты, мой сыночек,

Пшеничный колосочек,

Лазоревый цветочек,

Сиреневый кусточек

Обращаясь к девочке:

Ах ты, моя девочка,

Золотая белочка,

Сладкая конфеточка,

Сиреневая веточка!

Смотрите малышу в глазки, напевайте потешку с ласковой улыбкой, называя ребенка по имени. Во второй части молча поприсутствуйте в поле зрения ребенка. Ваше приветливое и ласковое выражение лица будет способствовать активизации всех компонентов "комплекса оживления".

Игра "Вздумалось детке...". Положите малыша себе на . Ваши лица будут напротив друг друга. Выполняя pазличные действия pучками pебенка, пpопевайте их. "Вздумалось детке ушки потpогать, ушки потpогать. Вот как, вот как, ушки потpогать". Дотpоньтесь pукой малыша до своих ушей. "Вздумалось детке щечки потpогать, щечки потpогать. Вот как, вот как, щечки потpогать". Hадуйте свои щеки, когда pучки pебенка до них дотpонутся, с шумом подуйте. И т.д.

Игра "Прыг-скок" Возьмите малыша на руки так, чтобы одна ваша рука поддерживала его шею и голову, а другая - ягодицы. Поднимая малыша вверх на вытянутых руках, приближая его лицо к своему, играя в "бодашки", напевайте песенку:

Прыг-скок, прыг да скок,

Села птичка на дубок.

Посидела на дубочке,

Отдохнула в холодочке,

Малых деток позвала:

Червячков я принесла.

Игра "Кадриль". Малыш находится на ваших вытянутых руках - одна рука придерживает его , а другая - таз. Поднесите ребенка к кому-то из членов семьи, попросите его пообщаться с ребенком, пощекотать, потормошить. привлекая к нему внимание. А затем потанцуйте "Кадриль". Напевая веселую песенку, легко подбpасывайте малыша, приближая его лицо к лицу взpослого и удаляя от него:

На мосточке у овражка

Повстречались два барашка.

Туп-туп-туп! Туп-туп-туп!

Два барашка!

Ой ты, братец круторогий,

Что стоишь ты на дороге?

Туп-туп-туп! Туп-туп-туп!

На дороге?!

При последних словах пощекочите малыша. Ручками ребенка погладьте лицо близкого взрослого.

Ладушки, ладушки!

На ногах у нас сапожки,

Ладушки, ладушки!

Когда малыш вновь зафиксирует взгляд на игрушке, отклоняйте ее вправо, потом влево.

Игра "Бабочка, полети на облачко". Вам понадобятся гимнастический мяч из плотной pезины и бабочка из цветной бумаги, пеpевязанная посеpедине лентой. Положите малыша животиком на мяч, стpахуя его ножки своей pукой. Покачайте его впеpед - назад несколько pаз. Пpивлеките его внимание к яpкой бабочке, опустите ее до самого пола, потом медленно поднимайте ее все выше и выше, а затем опять медленно опускайте ее к полу, пpиговаpивая:

Бабочка - бабочка,

Полети на облачко,

Там твои детки -

Hа беpезовой ветке!

Бабочка - бабочка,

Ветеp или дождь?

Полетишь - как ветеp,

Упадешь - как дождь!

Пpи движении игpушки вниз, наклоняйте ребенка, лежащего на мяче, медленно вниз, а пpи движении бабочки ввеpх, возвpащайте в исходное положение.

Игра "Кто у нас красивый?" (игра с зеркалом). Возьмите малыша так, чтобы одна ваша рука поддерживала его шею, а другая - ягодицы. Поднимите его и разверните лицом к себе. Поиграйте с ним в "бодашки", подуйте легко ему на шейку, грудку, читая стишок:

Кто у нас кpасивый?

Кто у нас пригожий?

Деточка - кpасивая,

Деточка - пригожая.

Повторите игровые действия несколько раз, убедитесь, что они доставляют малышу удовольствие. Потом положите его к себе на руку так, чтобы его голова опиралась на ваше плечо и была направлена вперед. В такой "люльке" малыш чувствует себя в безопасности и одновременно может разглядывать все вокруг. Поднесите малыша к зеркалу, ласково приговаривая потешку. Дайте ему возможность зафиксировать свое отражение в зеркале, поставьте его ручки на зеркало, постучите пальчиком о зеркало, привлекая внимание малыша к своему отражению.

Игра "Вот такая детка" (игра с зеркалом). Наденьте малышу на головку обруч с бантиком. Поднесите его к зеркалу, ласково спрашивая его: "Кто там?", восклицая: "Вот так детка!" Пpедоставьте малышу возможность зафиксировать свое отражение в зеркале, поставьте его ручки на зеркало. Привлеките внимание малыша к своему отражению, потpогав его бантик или обpуч. Положите pебенка на ковpик пеpед зеpкалом. Пусть он некотоpое вpемя понаблюдает за своим отpажением.

Игра "Забавный носок". Приготовьте яркий носок, предварительно пришив к нему колокольчик.

Положите малыша на свои колени на спинку. Разведите бедра ребенка и согните его ноги так, чтобы его подошвы находились перед ним, соприкасаясь друг с другом. Пятки и наружные края стоп при этом упражнении должны соприкасаться. Теперь малыш может рассматривать свои ножки. А чтобы ему было интереснее, наденьте носочек на ножку. Подтолкните противоположную ручку к носочку. Помогите малышу схватить кончик носочка и потянуть его. Вот так! Проделайте то же самое с другой ножкой и противоположной ручкой.

Игра “Пальчики погладим”. Спросите малыша: “Где твои ножки?”, помогите ему захватить свою ножку рукой и потянуть ее на себя. Пощекочите его пальчики на ножке, покажите, как можно перебирать и ощупывать пальчики руками. Возможно для того, чтобы побудить малыша к действиям, вам придется вначале нежно растереть пальчики его ног, напевая:

Мы пальчики погладим,

Так-так и вот так,

Мы пальчики потрем,

Так-так и вот так!

Игра "В огороде заиньки" . Подложите себе под голову валик или подушку перед тем, как лечь на коврик. Положите малыша на животик себе на так, чтобы ваши лица были напротив друг друга. Hапевайте малышу колыбельную песенку:

Люли, люли, баиньки,

В огоpоде заиньки.

Зайки тpавку едят,

Детке баюшки велят.

Люли, люли, люли-бай,

Поскоpее засыпай.

Уж я по воду пойду,

Заек чаем напою!

Игра "Забавы с зеркалом" . Поднесите малыша к зеркалу, ласково спрашивая его: "Кто там?", и восклицая: "Вот наша детка!" Пpедоставьте малышу возможность зафиксировать свое отражение в зеркале. Возьмите ручку ребенка за локоток, поднимите ее до уровня головы, следя за тем, чтобы ладошка дотронулась до головы. Проведите ею вдоль всего лица pебенка. Кулачок раскроется и малыш будет ощупывать свое лицо. А затем, держа кисть ребенка "раскрывшейся", проведите ею по своему лицу. Погладьте ладошкой малыша свои щеки, дотроньтесь до носа и рта. Убедитесь, что pебенок следит за своими действиями в зеpкале! Дотpоньтесь еще pаз до своего pта pучкой малыша, пpопойте звуки: "А___________О", вытягивая губы "тpубочкой", спойте: "У_____________у___________у______________". Если малыш пеpестал следить за Вами в зеpкале, постучите по зеpкалу и вновь pукой pебенка пpоведите по своему лицу, pаспевая гласные звуки.

Игра "Мы на луг ходили…" . Положите малыша на пеленальный стол на спину. Напевая песенку, выполняйте следующие действия: потpяхивая, pазводите детские ручки в стоpоны, а затем пpижимайте их к гpуди (2-3 раза); потpяхивая, сгибайте и pазгибайте детские ножки; поглаживайте pучки и ножки малыша, наклоняйтесь над малышом, щекочите его, тоpмошите за гpудку.

Мы на луг ходили,

Хоровод водили,

Вот так на лугу

Хоровод водили.

Да-да-да-да

Хоровод водили.

Задремал на кочке

Зайка в холодочке,

Вот так задремал

Зайка в холодочке.

Да-да-да-да

Зайка в холодочке.

Зайка, просыпайся,

Ну-ка, поднимайся!

Вот так, не ленись,

Ну-ка, поднимайся!

Да-да-да-да

Ну-ка, поднимайся!

Поиграем с губками малыша. Сядьте так, чтобы ваша спина опиралась на что-нибудь, а ноги были согнуты. Разместите ребенка у себя на коленях. Поиграйте с губками ребенка: нажимая на подбоpодок, опускайте нижнюю челюсть малыша и возвpащайте ее в исходное положение так, чтобы пpи смыкании губ получался легкий хлопок, пpопевайте следующие слоги: "МА - МА - МА - МА, ПА - ПА - ПА, БА - БА - БА".

ПОМНИТЕ: Приступая к играм с ручками и пальчиками малыша, прежде, чем начинать развивать и корригировать эти движения, вы должны научить малыша овладеть движениями головы и туловища.

Все свои действия сопровождайте эмоционально насыщенной речью.

Не забывайте, малышу необходимы ваше одобрение и поддержка. Хвалите его при каждой удаче или старании.

В возрасте с 6-ти до 9-ти месяцев.

Во втором полугодии жизни ребёнка приобретает иной характер, становясь м по поводу действий с предметами. Ребёнок больше не соглашается просто обмениваться со взрослым ласками. Ему теперь нужно, чтобы взрослый «сотрудничал с ним в игре». Основные интересы малыша сосредоточены теперь на окружающих его предметах и игрушках. Теперь малыш с огромным удовольствием наблюдает и пытается подражать тому, как взрослый действует с конкретным предметом.

Игра «Мчится поезд во весь дух!» Положите малыша на одеяло на животик. Потяните одеяло, взяв его за два конца. Ваш малыш поедет по полу на одеяле. Передвигая малыша таким образом, приговаривайте:

Чух-чух, чух-чух,

Мчится поезд во весь дух!

Игра «Всё дело в шляпе» Вам понадобиться шляпа и игрушка (зайчик, кошка и т.п.). Спрячьте игрушку под шляпу так, чтобы был виден хвост или лапка. Попросите малыша найти игрушку, подняв шляпу. Переложите шляпу в другое место, вновь спрятав под неё игрушку. Побуждайте малыша двигаться в поисках .

Игры, развивающие зрительное восприятие.

Рассматривая, ощупывая, ребёнок знакомиться со свойствами предметов, усложняется его зрительно-моторная координация. Под контролем зрения формируются дифференцированные захваты предметов пальчиками - двумя и тремя, появляется указательный жест.

Игра «Петушок» Сделайте ширму: накройте спинку кроватки платком или пелёнкой. Спрячьтесь за ширмой. Пусть ваш петушок показывается и прячется все время с одного конца ширмы. Когда петушок появляется, читайте стишок:

Рано-рано поутру

Петушок поёт: ку-ка-ре-ку!

Спрятав петушка, сделайте паузу и вновь покажите его.

Ваш малыш научится ожидать появления , смотря на одно и то же место ширмы.

Игра «Где ты, носик?» Сядьте вместе с малышом перед зеркалом. Показывайте ребёнку в зеркале его отражение, дотрагивайтесь до его носика, щечек, рта, ушек, читая стишок:

Носик, носик!

Где ты, носик?

Ротик, ротик!

Где ты, ротик?

Щечка, щечка!

Где ты, щечка?..

(Г.Лагздынь)

Игры, способствующие развитию слухового восприятия.

Во втором полугодии интенсивно развивается восприятие речи взрослого. К 9-ти месяцам ребёнок может повторять, в порядке подражания взрослому, слоги лепета, которые уже есть в его активной речи.

Игра «Весёлый бубен» Похлопайте ладошкой по бубну, подставьте бубен под ручку малыша, ожидая, что и он похлопает по нему. Если малыш не попытается похлопать, обхватите его локоток рукой и легонько похлопайте его ручкой по бубну, в ритм напевая:

Бубен, бубен, долгий нос.

Почем в городе овес?

Две копейки с пятаком!

Подвиньте бубен к другой ручке малыша, похлопайте по бубну, приглашая ребёнка повторить за вами эти действия:

Ехал бубен с колпаком,

Овса бубен не купил,

Только лошадь уморил!

Со временем, играя в эту игру, ваш малыш научится сам бить в бубен.

Игра «Звонкое ведёрко» Сядьте и посадите малыша так, чтобы его спина опиралась о вашу .

Вам понадобится оцинкованное ведро. Покажите ребёнку ведро, наклоните его к себе, пропев фразу со слогами лепета. Ведро усилит ваш голос, придаст ему необычный тембр. Побуждайте малыша повторять за вами звуки, пропевая их в ведро. Малыш научится подражать вам. Повторяя те слоги, которые есть у него в лепете.

Игры и упражнения, развивающие двигательную активность.

Обычно к 7 месяцам малыш хорошо ползает. Он становится более активным и самостоятельным, у него укрепляются мышцы ног, рук, спины, брюшного пресса, шеи, формируется правильная осанка.

Разв . Расположите на полу ряд предметов так, чтобы малыш мог ползать вокруг них, подползать под них, заползать на них. Это могут быть подушки, ьчик со спинкой из перекладин. Наклоните спинку ьчика так, чтобы малыш мог ухватиться за перекладину. Легко потяните ьчик и поставьте его на пол. Малыш встанет на четвереньки, а вы будете только придерживать ножки ребёнка.

Не забывайте радоваться вместе с малышом его успехам!

Развитие мелкой моторики рук.

Игра «Жили мышки на квартире». Держите ладошку малыша раскрытой и водите по ней пальчиком, приговаривая:

Раз, два, три, четыре!

Жили мышки на квартире;

Чай пили, чашки били,

По три денежки платили!

Игра «Собери ягодки». Положите ребёнка на живот на пол.

Сделайте объёмные ягодки из поролона, а плоские - из коврового покрытия. Рассыпьте объёмные и плоские предметы, побуждая ребёнка достать их, переложить из руки в руку, ощупать, отдать взрослому. Побуждайте малыша объёмные предметы брать горстью, а плоские - кончиками пальцев.

Игра с носовым платочком. Вам понадобятся пластмассовая банка с крышкой и носовой платок. Проделайте отверстие в крышке баночки. Спрячьте носовой платочек или лоскут материи в баночке, а его краешек пропустите в отверстие крышки. Покажите малышу, как можно взяться двумя или тремя пальчиками за кончик платка и потянуть его на себя, доставая из баночки. Поиграйте с платочком, накрывая себя, а потом ребёнка, подбрасывая платочек в воздух. И вновь спрячьте его в баночку, предлагая малышу достать платочек.

Начиная с малышом увлекательное освоение первых действий с предметами, ПОМНИТЕ:

Переходить к предметным действиям необходимо только тогда, когда ваш малыш научился захватывать , подвешенные или протянутые ему взрослым над рукой и ю.

Побуждайте малыша подражать вам в действиях с игрушками и предметами.

Каждый раз, играя с малышом, не забывайте называть те действия, которые вы выполняете с предметами или игрушками.

Побуждайте малыша выполнять разученные вместе с вами действия, ориентируясь на ваши слова.

В возрасте с 9-ти до 12-ти месяцев

В завершающей статье по книге Ю.А. РАЗЕНКОВОЙ «Игры с детьми младенческого возраста» речь пойдёт о возрасте около года, когда общения выражается в желании ребенка действовать вместе со взрослым. Окружая малыша любовью и нежностью, создавая «атмосферу» эмоционального общения, вы стимулируете в дальнейшем познавательную активность малыша, направленную на окружающие предметы и .

Игры, способствующие развитию взаимодействия между ребёнком и взрослым.

Игра «Шалтай-Болтай». Сядьте на пол, лицом друг к другу. Положите на ножки малыша свои ноги. Возьмите малыша за руки, раскачивайтесь вперед и назад в ритме стишка:

Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

Шаталй-Болтай

Свалился во сне.

Вся королевская конница,

Вся королевская рать

Не может Шалтая,

Не может Болтая,

Шалтая-Болтая,

Шалтая-Болтая,

Шалтая-Болтая собрать?

(Пер. С.Маршака)

При последних словах повалитесь вместе с малышом на пол. Передохните и начните игру сначала.

Игра «Лежебока рыжий кот». Играйте с малышом за столом. Вам понадобиться игрушка-кошка, мисочка и чашка.

Поглаживайте кошечку, читая стишок:

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе живот.

Кушать хочется,

Да лень ворочаться.

Вот и ждёт

Рыжий кот -

Может, миска подползёт!

Попросите малыша покормить кошку из мисочки и дать ей попить из чашки. Если малыш не может это сделать, помогите ему, показав все эти игровые действия.

Игры, развивающие зрительное восприятие.

К концу первого года жизни зрительные дифференцировки становятся более тонкими. Дети различают контрастные по внешнему виду (например, кубик и кирпичик), узнают на фотографии близкого человека, начинают рассматривать картинки и маленькие книжечки.

Игра «Большие и маленькие кубики» . Приготовьте два ведёрка - маленькое и большое, и два набора кубиков - маленькие и большие.

Покажите малышу большое ведерко, предложите ему достать большие кубики и рассмотреть их. Затем достаньте маленькое ведерко и рассмотрите его содержимое, доставая кубик за кубиком.

В конце соберите все кубики по ведеркам, вначале большие положите в большое ведерко, а потом сложите маленькие кубики. Выполняйте все действия вместе с малышом. Малыш будет охотнее собирать маленькие кубики, т.к. их удобнее взять. Поэтому собирайте вместе с малышом большие кубики, а действовать с маленькими кубиками предоставьте малышу самостоятельно.

Игра «Знакомьтесь, зелёный огурец!». Будут нужны пластмассовые овощи и фрукты, различные по цвету, коробка и корзинка.

Принесите коробку, в которой находятся пластмассовые овощи и фрукты. Перекладывайте их совместно с малышом из коробки в корзинку, рассматривая и ощупывая. Обязательно называйте малышу все, что он берет в руки. Эта игра будет знакомить малыша не только с цветом овощей и фруктов, но и их названиями.

Игра «Зеркало». Поглаживая лицо ребёнка, приговаривайте:

Зеркало любит

Чистые лица,

Зеркало скажет:

Надо умыться!

Зеркало даже темнеет от страха,

Если в него поглядится неряха!

(А.Кондратьев)

Игры, способствующие развитию слухового восприятия.

К концу первого годы жизни малыш может легко повторять за взрослым разнообразные звуки, произносит 6-10 облегченных слов, называя ими или знакомые действия. Адекватно реагирует на слово «нельзя», прекращая свои действия.

ПОМНИТЕ: Все малыши по-разному реагируют на звуки. Одним нравятся громкие звуки, других они пугают. Внимательно наблюдайте за своим ребенком, чтобы понять, что ему нравится, а что - нет.

Игра «Погремушка, погреми!». Посадите малыша на коврик. Стучите погремушками друг и друга, припевая:

Погремушка, погремушка,

Поиграем, поиграем, погремушечка!

Так, так, так, так и ещё вот так.

Погреми, погреми, погремушечка!

Отдайте малышу погремушки, напевая песенку, вместе с ним выполняйте все движения с погремушками. Каждый раз, играя в эту игру, вносите элементы новых движений: стучите одной игрушкой по ладошке, по коленочке, или одну погремушку оставьте у себя, а другую отдайте ребёнку и постукивайте ими.

Игра «Пляшем сами». Поставьте малыша к спинке кроватки. Включите плясовую мелодию. Пляшите перед малышом, сгибая ноги в коленях, хлопая в ладоши, поворачивая руки вправо-влево («Фонарики»).

Побуждайте и ребёнка выполнять плясовые движения под музыку. Эта игра доставит большое удовольствие вам и вашему малышу.

Игра «Тук-тук». Стучите вместе с малышом в бубен, стучите по мисочке, по полу, ложкой по ложке, приговаривая: «Тук-тук, тук-тук». Постукивая по разным поверхностям и произнося слова «тук-тук», малыш начнет повторять за вами первые облегченные слова.

Игры, развивающие двигательную активность.

Игра «Ах, дыбок…». Поставьте ребенка на ножки на пол.

Вначале держите малыша, а потом опустите его, сказав: «Стоит дыбок!» Пока малыш стоит самостоятельно, спойте:

Ах, дыбок, дыбок, дыбок,

Скоро деточке годок!

Порадуйтесь его успехам и вновь повторите игру.

Упражнение «Вниз по лесенке идем». Лучше проводить это упражнение на детской площадке. Поставьте малыша на 3-4 ступеньку. Спускайтесь вместе с ним вниз, попеременно опуская ногу и переставляя ручку. Чтобы малышу было весело, приговаривайте:

Вниз по лесенке идем,

Ни за что не упадём!

Развитие мелкой моторики рук.

Игра с теплым тестом. Сделайте самое простое тесто из теплой воды и муки. Найдите небольшой пластмассовый шарик, покадите его малышу. Затем спрячьте шарик в тесте и попросите малыша найти его. Ищите шарик вместе, месите тесто, шлепайте по нему руками, сжимайте и разжимайте кулачка. Эта игра доставит вашему малышу большое удовольствие.

Игра «Брось прищепку». Малыш может сидеть за столиком или между ног взрослого, а может лежать на животике на полу. Вам будут нужны пластмассовая банка и разноцветные прищепки. Прикрепите прищепки к краям баночки. Покажите малышу, как снимать прищепку двумя пальчиками и бросать её в баночку, громко говоря: «Бах! Упала!».

Игра с пальчиковой куклой . Сделайте две пальчиковые куклы - используйте старые трикотажные перчатки. К пальчикам пришейте волосики из ниток, а глазки сделайте из бисера.

Пусть ваша кукла появится из-под стола, поздоровается с малышом, походит и спрячется. Наденьте на указательный пальчик ребёнка его куколку. Покажите, как она может здороваться, плясать, прятаться и вновь появляться. Придумывайте каждый раз новые движения и забавы с куклой и ваш малыш научится лучше управлять не только указательным, но и всеми пальчиками руки.

ПОМНИТЕ: Обеспечьте малыша разнообразными предметами, которые можно ронять, выбрасывать, высыпать, перекладывать, доставать и т.п. Позвольте ему стучать, нажимать, трясти, барабанить.

Не забывайте: в игре важно не что вы делаете, а как вы это делаете. Игра должна быть забавной и весёлой.

P.S. Безусловно, развивающие принесут пользу любому ребёнку с проблемами в развитии. Предлагаемая вам система игр основана на понимании того, что все малыши в младенческом и раннем возрасте должны освоить одни и те же «ступени развития», в одной и той же последовательности, только темп их развития, особенности освоения и те приемы, которые могут помочь вашему ребёнку, будут разными.

Текущая страница: 3 (всего у книги 9 страниц) [доступный отрывок для чтения: 7 страниц]

Сентябрь

Занятие 1. Кто у нас хороший, кто у нас пригожий. Чтение стихотворения С. Черного «Приставалка»

Цель. Вызвать у детей симпатию к сверстникам с помощью рассказа воспитателя (игры); помочь малышам поверить в то, что каждый из них – замечательный ребенок, и взрослые их любят.

Первый вариант
Ход занятия

Этот вариант занятия подходит для группы, в которой много новых детей или большинство малышей в возрасте до 3 лет 6 месяцев.

Воспитатель расставляет стулья полукругом и начинает занятие:


Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?

Педагог выводит в центр малыша.


Петенька (Васенька и т. д.) хороший,
Петенька пригожий.

Воспитатель рассказывает о ребенке, подчеркивая его достоинства, например: «Петя действительно пригожий. Черноволосый, с красивыми темными глазами.

Хороший ребенок, умный, уже до шести считает, не сбивается. Ведь правда? Тогда посчитай.

И животных из кубиков он очень быстро складывает. И с девочками дружит, не обижает их.

И уже давным-давно по пустякам не плачет.

А как он по утрам с мамой нежно прощается! Приятно посмотреть!»

Педагог вновь проговаривает рифмованные строчки и выводит другого ребенка: «Катенька пригожая. Симпатичная, светловолосая (про девочек со светлыми волосами говорят – блондинки), с ярким румянцем на щеках.

Катюшка – замечательная девочка. Ни с кем не ссорится. В куклы играет – загляденье! Ее дочки накормлены. Она им песенки поет, ласковые слова говорит.

Катюшка много стихотворений знает. Прочитай стихотворение „Уронили мишку на пол…“, оно мне очень-очень нравится».

Педагог интересуется у детей, про кого еще они хотят услышать рассказ. Обязательно рассказывает про новичка, обращает внимание дошкольников на то, как важно дружить сейчас с этим ребенком, чтобы он быстрее привык и понял, какие замечательные дети в группе.

Воспитатель обещает, что каждый день будет обязательно рассказывать о ком-то из детей.

Подобные рассказы дети должны слышать в течение всего года. Особое внимание целесообразно уделять «проблемным» детям (нервным, драчунам, плаксам и т. п.), каждый раз подчеркивая, как успешно они справляются со своими проблемами, как взрослеют.

Если воспитатель замечает, что дети начинают уставать от рассказов о хороших и пригожих сверстниках, он предлагает им послушать стихотворение С. Черного «Приставалка».


– Отчего у мамочки
На щеках две ямочки?
– Отчего у кошки
Вместо ручек ножки?
– Отчего шоколадки
Не растут на кроватке?
– Отчего у няни
Волосы в сметане?
– Отчего у птичек
Нет рукавичек?
– Отчего лягушки
Спят без подушки?..

– Оттого, что у моего сыночка
Рот без замочка.

Педагог интересуется, кого называют «приставалкой». Выслушивает ответы детей и предлагает убедиться в правильности предположений.

Примечание. В последующие дни, особенно в часы, когда дети одеваются на прогулку и у некоторых из них отмечается повышенная потребность в общении (в ущерб основному бытовому процессу), уместно прочитать стихотворение «Приставалка».

Второй вариант
Ход занятия

Этот вариант занятия больше подходит для групп, где большинство детей старше 3 лет 6 месяцев.

Усадив детей и поблагодарив их за умение слышать просьбу педагога и оперативно переключаться с игр на занятие, воспитатель сообщает, что будет рассказывать о том, какие они умные, добрые, веселые. Например: «Я расскажу вам об одном замечательном мальчике. Сегодня он одет в синие шортики и серенькую футболку. А на футболке нарисован серьезный гном, который построил себе красивый домик. Про кого, как вы думаете, я собираюсь рассказывать?

Я и многие дети называют этого мальчика ласково: Сашенька, Сашок, Сашуля. Итак, шортики у Сашеньки… синие, а футболка… серенькая, на футболке… гном около своего домика.

У Саши светлые волосы и веселые темные глаза. Саша наш помощник, он и дежурит замечательно, и с малышами ладит, не обижает их. Правда, носовой платок частенько дома забывает, но обещал исправиться. Я ему верю. Саша любит рисовать и лепить, и поет хорошо. Спой, Сашенька, свою любимую песню, а мы тебе подпоем.

Еще я расскажу вам о девочке, которая сегодня одета в красивое клетчатое платьице с кружевными оборочками. И зовут ее… (дети называют имя девочки). Оленька недавно пришла к нам, еще не совсем освоилась. Она очень милый забавный человек. Вчера Оля забыла спрятать туфельки в шкаф, и они потерялись, оказались под банкеткой. Мы Оленьку утешали и слезы ей вытирали, вот так… Потом туфельки нашли, помогли надеть.

Оля замечательно козу рогатую изображает, нас пугает. Хотите посмотреть, как она это делает? А не испугаетесь? (Девочка изображает козу.)

Теперь я расскажу вам про мальчика с большими темными глазами. Это замечательный мальчик, но он не любит, не умеет спокойно сидеть на стуле. Сразу начинает вертеться. Вот только что вертелся, а сейчас притих. Должно быть, боится, как бы стул на него не рассердился и на пол его не уронил.

Но зато наш Васенька (он узнал самого себя) быстрее всех бегает. А Заинька – Длинное Ушко по большому секрету рассказал мне, что сегодня утром Вася хотел отобрать у Юры машину, уже руки протянул, но потом спрятал за спину. Не стал обижать приятеля. Вот какой молодец. Силу воли воспитывает у себя. Взрослым становится. Я его за это поцелую». И так далее.

Завершая занятие, можно прочитать детям стихотворение С. Черного «Приставалка» или английскую песенку «Храбрецы» (перевод С. Маршака). При чтении песенки следует узнать у детей, кто такие портные, соотнести рост взрослого мужчины и размер улитки, от которой в страхе сбежали 25 портных.

Занятие 2. Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса»

Цель. Познакомить детей со сказкой «Кот, петух и лиса» (обраб. М. Боголюбской).

Ход занятия

Воспитатель читает сказку так, чтобы дети переживали за простодушного петушка и радовались благополучному окончанию его приключений. Затем интересуется, волновались ли дети за петушка, которого лиса все время обманывала.

«И я за него очень-очень волновалась. Ведь лиса могла съесть петушка по дороге. И тогда это была бы страшная сказка. И, наверное, она бы нам не понравилась, не так ли?» – завершает занятие педагог.

Примечание. В подходящий момент (в группе, на участке, на музыкальном занятии) воспитатель приглашает желающих детей поиграть в сказку, помогая исполнителям ролей лисы, петушка и музыканта-кота спеть песенки и проговорить несложный текст (в сокращении).

В о с п и т а т е л ь (негромко рассказывает). Уйдет кот на охоту, а петушок все в избушке приберет, пол чисто подметет (петушок изображает соответствующие действия), песенки поет.

П е т у ш о к. Ко-ко-ко, ку-ка-ре-ку, ко-ко-ко, ку-ка-ре-ку.


Петушок, петушок,
Золотой гребешок.
Выгляни в окошко -
Дам тебе горошку.

Петушок делает вид, что не слышит лису (ребенок зажимает уши).


Выгляни в окошко -
Дам тебе горошку.

П е т у ш о к («выглядывает», лиса его «уносит» (тащит за руку)). Несет меня леса за темные леса. Котик-братик, помоги.

Лиса «уносит» петушка в свой дом.

К о т (надевает шляпу, сапоги (воображаемая ситуация), подходит к домику лисы. Играет на гуслях и поет.)


Стрень, брень, гусельки,
Золотые струнушки.
Дома ли лиса?
Выходи, лиса!

Л и с а (печет блины). Иди, Петя, погляди, кто меня зовет, да скорей возвращайся!

Петушок выходит, видит кота, они обнимаются и убегают.

Занятие 3. Звуковая культура речи: звуки а, у. Дидактическая игра «Не ошибись»

Цель. Упражнять детей в правильном и отчетливом произношении звуков (изолированных, в звукосочетаниях, словах). Активизировать в речи детей обобщающие слова.

Ход занятия

Воспитатель рассаживает детей, объединяя малышей с нечеткой речью, чтобы именно им чаще предлагать задания на произношение отдельных звуков и звукосочетаний (уа, ау).

Педагог рассказывает детям сказку о Веселом Язычке: «Жил на свете Веселый Язычок. Он жил в своем домике. А домик этот – рот. Домик открывается и закрывается. Вот так! (Показывает.) Язычок то выбегает из домика (показывает), то прячется. Опять выбегает и вновь прячется».

Педагог предлагает детям выпустить Язычок из домика и спрятать его (3–4 раза). Затем продолжает: «А еще Язычок любит петь разные песни. Особенно нравится ему песня маленькой Аленушки (показывает детям куклу в ползунках).

„А-а-а-а“, – поет Язычок Аленушке.

И малышка широко открывает рот, вот так, и тоже начинает петь: „А-а-а“. Это она радуется, что с ней разговаривают. Как поет Аленушка?»

Воспитатель предлагает спеть песенку Аленушки 3–4 детям поочередно.

«А сейчас, – говорит педагог, – мы будем петь песенку и тянуть длинную-длинную ниточку. Вот так…»

Вытягивая руки вперед на уровне груди и плотно смыкая пальцы обеих рук (как будто держит нитку), педагог произносит: „А-а-а-а“ (2–3 сек). Упражнение повторяется 3–4 раза. Воспитатель следит за тем, чтобы, «вытягивая ниточку», дети не опускали голову.

«Пока мы „ниточки вытягивали“, – продолжает занятие педагог, – Аленка устала, ведь она еще маленькая, и заплакала: „Уа-уа-уа“. Как плачут маленькие дети? (Хоровые и индивидуальные повторения.)

Давайте утешим, успокоим малышку: „Не плачь, Аленушка! Не плачь, маленькая!“ (Хоровые и индивидуальные повторения. Следует подсказать детям, что эти фразы нужно произносить тихо и ласково.) И споем ей колыбельную: „Баю-баю-баю, доченьку качаю, баю-баю-баю“. (Дети поют вместе с педагогом.)

Аленушка уснула. Долго будет спать. А мы с вами можем поиграть. Мы пойдем в лес по грибы, по ягоды. Но в лесу можно заблудиться, потеряться, поэтому я буду звать вас: „Дети, ау-у-у, Оля, ау-у-у-у…“» (Малыши откликаются на зов.)

Затем воспитатель зовет детей к себе, сообщает им, что занятие закончено, но желающие могут поиграть с ним в мяч.

Дети образуют круг. Воспитатель объясняет правила игры: «Надо поймать мяч и ответить на вопрос. Мяч уроните, ход пропустите. На вопрос не ответите, тоже ход пропустите. Игра непростая. Называется „Не ошибись“».

Педагог называет предметы например: «Яблоко, слива, лимон?..», а ребенок, поймав мяч, называет обобщающее слово: «Фрукты» и т. п.

В игру целесообразно играть на прогулке с подгруппой детей (3–5 человек).

Примечание. Вне занятия для закрепления звука а в словах воспитатель приглашает детей «печь оладушки»:


Ладушки, ладушки,
Испечем оладушки.

Дети угощают оладьями педагога и друг друга. Сообщают о том, с чем лучше есть оладушки: со сметаной, с маслом, медом, вареньем, рыбой, икрой.

Детей, оказавшихся рядом, педагог спрашивает:


Ладушки, ладушки,
Где были?
У бабушки!
Что ели?
Кашку!
Что пили?
Бражку!

Русская народная песенка

Занятие 4. Звуковая культура речи: звук у

Цель. Упражнять детей в четкой артикуляции звука (изолированного, в звукосочетаниях); отрабатывать плавный выдох; побуждать произносить звук в разной тональности с разной громкостью (по подражанию).

Ход занятия

Воспитатель напоминает о том, как Язычок любит выглядывать из своего домика и прятаться: «Покажите, как он это делает? Выглянул и спрятался… Опять выглянул и спрятался… Сильно высунулся… и спрятался.

Однажды Язычок услышал, как гудит паровоз (электричка): „У-у-у“. Как гудит паровоз?

Язычку эта песня очень понравилась. И решил он ее выучить. Сначала Язычок запел негромко: „У-у-у“. Как он запел? Потом запел громче…

Чтобы и у вас получилась песня паровоза, надо вытянуть губы трубочкой (показывает) и протяжно произнести:,У-у-у“». (Хоровое и несколько индивидуальных повторений.)

«Вы, должно быть, видели настоящий паровоз, который тянет вагоны с пассажирами или состав с грузами, – продолжает воспитатель. – Такой паровоз гудит громко и протяжно. Примерно так: „У-у-у-у-у“. Как гудит паровоз? А игрушечный заводной паровозик гудит тише, голосок у него тоненький: „У-у-у-у“. Я сейчас попрошу кого-нибудь из вас погудеть, а вы определите, настоящий паровоз едет или игрушечный. Начнем с Андрюши… Послушаем Олю…» (5–6 ответов)

Воспитатель показывает игрушечную утку (утенка). Объясняет, что если утку позвать: „Утя-утя-утя“, то она откликнется на зов и подойдет поближе. Тогда придется покормить птицу хлебушком. Позовите утку? (5–6 ответов)

Затем педагог читает детям чувашскую песенку «Разговоры» (пер. Л. Яхнина).


Кукушка кукует:
– Ку-ку! Ку-ку!
Голубь воркует:
– Гу-гу! Гу-гу!
Петух зорюет:
– Ку-ка-ре-ку!
Филин кричит
В ночи:
– Угу!
А рыба молчит -
Ни гу-гу.

Перед повторным чтением песенки воспитатель выясняет у детей:

– Кукушка кукует, а голубь?.. (Воркует.)

– Петух зорюет. Когда он поет: днем, ночью, на утренней зорьке? (Заря – зорька – зорюет.)

Педагог читает песенку еще раз и предлагает детям проговаривать звукоподражательные слова.

Примечание. На данном занятии или позже, упражняя детей в выразительном чтении диалогов, воспитатель знакомит их со стихотворением «Бычок» В. Берестова.


Маленький бычок,
Желтенький бочек,
Ножками ступает,
Головой мотает.
– Где же стадо? Му-у!
Скучно одному-у!

Октябрь – ноябрь

В октябре целесообразно вспомнить с детьми (вне занятий) сказку «Как коза избушку построила» (обр. М. Булатова), а в последующие 2–3 дня познакомить со сказкой «Волк и козлята» (обр. А. Н. Толстого). Желательно выяснить у детей, кому какая сказка понравилась и почему.

Музыкального руководителя можно попросить спеть детям «Колыбельную песню» А. Майкова и дать прослушать ее в записи.

В ноябре вне занятий следует прочитать детям русскую народную сказку «Теремок» (обр. М. Булатова, повторение материала), а несколькими днями позже – украинскую народную сказку «Рукавичка» (обр. Е. Благининой). Затем можно поинтересоваться у малышей, какого зверя, который есть в «Рукавичке», нет в сказке «Теремок»; конец какой сказки им понравился больше. (В «Рукавичке» звери без дома остались, а в сказке «Теремок» они теремок «лучше прежнего выстроили».)

В ноябре нужно продолжать читать детям уже знакомые стихи К. Чуковского, а также познакомить с произведением «Краденое солнце»; английской сказкой «Крошка Енот, и Тот, кто сидит в пруду» (Л. Муур, пер. О. Образцовой) и сказкой А. Милна «Три лисички» (пер. с англ. Н. Слепаковой).

Ветреная погода – самое подходящее время, чтобы напомнить малышам стихотворение А. Кольцова «Дуют ветры, ветры буйные…». Это стихотворение легко запоминается, и дети охотно помогают педагогу читать его.

В группе следует продолжать игру «Не ошибись» (см. сентябрь, занятие 3); на участке играть в игру «Играем в слова» (или «Подскажи словечко») (см. октябрь, занятие 2).

Занятие 1. Дидактическая игра «Чья вещь?». Рассматривание сюжетных картин

(по выбору педагога)

Цель. Упражнять в согласовании притяжательных местоимений с существительными и прилагательными. Помочь детям понять сюжет картины, охарактеризовать взаимоотношения между персонажами.

Первый вариант
Ход занятия

Часть I. Перед началом занятия педагог раскладывает на столах картинки или мелкие игрушки (по одной для каждого ребенка), в их числе ведерки, формочки и совочки. Дает детям возможность рассмотреть предметы и обменяться впечатлениями.

Воспитатель просит детей зажмуриться (не следует разрешать детям закрывать глаза руками) и забирает 5–6 предметов (или картинок). Затем просит открыть глаза и спрашивает: «Чья вещь? Если ничья, себе оставлю». Педагог подсказывает, как надо ответить на вопрос: «Это мое красное ведерко. Это мой желтый совочек».

Воспитатель предлагает детям обменяться предметами. Потом выясняет, кто с кем и чем поменялся. Подсказывает, как правильнее рассказать об этом.

Дети вновь закрывают глаза, и игра повторяется.

Часть II. Педагог просит детей взять стулья и, не толкаясь, поставить их около мольберта.

Воспитатель предлагает вниманию детей сюжетную картину «Не уходи от нас, котик» .

«Как вы думаете, куклы и зверушки огорчаются, если дети перестают с ними играть, – начинает занятие педагог. – Я знаю котика, который обиделся на детей и решил от них уйти к другим малышам. Хотите посмотреть на этого смелого, решительного Пушистика

Воспитатель предлагает вниманию детей картину. Дает возможность рассмотреть ее и обменяться впечатлениями. Затем продолжает беседу: «Нравится вам котик? Опишите его. Он… (очень хорошенький, глазастенький, полосатый, похож на тигренка…). Котик отвернулся от детей, он не хочет на них смотреть. Но и они не хотят, чтобы Пушистик ушел от них к другим детям. Малыши подлизываются к нему. Кто как это делает? Девочка в красном платьице стоит перед Пушистиком на коленях, собирается его погладить, приласкать. Она что-то говорит ему. Как думаете, что?

Мальчик в синем комбинезончике… (бантик на веревочке держит). Он знает, что котята любят играть с бумажками. Он тоже что-то говорит котику.

Мальчик в зеленом комбинезончике… (принес колбаску). Он просит котика… (не сердись на нас. Съешь колбаски. Она вкусная…).

Как вы думаете, почему мальчики в комбинезонах, а один даже в кепке? (Собрались гулять.) А зачем они мяч и самолет приготовили?

Интересно, удастся ли детям уговорить Пушистика остаться?

Советую и вам сразу после занятия заглянуть к нашим куклам и зверушкам, приласкать, приголубить их».

В данном случае образец описания картины не обязателен, так как малыши отправляются в игровой уголок и демонстрируют педагогу, как они «общаются» с игрушками.

Второй вариант
Ход занятия

Часть I. Такая же, как в первом варианте занятия.

Часть II. Педагог предлагает детям рассмотреть картину «Шарик улетел» и просит их подумать, что произошло на картинке, и чем, по мнению малышей, закончится история, изображенная художником.

Дети занимают свои места (за столами или рассаживаются на стульях, расставленных полукругом, в шахматном порядке и т. п.).

«Рассмотрели картину? – начинает занятие воспитатель. – Догадались, что случилось? (У девочки в нарядном платье улетел синий шарик.)

А мальчики… Что про них скажете?

Как вы догадались, что мальчик в шортах и жилете отдаст свой шарик девочке? Он отдает желтый или голубой шарик? (Выслушивает и уточняет ответы детей.)

Вы одобряете поступок этого симпатичного малыша?

Не надо осуждать мальчика в кепочке, у которого три шарика. Он еще научится быть добрым и помогать другим.

Посмотрите на собачку. Как думаете, чья она? А какая она?

Там, где гуляют дети, красиво? Наверное, это уголок парка.

Вам нравится картина, которая называется „Шарик улетел“?»

На этом можно завершить занятие. А можно закончить его рассказом воспитателя : «Был праздник. Дети гуляли в парке. Там красиво: чистые песчаные дорожки, нарядный домик для игр.

Дети получили в подарок воздушные шарики, кто один, кто два, а кто и три.

У девочки в красивом красном платьице , гуляющей с очаровательной маленькой собачкой, шарик вырвался из рук и улетел. Но малыш в коротких штанишках поспешил ей на помощь. Сейчас он подойдет к девочке и скажет: „Возьми мой шарик. Хочешь, возьми желтый. А хочешь, возьми голубой“».

Занятие 2. Чтение русской народной сказки «Колобок». Дидактическое упражнение «Играем в слова»

Цель. Познакомить со сказкой «Колобок» (обраб. К. Ушинского). Упражнять детей в образовании слов по аналогии.

Ход занятия

Часть I. Многим детям сказку читали дома, многие смотрели мультфильм по мотивам сказки. Поэтому в начале занятия воспитатель выясняет у них, кто такой колобок. Выслушивает ответы и зачитывает отрывок, обобщая высказывания детей: «Замесила тесто на сметане, скатала колобок (дети показывают, как можно скатать колобок), изжарила его в масле».

Педагог читает сказку так, чтобы дети радовались, когда колобок благополучно убегал от зверей, и огорчались, понимая, что лиса перехитрит его.

Воспитатель дает детям время обменяться впечатлениями. Уточняет, что говорили колобку заяц, волк и медведь, повстречавшись с ним. («Колобок, колобок! Я тебя съем!»)

«А что сказала хитрая лиса, увидев колобка? – интересуется педагог. – „Здравствуй, колобок! Какой ты пригоженький, румяненький!“ – похвалила лиса колобка, он и обрадовался, а лисьей хитрости не почувствовал. Печально закончилось его путешествие. Как оно закончилось?» („А лиса его – ам! и съела!“)

Часть II. «Давайте поиграем в слова, – предлагает педагог. – Я буду называть слова, обозначающие большие предметы, а вы будете произносить слова, обозначающие предметы поменьше или совсем маленькие. Например, дом – домик, горшок – горшочек, книга – книжечка…»

Примерные слова: совок, ведро, лента, цветок, кнопка, платье, колесо, ветка, куст и т. п.

Завершая занятие, педагог сообщает детям, что многие известные художники делали рисунки к сказке «Колобок» (Ю. Васнецов, Е. Рачев, А. Савченко, Л. Токмаков, В. Гильдяев, А. Елисеев и др.). Показывает детям книжки про колобка, просит внимательно рассмотреть их, показать рисунок, который понравился больше всего и рассказать, почему.

Все встают в круг — дети между родителями через одного.
Все говорят:
Мы лепили снежный ком (изображаем)
Бом-бом.
Мы за ним идем пешком -беремся за руки и идем по кругу
Он все больше становился — растягиваем круг
Покатился, покатился — ускоряем темп, дети бегут, потом их поднимаем и бежим
А потом в калитку «бом!» — сужаем круг, детей вперед в висячем состоянии Развалился снежный ком — опускаем детей лежать в круг

2. Карусели

Еле-еле, еле-еле (детки также стоят между взрослыми, сначала идем по кругу медленно)
Завертелись карусели,
А потом сильней, сильней, (ускоряем темп)
Все быстрее и быстрей.
Тише, тише, не спешите, (снова снижаем темп)
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра (кладем детей на коврик)

3. Раз-два-три

Развиваем чувство ритма и право-лево и тд
Мы пойдем направо — раз два три (делаем 3 шага направо, взявшись за руки)
А потом налево — раз два три
А потом мы дружно топнем — раз два три
А потом в ладоши хлопнем — раз два три
далее все что угодно коль угодно долго
А потом мы повернемся — раз два три
Дружно за руки возьмемся — раз два три
И опять пойдем направо и т.д.

4. Я горю-горю-горю

На калиновом мосту,
А кто любит меня,
Тот и выберет меня,
За праву ручку возьмет,
Да вдоль круга поведет,
Да обнимемся, да поцелуемся.

(для взрослых и детей постарше все действия выполняются по тексту, с одним водящим в центре круга, который выбирает кого-нибудь из хоровода, как вариант — водящий закрывает глаза и вытягивает руку вперед, на кого он укажет во время произнесения слов «тот и выберет меня», того и берёт за руку; с малышей обнимают и целуют мамы)

5.
А кто у нас хороший,
Кто у нас пригожий?
Рома у нас хороший,
Рома у нас пригожий. (гладим по головке)
(С этими же словами перечисляем всех детей)
Все у нас хорошие,
Все у нас пригожие (гладим сами себя)

6. ЧИЖ

Участников игры в кругу должно быть четное количество. Все заранее делятся на пары. Еще один участник стоит в центре круга. Он — «чиж». Участники идут по кругу, один в затылок другому. По ходу песни участники и «чиж» показывают, какой у чижика хохолочек (ладонь над головой), как он летает (руками показывают порхание крылышками), как он кивал ножкой (прыгаем на одной ножке, вторую держа перед собой, согнутой в коленее).

По дубочку постучишь —
Вылетает сизый чиж
У чижа, у чижика
Хохолочек рыженький
Чижик по полю летал,
Правой ножкой все кивал
Чиж, чиж, не зевай,
Себе пару выбирай!
На последних словах все должны поменяться парами, а «чиж» — найти себе пару. Не нашедший пару становится новым чижом.

7. КОРШУН

Участники игры держатся за руки, ходят по кругу, поют. Коршун в это время сидит в центре круга. Когда начинается диалог, отвечает на вопросы, сидя в кругу.

Хоровод:
Вокруг коршуна хожу, ожерелье нижу
По три ниточки, бисериночки
Я снизала вороток, вокруг шеи короток
По три ниточки, бисериночки
— Коршун, коршун, что ты делаешь?
Коршун:
— Ямку рою
— На что тебе ямка?
— Мешочек шить
— На что тебе мешочек?
— Камушки собирать
— На что тебе камушки?
— Воробышков пугать!

На словах «воробышков пугать» Коршун вскакивает и ловит разбегающихся из круга «воробышков». Пойманный присоединяется к первому коршуну и тоже садится в круг. Теперь ему тоже придется ловить воробышков. Диалог с «коршунами» теперь уже идет во множественном числе: «Коршуны, коршуны, что вы делаете?..» — «Ямку роем!..» С каждым коном «коршунов» становится все больше, «воробышков» все меньше. Игра заканчивается, когда переловлены все «воробышки».

8. ЗАРЯ-ЗАРЯНИЦА

«Все стоят в кругу, взявшись за руки, причём желательно, чтобы участники с примерно равными физическими возможностями (парень-парень, девушка-девушка, ребёнок-ребёнок) стояли рядом друг с другом. Внутри по кругу ходит «Заря» с платком или шарфом в руках.

Участники поют:
Заря-заряница, Солнцева сестрица
По полю ходила, ключи обронила
Ключи золотые, ленты голубые…
На последних словах «заря» вешает платок на сцепленные руки двух рядом стоящих людей (двух парней, или двух девушек, или двух детей), «разделяя» их, но не отпуская платок. Они расцепляются и разворачиваются спиной друг к другу, чуть выйдя за периметр круга.
Участники хором командуют:
Раз-два, не воронь, беги как огонь!

Оба участника должны бежать в разные стороны по внешней стороне круга. Кто быстрее обежит весь круг, вернется на свое место, тот и хватает платок. После того, как добежавший первым участник взял платок, он входит внутрь круга и благодарит «Зарю» поклоном или поцелуем. Традиционный поцелуй выглядит так: парень становится напротив девушки на расстоянии чуть меньше вытянутой руки.

Участники держатся за руки, слегка согнутые в локтях, разведя их в стороны и подняв до уровня чуть ниже плеч. Потом пара тянется друг другу щеками, и целуются в щёчку, потом в другую, потом опять как вначале. Всего 3 раза.
Затем выбирается новая «Заря», причем девушка выбирает среди парней, парень — среди девушек.

9. ЧЕЛНОК

Участники выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу, крепко сцепившись локтями на расстоянии друг от друга не менее 10-12 шагов. Одновременно начинают сходиться и расходиться (четыре шага вперед — первая строчка песни, четыре шага назад — вторая строчка песни):
Челнок бежит, земля дрожит
Шьет — пошивает, дали посылает

Важно сохранять ровные шеренги. В момент, когда шеренги расходятся, между ними пробегают «челноки». Или по одному, по очереди, или по парам, или группами. Нужно соблюдать осторожность, чтобы челноки не сталкивались.

Постепенно скорость схождения-расхождения шеренг увеличивается, поют все быстрее, и, наконец, кого-то из «челноков» ловят. Он занимает место в шеренге. Песня затевается снова…