Традиционные ремесла у татар. Золотые руки мастеров: народные промыслы татар Какие изделия народных промыслов изготавливают в татарстане

ВВЕДЕНИЕ

Тема исследовательской работы: Народные художественные промыслы: роспись по дереву и история возникновения росписи в республике Татарстан

Цель: Анализ состояния и тенденций развития народных художественных промыслов республики Татарстан.

Задачи:

1. воспитывать чувство патриотизма через художественное наследие нашего края;

2. прививать любовь к народным традициям;

3. формировать навыки работы по сложившимся традиционным народным методам росписи по дереву.

Методы: - метод композиционно-художественного анализа применялся при детальном изучении художественной росписи по дереву;

метод лонгитюдного исследования (проводимого на протяжении длительного времени) основывался на изучении литературы по искусству РТ, посещении краеведческих музеев, с целью ознакомления с татарскими промыслами; практические занятия на кружке изобразительного искусства.

Объект исследования: роспись по дереву

Предмет исследования: технология росписи

Участники исследования: учащиеся школы

Гипотеза: Побуждение интереса к народному искусству, и получение навыков и умений в этой области, возможно, только при тесном знакомстве, и погружении в исторические корни через самостоятельное творчество.

Актуальность: Народные художественные промыслы Республики Татарстан - неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культуры татарского народа. Народные художественные промыслы нашей Родины являются одновременно и отраслью художественной промышленности, и областью народного искусства. Сочетание традиций, стилевых особенностей и творческой импровизации, коллективных начал и взглядов отдельной личности, рукотворности изделий и высокого профессионализма - характерные черты творческого труда мастеров и художников промыслов республики Татарстан.

Теоретическая часть.

1.1. Особенности народного промысла нашего края.

История возникновения росписи по дереву

Одним из самых древних видов народных промыслов, которые на протяжении нескольких столетий являлись неотъемлемой частью повседневной жизни и самобытной культуры народа, является художественная роспись. Археологи утверждают, что зодчество казанских татар восходит к городским постройкам и усадьбам древних булгар. Одно из достоинств этого зодчества - искусство орнаментации в технике резьбы по дереву. Образцы такой орнаментации поры древней Булгарии до нашего времени не дошли. Однако о высоком мастерстве её резчиков свидетельствует найденная в селе Билярск на месте булгарского города Биляра дубовая облицовочная накладка от деревянного надгробия XII века (она хранится в Национальном музее Республики Татарстан). Лицевая сторона накладки украшена по бордюру резным орнаментом растительного характера, свидетельствующим об опыте и высоком художественном уровне обработки дерева.

Замечательный знаток татарского народного орнамента, первый в Поволжье доктор искусствоведения Фуад Валеев (1921-1984) писал, что орнаментика татарского жилища в различные исторические периоды выполнялась в разной технике: для конца XVIII - начала XIX века была характерна выемчатая и контурная резьба, в XIX веке особенно широкое распространение получила резьба "глухая" и контурная, с конца XIX столетия - пропильная европейского происхождения.

Основные средства декорирования татарских построек - стрельчатые и килевидные фронтонные ниши, пилястры, колонны, узоры в виде сетки прямоугольного или квадратного очертания, круглых розеток цветочного характера, треугольные или ромбические пирамидки, жгуты и т.д. Чудо художественной обработки дерева канне мора - создание за счёт за счёт мелкого и частого рельефа мягкой игры светотеней. Ещё одно - своеобразная полихромная (полосатая) раскраска.

Используя простейшие прямые и криволинейные геометрические, а также цветочные узоры и их комбинации, татарский мастер восхищает способностью создавать с помощью трафарета сложные и причудливые композиции в украшении дома, ограды, ворот.

Во второй половине XIX века широкое распространение получило цветное остекление нижних частей оконных переплётов на фасаде и на фронтоне, а в городе - балконов и террас. Наиболее предпочитаемые цвета - красный, жёлтый, фиолетовый, зелёный, голубой и их оттенки. Увлечение деревенских богатеев - роспись по дереву плоскости фронтонных ниш по фасаду; наиболее ходовые сюжеты росписи - "древо жизни" и пышные цветочные букеты. Впрочем, эта мода поры становления российского капитализма на самом деле была лишь возрождением искусства росписи, развитого во времена Золотой Орды.

Татарская орнаментация резьбой по дереву и другие способы украшения жилища в процессе своего развития испытывали влияния местных традиций народов тюркского и финно-угорского происхождения, а позднее и русских. Роспись по дереву развивалась в современном народном искусстве республики в некоем новом качестве – в виде татарской «хохломы», получившей распространение в создании сувенирной продукции.

Изделия отличались от традиционно хохломских, как по назначению, так и форме, цветовой гамме. Мастера при росписи изделий используют мотивы татарского орнамента и цветовую гамму, характерную для национального искусства. (см. приложение)

1.2. Особенности татарского орнамента

Татарский народный орнамент представляет яркую и своеобразную страницу художественного творчества народа. Являясь основным средством декоративно-прикладного искусства, он отражает в то же время сложную историю формирования и развития народа, его культуры и искусства. Прекрасные образцы татарского орнамента нашли яркое выражение в различных произведениях многовекового творчества народа: в тонких узорах ювелирных изделий, красочных вышивках и узорных тканях, резной пластике надгробных камней, головных уборах, разноцветной мозаике кожаной обуви, украшениях жилища. В мотивах и узорах различных бытовых изделий, как и орнаментике жилища, отражается богатство художественного мышления народа, тонкое чувство ритма, пропорции, понимания формы, силуэта, цвета, материала. Существует несколько разновидностей орнамента:

1. Цветочно–растительный орнамент. Богатейший мир растений всегда вдохновлял народных мастеров и мастериц в их творчестве. Растительный орнамент получает широкое распространение почти во всех видах искусства народа и поражает обилием цветочных мотивов, живописностью их трактовки, богатством цветовых сочетаний.

2. Зооморфный орнамент. Природа давала творцам народного искусства возможность широко наблюдать мир живых образов. Наиболее устойчиво сохранился в творчестве народа мотив птицы. С образом птицы связаны многие поверья, сказки и легенды. В представлении народа птица с древнейших времен являлась символом солнца и света, посредником между душой человека и небом. Еще в недавнем прошлом в обычае татар было гадание по птичьему крику. Можно встретить самые разнообразные вариации в основном контурных изображений птиц. Чаще всего они представлены с раскрытыми клювами и крыльями, двумя головами и разветвленными в стороны хвостами. Голуби обычно трактуются в парной геральдической композиции.

3. Геометрический орнамент. Среди многообразных мотивов и узоров татарского орнамента значительное место занимают геометрические. Правда, они уступают по своему распространению цветочно-растительным узорам, но тем не менее также широко применяются в украшении сельского жилища, ювелирных изделий и узорного ткачества.

Система построения узоров была знакома человеку с давних времен.

Композиция узоров основывалась на создании определенных ритмов, повторений, чередовании различных мотивов.

В орнаменте встречаются следующие композиции: ленточная композиция образуется из раппортов, имеющих параллельные направляющие, геральдическая (обратная) композиция, основывается на симметрии изображения по отношению к вертикальной, а в ряде случаев и к горизонтальной оси.

Сетчатая (ковровая).

Центрально-лучевая или радикальная, розетчатая композиция. В данной композиции рисунок узора основан на исходящих из одного центра осевых лучей.

Композиция в виде цветочного букета.

Цвет:

Для татарского орнамента характерно многоцветие, которое начинается с основы. Предпочтение отдавалось ярким насыщенным цветам: зеленому, желтому, фиолетовому, синему, бардовому и красному. Цветной фон является обязательным в многоцветной вышивке. Он усиливает одну гамму цветов и смягчает другую. А в целом способствует созданию богатой цветовой гармонии. Благодаря цветному фону композиция орнамента становилась четкой, ритмичной и мягкой в цветовых переходах.

В расцветке растительных узоров и их элементов ощущается большая свобода: листья, цветы, бутоны даже на одной веточке выполнялись в разных цветах. И кроме того отдельные лепестки цветов, их прожилки отдельные элементы листьев выполнялись в нескольких тонах. Излюбленным приемом цветовой композиции является прием контрастного сопоставления «теплых» и «холодных» тонов. Фон обычно имеет красно-белую и красную цветовую гамму. В узорах обычно фигурируют от 4-х до 6-ти различных цветовых гамм. Преобладающее место занимают голубые, зеленые, желтые и красные тона. Несмотря на цветовую насыщенность и яркость узорных тканей они не кажутся излишне пестрыми, благодаря цветному фону, который погашает яркие соотношения цветов. Богатые узоры выделяются сочностью применяемых цветов: зеленого, голубого, желтого, синего, красного, фиолетового. Все эти цвета берутся в полные тона и имеют различные оттенки. В цветовых гаммах узоров характерно сочетание зеленого с красным, синего с фиолетовым. Обычно мастер или мастерица стремились создать яркие цветовые контрасты. При любых сочетаниях расцветок и их яркость, а общем цветовом колорите никогда не создается впечатление кричащей пестроты. Этому способствует цветной фон, который смягчает или наоборот выявляет отдельные цветовые пятна.

Практическая часть.

2.1. Практическая значимость росписи по дереву

Что необходимо мастеру:

Материалы. Основной материал для росписи - краски. При росписи древесины применяют те же краски, что и в живописи: масляные, темперные, гуашевые, акварельные, а так же анилиновые красители. Инструменты.

Основной инструмент мастера росписи - кисть. Чаще всего для росписи используют круглые беличьи и колонковые кисти разных размеров: - круглая колонковая № 1 и № 2 с ворсом средней длины (для контурной работы и обводки черной краской), - круглая беличья № 2 и № 3 для нанесения красной краски,

Плоская синтетическая или щетинная № 4,5,6 для нанесения грунта и для покрытия лаком. Идеальная кисть для росписи должна напоминать каплю, семечко, пламя свечи. Деревянный кончик кисточки тоже рабочий - он используется как “тычок” для нанесения точек: “семечек”, “росинок”. Палитра нужна, чтобы смешивать краски, снимать с кисти лишнюю краску.

Окончательная отделка расписанного изделия. Лаковое покрытие позволяет защитить роспись на дереве от воздействия внешней среды: влаги, перепадов температур, активных веществ. Кроме того, кроющие материалы-олифа, лак, мастика -придают изделию дополнительный декоративный эффект. Обработка изделия лаком - тоже своего рода искусство. Бывает, что красиво разрисованная вещь под неправильно подобранным или плохо нанесенным лаком теряет привлекательность. Не случайно на предприятиях художественных росписей есть профессия лачилы. Масляный лак ПФ-283 (4С) зарекомендовал себя с лучшей стороны и наиболее подходит для работы. Лучше всего положить полаченную вещь в чистую, протертую перед этим влажной тряпкой коробку с крышкой или просто накрыть сверху коробкой для того, чтобы меньше садилось пыли и не распространялся запах лака. При высыхании образуется глянцевая эластичная поверхность, которая имеет повышенные физико-механические свойства и устойчива при контактах с водой.

Вывод:

Итак, подводя итоги исследования, мы делаем вывод, что национальная роспись изменяет сам образ изделия. Он становится более выразительным на уровне цветовой гаммы, ритмичности линий и пропорциональности. Является неотъемлемой частью самобытности татарского народа. Роспись по дереву издавна привлекало внимание народных мастеров в архитектурном искусстве. К счастью, в республике Татарстан на сегодня сохранились и развиваются различные виды росписи по дереву, перекликаясь с народами России, и приобретая, свою национальную особенность в предметах быта.

Заключение

Мы убеждены, что следует, как можно раньше, приобщаться к народной культуре. Овладевая специальными навыками и особенно умениями, с увлечением включаешься в изготовление предметов декоративно-прикладного искусства. Это благоприятно сказывается на общем художественном развитии, формировании творческого начала, приучает к старательному, добросовестному труду.

В процессе выполнения работы мы расписывали декоративные доски, научилась приёмам росписи. Наша задача состояла в том, чтобы познакомиться с историей развития художественного промысла татарского народа, пробудить интерес у сверстников к народному искусству, подарить радость творчества, с чем мы успешно справились.

Культурное наследие Татарстана - это культура многонационального народа проживающего в Республике. Но многочисленная татарская диаспора проживает за пределами современного Татарстана. В большинстве случаев эту диаспору как часть татарского народа не учитывают рассматривая вопросы сохранения,развития и возрождения культуры и искусства Татарстана. .
Но проживая за пределами исторической Родины мы никогда не считали себя элементами другой культуры. Многонациональная политика бывшего Советского Союза разбросала представителей разных национальностей по всей территории СССР. В Узбекистане с начала 20 века проживала достаточно многочисленная диаспора казанских татар. Число переселившихс

в Узбекистан татар резко возросло после установления Советской власти.
Мы смогли интегрироваться в местную специфику жизни, воспринять культуру и обычаи региона. Но для всех живущих здесь мы всегда оставались в первую очередь именно казанскими татарами. То что татары - " казанские "- непременно подчеркивалось, что бы провести грань между проживающими здесь крымскими татарами переселенными в Узбекистан в период Великой отечественной войны. Мы сохранили свои обычаи, язык, культуру,образ жизни, национальные блюда...и многое другое, что считали своим, родным, неотрывным от самого Татарстана. Возможно о нас и не так часто вспоминали в самом Татарстане, считая что мы тут живем наверное сами по себе.... Но мы не просто жили, а образом своей жизни показывали и пропагандировали коренному населению, да и многим другим народам живущим в Узбекистане наш татарский образ жизни и нашу татарскую культуру.
Одно из приоритетных направлений в развитии Татарстана - возрождение, сохранение и развитие национального культурного наследия, народных промыслов, декоративно прикладного искусства. Возможно Вам было бы интересно то, как сохраняются и возрождаются народные промыслы в диаспорах татар проживающих вне Татарстана. Для просмотра ассортимента моей сувенирной продукции по тематике Татарстана пройдите по ссылке татарские кожаные сувениры nbsp; или сувениры ручной работ . На основе представленных работ видно что все они разработаны на основе татарского фольклорного и этнографического наследия.
«Портмоне кожаное сувенирное. »

«Кожаная сувенирная сумочка с гербом Казани. » Народное творчество являясь одним из проявлений национального самосознания показывает на неразрывность связи культур татар проживающих в диаспорах, с культурой исторической Родины.
У нас здесь (в Ташкенте) есть и другие татары занимающиеся народными промыслами и ремеслами. Возможно в будущем на одной из выставок или каком либо ином мероприятии Палате ремесел Татарстана будет интересно на нашем примере показать сохранение, возрождение и развитие декоративно-прикладного искусства татар в диаспорах вне пределов исторической Родины.
_________________

Среди предков татар было много ремесленников. Мастера жили практически в каждой деревне. Были и те, чьи изделия были на вес золота. Таких умельцев знали далеко за пределами села.

Увы, многие виды ремёсел предки татар растеряли ещё до революции 1917 года. К началу XX века перестали ткать ковры и сложные узорные полотна, исчезла резьба по камню и некоторые ювелирные промыслы. Лишь в некоторых деревнях мастера продолжали вышивать золотом на головных уборах - тюбетейках и калфаках, валять изделия из войлока, плести кружева. Дольше всех «продержались» резьба по дереву, простое узорное ткачество, вышивка, чернение по серебру, изготовление кожаной мозаичной обуви.

Где работали артели?

В 1920-х годах татарские мастера-ремесленники объединились в артели. По ним можно проследить географию бытования народных промыслов на территории республики.

  • Золотное шитьё - Казань.
  • Кожаная мозаика - Казань.
  • Вышивка - Казань, Кукморский район, Чистополь.
  • Узорная обувь - Казань, Арский, Лаишевский, Пестречинский, Дубъязский (ныне Высокогорский) районы.
  • Ткачество - Мензелинск, Набережно-Челнинский (Сармановский), Алексеевский, Лаишевский районы.
  • Войлочное ковроделие - Дубъязы (Высокогорский район).
  • Резьба по дереву - Сабинский, Мамадышский районы.
  • Кружевоплетение - Рыбная Слобода.
  • Ювелирный промысел - Казань, Рыбная Слобода.
  • Художественный металл - Арск.
  • Керамика - Лаишевский район.

Как раскулачивали ткацкие станки

В 1920-х годах татарские ремесленники начали работать в артелях. Именно тогда наши мастера прославились на весь СССР, а также в Европе и мире, ведь их изделия шли на экспорт. В те годы работы татарских умельцев выставляли в Париже, Монце-Милано, Лейпциге, Риге, Праге, Вене.

На Всесоюзной сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве в 1923 году их творчеству посветили целый павильон Татарской республики. Посетители увидели тамбурную вышивку, головные уборы, вышитые серебряной канителью, ювелирные украшения, керамические кувшины, резные деревянные блюда и шкатулки. А на выставке «Искусство народов СССР» мастера представили изделия в технике художественного ткачества, золотного шитья, кожаной мозаики и других.

Всё изменилось к началу 1930-х. Старожилы вспоминали, что в татарских сёлах, которые славились художественными ремёслами, мастеров-ювелиров, ткачих, ковровщиц причислили к кулакам. При раскулачивании сожгли ткацкие станки и другие старинные ремесленные инструменты и орудия. Кто-то продолжал заниматься ремеслом тайно, но большинство предпочло не рисковать.

Тем не менее, в 1980-х годах исследователи отмечали, что традиционные виды народного творчества всё-таки сохранились как домашние ремёсла. Своими руками делали в основном то, что нужно в быту - ткали половики и коврики, плели утварь из лозы, вешали на окна резные наличники. А вот тамбурной вышивкой, ковроделием, чернением по серебру занимались только мастера-одиночки. Но техники и узоры, которыми пользовались ремесленники, всё же изменились. Чему же отдавали предпочтения татарские мастера в старину?












Закладное и браное ткачество

На деревянных станках вручную ткали узорные полотна из разноцветных льняных, конопляных и шерстяных нитей. Исстари нити окрашивали растительными, а позже анилиновыми красителями. Татарские мастерицы пользовались своими ткацкими приёмами, знали, как правильно заправить нити в станок, чтобы сложился даже самый сложный узор браного ткачества. Широкие белые полотенца с красными узорами использовали для различных обрядов, например, свадебных или во время встречи гостей хлебом-солью.

Образцы полотенец начала XX века из фондов Госмузея изобразительных искусств РТ Фото:

Ручное ковроделие

Наверное, многим доводилось видеть в деревнях клетчатые дорожки. Чтобы сделать их, мастерицы месяцами собирали лоскуты ткани, сортировали их по цветам и сматывали в клубки. В старину на ручных станках ткали не только половики, но и яркие ковры. Орнаменты были обычно крупные, геометрические в зелёно-голубых и золотисто-жёлтых тонах. Для контраста фон ковра, чаще всего, был тёмным. Ткали обычно несколько полотнищ, которые затем соединяли и обшивали каймой. Кстати, ковры и настенные панно делали и из войлока.

Шерстяной ковёр ручной работы. Елабуга, 1980-е годы Фото:

Тамбурная вышивка

Одним из древнейших видов художественного творчества татар считается вышивка. Ею украшали предметы быта, народные костюмы. Тамбурной вышивка называлась по типу используемого в ней шва, похожего на цепочку с простым якорным плетением. Тамбурным швом выполняли контуры узоров и заполняли крупные элементы - лепестки, листья. Чтобы ускорить процесс, мастерицы использовали не обычную иглу, а крючок.

Бархатная подушка, вышитая тамбурным швом, 1960-е Фото:

Золотное шитьё

Такая вышивка украшала головные уборы, платья и камзолы, покрывала и хасите - нагрудная перевязь. Букеты, золотые перья вышивали на тонком бархате, велюре, а иногда на шёлке и других тонких тканях, а также на коже. Использовали не только металлические золотые и серебряные нити, но и канитель - тонкую проволоку, закрученную в спираль. С течением времени нити из серебра и золота применяли всё реже, обычно это были медные нити с покрытием.

Золотное шитье с канителью. Фото: АиФ/ Наиль Нургалеев

Вышивка болгарским крестом

Этот вид вышивки более поздний, был распространён и в XX веке. Болгарский крест напоминает обычную вышивку крестом, только кресты накладываются один на другой таким образом, что получается элемент, похожий на восьмиконечную снежинку. Крестом раньше вышивали, например, свадебные и другие домотканые рубахи, полотенца, наволочки, занавески, скатерти.

Кружевоплетение на коклюшках

Самые известные кружевницы жили в Рыбной Слободе и Пестрецах. Кружевные салфетки, дорожки, воротники плели ещё крепостные крестьяне, их работы продавали даже за границу, называя их «брюссельскими» кружевами. Были на изделиях и геометрические узоры, и растительные орнаменты, изображения животных. В Рыбной Слободе кружевные изделия окаймляли толстой нитью, что отличало изделия от работ других мастеров. В начале XX века татарские кружевницы получили престижную награду на выставке в Чикаго.

Кожаная мозаика

Этот старинный промысел татар получил мировое признание. Татарские мастера в основном делали узорные сапоги - ичиги из разноцветных кусочков кожи, собранных в растительный, цветочный орнамент. Говорят, даже торжокские золотошвейки, пытаясь угнаться за татарскими умельцами, стали украшать обувь золотным шитьём. Позже стали делать туфли, подушки, кисеты и другие изделия в технике кожаной мозаики. Этот промысел жив по сей день.

Ичиги. Фото: АиФ/ Мария Зверева

Керамика

Была распространена у казанских татар до XVI века, а возродилась только в середине XX века. В старину мастера делали не только посуду для повседневного использования - кувшины, блюда и другое, но и облицовочную глазурованную плитку с геометрическим и растительным узорами и декоративные кирпичи с бантами, которые использовали для оформления в строительстве. Для красоты кувшины покрывали белой, красной или серой глиной, наносили полосы, с помощью которых создавали рисунок. Каждый мастер клеймил свою работу, по этому знаку можно было узнать руку умельца.

Глазурованная глиняная посуда, 1960-е Фото:

Художественная обработка металла

Из меди, бронзы, серебра предки татар делали домашнюю утварь, украшения для одежды, оружия, конской упряжи. Использовали разные техники - литьё, чеканку, тиснение, штамповку, гравировку по металлу. С XVI века мастера перешли на изготовление различных сосудов, подносов, кованых сундуков. Медники, как называли мастеров художественной обработки металла, были в каждой татарской деревне. Большинство из них чеканили кумганы - кувшин с узким горлом, носиком, ручкой и крышкой. Носики кумганов выполняли, например, в виде голов животных и птиц.

Гравированный медный поднос и пиала, 1980-е Фото:

Ювелирный промысел

Предки татар в совершенстве владели техниками чернения, литья, гравировки, чеканки, штамповки, инкрустации самоцветами, гравировки на самоцветах, огранки драгоценных камней. Самая тонкая работа доставалась филигранщикам. Они выполняли украшения, например, в технике бугорчатой скани - когда золотые и серебряные проволочки заканчивались несколькими завитками, объединёнными в конус. Центром производства таких сложных украшений была Казань. Делали чернёные по серебру браслеты, ажурные украшения для волос - чулпы, которые вплетали в косы. В каждом изделии настолько была заметна рука мастера, что ювелиры даже не ставили своё клеймо, мол, итак все узнают. Старинные перстни, кольца, серьги в татарских семьях хранят как реликвии. В кряшенских деревнях сохранились женские нагрудники из чеканных монет и блях.

Женские нагрудные украшения с филигранью. Фото: АиФ-Казань/ Руслан Ишмухаметов

Резьба и роспись по дереву

Мастера делали из дерева бытовую утварь - сундуки, посуду, прялки, конские дуги, тележки. Использовали дуб, берёзу, клён, липу, осину, сосну. Для этих изделий были характерны нарядные резные орнаменты и яркая цветная роспись. В начале XX века многие мастера промышляли деревянными расписными ложками с растительными узорами. В советские годы появилось такое понятие, как «татарская хохлома». Сувенирные изделия под хохлому производили в цехах при леспромхозах. В действительности же предки татар не использовали в росписи по дереву чёрный фон, характерный для хохломы. Чёрный цвет в росписи по дереву вообще использовали редко, только для разделения элементов. Чаще брали ярко-красные, оранжевые, золотые краски.

Резьба по дереву. Фото: АиФ-Казань/ Руслан Ишмухаметов

Интересуетесь ли вы историей, культурой и традициями татарского народа, нашего края? Знаете ли, как делалась традиционная татарская обувь – сапоги-ичиги и туфли-башмаки? Чем отличаются татарские лапти от русских? Почему у женского головного убора – калфака – разные размеры? Чтобы все это узнать, Вам необходимо побывать на нашей выставке «Унган халкымнын оста куллары: татар халык Һөнəрлəре» - «Золотые руки мастеров: народные промыслы татар».

На протяжении многих веков традиционными промыслами татар являются ювелирное искусство и золотное шитье, кожаная мозаика, тамбурная вышивка и закладное ткачество, деревообработка и валяльно-войлочн ый промысел. Благодаря традициям и сохранившимся изделиям, выполненным руками мастеров прошлого, получили развитие ремесла, известные своей оригинальностью и популярностью.

В Национальном музее РТ сохранилась одна из крупнейших коллекций изделий и инструментария татарских мастеров. Многие из них представляют традиционные промыслы, секреты мастерства которых передавались из поколения в поколение. Создавая новое произведение, настоящий мастер не только опирался на опыт прошлых веков, но и старался найти свое оригинальное решение.

В наши дни в Татарстане возрождаются лучшие традиции народных художественных промыслов. Сохраняя преемственность, народные мастера создают произведения искусства, соответствующие новым формам быта, широко используя при этом национальные орнаменты и традиционную технику.

На выставке можно увидеть раритеты ремесел и промыслов XIX-XX вв. и изделия современных мастеров.
Среди них – картины на бархате, выполненные Луизой Фасхрутдиновой, изящные изделия мастеров по кожаной мозаике Софьи Кузьминых, Ильдуса Гайнутдинова, Наили Кумысниковой и других.

Создатели выставки надеются, что она будет интересна посетителю не только своим содержанием, но также интерактивными зонами. На выставке проводятся мастер-классы по золотошвейному делу, кожаной мозаике, резьбе по дереву, каллиграфии; музейные занятия «Мы за чаем не скучаем», «В гостях у печки»; интерактивные театрализованные экскурсии «Ожившая экспозиция».

В мае 2010 года Татарстан отметит свой юбилей. Вот уже 90 лет народ нашей республики достойно творит историю родного края и хранит традиции отцов. В последнее десятилетие особое внимание уделяется возрождению народных промыслов.

В Казани с каждым годом выявляется все больше мастеров и любителей вышивки, бисероплетения, кожевенного дела. Для их объединения и юридической поддержки в 2002 году была создана Палата ремесел РТ. Инициатор ее создания и директор, Нури Мустафаев, делится воспоминаниями.

В 1998 году, будучи заместителем министра экономики РТ и директором департамента малого и среднего бизнеса, я заметил, что часть представителей бизнеса занимаются выпуском сувенирной продукции. Фабрики и комбинаты, выпускавшие ранее продукцию традиционных промыслов, в 90-е годы разорились. Снизилась покупательская способность, рынки были уничтожены, была потеряна поддержка государства. Тем не менее, остались энтузиасты. Тогда мы с рабочей группой обратились в правительство РТ с просьбой учредить Художественный совет и подготовить программу господдержки народных промыслов и ремесел. Правительство пошло нам навстречу. В Художественный совет вошли Зиля Валеева, Гузель Сулейманова, ведущие эксперты Министерства культуры, музеев. Программу мы разрабатывали совместными усилиями, она была принята 30 декабря 1999 года. Она предусматривала создание инфраструктуры государственной поддержки народных промыслов. Ведь художнику некуда было обратиться, чтобы представить свой продукт на экспертизу, получить консультацию, заручиться поддержкой государства хотя бы в виде материальной помощи по оплате выставочных мероприятий. Палата ремесел - один из шагов реализации этой программы.

- Нури Амдиевич, как вы искали мастеров?

По выпускаемой продукции, по публикациям в СМИ, призывали их обращаться в департамент поддержки предпринимательства. Первоначально в Палату входило 43 человека. На сегодняшний день насчитывается 380 членов-мастеров, художников, ремесленников различных направлений. Они изготовляли свои работы с применением татарских и русских традиционных орнаментов, форм, которые ярко свидетельствуют: это продукт Республики Татарстан, его сделали наши люди.

Первым серьезным шагом стало издание книги «Татарский народный орнамент». Книга стала базовой для многих мастеров, она представляет собой историю татарского народного орнамента с архаичных времен до наших дней. Затем был издан каталог с фотографиями первых мастеров, их именами. Всего около 22 человек: кожевенники, ювелиры, лозоплетенщики и т.д. Через два года в новоизданном каталоге рассказывалось уже о 180 мастерах.

- На каких выставках довелось показать наши татарстанские изделия?

В 2002 году наша экспозиция впервые выехала во Францию, в Дижон. Эта выставка стала открытием не столько для нас, сколько для французов. Они увидели, что в России есть не только матрешки, балалайки, подносы и самовары. Россия богата и альтернативными промыслами! Нами был представлен восточный орнамент. Народ валом валил на «Дни Татарстана». Как сейчас помню: стою на сцене и вижу, как полицейский опускает шлагбаум и говорит: нет мест! Причем стоячих! Затем выставки стали регулярными: Германия, Португалия, Италия, Польша, Испания. Мастера, бывало, изготовляли изделия прямо на выставке. Вышивали золотом, вязали. Нашему переводчику сложно было бегать 30 метров туда, 30 метров обратно. Мы вызывали живой интерес. Достаточно сказать, что через три-четыре дня мы увидели в кафе, на дискотеках у молодежи наши тюбетейки! Кстати, в декабре прошлого года мы были награждены международным призом за совершенствование предпринимательства и сервиса в номинации «Народники».

- Какие еще мероприятия планируются по распространению культуры среди масс?

После образования Палаты ремесел был создан Государственный центр народных художественных промыслов. Летом планируется выездная вы-ставка в места компактного проживания татар: Екатеринбург, Тюмень, Тобол, города Поволжья и Центральная Россия. Первого апреля открылась Школа ремесел. А Палата ремесел снимает фильмы о промыслах.

БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ В ТАТАРСКИХ ТРАДИЦИЯХ

В Россию из Египта бисер привез Ломоносов. Техника плетения украшений строго держалась в секрете каждой девушкой. Позже бисероплетение прижилось и у татар, изначально не являясь их народным промыслом. Постепенно оно вбирало в себя татарские традиции. В Татарстане украшения из бисера одновременно носят следы и православной, и мусульманской культур. Бисерные произведения искусства сегодня можно найти на любой казанской ярмарке, посвященной народным промыслам. За последний месяц выставки проводились и в Арт-галерее, и в Центре русского фольклора, и в Национальном выставочном центре.

Современные мастера рассказывают, что повальное увлечение бисером в Казани началось лет 12 назад. В моду входили фенечки в стиле хиппи. У многих любителей плетения из бисера все начиналось именно с них. Нитки были доступнее бусинок. Тогда не было ни литературы, ни хорошего бисера. Лучшим бисером считается чешский, сейчас он свободно продается в специальных магазинах. Пользуется спросом и бисер с Тайваня.

Инна Черняева - мастер РТ по бисероплетению, член Палаты ремесел. Сама она родом из Рязани, в Казани живет около девяти лет. Ее работы в числе прочих представляли Татарстан на международных мероприятиях. Основная работа Инны - педагог в центре детского творчества Азино. Кроме этого она проводит мастер-классы для взрослых.

Инна ломает стереотипные представления о том, что бисеро-плетение - занятие девочек начальной школы и пенсионерок. Она молодая женщина, весной хочет открывать свой магазин для продажи изделий из бисера. Инна Черняева не включает в свои работы ни русских, ни татарских орнаментов. Ее основное направление - бижутерия. Она рассказала о татарских традициях в бисероплетении как наблюдатель.

Есть изделия среди моих работ, которые в Татарстане считают традиционно своими. Хотя, честно говоря, я их подсмотрела у ирландцев. Работы с малазитом и бисером зеленого цвета татарстанцы тоже определяют как свои. У нас в республике татары любят украшения, которые закрывают шею и грудь. Выезжая в Москву на Сабантуй, я заметила, что там представителям татарской диаспоры больше по душе длинные бусы.

- Чем выделяются наши мастера на выездных выставках?

Наши мастера очень самобытны. Они надевают национальные костюмы. Кроме того, подавляющее их число не опускаются до того, чтобы привозить на выставку изделия, сделанные в Китае. Наши художники все делают своими руками. Во всех изделиях прослеживается казанская линия. Например, ювелир Ирина Васильева вывозит исключительно то, что носили казанские татары. Ну и, конечно, у татарстанских изделий более богатые узоры и яркие краски.

Существует несколько школ бисеро-плетения: московская, питерская, западная… Если бы существовала казанская школа, что было бы ее отличительной чертой?

Во-первых, вышивка (в том числе бисером) на бархате традиционных цветов: синий, бордовый, зеленый. Во-вторых, украшения, закрывающие грудь и шею.

Душа народа живет в танцах, песнях и несомненно в произведениях искусства, сделанных своими руками. Национальная культура жива до тех пор, пока она передается из уст в уста, из рук в руки, из поколения в поколение.

Радует, что в Татарстане не забывают о поддержании духовного и культурного наследия. Девяностолетний рубеж мы перешагиваем, не потеряв своей самобытности, своего лица.

МАРИЯ МАКСИМОВА, «ИТ»