Традиционная одежда ногайцев. Ногайская национальная одежда. В составе России

Правильная ссылка на статью:

Канокова Ф.Ю. — Комплексы традиционного мужского и женского костюма ногайцев // Человек и культура. - 2017. - № 1. - С. 80 - 87. DOI: 10.7256/2409-8744.2017.1.21521 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=21521

Комплексы традиционного мужского и женского костюма ногайцев

Другие публикации этого автора

Аннотация.

Предметом настоящего исследования является комплекс мужского и женского традиционного костюма ногайцев, в котором отражены черты характерные как для кочевого, так и для оседлого образа жизни этноса. На сегодняшний день исследуемый вопрос характеризуется недостаточной степенью изученностью, он практически не представлен в музеях и национальном быту, а основной визуальный материал представляют зарисовки и гравюры путешественников, фотоснимки XVIII-XX в. Данное исследования проводится с целью заполнения образовавшегося пробела. В работе использованы общие и частные методы культурологического и искусствоведческого исследования, в связи с дисперсным проживанием ногайцев применен метод полевой этнографии. В исследовании впервые выявляются не только локальные особенности, но и общие черты, характеризующие ногайский костюм как явление цельное, монументальное, имеющее общую конструктивную и композиционную систему. Проведенное исследование призвано получить дальнейшее развитие в реконструкции костюмов для музейных коллекций и сценических вариаций.


Ключевые слова: ногайцы, костюм, убранство, орнамент, цвет, ювелирные украшения, верхнее платье, вышивка, головной убор, серебро

10.7256/2409-8744.2017.1.21521


Дата направления в редакцию:

28-12-2016

Дата рецензирования:

24-12-2016

Дата публикации:

03-04-2017

Abstract.

The subject of this research is the complex of male and female traditional costume of Nogais, which reflects the characteristic features of nomadic or sedentary lifestyle of the ethnos. Currently, the examined question is insufficiently studied; it is practically not represented in museums or national life, and the main visual material consists in sketches and impressions of the travelers, as well as photo images of the XVIII-XX centuries. This research is conducted for closing such gap. The work applies the general and specific methods of culturological and art review; the method of field ethnography is used due to the disperse dwelling of the Nogais. This article is first to determine not just the local peculiarities, but also common features that characterize the Nogai costume as an integral and monumental phenomenon that has common constructive and compositional system. This research is called to acquire further development in reconstruction of costumes for the museum collections and stage variations.

Keywords:

Embroidery, overcoat, jewelry, color, ornament, decoration, costume, Nogais, headgear, silver

Традиционный костюм любого народа является важнейшим источником сведений о его происхождении, культурных связях и эстетических идеалах. Формы костюма менялись в зависимости от уровня производительных сил и смены социального устройства общества, творчески перерабатывались и приспосабливались к внутренним потребностям этноса. Эти закономерности нашли яркое отражение и в традиционном костюме ногайцев, который складывался из разных культурных компонентов, аккумулируя в себе черты, характерные как для кочевого, так и для оседлого образа жизни. Обладая самобытными формами, ногайский костюм имел локальные особенности, выделяющие его в отдельный комплекс.

Изучение традиционного костюма ногайцев представляет весьма сложную задачу, которую призвано решить настоящее исследование. Сложность в решении поставленной задачи обусловлена, во-первых, дисперсным проживанием отдельных этнических групп ногайцев, во-вторых, недостаточной изученностью обозначенной проблемы в обширной литературе. Одежда ногайцев практически не представлена в музеях, не используется она и в национальном быту. Основной визуальный материал представляют зарисовки и гравюры путешественников и фотоснимки XVIII-XX вв., что значительно ограничивает хронологические рамки исследования (верхняя граница обозначена серединой XVIII в., а нижняя - началом ХХ в.).

На сегодняшний день, традиционный костюм различных этнических групп ногайцев, его убранство и аксессуары, фрагментарно рассмотрены в работах современных этнографов, историков и этнолингвистов - это коллективный труд «Ногайцы» , монографические исследования С. Ш. Гаджиевой и Р. Х. Керейтова , статьи Э. Ш. Идрисова , С. А. Кукаевой , А. У. Акбердиевой . В вышеперечисленных источниках, костюм рассматривается как часть этнической истории и бытовой культуры этноса, изучается лексика традиционной одежды, при этом отсутствует художественная характеристика и искусствоведческий анализ ее основных элементов, несущих визуальную информацию, закодированную в форме конструктивных элементов, архаичных знаках и цветовых формулах.

Данная статья является попыткой впервые рассмотреть комплексы традиционной мужской и женской одежды ногайцев с искусствоведческой точки зрения, выделив характерный образ для создания полноценной картины, характеризующий ногайский костюм как явление цельное, монументальное, выдержанное в единой цветовой гамме и орнаментальном ключе.

Для решения поставленной задачи в исследовании использованы общие (системный, компаративный, типологический) и общие (исторический, семиотический, герменевтический) методы искусствоведческого и культурологического исследования, а для более глубокого раскрытия изучаемого вопроса применен метод полевой этнографии (экспедиции проведены в регионы компактного проживания отдельных этнических групп ногайцев - Ставропольский край, Астраханская область, Республики Дагестан, Карачаево-Черкесия).

При изучении вышеперечисленного материала, возникла необходимость провести классификацию костюмного комплекса ногайцев по этногруппам, в результате, выделены караногайский, кубанский, карагаш-ногайский и юртовский типы.

Каждый тип имеет локальные особенности, которые наиболее ярко проявились в технологии исполнения декора убранства и аксессуаров. Фактически, на формирование указанных отличий повлияли территориальные границы, взаимосвязи с соседями, близость торговых путей. К примеру, кубанские ногайцы, соседствуя с черкесами, абазинами и карачаевцами, в ювелирных украшениях предпочитали распространенные у соседей техники филиграни и зерни, их изделия отличались большей ажурностью и изяществом. В декоре платья они использовали золотную вышивку, в декоре головных уборов - галуны. Юртовские ногайцы, расселенные на территории Астраханской области, раньше всех этногрупп начали вести оседлый образ жизни, что обусловило быстрый рост материального благосостояния данной группы. В украшениях юртовцы использовали жемчуг, бирюзу, вышивку производили дорогими нитками, покупали привозное кружево и тесьму. Их одежда отличалась дороговизной ткани, обилием аксессуаров и богатством отделки. Костюм карагаш-ногайцев, проживающих по соседству с юртовцами, также изобиловал дорогими серебряными украшениями, в декоре платья и аксессуаров преобладали широкие галуны, вышивка производилась шелковыми и золотыми нитями. По обилию ювелирных украшений костюм карагаш-ногайцев схож с костюмом караногайцев, отличия проявлялись в оформлении верхнего платья - у караногайцев оно прошивалось мелкой стежкой, а у карагаш-ногайцев - орнамент выкладывался галунами. Несмотря на отличия, декор и аксессуары выполнены в едином стиле, имеют четкую локализацию на костюме и знаковую функцию. Общим является и крой нательной и верхней одежды, цветовые предпочтения, семантика орнамента. Для выявления общей структуры необходимо подвергнуть анализу художественные и конструктивные особенности формирования каждого компонента комплексов традиционного мужского и женского костюма ногайцев.

Комплекс традиционного мужского костюма ногайцев.

Мужская одежда, изначально, была приспособлена к образу жизни кочевого скотовода, а с --начала XIX в. - оседлого крестьянина.

В комплекс традиционного мужского костюма ногайцев входят: нательная одежда (широкая и длинная рубаха, штаны), верхняя одежда (длинный кафтан, халат, штаны, черкеска), головные уборы (нижние и верхние), обувь.

Нижняя одежда была представлена нательной рубахой и штанами. Вплоть до середины XIX в. нижняя рубаха туникообразного покроя была общераспространенной у всех этнических групп ногайцев. От туникообразных рубах соседних народов, она отличалась длиной и шириной - свободная, длиной до колен, с широкими и длинными рука-вами - она никогда не подпоясывалась. Некоторое распространение получила рубаха с разрезом на правой стороне груди. На обрядовых свадебных рубахах воротник делали отложным. Со второй половины XIX в. в обиход входят рубахи современного покроя - со скошенными плечами и круглыми проймами, обычно с отложным воротником .

Основным материалом для мужских рубах был домотканый белый холст или пестрядь, которые, с распространением фабричных тканей заменяются преимущественно ситцем и сатином. Белые домотканые рубахи украшались вышивкой, тесьмой, стежкой или позументом. Из сплетенной вручную тесьмы изготавливали пуговицы.

Нижние штаны по покрою представляют собой широко известную поясную одежду тюркоязычных народов, полу-чившую в этнографической литературе название «штаны с широким шагом». Они были приспособлены для верховой езды.

Верхней одеждой служил длинный кафтан или узкий, длиною до колен, камзол, с характерным воротником - стойкой и застежками. Бытовала легкая, без подкладки, верхняя одежда. Шили ее, как правило, из льняных или конопляных тканей домашнего производства, длиной чуть ниже колен. Зимний кафтан иногда изготавливали из шкур жеребят, который кроился так, чтобы вдоль спины и по рукавам сохранялись швы.

Неотъемлемой частью костюма ногайцев считалась черкеска. Ее подпоясывали ременным поясом. В более ранний период ногайские мужчины пользовались и матерчатыми поясами - кушаками .

Носили стеганый халат туникообразного покроя, иногда несколько халатов носили вместо шуб. В ненастную погоду поверх одежды надевали суконный плащ, зимой - длинную шубу с крытым верхом или нагольный овчинный тулуп. Характеризуя шубы астраханских ногайцев, С. Г. Гмелин отмечал, что один тип «подобен верхним кафтанам, с тем только различием, что рукава у них цельные и длиннее, а с другой российским тулупам» .

Мужские головные уборы делились на следующие домашние (нижние) и выходные (верхние). К нижним относится тюбетейка - она имела полусферическую форму и обычно ее шили из четырех клиньев. Для сохранности формы и из гигиенических соображений ее простегивали, закладывая между строчками скрученный конский волос или шнур. Использование при пошиве разнообразных тканей и приемов орнаментации (в основном геометрический и растительный орнамент) давало возможность ремесленникам создавать бесконечное множество их вариаций. Яркие выши-тые золотошвейной гладью тюбетейки предназначались для молодежи, а более скром-ные для стариков.

Поверх тюбетейки надевали всевозможные матерчатые и меховые шапки (типичная для ногайцев массивная меховая шапка). Часть национальной интеллигенции в конце XIX в., следуя тогдашней моде подражания турецким традициям, начала надевать фески. Среди мусульманского духовенства было распространено ношение чалмы.

На босую ногу ногайцы надевали суконные чулки и вязаные из шерстяных ниток носки. Из верхней обуви наиболее распространенной была кожа-ная и валяная. Кожаная обувь широко бытовала у зажиточной части сельчан и духовенства. Одно-тонные черные сапоги, сшитые из мягкой кожи - носили как мужчины, так и женщины, только, у последних, сапожки были покороче и без отворотов. При выходе из дома надевали короткую кожаную обувь на твердой подошве, а зимой — полуваленки. Бытовали и сапоги на твердой подошве .

Из низкой кожаной обуви более обыденной и повсе-дневной были калоши. На ноги в сенокос надевали поршни. Зимой повсеместно носили валенки.

Комплекс традиционного женского костюма ногайцев.

Комплекс традиционного женского костюма ногайцев окончательно сложившийся к XIXв., представляет продукт, сочетающий в себе функциональные и технологические характеристики, придающие ему самобытность и оригинальность. В нем нашли отражение как возрастные, так и социальные различия - богатые женщины украшали одежду дорогой вышивкой, носили золотые и серебряные ювелирные украшения, изготовленные на заказ местными ювелирами, им были доступны импортные ткани, такие как китайский и индийский шелк, льняные русские полотна, золотые нити, шелковые нити и шнурки. С XIX в. к ногайцам начали проникать фабричные ткани, одежда и обувь из России, такие как батист, бархат, диагональ, атлас, кружево, тесьма и атласные ленты . Бедные слои населения обходились домоткаными тканями, носили одежду из грубого сукна, войлока и дешевых тканей. Одежду шили вручную женщины, они «… занимались домашними работами и сообразными их полу рукоделиями: ткали ткани для собственного потребления и для продажи сукна, серебряные галуны, всякого рода одежду и обувь», писал И. Бентковский .

Ярче всего своеобразие ногайского традиционного костюма проявляется в таких характеристиках как многослойность, антропность, эстетичность, функциональность и удобство.

По своей комплекции и конструкции женский ансамбль весьма интересен, в него входили такие элементы, как нижняя и верхняя одежда, головные уборы, украшения и аксессуары, обувь.

Женская нательная одежда состояла из нижней и верхней рубахи, корсета и штанов. Проанализировав все виды рубах, сменявших друг друга, но одновременно сосуществовавших во временном отрезке, начиная с XVIII в., можно выделить следующие основные типы:

Туникообразная рубаха, имеющая перекидное плечо, длинный широкий рукав, пришитый к стану по прямой линии с ластовицей;

Рубаха с выкроенными проймами и сшитым плечом, была уже в плечах, на рукавах, доходящих до кисти, делали обшлажок или по краю продергивали резинку. На груди рубахи посередине делали прямой разрез, застегивающийся у горла на одну пуговицу. Вырез оформляли по шее, иногда с небольшой стоечкой;

Праздничная рубаха - отличалась не только качеством материала, но и длиной, иногда и покроем рукавов, который делали очень длинным или с оборкой, пришитой у локтя.

Неотъемлемой частью костюма, вне зависимости от сословной и возрастной принадлежности, являлись штаны. Только девочки до семи лет могли носить длинную рубаху, не одевая при этом штаны, но это скорее было признаком бедности. Шили штаны с широким и узким шагом, подвязывали шнурком, продетым по поясу, к низу штаны сужались. Штаны были прямыми доходили до щиколоток или до пят. Между штанинами вставлен очень большой клин ромбической формы. Верхние углы клина доходили до обшивки у пояса, в два других - почти до низа штанин. Штаны с узким шагом имели книзу сужающиеся слегка выкроенные штанины, между которыми вшивался небольшой клин в форме трапеции. Внизу штанины свободно, редко закладывались в сборку, что делало шаг менее ограниченным. Штаны шили, как правило, из тонких тканей (ситец, бязь) светлых цветов. Женские штаны по названию и покрою не отличались от мужских. В XIX в. праздничные, особенно свадебные штаны, шили из шелка .

Кафтан - обязательный элемент одежды девушки и женщины, который существовал до конца XIX в., часто исполнял роль верхней одежды. Кафтанчик надевали поверх рубахи под распашное платье. Таким образом, он был виден лишь частями: грудь с металлическими застежками, передние полы (в разрез платья) и нижняя часть рукавов, в тех случаях, когда платье имело короткие или разрезные рукава. По своему покрою, назначению и системе застежек кафтанчик был предназначен для того, чтобы туго схватывать и стягивать фигуру от плечей до талии. Застежки представляли собой продолговатые металлические пластинки, одна из которых кончалась петлей, а другая полушаровидным выступом. При застегивании кафтанчик туго натягивался.

Женскую верхнюю плечевую одежду, надеваемую поверх рубахи или кафтанчика, называют термином «платье». До XIX в. наиболее характерным покроем женского платья у ногайцев и сопредельных народов был покрой типа мужской черкески. Нарядное выходное платье шили из богатых тяжёлых тканей: бархата, плотного шелка.

Праздничное платье ногайки из состоятельной семьи представляло собой довольно сложную по крою и способам украшения одежду. Его можно разделить на два типа: платье молодой (незамужней) девушки и платье замужней женщины.

Костюм замужней женщины отличался многими элементами от наряда молодой девушки, такими как: головной убор (женщина могла носить только платки и шали, в редких случаях до рождения первенца носила шапочку). В платье замужней женщины отсутствовали украшения из серебра и вышивки (кроме пояса и серебряных нагрудных застёжек), цветовая гамма была более сдержанной, предпочтения отдавались более тёмным тонам; у взрослых и пожилых женщин преобладали черные, коричневые цвета.

Весьма разнообразны по форме и отделке головные уборы, которые можно условно разбить на три группы:

Головные уборы типа шапок;

Головные уборы типа мешочков;

В изготовлении головных уборов мастерицы использовали мех, бархат, сукно, шелк, бязь - словом все, что имелось под рукой. Узоры были яркие, четкие, хорошо читаемые на фоне ткани, техника исполнения отличалась высоким мастерством, синтезировала вышивку, плетенку. Такая отделка придавала шапкам нарядный, праздничный вид. Художественные достоинства головных уборов ногаек заключались в выразительности вышиваемых узоров растительного происхождения, а также самой формой, насыщенностью колорита, разнообразием фактуры, придающей шапкам живописность, где декор подчинялся конструкции и форме изделий. Как и в свадебном, праздничном костюме на головном уборе такого назначения, ногайки с большим вкусом подвешивали различные ювелирные украшения, монеты.

Важной составляющей частью ногайского традиционного женского костюма издревле были украшения. По назначению и способу ношения ювелирные изделия ногайских женщин подразделяются на украшения малых и крупных форм, которые в свою очередь классифицируются на головные, шейные, нагрудные, поясные и наручные . На ногайских украшениях меньше черневого декора и больше свободного пространства, они не перенасыщены орнаментально, но в этом аскетизме есть особая изысканность, подчеркиваемая крупными вставками из драгоценных камней.

Народное искусство ногайцев XIII-XV в., как и поздний ногайский фольклор - предания, поверья, сказки содержало много интересных религиозных поверий, символов, полных глубокого значения. Вера в различные сверхъестественные силы отражена в произведениях ногайского искусства. После введения мусульманства продолжали еще долго носить изделия, служившие по прежнему «оберегами», эти миниатюрные вещицы, изготовленные из серебра, одновременно были принадлежностями женского наряда, их носили постоянно в виде нагрудного украшения на цепочке, одеваемой на шею.

Рассмотрев комплексы традиционного мужского и женского костюма ногайцев и его художественное оформление, можно прийти к выводу о том, что общая тенденция ногайского искусства, обусловленная монументальностью форм, минимального содержания декора и преобладанием фона, нашла отражение и в одежде. Данные локальные отличия выделяют костюмы ногайцев среди костюмных комплексов сопредельных народов, являются чертами, характерными для традиционного ногайского костюма в целом, что, безусловно, указывает на факт этнической идентичности, самобытности и индивидуальности стиля.

Не только мастерство, нечто гораздо большее хранится в этих костюмах - между нитей, филигранных переплетений, драгоценных камней. Это особый дух бытия, неимоверная сила, успевающая за мгновенье охватить любого зрителя, способная перенести его в далекое прошлое - в этом есть непреходящая сила, как народного костюма, так и декоративно-прикладного искусства в целом.

Библиография

.

Акбердиева А. У. Ювелирное искусство ногайцев // Ногайцы: XXI век: История. Язык. Культура. От истоков – к грядущему. Материалы Второй Международной научно-практической конференции. – Черкесск, 2016. - С. 473 - 473.

.

Бентковский И. В. Историко-статистическое обозрение инородцев-магометан, кочующих в Ставропольской губернии. Ногайцы. Ч. 1 / И. В. Бентковский. – Ставрополь, 1883. - С. 85.

.

Гаджиева С. Ш. Материальная культура ногайцев в XIХ – начале ХХ в. / С. Ш. Гадиева. – М. : Наука, 1976. - С. 86 - 180.

Ногайская национальная одежда


Национальная одежда – богатое историческое и этнокультурное наследие ногайского народа. Отличаясь неповторимой самобытностью и красотой, она даёт представление о многовековом историческом развитии, кочевых традициях,культурных связях, географии расселения народа.Национальный костюм ногайцев складывался в течение многих веков. Он характеризовался чертами типичными как для кочевого, так и для оседлого образа жизни народа.


Одежду у ногайцев шили вручную женщины. Богатые женщины украшали одежду дорогими вышивками, носили золотые, серебряные украшения. Бедняки носили одежду из грубого сукна и дешевых тканей.


Мужчины одевали нательную рубаху, которая доходила до колен и заправлялась шаровары. Шли ее ситца или бязи. Штаны заправлялись в сапоги. Они были широкие, удобные для езды на лошади. Поясом служил шнурок. Он был узким с металлической пряжкой и ременными подвесками с гравированными чернью или золотом металлическими пластинами. На поясе висел нож или кинжал в сафяновых ножнах. На рубаху ногайцы надевали куртку-безрукавку. Существовал и кафтан без подкладки. Богатые ногайцы носили бешмет. Принадлежность легкого верхнего до колен. В 19 веке с ростом товарно-денежных отношений появились рубахи-косоворотки, пиджаки, брюки. Верхнюю мужскую одежду дополняла длинная бурка из тонкого войлока с широкими плехами. Зимой поверх легкой одежды надевали шубу из разных шкур. Разнообразными были и головные уборы. Общей для всех возрастных групп являлась зимняя шапка. "У причерноморских ногайцев было 3 головных убора: для сна, обрядная шапка и шапка-ушанка. Носили также баранью шапку с верхом". В дождливую и снежную ногайцы надевали башлык. Его шили в виде капюшона с острым верхом и двумя длинными "крыльями". Разнообразной была и мужская обувь. Самой распространенной были "ыдырык". Они шились из кожи крупного рогатого скота. Носили также баъпишь с чулками (мыес). В ходу были также красные или черные сапоги с загнутыми носом. Из войлока изготовляли "уюкъ" и "шорап". Мужскую одежду дополняло оружие (савыт) и воинские доспехи.

Женский костюм по покрою аналогичен мужскому. Штаны по своему покрою были близки мужским. Они доходили до щиколоток, где суживались. Поверх штанов носили рубаху. На нательную рубаху надевали короткий шелковый кафтан, который плотно облегал фигуру. Зимой носили меховые шубы. Принадлежностью верхней женской одежды был передник. Женщины никогда не ходили с открытой головой. Традиционные женские головные уборы были разнообразны. Иногда женщины надевали чалму. Девичий головной убор подразделялся на уборы "такъыя", "кундыз боърк" и "ока боърк". После свадьбы в знак замужества девушка надевала белый платок (тастар). Во время свадьбы на тастар надевали "келиншек сылауш". Это была накидка в форме косынки с опускающимся концом. Спереди на нее нашивали кораллы (маржан), бисер (ынжы), монеты (акъша). На висках свисали серебряные подвески, кисточки. Основным материалом для изготовления женской обуви служили шерсть и кожа. Из войлока делали узорные чулки (уюкъ). Из сафьяна шили сапоги с прямым или концом. Так же носили на каблуках со звонками (конъыра)

Большое внимание уделялось украшения. Они в большинстве были серебряные. Нагрудные украшения (тостуъйме) состояли из 8-20 парных застежек пришитых параллельно. Так же пользовались поясом "кемар". Украшение являлись обычные бусы, кольца, браслеты (блезик), головные украшения.


Кусак – серебрянный женский пояс Кускуйрук – нагрудные женские серебряные украшения


Тастар –белый национальный платок (на картинке по середине)


Традиционная мужская одежда состояла из нательной рубахи туникообразного покроя, штанов с широким шагом, верхней рубахи, куртки-безрукавки (къыспа), кафтана (еленъ), бешмета и черкески (у богатых), бурки (ямышы), обуви из шкур, сафьяна, хрома, папахи, шляпы из войлока, ткани, меха (борьк), поясного ремня. Зимой надевали шубы из овчины (бедные) или из волчьих, лисьих, беличьих шкур и каракуля (богатые). Мужскую одежду дополняли оружие и воинские доспехи: лук и стрелы, топор, копьё, латы, шлем, щит, кольчуга, кинжал, шашка, а с середины XVII века огнестрельное оружие: ружьё и пистолеты различных видов.

Женский костюм по покрою близок к мужскому; он включал платье-рубаху (ич коьйлек), различные типы платьев (зыбын, къаптал и др.), шубы (тон), шапочки из меха или ткани, платки, косынки, обувь из шерсти, кожи, сафьяна, а также пояса и различные виды украшений. В настоящее время молодое и среднее поколение женщин носит городскую, старшее, особенно сельские, - нередко традиционную одежду.

В XIX веке существовали две формы семьи: большая (патриархальная) и малая. Быт большой, в меньшей степени малой семьи был строго регламентирован. Взаимоотношения строились на нормах адата (обычного права) и шариата (система мусульманского права), что способствовало сохранению авторитарной структуры семьи, неполноправию женщины и младших мужчин.

Развит фольклор: богатырские поэмы (Ахмед сын Айсыла, Копланлы батыр, Эдиге, Мамай, Манаша, Аманхор и др.), обрядовая поэзия (родильные, свадебные, трудовые и другие песни, песни-оплакивания), лирические дестаны (Боз йигит, Козы-Корпеш, Боян Слу и др.), казацкие песни (къазакъ йырлары), сказки, легенды, анекдоты, пословицы, поговорки, загадки.

Большое развитие получили музыкальный фольклор, хореография, а также народные игры и спортивные состязания (борьба, скачки и др.). Разработан народный календарь, развиты народная медицина и ветеринария. Сохранялись элементы традиционных верований, связанные с культами природы.

В настоящее время на территории России проживает около 103 тысяч представителей национальности ногаец. Это ответвление тюркского народа, который исторически жил в Нижнем Поволжье, на Северном Кавказе, в Крыму, Северном Причерноморье. Всего, по приблизительным подсчетам, в мире осталось около 110 тысяч представителей этого народа. Помимо России, диаспоры обосновались в Румынии, Болгарии, Казахстане, Украине, Узбекистане и Турции.

Государство ногайцев

Изначальным государственным образованием представителей национальности ногаец была Ногайская Орда. Это последняя из кочевых держав, образовавшаяся в результате распада Золотой орды. Считается, что она оказала значительное влияние на все современные тюркские народы.

Данное государство фактически сформировалось в 40-х годах XV века в междуречье Урала и Волги. В начале XVII столетия распалось под внешним давлением и из-за междоусобных войн.

Основатель народа

Историки связывают появление народа ногайцы с золотоордынским темником Ногаем. Это был правитель самого западного улуса, который с 1270-х годов фактически отказался подчиняться ханам Сарая. Под от него в результате попали Сербия и Второй а также часть северо-восточных и все южные русские княжества. Именно от его имени берет свое название народ ногайцы. Золотоордынского беклярбека они считают своим основателем.

Административным центром Ногайской Орды стал город Сарайчик на реке Урал. Сейчас на этом месте исторический памятник, а рядом одноименное село на территории Атырауской области Казахстана.

Крымский период

Под влиянием калмыков, которые двигались с востока, в XVII веке ногайцы перекочевали на границу Крымского ханства. В 1728 году они поселились в северном Причерноморье, признав над собой юрисдикцию Османской империи.

Большое влияние они оказывали и на события, происходившие в то время на территории нашей страны. Отечественные военные и историки узнали название ногайцев в 1783 году, когда они подняли крупное восстание на Кубани. Это стало ответом на присоединение Крыма к Российской империи и насильственному переселению ногайцев на Урал по решению царских властей.

Ногайцы попытались взять Ейск, но русские пушки оказались для них серьезной преградой. 1 октября объединенные части Кубанского корпуса под командованием Суворова переправились через реку Кубань, напав на лагерь повстанцев. В решающем сражении русская армия одержала убедительную победу. По оценкам отечественных архивных источников, в результате погибли от 5 до 10 тысяч ногайских воинов. Современные общественные ногайские организации утверждают о десятках тысяч погибших, среди которых было много женщин и детей. Некоторые из них заявляют, что это был акт геноцида.

В результате этого восстания понесла значительные потери. Это сказалось на всем этносе, а их политическая самостоятельность после этого была окончательно утрачена.

По оценкам современных исследователей, до середины XIX века на территорию Османской империи перешли около 700 тысяч ногайцев.

В составе России

После сокрушительного поражения представители национальности ногайцев оказались в составе Российской империи. При этом они были вынуждены покинуть свои земли, так как считались политически неблагонадежным контингентом. В результате они рассеялись на Закубанью, по всему Северному Кавказу, вплоть до низовьев Волги и Прикаспийских степей. Такова на тот момент стала территория ногайцев.

С 1793 году ногайцы, которые поселились на Северном Кавказе, вошли в состав приставств, небольших административно-территориальных единиц, созданных для управления мусульманскими народами Кавказа. В действительности они существовали только формально, так как реальный надзор за ними осуществляли военное ведомство.

В 1805 году появилось специальное положение для управления ногайцев, которое разработал комитет министров Российской империи. С 1820-х годов большая часть ногайских орд вошла в состав Ставропольской губернии. Незадолго до этого в состав России вошло все Причерноморье. Остатки ногайских орд перешли на оседлый образ жизни, поселившись на Кубани и на севере Таврической губернии.

Примечательно, что ногайцы участвовало в Отечественной войне 1812 года в составе казачьей кавалерии Их дошел до Парижа.

Крымская война

Во время Крымской войны 1853-1856 гг. ногайцы, жившие в Мелитопольском уезде, помогали русским войскам. После поражения России представители этого народа вновь были обвинены в симпатии к Турции. Их кампания по выселению из России возобновилась. Часть влилась в состав крымских татар, основная масса ассимилировалась с турецким населением. К 1862 году практически все ногайцы, жившие в Мелитопольском уезде, эмигрировали в Турцию.

Ногайцы с Кубани проследовали по тому же маршруту после Кавказской войны.

Социальное расслоение

До 1917 года основным занятием ногайцев оставалось кочевое скотоводство. Они разводили овец, лошадей, крупный рогатый скот, верблюдов.

Основным районом их кочевания оставалась Ногайская степь. Это равнина в восточной части Северного Кавказа между реками Кума и Терек. Данный регион расположен на территориях современного Дагестана, Ставропольского края и Чечни.

С XVIII века начали вести кубанские ногайцы, которые занялись земледелием. Ко второй половине XIX столетия выращиванием сельскохозяйственных культур преимущественно занимались ногайцы Ачикулакского приставства.

Стоит отметить, что земледелие при этом у большинства носило прикладной характер, в основном, занимаясь скотоводством. При этом практически весь скот принадлежал султанам и мурзам. Составляя только 4 процента от всего населения ногайцев, они владели 99 % верблюдов, 70 % лошадей, почти половиной рогатого скота. В результате многие бедняки были вынуждены отправляться на заработки в близлежащие станицы на уборку хлеба и винограда.

На военную службу ногайцев не призывали, взамен в них взимался особый налог. Со временем они начинали все больше отходить от традиционного для них разведения верблюдов и овец, переключаясь на земледелие и рыболовство.

Современное расселение

Сегодня ногайцы преимущественно живут на территории семи субъектов Российской Федерации. Больше всего их в Дагестане - около сорока с половиной тысяч. Более 22 тысяч живет в Ставропольском крае, еще пятнадцать с половиной тысяч в республике Кабардино-Балкария.

Более тысячи ногайцев в России также было учтено в Чечне, Астраханской области, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономном округах.

В последние десятилетия достаточно крупные общины образовались в Москве и Санкт-Петербурге, численностью до нескольких сотен человек.

В истории ногайцев было немало переселений. Традиционно много представителей этого народа сегодня живет в Турции и Румынии. Там они преимущественно оказались в XVIII и XIX веках. Многие из них в то время переняли этническую идентичность тюркского населения, которое их там окружало. Но при этом большинство сохранили память о своем ногайском происхождении. При этом установить точную численность ногайцев, проживающих сегодня на территории Турции, не представляется возможным. Переписи населения, которые проводились с 1970 года, перестали собирать информацию о национальной принадлежности граждан.

В 2005 году было принято решение о создании национального ногайского района на территории Карачаево-Черкессии. К тому времени аналогичное образование уже существовало в Дагестане.

Язык

Язык ногайцев относится к тюркской группе алтайской семьи. За счет их широкого географического расселения в нем выделились четыре диалекта. В Чечне и Дагестане говорят на караногайском диалекте, в Ставропольском крае - на кумском или непосредственно ногайском, в Астраханской области - на карагашском, в Карачаево-Черкессии - на кубанском или акногайском.

По классификации и происхождению ногайским является степной диалект, который относится к диалекту крымско-татарского языка. Отдельные специалисты также относят к ногайским диалектам говоры алабугатских и юртовских татар, хотя не все придерживаются такого мнения.

Существует у этого народа и ногайский язык, созданный на основе караногайского диалекта.

С начала XVIII века до 1928 года письменность была основана на арабской графике. Затем десять лет в ее основе была латиница. С 1938-го официально используется кириллица.

Культура

Говоря о традиционной культуре и традициях ногайцев, все сразу вспоминают о занятии отгонным и кочевым животноводством. Примечательно, что, помимо верблюдов и лошадей, исторически ногайцы также занимались разведением гусей. От них они получали не только мясо, но также перья и пух, которые чрезвычайно высоко ценились при производстве одеял, подушек, перин.

Охотились коренные представители данного народа преимущественно с использованием ловчих птиц (соколов, беркутов, ястребов) и собак (борзых).

В качестве подсобного промысла развивалось растениеводство, рыболовство и пчеловодство.

Вероисповедание

Традиционная религия ногайцев - ислам Они относятся к одной из правых школ в суннитском исламе, основателем которой считается богослов VIII века Абу Ханифа с учениками.

Данная ветвь ислама отличается четкой иерархией при вынесении вердиктов. Если появляется необходимость выбора из нескольких существующих предписаний, приоритет отдается мнению большинства или самому убедительному аргументу.

Большинство современных мусульман являются последователями именно этого правого толка. Ханафитский мазхаб имел статус официальной религии в Османской империи и в империи Великих Моголов.

Костюм

По фото ногайцев можно составить представление об их национальном костюме. В его основе элементы одежды древних кочевников. Его черты складывались с VII века до нашей эры до времен гуннов и кыпчаков.

Хорошо известно ногайское орнаментальное искусство. Классические узоры - "древо жизни", Они восходят в образцам, впервые обнаруженным в курганах сарматского, сакского, золотоордынского периодов.

Ногайцы на протяжении большей части своей истории оставались степными воинами, так что редко спускались с лошади. Особенности их отражает их одежда. Это сапоги с высокими голенищами, штаны широкого покроя, в которых было удобно ездить верхом, головные уборы обязательно учитывали особенности времени года.

К традиционной одежде ногайцев также относятся башлык и бешмет (кафтан со стоячим воротником), а также овчинные тулупы и шаровары.

Женский костюм по покрою похож на мужской. Его основу составляет платье-рубаха, шапочки из ткани или меха, шубы, косынки, платки, шерстяная обувь, различные виды украшений и поясов.

Жилище

В обычаях ногайцев было селиться в юртах. Их саманные дома, как правило, состояли из нескольких комнат, расположенных в ряд.

В частности, такие жилища получили широкое распространение у их соседей в районах Северного Кавказа. Исследования подтвердили, что ногайцы самостоятельно создали такой тип жилья.

Кухня

Система питания ногайцев построена на балансе мяса и продуктов молочного животноводства. Они применялись в разных формах переработки, способах приготовления. Дополнялась продуктами охоты, земледелия, собирательства и рыболовства.

Национальный характер блюд зародился в недрах всевозможных империй Евразии, а обусловлен исторически сложившимися культурно-хозяйственным укладом, традициями, образом жизни.

В их рационе распространено вареное мясо, часто готовили кашу талкан из жареного просо, перемолотого в муку. Ее употребляли в пище вместе с молоком. Из перемолотой кукурузы и пшеницы варили суп, а из кукурузной муки готовили каши.

Значительное место в рационе занимали всевозможные супы с разными заправками - лапшой, рисом. Любимым блюдом ногайцев считался хинкали. Его готовили из пресного теста, нарезанного в форме небольших квадратиков и ромбиков, их варили в мясном бульоне. При приготовлении данного блюда преимущество отдавали баранине.

Из напитков у них были пять видов чая, из молока кобыл традиционно готовили кумыс, который славился своими целительными свойствами. Из кобыльего молока готовили водку, еще одним алкогольным напитком была буза, которую варили из просяной муки.

Немаловажную роль в изготовлении материалов для одежды, обуви и головных уборов играло валяльное производство. В этом деле славились ногайские мастерицы. Вообще, изделия их шерстив ногайском костюме играли важную роль. Еще Рубрук в 13 веке описывал одежду монголо-татар, отмечая, что они издерживают много шерсти Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. - М., 1947 г. - стр. 99. На войлочные изделия использовались разного качества, в зависимости от их назначения. "Техника изготовления войлока для одежды в основном была та же, что у соседних народов Северного Кавказа. Однако войлочные производство ногайцев имело и свои особенности" Гаджиева С.Ш. Материальная культура ногайцев в 19-нач. 20 вв. М., 1979., стр. 89 (рис.4).

Ногайцы сначала очищали, мыли, перебирали и пропускали шерсть через гребень, Затем ровным слоем раскладывали ее на циновке, придавая слою определенную форму, толщину и величину в зависимости от изготовленного предмета. Для бурки, например, на большой циновке расстилали шерсть в форме трапеции. Затем шерсть обрызгивали кипятком, свернув вместе с циновкой в трубу. Перевязав трубку веревкой и сделав три воздушные петли, били трубку о землю 3-40минут. Затем войлок разворачивали, сбрызгивали еще раз кипятком и, и снова свернули в трубку, но уже без циновки, основательно валяли.

После этого применялся еще такой прием: 4 женщины, две с одной стороны и две с другой, садились друг против друга и каждая пара по очереди отталкивала от себя ногами свернутый в трубку войлок. Этот процесс продолжался часа 1, 5 - 2. Затем войлок еще раз разворачивали и, сложив вдвое, опять катали. При этом одна женщина садилась на одном конце циновки, а другая - на другом. Они по очереди тянули войлок с себе в длину, вдвоем свертывали в трубку, перевязывали по середине веревкой и, поставив вертикально, сверху обливали 3-5 ведрами воды. В заключении войлок сушили в тени.

Одежда

Национальный костюм ногайцев складывался в течение многих веков. Он характеризовался чертами типичными как для кочевого, так и для оседлого образа жизни народа.

"Материал для одежды ввозили или изготавливали сами. В пору расцвета Ногайской Орды, ногайцы получали из Москвы сукно, "платья всякие", холсты. Через существующий в Бухаре ногайский караван-сарай поступали китайский, индийский шелка и другие ткани" Калмыков И.Х., Керейтов Р.Х., Сикалиев А.и. Ногайцы - Черкесск, 1988 г. - стр. 120. Импортные ткани, товары были доступны лишь богатым, а бедняки обходились тканями домашнего производства. В 19 веке к ногайцам все больше стали проникать фабричные ткани, одежда, обувь из России.

Одежду у ногайцев шили вручную женщины. Богатые женщины украшали одежду дорогими вышивками, носили золотые, серебряные украшения. Бедняки носили одежду из грубого сукна и дешевых тканей.

Мужчины одевали нательную рубаху, которая доходила до колен и заправлялась шаровары. Шли ее ситца или бязи. Штаны заправлялись в сапоги. Они были широкие, удобные для езды на лошади. Поясом служил шнурок. Он был узким с металлической пряжкой и ременными подвесками с гравированными чернью или золотом металлическими пластинами. На поясе висел нож или кинжал в сафяновых ножнах. На рубаху ногайцы надевали куртку-безрукавку. Существовал и кафтан без подкладки. Богатые ногайцы носили бешмет. Принадлежность легкого верхнего до колен. В 19 веке с ростом товарно-денежных отношений появились рубахи-косоворотки, пиджаки, брюки. Верхнюю мужскую одежду дополняла длинная бурка из тонкого войлока с широкими плехами. Зимой поверх легкой одежды надевали шубу из разных шкур. Разнообразными были и головные уборы. Общей для всех возрастных групп являлась зимняя шапка. "У причерноморских ногайцев было 3 головных убора: для сна, обрядная шапка и шапка-ушанка. Носили также баранью шапку с верхом" Там же - стр. 124. В дождливую и снежную ногайцы надевали башлык. Его шили в виде капюшона с острым верхом и двумя длинными "крыльями". Разнообразной была и мужская обувь. Самой распространенной были "ыдырык". Они шились из кожи крупного рогатого скота. Носили также баъпишь с чулками (мыес). В ходу были также красные или черные сапоги с загнутыми носом. Из войлока изготовляли "уюкъ" и "шорап". Мужскую одежду дополняло оружие (савыт) и воинские доспехи.

Женский костюм по покрою аналогичен мужскому. Штаны по своему покрою были близки мужским. Они доходили до щиколоток, где суживались. Поверх штанов носили рубаху. На нательную рубаху надевали короткий шелковый кафтан, который плотно облегал фигуру. Зимой носили меховые шубы. Принадлежностью верхней женской одежды был передник. Женщины никогда не ходили с открытой головой. Традиционные женские головные уборы были разнообразны. Иногда женщины надевали чалму. Девичий головной убор подразделялся на уборы "такъыя", "кундыз боърк" и "ока боърк". После свадьбы в знак замужества девушка надевала белый платок (тастар). Во время свадьбы на тастар надевали "келиншек сылауш". Это была накидка в форме косынки с опускающимся концом. Спереди на нее нашивали кораллы (маржан), бисер (ынжы), монеты (акъша). На висках свисали серебряные подвески, кисточки. Основным материалом для изготовления женской обуви служили шерсть и кожа. Из войлока делали узорные чулки (уюкъ). Из сафьяна шили сапоги с прямым или концом. Так же носили на каблуках со звонками (конъырав) (рис.5).

Большое внимание уделялось украшения. Они в большинстве были серебряные. Нагрудные украшения (тастуъйме) состояли из 8-20 парных застежек пришитых параллельно. Так же пользовались поясом "кемар". Украшение являлись обычные бусы, кольца, браслеты (блезик), головные украшения (Рис.6).