Сценарий развлечения "жаворонки". Сценарий народного весеннего праздника для старшей - подготовительной группы детского сада Фольклорный праздник «Жаворонки»

1. Вы послушайте, ребята,

А теперь для наших птиц давайте позовём попутные ветры.

Дети выполняют упражнение «Ветер» , произнося слова, выполняют соответствующие движения.

Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо все выше, выше.

Вытягивают вперед руки, машут ладонями.

Наклоны вправо, влево.

Приседают, руки вперед.

Встают на носки, поднимая руки.

Солнышко:

А теперь пришло время проверить ваше внимание. Я буду читать стихотворение, а вы постарайтесь хлопнуть в ладоши тогда, когда услышите слово, обозначающее не птицу. Играют родители и дети.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны .

Прилетели птицы:

Голуби, куницы .

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галки и стрижи,

Комары , кукушки.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи,

Аисты, кукушки,

Совы и ватрушки.

Солнышко:

Молодцы, знаете названия птиц. Тише, тише, птички. Настала ночь. Только «Совушка - сова» не спит, на охоту вылетает.

Проводится подвижная игра «Сова».

Дети ходят по кругу и поют. Сова сидит (спит) в середине круга.

В лесу темно.

Все спят давно.

Одна сова не спит,

На суку сидит,

Во все стороны глядит,

Да как полетит!

Ребята разбегаются, а «Совушка-сова» их догоняет, кого поймала, тот становится совой. Играют родители и дети.

Солнышко:

«Сороки», с полным основанием, можно назвать детским праздником: ещё накануне женщины месят тесто, пекут сорок шариков и «жаворонки». Шарики по одному выбрасывают каждый день в окно. Крестьяне верили, что мороз, наевшись хлебных шариков, уйдёт до следующего года.

Хозяйка: Иногда в «жаворонки» запекали кольцо или монету. Найдёшь кольцо - быть свадьбе. Монетку - на весь год богатым и счастливым будешь.

Солнышко:

«Жаворонки» раздавали детям, те бежали на улицу в народных ярких костюмах на возвышенное место и начинали, что есть мочи кричать, закликать жаворонков, а с ними и весну. Птичку детки съедали сами, а головку уносили маме.

Дети:

Жаворонки, прилетите,

Весну - красну принесите!

Принесите весну

На своем хвосту,

На сохе, на бороне,

На овсяном снопе!

«Танцевать становись». Дети танцуют парами, выполняя движения согласно текста.

Солнышко:

22 марта, когда день, становился по длине, равен ночи, в каждом доме лепили из теста птичек «жаворонков», пекли их. У кого не было теста, лепили их из глины, мастерили из тряпок и бумаги. Дети ходили по селу, подбрасывали своих птичек вверх и кликали весну.

Ну, какой же праздник без «жаворонков»? Я приготовила соленое тесто, из него мы с вами изготовим эти весенние сувениры.

Совместное изготовление «жаворонков» из соленого теста (Коллективная работа).

Солнышко: Молодцы и ребята, и родители. За ваше старание примите от меня угощение. Вот вам пирожки - «жаворонушки». Не забудьте, ребятушки, дома птичек тоже угостить, чтобы птички прилетели к вашему дому.

Солнышко раздает угощение, приговаривая:

Жаворонки прилетели,

На головку деткам сели.

Хоть птицы к нам возвращаются,

А до тепла еще далеко -

40 мучеников,

40 утренников,

40 заморозков.

Хозяйка и Солнышко прощаются. Звучит музыка. Праздник закончен.

  • Вперёд >

Детский праздник "жаворонки". кличем весну, а зиму прогоняем! - сценарии праздников - каталог статей - сайт детского сада "теремок"

Народная фантазия, переиначив церковное название праздника, дала этому дню более близкое, "птичье" имя - "Сороки". "В этот день, по воззрению крестьян, прилетает из теплых стран сорок птиц, и первая из них -жаворонок. "Бывает, - уверяют опытные старики-крестьяне, - что прилетают жаворонки и раньше, да только те непутящие: прилетит и смерзнуть может. А уж тот жаворонок, который на сороки прилетит, и тот настоящий, он не сдохнет" . Еще до 50-х годов нашего столетия Сороки повсеместно в русских деревнях были "детским праздником". Приведенное ниже описание свидетельствует о том, с каким радостным нетерпением ожидали дети прихода весны и с какой непосредственностью старались песнями-закличками ускорить прилет жаворонков."Еще накануне женщины месят из ржаной муки тесто и пекут "жаворонков" (в большинстве случаев, с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками), а утром, в день праздника, раздают детям. Кроме того, утром же одна из женщин делает на дворе сорок соломенных гнездышек и в каждое кладет по яичку из теста (это делается отчасти для того, чтобы куры не ходили по чужим дворам, а неслись дома, отчасти же - с целью потешить ребят). Когда жаворонки поспеют, дети берут их и громадной гурьбой, с криками и звонким детским смехом, несут куда-нибудь в сарай или под ригу - закликать жаворонков. Там они сажают своих птиц, всех вместе, на возвышенное место и, сбившись в кучу, начинают, что есть мочи кричать:"Жаворонки, прилетите, Студену зиму унесите, Теплу весну принесите:Зима нам надоела, Весь хлеб у нас поела!"В некоторых местах эта детская песня заменяется другой:"Уж вы, кулички-жаворонки, Солетайтеся, сокликайтеся. Весна-красна, на чем пришла? На сошечке, на бороночке, На лошадиной голове, На овсяном снопочку, На ржаном колосочку, На пшеничном зернышку-у-у". Эта песня поется несколько раз. Затем ребятишки разбирают своих жаворонков и с тою же песнею бегут по деревне. Так продолжается до самого обеда: деревня полна детских песен, детского крика, детского смеха. Набегавшись вволю, ребятишки опять собираются в одно место и начинают есть своих ржаных птиц. Едят обыкновенно всю птицу за исключением головы, которую малыши берегут каждый для своей матери. Кончается празднество тем, что ребятишки целуются между собой, поздравляют друг друга с весенним праздником и разбегаются по домам. А дома каждый мальчик отдает головку жаворонка матери, со словами: "На-ко, мама, тебе головку от жаворонка: как жаворонок высоко летел, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова,- так чтобы и лен головастый был". Так протекает этот прекрасный детский праздник.

Сценарий фольклорного праздника «сороки» - для воспитателей детских садов - мааам.ру

Цель:

пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных со старым традиционным бытом.

Зал разделен на две части: справа макет избы с завалинкой, слева – плетень и лавочка, посередине – импровизированная поляна. На сцене лист календаря с названием праздника, поговорки:

o Увидел скворца – весна у крыльца.

o Сколько проталинок – столько и жаворонков.

o На Сороки день с ночью меряются.

o Зима кончается – весна начинается.

o Сорок сороков птиц на Сороки прилетает.

Вдоль стены – листы народного календаря с названием за март месяц, которые оформляли дети.

ХОД ПРАЗДНИКА

Часто за событиями

И за сутолокой дней

Старины своей не помним, забываем мы о ней.

В каждом селе, в каждой деревне в старину были свои обычаи посиделок, праздников посвященных народному календарю. Собиралась молодежь, чтобы себя показать и других посмотреть. По народному календарю первый весны богат праздниками. День встречи весны -“Сороки”или день весеннего равноденствия мы отмечаем 22 марта.

В этот день, по мнению крестьян, прилетают из теплых стран сорок птиц, и первые из них – жаворонки.

Ведущий:1

Весна, весна красная

Приди, весна с радостью

С великой милостью

Со льном высоким

С корнем глубоким

обильным

С ливнем обильным.

Ведущий:1

Давайте золотые ворота для Весны-красны открывать. Это поможет весне силу удвоить, а зиму побороть. Но хоть «Зима весну пугает, да сама тает» - пусть весной часто бывают холода, но весна все равно победит, и мы ей в этом поможем.

Игра «Золотые ворота».

(Все проходят цепочкой через ворота и говорят слова.)

Ходит матушка – весна

По полям, лесам одна.

Первый раз прощается

Другой раз запрещается,

А на третий раз пойдете

Сами в клетку попадете.

Ходит матушка-весна

Ищет детушек она.

Первый раз прощается

Другой раз запрещается

А на третий раз

Не пропустим вас. (Дети садятся на стулья)

Ведущий:1

Вышли мы погулять, Весну красную встречать

Необычно это как то: где искать ее и как?

Сейчас я расскажу вам сказку «Как Весна Зиму поборола».

Жила – была в одном селе Машенька. Сидела она под окном с березовым веретеном и приговаривала:

Машенька. Когда весна придет и с гор снег скатится, а по лужкам разольется вода, напеку тогда я куликов с жаворонками и с подружками Весну пойду встречать, в село кликать – звать.

Ведущий:1

Ждет весну теплую, добрую, а той не видать, не слыхать. Зима – то и не уходит, все морозы кует. Наскучила она всем холодная, студеная, руки – ноги ознобила, холод – стужу напустила. Что тут делать? Беда!

Надумала Маша идти Весну искать. Собралась и пошла. Пришла в поле, села на пригорочек и зовет Солнце:

Машенька. Солнышко, солнышко, красное ведрышко,

Выгляни из – за горы, выгляни до вешней поры!

Ведущий:1 Выглянуло Солнце из – за горы, Маша и спрашивает:

Машенька. Видело ли ты, Солнышко, Весну-Красну?

Солнышко: Не встретила я Весну, а видела старую Зиму. Видела, как она лютая от Весны ушла, от красной бежала, в мешке стужу несла, холод на землю трясла. А Весна про то не знает. Иди, красная девица, ищи Весну. Зови ее в свои края.

Ведущий:1 Пошла Маша искать Весну. Куда Солнце катится по синему небу, туда и она идет. Долго шла. Встретила она Землю-матушку.

Машенька.

Земля-матушка, ты Весну не встречала?

Земля-матушка:

Меня весна разбудила

К новой жизни пробудила

Вот уже снег последний в поле тает,

Теплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает

И зовут друг друга журавли

Юный лес, в зеленый дым одетый,

Теплых гроз нетерпеливо ждет,

Всё весны дыханием согрето

Всё вокруг и любит и поет.

Ведущий:1

А вот и первые весны вестники-птицы, давайте у них спросим.

Машенька.

Птицы, а вы Весну не видели?

Видели, видели

Это она нас с юга домой позвала.

Ведущий:1

Расскажите птицы, где вы бывали?

Что вы видали? Хорошо ли жили, с кем дружили?

Мы скучали по деревне

По скворечне, по деревьям

По соседу - воробью

Ведущий:1

А кто приносит Весну-красну на крыльях?

Дети: Жаворонки

Ведущий:1

Давайте попросим их помочь нам

Жаворонки, жавороночки!

Прилетите к нам,

Принесите нам

Лето теплое!

Унесите от нас

Зиму холодную!

Нам холодная зима

Надоскучила,

Руки, ноги отморозила!

Жаворонок,

Жаворонок!

На тебе зиму,

А нам лето,

На тебе сани,

А нам телегу!

Жаворонок!

Жаворонок!

На тебе зиму,

А нам лето!

На тебе сани,

А нам телегу!

Жаворонки, прилетите,

Студену зиму унесите,

Теплу весну принесите:

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

Жаворонки,

Жаворонки,

Прилетите!

Красну вёсну

Принесите!

Зиму холодную

Жаворонки, прилетите!

Красну весну принесите!

Нам зима-то надоела,

Весь хлеб у нас поела

Нет ни хлеба ни картошки,

Самовар стоит на окошке,

Чай я выпил. Сахар съел,

Самовар на кол надел.

Ведущий:1

Стала тут и Маша Весну кликать - звать

Ой, Весна – Весна, добрая матушка! Ты иди в наши края, прогони Зиму лютую.

Ведущий:2

Давайте, ребята и мы поможем Маше кликать Весну Красну!

Приди к нам, весна,

Со радостью!

Со великою к нам

Со милостью!

Со рожью зернистою,

Со пшеничкой золотистою

Со овсом кучерявыим,

Со ячменем усатыим,

Со просом, со гречею,

С калиною-малиною,

С черной смородиною,

С грушами, со яблочками

Со всякой садовинкой,

С цветами лазоревыми,

С травушкой-муравушкой

Журчик, ключик, паучок.

Прилетел к нам куличок.

Виту-виту-виту-лай!

Принеси весну в наш край!

Весна входит с коромыслом, на котором одно ведро тёмное, второе светлое – в нём лежат фигурки птичек из бумаги.

ВЕСНА: Я – Весна красна!

Бужу землю ото сна,

Наполняю соком почки,

На лугу ращу цветочки.

Прогоняю с речек лёд,

Светлым делаю восход.

Всюду: в поле и в лесу,

Людям радость я несу!

Ведущий:2

Весна-красна, а что это у тебя за коромысло?

ВЕСНА: Коромысло не простое. Видите на нём два волшебных ведёрка? В одном – тёмном – тёмная ночь живёт. В другом – светлом – ясный день.

Ведущий:2

Ой, как интересно. А какое из них легче, а какое тяжелее?

ВЕСНА: Сейчас оба ведра по весу сравнялись. Ведь сегодня день весеннего равноденствия, день равен ночи. А дальше светлое ведро всё тяжелее становиться будет, потому что день расти начинает.

Ведущий:2

Кто же тебе помогает, Весна-красна?

ВЕСНА: Помогает мне солнышко красное. Трудится оно без устали, согревает землю озябшую.

Ведущий:2

Весна красна долго мы тебя ждали: а теперь давайте петь, плясать и веселится!

Песни и пляски.

ВЕСНА: В моём волшебном светлом ведёрке принесла я вам загадки.

Спереди у птички шильце,

Позади у птички вильце!

Сама птичка мала,

А за морем была. (ласточка)

Всех перелетных птиц черней,

В пашне ищет он червей,

Взад-вперед по пашне вскачь,

А зовется птица… (грач).

В лесу ночном горюет птица,

Она назвать себя боится.

– Ку-ку… Ку-ку…

Не спит опушка,

А птицу эту звать… (кукушка).

Мы построили вдвоем

Для гостей весенних дом,

А верней сказать – дворец.

Прилетай сюда… (скворец).

Ведущий:3

22 марта на Руси пекли из теста птичек «жаворонков», «куличков», «чувилек», мазали их сладким душистым мёдом. Дети ходили по селу, Печеных «жаворонков»

насаживали на шесты, на ветки или на вилы, подкидывали вверх своих птичек и пели заклички. Выбегали на высокое место закликать жаворонков, а с ними и весну. Потом развешивали жаворонков на деревья, чтобы угостить прилетевших птиц. Иногда в жаворонков запекали на счастье монетки, угольки.

Давайте послушаем эти заклички:

Приди, весна, приди, красна!

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебом обильным!

Жаворонок!

Жаворонок!

На тебе зиму,

А ним лето,

На тебе сани,

А нам телегу!

Жаворонки, жаворонки,

Катитесь колесом,

Ваши дети за лесом

Связаны поясом.

В разных местах заклички были разные. Были и такие слова:

«Весна красна,

На чем пришла? »

- «На жердочке,

На бороздочке,

НА овсяном колосочке,

На пшеничном пирожочке».

- «А мы весну ждали,

Клочки допрядали».

Летел кулик из-за моря,

Принес кулик девять замков.

«Кулик, кулик,

Замыкай зиму,

Замыкай зиму,

Отпирай весну,

Теплое лето! »

Ведущий:2

А сейчас приглашаю всех на общий хоровод с Весной-красной

Песня-хоровод «Ой, бежит ручьем вода»(общая)

Ой, бежит ручьём вода –

Нету снега, нету льда.

Ой, вода! Ой, вода!

Нет ни снега, нет ни льда!

Прилетели журавли

И соловушки-малы.

Журавли, журавли!

И соловушки-малы!

Мы весняночку поём,

Весну красную зовём!

Ой, поём! Ой, поём!

Весну красную зовём!

Ведущий:3

Мы встретились с Весною,

О ней мы все узнали

Хочу, чтоб о весне, прекрасной

Родным вы дома рассказали!

Ведущий:3 Как жаворонки высоко в небе летают, чтобы и хлеб в вашем доме был высоким, пышным и вкусным. Угощайтесь, пожалуйста, дорогие гостьюшки!

(раздача угощения)

«Православный праздник Сороки»

Наш музыкальный зал

"закликанье жаворонков" - сценарий к проводам зимы - сценарии - обучение и развитие - почемучка - сайт для детей и их родителей

1. Познакомить с праздником Сороки. Продолжать приобщать детей к

культурным наследиям русского народа через заклички, приметы, поговорки и русские народные игры.

2. Обобщить знания детей о птицах

3. Закрепить знания о классификации птиц: перелётные, зимующие, пролётные.

4. Воспитывать любовь к народному творчеству, природе, любовь к птицам, воспитывать желание помогать птицам.

Предварительная работа : Заучивание закличек, лепка жаворонков из теста, раскрашивание, знакомство с легендой о 40 мучениках.

Оборудование : Магнитный календарь с табличками дней недели и числами разложенных в беспорядке на столике, отрывной календарь, магнитофон с записью пения птиц, журчанием ручья, берёза настоящая на ветках прикреплены изображения птиц, индивидуальные листочки для задания, три обруча, запись музыкального произведения «Жаворонки», элементы народных костюмов.

Дети заходят в группу, здороваются

А теперь возьмите друг друга за руки, улыбнитесь мне, а я улыбнусь вам.

Пожелаем друг добра. Я желаю вам добра - подаю руку, дети кладут свои руки сверху, и все вместе произносим: мы желаем всем добра.

Ребятки, мне кажется, даже солнышко ярче светить стало.

А почему, как вы думаете, солнышко ярко светит?

Потому,что мы улыбнулись друг другу.(ответы детей)

А еще, почему ярко светит солнце?

Потому что наступила весна!(ответы детей)

Правильно, наступила весна! А по каким признакам вы почувствовали

приближение весны?

- (появились проталинки, сосульки, день длинный, а ночь короткая,

солнце ярко светит, снег стал рыхлый, чёрный),(ответы детей)

А какой месяц сейчас идёт?

Наступил март месяц. (ответы детей)

Да, ребята, в народе говорят: «Пришел март - капельник и зима заплакала».

Ребята, давайте подойдём к магнитному календарю и отметим, какое сегодня число, день недели. На нем мы уже поставили табличку с названием месяца, а день недели сегодня какой?

Сегодня понедельник.

Правильно, сегодня день недели - понедельник. А понедельник, какой по счету день?

Понедельник первый день недели.(напоминаю чтоб дети отвечали полными предложениями, хвалю за ответы).

Отметьте день недели на магнитном календаре (ребенок выбирает карточку с надписью дня недели, которые лежат на столе).

А какое сегодня число? На отрывном календаре мы видим листок где обозначена ещё пятница19 марта, а сегодня понедельник, значит,сколько листков календаря нужно оторвать?

Нужно оторвать 2 листочка: суббота, воскресенье.(отвечают дети)

Так какое сегодня число?

Отметьте на календаре нужное число (ребенок выбирает карточку с нужными цифрами, которые лежат на столе и размещает на магнитном календаре).

А теперь назовите сегодняшнюю дату.

Беру в руки отрывной календарь. А сегодня- то день необычный (говорю загадочным голосом), 22 марта народный праздник -«сороки». Найдите значок праздника на столе и поставьте обозначение праздника в окошечко на магнитном календаре.

А теперь, ребята, давайте сядем на лавочки и почитаем что же написано в календаре о сегодняшем празднике?(дети рассаживаются на скамеечки) Помните, я вам рассказывала легенду о 40 воинах? Так вот, с того давнего времени на Руси стали отмечать этот день, то есть 22 марта. Утром хозяйки из оставшейся ржаной и овсяной муки пекли 40 хлебных шариков, а затем выбрасывали каждый день по одному шарику на улицу, задабривая мороз, и говорили:

«Мороз - красный нос

Вот тебе хлеб и овёс.

А теперь убирайся по добру - поздорову.

В народе говорили. Что мороз, наевшись хлебных шариков, уйдёт совсем, а прилетят 40 разных птиц и весну на крыльях принесут.

А ещё есть такая примета: если с 22 марта, то есть с сороков, каждый день заморозки, то лето будет тёплое. И чтобы приблизить наступление весны, тепла, люди придумали ещё один обряд - закликанье жаворонков. Девушки и дети ходили по улицам, и пели специальные песенки- заклички, водили хоровод, а в руках у них были маленькие булочки из теста, похожие на птицу.

Больше всего ждали маленькую птичку- жаворонка, так как его переливчатые трели заставляли природу пробуждаться от зимнего сна.

А кто знает загадку о жаворонке?

Правильно, эта загадка о жаворонке. Посмотрите на него,(показываю картинку жаворонка) вот эта незаметная птица, которую так ждут.

Хотите, мы с вами пойдём жаворонков закликать, весну встречать? (одеваю на

мальчиков фуражки, на девочек платки, берём в руки по жаворонку. (мы лепили их из соленого теста и раскрасили) идём в уголок природы, поём выученные заклички.

1. Жаворонок, жаворонок, вот твой дитёнок,

Дай нам лета, нам зима надоела, всё у нас подъела.

1.идем, становимся в круг

2. Ой, кулики, жаворонушки,

Прилетите к нам у водонушки.

2.подняли жаворонков вверх.

Наклонились до пола.

3. Жаворонок, дуда, прилетай к нам сюда,

Нам зима - то надоела, всю соломку переела.

3.руки вперед, машем к себе

Кружимся вокруг себя.

А теперь поднимите высоко своих жаворонков, чтоб птицы увидели наших жаворонков и прилетели быстрее и весну на своих крыльях принесли.

Ой, ребята, слышите, птицы поют? (включается запись пения птиц).

Ребята, послушайте, как весело щебечут птицы, солнышко ярко светит,

появляются проталинки с островками подснежников, журчат ручейки, природа просыпается ото сна.

Теперь закройте глаза и послушайте звуки весны.(1-2 мин)

Понравилось вам, ребята, как поют птицы? Где же они щебечут?

Посмотрите на эту березу, вот они птицы. Посмотрите, сколько их

много прилетело на наши заклинки. А я знаю народную игру, которая так и называется «Птицы». Хотите я вас научу?

Объясняю правила игры: я буду говорить «Аи, да птица, что за птица?», а кто - то один из вас будет отвечать: «Аи, да птица, птица - снегирь». Кто правильно назовет птицу, тот и возьмет птицу в руки. Играем. Когда все птицы будут у детей в руках, предлагаю следующее задание.

Ребята, в руках у каждого из вас по птице. Посмотрите на них внимательно и

определите, какая у вас птица: зимующая, перелётная или пролётная.

А сейчас мы этих птиц поместим в домики. В этом домике будут жить

зимующие птицы, в этом - перелётные, а в этом - пролётные. Пока будет звучать

музыка, вы будете летать, как музыка прекратится, вы занимаете места в своих

домиках.(Играем.)

Молодцы, вы верно определили домики для птиц, а теперь давайте посадим их на дерево, а сами сядем за столы.

Сели ровно. У вас на столах лежат листочки, на одной стороне птицы, на другой - их

домики. Нужно поселить птицу в свой домик. А теперь приготовьте руки и сделаем

гимнастику для рук:

Дятел на суку сидит, Дятел дерево долбит, Лечит дятел старый дуб Добрый дятел дубу люб.

А теперь возьмите карандаш и от каждой птицы проведите стрелочку к ее домику.

А теперь посмотрите на этот мольберт, и проверте, правильно ли вы выполнили задание.(вызываю детей по очереди к мольберту)

Как называется эта птица? А где находится её домик?

Все правильно выполнили задание, молодцы!

Оставьте все на столах, подойдите ко мне.

Ну вот, ребята, птиц мы с вами закликали, по домикам расселили, а почему же весна к нам не идёт, тепла не несёт? Давайте ещё весну позовём:

(Пропеваем еще заклички)

Жаворонушки, прилетите,

Красну- весну принесите,

Принесите весну на своём хвосту.

На сохе, на бороне, на овсяном снопе.

Жаворонок, жаворонок, возьми себе зиму, а нам отдай весну.

Весна, весна красная, приди весна с радостью великою, Да с милостью богатою.

Входит весна с корзинкой

Здравствуйте, ребята, спасибо вам, что вы мне помогли, устала я бороться с

зимой. А вы пением закличек,мне помогли,услышала я вас и победила зиму, а вы знаете какой сегодня праздник?

Знаем, сороки.(ответы детей)

Правильно. И примета такая есть: если птицы прилетели, и весна придет- тепло принесет. А теперь давайте хоровод возле березы водить.

(Вокруг березки с птицами водим хоровод.)

Хоровод «Земелюшка - чернозём»

Весна: Ребята, я принесла вам жаворонков - символ света, солнца и весны. Угощает детей выпечкой и говорит: «Эти жаворонки непростые, а со значением, с денежкой – к богатству,с маком - к веселью, с зерном - для богатого урожая. А теперь, милости просим, к столу. У нас и чай готов.

"Я считаю, что сюжет фильма очень актуален

и сегодня, так как в какой-то степени

отражает события, которые происходят

в мире сейчас"

Режиссер Паоло Тавиани.

Фильм Гнездо жаворонка - экранизация романа Антонии Арслан, первый о геноциде армян после Арарата Атома Эгояна, съемки которого вызвали большое количество протестов со стороны Турции, финансировавшей данный проект.

Турецкая сторона была уверена, что на ее делается антитурецкий фильм. В связи с чем режиссеры, братья Тавиани (классики итальянского кино, лауреаты Каннской Золотой ветви (за фильм "Отец-хозяин") и даже Золотого Георгия ММКФ (за экранизацию толстовского "Воскресения"), вынуждены были согласиться переместить акцент в фильме Гнездо жаворонка с геноцида на историю любви.

1915г. -- начало геноцида армян, шанс для Турции полностью истребить армян. Даже слово «армянин» должно было исчезнуть. Начались массовые аресты, депортация и расстрелы. Не щадили никого: турки жестко расправлялись с взрослыми и детьми, а женщин насиловали, убивали или отправляли умирать в пустыню...

Кино гнездо жаворонка повествует о жизни и смерти армянской семьи Авакян. Два армянских брата Арам и Асатур, один из них - успешный доктор в Венецию, который женился на итальянской графине, другой - землевладелец в Анатолии, где его ценят и уважают, после 20-летней разлуки собираются встретиться на отреставрированном ими фамильном поместье «Гнездо жаворонка», где они провели свое детство...

Но начало Первой мировой войны рушит все их планы. Италия закрывает свои границы, а турецким военнослужащим приказано уничтожать армянские семьи.

В центре сюжета фильма Гнездо жаворонка - любовь молодой армянки к турецкому солдату, похоже, может преодолеть все, все тяготы и лишения, пойти на все, чтобы быть с любимым.

Это фильм, который, по мнению создателей, заставит вас не только думать, но также говорить и даже плакать, задуматься о жизни, смерти, любви, дружбе, человеческой жестокости. Он может вызвать различные чувства, но он точно не оставит вас равнодушными.

После премьеры на Берлинале многие в зале плакали. Как сказал один из актеров фильма Гнездо жаворонка - Слез недостаточно, мы должны говорить... Говорить об армянском геноциде, о котором многие стараются молчать...

Сценарий весеннего развлечения для старшего дошкольного возраста в МБДОУ- д/с «Теремок» р.п.Степное

Жаворонки прилетают - весну красну закликают

Звучит русская народная музыка.

Хозяйка в русск. нар костюме (встречает детей ): - Ой! Неужто гости ко мне? Здравствуйте, малы детушки! Здравствуйте, дорогие! Приглашаю вас в гости к себе, в горницу.

Хороводы водить, песни распевать, Весну закликать, да птиц весенних прославлять (дети садятся на стульчики). Садитесь поудобнее да порадуйтесь вместе со мной приходу весны. А заодно познакомьтесь со старинными русскими обрядами и обычаями.

Чтобы приблизить радостную весеннюю пору, люди придумали обряд «Закликание весны». О весне складывались стихи, пели песни, ей посвящали хороводные гулянья, призывая ее поскорее растопить зимний снег.

1реб. Благослови, мати, весну закликати, весну закликати - зиму провожати!

Пусть зима уходит впрок, весну пустим на порог!

2реб. Пускай весна придет скорей, мы так соскучились по ней,

Станет солнышко добрее, а дни - светлее и длиннее.

Хозяйка. А теперь давайте вместе позовем весну.

Весна, Весна!

Дети (хором):

Приди, весна, с радостью, с великой милостью! (выполняют поклон)

Со льном высоким! (поднимают руки вверх)

С корнем глубоким! (приседают руки опускают)

С колосом сильным! (встают, руки поднимают с разжатыми пальцами)

С хлебом обильным! (руками держат «каравай»)

Повторяют закличку 2 раза.

Исполн. попевка «Чувыль-виль-виль» (Муз.рук. №2-2008г., стр. 43)

Хозяйка . Не может весна без солнышка прийти, пора и его звать- закликать.

Дети (хлопают и читают закличку):

Солнышко, покажись!

Ясное, снарядись!

Выйди поскорее, будь к нам подобрее!

Сядь на пенек, посвети денек!

Закличка повторяется 2 раза .

(На центральной стене появляется солнышко).

Хозяйка. Вот и солнышко проснулось, засияло, улыбнулось

Птицы весело поют, Весну - красну на крыльях несут!

Фонограмма «Пение птиц».

Звучит русск. нар мелодия.

Входит Весна

Весна. Я Весна, Весна красная! Пришла к вам с радостью,

С радостью, с великой милостью.

Со льном высоким, с корнем глубоким, с хлебом обильным.

Здравствуйте, люди добрые! (кланяется).

А еще принесла вам здоровье: первое - коровье, второе - овечье, третье – человечье.

Хозяйка: Проходи Весна, да хоровод поводи с малыми ребятами!

Исполн. хоровод «Вот уж зимушка проходит».

(Муз. рук. №1-2008г., стр. 60)

Хозяйка. Весна - красна, чем ты нас одаришь?

Весна. Одарю я вас ключевой водой, шелковой травой, теплым летом, лазоревым цветом.

Хозяйка. А мы тебя песней да танцем порадуем.

Исполн. песня «Кап-кап-кап, звенят капели»

Танец МАТРЕШЕК

Весна. Хорошо пели, играли, снова в хоровод всех зову.

Хоровод Змейкой.

Весна. Солнце ласково смеется, светит ярче, горячей,

И в овраге звонко льется разговорчивый ручей.

Провод. хороводная игра «Ручеек» под р.н. мелодию

3. Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня.
Теплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня.

Солнце, землю нагревая,
Гонит с нашей горки лед.
Тает баба снеговая
И ручьями слезы льет.

Весна: Какие красивые стихи!

А теперь для наших птиц давайте позовём попутные ветры.

Дети выполняют упражнение «Ветер» , произнося слова, выполняют соответствующие движения:

Ветер дует нам в лицо. Вытягивают вперед руки, машут ладонями

Закачалось деревцо. Наклоны вправо, влево.

Ветер тише, тише, тише, Приседают, руки вперед

Деревцо все выше, выше. Встают на носки, поднимая руки.

Весна: А теперь пришло время проверить ваше внимание. Я буду читать стихотворение, а вы постарайтесь хлопнуть в ладоши тогда, когда услышите слово, обозначающее не птицу.

Весна: После зимней тишины, после стужи зимней

Из-за гор, из-за морей прилетают птицы.

Вот и со мной пташки прилетели.

Сможете отгадать, как их зовут?

Загадки.

1. Черный, проворный, кричит «Крак!» червякам враг. (Грач).

2. На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад,
Ищет в речке лягушат.
(Цапля)

3. На шесте -дворец,
Во дворце - певец,
А зовут его…
(Скворец)

4. Кто в беретке ярко-красном, в черной курточке атласной?

На меня он не глядит, все стучит, стучит, стучит. (Дятел)

5. Хочет - прямо полетит,
Хочет - в воздухе висит,
Камнем падает с высот,
А весной в полях поет.
(Жаворонок)

6. Гнездо под крышей - ловко строит,
Птенцов своих постоянно выводит,
Перед дождём очень низко летает,
Эту птичку, каждый ребёнок знает,
За ней мы любим, наблюдать,
Эту птичку (Ласточкой) звать.

7. Посмотрите – выше крыш
Небо режет быстрый ….
(Стриж)

8. Об этой пташке лесной
Поется в песне одной:
На базар она отправлялась,
Горькой водки там напивалась.
(Чижик)

Верный страж и друг полей,
Первый вестник теплых дней.
(Грач)

Весна. Загадки все вы отгадали, молодцы. Приглашаю вас вех в сад первых весенних птиц послушать да поиграть в игру.

Слушают фонограмму пения птиц.

Провод игра «Ай, да птица! Что за птица!»

Дети стоят в кругу. Водящ с мячом в руках говорит:

«Ай да птица! Что за птица! Чудо птица – орел!»

И перебрасывает мяч другому. Тот ловит мяч и быстро

отвечает: «Ай да птица! Что за птица! Чудо птица – малиновка!»

и перебрасывает мяч другому ребенку и т. д.

Хозяйка предлагает поиграть в игру «Золотые ворота»

(Муз. рук. №2-2011г., стр.32)

Весна и Хозяйка поднимают сцепленные руки вверх.

Дети цепочкой проходят в воротики и поют:

В золотые ворота проходите, господа!

Первой мать прошла и детей провела.

Золотые ворота пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

Второй – запрещается.

А на третий раз не пропустим вас!

Ребенок, который попался в воротики, встает в круг к Весне и Хозяйке. Игра повторяется.

Весна . Разных птиц я люблю,разных птиц приголублю, но дороже всех одна

пташка малая. Кто она, вы знаете, дети? Скорей мне ответьте!

Дети. Это жаворонок.

Весна. Правильно. А вы знаете почему?

Дети. (поочередно):

    Эта птичка-предвестник весны.

    Эта птица является символом добра и счастья.

Весна. Молодцы. А сейчас послушайте его песню.

Фонограмма пения жаворонка

Игра «Жаворонок».

Ход игры: Дети стоят в кругу, ребенок (жаворонок) ходит за кругом с колокольчиком, проговаривая слова:

Все игроки говорят или поют:

В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел.

Порезвился в тишине,

Спрятал песенку в траве.

Тот, кто песенку найдет,

Будет весел целый год.

Затем играющие закрывают глаза. «Жаворонок» выбегает за круг, звенит в колольчик и осторожно кладет его за спиной одного из игроков. Тот, кто догадается, у кого за спиной лежит колокольчик, становится «жаворонком».

Весна. А вы знаете, что сегодня 22 марта - день весеннего равноденствия, когда день равен по длине ночи. В этот день в каждом доме лепили из теста птичек, жаворонков, пекли их, мазали сладким и душистым медом. Мальчишки бегали по улицам с этими птахами, подбрасывали их вверх, ловили и громко кричали заклички.

Хозяйка: Люди верили, что жаворонки, спутники весны, принесут здоровье и людям, и животным.

4. Жавороночек, принеси весну

На своем хвосту,

На сохе, бороне, на ржаной копне,

На ржаной копне, на овсяном снопе!

5. Ой вы, жаворонки, жавороночки!

Летите в поле, несите здоровье!

Первое – коровье,

Второе – овечье!

Третье – человечье!

6. Жаворонки, жавороночки!

Вы скорей летите, тепло принесите!

Нам зима надоела – весь хлеб она поела.

Нет ни хлеба, ни картошки!

Самовар стоит на окошке!

Хозяйка: Самовар на окошке - это непорядок! Самовар должен всегда на столе стоять, да пыхтеть, к чаю приглашать.

Исполн. Песня «Про самовар», муз. и сл. З. Роот.

(ж-л «Музыкальный руководитель» 2008 г. № 1, стр. 29)

Хозяйка: А вот вам, ребята, угощенье: птички-жаворонки. Вы их сами лепили, весну приближали.

ВДВОЕМ: С пылу, с жару - для нашего самовара!

ВЕСНА: Не забудьте, ребятушки, дома птичек тоже угостить, чтобы птички прилетели к вашему дому.
ВЕСНА раздает угощение, приговаривая:
Жаворонки прилетели,
На головку деткам сели.
Хоть птицы к нам возвращаются,
А до тепла еще далеко –
40 мучеников,
40 утренников,
40 заморозков.

Праздник заканчивается чаепитием в музыкальном зале. Няни на подносе выносят чай. Дети подходят и берут.

Ирина Величкова
Сценарий праздника «Жаворонки»

Дети всех групп кроме подготовительной, заходят в зал, присаживаются. Авдотья Плющиха (взрослый в костюме народном) с детьми подг. гр. в русских народных костюмах,заходят в зал, идут змейкой под народную песню «Ой,весна воротилась» .Останавливаются полукругом. Раздаются голоса птиц, всё напоминает о приближении весны (стена оформлена в весеннем стиле)

Авдотья (обращается к детям) . Доброго здоровья!

Дети. Здравствуй, Авдотья Плющиха! Куда путь держишь?

Авдотья. Ой, засиделась я. Долго зимушка гостевала. Праздники уж весёлые прошли . А какие зимние праздники знаете то ? Правильно, Рождество, Масленица. Надоело людям слушать завывание вьюг и метелей, мечтают все о том, что тепло прогонит стужу лютую. Я весне – первая помощница : где пройду, снег тает, ручьи бегут. Вот пришла посмотреть, как снег оседает, как дети весну встречают, кликают. Умеете кликать-то?

Дети подг. гр. Все Ау, ау, аукаем!

Весну приаукиваем!

Женя Март, март! Солнцу рад?

Лиза Апрель, апрель! Открой дверь!

Вика Май, май! Сколько хочешь гуляй!

Ребёнок. Авдотья, возьми нас с собой!

Авдотья. Возьму, коли загадку отгадаете!

Кто прочь прогнал метель?

Кто ото льда очистил реки?

Кто разбудил капели звон?

Кто первым почкам дал напиться?

Кто дал земле тепло?

Кто птиц позвал нам возвратиться?

Дети. Весна красна!

Ребёнок. Весна, весна красная!

Приди весна ясная!

С радостью!

С великой милостью

Хлебами обильными,

С дождями сильными.

Весна, весна!

Проснись со сна!

А ты, зима, ступай за моря

Надоела ты нам, наскучила!

Наши рученьки приморозила.

Показ инсценировки «Разговор Зимы и Весны»

Появляются две девочки : Зима одета старухой, а Весна - красивой девушкой.

Авдотья. Ой, с весною зимушка повстречалася,

О здоровьице всё справлялася.

Весна. Ой, здорова будь, зима снежная!

Зима. Бью челом тебе, весна тёплая!

Расскажи ты мне без утайки :

Почему тебя величают все?

Меня, зимушку, проклинают все?

Весна. Потому, что ты больно лютая,

И холодная, и голодная.

Я же, тёплая и приветная.

Побыла ты, зима, в гостях у людей,

Не пора ли тебе уходить из гостей?

Ребёнок 1. Выгляни, солнышко из-за гор горы.

Выгляни, красное, до вешней поры.

Ребёнок 2. Видело ль, солнышко, ты свою сестру,

Видело ль ты, солнышко, красную весну?

А ты, зимушка, не скучай,

Из деревни убегай!

Авдотья. Давайте, ребята, поможем зиме уйти до следующего года –закличку о весне расскажем. Как говорили в старину, песни – веснянки зиму замыкают. Попрощаемся с зимой, помашем ей в след.

Звучит музыка (веснянка «Ах, ты веснушка-весна!» )

Выходит Весна

Дети встают в хоровод

А весну приглашаем на самое почётное место, в середину круга.

Песня «Здравствуй, Веснушка - весна»

Весна. Здравствуйте!

Я раскрываю почки в зелёные листочки,

Поля вновь засеваю, деревья одеваю.

Движением полна. Зовут меня Весна!

А стихи, заклички про меня знаете?

Дети рассказывают стихи, заклички о весне

Авдотья. Вёснушка-весна! Снега ты растопила, бегут ручьи, солнце светит ярче. А кто ещё нам возвещает о приходе весны?

Дети. Птицы!

Авдотья. Да, птицы возвращаются из тёплых стран домой. «Сорок сороков птиц летят, весну несут» , говорили люди. Кто же эти вестники весны? Ответить на этот вопрос вам помогут загадки.

Загадки :

Черный, проворный, друг лесов и полей, обожает червей, (грач)

Что за весенняя черная птица,

Трактору чуть ли на нос садится?

Кто за плугом носится вскачь (грач)

Я выступаю перед вами

Как молодой весны гонец,

Я рад увидеться с друзьями!

Ну, а зовут меня… (скворец)

Эта птица никогда не строит для себя жилья.

Соседкам яйца оставляет,

А о птенцах не вспоминает… (кукушка)

Прилетает к нам с теплом,

Пусть проделав длинный путь

Лепит домик под окном из песка и глины… (ласточка)

Песня «Ласточка» Аделина, Данияр

Сценка «Разговор птиц» (старшая группа)

Весна : Есть у меня ещё загадка для вас.

Гнездо свое он в поле вьет

Где тянуться растенья,

Его и песня и полет

Вошли в стихотворенья (жаворонок )

Весна : Молодцы! Всех гонцов весны узнали. А больше всего, крестьянин любил звонкого певца жаворонка , который своими трелями заставлял природу просыпаться от зимнего сна. Послушайте, как передал в своей музыке щебетанье жаворонка композитор Петр Ильич Чайковский.

Звучит в грамзаписи фрагмент одной из пьес П. И. Чайковского – «Песня жаворонка » или «Март. Песня жаворонка »

Авдотья : В каждом доме, 22 марта, когда день становится равен ночи, лепили из теста птичек – жаворонков , пекли их, мазали сладким и душистым мёдом. А у кого не было теста, те лепили из глины, делали жаворонков из бумаги . И мы сегодня тоже с вами жаворонков лепили из солёного теста, и рисовали.

Весна : Пока хозяйки жаворонков пекли , собирался народ и в игры весёлые играли. Шум весенний затеваем, в игру весело играем.

Игра «Воробушки и автомобиль» Младшая группа

Игра «Жаворонок » Средняя группа

Игра «День и ночь» Старшая группа

Игра «Жаворонок » Подготовительная группа

Игра «Жаворонок » Дети встают в круг, считалкой выбирается ведущий. В руках у него колокольчик. Он идёт по кругу, дети говорят слова :

В небе жаворонок пел

Колокольчиком звенел

Порезвился в вышине,

Спрятал песенку в траве.

А кто песенку найдёт

Будет счастлив целый год!

После этих слов ведущий кладёт колокольчик между двумя детьми. Дети должны разбежаться в разные стороны и кто первый возьмёт колокольчик, тот и становится ведущим.

Весна : Попало наше тесто

В горячее место

Попало, не пропало

Жаворонками стало !

Показывает в корзинке жаворонков из теста

Весна : Слышите, ребятишки, жаворонки поют , весну зовут.

Ребёнок подг. гр.

1. На Руси привыкли люди

Отмечать приход весны.

Они весну закликали,

Первых птиц встречали.

Детям птиц давали.

Все : «Жаворонки , прилетите,

Красну весну принесите»

Принесите весну

На своём хвосту,

На сохе, бороне,

На овсяном снопе.

Все : Чувиль – виль - виль, жаворонушки !

Красна весна на двор пришла.

Весна : Хорошо у Вас на празднике , но мне пора уходить, дальше тепло нести. Оставляю Вам жаворонков , чтобы вы вышли на крылечко и покликали их, помощников моих. До свидания!

Публикации по теме:

22 марта на Руси издавна отмечали праздник Жаворонки- день встречи весны. Звался этот день "Сороки". Сорок сороков. Сорок мучеников. Сорок.

«Жаворонки». Вербицкая В. Ю. 22 марта, день весеннего равноденствия. Заканчивается зима прилетают первые птицы - жаворонки, который и.

Цель: Приобщение детей к истокам народной культуры. Задачи: Образовательные задачи: Продолжать приобщать детей к культурным наследиям русского.

Интересно и весело провели праздник 25 марта ребята в детском саду - День Птиц. Это старинный славянский праздник. Считалось, что в этот.

Сценарий народного обрядового праздника

«Жаворонки, прилетите! Весну – красну принесите!»

Цели и задачи:

    Пробудить в детях интерес к русскому фольклору.

    Продолжать приобщать детей к культурному наследию русского народа через заклички, приметы, поговорки и русские народные песни и игры.

    Актуализировать знания детей о птицах.

    Воспитывать любовь к природе, птицам.

    Создавать благоприятный микроклимат и праздничную атмосферу.

    Способствовать радостному эмоциональному объединению всех детей в совместной деятельности при подготовке к празднику и участию в нём.

Место проведения: актовый зал

Оборудование:

Музыкальный центр, ударно – шумовые музыкальные инструменты: трещетки, деревянные ложки, свистульки, колокольчик, костюмы для выступления, рисунки, плакаты, атласные ленты

Участники: обучающиеся 1 – 6 классов.

Предварительная работа: пошив русских народных костюмов, работа по оформлению сцены, изготовление фигурок птиц из теста и бумаги, разучивание стихов, песен, закличек, хороводов, игр.

Ход праздника

Звучит русская народная музыка: вступление к русской народной песне «Летели две птички». Дети входят на празднично украшенную сцену, играя на свистульках. Их встречает ведущий в русском народном костюме.

Ведущий: - Здравствуйте, гости званные! Гости званные да желанные!

Приглашаем вас к нам на праздник. Будем сегодня хороводы водить, песни распевать, Весну закликать, да птиц весенних прославлять!

Сегодня у нас народный обрядовый праздник - праздник встречи Весны. Его издавна проводили у обрядового деревца, которое украшали лентами, бумажными цветами, колокольчиками. Обрядовое дерево носили по селу, чтобы украсить его мог каждый, а потом украшенное дерево приносили туда, где весну закликают. Ну что ж, ребятки, власть зимы закончилась и мы споем песню «Вот и зимушка проходит».

Ведущий: - Ребята, мне кажется, солнышко ярче светить стало. А почему, как вы думаете, солнышко ярко светит?
- Потому что наступила весна!
- Правильно, наступила весна! А по каким признакам вы почувствовали приближение весны? (появились проталинки, сосульки, день длинный, а ночь короткая, солнце ярко светит, снег стал рыхлый, чёрный)
Ведущий: - А какой месяц сейчас идёт? (наступил месяц март).
Ведущий: - Да, ребята, в народе говорят: «Пришел март - капельник и зима заплакала». А ещё в марте из дальних стран начинают прилетать птицы. В старину люди верили, что именно с прилетом птиц наступает весна. Русская пословица говорит: «Как птицы прилетят, так и теплота пойдет!». Первая из прилетающих птиц – полевой жаворонок и эту птичку ждали больше всего, так как его переливчатые трели заставляли природу пробуждаться ото сна. Поэтому и наш праздник называется«Жаворонки».

1ребенок:Благослови, мати, весну закликати,

весну закликати, зиму провожати.

2 ребенок: Пусть зима уходит впрок, весну пустим на порог.

3ребенок: Пускай весна придет скорей, мы так соскучились по ней

4 ребенок: Станет солнышко добрее, а дни - светлее и длиннее.

Ведущий:На Жаворонков в деревнях рано утром хозяйки пекли из теста птичек. Дети бегали по улицам с этими птахами, подбрасывали их вверх, ловили и громко кричали заклички. Давайте, дети, и мы с вами их исполним.

Жаворонушки, уж вы матушки

Весну красную, на сохе, на бороне,

на ржаном калаче!

Жаворонушки, перепелушки,
Прилетите к нам, принесите нам
Весну красную да красно летеце

Жаворонки, ноги тонки

Прилетите к нам, принесите нам
Конфетки на ветке, весну красну

Лето теплое!

Ведущий: Не может весна без солнышка прийти, пора и его звать- закликать.

Девочки: Солнышко, солнышко, красное ведрышко,

Высоко взойди, далеко посвети!

Мальчики: На темные лесочки, на сырые борочки,

На речку, на поля, на синие моря,

На зеленый огород и на весь народ!

Ведущий:А вот и солнышко проснулось, засияло, улыбнулось

Птицы весело поют, весну - красну на крыльях несут!

Давайте встанем в хоровод вокруг нашего деревца

и споем песню «Летели две птички»

Ведущий: Ребята, а еще на праздник люди играли. Вот и мы сейчас

с вами поиграем в русскую народную игру «Солнышко».

Дети: Солнышко вёдрышко,
Выгляни в оконышко.
Там твои детки,
Кушают конфетки

Водящий: Раз, два не воронь,
А беги как огонь.

Ведущий:Ну что ж дети, Солнышко взошло и ярко светит, а мы сейчас весну закликать будем.

Девочки: Весна красна, на чем пришла

На сохе, на бороне

На вертучем колесе.

Мальчики: На кнутику, на хомутику.

Идет кулик, несет ключик

Отворять лето, замыкать зиму

(Входит Весна)

Весна: Я Весна, Весна красная! Пришла к вам с радостью,

С радостью, с благостью, с великой милостью.

Здравствуйте, люди добрые! (кланяется).

А еще принесла вам здоровье: первое - коровье, второе - овечье, третье – человечье.

Ведущий: Весна - красна, чем ты нас одаришь?

Весна:Одарю я вас ключевой водой, шелковой травой, теплым летом, лазоревым цветом.

А еще, я, Весна-красна,
К вам на праздник пришла,
Ветку вербы принесла.

Без вербы не весна.
- Верба гонит лед с реки.
- Если хорошо цветет верба, будет урожай.

(Весна проходит, дотрагиваясь до детей веточкой вербы)

Весна: - Дай, вербочка, детушкам здоровья. Как вербочка растет, так и ты расти, верба красна, бьет не напрасно.

Еще одна из примет весны, это повсюду текущие ручейки, вот и мы сейчас поиграем в русскую народную игру «Ручеек»

народная игра «Ручеек»

Весна:С приходом весны из – за гор, из – за морей прилетают птицы

Вот и со мной пташки прилетели.

Сможете отгадать как их зовут?

1.Черный, проворный, кричит «Крак!» червякам враг. (Грач).

2.Спереди у птички шильце, позади у птички вильце.

Сама птичка мала, а за морем была. (Ласточка).

3. Он прилетает каждый год туда, где домик ждет.

4.Кто в беретке ярко-красной, в черной курточке атласной?

На меня он не глядит, все стучит, стучит, стучит. (Дятел)

5. Гнездо свое он в поле вьет, где тянутся растения.

6. Его и песни, и полет вошли в стихотворение. (Жаворонок)

Весна: Загадки все вы отгадали, молодцы.

А еще, по традиции, каждый человек к обрядовому деревцу должен Разных птиц я люблю,но дороже всех одна пташка малая. Кто она, вы знаете, дети? Скорей мне ответьте!

Дети: Это жаворонок.

Весна:Правильно. А вы знаете почему?

Эта птичка-предвестник весны.

Жаворонки могут подниматься высоко в небо, где, по древним преданиям, живут духи-покровители.

- Эта птица является символом добра и счастья.

Весна: Молодцы. А давайте послушаем песню жаворонка. (В записи: пение жаворонка)

А сейчас мы поиграем в игру, которая так и называется «Жаворонок»

Дети стоят в кругу, ребенок (жаворонок) ходит за кругом с колокольчиком, проговаривая слова:

В небе жаворонок пел, колокольчиком звенел,
Порезвился в тишине, спрятал песенку в траве,
Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год.

Дети закрывают глаза, водящий прячет колокольчик за ребенком, нашедший звонит в колокольчик, затем происходит смена ведущего.

Ведущий: Ребятки, праздник «Жаворонки» отмечают 22 марта, в день весеннего равноденствия. Этот праздник назывался еще и по другому - «Сороки». Но название это не в честь птиц сорок, а в честь сорока мучеников, которые были казнены за веру.

Ребенок: Жаворонки, жавороночки!

Вы скорее летите, тепло принесите.

Нам зима надоела - весь хлеб она поела.

Нет ни хлеба, ни картошки, самовар стоит на окошке.

Ведущий: Самовар на окошке - это непорядок! Самовар должен всегда на столе стоять, да пыхтеть, к чаю приглашать. А вот вам, ребята, и нашим дорогим гостям угощение – птички - жаворонки

С пылу, с жару - для нашего самовара! Угощайтесь – не стесняйтесь!

Сценарий народного праздника в детском саду «СОРОКИ – прилет птиц». Младшая группа

Описание материала: Материал будет интересен воспитателям, родителям
Цель: Расширять кругозор, закреплять знания о птицах.
Задачи:
- Познакомить с доступными возрасту детей народными приметами, познакомить родителей с русским православным обычаем встречи прилета птиц.
- Расширять словарный запас с помощью фольклора.
- Побуждать детей к эмоциональной отзывчивости
Методические приёмы:
Игровой приём, художественное слово, пример воспитателя, хоровое проговаривание слов потешек, указания воспитателя, помощь и поощрение, индивидуальная работа.

Ход праздника:

Действующие лица:
Хозяйка – 1 воспитатель; Солнышко -2 воспитатель.
Хозяйка: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости дорогие!
Если снег повсюду тает
День становится длинней,
Если всё зазеленело
И в полях звенит ручей.
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна.
Хозяйка: Сегодня, мы с вами собрались отметить приход весны и прилёт птиц. С приходом весны всё оживает вокруг: зеленеет трава, светит ярче и теплее солнце, весело звенят ручьи, звонко поют птицы. Домой возвращаются перелётные птицы.
Весна - время прилёта птиц.
Ой, а какая же весна без яркого Солнышка? Ребята, давайте споем песенку про солнышко.
Исполняется песня «Солнышко встань…»
Давайте позовем Солнышко.

Дети, произносят закличку «Солнышко»
Солнышко- вёдрышко,
Выгляни в окошечко,
Солнышко нарядись,
Красное покажись!
Звучит музыка. Входит Солнышко.

Солнышко: Иду! Иду! Весну веду! Здравствуйте мои дорогие! Сколько много здесь гостей собралось! С праздником вас! Сегодня необычный день – день прилета птиц. В народной традиции этот день носит название «Сороки». В этот день, по народному календарю, прилетают из теплых стран 40 птиц и первая из них – жаворонок.
Ну, какой же праздник без «жаворонков»?

Хозяйка: Будем весну встречать,
Жаворонков завлекать!

Дети произносят закличку «Жаворонок»:
Жаворонок, жаворонок!
На тебе зиму, а нам лето!
На тебе сани, а нам телегу!

Солнышко: Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня.
Теплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня.
Хозяйка: Солнце, землю нагревая,
Гонит с нашей горки лед.
Тает баба снеговая
И ручьями слезы льет.
А давайте песню весеннюю споём!
Исп. песня «Звонко капает капель…»

Солнышко: А у меня есть интересная игра «Птицы летают и клюют зёрнышки».

Солнышко:
А теперь послушайте, звуки лесных птиц.
Прослушивание магнитофонной записи «Звуки леса».

Хозяйка: А теперь для наших птиц давайте позовём попутные ветры.

Дети выполняют упражнение «Ветер» , произнося слова,
выполняют соответствующие движения.
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше. Вытягивают вперед руки, машут ладонями.
Наклоны вправо, влево.
Приседают, руки вперед.
Встают на носки, поднимая руки.
Солнышко: А теперь пришло время проверить ваше внимание. Я буду читать стихотворение , а вы постарайтесь хлопнуть в ладоши тогда, когда услышите слово, обозначающее не птицу (играют родители и дети).
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.
Прилетели птицы:
Голуби, куницы.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Совы и ватрушки.

Хозяйка: А теперь приглашаю всех на угощенье.
Солнышко: Наш праздник подошёл к концу. Молодцы и ребята, и родители. За ваше старание примите от меня солнышки.
Праздник заканчивается общим танцем