Праздник прощание с азбукой в 1. Праздник «Прощание с Азбукой». Сценарий. С детства дружбой дорожить

Учитель начальных классов Лисовая Н.С. Михайловская ош

Цели праздника:

    мотивировать интерес к учению, формировать устойчивый интерес к чтению;

    развивать интерес и любовь детей к чтению книг;

    воспитывать бережное, уважительное отношение к книге;

    способствовать сотрудничеству с родителями по выработке у детей стремления к более тесному общению с книгой.

Оборудование : празднично украшенный зал, шарами, плакатами, вырезанными буквами. Аудиозаписи, видеозаписи. Костюмы для детей.

Ученик 1:

Мы сегодня очень рады
Всех приветствовать гостей.
Всех знакомых, незнакомых,
И серьёзных, и весёлых.
Первый класс, первый класс
Пригласил на праздник вас.

Ученик 2:

Знают взрослые и дети
И шахтер и водолаз,
Что трудней всего на свете
Самый первый школьный класс.

Ученик 3:

Первый класс – это первый задорный звонок.
Первый класс – это первый серьёзный урок.
Первый класс – это первая в жизни оценка,
Это шумная, радостная переменка.

Ученик 4:

Знает каждая девчонка и каждый мальчишка:
Первый класс – это первая школьная книжка.
Учились по этой книге всегда,
А книга эта – Азбука.

Ученик 5:

Она научила буквам нас,
И письму, и чтению,
Дружбе крепкой и труду,
А еще терпению.

Ученик 6:

Нас сегодня не узнать:
Стали бойко мы читать,
Очень грамотными стали,
Поумнели, возмужали
И теперь без передышки
Мы прочтем любые книжки.

Вбегает Буратино.

Буратино: Привет ребята! Узнал, что у вас сегодня праздник “Прощание с Азбукой”, а я так люблю праздники! И вот я здесь. Но неужели вы так быстро научились читать и писать?

Дети: научились!

Буратино: Ой, какие вы молодцы! А меня, помните, Мальвина учила читать, но я не был прилежным учеником и сейчас читаю плохо. Ладно, теперь я честно обещаю вам, что буду стараться и скоро научусь читать, как вы. Знаете что, давайте пригласим на праздник Мальвину.

Дети соглашаются. (Буратино выбегает за дверь и возвращается, ведя за собой Мальвину)

Мальвина: Здравствуйте, ребята! Буратино сказал, что вы уже хорошо научились читать. Это правда? Наверное, у вас была волшебная книга? Как она называется?

Дети: Азбука!

Мальвина : А знаете ли вы, что в сказках случаются порой невероятные вещи? Так вот, сейчас и произойдет чудо.

(Хлопает в ладоши) Раз, два, три.

Выходит Азбука.

Азбука:

Я – Азбука. Учу читать.
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо
И сможешь ты тогда
Любую книгу прочитать
Без всякого труда.
А в книгах этих есть про все:
Про реки и моря,
И круглая Земля.
Про космонавтов,
Что выше всех летали много раз,
Про дождь, и молнии, и гром,

Про свет тепло и газ.

Азбука: А вы знаете, почему меня так называют? Хотите узнать?

Раньше букву А называли Аз, Б – Буки, В – Веди. Так и получись мое название от двух первых букв алфавита Аз и Буки – Азбука.

Мальвина: Садись, дорогая Азбука. Сегодня ты – самый желанный гость на нашем празднике.

Азбука: Расскажите мне, ребята, чему вы научились, что нового узнали? Буквы-то знаете хорошо?

Дети: Да!

Дети поют частушки

Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про своих успехи.

Припев:

Елочки-сосёночки
Колкие, зеленые,
Все ребята – первоклашки
В Азбуку влюбленные!

Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид,
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит!

Припев:

Разбудите меня ночью,
В самой серединочке,
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки.

Припев:

Буквы гласные мы любим
И все больше с каждым днем.
Мы не просто их читаем –
Эти буквы мы поем!

Припев:

Ах, ты бабушка, моя,
Снова не согласна!
Ты запомни навсегда,
Есть лишь десять гласных.

Припев:

Тыщу слов в минуту нынче,
Как машинка я строчу.
Я люблю вашу книжку
Одним махом “проглочу”!

Припев:

С Азбукой кто не в ладу,
С тем я дружбу не веду.
У меня характер круг –
Уважаю с детства труд!

Припев:

Почему малышей
Мокрые реснички?
Потому что в Азбуке
Кончились странички.

Припев:

Мы простимся с Азбукой,
И рукой помашем,
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем!

Мальвина:

Буквы – значки, как бойцы на парад,
В четком порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит.
А называется все – алфавит!

Ученики читают стихи из азбуки

А: Аист с нами прожил лето,
А зимой гостил он где-то.

Б: Бегемот разинут рот,
Булки просит бегемот.

В: Воробей просил ворону
Вызвать волка к телефону.

Г: Гриб растёт среди дорожки -
Голова на тонкой ножке.

Д: Дятел жил в дупле пустом.
Дуб долбил, как долотом.

Е и Ё: Ель на ежика похожа:
Ёж в иголках, ёлка тоже.

Ж: Жук упал и встать не может.
Ждет он, кто ему поможет.

З: Звезды видели мы днем
За рекою, за Кремлем.

И: Иней лег на ветки ели,
Иглы за ночь побелели.

К: Кот ловил мышей и крыс,
Кролик лист капустный грыз.

Л: Лодки по морю плывут,
Люди веслами гребут.

М: Мед в лесу медведь нашел-
Мало меду, много пчел.

Н: Носорог бодает рогом,
Не шутите с носорогом!

О: Ослик был сегодня зол-
Он узнал, что он осел.

П: Панцирь носит черепаха,
Прячет голову от страха.

Р: Роет землю серый крот,
Разоряет огород.

С: Спит спокойно старый слон –
Стоя спать умеет он.

Т: Таракан живет за печкой –
То-то теплое местечко.

У: Ученик учил уроки –
У него в чернилах щеки.

Ф: Флот плывет к родной земле.
Флаг на каждом корабле.

Х: Ходит по лесу хорек –
Хищный маленький зверек.

Ц: Цапля важная, носатая,
Целый день стоит, как статуя.

Ч: Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.

Ш: Школьник, школьник, ты – силач:
Шар земной несешь, как мяч.

Щ: Щеткой чищу я щенка.
Щекочу ему бока.

Э: Эта кнопка и шнурок –
Электрический звонок.

Ю: Юнга - будущий матрос-
Южных рыбок нам принес.

Я: Ягод нет кислее клюквы!
Я на память знаю буквы!

Мальвина: Ребята, а про какие буквы мы с вами не вспомнили? (Ъ) (Ь) (Ы).

Чтобы они на нас не обижались, давайте расскажем о них стихи.

Ъ: Знак я очень твердый, оттого и гордый.
Буквы в слове разделяю,
Только жал, меня теряют!

Ь: Я – мягкий знак. Меня найдешь
И в слове “льёшь” и в слове “дождь”!

Ы: Вот топор. Полено рядом.
Получилось то, что надо.
Получилась буква Ы –
Все мы знать её должны!

Мальвина: Ребята, сейчас мы проверим как хорошо вы изучили буквы алфавита.

Отгадайте буквы по их описанию.

Дети читают стихи

1. Вот два столбика наискосок,
А между ними поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква….

2. Эта буква так кругла –
Укатиться бы могла….

3. Вы посмотрите:
Кто такой, загородив дорогу,
Стоит с протянутой рукой,
Согнув, баранкой ногу?

4. На эту букву посмотри,
Она совсем как цифра три….

5 .Ты с этой буквой знаком:
Стоят два колышка рядком,
А между ними поясок,
Протянутый наискосок…

Физминутка.

Мальвина: А сейчас давайте поиграем. Я буду называть разные слова. Если слово начинается с гласного звука, то вы поднимаете руки вверх, если услышите согласный – присядете. Готовы?

Утюг, апельсин, лошадь, игра, доска, стол, окно, карандаш, доска, яма (ловушка), книга, школа, ослик, жук, эхо.

Мальвина: Продолжаем наш разговор о звуках и буквах. Вы знаете, какая история однажды произошла с буквами?

Сценка “Азбука”

Всем известно:
Буква Я в Азбуке последняя.
А известно ли кому,
Отчего и почему?

Ну так слушайте рассказ.
Жили в Азбуке у нас буквы.
Жили, не тужили,
Потому, что все дружили.
Только раз все дело встало
Из-за страшного скандала:
Буква Я в строку не встала,
Взбунтовалась буква Я!

Буква Я:

Я, - сказала буква Я, -
Главная заглавная!
Я хочу, чтобы по всюду
Впереди стояла Я!
Не хочу стоять в ряду,
Быть желаю на виду!

Буквы: Встань на место!

Буква Я:

Не пойду!
Я ведь вам не просто буква,
Я – местоимение.
Вы в сравнении со мною -
Недоразумение! Недоразумение –

Не более, не менее!

Буква Ф: Фу-ты, ну-ты!

Буква С: “Срам!”

Все кричат.

Буквы: Воображала!

Буква П : “Попробуй потолкуй с такой особой!”

Буква Я:

Не хочу водиться с вами!
Буду делать все сама!
Хватит у меня ума!

Буквы тут переглянулись,
Все буквально улыбнулись,
И ответил дружный хор:

Буквы: Хорошо, идем на спор!

Буква А :

Если сможешь в одиночку
Написать хотя бы строчку, -
Правда, стало быть, твоя!

Буква Я:

Чтобы Я да не сумела,
Я ж не кто-нибудь, а Я!

Буква Я взялась за дело:
Целый час она пыхтела,
И кряхтела и потела…
Написать она сумела только
ЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯ!

Буква Х: Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!

Буква О: О от смеха покатилась!

Буква А: А за голову схватилась!

Буква Б: Б схватилась за живот…

Буква Я сперва крепилась,
А потом – как заревет!

Буква Я:

Я, ребята, виновата!
Признаю свою вину!
Я согласна встать, ребята,
Даже после буквы Ю!

Буква А : Если хочет, пусть стоит
Дело ведь совсем не в месте,
Дело в том, что все мы вместе!

Буквы: Чтобы все от А до Я –
Жили как одна семья!

Азбука: Спасибо вам, ребята! Чудесную сказку показали. Автор этой сказки – Борис Заходер. Мы будем встречаться с его произведениями на страницах детских книг. А знаете ли вы, когда бала напечатана первая азбука на Руси? В 1574 году. В этом году “Азбуке” исполняется 435 года.

Ведущий: Я предлагаю поиграть с буквами. На доске вы видите слово “первоклассник”. Какие другие слова можно составить из букв этого слова? Подумайте вместе с мамами. У кого получится самой длинное слово? (Киви, класс, кассир, окна, перо, кино, пикник, воск, квас, пони)

(Раздается стук в дверь)

Мальвина: Ребята, кто то к нам пришел в гости!

(Звучит музыка заходит Старуха Шапокляк)

Мальвина: Здравствуй гостья дорогая, приходи скорей сюда!

Шапокляк : Да, первый класс - это первый шаг во взрослую жизнь, шаг этот трудный, потому что “Нынче в школе первый класс, вроде института”.

Шапокляк: Попробуйте угадать героя сказки.

1. Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,

Это Доктор …

2. Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила
Девочка имя забыла свое,
Вы подскажите, как звали ее?

3. Всех он любит неизменно
Кто к нему не приходил
Догадались это Гена,
Это Гена …

4. У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный.
Он имел предлинный нос.
Что за сказка? Вот вопрос?

Шапокляк: Какие вы молодцы, ребята! Все загадки отгадали! А сейчас мне пора, побегу к другим ребятам! До свидания, ребята!

(Шапокляк уходит)

Азбука: Молодцы! А теперь выходите буквы: А, Я, О, В, С, Н, К.

Попробуйте встать в таком порядке, чтобы образовалось слово. (Овсянка)

Сценка “Овсянка”

А у меня дома овсянка!

Подумаешь, у меня дома тоже овсянка!

Как я люблю овсянку!

И я люблю!

Она жёлтая, красивая такая!

И вкусная. Особенно с молоком!

Как это- вкусная?

Да так! А ещё хороша, с маслом и сахаром!

Да ты про что говоришь?

Как это – про что? Про овсянку! А ты про что?

И я про овсянку!

Ты про какую овсянку?

Про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

Каша песни пела?

Какая каша? Не каша, а птица!

Птица овсянка, что ли? Не слахал про такую.

Идем ко мне – мою овсянку слушать!

Идем! А потом ко мне – мою овсянку кушать!

Учитель: Я думаю, вы поняли секрет этого диалога? С какими многозначными словами мы встречались на страницах Азбуки? (Коса, ручка, ножка, замок)

Мальвина: Азбука, ребята отгадали все загадки. А теперь твоя очередь отгадай, какую сказку покажут вам дети.

Ребята показывают сказку “Репка”

Азбука: Хорошо нам понравилось ваше выступление. Но пора спешить к другим ребятам, которые не научились читать.

Буратино : Подождите, Азбука! А как же ребята? Что же у них не будет книги для чтения?

Азбука: А это мой сюрприз. Я привела к вам старшую сестру – Книгу для чтения.

Звучит музыка. Выходит книга Литературное чтение.

Книга Литературное чтение: Здравствуйте, ребята. Я – Книга для чтения. Надеюсь мы подружимся.

Но и Азбуку не забывайте. Ведь это первая ваша книга, по ней вы научились читать.

Ты эти буквы заучи.
Их три десятка с лишком.
А для тебя они – ключи
Ко всем хорошим книжкам.
Прочтёшь ты книги о зверях,
Растеньях и машинах.
Ты побываешь на морях
И на седых вершинах.
Тебе чудесные края
Откроет путь от “А” до “Я”!

Мальвина: И сегодня мы прощаемся с Азбукой, как с добрым, умным другом, который помог нам многое узнать.

Азбука: Закончена Азбука.
Буквы мы знаем.
Стихи и рассказы
Свободно читаем.

Добру нас учила
Русская речь.
И мы её будем

Любить и беречь!

Стихи:

1. Буквы, слоги и загадки
В доброй Азбуке живут.
По ступенькам постепенно

В царство сказок нас ведут.

2. Мы теперь читаем сами,
Знаем слоги и слова.
Скажем Азбуке спасибо –

Расставаться нам пора!

3. Мы хотим сказать тебе спасибо,
Мы тебя за все благодарим!
Говорим тебе мы – до свиданья!
Здравствуй! – новой книге говорим.

Азбука уходит

4. Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать.
Не надо бабушку трясти:
“Прочти, пожалуйста! Прочти!”
Не надо умолять сестрицу:
“Ну, прочитай ещё страницу!”
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и прочитать!
И вот за это я благодарю
Первую нашу книгу – Азбуку!

Дети исполняют песню “Азбука!”

Мальвина:

Всем мы сегодня говорим
“Спасибо” Азбуке.
От Азбуки на память вам
Подарки подарю.

Звучит музыка. Мальвина и Буратино вручают подарки

Замысел: на праздник приходят гости из леса - Лисенок и Зайчонок. Первоклассники рассказывают гостям о том, как они учились грамоте и почему так важно уметь читать. Добрый Волшебник присылает юным читателям лотерейный билет, предлагая заполнить его окошки номерами художественной самодеятельности, конкурсами, играми. Выполнив задание Доброго Волшебника, первоклассники получают от него подарки - книги.

Ход праздника

Ведущий . Сегодня у первоклассников праздник. Они научились читать и теперь прощаются с азбукой.

Звучит песня «Как сегодня радуются дети» (на мотив песни «Ничего на свете лучше нету» из м/ф «Бременские музыканты»),

Как сегодня радуются дети -

Стало больше грамотных на свете!

Скажем азбуке мы: «До свиданья!»

И рукой помашем на прощанье.

Трудно было нам с тобой вначале -

Мы полгода буквы изучали!

Но теперь нам совершенно ясно,

Что старанья были не напрасны!

Ничего на свете лучше нету,

Чем прочесть журнал или газету.

Двадцать первого столетья дети,

Мы освоим сайты в Интернете!

В зал заглядывают Лисенок и Зайчонок.

Лисенок. Посмотри, Ушастик, как здесь весело!

Зайчонок. А давай попросим разрешения войти.

Ведущий . Ребята, кажется, к нам явились гости из леса!

Лисенок и Зайчонок (не решаясь войти). Здравствуйте! Меня зовут Рыжик. А меня - Ушастик.

Ведущий . Здравствуйте!

Лисенок и Зайчонок. Извините, мы без приглашения Проходили мимо и услышали музыку.

Ведущий . Добро пожаловать. Рыжик! Добро пожаловать Ушастик! Мы всегда рады гостям. Занимайте места в зале.

Лисенок . А можно вот здесь присесть, на краешке сцены?

Ведущий . Чувствуйте себя как дома.

Зайчонок . Спасибо, здесь удобней. (Усаживаются.)

Лисенок . Скажите, пожалуйста, а зачем нужно уметь читать?

Лисенок. Зато мы знаем и умеем многое другое, например, как по следу добычу найти...

Зайчонок. Как под кустом ночлег организовать...

Лисенок . Как из-под снега мышку достать...

Зайчонок . Как на пне вместо барабана сыграть...

Лисенок. Как в норе жилище устроить.

Ведущий . Вам, лесным жителям, это, пожалуй, и не нужно. А если бы вы жили среди людей, то с вами могла бы приключиться примерно такая история, какая случилась с котенком Яшей, который не умел читать.

Инсценированный рассказ по произведению Л. Каминского «Про котенка, который не умел читать».

Ведущий. Жил-был котенок Яша. Он был хоть и маленьким, но очень сообразительным. Он даже умел считать до десяти. Единственное, чего он не умел, так это читать.

Однажды кошка Мурка, Яшина мама, сказала котенку...

Мурка . Пора тебе, Яша, научиться читать.

Яша . Успею еще!

Мурка. Нечего лениться. Вот прямо сейчас и начнем. Садись, я буду показывать тебе буквы.

Яша неохотно садится.

Мурка. Начнем с самой простой буквы - «О». (Показывает букву «О».)

Яша . Какой-то кружок...

Мурка . Да, похоже на кружок. Эта буква называется «О». Повтори!

Яша . Эта буква называется «О». А в каких словах есть эта буква?

Мурка . Во многих. Например, в словах «кот» и «кошка». (Показывает карточки с написанными на них словами.)

Яша . А в слове «котенок»?

Мурка . А в слове «котенок» даже две буквы «О». Вот смотри. (Показывает карточку со словом.)

Яша . Вижу, вижу! Два кружка! А три? Три буквы «О» бывает в словах?

Мурка. Конечно. Есть такое хорошее слово - «молоко». (Показывает карточку.)

Яша . Правда! Целых три кружочка! А в слове «мороженое» есть эта буква?

Мурка. Есть. И тоже три. Вот смотри. (Показывает карточку.)

Яша . Хорошее слово! А в двух мороженых, значит, шесть букв «О». А в трех...

Мурка . Не говори ерунды! И вообще, у нас сейчас не арифметика! На сегодня все. Иди гулять!

Ведущий . Котенок Яша выскочил на улицу. Он гулял и думал про букву «О».

Яша. Какая хорошая буква! И бывает в самых хороших словах! И самых вкусных!

Ведущий. И тут котенок увидел забор.

Яша подходит к ширме, на которой висит табличка с надписью: «Осторожно! Злая собака!».

Яша . Какая красивая табличка! И на ней три слова написано. А в первом слове целых... раз, два, три, четыре... Ого! Целых четыре буквы «О»! Вот это да! Наверное, здесь что-то очень вкусное или приятное!

Котенок заглядывает за ширму. Оттуда слышится оглушительный лай. Яша выскакивает из-за ширмы, срывает табличку и бежит к маме.

Мурка (увидев взволнованного Яшу). Что с тобой? Почему ты такой взъерошенный и весь дрожишь? Что случилось?

Яша . Мама, я гулял, увидел забор, на заборе висела красивая табличка (передает табличку маме), на ней написано три слова, а в первом слове целых четыре буквы «О»! Я подумал, что там должно быть что-то очень вкусное или приятное.

Мурка. Так! Мне все понятно! Вот что происходит, когда не умеешь читать! Знаешь, что написано на этой табличке? «Осторожно! Злая собака!».

Яша . Да, там правильно написано, собака действительно злая... Знаешь что, мама, давай учить остальные буквы!

Ведущий . (обращаясь к Лисенку и Зайчонку). Теперь понятно, как важно знать буквы и уметь читать?

Лисенок . Теперь понятно...

Зайчонок . А это трудно - научиться читать?

Ведущий . Давайте спросим у ребят.

На сцену выходят дети.

Дети . Рыжик и Ушастик, вы знаете, сколько букв в русской азбуке?

Лисенок и 3айчонок . Нет.

Дети. Тридцать три! А звуков еще больше! Среди них есть

гласные и согласные,

твердые и мягкие,

звонкие и глухие,

парные и непарные,

шипящие и свистящие...

И на изучение каждой буквы требовалось несколько уроков!

Лисенок . Ух ты!

Зайчонок. Ребята, а вы можете познакомить нас хотя бы с одной буквой?

Дети. Пожалуйста. Вот, например, буква «П» (ученик показывает букву).

Ведущий. Предлагаем вашему вниманию инсценированный рассказ в картинках «Игра в слова» про Петю и папу. (По рассказу Л. Каминского.)

Два мальчика выходят на сцену, садятся на стулья. В руках у них картинки и карандаши.

Петя. Папа, нарисуй мне что-нибудь.

Папа . Нет, мы будем рисовать по очереди и одновременно играть в слова.

Петя. Как это?

Папа . А вот как. Мы будем придумывать слова на какую-нибудь букву и изображать эти слова рисунками. Возьмем, например, букву «П». Я начинаю. (Рисует портфель, показывает.)

Петя. Понятно. А я нарисую... (рисует паровоз).

Папа. Молодец! Паровоз как настоящий! А я придумал вот что... (рисует и показывает ремень).

Петя. А ремень нельзя! Он же не на букву «П»!

Папа . А это не ремень, а пояс!

Петя. Здорово ты придумал! Тогда я нарисую... (рисует и показывает кошку).

Папа . А кошку нельзя, она же не на букву «П»!

Петя. А это не просто кошка, а Пушок!

Папа. Ах ты, хитрец! Хорошо. Я нарисую... (рисует и показывает портрет).

Петя. Кто это?

Папа . Это никто. Это просто портрет.

Петя . Здорово. А я нарисую... (рисует и показывает дядю).

Папа . А это кто?

Петя . Это никто. Это просто прохожий.

Папа. Молодец! А я нарисую попугая. (рисует и показывает.)

Петя . Здорово! А я нарисую пингвина. (Рисует и показывает.)

Папа . Посмотри. (Показывает изображенного на рисунке мальчика.)

Петя. Это кто? Если мальчик, то не считается.

Папа . Ты что, не узнал? Ведь это же Петя, то есть ты!

Петя . Теперь узнал! А я нарисую... (рисует и показывает дядю.)

Папа . Это кто? Если дядя, то не считается!

Петя . Ты что, не узнал? Это же папа, то есть ты!

Папа . Теперь узнал. А я вот что придумал. (Рисует и показывает женщину.) Это наша мама. Я ее нарисовал, потому что она педагог и преподает пение.

Петя. Здорово! А я вот что придумал! (Рисует и показывает календарь.)

Папа . Календарь? Почему?

Папа . Правильно. И в этот день мы преподнесем ей... (рисует подарок и цветы).

Петя . Подарок - это понятно. А цветы? Они же не на букву «II».

Папа . Ну и что? Все равно маме будет приятно!

Уходят со сцены.

Звук согласный дружит с гласным.

Образуют слог они.

Слог лежит в основе слова,

Он строителю сродни.

Если встанут слог за слогом,

То получатся слова.

Прочитаем: ПА-ПА, МА-МА,

ЛУ-ЖА, ДЕ-РЕ-ВО, ТРА-ВА.

Очень скоро, очень скоро

К нам заявится ВЕС-НА.

На горе растет большая

Непременно по слогам,

И теперь любое слово

Без проблем доступно нам.

Сказать хотим: спасибо, слог!

Ты каждому из нас помог!

Звучит песня па слова Э. Успенского «Что за ЛИ? Что за МОН?»

Что за ЛИ? Что за МОН?

В звуках нету смысла,

Никакого смысла.

А как скажут «ЛИМОН»,

Сразу станет кисло-кисло-кисло.

Что за КИ? Что за НО?

Людям неизвестно.

Вовсе неизвестно.

А как скажут «КИНО»,

Сразу интересно, интересно!

Что за ХАЛ? Что за ВА?

Вот еще одна загадка,

Новая загадка.

А как скажут «ХАЛВА»,

Сразу станет сладко-сладко-сладко!

Лисенок. Какие вы молодцы, ребята, что освоили такое грудное дело - умение читать.

Зайчонок . Скажите, пожалуйста, а что значит слово «азбука»?

Ведущий . Слово «азбука» произошло от первых букв славянского алфавита - «аз» и «буки», которые теперь называются «Л» и «Б». Так что азбука - это то же самое, что алфавит. Еще «Азбукой» называют «Букварь», то есть книг у для обучения чтению.

Давайте попрощаемся с азбукой весело. Я буду называть каждую букву в алфавитном порядке, а вы - имена известных героев книг, мультфильмов, фильмов, начинающиеся с этой буквы.

А - Айболит, Аленушка.

Б - Буратино, Бармалей.

В - Волк, Винни-Пух.

Г - Герда, Гудвин.

Д - Дюймовочка, Дуремар.

Ё - Емеля, Елена Прекрасная.

Е - Ежик в тумане.

Ж - Жар-птица, Жасмин, Железный дровосек.

3 - Золушка, Змей Еорыныч.

И - Иванушка, Иа.

К - Колобок, попугай Кеша.

Л-Леопольд, Лиса Патрикеевна.

М - Матроскин, Мойдодыр.

Н - Незнайка, Ниф-Ниф.

О - Оле-Лукойе.

П - Петрушка, Пилюлькин.

Р - Русалочка.

С - Снегурочка, Снежная королева.

Т -Тотошка, черепаха Тортила.

У - Усатый-полосатый, Умка.

Ф - Федора, Филя, поросенок Фунтик.

X - Хоттабыч, Хрюша.

Ц - Царевна-лягушка.

Ч - Чебурашка, Чиполлино.

Ш - Шарик, Шапокляк.

Щ - Щелкунчик,

Щука. Э - Эльф, Элли.

Ю - Ю-Ю (кошка из рассказа А. Куприна).

Я - Яша-котенок, Ярило, Баба-яга.

Ведущий . Ребята, зачем еще нужно уметь читать?

И даже сумеем с помощью компьютера найти в Интернете ответ на любой вопрос!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку просить:

«Прочти, пожалуйста, прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну, почитай еще страницу!»

Не надо звать,

Важнее нет науки.

Внимательно,

Серьезно.

Хороший мой,

Пока не поздно.

Р. Сеф

Ведущий. А сейчас, ребята, проверим, знаете ли вы писателей и поэтов, а также их произведения. Я прочту несколько с трок из известных детских книг, а ваша задача - назвать произведения и их авторов.

Вместо шапки на ходу

Он надел сковороду.

Вместо валенок перчатки

Натянул себе на пятки.

С. Я. Маршак. Вот какой рассеянный

А я один раз купался в море, - говорит Мишутка, - и на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня цап за голову - и откусила.

Нет, правда!

Почему же ты не умер?

А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошел домой.

Без головы?

Конечно, без головы. Зачем мне голова?

Как же ты шел домой без головы?

Так и шел. Будто без головы ходить нельзя.

Почему же ты теперь с головой? -Другая выросла!

Н. Носов, «Фантазеры»

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей.

А. С. Пушкин. У лукоморья дуб зеленый...

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи, -

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

Н. А. Некрасов. Мороз Красный нос

Гав, гав, гав!

Ты меня зовешь? - спросил котенок.

Нет, я просто лаю. Гав!

А меня так и зовут - Гав.

Здорово! - обрадовался щенок. - Удобное имя. А меня как зовут?

Г. Остер, «Котенок по имени «Гав»

Вдруг откуда-то шакал

На кобыле прискакал:

«Вот вам телеграмма

От гиппопотама!»

«Приезжайте, доктор,

В Африку скорей

И спасите, доктор,

Наших малышей!»

К. И. Чуковский. Айболит

Мы побежали за машиной. Вот она остановилась, и шофер с нашим дворником стали елку выгружать.

Она лежала большая, мохнатая и так вкусно пахла морозом, что мы стояли, как дураки, и улыбались. Потом Аленка взялась за одну веточку и сказала:

Смотрите, а на елке сыски висят.

В. Драгунский, «Заколдованная буква»

Из-за ширмы падает большой картонный лист, к нему прикреплена записка.

Лисенок. Что это такое?

Зайчонок . Кто это кидается? (Бежит за ширму, оттуда кричит.) Никого нет!

Лисенок . Странно...

Ведущий. Смотрите - записка. (Читает.) «Если заполните все семь номеров лотерейного билета, то первоклассники, виновники торжества, получат призы». И подпись: «Добрый Волшебник». Так, значит, это лотерейный билет!

Ребята, поможем первоклассникам получить призы?

«Лотерейный билет» укрепляется на сцене. Он представляет собой прямоугольник, разделенный на 7 «окошек», в каждом «окошке» словом или символом записано задание, выполнив которое, дети заполняют определенное «окошко» «лотерейного билета»: «Игротека», «Танцевальная разминка», «Музыкальная разминка», «Смешинка», «Конкурс», «Забавы», «Загадки». В соответствии с заданиями в «окошках» строится развлекательная часть праздника.

По окончании развлекательной части за ширмой раздается звон колокольчика. Лисенок и Зайчонок бегут туда и выносят сверток, перевязанный ленточкой, в нем - книги для первоклассников. Лисенок и Зайчонок раздают их детям, затем прощаются, благодарят всех и уходят.

Ведущий . Наш праздник заканчивается, но не заканчивается и не закончится никогда праздник встречи с хорошей книгой, нашим верным другом. Любите книги! Читайте книги! Пусть они станут вашими верными друзьями и советчиками!

Приложение

Танцевальная разминка.

Танец «Неваляшки» в исполнении мальчиков. (Сл. 3. Петровой, муз. 3. Левиной.)

Дин-дон, дили-дон,

Что за странный перезвон?

Слышен звон со всех сторон:

Дили-дили, дили-дон.

Припев:

Мы милашки, куклы-неваляшки,

Куклы-неваляшки, яркие рубашки!

Не спим, не сидим

И ложиться не хотим.

Днем и ночью мы стоим,

Очень весело звеним.

Припев.

Ох, раз, еще раз,

Мы поклонимся сейчас.

Начинаем перепляс,

Постараемся для вас.

Припев.

Музыкальная разминка.

«Звериные частушки» (сл. Ю. Энтина).

Дал Медведь поэту в лоб,

И поэт на землю - хлоп!

А пускай не пишет впредь:

«Неуклюжий, как медведь».

Покорили весь народ

Пес, Петух, Осел и Кот.

Им везде открыты двери.

Музыканты - просто звери!

Ёлки-палки, лес густой,

Ходит Ёжик холостой.

Нет печальней участи -

Все из-за колючести.

Валерьянки выпил Кот

И всю ночь будил народ.

Он уселся на суку

И кричал «кукареку!»

Вон корова пролетела

Прямо в теплые края.

Ну а мне какое дело?

Ведь корова не моя!

Ой, Лягушки, не шучу:

Я во Францию лечу.

Знаю от подружек -

Любят там Лягушек!

Факт чудесный налицо -

Учит Курицу Яйцо.

Времена такие -

Яйца-то крутые!

Повстречала я Ужа

И сказала: «Здрасьте-ка!»

Уж в ответ как зашипит.

Нет страшней ужастика!

Под землею Крот-слепец

Строит мышкам глазки...

Тут частушечкам конец

И начало сказки!

Игротека.

Игра «Кто быстрее угадает?» .

Вызываются два человека. Их задача - как можно быстрее угадать, о чем идет речь. Предлагается три попытки.

Он есть не у всех, но все хотели бы его иметь. С ним веселее.

Благодаря ему мы узнаем новости, рассказываем о себе. Особенно любят на нем «висеть» женщины.

Он может быть разного цвета. У него есть диск или кнопки, а еще трубка. Он звонит. (Телефон.)

Она бывает добрая или строгая.

Она много знает. С ней интересно. Её надо слушаться.

Отпуск у нее бывает летом. Она задает домашние задания и ставит отметки. (Учительница.)

Это есть почти у всех людей. Особенно ее любят делать женщины.

Мужской мастер делает ее мужчинам, а женский - женщинам. Некоторые могут сделать ее себе сами.

Когда ее делает мастер маленьким детям первый раз, они обычно плачут. Ее можно делать в парикмахерской. Она имеет разные названия: стрижка, укладка, химическая завивка. (Прическа.)

Это любят дети делать зимой.

У этого предмета три основные детали в форме шара.

У него нос - морковка, в руке находится метла, а на голове - ведро. (Снеговик).

Это мужчина. Он сильный и смелый, ничего не боится.

Про него снято много фильмов. Он - герой.

Этот человек ловит бандитов. Иногда его называют «ментом». (Милиционер.)

Это домашнее животное. Оно является героем многих сказок, загадок, басен.

У него важная походка и задиристый характер.

Его называют будильником. Он будит людей по утрам своим криком. (Петух.)

Это растение. Оно умеет быстро исчезать.

Оно появляется ранней весной. Сначала его цветок желтый, а затем становится белым.

У этого цветка семена - парашютики. (Одуванчик.)

Его едят. Он вкусный. Его готовят по праздникам и будням.

Его берут с собой в школу, чтобы перекусить на перемене.

Кот Матроскин ел его особым способом: колбасой клал на язык. (Бутерброд.)

Этим словом иногда называют человека. Оно обидное. Но человек сам виноват, если его так назвали.

Если ты не хочешь, чтобы тебя так называли, значит, ты должен трудиться, помогать старшим, аккуратно писать в тетради.

Это слово похоже на слово «лентяй». (Лодырь.)

Она случается у всех хотя бы раз в жизни. Я не знаю человека, который бы ее однажды не сделал.

Обычно я ее делаю, когда пишу или читаю. Ее надо исправлять.

Говорят, что на них учатся, а еще говорят, что учиться лучше не на своих, а на чужих. (Ошибка.)

Встреча с ним - всегда радость.

Если тебе грустно, он обязательно тебя рассмешит. У него смешное лицо.

С ним можно встретиться в цирке. (Клоун.)

Они очень красивые. Зимой их не бывает. Они умеют летать.

Они бывают желтые, салатовые, черные... У них много названий.

Их ловят сачком. Они перелетают с цветка на цветок. (Бабочки.)

Смешинка.

«Юмор в коротких штанишках» (по книге К. И. Чуковского «От двух до пяти»). Инсценировка диалогов.

А мой папа храпеть умеет!

А у нас на даче столько пыли!

Я спал, а тут такой крик стоял!

Кто же кричал?

Сколько тебе лет?

Скоро восемь, а пока три!

Разве ты не знаешь, что все люди от обезьян произошли? И я, и твоя мама...

Ты - как хочешь, а моя мама - нет!

Ну вот, Славик, теперь тебе будет весело: мы купили маленькую Наташу.

У, чего! Лучше бы вы телевизор купили!

Мама, из чего делают корку на хлебе?

Из муки.

А как же ее потом на хлеб натягивают?

Как ты спал? Что видел во сне?

Ну да! Разве в такой темноте что-нибудь увидишь!

Конкурс «Угадай кличку кота».

Детям предлагается рисунок кота, с обратной стороны которого написана его кличка. Кто первый догадается, как зовут ко та, тот получает рисунок.

Загадки.

У меня знакомых тьма,

Не могу их счесть сама,

Потому что кто пройдет,

Тот и ручку мне пожмет.

Людям рада я, поверь,

Я - приветливая... (дверь).

Как это скучно -

Сто лет без движенья

В воду глядеть

На свое отраженье.

Свесила ветки с обрыва

Такая грустная... (ива).

Дом на рельсах тут как тут,

Всех умчит он в пять минут.

Ты садись и не зевай -

Отправляется... (трамвай).

Мчусь, как пуля, я вперед,

Лишь поскрипывает лед

Да мелькают огоньки!

Кто несет меня? (Коньки.)

Что за скрип, что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я... (капуста).

Хитрая плутовка -

Рыжая головка.

Пушистый хвост-краса.

Кто это? (Лиса.)

Заставит плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а... (лук).

Быть должны всегда в порядке

Твои школьные... (тетрадки).

Забава. Игра «Чепушинка».

Детям предлагается вытянуть из двух стопок по одной карточке. В одной стопке - карточки с названиями предметов, а во второй - с названиями действий. Ведущий спрашивает игрока: «Что бы ты хотел получить в подарок?» Игрок называет предмет, записанный на первой карточке. Следует вопрос: «Что ты с ним сделаешь?» Игрок называет действие, записанное на второй карточке. За совпадение взаимосвязи предмета и действия игрок получает приз.

Заяц - отправлю в зоопарк.

Памятник - сфотографирую на память.

Будильник - поставлю на видное место.

Брошка - приколю к костюму.

Букет цветов - послужит украшением праздничного стола.

Полотенце - вытру лицо.

Шкатулка - протру пыль и поставлю на место.

Швабра - поставлю в угол.

Картина - повешу на стену как украшение.

Пирог - испеку в духовке.

Капуста - посолю и поставлю в погреб.

Стакан молока - съем на полдник.

ПРАЗДНИК «ПРОЩАНИЕ С АЗБУКОЙ»

(ДЕТИ ПОД МУЗЫКУ ВХОДЯТ В ЗАЛ)
УЧИТЕЛЬ
Дорогие ребята и уважаемые взрослые! Совсем недавно было 1 сентября, и вы впервые переступили порог школы. Ко всем первоклассникам страны пришло 3 миллиона азбук. Каждый мальчик и каждая девочка могут теперь прочитать такие слова: М и р, Р о д и н а, Москва (дети хором читают слова с доски). Все первоклассники закончили читать свою первую школьную книжку –азбуку. Теперь вы умеете читать слова, предложения и короткие рассказы. Сегодня в нашей стране прибавилось 3 миллиона читающих, потому что во всех школах в это время учащиеся закончили читать азбуку. Азбука является путеводной звездой, ступенькой к знаниям. Учёные считают, что до 12 лет мы прочитываем 1/10 книг, прочитанных в течение всей жизни. Насколько больше прочтёте, настолько будете интеллектуальнее развиты. У нас с вами большая радость – мы прощаемся с нашим другом – азбукой. Я поздравляю вас с первой школьной победой. Желаю дальнейших успехов в учёбе!
УЧИТЕЛЬ
Вы в школе полгода уже отучились,
Вы много успели и много узнали.
Писать и считать вы уже научились
И первые книги свои прочитали.
А верным помощником в этом вам стала
Первая главная книжка.
И первые буквы она показала
Девчонкам своим и мальчишкам.
Буквы потом сложились в слова,
Слова в предложенья и фразы.
Огромный и красочный мир тогда
Открылся, ребята, вам сразу.
Вы прочитаете хороших книг немало.
Пускай года пройдут и много-много дней.
Вам Азбука хорошим другом стала,
Мы этот праздник посвящаем ей!

УЧЕНИК
Заходите, проходите!
Путь свободен к празднику.
Приглашаем вместе с нами
Попрощаться с Азбукой!
УЧЕНИК
Если всё у вас в порядке:
Парты, книжки и тетрадки.
Дружба с книгой навсегда,
Приглашаем вас сюда!
УЧЕНИК
Хороша сегодня школа,
Зал горит огнём.
Мы на праздник наш весёлый
Всех друзей зовём.
Заходите, проходите,
Встретимся на празднике.
Приглашаем вместе с нами
Попрощаться с Азбукой!
УЧЕНИК
Над страной весенним утром занялась заря.
В школах праздник, славный праздник-
Праздник чтения!
Первоклассники рядами стройными идут,
Первой книге, мудрой книге
Отдают салют!
УЧИТЕЛЬ
Сегодня мы сможем поблагодарить мудрую книгу Азбуку и показать, чему научились.
Давайте вспомним, а когда вы впервые встретились с Азбукой? Конечно, в свой самый первый школьный день – 1 сентября.
УЧЕНИК
Поступил я осенью
В школу, в первый класс.
Я считаюсь школьником
С первого числа.
УЧЕНИК
Мы помним тот звонок весёлый,
Что прозвенел нам в первый раз,
Когда вошли впервые в школу,
В наш самый лучший первый класс.
УЧЕНИК
Как встретил у дверей учитель.
Наш верный друг на много дней,
И шумная семья большая
Подружек новых и друзей.
УЧЕНИК
Садясь за парту осторожно,
Чтоб новой формы не измять,
Мы «Азбуки» свои раскрыли,
Раскрыли чистую тетрадь.
УЧЕНИКИ ЧИТАЮТ СТИХИ.
1.Букв сначала мы не знали,
Мамы сказки нам читали,
А теперь читаем сами,
Подружились сказки с нами.
И учительница наша начинала с «Азбуки».
И директор наш, ребята, с «Азбукой» ходил когда-то.
Все ходили в первый класс.
Наша очередь сейчас.

2.Мне учиться очень нравится,
Отвечать я не боюсь.
Я могу с задачей справиться,
Потому что не ленюсь.

3.Мы довольны, мы довольны,
Мы ни капли не устали.
Сколько нового узнали!
Как садиться, как вставать,
Как с соседкой не болтать,
Как здороваться, прощаться,
Как с пеналом обращаться.
Как держать в покое руки –
Нет для нас трудней науки!

4.Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз,
И учитель учит нас.
Ель, топор, лопата, руки.
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные –
Гласные, согласные.

5.Гласные тянутся в песенке звонкой
Могут заплакать и закричать.
В тёмном лесу звать и аукать,
И в колыбельных сестрёнку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.

6.А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

7.Мы знаем буквы, знаем слоги,
Умеем говорить, считать.
И постоянно, понемногу
Мы научились все читать.
УЧИТЕЛЬ
Кажется, что совсем недавно Вы встретились с Азбукой, а сейчас вы прочитали её от корки до корки. Давайте ещё раз вспомним, о чём вы читали в этой книге?
(Вдруг вбегают разбойники, хватают Азбуку и уносят её)
УЧИТЕЛЬ
Ой, ой, ой! Кто это? Где наша Азбука? Тут какая-то записка. Что тут написано?
Дети читают:
Мы Азбуку у вас украли,
Её названье разобрали.
Как все буквы соберёте,
Быстро Азбуку найдёте.
Вот вам карта, чтобы знать,
Где же буквы вам искать!
УЧИТЕЛЬ.
Так… Ребята, сколько букв в слове Азбука?
Пять букв имеется, мы их все знаем
И на них надеемся.
Надо буквы все собрать.
Тогда узнаем, где Азбуку искать.
Какая первая буква на карте? А.
Ну что ж, ребята, быстро в путь,
Нужно буквы нам вернуть!
А поедем мы на весёлом поезде-первокласснике!
В поезд можете садиться.
Этот поезд быстро мчится!
(Звучит музыка. Первая остановка.)
(Выходят Атаманша и разбойники.)
АТАМАНША
Я Атаманша!

РАЗБОЙНИКИ.
А мы – разбойники!
(Поют). Пиф-паф! И вы покойники, покойники!
Если правильный ответ нам не дадите, то совет даём вам всем: бегите! Если отгадаете наши загадки, тогда отдадим вам ваши буквы. Загадки читайте сами, мы не умеем.
1. Белый камушек растаял,
На доске следы оставил. (Мел)

2. До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься.
Дал бы кто мне пару ног,
Чтобы сам я бегать мог. (Ранец)

3. Отгадай, что за вещица:
Острый клювик, а не птица.
Этим клювиком она
Сеет, сеет семена
Не на поле, не на грядке,
На листах твоей тетрадки. (Ручка)

4. Я люблю прямоту,
Я сама прямая.
Сделать ровную черту
Всем я помогаю. (Линейка.)

3. Должен он пораньше встать,
Чтоб за партой не зевать,
Чтоб проверить, все ль в порядке,
В ранце ль книжки и тетрадки,
А вопрос такой возник:
Кто же это … (Ученик).

4. Моря и океаны,
Материки и страны –
Все умещается на нем,
На этом шаре голубом. (Глобус)
АТАМАНША. Ну что, молодцы, ребятишки! Вот вам ваши буквы, а мы дальше на разбой! (Отдают две буквы А)
(Под разбойничью песню уходят).
УЧИТЕЛЬ
Ну-ка, ребята, быстрее вставайте,
Поезду мчаться быстрей помогайте!
Следующая станция!
Заяц-Хваста здесь живёт,
В гости нас, ребята, ждёт.
Надкусал (и даже некоторые съел) он буквы эти
И оставил нам в пакете.
Быстро дети помогите,
Буквы вы восстановите!
ДБРОТА Доброта.
КСАРТО Красота.
ШОЛАК. Школа.
Выходит Заяц, отдаёт букву З.
УЧИТЕЛЬ.
Молодцы, ребята! Получили ещё одну букву! Отправляемся дальше!
(Звучит музыка. Появляется Баба-Яга.)

БАБА-ЯГА.
Фу-фу! Чуфырь-чуфырь!!! Русским духом пахнет! Раньше за ним гонялась, а теперь сам в нос лезет!
УЧИТЕЛЬ.
Здравствуйте, бабуля!
БАБА-ЯГА.
Здравствуйте, коли не шутите. Зачем собрались? Дело пытаете, аль от дела лытаете?
УЧИТЕЛЬ
Дело пытаем.
БАБА-ЯГА.
Ну, коль дело, ладно! Терпеть лодырей и бездельников не могу! На питание только и годятся!
УЧИТЕЛЬ.
Мы, бабуля, не лодыри. Мы прочитали свою первую книжку – Азбуку. И сегодня с ней прощаемся. А разбойники с Атаманшей украли буквы из названия Азбуки и раскидали по всему лесу. Нам надо их собрать, название книжки прочитать и праздник продолжать.
БАБА-ЯГА.
Я тоже тут букву нашла. Давайте-ка и моё задание выполните, раз вы не лодыри. Выполните – получите мою букву, а не выполните-… на питание!
Определите на слух, какие слова спрятаны в тех, которые вы услышите.
Первое слово - ХЛЕВ. Второе –МАШИНА, и т.д. СТОЛБ, УТОЧКА, КОСА, МРАК,
ПОЛК, ЩЕЛЬ, УДОЧКА, УКОЛ.
БАБА-ЯГА
УФ! Уморили! Ладно, молодцы, получайте свою букву! (Отдаёт букву Б).
УЧИТЕЛЬ
Вот вам, ребята, послание!
Оно содержит задание.
Вскрывает конверт. Задание:
Составить из данных слов предложения.
КТО МНОГО ЧИТАЕТ, ТОТ МНОГО ЗНАЕТ.
ВСЯКОМУ МИЛА РОДНАЯ СТОРОНА.
Так, вот и буква тут У.
(Гаснет свет. Появляется Кощей.)

КОЩЕЙ.
Я Бессмертный Кощей,
Не люблю я детей!
Так что, смотрите, меня не гневите.
Быстро отвечайте и букву получайте!
Очень сказки я люблю, но за всю свою бессмертную жизнь стал их забывать.

Половину помню, половину нет. Угадайте, какие сказки я знаю.
1. Жёлтая кепочка. (Красная Шапочка).
2. Илья-Царевич и Серый волк. (Иван-Царевич и серый волк)
3. Гадкий цыплёнок. (Гадкий утёнок)
4. Свёколка. (Репка)
5. Снежная принцесса. (Снежная королева)
6. Мальчик и Карлсон. (Малыш и Карлсон)
7. Сказка о рыбаке и акуле. (Сказка о рыбаке и рыбке)
КОЩЕЙ.
Отгадали, вот вам буква К!
УЧИТЕЛЬ
Ребята, все мы буквы отыскали
И слово вместе прочитали! АЗБУКА.
УЧИТЕЛЬ
Давайте, ребята, позовём Азбуку!
ВСЕ: АЗБУКА! Мы ждём тебя!
АЗБУКА
Здравствуйте, дорогие мои ребята-первоклассники!
Тому, кто хочет много знать, кто хочет книги прочитать
Про горы и долины, про водные глубины,
Про реки, звёзды и моря… не обойтись им без меня!

Только в школу вы пришли
Встретилась я с вами.
Дни учёбы потекли,
Стали мы друзьями.
Я учила буквам вас,
И письму, и чтению,
Дружбе крепкой и труду,
А ещё терпению.
Вас сегодня не узнать:
Стали бойко вы читать
Очень грамотными стали
Поумнели, возмужали,
И хочу сказать сейчас,
Рада я, друзья, за вас!
УЧЕНИК
С тобою, Азбука, я в первый раз
Пришел в свой первый светлый класс.
Я эту книгу полюбил,
Я в ней все буквы изучил,
И как мне радостно сказать:
«Умею я теперь читать!»
Как хорошо уметь читать,
Не надо к маме приставать,
Не надо умолять сестрицу:
«Ну почитай ещё страницу!»
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и прочитать!

АЗБУКА
- Все буквы, с которыми вы познакомились на уроках, мои подданные. Сегодня я прощаюсь с вами, и вы отправляетесь в далёкое увлекательное путешествие – в мир книг, в страну Литературию.
(обращается к учителю)
А где же мои помощники – буквы?
УЧИТЕЛЬ
Не волнуйся, дорогая, Азбука. Ты ведь знаешь, что я тоже немного волшебница. Сейчас скажу заветные слова – и весь алфавит появится перед тобой.
Шарма, фарма, туквы, муквы,
Дети, превращайтесь в буквы.
(Дети надевают шапочки с изображением букв алфавита)
УЧИТЕЛЬ
Уважаемая, Азбука! Принимай парад букв.
АЗБУКА
А ну-ка, буквы, стройтесь в ряд!
Я – командир, вы – мой отряд!
Гласные готовы? (Готовы!)
Согласные готовы? (Готовы!)
Буквы, которые не обозначают звуков, готовы? (Готовы!)
(ПЕРЕКЛИЧКА БУКВ)
АЗБУКА
Дорогие мои помощники! Объявляю вам благодарность за хорошую службу, за то, что помогли первоклассникам в овладении чтением.
УЧИТЕЛЬА сейчас пора моим помощникам – буквам превращаться в девочек и мальчиков.
«Шарма, фарма» -я скажу,
Покажу 5 пальчиков,
Буквы превращайтесь снова
В девочек, в мальчиков!
УЧЕНИК
(про букву Р)
В букве «Р» живет Россия,
Реки, рожь, ракетодром,
Руки матери родные
И родительский наш дом,
И рябиновость июля,
И росинки, и рассвет.
Буква «Р» - раненье пулей,
Что у сердца носит дед.
Разбудили утро рельсы.
Распахнулись даль и ширь.
Русый ветер мчит навстречу
По равнине. Ты дыши
Русским воздухом упругим
И ромашкам поклонись!
Начиналась с этой буквы
Наша Родина и жизнь.
УЧЕНИКИ
Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид,
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит!

Разбудите меня ночью,
В самой серединочке,
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки.

Мы все буквы изучили,
Можем мы слова читать
И «спасибо» вот за это
Нужно азбуке сказать!

ВСЕ: СПАСИБО!

АЗБУКА.
Сегодня я вручаю вам на память Дипломы

1.Не печалься, Азбука,
Лучше нету книжки!
Подарю тебя теперь
Младшему братишке!

2.Мы теперь читаем сами,
Знаем слоги и слова.
Скажем Азбуке «спасибо»! –
Расставаться нам пора!
Мы хотим сказать тебе спасибо,
Мы тебя за всё благодарим!
Говорим тебе мы до свиданья!
Здравствуй, новой книге говорим!
До свидания, учебник!
А на следующий год
Ты других читать научишь,
Тех, кто в первый класс придёт.

АЗБУКА
Вот и пришла пора проститься,
И я хочу вам пожелать:
Всегда старательно учиться,
Всегда с охотою трудиться
И Азбуку не забывать!
(Ребята прощаются с Азбукой)

УЧИТЕЛЬ
Ребятам объявляется,
Что поезд отправляется.
Следующая остановка Литературия!

(ВХОДИТ КНИГА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»)

ЧТЕНИЕ
Здравствуйте, ребята! Я вас заждалась! И не я одна. На нашей почте скопилось много телеграмм от литературных героев. Только все они не подписаны. Помогите мне, пожалуйста, разобраться, от героев каких сказок пришли телеграммы на наш праздник и кто автор этих сказок. Поможете?
УЧИТЕЛЬ.
О чем речь! Ребята надежные, что хочешь, отгадают!

ЧТЕНИЕ
(читает телеграммы на слайдах)
1. Шлю привет из замка Людоеда. Если одолею его, то с маркизом Карабасом прибудем на ваш праздник. («Кот в сапогах» Ш. Перро.)
2. Поздравляю с праздником. Приехать не могу, так как по дороге, потеряла туфельку. («Золушка» Ш.Перро.)
3. Нет возможности к вам приехать, я снова осталась у разбитого корыта. (Старуха «Сказка о рыбаке и рыбке» А.Пушкин.)
4. Поздравляю с праздником. Немного задерживаюсь. У меня свадьба. Комар–победитель сделал мне предложение. («Муха-цокотуха», К.Чуковский.)
5. Я круглый и румяный, я ловкий и упрямый, в лесу я задержался, с лисою разбирался. («Колобок» русская народная сказка)

ЧТЕНИЕ
Да, хорошие у вас ребята! Эти меня быстро прочтут.
А я с удовольствием принимаю эстафету от Азбуки и вручаю вам книги «Литературное чтение»

УЧИТЕЛЬ.
Ребята, сегодня у нас на празднике присутствует библиотекарь школы. Я предоставляю ей слово.

БИБЛИОТЕКАРЬ
Ребята! Я с интересом наблюдала за вами на этом празднике и увидела, как вы повзрослели и поумнели. Глядя на вас, я поняла, что вы любите читать книги, потому что отвечали на сложные литературные вопросы. Главное, что вы подружились, а дружба и знание книг помогли вам в этом. Я с большим удовольствием приглашаю вас записаться в библиотеку, чтобы продолжить ваше путешествие по стране Литературии. Сегодня я торжественно вручаю вам удостоверения читателей нашей библиотеки.
(Вручает удостоверения).

УЧИТЕЛЬ
Слово предоставляется директору школы.

УЧИТЕЛЬ
Слово предоставляется родителям.

УЧИТЕЛЬ
Вот настал момент прощанья,
Праздник Азбуки прошел.
Говорим мы: «До свиданья!»,
И до новых встреч, друзья!


Праздник в 1 классе« Прощание с Азбукой»

Цель: воспитывать положительный настрой к учебному процессу; воспитывать любовь к чтению.

Учитель : Дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня у нас необычный урок. Урок, на котором мы прощаемся с первой вашей книгой – Азбукой. Давайте вспомним, как всё начиналось.

1. В день осенний, в день чудесный

В класс несмело мы вошли

" Азбуку» – учебник первый

На столах своих нашли.

Вот проходит день за днём,

Изучаем «Азбуку» .

2. Вдоль картинок мы шагали,

По ступенькам-строчкам шли.

Ах, как много мы узнали,

Ах, как много мы прочли!

3. Ель, топор, лопата, руки –

В каждом слове слышим звуки.

Звуки эти разные –

Гласные, согласные.

4. Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

В тёмном лесу звать и аукать,

И в колыбельке Алёнку баюкать,

Но не желают свистеть и ворчать

5. А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть.

Даже фыркать и скрипеть,

Но не хочется им петь.

7 Мы знаем буквы, знаем слоги

8.И в десять лет и в шесть, и в пять

Всё вызывает интерес:

Далёкий космос, ближний лес,

Цветы, машины, птицы, пляски.

Все прочитаем в жизни сказки.

9.Среди ярких толстых книжек

Неприметна и скромна,

Научила нас она

10. Мы прочтём хороших книг немало,

Пускай года пройдут и много-много дней,

Нам Азбука хорошим другом стала,

Мы этот праздник посвящаем ей!

Азбука: Здравствуйте, мои юные друзья! Узнали меня?

Меня никак нельзя не знать

Меня изучишь хорошо –

И сможешь ты тогда

Без всякого труда.

Учитель Дорогая, Азбука! Мы рады тебя приветствовать на нашем празднике. Мы можем показать, чему научились за эти полгода. Будь нашей гостьей!

Азбука : Сегодня я пришла к вам, чтобы посмотреть, хорошо ли вы меня изучили, много ли вы нового узнали. Угадайте, о каких буквах идёт речь в этих загадках.

  1. Вот два столба наискосок,
    А между ними – поясок.
    Ты эту букву знаешь? А?
    Перед тобою буква … (А)
  1. Чтобы «О» не укатилось,
    Крепко к столбику прибью.
    Ой, смотри-ка, что случилось:
    Получилась буква …(Ю)

3.Эта буква широка
И похожа на жука.
Да при этом, точно жук,
Издаёт жужжащий звук. (Ж)

4.Вы посмотрите – кто такой,
Загородив дорогу,
Стоит с протянутой рукой,
Согнув баранкой ногу? (Б)

Азбука . Молодцы! А теперь задание посложнее Игра «Отгадай-ка».

Кто шагает с сумкой книг утром в школу? (ученик)

Очень скоро встретит вас ваш весёлый, звонкий (класс)

В коридоре топот ног, то зовёт всех в класс (звонок)

То, какой ты ученик, всем расскажет твой (дневник)

Быть должны всегда в порядке твои школьные (тетрадки)

Кто карандаш свой потерял, тот кто забыл, что есть (пенал)

Я сижу, едва не плача: очень трудная (задача)

Коль вертеться будешь много, знай – накажут очень (строго)

Долгожданный дан звонок, это кончился (урок)

Веселятся Коля, Лена – это значит (перемена)

Дети под музыку показывают перемену

Вышло слово погулять, стало буквы подбирать (маршируют на месте)

Появились гласные – радостные, разные (прыжки на месте)

А согласных целый взвод уже по воздуху плывёт ( круговые движения руками)

Мягкий знак и твёрдый знак (« ленивая» ходьба на месте)

Слово машет головой: « Прочитай меня, герой!» (наклоны головы из стороны в сторону).

Сценка « Кто сказал, что мы подрались?».(два ученика)

1.Кто, сказал, что мы подрались?

2.Мы не дрались, а боролись.

1.Правда, мы чуть-чуть кусались.

2.И щипались, и кололись.

1.Правда, мы друг друга мяли.

2.И бадались, и лягались.

1.Нас,конечно,. разнимали.

2.Мы,конечно, упирались.

1.Кто сказал, что это драка?

2.Правда, он мне руку стиснул.

1.Правда,я чуть-чуть заплакал.

2.Правда,я немножко взвизгнул.

1.И расстались мы, поссорясь.

2.Но сначала мы боролись.

1 Драка после получилась.

: Учитель Что же делают ученики на переменах?

Учитель Ребята, кажется, кто-то стучится! Кто это?

Ребята к нам в гости пришёл Петрушка. Поздороваемся с ним!

Дети Здравствуй Петрушка!

Учитель Поздоровайся и ты, Петрушка! Видишь, публика!

Петрушка Не вижу я никакого бублика!

Учитель Да. Не бублика, а поздоровайся с публикой!

Петрушка А, ну так бы сразу и сказали. Здравствуйте, здравствуйте, дорогие зрители. А подраться со мной не хотите ли?

Учитель Ну как тебе, Петрушка не стыдно безобразничать. Ты у ребят на празднике, а ведёшь себя так некрасиво. У нас ведь никто не дерётся.

Петрушка Ребята, извините меня, пожалуйста! А какой у вас праздник!

Учитель и дети Прощание с азбукой

Петрушка А можно я тоже буду участвовать в празднике?

Учитель А что ты можешь нам предложить?

Петрушка Здравствуйте, здравствуйте дорогие зрители! Состязаться со мной не хотите ли?

Учитель А в чем состязаться?

Петрушка Ну, например, кто громче заорёт или шире откроет рот, разбросает пальто. Ну как, найдутся у вас такие ребята?

Учитель Ну, Петрушка, скажу тебе я тебе заранее. Не нужны нам такие соревнования. Наши ребята такими делами давно не занимаются

Петрушка Да, я пошутил

Учитель А хочешь, соревнование проведу я?

Петрушка Конечно!

Учитель Тогда помогай мне.

Учитель: Дорогие, ребята, Петрушка! Хочу проверить, как вы знаете правила дружбы, правила поведения.

Петрушка У меня много друзей! Да, я и самый вежливый из всех вежливых ребят!

Учитель: Игра «Доскажи словечко»

Если встретился знакомый,

Хоть на улице, хоть дома-

Не стесняйся, не лукавствуй,

А скажи погромче … (здравствуй)

Вылез крот на белый свет

И сказал ежу … (привет)

Если просишь что-нибудь,

То сначала не забудь

Разомкнуть свои уста

И сказать … (пожалуйста)

Если невежей прослыть не хотите,

Очень прошу вас - будьте мудры,

Вежливым словом просьбу начните:

Будьте любезны, будьте … (добры)

Порвал воробей

Паутинные нити.

Чирикнул смущённо: - Меня … (извините)

Если встретилась компания,

Не поспешно, не заранее,

А в минуту расставания

Всем скажите … (до свидания)

Если словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить … (спасибо).

Учитель Вот какая «Штранная иштория» однажды произошла со звуками

Сценка Штранная иштория (Петр Синявский) (участвуют дети).

Жук: - Ах, какая модница! Пожжжвольте пожжжнакомиться!

Оса: - Увазззззаемый прохозззззый! Ну на стозззззз это похоззззе! Вы не представляете, как вы сссепелявите!!!

Жук: - Шшштранная гражданка! Наверно иношшштраннка!

Жук: - Как бы вновь не оказаться в положении таком надо срочно заниматься иношшштранным яжжжжиком!

Учитель : На каждом уроке книга учила нас дружить, уважать друг другу, то есть учила быть просто хорошими людьми. Давайте вспомним, с какими чертами характера мы познакомились на уроках обучения грамоте.

А – аккуратность, активность

Б – благородство

В – верность

Г – гуманность

Д – доброта

Е – единодушие

Ж – жалость

З – здоровье

И – искренность

К – культура, красота

Л – любовь

М – милосердие

Н – нежность

О – осторожность

П – патриотизм

Р – радость

С – справедливость

Т – терпимость

У – уважение

Ф – фантазия

Х – храбрость

Ц – целеустремленность

Ч – честность

Ш – широта души

Щ – щедрость

Э – элегантность

Ю – юмор

Я – ясность ума

Ученик11.Позади нелегкий труд

Слогового чтения:

Нам сегодня выдают

У-до-сто-ве-ре-ни-я!

В том, что мы букварь прочли.

Полный курс наук прошли.

И теперь без передышки

Мы прочтем любые книжки

Учитель :
- Дорогие первоклассники! В народе говорят: "Азбука ступенька к мудрости". Вы одолели свою первую, очень трудную ступеньку. Я от всей души поздравляю вас и вручаю вам эти удостоверения об окончании курса Азбуки.
(вручение)

У ченик12. Закончена Азбука,

Буквы мы знаем,

Стихи и рассказы свободно читаем.

Добру в ней учила нас

Русская речь,

И мы её будем

Любить и беречь!

У ченик13. Если мамы дома нет,
То не стану я скучать,
Я зажгу настольный свет,
Чтобы книжку почитать.
Книга добрая, живая,
Чудеса она творит!
Обо всём на свете знает
И со мною говорит.

У ченик14.

Не надо к маме приставать.

Не надо бабушку трясти:-

«Прочти, пожалуйста, прочти»

Не надо умолять сестрицу:

«Прочти, пожалуйста, страницу!»

Не надо звать, не надо ждать,

Учитель : Спасибо вам, Мудрые книги! Азбуке мы сегодня говорим:

Дети (хором) «Прощай».

Азбука: - Спасибо, ребята, за добрые слова в мой адрес! Мне немного грустно расставаться, но сегодняшний праздник показал мне, что вы уже многому научились. Радости и успехов вам на лестнице, ведущей к мудрости! И в этом, ребята, вам поможет новая книга. Это книга - литературное чтение.

До свидания! Счастливого пути! (Уходит Азбука)

ПЕСНЯ «ПРОЩАЙ, БУКВАРЬ» Слова и музыка Людмилы Мельниковой

1.Мой букварь, мой друг надёжный,
Расстаёмся мы теперь.
В новый мир большой и сложный
Для меня открыл ты дверь.

П-в: Расстаёмся с букварём,

2.Много радостных событий
Ты мне щедро подарил.
К миру радостных открытий
Ты ступенькой послужил.

П-в: Расстаёмся с букварём,
Песню мы о нём поём! (2 раза)

3. Раскрывал тебя как чудо,
Наступил прощанья срок.
Никогда я не забуду
Первый твой большой урок.

П-в: Расстаёмся с букварём,
Песню мы о нём поём! (2 раза)

Литературное чтение:

Вам мое почтение!

Я – Литературное чтение.

Полистай мои страницы:

Здесь стихи и небылицы.

Сказки, басни, прибаутки,

Поговорки, даже шутки.

Пушкин, Лермонтов, Толстой…

Да, учебник непростой.

Там много интересного,

Пока вам неизвестного.

Учитель За то время, что мы читали Азбуку, у нас появилось много любимых авторов и героев произведений. И, наверное, самые любимые – это СКАЗК И

Литературное чтение: Сейчас мы это проверим.

1) Кто работать не хотел, а играл и песни пел?

К братцу третьему потом прибежали в новый дом.

От волка хитрого спаслись, но долго хвостики тряслись.

Сказка известна любому ребёнку. И называется… (Три поросёнка)

2)У отца был мальчик странный,

Необычный, деревянный.

Он имел предлинный нос.

Что за сказка? Вот вопрос.(«Золотой ключик»)

3)Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кем же были эти

Маленькие дети?(«Семеро козлят»)

4)Убежали от грязнули

Чашки, ложки и кастрюли.

Ищет их она, зовет

И в дороге слезы льет,(«Федорино горе»)

Литературное чтение: Я от всей души поздравляю вас и желаю вам новых успехов. Вас ждут новые ступеньки на пути к мудрости.

УЧИТЕЛЬ . Теперь вам по плечу любые книги, любые знания. Желаю вам прочесть много красивых, добрых книг. Пусть книга станет для вас сияющим маяком знаний. Я желаю вам радости! Желаю не скучать! Мам и бабушек не очень огорчать. И всегда просить прощения за любое огорчение! В добрый путь по дороге знаний !