Отдание праздника. Отдание праздника крещения господня. Успение божией матери

Как видим мы теперь, в богослужении содержится такое обилие мыслей, что все их крайне трудно не только изложить, но иногда даже и подметать. В заключение, однако, нам хотелось бы хоть кратко указать на них.

  1. 1. Некоторые думают, что крещением Господним установлено и наше крещение. Это верно. Но в богослужении очень мало указаний на это; однако есть.
  2. 2. Христос явился именно для спасения грешников: грешником и мытарем за множество милости Твоея явился еси, Спасе наги (тропарь вечерни Крещенского сочельника). Это известно и сказано. Но вот далее стих, повторяющийся как припев: да и где бо имел бы свет Твой воссияти, токмо на седящие во тьме? Слава Тебе! Как это умилительно!
  3. 3. Что разумеется под «огнем» (Мф. 3:11), которым имеет крестить Господь? Причем сказано: «и огнем», после слова «Духом». По Евангелию от Матфея (3, 12), согласно пониманию самого Крестителя, нужно разуметь огонь наказания, мучение во аде: и соберет (Господь) пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым. Но в богослужении под «огнем» понимается благодать Духа: остави, о Иоанне, креститися Господа, огнем и Духом очищающаго всю тварь, на сие бо прииде – освятити земныя (то есть людей) и водное естество (5 янв. светилен).

Христос приходит крещеные источити спасеныя огнем Духа (4 янв. седален по 2-й кафизме). Огнем Божества невещественныя… Иорданскою облагается водою (6 янв. 1-я песнь канона утрени). Но в другом месте поется: Огнем крестит конечныя Христос противныя, а не Бога мудрствующих Его. Духом же обновляет водою благодати разумливыя (разумевающих, познавших) Божества Его (там же песнь 6-я). Значит, понимание в богослужении – двоякое; но мысли их не противоречат.

  1. 4. Как обычно, на другой день праздника, совершается «собор» того, кто служил событию: после Рождества – собор Божией Матери, ибо Она послужила Рождению Сына; после Благовещения – архангелу Гавриилу, благовестившему Ей; ныне – Предтече, который крестил Господа. «Собор», то есть собрание священников или из одного храма («соборне»), или они сходятся из других храмов города, а в монастырях – несколько иеромонахов, вместо одного служащего. Потому и главный храм города лишь один называется «собор»: в нем несколько служащих.

Но мне хочется отметить сейчас слово Господа, повторяемое и в богослужении, что он – больший всех пророков (Мф. 11:11). И это понятно: он крестил Господа; он видел сошедшего Святого Духа; слышал глас Отца. Болыний «из рожденных женами». Но как с этим примирить дальнейшие слова Господа: но меньший в Царстве Небесном больше его. Святой Иоанн Златоуст толкует эти слова в том смысле, что под «меньшим» здесь разумеется Сам Христос, больший «в Царстве Небесном». Такое толкование можно принять по существу. Да и ученики Крестителя, по привязанности своей к нему, считали, что он «больше» всех.

Но у святого Исидора Пелусиота дается иное толкование (а он был чтителем и последователем Златоуста): да, ученики – правы; Иоанн среди рожденных плотски, по естеству (женами), – больше всех. Но всякий рожденный по благодати (Ин. 3:3-6), самый меньший, последний, – «больше его». Этим Господь указывает на ту истину, что благодатное рождение, для чего и пришел на землю Господь, выше всякого естественного, как и Иоанн ниже не только Христа, но и всякого благодатно удостоившегося Царства Небесного, Царства Божия. А это и нужно было доказать сомневавшимся ученикам Иоанновым: Христос тем паче выше Иоанна!

Хотя трудно доказать историческими справками, но нужно думать, что празднование главных событий из Христовой жизни – рождения, крещения, воскресения и вознесения и проч. – современно самому христианству. Конечно, и крещение людей началось, по заповеди Христовой, с момента Пятидесятницы. Апостол Петр в своей речи к народу, – на вопрос слушателей: что же нам делать? – отвечал: покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа (Деян. 2:37-38).

И совершенно невероятно, чтобы христиане не чтили крещение Самого Господа.

В Постановлениях апостольских (около начала христианства) сказано: «Да будет у вас (христиан) в великом уважении день Явления, в который Господь явил нам Божество Свое; да будет он в шестой день десятого месяца» (Кн. V, гл. 13). «Богоявления праздник да празднуют, понеже в той день бысть явление Христова Божества, свидетельствовавшу Ему Отцу в крещении, и Утешителю Святому Духу в виде голубине, показавшу предстоящим Свидетельствованного» (Кн. VIII, гл. 33). Во II веке, на празднование Крещения Господня и на то, что пред этим совершалось ночное бдение, указывает ученый святой Климент Александрийский († 217), бывший прежде язычником, а потом принявший христианство («Строматы». Кн. I, XXI, с. 407). От III века остались «Слова» ученого папы Римского Ипполита († 235) и святителя Григория Неокесарийского, Чудотворца († 270).

В IV веке говорили проповеди святые отцы Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, Августин и т. д. – Вот краткие исторические данные о праздновании Крещения Господня.

Хоть кратко, но проведу здесь параллель между этими двумя крещениями.

а) Пред крещением Господь услышал пугливое возражение Иоанна Предтечи: я требую от Тебя, как высшею, крещения; и Ты ли грядеши ко мне? А Господь ответил ему прикровенно: Оставь, то есть не возражай, так надлежит нам исполнить всякую правду, то есть то, что должно. И Иоанн, не смея более возражать, тотчас приступил к крещению (Мф. 3:14, 16).

В самом деле, если бы простой смертный мирянин осмелился благословить священника или архиерея, хотя бы ему и предложено было это, – не стал ли бы он возражать с испугом?! – Вероятно. А ведь Иоанн доселе крестил, как больший. Но теперь пред ним стоит Сам Господь Бог!

б) Но почему же Христос не сказал ему ясно, в чем же причина такого необычною поручения?

Господь эту тайну оставляет без объяснения. И так должно! Все Божественные тайны необъяснимы.

Они потом могут быть открываемы лишь Духом Святым. А до тех пор нужно иметь послушание и верить. Так и поступил смиренный Предтеча.

И нам, священнослужителям, приступая к крещению кого-либо, нужно тоже просто верить. Господь так сказал Иоанну. Так повелел, без объяснения, и апостолам пред вознесением: Шедше, научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына, и Святаго Духа (Мф. 28:19). Так заповедует нам две тысячи лет Церковь. Да и как объяснить – непостижимое уму?!

Но пред крещением совершается еще отречение от диавола. Господь, входя в воду, со властию сокрушил его. Так и мы отрекаемся от державы, от власти его. И священник читает молитвы отречения. Слушая их, я не раз думал: нам, священнослужителям, эти молитвы нужно читать просто с верою; ведь не в нас сила, а в Боге: на Него и должны уповать. Потому нужно молитвы читать со спокойствием и твердою верою, но в душе – смиренно! Действует само призываемое имя Божие! Это нам нужно хорошо усвоить! Когда же крещающий говорит крестному: «Дунь и плюнь на него», то есть на диавола, то мы не должны стыдиться этого, а смиренно, но и дерзновенно сделать это; иначе не мы попираем его, а он – нас, через ложный стыд.

в) После этого «разверзлись небеса»; так и теперь для нас открывается вход из державы диавольской в Царство Божие.

г) Но для этого входа необходим Дух Божий: на место подданства диаволу – Божий Дух, Божие настроение. Христос получил Святого Духа как знамение иного духа. Так и человек непременно должен креститься.

д) После этого над Христом раздался глас Отца, что Он есть Сын Его возлюбленный. Так и мы, крестившись во имя Святой Троицы, делаемся теперь «сынами» Божиими по благодати.

е) Христос, вышедши из воды, пошел в мир и встретился с держателем его, диаволом, но с помощью Духа Святого победил его. Так и нам, после крещения, чрез миропомазание сообщаются благодатные силы для благочестивой жизни и для борьбы со злом – во всю нашу жизнь.

Обычно под Рождество, под Крещение, под Пасху я служу в домовой архиерейской церкви… Только здесь я могу читать полностью всё: стихиры, и каноны, и все паримии. В соборе все это пропадает и сокращается…

И плачется сладко… И о творении мира… И о дивных чудесах Божиих… Даже одно имя «Бог» настолько трогает, что с большим трудом сдерживаешься от рыданий…

Непостижимость – скажут иные… Но меня эта непостижимость и влечет… Ее хочется… И ум ничего не может возразить: это воистину все было! Как радостно! И слезы радости и восторга текут сладко…

А ведь я – недостойный… Что же у святых? А что в Царстве Божием?

Прошел светлый праздник Рождества Христова; наступил другой светлый праздник: Просвещение – Крещение Христово, бывшее 30 лет спустя по Рождестве Христовом. С этого времени надлежало Иисусу Христу вступить в открытое, славное Свое служение спасению человеческого рода.

Для чего, спросите вы, крестился от Иоанна безгрешный, святейший Господь? – Для того, братия мои, чтобы освятить для нас воды крещением Своим и чтобы установить и узаконить для нас таинство святого крещения, чрез которое все мы очищаемся от скверны греха и возрождаемся в новую, духовную, благодатную жизнь, освящаемся и делаемся чадами Божиими (Ин. 1:12), народом святым, царственным священством (1 Пет. 2:9), наследниками Божиими и сонаследниками Христовыми (Рим. 8:17). Видите, сколько и каких великих даров делаемся мы участниками чрез крещение! Помните это и дорожите, крепко дорожите тем, что вы – народ крещеный, народ Божий и Христов, и ведите себя достойно высокой) звания христианского, живя в добродетели и удаляясь всякого греха.

Пробегая мыслию время до рождества Спасителя, мы встречаем здесь людей, водящихся в жизни и вере собственным омраченным умом и растленным сердцем, своими страстями, погруженных в нечестие и разврат. Они в то время, по слову пророка, приложились скотам несмысленным и уподобились им, между ними не было творящего благостыню, не было даже ни одного. Вера вединого истинного Бога – Существо всесвятейшее – не имела места в людях этих времен. Слава нетленного Бога изменена была в подобие образа тленна человека и птиц и четвероног и гад (Рим. 1:23). Люди не знали своего Творца и подобающую Ему честь воздавали различным тварям, которые сами должны служить своему Создателю. Вместо того чтоб поклоняться и служить со страхом и трепетом Владыке и Судии мира, человек поклонился твари.

Диавол, этот исконный враг человеческого спасения, истощил всю свою хитрость адскую, все злобные усилия для того, чтобы из темной области своей проложить путь всем порокам в бедный род человеческий, возлюбивший паче тму, неже свет (Ин. 3:19). И это нечестие, этот разврат делали их сынами погибели, добычею ада. Избавителя не было; он еще не явился. Но вот настает предопределенный конец времен. Растление людей дошло до последней крайности. Сам человек чувствует совершенное бессилие и изнеможение в борьбе со страхом и сильно желает и ожидает вышней помощи, – и милосердный Бог посылает единородного Сына Своего на землю подать всесильную помощь совершенно изнемогшему и нуждающемуся человечеству, разогнать густой мрак, покрывавший человечество, и осветить седящих во тме и сени смертней светом Своего богоразумия. Вот Он разрешити осуждение грядет Адама первозданнаго (ирмос 5-й песни 1-го канона праздника), коего преступление низвергло в эту тьму всех его потомков, и Сам, как Бог, не нуждаясь в очищении, падшего человека очищает в Иордане, в котором, убив вражду, разделявшую человека с Богом бездною непроходимою, дарует людям мир… превосходяй всяк ум (Флп. 4:7). Они просвещаются святым крещением и начинают уже вкушать тот духовный райский покой, который Спаситель обещает всем трудящимся и обремененным в этом мире. Люди перестают водиться собственными страстями в своей жизни и, как заблудшие овцы, получившие опять доброго Пастыря, следуют Его гласу и по Нем идут. Вместо прежнего подобия скотам несмысленным является в них теперь во всей чистоте и силе утраченное подобие Божие; вместо искаженною образа Божия является образ, восстановленный во всем величии, так что люди соделываются народом избранным, царским священием, языком святым, людьми обновленья (1 Пет. 2:9). Мир, лежащий во зле, с пришествием на землю Источника всякого добра начинает постепенно выходить из глубины зла. Тма проходит и свет истинный уже светит (1 Ин. 2:8); люди в радости спешат просветиться Им и ищут насладиться Его спасительными плодами. Дела диавола разрушены; времена его темного владычества над миром миновали; небо примирилось с землею; для людей приблизилось Царствие Божие; вместо чад гнева они наречены сынами Божиими.

Истинное покаяние прогоняет греховную тьму, грех и виновника греха диавола, живущего и царствующего в сердцах грешников, и водворяет в сердце верующего и покаявшегося Царство Небесное, Царство правды, мира и радости в Духе Святом, Царство Христово – Царство Небесное, Царство благодати, которое есть Церковь Его, это благодатное на земле Царство, в котором подаются нам все Божественные силы к животу и благочестию.

Что такое Царствие Божие? – Это то же, что Царство Христово, или Сам Христос, пришедший во плоти; Царство правды и святости, мира и радости в Духе Святом, прощение грехов, сыноположение, или усыновление, нас, грешных, – чрез веру и крещение и прочие таинства – Богу; дерзновение пред Богом; удаление от всех земных пристрастий и взирание горе, к Богу; горячая любовь к Богу и ближним; сила и власть над страстями и над демонами, строящими непрестанно козни над людьми и ищущими ввергнуть во всякие грехи и погубить их; Царство Божие есть непрестанное восхождение от добродетели, от земли на небо, от тления к нетлению, от смерти к бессмертию, от временной и исчезающей жизни к жизни, конца не имеющей. Так как мы и в начале были созданы бессмертными по душе, со способностию к бессмертию и по телу, и уклонились в смерть, пагубу, в тление по своей вине.

Царство Небесное, или благодать Христа Спасителя, во время земной жизни нашей повсюду тайно и явно следует за нами и готово вселиться в нас, в наше сердце, если найдет в нас самих расположением готовность к нему.

Благодать везде, во всякое время ищет спасения грешника, ибо дорогою ценою куплено спасение наше (cp.: 1 Кор. 6:20). Она с тобою и дома, в уединении тайно озаряет твой ум, твое сердце, по временам располагая его к покаянию или к благодарности за бесчисленные благодеяния Божии, она беседует с тобою и в пути; стучится к тебе и в общественных собраниях; и при твоих трудах умственных и физических, и везде готова открыть тебе свои святые матерние объятия, только бы ты опомнился, очувствовался, уверовал, смягчился, просветился. И многих, многих спасает тайно и явно благодать Божия, извлекая из бездны грехов различными, одному Богу известными способами. Так близко к нам всегда Царствие Божие, и так удобно нам везде спасение, если только мы желаем жить по вере и дорожить своим спасением. Господь наш Иисус Христос чрез Свое воплощение, чрез Свое житие на земле, чрез Свое учение, чудеса, страдания, смерть, воскресение и вознесение на небо, излиял на землю, или, лучше, на ЦЕРКОВЬ, всю бездну Своей благодати, излиял целое море благодати: приходи всякий и черпай воду спасения, сколько хочешь. Почерпите воду с веселием от источник спасения, вопиет пророк (Ис. 12:3). У верующего в Меня, говорит Господь, потекут из чрева реки воды живой (Ин. 7:38).

Пользуйся благодатию покаяния, приступай с умилением и с дерзновением к Тайнам Христовым, поучайся в храме и дома догматам и таинствам веры; слушай и читай Писания; пой, славословь, благодари Господа, глаголюще себе во псалмех и пениих и песнех духовных (Еф. 5:19), – и вот ты в Царствии Божием, и в тебе Царствие Божие.

Так близко Царствие Божие, Царствие Небесное на земле: оно с нами живет, в двери наши стучится, к желающим и кающимся входит и приносит свои чистые, нетленные, животворные блага правды, мира и блаженства духовною.

Но если к нам так близко Царство Небесное и так готово всегда нас объять, в нас вселиться, – то мы безответны будем пред Богом, если удалимся сами от Царствия Божия.

Братия! покайтеся: приближи бо ся Царствие Небесное.

13 января 2018 года, в субботу перед Богоявлением и день отдания праздника Рождества Христова, епископ Мелекесский и Чердаклинский Диодор совершил Божественную литургию в Христорождественском храме пос. Мулловка Ульяновской области.

Сегодня Святая Церковь совершает отдание праздника Рождества Христова.

Православные праздники отмечаются не один день, но имеют так называемое предпразднство и попразднство. Эти термины означают следующее. Предпразднство ("перед праздником") – определенный период богослужебного календаря, службы которого содержат песнопения на темы будущего праздника и являются своеобразной к нему подготовкой.

Праздник Рождества Христова, самый торжественный из праздников неподвижного цикла, имеет 5 дней, а праздник Крещения – 4 дня предпразднства, остальные праздники – по одному дню. Попразднство ("после праздника") – определенный календарный период, дни которого являются продолжением, хотя и менее торжественным в богослужебном плане, конкретного церковного праздника, причем его тема совмещается с самостоятельными литургическими темами этих дней. Последний день попразднства, после которого его литургическое воспоминание прекращается до следующего года, называется "отданием праздника". Отдание праздника – последний день праздничного периода. Он отмечается особым богослужением, более торжественным, чем службы предыдущих дней попразднства, иногда почти воспроизводящим службу первого дня этого праздника. Рождество Христово имеет 6 дней попразднства, поэтому его отдание всегда совершается 13 января (31 декабря по юлианскому календарю)".

Первоначально отдание праздников появилось в IV веке для некоторых праздников, например, для Пасхи, Троицы, Рождества Христова, а позже принято Церковью для всех вообще великих праздников.

По окончании богослужения в Мулловском Христорождественском храме, где ныне молитвенно отмечается отдание престольного праздника, в честь которого и освящена церковь, Преосвященный епископ Диодор поздравил отца настоятеля и прихожан с этим событием, обратившись к присутствующим с проповедью.

В завершение Владыка преподал верующим архипастырское благословение.

Заключающий день огромного христианского праздника, отмечают верующие христиане 8 декабря 2018 года. Отдание, взяло свое начало в празднике Введения во храм Пресвятой Богородицы, когда родители Святой Девы Марии ввели ее в Храм Господа, чтобы Дева начала исполнять свое святое предназначение.

Предыстория торжества Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы

Величайший праздник христианства Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы входит в ряд Богородических праздников христиан по всему миру.

Первым в этой серии отмечается праздник Введения Святой Девы Марии в Храм Господний, который начинают отмечать 4 декабря. Именно в этот день начинается Рождественский, пост, это один из двух крупных постов в христианской вере, который заканчивается 7 января.

Торжество Введение в Храм Пресвятой Богородицы основано на истории, которую повествует Библия, явления непорочного зачатия и введение Девы Марии в Храм Господний для служения Богу.

В хвалебных молитвах прихожанам церквей и храмов по всему миру рассказывается история Марии, которая в возрасте 3-х лет оставила мирскую жизнь, и как ей было предначертано уверовала в Бога, и служила ему до конца своих дней. Мария была введена в наивысший ранг святых. Ее образ, как покровительницы людей почитается по всему миру.

Святая Мария, является ключевой фигурой в торжестве Отдания праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы

Пресвятая Богородица была дарована своим родителям, с одним условием, что они отдадут ее в возрасте 3-х лет для служения Богу, и что ей предначертано выполнить важную миссию. Стать матерью сына Господа, через непорочное зачатие. Есть также противники версии непорочного зачатия, которые яро отрицают этот факт.

В церквях воспевают историю поднятия маленькой девочки по высоким ступеням храма, всего их было 15 и были они по преданию неподступны, что не каждый муж мог взобраться вверх по этим ступеням. А маленькая девочка, без проблем преодолела все ступени высокого храма, где уже ждал ее отец Ионна Предтечи, священник Захарий, который повел ее в одно из святейших мест храма, где посвятил Марию в специальном обряде, который готовил все свои годы служения для избранной Девы Марии.

Святая Дева Мария, в 14 лет поклялась быть непорочной, и верной только одному Господу Богу. Так сбылось предначертанное, Мария родила сына Господа Бога Иисуса Христа, который пришёл в наш мир, для того чтобы его распяли за все грехи людские. Мария с самого детства знала, как сложиться ее дальнейшая судьба.

Ограничения для верующих в день Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы

Праздновать подобные праздники, на протяжении нескольких дней, является уже закономерной последовательностью, которая сложилась на протяжении многих веков.

Отданием, можно называть последний день празднования великого праздника, который также празднуется во всех православных храмах России. В этот день праздник отмечается с такими же масштабными действиями, как и в самый первый день.

Этот праздник отмечается больше для мирских людей, так как он приобщает верующих к осознанию деяний Девы Марии, и объясняет ее значимость для церкви и роль в становлении всего христианства в целом.

8 декабря, все торжества в церкви по этому поводу прекращаются, это как бы считается заключительным днем. В этот день обычно верующие не сочетаются браком, не могут принимать переломных решений в своей жизни.

Также, как и во все большие церковные праздники, запрещено делать ручную работу, например, гладить и убирать. Шитье также находится под запретом, во время празднования этого праздника.

Сегодня также в посту, разрешено кушать только продукты, которые не поверглись термической обработке. Во всех церквях прозвучат те молитвы, которые были прочтены во время первого дня праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы

Отдание праздника

так называется последний день попразднества великих или дванадесятых праздников. Этот день отличается от дней попразднества большей торжественностью богослужения; присвоенное ему последование удерживает большую часть тех молитв и песней, которые были петы в самый праздник. Отдания праздника были приняты при организации богослужения в IV в. и преимущественно для главных праздников: Пасхи, Пятидесятницы и Рождества Христова; в последующее время церковь, для большей торжественности, присоединила их и к другим великим праздникам.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Отдание праздника" в других словарях:

    ОТДАНИЕ праздника, последний день попразднства (см. ПОПРАЗДНСТВО) двунадесятых праздников (см. ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ) и некоторых великих праздников, отмечаемый особым богослужением … Энциклопедический словарь

    Отд’ание пр’аздника (Лев.23:36 ; Чис.29:35) завершение праздника (в оригинале: «торжественное собрание», срн. 3Цар.8:65). (см. попразднество) … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    отдание\ праздника - отд’ание пр’аздника (Лев.23:36 ; Чис.29:35) завершение праздника (в оригинале: «торжественное собрание», ·срн. 3Цар.8:65). (см. попразднество) … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

    Отдание Праздника - последний день попразднства. См. Попразднство … Православие. Словарь-справочник

    Отдание праздника - день, завершающий попразднество … Православная энциклопедия

    Отдание праздника - – термин обозначения конца попразднества дванадесятых и великих праздников. Отд. празд., или последний день попразднества великих праздников, знаменуется особо торжественным богослужением, во время которого исполняются все молитвы и… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    Отдание праздника Вознесения Господня - Празднование Вознесения Господня, которое совершается в сороковой день после Пасхи, имеет один день предпразднства, и восемь дней попразднства. В пятницу седьмой седмицы (недели) после Пасхи празднуется Отдание (окончание) праздника Вознесения. В … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Отдание праздника Пятидесятницы - совершается в следующую после праздника субботу; в 2010 г. празднуется 29 мая (16 мая по строму стилю). Пятидесятница (греч. Pentekoste), величайший христианский праздник, празднуемый в пятидесятый день Пасхи в память сошествия Святого Духа на… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Отдание праздника Преполовения Пятидесятницы - В среду 4 й седмицы (недели) после Пасхи в православной Церкви празднуется Преполовение Пятидесятницы, то есть половина времени от Пасхи до Пятидесятницы. В 2010 году этот день выпадает на 5 мая (22 апреля по старому стилю). Предпразднства этот… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Отдание праздника, также аподосис (греч. απόδοσης отдача, возвращение; греч. τέλος του Πάσχα отдание Пасхи; англ. leave taking), в православном богослужении последний день попразднства многодневного, как правило, великого праздника … Википедия

Что такое «отдание» праздника?

Отданием называется последний день попразднства двунадесятых и великих праздников, длящих много дней (у великих недвунадесятых праздников попразднства и отдания нет). В ортодоксальной литургике он сопровождается не меньшими торжествами, чем сам день праздника. Какой же сакральный смысл несет в себе это церковное действо, иное название которого — апо́досис - переводится с греческого языка как "возвращение "?

Традиция праздновать самые известные и важные события христианской жизни несколько дней пришла в новозаветное богослужение с Ветхого Завета - в Пятикнижии Моисеевом Господь говорит Израилю: "…в течение семи дней приносите жертву Господу; в восьмой день священное собрание да будет у вас, и приносите жертву Господу: это отдание праздника, никакой работы не работайте" (Лев. 23:36). Эта же заповедь народу Божиему повторяется и Книге Чисел: "В восьмой день пусть будет у вас отдание праздника; никакой работы не работайте; и приносите всесожжение…" (Чис. 29:35-39).

Отдание является не чем иным, как возвращением верующего сердца к переосмыслению праздника спустя определенное время. В раннехристианские времена это практиковалось строго на 8‑й день. Обычай посвящать 8-й день попразднства "ушедшему" великому событию сохраняется в литургике и неправославных церквей на протяжении многих веков - 8-дневный период, начинающийся в день самого праздника и заканчивающийся отданием, сегодня именуется в них октавой .

Сложно сказать, было ли празднование отдания распространено в поместных неиудейских христианских общинах с самых первых, апостольских, времен. Но история доносит до нас верные сведения о том, что уже при императоре Константине І проходили 8-дневные празднования в честь освящения храмов-базилик городов Иерусалима и Тира. Позже такая традиция распространилась на двунадесятые ежегодные праздники, и в IV веке начало повсеместно служиться отдание Пасхи и Пятидесятницы, а на Востоке - еще и Богоявления и, позже, Рождества Христова. Примерно в XVII веке появляется традиция празновать отдания дней памяти угодников Божиих - в частности, святых первоверховных апостолов Петра и Павла, святого Лаврентия, римского мученика-архидиакона, святой мученицы Агнессы.

Во время богослужения, приуроченного к отданию праздника, по литургической традиции, поются и читаются все песнопения и молитвы этого дня. При отдании двунадесятых праздников совершается утреня с великим славословием, а во время литургии читаются Апостол и Евангелие дня. Особым по значению временем попразнства наделено Фомино воскресенье, или Неделя Антипасхи. Во время этой недели и самого дня отдания праздника воспоминается история уверения Фомы неверующего, принято читать кондак, причастен и прокимен Антипасхи и святого апостола.

В Православной Церкви существуют праздники, отдание которых в силу различных исторических причин не служится. К таковым в наши дни относятся, например, Покров Пресвятой Богородицы, Рождество и Усекновение честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Обрезание Господне и день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Традиции христианского богослужения, как видим, меняются (и это закономерно, так как Церковь - живой богочеловеческий организм, без перемен она существовать не может), но суть остается прежней.

Говоря об отдании церковного праздника, митрополит Вениамин (Федченков) пишет, что Господь иногда дает Благодать, связанную с тем или иным событием, именно в этот последний день попразднства. Почему? Наверное, по той же причине, по которой Христос, сначала скрывшийся от глаз узнавших его Луки и Клеопы, потом является вновь своим ученикам. Человек не может в полной мере осознать ценность того, что от него не отдаляется хотя бы на время. Чтобы усвоить сакральное понятие и умом, и душой, нужно проникнуться им на протяжении нескольких дней, а затем отпустить во время отдания, с нетерпением ожидая его возвращения. Субботство , то есть празднование Ветхого и Нового Завета вряд ли можно намертво привязать к какому-либо календарному дню - это, скорее, особое состояние.

Именно поэтому субботами в ветхозаветных Писаниях называются и день недели, и календарные даты, и даже годы. Отдание праздника - это также "суббота Господу Богу твоему". Храня в себе ощущение попразднства 8 дней, христианин учится чувствовать часть Божией Благодати постоянно - и это самый верный шаг к достижению того, о чем говорит Священное Писание: "Царствие Божие внутрь вас есть" (Лк.17:21).

В день отдания праздника, как и в сам праздник, положено по возможности избегать любой работы и творить дела милосердия во славу Божию. А еще это прекрасное время для того, чтобы критически посмотреть на собственную веру, найти те слабые места в ней, которые нуждаются в Помощи и Врачевании Божиих. Каждый может и, пожалуй, должен спросить себя: пойду ли я на это празднование отдания, как на саму службу в "красный" день церковного календаря? Осознаю ли, в какой чистоте и святости следует держать мои мысли в честь дня, когда явилась особая Господня Благодать? Могу ли я в отдание праздника принести положенную жертву Богу, которая в новозаветное время выражается не в крови тельцов и козлов, а в том самом, описанном святым царем и пророком Давидом, "духе сокрушенном"?

И вообще - знаю ли я, насколько важен этот завершальный цикл воспоминания Церкви о Божием празднике? Только понимание всего этого поможет определить, насколько настоящая или, наоборот, формальна собственная вера. Понять это следует не для того, чтобы укорять и уничижать себя без конца, но чтобы, поняв и приняв то состояние своей души, которое есть, неустанно двигаться к лучшему. К достойному отданию земной жизни и воссоединению со Спасителем.

Конечно, сейчас уже не апостольские времена, и далеко не каждый работающий человек может позволить себе в завершение попразднства пойти на службу и причаститься, как полагается. Но отдание, как и память о празднике, следует хранить в сердце. Это - прежде всего…

Сроки отдания некоторых праздников в православной церкви

Праздник

Дней
попразднства

Отдание

Рождество Богородицы

8 (21 ) сентября

12 (25 ) сентября

Воздвижение Креста Господня

14 (27 ) сентября

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Рождество Христово

Крещение Господне (Богоявление)

6 (19 ) января

14 (27 ) января

Сретение Господне

2 (15 ) февраля

Благовещение Пресвятой Богородицы

Пасха

среда , 6-я седмица по Пасхе

Преполовение Пятидесятницы

среда , 4-я седмица по Пасхе

среда , 5-я седмица по Пасхе

Вознесение Господне

четверг , 6-я седмица по Пасхе, 40-й день

пятница , 7-я седмица по Пасхе

День Святой Троицы

воскресенье , 7-я седмица по Пасхе

суббота , 1-я седмица по Пятидесятнице

Преображение Господне

6 (19 ) августа

13 (26 ) августа

Успение Пресвятой Богородицы

15 (28 ) августа

Не имеют отдания (а также предпразднства, попразднства) праздники:

- Рождества Иоанна Предтечи
- Усекновения главы Иоанна Предтечи
- Обрезания Господня
- Покрова Пресвятой Богородицы
- Святых первоверховных апостолов Петра и Павла
.

СЛОВО НА ОТДАНИЕ ПРАЗДНИКА УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

АРХИЕПИСКОП ТАШКЕНТСКИЙ И СРЕДНЕАЗИАТСКИЙ
ВЛАДИМИР

Богородица точно как стена нерушимая
между Божиим гневом и людьми. Она отводит
большую часть громов Небесного Правосудия,
готового покарать грешников неблагодарных.
Только за такою стеною мы часто бываем безопасны,
между тем как мы думаем, что наша безопасность
есть следствие обыкновенного порядка вещей.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дорогие во Христе братья и сестры! День, когда Матерь Божия, Пречистая Голубица, отлетела от грешной земли в родные Небеса, - этот день стал всерадостным праздником Церкви Христовой. Понятно, почему торжествовал Горний мир чистейших духов явление своей Царицы. Но отчего ликовали и земные люди, казалось бы, оставленные Ею в сиротстве, среди бед и соблазнов этого мира? Оттого радовались святые апостолы, а вместе с ними все христиане, что обрели в Небесном Царствии такую Помощницу и Защитницу, равной Которой нет и среди могучих архангелов.

Успение Пресвятой Богородицы - второй по значимости праздник Православной Церкви после Воскресения Христова. Недаром этот день именуется Богородичной Пасхой. То была вторая победа над смертью и адом, одержанная уже не Небесным Гостем - Богочеловеком, но земной Девою - чистейшей и совершеннейшей из всех людей, и все же Одной из нас, земнородных, Пресветлой Дочерью человечества. Успение Пренепорочной Девы явилось кануном Воскрешения Ее в преображенном земном теле, что совершилось благоволением Божественного Ее Сына.

Вот уже десять дней воспевает Святая Церковь Успенские песнопения Матери Божией, "Преукрашенной Божественной славою", услаждая сердца верных Богородичной Пасхою. Воистину, никогда кончина праведника не была овеяна таким величием, не сопровождалась столькими чудесами и знамениями силы Господней. "Дивного Бога дивная Мати от начатка Своего и до конца Своего есть дивна: и в зачатии Своем есть дивна, и в житии Своем дивна, и в преставлении Своем дивна, вся есть единое дивное чудо", - восклицает святитель Димитрия Ростовский.

Христос Искупитель, вознесшийся в Отчее Царствие, до поры оставил на земле Пречистую Свою Матерь - как духовную Мать апостольской общины, юной христианской Церкви. "Се Матерь твоя" (Ин. 19, 27) - эти слова в час Крестной муки обратил Спаситель к любимому ученику, тем самым спеша усыновить Пречистой Своей Матери весь возлюбленный Им род христианский. И как некогда Пречистая Дева питала и лелеяла Младенца Христа, так же после Вознесения Божественного Сына утешала и наставляла Она оставшихся на земле верных Его последователей. Когда апостолы странствовали по дальним краям, благовествуя Учение Христово, души их согревались памятью о встречах с Матерью Божественного Учителя и надеждой новых благодатных свиданий с Нею, сознанием того, что в этом мире живет и неустанно молится о них Пресвятая Дева. Да, Материнское сердце первохристианской общины билось в скромном жилище апостола Иоанна Богослова, где проводила житие Богородица.

Бывший самовидцем земного Ее величия, святой Дионисий Ареопагит свидетельствует о том, каким счастьем являлось для верных общение с Пречистой: "Для меня несомненно - говорю как перед Богом, - что кроме Всевышнего Бога не может существовать ничего, столь исполненного Божественной силы и дивной благодати. Человеческому уму невозможно это постичь, однако я своими глазами видел благообразную и превосходящую святостью всех небесных ангелов Всесвятейшую Матерь Господа нашего Иисуса Христа. Никакая честь и слава людей, прославленных Богом, не может сравниться с тем блаженством, какое испытал я, недостойный".

Два десятилетия - от Вознесения Христова до Успения Богородицы - были для несравненной души Пречистой Девы годами последних земных испытаний, благодаря которым во всем сиянии проявлялись Ее добродетели. Матерь Божия переносила испытание земной славой. Уже тогда, на заре христианства, начала сбываться воспетая Богоневестой при Благовещении провидческая песнь: "Отныне будут ублажать Меня все роды" (Лк. 1, 48). Ученики и последователи Иисуса восхищались и поклонялись Родившей Его, а Она оставалась кротка и смиренна и запрещала воздавать Ей хвалу в речах и писаниях. Пресвятая Дева прошла испытание мирской злобой: богоубийцы-фарисеи люто ненавидели Мать Спасителя и стремились убить Ее, а Она, уповая на Господа, без страха и гнева проходила меж ними, "как овца среди волков", "как лилия между терниями". Но самым тяжким для Пресвятой Девы было испытание Ее терпения - долгой разлукой любвеобильнейшей Матери с несравненнейшим Божественным Сыном.

Эту горечь разлуки Богоизбранная Дева превозмогала непрестанной молитвой, сокровенной беседой со Всевышним. Так сильна была Ее молитва, что вместе с Нею, точно одушевленные, кланялись Творцу масличные деревья Гефсиманского сада - любимого места уединения Богородицы. Любящая Мать всех людей, Она молилась о ближних и дальних, знакомых и неизвестных, добрых и злых, о помощи верным и прощении падшим. Горячие неустанные прошения духовной Матери человечества обнимали весь мир - страны и народы, настоящее и грядущее: Она молилась и за нас, живущих ныне, и за наших потомков.

Но что же для Себя Самой просила тогда Богородица у Господа и Сына Своего? Какой награды хотела Величайшая из рода человеческого за все свои скорби, труды и подвиги? Одного для Себя хотела Пресвятая Дева - кончины. Неустанно взывала Пренепорочная раба Божия к Рожденному Ею: "О, пресладкий Сын и Бог Мой! Помилуй Меня, Твою Матерь, до сих пор скорбящую, не видя Твоего лица, в печальной юдоли этого мира. Изведи из темницы тела душу Мою, ибо стремится душа Моя к Тебе, Бог и Сын Мой!".

Так пламенно молилась Пречистая Дева о том, что люди зовут смертью, что нам с вами кажется пугалом и страшилищем. А для Пресвятой Богородицы расставание с земной жизнью означало всерадостное свидание с Божественным Сыном, счастье созерцания Небесной Славы Его. Смиреннейшая из смертных, Матерь Божия просила, чтобы Господь для этого вывел Ее душу из тюрьмы тела - таков "путь всякой плоти", и Приснодева не надеялась для Себя ни на что большее. Кроткая Пречистая раба Господня не дерзала и догадываться о той лучезарной славе, которой Всевышний увенчает земное Ее житие, не ведала о том Царственном величии, которое уготовано было Ей в Небесном Отечестве. Пречудное празднество Успения Матери Божией включает в себя память о трех торжественных событиях. Первое - это Успение тела Пречистой и вознесение души Ее в Небесное Царствие. Вторым торжеством явилось погребение тела Богоизбранной Девы, сопровождавшееся множеством дивных знамений славы Ее. И наконец, венец и вершина торжеств - последовавшее на третий день Воскрешение Пресвятой Богородицы благоволением Божественного Ее Сына: первое явление Ее миру во славе Царицы Небесной.

Успение Пресвятой Богородицы есть тайна Промысла Господня - таинство окончательного разрушения врат смерти. По слову преподобного Антония Великого: "Как телу, когда совершенно разовьется во чреве, необходимо родиться, так душе, когда она достигнет положенного Богом предела, необходимо выйти из тела". Да, даже душам людей святых и праведных перед их вселением в Отчее Царствие необходимо принять жгучее лекарство кончины, как последнее очищение, - ибо и на них неминуемо оседала житейская пыль. Только два случая совершенной безгрешности знала история человечества. Единым Безгрешным явился воплотившийся Сын Божий Иисус Христос, и ту же несказанную чистоту стяжала смиренным подвигом Своего жития Пренепорочная Матерь Господа. Но зачем же Вселюбящий Бог попустил, чтобы святейшая всех святых, Богоизбранная Дева, не познавшая и тени греха, не нуждавшаяся ни в каком очищении, также прошла через темные врата смерти? Почему Пресвятая Богородица не была сразу вознесена на Небо во плоти, как в древности - праведные Енох и Илия, а позднее - приемный сын Ее, святой апостол Иоанн Богослов? Пречистая Матерь Господа нашего Иисуса Христа явилась и совершеннейшей Его Последовательницей. Так, вместе со Спасителем взошла Матерь Его на Голгофский Искупительный Крест - при виде Сыновних страданий "оружие прошло Ее душу" (Лк. 2, 35). Нестерпимая боль Материнского сердца Богородицы не могла бы сделаться страшнее от вещественных гвоздей и копья, от телесной пытки: то было жесточайшее распятие духовное. И так же не могла Пресвятая Дева не последовать трехдневному пребыванию Божественного Сына Своего во гробе. "Если непостижимый Плод Ее, ради Которого существует Небо, добровольно подвергся погребению, то и безбрачно Родившая Его отвергнет ли погребение?"

Первые люди, Адам и Ева, ослушались своего Создателя, изменили Небесному Отцу - и тем посеяли гибельные семена греха во всем человечестве. Искупителем прародительского преступления явился Новый Адам - Богочеловек Иисус Христос, неколебимый в верности и послушании Богу Отцу даже среди Крестных страданий и смертного мрака. И так же Новая Ева, Пречистая Богородица, свято хранила верность и послушание Всевышнему и среди скорбей земного жития, и при кончине Своей. Падение древней Евы, склонившейся к нашептываниям коварного змия - диавола, искупила Чистейшая из дочерей человеческого рода. Пресвятая Дева, чуждая всяким соблазнам, стерла голову змия Своею пятой, мужественно претерпев боль от укуса диавольского - казни Божественного Сына Своего. Так совершилась Искупительная Жертва Христова, нечеловеческую тяжесть которой понесли Божественный Сын и Пречистая Мать ради спасения рода человеческого, ради нашего с вами спасения.

Вселюбящий Спаситель украсил кончину Пресвятой Матери Своей дивными чудесами, превратив для Нее мрачное событие смерти в светлый, радостный праздник. "Господь сокрушил врата адовы, и даже самое имя смерти изменил, ибо она теперь называется уже не смертью, а успокоением", - восклицает святитель Иоанн Златоуст. И для кого могло быть желаннее и сладостнее успокоение в Царствии Божием, как не для истосковавшейся по Божественному Сыну Матери Его? Господь предвозвестил Богоизбранной Деве срок блаженного Ее Успения. За пятнадцать дней до этого желаннейшего для Нее события вновь узрела Она архангела-благовестника Гавриила, на сей раз принесшего весть о близкой кончине и ожидающей Ее Небесной славе: "Сын Твой и Бог наш призывает Тебя, Матерь Свою, в Небесное Царство, дабы Ты царствовала с Ним во веки веков". А за три дня до Успения Приснодевы снова явился Ей архангел, чтобы вручить вещественный знак Божия благоволения - светоносную ветвь райского дерева, предназначенную для несения перед погребальным одром Богородицы.

Последним земным желанием Пресвятой Девы было проститься до кончины с духовными Своими детьми, учениками Христовыми. Это казалось невозможным: ведь апостолы в то время проповедовали Евангелие в дальних странах, были рассеяны по всей земле. Но что невозможно Богу Всемогущему? Дабы ублажить Матерь Свою, повелел Спаситель ангелам восхитить апостолов с мест их служения и принести к порогу жилища Богородицы. Преславное и предивное явление! "Они слетелись, подобно облакам и орлам, чтобы послужить Матери Божией", - говорит преподобный Иоанн Дамаскин. Все Христовы благовестники, кроме святого Фомы (тот отсутствовал по особому усмотрению Господа Промыслителя), собрались, чтобы проводить духовную свою Матерь в последний земной путь. Апостолы и недоумевали, и радовались неожиданному свиданию с Пресвятой Девой, но лица их омрачились, когда они узнали причину явленного над ними чуда. Сообщая о близком Своем Успении, Матерь Божия сияла счастьем скорой встречи с Божественным Сыном, но трудно было делить с Нею светлые чувства тем, кто думал, что Она оставляет их сиротами на земле. И Преблагословенная Дева утешила духовных детей Своих, говоря: "Не плакать, а радоваться вы должны, ибо по смерти Я ближе буду к Престолу Божию, удобнее умолю Бога и Сына Моего о вас, скорее милости испрошу у Него вам". А апостолов, продолжающих скорбеть о том, что лишаются они в этом мире лицезрения Ее, успокаивала Премилосердная Богородица смиренным обещанием: "Радуйтесь вместе со Мною, ибо отхожу к Сыну Моему и Богу. Меня же, если изволит Господь, и по Моем отшествии увидите".

"Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем" (Лк. 1, 46 - 47) - этой ликующей песнью Своей Богоизбранности встретила смиренная Дева Мария час Успения. Торжественными словами описана в церковном предании блаженная Ее встреча с Божественным Сыном: "Ужаснулись видевшие это; верх храмины как бы исчез в лучах Небесного сияния, и сошел Сам Царь славы Христос, окруженный тьмами ангелов и архангелов и с праведными душами патриархов и пророков, некогда предвозвещавших о Пресвятой Деве, и приблизился к Пречистой Матери Своей. Увидев Сына Своего, Она с радостным восторгом, поднявшись с ложа, поклонилась Ему. Он же, взирая на Нее очами, исполненными Божественной любви, сказал Ей: "Прииди, ближняя Моя; прииди, возлюбленная Моя; прииди, дражайший Мой перл, и вниди в обители вечной жизни". "Благословенно славное Имя Твое, Господи Боже Мой! - ответствовала Пресвятая Дева. - Ты благоволил избрать Меня, смиренную рабу Твою, чтобы Я послужила таинству Твоему! Помяни Меня, Царь славы, в бесконечном Царствии Твоем". Она возлегла на ложе и, взирая на пресветлое лице Господа, дражайшего Сына Своего, без всякого телесного страдания и как бы сладко засыпая, предала в руце Его пресвятую душу Свою". Сам Бог Сын вознес в Отчее Царствие величайшее сокровище Небесное, венец творения - смиренную душу Пренепорочной Богородицы. "Поелику Приснодева носила на руках Своих Сына Божия во время земного Его младенчества, то в воздаяние за сие Сын Божий носит Ее душу на руках Своих в начале Ее Небесной жизни", - говорит об этом священном событии митрополит Филарет Московский.

Торжеством Небесным, отразившимся на земле, явилось погребение тела Матери Божией. Здесь Горнее Царствие зримо простерлось над земным шествием христиан, провожавших похоронные носилки Пресвятой Девы. Одру Богородицы, несомому верховными апостолами, предшествовал святой Иоанн Богослов, держа в руках райскую ветвь, лучащуюся благодатным сиянием. Многое множество сынов и дочерей Церкви, основанной Сыном Божиим и укрепившейся молитвами Пречистой Его Матери, собралось почтить Успение Приснодевы. А над земным погребальным шествием невиданным венцом Небесной славы простиралось светозарное облако и звучала дивная ангельская песнь: "Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами" (Лк. 1, 28).

Тем временем о небывалом шествии христиан и о причине его узнали иудейские первосвященники и книжники, и в них вспыхнула бесовская злоба. Снова, как во дни убийства Христа Спасителя, подкупили они воинов, подговорили несмысленный народ на совершение нового злодеяния - избиение учеников Христовых и сожжение тела Пречистой Его Матери. Но Бог не допустил свершиться их сатанинскому замыслу - облако славы Небесной накрыло собою погребальное шествие верных, стеною стало между ними и лютыми преследователями. Тотчас же множество злоумышленников было поражено слепотою. Эти несчастные бросались из стороны в сторону, разбивая себе головы о стены домов, или садились на землю, беспомощно оплакивая свое злополучие. Только один из нечестивцев попущением Господним прорвался к одру Пресвятой Богородицы. Это был иудейский священник Афоний. Обладавший недюжинной физической силою, еще удесятеренной полыхавшим в нем демонским неистовством, этот фарисей пробежал сквозь толпу христиан и уже схватился было за одр, на котором возлежало тело Матери Божией, думая сбросить его на землю. Но что же? Ангел Господень мгновенно отсек кощуннику обе руки по локоть, так что они остались висеть на погребальных носилках, а сам Афоний упал на землю с воплем: "Горе мне!"

Но, видимо, во глубине души этого заблудшего было и нечто доброе - Матерь Божия стала молить Господа о помиловании Ее оскорбителя, и Бог ниспослал Афонию спасительное покаяние. Во всеуслышание, принародно исповедал Афоний чудовищный свой грех, открыл жуткую правду о преступлении богоубийц-фарисеев: "Верую, что Иисус есть предвозвещенный пророками Спаситель мира, Христос! Мы и прежде видели, что Он есть Сын Божий; но, омраченные завистью и злобой, довели Его неправедно до позорной смерти. Он же силою Божества воскрес и посрамил нас, ненавистников Своих! Напрасно мы старались утаить Воскресение Его, заплатив много денег страже: мы не успели остановить славу, повсюду распространившуюся о Нем".

Слыша искреннее самообличение Афония, видя чистосердечность его покаяния, возликовала незлобивая Богородица в Небесах, возрадовались ангельской радостью все христиане, ибо эта заблудшая душа, смывая с себя чудовищный грех, возвращалась к Небесному Отцу. Помилованный грешник призвал имя Пренепорочной Матери Спасителя - и отсеченные руки вновь приросли к его телу, оставив только памятью о чуде вразумления тонкие алые шрамы вокруг локтей Афония. Потом стали подводить к одру Матери Божией и тех из ослепших кощунников, кто нашел в себе силы осознать свой грех, - и все они по молитвам безгневной Богородицы вновь обрели зрение телесное и прозрели дотоле слепыми душами.

Милосердная Матерь для всех, Пренепорочная Дева не желала ничьей печали в день славного Успения Своего.

А на третий день после всех этих чудесных событий Господь явил диво еще величественнее. То было всеславное и всехвальное Воскрешение Матери Божией.

Конечно, конечно же, иначе и не могло быть. Разве земля способна была надолго удержать Богоприимное тело Той, что сподобилась носить в Себе Невместимого Владыку мироздания? Разве мог Вселюбящий Сын Божий оставить в грешном мире хотя бы частицу существа Возлюбленной Матери Своей? Разве не заслужила смиренная Приснодева несравненным земным Своим подвигом всей полноты Небесного бытия? Лишь кратким отдыхом после земных скорбей явилось трехдневное пребывание тела Матери Божией во гробе. А затем, воскрешенная Всевышним, во славе преображенной плоти и Пречистого духа предстала у Престола Господня смиренная Избранница Его.

Попущением Божиим "всегда опаздывающий" святой апостол Фома не успел прибыть и на торжество проводов Богородицы в последний земной путь. Это лишение повергло святого Фому в столь тяжкую печаль, что сострадательные его собратья-апостолы решились открыть гробницу Пречистой, чтобы и он мог попрощаться с Нею. Однако, к недоумению благовестников, тела Усопшей в гробнице не оказалось. Удивление Христовых учеников, вспомнивших, что так же опустел некогда гроб Распятого Спасителя, сменилось радостным ожиданием нового великого чуда. И воистину: в тот же день явилась собранию апостолов Воскресшая Богородица. Явилась в Небесной славе, окруженная Ангелами, с благодатным приветствием: "Радуйтесь! ибо Я с вами во все дни". И, осчастливленные явлением духовной Матери своей, благовестники воскликнули: "Пресвятая Богородица, помогай нам!" Успение и Воскрешение Матери Божией знаменовали завершение Домостроительства Святой Церкви Христовой. У Престола Царя Небесного явилась смиренная Царица, достойная неизреченного Его Величия. Пречистая Богоневеста была лучшим плодом, который человечество возрастило Всевышнему, - и Она же явилась драгоценнейшим даром Всещедрого Бога во спасение рода человеческого.

В Госпоже нашей Богородице слабые, нестойкие, грешные и недостойные люди, - все мы обрели Неусыпающую Молитвенницу, Любвеобильнейшую Заступницу, Могущественнейшую Помощницу. Царица Небесная, родная нам по человечеству, превзошла славою все силы ангельские - явилась Первой по Богу и после Бога. Даже праведный гнев Всемогущего Творца способна Она отвратить от жалкого грешника, если тот прибегнет к предстательству Владычицы. Взирая на величие Ее, святитель Димитрий Ростовский говорит: "Аще бы мя кто вопросил: что в поднебесной сильно, и паче всех крепчайшо? Отвещал бых: несть ино что крепчайшо и сильнейшо на земли и на небеси, якоже - по Господе Бозе нашем Иисусе Христе - Пречистая Владычица наша Богородица Приснодева Мария. Сильна на земли: Та бо сотре главу змия, Та попра адскую силу. Сильна на небеси: Бога бо Крепкаго молитвами Своими связует, Егоже иногда на земли связоваша пеленами. Связует, глаголю, Бога молитвами Своими: егда бо Он, прогневан сущи грехами нашими, хощет нас внезапными язвами казнити, Она простирает к Нему молебныя руце Свои и удерживает мстительную Того десницу, да не погубит грешных со беззакониями их".

Но в чем же власть, в чем же могущество Царицы Небесной? Повелевает ли Она стихиями, отдает ли приказы архангелам, дарует ли самовластно милость и благодать Божию? Нет, ничего подобного, и бесконечно далеки такие домыслы от истинного облика смиренной Владычицы. Вся Царственность, все могущество Ее - в молитве. Она молится о нас - эти слезные, неустанные прошения Матери к Господу и Сыну Ее оказываются сильнее всякой мощи, какую только способны вообразить ум человеческий и разум ангельский. Пречистая Дева, Молитвенница наша, с тихими своими просьбами является как бы всемогущей, "много бо может молитва Матери ко благосердию Владыки".

"Матушкой-Заступницей" называет Богородицу русский православный народ. Поистине неисчерпаема и неиссякаема любовь Ее Материнская, всепрощающая и всеспасительная. По слову святого праведного Иоанна Кронштадтского: "Ни одно сердце человеческое не способно любить всех людей такою любовью, какою любит нас Матерь Божия. Только чистейшее сердце может любить всех людей, а чище сердца Ее у людей не было ни у кого.

Кому больше и заступаться за нас, кому больше и слушать наши молитвы, как не Матери Божией? Хотя Она теперь на Небе, во всей Небесной славе, но Она - от нас, с нашей грешной земли, жила здесь, как и мы, и тоже много испытала горестей; как же Ей не послушать, не заступить Своих?

Только не нужно, никогда не нужно забывать, что Она - Пресвятая и не любит беззакония. Призывающим на помощь Пречистую Деву - Сокровище чистоты и ангельского целомудрия - особенно нужно заботиться о сохранении чистоты сердца и жизни".

Да, величайшее благо обещала Пресвятая Богородица верным, говоря, что не плакать, а радоваться они должны Ее кончине. Воистину Преблагословенная Владычица "по Успении мира не оставила", Мать Христа Жизнодавца явилась Матерью Жизни вечной для неисчислимого сонма слабых людей, спасенных лишь благодаря Всемощному Ее Предстательству. Поистине благодатной "Лествицей в Небеса" явилась для нас гробница Ее, не удержавшая в себе Царицу Небесную. И ныне ликует Святая Церковь, торжествуя воцарение над миром Любвеобильной Матери-Заступницы, зовущей нас к вечному счастью и заботливо поддерживающей недостойных детей своих на скользких земных дорогах, помогая подняться споткнувшимся, вытаскивая падших из смрадных ям порока, даже из пропастей и бездн извлекая преступных, - была бы только у гибнущего человека добрая воля к покаянию. В великой радости духовной воспевают христиане: "И по смерти жива, спасаеши присно, Богородице, наследие Твое".

Пресветел праздник, высоко торжество Успения Матери Божией! Но увы! В нынешнем мире видим мы явления, способные обратить сладостнейший мед в горчайшую желчь, крылатое ликование - в тяжкую скорбь. Ибо смрадными волнами захлестывают и затопляют наше Отечество такие грехи, которые и называть-то постыдно в день празднества Пренепорочной Богоневесты.

Некогда Русь именовалась Домом Пресвятой Богородицы, взявшей Себе земными уделами Киев и Дивеево, обошедшей всю землю Русскую от края до края, хранившей и спасавшей от бед народ православный. А что теперь? Нет, не оскудели в России чудеса от Всемилостивой Владычицы, но каковы ныне эти знамения?

В российских храмах и монастырях одна за другой начинают источать слезы иконы Царицы Небесной, таких чудотворных образов насчитываются уже десятки. Что это - знамение милости или последнее предостережение? Русское Зарубежье поспешило оповестить весь свет о мироточении Иверского образа Богородицы, видя в этом предвестие благополучия, но так ли? Нынешний духовный мрак, окутывающий Россию, заставляет скорее думать, что Милосердная Владычица пытается предупредить народ о конечной гибели, если мы не успеем принести плоды покаяния, обратиться на путь Правды Божией. Подтверждением такого горького толкования новейших чудес может служить весть, которую еще в 30-х годах нынешнего века принес из Горнего Царствия умерший, а затем воскресший мальчик-болгарин. Во время совершения над его телом похоронного обряда этот ребенок вдруг сел во гробе и разразился безудержными рыданиями. Вот что он рассказал: "Когда я умер, то сразу же попал в те места, где мучаются грешники. Какие у них страшные лица - я не могу их забыть, а мук их не могу описать! Это так ужасно, что человек не может себе этого вообразить! Потом повели меня в райские обители, и я увидел Пречистую Матерь Божию, как Она молится за грешников и за весь мир. Лицо Ее сверкало неописуемой красотой, но было измученное, слезы градом катились по нему. Она сказала мне: ты не останешься здесь, ты вернешься на землю к людям. Скажи им, что они замучили Меня своими грехами. Я не в силах больше молиться за них. Я изнемогаю. Пускай они пожалеют Меня!"

Это бесхитростное, трогательное и бесконечно жуткое свидетельство воскресшего ребенка в те годы потрясло и заставило опомниться многих. Но вот и это беспримерное событие затерялось в потоке пустой информации, затопляющей духовно мертвую "цивилизацию". Горе человечеству, если оно так и не сумеет расслышать крик скорби Матери Божией! Но как же сочетается это? Как уразуметь несказанное счастье Богоневесты, и горькие Ее слезы, сияние славы Царицы Небесной, и усталость Ее Материнского сердца? Есть страшная тайна мироздания, тайна Жертвенной Любви Господней к нам, неблагодарным и нераскаянным грешникам. Для Всевышнего нет времени, в Его вечности - иные законы, недоступные нашему уму. Время тянется здесь, в искаженном древней злобой тварном мире. И от века до века, от грехопадения Адамова до Страшного суда, пока не окончательно повержено царство змия, длится мучительный миг Голгофской Жертвы. Век за веком, год за годом, пока движутся часы и летят минуты, продолжается Распятие Христово, продолжается стояние у Креста Пречистой Его Матери. Здесь и сейчас умирает Божественный Спаситель, омывая Кровью Своей наши грехи. Здесь и сейчас нечеловечески страждет Пресвятая Богородица, омывая слезами Своими наши преступления. И это мы, мы с вами - Их убийцы и мучители. Это мы своими пороками, хищными делами и помыслами снова и снова вонзаем острые гвозди в Пречистое Тело Богочеловека и в Пречистую Душу Богородицы.

"Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец" (Лк. 2, 35), - предсказал некогда святой Симеон Богоприимец Девственной Матери, державшей на руках Младенца Христа. Грозное это пророчество сбылось над Нею, когда грянул час Голгофский. Пока бездушные палачи стучали молотками, пронзая Тело Богочеловека, те же жесточайшие раны язвили душу Матери Его, сраспинавшейся Искупителю. Они распяты Оба, Божественные Сын и Мать, усыновившая в тот миг все человечество. От века до века терпят Они, Невинные, крестные муки за нас, виновных, отводя от нас чашу гнева, чашу Правосудия Господня. Но все множится человеческое беззаконие, приближая Небесное возмездие гибнущему миру, - не вечно долготерпение Всевышнего Судии, иссякает Кровь Распятого Христа Спасителя и даже Пречистая наша Заступница изнемогла в слезных мольбах о нас. Ужасающая весть, горестнейшее знамение! Так неужели и ныне не содрогнутся каменные наши сердца состраданием к Пресвятой Деве, плачущей о гибели душ наших? Неужели не устрашит наш помраченный разум и предвестие близкого Суда Божия, когда обнажится весь срам наших дел, слов и мыслей?! А ведь час этот может быть близок, ибо даже Матерь Жизни устала вымаливать нам прощение у Сына Своего и Господа!

Несчастная Россия, жестоко обманутая и низко обманувшаяся, ныне блуждает в духовных потемках. "Западный образ жизни", "потребительский рай" - та новая слащавая приманка, на которую поддался заблудший народ, оказалась новой сатанинской ложью, обернулась беснованием нищих дикарей вокруг долларового "золотого тельца". И даже многие из тех, кто не поддался грубым соблазнам наживы и вседозволенности, отвернулись от чистого источника святорусской веры ради лукавых иноземных ересей. Ярмарочные зазывалы из протестантских сект называют себя христианами, хвалятся знанием Священного Писания - и в то же время изрыгают хулу на Матерь Божию. Но вот слова евангельские, пророческая Боговдохновенная песнь Пресвятой Девы - "Отныне будут ублажать Меня все роды" (Лк. 1, 48), - то есть роды христианские, поколения верных, от которых отсекли себя протестанты богопротивными умствованиями. И еще страшнее: поистине демонские поругания смиренного величия Матери Божией со стороны изуверских общин "Богородичного центра" и "Белого братства", кланяющихся адским "женским ипостасям". И все это творится в России, в стране, столько раз спасавшейся от гибели лишь под Покровом Матери Божией!

Всем нам необходимо понять: уже на протяжении десятилетий, а может быть, и веков - конец этого мира, свершение Правосудия Божия над нераскаянным человечеством отодвигаются лишь по молитвам Всепрощающей Матери-Заступницы к Человеколюбцу Господу. Если бы не слезные прошения Пресвятой Богородицы, может быть, и мы с вами не успели бы родиться. Великая мудрость Святой Православной Церкви в том, как неустанно обращается Она к Матери Божией, как неотступно просит у Богородицы Пресвятых Ее молитв к Божественному Ее Сыну. Однако упрямым нечестивцам не может помочь и Премилосердная Царица Небесная.

Так что же нам делать? Трепетать перед надвигающимися бедствиями, оплакивать гибнущее Отечество, предаваться отчаянию, думая: уже поздно, мерзость запустения неотвратимо поглощает народ наш? Нет! Никогда не может быть "поздно" у Господа, Всемогущего и Всеблагого, объемлющего Вселенную Любовью Своею. Да, плакать должны мы, горько плакать и рыдать, - но не над нынешними невзгодами, и грозящими бедствиями, а над грехами своими, каждый очищая себя покаянием для дел любви христианской. За несколько дней покаяния народного помиловал Всещедрый Творец нечестивую Ниневию - так и от нас, если вернемся мы наконец на путь благочестия, отведет Спаситель невзгоды и бедствия по молитвам Пречистой Своей Матери.

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

В жалкой житейской суете, в нечистоте помыслов и малодушных страхах забываем мы с вами о главном, единственно важном для человека, - о вечности, о бессмертии, о спасении души. Постоянная память о том, что все мы покинем этот мир и предстанем пред Господом Правосудным, - вот что может сделать нас истинно мужественными, позволит нам освободиться от духовного оцепенения. Что рядом с неизбежной кончиной все эти нынешние "инфляции, стагнации и ваучеризации"! Самым страшным для человека кажется все-таки смерть, но и она для верных - порог несравненно лучшей и нескончаемой жизни. Пресветлый праздник Успения Божией Матери указывает нам верную "лествицу в Небеса", идущий по которой и в земной жизни обретает радостный мир своей душе.

А если кто хочет послужить ближним, народу, Отечеству, - что ж, пусть стремится по мере сил подражать Пресвятой Деве, ставшей Матерью-Заступницей всего человеческого рода. О том, какой являлась Чистейшая из людей на земле, святой Игнатий Богоносец повествует так: "У нас все знают, что Приснодевственная Матерь Божия исполнена благодати и всех добродетелей. Рассказывают, что Она в гонениях и бедах всегда была весела; в нуждах и нищете не огорчалась; на оскорбляющих Ее не только не гневалась, но благодетельствовала им; в благополучии кротка; к бедным - милостива; в благочестии - учительница и на всякое доброе дело наставница. Она особенно любит смиренных, потому что Сама исполнена смирения. В Ней видимо соединилось естество ангельское с человеческим".

Так прост и так светел образ Пренепорочной Богородицы и таким недостижимо высоким является Свет Ее для нас, недостойных?! Но благосклонно внимает Царица Небесная молитвам грешников кающихся, и не устрашат нас ни беды, ни скорби, ни жизнь и ни смерть, если решимся мы в искреннем желании исправления и спасения прибегнуть к заступничеству Пречистой Матери Божией, взывая: "Не отступим Владычице, от Тебе: Твоя бо раби спасаеши присно от всяких лютых". Аминь.