Опыт работы по формированию обж в условиях фгос. Презентация опыта работы по технологии формирования обж Опыт работы по обж в детском саду

МОУ Судогодская средняя общеобразовательная школа №2

Обобщение опыта работы преподавателя ОБЖ

Тема опыта: «Повышение заинтересованности учащихся в ходе изучения курса ОБЖ с использованием ИКТ»

г.СУДОГДА 2010г

Информация об опыте.

1. Условия возникновения и становления опыта.

Возрастание угроз безопасности жизни человека, приобретение ими комплексного характера, неблагоприятные условия внешней среды делают жизненно важным обучение школьников основам безопасности жизнедеятельности. Однако анкетирование обучающихся показало, что школьники предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» по степени значимости для дальнейшей жизни ставят на одно из последних мест среди школьных дисциплин, а некоторые считают его необязательным для изучения.

Проведенная диагностика самостоятельной познавательной активности показала, что высокого

уровня, характеризующегося ориентацией на установление источников, причинно-следственных

связей, осознанием интереса к предмету ОБЖ, достигают только 17% старшеклассников. Как

повысить заинтересованность ребят в изучении ОБЖ и, соответственно, их познавательную ак-

тивность на уроках?

Сегодня мы имеем новую реальность, в которой информационно-коммуникационные

технологии приобрели всеобъемлющий характер. В начале работы над избранной темой была

сформулирована гипотеза: «Как использование новых компьютерных технологий является сегодня

основой успеха и совершенствования в производстве и в экономике в целом, так и их применение

на уроках ОБЖ должно обеспечить успешное обучение школьников». Для использования

современных компьютерных технологий в обучении имеются широкие возможности. Школа, в

которой я работаю оснащена оборудованием и компьютерной техникой. Имеются 2 компьютерных класса, несколько кабинетов оборудованы мультимедийными комплексами. школьные компьютеры связаны локальной сетью. Обеспечен доступ во всемирную сеть. Около 70% старшеклассников имеют дома современные компьютеры и новейшее программное обеспечение, доступ в Интернет, что обеспечивает высокий уровень информационной грамотности.

2. Актуальность опыта.

Цель преподавания, представленная в опыте – формирование личности безопасного типа – является прямым социальным заказом общества. В процессе работы над темой опыта были выявлены следующие противоречия:

1) между отсутствием заинтересованности в изучении основ безопасности

жизнедеятельности у отдельных школьников и высокими требованиями программ по данному

предмету;

2) между традиционным подходом к организации и проведению уроков ОБЖ и широкими

возможностями использования современных компьютерных технологий, позволяющими повысить

эффективность преподавания предмета;

3) между беспечным отношением к вопросам безопасности некоторых школьников,

родителей и учителей и высокой значимостью культуры безопасного поведения в жизни.

Проблема заключается в разрешении указанных противоречий и состоит в совершенствовании преподавания ОБЖ, выявлении возможностей позитивного изменения познавательной активности учащихся в обучении на основе повышения их потребности в знаниях через применение современных компьютерных технологий.

3. Ведущая педагогическая идея опыта:

организация таких форм, способов и приемов

учебной деятельности школьников на уроках ОБЖ, которые реально способствуют повышению и

сохранению учебной мотивации учащихся, позитивным изменениям их познавательной активности

и обеспечивают более качественный уровень их образованности и обученности.

4. Теоретическая база опыта включает:

– общетеоретические положения о развитии познавательного интереса личности в обучении

(Н.Ф. Добрынин), мыслей, помыслов, проявлений умственной и эмоциональной активности

обучающихся (С.Л. Рубинштейн);

– теорию познавательной активности человека и познавательной активности в обучении

(Д.Б. Годовикова, Т.М. Землянухина, М.И. Лисина, Г.Ц. Молонов, З.Ф. Чехлова, Т.И. Шамова, Г.И.

– концепции развивающего обучения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, И.С. Якиманская, Г.К.

Селевко), деятельно-ориентированного обучения (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина,

В.В. Гузеев), проблемного обучения (М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, Р.И. Малафеев).

Активизация познавательной деятельности есть процесс и результат стимулирования

активности школьников. Под активностью ребенка в учебном процессе подразумевается такой вид

деятельного отношения, который характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной

потребностью к усвоению знаний и умений, результативностью и соответствием социальным

нормам. Селевко Г.К. отмечает, что такого рода активность является следствием

целенаправленных идеологических воздействий и организации соответствующей педагогической

среды. Т.И. Шамова убедительно доказывает, что эффективность обучения находится в пря-

мой зависимости от уровня активности ученика в познавательной деятельности, степени его

самостоятельности в этом процессе. Активность школьников в учении обеспечивает развитие их

творческих возможностей, новых познавательных потребностей, навыков познавательной

деятельности. Включение школьников в учебно-познавательную деятельность по достижению

целей обучения обеспечивается с помощью средств активизации, в качестве которых выступают

Деятельно-ориентированный подход к пониманию активности обуславливает необходимость

пробуждать познавательную активность у учащихся непосредственно на уроках. В опыте, опираясь

на принципы деятельностного подхода, разрабатываются методические приемы, позволяющие

превратить ученика из пассивного слушателя в деятельностного участника урока. Активное

взаимодействие (сотрудничество) учителя и ученика должно инициировать у обучающегося

процесс самовыражения и саморазвития, при котором определяющая роль в развитии переходит от

внешних детерминантов к внутренним мотивам, что как раз и является наиболее ценным.

5. Степень новизны опыта

состоит в рационализации, усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда при использовании информационных технологий и повышении на этой основе эффективности обучения основам безопасности жизнедеятельности, повышении интереса к предмету, формирование осознанной потребности к усвоению знаний и умений. В преподавании ОБЖ применение компьютерных технологий, несмотря на достаточную техническую оснащенность школ, – явление редкое. Опыт показывает, что даже при отсутствии готовых мультимедийных пособий преподаватель ОБЖ имеет широкие возможности для использования компьютерных технологий. Хотя сейчас на рынке современных технологий появляются электронные продукты:

МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ по действиям населения в чрезвычайных ситуациях. CD

1 Методика и база данных для переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов структур управления объектового и местного уровня. CD

2 МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ по оказанию помощи пострадавшим в ДТП CD

3 Сборник образцов документов по созданию и обеспечению функционирования органов РСЧС и ГО муниципальных образований и организаций. в формате MS Word, компакт-диск (CD)

4 Сборник образцов планирующих и отчетных документов для структурных подразделений по делам гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в формате MS Word, компакт-диск (CD)

ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

5 Предупреждение и ликвидация ЧС. CD

6 Экономические механизмы управления рисками ЧС. CD

7 Надежность технических систем и техногенных рисков. CD

8 Действия при авариях на химически опасных объектах. CD

9 В области снижения рисков и смягчения последствий землетрясений. CD

10 В области снижения рисков и смягчения последствий лесных пожаров. CD

11 В области снижения рисков и смягчения последствий пожаров и взрывов. CD

12 В области снижения рисков и смягчения последствий наводнений. CD

КОМПЬЮТЕРНАЯ ОБУЧАЮЩАЯ ПРОГРАММА

13 Безопасность на улицах и дорогах. CD

14 Как Иван-Царевич подземного змея победил. CD

УЧЕБНЫЙ ВИДЕОФИЛЬМ

15 Порядок эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы. CD 16 Средства и способы защиты населения. CD

17 Действия сил ГО при ликвидации последствий ЧС. CD

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ

18 Профессия - спасатель. CD

19 Пленник подземелья. CD

20 Глубина. CD

ЭЛЕКТРОННОЕ ИЗДАНИЕ ПО КУРСУ ОБЖ

21 Для 8 –го класса. CD

22 Для 9–го класса. CD

23 Для 11–го класса. CD

24 Учебное пособие для 10 класса общеобразовательных учреждений с мультимедийным учебным пособием на CD

25 Для обучения детей в диалоговом режиме для 5-го класса. CD (тесты по ОБЖ)

26 Для обучения детей в диалоговом режиме для 6-го класса. CD (тесты по ОБЖ)

27 Для обучения детей в диалоговом режиме для 7-го класса. CD (тесты по ОБЖ)

28 Для обучения детей в диалоговом режиме для 8-го класса. CD (тесты по ОБЖ)

29 Для обучения детей в диалоговом режиме для 9-го класса. CD (тесты по ОБЖ)

30 Для обучения детей в диалоговом режиме для 10-го класса. CD (тесты по ОБЖ)

31 Для обучения детей в диалоговом режиме для 11-го класса. CD (тесты по ОБЖ) КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРА

32 Действия при угрозе и возникновения пожаров. CD

МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЙ ФИЛЬМ

33 Спасик и его команда. Правила безопасного поведения в быту. DVD МУЛЬТИМЕДИЙНОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

34 Безопасность жизнедеятельности для студентов учреждений среднего профессионального образования CD

ЛИТЕРАТУРА по ГО, ЧС и ПБ

35 «Настольная книга руководителя структурного подразделения (работника) ГОЧС» (организация работы по ГОЧС в соответствии с современными требованиями, 2008г., 592с.)

36 Брошюра «Всё о нештатных аварийно-спасательных формированиях»

37 Журнал планирования и учета занятий и программа обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований (для руководителя учебной группы, командира нештатного АСФ)

38 Учебно – методическое пособие для проведения занятий с работающим населением в области ГО, защиты от ЧС, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (2007г., 278с.) 39 «Обучение работающего населения в области гражданской обороны и защиты от ЧС» Программа обучения (2006г.), методические рекомендации и конспекты лекций (2006г., 312 с.)

40 Журнал планирования и учета занятий и программа обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций работающего населения (для руководителя учебной группы по ГОЧС)

6. Технология опыта

Целью активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации или

ее спрессовывание, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения,

включения в него учащихся на уровне не только интеллектуальной, но и личностной позиции.

Система средств активизации учения школьников будет обеспечивать организацию учения как

мотивированного, целенаправленного, самоуправляемого процесса, если она будет отвечать

следующим требованиям:

Пробуждать внутреннюю мотивацию учения на всех его этапах;

Стимулировать механизм ориентировки учащихся, обеспечивающий целеполагание и

планирование предстоящей деятельности;

Обеспечивать формирование учебных и интеллектуальных умений школьников по

переработке учебной информации;

Стимулировать их физические и нравственно-волевые силы по достижению учебно-

познавательных целей;

Обеспечивать самооценку учебно-познавательной деятельности в ходе процесса учения на

основе самоконтроля и самокоррекции.

Исходя из этого, задача учителя не просто дать базовые знания обучающимся, но и

направить их действия на самостоятельное освоение знаний. Применить такие методы и приемы

обучения, которые сделают урок насыщенным и занимательным, вызовут интерес у школьников к

учебному предмету, будут способствовать созданию положительной эмоциональной обстановки

учения, развитию способностей обучающихся. Современные информационно-компьютерные

мыслительную деятельность школьников, повысить познавательный интерес и, в конечном счете,

добиться успешности каждого ученика в процессе изучения курса ОБЖ.

Поставленная цель определяется предназначением школьного курса ОБЖ: воспитание

личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности

жизнедеятельности, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти

проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества.

Для достижения цели были поставлены задачи:

1) внедрение ИКТ в процесс преподавания курса ОБЖ: создание системы уроков,

презентаций, заданий, дидактических материалов, обеспечивающих высокое качество

преподавания;

2) создание ситуации успеха для каждого ученика на каждом занятии;

3) создание системы мониторинга качества обучения старшеклассников основам безопасности

жизнедеятельности.

Проблема совершенствования преподавания предмета решается на основе деятельностного

подхода, принципов целенаправленности, научности, систематичности и последовательности, а

также наглядности, доступности, связи обучения с жизнью, воспитывающего и развивающего

обучения. Реализация данных принципов позволяет научить школьников умению анализировать,

обобщать, выделять главное, сравнивать, систематизировать и делать самостоятельные выводы,

применять полученные знания по основам безопасности жизнедеятельности в ситуациях

повседневной жизни.

Для решения поставленных задач применялись методы:

По степени активности познавательной деятельности: объяснительный, иллюстративный,

частично-поисковый, исследовательский;

По источнику получения знаний: словесные, наглядные, практические;

По форме взаимодействия: индивидуальные, групповые, фронтальные;

По приоритету средств: визуальные, вербальные, компьютерные;

По характеру учебной деятельности: игровые, поисковые, проблемные.

Первые опыты применения компьютерных технологий сводились в основном к

проведению уроков изучения нового материала в форме лекции-визуализации с использованием

мультимедийного проектора. В ходе лекции демонстрировался специально подобранный видеоряд

из текстов, схем, диаграмм, рисунков, фрагментов видеофильмов, звуковых и фотодокументов. Уже

эта форма работы показала, что использование компьютерных технологий действительно

стимулирует познавательную активность учеников, благодаря преимуществам, которые сегодня

общеизвестны (прил. № 2).

На различных этапах урока в форме лекции-визуализации применение ИКТ способствовало

позитивным изменениям познавательной активности старшеклассников.

Начало урока. Применение ИКТ позволило повысить исходную мотивацию урока с

помощью демонстрации на экране ярких плакатов, эпиграфа к уроку, цитаты, посвящения,

фотографий с проблемными вопросами, короткого видеоролика, показывающего связь изучаемого

начинается с демонстрации (еще до начала урока) плакатов организации « Врачи для жизни». Более

четким и незатянутым стал и организационный момент, поскольку при объявлении темы урока,

формулировке учебных задач, нет необходимости писать все это на доске. Текст вставлен в слайды

презентации (прил. №3: слайд 6).

Проверка домашнего задания. Так как уроки-лекции проводятся в начале изучения темы

раздела, и новый материал логически не связан с предыдущим, то традиционная проверка

домашнего задания не целесообразна. Для таких уроков 2-3 ученика получают опережающие

задания. Они готовят короткие сообщения и иллюстрирующие их слайды презентации, которые

затем включаются в урок. Мотивационный и познавательный эффект от такой формы домашнего

задания намного выше.

Изучение нового материала. Созданные программными средствами презентации к урокам

(прил. №4), позволяют вовлечь учеников в объяснение нового материала. Попросить дать

определение, опираясь на демонстрируемый текст. Или, например, назвать по схеме,

демонстрируемой на экране, на какие группы делятся средства защиты (прил. №3: слайды 7,8).

Изложение отдельных вопросов полностью поручается одному или нескольким ученикам. Так,

например, по слайду, где показан состав ОЗК и описание его составных частей, кто-то из ребят

излагает данный вопрос классу, и это не требует предварительной подготовки (прил. №3: слайд 9).

Сообщения по более сложным вопросам готовятся дома.

Демонстрация таблиц и схем, которых нет в учебнике, и привлечение учеников на уроке к их

анализу, формулировке выводов позволяют развивать навыки самостоятельного мышления.

Например, по таблице «Защитные свойства противогазов» (прил. №3: слайд 10) надо

проанализировать, как изменится время защитного действия ГП-5 с ДПГ-1 и как с ДПГ-3. От

частных выводов ученики подводятся к общему: оно увеличивается. Тогда задается вопрос: что это

за ДПГ, для чего они применяются? По тексту слайда ученики без затруднений дают ответы. На

следующий проблемный вопрос: что у ДПГ внутри и как их использовать, - дает ответ учитель.

Более динамичным и насыщенным стал темп урока, появилась возможность полнее,

понятнее и эмоциональнее (благодаря постоянной визуализации) освещать учебные вопросы,

создавать проблемные ситуации.

Одним из приемов активизации познавательной активности стало составление учениками

опорного конспекта (прил. №5). Составленные на компьютере и распечатанные бланки раздаются

для заполнения ученикам. Побуждающим мотивом становится и то, что составление конспекта

оценивается как вид работы. При этом, как правило, применяется взаимопроверка. Основная

функция опорного конспекта – не столько организовать воспроизведение материала, сколько

предложить ученику стать активным участником урока. Задачей такого конспекта является

руководство всеми видами познавательной деятельности учащихся, развитие наблюдательности,

мышления, практических действий, что отвечает главной цели развивающего обучения –

направленности на общее развитие школьников и индивидуальных способностей личности.

Первичное закрепление изученного материала. Ускорение благодаря использованию ИКТ

темпа урока позволило организовать первичное закрепление каждого учебного вопроса быстрым

фронтальным опросом. Вопросы для закрепления высвечиваются на экране, что снимает завесу их

непредсказуемости для ученика, дает время подготовиться к ответу на следующий вопрос.

Ситуацию успеха создает то, что при неправильном ответе, ученик может его исправить по слайду

с иллюстрацией, который возвращается на экран (прил. №3: слайды 11, 12).

Демонстрация на экране заданий и алгоритма их выполнения при закреплении изученного

материала в форме самостоятельной или практической работы, позволяет избежать лишних

объяснений и формировать умения школьников по переработке учебной информации. Например,

чтобы закрепить знания о подгонке противогаза, предлагается составить таблицу, запомнив

опорные позиции, затем измерить свой охват головы, по таблице определить требуемый размер,

результаты занести в конспект (прил. №3: слайд 13, прил. №4.4).

При необходимости закрепить материал, содержащий много цифровых данных,

используется такой прием. Например, необходимо запомнить боевые характеристики автомата

Калашникова (прил. №4.6). Соответствующая таблица показывается на экране. После подробного

объяснения она скрывается, и характеристики АКМ предлагается по памяти занести в опорный

конспект (прил. №5). Когда ученики выполнят задание, на экране снова демонстрируется таблица.

Организуется взаимопроверка.

Если выполняются задания в форме составления схем, таблиц, один из учеников выполняет

задание на компьютере учителя с последующей демонстрацией классу и обсуждением.

Итоговое закрепление. Практика показала, что наибольший эффект для поддержания

познавательного интереса дает итоговое закрепление в форме тестирования (прил. №3: слайд 14).

Оптимальное решение – тест из 5 вопросов, акцентирующих внимание на главных моментах.

Оценка результатов - по количеству верных ответов. Затрачиваемое время - 2-3 минуты. Задания

выводятся на экран или все сразу, или поочередно каждое через 30-40 секунд. После их выполнения

на экране демонстрируются правильные ответы. Проверка проводится в форме самоконтроля,

нечестность при этом встречается очень редко.

Подведение итогов урока. При подведении итогов урока применение ИКТ позволяет:

Кратко напомнить содержание изученного материала, включив презентацию урока в

автоматическом режиме, когда на экране быстро чередуются слайды, уже знакомые ученикам;

Использовать электронный журнал «рабочее место учителя» (прил.

№3: слайд 15), вызвать мотивы состязательности, показывая оценки за работу на экране;

Включить в презентацию урока домашнее задание и напутствие, запоминающееся

непроизвольно (прил. №3: слайды 16-17).

Самоанализ уроков показал необходимость составления технологической карты

использования ИКТ на уроке (прил.№6). Составление такой карты для урока-лекции сразу выявило

преобладание фронтальных методов работы, получения знаний учениками в готовом виде,

недостаточность их самостоятельности, а также то, что ИКТ использует в основном учитель, а не

ученик. Но, с другой стороны, ИКТ дают возможность изучить больший по объему материал и

выиграть время для выполнения творческих работ. Встал вопрос о том, что для активизации

познавательной активности старшеклассников на основе применения ИКТ, нужно обеспечить

самостоятельную работу ученика на компьютере. При этом было учтено, что уроки ОБЖ имеют

специфику как в методическом, дидактическом, так и технологическом аспектах. Учебный

материал курса базируется на нормативных актах, инструкциях, которые не дают простора для

творчества, а требуют буквального исполнения. Оценка возможностей использования учениками

ИКТ на уроке ОБЖ выявила, что они заключаются в следующем:

Свободный поиск Интернет-ресурсов по заданной теме;

Изучение конкретного Интернет-ресурса по указаниям учителя;

Использование Интернет-ресурса в качестве дидактического средства;

Работа с мультимедийным учебником (только для 10 класса);

Выполнение практических заданий с оформлением результатов в различных приложениях

Microsoft Office;

Компьютерное тестирование.

Реализация этих возможностей проходила в «пошаговом» режиме.

Шаг 1. Определено, какие уроки целесообразно проводить в форме лекции-визуализации - в

начале изучения новой темы программы (15% уроков).

Шаг 2. Стали проводиться уроки-семинары, построенные на основе предварительно

подготовленных учениками дома докладов с презентациями к ним, их обсуждении. Эта форма

предполагает самостоятельное получение знаний через поиск материалов в Интернет-ресурсах и

дает возможность реализовать творческие способности через наглядное предъявление результатов

своей работы. Но предъявить эти результаты на семинаре могут максимум 8-9 учеников, остальные

вовлекаются в работу через анализ и оценку работы товарищей.

Шаг 3. Налажено межпредметное сотрудничество с учителями информатики. Это позволило

на уроках информатики, если не имеет принципиального значения содержание обрабатываемой

информации, предлагать ученикам задания, логически связанное с изучаемым материалом по ОБЖ.

Например, при выполнении практической работы по теме «Составление таблицы» в 10 классе

предлагается составить таблицу «Победные дни России» или «Характеристика инфекционных

болезней». Темы заданий были сформулированы совместно с учителями информатики.

Шаг 4. Стало увязываться изучение теоретического материала на уроке ОБЖ и выполнение

на базе этого материала практических заданий на уроке информатики не по одной теме, а по блоку

уроков. Такое совмещение проводится при изучении по информатике разделов «Обработка

текстовой информации», «Обработка графической информации», «Технология разработки

мультимедийных проектов». В результате появились проекты «Полезна ли жвачка?», «Терроризм –

глобальная проблема человечества», «Загрязнение атмосферы», «Как защититься от воров» и

другие.


Шаг 5. Проведение интегрированных уроков ОБЖ и информатики (прил. №№ 4.1, 4.2).

Шаг 6. Работа над созданием электронной библиотеки по предмету. Библиотека

структурирована тематически, и по каждому разделу курса ОБЖ содержит презентацию лекции,

учебный текст, дополнительные и справочные материалы, графические изображения,

нет. В ходе работы добавляются цифровые копии документальных и учебных фильмов, звуковые и

музыкальные ресурсы, тематические электронные игры, электронные продукты, созданные

учениками. Привлечение учеников к пополнению электронной библиотеки помогает развивать их

умение самостоятельно планировать, оценивать и корректировать свою деятельность.

Шаг 7. Проведение уроков ОБЖ в компьютерном классе. Организационно это возможно,

когда один из компьютерных классов свободен, или на информатике изучается тема, не требующая

применения компьютерной техники. Перемещение урока ОБЖ в компьютерный класс позволило в

полном объеме реализовать выявленные возможности использования учениками ИКТ для

повышения их познавательной активности. Вместе с учителями информатики были проработаны

различные варианты организации деятельности учеников на уроке, в учебном процессе стали

применяться следующие.

1. Урок на основе самостоятельной работы учащихся с мультимедийным учебником для 10

класса . Каждый учащийся на уроке за индивидуальным компьютером изучает новую тему,

проходя ее в собственном темпе и получая итоговую оценку работы. Более сильные ученики

получают дополнительные задания. Контроль осуществляется через составление конспекта,

выполнение компьютерных заданий и компьютерное тестирование.

2. Комбинированный урок, сочетающий рассказ преподавателя с самостоятельной работой

учеников. После изложения учителем нового материала ученики за компьютерами работают над

отдельными вопросами, с дополнительной информацией и выполняют задания на компьютере.

3. Урок на основе индивидуального изучения конкретного Интернет-ресурса по

методическим указаниям учителя (прил. №7).

4. «Диагональная схема» урока. Класс разбивается на три – пять групп. Каждой из них

дается задание на урок, включающее и 10-12 минут самостоятельной работы с компьютером. Пока

одна группа работает на компьютерах, остальные заняты другими формами работы, в том числе и с

использованием печатных учебников.

5. Урок на основе групповой работы. Несколько групп за компьютерами, связанными

локальной сетью, изучают различный материал по заранее подготовленным преподавателем

инструкциям. Ученики каждой группы готовят выступление по результатам проделанной работы,

сопровождая его показом иллюстративного ряда.

6. Урок на основе использования Интернет-ресурса в качестве дидактического средства

(прил. №8). Большую часть урока ученики работают с компьютерной информацией по карточкам-

групповой схеме. Составляют схемы, таблицы, диаграммы, выполняют полученные задания и

результаты работы оформляют, используя различные приложения Microsoft Office.

Проведение уроков в компьютерном классе позволило создать систему мониторинга уровня

знаний с помощью тестовых сред. Были созданы тесты для проверки знаний по уроку, по теме и по

разделу (прил. №9). Задания составлены на основе шаблонов в программе Excel и специальной

программы для составления тестов. Для тестирования предлагаются задания разных типов: тест с

выбором одного или нескольких вариантов ответа из предлагаемого набора; задания на приведение

в соответствие таблиц, в которых ячейки правой колонки нужно привести в соответствие с

ячейками в левой; выбор термина, соответствующего определению или описанию из

предложенного программой набора или вариант, когда ученик должен сам впечатать термин в

соответствующее окно (прил. №3: слайды 18-21; прил. №4).

Наибольший эффект для повышения познавательной активности ребят дает тестирование с

включением анимационных и звуковых эффектов, соответствующих правильному или неправиль-

ному ответу (прил. №3: слайды 21-22). Образцом для него послужили тесты из мультимедийного

учебника «История России. ХХ век». Такие анимированные тесты применяются на итоговом

тестировании по разделу, когда проверяются знания большого по объему материала. Это позволяет

снизить напряженность и создать положительный эмоциональный фон при выполнении заданий.

Тестирование проводится как в начале урока по предыдущей теме, так и в завершении

изучения нового материала. Мгновенная оценка работы ученика компьютерной программой решает

несколько проблем. В том числе объективности контроля, закрепления знаний, создания ситуации

успеха, поскольку при неудовлетворительном результате ученику предлагается самостоятельно

восполнить пробелы в знаниях, отыскав правильные ответы.

В заключение необходимо отметить, что применение компьютерных технологий

способствует решению еще одной задачи - повышению общей информационной культуры

учеников, которая сегодня является не только важнейшим фактором успешной профессиональной и

непрофессиональной деятельности, но и одним из условий социальной защищенности личности в

информационном обществе.


7.Результативность опыта

Для определения результативности опыта были выделены критерии:

Уровень обученности (успеваемость и качество знаний учащихся);

Отношение учащихся к изучению ОБЖ;

Уровень мотивации учения;

Уровень познавательной активности.

Изучение этих показателей проводилось на этапе обучения школьников в 9-11 классе с 2007-

2008 учебного года.

Проведенный анализ уровня обученности за три года, позволяет заключить, что при

стабильной 100%-й успеваемости уровень качества знаний старшеклассников повысился с 87,8 до

Таблица 1. Динамика уровня обученности учащихся 9- 11 классов за три года


Учебный год

2007-2008уч.год

2008-2009уч.год

2009-2010уч.год

Уровень успеваемости

100%

100%

100%

Уровень качества знаний

87,8%

91,7%

93,2%

Диагностика изменения отношения учеников к предмету проводилась с помощью теста-

рисунка «Твое отношение к уроку ОБЖ». Результаты сведены в таблицу 2, из которой виден рост

положительного отношения к ОБЖ при сокращении нейтрального и отрицательного.

Таблица 2. Динамика изменения отношения к предмету ОБЖ за три года

Для оценки уровня мотивации и познавательной активности старшеклассников был

использован диагностический метод мотивации учения и эмоционального отношения к учению

основанный на опроснике Ч.Д. Спилберга (модификация А. Д. Андреевой, 1987г.), направленный

на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева. Было проведено два среза.

Во время 1 среза тестировались 35 выпускников 9-х классов в 2007-2008учебном году, во время 2

среза, через два года, в 2009-2010 учебном году протестированы 33 выпускника 11-х классов. По

полученным данным учащихся можно разделить на 5 групп с различным уровнем мотивации.

Сравнительный анализ уровня мотивации школьников на 1 и 2 срезах показывает, что у учащихся

происходят значимые сдвиги в сторону позитивного отношения к учению. Изменения можно

проследить в таблице 3.

Таблица 3. Динамика изменения уровня мотивации к учению



Уровень

мотивации



Характеристика уровня мотивации

1 срез
уч. год

2 срез
уч. год

1-й уровень

продуктивная мотивация с выраженным

преобладанием познавательной мотивации учения

и положительным эмоциональным отношением

к нему






2-й уровень

продуктивная мотивация, позитивное отношение

к учению


28,3 %

35,8 %

3-й уровень

средний уровень с несколько сниженной

познавательной мотивацией



38,3 %

36,7 %

4-й уровень

сниженная мотивация, переживание «школьной

скуки», отрицательное эмоциональное отношение

к учению


20 %

16,7 %

5-й уровень

резко отрицательное отношение к учению

8,3 %

0 %

Анализ качественных показателей проведенных срезов, одним из которых была

познавательная активность, выявил по тем же тестируемым группам учащихся изменения, которые

можно проследить в таблице 4.

Таблица 4. Динамика уровня познавательной активности

Результаты свидетельствуют о достаточной эффективности реализуемых приемов и методов

обучения, направленных на воспитание личности безопасного типа, обеспечение успешного

обучения школьников ОБЖ на основе применения современных компьютерных технологий,

создание условий для самореализации школьников в учебной деятельности.

На основе анализа результатов проведенной работы были сделаны следующие выводы:

– познавательная активность учащихся на уроках ОБЖ к 11 классу в течение трех лет

изменяется, что объясняется превращением ученика из объекта учебного процесса в его субъект

посредством применения ИКТ в процессе обучения;

– применение ИКТ способствует достижению высоких результатов в развитии

познавательной активности в процессе обучения;

– использование ИКТ в организации учебной деятельности старшеклассников способствует

активизации процессов саморазвития и самообразования школьников, позволяет добиться

успешности каждого ученика в процессе изучения курса ОБЖ.

Дальнейшая работа по теме опыта может быть развернута в следующих направлениях:

– теоретическая разработка и практическое обоснование педагогических условий актуализации

интеграции деятельности учителя и ученика с целью повышения результативности учебного

процесса;

– изучение возможности применения образовательной технологии ТОГИС (В.В. Гузеев) в

процессе преподавания школьного курса ОБЖ.

Библиографический список

1. Волнистова, Т.В. Актуализация познавательной деятельности учащихся в ходе применения

компьютерных образовательных программ //Инновации в образовании. – 2002.– № 4.– с. 12–23.

2. Гузеев, В.В. Интегральная образовательная технология/ В.В. Гузеев. – М.: Знание, 1999. –

3. Гузеев, В.В. Методы обучения и организационные формы уроков/ В.В. Гузеев. – М.:

Знание, 1999.– 120 с.

4. Гурьев, С.В. Использование компьютера как инструмента образовательного

процесса//Первое сентября. – 2004. – №11. – с.4–5.

5. Кателл, Дж. П.. Виртуальное обучение//Информатика и образование. – 2002. – №11. – с.12–

6. Мак Квайл, Д. Теория массовых коммуникаций/ Д. Мак Квайл – М.: ОЛМА-ПРЕС, 2003. –

7. Медведев, А.Н. Методика разработки тестов в электронной таблице//Информатика. – 2005.

– № 7. – с. 18-26

8. Розов, Н. Х. Некоторые проблемы методики использования информационных технологий

и компьютерных продуктов в учебном процессе средней школы.//Информатика. – 2005.– № 6. – с.


9. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникативных

средств [Текст] / Г.К. Селевко. - М. : НИИ школьных технологий, 2005. - 208 с.

10. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст] : в 2 т. – М. : НИИ

школьных технологий, 2006. – (Энциклопедия образовательных технологий). Т. 1. – 816 с. Т. 2. –

11. TeachPro: Основы безопасности жизнедеятельности: мультимедийное учебное пособие

для 10 кл. общеобр. учр. / М.А. Шахраманьян__________, М.П. Фролов; под общей ред. С.К.Шойгу, Ю.Л.

Воробьева, М.И. Фалеева. – М.: Федеральный центр науки и высоких технологий ВНИИ ГОЧС

МЧС России, 2002. – 335 с.

12. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников/ Т.И. Шамова. – М.: Педагогика, 1982. –

13. Якиманская, И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной

Елена Завалишина
Опыт работы «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»

«Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста »

(опыт работы )

Завалишина Елена Викторовна

воспитатель

Муниципального казенного

Дошкольного образовательного

учреждения Детский сад №2

комбинированного вида.

с. Красногвардейское

Красногвардейский район

Ставропольский край

Актуальность и перспектива опыта

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья детей и взрослых , обеспечение подрастающего поколения. Актуальность данной темы - обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения , приобретения ими опыта безопасного поведения в быту , в природе, ухудшением состояния здоровья дошкольников , важностью целенаправленной деятельности в этой области родителей и работников ДОУ . Вот почему меня заинтересовал этот вопрос. Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность. Определить, правильно или неправильно ведёт себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять беспрекословно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность . Эти правила следует разъяснить детям подробно, а затем следить за их выполнением. А чтобы детям было интересно воспринимать данные правила педагог должен быть сам с ними знаком, уметь преподнести материал доходчиво, соответственно возрасту , эмоционально, постепенно вовлекая детей в мир азбуки безопасности .

Определив тему опыта , его основную идею , я наметила главную цель работы :--- обучение ребенка правильному поведению дома, на улице, на дороге, в транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными, острыми, колюще-режущими предметами, животными и ядовитыми растениями; --становление у детей дошкольного возраста экологической культуры, ценностей здорового образа жизни .

Исходя из этого мною были поставлены задачи :1. Ознакомление детей с простейшими способами безопасного поведения в разнообразных опасных ситуациях. 2. Развитие осознанности и произвольности в выполнении основных правил безопасного поведения в быту , на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми. 3. Обогащение представлений детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми. 4. Формирование у дошкольников культуры здорового и безопасного образа жизни . 5. Формирование знаний о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

Моя система работы создана на основе программы Н . Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной «» , методических пособий К. Ю. Белой «Как обеспечить безопасность дошкольника » ,«Приобщаем и моих собственных наблюдений, моего опыта работы с дошкольниками . Изучив данную литературу, я пришла к выводу, что формирование сознательного поведения - это процесс длительный. Работа по обучению основам безопасности должна быть систематичной. Для того, чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия. Дети должны получить систематизированные знания, ощутить себя частью окружающего мира. Для того чтобы самой быть более компетентной в данном вопросе темой моего самообразования является «Безопасность дошкольника » .На основе изученного материала, полученных знаний, приобретенных навыков у меня появился интерес и возможность организовать кружковую работу с детьми . Цель работы кружка «Азбука безопасности » научить детей выполнять главные правила безопасного поведения ;Безопасности формула есть :

Надо видеть, учесть, предвидеть,

По возможности все избежать,

А где надо, на помощь позвать.

Практическая часть

Подготовительную работу с детьми по ознакомлению с правилами безопасности я начала с обеспечения материально-технической базы :Материально-техническая база МКДОУ Детский сад № 2 соответствует санитарным нормам, педагогическим требованиям, современному уровню образования. группе создан, оснащен и пополняется центр «Уголок безопасности » , в котором в достаточном количестве имеется разнообразное оборудование, пособия, игры и др. Все материалы периодически обновляются и доступны детям в любое время. Моя система работы рассчитана на 4 возрастных периода - от младшей группы до подготовительной. Все занятия и виды деятельности подразделены на разделы :

«Один дома» ;

«Будем здоровы» ;

«Другие люди – кто они» ;

«Азбука дорожного движения» ;

«Мы и природа» .

И находят воплощение в детских видах деятельности : игре, рисовании, рассматривании специальных картинок, фотографий, схем, таблиц. Систему представлений детей о безопасном поведении обеспечивали занятия, экскурсии, презентации, итоговые мероприятия. Весь материал подобран с учётом возрастных особенностей дошкольников . Для того, чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. Работа должна быть систематической. И еще одно важное требование : детям недостаточно только теоретических знаний, они должны применять их на практике.

На первом этапе я старалась заинтересовать детей , уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности жизнедеятельности . Выяснить уровень сформированности знаний и умений о правилах безопасного поведения . Одновременно, мною, проводилась работа с родителями , с целью оценки актуальности проблемы безопасности жизнедеятельности их детей и целесообразностью проведения специально организованных занятий по ОБЖ. В форме анкетирования , индивидуальных бесед и консультаций.

На втором этапе я старалась претворить эти правила в жизнь детей , показывала возможные их проявления в различных жизненных ситуациях , тренировала дошкольников в умении применять эти правила в экстремальных ситуациях.

На третьем этапе на основе усвоенных знаний и умений происходило осознанное применение практических действий в различных ситуациях. Основываясь на возрастных особенностях дошкольников , мной были разработаны основные направления по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей .

Так в разделе «Один дома» знакомила детей с предметами домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для них. Используя тематические беседы, рассматривание иллюстраций, изготовление макетов, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций. Большое значение уделяла ознакомлению детей с правилами пожарной безопасности , проводили тренировочные занятие по эвакуации детей из здания детского сада, посещение Пожарной части, с целью ознакомления с профессией пожарного, рассматривания специального пожарного снаряжения, пожарной машины. В группе создан «Островок безопасности » , оснащенный различными наглядными пособиями для детей . Благодаря дидактической игре «Опасная ситуация» у детей сформировались представления о предметах, которыми пользоваться детям категорически запрещается. Проводила беседы : «Наши помощники-электроприборы!» , «Острые, колючие!» , «Запомните детки, таблетки - не конфетки!» . Особенно интересно и поучительно для детей проходят просмотры видеофильма «Уроки осторожной тетушки Совы» , практические занятия «Учимся правильно вырезать» , «Заправляем иголку ниткой» . И если теоретические знания мы можем обеспечить в детском саду, то их практическое применение ложится на плечи родителей, проводя родительское собрание «Безопасность детей младшего дошкольного возраста » я старалась сформировать готовность родителей к сотрудничеству с педагогами детского сада по проблемам развития у детей навыков безопасного поведения .

Одним из направлений работы «Будем здоровы» является формирование валеологической культуры, начиная уже с младшего дошкольного возраста . Однако в группы дошкольного учреждения поступают дети, отнесённые к разным группам здоровья, с разным уровнем развития культурно-гигиенических навыков, уровнем сформированности валеологической культуры в семье. Одной из главных задач в младшем дошкольном возрасте является привитие стойких культурно - гигиенических навыков. С малышами мы «учили Хрюшу умываться» , одевали куклу Катю на прогулку, на практических занятиях особое внимание уделяла формированию практических умений и навыков соблюдения правил гигиены.

Дети постарше на занятиях в этом блоке получали элементарное представление о строении и функциях внутренних органов. Разобрались в игровой форме , в том, что происходит у них в организме. В ходе занятий : «Чтобы глаза видели, а уши слышали» , «Чтобы здоровой была кожа» дети поняли биологический смысл основных гигиенических процедур. Дошкольники учились проводить эксперименты и упражнения : прислушивались к работе сердца , определяли и объясняли ощущения, их причины, развивали навыки наблюдения, культуру поведения. Особая роль в этом разделе отводится формированию представлений о ценности здорового образа жизни , а также эмоционального благополучия ребенка. В работе по данному блоку совместно с детьми выявляли значимость движения для здоровья, пользу подвижных игр и занятий спортом. Был разработан и проведен проект «Будь здоров» .Таким образом, у детей по средствам занятий, бесед, через дидактические, театрализованные, сюжетно - ролевые игры, наблюдения за собой, трудовую деятельность сформировались определённые знания , представления и навыки по валеологической культуре, появился интерес к занятиям физической культурой, чувства чуткости и сострадания к несчастьям ближнего, взаимопомощь.

Раскрывая направление «Другие люди – кто они?» старалась дать детям понятие о незнакомых людях, какие опасности их подстерегают при контакте с незнакомцами, выработать навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях. На занятии «Когда мамы нет дома» изучали с детьми, как, правильно вести себя дома, когда остаются одни. Благодаря инсценированной ситуации у дошкольников сформировалось представление о том , что нельзя открывать двери никому постороннему. Закрепили номера служб спасения 01, 02, 03, 04. Каждый ребёнок выступал в роли оставленного дома ребёнка. А инсценировка «Приключения колобка» помогла детям понять, что приятная внешность незнакомого человека может быть обманчива и не всегда означает его добрые намерения. Вместе с детьми рассматривали иллюстрации и учились разбираться в ситуации, которая несёт в себе опасность, правильно реагировать в таких случаях : обратить внимание прохожих и взрослых на себя, уметь звать на помощь, уметь сказать «нет» на предложение незнакомого взрослого. В ходе работы совместно с детьми нами были составлены «ПятьНЕ» : 1. Не выходи на улицу один. 2. Не вступай в разговор с незнакомыми людьми на улице и в общественных местах. 3. Не соглашайся никогда идти с незнакомыми и чужими людьми, как бы они тебя не уговаривали, и чтобы они тебе не предлагали. 4. Не верь незнакомцу, если он говорит, что знаком с твоими родителями, или предлагает что-то купить или подарить. 5. Не садись в машину к незнакомцу.

Очень интересно проходили мероприятия по блоку «Мы и природа» , на занятии «Путешествие в природу» , мы отправились в сказочное путешествие, в котором учились ответственному и бережливому отношению к природе, придумали и изготовили запрещающие знаки Все эти правила, мы разучили в стихотворной форме , способствовало быстрому их запоминанию. В ходе этих занятий закрепили знания детей о съедобных и несъедобных грибах и ягодах, ядовитых растениях уточнили, что можно употреблять в пищу, а что нельзя. В ходе занятий «Зимние забавы» закрепили знания детей о поведении зимой на улице. Вспомнили о правилах безопасности во время проведения зимних игр. На каждом занятии воспитывали уважительное, дружеское и заботливое отношение друг к другу. На занятии «Кошки и собаки – наши друзья» , учились понимать состояние и поведение животных, знать, что каждое животное обладает своим характером. У детей сформировалось представление о том , что можно и чего нельзя делать при контактах с животными. Выучили с детьми стихотворения А. Дмитриева «Бездомная кошка» и Г. Новицкой «Дворняжка» , которые пробудили интерес к жизни животных , а так же добрые и заботливые чувства к ним. А вместе с родителями дома дети составили творческий рассказ на тему «У меня дома есть животное»

Обучение правилам дорожного движения начинается с младшей группы, так как знания, полученные в детстве наиболее прочны, а правила дорожного движения, усвоенные в этом возрасте , впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека. Нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность и осторожность. Ведь часто отсутствие именно этих качеств становится причиной дорожных происшествий. Изложить детям теорию дорожных правил для пешеходов еще не значит научить их правильно переходить дорогу, необходимо практическое закрепление знаний. Наиболее эффективной формой является игра-занятие. Занятия, прогулки, экскурсии, наблюдения важно проводить с учетом возраста детей и окружающих условий. Наблюдение за детьми показало, что детям интересны занятия творческого характера, на которых они проявляют себя как творческие натуры, дети используют свои знания в повседневной жизни , в играх и общении друг с другом. Знания по правилам дорожного движения находят отражение в рисунках детей . Интересной формой закрепления знаний о правилах дорожного движения являются вечера-развлечения : «Волшебная страна Светофория» , «Красный, желтый, зеленый» , «Юный регулировщик» . Играя и одновременно практикуясь, дети прочно усваивают правила дорожного движения. Сразу же при выходе за территорию детского сада дети должны уметь переходить улицу по пешеходной дорожке мимо действующих светофоров или специальных указателей. После того, как были усвоены правила для пешехода, начали использовать игры с использованием детских велосипедов, самокатов; принимали участие в проведении акции «Дорога и дети» , где дети раздавали водителям рисунки и памятки о соблюдении правил дорожного движения.

Работу по формированию у дошкольников основ безопасности осуществляю в тесном контакте с родителями воспитанников. Родители на родительских собраниях, семинарах и беседах знакомятся с системой работы дошкольного учреждения по формированию у детей безопасного поведения на дорогах и улицах, получают консультативную помощь по проблеме безопасности жизнедеятельности детей . Через индивидуальные беседы, консультации, собрания, совместные с детьми и родителями развлечения я стараюсь убедить пап и мам наших воспитанников, в том, что нельзя требовать от ребёнка выполнения какого - либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. А разобщённость в требованиях, предъявленных детям в ДОУ и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду и даже агрессию. Многие родители, имеющие свои автомобили стали более внимательными водителями, так как теперь их 6-7 летние дети сами делают им замечания по поводу неправильной скорости при передвижении в тех или иных местах, остановках в неположенном месте, потому что очень хорошо выучили знаки дорожного движения. Вот каких результатов мы смогли добиться. Проделанная работа дала положительный результат. С помощью родителей были изготовлены атрибуты для организации сюжетно-ролевых игр : нагрудные знаки, жезл, шапочки. На участке имеется небольшая автоплощадка, разметка, пешеходный переход –пост ДПС. Здесь с помощью игровых транспортных средств (педальных машин, велосипедов, во время игр, досугов дети узнают, что означают некоторые дорожные знаки, и знакомятся с правилами движения и безопасного поведения в окружающей обстановке.

Результативность опыта .

Итог проведенной мною работы я считаю хорошим . Главная цель достигнута - первоначальные знания у детей сформированы , имеются знания дорожной азбуки и культуры поведения на дороге и в транспорте, развиты представления об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях, сформированы навыки жизнесберегающего поведения . После повторного проведенного анкетирования родителей был получен следующий результат : 100% родителей детей группы отмечают увеличение знаний детей по данной теме . 90% родителей отмечают увеличение словарного запаса своих детей . 75% отмечают изменения физического, психического, эмоционального здоровья детей в лучшую сторону . 90% заметили изменение отношения ребёнка к своему здоровью и здоровью других людей. Дети стали более внимательными на дорогах города, в транспорте, в быту, в природе. Научились правильно вести себя с незнакомыми людьми. Стали больше внимания уделять гигиеническим процедурам, занятиям физкультурой и спортом. 85% родителей отметили, что повысился и их образовательный уровень по данной теме, они больше стали задумываться о здоровом и безопасном образе жизни своей семьи , о необходимости его соблюдения не только в детском саду, но и дома. Проведенная работа с детьми и родителями является лишь частью интересной работы и практической деятельности. В дальнейшем планирую продолжать изучение этой проблемы, больше буду обращать внимание на культуру поведения на улице и в быту самих родителей в присутствии детей . Профилактическая работа по предупреждению детского травматизма будет всегда стоять на первом месте. Детство наших детей должно быть без травм.

Самым главным результатом в работе с детьми стало то , что они осознали, что главным для человека является его жизнь и здоровье , поэтому их нужно беречь!

Литература

1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. «Основы безопасности детей дошкольного возраста «Детство» , Пресс»,2012год.

2. Белая К. Ю. «Формирование основ безопасности у дошкольников » , «Мозаика- Синтез» , 2014год.

3. Скорлупова О. А. «Правила и безопасность дорожного движения » , Москва, 2006 год.

4. Методическое пособие «Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни » - Москва 2012г

5. Пособие для педагогов ДОУ «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников », Москва 2010

6. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей » ,Н. С. Голицына, И. М. Шумова.

Развитие современной цивилизации неразрывно связано с проблемами безопасности человека. Безопасность жизнедеятельности детей на дороге представляет собой серьезную проблему современности. Дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщим участии и самыми эффективными методами. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие родители, дошкольные учреждения, в дальнейшем - школа и другие образовательные учреждения, а также все окружающие ребенка люди. Одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного транспортного травматизма в дошкольных учреждениях. Большое значение в решении данной проблемы имеет формирование культуры поведения на дорогах, которое начинается в самом юном возрасте и продолжается в течение всей жизни.

Главная задача воспитателей доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.

В нашем детском саду ведется планомерная, целенаправленная, систематическая работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Работа строится в четырех направления:

С педагогами

С детьми

С родителями

С организациями социума

Цель: создание в ДОУ условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах города.

Задачи:

  • Создать в педагогическом коллективе атмосферы значимости по проблеме «Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма».
  • Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов.
  • Формировать у детей практические навыки поведения в различных ситуациях городского движения и соответствующую модель поведения.
  • Активизировать внимание родительской общественности к решению задач по обучению детей дорожной азбуке.
  • Организовать предметно – развивающую среду в ДОУ по проблеме.
  • Привлечь к взаимодействию органы образования, здравоохранения, организации социума.

Принципы организации образовательного процесса:

  • Последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.
  • Наглядности – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
  • Деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
  • Интеграции – интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.
  • Дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.
  • Возрастной адресованности – одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.
  • Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи – ничто не убеждает лучше примера родителей.

Методы и технологии, применяемые с детьми:

  • Интерактивный метод обучения.
  • Моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций.
  • Личностно-ориентированная технология.
  • Технология игрового обучения.
  • Метод наблюдения и беседы.

Методы активизации родителей и педагогов:

  • Обсуждение разных точек зрения.
  • Решение проблемных задач семейного воспитания.
  • Ролевое проигрывание ситуаций.
  • Анализ родителями и педагогами поведения ребенка.
  • Обращение к опыту родителей.

Работа с детьми строится в рамках реализуемых программ:

Комплексной «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой (с учетом федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования)

Парциальной программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» под редакцией Р.Б.Стеркиной, О.Л.Князевой.

Общий объем знаний по обучению правилам дорожного движения рассчитывается в соответствии с возрастом, реализуемыми программами и включает время, отведенное на:

Образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);

Образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

Самостоятельную деятельность детей;

Взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Задачи психолого-педагогической работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма решаются интегрировано в ходе освоения следующих образовательных областей:

Образовательная область

Формы работы с детьми

«Безопасность»

Непосредственно образовательная деятельность

Игры

Беседы

Праздники, развлечения

Экскурсии

Просмотр видеофильмов, слайдов

«Здоровье»

Подвижные игры

Праздники, развлечения

«Социализация»

Сюжетно-ролевая игра

Дидактические игры

«Познание»

Непосредственно-образовательная деятельность

Беседы, рассматривание иллюстраций

Выпуск газет

Игры

Конструктивная деятельность

Просмотр видеофильмов, слайдов

Познавательно-исследовательская деятельность

«Чтение художественной литературы»

Чтение художественной литературы

Беседа о прочитанном произведении

Викторины

«Художественное творчество»

Продуктивная деятельность

Выставки поделок

«Музыка»

Игры

Праздники

Развлечения

Работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма планируется в соответствии с перспективным планом и в рамках комплексно-тематического планирования. (ежемесячно - неделя безопасности). Приоритетным направлением при организации и проведении недели безопасности является работ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Непосредственно образовательная деятельность по обучению детей правилам дорожного движения планируется 1 раз в месяц. Длительность: вторая младшая - не более 15 минут, средняя группа – не более 20 минут, старшая группа – не более 20 минут, подготовительная к школе группа – не более 30 минут. С детьми старшего дошкольного возраста не реже 1 раза в 2 месяца планируются экскурсии и целевые прогулки. Игры на автотранспортной площадке организуются 2 раза в месяц в соответствии с графиком.

Формы работы с детьми по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

    • чтение художественной литературы(«Жила-была зебра», «Дорожная азбука»)
    • праздники, развлечения («В гостях у светофора», «Дорожная азбука»0
    • викторины, («Что? Где? Когда?»)
    • экскурсии к перекрестку, целевые прогулки «Как у наших у ворот дорожный знак живет»
    • решение проблемных ситуаций (моделирование ситуаций на дороге)
    • просмотр видеофильмов, слайдов («Торопыжка», «Азбука города»)
    • дидактические игры в том числе авторские: «Помоги смешарику добраться домой»
    • встреча с инспектором ОГИБДД (беседа о работе инспектора ОГИБДД, моделирование ситуаций на дороге)
    • непосредственно-образовательная деятельность («Прогулка по улице города»)
    • театрализованные постановки, в том числе авторские «Как козлята научили волка правилам дорожного движения»
    • изготовление совместно с родителями маршрута безопасного пути в детский сад

Формы методической работы с педагогами

  • консультации («Организация игр на транспортной площадке»)
  • конкурсы («Уголок безопасности»)
  • открытые мероприятия, обсуждение, анализ
  • семинары («Традиции и инновации в изучении правил дорожного движения»)
  • выставка методической литературы по теме
  • изучение новинок методической литературы по теме
  • педсовет («Пути совершенствования работы по профилактике ДДТТ»)

Формы работы с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

  • родительские собрания с приглашением инспектора ОГИБДД
  • консультации «Что должен знать ребенок о правилах дорожного движения»)
  • дни открытых дверей («Внимание! Дорога!»)
  • выпуск стенгазеты «Мы вместе», посвященной профилактике ДДТТ
  • совместные праздники, развлечения «Жили-были дорожные знаки»)
  • выставки, конкурсы («Светофор», «Макет города»)
  • выпуск буклетов, памяток (Пристегни самое дорогое», «Очень важен пример взрослых»
  • папки раскладки, стенды

Организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с организациями социума

  • Инспектор ОГИБДД: Встречи, беседы с детьми, Выступление на родительских собраниях, Праздники с приглашением инспектора ОГИБДД
  • МОУ ООШ № 108: совместные досуги, совместные игры, взаимопосещения.

Хотелось бы более подробно остановиться на стенгазете «Мы вместе», посвященной профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Цель и задачи данной работы:

  1. 1.Установление широкого круга коммуникаций с родителями, воспитателями, представителями социума, совместная педагогическая деятельность воспитателей и родителей, оказания содействия родителям в воспитании и образовании детей.
  2. 2.Использование нетрадиционной формы работы с целью активизации родителей..

Редколлегия стенгазеты: воспитатели, родители, представители социума.

В рубрике «Дошкольное образования и воспитание» родителям были даны рекомендации, памятки по воспитанию у детей навыков безопасного поведения на дороге. В рубрике «Социальное партнерство родителей и воспитателей» была показана совместная работа детского сада и семьи: фото совместных праздников, развлечений по профилактике ДДТТ, фото выставок совместного творчества детей и родителей по данной теме. В рубрике «Опыт семейного воспитания» родители делились личным опытом воспитания у детей безопасного поведения на дороге. В рубрике «Творческая мозаика» были представлены интересные идеи по оформлении уголка безопасности совместными усилиями воспитателей и родителей. В стенгазете также была представлена информация о работе детского сада и организаций социума по данной проблеме: фото совместных мероприятий детского сада и школы, фото мероприятий, организованных совместно с инспектором ОГИБДД. Неотъемлемым атрибутом данной стенгазеты являлись буклеты «Пристегни самое дорогое!», «Очень важен пример взрослых».

Итоговым мероприятием в работе с детьми подготовительной к школе группы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма стала игра «Что? Где? Когда?», где были задействованы все участники образовательного пространства. В игре принимали участие две команды детей, вопросы и задания приготовили детям: заведующий, старший воспитатель, старшая медицинская сестра, инспектор ОГИБДД, врач скорой помощи, родители, старшеклассники школы социума. Были использованы видеовопросы, аудивопросы. задание в виде кроссворда, старшеклассники приготовили детям вопрос в виде жестов регулировщика и моделирования ситуаций на дороге. Зрителями и болельщиками стали родители и воспитанники старшей группы.

Данная система работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма помогла нам добиться положительных результатов: у педагогов повысился уровень профессиональной компетентности в данной проблеме, активизировано внимание родительской общественности и социума к проблеме воспитания у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге, у воспитанников сформированы практические навыки поведения в различных ситуациях дорожного движения.

Личный опыт работы с дошкольниками по Основам Безопасности Жизнедеятельности в средней возрастной группе.

Свою статью я хотела бы начать со слов философов, которые говорят, что " Жизнь измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них" и работая в детском саду более шести лет мне хочется их счастливые моменты сделать еще и безопасными.

Нет ничего дороже, чем жизнь и здоровье ребенка, главная моя задача дать понять ребенку, что его жизнь — это «сложный организм», чтобы о себе позаботиться нужно соблюдать определённые правила безопасности.

Все дошкольники очень любознательные, это естественно, хочется все «потрогать», «понюхать», «попробовать», в этом вся и проблема, ведь дети 3-4 лет не могут позаботиться о себе в полном объеме, опираясь на нехватку опыта, и опираясь на свою любознательность, могут попасть в неприятную ситуацию, которая будет касаться жизни и здоровья ребёнка…Одна главная проблема будет в том, что не объяснили, не донесли до ребенка информацию о правах безопасности.

Дошкольный возраст - это тот период жизни, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы здоровья и поведения.

Данный возраст характеризуется повышенной любознательностью и попыткой узнать окружающий мир самостоятельно. Недостаточное воспитательное воздействие, как самих родителей, так и воспитателей нередко является причиной детского травматизма и смертности среди детей.

Очень важно, каждого ребенка подготовить к встрече с различными сложными, а иногда и опасными жизненными ситуациями. Необходимо дать детям знания о правильном поведении дома, на улице, в транспорте, в лесу, при встрече с бродячими животными.

Но безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, поэтому главная задача педагога - стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.

Ряд принципов и задач, которые я использую в работе с детьми:

1.Дать детям представления об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими.

2.«Электроприборы», закрепляем представления детей о электроприборах, их значении для людей, о правилах пользования ими.

3.«Кошки и собаки - наши соседи», учить детей понимать состояние и поведение животных, знать, как с ними обращаться.

4.Познакомить детей с улицей, ее особенностями, с правилами поведения на улице.

5.Транспорт и правила дорожного движения. Закрепить представления о транспорте, о правилах поведения в нем, на дороге.

6.Воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, вести ЗОЖ, есть овощи и фрукты, чтобы быть здоровым.

7.Насекомые. Формировать у детей представление о насекомых, о правилах поведения при встрече с ними.

8.Познакомить детей с нормами и правилами поведения в отношениях с незнакомыми людьми и незнакомыми предметами.

9.«Самый большой друг» развивать у детей объективно оценивать положительные качества друзей и новых знакомых, не обольщаться внешними данными, доверять тем ребятам кто доказал свою дружбу.

Результаты работы:

1.знание дорожной азбуки, культуры поведения на дороге и в транспорте,

2.развитие представлений об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях (дети могут самостоятельно вызвать по телефону службу спасения)

3.формирование навыков здоровьезберегающего поведения.

Самым главным результатом, который мы достигли, является то, что они осознали, что главнее жизни и здоровья у человека нет, и посредственно к нему относиться нельзя. Здоровье надо беречь.

Список использованной литературы:

1.Образовательная ситуация к программе «Развитие» для средней группы детского сада/ под ред. А.И. Булычевой.-М.: НОУ «УЦ им. Л.А.Венгера «РАЗВИТИЕ», 2016.-182 с.

2. Авдеева, Н. Н. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста/Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стёркина. - М.: АСТ, 1998.

3. Акопова, Э.С. Физическое воспитание на основе обеспечения безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста/ Э. С. Акопова, Л. Ф. Мансарлийская, С. В. Тюрикова // Управление качеством дошкольного образования: сборник научно-методических материалов-М.,2004.-С.43-44.

Безопасность жизнедеятельности в современном мире является одной из центральных проблем человечества. Практически каждый человек хоть раз в жизни оказывается в экстремальной ситуации, которая требует максимального напряжения воли и сил, умения быстро оценить происходящее и выбрать наиболее эффективный способ защиты или спасения. И если взрослый человек может самостоятельно ориентироваться в ситуации, то ребёнок чаще всего оказывается к ней не готов. Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском, не подавив при этом у него естественной любознательности, открытости и доверия, не напугать и подготовить к полноценной жизни - обязанность взрослых.

Обучение воспитанников основам безопасности начинали с выявления уровня их знаний и интересов, коммуникативности, степени сформированности практических умений и навыков. Эта работа проводилась в форме бесед, наблюдений, игр-занятий, разбора проблемных ситуаций. В результате было выявлено, что не все дети знают номер телефона служб спасения, место работы родителей, как и к кому обращаться за помощью, как вести себя в опасных ситуациях. Анкетирование родителей позволило сделать вывод, что родители уделяют недостаточно времени обучению детей правилам безопасного поведения, зачастую ограничиваются банальными запретами, сами пренебрегают простейшими правилами, не задумываясь о том, что ребёнок запоминает и копирует их действия. А педагоги подчеркнули недостаточную оснащённость необходимыми средствами обучения.

Работая над обозначенной проблемой важное значение придали созданию предметно - игровой среды. С этой целью провели смотр - конкурс «Уголок безопасности». Воспитатели совместно с родителями обновили макет, моделирующий улицы и дороги, приобрели транспорт различного функционального назначения (грузовые, легковые машины, автобусы, пожарные машины, скорой медицинской помощи и т.д.), наглядно - информационный материал, дидактические, сюжетно - ролевые, настольно - печатные игры, художественную литературу. (Фото. Уголки безопасности.)

Особое внимание уделили пополнению атрибутики по пожарной тематике. Руками педагогов сделаны: макет пожарной каланчи, пожарной машины, стенды: «Огнеопасные предметы», « Средства пожаротушения», пожарные знаки, костюмы для юных спасателей и другое. (Фото. Макет пожарной машины. Макет пожарной каланчи. Огнеопасные предметы. Средства пожаротушения.)

С целью повышения активности и инициативы воспитателей в деле решения поставленной задачи, практиковались разнообразные формы методической работы:

Групповые (семинар-практикум, консультации, открытые просмотры);

Индивидуальные (индивидуальные консультации, анкетирование, самообразование).

В помощь педагогам в методическом кабинете оформили выставку методической литературы по вопросу ознакомления дошкольников с основами безопасности жизнедеятельности, подготовили картотеку материалов из научно - методического журнала «Пралеска», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Воспитатель ДОУ», «Управление ДОУ».

Формирование основ безопасности жизнедеятельности осуществляем через разнообразные формы работы.

Во время экскурсий по улицам посёлка, в пожарную часть дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями, техникой и средствами пожаротушения, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы. Современная техника, спецодежда для спасателей и многое другое оставили незабываемые впечатления и вызвали у детей интерес.

(Фото. Экскурсия по улицам посёлка. Экскурсия в РОЧС.)

На специально организованных занятиях педагоги знакомят детей с правилами поведения на улицах посёлка, обыгрывают ситуации вступления в контакт с незнакомыми людьми, рассказывают о средствах пожаротушения, о предметах домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей.

(Фото. Занятие «Наша улица». Занятие «Как вести себя с незнакомыми людьми». Занятие «Знакомство с профессиями».)

Дети с удовольствием занимаются изготовлением коллажей, драматизацией произведений, с интересом смотрят видеофильмы, участвуют в праздниках и развлечениях, беседах, наблюдениях.

(Фото коллажей. Фото. Драматизация «Кошкин дом» Развлечение «Пожарная грамота»)

Особое место в системе работы по данной теме занял проектный метод, который способствовал развитию у детей собственной познавательной активности, творческих способностей, мышления, воображения, фантазии, коммуникативных навыков; стимулировал развитие самостоятельности и ответственности; воспитывал навыки адекватного поведения в различных неординарных ситуациях. С учётом опыта работы с дошкольниками, а также с учётом интересов сегодняшнего дня были разработаны проекты: «Пожарная безопасность», «Огонь друг, огонь враг», «Правила дорожного движения», «Безопасность на дороге» (воспитатели Касперович Т.В. Решетко Л.С., Мелешко И.Н., Жук О.С.)

Проблемы, связанные с безопасностью ребенка, невозможно решать только в рамках дошкольного учреждения. Поэтому мы поддерживаем тесный контакт с родителями воспитанников. Родители принимают активное участие в обогащении игровой среды, в выпуске стенгазет, выставках.

(Фото. Выставка «Пожарные машины». Выставка «Не играй с огнём» )

Для формирования практических навыков взаимодействия детей и взрослых в различных чрезвычайных ситуациях, в дошкольном учреждении прошёл цикл мероприятий с участием представителей РОВД и РОЧС (беседы, викторины, праздники). (Фото. Встреча с работниками РОВД и РОЧС)

Организация работы по созданию безопасного образовательного пространства позволила достичь следующих результатов:

Дети не только приобрели новые знания об общепринятых нормах поведения, но и применяют их на практике. Они знают основные правила личной безопасности, умеют формулировать, объяснять необходимость их применения в экстремальных ситуациях, знают алгоритм вызова службы безопасности. У детей сформирован интерес к проблеме собственной безопасности, понимание того, что может быть опасным в общении с другими людьми, предметами, они проявляют умение правильно вести себя в различных опасных ситуациях на улице, дома.

Родители понимают, что для полноценного, осмысленного, действенного усвоения правил ребёнок должен не просто их выучить, но обязательно видеть их исполнение, наблюдать правила в реальной жизни. Разные требования, предъявляемые к детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них растерянность, неопределённость.

Наблюдается рост профессиональной компетентности педагогов в области формирования культуры безопасности.

Мы надеемся, что проводимая нами работа поможет всем детям избежать опасных ситуаций, уберечь их жизнь и здоровье.