Как развить силу воли и как ее укрепить. Воспитание силы воли у ребенка Как воспитать в ребенке силу волю

Инструкция

Если ребенок всегда окружен чрезмерной опекой взрослых, а также ему не приходится прикладывать никаких усилий в достижении желаемого, то вряд ли из такого ребенка вырастет человек, обладающий стойкими утверждениями и твердым характером.

Иногда родители говорят: "Ну, чего еще можно ожидать от ? Ведь он еще совсем мал и ничего не понимает. Вот когда он подрастет, тогда и будем спрашивать".
Однако это неправильное суждение. Требовать от малыша, конечно, только в пределах его возможностей, нужно с самого , начиная с того момента, когда начинает понимать речь, обращенную к нему, и сам овладевает ею.

При этом воля - это весьма зрелое качество. Естественно, в этом случае о воле совсем еще маленького ребенка в понимании, которое вкладывается в значение зрелой воли у взрослого человека. Однако можно говорить о зачатках проявлений воли даже у маленьких детей. Такие зачатки выражаются:
- в наличии у ребенка определенного стремления к достижению цели;

В сохранении данной цели, несмотря на отсрочку либо отвлекающие моменты;

В способности к отсрочке или задержке своего желания, то есть наличии терпения;

В способности преодолевать свое нежелание ради достижения цели.

Для того чтобы развивать эти задатки, необходимо в воспитании ребенка твердо придерживаться определенных правил. В первую очередь должен быть установлен определенный режим дня и распорядок для того, чтобы ребенок точно знал, как, когда и что он должен делать: вставать, гулять, есть, ложиться спать, мыть руки перед едой, перед сном убирать игрушки. Все это приучает малыша к аккуратности и этим самым способствует развитию волевых черт его характера.

Взрослым следует всегда быть очень честными с ребенком, то есть всегда держать свое слово. Ведь часто так бывает: чтобы утешить малыша, ему обещают многое - и игрушки купить, и в телефон поиграть, и на качелях покатать. В этом случае ребенок перестает плакать или капризничать, но ожидает обещанного. Взрослые же сразу забывают о собственном обещании и порой не выполняют его. В итоге ребенок привыкает не верить обещаниям родителей. А также сам приучается легко давать определенные обещания, а впоследствии не выполнять их. При этом у него не воспитывается ответственность за свои слова. А наоборот, начинает развиваться безответственность и безволие.

Постепенно воспитывайте в ребенке уменье овладевать собственными желаниями, чувствами, приучайте его сдерживаться, побеждать свое чувство страха, боли, а также обиды. Все это укрепляет и тренирует его волю.

Видео по теме

Чтобы малыш стал волевым человеком, нужно пройти несколько этапов. Происходит это не сразу. Волю можно сравнить с голосом отца, в то время когда мать может ласково просить, то отец говорит чётко и прямо, что ему нужно. Воля - это одна из главных черт характера.

Первый этап

Настаивание на своем мнении, отстаивание своих интересов. Когда ребёнок кричит: «Я сам!», это не воля. Это энергия, которая еще неоформленная и превратиться она может, не только в волю, а также и в упрямство. Упрямый человек, делает всё наперекор не только себе, но и окружающим, а иногда даже на зло, а вот волевой человек, делает то, что ему нужно, осознавая и понимая, что надо так, а не иначе.

Второй этап

Чтобы сформировать волю у ребёнка, следует начинать с раннего детства. Ребёнок должен уважать родителей, подражать отцу, конечно же, если отец волевой человек, то он должен показывать пример своему ребёнку. Когда он видит готовность отца принимать важные решения и тому подобное, то это и будет важнейшим элементом, для формирования волевого характера.

Если же, отец мямля, то видя такое поведение, ребёнок также будет этому подражать и чтобы сформировать его характер и волю, потребуется больше усилий, чем у волевого отца. Однако волевой характер отца, тоже может быть не только примером, но страхом перед ним. Подавлением его собственного «я». Постарайтесь донести до ребёнка не страх перед родителем, а осознание нужной твёрдости.

Существуют люди, которые подавляют свободную индивидуальность, так сказать сторонники свободного воспитания. У таких родителей волевых детей не будет, для них слово «надо» лучше превратить в «хочу», так как оно ассоциируется с удушающим насилием, что для них не приемлемо.

Третий этап

Уважение к разуму, обязательства, результаты и их достижения. Когда для ребёнка воля – ценность, когда он понимает, почему и для чего так живёт и так делает, если он имеет всё это, то он может перейти к заключительному этапу.

Заключительный этап

Противостояние к своим желаниям, эмоциям, которые несвоевременны или же неуместны. Соответственно делать надо так, как нужно, а не так, как хочется. Это и есть проявления силы воли.

Сила воли есть у тех детей, которые могут заставить себя встать с постели утром и сделать зарядку, потому что они знают что им это нужно, для того что бы быть здоровыми, хотя они могли потратить это время, на потягивания в кровати.

Видео по теме

Наркоман - это слабый, безвольный человек, не способный ограничить себя, заставить себя что-то сделать. Как воспитать силу воли у ребенка, чтобы не допустить этого?

Как часто мы жалеем своих детей, не задумываясь, что поощряя их бытовой комфорт, обеспечивая им отсутствие напряга во всех сферах жизни, мы оказываем им медвежью услугу.

Утром разбудили, одели, накормили, в школу привезли - за парту сел и полдня просидел, даже ни разу не запыхался, ну разве что на физкультуре. Из школы привезли, уроки поделал и за компьютер. А там спать лег и утром все сначала.

Вы скажете - абсурдно создавать трудности, если можно жить не напрягаясь. Но можно ли стать волевым человеком, живя не напрягаясь?

Каждый день, каждый час создавайте ребенку испытания - приучиться вставать в школу по будильнику, готовить одежду с вечера, ехать в школу на общественном транспорте, успевать на уроки, после уроков на занятия в секцию - времени должно катастрофически не хватать, дыхание некогда перевести.

И дыхание здесь упомянуто не случайно. Восточная медицина утверждает, что силу воли порождает хорошая работа легких.

У человека с силой воли легкие вылечиваются быстро. У такого человека в организме высокий уровень кислотности, что в допустимых пределах делает человека энергичным, деятельным.

А безвольный человек привык к состоянию защелоченности, а это сонливость, безволие, желание тепло укрыться и спать.

Дети любят это состояние, и если в детстве этого не преодолеть, то привычные воспаления легких дополнят процесс привыкания к повышенной щелочности.

А это состояние очень любят вирусы, микробы, и тогда они диктуют безвольному мозгу свои условия, а иногда создают эти условия, помогая заболеть, чтобы лекарствами еще усилить щелочность.

И вот таким образом путь найден - алкоголизм, токсикомания, наркомания. А начинается так безобидно - ну полежи, ну поспи, ну сьешь еще кусочек.

И вроде-бы все просто - есть кислотно-щелочное равновесие, Инь (алкалоз) - Ян (ацидоз). Ты умеренно закислен - ты энергичный и живой, тебя ничто не в состоянии уложить в постель. Ты защелочен - спишь на ходу, вялый, ничего не хочешь.

Обратите внимание на соль. В семье все получают еду из одной кастрюли, одинаково посоленную. Но в семье есть взрослые и дети, и соль им нужна в разных пропорциях. Слишком много соли - детки вялые, малоподвижные, заторможенные.

Хотите воспитать силу воли у ребенка? Привыкайте с раннего возраста держать детей в состоянии легкого голода и легкого холода. Вооружившись здравым смыслом, вы можете превратить своего ребенка в самое счастливое существо на свете.

Движение у подрастающего поколения в крови до поры до времени. Поддержите это движение питанием, воспитайте самоограничение, самоотречение.

Укрепите его силу воли, и вам не придется страдать из-за детей-наркоманов и алкоголиков.

Ваша родительская задача состоит в том, чтобы изучив своего ребенка, подобрать ему такое увлечение, которое будет занимать все его мысли и время.

Как воспитать в ребенке волю? Как не перепутать ее со своеволием? Какие трудности необходимо преодолеть родителям, чтобы вырастить из своего малыша человека, способного самостоятельно преодолевать уже свои трудности?

Возможно ли, например, у маленького ребенка воспитывать волю? Оказывается, возможно и нужно, потому что если с самого раннего детства не приучать малыша к выполнению каких-либо несложных задач, не приучать его сдерживать некоторые неразумные порывы, то в дальнейшем будет труднее такого ребенка приучить к систематическому труду и учению.

Волевые качества не даны нам от рождения, они формируются в результате жизненного опыта под влиянием воспитания.

Главный фактор в воспитании воли — режим, определенный порядок жизни ребенка. Точное выполнение режима приучает малыша к порядку, организованности, дисциплине.

С грудничками не придется предпринимать чего-то специального. Просто помните о некоторых особенностях развития детей, В основе любого волевого усилия лежит желание. Без него человек не способен преодолеть себя, а ведь именно умение сделать что-то вопреки собственной лени, страху мы подразумеваем, когда говорим о воле. Чтобы у ребенка возникли желания, ему необходимы впечатления. Согласитесь, трудно захотеть чего-нибудь, когда мир, окружающий тебя, однообразен и безрадостен. Музыка, разнообразные на ощупь предметы и игрушки, тепло родительских рук — все это способствует пробуждению желаний малыша. Особенно в этом нуждаются дети с пониженным тонусом, чересчур спокойные, те, которые обычно не беспокоят родителей, много спят и не требуют повышенного внимания.

Как только ребенок начнет передвигаться самостоятельно, возникнет проблема запрета и контроля за действиями крохи. Не переусердствуйте, запрещая, дайте ребенку почувствовать силу собственных желаний.

У двухлетней Иры сохранилась вредная привычка — сосать во время сна большой палец. Мама, перед тем как уложить девочку спать, стала завязывать ей этот палец. Каждый раз малышка хныкала: "Не завязывай, я не буду!" Однажды мама согласилась, не стала завязывать, но предупредила: "Так и быть, не завяжу, но если ты все-таки возьмешь пальчик в рот, в следующий раз придется его завязать". Ночью девочка разбудила мать:

— Что сейчас было,— сказала она таинственно,— пальчик сам полез в рот, а я его плюнула!

Девочке пришлось совершить волевое усилие, чтобы устоять перед соблазном. Она выдержала испытание и заслужила похвалу.

В процессе воспитания детям иногда надо создавать такие условия, чтобы они могли напрягать свою волю, ибо волевые качества воспитываются только постоянной тренировкой.

— Какие-то! — обиженно кричит Таня и сердито разрушает нехитрое сооружение из кубиков. До чего непослушные эти кубики: никак не хотят подчиниться, падают и все. Мама потихоньку наблюдает за ней.

— А ты построй еще одну башню. Только строй аккуратно. Вот так, ровно клади кубики... Правильно. А этот еще подравняй...

— Получилось! — радуется девочка.

Нередко приходится наблюдать такое явление. Малыш пытается сам одеться. Вот он, кряхтя, натягивает чулок. Ничего не получается. Вмешивается мама.

— Я сам! — протестует ребенок.

— Сиди спокойно, а то гулять не возьму.

— Я хочу сам.

Почему некоторые родители так боятся, что малышу будет немножко тяжело? Пусть покряхтит, повозится. Пусть на десять минут позже оденется. Зато "сам". Ведь волевое усилие развивается не только в преодолении физических трудностей, но и путем борьбы с трудностями внутренними, психологическими.

Ни в коем случае не пропустите момента, когда ребенок сказал "я сам". Это очень важный момент. Помогите малышу, подскажите, как лучше и легче сделать что-то самому. Не подавляйте инициативу, похвалите его. Это доставит ребенку большую радость.

С "я сам" начинается самостоятельность. Качество очень важное, тесно связанное с настойчивостью, упорством и трудолюбием.

Полуторагодовалому малышу не так уж трудно сложить в ящик игрушки. Предложите ему это сделать, помогите. Сложить на стул одежду перед сном тоже нетрудно. Ребенок с удовольствием это сделает сам. Пусть сначала плохо, неумело. Ничего страшного, постепенно научится и привыкнет. Привычка имеет очень большое значение в воспитании самостоятельности. Привыкнув каждый раз убирать свои игрушки, складывать одежду перед сном и т.д., ребенок перестает нуждаться в напоминании о необходимости выполнить эти несложные обязанности. Он будет выполнять их сам и без принуждения.

Приучить ребенка к самостоятельности можно очень рано. Я знаю одну семью, где полуторагодовалый мальчик самостоятельно ест, ни мама, ни бабушка совершенно не вмешиваются в эту процедуру. Они только подставляют и убирают тарелки. Маленький Саша крепко держит в руке ложку, движения его уверенные и точные.

— Все! — объявляет он после обеда и добавляет "си", что на его языке означает "спасибо!", требует, чтобы его сняли с высокого стула, вплотную придвинутого к столу. Он очень самостоятельный человек, этот Саша. Если, бывает, заигравшись, он иногда оконфузится и напустит лужу, то с деловым видом бежит на кухню за тряпкой.

Часто родители жалуются на отсутствие аппетита у детей.

— Сидишь с ним, уговариваешь. Пока пообедает — все сказки по два раза расскажешь.

— А предоставьте ему самостоятельность, пусть сам ест.

— Да что вы! — с негодованием отмахивается мать.— Уж всеми правдами-неправдами кое-что все-таки заставишь съесть, а сам он и не прикоснется к еде.

А выглядит это приблизительно так. Замученная мама усталым голосом тянет:

— ...Была у них курочка-ряба..., Да сиди ты спокойно! Не трогай ложку! Оставь тарелку в покое! Снесла курочка яичко.... Кому говорю, убери руки!.... Не простое яичко, а золотое... Не трогай ложку!

А малыш не слушает сказку. Его совершенно не волнует судьба курочки-рябы. Он тянется к ложке. Ему хочется самому попробовать есть. И не еда его интересует — процесс еды. А маме и невдомек, что если дать маленькому ложку и предоставить свободу действий, толка будет больше. Пусть даже на первых порах не все калории, предназначенные на сегодня, попадут по назначению (не все сразу). Зато постепенно, раз за разом, он научится самостоятельно орудовать ложкой и, уверяю вас, будет есть гораздо лучше.

Моего знакомого Сашу сажают на высокий стульчик за общий стол вместе со всем семейством. Все едят, и Саша старается.

— Вкусно, Сашенька?

— Да! — кивает мальчишка.

И кто это придумал, что ребят нужно непременно кормить отдельно и вперемежку со сказками и песнями, а из еды делать какой-то священный ритуал! Это и скучно и вредно. Малыши с удовольствием будут есть за общим столом. Они любят и умеют подражать, очень наблюдательны, стараются повторить действия, приемы окружающих. Ничего удивительного нет в том, что в яслях, так сказать, в компании, дети едят лучше, чем дома.

Физическая ловкость для дошкольника — важный шаг в воспитании волевых качеств. Ребенок, умеющий управлять своим телом, легче научится управлять эмоциями и желаниями. Дайте возможность ребенку стать ловким, определите его в спортивную секцию.

Да, воля ребенка 3-7 лет еще очень слаба. Вместо выдержки, самообладания и настойчивости, которыми обычно характеризуется воля взрослого человека, у дошкольника мы наблюдаем неустойчивость желаний, в своей деятельности он часто теряет цель, которую перед собой поставил, его умственные процессы — восприятие, внимание, память, мышление — отличаются большой непроизвольностью.

Вместо решительности взрослого у ребенка импульсивность поведения. Чаще всего чувства, а не размышления являются стимулом поступков ребенка. В силу слабости воли малышу обычно трудно удержаться от различных соблазнов: чтобы не съесть конфету, лежащую на виду, чтобы не взять чужую привлекательную игрушку. Многие действия ребенка носят подражательный характер — это тоже связано со слабостью воли. В яслях плач одного ребенка вызывает часто плач всех остальных детей. Позднее дети начинают копировать жесты взрослых, их интонации, манеру говорить. Дошкольник подражает поступкам взрослого, его поведению. Еще более внушающее влияние оказывают на него окружающие дети. Поэтому недаром так много говорят о решающей роли примера поведения взрослых, а также других детей в воспитании малыша.

Воля ребенка развивается не сама по себе, а в связи с общим развитием личности. , общий негативизм, который проявляется в упрямстве, ревности, эгоизме, возникают в результате недостатков волевого воспитания. Как правило, упрямство имеет избирательный характер — оно направлено главным образом к родителям. По отношению к другим детям упрямство проявляется редко. Ранние формы детского негативизма возникают, когда взрослые слишком опекают ребенка, когда дети не приучены сдерживать себя, подчиняться определенным требованиям и правилам поведения. Безоговорочное выполнение требований взрослых, строгое выполнение режимных моментов — хорошее средство воспитания воли.

Воля ребенка развивается в различных видах его деятельности, когда он рисует, лепит, конструирует и, особенно, когда выполняет трудовые поручения взрослых. Коллективная ролевая игра и игра с правилами является настоящей школой воспитания воли дошкольника.

Развитие воли в дошкольном возрасте является важным условием дальнейшего обучения ребёнка в школе. Для того чтобы успешно учиться, ребёнок должен подчиняться определённым требованиям, сообразовывать свои действия с даваемым ему заданием. Никакое систематическое обучение невозможно, если ребёнок не владеет собой, если он действует только под влиянием непосредственных побуждений, не умея подчинить свои действия указаниям учителя, требованиям школьной программы. На развитие воли решающее влияние оказывает воспитание. Прежде чем ребёнок сам начнёт ставить себе сознательные цели, ему должен указывать их взрослый. Давая ребёнку указание, нужно объяснять ему в каком направлении и как нужно действовать в тех или иных случаях. Организуя коллективные игры, учебные занятия, трудовые действия, мы постепенно приучаем ребёнка осознавать цели своих поступков в соответствии с требованиями взрослых и детского коллектива и осуществлять их в своей повседневной деятельности.

И конечно, хотите вырастить волевого и целеустремленного ребенка, забудьте фразы типа: "У Даши получается лучше", "Ты не сможешь сделать это, как Петя", "Ты никогда ничего не доводишь до конца". Каждая из этих фраз — негативная программа, которую вы предлагаете своему ребенку. А маленькие дети настолько верят своим родителям, что не подвергают сомнению сказанное ими даже тогда, когда это несправедливо.

Комментировать статью "Воспитание воли как стремление преодолевать"

В моем понимании все наказания (количества и методов) сводится к вопросу воспитания воли ребенка. Воспитывать так, чтобы помочь ребенку сформировать красивый характер, сильную волю и поведение, которое отражало бы его систему ценностей - вот задача.

С 26 по 29 марта 2017 года в Санкт-Петербурге пройдет международный творческий фестиваль «Ты – легенда!», где талантливые дети со всей России и стран СНГ продемонстрируют свои достижения в разных видах искусства. Победители получат возможность бесплатно участвовать в международных конкурсах и обучаться в профильных учебных заведениях с мировым именем! Фестиваль «Ты – легенда!» – уникальная арт-площадка, сочетающая в себе одновременно конкурсную и образовательную программу. Для подготовки...

7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения.

В мае гимнастка Ляйсан Утяшева и ее муж, шоумен Павел Воля отпраздновали дни рождения своих детей, сына Роберта и дочери Софии, родившихся с разницей в два года. А сегодня годовалая София сделала свой первый шаг - и первое фото. Гордый отец, Павел Воля, поделился радостью в своем микроблоге: "Это первое фото, которое сделала моя дочь София. Также сегодня она пошла. Сама, без ручки, без помощи. В добрый путь, дочка. Шагай уверенно, дорогая, а папины волосатые ноги будут шагать рядом, если...

1 июня была утверждена Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [ссылка-1] . Стратегия прошла общественное обсуждение. РВС также направляло свои предложения по улучшению стратегии. Некоторые предложения РВС вошли в окончательный вариант документа. Например, отмечена необходимость развивать в детях чувство долга, признана роль библиотек как места приобщения детей к культуре, указано на важность в процессе воспитания знания истории. Убраны неопределенные общие...

"На второй стадии от родителей требуется прежде всего внимание. Ваш ребенок вышел во двор, попал в группу мальчиков. Вы должны внимательно изучить, что это за мальчики. Ваша девочка тянется к подругам во дворе, вы должны хорошо знать этих девочек. Вы должны знать, чем увлекаются дети, окружающие вашего ребенка, чего у них не хватает, что плохо в их играх. Бывает очень часто, что внимание и инициатива одного отца или одной матери помогают изменить к лучшему жизнь целой группы детей в том или...

Для создания и укрепления высокой нервной силы необходимо помнить о следующем: 1. Не бегите от страха Анализируйте его и воспринимайте страх только как физическое чувство. Страх, которому мы боимся взглянуть в глаза, способен убить нас. Понаблюдайте за своими страхами и поймите, что вы не должны поддаваться им. Думайте о них как о фильме, который вы видели и кино. Того, что вы видите на экране, в действительности не существует. Страх придет и уйдет так же, как и кадры на экране, если вы не...

Каждая мать хочет быть лучшей для своего ребенка. Но для того, чтоб считаться той самой хорошей матерью, необходимо хотя бы знать природные свойства и желания собственного ребенка. Конечно, можно сказать, что «яблоко от яблони не далеко падает», а значит, ребенок просто обязан быть прилежным учеником, как мама, или гибким и быстрым легкоатлетом, как папа. Но бывает так, что быть ни тем, ни другим у малыша не получается. Ища ответ на вопрос: «Почему» мать часто начинает винить себя и копаться...

9. Одно из главных стремлений подростка - стремление к самостоятельности. Но самостоятельность предполагает полную ответственность за себя и посильную за жизнь семьи. Основная проблема заключается в том, что подросток стремится к ответственности только там, где она ему выгодна. Ваша же задача научиться делиться своей ответственностью с ним и в других «маловыгодных», на первый взгляд, областях. Вам необходимо дать ему...

Как, ну как привить ребенку желание учиться? Ps - любые уроки (спорт, музыка,"подготовка") - нигде нет старания и желания.... как воспитать волю к победе. питание 8 ми месячного малыша.

Современные дети подчас ставят родителей в тупик - они кардинально отличаются от нас, тоже когда-то бывших детьми. У них другие интересы, другие увлечения, другие игры. Как понять собственного ребенка? Как помочь ребенку правильно развить и реализовать заложенный в нем потенциал? Как воспитать достойного члена общества и уберечь подрастающее поколение от фатальных ошибок? Сотни вопросов ежедневно роятся в голове родителей. На одни вопросы мы находим ответы благодаря собственному опыту, другие...

Социологи выяснили, как российские женщины выбирают игрушки для детей Согласно исследованию ValidataKIDS, проведенному для Lego в мае-июне 2011 года, большинство российских мам выбирает игрушки исключительно эмоционально. Исследователи провели серию фокус‑групп с мамами дошкольников в нескольких странах Восточной Европы и в России, и обнаружили, что женщины часто находятся под влиянием материнских чувств и, покупая игрушки, восполняют потребности собственного детства. Детство многих мам...

В чем смысл работы психотерапевта? Я верю, что в каждом человеке живет как стремление, так и возможность изменять себя и свою жизнь к лучшему. Каждый человек стремится более полно раскрывать себя в разных областях своей жизни, устанавливать приносящие удовлетворение отношения с другими людьми. Но порой эти стремления и возможности словно погребены под слоем неблагоприятного, тяжелого жизненного опыта. Психотерапия дает шанс на то, чтобы они проявились и "заработали". Этому способствуют особые...

Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье, дополнительные занятия, хобби. заодно посоветуйте, как воспитать в ребенке некую долю здорового пофигизма?

Только духовность, не подавляя воли ребёнка, не заставляя его бороться с собой, подчинять себе - себя же, делает его Да ведь и всех вопросов о детях не множество, как нам кажется, а всего лишь три: как воспитать стремление к правде, то есть совестливость; как воспитать...

Это было поветрие,так воспитывать детей,чтобы,якобы,никаких комплексов у ребенка не было. Но деити своим упрямством просто проверяют родителей,ждут от них определенных рамок,ограничений. Это просто жизненно необходимо ребенку!

Возможно, ребенок сильно жаждет как-то проявить свою волю к реализации важных для него дел, а необходимо реализовывать дела, важные для других? Необходимо найти точки соприкосновения между этими делами, чтобы желание ребенка действовать соприкоснулось с...

На все воля Божья!)) По-моему вопрос ставился:"..стоит ли с ребенком говорить о Боге?", а не как воспитать верующего ребенка.(Это для Sandi). Далеко не во всех религиозных семьях дети, вырастая, становились верующими людьми, и наоборот.

А желание дать ребенку все самое лучшее не такая уж и проблема. И, конечно, постараюсь воспитать так, чтобы не задушить у сына страсть к познаниям и не заменить их на страсть к приобретению.

Сила воли редко является врожденным качеством, но ее можно воспитать в себе, вырастить и укрепить. Для этого стоит лишь применить один из четырех способов, хотя можно не ограничиваться только ими.

Что такое воля?

Человек всегда пребывает в одном из всего двух возможных состояний. Он либо счастлив, либо пытается стать таковым. Всем довольный человек, как правило, не задумывается о возможных проблемах. Счастливые не наблюдают не только часов, но и, вообще, мало что видят. Люди обычно начинают задумываться только тогда, когда впадают в состояние фрустрации, то есть ощущают несоответствие реалий желаниям. Отрицательная (ее еще почему-то называют негативной, хотя в проявленной фотопленке ничего скверного нет) энергия переполняет все существо несчастного человека, он страдает и деморализуется. Преодолеть эти разрушительные последствия можно только напряжением воли. Внешние источники не помогут, хотя, попав в беду, многие ищут утешения в спиртных напитках и других искусственных отвлекающих препаратах. Что же это такое, воля? Этому понятию необходимо дать определение. Воля есть способность души к выживанию при любых обстоятельствах.

Противодействующие факторы

Современному читателю будет легче понять дальнейшие рассуждения, если ввести некоторые технологические аналогии и ассоциации. Если рассматривать подсознание как огромный жесткий диск, хранящий объемы данных, то можно представить себе, что в нем содержится каждый миг биографии человека. На основе этих данных формируются убеждения и поведенческие шаблоны. То, какими будут результаты, зависит от программы, по которой идет обработка исходной информации. Отсутствие силы воли указывает на длительное программирование подсознания посредством негативных уведомлений.

«Может победить только тот, кто знает, что сможет. А тот, кто не преодолевает свой страх ежедневно, не выучил главного урока жизни» (Ральф Уолдо Эмерсон, американский писатель).

Неудачи на работе, крах отношений, недостаток физической активности, нездоровое питание, увольнение, развод, отказ от семейных ценностей, заблуждения - вот главные убийцы воли. Каждый человек, испытав стресс, слабеет и физически, и духовно, что проявляется в частичной утере способности управлять своими эмоциями. Он теряет силу воли с каждым неудачным опытом свой жизни.

«При отсутствии силы воли все добродетели и таланты совершенно бесполезны» (Алистер Кроули, английский поэт)

Воспитание силы воли - самый важный процесс, необходимый для того, чтобы двигаться к цели, несмотря на неудачи. Только так можно сделать что-то достойное. Он является основой успеха и способности стремиться к величию.

Вот четыре простых действия, воспитывающие силу воли:

1. Отвлечение

Известен феномен, прозванный «зефирным». Исследователи провели опыт по выяснению реакции детей на вынужденное воздержание от чего-то вкусного, в данном случае, зефира. Оказалось, что волевые ребятишки, чтобы удержать себя от соблазна, использовали простые отвлекающие факторы. Они пели, занимались какими-то играми до тех пор, пока время не истекло. В качестве награды за терпение эти дети получили двойную порцию зефира.

Сила воли ослабевает при каждой мысли пусть о небольшом, но сиюминутном удовольствии. Главный приз получает самый терпеливый.

2. Трезвая оценка возможных последствий

Есть два подхода к успеху и неудаче. Одни психологи сходятся во мнении, что думая о возможных негативных последствиях, человек на самом деле укрепляет свою силу воли. Другие утверждают, что наибольшая мотивация обусловлена положительным результатом действий.

К счастью, и те и другие правы. Просто нужно знать, когда какой подход использовать. Находясь в скверном настроении, не уяснив полностью конечной цели, лучше думать о том, насколько прекрасные последствия ожидаются в случае успеха. Если дела обстоят достаточно хорошо, и вероятность благополучного исхода велика, можно напротив, сосредоточиться на возможных последствиях краха. Мысли вообще свойственно движение от одного полюса к другому, и не нужно ей в этом мешать.

3. Преодоление страхов

Некоторые молодые люди, окончив высшее учебное заведение, с большой опаской ищут первое место работы. Они даже порой не решаются думать о нем. Так вот, чем больше они тянут с подачей резюме, тем меньше воли у них остается.

Следует научиться, решительно преодолевая страх, покидать комфортную зону. Это, конечно, не всегда просто, но если убедить себя в том, что другого выхода нет, то все получится.

Сила воли - это ресурс, который нужно использовать, когда отсутствуют другие внешние факторы, способные внушить уверенность в себе.

4. Напоминание о своей силе воли самому себе

Разум требует мотивации. Зачем нужно сделать ту или иную неприятную работу или совершить тот или иной поступок, требующий значительных усилий? В тот момент, когда этот вопрос возникает, самое время вспомнить о цели и главном призе, ожидающем победителя. Вот простое уравнение, описывающее этот процесс:

Сила воли = Мотивация + Награда - Усилия

Если усилий требуется больше, чем суммарно составляют уровень мотивации и вознаграждение, то силы воли поубавится. Она может даже дойти до нулевой точки, после которой логичным будет отказаться от затеи.

Есть мнение, что простые действия вроде чистки зубов или даже хороший ночной сон могут помочь укрепить силу воли.

Вот что можно сделать: составить список наиболее неприятных и избегаемых задач, затем выбрать из них самые легкие и сделать их. Это мгновенно поднимет настроение. Лучше всего постоянно напоминать себе о своей силе воли посредством маленьких побед над собственной ленью.

Как и любое другое умение, сила воли требует постоянной тренировки. Список можно постоянно расширять, включая в него все новые пункты, означающие дела, которыми раньше было неприятно заниматься. Это все равно, как пополнять гардероб, только приобретения куда полезнее и ценнее. Воспитание силы воли происходит постепенно, и ведет от микроскопических достижений к самым крупным победам.

Отвечает педагог-арттерапевт, член правления Российского дет-ского фонда Татьяна Шишова :

Избегайте гиперопеки. Позиция мамы «лучше я сделаю сама, а то потом придется переделывать», внушает ребенку неуверенность в своих силах. Есть дети, с которыми без нажима результата не добиться. Это, конечно, нерадостно, но расстраиваться и внутренне ополчаться на ребенка («Что ж он у нас такой?») не следует. Он в этом не виноват, таковы его особенности. Значит, вам надо проявлять больше последовательности, упорства и терпения, а не пускать все на самотек, ведь очень многие дети отказываются преодолевать трудности, а таким образом волю не разовьешь.

Разберитесь, в чем именно заключается трудность. Часто трудности ребенка имеют не только психологическую подоплеку. Дело может быть в плохой концентрации внимания, в неловкой моторике, в неразвитом пространственном ориентировании или в непонимании устной инструкции… В случае таких объективных затруднений надо показать ребенка нейропсихологу или логопеду и пройти курс коррекционных занятий. А может быть, и полечить его у психоневролога.

Приобщайте малыша к творческим занятиям, к ролевым играм, к играм по правилам (возбудимым детям соблюдать правила трудно, и такие игры служат для них хорошим тренингом), а также к выполнению домашних обязанностей и занятиям спортом.

Внушайте, что преодолевать трудности интересно, что это помогает вырабатывать волевой, сильный характер. Нацеливайте на процесс преодоления, а не на быстрый результат. Хотя результат (хотя бы промежуточный) тоже должен быть, ребенку важна наглядность. Чем труднее занятие, тем чаще должна звучать похвала.

Заведите «Дневник самостоятельности и преодоления трудностей». Каждый день вместе с ребенком обсуждайте, что туда записать, показывайте дневник папе, другим родственникам.

Понемногу приучайте ребенка терпеть, но не переусердствуйте. Задачи должны быть посильными.

С возрастом нагрузки должны возрастать, а подход становиться тверже. С малышом опасно «пережать», а с подростком - «не дожать».

Не спешите предвосхищать желания ребенка. Не все и не всегда надо давать ребенку просто так, «за красивые глаза». Поощрение, награду надо заслужить, в том числе и идя по пути преодоления трудностей.

Сами подавайте ребенку пример. Сейчас во многих семьях считают, что проще что-то купить, чем приготовить, смастерить. И дети это быстро усваивают. Поэтому из воспитательных соображений следует больше делать что-либо своими руками, привлекая к этому детей. Установка на максимальный комфорт с минимумом затрат не способствует развитию воли, усердия и трудолюбия.

Больше рассказывайте детям о волевых людях, прео-долевавших различные трудности. Только следите, чтобы в ваших рассказах не сквозило осуждение ребенка («Вот они какие, а ты…»).

Чаще используйте в своей речи пословицы и поговорки типа «делу время - потехе час», «терпение и труд все перетрут». Особенно важно, чтобы они звучали, когда вы ребенка хвалите: ваши слова будут лучше восприниматься на положительном эмоциональном фоне.

Приучение к дисциплине. Разумное закаливание, постепенное, с учетом особенностей ребенка, развитие физической выносливости тоже способствуют формированию воли.