Если ребенок ругается матом. Дети ругаются матом — что делать родителям

Нецензурные, неприличные, грязные, скверные – каких только определений не придумали для слов, произносить которые в обществе решится далеко не каждый, но – увы! – только не ваш ребенок. Шок, ужас, потрясение – довольно сложно описать те чувства, которые вы испытали, когда узнали, что он, такой маленький, такой хороший и замечательный, ругается матом. И теперь вас мучают только два вопроса: кто в этом виноват и что теперь можно сделать для исправления ситуации? Давайте разбираться.

Почему дети ругаются матом

Нецензурная лексика так или иначе присутствует в жизни каждого человека даже против его воли: он может не употреблять в общении бранных слов, но он не в силах оградить от них свои уши. Эта беззащитность перед внешней вербальной средой касается как детей, так и взрослых. Так что не нужно уповать на то, что проблема употребления матерных выражений вашего домашнего ребенка никогда не затронет только потому, что вы его всячески от них ограждаете. Не обольщайтесь: коснется, и еще как. Но и не расстраивайтесь: если вовремя уловить момент знакомства ребенка с неприличными ругательствами, понять причину их присутствия в детской жизни и адекватно на этот факт отреагировать, то велика вероятность того, что проблема будет благополучно разрешена. А пока смиритесь с тем, что косвенных или прямых поводов для произнесения запретных слов у ребенка в том или ином возрасте может быть предостаточно:

  • Если вашему малышу от двух до трех лет , то, скорее всего, он завел дружбу с нехорошими словами неосознанно. Возможно, он услышал их где-то случайно, запомнил, а теперь просто повторяет, не понимая их смысла.
  • Четырех- и пятилетки более коварны: к этому возрасту они уже научились понимать, что хорошо, а что плохо, поэтому если такие дети начинают ругаться, то делают это с умыслом. Как правило, их цель – привлечь внимание родителей. Дети быстро осваивают этот прием: если тебя не замечают, нужно совершить что-нибудь эдакое, тогда окажешься в центре внимания, пусть даже негативного.
  • Те, кому от пяти и больше , могут ругаться в знак протеста против того, что им кажется деспотизмом и произволом старшего поколения. В этом возрасте дети кажутся самим себе уже очень взрослыми, они готовы отстаивать свою независимость любыми способами, в том числе и через нецензурную брань.
  • Иную цель, используя в своей речи матерные выражения, преследуют подростки : подобные слова помогают им самоутверждаться в среде сверстников, зарабатывать авторитет и не быть белой вороной.

Если лексикон вашего ребенка изменился под влиянием возраста, то этот момент нужно перетерпеть, но не пассивно, а корректно указывая своему чаду на недопустимость использования плохих слов в речи. По уверениям специалистов, ребенок «перерастает» эти периоды без особых проблем. Но дело в том, что дети могут ругаться матом не только под влиянием возрастной психологии, но и в силу других причин:

  • Ребенок в принципе не научен выражать отрицательные эмоции. Обида, гнев, разочарование, злость – все эти чувства требуют выхода, проще всего получить психологическую разрядку через ругательства.
  • Нецензурная брань помогает робким и застенчивым детям преодолевать страх перед чем бы то ни было – другими людьми, проблемами, жизненными переменами. Ругательства всем неуверенным в себе людям, в том числе и маленьким, дарят иллюзию могущества.
  • Ребенок всего лишь повторяет то, что слышит дома. Даже если ваша семья претендует на звание интеллигентной и добропорядочной, достаточно одного сказанного в сердцах бранного слова, чтобы ребенок его запомнил и ввел в свой лексикон.

Какой бы ни была причина употребления вашим ребенком нецензурных выражений, вы как нормальный родитель не можете на это не реагировать. Другой вопрос, что эта реакция должна быть адекватной.

Основные ошибки родителей, чьи дети ругаются матом

Многие родители, открыв в своем ребенке доселе неведомые им качества, теряются. Первая реакция – запретить употребление мата – вполне понятна. Но зачастую взрослым невдомек, что чересчур резкое и недипломатичное реагирование может сыграть роль бомбы замедленного действия. Если вы не хотите отдалиться от своего ребенка, то необходимо избегать следующих действий :

  • Наказывать за использование мата физически: бить по губам или заставлять полоскать рот мылом. Это не только не исправит ситуацию, но и сделает вас с ребенком врагами. Более того, физическое воздействие может нанести вред его психическому здоровью.
  • Безапелляционно запрещать ругаться. Как правило, дети не понимают, что значит «нельзя, и всё». Для них это не аргумент. Им обязательно нужно объяснять, почему нельзя.
  • Давать понять ребенку, что его способность употреблять бранные слова вас веселит, и переводить подобные ситуации в шутку. Ребенок, видя, что вам от его сквернословия весело, вряд ли будет отказывать себе в удовольствии доставлять вам радость снова и снова.
  • Стыдить ребенка при посторонних людях. Он только озлобится и замкнется, а ругаться от обиды на вас будет еще больше.
  • Пытать ребенка на предмет «кто тебя этому научил» или «где ты нахватался подобной гадости». Источник, скорее всего, так и останется неизвестен, но ваша агрессия отношения с ребенком испортит.
  • Не допускать воспитательного диссонанса: то, что не позволено ребенку, должно быть запрещено и вам. Невозможно добиться правильного вербального поведения от людей, если вы сами не стесняетесь в выражениях.
  • Попытаться изолировать ребенка от внешнего мира. В условиях современной информационной открытости это абсолютно невыполнимая задача.

Это не значит, что от проблемы детского сквернословия нужно самоустраниться. Для ребенка подобный шаг будет сигналом о том, что ничего плохого он не делает, значит, можно не просто продолжать, но и совершенствовать свое мастерство сквернословия.

Как отучить ребенка ругаться матом

Родители должны выбирать тактику поведения с учетом возраста своего ребенка. Проще всего будет с совсем юными сквернословами. Те, кому от двух до тех, вряд ли отдают себе отчет, что они говорят. Случайно повторенное за кем-то неприличное слово не трагедия. И тем более не станет ею, если не заострять на этом особого внимания. Детская память короткая: то, что легко пришло, может так же легко и уйти.

С теми детьми, кто постарше, будет сложнее, но и с такими новоявленными любителями бранных слов можно справиться, если последовательно придерживаться некоторых правил:

  • Объяснять ребенку-дошкольнику, что есть хорошие слова, а есть плохие и что употребление последних в вашей семье не приветствуется, потому что ваша семья живет по правилам красивого языка. Можно привести пример: ругаться – это как ковыряться в носу или плеваться. Большинство людей некрасивые слова обижают, ты же не хочешь, наш дорогой, обижать людей и выставлять себя как невоспитанного и грубого человека?
  • Формировать у ребенка-школьника правильную самооценку. Он должен усвоить, что значим сам по себе, а не потому, что умеет употреблять в своей речи скверные слова. А если ему так хочется быть непохожим на других, то жизнь может предложить немало вариантов для личных достижений в разных сферах: спорте, творчестве, учебе.
  • Чтобы помочь матерящемуся ребенку-подростку, нужно призвать на помощь мнения авторитетных лиц. Хорошо, если таковыми в его глазах являетесь вы, его родители. Тот факт, что люди, которых ценят, не ругаются матом, но при этом пользуются уважением окружающих, может заставить вашего отпрыска задуматься о целесообразности употребления неприличных слов.
  • Не оставлять ребенка один на один с жизненными проблемами. Одиночество – психологическое и социальное – порождает страх, а страх легко преодолевается через сквернословие. Будьте рядом, и ребенку не придется защищаться от враждебного мира негативной лексикой.
  • Наблюдать за кругом общения ребенка. Изолировать его от большой жизни не получится, но скорректировать детский круг общения или повлиять на него через воспитателей в детском саду или школьных педагогов вполне возможно. Помогайте ребенку дружить – приглашайте в гости его сверстников, разговаривайте с ними. Пусть дети видят пример адекватного интересного общения.
  • Научить ребенка выражать эмоции другими словами – то есть нужно придумать альтернативу брани.
  • Давать понять ребенку, что ругательства не украшают человека и что другим может быть за него стыдно. Извиняйтесь каждый раз за своего ребенка перед людьми так, чтобы он слышал и понимал, что вам за него неловко. Предупредите, что вы его любите, но вряд ли сможете взять с собой в приличное место, если он не перестанет ругаться.
  • Ограничить просмотр телевизора и следить за тем, какие сайты ребенок посещает в Интернете.
  • Следить за собственной речью. Бывает, что взрослые даже не замечают, как бранные слова проникают в их разговор, а дети тем временем тихо берут с них пример.

Конечно, плохие привычки прилипают к человеку гораздо быстрее и проще, чем формируются хорошие. Нецензурные слова в этом смысле очень коварны. Входят в нашу жизнь незаметно, но избавиться от них, как от назойливого соседа, очень сложно. Главное – не делать из этого трагедии: все поправимо. В конце концов, человека формирует среда, и в ваших силах сделать ее благоприятной.

Так или иначе, нецензурная брань присутствует в жизни каждого современного человека – как взрослого, так и маленького. Если мы не сквернословим сами, то слышим непотребные слова от кого-то другого в обиходе или по телевизору, читаем их в газетах, журналах или книгах. Поэтому, к сожалению, нет ничего удивительного в том, что однажды мы можем услышать от нашего ребенка матерное слово или даже целое бранное предложение. И если мы – нормальные родители, то, скорее всего, в этом случае мы испытаем целую гамму всяческих чувств – от удивления до шокового состояния.

С одной стороны – это вполне нормальная реакция всякого адекватного родителя. С другой стороны – толку от такой реакции немного. Скорее всего, от этого наше дитя нецензурно изъясняться не перестанет. Поэтому, услышав от ребенка мат, крайне важно задуматься над поисками ответов на два вопроса: почему он матерится и что делать, чтобы отучить его от этой пагубной привычки?

Причины, по которым ребенок ругается матерными словами

Обыкновенные, обиходные слова дети обычно употребляют осознанно. Если, например, малыш произносит слово «яблоко» или словосочетание «хочу пить», то он имеет в виду именно то, о чем говорит. Что касается бранных слов, то дети их произносят неосознанно и машинально, так как не понимают, что именно они означают и с какой целью произносятся. К слову, взрослые так же, матерно выражаясь, обычно не задумываются над истинным смыслом и целью тех слов, которыми они бранятся: в этом и заключается коварство и разрушительное воздействие на человеческую психику нецензурной брани.

Однако могут быть причины, при которых дети могут материться вполне осознанно, стараясь с помощью мата добиться каких-то конкретных и важных для себя целей:

  • Ребенок матерится, пытаясь таким способом обратить на себя внимание взрослых. Причем, тем самым он может требовать для себя не только положительной реакции от взрослых, но даже и отрицательной. Обычно это случается тогда, когда взрослые по каким-либо причинам не уделяют малышу должного внимания, и он начинает себя чувствовать ненужным и брошенным. В этом случае, чтобы отучить ребенка браниться, необходимо уделять ему больше времени, играть вместе с ним, разговаривать, читать ему сказки и смотреть вместе с ним мультфильмы – то есть, всячески давать малышу понять, что он – очень нужен и ценен взрослым, которые его окружают;
  • Матерясь, ребенок тем самым пытается подражать другим детям, с которыми он общается в детском саду, в школе, на улице, в спортивной секции и т. д. Подражание сверстникам, а тем более, старшим товарищам заложено в детской природе и является важным условием детского развития. Понятно, что такое подражание может приносить как пользу, так и вред. Когда малыш, наслушавшись своих товарищей, начинает изъясняться нецензурными выражениями, запрещать ему общаться со сверстниками (как это пытаются делать многие родители) не нужно, поскольку это бессмысленно. Полностью оградить ребенка от общения невозможно. В этом случае важно понять, что, скорее всего, таким образом ваш сын или дочь пытаются утвердиться в коллективе ровесников, доказав им свой «авторитет» и свою «значимость». В большинстве случаев повышение собственного авторитета с помощью матерщины свидетельствует о том, что у ребенка не хватает уверенности в себе, его мучает комплекс собственной неполноценности. Следовательно, родителям надо постараться вселить в своего сына или дочь уверенность. Для этого, опять же, ребенку необходимо уделять как можно больше времени, тонко и незаметно внушая ему необходимые истины и правила поведения, которые помогут малышу приобрести настоящий, а не фальшивый авторитет у сверстников;
  • Многие дети выражаются нецензурной бранью назло или в отместку родителям или другим взрослым людям, которые их окружают (воспитателю, учителю, тренеру, соседу и пр.). Иначе говоря, таким образом они бунтуют против несправедливого, как им кажется, отношения к ним самим и их интересам. Большей частью в этом бывают виновны сами родители и другие взрослые, обзывающие детей всяческими обидными эпитетами или применяющие в качестве воспитательного аргумента телесные наказания. Детская психология такова, что подобные эпитеты (не говоря уже о телесных наказаниях) ребенок воспринимает как собственную ненужность для родителей и других взрослых. Поэтому взрослым надо всячески стараться не допускать в общении с детьми никаких бранных эпитетов и телесных наказаний, объясняя им с помощью других слов и правильного тона, в чем именно они неправы;
  • Взрослые, окружающие ребенка, сами матерятся. Это – одна из основных причин того, что и малыш рано или поздно начнет нецензурно браниться. Он берет слова из родительского репертуара, и вставляет в свой лексикон. Выход в данном случае прост: чтобы никогда не слышать матерщины из детских уст, взрослым надо самим не ругаться матерными словами;
  • У ребенка просыпается интерес к собственному телу и физиологии. Зачастую именно по этой причине дети начинают выражаться нецензурно. Тем более – именно на эту тему в настоящее время можно найти множество «комментаторов» и «специалистов» – как среди сверстников, так и в интернете и телевизоре. Причем, значительная часть таких «специалистов» изъясняется именно с помощью матерщины либо – в словесных оборотах, весьма близких к нецензурной лексике. Наслушавшись или начитавшись подобных «комментариев», дети воспринимают их как истину, и сами начинают изъясняться подобным образом. Ругать их в этом случае – очень опасно, так как у ребенка может сформироваться извращенное представление о подобных вещах. Гораздо разумнее понять, что такой интерес у детей – это процесс естественный, и говорить о нем следует не матерными оборотами, а вполне нормальными словами. И, разумеется, объяснить это ребенку.

Это – лишь основные, то есть, наиболее часто встречающиеся причины, по которым дети начинают употреблять в разговоре матерные слова. Устраняются такие причины, в первую очередь, благодаря спокойной, дружественной и любящей атмосфере в семье, где растут и воспитываются дети.

Детский возраст и матерщина

Житейская практика показывает, что дети могут материться в любом возрасте – начиная с двух лет, когда они только научились произносить свои первые слова, и заканчивая подростковым возрастом. Впрочем, причины, по которым они произносят нецензурные слова в том или ином возрасте, различны:


  1. Если малышу 2-3 года, то нехорошие слова он произносит неосознанно. В этом возрасте ребенок только учится говорить, слыша слова от кого-то постороннего, запоминая их, повторяя и обычно не понимая их сути и значения. Поэтому, скорее всего, нецензурное слово он также где-то услышал и запомнил.
  2. 4-5-летние дети могут ругаться вполне осознанно и с далеко идущими умыслами. Большей частью они употребляют нецензурную лексику, чтобы родители или другие взрослые обратили на них внимание.
  3. Начиная с 5 лет и заканчивая подростковым возрастом, дети обычно ругаются, стараясь таким способом обозначить и утвердить собственное «я». Особенно, если им кажется, что родители и другие взрослые посягают на их независимость и не принимают во внимание их мнение, которое детям в этом возрасте представляется исключительно ценным и правильным.
  4. Подростки могут выражаться нецензурными оборотами по нескольким причинам. Одна из причин заключается в том же, отчего матерятся и 4-5-летние дети. То есть, если подросткам кажется, что родители не обращают на них внимания, они могут добиваться родительского внимания с помощью матерщины. Утверждение собственного «я» в глазах взрослых – еще одно объяснение, почему дети подросткового возраста выражаются нецензурно. Третья причина нецензурных ругательств у подростков – попытка утвердить собственное «я» среди своих сверстников.

Если ребенок растет нормально (то есть, в хорошей семье и при этом у него нет никаких проблем с психикой), то обычно он «перерастает» возрастные периоды и перестает материться. Родителям это надо знать. Конечно, пассивно ожидать, пока у сына или дочери само собою пропадет желание изъясняться матерной лексикой, не следует. Наоборот, надо всячески помогать им избавляться от скверной привычки, учитывая при этом, что в некоторых случаях малыш может употреблять матерные выражения и по другим причинам:

  • Некоторые дети в силу своих психологических особенностей или воспитания не умеют выражать накопившиеся в них отрицательные эмоции в общепринятых «рамках», и способны эмоционально разряжаться лишь посредством матерщины;
  • Если ребенок застенчивый и робкий, то он может материться, чтобы преодолеть свою робость и неуверенность перед другими людьми, житейскими проблемами, всяческими переменами и т. д. Кстати, к такому же способу прибегают и неуверенные в себе взрослые. Закомплексованным людям, независимо от того, дети они или взрослые, обычно представляется, что матерщина в их устах делает их самостоятельными и могущественными.

Какова бы ни была причина того, что дети начали изъясняться нецензурными словами, главная задача всякого адекватного родителя – постараться, чтобы его ребенок в самое короткое время избавился от этой дурной привычки.

Главные родительские ошибки

Стараясь отучить детей ругаться матом, родители зачастую вольно или невольно допускают множество ошибок. Апробированная многими веками и множеством поколений житейская практика ясно говорит о том, чего именно нельзя делать, отучая сына или дочь от пристрастия к сквернословию:


  • Применять . Обычно такой способ не исправляет положение, а лишь усугубляет его. Наказанный ребенок может продолжать материться – теперь уже исключительно родителям назло и в знак протеста. Ни в коем случае нельзя шлепать детей по губам, заставлять лизать мыло, сыпать в рот соль или перец! Таким образом у ребенка понизится самооценка, и его будут преследовать ночные кошмары! Также есть риск, что малыш станет ;
  • Запрещать употреблять матерщину, используя свое родительское положение (вроде «Чтоб я больше от тебя этого не слышал!» или «Сказано – нельзя, значит – нельзя!»). Обычно такие безапелляционные запреты результата не достигают по причине особенностей детской психологии. Детям нужно подробно и аргументированно объяснять, отчего именно нельзя употреблять бранные слова и к чему это может привести;
  • Ни в коем случае не радоваться и не смеяться, слыша, как ребенок матерится, и тем более не пытаться переводить в шутку произнесенные малышом неприличные слова. Это может привести к тому, что он подумает, будто его сквернословие родителям приятно, и по этой причине станет материться чаще;
  • Упрекать и стыдить детей в присутствии посторонних. Это может вызвать в ребенке озлобленность, он замкнется или ожесточится и может ругаться еще больше;
  • Устраивать ребенку «партизанские допросы» на тему о том, «где ты это услышал» или «кто тебе сказал такое плохое слово» . Вероятней всего, он и сам не знает или не помнит, где и от кого он впервые услышал непотребное слово. Зато родительское пристрастие может оттолкнуть от вас юного матерщинника, и тогда наладить с ним дальнейший контакт будет во много раз труднее;
  • Материться самим родителям – хоть в присутствии детей, хоть в их отсутствии. Необходимо соблюдать золотое родительское правило: то, чего нельзя делать детям, не может быть позволено и родителям. Иначе ребенок, видя родительское лицемерие, перестанет уважать отца с матерью, что почти наверняка приведет к тому, что он станет сквернословить еще больше;
  • Стараться сделать так, чтобы дети были изолированы от внешнего мира. Во-первых, в современных условиях это практически невыполнимо. Во-вторых, такая изоляция, даже если бы она и могла быть осуществимой, к желанному результату, скорее всего, не приведет. В результате ребенок почти наверняка утратит правильное представление о том, что такое хорошо, а что – плохо, и по этой причине объяснить ему, почему нецензурная брань – это плохо, практически будет невозможно.

Нельзя говорить детям о том, что матерные слова можно употреблять только взрослым. Ребенок поймет вас так: если можно материться только взрослым, значит, надо побыстрее вырасти. А что для этого надо? Ругаться как можно громче и чаще.

Все перечисленное вовсе не означает, что родители никак не должны стараться отучить своих детей от сквернословия. Это будет неправильно как с педагогической, так и с психологической точки зрения. Всякое родительское самоустранение ребенок почти наверняка воспримет как сигнал о том, что ничего скверного он не делает и, больше того, что ему все позволено. Следовательно, он продолжит совершенствоваться в своем пагубном «мастерстве», и очень скоро достигнет весьма печальных результатов.

Как добиться, чтобы ребенок не ругался нецензурными словами

Чтобы добиться успеха в столь непростом деле, необходима специальная родительская тактика. Проще всего отучить от матерщинной брани 2-3- летнего сквернослова. Не надо делать трагедии, если малыш вдруг произнес нехорошее слово. Случайно услышав, запомнив и повторив какое-то бранное выражение, он в силу своей детской памяти через самое короткое время о нем забудет. А вот если в его присутствии повторить это слово несколько раз, то тогда наверняка он его прочно запомнит, слово войдет в его обыденный лексикон, и в этом случае искоренить его будет намного труднее.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

К детям, чей возраст старше, применима несколько иная тактика. Здесь желательно придерживаться следующих неукоснительных правил:

  • Если матерится ребенок дошкольного возраста, нужно постараться объяснить ему, что бывают хорошие слова, а бывают – плохие. С помощью хороших слов общаются хорошие люди, а с помощью плохих – плохие. Мама и папа малыша всегда говорят хорошими словами и никогда – плохими. Если их сын (или дочь) будут произносить плохие слова, то мама и папа очень огорчатся и даже – заболеют. Другие люди, услышавшие, как сын (или дочь) ругаются, также могут огорчиться и заболеть. К этому можно добавить, что и сам ребенок в случае употребления плохих слов также может заболеть;
  • В том случае, если нецензурно изъясняется школьник доподросткового возраста, необходимо помочь ему сформировать здоровую самооценку. Такому любителю матерщины нужно объяснить, что брань не делает человека личностью. Если ребенок хочет формироваться как личность, то он может попробовать себя в спорте, в искусстве, в науке и прочих полезных сферах человеческой деятельности;
  • Чтобы отучить от брани подростка, полезно привести ему в пример некий авторитет. Именно в подростковом возрасте дети обычно решают, «делать жизнь с кого», и потому с охотой могут брать пример с кого-то, кто может быть для них образцом для подражания. Идеальный вариант – если таким авторитетом могут быть сами родители;
  • В любом возрасте не надо оставлять ребенка в одиночестве. У всякого нормального человека одиночество вызывает страх, растерянность и неуверенность, попытаться избавиться от которых проще всего посредством матерщины. Когда родители всегда находятся рядом со своими детьми, то в этом случае у детей возникает намного меньше желания употреблять нецензурные слова;
  • Родителям всегда нужно знать, с кем общаются их дети. Конечно, подбирать им друзей по собственному, родительскому вкусу – это не выход. Всякий ребенок – личность, и потому у него могут и обязаны быть свои пристрастия и право выбирать себе друзей. Однако корректировать круг общения своего ребенка родители не только вправе, но и обязаны. Возможно, кого-то из знакомых своего сына или дочери лучше будет деликатно удалить, а кого-то, наоборот, пригласить к ребенку в гости. Полезно будет, если время от времени родители будут общаться с теми, с кем водит дружбу их дочь или сын;
  • Одно из самых важных правил – научить ребенка правильно и адекватно выражать свои эмоции – как положительные, так и отрицательные, стараясь при этом объяснить, что брань – это вовсе не выражение эмоций, а нечто гораздо более постыдное и скверное;
  • Всякий раз, как малыш употребил бранное слово, нужно дать ему понять, что сквернословие не красит человека. При этом родителям необходимо как можно громче извиниться перед посторонними за ругательство, произнесенное их сыном или дочерью, чтобы ребенок мог понять и осознать, что отцу или матери за него стыдно. Кроме того, полезно предупредить юного сквернослова, что хотя родители его и любят, однако до тех пор, пока он не прекратит нецензурно ругаться, они не смогут его взять с собой ни в какое приличное место;
  • Необходимо принимать меры к тому, чтобы ребенок меньше смотрел телевизор. Кроме того, важно знать, по каким именно сайтам в интернете любит путешествовать их отпрыск. И если эти сайты – предосудительного или сомнительного содержания, то надо деликатно и вместе с тем настойчиво убедить сына или дочь посещать другие сайты, с более полезным содержанием.

Совет детского психолога: как отучить ребенка от плохих слов

Все дети – разные. У каждого – свой неповторимый характер и индивидуальные психологические особенности. И потому может так случиться, что те меры, о которых говорилось выше, при всем родительском старании все же не принесут должного результата. Отчаиваться не стоит. Наоборот, надо применить дополнительные меры, чтобы отучить наследника от привычки сквернословить:

  1. Зачастую бывает, что малыш выражает нецензурными словами какие-то собственные эмоции. Это может быть радость, испуг, восхищение, недоумение. В этом случае родителям надо стараться, чтобы словарный запас ребенка пополнился, и в первую очередь, именно теми словами и фразами, с помощью которых эмоции можно выражать без всякой матерщины.
  2. Чтобы пополнить словарный запас малыша, следует читать ему книги и учить вместе с ним детские стихотворения. Лучше, если это будут не современные стихи, а произведения детской советской классики, в которых практически невозможно встретить бранное или двусмысленное слово. Кроме того, можно также специальными программами для детского обучения. Раздобыть в настоящее время такую программу не составит никакого труда.
  3. Очень хорошо помогают пополнить словарный запас мультфильмы. Но, разумеется, не современные «бегалки» и «стрелялки» с их примитивными воплями и таким же содержанием, а – классические советские мультфильмы. В большинстве таких мультиков их герои говорят прекрасным, образным, понятным и доступным всякому нормальному ребенку языком, в котором нет даже намека на какую бы то ни было нецензурщину. Необходимо объяснять малышу, что и ему самому нужно говорить так же красиво и правильно, как говорят мультяшные герои.
  4. Бывает так, что ребенок сам спрашивает у родителей, что означает услышанное им бранное слово. В этом случае очень важно, как родитель себя поведет. Самая правильная линия поведения – не ругать ребенка за произнесенное слово, не допытываться, от кого он его услышал, ничем не выражать своего смятения и неудовольствия. Гораздо разумнее постараться спокойно объяснить, что это – плохое слово, что употребляют его – скверные люди, а поскольку ребенок – замечательный и родители его очень любят, то будет замечательно, если малыш никогда больше такое слово произносить не станет.

Конечно, может случиться и так, что никакие родительские усилия и старания так и не смогли отучить ребенка от привычки выражаться нецензурными словами. Это бывает очень редко, но все же – бывает. В таком случае может быть полезен строгий родительский запрет. Причем, это должен быть не голословный запрет, а, так сказать, запрет с подтекстом.

Например, юному матерщиннику можно запретить встречаться с друзьями до тех пор, пока он не перестанет ругаться. Или – не позволять ему пользоваться компьютером. В арсенале всякого родителя найдется немало запретительных средств. Можно также посоветоваться с детским психологом: не исключено что у сына или дочери какое-нибудь заболевание психиатрического свойства. Но в большинстве случаев отучить детей от сквернословия – задача вполне выполнимая.

С форумов

Мерит: Наши дети не в вакууме находяться, дома не материшься — так на улице, в школе, да и по телевизору матов наслушаются. Тут ничего не поделаешь. Увы, это проблема общества в целом, а не отдельного ребенка. Я думаю, маленьких лучше не трогать (не акцентируешь внимание — нет интереса для ребенка), детям постарше (лет 5 -10) можно объяснить, что эти слова плохие, ну а с подростками уже ничего не сделаешь, хотя можно попытаться втолковать ему, что в семье и публично это говорить не стоит, а с друзьями да за закрытыми дверями пусть общаются как хотят.

Olgabel: Многие дети проходят «матершинный» период.
У меня ребёнок очень любил такие слова вставлять, причём всегда по делу и по смыслу. Помню, сидит сын на ковре (возраст что-то около 3-х лет), сооружает какую-то сложную конструкцию, тишина, очень увлечён. Неверное движение, вся конструкция рушится. «Пи***ц». Всего одно слово сказал, но с такой законченной интонацией! (ржу) Я его не ругала вообще, просто не обращала внимания. Прошло само. Самое интересное, что мы с мужем не материмся, тем более выше озвученное слово не употребляем. Где подхватил — загадка?

goroshka: Моему сыну сейчас 1.11 мес., ругается уже осознанно, я не акцентировала на этом внимание, но врач сказала, что нужно ругать, говорить что это очень плохо, и не в коем случае не смеяться!

marta2018: если матерится маленький — не обращать внимания. Поругается и перестанет. А если школьного возраста — то явно проблемы не с ребёнком, а с семьёй. И надо не ребёнка наказывать, а подумать, какие именно факторы привели к тому, что он матерится: чаще всего это ругань родителей или попадание в соответствующую компанию. И одно, и другое — вина взрослых, а не ребёнка. Боритесь с причинами, а не со следствием. Причем борьба с компанией — это дать хорошую альтернативу, а не тупо «ещё раз увижу с Толяном — из дома не выйдешь!».

Felina: Хаха, а я тоже в детстве матом ругалась)) вот именно в таком возрасте (4 года). Благо я далеко не первый ребенок, родители это уже проходили. Эти слова до того пренебрежительно игнорировали, что мне очень скоро стало неинтересно. Ведь значение я не понимала, это как на китайском что-то сказать. Сама не понимаю и другие сделали вид, что не поняли. Пару раз повторила и прошло. Забыла эти словосочетания до подросткового возраста))

Читаем также:

Видео от любящих мам: если ваш ребенок матерится

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Ребенок матерится, ругается матом - что делать в этой ситуации? Сгорать от стыда, проводить нравоучительные беседы, наказывать? Это проблема, столкнувшись с которой, родители буквально становятся в тупик. Вопрос, как отучить ребенка от мата, лежит не только в области нравственности и этикета - она намного глубже.

Рано или поздно каждый родитель слышит от своего ребенка матерное слово. Многих из нас это ужасает и заставляет краснеть. И даже если это еще не случилось - можно залиться краской только от мысли, что это случится в будущем. "Хорошо, если это свой ребенок - ему уж как-то можно закрыть рот, - думаем мы, - а если соседский?" Ведь общаясь с ним, наш ребенок, рано или поздно тоже будет материться. "А его родителям, как будто, все равно, что их сын матерится. Ну как такое может быть?" - возмущаемся мы в душе.

"Это просто ужас", - думаем мы про себя, услышав, что ребенок матерится. А давайте на одну секунду все же откинем наше личное отношение брезгливости и снобизма к матерному слову и попробуем все же разобраться, почему дети ругаются матом?

Почему дети ругаются матом?

Если мы слышим мат от чужого ребенка, то ответ на вопрос "Почему дети ругаются матом?", как нам кажется, лежит на поверхности. Мы уверены, что он наследует родителей, которые не стесняются в выражениях при сыне или дочке. Когда же мы слышим мат от собственного ребенка, то уверены, что его этим словам научил тот самый сорванец, при котором родители ругаются матом. Так ли это? Действительно ли все зло идет именно от непутевых родителей?

На самом деле это немножко не так. Если изучить ситуацию более тщательно, то станет очевидно, что все дети, которые общаются на улице со сверстниками, в возрасте 6-7 лет проявляют интерес с матерным словам. Они не просто ругаются матом, они как бы впервые пробуют это. Им интересно это, их захватывает это. Казалось бы, почему дети повторяют это? Ну, даже если и подслушали они у родителей, зачем повторять? Что в этом такого? Ан нет, можно отметить, что они буквально смакуют слова, пробуют их. Удивительно, но это проходит в тот же период возраста - попробовав, дети в большинстве своем бросают материться, в независимости от того, наказывают их за это родители или нет. Почему?

Загадочное отношение детей к матерным словам сегодня нам объясняет системно-векторная психология Юрия Бурлана. В 6-7 лет у ребенка происходит первое, атавистичное половое созревание - это первый гормональный всплеск в их жизни. В глубокой древности, когда была первобытная стая, а человек в 30 лет считался старцем, в этом возрасте дети созревали для взрослой жизни. Сегодня все изменилось, и наши дети, благодаря цивилизации имеют еще лет 10 времени, в этот период могут спокойно учиться в школе и узнавать то, что пригодится в будущем. Но, тем не менее, именно в возрасте 6-7 лет они, не физически, но (!) психически созревают для того, чтобы понять свой пол, что кто-то из них мальчик, а кто-то девочка, в чем различие между ними, понять, что у человека, у них самих, есть сексуальность. Отсюда интерес к противоположному полу, первые изучения друг друга. Ребенок начинает задавать родителям вопросы по этой теме. Кожно-зрительная девочка в этом возрасте вообще может начать эксгибиционировать - оголятся прилюдно , чем шокирует своих родителей.

Кто-то должен рассказать детям о том, что такое сексуальность. Но кто этот человек, который раскроет перед ребенком сексуальность? Величайшим заблуждением современных психологов и педагогов является мысль о том, что это должны сделать родители. На самом деле, разговаривая с ребенком в этом возрасте на эту тему, взрослые могут нанести ему удар по психическому - дети не должны узнавать о сексуальности от родственников, так же, как мы, взрослые, не входим в половой контакт с родственниками - это противно природе.

Тем более, что природой уже предусмотрено «первобытное сексуальное воспитание». Дети должны узнать об этом в своей среде, от сверстников, на улице - это самое природное, что может и должно с ними случиться. И узнают они о сексуальности именно через матерные слова - ведь на самом деле, если вдуматься, мат - это и есть прямые, не завуалированные, слова о сексе (не путать мат с грязными, туалетными словами-ругательствами). И знакомит их с сексуальностью не просто любой сверстник, а ребенок с оральным вектором - очень важный человечек в маленькой стае детей.

Приблизительно 5% детей рождается с оральным вектором . Это особенные дети и у них особенная задача в нашем обществе - когда они вырастут, если их правильно воспитывать, они смогу стать великими ораторами и завораживать публику своей речью. Это та способность, которая будет им служить во взрослой жизни.

Но в детстве, пока у всех детей настоящее детство и игры, у них уже есть работа, очень важная роль – это «сексуальное воспитание». Именно они начинают употреблять матерные слова совершенно не стесняясь. Они могут петь матерные частушки, говорить матом без остановки. Откуда это в них берется, остается загадкой для родителей. Ведь даже если родители никогда не ругались и очень интеллигенты, их ребенок с оральным вектором будет ругаться матом не хуже остальных оральников.

Это его природа и это его задача . Наказывать его за это, бить по губам или по шее, вызывать в нем стыд за свои действия - это ошибки родителей, за которые взрослый оральный человек может поплатиться - его жизнь будет разрушена, а сам он будет несчастлив. Заикание, проблемы с артикуляцией, патологическое вранье, неуправляемая матерщина - это все то, с чем сталкивается оральный человек, которого пытались насильно отучить от матерного слова в детстве, которого заставляли отказаться от своей природы.

На самом деле, услышав от детей матерные слова, необходимо просто договорится с ними о том, что говорить эти слова при взрослых нехорошо. Объясните ребенку понятно и просто, что ругаться матом можно, но не в любой ситуации.

Не стоит думать, что шестилетки, если им разрешить ругаться матом, создадут клуб любителей матерщины и будут материться потом всю жизнь. Это совершенно не так. Познав свою сексуальную природу , поняв и осознав себя мальчиком или девочкой, дети утрачивают какой-либо интерес к этой теме. Они же дети и у них нет еще желаний к сексу, как понимаем его мы, взрослые. Они вспомнят свою сексуальную природу только во второе половое созревание, в подростковом возрасте. А вот мат во взрослой жизни они не будут использовать направо и налево.
Исключение составляет только оральник - для него мат - это язык. Он умеет красиво говорить им, а не ругаться. Это его свойство остается с ним на всю жизнь. Но при правильном подходе, который описан выше, даже он будет контролировать мат и не употреблять его постоянно.

Дети ругаются матом - пусть ругаются

Ребенку 6-7-ми лет очень важно услышать матерные слова от орального сверстника - это задает ему нормальное развитие в жизни. Потом, взрослея, он сможет создать отношения, пару, а потом и семью, у него не будет комплексов в сексуальном. Поэтому очень важно, чтобы дети в этом возрасте общались со сверстниками и не под присмотром родителей - а в своем кругу, в котором обязательно окажется оральный ребенок.

«Как он разговаривает со своими друзьями - это же ужас! Мат через слово». Впервые услышать от своего ребёнка ругательство - настоящий шок для родителей. Почему подростки ругаются матом при друзьях, в школе и даже дома и можно ли что-то с этим сделать - рассказывает психолог Яна Филимонова.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Выразить невыразимое

Прежде чем задаваться вопросом, почему подростки ругаются матом, нелишне будет задуматься: а для чего нам самим нужен мат? Сама природа запретных слов парадоксальна. Только представители homo sapiens догадались придумать определенные сочетания звуков, чтобы потом наложить на некоторые из них табу. Зачем придумывать запрет, который непременно будет нарушен? Ругательства ведь никуда не исчезают из языка, и знание о них передается из поколения в поколение. Можно сделать логичный вывод, что «сильные» слова используются для выражения столь же сильных эмоций. Чаще всего это чувства отрицательные: злость на грани с яростью, отчаяние, крайняя форма неодобрения, но иногда и позитивные - восхищение, поощрение, удивление.

Во многих подростковых компаниях существует негласный запрет на прямое проявление чувств. Подростки резковаты, они подсмеиваются, а иногда и откровенно насмехаются над нежностью, привязанностью, грустью. Они пока еще не умеют обращаться с кипящими в них чувствами - как своими, так и чужими. Использование обсценной лексики помогает немного снизить напряжение и, пусть в такой грубой и примитивной форме, эти чувства выразить, не показавшись при этом слишком уязвимым.

Что делать. Задумайтесь вот о чем: говорят ли о чувствах в вашей семье? Каким образом вы выражаете любовь друг к другу, радость, грусть, какими словами описываете, что рассержены или устали? Нередко взрослые тоже не умеют напрямую говорить о том, что переживают, и выражают чувства скорее через поведение. К примеру, злость выражается повышением голоса, подзатыльниками или теми же ругательствами, пусть и в смягченной, социально приемлемой форме. В таком случае неудивительно, что подросток использует тот же способ, ругаясь матом.

Чтобы уметь описывать свои переживания словами, ваш сын или дочь должны иметь перед глазами модель такого поведения

Возможно, вам придется учиться этому вместе с ребенком, но, поверьте, это сослужит хорошую службу и вам, и ему. Говорите о том, как вы рады или устали, потому что на работе был тяжелый день, вы рассержены на хамское поведение водителей на дорогах или грустите о том, что весна никак не наступит. Особенно сложно бывает выражать свои чувства напрямую другому человеку. Простой способ - использовать так называемые «Я-сообщения», то есть говорить от первого лица и о себе: «Мне нравится, как ты…», «Я не люблю, когда».

Средство самоидентификации: отделить себя от других

«Мы - подростки, и мы другие. Мы уже не дети - детям так говорить не позволено. Но мы и не взрослые с их лицемерной вежливостью, иерархией, необходимостью подчиняться правилам». Действительно, тинейджеры оказываются в некоторой степени маргиналами: они точно уже не дети, но еще и не взрослые, еще не сформировали устойчивую систему представлений о себе и мире, но уже имеют на все собственное мнение, еще не научились зарабатывать, но уже нуждаются в личных деньгах. Матерная ругань становится способом отделить себя от остального мира, чем-то вроде запретного языка подростковых компаний.

Что делать. Подростковый негативизм - в целом нормальное явление. Если вы случайно услышали разговор ребенка с другом или подругой, в котором проскакивали крепкие выражения, возможно, не стоит делать из этого трагедию. Не нужно устраивать подробное расследование: «Твои друзья ругаются матом? А ты? И что, вот так у вас в компании принято выражаться?».

Стоит в спокойном тоне поговорить с подростком о том, что ругательства засоряют речь и очень быстро входят в привычку

Вместо того, чтобы подбирать нужное выражение, так легко заменить его крепким словцом! Но случайно вылетевшее бранное слово может сослужить подростку плохую службу в школе, при поступлении в институт, при знакомстве с парнем или девушкой. Мат расценивается людьми как грубость и словесная агрессия - это нужно учесть, когда употребляешь подобные слова.

Когда подросток ругается при взрослых

Большинство тинейджеров используют табуированную лексику в разговорах со сверстниками - кто-то чаще, кто-то реже. Демонстративно ругаться при взрослых - это уже агрессивный протест, вызов. У родителя, который впервые услышал брошенное в лицо матерное слово, случается шок: «Да как он посмел?».

Прежде чем принимать какие-то меры, следует разобраться, против чего протестует подросток. Понятно, что в такой ситуации велико искушение сразу перейти к санкциям: он нарушил правила, возможно, оскорбил кого-то из родителей или педагогов. Но подобный поступок - симптом неблагополучия, и лучше разобраться с его причинами сейчас, чем усугублять ситуацию и иметь дело с более серьезными последствиями.

Три совета родителям:

1 . Скажите о своих чувствах. Именно скажите, а не накричите и не обвиняйте. Важно, чтобы вы говорили о себе: «Мне не нравится», «Я совершенно шокирован», а не о своем ребенке: «Ты не смеешь», «Как ты могла» и т. п. К примеру: «Я в шоке от того, что сейчас слышу. Ты знаешь, что у нас дома такие слова не употребляются (что в школе ругаться матом неприемлемо), и все-таки произнес их». «Я никогда раньше не слышала от тебя таких грубых слов и просто не могу прийти в себя».

2 . Спросите о причинах его/ее поведения. «Я хочу понять, почему ты так поступил». Важно, несмотря на все обуревающие родителя чувства, все-таки выбирать нейтральные глаголы - «сделал», «поступил», а не «что ты устроила» или «как ты мог».

3 . Выслушайте то, что вам скажут, и постарайтесь найти в этом рациональное зерно: почему сын или дочь могли повести себя подобным образом?

Привлечь внимание к проблеме

Несмотря на внешнюю грубость, тинейджеры очень уязвимы. Но рассказать о своих проблемах родителям им сложно - трудно найти подходящие слова, стыдно жаловаться, «наматывать сопли на кулак». Часто девиантное поведение, в том числе использование крепких выражений - крик о помощи. Несчастная любовь, ссора с друзьями или переживания по поводу своей внешности - повод прийти в отчаяние, когда тебе 12 или 16 лет. Но проблемы могут быть и куда более серьезными. Попал в драку, задолжал денег, друзья впервые предложили попробовать алкоголь или наркотики…

Что делать. Вам не нужно додумывать, а лишь спокойно слушать, стараясь не давать оценок происходящему, пока не доберетесь до сути. Если вы будете реагировать сочувственно и внимательно, задавать уточняющие вопросы, ребенок в конце концов поделится тем, что его волнует. Несмотря на видимое протестное поведение, родители для тинейджера остаются очень важными людьми.

Несправедливость учителей и школьной системы

При словах «ругается матом в школе» мы скорее представим отпетого хулигана, двоечника и прогульщика с сигаретой. Но протестное поведение не всегда связано с отношением ребенка именно к учебе. Троечник может совершенно спокойно доучиться на положенные ему тройки до выпускного, а отличник - вдруг взбунтоваться, поняв, что физик, кроме своих любимчиков, никого не замечает, как ни старайся, а учительница географии поддерживает травлю самой тихой девочки в классе, потому что сама ее невзлюбила. Подростковый возраст - время, когда юный человек открывает для себя взрослый мир, и открытия эти часто совсем не приятные.

Что делать. Поговорить с сыном или дочерью о том, что чувствует человек, столкнувшийся с очевидной несправедливостью, и что он может сделать. С одной стороны, фаворитизм в классе - это действительно обидно. Учитель может поощрять своих любимых учеников и не замечать других талантливых ребят. И закрывать глаза на травлю нельзя ни в коем случае.

Но поможет ли матерное слово, брошенное в лицо педагогу, исправить оценки по физике или улучшить положение одноклассницы?

Умение решать сложные проблемы, в том числе иметь дело с несправедливостью - признак успешного взрослого человека. Будет хорошо, если вы поделитесь с подростком тем, как сами разрешали подобные ситуации. Возможно, это было не в школе, а уже в институте или на работе. Не стесняйтесь рассказать о своих сомнениях: «Я подумал, если я сейчас отвечу начальнику вот так - будут такие-то последствия. Но тогда… И я решил…».

И обязательно обсудите ту ситуацию, которая волнует вашего ребенка. Вы можете просто задавать ему наводящие вопросы: «Как ты думаешь, а что можно было бы сделать? Какие есть варианты? Чем я могу тебе помочь?»

Протест против правил семейной системы

Матерная ругань дома, в лицо родителям - очевидное нарушение подростком правил. Нередко оно свидетельствует о том, что сами правила и границы семейной системы устарели. Разумеется, не те, которые запрещают обсценную лексику, а более глобальные - те, что регулируют права и обязанности членов семьи.

Родители часто не успевают за происходящими изменениями: ребенок превращается в юношу или девушку, а с ним до сих пор обращаются, как с восьмилетним. Не стучат, заходя к нему в комнату, не принимают его мнение в расчет, не выделяют карманных денег. В некоторых семьях к детским правам прилагаются и детские обязанности, в других взрослые демонстрируют очевидное противоречие: «Ты уже взрослый, сам договаривайся с учительницей», но «Домой к девяти, мал еще допоздна гулять». У подростка, находящегося в непонятном положении «выросшего ребёнка», такая несправедливость вызывает закономерный протест. Но он не обладает ни должным авторитетом, ни достаточной степенью рефлексии, чтобы выразить это прямо. Поэтому протестует при помощи девиантного поведения: «Вы не хотите замечать, что я уже взрослый? Тогда я буду вас шокировать, произнося слова, которые детям знать не полагается».

Что делать. Родителям может быть в какой-то мере выгодно застревание ребенка в детстве: пока он не повзрослел - мы как будто не постарели. К тому же можно не менять устоявшиеся порядки, не пересматривать внутрисемейные правила, не делить территорию с почти уже взрослым человеком.

Но в итоге это вредит и старшим членам семьи, и подростку. Семья не переходит на следующую ступень развития, а подрастающие дети не осваивают новые сферы возможностей и новые области своей ответственности. Именно такой подход в итоге способен привести к самодеструкивному поведению, подростковой беременности, неуспешности в учебе (а позже и на работе: у «вечных подростков» проблемы с иерархией). Тинейджер яростно борется с рамками, которые стали ему тесны, но совершенно не чувствует ответственности за сделанный выбор, и последствия поступков поэтому тоже не просчитывает. Застрять в этом бунте можно на десятилетия. Простого решения здесь не существует, поскольку явно требуется перестройка отношений внутри семьи. Делать это безопаснее вместе с психологом. Если хотите попробовать самостоятельно, нужен честный «семейный совет», на котором будет определено: какие правила устарели, каким образом их можно изменить и на каких условиях. К примеру, подростку разрешено раз в неделю оставаться ночевать у друзей, если предварительно он познакомит с ними родителей; разрешено задерживаться в гостях до 11 вечера, если выполнены остальные обязанности, а старшие предупреждены заранее, и так далее. Тинейджер на этом совете должен иметь полноправный голос.

Взросление ребенка - не то, чему нужно изо всех сил противодействовать. Это долгий и поэтапный путь, на котором хорошо иметь поддержку родителей.