Ботаническая экскурсия путешествие в осеннее царство. Путешествие в осеннее царство. Хозяйка уводит все овощи

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Попереченская основная общеобразовательная школа»

Юргинского района Кемеровской области

Сценарий праздника для 1-4 классов

«Путешествие в Осеннее царство»

подготовила

учитель начальных классов

Бушманова Наталья Анатольевна

с. Поперечное

2013

Ведущий:

Дорогие ребята, уважаемые гости. Мы сегодня собрались здесь, чтобы сказать «спасибо» одному из чудеснейших времен года. Именно оно собрало нас сегодня всех вместе.

Хочется пригласить вас в замечательное царство, в котором живет прекрасная царица, а имя её поможет узнать вам загадка:

Несет она нам урожай,

Поля вновь засевает,

Птиц к югу отправляет,

Деревья укрывает,

Но не касается елей и сосен,

Потому что это... (осень)

(Звучит музыка П. И. Чайковского, дети рассаживаются, выходит ведущий.)

Ведущий:

Сказка-сказка прибаутка!

Рассказать ее не шутка!

Чтобы сказка от начала,

Словно реченька, журчала,

Чтоб в середке весь народ

От нее разинул рот,

Чтоб никто - ни стар, ни мал -

Под конец не задремал.

Друзья! Сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие - в прекрасную сказку, на детский праздник Царицы Осени. В дорогу мы возьмем ценный багаж - шутки и смех, песни и пляски, иначе нас просто не пропустят в сказочное Осеннее Царство. На чем мы туда поедем?

Дети : На автомобиле, поезде или самолете?

Ведущий : Ничего подобного! Все очень просто! Закройте глаза и повторяйте за мной: «Раз, два, три! Дверь в сказку отвори!»

(Дети повторяют.)

Ведущий: Кажется, мы на месте. Никто не отстал? Все здесь?

Дети (хором:) Все!

(В этот момент в зал вбегают три Глашатая в нарядных желто-красных костюмах, шапочках или беретах с перьями. В руках у них свитки.)

Глашатай 1 (разворачивая свиток): Внимание! Внимание! Сегодня государыня наша Царица Осень соизволила пригласить всех своих подданных и заморских гостей на детский праздник!

Глашатай 2 Внимание! Внимание! Всем Ванюшкам и Катюшкам! Всем Андрюшкам и Танюшкам! Всем Иришкам и Мишкам! Всем Коленькам и Оленькам!

Всем Светкам и прочим деткам! Строгий приказ: веселиться, петь и плясать на детском празднике до упаду! А кто ослушается и царскую волю не исполнит - не сносить тому головы!

Глашатай 3 : Внимание! Внимание! На детский праздник веселый прибудет сама государыня наша Царица Осень и три ее сына-Царевича: Сентябрь, Октябрь и Ноябрь. (Оглядывается.) Да вот и они сами! Встречайте! Музыка!

(Звучит торжественная музыка. Первой в зал входит Царица Осень. В руке Царицы - длинный, увитый цветами и листьями посох, на который она опирается. Вслед за ней идут три молодых Царевича: Сентябрь, Октябрь и Ноябрь. Царица садится на трон, рядом на стульях усаживаются царевичи, за каждым из них стоновится Глашатай.)

Глашатай 1 (выходит вперед):

В золотой карете,

Что с конем игривым,

Проскакала осень

По лесам и нивам.

Добрая волшебница

Все переиначила:

Ярко-желтым цветом

Землю разукрасила.

Глашатай 2 (выходит вперед):

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Глашатай 3 (выходит вперед):

Бродит в роще листопад

По кустам и кленам,

Скоро он заглянет в сад

Золотистым звоном.

Соберем из листьев веер,

Яркий и красивый,

Пробежит по листьям ветер,

Легкий и игривый.

И послушно ветру вслед

Листья улетают,

Значит, лета больше нет,

Осень наступает. (Глашатаи уходят )

Царица Осень: Дорогие ребята, хочу я вас испытать, узнать, хорошо ли вы меня знаете. Попробуйте правильно собрать рассыпавшиеся пословицы. (Детям раздаются полоски бумаги с частями пословиц. Они должны соединить пословицы, встав в пары)

1. Осень - у погоды перемен восемь.

2. Лето со снопами, а осень с пирогами.

3. Холоден сентябрь, да сыт.

Царевич Сентябрь (обращаясь к Царице Осени) : Дорогая матушка, мы сыны твои любимые: Я, братец Октябрь и братец Ноябрь решили сегодня потешить, повеселить тебя да показать, на что мы способны. У каждого из нас есть помощники верные, на все гораздые. Дозволь же, матушка начать наш праздник!

Царица Осень (встает с трона и трижды ударяет посохом) : Дозволяю начать детский праздник! Повеселимся же сегодня вволю! Придумал кто-то, что осень - унылая пора! (Обращается к Сентябрю.)

Начинай-ка ты, Сентябрь-чародей, сынок мой любимый, милый, шаловливый. Представь нам своих помощников!

Царевич Сентябрь : Дети 2 класса показывают плакат, нарисованный к стихотворению и читают стихотворение )

Ученик 1.

Плывут паутинки

Над сонным живьем,

Краснеют рябины

Под каждым окном,

Хрипят по утрам

Петушки молодые,

Дожди налегке

Выпадают грибные,

Поют трактористы

На зябь выезжая,

Готовятся села

Ко дню урожая.

Царевич Сентябрь : А теперь я приглашаю вас в осенний лес. Посмотрим, что здесь растет.

(Выходят дети 2 класса, загадывают загадки о грибах, надевают шапочки с изображением гриба.)

1. Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня узнаешь за версту,

Зовусь я...

Дети . Подосиновик

2. Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

В шляпках разноцветных.

Собирай, не мешкай, я ведь

Дети . Сыроежка.

3. А я очень важный

На беленькой ножке.

Я с красною шляпкой,

На шляпке - горошки.

Дети. Мухомор.

4. В мягкой травке на опушке

Всюду рыженькие ушки.

Золотистые сестрички

Называются...

Дети: лисички

5. Шоколадно-бурый гриб,
К скользкой шляпке лист прилип.
Воротник ажурный тонок -
Гриб такой зовут...
Дети: Маслёнок

6. Коренастый, в шляпе новой
Гриб в бору растет сосновом.
Рады бабушка и дед:
– Будет праздничный обед!
Ой, схватили белки вмиг
Этот белый…

Дети: боровик

7. Нет грибов дружней, чем эти, -
Знают взрослые и дети -
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу.

Дети. Опята

8. Бледная она стоит,
У нее съедобный вид.
Принесешь домой - беда,
Будет ядом та еда.
Знай, что этот гриб - обманка,
Враг наш - бледная…

Дети. Поганка

9. Не спорю - не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В берёзовой роще.

Дети. Подберёзовик

10. В шляпке беленькой на ножке

Рос грибочек у дорожки.

А теперь в корзинке пусть

Полежит съедобный...

Дети: Груздь

Царевич Сентябрь : Какие грибы мы возьмем из лесу, а какие оставим?

В сентябре и в огороде урожай собирать пора!

Ведущий: Какие овощи мы убираем осенью? Посмотрим сценку «Почему помидор стал красным» (учащиеся 1 класса )

Сказка о том, почему помидор стал красным

Ведущий. В давние времена жили на одном огорода овощи. (По одному выходят овощи и представляются.)

- Я - веселый молодец, Я - зеленый огурец.
- Без меня на грядке пусто, А зовут меня капуста.
- Без меня вы, как без рук, В каждом блюде нужен лук.
- Любят дети с давних пор Вкусный сладкий помидор.

Ведущий. Хозяйка любила свой маленький зеленый огородик и каждый день поливала его.
Хозяйка (ходит с леечкой и «поливает» овощи). Я полью свой огород, Он ведь тоже воду пьет.
Ведущий. Овощи с каждым днем росли и зрели. Жили они дружно, никогда не ссорились. Но однажды помидор решил, что он лучше всех, и начал хвастаться.

Помидор.
Я на свете всех вкуснее, Всех круглее, зеленее. Меня взрослые и дети Любят больше всех на свете.
Огурец.
Слушай, это просто смех –
Хвастать, что ты лучше всех.
Лук.
Не поймет никак он, братцы, –
Некрасиво задаваться.

Ведущий. А помидор все свое твердил.
Помидор. Я на свете всех вкуснее, Всех круглее, зеленее. Меня взрослые и дети Любят больше всех на свете!
Овощи. Хвалился, хвалился (хором) И с куста свалился!
Ведущий. В это время на огород пришла хозяйка, чтобы собрать овощи на обед. Всех с собой взяла, а помидор не заметила.

Хозяйка уводит все овощи.

Ведущий. Летела мимо ворона.

Ворона. Кар! Кар!
Позор! Кошмар!
Не хотел быть с нами дружен,
Будешь никому не нужен!

Ведущий. Стыдно стало помидору. Заплакал он и покраснел от стыда.
Помидор. Вы меня, друзья, простите, Вы с собой меня возьмите.
Ведущий. Услышала эти слова хозяйка, сжалилась над помидором, пришла и взяла его с собой. Хотите – верьте, хотите – нет, но с тех пор осенью помидоры всегда становятся красными

Игра-конкурс « Посади и собери урожай картошки»

Две команды детей в виде эстафеты бегут, садят картошку в другом конце класса, а затем едут на игрушечных грузовиках собирать по одной картошке и везти к финишу, кто раньше.

Царица Осень : Молодец, сынок Сентябрь. (Обращается к царевичу Октябрю.) Пришел твой черед, сын мой второй. Октябрь золотой! Покажи свое умение и представь свои творенья!

Царевич Октябрь: Ну- ка, ребята, покажите мой портрет и расскажите обо мне. (Дети 3 класса показывают плакат, нарисованный к стихотворению и читают стихотворение )

Ученик 2:

Стало вдруг светлее вдвое.

Двор, как в солнечных лучах -

У березы на плечах.

Утром мы во двор идем -

Листья сыплются дождем.

Под ногами шелестят

И летят... летят... летят...

Пролетают паутинки

С паучками в серединке.

И высоко от земли

Пролетели журавли.

Все летит! Должно быть это

Улетает наше лето.

Царевич Октябрь: А теперь давайте посмотрим, как живут птицы осенью.

(Дети 3 класса разыгрывают сценку «Разговор птиц».)

Ученик: Закричал раз утром мудрый ворон.

Ворон . Жители леса! Осень у лесного порога. Все ли готовы к ее приходу?

Птицы (все). Готовы.

Ворон . Перво-наперво осень холоду напустит. Что станете делать?

Перелетные птицы . Мы улетим в теплые края.

Зимующие птицы . А мы пуховые телогрейки наденем.

Ворон. Затем осень листья с деревьев начнет срывать.

Зимующие птицы. Пусть срывает. Ягоды видней будут.

Ворон . Потом осень последних насекомых заставит спрятаться.

Зимующие птицы . А мы, дрозды, на рябину навалимся. А мы, дятлы, шишки начнем шелушить. А мы, щеглы, за сорняки примемся.

Ворон. В конце концов осень скукой донимать станет.

Зимующие птицы . Нас скукой не проймешь. Будем сыты - не заскучаем.

Ученик: Махнул тут крылом мудрый ворон и улетел.

Ведущий: Всем известно к слову «кит»
Рифма звонкая «летит»
Но кто слыхал, чтоб кит летал.
Давайте сыграем в «да» и «нет »
Найдите правильный ответ.
Отгадайте без подсказки
кто летит, кто не летит.
Тот в игре и победит
Кто не вылетит ни разу.
На «да» - хлопок.
На «нет » - топоток.

Летит - летит - орёл,
Летит - летит - козёл,
Летит - летит - щегол,
Летит – летит - синица,

Летит – летит - горчица,
Летит – летит - сазан,
Летит – летит - фазан.
Летит – летит - лягушка,
Летит – летит – старушка,
Летит- летит - глухарь,
Летит – летит - сухарь,
Летит - летит – гагара,
Летит - летит - гитара,
Летит – летит - утёнок,
Летит-летит - ворона,
Летит-летит – корона.
Летит – летит - сова,
Летит – летит - трава.
Летит – летит – удод,
Летит- летит – компот.
Летит – летит скворец,
Летит – летит – дворец.
Летит - летит – кувшин,
Летит – летит - пингвин,
Летит - летит - дракон,
Летит – летит - балкон.

Ученик 3: Осенние денечки, в саду большие лужи,

Последние листочки холодный ветер кружит.

Вот листочки желтые, вот листочки красные,

Соберем в гирлянды мы листочки разные.

Игра-конкурс «Соберем листочки»:

Каждая команда складывает свой листочек, разрезанный на части. Затем собирают с пола листочки такого же цвета и формы, кто быстрее.

Царица Осень: Спасибо, сынок Октябрь! И твои помощники мне очень понравились. (Обращается к Царевичу Ноябрю.) А теперь твоя очередь, сын мой серьезный, Ноябрь морозный!

Царевич Ноябрь: Ну- ка, ребята, покажите мой портрет и расскажите обо мне. (Дети 4 класса показывают плакат, нарисованный к стихотворению и читают стихотворение )

Ученик 4: Земля остыла, улетели птицы,

Закончился в природе листопад.

Колючим холодом и первым белый снегом

Ноябрь укрывает голый сад.

Пруды замерзли и слегка

Ледком подернулась река.

Ведущий: А сейчас давайте изобразим погоду в ноябре.Девочки будут изображать дождь, а мальчики - ветер. (Обращается к девочкам) Вы не забыли, как дождь стучит по крышам? Ну-ка!

Дети (громко): Кап-кап-кап-кап!

Ведущий (обращаясь к мальчикам) : А вы помните, как ветер воет за окном в ноябре?

Дети (хором): У-у-у-у-у!

Ведущий: Молодцы! Ну, а теперь все вместе!

Дети «капают» и «воют».

Ведущий (обращаясь к Царевичу Ноябрю): Ну что, Царевич Ноябрь, похоже?

Царевич Ноябрь : Похоже, еще как похоже! Даже под зонтик встать захотелось, чтобы спрятаться от холодного дождя

(Дети 4 класса исполняют сценку)

Ученик: Дождь пошел, побежал, расшумелся,

Сразу все от него по домам.

Дождь запел, заплясал, завертелся,

Стал по стеклам постукивать нам.

Заяц:

Холодает с каждым днем,

Очень зябко под дождем.

Весь дрожу я, весь промок,

Как осиновый листок.

Мне бы домик, да посуше,-

Там согрел бы

Лапки, уши. Апчхи!

(Выходит девочка, раскрывает зонт)

Ученик:

Тут раскрылся очень кстати

Зонт в руках у нашей Кати.

Катя:

Залезай под зонт, малыш,

Согреешь лапки – убежишь!

Лиса:

Зонтик ваш такой чудесный,

Нам втроем не будет тесно!

Катя:

К нам, лисичка, поспеши,

Хвост пушистый подсуши!

Медведь:

Добрый день вам!

Здравствуй, Мишка!

Медведь: Угощаю всех вас шишкой.

Все: Спасибо.

Медведь: Можно мне под зонтик влезть?

Нос и уши обогреть?

Лиса: Ой-ой-ой! Очень уж велик твой рост!

Ты помнешь мой пышный хвост!

Катя: Хватит места под зонтом!

Нам не тесно вчетвером!

Воробей:

Тут воробышек летит,

Еле слышно говорит:

Я под дождиком летал,

Всюду зернышки искал.

Крылышки отяжелели.

Я летаю еле-еле.

Катя: К нам, воробышек, лети!

Хватит места всем пяти!

Вот и дождик перестал.

Заяц: Ну, тогда я поскакал!

Лиса: До свиданья. Мне пора,

Там в лесу моя нора.

Медведь: Ну и мне пора в дорогу,

Спать пойду в свою берлогу.

Воробей: Полетел тогда и я.

До свидания, друзья!

Катя: До свидания, друзья!

Ведущий: Ой, сколько воды, кругом лужи.

Игра-конкурс « Перейти лужи по камешкам»

Две команды детей в виде эстафеты перекладывают по две картонки, на которые становятся поочередно ногами и переходят в другой конец класса, кто раньше.

Царица Осень : Ну, хватит, сынок Ноябрь! А то ты совсем сыро и грустно стало!

Чтобы было веселей, позовем еще гостей
Дружно, дружно позовем:


Дети: Гости, гости мы вас ждем!

(звучит музыка из кинофильма «Джентльмены удачи», входят и поют Слякоть и Холодрыга)

Слякоть и Холодрыга:

Лишь осень настает, приходит наш черед
И Слякоть с Холодрыгой наступают
А нас никто не ждет, а нас наоборот
А нас всегда ругают да ругают

Слякоть: Я – Слякоть, я кругом в галошах и с зонтом
Брожу по лужам, сырость нагоняю

Холодрыга: А Холодрыга – друг все бегает вокруг,
На всех прохожих стужу напуская.

Слушай, Слякоть, это, наверное, нас в гости звали.

Слякоть: Что ты, Холодрыга, что ты. Апчхи! Сколько лет живу на свете, никто меня в гости ни разу не звал.
Холодрыга: Да и меня, Холодрыгу, тоже не очень-то жалуют. Ну, раз нас не позвали, то пожалеют об этом. Мы им весь бал испортим.
Слякоть: Ой, а кто это?.. Да это же Осень! Сама Королева бала!
Холодрыга: Золотая Осень!
Слякоть: Радуется. Ей и песни поют, и стихи читают
Холодрыга: Ишь, как все ее любят!
Слякоть: А нас нет (ревет)
Холодрыга: Фу, какую слякоть развела! Не реви и без тебя холодно. Лучше подумай, как эту Осень проучить, чтоб не зазнавалась.
Слякоть: Придумала! Сейчас мы ее заколдуем, и она заснет, ведь она с зимой не дружит и холода боится. А сами такую слякоть разведем, такой холод устроим, что она с золотой превратиться в дождливую…
Холодрыга: Бррр! Бррр!
Слякоть: Превратим в скучную осень, тогда и ее, никто любить не будет.
Холодрыга: А если она расколдуется?
Слякоть: Что ты! Она расколдуется только тогда, когда ее такую противную, снова полюбят и к себе позовут. А этого не будет никогда!
Холодрыга: Как же мы ее заколдуем?
Слякоть: Сейчас я слякоть разведу, а ей скажу, что это раствор красоты…. (обращаясь к Осени) Осень золотая!
Будь еще краше, выпей элексир красоты! (осень выпивает и засыпает)
Холодрыга: Ура! Получилось! Ну, держитесь, теперь я вас заморожу! (бегает около детей с большим веером)
Ведущий: Стойте, что вы делаете? Вы же на праздник пришли. Ой, что же это такое! Как беде помочь? Осень, Осень, что с тобой? Где же взгляд лучистый твой?
Стойте, ребята, помните Слякоть и Холодрыга говорили, что Осень проснется, если мы без нее заскучаем и позовем, даже дождливую и холодную. Но что же хорошего можно найти в такой осени?
Слякоть и Холодрыга: Ищите, ищите, может найдете.
Слякоть: Чихать можно!
Холодрыга: Болеть можно!
Слякоть: С сырыми ногами походить.
Холодрыга: И с синим носом. Бррр!
Ученик 2 класса

Да разве дождик – это плохо?
Надень лишь только сапоги,
И в них не только по дорогам
А хоть по лужицам беги!
Ученик 2 класса : Осень дети не забудут,
Уходите прочь отсюда!
Уходите, мы вас просим,
Все равно проснется Осень!
Осень очень нам нужна,
Все дети: Всем нам нравится она!
Холодрыга: Уходим, уходим! Не будем вам мешать!
Слякоть: И гриппом вас не будем заражать! Веселитесь, дети! И будьте здоровы! Апчхи!
Ведущий: Уходите, уходите! Не чихайте тут!
(Холодрыга и Слякоть мелкими шажками убегают из зала, Осень просыпается)
Царица Осень: Ах, как долго я спала…
Где я? Что я?.. Поняла!
Вы, друзья, меня спасли
К вам вернуться помогли.
Неужели в самом деле
Вам дожди не надоели?
А как приятно под дождем
Шептаться с зонтиком вдвоем
И даже можно зонтик взять
И под дождем потанцевать.

(Дети 2 класса исполняют танец под песню «Виноватая тучка»)
Царица Осень : Славно мы попраздновали сегодня! Да, разная я бываю - веселая и грустная, солнечная и пасмурная, с дождичком и снегом мокрым, с холодными ветрами и заморозками. Но я очень рада, что все вы любите меня - за щедрость, за красоту, за редкие, но славные теплые денечки! Спасибо за то, что пришли сегодня на наш чудесный праздник в сказочном Осеннем Царстве, за то, что были такими активными и приняли участие в выставке поделок «Осенний калейдоскоп». Низкий всем поклон! (Кланяется.) (Проводится награждение за участие в выставкее поделок)

Учитель: Дорогие ребята и гости! Мы не забыли, зачем мы здесь собрались. Давайте все дружно скажем Осени «СПАСИБО».

Все : Спасибо!

Звучит музыка, дети встают и выходят из зала

Список использованных ресурсов:

1. › 2. 3. 4. // Начальная школа №10, 2006г.5. //Начальная школа №9, 2003г.

Цели:

  • сплочение дружного, готового на взаимовыручку коллектива;
  • обобщить и укрепить знания детей об осени, как времени года;
  • развивать память, абстрактное мышление;
  • развивать творчество и артистизм детей;
  • учить оценивать знания и умения товарищей, правильно реагировать на неудачу, радоваться победам и удачам друзей;
  • поднять эмоциональное состояние детей;
  • воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение ребят друг к другу.

Задачи:

  • формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла;
  • развитие умений сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное;
  • формировать умение совместно работать в группе;
  • способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.

Адресат: учащиеся 1–2-x классов.

Актуальность: Мероприятие разработано с учетом возрастных, психологических особенностей младших школьников. В этом возрасте дети очень эмоциональны, подвижны, довольно непосредственны, их легко заинтересовать и увлечь, но не надолго. Детям данного возраста просто необходима смена деятельности, поэтому в «Путешествие в осенние царство» включены загадки, конкурсы, путешествие по станциям. В празднике задействованы школьники. Они читают стихи, исполняют песни, участвуют в подвижных играх. На празднике обязательно присутствует сюрпризный момент. В конце путешествия Осень дарит и угощает дарами осени – яблоками.

Оборудование:

  1. Газета «Осенняя пора – очей очарованье» (оформляют родители).
  2. Рисунки детей на тему «Осенняя пора».
  3. Пословицы и приметы осенних месяцев (подбирают дети).
  4. Загадки, стихи об осени, грибах, деревьях, животных, овощах, фруктах и цветах (подбирают дети).
  5. Осенние листья вырезают и раскрашивают дети, ободки с изображением овощей: моркови, огурца, помидора и свеклы.
  6. Название станций: «Лесная», «Грибная», «Овощная», «Фруктовая», «Цветочная».
  7. Маршрутные листы (билеты).
  8. Вагончики – стулья.
  9. Оформление выставки: осеннего букета, овощей, фруктов и поделок из природного материала.
  10. Грамзапись песни «Голубой вагон» муз. В. Шаинского, слова А. Тимофеевского.

Ход праздника

Ведущий. Осень! Как хороша золотая осень с её разноцветным нарядом – яркой окраской деревьев, богатством всевозможных плодов, хорошим урожаем хлеба и овощей.

1 ученик.

Сбросили ромашки
Белые рубашки.
Верная примета.
Что уходит лето.
Не хотят, как видно,
Умницы-ромашки,
Чтобы дождь осенний
Намочил рубашки.

2 ученик.

Бродит в роще листопад
По кустам и клёнам,
Скоро он заглянет в сад
Золотистым звоном.

3 ученик.

Вьётся в воздухе листва,
В жёлтых листьях вся земля.
У окошка мы сидим
И глядим наружу.
Шепчут листья: «Улетим!»
И ныряют в лужу.

4 ученик.

Соберем из листьев веер,
Яркий и красивый,
Побежит по листьям ветер,
Лёгкий и игривый.

5 ученик.

И послушно ветру вслед
Листья улетают.
Значит лета больше нет,
Осень наступает.

Танец листьев. (Музыка П. Чайковского).

Ведущий . Смотрите, сколько листьев у нас стало! Но они не простые, они с загадками.

Девочки в костюмах листиков загадывают загадки.

1 девочка .

Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Коровам без неё беда
Она их главная еда. (Трава).

2 девочка .

Без рук, без ног.
В дверь стучится,
В избу просится. (Ветер).

3 девочка .

Кто всю ночь по крыше бьёт, да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает? (Дождь).

4 девочка .

Сидит – зеленеет,
Падает – желтеет,
Лежит – чернеет. (Лист).

5 девочка .

Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. (Осень).

Ведущий. Молодцы, дети, загадки отгадали.

Ученик.

Славная осень! Здоровый, ядреный,
Воздух усталые силы бодрит.
Лёд неокрепший на речке студёной,
Словно, как тающий сахар, лежит.
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно – покой и простор!
Листья поблекнуть ещё не успели,
Жёлты и свежи лежат, как ковёр.

Ведущий.

Дети, давайте позовём осень.
Славная осень! Приди к нам, приди!

Под звуки музыки входит Осень.

Осень. Здравствуйте, ребята! Очень много хорошего я услышала о себе. Сегодня в гости к вам пришла я не одна. В году 12 месяцев, и три из них – осенние. Назовите их.

Дети называют первый месяц – сентябрь.

Входит Сентябрь.

Сентябрь .

Я - первый.
Ясным утром сентября
Хлеб молотят сёла.
Мчатся птицы за моря,
И открылась школа.

Дети называют народные приметы и пословицы о сентябре.

Дети .

Сентябрь – первый месяц осени.
В сентябре – одна ягодка, да и то горькая рябина.
Сентябрь – отлётная пора.
Сентябрь – чародей цвета.
Сентябрь – пора золотой осени.

Сентябрь . В сентябре осень то ласкает тёплым солнышком, словно играя, то мелким холодным дождём и напоминает: скоро зима.

Ведущий .

Вижу я: на горизонте
Туча по небу летит.
Поскорей раскрою зонтик,
От дождя он защитит.
Всех, всех, всех под зонтик спрячу,
Как же может быть иначе?

Раскрывает зонтик.

Звучит музыка. Дети исполняют танец «Капельки дождя».

Входит второй месяц осени – Октябрь.

Октябрь.

А я месяц первого снега, первых холодов.
Меж редеющих верхушек
Показалась синева.
Зашумела у опушек
Ярко-жёлтая листва.
Иду неслышно. Треснет мелкий
Отвалившийся сучок.
И хвостом махая белка
Лёгкий делает прыжок.
Стала ель в лесу заметней,
Бережёт густую тень.
Подосиновик последний
Сдвинул шапку набекрень.

Дети называют приметы и пословицы об октябре.

Дети.

Перед близкими холодами птицы торопятся на юг.
Октябрь землю покроет: где листком, где снежком.
В октябре лист на дереве не держится.

Под музыку входит третий месяц – Ноябрь.

Ноябрь.

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день.
Лесов таинственная тень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь у двора.

Дети вспоминают народные приметы и пословицы о ноябре.

Ведущий (обращаясь к месяцам). Добро пожаловать к нам на праздник!

Осень (обращаясь к детям). А теперь вместе с нами я предлагаю отправиться путешествовать в «Осеннее царство». Путешествие это мы совершим с вами на поезде. Кто из вас уже ездил на поезде? Усаживайтесь скорее по вагонам, мы отправляемся в путь.

Когда дети усаживаются звучит песня «Голубой вагон», дети подпевая рассаживаются на свои места. Музыка прекращается, когда ведущий объявляет об остановке: станция «Лесная».

Ведущий. Станция «Лесная».

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь, какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.

А теперь я посмотрю, какие вы внимательные?

Загадывает загадки:

  • Осенью раздевается, весною одевается? (Дерево).
  • Белый передник, зелёная коса? (Берёза).
  • Что за дерево стоит – ветра нет, а лист дрожит? (Осина).
  • Кого один раз в год наряжают? (Ель).
  • Кто собирает яблоки спиной? (Ёж).
  • У кого щека вместо мешка? (Бурундук, хомяк).

Какие вы знаете загадки о животных?

Дети загадывают загадки друг другу.

Ведущий награждает листиками тех детей, которые правильно отвечали и загадывали загадки.

Ведущий.

Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.
О чём говорится? (Лес).

Лес – это наше богатство. А как надо вести себя в лесу?

Дети говорят о правилах поведения в лесу. Награждение листиками.

Включается музыка из песни «Голубой вагон», дети приезжают на станцию «Грибная».

Ведущий. Вы были сейчас в лесу, а в лесу все любят собирать грибы. Посмотрим, какие вы грибники. Вас я пропущу в лес только тогда, когда вы назовёте по описанию, о каком грибе идёт речь.

Царь грибов на толстой ножке,
Самый лучший для лукошка.
Он головку держит смело,
Потому что гриб он… (белый).

Будто смазанные маслом,
Мы блестим на солнце красном.
Как ленные дошколята,
Под сосной растут … (маслята).

Из-под травки прошлогодней
Вылезают на свободу
Неразлучные сестрички –
Рыжеватые … (лисички).

С красной шляпочкой в горошках
Он известен с давних пор.
Не клади его в лукошко
Он зловредный … (мухомор).

Ведущий награждает тех детей, которые отвечали на вопросы.

Ведущий . Вот теперь я могу пропустить вас в лес за грибами. Я вижу вы знаете грибы. Посмотрим, как вы их будете в моём лесу собирать.

Задание: Около первого и второго вагонов лежат грибы. Нужно определить: какие грибы съедобные, а какие несъедобные (съедобные положить в корзину, а несъедобные – оставить). На это задание одна минута.

Дети по одному из каждого вагона выходят и берут по одному грибу. Ведущий подводит итоги. Награждение детей.

Ведущий. Ну, молодцы. Хорошо собираете грибы.

Поезд отправляется.

Звучит музыка. Дети приезжают на станцию «Цветочная».

Проводится игра: Ребята от каждого вагона выходят и делая шаг называют какие знают цветы.

Победители награждаются цветочками.

Игра «Собери букет» (собрать открытку из частей).

Награждение победителей цветами.

Ведущий. Все цветочки собрали. Пора ехать.

Звучит музыка, дети приезжают на станцию «Овощная».

Ведущий. Ребята, в лесу вы побывали, грибов вы насобирали, а теперь пора немного и подкрепиться.

Собирают осенью
Урожай плодов
Много людям радости
После всех трудов.

Угадайте, о чём сложены загадки?

Красная девица
Сидит в темнице
А коса – на улице. (Морковь).

Над землёй трава,
Под землёй
Алая голова. (Свекла).

Летом – в огороде, свежие, зелёные,
А зимой – в бочке, жёлтые, солёные.(Огурцы).

Растёт на грядке зелёная ветка,
А на ней – красные детки. (Помидоры).

Дети, которые правильно отгадали загадки, награждаются овощами.

Ведущий . А какие вы ещё знаете овощи?

Игра: закончить словами каждую строфу стихотворения.

Картошка, капуста, морковь, горох,
Петрушка и свекла. Ох!

Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, морковку …

Вот овощи спор завели на столе –
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка, капуста …

Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку, капусту …

Ведущий . А для чего нужны овощи?

Осень.

Чтобы быть здоровым, сильным
Надо овощи любить
Все без исключения,
В этом нет сомнения.

Звучит музыка отправления. Дети приезжают на станцию «Фруктовая».

Ведущий. Ребята, какие вы знаете фрукты?

Игра «Угадай на вкус». Детям преподносят вазочки с вареньем и дети угадывают из чего варенье.

Осень . Заканчивается наше путешествие. Каждое время года по-своему прекрасно и удивительно. Берегите природу, заботьтесь о ней: ведь рыбам нужна вода, птицам – воздух, животным – лес, а человеку – природа.

Если что-то вдруг случится,
В лес бегите вы лечиться.
Звери бросятся гурьбой
За лекарственной травой.

Осень . Встаньте те, кто получил сегодня от меня мои дары. Посмотрите, сколько у нас знатоков природы.

Награждение яблоками.

На этом мы с вами прощаемся и уступаем место следующему времени года – зиме.

Литература :

  1. В.В. Волина. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.
  2. А.Г. Глущенко. Внеклассная работа в начальных классах. – К.: Радостная школа, 1982.

ГКСОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат VIII вида о.Муром»

Познавательная игра

«Путешествие в осеннее царство»

Подготовила:

учитель начальных классов

Климова С.О.

2015

Задачи:

    Закрепить знания детей об овощах, фруктах, деревьях, цветах, животных; расширять словарный запас учащихся.

    Учить детей описывать предмет, находить его существенные признаки, узнавать предмет по форме, вкусу.

    Развитие чувства коллективизма, умение работать в команде.

Оборудование: путевые листы, фрукты, овощи, картинки животных, деревьев, грибов, ромашка, клей, кленовые листчоки.

Ход игры

Игра проводится в форме путешествия по полянкам: «Фруктовая», «Овощная», «Цветочная», «Лесная», «Осенняя», «Грибная»

Ведущий:

Красива наша природа, в любое время года, но особенно она хороша осенью. Это удивительное время года, привлекало своей неповторимой красотой поэтов, писателей, музыкантов, художников. Сколько чудесных стихов написано об осени. Вот одно из них.

Чтение “Осень” (Ю. Капустина )

В золотой карете,

Что с конём игривым,

Проскакала осень

По лесам и нивам.

Добрая волшебница

Всё переиначила,

Ярко-жёлтым цветом

Землю разукрасила.

С неба сонный месяц

Чуду удивляется,

Всё кругом искрится,

Всё переливается.

О каком времени года это стихотворение?

Дети:

Осень.

Ведущий:

Правильно, ребята. А вы знаете, что происходит осенью? Осенью день становится короче, погода уже не такая жаркая, как летом, природа как бы засыпает, все деревья одеты в золотой наряд. Многие птицы улетают в тёплые края, некоторые животные засыпают. Ещё это время сборки урожая. И начало учебного года.

Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в осеннее царство. Наше путешествие пройдёт в виде перемещения от одной полянке к другой. Каждая команда получит путевой лист, в котором расписан маршрут прохождения игры . Все команды пройдут 6 полянок, на каждой из которых выполнят определенное задание. Время нахождения на станции 5 минут. За выполнение задания команда будет получать осенний листок. После прохождения всех станций все команды собирают в актовом зале для подведения итогов.

Знакомство с командами.

1 команда 1 «А»класса и т. д.

1 полянка –«Овощная» – необходимо определить наощупь овощ, не вынимая его из мешочка, подробно его описать и сказать что с ним делают (жарят, варят, солят и т.д.)

2 полянка – «Лесная» - необходимо отгадать загадки о деревьях; собрать пазлы – листочки и определить что это за дерево.

3 полянка – «Грибная» - необходимо отгадать загадку о грибках, найти отгадку и выполнить физкультминутку «Грибок»

4 полянка – «Осенняя» - капитану команды необходимо изобразить животное без слов, с помощью жестов. Животное, которое будет изображать капитан определяется его выбором из предложенных перевёрнутых картинок на выбор.

5 полянка - «Цветочная» - необходимо собрать ромашку и назвать приметы осени

6 полянка – «Фруктовая» - необходимо определить на вкус какой это фрукт

Пока наше жюри подводит итоги, учащиеся 4 «Б» класса исполнят осеннюю песню.

Подведение итогов. Награждение команд.

Ребята, пока мы с вами играли, путешествовали по осеннему царству, осень прислала нам телеграмму: «Дорогие ребята. Я вижу, вы любите осень и много о ней знаете. Я прощаюсь с вами до следующего года. В подарок о встрече дарю коробку “С дары осени”.

«Лесная» полянка

Необходимо отгадать загадки о деревьях; собрать пазлы – листочки и определить что это за дерево.

Кто первый загадает?

Что за дерево растёт?

Снег в июле нам несёт.

Снег же тот не тает, в воздухе летает (тополь).

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год? (ёлка)

У меня длинней иголки, чем у ёлки.

Очень прямо я расту в высоту (сосна)

Русская красавица,

Всем нам очень нравится.

Бела она, стройна,

Одежда зелена (берёза)

Весной зеленела,

Потом загорела,

Осень пришла,

Красный факел зажгла (рябина)

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок –

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила,

А о чем она грустит,

Никому не говорит.(ива)

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня же обижают:

Шкуру тонкую сдирают.(липа)

Малы и неказисты

И скромно зеленеют,

Но осенью их листья

И ягоды краснеют. (рябина)

Из деревьев ранним летом

Вдруг снежинки запорхают,

Но не радует нас это -

Мы от этого чихаем. (тополь)

«Грибная» полянка

По лесной дорожке осень к нам пришла

И с собой в корзинке подарки принесла.

Вот корзиночка стоит очень странная на вид.

Догадайся поскорей, что в корзиночке моей?

Осень в лес приносят летом.

Ходят в рыженьких беретах,

Очень дружные сестрички

Золотистые …- (лисички)

Нет грибов дружней, чем эти, -

Знают взрослые и дети, -

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу (опята)

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

В шляпках разноцветных,

Издали заметных

Собирай, не мешкай:

Это ….(сыроежки)

Я родился в день дождливый

Под осиной молодой,

Круглый, гладенький, красивый,

С ножкой толстой и прямой (подосиновик)

Коричневой шляпкой приветствую вас!

Я скромный грибок, безо всяких прикрас.

Под белой берёзкой нашёл я приют.

Скажите-ка дети, меня, как зовут? (подберёзовик)

Красная шляпка, на шляпке горошки,

Короткая юбка на тоненькой ножке

Красивый грибок, но тебя не обманет,

Кто знает о нём – его трогать не станет.

Всем людям известно уже с давних пор,

Что ядом наполнен гриб…(мухомор)

Молодцы ребята, вот сколько грибов вы знаете.

- «Запомни дружок, не всякий грибок кладут в кузовок! Это про какой интересно грибок говорится? Какой грибок нельзя брать и почему? (ответы детей)

А что же тогда делать, если нам в лесу попадётся этот красавец? (ответы детей) Да ребята, надо просто пройти мимо, это ядовитый гриб, но зато им лечатся больные звери, оставим этот грибок для них.

А если вы встретите в лесу съедобный, но старый гриб, что будете делать?

Правильно, лучше оставить. На этом месте новенькие молоденькие грибочки вырастут. Ребята, ягоды, грибы, травы и цветы – это тоже важная часть леса, они являются пищей для животных, птиц и насекомых.

Физминутка.

Мы присели под кусток,

Чтобы отыскать грибок.

Встали. Потянули спинку.

Вновь шагаем по тропинке.

А теперь вращаем ручки,

Словно разгоняем тучки.

Гоним их вперёд-назад,

По двенадцать раз подряд.

Приседаем ниже, глубже,

Как лягушка в тёплой луже.

Прыг – и нету комара!

Вот весёлая игра.

Отдохнули, порезвились

И в обратный пусть пустились.

«Фруктовая» полянка

В чашке лежат кусочки разных фруктов. Ребенку завязывают глаза и он должен по вкусу определить, что это.

На тарелочках лежат:

Яблоко

Банан

Апельсин

Лимон

Виноград

Арбуз

Грейпфрут

«Овощная» полянка

Необходимо определить наощупь овощ, не вынимая его из мешочка, подробно его описать и сказать что с ним делают (жарят, варят, солят и т.д.)

В мешке лежат:

Морковь

Свекла

Картофель

Помидор

Огурец

Чеснок

Капуста

Баклажан

Перец

Лук

«Осенняя» полянка

Капитану команды необходимо изобразить животное без слов, с помощью жестов. Животное, которое будет изображать капитан, определяется его выбором из предложенных перевёрнутых картинок на выбор.

Животные:

Медведь

Лиса

Заяц

Волк

Белка

«Цветочная» полянка

На столе лежит желтый кружок (сердцевина ромашки). Каждый участник держит лепесток цветка. По сигналу участники по очереди подбегают к кружку и приклеивают к нему свой лепесток, на котором затем должны написать признаки осени. Эстафету предают по руке.

Штарлакова Валентина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ОКОУ "Теткинская школа-интернат"
Населённый пункт: Курская область. Глушковский р-он. пгт.Теткино
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Путешествие в осеннее царство"
Дата публикации: 06.10.2017
Раздел: начальное образование

Осень… Золотое время года.

Приобщать детей к творчеству писателей, писавших на осеннюю тему; воспитывать

чувство коллективизма, взаимопомощи.

Развивать умение видеть в осени прекрасное время года, развивать мышление, память,

речь уч-ся.

Ход мероприятия:

Звучит песня «У природы нет плохой погоды»

Здравствуйте, ребята! О чем мы с вами будем говорить, вы узнаете, отгадав загадку.

Вот художник так художник!

Все леса позолотил!

Даже самый сильный дождик

Эту краску не отмыл,

Отгадать загадку просим,

Кто художник этот?.. (осень)

Осень… Золотое время года, поражающее богатством цветов, плодов, фантастическим

сочетанием красок: от ярких, бросающихся в глаза, до размыто-прозрачных полутонов. А

ведь и правда. Оглянитесь вокруг, всмотритесь: кованым золотом сверкает листва, ярко

вспыхивают разноцветные фонарики астр и хризантем, капельками крови застыли на

деревьях ягоды рябины, и бездонное осеннее небо удивляет обилием яркостью

рассыпанных по нему звезд.

Сегодня мы будем говорить об осени, а точнее – путешествовать по осеннему

царству. Хотя осень, с одной стороны, это грустное время года, так как прошло теплое

лето, но все же это такое прекрасное, такое чудесное время. А сколько стихов написано

про осень! Послушаем наших чтецов.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле...

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтевшие по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там, на дне долин,

Кисти ярко – красные вянущих рябин.

Листья для букета

Нам подарят клены:

Много красных, желтых

И чуть-чуть зеленых.

По утрам на лужах

Трескаются льдинки.

Скоро запорхают

Первые снежинки

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит,

Лед неокрепший на речке студеной

Словно как тающий сахар лежит.

Около леса, как в мягкой постели,

Выспаться можно – покой и простор.

Листья поблекнуть еще не успели

Желты и свежи лежат, как ковер.

Некрасов Н.

Спасибо вам за стихи.

Осень – это такое разноцветье красок! Осень – это такое буйство природы! Осень воспевают,

осень ждут. И мы с вами сейчас отправимся путешествовать по осенним месяцам. У нас будут три

команды: «Сентябрь», «Октябрь» и «Ноябрь».

Ведущий .

Выберите капитанов.

Команды готовы. Пора отправляться в путешествие.

Снова осень к нам явилась в сентябре,

Часто дождик нам играть мешает во дворе.

Но зато, какие краски, посмотри,

На кустах, на всех деревьях у листвы.

Первая станция называется “Сентябрь”.

народный праздник – Воздвиженье. “Воздвиженье тепло сдвинет, а холод надвинет” –

говорили в народе. С этого дня медведи в берлогу залегают. Сентябрь – время уборки

И наш первый конкурс – “Овощные загадки”.

(показывать картинку- отгадку)

Голова на ножке, в голове горошки.

Кафтан на мне зеленый,

А сердце, как кумач.

На вкус, как сахар сладок,

На вид- похож на мяч.

Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах.

(Капуста)

Красна девица

Сидит в темнице,

А коса на улице.

(Морковь)

Что без боли и без печали доводит до слез?

Вверху зелено, внизу красно,

В землю вросло.

Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,

Вкусен и сырой. Кто же я такой?

Закопали в землю в мае

И сто дней не вынимали,

А копать под осень стали

Не одну нашли, а десять.

(Картошка)

Маленький и горький, луку брат.

Как на нашей грядке

Выросли загадки

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют.

(Помидоры)

Что это за рысачок

Завалился на бочок?

Сам упитанный, салатный.

Верно, детки…

(Кабачок)

В огороде хоть росла,

Знает ноты “соль” и “фа”.

В огороде - желтый мяч,

Только не бежит он вскачь,

Он как полная луна,

Вкусные в нем семена.

Хоть чернил он не видал,

Фиолетовым вдруг стал,

И лоснится от похвал

Очень важный…

(Баклажан)

Он бывает, дети, разный –

Желтый, травяной и красный.

То он жгучий, то он сладкий,

Надо знать его повадки.

А на кухне – глава специй!

Угадали? Это…

Это вовсе не игрушка -

Ароматная…

(Петрушка)

В этих желтых пирамидках

Сотни зерен аппетитных.

(Кукуруза)

18. Кругла, а не месяц,

Желта, а не масло,

Сладка, а не сахар,

С хвостом, а не мышь.

Осенью, особенно в сентябре, много делают заготовок из овощей – различных салатов и

И наш следующий конкурс называется «Волшебный мешочек.»

Приглашаются по одному человеку из команды.

Задание: С завязанными глазами достать овощ из мешочка и отгадать его.

Пока жюри подводит итоги первого конкурса, мы отправляемся дальше на следующую

Это станция «Октябрь»

Солнышко не ярко светит.

Сразу вслед за сентябрем

Заглянул в окошко месяц,

Что зовется октябрем.

Название этого месяца произошло от латинского слова «окто» - «восемь».

У древних славян по календарю октябрь был восьмым, но назывался листопадником,

должен пойти первый снег.

Давайте послушаем результаты конкурсов с первой станции. Слово жюри.

А теперь мы начинаем конкурсы на станции «Октябрь».

Осень – это не только игра цветов, красок и оттенков. Это и богатый урожай, который

осень дарит людям.

Все раскрасит осень в множество цветов, много ягод нам подарит и грибов.

Прошу выйти капитанов команд ко мне. Следующий конкурс «В лес по грибы»

Задание: У меня грибы – подберезовики, опята, боровики. Капитаны каждой команды

выбирают по одному грибочку и кладут в корзиночку. А мы посмотрим как они знают

Нужно взять только свой гриб.

А теперь все вместе посчитаем, сколько грибочков собрала правильно каждая команда.

Следующий конкурс»Осенний листопад»

Капитаны берут понравившийся листик и читают вопрос. Команда отвечает.

(Каждая команда отвечает по очереди.)

Какие овощи усатые? (фасоль, горох)

У какого овоща есть глазки? (картошка)

Какой овощ мешал спать принцессе? (горох)

Никого не огорчаю, а всех плакать заставляю (лук)

Закутан ребенок в сорок пеленок(капуста)

Кругла да гладка, а откусишь –сладка, засела на грядке крепко.Я (репка)

И зелен и густ на грядке куст. Покопай немножко, под кустом – (картошка)

В огороде вырастаю, а когда я созреваю, варят из меня томат, в щи кладут и так

едят (помидор)

Желтый Антошка вертится на ножке. Где солнце стоит, туда и он глядит.

(подсолнух)

Подведем итоги конкурса.

И следующая станция «Ноябрь».

Стало небо серым в ноябре,

Часто дождик сыплет на дворе.

Птицы стаями на юг от нас летят.

И деревья облетевшими стоят.

«Анаграмма»

1 команда

еястньбр (сентябрь)

джьод. (дождь)

2 команда

бкроять (октябрь)

ожуйра (урожай)

3 команда

няьобр (ноябрь)

лтаипдсо (листопад)

Пока капитаны расшифровывают свои задания, мы с вами проведем конкурс, который

называется «Доскажи словечко»

Есть у туч осенних серых

Свой сердитый вождь,

Целый день пускает стрелы -

Серебристый…

Такому чуду каждый рад –

Нам дарит осень…

(листопад)

На полянке Парамошка

Собирал грибы в *******.

(Лукошко)

Шли в лукошко все маслята,

Шампиньоны и *****.

Шли в лукошко говорушки,

Сыроежки и ********.

(Волнушки)

Но остались на полянке

Мухоморы и *******.

(Поганки)

Захотелось плакать вдруг –

Слёзы лить заставил….(лук)

Набирай скорее в миску

Краснощёкую …(редиску)

Отыскали, наконец,

И зелёный …(огурец)

Кто, ребята, не знаком

С белозубым…(чесноком)

Под кустом копнёшь немножко,

Выглянет на свет… (картошка)

Разве в огороде пусто,

Если там растёт…(капуста).

Загадки – обманки.

хочу предложить вам отгадать загадки-обманки. В этих загадках даны неверные ответы.

Вам надо прослушать внимательно загадку и ответить правильно.

Облетели листья с клёна,

Ствол стал к осени...

(зелёным, голым)

Урожай уже собрали,

Птицы к югу улетали…

День короче, ночь –длиннее...

Ошибаться мы не смеем.

Что за время года это?

Ну, конечно, это...лето! (осень)

Утром мы во двор идём -

Листья сыплются дождём,

Небо хмуро, солнца нету,

Просто наступила...

осень (лето)

Меж коряг устроил домик

Шар колючий - добрый …

(гномик) ёж

Кто любит по ветвям носиться?

Конечно, рыжая …

(лисица) белка

Молодцы, ребята. Давайте посмотрим, как справились со своим заданием наши

капитаны. Назовите ответы.

Давайте послушаем жюри.

Ах, осень, осень… Кто-то радуется ее приходу, а кто-то, возможно огорчен. Но в каждом

времени года есть своя неповторимость: зима покрывает землю белоснежным

покрывалом, весной радует глаз молодая зелень, летом можно наслаждаться пением птиц.

а мы радуемся приходу прекрасного времени года – осени.

Вернемся к теме нашего классного часа.