Золото скифов — тайны и проклятия. История, находки и мифы о скифском золоте

Четыре крымских музея 16 января подали в суд Амстердама коллективный иск к музею Пирсона, требуя вернуть коллекцию скифского золота из Нидерландов в Крым. Коллекция величиной около двух тысяч артефактов была вывезена из крымских музеев и Музея исторических драгоценностей Украины на выставку в музей Алларда Пирсона в начале февраля 2014 года. После присоединения Крыма к России возникли разногласия по поводу того, какой стороне должны быть возвращены экспонаты. Осенью 2014 года Украине вернули киевскую часть экспонатов, предметы из крымских музеев остаются в Нидерландах. Окружной суд Амстердама 14 декабря постановил, что коллекция должна быть возвращена Киеву. Во всей этой истории, крепко завязанной на политике, интереснее всего сами скифы. Сиб.фм в формате «Короче» разбирается, кем же они были, чем знамениты и откуда взялось их золото в музеях?

Кто такие скифы?

Если совсем коротко, то скифы — ираноязычный кочевой народ, живший в степях Южной России, Украины и Казахстана с VIII века до н. э. по IV век н. э.

Иногда под скифами понимаются только племена, жившие в Северном Причерноморье, между Дунаем и Доном, и описанные Геродотом и другими античными авторами.

В широком смысле к скифам и родственным им народам (сарматам, аланам, готам и другим) относят кочевников-индоевропейцев, расселившихся на огромной территории — от Алтая и Тувы до Венгрии, где и кончается евразийская Великая Степь. Культура их была достаточно однородной, хотя, конечно, менялась со временем.

А разве скифы — наши предки?

Не совсем. Славяне прямыми потомками скифов считаться не могут. Они были соседями скифов и испытали их культурное влияние. Мифы скифов отразились в русских сказках и былинах. В пантеоне киевского князя Владимира были боги скифского происхождения. Однако это народы одного индоевропейского корня.

Потомками скифов считают себя осетины, живущие по обе стороны Кавказского хребта. И действительно, язык их считается самым близким к скифским наречиям.

Так что в культурном смысле нынешние россияне вполне могут считать себя наследниками скифов. Особенно если учесть, что Россия — страна многонациональная.

Это античный народ или варвары?

Предметы искусства, которые изготовляли скифы и родственные им народы, в музеях обычно проходят по разделу первобытного искусства. Но это не более чем условность — конвенция, удобная искусствоведам.

На самом деле культура скифов — это самая настоящая античность, только не греко-римская, а наша, доморощенная.

Скифы были одним из самых известных античных народов. Скиф Анахарсис считался одним из семи величайших греческих мудрецов. В Афинах была поговорка об остроумных ораторах: «Говорит как скиф». Знаменитые амазонки — тоже племя скифского происхождения.

А что там с их кровожадностью и воинственностью?

Древнегреческий историк Геродот писал, что скифские племена изготавливали пергамент и плащи-накидки из кожи, содранной с вражеских воинов, шесты с головами убитых врагов ставили над кровлями жилищ, совершали человеческие жертвоприношения и даже пили кровь врагов. Подлинность таких описаний современные историки ставят под сомнение, поскольку Геродот часто писал, опираясь на рассказы разной степени достоверности.

Другое дело, что важную часть славы скифов составили их подлинные воинские доблести. Скифы первыми сделали конницу главным родом войск и искусно применяли тактику партизанской войны. В родных степях их не мог победить никто.

Привычка носить штаны или такое изобретение, как стремя — также скифско-сарматское наследие. Правда, европейцы усвоили эти новшества уже в Средние века.

Где археологи находят золото скифов?

Главный источник музейных коллекций скифского искусства — погребальные курганы, разбросанные по всей Великой Степи от Чёрного моря до Западной Сибири.

Скифы очень пышно хоронили своих покойников. Курганы на могилах их царей достигали 20 метров в высоту и содержали в своих недрах огромные богатства. Включая ювелирные изделия из драгоценных металлов.

Скифские поясные пластины, браслеты, накладки на оружие, гребни, ритуальные чаши и сосуды отличаются филигранностью отделки. В них часты мотивы борьбы животных — это знаменитый «скифский звериный стиль». Но встречаются и сцены повседневной жизни скифов.

А при чём тут три мушкетёра?

Об особом отношении скифов к золоту говорит их миф. Небеса послали сыновьям первого человека Таргитая три раскалённых золотых дара: плуг, секиру и чашу. Их не смогли взять ни старший сын Липоксай, ни средний Арпоксай. Только младшему Колаксаю дались они в руки; он и стал первым царём скифов.

Три небесных дара символизируют здесь три сословия: земледельцев, воинов и жрецов.

Подобное тройственное деление общества можно проследить у всех индоевропейских народов, включая славян. Отсюда же ведут своё происхождение христианская Троица, сказочные три медведя, былинные три богатыря. И даже три мушкетёра, хотя на самом деле их не три, а четыре.

А откуда у скифов золото?

Из тех самых мест, где начиналась золотая лихорадка в нашем отечестве — с Урала и с Алтая. О золоте этих краёв знали ещё в ранней Античности. Правда, сведения о нём носили легендарный характер.

Древние греки рассказывали, например, что где-то в стране гипербореев, на северном краю земли, золото добывают фантастические существа — грифоны с львиным туловищем, крыльями и птичьей головою. А с грифонами за это золото воюют одноглазые люди — аримаспы.

В этих россказнях была и толика правды. Изображения грифонов — один из частых мотивов скифского искусства.

Разумеется, на протяжении тысячелетий скифские курганы грабили все, кому не лень. Но кое-что осталось и на долю нынешних археологов.

При чём тут Пётр Великий?

Самая большая коллекция скифского золота хранится в Государственном Эрмитаже в Петербурге. Однако начало ей было положено при Петре Великом, когда никакого Эрмитажа ещё не было.

Петровская «сибирская коллекция» включала двести золотых изделий, присланных в 1715-1718 годах из Тобольска первым сибирским губернатором князем Гагариным.

Неизвестно, впрочем, сколько золота при этом прилипло к рукам Гагарина: вскоре его показательно повесили за воровство. Хотя воровство в те времена понимали расширительно: не только как лихоимство, но и как склонность к бунту.

Как бы то ни было, при Екатерине Второй «сибирская коллекция» стала частью сокровищницы Эрмитажа. Позднее её пополняли находки императорской Археологической комиссии.

В советское и постсоветское время сокровища из раскопок также по большей части передавались в Эрмитаж. Хотя кое-что досталось и другим музеям.

А рудознатцы при чём?

При том. Не надо думать, что князь Матвей Гагарин наладил в Сибири планомерные археологические раскопки.

В те времена по Сибири с разрешения петровской Берг-коллегии бродили ватаги рудознатцев — самодеятельные геологические партии.

В рудах и минералах неграмотные рудознатцы разбирались не слишком хорошо. Свои открытия они обычно делали по следам древних горных разработок, «чудских ям». Зато они охотно раскапывали древние курганы. Совсем как нынешние «чёрные археологи»
Пётр велел скупать их находки.

А как золото оказалось в крымских музеях?

Его там нашли. В 1830 году в кургане Куль-Оба близ Керчи. Николай I приказал находки разместить в Эрмитаже и в Историческом музее. В Керченском музее древностей осталась малая часть, коллекция со временем пополнялась находками из других крымских курганов.

В 1960-х, после после включения Крыма в состав Украинской ССР, украинское правительство решило создать в Киеве музей исторических драгоценностей. Экспонаты туда передавались в том числе и из Крыма. Из Керченского музея древностей были вывезены практически все золотые предметы, в том числе находка 1964 года — погребение жрицы богини Деметры, более 300 предметов из золота.

Короче, какая отсюда мораль?

Скифское наследство похоже на всю Россию. Сколько ни воруй, сколько ни передавай в дар — разворовать и раздарить дотла невозможно.

Короче, из Голландии скифское золото в Крым вряд ли вернётся, но наверняка будут раскопаны новые курганы и найдены новые скифские драгоценности.

Кроме того, скифское наследие включает не только золото. Это и мифы, сохранённые античными авторами. И прочно усвоенная тактика партизанской войны. И пугать Европу своим скифским происхождением.



Какие ассоциации возникают при упоминании о кочевых племенах скифов? Лихие наездники, покорившие просторы Евразии. Конкуренты греков в освоении Северного Причерноморья. Пионеры партизанской войны, победившие могущественных персов. И, конечно же, мы знаем о скифах благодаря разбросанным по украинским и российским степям погребальным насыпям – курганам, а также найденным в них несметным сокровищам.


Сегодня эти сокровища пользуются немалым спросом на мировом рынке древностей. То и дело на ведущих аукционах Европы и Америки всплывают шедевры скифского искусства, законность попадания за границу которых более чем сомнительна. Например, стандартная скифская золотая бляшка в виде оленя весом менее грамма оценивается на «Сотбис» в 10 тысяч долларов. И это – штамповка, которая распространена весьма широко. Более редкие изделия ценятся куда выше – например, бляшка в виде козы ушла с молотка за 380 тысяч условных единиц.

Как и другие древние народы, скифы верили в загробную жизнь, поэтому умершего сопровождали в последний путь «по высшему разряду» – в могилу знатного скифа клали не только личные вещи, а и лошадей, слуг, наложниц и жену (которых перед этим специально убивали). Над погребением насыпали земляной холм – курган, размеры которого, как правило, зависели от влияния и богатства усопшего.

«Степные пирамиды» еще в древности манили любителей легкой наживы. Поэтому многие скифские захоронения предстали перед учеными уже разграбленными. Тем не менее, на протяжении двух последних столетий курганы не раз преподносили археологам «сюрпризы» в виде уцелевших бесценных сокровищ.



Исследователи выяснили, что самые знатные скифы заказывали украшения у греческих мастеров. Эллины (в том числе колонисты – соседи кочевников) достигли небывалых высот в ювелирном деле.


Уникальные находки из причерноморских курганов Куль-Оба, Чертомлык, Солоха получили мировую известность. Крупнейшие музеи желали заполучить образцы скифского искусства. Кстати, нажиться на всеобщем интересе к скифам стремились не только расхитители могил. Одесские аферисты продали доверчивым французским ученым изделие современных ювелиров под видом «короны скифского царя Скилура». Некоторое время «предмет старины» даже выставлялся в Лувре, пока обман не был раскрыт.


Пожалуй, самая знаменитая скифская находка всех времен была сделана во время исследования кургана Толстая Могила, что в Днепропетровской области. Раскопки этого погребения (которое изначально казалось специалистам «неперспективным») проходили в 1971 году. Руководителем работ был Борис Мозолевский – археолог и поэт, не имевший на тот момент научной степени, но мечтавший во что бы то ни стало найти захоронение скифского царя. Мечта ученого-романтика сбылась. Ему удалось сделать то, чего не удавалось именитым профессорам и академикам. «Жемчужиной» Толстой Могилы стала пектораль – золотое нагрудное украшение тончайшей работы и весом более килограмма. Изображения людей и животных на пекторали до сих пор вызывают интерес ученых, которые не пришли к единому мнению относительно их значения. Открытие Мозолевского стало одной из самых громких археологических сенсаций века.


Сегодня интерес к скифскому наследию не утихает. И проявляется этот интерес не только в лучших выставочных залах мира, куда отечественные музеи периодически привозят «скифские» экспозиции. С распадом Советского Союза финансирование археологических исследований (и в России, и в Украине) резко сократилось, а освободившуюся нишу заняли «черные археологи». Скифское золото – самое прибыльное «направление» деятельности охотников за артефактами.

Title="По мнению, ученых, среди
современных народов ближайшие родственники скифов - осетины." border="0" vspace="5">


По мнению, ученых, среди
современных народов ближайшие родственники скифов - осетины.

Кстати, с грабителями скифских погребений связана одна любопытная история. В 1862 году археолог Забелин исследовал курган Чертомлык. Во время раскопок ученый обнаружил скелет, принадлежавший «черному археологу» древности. Судя по всему, грабитель прорыл узкий тоннель в центр кургана, где находилось погребение. Ему удалось достать оттуда золото, однако тоннель обрушился, и горе-преступник был погребен вместе с добычей.

Конечно, первыми ассоциациями при слове «скифы» является представление курганов, диких наездников, покоривших территории Крыма и Причерноморья. До этого на землях жили греки, с которыми и произошло столкновение племен. Скифы смогли победить даже персов с помощью грамотных партизанских ходов. Поэтому культура и умственное развитие племени находилось на высоком уровне. Об этом также свидетельствуют раскопки курганов, где часто обнаруживают скифское золото.

Скифское золото

Сокровища скифов будоражили умы историков и археологов, поскольку о них упоминал еще сам Геродот в своих писаниях. Тем более что территории проживания скифов находились относительно рядом. Проживание племен в степях Украины длилось долго, поэтому производство изделий, в том числе и украшений, было налажено. Кроме того, скифы в ювелирном деле стали сотрудничать с греками, которые объяснили им тонкости работы. Именно греки считались высококлассными ювелирами.

Особенности скифского ювелирного дела

Изначально украшения изготавливались только для верхушки поселения скифов, но потом изделия смогли себе позволить приобрести даже простые люди, правда количество золота в них было уменьшено. Изготавливали скифы более дешевые изделия, состоявшие из бронзы. Часть наследия так и называют - скифско-греческим искусством, а часть приписывают только изделиям скифов.

Скифское золото имеет характерные особенности, которые оценивают археологи:

  • Причина изготовления скифами украшений заключалась в том, что так можно было соперничать с греками и доказать могущество своего поселения.
  • Обязательно изделие должно было нести какой-то смысл, рассказывать сюжет или символизировать что-то. Изделия ради изделий никто не делал, поскольку их ценность была бы незначительной.
  • Несмотря на то что скифы были завоевателями, то есть варварами, они ничего не разрушали. Изделия славились тонкостью линий, завершенностью образов и изделий. Украшения объединили лучшие черты обеих культур. Чтоб отличить греческие украшения от скифских, нужно обратить внимание на мотив: если он связан с мифологией и античностью, значит, изделие сделано греками.
  • Существовали мужские и женские украшения. Отличить их можно было по мотивам изделия или внешнему виду. Мужские украшения были выполнены грубее, носили воинственный характер, и мотивы были связаны с войнами и завоеваниями или агрессивными животными.
  • Именно любовь племени к животным выделила отдельный стиль скифской культуры, который назывался «скифский звериный стиль». А также отдельные черты украшений указывают на то, что у поселений были свои религиозные обряды и они были жрецами.

Появление первых ювелирных украшений датируется концом бронзового века, тогда люди уже умели обрабатывать драгметалл, придавать ему форму и внешний вид. Так и родился прообраз современной ювелирной отрасли. Если говорить о самом древнем украшении наследия скифов, то его примерный возраст - 20 тысяч лет.

Большинство изделий было найдено в курганах. Курганы - это насыпи земли, которые имели погребальное значение. В таких местах хоронили только очень богатых скифов или храбрых воинов. А скифское золото обнаруживалось при раскопках археологами. Первые украшения нашли еще при правлении Петра первого: именно он понял, что курганами нужно заниматься, поскольку там хранится большое количество золота, и оно может быть разграблено.

Но из-за революционных процессов и смене власти во время Российской империи не было организовано четкой разработки и добычи украшений скифов.

Золото как часть культуры

Золото племена использовали именно потому, что считали его божественным, магическим веществом. Их привлекал блестящий внешний вид изделий, и они считали украшения оберегом даже в боях. Толщина таких вещей - несколько миллиметров, но они часто выглядели грубоватыми, поскольку скифам хотелось вместить как можно больше золота в изделие. А также существовали массивные нагрудные украшения в виде бляшек, на них часто изображали головы животных, причем в объеме, а не в плоскости.

Самым распространенным считалось изображения оленя или козы - животных, которых видели племена. Но иногда попадались и вымышленные существа, значение которых разгадать сложно. Распространены среди них такие изображения, как:

  • грифоны;
  • химеры;
  • сфинксы.

Несколько изделий могут похвастаться полноценным сюжетом, но также с неразгаданным смыслом. Возможно именно так скифы выражали мысли по поводу сотворения мироздания.

Остальные племена, которые располагались рядом со скифами, также пользовались их техникой обработки золота и изготовления из него украшений. Например, племена готов и гуннов принесли технику на территорию Европы, где ее переняли даже кельты. Именно мастера из Скифии считались лучшими ювелирами.

Хотя длилось такое торжество недолго, поскольку крымские земли и часть территории имели благоприятный климат, и было много желающих завоевать эту местность. Поэтому поселение скифов постепенно выместили и ассимилировали сарматы. Сарматские ювелиры больше склонялись к использованию своей мифологии и мотивов в творчестве, а также дополняли украшения драгоценными камнями, например, бирюзой или разбавляли творчество стеклом.

Где находят украшения?

Самые известные курганы на территории Скифии:

  1. Куль-Оба.
  2. Чертомлык.
  3. Солоха.

Именно там обнаружили массивные и красивые украшения, которые хотят заполучить себе все музеи мира. Часть скифского золота сегодня хранится в «Эрмитаже» (Санкт-Петербург), а остальная часть - в музеях Крыма. В 2017 году некоторые коллекционные экземпляры были вывезены на выставку за границу из Крыма, после чего украинской стороной были предъявлены претензии на право владения ими. До сих пор эти изделия не вернулись в музеи Крыма.

В связи с большим спросом на золото скифов, одесские мастера изготовили изделие самостоятельно и выдали его за корону Царя Скифии - Скилура. Этот «экспонат» долгое время находился на хранении в Лувре, пока не раскрылась настоящая история вещи и экспертиза не доказала поддельность изделия.

Самым знаменитым и подлинным украшением племени считается нагрудная пектораль. Она упоминается в каждом учебнике истории как венец скифского ювелирного мастерства и развития племени. Нашли ее во время раскопок кургана «Толстая Могила» на территории Днепропетровска. Раскопки велись под руководством Бориса Мозолевского, археолога и по совместительству поэта, который увлекался культурой племени. Действие происходило в 1971 году и казалось бесперспективным, но мечта ученого пересилила скептицизм исследователей.

Обнаружение золотой пекторали перевернуло историю и стало знаковым событием, поскольку работа была выполнена чрезвычайно точно, а вес изделия был больше килограмма. Полное значение и оценку сюжета пекторали не поняли до сих пор. Отдельные фрагменты, которые расшифрованы, дают возможность понять культуру быта скифов, их повседневную жизнь. Открытие стало полноценной сенсацией века. А вот второй склеп возле «Толстой Могилы» не раз подвергался ограблениям и действиям черных копателей. Несмотря на это, там обнаружили останки воинов, на которых были золотые венки, а их лица закрывались пластинами из золота.

Коллекция скифского золота насчитывает самые запоминающиеся и массивные изделия. Среди них:

  • браслет со сценами терзания оленя хищниками;
  • бляшка скифского всадника;
  • скифский браслет;
  • бляшка со сценой побратимства;
  • зеркало из золота;
  • налобник с нащечниками;
  • скифское ожерелье.

Кроме украшений или приспособлений из драгметалла, в курганах часто обнаруживают предметы быта скифов, которые больше несут историческую ценность, чем материальную. По поводу открытия известных изделий из золота выпускают монеты, марки и другие памятки. Сейчас добыча изделий считается по-прежнему перспективным и прибыльным направлением в археологии.

Многие читатели знают, что скифы – это якобы кочевой народ, проживавший в основном в причерноморье. Не сильно афишируется информация, что скифы проживали и на юге Сибири вплоть до современного Красноярского края. Еще меньше людей знают, что скифы жили на самом юге Сибири – в Тыве. И по всей видимости, плотность их населения именно там была наивысшей. Про это говорит количество курганов – их там сотни. Те, которые раскопали и те, которые не тронуты бульдозером и лопатой археологов.
Которые раскопаны, зачастую дают в качестве экспонатов для музеев – десятки килограммов золотых украшений. К таким раскопанным курганам относят: Аржаан-1 и Аржаан-2 в Туве (или Тыве по современному) в Долине царей.


Экспозиция золотых украшений выставлена в Национальном музее Республики Тыва

Это все официальная информация от археологов и историков. Фантастический уровень мастерства, с которым выполнены эти украшения – подтвреждают и они. Не может народ, живший в юртах и палатках (остатков капитальных строений не найдено) изготавливать такие первоклассные украшения. По-этому многие историки пишут, что это изделия из Греции, Китая, выполненные в зверином стиле. Но другие пишут, что именно с территории Сибири на запад пришли скифи. Сам Геродот разделял скифов на западных и восточных.

И что могло произойти, что в одном кургане погребли сразу 33 человека, в том числе и детей? Видимых следов повреждений от набегов врагов скифов у них не обнаружено. Царь погребен без меча, только с кинжалом. Захоронить воина без меча – это как-то странно…
***

Раскапывать курганы в поисках золота для экспозиций было модным и выгодным и более 100 лет назад

На фотографии, приведенной на рис, запечатлено начало работ на одном из гнездовских курганов. Раскопками руководил С.И.Сергеев. "Всего в течение трех лет им вскрыто 96 курганов". Сегодня считается, что гнездовские курганы – «самая большая курганная группа в славянских землях, насчитывающая и сейчас ОКОЛО ТРЕХ ТЫСЯЧ КУРГАНОВ»

В 1851-1854 годах граф А.С.Уваров, которого сегодня ошибочно объявляют археологом, только во Владимиро-Суздальской земле раскопал 7729 казачьих курганов. СЕМЬ ТЫСЯЧ СЕМЬСОТ ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТЬ!

"Работы начаты были 31 мая и продолжались 4 месяца, в 22 местностях Суздальского уезда... Всего разрыто было 1260 куб. саж. земли и 730 курганов, причем исполнено было 15 рисунков и 43 плана (КОТОРЫЕ, КСТАТИ СКАЗАТЬ, КУДА-ТО БЕССЛЕДНО ИСЧЕЗЛИ)".

Это поразительно. Раскопали СЕМЬСОТ ТРИДЦАТЬ КУРГАНОВ, однако сделали ТОЛЬКО 15 РИСУНКОВ И 73 ПЛАНА. То есть в среднем лишь ОДИН ИЗ ДЕСЯТИ русских курганов удостоился одного плана или рисунка. Иными словами, ДЕВЯТЬ ДЕСЯТЫХ КУРГАНОВ КАНУЛИ В НЕБЫТИЕ.
От них не осталось ничего.

Кстати, при строительстве ЖД-ветки Кызыл-Курагино (которую пока отложили) под нож бульдозеров пойдут десятки курганов.

7 782

Те, кому доводилось путешествовать по причерноморским степям, в большинстве своем распаханными да изрезанными лесопосадками, наверняка обращали внимание на периодически встречающиеся на пути . Сотворенные много веков назад эти рукотворные земляные сопки, как и египетские пирамиды, уже давно стали частью природного ландшафта.

Изначально об их происхождении высказывали самые невероятные версии: одни полагали, будто высокие холмы в плоской степи специально насыпали перед войной, чтоб с их высоты высматривать приятеля; другие считали курганы чем-то вроде пограничных столбов, отделяющих территорию проживания одного древнего народа от другого; третьи же отводили курганам роль своеобразных могильников, содержащих в своих недрах усыпальницы древних царей и несметные сокровища.

Во все времена и не один раз в непосредственной близости от курганов - то на пашне во время земляных работ, то в карьерном отвале - находили диковинные золотые бляхи, обрывки золотой фольги, потемневшие от времени сосуды.

Нагрудное украшение — бляха царского коня. Так, во второй половине XIX века крестьяне в окрестностях Никополя, добывая песок в одном таком холме, прозванном местными жителями «Луговой могилой», нашли золотые изделия с отчеканенными на них изображениями странных чудовищ. Счастливые обладатели находок доложили об этом происшествии в местное управление, а чиновники уже поведали археологам. В результате последовавших за этим раскопок удалось найти могилу скифского царя, останки которого обильно украшали золотые предметы.

Этот мощный племенной союз более тысячелетия занимал территории современной Украины и Молдовы, Скифскую культуру считают одной из самых поразительных в истории, и ее наследие для Европы так же велико и значимо, как кельтское или славянское. Правда, до недавнего времени о скифах было известно не очень много, основным источником информации являлись описания их быта и обычаев, сделанные древнегреческим историком Геродотом. Он, как известно, любил путешествовать и даже лично посетил греческую колонию Ольвию, расположенную в устье Днепро-Бугского лимана, то есть в непосредственной близости от территории проживания скифов.

Откуда появились в Северном Причерноморье - неизвестно. Этот народ неплохо обосновался на занятых землях, развил самобытную культуру, наладил торговые отношения с соседями и даже позволял себе ходить войной на более агрессивных соседей. В общем, все, как обычно, не считая того факта, что именно скифы первыми стали добывать в степях Украины золото.

Более того, скифы из этого благородного металла создали целый культ. Золото применяли в быту, обильно украшали драгоценными бляшками одежду и обувь, покрывали военную амуницию, конскую сбрую и, совершенно не жалея, закапывали огромное количество золотых украшений вместе с умершими. Приверженность скифов к золоту являлась их странной, удивительной особенностью. Тот же Геродот писал, что серебро и медь этим народом употреблялись в ограниченных количествах, а предпочтение они отдавали исключительно золоту. И действительно, археологические находки показывают: ни до, ни после скифов этот металл не был так распространен в степном регионе нынешней Украины. Ни одна другая культура древности, даже «богатые золотом Микены», не могли в этом отношении соперничать со . Золото у этого степного народа считалось символом богатства, олицетворяло огонь, солнце, царскую власть и, что самое главное, вечную жизнь. Чтобы покрыть им как можно большую площадь тела, скифские мастера разработали специальную технологию - ручную вытяжку золотой фольги и чеканку из нее бляшек с оригинальными изображениями.

Помимо золотых бытовых принадлежностей и украшений, скифы оставили после себя множество курганов. Правда, спустя два с половиной тысячелетия внешний вид их заметно изменился. Некогда курганы являлись не просто земляными сопками, а довольно примечательными архитектурными сооружениями. Насыпи некоторых погребальных холмов имели облицовку из камней или деревянных срубов, несли на себе широкие цветные пояса из глины, окружались глубокими рвами. И все это было предназначено для того, чтобы скрывать от человеческих глаз довольно сложные подземные мавзолеи, катакомбы, склепы.

По информации Геродота, главный культовый центр Скифии располагался между реками Днепр и Южный Буг. Именно владыкам степной Скифии принадлежат крупнейшие из курганов, подлинные степные пирамиды, накрывающие, словно куполами гробницы могущественных царей Причерноморья. Гробницы, наполненные золотом не менее щедро, чем погребальные камеры египетских фараонов. А так как скифы ценили места захоронений своих предков превыше всего, то, конечно же, старались защитить могилы, для чего использовали насыпи высотой подчас более 20 метров.

Однако золото, на то и золото, чтобы испокон веков будоражить людские умы. Тайны происхождения скифского богатства не давали покоя грекам, римлянам и персам. Откуда скифы брали золото в таких количествах - никто не знал. И, вместе с тем, хорошо было известно, что сколько-нибудь значительных рассыпных месторождений или золотон0сных жил в не имелось.

Создавалось впечатление, что древние умельцы, подобно алхимикам средневековья, попросту владели секретом извлечения драгоценного металла из подручных средств. Но то, как они это делали, оставалось тайной, открыть которую не удавалось ни силой, ни хитростью. Так что, за незнанием золотоносного источника, алчным до чужих богатства неприятелям оставалось только промышлять грабежом. И если греки и римляне в конечном итоге решили не связываться с хитрым и воинственным степным народом, то царь персов Дарий I, прослышав о скифских богатствах, в 512 году до н. э. вторгся на территорию , приказал разрушить скифские гробницы и извлечь оттуда все найденные сокровища.

Справедливости ради следует отметить, что он все же предупредил о своем намерении и предложил отдать ему сокровища добровольно. «У нас есть отеческие могилы. Найдите их и попробуйте разрушить, и тогда узнаете, станем мы сражаться за эти могилы или нет», - так ответили скифы Дарию. Воинственные степняки вместо того, чтобы принять бой с огромной, превосходящей их в силе и численности армией, разумно ограничились партизанской тактикой, измотав внезапными атаками неповоротливое войско захватчиков. Так они отстояли свои земли.

Когда же скифы исчезли так же внезапно, как и появились, их предков остались без защиты и в курганы ринулись охочие до легкой наживы кладоискатели. Правда, добраться к легендарным сокровищам оказалось не так уж просто. Требовалось немало усилий, чтобы раскопать многометровую земляную насыпь, а скрыть столь масштабные раскопки, естественно, не представлялось возможным. Земляные работы «черных археологов» неизменно привлекали внимание как простых жителей, так и конкурентов, а особенно властей. Вот и приходилось нелегальным искателям сокровищ проявлять поспешность, что, как известно, ни в одном деле до добра не доводит. К тому же, против разорения могил восстали и сами их обитатели. Как вскоре выяснилось, не только фараоны умели защищать свои захоронения проклятиями.

В 1862 году, археологи приступили к раскопкам кургана, расположенного в 20 км от Никополя и называемого в народе Чертомлыкским. Уже предварительный анализ извлеченных из земли артефактов показал: это захоронение какого-то могущественного скифского правителя. Однако найденная усыпальница оказалась разграбленной. В ней удалось обнаружить лишь разбросанные кости погребенного, остатки деревянного ложа, на котором покоился прах, несколько золотых вещей - перстень с изображением быка, бляшки с фигурами животных и растений и бронзовые наконечники стрел. Тем не менее, археологи не отчаивались.

Как показывала практика, нередко подобные захоронения за фальшивой погребальной камерой оборудовали специальными тайниками, в которые и помещали настоящие сокровища. Судя по всему, скифы хорошо понимали, насколько напичканные золотом курганы притягательны для грабителей. Такой тайник обнаружился и в Чертомлыкском кургане. И хранилось в нем немало драгоценных вещей: золотая пластина от ножен меча, золотая обкладка колчана с изображенными на ней сценами из греческой мифологии, золотое крученое ожерелье, золотые браслеты и кольца, пояс, отделанный золотыми бляшками. Обнаружилось также и то, что в эту тайную камеру вел грабительский ход. И в том месте, где он соединялся с сокровищницей, археологи нашли раздавленного обвалом расхитителя гробниц в окружении множества украденных им золотых вещей.

Впрочем, возмездие загробного мира практически никогда не останавливало «черных археологов». Обилие захороненного в курганах золота заставляло забывать о страхе. А запасы его, судя по всему, были огромны. К примеру, знаменитый курган Солоха, расположенный в Запорожской области, разоряли на протяжении нескольких столетий, и золота в нем, казалось, не убывало. Отчасти это объяснялось огромными размерами кургана - в диаметре он достигает 100 метров, в высоту - 18.

Серьезные исследования Солохи начались в 1912 году и связаны они с именем профессора Петербургского университета Николая Веселовского. Первичный осмотр кургана показал, что он не избежал печальной участи разграбления, но Веселовский по опыту знал, что дилетантам, охотящимся исключительно за золотом, редко удавалось обобрать могилу дочиста. Да и в кургане могло оказаться несколько захоронений. Внутреннее чутье не подвело русского профессора: спустя два сезона археологических работ, исследователи за свою веру и упорный труд получили заслуженное вознаграждение. Обнаруженные тайники хранили массу золотых предметов, обладавших редкой исторической ценностью. Самой выдающейся находкой этого кургана, прославившейся на весь мир, стал искусно выполненный золотой гребень весом 294 грамма.

Дальше - больше. Ровно 40 лет назад, летом 1971 года, на раскопках Толстой Могилы близ города Орджоникидзе Днепропетровской области археологи извлекли из раскопа поистине удивительные украшения. Под восьмиметровой насыпью открылись богатейшие, не потревоженные ни древними, ни нынешними грабителями, погребения скифской царицы и мальчика, лежавшего в алебастровом саркофаге. В полном соответствии с описанием Геродота, одежда покойников ослепляла золотым блеском. Царица лежала в платье, расшитом золотыми пластинками с орнаментами и изображениями животных, а ее шею обнимал массивный обруч-гривна из того же благородного металла, с мастерски выполненными фигуркам львов. Высокая шапка также несла на себе тонко сработанные золотые пластины. К сожалению, главная камера - место погребения самого царя - до момента раскопок не сохранилась. Судя по всему, все, что в ней было ценного, успели вынести беспринципные разорители.

При входе в царскую усыпальницу археологи нашли тайник, не замеченный грабителями, в котором обнаружилась золотая пектораль - нагрудное украшение скифского царя IV века до н. э., весящая более килограмма (если быть точным, то 1 кг 150 г). В диаметре это украшение достигало 30,6 сантиметра и было выполнено из золота 958-й пробы. Всего же из Толстой Могилы исследователи извлекли около 4,5 килограмма уникальных золотых изделий.

Как полагают некоторые знатоки скифской культуры, все до сих пор найденное в древних погребениях золото лишь видимая часть айсберга. Ведь Скифия славилась целой династией царей, и могилы большинства из них до сих пор не обнаружены. Да и немало грандиозных, еще не обследованных курганов ждут своего часа.

Если принять на веру сведения, сообщенные Геродотом, то места захоронений первых скифских владык держались в строжайшем секрете, а сокровища, скрытые в самых древних курганах, намного превосходили богатейшую казну царя Трои Приама. Курганы же, раскопанные археологами в прошлом и позапрошлом веках, относятся к эпохе, когда мощная скифская империя уже распадалась и, следовательно, золотоносные источники оскудевали. Так что, вполне возможно, что какой-нибудь неприметный холм, стоящий на окраине малоизвестного украинского села, еще принесет археологам немало сюрпризов мирового значения.