Сроки получения детских пособий. Выплаты при рождении первого ребенка, обновленная программа маткапитала, помощь с ипотекой — большие перемены коснутся миллионов россиян Повышение пособий с 1 ноября

С 1 июля 2017 года МРОТ увеличился до 7800 рублей. Поэтому с 1 июля произошли изменения в расчете некоторых пособий. Как считать пособия с 1 июля 2017 года? Какой размер детских пособий с 1 июля 2017 года? Изменился ли размер пособия по уходу за ребенком? Какой минимальный размер пособия по беременности и родам? Ответы на эти и другие вопросы, связанные с пособиями, вы найдете в нашей статье. Также вы сможете ознакомиться с таблицей, в которой приведены новые размеры всех пособий.

Причина изменений – повышение МРОТ

С 1 июля 2017 года организации и ИП обязаны выплачивать работникам заработную плату не менее 7800 рублей (то есть, не меньше нового МРОТ). См. « ». Если зарплата не дотягивает до указанного размера, то ее требуется повысить.

Заметим, что увеличение МРОТ с 1 июля в отдельных ситуациях повлияет на расчет больничных, декретных и детских пособий. Давайте остановимся на этом вопросе подробнее. Однако сразу скажем, что никакой индексации пособий с 1 июля 2017 года не произошло. Просто в связи с повышением МРОТ произошли изменения в расчете и минимальных значениях.

Новый минимальный заработок для расчета пособий

Больничные, декретные и детские пособия, в общем случае, нужно считать из среднего заработка за расчетный период, то есть за два года, предшествующих началу болезни, декрета или отпуска года (с 1 января по 31 декабря). Соответственно, если работник заболел в 2017 году, то расчетным периодом станут 2015 и 2016 годы (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).
Однако меньше определенного размера заработок за расчетный период быть не должен. Государство гарантирует расчет пособия исходя из минимально допустимого заработка. Он определяется так (на примере “больничного” пособия):

Получается, что если страховой случай (болезнь, декрет или отпуск по уходу за ребенком) наступил после 1 июля 2017 года, то минимальный заработок за расчетный период составит 187 200 р. (7800 р. × 24 мес.).

Другое значение, которое потребуется для расчета пособий – минимальный среднедневной заработок. Чтобы узнать минимальный среднедневной заработок для расчета пособий, бухгалтеру требуется получившееся значение разделить на 730. Применяется такая формула:

Соответственно, с 1 июля 2017 года минимальный среднедневной заработок составляет 256,44 рублей в день (187 200 р. / 730 дн.). Меньше данной величины с 1 июля 2017 года среднедневной заработок для расчета пособий быть не может.

До 1 июля 2017 года среднедневной заработок составлял 246,58 рублей в день (180 000 р. / 730 дн.) То есть, среднедневной заработок увеличился на 9,86 рубля (256,44 р. – 246,58 р.).

Если заработок меньше минимального: что делать

Бухгалтеру следует следить за тем, чтобы пособия работникам были рассчитаны правильно. Это позволит без проблем возмещать пособия из ФСС и после 1 июля 2017 года. Поясним на что обращать внимание.

Предположим, что страховой случай (болезнь, декрет или начало отпуска по уходу за ребенком) произошел в июле 2017 года. Расчетным периодом станут 2015-2016 годы. Чтобы рассчитать пособие, бухгалтеру нужно определить среднедневной заработок по следующей формуле:

При расчете пособия по временной нетрудоспособности в данную формулу следует подставлять количество дней – 730. Если же рассчитываете декретные или пособия по уходу за ребенком, то количество дней может быть меньше, поскольку из расчетного периода исключаются дни болезни, декрета, детского отпуска и освобождения от работы с сохранением заработка (п. 3 и 3.1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

По итогам указанного расчета, среднедневной заработок не может быть меньше суммы, рассчитанной из МРОТ. То есть, с 1 июля 2017 года среднедневной заработок не может быть меньше 256,44 рублей в день.

Имейте в виду, что при определении минимального среднедневного заработка нужно учитывать МРОТ на дату наступления страхового случая. Соответственно, если работник заболел или если сотрудница ушла в декрет до 1 июля 2017 года, то в расчете используйте МРОТ в прежнем размере – 7500 рублей. В этом случае минимальная сумма дневного заработка составит 246,58 р. (7500 р. × 24 мес. / 730 дн.). Если же страховой случай наступил 1 июля или позднее, то ориентируйтесь на новую «минималку» 256,44 р. (7800 р. × 24 мес. / 730 дн.).

О.В. Лопатина болела с 3 по 17 июля 2017 года (14 календарных дней). Её страховой стаж 2 года и 4 месяца. Сумма выплат в ее пользу за расчетный период (2015 и 2016 годы) составила 161 320 рублей.

При таких условиях фактический среднедневной заработок О.В. Лопатиной равен 220,99 р. (161 320 р. / 730).

Однако средний дневной заработок, рассчитанный из МРОТ, составляет 256,44 р. (7800 р. × 24 мес. / 730). Эта сумма выше, чем фактический заработок О.В. Лопатиной: (256,44 р. > 220,99 р.) Поэтому для расчета пособия по болезни бухгалтеру следует принять величину, рассчитанную исходя из нового МРОТ.

Поскольку стаж работницы менее 5 лет, размер её пособия составит 60% среднего заработка (п.3 ч.1 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). В результате сумма пособия по болезни составит – 2154,096 р. (256,44 р. × 60% ×14 дн.).

Так, на примере, можно проследить повышение пособий с 1 июля 2017 года. Ведь если бы МРОТ не повысили, то в качестве среднедневного заработка бухгалтеру потребовалось бы использовать среднедневной заработок в меньшем размере – 246,58 рублей.

Обратите внимание: если в вашей местности действует районный коэффициент, умножьте на него минимальное пособие, рассчитанное из МРОТ. То есть, если бы в местности, где занята О.В. Лопатина был установлен коэффициент, допустим, 1,7, то размер полагающегося ей пособия составил бы 3661,96 р. (256,44 р. × 60% × 14 дн. × 1,7).

Если в расчетом периоде вообще нет заработка

Если расчетном периоде (2015-2016) у сотрудника вообще нет заработка, то для расчета пособий вместо «нуля» следует принимать заработок, рассчитанный МРОТ, который установлен на момент наступления страхового случая. Такая ситуация может произойти, если сотрудник в расчетном периоде вообще не работал и не имеет права на замену лет расчетного периода. Приведем примеры.

П.С. Тришин болел с 3 по 12 июля 2017 года (то есть, 10 календарных дней). Заработка в расчетном периоде (2015-2016) у него не было. Стаж – 5 лет и 1 месяц. П.С. Тришин занят полный рабочий день. В такой ситуации бухгалтеру следует взять среднедневной заработок, рассчитанный из МРОТ, а именно 256,44 р. (7800 р. × 24 мес. / 730).

Стаж работника более 5 лет. Это значит, что ему полагается 80 процентов среднего заработка (п.2 ч.1 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). Поэтому размер дневного пособия составит 205,152 р. (256,44 р. × 80 %). Работник болел 10 календарных дней. За этот период сумма полагающегося ему пособия составит 2051,52 (205,14 р. × 10 дн.).

А.В. Николаева желает уйти в отпуск по беременности и родам с 28 июля 2017 года. Расчетный период – с 1 января 2015 года по 31 декабря 2016 года. В расчетном периоде заработок отсутствовал. Страховой стаж - 7 месяцев. Районный коэффициент не применяется. Минимальный среднедневной заработок составляет 256,44 р. (7800 р. × 24 мес.) / 730. Дневное пособие – 256,44 р. (256,44 р. × 100%). В итоге, сумма пособия А.В. Николаевой за 140 календарных дней декрета, рассчитанная из МРОТ, составит 35 901,6 р. (256,44 р. × 140 дн.).

Обратите внимание: сотрудница, которой назначается пособие по болезни, декретное пособие или пособие по уходу за ребенком, вправе обратиться в бухгалтерию и попросить заменить один или оба года расчетного периода другими годами. Для этого ей потребуется написать заявление. При этом бухгалтер должен будет произвести замену лет при одновременном соблюдении 3-х условий:

  • женщина хочет поменять годы, в которых она находилась в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком;
  • выбранные для замены годы предшествуют расчетному периоду (письмо Минтруда России от 03.08.2015 № 17-1/ООГ-1105);
  • по результатам замены лет размер пособия станет больше.

Таким образом, перед тем как рассчитывать пособие из нового МРОТ, бухгалтеру имеет смысл проверить, нет ли у работницы права на замену лет расчетного периода.

Если стаж меньше шести месяцев

Пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам не могут превышать МРОТ за календарный месяц (с учетом районных коэффициентов), если стаж человека не более шести месяцев (ч. 6 ст. 7, ч.3 ст. 11 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). То есть, при стаже меньше шести месяцев пособие может быть меньше, но не больше МРОТ. Чтобы это проконтролировать, требуется вычислить максимальное дневное пособие в каждом месяце (чтобы понять, больше какой суммы учитывать в расчетах нельзя). Для этого используйте такую формулу (п.20 Положения о расчете пособий, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375):

Соответственно, если мы говорим, допустим, про болезнь в июле 2017 года, то максимальное дневное пособие в этом месяцев составит 251,6129 р. (7800 р. / 31 дн.), поскольку в июле 2017 года – 31 календарный день. Поясним расчеты на примере.

Пример расчета пособия по нетрудоспособности при стаже меньше шести месяцев

М.В. Тругманов болел с 11 по 28 июля 2017 года (18 календарных дней). Стаж работника – менее шести месяцев. В расчетном периоде (2015-2016 годы) выплат в пользу работника нет (это его первое место работы).

Как мы уже выяснили, минимальный средний дневной заработок, исходя из МРОТ, с 1 июля 2017 года составляет 256,44 р. (7800 р. × 24 мес. / 730). При этом если страховой стаж до пяти лет, то при расчете пособия по болезни следует учесть 60% среднего заработка (п. 3 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). Поэтому размер дневного пособия М.В. Тругманова составит 153,864 р. (256,44 р. × 60%). В результате за 18 календарных дней болезни размер пособия составит 2769,55 р. (153,864 × 18 дн.).

Теперь проверим, не завышена ли эта сумма. Для этого возьмем максимальную сумму дневного пособия в июле, рассчитанную из МРОТ, то есть 251,6129 (7800 р. / 31 дн.). Если взять эту сумму, то за 18 дней болезни максимальное пособие составит 4529,03 р. (251,6129 р. × 18 дн.). Стаж работника мы уже не учитываем.

4529,03 рублей больше 2769,55 рублей. Значит, за июль М.В. Тругманову нужно выплатить меньшую сумму – 2769,55 рублей. Превышения максимально допустимой суммы не будет.

Также приведем и расчета пособия по беременности и родам при стаже менее шести месяцев.

Пример расчета декретного пособия при стаже меньше 6 месяцев

Л.С. Садовская с 21 июня 2017 года уходит в отпуск по беременности и родам. Он закончится 8 ноября 2017 года. В расчетном периоде с 1 января 2015 года по 31 декабря 2016 года заработка у нее нет. Страховой стаж – 5 месяцев и 1 день. Районный коэффициент не применяется. Определим средний дневной заработок из МРОТ, который применялся на начало декретного отпуска (то есть, в июне). Средний дневной заработок составит 246,58 р. (7500 р. × 24 мес. / 730 дн.). Соответственно, дневное пособие составит 246,58 р. (246,58 р. × 100%).

Максимальное дневное пособие в зависимости от количества календарных дней следующее:

  • в июне – 250 р. (7500 р. / 30 календ. дн.);
  • июле, августе и октябре – 251,6129 р. (7800 р. / 31 календ. дн.);
  • сентябре и ноябре – 260 р. (7800 р. / 30 календ. дн.).

Теперь сравним размер дневного пособия из МРОТ с максимальным дневным пособием за каждый месяц декретного отпуска. И получится, что дневное пособие из МРОТ не превышает максимального дневное пособие во всех месяцах декретного отпуска:

  • 246,58 р. < 250 р.;
  • 246,58 р. < 251,6129 р.;
  • 246,58 р. < 260 р.

Таким образом, бухгалтер вправе рассчитать пособие из дневного пособия, рассчитанного из МРОТ – 246,58 рубля. В итоге размер пособия Л.С. Садовской за 140 календарных дней декрета составит 34 520,54 р. (246,58 р. × 140 дн.), где 140 дней – это продолжительность декретного отпуска.

Если нарушен больничный режим

Работодатель вправе ограничить размер пособия по болезни за полный календарный месяц величиной МРОТ, если работник без уважительной причины (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ):

  • нарушил больничный режим – со дня, когда нарушение было допущено;
  • не пришел на прием к врачу или на проведение медико-социальной экспертизы – со дня неявки;
  • заболел или получил травму вследствие алкогольного, наркотического, токсического опьянения – за весь период нетрудоспособности.

Расскажем, как можно ограничить размер пособия, используя МРОТ.

Пример ограничения пособия по болезни при нарушении режима

А.Г. Петров принес в бухгалтерию листок нетрудоспособности за период болезни с 11 по 28 июля 2017 года. Однако в больничном листке есть отметка о нарушении режима 18 июля (работник не явился на прием к врачу по неуважительной причине). В такой ситуации больничное пособие до 18 июля нужно посчитать по общим правилам, исходя их среднего заработка. А с 18 по 28 июля (то есть, за 10 дней с даты нарушения) пособие можно оплатить исходя из МРОТ. В регионе, где работает А.Г. Петров, районный коэффициент не установлен. Его страховой стаж – восемь лет. Значит, ему положено пособие в размере 100 процентов заработка (ч.1 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). Максимальный средний дневной заработок за июль, рассчитанный из МРОТ, составит 251,6129 р. (7800 р./ 31 дн.)

Сумма пособия за 18-28 июля (то есть, за период нарушения режима) составит: 2516,13 рублей. (251,6129 р. × 10 дн.). До даты нарушения пособие можно рассчитать по общим правилам (не из МРОТ).

Новый минимальный размер по уходу за ребенком

Теперь расскажем об увеличении детских пособий с 1 июля 2017 года. Итак, напомним, что пособие по уходу за ребенком работодатель должен выплачивать работнику ежемесячно в сумме, равной 40% среднего заработка, но не меньше минимального размера (п. 1 ст. 11.2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

При этом минимальный базовый размер пособия по уходу за ребенком установлен частью 1 статьи 15 Закона от 19 мая 1995 № 81-ФЗ и составляет:

  • при уходе за первым ребенком – 1500 р. в месяц;
  • при уходе за вторым и последующими детьми – 3000 р. в месяц.

Эти суммы каждый год индексируются на соответствующий коэффициент. С учетом всех коэффициентов индексации по состоянию на 1 февраля 2017 года минимальные пособия по уходу за ребенком были следующие (« »):

  • 3065,69 рублей – на первого ребенка;
  • 6131, 37 рублей – на второго и последующих детей.

Однако в связи с увеличением МРОТ минимальный размер пособия на ребенка с 1 июля 2017 года, установленный на 1 февраля 2017 год, станет больше. Ведь сумма минимального пособия (на первого ребенка) с 1 июля 2017 года не может быть меньше размера, рассчитанного из нового МРОТ, а именно 3120 рублей (7800 р. x 40%).

Минимальный размер пособия по уходу за первым ребенком с 1 июля 2017 года – 3120 р. (7800 р. × 40%). Однако использовать новое значение можно только если отпуск начался 1 июля 2017 года или позже. При этом «минималка» по уходу за вторым и последующими детьми не изменилась. Она останется в размере 6131 рублей и после 1 июля.

Новый минимальный размер пособия по беременности и родам

При расчете пособия по беременности и родам средний дневной заработок не может быть меньше величины, определяемой по следующей формуле (ч. 1.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ):

Минимальная величина среднего дневного заработка = МРОТ на начало отпуска x 24 / 730

Поэтому если отпуск по беременности и родам начался в 2017 году (с 1 февраля по 30 июня), то минимальная величина среднего дневного заработка для расчета декретного пособия должна приниматься равной 246,58 р. (7500 р. × 24 / 730). Эта величина используется для дальнейшего расчета, если она оказалась больше, чем фактический средний дневной заработок работницы. Минимальные размеры пособий по беременности и родам с января по июнь 2017 года (включительно) такие:

  • 34 521,20 р. (246,58 р. × 140 дн.) – в общем случае;
  • 47 836,62 р. (246,58 р. х 194 дн.) – при многоплодной беременности;
  • 38 466,48 р. (246,58 р. х 156 дн.) – при осложненных родах.

С 1 июля 2017 года федеральный МРОТ увеличится и составит 7800 рублей. Поэтому по страховым случаям после 30 июня 2017 года заработок для пособий по беременности и родам нужно сравнивать новой «минималкой» – 256,438356 р. (187 200 р. / 730) Если фактический заработок будет ниже минимального, то назначьте пособие из этого значения. Приведем минимальные размеры пособий по беременности и родам с 1 июля 2017 года:

  • 35 901,37 р. (256,438356 × 140 дн.) – в общем случае;
  • 49 749,04 р. (256,438356 х 194 дн.) – при многоплодной беременности;
  • 40 004,38 р. (256,438356 х 156 дн.) – при осложненных родах.

Пособие по безработице и другие

Увеличение МРОТ никак не повлияет на размер пособие по безработице с 1 июля 2017 года. Дело в том, что размер этого пособия ограничен максимальной (4 900 рублей) и минимальной (850 рублей + районный коэффициент, если он установлен) суммой. Эти суммы на 2017 год определены Постановление Правительства РФ от 08.12.2016 N 1326. В связи с этим, несмотря на то, что с 1 июля МРОТ повысился до 7800 рублей, пособие по безработице больше 4900 быть, все равно, не может.

Размер некоторых других видов пособий также никак не изменится в связи с увеличением в МРОТ. Так, к примеру, не изменится с 1 июля единовременное пособие при рождении ребенка. Его размер, по-прежнему, останется на уровне 16 350, 33 р.

Таблица с итоговыми значениями

В таблице ниже мы обобщили значения, связанные с пособиями. В таблице, в частности, можно увидеть изменения в размерах детских пособий с 1 июля.

Пособие С 1 февраля 2017 года С 1 июля 2017 года
Максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком 23 120, 66 р. 23 120, 66 р.
Минимальный размер пособия по беременности и родам · 34 521,20 р. – в общем случае;
· 47 836,62 р. – при многоплодной беременности;
· 38 466,48 р. – при осложненных родах.
· 35 901,37 р. (256,438356 × 140 дн.) – в общем случае;
· 49 749,04 р. (256,438356 х 194 дн.) – при многоплодной беременности;
· 40 004,38 р. (256,438356 х 156 дн.) – при осложненных родах.
Максимальный размер пособия по беременности и родам

· 266 191,8 р. – в общем случае;
· 368 865,78 р. – при многоплодной беременности;
· 296 613,72 р. – при осложненных родах.
Минимальный размер пособия по уходу за ребенком до полутора лет · 3065,69 рублей – на первого ребенка;
· 3120 рублей – на первого ребенка;
· 6131, 37 рублей – на второго и последующих детей.
Максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет 23 120,66 р. 23 120,66 р.
Пособие за постановку на учет в ранние сроки беременности 613, 14 р. 613, 14 р.
Единовременное пособие при рождении ребенка 16 350, 33 р. 16 350, 33 р.

Новые участники пилотного проекта

В 2017 году ФСС продолжается пилотный проект. В рамках этого проекта работники получают пособия через ФСС, а не через работодателей. С 1 июля к пилотному проекту дополнительно присоединяться несколько субъектов. Перечислим их в таблице:

Регион
Республика Адыгея (Адыгея)
Республика Алтай
Республика Бурятия
Республика Калмыкия
Алтайский край
Приморский край
Амурская область
Вологодская область
Омская область
Орловская область
Магаданская область
Томская область
Еврейская автономная область

Новые цифры: таблица

В заключение мы обобщили наиболее важные цифры, которые изменились в связи с увеличением МРОТ и расчетом пособий, возмещаемых из ФСС. Эта таблица поможет закрепить информацию об увеличении пособий с 1 июля 2017 года.

ГОРОДА МОСКВЫ

О ежемесячном пособии на ребенка


Документ с изменениями, внесенными:
(Тверская, 13, N 139, 20.11.2008, Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 65, 25.11.2008).
(Тверская, 13, N 12-13, 31.01.2012, Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 6, 31.01.2012);
(Официальный сервер Московской городской Думы, duma.mos.ru, 19.12.2012);
(Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 29.12.2016).
____________________________________________________________________

Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с назначением и выплатой ежемесячного пособия на ребенка, в целях социальной поддержки граждан, имеющих детей.

Статья 1. Сфера действия настоящего Закона

1. Действие настоящего Закона распространяется на:

1) граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в городе Москве;

2) иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих место жительства в городе Москве.

2. Место жительства граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства устанавливается по данным органов регистрационного учета.

3. Действие настоящего Закона не распространяется на:

1) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, дети которых находятся на полном государственном обеспечении;

2) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах;

3) женщин, проходящих военную службу по контракту в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации.

Статья 2. Правовые основы назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка

Назначение и выплата ежемесячного пособия на ребенка осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации , Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом города Москвы , настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

Статья 3. Право на ежемесячное пособие на ребенка

1. Право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновитель, опекун, попечитель) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста 18 лет в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину, ежегодно устанавливаемую Правительством Москвы в целях реализации настоящего Закона. Данная величина не может быть ниже установленной Правительством Москвы величины прожиточного минимума в расчете на душу населения (часть в редакции, введенной в действие с 11 февраля 2012 года Законом города Москвы от 11 января 2012 года N 2 .

2. Наличие права на ежемесячное пособие на ребенка и оснований, указанных в статье 8 настоящего Закона, определяется в порядке, установленном Правительством Москвы (часть в редакции, введенной в действие с 11 февраля 2012 года Законом города Москвы от 11 января 2012 года N 2 .

3. Порядок учета и исчисления величины среднедушевого дохода семьи, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка, устанавливается Правительством Москвы.
Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

Статья 4. Условия и порядок назначения ежемесячного пособия на ребенка, его размер и сроки индексации

Условия и порядок назначения ежемесячного пособия на ребенка, в том числе с применением критериев нуждаемости, размер ежемесячного пособия на ребенка и сроки индексации устанавливаются Правительством Москвы.
(Статья в редакции, введенной в действие с 11 февраля 2012 года Законом города Москвы от 11 января 2012 года N 2 Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

Статья 5. Орган, осуществляющий назначение и выплату ежемесячного пособия на ребенка

Органом, осуществляющим назначение и выплату ежемесячного пособия на ребенка, является уполномоченный Правительством Москвы орган исполнительной власти города Москвы.
(Статья в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

Статья 6. Обращение за назначением ежемесячного пособия на ребенка (утратила силу с 9 января 2017 года)

(Утратила силу с 9 января 2017 года - .

Статья 7. Сроки назначения ежемесячного пособия на ребенка

1. Ежемесячное пособие на ребенка назначается с месяца рождения ребенка, если обращение последовало не позднее шести месяцев с месяца рождения ребенка.
(Часть в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

2. При обращении за назначением ежемесячного пособия на ребенка по истечении шести месяцев с месяца рождения ребенка пособие назначается и выплачивается за прошедшее время, но не более чем за шесть месяцев, предшествующих месяцу обращения за назначением ежемесячного пособия на ребенка.
(Часть в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

3. Часть утратила силу с 9 января 2017 года - Закон города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 ..

4. Ежемесячное пособие на ребенка назначается не ранее, чем с месяца регистрации родителя (усыновителя, опекуна, попечителя) по месту жительства в городе Москве.

Статья 8. Основания для отказа в назначении ежемесячного пособия на ребенка, приостановления и прекращения выплаты

1. Основаниями для отказа в назначении ежемесячного пособия на ребенка являются:

1) превышение среднедушевого дохода семьи величины, ежегодно устанавливаемой Правительством Москвы в целях реализации настоящего Закона, и (или) несоответствие иным критериям нуждаемости, установленным Правительством Москвы;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 декабря 2008 года Законом города Москвы от 5 ноября 2008 года N 56 , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года; в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

2) помещение ребенка на полное государственное обеспечение;

3) получение в установленном федеральным законодательством и законодательством города Москвы порядке опекуном (попечителем) денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством);

4) лишение граждан родительских прав или ограничение их в родительских правах;

5) назначение одному из родителей (усыновителю, опекуну, попечителю) аналогичной денежной выплаты на этого же ребенка в другом субъекте Российской Федерации;

6) отсутствие у одного или обоих родителей (усыновителей) доходов без уважительной причины. Перечень таких уважительных причин устанавливается Правительством Москвы (пункт дополнительно включен с 11 февраля 2012 года Законом города Москвы от 11 января 2012 года N 2).

2. Выплата ежемесячного пособия на ребенка приостанавливается в случаях, указанных в пунктах 2-5 части 1 настоящей статьи, а также в следующих случаях:

1) неполучение ежемесячного пособия на ребенка в течение шести месяцев подряд;

2) признание ребенка судом безвестно отсутствующим;

3) объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным в соответствии с федеральным законодательством.

4) непредоставление сведений о доходах членов семьи по запросу уполномоченного Правительством Москвы органа исполнительной власти города Москвы.
Законом города Москвы от 5 декабря 2012 года N 64 ; в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

3. Выплата ежемесячного пособия на ребенка прекращается в следующих случаях:

1) достижение ребенком возраста 18 лет (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Законом города Москвы от 5 ноября 2008 года N 56 ;

2) снятие получателя ежемесячного пособия на ребенка (далее - получатель) с регистрационного учета в городе Москве;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 30 декабря 2012 года Законом города Москвы от 5 декабря 2012 года N 64 . - См. предыдущую редакци ю)

3) установление наличия основания, предусмотренного пунктом 1 или пунктом 6 части 1 настоящей статьи (пункт в редакции, введенной в действие с 11 февраля 2012 года Законом города Москвы от 11 января 2012 года N 2 ;

4) смерть ребенка.

5) непредоставление сведений о доходах членов семьи за истекший календарный год в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы;
(Пункт дополнительно включен с 30 декабря 2012 года Законом города Москвы от 5 декабря 2012 года N 64)

6) установление уполномоченным Правительством Москвы органом исполнительной власти города Москвы в ходе проверки факта предоставления недостоверных сведений, необходимых для назначения ежемесячного пособия на ребенка, либо иных сведений об отсутствии (утрате) права на ежемесячное пособие на ребенка.
(Пункт дополнительно включен с 30 декабря 2012 года Законом города Москвы от 5 декабря 2012 года N 64 ; в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

Статья 9. Обязанности получателей ежемесячного пособия на ребенка

1. Получатели обязаны в месячный срок информировать уполномоченный Правительством Москвы орган исполнительной власти города Москвы о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера ежемесячного пособия на ребенка, приостановление или прекращение выплаты указанного пособия.
(Часть в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

2. В случае изменения среднедушевого дохода семьи, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка, получатели обязаны информировать уполномоченный Правительством Москвы орган исполнительной власти города Москвы в трехмесячный срок.
(Часть в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

Статья 10. Выплата ежемесячного пособия на ребенка

(Название в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

1. Выплата ежемесячного пособия на ребенка производится за текущий месяц.

2. Ежемесячное пособие на ребенка, не востребованное своевременно, выплачивается за прошедшее время, но не более чем за 3 года, в размерах, установленных Правительством Москвы на соответствующий период.

3. Ежемесячное пособие на ребенка, не полученное своевременно по вине уполномоченного Правительством Москвы органа исполнительной власти города Москвы, выплачивается за прошедшее время без ограничения срока.
(Часть в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

Статья 11. Удержание излишне выплаченных сумм ежемесячного пособия на ребенка

1. Излишне выплаченные суммы ежемесячного пособия на ребенка удерживаются в случае, если переплата произошла по вине получателя (предоставление заведомо недостоверных сведений, сокрытие данных, влияющих на право и (или) размер ежемесячного пособия на ребенка).

2. Удержания ежемесячного пособия на ребенка производятся в размере не свыше 20 процентов суммы, причитающейся получателю при каждой последующей выплате. При прекращении выплаты указанного пособия оставшаяся задолженность взыскивается с получателя в судебном порядке.

3. Суммы ежемесячного пособия на ребенка, излишне выплаченные получателю по вине уполномоченного Правительством Москвы органа исполнительной власти города Москвы, удержанию не подлежат, за исключением случая счетной ошибки.
(Часть в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

Статья 12. Финансирование расходов на выплату ежемесячного пособия на ребенка

Финансирование расходов на выплату ежемесячного пособия на ребенка является расходным обязательством города Москвы.

Статья 13. Право граждан, имеющих детей, на иные меры социальной поддержки

Правительством Москвы могут устанавливаться иные меры социальной поддержки граждан, имеющих детей.

Статья 14. Заключительные положения

2. Граждане, которым ежемесячное пособие на ребенка было назначено до 1 января 2005 года, сохраняют право на его получение в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы и иными нормативными правовыми актами города Москвы, действовавшими до принятия настоящего Закона.

3. Граждане, указанные в части 2 настоящей статьи, имеют право на получение ежемесячного пособия на ребенка в размере и порядке, установленных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
(Часть дополнительно включена с 1 января 2013 года Законом города Москвы от 5 декабря 2012 года N 64)

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков


Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

10:41 — REGNUM

Президент России Владимир Путин заявил о новых мерах поддержки семьи и стимулирования рождаемости: с 1 января 2018 года в России появится новый вид социальных выплат — пособие для семей, в которых родился первый ребенок. В среднем оно составит 10,5 тыс. рублей.

Получат выплаты не все: на пособие смогут претендовать те семьи, в которых среднедушевой доход составляет менее полутора прожиточных минимумов трудоспособного населения (эта величина устанавливается для каждого региона местными властями). Данные будут учитываться за второй квартал предыдущего года.

По России в среднем прожиточный минимум трудоспособного населения за второй квартал 2017 года составил 11,163 тыс. руб., прожиточный минимум на ребенка, по которому определяется размер пособия, — 10,160 тыс. рублей. Например, в Москве семья может претендовать на пособие на первого ребенка, если общий доход семьи не превышает 84 339 руб. в месяц. Пособие, согласно региональному минимуму, составит 14 252 руб.

По словам президента РФ, на реализацию этой меры понадобится 144,5 млрд рублей за три года. Этой суммы хватит на то, чтобы ежемесячно выплачивать около 370 тыс. адресных пособий. Финансировать выплату будут из средств резервных фондов правительства и президента, уже заложенных в бюджете на 2018−2020 годы.

Об этом заявил министр финансов Антон Силуанов. Он пояснил, что изменений в проект федерального бюджета на 2018−2020 годы в связи с необходимостью выполнения поручений президента в области демографии не потребуется. Резервный фонд президента в 2018 году составляет 10 млрд рублей, правительства — 52,6 млрд рублей. На «мероприятия, осуществляемые на основании отдельных решений президента РФ», в резерве есть еще 503 млрд руб. на три года.

Министр труда Максим Топилин заявил, что в ближайшее время будут рассмотрены и внесены соответствующие поручению президента РФ законопроекты. В целом, по мнению экспертов, эта мера должна стимулировать рождаемость. Однако, был высказан и ряд опасений.

Например, если говорить в целом о пособии, то оно, конечно, поможет семье, которая откладывала рождение первого ребенка из-за материальных причин, решиться на этот шаг. Но дети живут не до полутора лет, и нужно думать, а что семье делать дальше?

Что с ребенком через полтора года будет, ведь далее никаких серьезных выплат семье не предусмотрено, а есть на что-то надо. Речь идет о том, что матери нужно выходить на работу, но фактически это невозможно: ребенка не с кем оставить до трех лет. Если на выручку не придет бабушка, то вариантов нет — попасть в ясли невозможно. Их либо нет, либо они переполнены. Следовательно, в это «окно» до трех лет ребенка работает один отец, а мать остается без серьезной поддержки. Это если отец есть, а не бросает семью.

С другой стороны, ребенок попадает в некую инфраструктуру. И мест в детских садах как не хватало, так и не хватает. Эту проблему тоже пообещали решить, но обещают уже не первый год.

Есть еще один аспект: сформировавшаяся в стране ювенальная система, при которой малоимущая семья — а это в принципе любая семья, заявившая о необходимости получать помощь от государства, попадает под колпак соцзащиты. Заявив о своем социально опасном положении, легко можно быть заподозренным в неблагополучии — а тут и до изъятия ребенка один шаг.

И дело не только в том, что даже существующая для ребенка инфраструктура — образование, лечение, развитие, находится в плачевном состоянии. А в том, что ее усиленно переводят на частные рельсы и всевозможными способами «оптимизируют». В результате оптимизаций люди просто лишаются доступа к медицинской помощи, в том числе и для детей. Как 10 тыс. могут в селе помочь заболевшему ребенку, если до ближайшей больницы — 100 километров, а машина скорой помощи сломалась? Такси вызвать? А успеет ли оно довезти?

И главное. Опять получается, что правая рука не знает, что делает левая. Накануне глава Минфина Антон Силуанов заявил о необходимости изменить систему социальной поддержки населения РФ.

«Настало время переформатировать те уровни социальной поддержки, которые сегодня предоставляются за счет средств государства тем гражданам, которые больше нуждаются», — заявил министр в ходе форума в Москве.

Сейчас, по его словам, семь человек из десяти получают поддержку государства при том, что нуждающихся значительно меньше. И концентрировать ресурсы нужно именно среди нуждающихся, что, считает Силуанов, позволит создать условия для повышения спроса среди населения, что приведет к развитию экономики. Таким образом, Минфин предлагает сократить количество получателей социальной поддержки из бюджета, одновременно увеличив выплаты для тех, кто действительно нуждается в помощи.

Воспитание детей - ответственный процесс, требующий не только моральных, но и крупных финансовых вложений. В связи с этим государство предусматривает выплату детских пособий для отцов и матерей. Детские пособия это различные виды отчислений, цель которых оказать материальную поддержку семьям, имеющим детей, и обеспечить подрастающему поколению достойный уход и воспитание. Поэтому такие фонды щедро спонсируются средствами государственного бюджета и других источников.

Таблица пособий по уходу за ребенком с 1 января 2019 года

Сроки назначения и получения детских пособий

Женщины, позаботившиеся о том, чтобы встать на медицинский учет не позднее первых трех месяцев беременности, могут рассчитывать на получение единовременной выплаты. При этом срок подачи заявления на оформление этой выплаты не может превышать шести месяцев с момента наступления 12-недельного срока беременности .

Единовременные и ежемесячные пособия по беременности и родам для нуждающихся женщин могут назначаться тем, кто своевременно подал соответствующее заявление - не позднее чем через полгода после возобновления женщиной трудовой деятельности.

Родовой сертификат - документ, который в каком-то смысле предохраняет беременную женщину от некачественного медицинского обслуживания, оплачивая часть предоставляемых медицинским учреждением услуг. Срок оформления родового сертификата - с наступления 30-й недели беременности до рождения ребенка.

Беременная женщина, своевременно вставшая на медицинский учет, имеет право на предоставление ей необходимых лекарств за счет государственных средств или со значительной скидкой. При этом бесплатные лекарства выдаются единовременно на любом сроке беременности вплоть до рождения ребенка.

  • Единовременное .

Общее единовременное пособие необходимо оформить в течение полугода с момента рождения ребенка. После подачи документов запрос обрабатывается, как правило, в течение двух недель , и происходит начисление выплат.

  • Ежемесячное пособие на ребенка.

Компенсационные ежемесячные выплаты семьям, имеющим детей, обычно составляют около 40 процентов от дохода родителя. При этом, начиная с 2019 года, семья может претендовать на данный размер выплат до достижения ребенком 3 лет (ранее до 1,5 лет). Заявление на эту компенсацию рассматривается до достижения ребенком этого возраста.

Существует отдельный вид выплат для детей военнослужащих. Срок выплаты детского пособия при этом прекращается при достижении ребенком трех лет.

Заявлению на выплату компенсаций может подавать беременная жена военнослужащего, срок беременности которой составляет от 6 месяцев . Выплата при этом является единовременной.

Семьям, которые не в состоянии обеспечить ребенку здоровое полноценное питание, а также беременным и кормящим матерям государство предусматривает соответствующее пособие. При этом срок подачи заявления не может превышать полугода с момента рождения ребенка.

В последние годы индексация федеральных выплат на ребенка проводится ежегодно с 1 февраля на основании показателя прошлогодней инфляции. Таким образом, в 2017 году государственные пособия семьям с детьми увеличатся пропорционально коэффициенту инфляции, определенной по окончании 2016 года. Исключением является только сумма материнского капитала, размер которого не изменится и снова составит 453026 рублей.

Согласно федеральному закону , подписанному Президентом РФ Владимиром Путиным 19 декабря 2016 года:

Инфляция по результатам 2016 года ожидается на уровне 5.4% (это значение инфляции подтверждено Росстатом).

На основании этого государственные пособия с 1 февраля 2017 года будут проиндексированы с коэффициентом 1,054 по сравнению с предыдущим годом - за исключением материнского капитала, размер которого останется без изменений в сумме 453026 рублей до 2020 года.

Ниже приводится таблица индексации детских пособий в 2017 году .

Таблица пособий на детей в 2017 году

Название пособия Выплачиваемая сумма, руб.
с 1 января 2017 года с 1 февраля 2017 года
Единовременные выплаты
беременности 581,73 613,14
по БиР 100% средней зарплаты за 2 предыдущих года, по МРОТ или в минимальном установленном размере:
581,73 613,14
срочной службы 24565,89 25892,45
15512,65 16350,33
, установлении опеки и 15512,65 или 118529,25 * 16350,33 или 124929,83 *
* При усыновлении ребенка-инвалида, ребенка от 7 лет или одновременно нескольких детей, являющихся сестрами или братьями (на каждого из детей)
453026 453026 (не изменяется)
Ежемесячные выплаты
40% от средней з/п за 2 предшествующих года или минимальные:
  • 2908,62 - на 1-го;
  • 5817,24 - на 2-го и последующих
  • 3065,69 - на 1-го;
  • 6131,37 - на 2-го и следующих
10528,24 11096,76
до трех лет В размере равном установленной в регионе величине прожиточного минимума на детей
Выплата до 18 лет ребенку погибшего военнослужащего 2117,50 2240,32

Размер детского пособия до 18 лет

Выплата на третьего ребенка до 3 лет

К 2017 году сократилось число регионов с неблагоприятной демографической ситуацией, которым предоставлялось софинансирование для выплаты пособия , до 42 субъектов федерации (изначально было 50, после вступление в состав России Республики Крым и города федерального значения Севастополя их число составило 52).

Следующие восемь регионов преодолели необходимый порог рождаемости (средний по стране):

  • республики Крым, Коми, Чувашская и Марий Эл;
  • Хабаровский и Камчатский края;
  • Сахалинская и Калининградская области.

В этих субъектах РФ выплата при рождении или усыновлении в 2017 году третьего или последующих детей не будет назначаться . Однако несмотря на это органы соцзащиты продолжат перечисление пособия на детей, рожденных в 2014, 2015 и 2016 годах - поскольку, согласно постановлению правительства от 5 октября 2016 г. № 2090-р , в 50 регионах, включая и вышеперечисленные, софинансирование программы продлится до достижения этими детьми трехлетнего возраста.

Сумма материнского капитала в 2017 году за второго ребенка

На основании федерального закона № 433-ФЗ от 30.12.2015 программа материнского капитала была продлена до 31 декабря 2018 года . Однако индексироваться в 2017 году он, как и в предыдущем, не будет. Размер сертификата остается прежним - 453 тыс. 26 рублей.

Несмотря на то, что в 2016 году размер сертификата не увеличился, его владельцы до 30 ноября могли оформить единовременную выплату , которая составила 25 тыс. руб. Ожидается, что в 2017 году семьям с детьми предоставят возможность повторно получить выплату в связи с продолжением кризиса.

Помимо единовременно выплачиваемой суммы основные четыре направления реализации денежных средств сертификата остались прежними:

  • для улучшения жилищных условий;
  • на образование детей;
  • на накопительную пенсию матери данного ребенка;
  • на покупку товаров и получение услуг, для социальной интеграции и адаптации детей-инвалидов (данный пункт введен с 1 января 2016 года).

9 декабря 2016 года Государственная дума приняла , приостанавливающий до 1 января 2020 года ежегодную индексацию материнского капитала в соответствии с показателем инфляции. В связи с этим не стоит рассчитывать на увеличение суммы мат. капитала в течение еще как минимум следующих трех лет .