П г саморуковой. Дошкольная педагогика. Кафедра «Финансы и кредит»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ

(образован в 1953 году)

__________________________________________________________

Кафедра «Финансы и кредит»

Дистанционное

обучение Фин.-15.11.0604.очн.плн.

Фин.-15.11.0604.зчн.плн.

Фин.-15.11.0604.зчн.скр.

Фин.-15.11.0604.вчр.плн.

Фин.-15.11.0604.вчр.скр.

Г.В. Саморукова

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ

Практикум для студентов специальности 080105 (060400) «Финансы и кредит» всех форм обучения

www . msta . ru

Москва – 2006

Саморукова Г.В. Бюджетная система РФ. Практикум. – М.,МГУТУ, 2006

Практикум предназначен для студентов специальности 080105 (060400) «Финансы и кредит» всех форм обучения.

Рецензент Панченко Т.М., к.э.н., доцент кафедры «Организация производства и

маркетинг» МГУПП

Редактор Свешникова Н.И.

© Московский государственный университет технологий и управления, 2006

109004, Москва, Земляной вал, 73

Предисловие…………………………………………………………………

Тема № 1. Бюджетная система Российской Федерации………………….

Тест 1…………………………………………………………………………

Задания по теме 1……………………………………………………………

Вопросы для самоконтроля по теме 1……………………………………..

Тема № 2 Бюджетная классификация Российской Федерации…………..

Тест 2…………………………………………………………………………

Задания по теме 2……………………………………………………………

Вопросы для самоконтроля по теме 2………………………………………

Тема № 3 Федеральный бюджет Российской Федерации…………………

Тест 3………………………………………………………………………….

Задания по теме 3…………………………………………………………….

Вопросы для самоконтроля по теме 3………………………………………

Задача 3.1……………………………………………………………………..

Задача 3.2…………………………………………………………………….

Тема № 4 Бюджеты субъектов Российской Федерации…………………...

Тест 4………………………………………………………………………….

Задания по теме 4…………………………………………………………….

Вопросы для самоконтроля по теме 4………………………………………

Задача 4.1. …………………………………………………………………...

Задача 4.2……………………………………………………………………..

Тема № 5. Местные бюджеты……………………………………………….

Тест 5…………………………………….........................................................

Задания по теме 5…………………………………………………………….

Вопросы для самоконтроля по теме 5………………………………………

Задача 5.1……………………………………………………………………..

Задача 5.2……………………………………………………………………..

Тема № 6. Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ……...

Тест 6…………………………………………………………………………

Задания по теме 6…………………………………………………………….

Вопросы для самоконтроля по теме 6………………………………………

Тема № 7.Бюджетное регулирование и межбюджетные отношения…….

Тест 7………………………………………………………………………….

Задания по теме 7…………………………………………………………….

Вопросы для самоконтроля по теме 7………………………………………

Тема № 8. Бюджетный процесс……………………………………………..

Тест 8…………………………………………………………………………

Задания по теме 8……………………………………………………………

Вопросы для самоконтроля по теме 8………………………………………

Тема № 9.Государственный финансовый контроль……………………….

Тест 9………………………………………………………………………….

Задания по теме 9…………………………………………………………….

Вопросы для самоконтроля по теме 9………………………………………

Варианты контрольных работ по дисциплине «Бюджетная система РФ» и методические рекомендации по их выполнению………………………..

Темы рефератов по дисциплине «Бюджетная система РФ» и методические указания по их выполнению………………………………..

Экзаменационные вопросы по дисциплине «Бюджетная система РФ» для студентов специальности 080105 «Финансы и кредит» 2,3 курса всех форм обучения………………………………………………………….

Приложение…………………………………………………………………..

Предисловие

В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую и определяющую роль играют государственные отношения и регулирование. Сильное государство – это эффективно функционирующая система федеративных отношений, государственного управления и власти, рыночной экономики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой – бюджетная система. Бюджетная система выступает как система денежных отношений, это базовая составляющая государственных финансов. Бюджетные отношения формируют бюджетную политику государства.

Целью настоящего учебно-практического пособия является усвоение и расширение студентами теоретической базы, формирование знаний и навыков по бюджетному устройству, уровням бюджета и методологии их планирования, бюджетному процессу и другим вопросам курса Бюджетная система РФ.

Задачи курса:

Изучение студентами основных понятий и принципов бюджетной системы РФ;

Усвоение бюджетной классификации РФ, ее структуры и функций;

Приобретение системы знаний по видам бюджета, а также бюджетному процессу и контролю.

В результате изучения данного курса студенты должны:

Знать экономическую сущность, роль и функции бюджета, бюджетную политику государства;

Уметь анализировать бюджетные отношения;

Применять полученные теоретические знания по бюджетной системе при решении реальных финансово-экономических вопросов.

Учебно-практическое пособие представлено по темам дисциплины Бюджетная система РФ, согласно учебной программе курса, и предназначено для студентов:

3 курса специальности 080105 очной формы обучения;

3 курса специальности 080105 заочной полной формы обучения;

2 курса специальности 080105 заочной сокращенной формы обучения;

3 курса специальности 080105 очно-заочной полной формы обучения;

2 курса специальности 080105 очно-заочной сокращенной формы обучения.

Тема № 1. Бюджетная система Российской Федерации

    Что такое бюджет:

а) социально-экономическая программа развития государства;

б) форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций государства;

в) план-прогноз, утвержденный в форме баланса (доходов и расходов) на 1 год.

    Что такое консолидированный бюджет:

а) бюджет государства на год;

б) государственный бюджет на год;

в) государственный бюджет на 3 года.

3. Что такое федеральный бюджет:

а) бюджет государства;

б) государственный бюджет;

в) свод бюджетов субъектов РФ и местного самоуправления.

4. Виды бюджетов:

а) федеральный, консолидированный, оптимальный;

б) чрезвычайный, консолидированный, минимальный;

в) консолидированный, федеральный, максимальный.

5. Классификация бюджетов по звеньям:

а) консолидированный, федеральный, местный;

б) федеральный, бюджет субъектов РФ, местный;

в) консолидированный, федеральный, региональный.

6. Сколько уровней имеет бюджетная система РФ:

а) два уровня;

б) четыре уровня;

в) три уровня.

7. Структура бюджетной системы РФ включает:

а) государственный бюджет и местные бюджеты, находящиеся в ведении органов местного самоуправления;

б) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов РФ; местные бюджеты;

в) консолидированный бюджет, федеральный бюджет, бюджеты государственных внебюджетных фондов.

8. Бюджетное устройство РФ базируется на:

а) Конституции РФ и Гражданском Кодексе РФ;

б) Конституции РФ и Бюджетном Кодексе РФ;

в) Конституции РФ и Указе Президента РФ.

Под редакцией Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой

Издание 2-е, переработанное и дополненное

Допущено Министерством образования

Российской Федерации в качестве учебного пособия

для педагогических училищ

Санкт-Петербург

ИЗДАТЕЛЬСТВО «АКЦИДЕНТ

Л.А. Каменева, Н. Н. Кондратьева,

Л. М. Маневцова, Е. Ф. Теретьева.

Рецензент:

старший преподаватель кафедры

дошкольного воспитания ЛОИУУ

М. Н. Попова

Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие для педагогических учи­лищ по специальности "Дошкольное образование"/ Л. А.Каме­нева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой, - СПб.: АКЦИДЕНТ,

1998. - 319 с.: ил.- Изд.2-е, переработанное и дополненное.

ISBN 5-88375-051-6

В пособии в соответствии с программой учебного курса рассматрива­ются общие основы природоведения, а также задачи, содержание, методы и формы организации природоведческой работы в детском саду. Особое внимание уделено вопросам охраны природы, экологическому воспитанию подрастающего поколения.

В первом издании пособие вышло под названием " Методика ознаком­ления детей с природой в детском саду".

ISBN 5-88375-051-6 ББК 74.100.5

Каменева Л, А., Кондратьева Н. Н.,

Маневцова Л. М., Терентьева Е. Ф., 1992

С изменениями. Колл. авт., 1998

Оформление, Изд-во «Акцидент», 1998

ПРЕДИСЛОВИЕ

В современном мире проблемы окружающей среды (экологи­ческие проблемы) приобрели первостепенное значение. Насущ­ной задачей стало принятие мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранению всего генетического разнообразия живых существ, сбережению генофонда планеты. Особо остро в сложившихся условиях встала задача экологичес­кого образования населения. Первостепенное значение при этом придается экологическому образованию подрастающего поколе­ния - школьников и дошкольников.

Настоящее пособие предназначено для студентов дошколь­ных педагогических училищ - будущих воспитателей. Освоение детьми основ экологической культуры во многом зависит от воспитателя детского сада: от его экологической и методической грамотности, понимания важности экологического воспитания в формировании личности воспитанников, от умений создавать условия для подобной работы, увлечь детей и увлекаться этими проблемами самому.

Предлагаемое пособие является вторым, переработанным и дополненным изданием книги «Методика ознакомления детей с природой в детском саду», выпущенной издательством "Просвещение" в 1992 году.


Настоящее издание пособия подготовлено с позиций современных взглядов на проблему экологического образования детей дошкольного возраста, что определило и новое название книги "Мир природы и ребенок". В книге нашли отражение результаты научных исследований в области дошкольного природоведения и экологического воспитания детей, проведенных авторами под руководством к, п. н. П. Г. Саморуковой, апробированные в дошкольных учреждениях Санкт-Петербурга, Новгорода, Мурман­ска, Нижнего Новгорода, Вологды, Иркутска, Комсомольска-на- Амуре, Нальчика и др. городов России.

Существенно переработаны параграфы: «Содержание и зада­чи экологического воспитания детей», «Планирование работы», «Диагностика экологической воспитанности детей дошкольного возраста», «Праздники и досуги» и др.

Учебное пособие дополнено приложением, содержащим при­мерный план диагностики педагогического процесса в дошколь­ном образовательном учреждении, конспекты типовых занятий и экскурсий, сценарий представления на экологическую тему.

ОСНОВЫ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ И ОХРАНЫ ПРИРОДЫ

Формирование элементарных экологических представлений. Методические рекомендации

Цель программного раздела «Формирование элементарных экологических представлений» – ознакомление дошкольников с явлениями природы и особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой, формирование начал экологической культуры.

Методика ознакомления дошкольников с природой рассматривалась в трудах С. А. Веретенниковой, Э. И. Залкинд, Л. А. Каменевой, H. Н. Кондратьевой, В. И. Логиновой, Л. М. Маневцевой, М. М. Марковской, П. Г. Саморуковой, 3. Д. Сизенко-Казанец, В. Г. Фокиной и других авторов.

Экологическое образование дошкольников – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике – решается в основном на основе формирования природоведческих знаний, усваиваемых на этапах дошкольного детства (H. Н. Вересова, H. Н. Кондратьева, С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова, П. Г. Саморукова и другие).

Экологическое воспитание и образование предусматривает формирование у детей знаний и представлений об окружающем мире, включающем природу и общество; понимание взаимосвязи между этими составляющими мира и взаимозависимости; выработку правильных форм взаимодействия с окружающей средой; развитие эмоционально-положительного отношения к природе.

Экологическая культура личности предполагает наличие у человека определенных знаний и убеждений, готовность к деятельности, а также владение практическими действиями, согласующимися с требованиями разумного, бережного отношения к природе.

Экологическая культура включает в себя следующие компоненты:

Экологические знания и умения;

Экологическое мышление;

Ценностные ориентации;

Экологически оправданное поведение.

Особое внимание при работе с детьми этого возраста следует уделять воспитанию бережного отношения к природе, формированию умения соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой.

Реализация цели раздела идет через решение следующих задач:

Уточнение и углубление знаний о растениях, животных и природных явлениях;

Формирование знаний о жизненно необходимых условиях для человека, животных и растений (питание, рост, развитие);

Формирование элементарных представлений о причинно-следственных связях внутри природного комплекса;

Развитие гуманного эмоционально-доброжелательного и бережного отношения к окружающему миру;

Формирование потребности заботиться о чистоте своей группы;

Ознакомление с природными факторами, влияющими на здоровье человека;

Формирование привычки рационально использовать воду;

Выработка умения правильно взаимодействовать с окружающим миром (элементарные правила поведения в природе);

Развитие познавательного интереса к окружающему миру;

Формирование эстетического отношения к окружающему миру.

Для реализации целей и задач раздела предусматривается следование принципам: системности, сезонности, возрастной адресности, интеграции, координации деятельности педагогов, преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.

Систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром развивает речь, память, мышление, воображение и способствует всестороннему развитию ребенка.

В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для ознакомления детей с природой: в групповой комнате, уголке природы, на территории детского сада.

Информация, которую дети получают, должна быть научно достоверной и в то же время доступной для их понимания.

Работа по данному направлению осуществляется на занятиях, в процессе наблюдений, целевых экскурсий, чтения художественных произведений, различных игр и развлечений, трудовой и продуктивной деятельности.

Для более успешного усвоения материала целесообразно использовать такие формы работы, как интегрированные занятия, экспериментирование, просмотр видеофильмов и телепередач, а также прохождение специально разработанного экологического маршрута – экологической тропы.

Экологическая тропа – это демонстрационный маршрут, проходящий через различные природные объекты и использующийся для целей экологического образования. При выборе маршрута следует учитывать ряд условий:

Доступность для посещений;

Эстетическая привлекательность;

Информационная емкость.

Целесообразно организовать экологическую тропу таким образом, чтобы можно было познакомить детей с различными природными явлениями, с живыми и неживыми объектами; провести наблюдения, организовать игру. Педагоги дошкольного учреждения должны составить паспорт экологической тропы. Экологическая тропа может проходить в здании ДОУ и на его территории, а также в природных или приближенных к ним условиях (парк, сквер, лес). В этом случае должно быть учтено месторасположение дошкольного учреждения, а также региональные и местные условия. Например, маршрут экологической тропинки (в естественных условиях, на воздухе) для детей подготовительной группы может состоять из следующих стоянок:

Цветник;

Лиственные деревья;

Хвойные деревья;

Кустарники;

Скворечник;

Дерево, растущее на крыше здания;

Муравейник.

В групповой комнате растения и животные должны содержаться в соответствии с природосообразными условиями. Главное, чтобы они являлись частью учебно-воспитательного процесса и были абсолютно безопасны для жизни и здоровья детей. (Обращаем особое внимание: взрослый должен знать, есть ли в группе дети с аллергическими заболеваниями, чтобы исключить растения и животных, являющихся аллергенами.) Принимать животных в ДОУ необходимо с разрешения ветеринарного врача, поставить их на учет и своевременно прививать. Подбор животных осуществляется с учетом возраста и состояния детей. Недопустимо принимать в образовательные учреждения бродячих животных!

Следует отдавать предпочтение растениям, очищающим воздух от пыли и бактерий, поглощающим вредные вещества. Для поддержания чистоты необходимо осуществлять ежедневный уход за растениями и животными. Уборку за растениями и уход за животными (кроме полива) осуществляет только персонал ДОУ. Педагоги привлекают детей к выполнению отдельных поручений.

Если в дошкольном учреждении есть комната природы, то есть специально выделенное помещение для содержания животных и растений, а также кабинет природы (экологии), в котором созданы необходимые условия для проведения занятий, там можно устроить мини-огород: высадить в ящики с землей лук, овес и горох.

Экологическое воспитание необходимо осуществлять с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. При этом особое внимание следует уделять таким темам, как: «Природа и здоровье», «Питание и здоровье», «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья!», «Наши меньшие друзья» и другие.

Необходимо организовать учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы дети стремились познавать окружающий его мир, умели устанавливать взаимосвязи (как человек зависит от природы и влияет на нее, как растения связаны с воздухом и водой и т. д.) и могли применить полученные знания в своей практической деятельности. Этому способствуют специально созданные воспитателем проблемные ситуации и различные игры. Для детей дошкольного возраста необходимо выбирать те игры, которые понятны им, доступны возрасту и не противоречат принципам экологического воспитания.

Особое значение следует уделять совместной работе родителей и детей. С участием родителей можно организовать мероприятия, посвященные экологическим праздникам: 22 марта – Всемирный день воды, 1 апреля – Международный день птиц, 22 апреля – Международный день Земли, 22 мая – Международный день био-разнообразия, 5 июня – Всемирный день охраны окружающей среды, 4 октября – Всемирный день животных.

В работе по ознакомлению с окружающим миром необходимо учитывать региональный компонент (природу родного края, народные традиции, краеведение).

Воспитатель должен постоянно повышать свою квалификацию, чтобы осваивать новый программный раздел.

Педагог может по своему усмотрению вариативно использовать образовательный материал данного пособия.

В конце учебного года для проверки эффективности работы по данному разделу целесообразно провести диагностическое обследование детей.

Первая младшая группа (от двух до трех лет)

Воспитательно-образовательная работа с детьми первой младшей группы осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности: занятий, прогулок, наблюдений, игр, индивидуальных бесед с детьми и т. д.

Необходимо формировать у детей интерес к природным объектам, доброжелательное отношение к живым существам, эмоциональную отзывчивость на общение с ними. Следует учить детей

нормам и правилам поведения в окружающей обстановке; в процессе совместных игр формировать у них доброжелательное отношение к сверстникам и умение взаимодействовать друг с другом. Следует поощрять поступки малышей, направленные на оказание помощи другим детям.

Ознакомление с природой нужно начинать с ближайшего окружения. Для этого следует создать необходимые условия в групповой комнате и на участке детского сада. С помощью игрушек и картинок можно познакомить детей с домашними животными – кошкой, собакой, коровой; научить узнавать и называть этих животных и их детенышей (кошка с котятами, собака с щенятами, корова с телятами).

Следует развивать у детей интерес к животным, желание рассматривать их в действительности и на картинах; формировать доброжелательное отношение к ним. При рассматривании картин, на которых изображены животные, можно задать детям следующие вопросы: «Кто нарисован на картине? Что делает кошка (собака, корова)? Что имеется у животного на голове? Как называются детеныши кошки (собаки, коровы)? Какого они цвета? Что делают котята (щенята, телята)? Что любят кушать кошка и котята (собака и щенята, корова и телята)? Как кошка и котята мяукают (собака и щенята гавкают, корова и телята мычат)?». Вопросы должны быть краткими и понятными детям.

Педагог должен делиться с детьми своими впечатлениями от встреч с домашними животными. Если дома у ребенка есть кошка или собака, можно попросить его рассказать о них; спросить, какого они цвета, чем питаются, как их зовут.

Побеседуйте с детьми о том, как нужно заботиться о домашних животных. Предложите исполнить песню «Кошка» (муз. А. Н. Александрова, сл. Н. Френкель):


Киска к детям подошла,
Молочка просила,
Молочка просила,
«Мяу» говорила.
Мяу… мяу… мяу…
Угостили молочком -
Кисонька поела,
Кисонька поела,
Песенку запела:
«Мурр… мурр… мурр…»

Спросите, почему кошечка сначала «говорила» «мяу», а потом «запела» «мур… мур… мур…»?

При наличии необходимых условий целесообразно организовать наблюдения за домашними птицами. Если такой возможности нет, для знакомства следует использовать игрушки или картинки с изображением птиц. В групповой комнате можно оформить объемную панораму птичьего двора и провести занятие «Петушок и его семейка».

Дети стоят около панорамы.

Воспитатель рассказывает потешку про петушка и курочку:


Как у наших у ворот,
Петух зернышки клюет,
Петух зернышки клюет,
К себе курочку зовет!
Ку-ка-ре-ку!
Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!
Всех курочек напою!

Во время чтения потешки педагог показывает детям игрушечного петушка и имитирует движения животного.

Воспитатель. Дети, потрогайте зернышки, которые клюет петушок. Какие зернышки клюет петушок? Зернышки маленькие, он их клюет клювом. Клюв у петушка острый. А как петушок поет? (Ку-ка-ре-ку!) Покажите, как петушок ходит. (Дети показывают.) Петушок важно держит голову, высоко поднимает ноги, широко расставляет крылья и машет ими. А это кто рядом с петушком? Правильно, курочка. Внимательно посмотрите на петушка и курочку. Чем они отличаются?

Педагог обобщает ответы детей: «У петушка большой красный гребешок, а у курочки – маленький; у петушка большой хвостик, а у курочки – маленький; на ногах у петушка есть шпоры (показывает), а у курочки их нет. Петушок по размеру больше чем курочка. А что одинаковое и у петушка и курочки? Чем они похожи? У курочки и петушка есть туловище, голова, хвост и ноги. На голове есть глаза, клюв, гребешок и бородушка. Ко-ко-ко! Кого это курочка зовет? Курочка зовет цыпляток. Как она зовет цыпляток? Вот они, цыплятки – желтые ребятки».

На панораме появляются несколько желтеньких маленьких цыплят.

Воспитатель. Какие цыплята у мамы-курочки? (Маленькие, желтые, пушистые и т. д.)

Педагог предлагает детям рассмотреть маленьких цыплят и порадоваться их появлению. Рассказывает о том, что петушок, курочка и цыплята – это домашние птицы. Они живут на дворе рядом с человеком. Люди ухаживают за ними. Курочка несет яички.

Воспитатель. Как вы думаете, чем можно угостить петушка, курочку и цыплят? Давайте слепим угощение для них – червячков и маленькие зернышки.

Дети садятся за столы и лепят угощение для птиц. После выполнения задания ребята кладут в кормушку для цыплят, курочки и петушка вылепленный корм; протирают салфетками руки.

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Курочка хохлатка».

Воспитатель изображает курицу, дети – цыплят. Один ребенок изображает кошку. «Кошка» садится в сторонке. «Курочка» и «цыплята» ходят по комнате. Воспитатель говорит:


Вышла курочка-хохлатка,
С нею желтые цыплятки,
Квохчет курочка: «Ко-ко,
Не ходите далеко».

Ребенок-«кошка» сопровождает стихотворение соответствующими действиями.

Приближаясь к «кошке», педагог говорит:


На скамейке у дорожки
Улеглась и дремлет кошка…
Кошка глазки открывает
И цыпляток догоняет.

С последними словами «кошка» вскакивает, мяукает и бежит за «цыплятками», которые убегают в определенный угол комнаты – в свой домик, к «курице-маме».

«Курица» защищает цыплят, разводя руки в стороны и говоря: «Уходи, кошка, не дам тебе цыпляток!»

При повторении игры роль кошки поручается другому ребенку. «Кошка» не ловит «цыплят», а только бегает за ними.

Игра повторяется 2–3 раза.

Для закрепления знаний детей о животных можно поиграть с ними в игру «Большие и маленькие». Педагог показывает картинки с изображением взрослых животных и их детенышей, просит назвать их: «Кошка с… (котенком). Собака с… (щенком). Коза с… (козленком)».

В игре «Кто как кричит?» можно закрепить названия птиц и животных, научить детей имитировать издаваемые животными звуки: кошка мяукает – мяу-мяу-мяу, собака лает – гав-гав-гав, корова мычит – му-му-му и т. д.

Воспитатель должен всячески поддерживать интерес детей к живым объектам, поощрять желание общаться с ними. Вместе со взрослым дети могут покормить птиц, посмотреть, как они клюют зернышки; на прогулке или из окна групповой комнаты понаблюдать за птицами, которые прилетают на участок (голуби, воробьи, вороны). Следует обратить внимание малышей на то, как птицы машут крыльями во время полета, как ходят по земле, как клюют корм.

Познакомить детей с дикими животными (заяц, лиса, медведь) можно в процессе чтения и рассказывания сказок «Маша и медведь», «Теремок», «Колобок» и др. Рассказывая детям сказку «Колобок», покажите резиновые игрушки – колобка, зайца, волка, медведя и лису. Во время песенки колобка попросите детей подпевать ему. После рассказывания сказки можно провести игру-драматизацию. Затем побеседуйте с детьми по содержанию сказки; предложите ответить на вопросы: «Кого испекла бабушка? Куда покатился колобок? Кого колобок встретил в лесу? Что случилось с колобком? Почему с колобком произошла беда?». Следует подвести детей к пониманию того, что нужно слушаться старших. На занятии по рисованию ребята могут нарисовать веселых колобков, которых лиса не сможет съесть.

Чаще используйте в работе с детьми фольклорные произведения, рассказы, стихи, связанные с тем или иным природным явлением. При рассматривании картин и иллюстраций, во время чтения художественных и фольклорных произведений, в процессе наблюдения за живыми объектами обращайте их внимание на характерные особенности животных, учите различать и называть части тела животных (голова, туловище, хвост и ноги).

Прочитайте детям потешки про животных:

……………….


Украл котик клубочек,
Спрятался в уголочек,
Чтоб бабушка не узнала,
Серы ушки не намяла.

……………….


Травка-муравка со сна поднялась,
Птица-синица за зерно взялась,
Зайки – за капустку,
Мышки – за корку,
Ребятки – за молоко.

……………….


Баю-баю-баю-бай,
Ты, собаченька, не лай,
Моих деток не пугай,
А играй в жалейку,
Потешай Андрейку.

……………….


Зайчишка-трусишка,
Зайчишка-трусишка
По полю бежал,
В огород забежал,
Морковку нашел,
Капустку нашел,
Сидит, грызет,
Ай, кто-то идет.

……………….


Ночь прошла,
Темноту увела.
Замолчал сверчок,
Запел петушок.
Встала маменька,
Открыла ставенку:
Здравствуй, солнышко -
Колоколнышко!

……………….


Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.

Побеседуйте с ребятами по содержанию потешек.

Подводите детей к пониманию того, что животные ходят и бегают по земле; птицы летают в воздухе, ходят и прыгают по земле; рыбы плавают в воде; побуждайте выражать свое восхищение: пушистый котенок, маленький щенок, красивая рыбка и т. д.

Для рассматривания принесите в групповую комнату золотую рыбку и выпустите ее в аквариум. Учите детей наблюдать за живыми объектами. Уточните, что рыбы живут в воде. Покажите, что у рыбки есть туловище, голова, хвостик и плавники; на голове – глаза и рот. Спросите, чем живая рыбка отличается от игрушечной рыбки. Закрепляйте знания детей о том, что живая рыбка плавает, дышит, видит и кушает. Предложите им покормить рыбку, обратите внимание на то, как она ловит корм ртом.

Во время рассматривания комнатных растений обращайте внимание детей на красоту листьев и распустившихся цветов. Цветущие растения следует рассматривать на протяжении нескольких дней. Покажите, как нужно правильно поливать комнатные растения (наклонить лейку и лить воду под корень), мыть их, опрыскивать и протирать листья. Если ребенок проявляет желание помогать взрослым, поручите ему протереть большие листья, полить растения (при этом воспитатель должен повторить показ, а ребенок выполнить действие). Спросите, почему нужно поливать растения. Пусть ребенок выскажет свою точку зрения, даже если она неправильная. После этого расскажите, что, если растение долго не поливать, оно завянет и может погибнуть. Помогите детям увидеть изменения, происходящие с растением на протяжении определенного времени, – появились новые листочки, растение зацвело. Учите правильно употреблять слова: дерево, трава, цветы. Поощряйте желание детей помогать взрослым.

Во время прогулок продолжайте знакомить малышей с разнообразной палитрой цветов, звуков, запахов; формируйте эстетическое отношение к окружающей природе в процессе наблюдений. Например, весной можно обратить внимание детей на первую появившуюся траву (травка нежная, зелененькая, шелковистая); на распустившиеся одуванчики (одуванчики как маленькие солнышки на поляне); на пение птиц (воробьи весело чирикают).

Формируйте доброжелательное отношение детей к окружающему, помогайте видеть красоту природных явлений (радуга в небе, яркое солнце, голубое небо и т. д.). Подведите их к пониманию того, что нельзя без надобности рвать растения, топтать траву и цветы, ломать ветки деревьев.

Произведения фольклора способствуют пониманию детьми младшего возраста окружающей действительности. Можно прочитать малышам потешки: «Пошел котик на торжок…», «Бежала лесочком лиса с кузовочком», «Солнышко, ведрышко…»; рассказать сказки: «Козлята и волк», «Маша и медведь», «Семеро козлят» и др. После чтения следует побеседовать с детьми по содержанию произведений.

Особенности сезонных наблюдений

Осень. Воспитатель называет время года – осень. Формирует элементарные представления об осенних изменениях в природе: на деревьях разноцветные листья, похолодало, идут частые дожди, дует ветер, листья летят с деревьев. Предлагает полюбоваться разноцветными осенними листьями, учит называть их основные цвета (желтый, зеленый, красный).

Для закрепления знаний можно провести дидактические игры «Найди такой же листок», «Покажи красный (желтый, зеленый) листок» и др.

Игра «Найди такой же листок» проводится на прогулке. Основная цель игры – научить детей находить в природе листья растений, которые показывает взрослый. Воспитатель рассматривает с детьми листья с деревьев, которые растут на участке детского сада, например, клена, березы, тополя. Затем поднимает один листок и предлагает детям найти лист с этого же дерева.

В игре «Покажи красный (желтый, зеленый) листок» педагог закрепляет знания детей о названиях цветов.

На прогулке можно провести подвижную игру «Мы – осенние листочки». Дети вместе с воспитателем произносят слова и выполняют действия в соответствии с текстом стихотворения:


Мы – листочки, мы – листочки,
Мы – осенние листочки.
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул – полетели.
Ветер снова подул
И листочки быстро сдул.
Покрутил их, покружил
И на землю опустил.
Мы летали, мы летали,
А потом летать устали!
Перестал дуть ветерок -
Мы присели все в кружок.

С помощью вертушек покажите детям, как дует осенний ветер; во время дождя послушайте, как стучат капли по крыше и стеклам окон, и прочитайте потешку «Дождик-дождик!»:


Дождик-дождик,
Полно лить,
Малых детушек
Мочить!

На прогулке обратите внимание детей на то, как одеты люди на улице осенью.

В уголок природы поместите овощи и фрукты (огурец, помидор, морковь, яблоко), которые произрастают в вашей местности. Для закрепления знаний нужно внимательно рассмотреть с детьми овощи и фрукты; предложить взять их в руки, потрогать, понюхать и попробовать кусочек на вкус.

Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Найди и назови», «Узнай на ощупь» способствуют закреплению знаний и расширению представлений детей о характерных признаках овощей и фруктов.

Например, в игре «Чудесный мешочек» воспитатель показывает детям красивый мешочек, в котором лежат овощи и фрукты, названия которых они знают, и предлагает кому-либо из ребят на ощупь, не глядя в мешочек, сказать, что он взял. Ребенок достает из мешочка овощ (фрукт) и показывает остальным детям. Если он ошибся, можно предложить еще раз определить предмет на ощупь.

Зима. Воспитатель называет время года – зима. Обращает внимание детей на то, как снег укрывает землю, деревья и дома; как он падает; предлагает потрогать снег для ознакомления с его свойствами (холодный, белый, тает). Малыши наблюдают за тем, как дети старших групп лепят снеговиков; рассматривают елочку, запорошенную снегом. Если нет возможности показать настоящее дерево, можно показать детям картинку с его изображением.

Предложите малышам спеть песню «Елочка» (муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Булатова). Вспомните с ними песню «Зима» (муз. В. Красевой, сл. Н. Френкель):


Вот зима, кругом бело:
Много снега намело.
Утром Ваня санки взял,
По дорожке побежал.
А в саду у нас гора,
Все катаются с утра.
Крикнул Ваня: «Берегись!»
Покатился с горки вниз.

Весна. Воспитатель называет время года – весна. Предлагает рассмотреть зеленую травку и распустившиеся цветы, обращает внимание детей на то, как становится красиво на участке детского сада с появлением травы и первых весенних цветов, учит радоваться их появлению; обращает внимание на деревья, на которых распустились первые зеленые листочки.

Покажите детям отличительные особенности деревьев и цветущих травянистых растений. Понаблюдайте с ними за птицами, прилетающими на участок (голуби, воробьи, вороны, синички): как они летают, клюют корм, пьют воду из лужицы, как передвигаются по земле (синички прыгают, голуби ходят). Прочитайте стихотворение

А. Барто «Птичка»:


Села птичка на окошко,
Посиди у нас немножко,
Подожди, не улетай!
Улетела… Ай!

Расскажите ребятам, что весной начинает пригревать солнышко. Люди зовут солнышко, чтобы стало тепло. Можно выучить с малышами потешку-закличку:


Солнышко, солнышко!
Выгляни в окошечко!
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки.
Солнышко-ведрышко!
Выгляни в окошечко!
Твои детки плачут,
По камушкам скачут.
Солнышко, покажись,
Красное, появись.

Лето. Воспитатель называет время года – лето. Организует игры с песком и водой, в процессе которых дети знакомятся с их свойствами. После дождя желательно показать детям радугу, предложить полюбоваться красотой этого природного явления:


Радуга-дуга,
Не давай дождя!
Давай солнышка -
Колоколнышка!

В солнечный день в групповой комнате можно организовать игры с солнечными зайчиками, упражняя детей в чтении стихотворения в сочетании с движениями. Воспитатель с помощью маленького зеркала пускает солнечного зайчика и произносит стихотворение:


Солнечные зайчики
Играют на стене,
Поманю их пальчиком,
Пусть бегут ко мне.
Ну, лови, лови скорей.
Вот он, светленький кружок,
Вот, вот, вот – левей, левей!
Убежал на потолок.

Воспитатель направляет солнечного зайчика в разные стороны. Дети ловят зайчика на стене. Эта игра вызывает у малышей большую радость, особенно если удастся поймать солнечного зайчика рукой. В процессе игры учите детей играть вместе и быть доброжелательными друг с другом. После игры предложите им нарисовать солнышко и солнечных зайчиков.

Особую радость принесет детям сбор природного материала для изготовления поделок: камушек, желудей, каштанов и шишек. Педагог в присутствии детей может создать интересную поделку из природного материала. Желательно привлекать ребят к выполнению отдельных поручений во время изготовления поделок из природного материала.

Уголок природы

В повседневной жизни организуйте наблюдения за растениями и животными уголка природы, привлекайте детей к выполнению индивидуальных поручений.

В уголке природы первой младшей группы рекомендуется иметь (примерный перечень): аквариум (периодически педагог приносит в группу для рассматривания золотую рыбку или карасика); растения (комнатные растения 4–5 видов, по 2–3 экземпляра на выбор педагога: бальзамин, фикус, хлорофитум, кливия, бегония); овощи и фрукты (огурец, помидор, морковь, яблоко); календарь погоды; наглядный иллюстративный материал (картинки с изображением домашних животных; книги с иллюстрациями, на которых изображены животные); материал для проведения элементарных опытов (песок, формочки для изготовления цветных льдинок, формочки для песка); материал для развития трудовых навыков (лейки для полива комнатных растений, маленькие деревянные лопатки для уборки снега, пластмассовые ведерки).

Развитие трудовых умений и навыков при ознакомлении с природными явлениями

Во время обучения трудовым действиям детей третьего года жизни следует помнить, что в этом возрасте важен не результат труда, а сам процесс. Дети подражают взрослым и выполняют трудовые действия, поэтому очень важен правильный показ способов действия.

На прогулке в осенний период предложите детям помочь дворнику убрать на дорожках опавшие листья. В зимнее время учите детей правильно обращаться с лопаткой, формируйте желание помогать взрослым в уборке снега. В присутствии ребят слепите несложные снежные фигурки, а затем вместе с ними украсьте фигурки цветными льдинками.

В весенний период необходимо организовать наблюдения за подготовкой почвы к посадке овощных и цветочных культур. Привлекайте детей к выполнению несложных поручений: попросите подержать семена, подать лопатку и т. д.

Целесообразно организовать наблюдения за трудом старших детей, обращая внимание малышей на правила поведения в природе. Чаще привлекайте детей к выполнению индивидуальных поручений. В процессе ухода за растениями поясните свои действия, покажите, как надо поливать цветы, рыхлить землю, вытирать листья и т. д. Обязательно объясните детям, для чего это нужно делать.

В разное время года на участке наблюдайте с детьми за работой дворника. Расскажите, что работа дворника приносит радость всем окружающим людям: на участке становится чисто и красиво.

В процессе трудовых действий продолжайте развивать у детей познавательный интерес и бережное отношение к объектам природы; поощряйте желание помогать взрослым; помните, что каждый ребенок должен почувствовать важность того, что он делает.

Опытническая деятельность

В этом возрасте дети проявляют интерес ко всему, что происходит вокруг. В процессе опытнической деятельности педагог не только знакомит детей с природой, но и целенаправленно подводит детей к ее пониманию.

При ознакомлении с неживой природой обращайте внимание детей на свойства природных материалов. Например, сухой песок рассыпается, а если его полить водой – становится влажным, и тогда из него с помощью формочек можно делать различные пирожки.

В играх с водой целесообразно показать детям, что вода жидкая, ее можно переливать из одного сосуда в другой; если холодная вода постоит на солнышке, то станет теплой; вода может быть чистой и грязной.

В зимнее время покажите детям, как можно сделать красивые украшения для елочки, растущей на участке детского сада. В формочки налейте цветную воду и вынесите на участок. Для того чтобы развесить эти украшения на дереве, из шпагата сделайте петельки и опустите их в воду. Когда игрушки замерзнут, достаньте их из формочек и развесьте по деревьям.

На прогулке, во время игр, покажите детям свойства снега. Пусть дети потрогают снег и скажут, что он холодный, а от тепла руки тает. Вместе с детьми наберите снег в ведерко, принесите в группу и понаблюдайте, как он будет таять. Пусть дети сами убедятся в том, что растаявший снег превращается в грязную воду. Весной небольшое количество снега положите на асфальт и понаблюдайте, как он тает под солнечными лучами.

Летом используйте для опытов все природные факторы. Пусть дети учатся делать элементарные умозаключения на основе собственного жизненного опыта.

Подведите детей к пониманию того, что все живые объекты отличаются от неживых тем, что нуждаются в солнце, воздухе и воде.

1. Программа воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста «Зерек бала» (от 3 до 5 лет). - Астана, 2009.

2. Теория и методика ознакомления детей дошкольного возраста с природой: Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности: дошкольное образование - Минс, 2009.

3. Л. Бобылева, О. Дупленко. О программе экологического воспитания старших дошкольников// Дошкольное воспитание. - 1998. № 7

4. Васякина - Новикова Ж.Л. Паутинка. - М.: Издательский центр: «Академия», 1996.

5. Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. - М.: «ЭКСМО», 1997.

6. Рыжова Н. "Наш дом - природа". Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1998. № 7

7. Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. - М.: «Мозаика-Синтез», 1999.

8. Каменева Н. Г. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» Изд. 2-е, перераб., доп./ 3-е, стереотип. Каменева Н. Г., Кондратьева Н. Н., Каменева Л. А., Изд.: Детство-пресс, 2003.

9. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных/ Под ред. Н.Ф.Виноградовой. - М.: «Просвещение», 1982.

10. Дошкольная педагогика./ Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина.- М.: «Посвещение», 1978

11. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. -М.: «Просвещение», 1980.

12. Каменева Л. А. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. Учеб. пособие для педагогических училищ по спец. «Дошкольное воспитание», Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; Под ред. П. Г. Саморуковой. -- М.: «АЙСАН-ПРЕСС», 1991.

13. Методика ознакомления детей с природой в детском саду./ Под ред. П.Г. Саморуковой. - М.: «ЭКСМО», 1992.

14. Дошкольная педагогика: Содержание воспитания в детском саду/ Под ред. В.И.Логиновой и Т.Г.Саморуковой.-М.: «Просвещение»,1983.

15. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. - М.: «Мозаика-Синтез», 2005.

16. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду.- М.: «Просвещение», 1989.

17. Саморукова П.Г.. Как знакомить дошкольников с природой. М.: «Просвещение», 1983.

18. Каменева Н. Г. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» Изд. 2-е, перераб., доп./ 3-е, стереотип. Каменева Н. Г., Кондратьева Н. Н., Каменева Л. А., СПб.: Изд.: «Детство-пресс», 2003.

19. Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников) / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб.: «Детство - пресс», 2000.

20. Смирнова В.В., Балуева Н.И., Парфенова Г.М. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду: Программа и конспекты занятий. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «Союз», 2001.

21. Мазурина А.Ф. Наблюдение и труд детей в природе.- М.: «Просвещение», 1976.

22. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.

23. Дошкольная педагогика./ Под ред. Козловой С.А.- М.: «Владос», 2001.

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.