Основные христианские праздники и посты. Все Церковные праздники – календарь, история, устав, правила

Православная Церковь имеет свой календарь. Он отличается от нашего - например, год начинается в сентябре, а не январе. В Церковном календаре свои - Церковные - праздники. Какие есть главные праздники в православии? Сколько вообще праздников в христианстве? Что такое двунадесятые праздники? Рассказываем самое главное, что нужно знать.

Православный календарь: что это?

Церковь живет по так называемому Юлианскому календарю: годичному циклу, в котором столько же дней, сколько в нашем «обычном» календаре, и вообще все точно так же, с той только разницей, что начало года (и Церковное начало года) - 1 сентября, а не в январе.

Каждый день в Церкви - это память о каком-либо событии или святом. Например, 7 января вспоминается (правильнее сказать - празднуется) Рождество Христово. И таким образом Церковь за год «проживает» все основные события своей истории, земной жизни Христа, Богородицы, Апостолов, а также вспоминает всех своих святых - не только самых почитаемых (например, ), но вообще всех. У каждого святого есть свой день памяти и каждый день в году является памятью - праздником - того или иного святого и чаще всего, за день вспоминаются не один, а несколько святых.

(Например, взять 13 марта - это день памяти десяти святых: преподобного Иоанна Кассиана Римлянина, преподобного Василия исповедника, священномученика Арсения митр. Ростовского, священномученика Нестора епископа Магиддийского, преподобных жен Марины и Киры, священномученика Протерия патриарха Александрийского, преподобного Иоанна-нареченного Варсонофием еп. Дамасского отшельника Нитрийского, преподобномученика Феоктириста игумена Пеликитского, блаженного Николая Саллоса Христа ради юродивого Псковского)

Получается, если светский календарь делится на праздничные и непраздничные дни (и праздничных в нем совсем мало), то Церковный календарь состоит сплошь из праздников, поскольку каждый день вспоминается то или иное событие и празднуется память того или иного святого.

В этом есть отражение всей сути христианского бытия, когда радование о Господе и святых Его происходит не в какие-то отдельные дни недели или года, а постоянно. В шутку или нет, но в народе даже родилась пословица: «У православных - каждый день праздник». Вообще-то, это именно так. Хотя, есть исключения: некоторые дни Великого Поста, требующего особого сосредоточения.

Икона «на каждый день года» - изображение по возможности всех святых и главные Праздники Церковные

Какие праздники бывают в христианстве

Если говорить совсем общими словами, то Праздники в православной Церкви можно разделить на такие «категории»:

  • Пасха (Воскресение Христово) - главный праздник.
  • Двунадесятые праздники - 12 праздников, которые напоминают об основных событиях в жизни Пресвятой Богородицы и Иисуса Христа. Часть из них отражены в текстах Нового Завета (Евангелии или Деяниях Апостолов), а часть (Рождество Божией Матери, Введение во Храм Пресвятой Богородицы, Воздвижение Креста Господня) взяты из Церковного Предания. Большинство из них имеют определенную дату празднования, но некоторые зависят от даты празднования Пасхи. Подробнее о каждом Двунадесятом празднике мы рассказываем ниже.
  • Пять великих недвунадесятых праздников . Обрезание Господне и память святителя Василия Великого; Рождество св. Иоанна Предтечи; Память апостолов Петра и Павла, Усекновение главы Иоанна Предтечи и Покров Пресвятой Богородицы.
  • Любой воскресный день в году - как прямое напоминание о Воскресении Христовом.
  • Средние Праздники : Дни памяти каждого из Двенадцати апостолов; Обретения честной главы Иоанна Предтечи; Дни памяти святителей Иоанна Златоуста и Николая Чудотворца, а также - 40 Севастийских мучеников. Память Владимирской и Казанской икон Божией Матери. Кроме того, средним праздником для каждого храма является его Престольные праздники. То есть, память святых, в честь которых освящен алтарь или алтари, если их в храме несколько.
  • Малые Праздники : все остальные дни.

Главные праздники в православном христианстве

Пасха, Воскресение Христово

Когда празднуется Пасха: в первое воскресенье после полнолуния, не ранее дня весеннего равноденствия 21 марта

Главный праздник - праздников Праздник. Память о Воскресении Христовом, которое является центром всего христианского вероучения.

Во всех православных храмах праздник Пасхи отмечается ночными богослужениями и торжественным крестным ходом.

Подробнее о празднике Пасха на Википедии

Даты празднования Пасхи 2018-2027 гг.

  • В 2018 году: 8 апреля
  • В 2019 году: 28 апреля
  • В 2020 году: 19 апреля
  • В 2021 году: 2 мая
  • В 2022 году: 24 апреля
  • В 2023 году: 16 апреля
  • В 2024 году: 5 мая
  • В 2025 году: 20 апреля
  • В 2026 году: 12 апреля
  • В 2027 году: 2 мая

Рождество Пресвятой Богородицы

Годичный круг в Православии начинается не 1 января, как в «светском» мире, а 1 сентября, так что Рождество Богородицы - это первый Двунадесятый праздник в Церковном году. Во время него, как и во все Богородичные праздники, священнослужители облачаются в голубое.

Воздвижение Креста Господня

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня - единственный двунадесятых праздник, который не связан напрямую с годами жизни Спасителя или Богородицы. Вернее, тоже связан, но не напрямую: в этот день Церковь вспоминает и празднует обретение Креста Господня, которое произошло в 326 году возле Голгофы - горы, где был распят Иисус Христос.

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Еще один Богородичный праздник из числа двунадесятых в православии. Установлен в память о дне, когда родители Пресвятой Богородицы - святые праведные Иоаким и Анна - привели ее в Иерусалимский храм, во святая святых которого она жила вплоть до своего обручения с Иосифом. Все эти годы она была питаема пищей с неба, которую приносил ей архангел Гавриил.

Икона Введения во храм Пресвятой Богородицы

Рождество Христово

Рождество во плоти Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа - второй, наряду с Пасхой, - Праздник, который предваряется многодневным (40 дней) постом. Как и Пасху, Церковь отмечает Рождество торжественным ночным богослужением.

Это самый главный после Воскресения Христова праздник в православии.

Крещение Господне

В этот день Церковь вспоминает и празднует крещение Господа нашего Иисуса Христа в водах реки Иордан Предтечей Иоанном Крестителем.

Икона Крещения Господня

Сретение Господне

Этот Праздник установлен в память о дне, когда Богородица и Иосиф принесли в первый раз в храм младенца Иисуса - на 40-й день после Его рождения. (Это было исполнение закона Моисеева, согласно которому родители приносили в храм своих первых сыновей - для посвящения Богу).

Слово «Сретение» значит «встреча». Это был день не только принесения Иисуса во храм, но и встречи - там, в храме, - старца Симеона с Господом. Благочестивый старец дожил к тому моменту почти до 300 лет. За 200 с лишним лет до этого до этого он работал над переводом Библии и усомнился в правильности текста в книге пророка Исаии - в том месте, где говорилось, что Спаситель будет рожден от Девы. Симеон подумал тогда, что это описка и на самом деле в виду имелось слово «молодая женщина», и в своем переводе хотел учесть это, но ангел Господень остановил старца и уверил, что тот не умрет, пока своими глазами не увидит сбывшееся пророчество пророка Исаии.

Так оно и стало.

Икона Сретения Господня

Благовещение Пресвятой Богородицы

В этот день Церковь вспоминает и празднует день, когда архангел Гавриил принес Деве Марии весть о том, что она станет матерью по плоти Спасителя нашего Иисуса Христа.

Вход Господень в Иерусалим, Вербное воскресенье

Когда празднуется: ближайшее воскресенье перед Пасхой

Праздник установлен в память о торжественном входе Иисуса Христа в Иерусалим на ослёнке. Народ восторженно встречал Его. Многие считали, что Спаситель избавит их от ига Римской империи и в первую очередь ждали от Него именно этого. Он пришел не для этого и через несколько дней Христос был осужден и распят…

Вознесение Господне

Когда празднуется: 40-й день после Пасхи

В этот день Церковь вспоминает и празднует Вознесение Спасителя на небо. Это случилось на 40-й день после Его воскресения - и после того, как Он на протяжении этих сорока дней являлся Своим апостолам.

День Святой Троицы

Когда празднуется: 50-й день после Пасхи

Это память о дне, когда на апостолов сошел Дух Святой в виде огненных языков и «исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать».С момента сошествия Святого Духа Апостолы могли говорить на любых языках с любыми народами - чтобы нести Слово Божие во все концы света.

И совсем скоро - и вопреки всем гонениям - христианство стало самой распространенной религией в мире.

Храм Живоначальной Троицы на Московском Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Москве. День Святой Троицы - престольный для этого храма праздник.

Преображение Господне

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В этот день Церковь празднует момент, который, как и большинство других Двунадесятых Праздников, описан в Евангелии. Явление Божественного величия Спасителя перед тремя ближайшими учениками во время молитвы на горе. «Просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет».

Икона Преображения Господня

Успение Богородицы

Для христиан смерть земная - не трагедия, но врата в жизнь вечную. А в случае со святыми - праздник. А Успение Пресвятой Богородицы - двунадесятый Праздник - один из самых чтимых Церковью. Это последний двунадесятый праздник в годичном цикле православной Церкви.

Икона Успения Пресвятой Богородицы

Этот и другие посты читайте в нашей группе во

Праздником праздников называют верующие христиане Пасху. В основе этого главного церковного лежит сказание о чудесном воскрешении Иисуса Христа, распятого на кресте по приговору иудейского суда-синедриона. Идея воскрешения является центральной , поэтому празднику в честь этого события отводится особая роль.


Среди великих двунадесятых православных праздников особо выделяется день Рождества Господа Иисуса Христа (7-е января). Значимость рождения Спасителя мира до сих пор не может быть переоцененной, ведь по учению Церкви именно посредством Боговоплощения и произошло спасение человека и примирение последнего с Богом. Исторически на Руси празднования Рождества Христова нашли свое отображение в определенных народных гуляниях, называющихся святками. Люди ходили друг к другу в гости и пели песни, прославляющие рожденного младенца Христа. Появившееся практика наряжать на этот праздник ель и венчать верх дерева звездой свидетельствовала о евангельском повествовании о том, как звезда привела мудрецов с Востока к месту рождения Спасителя. Позднее в советское время ель стала атрибутом светского Нового года, а звезда символизировала не Вифлеемскую звезду, а символ советской власти.


Другой значимый праздник православного календаря – день Крещения Иисуса Христа в Иордане (19-е января). В этот день в православных храмах освящается вода, за которой приходят ежегодно миллионы верующих людей. Историческая значимость этого торжества для народного сознания находит свое отображение и в практике окунания в крещенскую прорубь. Во многих городах России готовятся специальные купели (иордани), в которые после водоосвятного молебна люди с благоговением окунаются, испрашивая у Бога здоровья души и тела.


Еще одним важнейшим праздником православной Церкви является День Святой Троицы (Пятидесятница). Этот праздник отмечается на пятидесятый день после Пасхи Христовой. В народе это торжество иначе называют «зеленой Пасхой». Такое именование стало следствием народной традиции украшать храмы зеленью на праздник Святой Троицы. Иногда с этим днем ошибочно связывают православную практику поминовения усопших, однако исторически по церковным указаниям усопшие поминаются накануне Пятидесятницы – в Троицкую , а сам праздник Святой Троицы является не днем усопших, но торжеством живых.


Среди распространенных традиций русской культуры, связанной с православными праздниками, можно отметить освящение ветвей вербы и ивы на двунадесятое торжество Входа Господня в Иерусалим. Евангелие свидетельствует, что перед входом Спасителя в Иерусалим непосредственно для совершения крестного подвига люди встречали Христа ветвями пальм. Такие почести предлагались древним правителям. Чудеса Иисуса и его проповедь вызвали особую любовь и почтение ко Христу в среде обычного еврейского народа. В России в память об этом историческом событии освящаются ветви вербы и ивы (за неимением в большинстве случаев пальм).


Особое место в церковном календаре занимают Богородичные праздники. Например, день Рождества Божией Матери, Благовещение Пресвятой Богородицы, Успение Божией Матери. Особое почитание этих дней выражалось в отложении всей мирской суеты и стремлении к посвящению дня Богу. Неслучайно в русской культуре существует выражение: «В день Благовещения птица гнезда не вьет, а девица косы не плетет».


Многие великие православные праздники нашли свое отображение не только в народных традициях, но и в архитектуре. Так, на Руси воздвигнуто множество храмов, являющихся историческими памятниками, освященных в честь великих христианских праздников. Известны многие русские Успенские Соборы (в честь Успения Богородицы), Христорождественские храмы, Свято-введенские храмы, Покровские церкви и многие другие.


Видео по теме

В православии существуют двенадцать самых значимых праздников — это дюжина особенно важных событий церковного календаря, помимо главенствующего праздника — великого события Пасхи. Узнайте, какие празднества называются двунадесятыми и наиболее торжественно отмечаются верующими людьми.

Двунадесятые переходящие праздники

Существуют непостоянные праздничные числа в церковном календаре, которые каждый год оказываются разными, как и дата Пасхи . Именно с ней и связан переход важного события на другое число.

  • Вход Господень в Иерусалим. Православные чаще всего называют данное событие Вербным Воскресением и отмечают, когда до Пасхи остается неделя. Связано оно с пришествием Иисуса в святой город.
  • Вознесение Господне. Отмечают спустя 40 дней после того, как Пасха заканчивается. Ежегодно выпадает на четвертый день недели. Считается, что в этот момент Иисус во плоти явился к своему небесному Отцу, нашему Господу.
  • День Святой Троицы. Выпадает на 50 сутки за окончанием Великой Пасхи. Спустя 50 день от воскрешения Спасителя на Апостолов сошел Святой Дух.

Двунадесятые неподвижные праздники

Часть особенно важных дней в церковном календаре остаются неподвижными и ежегодно отмечаются в одно и тоже время. В независимости от Пасхи, эти торжества всегда выпадают на одно и тоже число.

  • Рождение Девы Марии, Богородицы. Праздник отмечается 21 сентября и посвящен рождеству земной матери Иисуса Христа. Церковь убеждена, что рождение Богородицы не было случайностью, Ей изначально была отведена особая миссия для спасения человеческих душ. Родителям Небесной Царицы, Анне и Иоакиму, которые долго не могли зачать дитя, было послано провидение с Небес, где сами ангелы благословили их на зачатие.
  • Успение Пресвятой Богородицы . Православные отмечают день вознесения Девы Марии на небеса 28 августа. К этому событию приурочен Успенский пост, который оканчивается именно 28 числа. До самой смерти Богородица проводила время в постоянных молитвах и соблюдала строжайшее воздержание.
  • Воздвижение Креста Господня. Христиане отмечают это событие, связанное с обретением Животворящего Креста, 27 сентября. В 4 веке на поиски Креста отправилась палестинская царица Елена. Около гроба Господня было выкопано три креста. Определили истинно тот, на котором был распят Спаситель, с помощью больной женщины, которая обрела исцеление у одного из них.
  • Введение в храм Пресвятой Богородицы, справляемое 4 декабря. Именно в это время ее родители дали обет о посвящении своего ребенка Богу, чтобы, когда дочери исполнилось три года, отвести ее в Иерусалимский храм, где она пробыла до самого воссоединения с Иосифом.
  • Рождество Христово . Православные отмечают это богоугодное событие 7 января. День связан с земным рождением Спасителя во плоти, от своей матери Девы Марии.

  • Крещение Господне. Событие ежегодно выпадает на 19 января. В тот самый день Иоанн Креститель совершил омовение Спасителя в водах Иордана и указал на особую миссию, которая ему предначертана. За что в последствие праведник поплатился головой. По-другому праздник называется Богоявлением.
  • Сретение Господне. Праздник проходит 15 февраля. Тогда родители будущего Спасителя принесли божественного младенца в Иерусалимский Храм. Ребенка принял из рук Девы Марии и святого Иосифа праведник Семеон Богоприимец. Со старославянского языка слово «сретение» переводится как «встреча».
  • Благовещение Пресвятой Богородицы. Отмечается 7 апреля и приурочен к явлению Архангела Гавриила к Богородице. Именно он возвестил ее о скором рождении сына, которому предстоит выполнить великое деяние.
  • Преображение Господне . День выпадает на 19 августа. Иисус Христос читал молитву на горе Фавор вместе со своими ближайшими учениками: Петром, Павлом и Иаковом. В этот момент явились к ним два пророка Илия и Моисей и сообщили Спасителю, что придется принять ему мученическую смерть, но воскреснет он спустя три дня. И услышали они голос Божий, который указал, что выбран Иисус для великого дела. Именно с таким событием связан этот двунадесятый православный праздник.

Каждый из 12 праздников является важным событием в христианской истории и особенно почитается среди верующих людей. В эти дни стоит обратиться к Богу и посетить церковь. Берегите себя и своих близких и не забывайте нажимать на кнопки и

15.09.2015 00:30

В православном мире к Пасхе и Троице начинают готовиться заранее. Праздничные даты не имеют определенного...

В городе Назарете жили праведные Иоаким и Анна. Оба они дожили до старости, но детей не имели. Они усердно молились, чтобы Господь дал им сына или дочь, и дали обещание, -- если родится у них ребенок, посвятить его на служение Богу при храме. Господь услышал их молитву: у них родилась дочь, которую они назвали Марией.
Рождество Пресвятой Богородицы празднуется 21(8) сентября.

Тропарь, глас 4-й:
Рождество Твое, Богородице Дево,
радость возвести всей вселенней:
из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш,
и разрушив клятву, даде благословение,
и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Кондак, глас 4-й:
Иоаким и Анна поношения безчадства,
и Адам и Ева от тли смертныя свободистася,
Пречистая, во святем рождестве Твоем.
То празднуют и Людие Твои,
вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти:
неплоды раждает Богородицу и питательницу жизни нашея.

2. Введение во храм Пресвятой Девы Марии

(Введение). Когда Деве Марии исполнилось три года, Иоаким и Анна исполнили свое обещание и привели Ее в Иерусалимский храм. Первосвященник встретил Деву Марию при входе и, по внушению Святого Духа, ввел Ее в особенное место, во святое святых, куда и сам мог входить только один раз в год. Дева Мария осталась жить при храме и большую часть времени проводила в молитве и чтении священных книг.
Пресвятая Дева Мария жила при храме до 14-ти лет. После этого, по закону, Она должна была вернуться к родителям или выйти замуж. Но Иоаким и Анна к этому времени уже умерли, замуж же Дева Мария не хотела выходить, так как дала обещание остаться девой. Тогда священники обручили Ее дальнему родственнику, восьмидесятилетнему старцу Иосифу, чтобы он заботился о Ней как о своей дочери. Иосиф жил в Назарете: он был человек небогатый и занимался плотничеством.
Введение во храм Пресвятой Богородицы празднуется 4 декабря (21 ноября).

Тропарь, глас 4-й:
Днесь благоволения Божия предображение
и человеков спасения проповедание:
в храме Божии ясно Дева является,
и Христа всем предвозвещает,
Той и мы велегласно возопиим:
радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.

Кондак, глас 4-й:
Пречистый храм Спасов,
многоценный чертог и Дева,
священное сокровище славы Божия,
днесь вводится в дом Господень,
благодать совводящи, яже в Дусе Божественнем,
Юже воспевают Ангели Божии:
Сия есть селение небесное.

3. Благовещение Пресвятой Девы Марии (Луки 1:26-38)

(Благовещение). Когда Дева Мария жила у Иосифа, к Ней послан был от Бога Архангел Гавриил сообщить благую новость о рождении от Нее Спасителя мира. Он явился к Ней с такими словами: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах». Дева Мария смутилась и подумала: что значит это приветствие? Архангел продолжал: «Не бойся, Мария, Ты обрела благодать у Бога; Ты родишь Сына и назовешь Его Иисус». Дева Мария в недоумении спросила: «Как это может быть, когда я не замужем»? Архангел ответил Ей: «Дух Святой найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя, поэтому и рождаемое Святое назовется Сыном Божиим». Дева Мария со смирением сказала: «Я раба Господня, пусть будет Мне по слову Твоему». И ангел отошел от Нее.
Благовещение Пресвятой Богородицы празднуется 7 апреля (25 марта).

Тропарь, глас 4-й:
Днесь спасения нашего главизна,
и еже от века таинства явление,
Сын Божий Сын Девы бывает,
и Гавриил благодать благовествует.
Темже и мы с ним Богородице возопиим:
радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Кондак, глас 8-й:
Взбранной Воеводе победительная,
яко избавльшеся от злых,
благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице:
но яко имущая державу непобедимую,
от всяких нас бед свободи,
да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

4. Рождество Христово (Луки 2:1-21)

(Рождество). Римский император Август приказал сделать в подчиненной ему Иудейской земле народную перепись. Для этого каждый иудей должен был идти записаться в том городе, где жили его предки. Иосиф и Мария отправились для записи в город Вифлеем. Здесь они не могли найти место в доме, так как по случаю переписи в Вифлееме собралось очень много народа, и остановились за городом в пещере, куда пастухи загоняли скот в плохую пагоду. Здесь ночью Пресвятая Дева родила Младенца, спеленала Его и положила в ясли.
В ночь Рождества Христова пастухи вифлиемские пасли свои стада в поле. Вдруг явился им ангел. Пастухи испугались. Но ангел сказал им: «Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость: в эту ночь родился Спаситель мира и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях». В это время на небе появилось много ангелов, которые славили Бога и пели: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».
Когда ангелы скрылись, пастухи стали говорить: «Пойдем в Вифлеем и посмотрим, о чем возвестил нам Господь». Они пришли в пещеру и нашли Марию, Иосифа и Младенца, лежащего в яслях. Они поклонились Ему и рассказали Иосифу и Марии, что видели и слышали от ангелов. На восьмой день после рождения Ему было дано имя Иисус.
Рождество Христово празднуется 7 января (25 декабря).

Тропарь, глас 4-й:
Рождество Твое, Христе Боже наш,
Возсия мирови свет разума,
в нем бо звездам служащии
звездою учахуся,
Тебе кланятися Солнцу правды
и Тебе ведети с высоты Востока:
Господи, слава Тебе!

Кондак, глас 3-й:
Дева днесь Пресущественнаго раждает,
и земля вертеп Неприступному приносит:
Ангели с пастырьми славословят,
волсви же со звездою путешествуют:
нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог.

5. Сретение Господне (Луки 2:22-39)

(Сретение). У евреев был закон, чтобы первого сына в сороковой день по его рождении приносить в храм для посвящения Богу. В этом случае приносили в жертву: богатые -- ягненка и голубя, а бедные двух птенцов голубиных. Когда Иисусу Христу исполнилось сорок дней, Дева Мария и Иосиф принесли Его в Иерусалимский храм и так как они были бедные, то принесли в жертву двух голубей. В этот же день пришел в храм старец Симеон, которому было предсказано, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. Он встретил Марию с Младенцем и, взяв Его на руки, сказал: «Теперь я могу умереть спокойно, потому что мои глаза увидели Спасителя мира».
В храме была вдова Анна пророчица, 84 лет, которая сказала присутствующим, что этот Младенец есть Спаситель мира.
Сретение Господне празднуется 15(2) февраля.

Молитва св. Симеона Богоприимца, (поется на Вечерни, 1-ая часть Всенощной):
Ныне отпущаеши раба Твоего Владыко,
по глаголу Твоему с миром;
яко видеста очи мои спасение Твое,
еже еси уготовал пред лицем всех людей,
свет во откровение языков
и славу людей Твоих Израиля. (Луки 2:29-32).

6. Крещение Господне (Матфея 3:13-17; Марка 1:9-11; Луки 3:21-22; Иоанна 1:32-34)

(Крещение). Когда Иисусу Христу исполнилось 30 лет, Он пошел на реку Иордан к Иоанну Крестителю, чтобы креститься от него. Иоанн сначала отказывался, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне». Но Иисус сказал ему в ответ: «Оставь, нам нужно исполнить всякую правду». Тогда Иоанн крестил Его. Когда Иисус Христос вышел из воды, вдруг отверзлись над Ним небеса и Дух Божий сошел на Него в виде голубя и послышался с неба голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение».
Так как во время Крещения Господня явилась Святая Троица, этот праздник называется еще Богоявлением.
Крещение Господне празднуется 19(6) января. На этот праздник, в церкви, освящается вода два раза. Первый раз после Литургии которая служится в день до праздника . Эта вода называется «Вечерняя Вода». Второй раз в день праздника после Литургии, совершается Крестный ход, который называется «Хождение на Иордань». Во время этого Крестного хода освящается вода, которая называется «Крещенская вода».

Тропарь, глас 1-й:
В Иордане крещающуся Тебе, Господи,
Троическое явися поклонение:
Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе,
возлюбленнаго Тя сына именуя:
и Дух, в виде голубине,
извествоваше словесе утверждение:
явлейся Христе Боже,
и мир просвещей, слава Тебе.

Кондак, глас 4-й:
Явился еси днесь вселенней,
и свет Твой, Господи, знаменася на нас,
в разуме поющих Тя:
пришел еси и явился еси Свет неприступный.

7. Преображение Господне (Матфея 17:1-13; Марка 9:2-13; Луки 9:28-36)

(Преображение). Незадолго до Своих страданий, Иисус Христос взял с Собою троих из учеников Своих: Петра, Иакова и Иоанна и взошел с ними на гору Фавор помолиться. Пока Он молился ученики заснули. Когда они проснулись, то увидели, что Иисус Христос преобразился: Лицо Его сияло как солнце, а одежда была белая, как снег, и к Нему явились во славе Моисей и Илья и беседовали с Ним о страданиях и смерти, которые Ему надлежало претерпеть в Иерусалиме. Когда Моисей и Илья отходили от Иисуса Христа, Петр воскликнул: «Господи! хорошо нам здесь; сделаем три палатки: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии». Вдруг светлое облако осенило их, и они услышали из облака голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте». Ученики в страхе бросились на землю. Иисус Христос подошел к ним, коснулся их и сказал: «встаньте, не бойтесь»! Ученики встали и увидели Иисуса Христа в обыкновенном виде.
Преображение Господне празднуется 19(6) августа.

Тропарь, глас 7-й:
Преобразился еси на горе, Христе Боже,
показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху:
да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный,
молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.

Кондак, глас 7-й:
На горе пеобразился еси,
и якоже вмещаху ученицы Твои,
славу Твою, Христе Боже, видеша:
да егда Тя узрят распинаема,
страдание убо уразумеют вольное,
мирови же проповедят,
яко Ты еси воистину Отчее сияние.

8. Вход Господень в Иерусалим (Матфея 21:1-17; Марка 11:1-19; Луки 19:29-48; Иоанна 12:12-19)

(Вербное воскресенье). За шесть дней до Пасхи, Иисус Христос отправился из Вифании в Иерусалим. На половине дороги, по его просьбе, ученики привели к нему ослицу с осленком, чтобы Ему ехать на них. Они покрыли их своими одеждами и Иисус Христос сел и поехал в Иерусалим. И когда Он ехал, множество народа вышло навстречу из Иерусалима. Одни снимали с себя одежду и постилали по дороге; другие срезали пальмовые ветки, несли их в руках или бросали по дороге и все громко восклицали: «Осанна Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в Вышних»! Особенно дети усердно и радостно приветствовали Спасителя и даже в храме кричали Ему: «Осанна Сыну Давидову»!
Вход Господень в Иерусалим празднуется в воскресенье, неделю до Пасхи . Во время богослужения освящается и раздается верба (вместо пальмовых веток). Это бывает во время Великого поста, до Страстной недели. В этот день обыкновенно причащаются ученики с родителями и преподавателями.

8а. Воскресение Господа нашего Иисуса Христа (Матфея 28:1-15; Марка 16:1-11; Луки 24:1-12) (Иоанна 20:1-18; Коринфянам 15:3-5)

(Воскресение Христово. Воскресение. Пасха Христова). В первый день после субботы, рано утром, Иисус Христос воскрес из мертвых. При этом сделалось сильное землетрясение. С неба сошел ангел Господень; вид его был, как молния, а одеяние белое, как снег. Он отвалил от двери гроба камень и сел на нем. Воины, стоящие на страже, от страха попадали на землю и стали как мертвые, а потом, придя в себя, разбежались. Некоторые из них пришли к первосвященникам и рассказали о случившемся. Первосвященники дали им денег и научили говорить, будто ночью, когда они спали, ученики Иисуса Христа пришли и украли Его тело.
Праздник праздников, Воскресение Христово, Пасха, празднуется в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния между 4 апреля (22 марта) и 8 мая (25 апреля) . В полночь (суббота на воскресенье) служится Пасхальная Заутреня, за которой следует Литургия. После этих служб кончается Великий пост и можно разговляться (есть скромное, не постное). Пасха празднуется семь дней .

Стихира в начале утрени, глас 6-й:
Воскресение Твое, Христе Спасе,
Ангели поют на небесех:
и нас на земли сподоби
чистым сердцем Тебе славити.

Тропарь:
Христос воскресе из мертвых,
смертию смерть поправ,
и сущым во гробех живот даровах.

9. Вознесение Господне (Марка 16:15-19; Луки 24:46-53; Деяния 1:2;4-26)

(Вознесение). В сороковой день после воскресения из мертвых, Господь Иисус Христос явился ученикам Своим и сказал им оставаться в Иерусалиме, пока они не получат Духа Святого. Затем Он вывел их из города на гору Елеонскую и, подняв руки, благословил и когда благословлял, стал возноситься на небо. Наконец, светлое облако скрыло Иисуса Христа из вида учеников. Они долго смотрели на небо. Вдруг явились им два ангела в белых одеждах и сказали: «Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся на небо, придет таким же образом, как вы видели Его возносящимся на небо». Ученики поклонились вознесшемуся Господу и с радостью вернулись в Иерусалим.
Вознесение Господне празднуется в сороковой день после Пасхи, всегда в четверг .

Тропарь, глас 4-й:
Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш,
радость сотворивый учеником,
обетованием Святаго Духа,
извещенным им бывшим благословением:
яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Кондак, глас 6-й:
Еже о нас исполнив смотрение,
и яже на земли соединив небесным,
вознеслся еси во славе, Христе Боже наш,
никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный,
и вопия любящим Тя:
аз есмь с вами, и никтоже на вы.

10. Сошествие Святого Духа на апостолов (Деяния 2;14:23)

(Святая Троица. Троица. Пятидесятница). В пятидесятый день по воскресении Иисуса Христа, апостолы с Божией Матерью и другими верующими были вместе и молились. В третьем часу от начала дня вдруг послышался с неба шум, как бы от сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились, и явились огненные языки и почили на каждом из них. Все исполнились Духа Святого и стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали.
В Иерусалиме в это время было много евреев, пришедших из разных стран, по случаю праздника Пятидесятницы. Услышав шум, они собрались окола дома, где были апостолы, и удивлялись, что простые, неученые люди говорят на разных языках. Тогда выступил апостол Петр и объяснил народу, что они получили Духа Святого от Иисуса Христа, Который был распят, но воскрес из мертвых. Слышавшие эту проповедь умилились сердцем и спрашивали Петра: «Что нам делать»? Петр ответил им: «Покайтесь и креститесь во имя Господа Иисуса Христа, и вы получите дар Святого Духа. И в тот день крестились около трех тысяч человек.
Сошествие Святого Духа на апостолов означает конец Нового Завета и начало апостольской проповеди и истории Христианской Церкви. Происшествия до Сошествия Святого Духа описаны в Евангелии, а само Сошествие и после в книге Апостол.
Сошествие Святого Духа на апостолов празднуется на пятидесятый день после Пасхи и называется днем Святой Троицы или Пятидесятницей. Святая Троица всегда бывает в воскресенье и празднуется три дня . В течение всей недели нет поста, то есть среда и пятница не постные; поэтому она называется «сплошная».

Тропарь, глас 8-й:
Благословен еси, Христе Боже наш,
Иже премудры ловцы явлей,
ниспослав им Духа Святаго,
и теми уловлей вселенную,
Человеколюбче, слава Тебе.

Кондак, глас 8-й:
Егда снишед языки слия,
разделяше языки Вышний:
егда же огненныя языки раздаяше,
в соединение вся призва:
и согласно славим Всесвятаго Духа.

11. Успение Божией Матери

(Успение). После распятия Господа Иисуса Христа, Матерь Божия жила в Иерусалиме в доме святого апостола Иоанна Богослова. О своем успении Она была за три дня извещена архангелом Гавриилом. Тогда, по Ее желанию, были чудесно собраны в Иерусалим силою Божиею все апостолы, кроме Фомы. В час кончины необыкновенный свет осиял комнату, где находилась Божия Матерь; Сам Господь Иисус Христос явился и принял Ее пречистую душу, а тело Ее апостолы погребли в саду Гефсиманском, в пещере, где покоились тела Ее родителей и праведного Иосифа. Через три дня прибыл и апостол Фома и пожелал поклониться телу Богоматери. Но когда открыли пещеру, то не нашли там тела. Апостолы стояли в недоумении. Вдруг им явилась Сама Матерь Божия и сказала: «Радуйтесь! Я всегда буду вашею молитвенницею перед Богом».
Успение Божией Матери празднуется 28(15) августа.

Тропарь, глас 1-й:
В рождестве девство сохранила еси,
во успении мира не оставила еси, Богородице,
преставилася еси к животу, Мати сущи Живота,
и молитвами Твоими избавляеши от смерти душы нашя.

Кондак, глас 2-й:
В молитвах неусыпающую Богородицу,
и в предстательствах непреложное упование,
гроб и умерщвление не удержаста:
якоже бо Живота Матерь,
к Животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную.

12. Воздвижение Креста Господня

(Воздвижение). Первые христиане были древние евреи и испытывали большие гонения от еврейских начальников которые не последовали за Иисусом Христом. Первый христианский мученик, святой первомученик Стефан, был забит камнями до смерти, за христианскую проповедь. После падения Иерусалима начались, во много раз ужаснее, гонения на христиан от язычников-римлян. Римляне были против христиан, так как христианское учение, была полная противоположность обычаям, нравам и воззрениям язычников. Вместо эгоизма -- оно проповедовало любовь, на место гордости ставило смирение, вместо роскоши, учило воздержанию и посту, искореняло многоженство, способствовало освобождению рабов и вместо жестокости призывало к милосердию и благотворительности. Христианство нравственно возвышает и очищает человека и направляет всю его деятельность к добру. Христианство было запрещено, строго каралось, христиан жестоко мучили, а потом убивали. Так было до 313 года когда император Константин не только освободил христиан, но и сделал христианство государственной верой.
Воздвижение Креста Господня празднуется 27(14) сентября.

Воздвижение Креста Господня, последний из двунадесятых праздников, учебник Закона Божия описывает так:
Воздвижение Креста Господня. Преследования христиан продолжались около трехсот лет, и окончились только при императоре Костантине Великом, который сам принял христианскую веру. Мать его благочестивая царица Елена, отправилась в Иерусалим чтобы найти крест, на котором был распят Господь Иисус Христос.
Царице указали, что крест Христов зарыт в землю, и на том месте построен языческий храм. Когда, по приказанию Елены, сломали здание и стали рыть землю, то нашли три креста и возле них дощечку с надписью: «Иисус Христос Назарянин, Царь Иудейский.»
Чтобы узнать, который из трех Крестов Господень, стали возлагать их на умершего. От двух крестов не произошло никакого чуда, когда же возложили третий крест, умерший воскрес, и таким образом узнали крест Господень.
Всем, бывшим при этом, хотелось видеть святой крест. Тогда патриарх иерусалимский Макарий и царица Елена стали на возвышенном месте и воздвигали крест, а народ покланялся ему и восклицал: «Господи, помилуй!»

Тропарь (Глас 1-й)
Спаси Господи, люди Твоя,
и благослови достояние Твое,
победы православным христианом
на сопротивныя даруя,
и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

По русски (перевод АНМ)
Спаси Господи, люди Твои,
и благослови достояние Твое,
победы православным христианам
на врагов даруй,
и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Кондак (Глас 4-й)
Вознесыйся на Крест волею,


возвесели силою Твоею православныя христианы,
победы дая им на сопостаты,
пособие имущым Твое оружие мира,
непобедимую победу.

По русски (перевод АНМ)
Вознесся на Крест волею,
тезоименитому Твоему новому жительство
щедроты Твои даруй, Христе Боже:
возвесели силою Твоей православных христиан,
победы дай им на врагов,
пособие имущим Твое оружие мира,
непобедимую победу.

Великие православные праздники: список с датами, объяснения и традиции.

Кроме Пасхи как главенствующего христианского праздника, в нашей культуре существует еще 12 великих православных праздников, называемых двунадесятыми. Что это за праздники и как их традиционно отмечают? Об этом вы узнаете из этой статьи.

Иерархия праздников в ортодоксальном христианстве

Пасха - знак вечной победы жизни над смертью - находится в этой иерархии праздников на ступень выше остальных. Это важнейший праздник христианской традиции. Дальше по иерархии следуют недвунадесятые великие и двунадесятые православные праздники. Всего в категорию великих попадает 17 праздников. К недвунадесятым великим относятся следующие даты:

  1. Покров Пресвятой Богородицы -праздник, который в ортодоксальном мире приходится на 14 октября. Связан с видением константинопольского святого Андрея Юродивого. В час, когда Константинополь был в осаде, Андрею явилась Божья Матерь, простирающая над городом покрывало со своей головы, город был спасен.
  2. Обрезание Господне - пока мы 14 января отмечаем последние новогодние праздники, в церкви идет служба в память об этом событии, а также в честь Василия Великого, одного из так называемых Отцов Церкви.
  3. Рождество Иоанна Крестителя (Предтечи) ортодоксальная церковь отмечает 7 июля - этот тот день, который мы знаем как Ивана Купала. Он связан с чудесным рождением Иоанна Крестителя за полгода до Иисуса.
  4. День святых первоверховных апостолов Петра и Павла, который в народе известен просто как Петров день, отмечают 12 июля. Официально в День Петра и Павла чтят память о принятии мученичества апостолами, а для простого народа этот день символизирует полный переход к лету.
  5. Усекновение главы Иоанна Предтечи в русской традиции отмечают 11 сентября. В этот день вспоминают о мученической смерти Иоанна Крестителя, а также поминают воинов, павших в битве за отечество.

Рождество Пресвятой Богородицы

В ортодоксальной традиции рождение Девы-матери отмечают 21 сентября. Ее родители, Иоаким и Анна, уже смирились с мыслью не оставить потомства - считается, что обоим было уже за 70, когда родилась Мария. Ее рождение связывают с пребыванием Иоакима в пустыне, куда он удалился просить Господа о продолжении рода. Во сне ему явился ангел и возвестил о том, что вскоре у него родится дочь. И правда - вернувшись в город, Иоаким встретил Анну, спешащую ему навстречу с радостной вестью.

Этот праздник призван возвеличить Богородицу как защитницу и заступницу всех людей перед Богом. В народном календаре его связывают с приходом осени, уборкой урожая и окончанием всех летних работ.

Воздвижение Креста Господня

Этот праздник связан с одним из главных христианских символов - с крестом, на котором Сын Божий прошел испытание смертью. А его появлению поспособствовала византийская императрица Елена в середине IV века. Уже будучи в довольно преклонном возрасте (по мнению историков, ей было около 80 лет), мать императора Константина решает отправиться в Иерусалим ради поисков утеряных христианских реликвий. В результате раскопок на горе Голгофа отыскали не только крест, но и пещеру, в которой был захоронен Христос.

Дата празднования была установлена в сентябре 335 года - после того, как в Иерусалиме был освящен храм Воскресения Христова. Ортодоксальный мир празднует 27 сентября, соблюдая строгий пост и не занимаясь тяжелым трудом. В народе также считают, что именно с этого дня птицы начинают улетать на юг, а змеи - уползать на зиму в норы.

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Ортодоксальный праздник Введения во храм отмечается 4 декабря. Он посвящен эпизоду из жизни Девы Марии - в трехлетнем возрасте благочестивые родители привели ее в Иерусалимский храм, чтобы исполнить божий завет - посвятить жизнь дочери Богу. Во всех трактовках этой истории рассказывают, что маленькая Мария вошла в храм необычайно уверенно, словно уже зная, что сыграет великую роль в этой религии. Домой к родителям Мария уже не вернулась - в храме она жила до 12 лет, пока ангел Гавриил не принес ей известие о необычайной судьбе, которая ей дарована.

В народной традиции этот праздник называют Введеньем. Его связывали с приходом зимы - именно с этого дня начинались зимние гуляния и выезды на санях. Про полевые работы также стоило забыть аж до весны - крестьяне считали, что землю после Введенья лучше не беспокоить.

Рождество Христово

Из всех двенадцати великий православный праздник Рождество считается наиболее значимым. В западной традиции его принято отмечать 25 декабря, а у нас - 7 января.

Рождение Иисуса произошло в городе Вифлееме, родном городе Иосифа. Он прибыл сюда вместе с беременной Марией, но места в гостинице для них не нашлось. Путникам пришлось расположиться в пещере. Когда Мария почувствовала приближение родов, Иосиф поспешил на поиски повитухи. Ему удалось отыскать женщину по имени Саломея, вместе они отправились обратно к пещере. Первым, что они увидели в пещере, был заливающий все пространство яркий свет. Постепенно свет угас - и взору предстала Мария с сидящим на руках младенцем. В это время над Вифлеемом взошла звезда необычайной яркости, оповестив мир о прибытии Сына Божьего.

Считается, что каждый великий православный праздник рождает в сердце доброту, но Рождество - особенно. В сочельник Рождества принято собираться всей семьей за праздничным столом - в народной традиции на нем должно стоять двенадцать блюд.

Историки считают, что достоверно неизвестно, в какое именно время года родился Иисус. Считается, что дата великого православного праздника Рождества связана более древними праздниками, посвященными с зимнему солнцестоянию (21 или 22 декабря). Этому празднику предшествует сорокадневный пост, начинающийся с 27 ноября.

Крещение Господне

Второй по значимости великий праздник православной церкви после Рождества - это Крещение Господне. Его отмечают 19 января - все мы знаем о народной традиции купаться в этот день в проруби. Однако церковь и историки единогласно утверждают, что эта традиция не такая древняя и исконная, как кажется, а массовый характер приобрела только в 80-е годы - как символ возвращения страны к религии.

Это празднество связано с эпизодом из жизни Христа, который традиционно считают началом его служения. В возрасте 30 лет Иисус прошел через таинство крещения в реке Иордан. Человеком, крестившим Божьего Сына, был Иоанн Креститель. Когда Христос вышел на берег, то на него снизошел Святой Дух в личине голубя, а с небес раздался голос Бога-отца, возвещающий о явлении Бога-сына. Таким образом, Господь проявил себя в своем триединстве. Поэтому Крещение среди великих праздников православной церкви также известно под названием Богоявление. В католической же традиции Богоявление связывают с Рождеством и подношением волхвов.

Сретение Господне

Со старославянского языка Сретение можно трактовать как слово “встреча” - церковь считает, что именно в этот день человечество встретилось с Иисусом Христом. Этот великий православный праздник отмечают 15 февраля - через сорок дней после Рождества. В этот день Мария и Иосиф впервые принесли маленького Иисуса в храм, где его принял святой Симеон Богоприимец. Про Симеона существует отдельная легенда - он был одним из семидесяти ученых, переводивших Святое Писание с еврейского на греческий язык. Запись о Деве, которая должна зачать и родить сына, смутила Симеона, он решился исправить ошибку неведомого переписчика: это Жена должна родить, а не Дева. Но в этот момент в комнате появился ангел и сказал, что такое действительно однажды случится. Господь не даст старцу умереть, пока тот воочию не узрит этого чуда. Когда наконец настал день встречи с младенцем Иисусом, Симеону было уже около 360 лет - всю свою жизнь праведный старец ждал встречи с человеческим воплощением Бога.

Благовещение Пресвятой Богородицы

Праздник Благовещения - это символ надежды и ожидания. В этот день, 7 апреля, отмечают явление Марией архангела Гавриила, принесшего ее благую весть со словами: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами», - это строка впоследствии вошла во множество молитв, посвященных Богородице. Как переходящий праздник, Благовещение часто вклинивается в число православных праздников во время Великого Поста. В таком случае постящимся несказанно везет - в честь праздника разрешается небольшое послабление в виде животной пищи (только не мяса, а рыбы).

Вход Господень в Иерусалим

Остается еще неделя до Пасхи, а мир уже начинает праздновать и чтить память о деяниях Христа в эту неделю. В народе эта дата известна как Вербное Воскресенье - великий православный праздник. В этот день Иисус торжественно въехал в Иерусалим, выбрав в качестве ездового животного осла - как знак того, что он прибыл с миром. Народ встречал его как Мессию, возлагая на дорогу пальмовые ветви - впоследствии они стали основной символикой этого праздника. Так как в наших широтах пальм не растет, то ветки заменили вербовыми.

С этим днем связано много народных традиций. Вербовые ветки принято было святить в церкви, а затем хранить в доме весь год, чтобы удача и благополучие не покидали его. Также вербой легонько ударяли друг друга, приговаривая: “Не я бью - верба бьет”. Так как этот православные праздники в Великий пост отмечают скромно, то основным кушаньем застолья могла быть рыба, но не мясо.

Вознесение Господне

Когда Пасха уже позади и миновало еще сорок дней, ортодоксальные христиане отмечают Вознесение. Этот день является одним из великих двунадесятых праздников православной церкви. Образ вознесшегося на небо Христа напоминает о преобладании идеальной божественной природы над несовершенной человеческой. Вплоть до этого дня можно поздравлять всех православных с праздником Великой Пасхи словами "Христос Воскрес!", а вот уже после окончания праздника Вознесения христосоваться уже запрещает церковь.

Воскреснув, Иисус Христос еще сорок дней проповедовал, а затем собрал своих учеников-апостолов и вознесся на небо, завещая, что явится во второй раз (это считается обещанием второго пришествия) и что на апостолов также снизойдет Святой Дух - это случилось десять дней спустя.

День Святой Троицы

Проходит еще десять дней после Вознесения и пятьдесят - после Пасхи, когда ортодоксальный мир отмечает следующий великий православный праздник. По-простому его также называют Троицей, Пятидесятницей. Событие, которое привело к появлению этого праздника, - это снисхождение на апостолов Святого Духа. Когда все двенадцать были в сборе, неожиданно налетел порыв ветра и окутал апостолов языками пламени. Так ярко о себе заявил Святой Дух. С этого дня ученики Иисуса обрели способность понимать доселе неизвестные им языки и наречия, а главное - разговаривать на них. Это благословение было даровано им для того, чтобы разносить по миру слово Божие, так что апостолы отправились проповедовать по странам.

В народной традиции Троица завершала череду весенних праздников - после нее уже начинался летний сезон. К этому празднику готовились основательно - за несколько дней до него хозяйки убирали в доме, стараясь избавиться от ненужных вещей, а сад и огород очищались от сорняков. Свое жилище старались украсить пучками трав и цветов, а также ветками деревьев - считалось, что это принесет удачу и благополучие всем его обитателям. С утра шли в церковь на службу, а вечером начинались народные гулянья. Молодым людям в эти дни предписывалось быть осторожными - ведь русалки и мавки выходили из лесов и полей, чтобы заманить парней в свои сети.

Преображение Господне

Праздник Преображения связан с небольшим эпизодом из жизни Христа. Взяв с собой трех учеников - Иакова, Иоанна и Петра - Иисус взошел на гору Фавор ради бесед и молитв. Но как только они поднялись на вершину, случилось чудо - Иисус вознесся над землей, его одежды стали белыми, а лик его засиял, словно солнце. Рядом с ним проявились образы ветхозаветных пророков Моисея и Ильи, а с небес раздался глас Божий, возвещающий о сыне.

Преображение отмечают 19 августа. Этот великий православный праздник в народной традиции называют Яблочный Спас (второй после Медового). Считалось, что с этого дня осень начинает вступать в свои права. Многие обычаи этого дня связаны со сбором яблочного урожая и фруктов вообще - до Спаса плоды считались незрелыми. В идеале урожай нужно было освятить в церкви. Тогда яблоки можно было употреблять без ограничений.

Успение Богородицы

Празднество Успения Богородицы связано с окончанием земной жизни Девы Марии и вознесением ее души и тела на небеса. Слово “успение” можно трактовать скорее как “сон” нежели “смерть” - в этом плане название праздника отображает отношение христианства к смерти как к переходу в другой мир и свидетельствует о божественной природе самой Марии.

Этот великий православный праздник отмечают 28 августа, хотя достоверно неизвестно, в каком именно году и в какой день Дева Мария отошла в мир иной. В народной традиции этот день называется Обжинки - его связывают с окончанием жатвы.