Конспект по патриотическому воспитанию на тему "экскурсия по мини музею". Мини-музей в детском саду как средство патриотического воспитания Мини музей как средство патриотического воспитания

«Мини-музеи в ДОО как средство патриотического воспитания дошкольников» (1 слайд, 2 слайд)

« Музей – это смесь искусства и истории, филологии и басни,

документа и романа, которая посылает нам через многие годы

луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания»

Ф. Дзери

В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений - одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. (3 слайд)

Именно дошкольный возраст – благоприятный период воспитания: патриотизма, любви к малой Родине, воспитания таких нравственных качеств, которые позволяют вырасти дошкольнику человеком – гражданином своей страны, патриотом, умеющим оценить и сберечь историческое и культурное наследие русского народа. (4 слайд)

(5 слайд) В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни - является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

Задача педагогов и родителей: (6 слайд)

Как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

(7 слайд) Большая роль в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников отводится общественности, окружению, взаимодействию детей и взрослых:

Родители

Библиотека

Музеи истории

Совместные экскурсии по достопримечательностям села

Совет ветеранов ВОВ

Встречи с ветеранами войны

Встречи с тружениками тыла и детьми воин

Связь поколений (Родословное)

Встречи с интересными людьми

Кружковая деятельность

Фольклорные мероприятия

Совместные мероприятия с родителями

Педагоги в своей работе используют наиболее интересные и результативные формы и методы работы:

(8 слайд)

(9 слайд) Большое значение имеют поиск и разработка инновационных подходов к решению задач патриотического воспитания дошкольников. Так, одним из них в ДОО стала работа по созданию мини-музеев. Мини-музей – это познавательный центр, результат общения и совместной работы воспитателей, детей и родителей.

Создание мини - музеев помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, воспитывает патриота.

Создание мини - музеев проходит в три этапа при участии педагогов, воспитанников и их родителей.


В рамках подготовительного этапа воспитатели, дети и их родители определяют тему и название мини-музея, место его размещения, разрабатывают модель будущей экспозиции.

Практический этап предусматривает непосредственное создание педагогами, детьми и их родителями мини-музеев: сбор экспонатов, их группировку, оформление, изготовление игр, макетов.


В процессе создания мини-музеев учитывались следующие принципы:

(10 слайд)

Интеграции - мини-музеи должны учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей, в частности, "Социализация", по воспитанию у детей патриотических чувств;

- деятельности и интерактивности - мини-музеи должны предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.);

Научности - представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком;

- гуманизации и партнерства - мини-музеи должны предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе "взрослый - ребенок", "ребенок - ребенок";

- культуросообразности - мини-музеи должны быть ориентированы на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве;

- динамичности и вариативности - экспозиции мини-музеев должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы;

Разнообразия - наполнение мини-музеев экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира;

- регионального компонента - мини-музеи должны предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.

Заключительный этап предусматривает подведение итогов работы, открытие мини-музеев в ДОО, организацию выставки для родителей и гостей детского сада, отражающей тематику мини-музеев и содержание работы с детьми в музейном пространстве.

(11 слайд) Выбрав один из инновационных форм работы по нравственно – патриотическому воспитанию в детском саду были созданы разнообразные по темам мини - музеи: «Русского быта», «Татарская изба», «Куклы наших бабушек», «Чудо - пуговки», «Музей воздуха», «Воды», «Мир стекла», «Приходи сказка», «Скотный двор», «Музей хлеба», «Бабушкин сундучок», и т. д. (слайды 12, 13-16)

В одной из групп детского сада был оформлен мини-музей «Татарская изба», цель которого пробудить в ребенке чувство любви к Родине через создание особой среды, позволяющей знакомиться с культурным прошлым своего народа. Задачи деятельности музея: создание ситуации соприкосновения с историческим предметным миром; формирование способности его восприятия через подлинные музейные предметы; развитие чувства причастности к судьбе родной земли; формирование исторического сознания; обучение основам исследовательской работы, обработка собранных материалов; воспитание бережного отношения культурного наследия, потребности участвовать в возрождении, сохранении и развитии культурных традиций своего народа.

Развивающая среда данного мини-музея создавалась совместно с родителями и детьми, которые подбирали экспонаты: предметы домашнего быта, утварь, игрушки. В результате совместной творческой деятельности педагога, воспитанников и родителей в мини-музее появились самодельные куклы, расписные матрешки, лепная посуда и другие удивительные поделки из разнообразных материалов.

Отличительной чертой и преимуществом этого мини-музея, является возможность увидеть старинные редкие экспонаты - достопримечательности.

Также в детском саду нашлось место для мини-музея «Куклы наших бабушек» , созданию которого способствовало изготовление большого количества поделок - кукол, выполненных в процессе совместной творческой деятельности детей и родителей. В настоящий момент в нем представлены куклы разных видов: пластмассовые, тряпичные, соломенные, глиняные, куклы из папье-маше, бросового материала. Самое почетное место занимают экспонаты, изготовленные руками воспитанников и родителей.

Цель данного мини-музея - способствовать сохранению и возрождению традиционной культуры, поддерживать таланты детей и родителей. Основными задачами мини-музея являются: возрождение и популяризация искусства изготовления куклы, приобщение дошкольников и их родителей к художественно-прикладному творчеству. Через игрушку знакомить с историей и традициями на Руси, с особенностями народного быта.
В процессе создания мини-музеев в группах особое внимание уделялось созданию условий для самостоятельной деятельности дошкольников. Поскольку ведущей деятельностью для ребенка является игра, в каждом мини-музее был устроен уголок для самостоятельной деятельности, где воспитанники играют в различные игры. Важная особенность мини-музеев в ДОО - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к общему делу. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини-музеях не только можно, но и нужно. Их удобно посещать каждый день, можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Важное место в работе мини-музея отводится обзорным и тематическим экскурсиям, познавательным беседам и мероприятиям, организации выставок. Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп, которые с помощью педагогов проводят экскурсии по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста. Такая работа помогает решить следующие задачи:

Выявление творческих способностей детей;

Расширение представлений о содержании музейной культуры;

Развитие начальных навыков восприятия музейного языка;

Создание условий для творческого общения и сотрудничества.

(слайд 18) Хочется особо рассказать о новом музее, который был оформлен к 70 летнему юбилею Победы в ВОВ «Музей воинской славы». Сбор материалов для музея был уже начат в прошлом году. В организации музея принимали участие все сотрудники детского сада, родители воспитанников, дети. Собирали информацию о своих родственниках, которые принимали участие в ВОВ. Изготовили макет памятника «Солдату воину – победителю». Оформили альбом с фотографиями «Мы помним их подвиг великий». В музей принесли даже именные награды своих близких, чтобы все дети наяву могли их рассмотреть. В материалах имеются письма солдат своим близким, справки о ранениях и документы о наградах.

Воспитанники приняли непосредственное участие в создании музея. Дети принесли военные и армейские фотографии из семейных архивов. В ходе беседы ребята узнали о тяжелых военных годах, выпавших на долю наших прадедов и дедов, смогли оценить всю значимость военных профессий.

(20 слайд) Собрали литературный, исторический материал о ВОВ, о наших воинах, защитниках нашего Отечества. О детях – героях, которые в годы войны помогали нашим солдатам, о руководителях, под чьим руководством наши войска одержали победу. Имеются методические документы, фотографии, рисунки, детские книги о ВОВ. Мини-музей в группе позволил сделать слово «музей» привычным и привлекательным для воспитанников. Экспонаты используются для проведения непосредственно образовательной деятельности. Любой предмет из мини-музея может стать предметом интересной беседы, или даже цикла бесед. При необходимости педагоги берут материал и используют при проведении своих мероприятий.

Долг перед погибшими и пережитыми войну – сохранить для живущих и будущих поколений имена и подвиги тех, кто умножил славу Родины.

(21 слайд) Значимость мини-музея достаточно высока, так как здесь дошкольники не только рассматривают книги и репродукции, открытки и карты, знакомятся с материалами из «семейного архива», подлинными предметами и вещами, старинными фотографиями, слушают рассказы о боевых подвигах, песни военных лет, но и сами читают стихи, истории, задают вопросы, размышляют.
Все это, а также выработанные определенные правила общения и поведения в музее зажигают в сердцах ребят искорки любви, уважения и бесконечной гордости к истории своей семьи, страны, родного народа.

Педагоги по-настоящему рады видеть заинтересованные, горящие глаза детей, их лица, когда они участвуют в работе музея, некоторые встречи в котором, как часто бывает, посвящены только какому-то одному предмету, исторической достопримечательности или факту.


Из бесед с дошкольниками постепенно выясняется, что они знают о своих родных или близких, знакомых, бывших фронтовиках, военных, об их воинских званиях, наградах, роде войск.


Работа, проводимая в мине-музее «Воинской доблести и славы», лишний раз убедила в том, что серьезное ознакомление старших дошкольников с войной необходимо. Но вопрос лишь в том, как и с чем их знакомить: не следует взваливать на детские плечи всю правду о войне, так как она порой губительна даже для взрослого человека. Поэтому, беседуя с воспитанниками о войне, всегда приходится помнить о сохранении меры и такта к ее правде.

(22 -28 слайд) Под музейной работой мы понимаем не только сбор материалов, а встречи с интересными людьми, ветеранами войны и тыла, их воспоминания, проведение досугов и праздников.

Наш детский сад на протяжении нескольких лет принимает участие во всемирной акции «Читаем детям о войне» и имеем дипломы.

Провели конкурс «Юных чтецов» «Великая Победа», где дети с торжественно, эмоционально, с гордостью рассказывали стихи, которые выбрали сами и заучили вместе с родителями.

Очень затронуло всех военно – спортивная игра «Зарница», проведенная в честь великого праздника. Принимали участие три команды: «Летчики», «Пехотинцы» и «Десантники». Все участники в военных формах представляли свои команды, выполняли строевой шаг, военную песню и спортивные игры – соревнования. Было очень интересно. Все участники доказали свою ответственность, спортивные возможности и гордость за наших Защитников Отечества.

Наши воспитанники подготовительной группы 20 марта заняли первое место в районном конкурсе – фестивале «Военной песни» с песней «Военная профессия».

Педагоги нашего ДОО приняли участие в районном конкурсе педагогических коллективов, посвященный 70 летнему юбилею Победы в ВОВ и заняли первое место.

Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности в повседневной жизни и на занятиях. Воспитатели стараются формировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помогают им осознать себя неотъемлемой частью малой родины.

В результате проведенной работы мы можем сделать вывод, что тема патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна в наши дни и работа над ней имеет глубокий смысл. Дети должны знать прошлое своей страны, так как им строить её будущее.

(29 слайд) Мы педагоги СП «Детский сад «Улыбка» хотим, чтобы наши воспитанники знали историю своей Родины, любили, берегли свой родной край, свою родину, уважали защитников нашего Отечества, выросли добрыми, отзывчивыми и достойными патриотами своей страны.

Интересная и увлекательная работа по созданию музейного пространства в ДОО продолжается. Действующие мини-музеи детского сада продолжают обновлять свои экспозиции. Педагоги ищут новые формы взаимодействия с воспитанниками, разрабатывают дидактические и развивающие игры по тематике мини-музеев.

Таким образом, мини-музеи, созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей, становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью, Родину.
(30 слайд) Встреча с музеем в рамках деятельности дошкольного образовательного учреждения становится радостной и незабываемой для детей и взрослых.


Мини-музеи в ДОУ как средство патриотического воспитания

дошкольников

Сотникова М.В.

Куринских И.В.

В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений - одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.

Большое значение имеют поиск и разработка инновационных подходов к решению задач патриотического воспитания дошкольников. Так, одним из них в ДОУ стала работа по созданию мини-музеев, которая тесно связана с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение. Создание мини- музеев помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, воспитывает патриота. Создание мини- музеев проходит в три этапа при участии педагогов, воспитанников и их родителей.
В рамках подготовительного этапа воспитатели, дети и их родители определяют тему и название мини-музея, место его размещения, разрабатывают модель будущей экспозиции.
Практический этап предусматривает непосредственное создание педагогами, детьми и их родителями мини-музеев: сбор экспонатов, их группировку, оформление, изготовление игр, макетов.
В процессе создания мини-музеев учитывались следующие принципы:

Интеграции - мини-музеи должны учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей, в частности, "Социализация", по воспитанию у детей патриотических чувств;

Деятельности и интерактивности - мини-музеи должны предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.);

Научности - представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком;

Гуманизации и партнерства - мини-музеи должны предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе "взрослый - ребенок", "ребенок - ребенок";

Культуросообразности - мини-музеи должны быть ориентированы на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве;

Динамичности и вариативности - экспозиции мини-музеев должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы;

Разнообразия - наполнение мини-музеев экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира;

Регионального компонента - мини-музеи должны предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.

Заключительный этап предусматривает подведение итогов работы, открытие мини-музеев в ДОУ, организацию выставки для родителей и гостей детского сада, отражающей тематику мини-музеев и содержание работы с детьми в музейном пространстве.
Так, в детском саду были созданы мини музеи: «Русского быта», «Куклы», «Матрешки», «Письменности и книги», «Чудо роспись».
В одной из групп детского сада был оформлен мини-музей русского быта, цель которого пробудить в ребенке чувство любви к Родине через создание особой среды, позволяющей знакомиться с культурным прошлым России. Задачи деятельности музея: создание ситуации соприкосновения с историческим предметным миром; формирование способности его восприятия через подлинные музейные предметы; развитие чувства причастности к судьбе родной земли; формирование исторического сознания; обучение основам исследовательской работы, обработка собранных материалов; воспитание бережного отношения культурного наследия, потребности участвовать в возрождении, сохранении и развитии культурных традиций России.

Развивающая среда данного мини-музея создавалась совместно с родителями и детьми, которые подбирали экспонаты: предметы домашнего быта, утварь, игрушки. В результате совместной творческой деятельности педагога, воспитанников и родителей в мини-музее появились самодельные куклы, расписные матрешки, лепная посуда и другие удивительные поделки из разнообразных материалов.

Отличительной чертой и преимуществом этого мини-музея, является возможность увидеть старинные редкие экспонаты- достопримечательности.

Также в детском саду нашлось место для мини-музея куклы, созданию которого способствовало изготовление большого количества поделок - кукол, выполненных в процессе совместной творческой деятельности детей и родителей. В настоящий момент в нем представлены куклы разных видов: пластмассовые, тряпичные, соломенные, глиняные, куклы из папье-маше, бросового материала. Самое почетное место занимают экспонаты, изготовленные руками воспитанников и родителей. Цель данного мини-музея - способствовать сохранению и возрождению традиционной культуры, поддерживать таланты детей и родителей. Основными задачами мини-музея являются: возрождение и популяризация искусства изготовления куклы, приобщение дошкольников и их родителей к художественно-прикладному творчеству. Через игрушку знакомить с историей и традициями на Руси, с особенностями народного быта.
Задачи патриотического воспитания решаются также на примере использования материала мини-музея матрешки, работа над созданием которого велась педагогами совместно с детьми и их родителями. Собирались экспонаты, картинки, книги, статьи о матрешках. Одновременно воспитатели знакомили воспитанников с историей возникновения матрешки, процессом ее изготовления, разнообразием и характерными особенностями. Особый интерес у детей вызвала практическая деятельность, когда они сами изготавливали матрешек и украшали свои поделки.
Для гостей и воспитанников из других групп дошкольники проводили экскурсии и праздники. Матрешка служит важным средством эмоционального воздействия на детей. Ее разнообразие и неповторимость облика способствуют проявлению творчества в игре и рисовании. Кроме того, матрешка как элемент патриотического воспитания дошкольников помогает провести аналогию между словами: "матрешка" - "мать" - "родительница" - "род" - "родина" - "Россия".

Так же в детском саду создан мини-музей книги и письменности. Целями создания данного мини-музея стали: формирование представления у детей о музее, об истории создания книги, развитие речи дошкольников, формирование интереса к "книгопечатанию" через отдельные интересные факты сведения о разных способах и средствах создания книги, фиксирования знаний людей, знакомство детей с историей возникновения книги, их видами. Экспонаты для мини-музея письменности и книги изготовили своими руками: это страницы «книги», глиняные таблички, восковые дощечки, берестяные книжки, пластилиновые книги, узелковые письма-кипы.

В мини- музее «Чудо- роспись» представлены поделки декоративно- прикладного творчества: дымковская игрушка, предметы с хохломской росписью, гжельской, жостовской, городецкой. Цель этого мини- музея знакомство детей с изделиями народных промыслов, историей их развития, углубление знания о видах росписи, учить создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи; развивать навыки лепки из глины, передавать образ глиняной игрушке; развить эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятия, интерес к искусству; формировать умение соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства. Знакомство детей с декоративно-прикладным творчеством способствует воспитанию уважения к культуре своей Родины, к национальным традициям, что способствует воспитанию гражданина и патриота свой Родины.

В процессе создания мини-музеев в группах особое внимание уделялось созданию условий для самостоятельной деятельности дошкольников. Поскольку ведущей деятельностью для ребенка является игра, в каждом мини-музее был устроен уголок для самостоятельной деятельности, где воспитанники играют в различные игры.
Важная особенность мини-музеев в ДОУ - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к общему делу. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини-музеях не только можно, но и нужно. Их удобно посещать каждый день, можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
В ходе практического этапа реализации проекта были разработаны разработали содержания экскурсий по мини-музеям, семейные мероприятия, которые были включены в перспективный план работы с детьми и родителями.
Важное место в работе мини-музея отводится обзорным и тематическим экскурсиям, познавательным беседам и мероприятиям, организации выставок. Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп, которые с помощью педагогов проводят экскурсии по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста. Такая работа помогает решить следующие задачи:

Выявление творческих способностей детей;

Расширение представлений о содержании музейной культуры;

Развитие начальных навыков восприятия музейного языка;

Создание условий для творческого общения и сотрудничества.
Интересная и увлекательная работа по созданию музейного пространства в ДОУ продолжается. Действующие мини-музеи детского сада продолжают обновлять свои экспозиции. Педагоги ищут новые формы взаимодействия с воспитанниками, разрабатывают дидактические и развивающие игры по тематике мини-музеев.
Таким образом, мини-музеи, созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей, становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью, Родину.
Встреча с музеем в рамках деятельности дошкольного образовательного учреждения становится радостной и незабываемой для детей и взрослых.


В последнее время во многих дошкольных учреждениях появилось новое направление работы – музейная педагогика, основанная на создании в ДОУ мини-музеев. Что такое музей, это понятно. Но что такое мини-музей? Во-первых, слово “мини” напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, холла, спальни, раздевалки, коридора. Во-вторых, он создается для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно. В-третьих, мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям.

Это направление заинтересовало педагогов нашего детского сада, так как у детей поселка нет возможности посещать настоящие музеи. Также создание мини-музеев в детском саду расширяло возможности не только воспитательно-образовательной работы с детьми, но и всей работы с родителями и педагогами. Поэтому музейная педагогика стала одним из направлений нашей работы с детьми.

Основными задачами приобщения ребенка к музейной педагогике стали:
– воспитание у детей ценностного отношения к искусству, пробуждение интереса к музеям и выставкам изобразительного искусства;
– развитие художественного восприятия, словаря ребенка;
– формирование этнографической культуры дошкольников, изучение русских национальных традиций, устного народного творчества, предметов национальной культуры.
– воспитание в детях чувства патриотизма, любви к Родине и родному краю.

Чтобы выполнить эти задачи, воспитать в детях эстетические чувства, необходимо:
– организовать предметно-пространственную среду (мини-музеи);
– подобрать специальные художественно-дидактические пособия (репродукции, видеоматериалы, слайды и т.д.);
– профессионально и грамотно преподносить нужный материал детям.

Педагогический коллектив нашего детского сада с большим интересом включился в экспериментальную работу по проблеме личностного развития детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики.

Обсуждалась методика работы и влияние интегрированных занятий (в которые включаются занятия по музеям) на развитие детей, а также циклы этих занятий по каждой возрастной группе, разрабатывались конспекты занятий, досугов, тематических праздников по разным направлениям.

В первой младшей группе сначала был создан мини-музей на основе конкурса “Кукла своими руками”, затем – “Герои любимых мультфильмов” (рис. 1–3).


Рис. 2


Рис. 3

В старшей группе организовали мини-музей “Волшебный клубочек”, благодаря которому в группе организуется развивающая среда. Через этот музей дети более подробно знакомятся с домашними животными – овцой, бараном, их ролью в жизни человека, из разделов: “Овечкина семья”; “Дикие родственники овцы”; “Где пасется овечка”; “Что дает овечка людям?”; “Как прядут пряжу”; “Волшебный клубок” и т.д.


Рис. 4


Рис. 5


Рис. 6.


Рис. 7


Рис. 8

Многие из вязаных игрушек используются детьми в играх-драматизациях, их разместили в театральном уголке, а на стене расположили развивающее панно из “вязаных” рисунков, которые снимаются и свободно могут быть перенесены в другое место (Рис. 4–10).


Рис. 9


Рис. 10

Некоторые мини-музеи в детском саду носят интерактивный характер: они содержат экспонаты, которые можно трогать, рассматривать и с которыми можно играть. А, при большом желании, даже взять на время домой. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. У детей развиваются познавательные процессы, чувство цвета, эстетическое восприятие, пополняется словарный запас. А “Волшебный клубочек” стал для детей чем-то своим, родным, так как они принимают участие в его создании.

В изостудии был создан мини-музей, посвященный декоративно-прикладному искусству (дымковская, богородская игрушки, скульптуры, статуэтки и т.д), а также “Мини-музей малых форм” (рис. 11–13).


Рис. 11


Рис. 12


Рис. 13

В экологической комнате – “Уголок русского быта”, который оформлен в виде русской избы, там представлены предметы русского обихода (прялка, лавка, ухват, чугунки, утюги, коромысло, рубень, русские народные костюмы, куклы, глиняная посуда (горшки), туески из бересты.


Рис. 14


Рис. 15

На занятиях дети погружаются в “старину”: учат присказки и сказки, поют, водят хороводы, отгадывают старинные загадки и с большим желанием сочиняют сами.

Принимая непосредственное участие в познавательно-развлекательных занятиях в “Уголке русской избы”, дети учатся работать и общаться со сверстниками и педагогами.


Рис. 16


Рис. 17

Атмосфера игры позволяет дошкольникам без особых трудностей впитывать в себя народную мудрость. Воспитание доброты, отзывчивости, справедливости, любви к Родине, честности, традициям народу, гордости за его достижения (рис. 14–17).

Краеведческий музей “Мой край родной” дополняет знания детей о родном крае, Тунгокоченском районе, в котором дружно проживают и русские, и эвенки, и буряты. Здесь же дети продолжают знакомство с трудом шахтеров-металлургов нашего золотодобывающего рудника, основного из предприятий нашего поселка (рис. 18–21).


Рис. 18


Рис. 19


Рис. 20


Рис. 21

В подготовительной группе создан мини-музей “Чудесная вышивка” (рис. 22–24)


Рис. 22


Рис. 23


Рис. 24

и мини-музей русской избы. Он представляет макет деревянного дома с обстановкой, скотным двором и огородом. Здесь дети продолжают знакомство с бытом, традициям, песнями, художественной литературой.


Рис. 25


Рис. 26

С каким интересом они играют “коняшкой”, у которого настоящая деревянная телега на колесах, колодец во дворе, где можно набрать воды, мельница. А в доме затопить русскую печь, покачать зыбку, расстелить самотканые дорожки (рис. 25–26).

Большое внимание уделялось совместной деятельности детей и взрослых (игры, эстетические композиции, создание выставок, оформление спектаклей и др.). Опытно-экспериментальная работа сопровождалась повышением квалификации педагогов в методических объединениях, консультациях, круглых столах.

Подобная работа активизировала потребность воспитателей в приобщении новых знаний и умений, она привела к положительным сдвигам в целом ряде областей:
– интеграции детской деятельности;
– расширение их кругозора,
– овладение детьми общественно-патриотическим опытом предыдущих поколений через знакомство с историей вещей, предметов быта.
– активизации деятельности детей.

В работе с детьми широко использовались такие формы, как экскурсии, занятия в мини-музеях, созданных педагогами и родителями. Дети и педагоги любят в них работать. Вместе они обсуждают тематику предстоящих экспозиций, активно их создают, придумывают сюрпризы.

Важно, что в создании наших музеев принимают участие не только сами дети, но и их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья и сестры. Ведь именно они приносят многие экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, выполняют с детьми разные поделки, собирают коллекции.

Чувство любви к Родине надо прививать с раннего детства и важно это делать на народных традициях, правилах, обрядах, по которым жили веками наши предки.

Примерное занятие в краеведческом мини-музее “Мой край родной” (составила воспитатель МДОУ ЦРР детский сад № 4 “Теремок” Ерофеева Е.В.).

Тема: Труд шахтеров-металлургов

Программное содержание:

Уточнить и расширить представление детей о труде своих родителей, подчеркивая зримые факты труда. Ознакомить детей с конкретным видом труда – трудом шахтера, распространенном в нашем поселке: рассказать детям о нелегком, но почетном труде шахтера, о его значении. Обратить внимание на использование современной технике шахтерами. Добиваться от детей полных ответов. Воспитывать уважение к людям труда.

Активизация словаря: клеть, резиновая спецодежда, шахтовый фонарь, отбойный молоток.

Ход занятия

– Дети, давайте подумаем, что самое главное в жизни?

Шофер сказал: “Самое главное, работа шофера. Он на машине быстро довезет куда надо”

Почтальон сказал: “Самое главное – работа почтальона. Не было б почтальонов– письма, газеты, журналы лежали бы на почте”

Врач говорит: “Самое главное – работа врача. Не было б врача, люди болели бы”

Все они говорят о своей работе.

– Дети, а знаете ли вы, где и кем работают ваши родители? (Ответы 5–6 детей.)
– Вы правильно назвали профессию и место работы родителей, их труд важен и нужен людям.
– Мы с вами поговорим подробнее о людях, которые работают на шахте.
– Как называют этих людей?
– Правильно, их называют шахтерами.
– А где работают шахтеры?
– Да, они работают в шахте, глубоко под землей. По клети шахтера спускают под землю.
– На чем спускают шахтера под землю?
– Правильно, по клети.
– А как вы думаете, в какой одежде работают шахтеры? У них есть специальная одежда из резины: сапоги, куртка и брюки, чтобы не вымокнуть.

Показываю иллюстрацию шахтера и спрашиваю:

– А что еще нужно шахтеру, ведь под землей темно?
– Да, шахтовый фонарь (рассматриваем фонарь).
– Дети, а как вы думаете, что одевают на голову шахтеры?
– Правильно, каску. Для чего нужна каска? (Дю возможность рассмотреть каску.)
– Труд шахтера нелегкий и опасный. Шахтер добывает руду, из которой добывают драгоценный металл – золото. Главное орудие труда шахтера – отбойный молоток (рассматриваем иллюстрацию, уточняю название – отбойный молоток).
– Людей, которые работают на шахте, уважают у нас в поселке. Особо отличившихся людей, которые хорошо трудятся, чествуют у нас: вручают награды в торжественной обстановке за трудовую доблесть. Очень много людей трудится хорошо.
– Дети, а знаете ли вы лучших шахтеров в нашем поселке (если дети затрудняются, называю фамилии лучших шахтеров: Фахрутдинов, Карелин, Золотухин.).

Заканчиваю занятие четверостишием:

Нынче труд у нас в почете
Где, какой ни есть.
Человеку по работе
Воздается честь.

Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания

Из опыта работы воспитателя первой квалификационной категории МБДОУ детский сад № 2 «Солнышко» Кузнецовой Надежды Геннадьевны.

«Музейная педагогика» … сегодня это словосочетание знакомо всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения.

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.

Под мини-музеем в детском саду «Солнышко» понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с интересными людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность.


В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому назвали его «мини-музей». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Что же побудило нас к созданию мини-музея в ДОУ?
В детском саду «Солнышко» разработан проект программы развития ДОУ духовно-нравственного направления «Родники души» на 2015-2020 гг. Для реализации программы развития необходимо создания духовно-нравственной, патриотической системы, обновления материально-технической базы учреждения, создание микро – среды, отбор эффективных технологий для ведения образовательной деятельности мини – музей в ДОУ просто необходим.
Особенностью создания мини-музея в детском саду является то, что в его создании участвуют дети, педагоги и родители. Дошкольники чувствуют свою причастность к общему делу. В настоящем музее трогать ничего нельзя, а в мини-музее не только можно, но и нужно. Его удобно посещать каждый день, можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции, причем не, только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый экспонат мини-музея – это результат совместного творчества воспитателя, детей и родителей.
Ведущий метод в работе с детьми дошкольного возраста, как известно, игра.

Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать накопленные историко-культурные ценности.
Роль мини-музея в патриотическом воспитании велика:
помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры;
способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности;
позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.
В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо велика роль музея, его огромные возможности для приобщения к миру музейных ценностей.
Интерес к народным традициям может отражаться и в детских рисунках, лепке, другой изобразительной деятельности. Для проверки сформированных у детей представлений через ознакомление с народными традициями используются разнообразные методы: беседа, наблюдение за детьми, создание специальных педагогических ситуаций, организация полезной деятельности детей, беседы с родителями. Родители и дети пробуют себя в роли дизайнеров, художников, экскурсоводов.
Цель мини-музея показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами.
Задачи:
воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу;
формирование бережного отношения к природе и всему живому;
воспитание уважения к труду;
развитие интереса к русским традициям и промыслам;
усвоение элементарных знаний о правах человека;
расширение представлений о городах России;
знакомство детей с символами государства (гербом, флагом, гимном);
развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются в процессе осуществления всех видов детской деятельности: в ходе непосредственно образовательной деятельности, режимных моментов, игр, труда. Свою работу строю в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников на основе следующих принципов:

"позитивный центризм" (усвоение ребенком знаний, наиболее актуальных для его возраста);
непрерывность, преемственность и интегративность педагогического процесса;
дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом его психологических особенностей, возможностей и интересов;
рациональное сочетание разных видов детской деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
деятельностный подход;
развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Наилучшие результаты могут быть достигнуты только при условии активной деятельности детей. Детское любопытство и неусидчивость выражаются в стремлении потрогать, почувствовать, подержать предметы и особенно посмотреть, как они работают. Воспитанники являются соавторами и творцами, что позволяет значительно расширить кругозор ребенка. Мини – музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение.
Особое внимание обращаю на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев.


Это могут быть разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, игры-графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений.
Лучшей формой закрепления и осмысления, полученных в музее впечатлений и знаний выступает творческая работа, как самый естественный для детей способ освоения информации.
Исключительно важное место в работе мини-музея занимают занятия-экскурсии. Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старшей дошкольной группы. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.
В настоящее время является актуальным региональный подход в воспитании и обучении детей. Это обусловливается социально-педагогическими потребностями современного общества и состоянием проблемы народной педагогики. Условиями возрождения и дальнейшего развития традиций народной педагогики является осмысление значимости русской народной игрушки в системе дошкольного образования. Народные игрушки чрезвычайно быстро исчезают из детства, предпочтение отдаётся иностранным игрушкам (куклам Барби, роботам и др.).
Наше желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли, и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.
В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо велика роль музея, его огромные возможности для приобщения к миру музейных ценностей.

Интересная и увлекательная работа по созданию музейного пространства в ДОУ продолжается. Действующий мини-музеи «Народная кукла» детского сада продолжает обновляться своими экспозициями. Я ищу новые формы взаимодействия с воспитанниками, разрабатываю дидактические и развивающие игры по тематике мини-музей.


Таким образом, мини-музей, созданный руками педагога, воспитанников и их родителей, становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью и малую Родину.

Работа по созданию мини-музея сплачивает коллектив воспитателей, родителей, детей. Родители начинают интересоваться педагогическим процессом, задают вопросы, предлагают помощь. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Встреча с музеем в рамках деятельности дошкольного образовательного учреждения становится радостной и незабываемой для детей и взрослых.

Артеменко Александра Александровна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБДОУ детский сад№12
Населённый пункт: город Ярцево, Смоленской области
Наименование материала: доклад из опыта работы
Тема: "Мини музей как средство патриотического воспитания".
Дата публикации: 24.05.2016
Раздел: дошкольное образование

СЛАЙД 2 Воспитание патриотических чувств у дошкольников - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитания любви к близким людям, детскому саду, к родному городу, родной стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Одним из средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста является мини-музей. Мини-музей ДОУ особое, специально организованное пространство детского сада, способствующее расширению кругозора и ребенка и взрослого, социализации, приобщению к вечным ценностям, воспитанию чувства патриотизма. Главная задача при организации мини-музея в ДОУ – построение диалогического взаимодействия взрослого и воспитанника в музейной среде, способствующей развитию у детей исследовательской и познавательной деятельности. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиций, и определенную ограниченность тематики. СЛАЙД 3 ПАСПОРТ ПРОЕКТА. СЛАЙД 4 В этом году мы отмечаем 55-летие первого полёта человека в космос.
Подвиги наших соотечественников являются примером мужества и героизма. Именно на их примере мы раскрываем перед детьми три грани самовоспитания: познавательные, духовные, волевые. Опыт показал, что космос – это обширная тема для исследовательской деятельности, вызывает интерес у детей и дает возможность многосторонне развивать личность дошкольников. Видя заинтересованность, которую проявляют дети к космосу, мы решили продолжить и расширить космическую тему. Так «родился» проект «Загадочный космос». СЛАЙД 5 Цель: Углубить и расширить знания детей о космосе, формировать нравственно – патриотические чувства посредством проекта «Загадочный космос». СЛАЙД 6 Задачи:  воспитывать у детей патриотизм, уважение к покорителям космоса и чувство гордости за своё Отечество;  расширить представления детей о космическом пространстве (об этапах освоения космоса, о первом полете человека в космос, о солнечной системе, планетах и спутниках);  совершенствовать стиль партнерских отношений, обогащать детско- родительское взаимодействие опытом совместной исследовательско- творческой деятельности;  создать благоприятную предметно-развивающую среду и дополнительное образовательное пространство для проведения исследовательско-творческой деятельности детей в детском саду и семье. СЛАЙД 7 Этапы реализации проекта: организационный, основной, заключительный.
СЛАЙД 8
Первый этап - организационный
. На этом этапе мной были установлены цели и задачи, подготовлен и собран материал для НОД и бесед, подобраны игры и материал для них, созданы информационные листы и папки- передвижки для родителей, проведена педагогическая диагностика в форме беседы с детьми по заданной теме. СЛАЙД 9
Второй этап - основной
. Мы апробировали содержание проекта «Космос». Провели экскурсию, беседы, приступили к оформлению экспозиции мини-музея «Космос». Организовали работу с родителями, направленную на знакомство с проектной деятельностью. СЛАЙД 10 – 16 Комментирует А.А. СЛАЙД 17 Была проведена повторный диагностика, которая показала, что почти все дети усвоили материал, были устранены пробелы в знаниях детей о космосе, которые выявил первый этап диагностики. Был организован мини- музей космонавтики, посетителями которого стали дети и родители нашей и других групп, грамотой была отмечена самая активная семья. СЛАЙД 18 Комментирует А.А. СЛАЙД 19 Практическая значимость Разработано и реализовано тематическое планирование по каждому блоку проекта в рамках интеграции образовательных областей.
Данный проект может использовать в своей работе любой педагог, адаптировав его содержание к индивидуальным возможностям воспитанников и условиям ДОУ. Знания, полученные детьми в ходе реализации проекта, способствуют формированию нравственно – патриотические чувств детей старшего дошкольного возраста.

Ожидаемый результат
: заинтересовать детей и родителей темой космоса, создать интересный материал для бесед и НОД. Расширить представления детей о космосе и о планете Земле, развивать творческую активность детей и родителей, воспитывать патриотические чувства у ребенка, желание быть смелым, сильным и выносливым, продолжать воспитывать у детей экологическую культуру, обогатить словарный запас детей словами на космическую тематику. Закрепить знания детей о расположении планет по порядку в солнечной системе, запоминая названия планет. Расширить тематику сюжетных игр. Создание мини-музея космонавтики и фильма «Моё фантастическое путешествие». Положительные результаты реализации этого проекта заключается в следующем: 1. Заинтересованность детей в данной работе. 2. В полном объеме решены задачи проекта. 3. С помощью детско-родительских работ пополнена экспозиция мини-музея «Космос».