Классный час «День народного единства. Классный час на тему "день народного единства" Так у народного ополчения стало два вождя


Классный час "День народного единства"
Классный руководитель: Кириенко М.А.
Группа: Мх-111
Дата проведения:
Цели:
познакомить учащихся с историей праздника;
подчеркнуть значимость событий 1612 года для дальнейшей истории нашей страны;
воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине.
Все проходит. Остается Родина - То, что не изменит никогда.С ней живут, любя, страдая, радуясь.Падая и поднимаясь ввысь…И еще немало будет пройдено,Коль зовут в грядущее пути.Но светлей и чище чувства РодиныЛюдям никогда не обрести.

День народного единства - один из самых молодых праздников нашей страны, который отмечается в соответствии с Федеральным законом «О днях воинской славы и памятных датах России». Государственная Дума в 2005 году приняла действительно историческое решение.
Что означает название этого праздника?
Почему возникла необходимость возродить этот праздник?
Какие события стали основой народного единения и кто был во главе национального единства?
В чем и с кем мы должны объединяться?
4 ноября наша страна отмечает День народного единства. Этот праздник отдает дань памяти событиям 1612 года, когда в едином духовном и ратном порыве народным ополчением Минина и Пожарского была освобождена Москва, и было положено начало выхода страны из глубокого политического, духовного и нравственного кризиса, известного как Смутное время. Когда были заложены основы для строительства фундамента независимого государства.Сегодня мы вспомним тех, кто в трудное для страны время проявил беззаветную любовь к Отечеству, величайшую доблесть и героизм, способность выдержать тяжелейшие испытания и отстоять свою независимость.
А вначале нашей беседы давайте окунемся в ту эпоху и посмотрим, какой же была Москва конца XVI - начала XVII веков.Смутным временем русские люди называют нелегкие для Российского государства тридцать лет конца ХVI – начала XVII веков.В 1584 году в Москве умер царь Иван IV, прозванный за крутой нрав Грозным. С его смертью и наступило в России Смутное время.За это время на Руси произошло много трагических событий. Первые годы XVII столетия выдались очень страшными: неурожаи, голод, восстания. (слайд 7)
В Москве был голод этим летом,К зиме сожрали всех котят.Болтали, что перед рассветомГробы по воздуху летят.
В 1601 году в стране случился неурожай, повторился он и в последующие два года. Повсюду начались голод и мор. За два с половиной года от голода в одной только Москве умерло около 120 тысяч человек.(слайд 8) В стране назревало недовольство. Появились огромные толпы голодных и озлобленных людей, которые только и ждали случая, чтобы объединиться и пойти на Москву.(слайд 9) Во всем обвинили царя, Бориса Годунова, который пришел к власти после смерти Ивана Грозного (потомка старинной династии Рюриковичей). Бояре считали его незаконным царем, не из Рюриковичей.(слайд 10) Всем этим и воспользовались польские паны. Со стороны Польши в Россию пришли войска, возглавляемые Самозванцем Григорием Отрепьевым, который выдавал себя за сына Ивана Грозного Дмитрия, доказывая всем, что он и есть царевич Дмитрий, которого Борис Годунов много лет назад пытался убить в городе Угличе, но чудом Дмитрий остался жив. Народ поверил в «воскресшего» царевича и Лжедмитрий был с почестями встречен в Москве.(слайд 11) Пришедшие с Лжедмитрием I поляки держали себя в Москве заносчиво – они оскорбляли москвичей, грабили их. Особенно русских людей оскорбило то, что поляки попытались установить свою католическую веру. Все это не могло не вызвать взрыв возмущения. В ночь на 17 мая 1606 года в Москве зазвучал набатный колокол. Жители столицы узнали, что бояре и дворяне ворвались в царские покои и убили самозванца. Через несколько дней тело Лжедмитрия I сожгли, а пепел смешали с порохом и выстрелили им из пушки в сторону Польши, откуда Самозванец и пришел.
(слайд 12) Заговор по свержению Лжедмитрия 1 возглавлял князь Василий Шуйский, которого бояре-заговорщики и «выкрикнули» новым царем. Но Василий Шуйский, царствовавший с 1606 по 1610 годы, тоже был немалым обманщиком. Он всегда говорил то, что ему было выгодно. В народе Шуйского не любили, считая не всенародным, а лишь «боярским» царем.(слайд 13) В августе 1607 года поляки предприняли новую попытку проникновения в Московскую Русь, на этот раз уже с участием Лжедмитрия II. К его войску, состоявшему из польских отрядов, вскоре примкнули южнорусские дворяне и отряды казаков. В мае 1608 года под городом Болховом Лжедмитрий II разбил войска Василия Шуйского и подошел к Москве. Самозванец разбил лагерь в подмосковном селе Тушине, отчего в народе его прозвали «Тушинский вор». С помощью польских отрядов Тушинскому вору удалось захватить власть более, чем в двадцати русских городах. Но как и первого самозванца его постигла трагическая участь: он был убит.(слайд 14) Бояре и дворяне, разгневанные поражением русских войск под Клушином. Ворвались в покои Василия Шуйского и под угрозой смерти потребовали, чтобы он отрекся от престола. Шуйскому ничего не оставалось, как согласиться, и против собственной воли он был пострижен в монахи. Участники заговора поклялись свергнутому Шуйскому «выбрать государя Всей землею», но не сдержали клятвы.
Власть в стране перешла к временному боярскому правительству во главе с князем Мстиславским. В народе эту власть прозвали «Семибоярщиной», а историки время с 1610 по 1613 годы окрестили «Междуцарствием».Чтобы избавиться от угрозы стоявшего под Москвой Тушинского вора, притязавшего на трон, правители Семибоярщины решили возвести на российский престол сына польского короля Сигизмунда III – Владислава. И под предлогом защиты Москвы в ночь с 20 на 21 сентября 1610 года, когда ворота в Московский Кремль боярами были открыты, в столицу под командованием Гонсевского вошел польский гарнизон с немалым числом литовских воинов.Эти действия Семибоярщины и послужили сигналом к объединению россиян и изгнанию из Москвы польских захватчиков. Народ желал избрать нового царя «волей Всей земли».
(слайд 15) Это было в далеком 1611 году. В то ясное осеннее утро конца сентября в Нижнем Новгороде не открылась ни одна торговая лавка. Весь люд спозаранку стал собираться на городской площади перед Земской избой. Один из гонцов, прибывших из Москвы, громко зачитал привезенную из Троицкого монастыря грамоту, призывавшую русский народ к «великому стоянию» против польско-литовских захватчиков, за веру православную и отечество: «Соотечественники, польский король Сигизмунд – это хитрый лис, который всех обманывает: будто мыслит он не завоевать Московское государство, а помочь русским людям преодолеть Смуту. Но мы своими глазами видели, как поляки разоряли православные храмы, как пред очами родителей сжигали в русских деревнях детей. И видели мы, как носили поляки на саблях и копьях головы русских воинов. И не бывало еще на Руси так плохо, как нынче. Больше года нет у нас законного царя, и Московским государством правят семь бояр. Семибоярщина – это измена и предательство!.. Который год идет великая Смута на Руси! И приблизились дни окончательной погибели земли Русской!»(слайды 16-18) На Лобное место быстро поднялся Кузьма Минин: «Сограждане нижегородские, слушал я гонцов и не смог сдержаться. Сердце мое разрывается от боли за бедную землю Московскую. Пришло время всем российским людям подняться за яростную брань! Не вечно же топтать Русь врагу, пора и честь знать!.. Так давайте создадим всенародное ополчение против врага!... Пока же начнем собирать для воинов деньги. Я отдам все, что за долгие годы нажил тяжким трудом.»(слайд 19-22) Войско Минина и Пожарского пришло в Москву 20 августа 1612 года. Польские захватчики оказались в осаде (в Кремле и Китай-городе). К середине октября поляки съели всех лошадей, собак, кошек и даже мышей. Пленники начали убивать друг друга, чтобы подвергнуть той же участи своих товарищей... А 26 октября уже все кремлевские вороты были открыты настежь.(слайд 23) После изгнания из Москвы поляков несколько месяцев страной правило временное правительство во главе с Пожарским и Трубецким. В самом конце декабря 1612 года оба князя разослали по городам грамоты, в которых вызывали в Москву из всех городов и из всякого чина самых лучших и разумных выборных людей «для Земского совета и для государственного избрания». Этим выборным людям и предстояло избрать нового царя. После недолгих споров они остановили свой выбор на 16-летнем Михаиле Романове – сыне Митрополита Филарета. (слайд 24)
Таким образом, тридцать лет губило Русь Смутное время. Ослабевшую от раздоров страну пытались захватить враги. «Тогда решалось, где будет центр славянства – в Варшаве, Киеве или Москве. Варшава и Киев были в несколько десятков раз больше Москвы, которая тогда была маленьким городом. И шансов у нее было не так много. Москва могла стать провинциальным городом Польши. Но тогда бы Российское государство не имело развития. Польша простиралась бы где-то до Волги. А что было бы в последствии – трудно сказать». («Благовест-инфо», митрополит Климент, управляющий делами Московской Патриархии).(25 слайд) Но нашлись мудрые головы и храбрые сердца: Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, собрав ополчение, спасли Русь от гибели.20 февраля 1818 года на Красной площади в Москве был открыт памятник Минину и Пожарскому (по проекту скульптора И.П.Мартоса). На его пьедестале отлиты две бронзовые картины с выпуклыми изображениями (барельефами). На первой картине изображено, как граждане Нижнего Новгорода несут свое имущество на площадь и приводят в ополчение своих сыновей. Вторая картина иллюстрирует бегство поляков из Москвы, преследуемых русскими воинами.Фигуры Минина и Пожарского стоят на высоком гранитном пьедестале. Пожарский изображен сидящим, перед ним стоит Минин – правой рукой он показывает на Кремль, а левой подает Пожарскому меч.На лицевой стороне пьедестала надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818».(26 слайд)
«Добрый памятник поставленДвум героям всей странойВ знак того, что был избавленОт бесчестья край родной» (Н. Кончаловская)

Заключение.«Это объединение русского народа вокруг Минина и Пожарского, освобождение Москвы дало толчок для развития государственности, это начало становления мощного российского государства, которое стало Российской империей. После 1612 года наши предки стали продвигаться на восток, через сто лет они дошли до Тихого океана, при Петре I они достигали берегов Северной Америки – такое развитие буквально за 100 лет!» («Благовест-инфо», митрополит Климент, управляющий делами Московской Патриархии).
Проникнутый идеями национального согласия и сплочения общества, упрочения российской государственности, День народного единства также является праздником добра, днем заботы о людях. Любое, даже самое малое доброе дело в этот день для каждого должно стать первым шагом к исцелению души, а добрые дела миллионов добровольцев вместе взятые приведут нас к духовному оздоровлению всего общества.Вопросы для беседы с учащимися:
Когда еще в истории нашего государства народ демонстрировал свое единство против захватчиков?
Почему, как вы думаете, Государственной Думой было принято решение о праздновании этого дня как общегосударственного праздника?
Какую опасность несут национальные распри и конфликты?
В чем проявляется современное единство России?
Пофантазируйте: что бы вы сделали для укрепления национального единства в стране, окажись вы на месте президента?
Литература:
С.Истомин. Минин и Пожарский. Смутное время на Руси. Конец XVI - начало XVII веков. - Москва: Белый город, 2006.
Н.Орлова. Сaмозванцы. - Москва: Белый город, 2002.
Журнал «Родина». - № 11.- 2005
Г.П.Попова, Н.В.Грицаева. Календарные праздники. 5-7 классы. - Волгоград: Учитель, 2007.
И.И.Варакина, С.В. Парецкова. Календарь памятных дат: классные часы на патриотические темы. 5-11 классы. - Волгоград: Учитель, 2007.
Начало формы
Конец формы



Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Всё проходит. Остаётся Родина – То, что не изменит никогда.С ней живут, любя, страдая, радуясь.Падая и поднимаясь ввысь…И ещё немало будет пройдено, Коль зовут в грядущее пути.Но светлей и чище чувства РодиныЛюдям никогда не обрести. Вопросы дискуссии. Почему возникла необходимость возродить этот праздник?В чем сходство ситуации тех лет и сегодняшнего времени?Какие события стали основой народного единения и кто был во главе национального единства?А в чем и с кем мы должны объединяться? Москва. Начало XVII века. А. Васнецов. Гонцы. Ранним утром в Кремле. Москва. Начало XVII века. А. Васнецов. Мясницкие ворота. Уличное движение в XVII веке В Москве был голод этим летом,К зиме сожрали всех котят.Болтали, что перед рассветомГробы по воздуху летят. Бунтовщики и разбойники. Ю. Каштанов Царь Борис Годунов. (царств. 1598-1605) Неизвестный художник Польская шляхта на русской земле. Ю. Каштанов Лжедмитрий I Неизвестный художник «Боярский» царь Василий Шуйский (царств. 1606-1610) «Тушинский вор» Лжедмитрий II Ю. Каштанов Семибоярщина (1610-1613) С. Иванов. Смутное время Воззвание Минина. М. Песков Народное ополчение К. Маковский. Воззвание Минина. А. Кившенко. Воззвание Минина. Стрелец народного ополчения Ю.Каштанов Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский М. Скотти Войско Минина и Пожарского у стен Кремля Ю.Каштанов Русский воевода Ю.Каштанов Польский «крылатый» гусар Ю.Каштанов Изгнание польских интервентов из Московского Кремля Э. Лисснер Михаил Федорович Романов Ю.Каштанов Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818. Добрый памятник поставленДвум героям всей странойВ знак того, что был избавленОт бесчестья край родной.Н. Кончаловская


Приложенные файлы

Классный час: Урок дружбы «День народного единства»

Цель:

1) познакомить с историей праздника.

2) воспитывать в детях чувство патриотизма, любви к своей Родине, уважение к истории своей страны, чувство гордости за своих предков.

Задачи:

воспитание патриотизма и любви к Родине;

демонстрация детям значения сплоченности в жизни человека и целого народа.

Оборудование: презентация «День народного единства», видеоролик «Россия – моя звезда», компьютер, телевизор.

Ход мероприятия

Эпиграф: « Вам нужны великие дела,

(на доске) нам нужна великая Россия».

(П.А.Столыпин)

I . Вступительная беседа.

1. На доске пословица: « Нет в мире краше

(чтение хором) Родины нашей ».

Что это? Объяснить значение.

Определите, какая тема нашего урока.

Как называется наша большая Родина?

А мы, люди, которые здесь живём?

Учитель:

Родина наша велика.

В Москве ещё вечер,

а на Дальнем Востоке

уже начинается новый день.

Горы и долины, леса и степи,

реки и моря, города и деревни –

это всё наша страна, наша Родина.

Учитель: Нашей Родине многие поэты, писатели посвятили большое количество своих произведений. Они описывали красоту, мощь, силу, богатство нашего государства. Говорили о большой любви к своей стране.

А сейчас ребята прочтут нам стихи о Родине.

2. Дети о Родине:

1) Платон Воронько « Лучше нет родного края»

Жура – жура – журавель! (Соня)

Облетал он сто земель.

Облетал, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля (Ева)

- Где же лучшая земля? –

Отвечал он пролетая:

- Лучше нет родного края!

2) Петр Синявский «Россия»

Здесь тёплое поле наполнено рожью, (Полина С.)
Здесь плещутся зори в ладонях лугов.
Сюда златокрылые ангелы Божьи

По лучикам света сошли с облаков.

И землю водою святой оросили , (Полина К)
И синий простор осенили крестом.
И нет у нас Родины, кроме России –
Здесь мама, здесь храм, здесь отеческий дом.

Из стихотворений, прочитанных детьми, мы увидели, какая огромная и могучая наша Родина.

Какие 3 главных символа есть у нашего государства? (гимн, герб и флаг).

Сейчас ребята нам расскажут об этих символах

(Кирилл)

Госуда́рственный гимн Росси́йской Федера́ции является одним из главных официальных государственных символов России, наряду с флагом и гербом . Музыка и основа текста были позаимствованы из гимна Советского Союза , мелодию к которому написал Александр Александров на стихи Сергея Михалкова .

Давид

Сначала гимн был без слов, но в 2000 году был объявлен конкурс на создание текста, в котором стихи принимались от всех граждан России . От граждан было получено свыше 6 тысяч писем с текстами, но комиссия остановила свой выбор на стихах Михалкова.

Сейчас мы с вами послушаем гимн России (видео)

Сева

Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх расправленные крылья.

Наташа

Орёл увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла - скипетр , в левой - держава . На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного дракона.

Рефат

Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета.

Маша

Белый цвет олицетворяет чистоту помыслов, благородность, а также откровенность.

Синий цвет символизирует величие, верность, целомудрие.

Красный цвет обозначает отвагу, мужество, смелость и великодушие.

В истории нашей страны было много светлых и славных страниц, но не меньше тёмных и скорбных. Нам есть чем и кем гордится, кого благодарить, но есть о чём и о ком сожалеть. Но есть в истории любого государства события, которые не изменяются веками и не изменяются никогда.

А что такого особенного произошло в этот день мы сейчас и узнаем.

- Россию в те далекие времена называли Святая Русь. Это было в 1611 году. Тяжёлые времена переживала тогда Русская земля. В Москве, как у себя дома, распоряжались польские захватчики. Враги грабили, убивали. С этим не могли смириться русские люди. (Слайд 1)

В одном богатом городе – Нижнем Новгороде староста горожан Кузьма Минин выступил на площади с призывом ничего не жалеть для спасения Родины. Он предложил создать отряд (народное ополчение): всем русским людям объединиться и выгнать врагов из Москвы. Возглавить ополчение попросили князя (воеводу) Дмитрия Михайловича Пожарского. Ополченцы выступили в поход. В 1612 году в июле – августе войско подошло к Москве. Началась осада польского гарнизона. (Слайд 2)

Целых два месяца русское войско сражалось за Москву и вот ополчение Минина и Пожарского вошло в Кремль. Это случилось 4 ноября - «Московское очищение» состоялось. Торжественно вступило русское войско в разорённую, но уже свободную Москву.(Слайд 3)

Учитель: (слайд 4) Под знамёна Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско - более 10 тысяч служилых поместных людей, до 3 тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество крестьян.

Учитель: (слайд 5) С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 г., Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 г. взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы.

Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения российского государства. А икона стала предметом особого почитания.

Учитель: (слайд 6) Уверенность, что благодаря именно иконе Казанской Божией Матери была одержана победа, была столь глубока, что князь Пожарский на собственные деньги специально выстроил на краю Красной площади Казанский собор.

Учитель: (слайд 7) День народного единства - совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции. На Красной площади поставлен и памятник, на котором написано «Гражданину Минину и князю Пожарскому. Благодарная Россия».

Русский народ придумал множество пословиц о Родине

« Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей».

« Родина – мать, умей за неё постоять».

« Где смелость там и победа».

Какие общечеловеческие ценности помогают русскому народу в сложные периоды жизни?

Ученик 1 Лиза

С историей не спорят,

С историей живут,

Она объединяет.

На подвиг и на труд!

Ученик 2 Никита

Едино государство,

Когда един народ,

Когда великой силой

Он движется вперед.

Ученик 3 Давид

Врага он побеждает,

Объединившись в бой,

И Русь освобождает,

И жертвует собой.

Ученик 4 Полина С.

Во славу тех героев.

Живем одной судьбой,

Сегодня День единства

Мы празднуем с тобой!

Учитель: Наша дружба, наша вера.

С нами будет навсегда,

Наша сила, наша воля.

Не погибнет никогда!

И пока на белом свете

Солнце светит всем нам в след,

Россиянам всем желаем,

Быть едиными навек!

Наш классный час подходит к концу. Давайте посмотрим видеоролик на замечательную песню «Звезда-Россия».

Мy favourite cartoon hero is “Cinderella”.

Once upon a time there was a sweet little girl whose name was Cinderella. She had a very kind and gentle heart. Her mother died, so she lived with a wicked stepmother and her terrible ugly daughters. Poor girl was very unhappy because they made her work hard all days long.

My favourite fairy-tale has a happy end. The Prince married Cinderella and they lived happily ever after... And I think that this wonderful story will live in my heart forever because it reminds me that our dreams always come true.

Классный руководитель 8 класса Джамалдинова Т. Л.

В основу взят материал с http://festival.1september.ru/articles/632888/

и доработан к реальным условиям.

Ученики с удовольствием смотрели презентацию, как будто побывали в музее.

Презентация:

/data/files/p1480684069.ppt (День народного единства.)

Цель:

формировать чувство гражданственности и патриотизма;

формировать ответственность за судьбу Родины;

дать общее представление об истории возникновения праздника и событиях, связанных с 1612г.;

расширять кругозор учащихся;

развивать умение делать выводы, обобщать;

способствовать развитию умения участвовать в диалоге, отстаивать свою точку зрения;

воспитывать интерес к изучению истории своей страны, чувство гордости и уважения к защитникам государства.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация, музыкальный центр.

Ход классного часа

I. Орг. момент

II. Вступительное слово учителя.

Россия - как из песни слово.
Берёзок юная листва.
Кругом леса, поля и реки.
Раздолье, русская душа.
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей,
Люблю, всем сердцем понимаю
Степей таинственную грусть.
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом - Русь.

О чем это стихотворение? Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

Для каждого очень важно знать историю своей Родины. История - это память народа о том, кто мы, где наши корни, каков наш путь? Самое важное в изучении исторического прошлого своей Родины - это научиться любить её. А русским людям свойственна любовь к родному краю, где они родились и выросли. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, своё Отечество от врагов.

Наша великая Родина имеет славную богатую событиями героическую историю. Народом нашей страны на протяжении столетий приходилось сражаться с многочисленными, сильными и жестокими врагами, чтобы отстоять свободу и независимость своей Родины.

Учитель начинает показ презентации. Учащиеся читают надписи на слайдах под музыку.

ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА

С историей не спорят,
С историей живут,
Она объединяет
На подвиг и на труд
Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.

Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.
Во славу тех героев
Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой!

4 ноября христиане отмечают праздник памяти Казанской иконы Божией Матери, а с 2005 года- День народного единства.

Родина и единство... Расскажите, как вы понимаете эти слова?

Как вы думаете, к чему призывает нас праздник "День народного единства"?

Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена хаоса, вражды и анархии. Когда страна слабела, на нее набрасывались соседи, спеша урвать кусок побольше, да пожирнее. Впрочем, для грабежа и разбоя всегда можно найти самые благовидные предлоги. Эти времена назывались у нас смутными, а еще — кровавыми. Внутренние и внешние бури потрясали страну до самого основания, да так, что менялись не только правители, но и сами формы правления. Но страна снова и снова восставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.

А теперь перенесемся на 400 лет назад в начало XVII века, когда в России началась Смута великая. Так называли тревожное время неурожаев, голода, беспорядков и восстаний. Воспользовавшись этим, войска польского и шведского королей вторглись в русские земли. Вскоре поляки были в Москве. Над страной нависла смертельная опасность. Польские войска выжигали государство Русское, разоряли, людей убивали. Вздохи и плач раздавались кругом.

Тогда и наступил конец терпению народа. Русский народ решил объединиться в одно целое для изгнания с родной земли врагов.

Огромная толпа заполнила Соборную площадь Нижнего Новгорода. Народ долго не расходился, словно чего-то ждал. Тут на пустую бочку поднялся выборный начальник горожан. Староста Кузьма Минин.

Братья! Не пожалеем ничего!- сказал староста.

Отдадим всё, чем владеем, для спасения Родины.

Выдернув из-за пазухи туго набитый деньгами кошелек, он разом высыпал его в стоявшее рядом ведро. Сюда же все люди с площади стали бросать деньги, драгоценности. Жители стали сносить все, что у них есть, что накопили за свою жизнь. А у кого ничего не было, тот снимал с себя медный крест и отдавал на общее дело. Надо было иметь очень много денег, чтобы собрать большое и сильное войско, вооружить его и прокормить воинов.

Скоро собралась большая сила. Стали думать, кого позвать в предводители. Остановились на князе Дмитрием Михайловиче Пожарском. Пожарский был способным, умным военачальником, человеком честным и справедливым. Князь согласился возглавить войска, но при условии, что Минин будет заниматься хозяйством ополчения и его казной.

По преданию, Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Пожарского на правление войском и выступление против врагов.

В ополчение, которое возглавлял князь Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. И молитва была услышана.

Празднование, 4 ноября, Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой "Казанская", установлено в этот день в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году.

Войско во главе с Дмитрием Пожарским двинулось к Москве и в пути росло не по дням, а по часам. Люди стекались отовсюду.

Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Кузьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник.

Два месяца осаждал Москву Пожарский. Вскоре поляки сдались, Пожарский с торжеством вступил в город.

4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года вражеское войско сдалось на милость победителей, ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло Китай-город. Москва была освобождена.

Вот настоящие герои. Они сумели объединить народ вокруг идеи служения Отечеству.

Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром бронзовый памятник им стоит на Красной площади - в самом сердце России с надписью: “Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия”

А еще такой памятник установлен в Нижнем Новгороде.

В память освобождения Москвы от поляков в Москве был построен на деньги Д. Пожарского казанский собор, в честь Казанской иконы Божией Матери.

Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!

Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов-изгоев,
Обрел свободу на века!

И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой,
Благословленная молитвой
Под звон грядущих перемен.

Деревни, села, города
С поклоном русскому народу
Сегодня празднуют свободу
И День единства навсегда!

III. Подведение итогов беседы.

Ответы на вопросы по презентации.

Какая беда обрушилась в те года на Русь? (ответ)

Кто призвал русских людей на объединение для защиты своей Родины? (ответ)

Кто возглавил русское войско? (ответ)

Скажите, ребята, а знаете ли вы, как россияне отблагодарили героев ополчения? (ответ)

Можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину? Из каких слов и дел это видно? (ответ)

Каким вам представился образ Кузьмы Минина? (ответ)

Сделайте заключение о чертах характера Минина и Пожарского, выбрав нужные слова.

Спокойный, уравновешенный, решительный, храбрый, бескорыстный, сильный, ответственный, беззаветно преданный Родине и любящий ее, самоотверженный, мужественный, стойкий, авторитетный, жертвенный, умеющий воодушевить людей и повести их за собой.

Праздник ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА - дань глубокого уважения к тем знаменательным страницам отечественной истории, когда патриотизм и гражданственность помогли нашему народу объединиться и защитить страну от захватчиков. Преодолеть времена безвластия и укрепить Российское государство.

В заключение возьмёмся за руки и произнесём дружно:

Главное - вместе!
Главное - дружно!
Главное - с сердцем горящим в груди!
Нам равнодушие не нужно!
Злобу, обиду прочь гони!

Запомните это чувство единения и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков.

Натальи Майданик.

ПРИЗЫВНАЯ

В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах!

Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,

Охранять покой людей,

Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать!

Учитель: Всем спасибо за общение!

Ольга Сивкова
«Согласие да лад - для общего дела клад». Классный час, посвящённый Дню народного единства. 3 класс

(классный час , посвящённый Дню народного единства )

Цели : формировать уважительное отношение и любовь к своей Родине; вызвать интерес к осознанию себя частью страны.

Люблю тебя, моя Россия,

За яркий свет твоих очей,

Учитель. Велика и красива наша Родина. Богата событиями её история. Совсем недавно в календаре появился новый праздник. Какой же это праздник, ребята?

Учащиеся. Праздник народного единства .

Учитель. Этот праздник – День народного единства – стал символом новой России. Государство с многовековой историей, вступившее на путь демократических преобразований, особенно нуждается в объединении всех прогрессивных сил, всего народа , чтобы утвердить новые жизненные принципы, противостоять раздору и разобщению . «Един » – это старинное русское слово предельно точно отображает состояние общества , объединяющее всех людей вместе . Такое общество способно преодолеть самые трудные задачи, победить самого коварного врага.

Давайте разберёмся, что это за праздник и какова его история.

Учащиеся. Этот праздник был установлен в честь победы русского народа в 1612 году над поляками.

Учитель. Да, ребята, страшное время тогда пришло для Руси. Изменники бояре впустили в Москву иноземцев-захватчиков и главой Русского государства провозгласили польского королевича Владислава.

Москвичи стали сопротивляться, захватчики подожгли Москву, и она вся выгорела. Уцелели только каменные церкви и Кремль, где укрывались захватчики. Казалось, нашему государству пришёл конец. Но народ рассудил иначе .

1-й ученик. Он начал освободительную войну против польско-литовских захватчиков. А возглавил её посадский староста из города Нижнего Новгорода Козьма Минин и воевода князь Дмитрий Пожарский. Козьма Минин был нижегородским посадским человеком. Осенью 1611г. в Нижнем Новгороде призвал народ собрать ополчение и освободить Москву. Он привлёк князя Д. Пожарского в качестве военоначальника.

2-й ученик. На церковном крыльце купец Козьма Минин обратился к народу и сказал громким голосом : «Православные люди! Пришла пора помочь родимой Руси! Спасём нашу веру и нашу милую Родину. Не пожалеем своего имущества, продадим свои дома, отдадим последнее, что имеем, чтобы нанять войско. Поищем человека, который встал бы честно и храбро за родную землю. Тогда и другие города соединятся с нами , и Бог даст, мы прогоним врагов».

Весь народ отозвался на эти добрые слова : богатые люди принесли Минину всё своё имущество, и каждый бедняк отдавал последнюю копейку на святое дело. Наняли войско, и начальствовать над ним поставили Дмитрия Пожарского, славного и храброго полководца.

3-й ученик. Под Москвой встретили русские поляков, была тут жестокая битва! Но в Москве был голод. Русские со стороны Пожарского начали вести подкоп к Китай-городу. Осаждённые, заметив это, ворвались в подкоп, перебили, кого нашли, взяли в плен и возвратились в Кремль. Кремль окружили со всех сторон. Там начался голод, и поляки в конце концов изнемогли и сдались.

4-й ученик. В Москве на Красной площади героям поставлен бронзовый памятник. Справа – князь Пожарский. Он ещё болен, ещё страдает от ран, полученных в боях с захватчиками. Князь внимательно слушает Козьму Минина, который от имени народа пришёл к нему как к опытному полководцу.

Учитель показывает изображение памятника.

Учитель. Ребята, а как вы понимаете, что это такое – единство ? Давайте с вами создадим цветок единства .

У детей лепестки, на которых написаны слова : согласие , объединение , дружба, надежда, мир, доброта.

Дети. Единство – это объединение всех людей .

Единство – это согласие народа .

Единство – это когда есть общая надежда.

Единство – это мир и дружба .

Единство – это доброта , понимание и прощение.

На доске появляется цветок единства .

Учитель. А где мы впервые встретились с проявлением согласия и единства ?

Учащийся. В сказке «Репка» . Именно благодаря согласию герои этой сказки оказались способными вытащить из земли огромную репку. В этой сказке, которую знают даже самые маленькие, заложена мудрость : общая надежда достигается при общем согласии .

Учитель. А сейчас послушайте басню.

Учитель читает басню «Отец и сыновья» .

«Отец приказал сыновьям, чтобы жили они в согласии : они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит : «Сломайте!»

Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному прутику. Сыновья легко переломали прутья поодиночке. Отец и говорит…

Учитель. А как вы думаете, что сказал отец?

Учащиеся предполагают, что он сказал. Учитель дочитывает басню.

«Так-то и вы : если в согласии жить будете , никто вас не одолеет; а если будете ссориться, да всё врозь – вас всякий легко погубит».

Если наш народ объединится , то его никто не победит. Так поступал наш народ много раз , когда беда подступала к нашей Родине.

В 1812г. – русский народ объединился в борьбе с французами и победил.

В 1941г. – в Великой Отечественной войне мы победили, потому что на борьбу поднялся народ от мала до велика .

И прозвучали слова :

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой.

Учащиеся приводят примеры из истории Великой Отечественной войны.

Учитель. История имеет свойство повторяться. Много подобных моментов пережила наша страна, когда на карту были поставлены целостность, судьба государства. И каждый раз успех приходил благодаря единству , вере народной .

Ленинский район Подмосковья – лишь точка на карте России. Но все мы знаем, что любой цели в социальной, культурной, общественной жизни можно добиться только сообща. Потому слово «вместе» стало нашим любимым лозунгом, Вместе мы благоустраиваем и делаем красивыми наши города и посёлки, вместе перенимаем традиции старших поколений, вместе строим своё будущее. В праздник народного единства , как и всегда, мы – вместе!

Учитель. В русском языке много пословиц о согласии . Давайте вспомним их.

Дети. «Согласие да лад – для общего дела клад » , «Согласному стаду и волк не страшен» .

Учитель. А если не было согласия и единства , наступала беда. Об этом мудро написал И. А. Крылов. Что он говорил?

Ученик. Когда в товарищах согласья нет ,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело – только мука.

Учитель. Вы ещё дети. Но всё-таки давайте и мы с вами подумаем, чем можем помочь объединению и единству .

Дети. Дружить, сделать наш класс дружным , ведь мы – это маленькое общество .

Учитель. Да, настоящая дружба крепка и нерушима. В одной старинной книге сказано : «Друг верный – прибежище и утешение» . Как вы это понимаете? (Дети отвечают.)

Учитель. О верной школьной дружбе прекрасно написал А. С. Пушкин.

Ученик (читает стихотворение) .

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен…

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Всё те же мы : нам целый мир чужбина,

Отечество нам Царское Село.

Учитель. Дружба для поэта – это прекрасный союз, он неразделим и свободен. А что такое для вас дружба?

Учащиеся отвечают.

Учитель. В 2005г. был принят новый Закон «О днях воинской славы и памятных датах России» . Один из этих дней – День народного единства . Праздник единства – новый молодой праздник, но, как и каждый праздник, он имеет свои отличительные признаки. Давайте представим, что мы попали на праздничное шествие. Встанем в круг, положим ладони на ладони и скажем, что мы можем услышать.

Дети передают по кругу радостный смех, крики «ура» , песни, музыку и так далее.

Учитель. На празднике всегда звучат пожелания. Какие пожелания вы бы хотели сказать всем людям нашей Родины?

Дети. 1. Я желаю людям нашей Родины дружбы и красоты.

2. Я желаю, чтобы ум был в ладу с сердцем.

3. Я желаю жить в согласии со своей совестью .

4. Я желаю единомыслия , толерантности.

5. Я желаю людям моей Родины быть едиными и мирно жить всем народам .

Учитель. А теперь, ребята, я хочу высказать свои пожелания каждому из вас.

Живи красиво, весело и просто,

Люби людей светло и простодушно,

Ищи свою дорогу с малых лет.

Уверенно иди вперёд сквозь годы.

Оставь на этой лучшей из планет

Свой яркий след, свои живые всходы

Дети в круге поют песню.

Я, ты, он, она –

Вместе целая страна,

Вместе дружная семья,

В слове «мы» сто тысяч я –

Босоногих, озорных,

Белых, чёрных и цветных,

Шумных и весёлых

В городах и сёлах.

Цель урока – способствовать:

  • воспитанию у учащихся патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, гражданственности;
  • развитию у школьников мировоззренческих убеждений на основе осмысления ими исторических событий, умения прослеживать связь истории и современности;
  • пониманию учащимися своего статуса как гражданина России, члена московского сообщества;
  • развитию у учащихся умения анализировать информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, иллюстрация, схема, аудиовизуальный ряд).

Обеспечение урока:

  • Историческая карта «Россия в XVII веке» со схемой-вставкой «Освобождение Москвы 26 октября 1612 г.»;
  • Гимн России;
  • иллюстрации к уроку (см. презентацию);
  • книга Н. Кончаловской «Наша древняя столица»;
  • музыкальное произведение – хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя» М. Глинки;
  • фрагменты компьютерных программ.

День народного единства посвящен освобождению Москвы от польских интервентов 26–27 октября 1612 г. (по старому стилю) Вторым ополчением под руководством гражданина К. Минина и князя Д. Пожарского .

При проведении урока необходимо учитывать, что ребята ещё мало знакомы с отечественной историей. Поэтому на первый план выдвигается задача познакомить их с событиями Смутного времени, пояснить, почему день освобождения Москвы в 1612 г. стал официальным праздником – Днём народного единства.

Учитель: Наш сегодняшний урок посвящён новому празднику, который будет отмечаться в нашей стране 4 ноября. Что это за день? Чему он посвящён? Найти ответы на эти вопросы – задача нашего урока.

На календаре мы с вами видим даты, отмеченные красным цветом. Это даты, которые празднуют в России. Скажите, пожалуйста, а какие праздники вы отмечаете вместе с родителями? Каждый этих праздников связан с какой-то традицией, обычаем, событием истории, памятной датой. 4 ноября мы будем отмечать День народного единства. Подумайте, как можно объяснить слово «единство»? (объединение) Значит, праздник связан с событием, в котором проявилось единство всех граждан страны. Когда объединение всех граждан страны? Почему?

Справка: В русской истории были периоды, когда объединение людей позволяло избавить страну от нависшей над ней опасности. Так было, когда великий князь Дмитрий Донской собрал объединённое русское войско и выступил против полчищ хана Мамая на Куликовом поле, когда весь народ объединился против войск французского императора Наполеона в Отечественной войне 1812 года, а также во время Великой Отечественной войны 1941– 1945 гг.

В истории России, в XVII веке, был период, названный Смутным временем. События, связанные с ним, и дали начало новому празднику. Посмотрите на картину «Смутное время» (см. презентацию). Какое впечатление производит на вас изображённое на картине событие? Кто на ней изображён?

Вы видите людей в иноземном платье. Это захватчики из Польши, которые пришли в Россию, чтобы захватить власть в стране, распространить чуждую для России религию – католическую. Опасность, нависшая над страной, была велика. В 1611 г. интервенты вошли в Москву, столицу России.

Н.

Как захватчики Кремля дожидались короля

Горит, пылает, стонет Русь

Под игом польских банд.

В Кремле враги.

Полковник Струсь – кремлевский комендант.

Москву ограбив, обобрав,

Орава панов ждет,

Что королевич Владислав

Из Польши в Кремль придёт,

Придёт, займёт московский трон,

И Польшей станет Русь.

Кремль укрепить со всех сторон

Велит полковник Струсь.

Правительство, не справлялось с ситуацией в стране. И тогда за дело освобождения страны взялись сами граждане России. В Нижнем Новгороде было созвано ополчение – народное войско, средства на которое собирали сами жители города, а потом в сбор средств включились и другие русские города. Организатором ополчения стал нижегородский купец Козьма Минин, а военное руководство взял на себя князь Дмитрий Пожарский.

Скажите, кому знакомы эти имена? Где вы с ними встречались? Бывали ли вы на Красной площади? Кто изображен на памятнике, стоящем возле храма Василия Блаженного? (учитель показывает изображение памятника Д. Пожарскому и К. Минину – см. презентацию).

В 1818 году московскому князю Дмитрию Пожарскому и нижегородскому купцу Козьме Минину был поставлен самый первый в России скульптурный памятник. Средства на памятник героям-освободителям от польско-шляхетских захватчиков собирал весь народ. На памятнике написаны слова: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия».

Посмотрите на картину «Воззвание Козьмы Минина к нижегородцам 1611 г.» (см. презентацию). Что на ней изображено? Какие эмоции вызывает у вас эта картина?

Н. Кончаловская. «Наша древняя столица» (отрывок):

Быль о Минине-купце и бойце

От москвичей призыв идёт,

Идёт призыв до волжских вод.

Идёт, всю землю охватив.

Дошел до Нижнего призыв,

До старосты, до мужика -

Нижегородца-мясника,

Что звался Минин-Сухорук.

Он весь народ собрал вокруг:

«Волжане! Православный люд!

Повсюду русских ляхи бьют!

Ужели враг непобедим?

Ужели землю отдадим?

Нет! За собой народ ведя,

Пойдем мы, жизней не щадя!

Не пощадим домов, клетей,

Ни золота, ни серебра,

Заложим жен своих, детей!

Пришла пора!»

По мере следования к Москве через крупные русские города (карта – см. презентацию), ополчение пополнялось людьми и средствами. В конце июля – начале августа 1612 года ополчение подошло к Москве. После длительной осады поляки, засевшие в Кремле, капитулировали. 27 октября 1612 года столица государства Российского была освобождена. Изгнание врага из Москвы положило начало освобождению русских земель от иноземных захватчиков.

27 октября – дата по старому стилю календаря. В нашем календаре она приходится на 4 ноября. Поэтому и праздник в память об этом событии учреждён в этот день.

Как вы думаете, почему удалось освободить Москву? Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?

Кто за Родину горой, тот истинный герой.

Пословица

Учащиеся 5–7-х классов еще не изучали соответствующую тему на уроках истории, но при проведении урока можно опираться на материал, изучаемый на уроках москвоведения, литературы, МХК, а также полученный во время экскурсий по Москве.

Урок может быть проведён в форме беседы с учащимися, небольших рассказов учителя и заранее подготовленных школьников, дающих краткие исторические справки.

Учитель: Впервые в России этот новый всенародный праздник отмечался 4 ноября 2005 года. Связан он с событиями XVII века, вошедшими в историю как Смутное время. В октябре 1612 года народное ополчение под руководством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов, положив начало освобождению русских земель от иноземных захватчиков.

Какие ассоциации вызывает у вас словосочетание «Смутное время»? Посмотрите на картину (см. презентацию), свяжите её содержание с названием исторического периода.

Картина написана в 1908 году. Художники, писатели, поэты неоднократно возвращались к событиям Смутного времени, находя в них пример народного единения в тяжёлые годы. Может быть, вы знаете примеры таких произведений?

Неслучайно первый скульптурный памятник в России был посвящён освободителям Москвы в 1612 г. Где он находится? Что на нём изображено?

Памятник Минину и Пожарскому был возведён в 1818 году по проекту скульптора П. Мартоса (см. презентацию). Средства на памятник героям-освободителям от польско-шляхетских захватчиков собирал весь народ. На памятнике написаны слова: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия».

Какое событие героической истории России близко к этой дате? Война с Наполеоном, ставшая Отечественной, тоже была примером народного единения. Ведь на защиту страны поднялось все общество. Так, в этом памятнике произошла встреча событий, разделённых столетием.

Далее идут краткие сообщения учащихся о смутном времени, К. Минине, Д. Пожарском, организации народного ополчения, освобождении Москвы или рассказ учителя, сопровождаемые иллюстрациями, работой с картой (см. историческую справку, презентацию).

Подведение итогов урока.

– Какие чувства у вас вызвал рассказ о событиях Смутного времени и освобождении Москвы в октябре 1612 года? Как вы думаете, правильно ли поступило наше правительство, учреждая праздник «День народного единства»?

Для закрепления изложенного материала с учащимися можно решить кроссворд (см. презентацию).

«Единство России скрепляют присущий нашему народу патриотизм, культурные традиции, общая историческая память.»

В.В. Путин

Учитель отмечает, что учреждение нового праздника День народного единства 4 ноября связан с событиями Смутного времени, с освобождением Москвы народным ополчением под руководством К. Минина и Д. Пожарского от польских интервентов 26–27 октября 1612 г.

Эти события знакомы учащимся из курса истории России. Поэтому при проведении занятия необходимо сосредоточиться на проведении параллелей между историческими событиями и современной историей России.

В основу урока можно положить обсуждение вопросов, позволяющих школьникам высказать свою точку зрения.

Вопросы для обсуждения.

  1. Как можно объяснить понятия «национальное единство», «национальное самосознание»?
  2. В какие периоды русской истории эти понятия приобрели наиболее актуальное значение?
  3. Какие даты русской истории могли бы быть отмечены как День народного единства? Аргументируйте свое мнение.
  4. Почему, как вы думаете, при учреждении нового праздника предпочтение отдано событиям Смутного времени?
  5. Учреждение Дня народного единства было одобрено Русской православной церковью. Почему?

P.S. В каникулы можно предусмотреть экскурсии на Красную площадь, Музей истории Москвы, Троице-Сергиевский монастырь.

Краткая историческая справка

Событиям октября 1612 года предшествовали годы, вошедшие в историю нашей страны как Смутное время. Смерть царя Фёдора Ивановича Романова прервала правящую династию Рюриковичей, и в стране начался период, названный современниками «безгосударствием». Отсутствие «природного» царя, самозванство, гражданская война и интервенция – характерные черты этого времени.

Некоторые историки называют период Смутного времени временем неиспользованных возможностей для России.

Борис Годунов, первый выборный царь в России, прилагал все усилия к тому, чтобы преодолеть разруху, доставшуюся в наследство от царствования Ивана Грозного. В стране развернулось доселе небывалое строительство городов, крепостных сооружений. Новые укрепления опоясали и Москву. Заботясь об укреплении городов, Годунов стремился облегчить положение посадских людей. С другими государствами он предпочитал вести переговоры, а не войны. Царь стремился открыть страну для европейцев. Пожалуй, он первым из российских монархов в полной мере осознал значение просвещенного Запада. Задолго до Петра Первого он выбрал 18 московских дворян и отправил их в разные страны учиться. Но неспособность справиться с последствиями голода начала XVII века не дала династии Годуновых возможности продолжиться на русском престоле.

Венчавшийся 30 июля 1605 г. царским венцом царевич Дмитрий (Лжедмитрий I) представлял собой образ европейского правителя. Но он слишком решительно разрушил образ царя-полубога, за что и был свергнут.

Правление Василия Шуйского – еще одна из неиспользованных возможностей для России. Дело в том, что, вступая на трон, В. Шуйский впервые присягнул своим подданным. Он торжественно целовал крест и дал соответствующую «запись» в том, что он никого не осудит и не предаст смерти без «истинного» суда со своими боярами, не станет преследовать и лишать имущества родственников и наследников опального, если они невиновны. Царь обязывался не слушать ложных доносов и полагаться только на справедливое расследование. «Царь превращался из государя холопов в правомерного царя подданных, правящего по законам» (В.О. Ключевский).

Начавшаяся гражданская война усилила раскол в обществе. Попытка возвести на престол очередного ставленника Польши Лжедмитрия II («тушинский вор») окончилась неудачей. Началось открытое вторжение польских войск в пределы России (интервенция).

В сентябре 1609 г. польский король Сигизмунд III осадил Смоленск. Оборону возглавил воевода М.Б. Шеин. Почти 21 месяц гарнизон и вооружившиеся жители города удерживали Смоленск.

Русские бояре отправили посольство к Сигизмунду III – просить на русский престол его сына, королевича Владислава. В феврале 1610 года был заключен русско-польский договор. В нём повторялась «крестоцеловальная запись» Василия Шуйского и давались гарантии, что Россия не станет частью Речи Посполитой, сохранит независимость. Шляхте запрещалось занимать административные должности в России. Вызвал разногласия лишь один пункт: фанатичный католик Сигизмунд III не соглашался, чтобы его сын принял православную веру. Если бы Владислав принял православие, то он лишился бы права на польский престол и стал бы просто русским царем иностранного происхождения. В Западной Европе это было привычным явлением. Ведь и сам Сигизмунд III был польским королем шведского происхождения. В российском же государственном устройстве могли укрепиться договорные начала.

17 июля 1610 г. бояре потребовали от В. Шуйского отречения от престола и подтвердили договор о призвании Владислава. Швеция, узнав о низложении царя и о русско-польском договоре, оккупировала северо-западные русские земли. Переговоры о вероисповедании будущего русского царя зашли в тупик. Одновременно обострилась ситуация в Москве. Польский гарнизон, расположившийся в городе, подчинялся наместнику Владислава - Александру Гонсевскому. Сигизмунд III побоялся отпустить в мятежную далекую Москву своего пятнадцатилетнего сына. Гонсевский повел себя как самовластный правитель, не считаясь с русскими обычаями. Он начал раздачу земель сторонникам поляков, конфискуя владения тех, кто не признавал новую власть.

По стране, наводя ужас на мирных жителей, бродили шайки разбойников. Устав от бесконечных междоусобиц, население России мечтало о твердой власти, способной навести порядок в государстве. В обществе всё более крепла мысль о созыве всенародного ополчения для освобождения Москвы.

Первое ополчение

Созыву ополчения способствовал распад Тушинского лагеря Лжедмитрия II. После гибели самозванца в декабре 1610 г. тушинские казаки и дворяне влились в создававшееся ополчение.

В феврале-марте 1611 г. бывшие воеводы Василия Шуйского и Лжедмитрия II из Тулы, Калуги, Нижнего Новгорода, Ярославля, Рязани, Суздаля, Владимира и других городов вместе с отрядами дворян, стрельцов, казаков, служилых татар объединились ради единой цели - изгнания поляков из Москвы.

Высшим органом власти в Первом ополчении был Совет всей земли, возглавлявшийся рязанским воеводой Прокопием Ляпуновым, князем Дмитрием Тимофеевичем Трубецким и бывшим «боярином» Тушинского вора, безродным казачьим атаманом Иваном Заруцким. Действия руководителей ополчения были нерешительными из-за противоречий между казаками и дворянами.

Первое ополчение осадило Москву. 19 марта 1611 г. произошло решающее сражение, в ходе которого восставшим удалось овладеть Белым городом. Однако поляки подожгли Белый и Земляной город. Благодаря этому им удалось удержать Кремль и Китай-город. В эти дни особо отличился князь Дмитрий Иванович Пожарский, ведший отчаянный бой с поляками на Лубянке, где находился его двор (в этом бою он был ранен).

Стычки с поляками продолжались еще несколько суток. На помощь Сигизмунда им рассчитывать не приходилось - он был озабочен взятием Смоленска, и польский гарнизон вместе с верными полякам московскими боярами засел в осаду.

30 июня 1611 г. по инициативе П. Ляпунова был принят «Приговор всей земли», носивший ярко выраженный дворянский характер. В соответствии с этим документом казаки не имели права занимать в управленческих органах какие-либо традиционно дворянские должности. Крестьяне и холопы должны были вернуться к своим прежним хозяевам.

«Приговор...» возмутил казачество. П. Ляпунов был приглашен на казачий круг и убит в отместку за смерть 28 казаков, незадолго до этого утопленных дворянами под Москвой. Узнав о гибели своего предводителя, дворяне покинули ополчение. Осаду Москвы продолжили казачьи силы во главе с И. Заруцким и Д. Трубецким.

Распад первого ополчения сопровождался другими неудачами. 3 июня 1611 г. после героической обороны из-за предательства перебежчика пал Смоленск. Сигизмунд III заявлял теперь, что русский трон будет занят не его сыном, а им самим. Это означало, что Россия станет частью Речи Посполитой и перестанет существовать как самостоятельное государство.

Второе ополчение

Осенью 1611 г. стало создаваться Второе ополчение. Нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к жителям города не пожалеть средств на ополчение, чтобы освободить Москву. Он убеждал отдать на это святое дело «все злато и серебро и, если надо будет продать имущество, заложить жен и детей своих». Народ без раздумий откликнулся на призыв. Люди нередко жертвовали последним.

Во главе ополчения был поставлен князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Было создано правительство, названное (как и в Первом ополчении) Советом всей земли. Руководители его – Минин и Пожарский – напряженно готовились к решительному выступлению.

В марте 1612 г. об ополчении уже знали по всей стране. На пути к столице люди радостно встречали ополченцев и присоединялись к ним. Из Нижнего Новгорода ополчение двинулось к Москве через Кострому и Ярославль. В этих крупных богатых городах, сравнительно мало затронутых Смутой, проживало немало служилых и посадских людей, которые влились в ряды ополчения.

В Ярославле формирование правительства завершилось. Были созданы основные приказы – органы управления. Ополчение получило значительные средства за счет обязательного обложения всего населения, церквей и монастырей на пятую часть имущества («пятая деньга»).

На помощь польскому гарнизону двигались войска гетмана Ходкевича с запасами боеприпасов и продовольствия. Но ополчение Минина и Пожарского опередило их – в августе 1612 г. оно подошло к столице и соединилось с остатками Первого ополчения.

Передовые отряды ополченцев подошли к Москве немногим ранее поляков и расположились полукругом от Тверских до Пречистенских ворот. Первое столкновение между противниками произошло 22 августа близ Новодевичьего монастыря. В ходе боя полякам удалось переправиться через Москву-реку, и лишь вмешательство казацких сотен князя Трубецкого, стоявших под Москвой еще задолго до прихода Минина и Пожарского и выступивших на их стороне, спасло положение. Не ожидавшие флангового удара польские роты вынуждены были отступить за реку к Поклонной горе.

В ночь с 23 на 24 августа отряд из 500 человек, посланный Ходкевичем, под покровом темноты проник в осажденный Кремль. Усиленные этим отрядом, засевшие там поляки совершили вылазку из ворот Китай-города, переправились через реку и овладели позициями ополченцев близ церкви Святого Георгия. В то же время Ходкевич двинул свои полки к Донскому монастырю, стараясь зайти в тыл ополченцев с незащищенной юго-восточной стороны. Однако земская пехота остановила продвижение поляков. Завязался упорный бой, в котором колоссальные потери были с обеих сторон. Но удача всё же сопутствовала полякам. Ополченцы вынуждены были отступить на левый берег Москвы-реки. Польские роты начали преследование и также переправились на левый берег.

В этот момент Козьма Минин снова обратился к казакам с просьбой помочь в отражении атаки. Казаки ринулись в бой и опрокинули боевые порядки наступавших поляков. Пока шло это сражение, Минин сам переправился на другой берег Москвы-реки и ударил в тыл польским войскам. В стане Ходкевича поднялась паника. Бросив весь обоз, артиллерию и провиант, гетман спешно отступил из русской столицы. В значительной степени это предрешило судьбу польского гарнизона в Кремле. 26 октября 1612 г., убедившись в своей обречённости, он капитулировал.

Земская рать со стороны Арбата торжественным маршем с развёрнутыми знаменами под шум ликующей толпы горожан проследовала на Красную площадь. Там она соединилась с участвовавшими в освобождении столицы отрядами князя Трубецкого. Войска сошлись возле лобного места и через Спасские ворота вошли в Кремль. Москвичи праздновали победу.

История праздника «День народного единства»

В декабре 2004 года Президент России Владимир Путин подписал Федеральный Закон «О внесении в статью 1 Федерального закона «О днях воинской славы (победных днях) России», в котором 4 ноября объявлялся Днём народного единства. Впервые в России этот новый всенародный праздник отмечался 4 ноября 2005 года.

К законопроекту имеется пояснительная записка, в которой отмечается: «4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов, продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».

4 ноября (22 октября по старому стилю) ещё отличается и православный праздник Казанской иконы Божией матери, считающейся защитницей Москвы. Освобождение Москвы в 1612 году совпало с этим днем. Со времени восшествия на престол Михаила Фёдоровича Романова Казанская икона сделалась семейной в царском роду. В Москве был установлен праздник Казанской иконы Божией Матери два раза в год – в день обретения иконы 8 июля и в день освобождения Москвы от поляков 22 октября – с учреждением двух крестных ходов из Успенского собора во Введенскую церковь, где князем Пожарским поставлен был верный список с чудотворной иконы Казанской Божией Матери . В 1649 году царь Алексей Михайлович установил 22 октября праздновать по всей России.

Правление в период Смутного времени

(начало XVII века)

Борис Годунов (1598–1605)

Федор Борисович (апрель-май 1605)

Лжедмитрий I (1605–1606)

Василий Шуйский (1606–1610)

Лжедмитрий II (1608–1610)

Владислав (польский королевич) (1610–1612 – правила «семибоярщина»)

Термины и понятия

Смутное время (1598–1613) – период в истории России, характеризующийся слабостью государственной власти и неподчинением окраин центру, самозванством, гражданской войной и интервенцией.

Гражданская война – наиболее острая форма социальной борьбы населения внутри государства (война граждан) за власть и решение основных жизненных проблем противоборствующих сторон.

Интервенция (лат. вмешательство) – насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства, нарушение его суверенитета.

Ополчение – военное формирование во время войны, созданное в помощь регулярной армии.

Национальное самосознание – осознание народом своей роли в истории страны.