История возникновения бисера. История возникновения бисероплетения История бисера и бисероплетения кратко

История бисера уходит в далекое прошлое. Великолепный по своим декоративным качествам материал привлекал внимание мастеров с незапамятных времен.

Стеклянные бусины - непосредственные предшественники бисера - украшали одежду древнеегипетских фараонов. Кочевые племена сарматов и скифов еще за несколько столетий до Рождества Христова носили одежду и обувь, отделанную бисером. Маленькие стеклянные шарики украшали ворот, края рукавов и нагрудную часть рубах, а также шаровары, пояса и головные уборы.

Не обойден вниманием бисер и на Руси. Первые сведения о его использовании в декорировании одежды относятся к IX-XII вв. Этим же периодом датируются и захоронения на территории Латвии, в которых были найдены матерчатые венцы, украшенные бронзовыми спиральками и бисером.

На протяжении нескольких столетий единственным центром производства бисера в Европе была Венецианская республика. До этого его изготовляли в стеклодельных мастерских Германии и Галлии. из этих мест оно перекочевало в Византию, а уже из Византии пришло в Венецию.

Центром производства венецианского стекла стал остров Мурано. Там изготовляли различного вида сосуды (в основном надувные), зеркала, бусины, пуговицы, бисер и прочее. Если на начальном этапе создания промысла в мастерских делали различные типы стеклянных изделий, то несколько позже они стали специализироваться на каком-либо одном виде продукции. Венецианское стекло, в том числе и бисер, приносили республике колоссальные доходы. Страны Восточной Африки, европейские государства, а затем и Америка - такова география торговли стеклянными изделиями.

Интересно отметить, что знаменитый мореплаватель Марко Поло был сыном известного в то время бисерного мастера. Возвратившись на родину из своего долгого путешествия, Марко Поло поведал о большой популярности стеклянных украшений в заморских странах, что в свою очередь способствовало расширению производства венецианского стекла.


Значительные прибыли Венецианской республики, являвшейся монополистом в стеклоделии, вызывали зависть у жителей соседних государств, которые пытались разузнать секреты стекольного производства. Стремясь сохранить монополию в торговле стеклом, правительство республики в 1275 году издало указ, запрещавший вывоз за ее пределы сырья, необработанного стекла и даже его осколков. Сделано это было для того, чтобы конкуренты не могли определить состав стекольной массы. Жестокое наказание ждало мастеров, вывозивших секреты производства стекла за границу, - их объявляли государственными изменниками, брали в заложники родственников, добиваясь возвращения беглецов, убивали. Но правительство Венецианской республики стремилось удержать стеклоделов не только силой. Им давалась исключительная привилегия - дочери мастеров могли выходить замуж за патрициев. Мало того, власти закрывали глаза на разбойные нравы, царившие в Мурано. А ведь стеклоделы, помимо своей основной профессии, не брезговали и грабежами. В своих «Мемуарах» Д. Казанова вспоминал, что приезжие, заночевавшие в Мурано, могли поплатиться за такую неосторожность не только кошельком, но и жизнью.


Главным, наиболее тщательно скрываемым секретом стеклоделия было производство соды - обязательной добавки к песку, из которого варилась стекольная масса.

До конца XVII века Венеции удавалось сохранять монополию на производство бисера и стекла. Однако вскоре у нее появились опасные конкуренты. Мастера Богемии разработали технологию получения так называемого «лесного стекла», заменив соду древесной золой (поташем). По своим физическим характеристикам богемское стекло значительно отличалось от венецианского. Поташ придавал ему тугоплавкость и великолепные оптические свойства. Но из-за высокой температуры плавления работать с ним было труднее: богемское стекло, в отличие от венецианского, не поддавалось обработке в нагретом состоянии, однако его можно было подвергать огранке, усиливающей игру света в изделии. Помимо толстостенных стеклянных сосудов с глубокой огранкой, принесших славу богемским мастерам, гранились также бусины и бисер. Постепенно на мировом рынке богемский бисер потеснил венецианский.


К XVIII веку Венеция уже не могла больше препятствовать появлению новых мастерских за ее пределами. Их открывали беглые мастера из Мурано. стеклоделы, купившие секреты технологии, и никакие меры борьбы с ними. включая заказные убийства, уже не могли остановить крушение монополии. Производство венецианского бисера постепенно приходило в упадок.

Во второй половине XVIII века появились машины для вытягивания трубок из стекла, что ускорило и удешевило производство бисера. Соперничество конкурировавших между собой за рынок сбыта Венеции и Богемии способствовало появлению бисера, разнообразного по цвету, форме и размерам. Во многих городах Европы проходили ежегодные ярмарки бисера, а в Нюрнберге располагался постоянный склад продукции венецианских мастеров.

Первая попытка создать производство бисера в России относится к концу XVII века. В 1670-1680 годах в дворцовом селе Измайлово при содействии венецианских мастеров была организована мастерская по его изготовлению. Но наладить массовый выпуск отечественного бисера тогда не удалось. Бисер и стеклярус продолжали ввозить из-за границы. Его закупки постоянно росли: если в 1748 году только через Санкт-Петербургский порт в страну было ввезено 472 пуда бисера, то спустя четыре года уже 2126 пудов. Однако дефицит на бисер по-прежнему оставался значительным. Поэтому М. В. Ломоносов, в совершенстве владевший техникой изготовления смальты - цветного непрозрачного стекла, применяемого для мозаичных панно, решил расширить в России еще одно направление стеклоделания - изготовление бисера.


По указу Сената ему была предоставлена безвозмездная ссуда в размере 4 тысяч рублей и земля, на которой планировалось разместить стекольное производство. Фабрика была организована в 1754 году в Усть-Рудицах. Первая ее продукция появилась год спустя. Ломоносов постоянно совершенствовал технологию изготовления бисера, разрабатывал новое оборудование, и к 1670 году количество выпускаемого стекляруса и бисера значительно возросло. Стекольная фабрика в Усть-Рудицах просуществовала до 1765 года, но после смерти М. В. Ломоносова производство было свернуто и фабрика закрылась. Потребность в бисере продолжала удовлетворяться за счет поставок из Богемии и Венеции.

Во второй половине XIX века, в основном на территории Подмосковья, возникло множество мелких стеклодельных мастерских, в которых изготовляли бисер. Но продукция кустарей была очень низкого качества, она не могла удовлетворить спрос на этот материал. Только в 1883 году в Одессе открылась стеклярусная фабрика Я. Б. Ронигера, где было налажено изготовление качественной, конкурентоспособной продукции. Однако вытеснить иностранных производителей бисера с российского рынка не удалось и в этот раз.

Бисер и стеклярус обычно воспринимаются как материал для женских украшений, рукоделия, мелких изделий бытового и декоративного назначения. Но стеклянные зерна использовали и для отделки интерьеров. Так, по свидетельству известного русского историка И. Е. Забелина, в некоторых покоях Московского Кремля «стены клейстеровали мукой или клеем и по этому грунту насыпали стеклярусом… В 1689 году в комнате царицы Натальи Кирилловны стены обиты полотном и выгрунтованы мелом… и насыпаны стеклярусом по зеленой земле».

Стеклярус, модификацию бисера удлиненной цилиндрической формы, из (и брели во Франции. Он не только насыпался на клеевую поверхность, но и пришивался на ткань. Основой подобных настенных панно служил холст. На него углем наносился рисунок, по которо-му выкладывались одноцветные стеклярусные нити, набранные на прочную нитку или проволоку. Снизки стекляруса пришивались к основе рабочей нитью при помощи стежков-перехватов, располагавшихся в промежутках между несколькими бусинками стеклярусной снизки. Такой видвышивания получил название шитья «вприкреп». Расположение стеклярусных нитей подчеркивало форму элементов изображения, а контуры рисунка обводились снизками черного цвета. Эти несложные приемы придавали настенному панно большую выразительность. Черный цвет контура усиливал яркость и сочность красок, а различное расположение цилиндриков стекляруса подчеркивало игру света в изделии. Выполненные в такой технике сюжетные композиции, украшавшие, как правило, дворцовые интерьеры, получи-ли название «французские обои». Этими «обоями» был отделан китайский кабинет дворца в Ораниенбауме, названный впоследствии стеклярусным. Интересно, что в создании композиции настенных панно принимала участие сама Екатерина II.

Для многих народов Российской империи элементы одежды, отделанные бисером, стали неотъемлемой частью национального костюма. Женская одежда севера и юга России существенно отличалась друг от друга. В северных и центральных губерниях основу костюма составляли рубаха, сарафан и кокошник - сарафанный комплекс одежды, а в южных был распространен более архаичный - поневный, состоящий из рубахи, поневы и «сороки». Однако во всех типах народного костюма разнообразием и богатствам отделки выделя-лись женские и девичьи головные уборы. Женские уборы отличались от девичьих тем, что полностью скрывали волосы, так как, по древнему славянскому обычаю, женщина не должна была появляться на людях простоволосой.


Ярко выраженные региональные особенности женского костюма проявлялись не только в покрое, но и в способе его отделки. Кокошник и другие элементы женской крестьянской одежды северных губерний были богато украшены мелким речным жемчугом, золотным шитьем, стеклами в металлических оправах. Широкому распространению жемчужного шитья способствовала относительная доступность материала. Пресноводные моллюски жемчужницы в изобилии водились в северных реках и озере Ильмень, а более крупный жемчуг при-возили из Кафы (Феодосия). Жемчужное шитье известно на Руси еще с Х века. На протяжении нескольких столетий жемчугом отделывались церковные облачения, обувь и одежда, головные уборы и украшения. С середины XVIII века в народном костюме наряду с жем-чугом стали использовать и бисер. Технические приемы работы с бисером (бисероплетение), применяемые в народном искусстве русского Севера и Поволжья, практически не отличались от традиционных приемов жемчужного шитья. При декорировании изделия жемчужины, как правило, укладывались либо поверх навитого ранее хлопчатобумажного шнура (шитье по шнуру), либо поверх пеньковой или хлопчатобумажной нити белого цвета (шитье по бели), тем самым поднимаясь над плоскостью ткани. Соединение в одной композиции больших и малых жемчужных зерен подчеркивало рельефность изображения.

История бисеропле тения уходит своими корнями в глубокую древность. Стеклянные бусы из бисера были известны уже в глубокой древности. В Египте изготовляли одежду из бисерной сетки, которая набиралась из крупного непрозрачного бисера цилиндрической формы. Изготовление бисера совершенствовалось, и со временем его стали делать вначале из полупрозрачного, а затем из прозрачного стекла. Бисер - это стеклянные бусинки очень маленького размера. Вначале их делали, наматывая тонкий слой расплавленного стекла на металлический прут.

Полученную стеклянную трубочку разрезали на отдельные кусочки, а их впоследствии, обрабатывали в ручную, чтобы придать им округлую форму. Бисер впервые в современном его виде стали изготовлять в Венеции в стекольных мастерских на острове Мурано в середине XV века. Секрет его изготовления сохранялся в строгой тайне. Мастера за разглашение секрета карались по строжайшим законам, вплоть до смертной казни.

Позже бисер стали изготовлять в Богемии. Изобретение в конце XIX века машин по изготовлению бисера позволило удешевить его производство, и богемский бисер быстро распространился по всему свету. Богемский бисер отличался легкостью обработки, чистотой стекла и особой огранкой. В России наибольшее развитие бисероплетение получило в XVIII веке. Больше всего было распространено вышивание и вязание бисером, а кроме того, создание картинок путем вдавливания бисеренок в расплавленный воск.

В Россию бисер привозили из Венеции и Богемии. Производство бисера в нашей стране пытался осуществить М.В.Ломоносов, создавший в 1754 году фабрику по производству стекляруса, бисера и мозаичного стекла. Но просуществовала она, к сожалению не долго и закрылась вскорепосле смерти Ломоносова. Бисера высокого качества не производится в нашей стране и по сей день. Бисер поступает к нам из Чехии, Японии и с Тайваня.

Традиционные народные ремесла -всегда отличный повод использовать в украшениях самые разнообразные материалы: перья и кусочки меха, тисненую кожу и дерево, рог и перламутр, шнуры и цепочки. Подвески, широкие браслеты, гривны, пояса напоминают об амулетах и воинских доспехах, служивших защитой многим поколениям наших предков.

К началу ХIХ века в России начался настоящий бисерный бум. В деревнях бисер и стеклярус стали чуть ли не обязательным украшением народного костюма. Долгими вечерами крестьянки плели, низали, ткали, вышивали воротнички, делали бусы и ожерелья, украшали головные уборы, пояса, праздничные сарафаны, соперничая в скорости да в спорости. Недаром считалось, что "бороной да иглой деревня стоит".

В помещичьих усадьбах в специальных мастерских обучали рукоделию крепостных девушек. Помещичьи дочери и жены обычно вышивали основной узор, а фон выполняли крепостные мастерицы.

В городах, особенно в Москве, почти в каждом доме вышивали бисером, украшали рукоделием дома, делали друг другу подарки к праздникам и именинам. Семья собиралась в гостиной, читали вслух, музицировали, вели беседы, а женщины занимались рукоделием. Светские дамы, купчихи, горожанки, преуспевшие в этом искусстве, участвовали в отечественных и зарубежных выставках и получали награды. Богатая девица коротала время, а бедная зарабатывала на хлеб. Мастерство в рукоделии служило признаком хорошего воспитания и домашнего образования.

Не гнушались рукоделием и царственные особы. В хоромах на женской половине в специальной светлице изготовляли церковную утварь, подчас очень высокого качества; из мирских вещей любили расшивать вошвы - бархатные и атласные платки, украшали бисером дамские шапочки, башмачки и многое другое.

Но настоящими центрами рукоделия были женские монастыри.Здесь готовили убранство для церквей, одеяния священнослужителей расшивали золотом, шелком, серебром, каменьями, а иконы, выполненные лицевой гладью, с жемчугами и бисером, соперничали с иконами писаными.

Монахиням-рукодельницам доверяли и богатые модницы, и государственные мужи, украшавшие шитьем свои мундиры. Монахини занимались благотворительность ю, особенно детской: создавали приюты, обучали грамоте, пению и рукоделию, давали девочкам-сиротам ремесло в руки. В ХI веке в Киеве внучка Ярослава Мудрого Анна-Янка основала при монастыре первую на русской земле школу для послушниц.

Веками монастыри собирали и хранили разнообразную технику рукоделия. Благодаря им мы можем любоваться прекрасными произведениями искусства - иконами, патриаршими облачениями, царскими одеяниями в Оружейной палате Московского Кремля и других музеях страны.

Недавно я заинтересовалась историей бисера, и оказалось, что у маленькой бусинки удивительно большая история! Кто бы мог подумать, что история возникновения и создания бисера, вышивки из него, бисероплетения, насчитывает несколько тысячелетий. Маленькая бусинка способна рассказать нам об образе жизни предков, их вкусах и привычках. В руках мастера несет в себе определенное настроение, согревает душу.

История бисера

Слово бисер произошло от арабского «бусра», «бусер», и означает «фальшивый жемчуг». Существует чрезвычайно интересная легенда, рассказывающая, как бусинка появилась впервые. Согласно ей, финикийские купцы перевозили из долины Нила природную соду. Плыли они по Средиземному морю, и однажды остановились на ночлег на пустынном песчаном берегу. Чтобы приготовить еду, купцы решили развести огонь, и обложили костер целыми кусками соды. А утром нашли в золе от костра твердый и сверкающий слиток, прекрасный и чистый, как вода.

Так появилось стекло, и была открыта технология изготовления. Случилось это в IV тысячелетии до нашей эры. Данный факт подтверждают находки, обнаруженные археологами в Египте и на Ближнем Востоке. Чуть позже, в III веке до нашей эры началось развиваться производство стекла в Китае. А вот изготовление непосредственно бисера началось гораздо позднее, в I тысячелетии до н.э., когда изобрели стеклодувную трубку.

Египетские украшения.

Тогда же и начали изготавливать изделия из бусинок. Украшения из стекла находят при раскопках в Египте, Месопотамии, Индии, Греции. Со временем технология изготовления стекла усовершенствовалась, мастера-стеклодувы научились окрашивать стекло, делать его абсолютно прозрачным.

Скифские украшения

В Европе изготовление бисера началось в начале современного тысячелетия. Сначала в Риме, затем распространилось по территории нынешней Франции и Германии. Но центром изготовления бисера в Средневековье стала Венеция — многие века она единственная снабжала и Восток и Запад. Между прочим, бисер ценился настолько дорого, что его обменивали на золото, шелк и пряности — был чрезвычайно ходовым товаром.

После открытия Америки, вместо мастерских начали строить целые стекольные заводы. Я уверена, вы поняли, почему: бусы, бисеринки пользовались огромной популярностью у туземцев. Обмен был взаимовыгодным.

Долгое время основным поставщиком бисера была Венеция, строго охраняющая секреты изготовления. Но не смотря на то, что мастера, выдавшие технологию, могли лишиться жизни, постепенно секреты изготовления венецианского стекла распространились по Европе. И основным конкурентом Венеции стала Богемия (Чехия).

Из древних захоронений.

Нужно сказать, ученики превзошли учителей. Чешские мастера изобрели бисер, по качеству намного лучше венецианского. Он был тверже, легче обрабатывался и шлифовался. Вдобавок, они начали делать «лесное» стекло, с красивым зеленоватым цветом.

Ох и красив же был граненый богемский бисер! В XVII-XVIII веках из него делали бусы, стеклярус, камни для вышивания.

Вам, наверное, будет интересно узнать, что бисер изготавливали не только из стекла. В XIX веке популярными были бусинки из металла — золота, меди, серебра.

Изначально изделия из бусинок могли позволить себе только богатые, состоятельные слои населения. Но с расширением промышленного производства бисер стал доступен и для простого народа, не потеряв своей художественной выразительности и красоты. И это дало новое направление в использовании бусинок.

История вышивки бисером и бисероплетения

Пальма первенства принадлежит Франции. В XIX там начали украшать бусинами одежду. Расшивали не только костюмы, но и аксессуары — сумочки, шарфы, перчатки. А поскольку Франция всегда являлась законодательницей моды, то вскоре применение стекляруса и бисера в создании одежды и аксессуаров распространилось по Европе.

Интересные факты из истории бисера

В истории бисера много интересного, и я не могу не рассказать об этом. Это сейчас бусинка — обычное дело. А когда-то, крохотной стеклянной капельке приписывались чудодейственные свойства.

  • Древние шаманы и колдуны буквально увешивались украшениями — это подтверждают раскопки, сделанные археологами.
  • Жители Африки, индейцы из Америки были уверены, что бусины изгоняют злых духов, поэтому нашивали их на одежду. Индейцы украшали жилища и предметы обихода — считая бисер оберегом от злых сил.
  • У народов Африки существует ритуал посвящения в мужчины. Обряд сопровождается прокалыванием носа и ушных раковин, в которые вставляются украшения из бисера. Украшения из бусинок специально изготавливают и для свадебных обрядов.
  • Африканское племя зулусов использовало бусины в качестве сообщений и писем.
  • Вы наверняка видели индейцев, украшенных нитями бус на лице — носу, нижней губе, ушах. Таким образом, они оберегают отверстия на голове от проникновения злых духов. Да что говорить, в Древней Руси князья носили серьгу в ухе (в одном) — с той же целью!
  • Правители Индии, назначая себе преемника вручал ему браслет.
  • Попозже, в средние века, украшения из бисера стали символом благополучия и достатка. В Германии воины носили его в знак доблести.

Римский золотой бисер.

Из истории украшений из бисера

Знаете ли вы, что воротник, как украшение, появился аж в XII веке. В те времена он был необычным украшением в одежде. Поначалу воротник был чисто женским атрибутом. А брошь, сделанная из бусин, была необходимым предметом для застегивания одежды. И лишь позже её начали украшать, постепенно сделав произведением искусства.

В Средние века, пояс, как украшение, могли носить только незамужние девушки и высокопоставленные мужчины.

У нас, в России, имеется своя , вышивки и бисероплетения, я о ней рассказала в отдельной статье.

Потихоньку заполняется моя шкатулка историй.

История пэчворка.

В подарок за долгое чтение предлагаю посмотреть видео. Вы увидите восхитительные работы из бисера!

С доисторических времен и до наших дней "бусины", вырезанные из камня или из костей и зубов животных, вызывали огромный интерес.

Около 6000 г. до н. э. в Сирии, Ливане и Турции зародились не только первые формы кустарного производства бусин, считавшихся амулетами, но и торговля ими.


Достоверных фактов как, где и когда появилось стекло, нет.



Одни соглашаются, что первооткрывателями стекла стали финикийские купцы. Согласно легенде - однажды купцы высадились на берег где-то в Сирии. И когда разожгли костёр, чтобы приготовить себе пищу, взяли большие камни из груза корабля - они хотели использовать их для подставки горшков. Так или иначе, но камни, оказавшиеся кусками селитры, соединились с песком и под действием высокой температуры расплавились. Потекла струйка жидкого стекла.

А может было всё иначе? Может родиной стекла был Древний Египет... Именно там в гробницах нашли первые стеклянные бусы. Они были разноцветные. Уже тогда египтяне научились делать стекло голубого, зелёного и пурпурного цвета, добавляя кобальт, медь или марганец. Любили эти украшения и мужчины, и женщины. Египтяне производили бисер, наплавляя стеклянную массу, окрашенную в синий, зеленый или черный цвет, на кусочки кварца. Бусины под названием "фаянс" ценились очень высоко, в оправе из чистого золота их носили фараоны, считая амулетами.


Однако египетский фаянс не имеет ничего общего с фаянсом современным, сырьем для которого служит глина. Для египетского фаянса в качестве сырья использовался толченый кварц. Его отформовывали и покрывали цветной поливой из стекловидной массы. По составу это было уже стекло, но с несколько иной технологией производства. Оно не было прозрачным, т. к. служило для имитации драгоценных н поделочных камней. Коричнево-красное, зеленое, синее стекло с успехом заменяло сердолик, бирюзу, лазурит. Красителями служили соединения меди, марганца, железа, свинца.



В период эллинизма (400 г. до н.э.) самым оживленным центром изготовления бусин и бисера становится Александрия, где появляется новая техника "мозаичного стекла", основанная на использовании полых или цельных стеклянных трубочек разных цветов.

В 111-11 вв. до н.э. в Греции изготавливали бусины самых разных форм и расцветок. Предполагается, что крупнейшим центром их производства был остров Родос.


Название - бисер происходит от арабского слова «бусра» или «бусер», т.е. фальшивый жемчуг. Римляне, завоевав Египет, распространили производства стекла и бисера в Римской империи, а затем в Византии. Благодаря применению так называемого "мыла для стекла" (двуокиси марганца) римляне научились очищать стекло от цветных примесей, что позволило им получать образцы из мозаичного стекла, белого матового стекла и др. С изобретением стеклодувной трубки, стекло становится прозрачным. Около 200 г. до п. э. его начали прессовать в открытых формах. Из предмета роскоши стекло превращается в материал для изготовления домашней утвари.


Известна была и техника золочения стекла. Золотой листочек наклеивали на поверхность изделия, в случае необходимости вырезали из него нужный рисунок, а излишки золота удаляли. На тончайший золотой узор накладывали слой прозрачного стекла для закрепления. Плиний Старший писал, что дворец тирана Фермия был отделан такими золочеными стеклянными пластинками.



К IX в. сложилось русское стеклоделие. Мастера делали мозаичные стекла, эмали (кстати, русские эмали в то время считались лучшими в мире и спрос на них был велик), кольца и браслеты, бусы. Вместе с тем наши предки ввозили бусы и из других стран. Арабский путешественник Ибн-Фадлан(Х в.)писал: «Самое лучшее из украшений у них (русов) — это зеленые бусы из той же керамики, которая находится на кораблях. Они (русы) заключают (торговые) контракты относительно них, покупают одну бусину за дирхем и нанизывают как ожерелья для своих жен». Русское производство стекла пришло в упадок во времена монголо-татарского ига.

В период античности центрами производства стекла, следовательно и бусин, наряду с Египтом и Римом стали мусульманские страны. Но после падения Дамаска в 1401 г. производство стекла в государствах исламского мира постепенно пришло в упадок. Наиболее значительную роль в производстве бусин начинает играть Венеция, мастера которой взяли на вооружение все технические приемы обработки стекла предшествующих поколений. Здесь производство обосновалось на долгие годы. Венеция стала главным центром и поставщиком бисера в Европе. Весь мир украшала Венеция своим бисером - сумочки, чехольчики, шкатулки, подушечки, одежда и даже оплётка для посуды тоже была из бисера.


В 1291 г. все стеклоплавильные печи, кроме небольших мастерских по производству четок и обработке драгоценных камней, переместились на остров Мурано, неподалеку от Венеции, не только чтобы уберечь город от пожаров, но и для сохранения тайны изготовления стекла. Жители Мурано как бы образовали собственное государство: свои суд, монета, администрация и посол в Венеции. Сенат запретил вывоз с территории острова сырья и осколков необработанного стекла - чтобы никто не мог определить состав.

Стеклоделы Мурано были почитаемы и пользовались неслыханными привилегиями, но за разглашение секретов мастерства к их семьям могли просто подослать наемных убийц. Чтобы стеклоделы не уходили с рабочих мест, им была предоставлена невиданная доселе привилегия - их дочерей можно было выдавать за аристократов, и их внуки становились аристократами. Бежавших стеклоделов возвращали и жестоко наказывали., вплоть до смертной казни.

В дальнейшем бисер использовался в основном для изготовления четок и для имитации драгоценных камней. Часто было очень трудно отличить настоящий хрусталь от подделок, посему в 1445 г. был издан закон, предусматривающий строгое наказание за подделку для изготовителей и распространителей фальшивых украшений.

Во второй половине XV века (к 1475 г.) зарождаются новые приемы изготовления бусин из полых стеклянных трубок, которые разрезались на мелкие кусочки, затем шлифовались, чтобы придать бусинам округлую форму. Так появились бисерщики, которые в 1604 г. объединились с производителями хрусталя в Корпорацию мастеров-изготовителей четок и цветного бисера.


В начале XVI в. появился способ обработки стекла, получивший название "над огнем", или "над лампой". При новом способе использовали цельную, а не полую, стеклянную трубку, и изготовлялся бисер над огнем лампы. Этот способ производства позволил получить разнообразные по цвету, форме и размерам бисерины. Венецианский бисер очень высоко ценился и приобрел мировую известность. В XVII-XVIII вв. удалось создать стеклянный бисер, имитировавший знаменитые бусины, изготовленные мастерами из мусульманских стран. Снова был издан закон, запрещающий мастерам открывать свои секреты изготовления стекла.


В 1606 г. в Венеции насчитывалось 251 мастерская по изготовлению стеклянного бисера, в 1764 г. их число было уже 22, а в 1836 г. из-за войны между Францией и Австрией их осталось только 12. После войны производство стекла и стеклянного бисера стало развиваться вновь. В первой половине XIX в. появились первые способы машинного изготовления бисера, вследствие чего украшения стали доступны широким слоям населения. Бисер снова вошел в моду и стал использоваться повсеместно: для изготовления украшений для верхней одежды, отделки подушек, кистей, пуговиц, пряжек и т.п.


В ХVII веке появились конкуренты - Богемия (Северная Чехия). У них была своя технология изготовления стекла. Здесь вместо соды использовали древесную золу, отсюда и название технологии - «лесное» стекло. Это стекло было более тугоплавким, зато его можно было гранить, что усиливало игру света. Бисерное украшение одежды обрело такую популярность, что стало признаком богатства. На языке бисероплетения можно было узнать многое о владельце - из какой местности, какого рода, знатен ли он, женат ли. Но особенно изысканные туалеты появились в ХIХ веке во Франции - в отделке использовался и бисер, и стеклярус.

Как уже было сказано выше, производство стекла на Руси было прервано монголо-татарским нашествием. Это не значит, что оно вообще перестало существовать: кое-где сохранялись мелкие кустарные мастерские, однако высокая культура стеклоделия была утрачена. Возрождения пришлось ждать несколько столетий. В 1635 г. в селе Духанино был построен первый стекольный завод, в 1668 г. к нему добавился еще один — в Измайлово, организованный при содействии венецианских мастеров-стекольщиков . В то время выпуск изделий из стекла считался престижным для каждого государства, поэтому росло количество заводов, повышался художественный уровень изделий.


Но производство бисера и стекляруса связано только с одним предприятием — Усть-Рудицкой фабрикой, строительство которой началось в 1753 г. по инициативе М.В. Ломоносова. По указу Сената ему была предоставлена безвозмездная ссуда в размере 4 тысяч рублей и земля, на которой планировалось разместить стекольное производство. Великий русский ученый к этому времени провел множество опытов по варке цветного стекла и решил возродить мозаичное дело в России. Кроме того, он знал и об огромных средствах, уходивших из России в обмен на бисер и стеклярус.



Цветовая палитра стекол на фабрике Ломоносова была необычайно широка. Здесь же делали изумительной красоты мозаичные картины, выпускали бисер, стеклярус, бусы, имитации драгоценных камней, всевозможные галантерейные вещицы. Стекло и изделия из него были высочайшего качества. Бисер и стеклярус ни в чем не уступали венецианским и отличались богатейшей цветовой гаммой. В России появилось бисерное рукоделие. Женщины всех сословий пробовали свои силы в бисерном вышивании. Появились уникальные вещи, сделанные руками крепостных женщин. Всего с 1755 по 1766 гг. было выпущено почти 100 пудов стекляруса и несколько сот пудов бисера. Однако, учитывая огромные просторы России и большую популярность бисерных изделий, этого количества было недостаточно, поэтому ввоз бисера из-за границы не прекратился. После смерти Ломоносова производство в Усть-Рудице постепенно пришло в упадок и вскоре прекратилось совсем.


Во второй половине XIX века, в основном на территории Подмосковья, возникло множество мелких стеклодельных мастерских, в которых изготовляли бисер. Но продукция кустарей была очень низкого качества, она не могла удовлетворить спрос на этот материал. Только в 1883 году в Одессе открылась стеклярусная фабрика Я. Б. Ронигера, где было налажено изготовление качественной, конкурентоспособной продукции. Изумительные вышивки из тончайшего бисера украшали не только одежду, но и другие вещи. По воспоминаниям современников у графа Тарановского была мебель, «все сиденья затянуты изумительными вышивками. По белому фону вышиты цветы, птицы и фрукты…». Появились вышивки-картины, панно, бисером расшивали оклады икон, образки, появились бисерные чётки.


В конце XIX - начале XX в. к стеклянному бисеру обратились художники стиля модерн, например Тиффани и Эмиль Галле. Вплоть до 20-х годов ХХ - го века бисерное украшение радовало и очаровывало. Модницы особенно любили платья с бисерной бахромой, которая создавала эффект мерцания во время джазовых танцев. Всё прекратилось мгновенно - Первая Мировая война…

Но в конце ХХ-го века наступило время возрождения бисероплетения. Талантливые мастера бережно сохраняли своё искусство. И сейчас этот вид рукоделия может порадовать нас своей неповторимостью, изяществом. Бисер нашел широкое применение у модельеров в отделке женской одежды, интерес к бисеру вновь захлестнул весь мир. Бисероплетение стало одним из видов творчества.

Бисер является важным элементом культуры многих народов. В разные эпохи бусины использовались в качестве денег, талисманов, или амулетов. Самым древним бусинам, найденным археологами, около восьмидесяти двух тысяч лет.

В то время для изготовления этих удивительных украшений с отверстием посередине использовались зубы и рога животных, раковины моллюсков, минералы, янтарь, дерево и семена.

С изобретением стекла — а это произошло примерно три тысячи двести лет назад — бисер постепенно принимает привычный нам вид. Стекло становится самым важным материалом в изготовлении бусинок.

Само слово «бисер» пришло к нам из арабского языка. Busra в переводе с арабского — стеклянный жемчуг, или стеклярус (ещё одно название бисера). Пройдя многие изменения в звучании бисер не потерял свою суть.

На территориях, где разговаривали на языках германской группы, термин, обозначающий бусины, происходит от слов «молиться» и «молитва». Это неслучайно. С самых древних времен бусины использовались верующими людьми в виде четок. Каждой бусине соответствовала определенная молитва.

В наше время бусы не теряют своих позиций. Они так же используются в молитвенных четках, прикрепляются на одежду в качестве талисмана, приносящего удачу, вплетаются в волосы чтобы отвести «дурной глаз».

Сакральный смысл бисеринок везде разный, но есть у распространенных узоров значения совпадают.

  • Спираль — это символ бытия, познания и вселенной.
  • Круг — абсолют, совершенство, единство, вечность, солнце. Это символ целостности и динамизма.
  • Глаз — так называемый «третий глаз», или «глаз сердца/души». Чаще всего такой глаз изображают на синей бусине — самый традиционный цвет для украшения этого типа. Такой амулет защищает своего владельца от сглаза. В другой трактовке он призван открыть в человеке способность к провидению.
  • Точки — имеют тот же смысл, что и «третий глаз».

Помимо рисунков большое значение имеет и цвет.

  • Белый — чистота, невинность, причастность к богу.
  • Черный — таинственность.
  • Красный — жизнь, энергия, жизненная сила, животная природа (брутальность).
  • Желтый — интеллект, разум, энергия солнца
  • Зеленый — гармония, сочувствие, высокая ментальность.
  • Синий — вдохновение, преданность, духовная природа.

Всё это было в самом начале жизни бисера. Расцвет Жизни бисера начался в средние века нашей эры. Узнайте почему в Венеции секреты бисера хранились строже государственной тайны, а настоящему индейцу бисер дороже трубки мира.

История венецианского бисера

Точной даты появления бисерных мануфактур в Венеции не знает никто. Однако достоверно известно, что к началу второго тысячелетия нашей эры стекольное и в частности бисерное производства существовали и составляли основную часть бюджета этого города.

А теперь представьте себе картину — город на воде и вдруг горит! Парадоксально? Нет. И именно поэтому в 1221 году решением Совета Венеции все стекольные производства решено было перенести из города на остров Мурано. Небольшие и менее пожароопасные бисерные мастерские остались в городе.

Стараясь превзойти друг друга в мастерстве изготовления бисера, профессионалы своего дела начали специализироваться на определенном типе бусин. Это помогало дифференцироваться, что положительно сказывалось и на продажах. Хотя со сбытом проблем никогда не было — стеклянные изделия из Венеции и Мурано не залеживались на складах. Они продавались. Легко и по очень высокой цене. Это связано с фактической монополией Венеции. Технологии производства хранились пуще зеницы ока — для этого использовались любые средства. Венецианцы не хотели терять золотую жилу, поэтому для сохранности ноу-хау использовались как поощрительные, так и карательные меры. Патрициям — высшему сословию — было разрешено брать в жены дочерей стеклянных дел мастеров. Таков был пряник. В качестве кнута зачастую предпринимались шаги гораздо более жестокие, чем само их метафоричное название. Доходило до смертной казни.

Но рано, или поздно всё тайное становится явным. Как песок сквозь пальцы информация о производстве бисера проникла во внешний мир. Знания утекали вместе с мастерами, которые бежали из Венеции в другие города и государства. Иностранные шпионы сулили такие богатства и привилегии, что стекольщики бросали всё и уезжали, не смотря на угрозу смерти.

Несмотря на утечки информации, Венеция оставалась царицей бисера вплоть до конца семнадцатого века. Почему же она перестала ею быть? Случилось это из-за жажды наживы — многие стекольщики занялись подделкой жемчуга. Это занятие настолько захватило мастеров, что они позабыли о бисере — такова первая причина. Вторая — выход в свет каталога бусин Венеции в 1704 году. Спустя некоторое время другие города Италии наладили производство бисера. В европейских странах бисерные мануфактуры тоже начали появляться как грибы после дождя.

Если же рассматривать новейшую историю, то пиком популярности бисера и новым витком в развитии его производства можно считать первую декаду двадцатого века. К сожалению, первая половина двадцатого столетия была ознаменована большим количеством войн, которые никогда не способствовали развитию прекрасного. В промежутке между первой и второй мировыми войнами производство бисера начали восстанавливать женщины Венеции. Теперь именно они составляли основную часть работников стекольных мастерских, так большинство мужчин были поглощены войной. К 1930 году Венеция и остров Мурано насчитывали около 300 стекольных производств, на которых работали тысячи женщин.

Сейчас секреты производства бисера по крупицам восстанавливаются венецианскими мастерами, а их творения используются лучшими домами мод по всему миру.

Бисер в культуре индейцев Америки

До появления европейцев на территории северной Америки, индейцы удовлетворяли свою потребность в украшательстве разными способами.

Это были как татуировки на лице и теле, так и разного рода прически, для создания которых часто применялся метод выщипывания волос. Имело место и украшение одежды и предметов быта при помощи разного рода бусин и полированных игл дикобраза. Вместе с тем бусины сопровождали коренного индейца с самого начала жизни и до её конца.

Колыбели, в которых дети проводили большую часть времени в первые два года жизни, обильно украшалась бусинками. Во время сна над колыбелью подвешивали «ловец снов» — амулет, защищающий от дурных сновидений и злых духов, которые могут вселиться в ребенка, пока он спит. Создание охранного амулета не обходилось без использования бусин. Повседневные одежды индейцев не отличались красотой и обилием украшений, зато на праздничных нарядах свободного от украшений места зачастую не оставалось.

С открытием Америки на этот удивительный континент попали стеклянные изделия. Среди них находились и украшения. Первоначально это были очень крупные бусины, которые могли быть использованы лишь для ожерелий, или собственно бус. Французские торговцы просто подарили местным жителям бусины в знак дружбы. Но при попытке наладить торговые отношения, европейцы столкнулись с необычной проблемой — золото и серебро не были нужны индейцам. Но последние быстро оценили превосходство сверкающих в лучах солнца бусин перед уже приевшимися иглами дикобразов.

Вслед за крупными бусинами на континент попал и более мелкий пони-бисер . Своё название он получил из-за способа транспортировки. Именно компактные пони транспортировали на себе мешки с бисером от кораблей к местам обмена.

Там европейцы получали меха и золото, а индейцы бисер, алкоголь и оружие.

Чуть позже ещё одним объектом торговли стала ткань, которой никогда не было у индейцев. Получив новый удобный материал, женщины разных племен не стали изменять себе. Крой одежды оставался прежним. Более того, оказалось, что расшивать бисером одежду из ткани гораздо легче, чем её кожаный аналог. Ткань плюс бисер равняется идеальная совместимость. Индейцы буквально помешались на этих маленьких стеклянных шариках в первое время.

И хотя на протяжении 17-18 веков торговля бисером не прекращалась, её значимость не стоит переоценивать. Со временем индейцы более-менее осознали стоимость бисера и начали продавать свои товары дороже. Стеклянные бусины были почти вечными. Ни время, ни окружающая среда не изменяла их. В то же время другие объекты торговли стоили дороже, а расходовались быстрее. Алкоголь выпивали, а ткани изнашивались и рвались. Постоянное потребление создавало перманентный спрос.

Бусинки следовали от венецианского изготовителя к французскому экспортеру, затем к канадскому импортеру, торговцу меха, и наконец индейскому покупателю.

Но было и исключение — бусины вампум. Эти бусины продолговатой цилиндрической формы изготавливали сами индейцы. В качестве материала использовался определенный вид морских раковин. Цвета было всего два: белый — подешевле, фиолетовый — дороже. Помимо своего декоративного назначения вампум имел большую духовную ценность для индейцев.

Не имея развитой технологической мысли, индейцы тратили много сил и времени на изготовление бус вампум. Именно поэтому их оценивали столь высоко. Ситуация несколько изменилась с приходом голландцев в 17 веке. Они осознали покупательную способность вампум и попытались воспроизвести эти бусины. У людей из-за океана имелись и стальные сверла, и напильники. Это позволило производить более качественный и однородный продукт в большом количестве.

Материал закупали на побережье континента и по рекам доставляли в Нью-Йорк , ставший самым богатым поселением того периода. На фабриках по производству вампума работали тысячи людей.

Начиная с этого момента вампум становится официальной валютой на континенте. Существует курс по которому вампум обменивается на «белые» деньги. Но рукотворно-природная бусина использовалась не только как украшение и валюта. Важнейшим использованием бусин стало создание так называемых поясов. Эти украшения применялись вместо бумажных договоров при заключении мира, соглашений о продаже земли, для объявления войны, как исторические записи и даже в качестве жертвоприношений богам.

Во время восстания Понтиака англичане понесли сильный урон — продолжать военные действия было невозможно. Уильям Джонсон, суперинтендант Индейских Дел Северного Района использовал пояса вампум на переговорах. Вкупе с неординарными дипломатическими способностями Джонсона большое количество вампума в виде поясов сделало своё дело.

Для заключения перемирия, или сделки использовались пояса преимущественно белого цвета с небольшими узорчатыми вкраплениями фиолетового. Так как индейцы не владели письменностью, смысл передавался в узоре, а из-за того, что изготавливали эти информационные украшения всё чаще бледнолицые, нередко в узоре можно было обнаружить цифры. Совсем иначе обстояло дело при объявлении войны. В этом случае пояс состоял преимущественно из черного вампума с узором в виде топора из белого. Обычно такой пояс окрашивался с помощью киновари в красный цвет.

Со временем началось взаимное проникновение и принятие культур переселенцев из старого света и аборигенов. Многие белые приняли мокасины и другие удобные виды одежды индейцев.

Вместе с тем коренные жители Америки всё больше начали использовать стеклянный бисер. Если раньше он использовался лишь для окантовки, а большие площади занимали иглы дикобраза, то с середины 19-го века иглы сдают свои позиции. Кроме того, что теперь стеклянные семена покрывают большие площади ранее отсутствующие флористические орнаменты начинают конкурировать с геометрической классикой.

Конец 19-го и начало 20го века принято считать закатом индейской культуры. Вампум не только потерял свои позиции в рукоделии, но и довольно давно не является валютой. Колонизаторы подавляют культуру и веру изначальных властителей американского континента. Теперь расшитые бисером безделушки можно встретить разве что в резервациях. Их продают в сувенирных лавках и они представляют собой блеклую тень былого величия индейского рукоделия.

История чешского бисера

Чешский бисер для всех, кто с ним связан, сразу же ассоциируется с отличным качеством, невысокой ценой, обилием форм и цветовых схем. У рукоделов по всему миру бисер из Чехии считается лучшим по соотношению цена/качество.

Историки считают, что производство бисера в Чехии и соседствующей с ней Германии началось с мастеров-перебежчиков из Венеции. Но в Богемии — так в то время называлась Чехия — издавна процветала стекольная отрасль, которая свои корни берет опять так из соседних государств. Но если в других странах по рецептуре к кварцевому песку добавляли соду, то чешские стекловары разработали собственную технологию, по которой секретным элементом был поташ (древесная зола). Стекло у богемцев получалось очень прочным, и кристально чистым. В то же время оно было тугоплавким, а это значит, что с оборудованием того периода мастера не могли легко его обрабатывать в раскаленном состоянии. Зато такое стекло можно легко гранить, не боясь ни сколов, ни трещин.

Так физические свойства богемского стекла задали форму и специфику изделий. Основными продуктами чешских мастеров были прочные толстостенные сосуды, бутыли и флаконы. Благодаря своей глубокой огранке стекло начинало играть в солнечных лучах словно драгоценный камень. Именно это привело к невероятному всплеску популярности Богемских изделий по всему миру на границе между XVII и XVIII веками.

Однако графинами и флаконами дело не ограничивалось — с начала XVIII века чешские фабриканты начинают производство бусин, страз, бисера и стекляруса. И тут характеристики стекла вновь внесли коррективы в традицию производства. Украшения получались маленькими и гранеными. Иногда их покрывали изнутри различными эмалями, для придания новых интересных оттенков.

Начало XIX века для Чехии ознаменовано машинным производством бисера. Цена его снизилась, а качество осталось на прежнем уровне. Спустя совсем немного времени чешский бисер буквально заполонил торговые лавки по всему миру. Поэтому когда вы встречаете на одежде, или вещах красивый бисер, знайте — скорее всего, он родом из Чехии.

Зарождение бисера

Первое упоминание о бисере, его появление, использование и внедрение произошло на территории Египта.

История бисера уходит в далекое прошлое и связывает его возникновение с Египтом. Основанием для этого служит огромное количество свидетельств, полученных при археологических раскопках. Были найдены глазурованные стеклом фаянсовые плитки из пирамид, а также различные украшения.

В Египте из глухого непрозрачного стекла изготавливали искусственные жемчужины. По-арабски , искусственный жемчуг звучит как «бусра», во множественном числе — «бусер».

Первый способ обработки бисера, соответственно, разработали египтяне. Изготавливали бусины с помощью расплавки разноцветной стеклянной массы на костяной или каменный стержень или, позднее, тонкую металлическую нить. Масса получалась плотной, тяжелой и очень дорогой из-за большого количества используемых материалов. Подобную цену могли себе позволить только египетские фараоны или жрецы — первые использовали бисер для оформления тканей, головных уборов, создания различных украшений (серьги, бусы, колье, кольца, браслеты), вторые же использовали для украшения различных элементов храма.

Но чаще всего археологи сталкиваются с египетским бисером отнюдь не в интерьере и не на тканях, а в пирамидах. Бисер стал неотъемлемой частью захоронений — им расшивали одежды усопших фараонов, головные уборы и символы власти.

В дальнейшем, бусины изготавливали другим способом — расплавленное стекло вытягивали в тонкую нить и навивали на медный стержень, толщина которого соответствовала отверстию в бусине. Затем стержень извлекали, а бусину подвергали повторному разогреву с последующей ручной обработкой. Позднее появилось прозрачное стекло, был найден способ выдувания стекла. С развитием торговли, бисер стали изготавливать из металла, фарфора, драгоценных камней.

Помимо египтян, у других народов Африки бисер выступал меновой монетой. За несколько связок можно было купить одного раба. Это продолжалось на протяжении десятилетий, пока римские войска не захватили Египет. Тогда производство стекла и бисера распространилось и в Римской империи, после ее распада — центр производства был перенесен в Византию, а оттуда — в Венецию.

История русского бисера

После распространения бисера по Европе, это искусство стало проникать и в Россию.

Первое использование бисера на Руси относится к IX — XII вв. — это разные матерчатые венцы, украшения бронзовыми спиральками и бисером. Искусство вышивания бисером к нам принесли византийцы вместе с христианством и манерой иконописи. Оно отчасти заменило своего предшественника — жемчуг. Его широкому распространению способствовала доступность материала, так как пресноводные моллюски в изобилии водились в реках и озерах.

Наибольшее внимание развитию стеклоделия уделял Пётр I. Он отменил пошлины на стеклянные изделия, привозимые к нам из Чехии, Германии, Италии, привлекал для подготовки русских мастеров иностранных стеклоделов, посылал молодых россиян за границу учиться стекольному делу и, в частности, искусству изготовления бисера.

По его приказу, в 1705 году на Воробьёвых горах под Москвой был построен завод зеркального стекла. После смерти царя Воробьёвский завод был переведён в Санкт-Петербург и со временем стал Императорским.

Также XVIII-XIX веках в России существовали небольшие казённые и частные заводы по изготовлению всевозможных изделий из стекла, но никаких свидетельств о массовом производстве бисера нет. Так что на протяжении нескольких веков бисер ввозили в Россию из Италии и Германии. В связи с этим, повысился спрос на бисер и стеклярус — в 1752 году в Россию ввезли на 1654 пудов бисера больше, чем в 1748 году.

Следующая попытка создать производство бисера в России относится к концу XVII века. В 1752 году М. В. Ломоносов , проводивший опыты по созданию цветного стекла, получил разрешение на строительство Усть-Рудицкой фабрики под Ораниенбаумом для «делания изобретенных им разноцветных стекол и из них бисеру, пронизок и стекляруса и всяких других галантерейных вещей и уборов, чего ещё поныне в России не делают, но привозят из-за моря великое количество ценою на многие тысячи».

Одной из основных построек была лаборатория, в которой находилось девять печей. В 1754 году Усть-Рудицкая фабрика выдала свою первую продукцию: бисер и стеклярус, гранёные камни и броши, заглушенные цветные стекла для мозаики и т. п. Стеклярусом, изготовленным на этой фабрике, был отделан китайский кабинет дворца в Ораниенбауме. В 1765 году, после смерти М. В. Ломоносова , фабрика закрылась, просуществовав всего 10 лет.

В 1883 году открылась стеклярусная фабрика Я. Б. Ронингера . Тогда же и начался «золотой век» бисера в России. Из него изготавливались самые разнообразные изделия — церковные украшения, кошельки, бисером вышивали платья и даже целые картины.

Но хранили техники рукоделия отнюдь не мастерские и не фабрики — основная масса бисероплетов находилась в монастырях. Там и находились секреты рукоделия вплоть до конца XX века.