Занятие в старшей группе «Волшебные стёклышки. Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «четыре стихии» (триз технология). план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему Занятия по познавательному развитию в старше

Программное содержание :

  • Систематизировать знания детей о растениях, как о живых существах, у которого есть корни, чтобы дышать, держаться, питаться; ствол, чтобы доставлять питательные вещества из земли другим органам; для их роста и развития растениям нужны почва, влага, свет, тепло.
  • Закрепить у детей представление о последовательности роста растения на примере огурца.
  • Дать знания о том, что семена растений тоже живые существа.
  • Упражнять в различении и названии деревьев (сосна, ель, осина, береза, рябина).
  • Развивать у детей умения в проращивании семени.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Словарная работа: питается, дышит, размножается, растет, семена.

Индивидуальная работа : активизировать на занятии (имя ребёнка), воспитывать самостоятельность у (имя ребёнка).

Материал :

  • карточки для игры «Живое – неживое»,
  • разрезные картинки для составления дерева (сосны, ели) для каждого ребенка,
  • карточки для игры «Что сначала, что потом»,
  • карточки для игры «Что нужно для роста и развития дерева»,
  • семена овощных культур,
  • баночки для замачивания семян,
  • ватные диски,
  • вода (для практической работы).

Ход занятия

Воспитатель: Дети, сегодня наша группа превратится в научную лабораторию, а вы в ученых. Если вы правильно отгадаете загадки, то узнаете, что мы будем изучать.

1. Загадывание загадки.

Ребята отгадайте загадку

«Что же это за девица?
Ни швея, ни мастерица
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год». (Ель)

«Стоят столбы белые,
На них шапки зеленые:
Летом мохнатые,
Зимой сучковатые.
Где они стоят,
Там и шумят». (Береза)

«Никто не пугает,
А вся дрожит». (Осина)

«Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи». (Рябина)

«У меня длинней иголки,
Чем у елки,
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви – только на макушке». (Сосна)

Как одним словом назвать сосну, ель, березу, рябину (Деревья)

Вот сегодня мы будем продолжать изучать дерево.

А где можно увидеть все это многообразие деревьев? (в лесу)

2. Актуализация знаний с опорой на воображение и индивидуальный жизненный опыт.

Теперь я вам предлагаю лечь на ковер и закрыть глаза и расслабиться. Сейчас зазвучит музыка, вы будете ее слушать и представлять картину о зимнем лесе.

Что ты (имя ребёнка) услышала? А ты (имя ребёнка)?

Какие картинки пронеслись перед вашими глазами?

Сейчас я вас приглашаю в нашу лабораторию, садитесь за столы.

3. Закрепление знаний и изучение нового материала.

Воспитатель показывает детям игрушечную елочку.

Скажите, а это елочка живая?

Почему? (ответы детей)

А какое дерево можно назвать живым?

(дети называют признаки живого существа, воспитатель выставляет модели - дышит, питается, растет, размножается).

4. Игра: «Составь дерево»

- Молодцы, деревья вы знаете хорошо,а теперь я вас попрошу выполнить задание.

- . Для этого возьмите желтый конвертик, там находятся части растения, вот из них составьте целое дерево.

- Какое дерево получилось у (имя ребёнка), а это же дерево у кого получилось, поднимите руки.

- У тебя (имя ребёнка) какое дерево? Поднимите руки у кого это же дерево?

Назовите, из каких частей состоит дерево.

(корень, ствол, ветки, листья)

Давайте, вспомним, для чего нужна каждая часть.

(выставляются модели, дети говорят, что эта модель обозначает)

5. Физкульминутка «Елочка»

Есть в лесу три полочки
(стоя, руки опущены, ладони перпендикулярно туловищу)

Ели,
(потянуться вверх, руки поднять вверх)

Елки,
(стоя, руки опустить перпендикулярно туловищу)

Елочки,
(присесть, руки перпендикулярно туловищу)

На елях висят небеса
(руки вверх)

А на елочке – роса.
Встряхнуть кисти рук.

6. Игра «Живое - неживое»

Возьмите карточки и обведите в кружок, то, что вы считаете живыми существами.

Самостоятельная работа детей.

Назовите, что вы считаете живым на карточке.

(ответы детей)

Ребята, скажите, а деревья сразу стали такими большими?

7. Игра: «Что сначала, что потом»

Возьмите, красный конверт и выложите картинки в правильной последовательности – (имя ребёнка) будет работать у доски, потом проверим, кто, как выполнил задание.

Самостоятельная работа детей.

Проверка выполнения задания.

Теперь вы ученые экспериментаторы и вам предстоит трудная работа, пройдите в исследовательскую лабораторию.

Посмотрите, что вы видите на этом блюде?

Семена разных растений

Как вы думаете, они живые?

(Ответы детей)

Семена живые, но сейчас они спят, но если создать необходимые условия, семена проснутся.

Скажите, можем мы посадить семена в открытый грунт? Почему?

За окном зима.

Правильно, но мы можем вырастить растения у себя в лаборатории. Для этого семена нужно разбудить.

8. Практическая работа детей .

Давайте вспомним, что нужно для роста и развития живого существа.

(почва, тепло, свет, вода)

(дети называют, воспитатель выставляет модели)

Чтобы семена разбудить поместим их в волшебные баночки. Сегодня мы с вами будем пробуждать семена огурца.

Возьмите баночки и на дно положите круглый мягкий диск и увлажните его.

Семена разместите так, чтобы они не соприкасались – не мешали друг другу просыпаться. А теперь закройте баночку. Оставим семена просыпаться

9. Итог занятия .

Что вам на занятии понравилось?

Итак, ребята, занятие закончено, теперь возьмите свои волшебные баночки и подскажите мне, куда их нужно поставить?

А почему на окно?

Чтобы семена получали свет, ведь они живые существа, и им нужен свет и тепло.

Ребята, вы сегодня хорошо занимались, знаете основные признаки живых существ, правильно назвали функции каждого органа дерева, знаете, какие деревья живут в лесу. Занятие закончено, теперь возьмите свои баночки и поставьте на окно, чтобы наше растение получало свет.

Задачи:

Образовательные:

1. Дать детям представление о воде, ее свойствах (прозрачность, текучесть), о ее трех состояниях (жидкое, пар, лед).

2.Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека.

3.Обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов:

Закреплять умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности.

Воспитательные:

1.Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к воде.

Развивающие:

1.Развивать у детей фонематический слух.

2.Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

3.Учить отгадывать загадки.

4. Развивать творческое воображение, логическое мышление.

Предварительная работа:

1.Беседы о воде, ее роли в жизни человека.

2.Проведение экспериментов с водой.

3.Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».

4.Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Четыре стихии», «Разрезные картинки».

5.Чтение художественной литературы по теме «Вода».

6.Наблюдениеза водой на прогулке.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, чтение художественной литературы.

Материал.

Для детей: деревянные линейки, мозаика, баночки, чашки, стаканчики с водой, блюдца.

Для воспитателя: Термос с горячей водой, зеркало, форма со льдом, плоская тарелка, 12 капелек сделанных из картона, гуашь.

Ход занятия.

Воспитатель : Ребята, сегодня я получила письмо, а в нем загадка от Капитошки. А вы знаете кто такая Капитошка? (Ответы детей). Правильно, это маленькая капелька воды, которая живет в сказочной стране Водиландия. А вот ее загадка, слушайте внимательно. Что в руках не удержишь, в решете не унесешь?

Дети : Вода.

Воспитатель : Правильно, отгадали. Капитошка очень хочет, чтобы Вы познакомились со свойствами воды и узнали много нового о воде. Итак, что же такое вода и какими свойствами она обладает? Все это выснить мы попробуем в нашей лаборатории, но прежде чем мы пройдем в лабораторию, необзодимо запонить правила поведения в лаборатории:

  1. это не шуметь – этим вы мешаете другим
  2. аккуратно обращаться с посудой. Помните, что посуда может биться и этим легко пораниться.
  3. Внимательно слушать и следить за результатами опыта.
  4. Закончив наблюдение сделать вывод.

Вот теперь мы можем пройти в лаборатория, подойти к столам и приступить к нашим исследованиям.

(Дети подходят к столам на которых стоят тазики, различные баночки, стаканчики с водой.)

Воспитатель : Говорят, что вода может литься и растекаться. Давайте проверим это. Возьмите стакан с водой и вылейте немного воды на блюдце. Но выливать надо медленно, чтобы увидеть, как вода растекается.

Убедились, что вода льётся и растекается? (Ответы детей)

Воспитатель : На столе лежат деревянные линейки. Это твёрдые предметы. Они имеют форму и сохраняют её. А есть ли форма у воды? Давайте проверим.

Будем наливать воду в чашку, блюдце, баночку. Что вы заметили? Какую форму принимает вода?

Дети делают вывод: Вода принимает форму предмета, в который её наливают.

Воспитатель : А какого цвета чистая вода? Смотрите, я кладу рядом чистый лист бумаги. Отличается вода в стакане от белого листа? Так все таки какая вода по цвету? Имеет ли вода цвет?

Дети : вода чистая. Она бесцветная.

Воспитатель : Это еще одно свойство воды

Воспитатель : а теперь проведем следующий опыт. У вас на столах лежат мозаики. Опустите мозаику в стакан с водой. В стакане мозаику видно? А если поставить стакан с водой на картинку. Ее видно через стакан?

Дети : Видно.

Воспитатель : Значит вода, какая?

Дети : Вода прозрачная.

Воспитатель : А какая вода в лужах?

Дети : Грязная

Воспитатель : А вся ли вода прозрачная? Если я в воду добавлю черную гуашь, то вода станет какая? (Ответы детей)

Дети : Грязная вода не бывает прозрачной.

Воспитатель : Вчера я с вами налила в формочку воды и поставила в морозилку. Давайте проверим, что с ней стало?

(Дети подходят к столу воспитателя и наблюдают).

Дети : Вода превратилась в лёд.

Воспитатель : Возьмём льдинку в свою руку. Что с ней происходит?

Дети : Льдинка растаяла от тепла нашей ладошки. Появилась вода.

Воспитатель : Это ещё одно свойство воды: вода может замерзать, превращаться в лёд.

Воспитатель : А что произойдет, если поставить воду на огонь?

Дети : Когда вода кипит, над чайником появляется пар.

Воспитатель : Давайте откроем термос с горячей водой и понаблюдаем. Поднесём зеркало к термосу, что произошло?

Дети : Зеркало запотело. (Дотрагиваются пальчиками до зеркала)

Мы хорошо поработали, давайте немножко и отдохнем.

Физкультминутка.

Пальчиковая игра «Дождик»

Дождик капнул на ладошку – правой рукой касаемся левой

На цветы – круговые движения правой рукой

И на дорожку – обе руки перед собой

Льётся, льется –ой-ой-ой! – покачивание головы

Побежали мы домой – бег на месте.

Воспитатель : ребята, давайте вспомним еще раз все свойства воды, о которых мы сегодня говорили. (Дети перечисляют: вода может растекаться, не иметь формы, прозрачная, превращаться в лед и пар)

Вы знаете, ребята, что вода имеет большое значение в жизни всего живого. Я хочу вам предложить посмотреть слайды о воде. (Показ слайдов).

Итог занятия:

Воспитатель : итак, ребята, вы поняли, что человек ни дня не может прожить без воды. Вода добрый друг и помощник человека.

И Капитошка на память о себе дарит Вам волшебную капельку, которая будет поить вас живительной силой, только вы не забывайте о пользе воды и бережном отношении к ней. (Вешаю каждому ребенку капельку).

Вид занятия: познавательное.

Тип занятия: комбинированное.

Цель: вырабатывать привычку использовать в речи вежливые слова.

Задачи:

1. Научить детей анализировать положительные и отрицательные поступки.

— повтор при помощи воспитателя;

— проанализировать положительные и отрицательные поступки при помощи наводящих вопросов;

— дети самостоятельно анализируют.

2. Продолжать развивать логическое мышление и воображение.

3. Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, умение быть внимательным при выполнении задания.

4. Создать условия для сохранения и укрепления здоровья детей

Методические приемы:

Словесные: вопросы, объяснения, поощрение, напоминание.

Наглядные: показ презентации.

Практические: дидактическая игра; собирание волшебного цветка; выполнение физминутки.

Словарная работа: Добро пожаловать, извините, пожалуйста, простите, будьте добры.

Предварительная работа:

  • Чтение художественной литературы: С.Я. Маршак «Урок вежливости»; И.Г. Семеренко «Веселая школа вежливых наук»; «Заюшкина избушка» русская народная сказка; В. Осеевой «Волшебное слово».
  • Беседа с детьми о хороших и плохих поступках, обыгрывание различных ситуаций из жизни, чтение стихов о вежливых словах.

Материал к занятию: Дидактическая игра «Что такое хорошо, что такое плохо»; Словесная игра «Лепестки вежливых слов»; Мешочек для плохих поступков; Два конверта с играми; Магнитофон; Аудиозапись; Мультимедийный проектор; Компьютер.

Ход занятия

Сюрпризный момент.

(Воспитатель с детьми заходят в группу, на столе лежит красивая коробка, в ней аудиокассета).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что изменилось в группе?

Ответ детей…

Воспитатель: Подумайте, что может лежать в коробке?

Ответ детей…

Воспитатель: Давайте подойдем, посмотрим, что в ней лежит.

(Воспитатель открывает коробку, достает аудиокассету).

Воспитатель: В этой коробке находится аудиокассета. Как вы думаете, что здесь записано?

Ответ детей: (сказки, детские песенки и т.д.)

Воспитатель: Интересные рассуждения, а лучше включим магнитофон и послушаем запись. А вам я предлагаю присесть на стульчики.

(Дети садятся на стульчики, воспитатель включает запись. Звучит звуковое письмо).

Голос гномов: Всем, всем, всем кто нас слышит. Мы лесные гномы живем в волшебном лесу. К нам пришла беда, мы перестали дружить, стали часто ссориться, драться, забыли все вежливые слова. Если нам не помогут, то волшебный лес погибнет. Помогите нам кто может!

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы сможем помочь гномам?

Ответ детей…

Воспитатель: Как мы сможем помочь?

Ответ детей…

Воспитатель: Я вам предлагаю отправиться в волшебный лес. Чтобы нам оказаться в волшебном лесу мы скажем волшебные слова: Раз-два-три покружись и в волшебном лесу окажись.

(Дети повторяют слова и кружатся вокруг себя. На экране появляются гномы с грустным выражением лица (использование компьютерных технологий)).

Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с гномиками.

Дети здороваются.

Гномики: Здравствуйте ребята! (Звучит аудиозапись)

Воспитатель: Посмотрите, какие грустные гномики. Попробуем им помочь.

Интересно, гномики, а что это у вас за конверт?

Дидактическая игра «Хорошо — плохо».

Гномики: У нас в этом конверте перепутались картинки с хорошими и плохими поступками. Помогите нам их разобрать.

(Воспитатель берет конверт и открывает его).

Воспитатель: Да, здесь все перепутано, нам нужно собрать правильно пазлы с хорошими и плохими поступками. Подойдите к столу.

(Дети, стоя за столом, собирают пазлы).

Дидактическая игра «Что такое хорошо, что такое плохо».

Цель: Учить различать положительные и отрицательные поступки.

Беседа «Поступки».

Воспитатель: Ребята скажите, у кого какие поступки?

Ответ детей…

Воспитатель: А почему вы так думаете?

Ответ детей…

Воспитатель: Ребята, давайте пазлы с плохими поступками будем складывать в этот мешок, и после нашего путешествия выбросим его, чтобы наши лесные гномики больше никогда не путали плохие и хорошие поступки.

Гномики: Спасибо вам ребята, за помощь. Мы теперь никогда не будем ссориться, и драться, и не будем обижать друг друга. (Звучит аудиозапись)

Воспитатель: Как вы думаете, мы дружные ребята?

Ответ детей…

Воспитатель: Мы умеем с вами дружить!

Ответ детей…

Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем.

Физминутка.

Все мы дружные ребята, — руки на плечи друг другу

Мы ребята дошколята.

Никого не обижаем, — погрозить пальчиком

Как заботиться, мы знаем. — обняли себя

Никого в беде не бросим, — повороты головой вправо, влево

Не отнимем, а попросим. — дай, пожалуйста

Пусть всем будет хорошо, — взявшись за руки

Будет радостно, светло. — покачивая руками.

Дидактическая игра «Волшебные лепестки».

Воспитатель: Ребята, в конверте еще что-то лежит (достает лепестки и показывает детям).

Воспитатель: Гномики, что это?

Гномики: Это разноцветные лепестки от волшебного цветка. Мы не смогли собрать цветок. Для того чтобы собрать этот цветок, нужны вежливые слова, но мы их забыли. Помогите нам собрать волшебный цветок.

Воспитатель: Ребята, я начну, а вы продолжите. Добро пожаловать (кладет середину цветка на стол, называя слово).

(Дети берут лепестки и, называя вежливое слово, прикладывают их к середине цветка).

Воспитатель: Вот какой замечательный волшебный цветок получился. Я думаю, что лесные гномики всегда будут помнить о хороших поступках и вежливых словах.

(на экране меняется выражение лица у гномов)

Заключительная часть занятия.

Воспитатель: Ребята, как изменилось настроение у гномиков?

Ответ детей: (стали веселые, радостные)

Воспитатель: Как вы думаете, почему?

Ответы детей:(научили гномиков отличать хорошее от плохого и помогли вспомнить вежливые слова)

Гномики: Мы вам, ребята, благодарны за помощь. Наш лес станет еще красивее и зеленее. За это мы хотим подарить вам небольшие сувениры, солнышки.

(Воспитатель надевает детям солнышки).

Дети: Спасибо гномики.

Воспитатель: Давайте попрощаемся с гномиками.

Дети прощаются.

Воспитатель: Нам ребята пора вернуться в детский сад «Журавлик». Вспомним волшебные слова:

Раз-два-три – покружись

И в детском саду «Журавлик» окажись.

Вот мы и вернулись из путешествия в детский сад. Давайте подведем итоги.

Кого можно назвать вежливым человеком?

Ответ детей: (кто соблюдает правила культурного поведения, кто не ссорится, не жадничает, говорит вежливые слова)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, совершать плохие поступки, это хорошо или плохо?

Ответ детей…

Воспитатель: Почему?

Ответ детей…

Воспитатель: Что большего всего вам понравилось на занятии?

Ответ детей…

Воспитатель: Чему научились сегодня на занятии?

Ответ детей…

Воспитатель: Спасибо вам за интересное занятие.

“Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел”.
К.А. Тимирязев

Существует мнение, что для успешной подготовки ребенка к школе, нужно как можно раньше научить его читать, считать и, если получится – писать…

Так в первом классе появляются дети, в которых до школы, часто непрофессионалами и негуманными приемами, успели частично “вложить” программу первого года обучения. Однако задача подготовки ребенка отнюдь не сводится к приобретению им заблаговременно тех знаний и учебных умений, которые предусмотрены школьной программой. Намного важнее развивать у него внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им.

Экспериментирование – это истинно детская деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста.

Особенно важно экспериментирование при формировании основ естественно – научных и экологических понятий. Ведь знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными: “Что я услышу – я забуду, что увижу – то запомню, что я сделаю – я пойму”. Это выражение отражает сущность восприятия окружающего мира дошкольником. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальное представление о разных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

В процессе опытов идет обогащение речевого запаса ребенка, накопление умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Экспериментирование может использоваться в различных видах организационной и самостоятельной деятельности дошкольников. Им нравятся занятия, на которых вместе с взрослым они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их.

Нельзя не отметить положительного влияния исследований на эмоциональную сферу дошкольника, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет уровня двигательной активности. В процессе обучения исследовательская деятельность используется как во время занятий, так и во время прогулок. Детей надо стараться знакомить с теми фактами действительности, которые, так или иначе, попадаются в быту, в повседневной жизни “Рисунок 8”.

Ребенка нужно терпеливо обучать навыкам экспериментирования. Степень овладения навыками определяется не возрастом, а условиями, в которых воспитывался человек, а так же индивидуальными способностями. Экспериментирование дает возможность дошкольнику прийти в школу адаптированным к социальному миру.

Конспект занятия по познавательному развитию “Свойства воды и воздуха” старший дошкольный возраст.

Цель: Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе и воде.

Задачи:

  • Дать детям представление о воздухе, как о газообразном веществе;
  • Познакомить о свойствах воздуха и способами его обнаружения;
  • Дать элементарные представления о значении чистого воздуха;
  • Познакомить со свойствами воды;
  • Развивать навыки проведения опытов, способность сравнивать, сопоставлять и делать выводы;
  • Расширять и активизировать словарь детей;
  • Прививать бережное отношение к окружающему миру.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций “круговорот воды”, просмотр видеодиска на тему “Космос”, “Планеты солнечной системы”. Знакомство со словами: спутник, вселенная, кислород, углекислый газ, испарение, “водяной мир”.

Материал: Кукла “Пятачок”, нарисованное солнце, глобус, мяч, деревянный брусок, прозрачный стакан, салфетка, 2 куриных яйца, стакан с пресной водой, стакан с соленой водой, аудиозапись “Буги-Вуги”.

Материал на каждого ребенка: Стаканчик с водой, трубочка, ватный шарик на ниточке, полиэтиленовый пакет, мячик, лист тетрадный, камень.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, к нам в гости сегодня пришел Пятачок. Из какой он сказки? Они с Вини-Пухом спешили на день рождение к Ослику и потерялись.

Пятачок: Я что-то интересное решил подарить ослику Иа, попробуйте отгадать.

На ноге стоит одной,
Крутит – вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
(Глобус).

– Расскажите, что вы знаете о глобусе? Это макет “Земли”.

А какие планеты солнечной системы вы еще знаете?

– Еще загадку отгадайте:

Доброе, хорошее
На людей глядит,
А людям на себя
Глядеть не велит.
(Солнце).

– В какое время солнце светит? А “Солнце” это планета? (Звезда). Целый день солнце освещает землю, а к вечеру прячется, уходит по другую сторону Земли (на глобусе показать действие солнца, привлечь ребенка – солнышко). “Рисунок 6”.

– А что можно ночью увидеть на небе? (Объяснить, что луна – это спутник Земли, только планета Земля имеет его, у других планет нет Луны.)

Воспитатель: Пятачок тоже любит отгадывать загадки. Дети загадывают загадки:

Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем…
(Воздух).

Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать?
Чтобы плыли корабли – жить нельзя нам без…
(Воды).

Воспитатель: Давайте расскажем Пятачку о воде и воздухе много интересного. Мы с вами будем учеными, будем исследовать воздух и воду.

– Чего больше на Земле, суши или воды? Почему? Как вы это определили?

Есть еще один огромный океан. Он без берегов и воды, по нему проплывают “серебристые рыбы” – самолеты. Догадались?

– Это воздушный океан. Мы каждый день, минуту, час, секунду купаемся в нем. И если бы не было этого воздушного океана, то не было бы и жизни на Земле.

– Подходите, к столу, мы с вами поговорим о воздухе.

Давайте проверим, можно без воздуха обходиться? Зажмите рот и нос. (Что чувствуете?). Для чего нам нужен воздух? Он невидимка, волшебник! Почему? (Прозрачный, через него все видно.)

Опыт с пакетами: “Ловим воздух” – воздух можно потрогать, поймать “Рисунок 10”.

Опыт с листком бумаги “Дует ветер” – воздух можно почувствовать.

– Теперь покажем Пяточку этот предмет (мяч). Удивительный мяч: в речке не тонет, высоко скачет, и играть с ним одно удовольствие. Что внутри мяча? (Воздух.)

Опыт с мячом “Сожми – разожми” – воздух, находящийся внутри предмета, не дает возможности сжиматься.

Опыт со стаканом воды и трубочкой “Выдуваем пузырьки” – воздух можно увидеть “Рисунок 1”.

– А сейчас мы будем фокусниками. Возьмите пушинки.

Игра – упражнение на дыхание “Кто выше”.

Расположим шарик перед губами, сделаем трубочку из губ и дуем плавно и медленно на шарик. У каждого шарик должен парить в воздухе, как можно дольше. Молодцы!

А теперь отдохнем немного – потанцуем.

Физкультминутка “Буги-вуги” под фонограмму .

– Пятачок, у нас есть волшебный сундучок, а что же там? Ребенок на ощупь определяет камень и деревянный брусок. Наш гость хочет, чтобы мы проверили, есть ли воздух в этих предметах?

– Возьмите в руки камень, сожмите его. Расскажите, что вы чувствуете???

А воздух можно сжать в кулак? Какой вывод можно сделать? (Воздух – не твердое тело.) Сравните камень и деревянный брусок. (Ответы детей.). Давайте опустим в воду камень и брусок, что произошло? (пузырьки поднялись при погружении камня, а деревянный брусок не тонет, плавает на поверхности воды). Почему? (Ответы детей.) “Рисунок 3”.

– А сейчас мы покажем Пятачку, что значит “Выйти сухим из воды”. Возможно, ли опустить стакан в воду и не намочить салфетку, которая находится на дне стакана? Сейчас мы это проверим “Рисунок 2”.

Я кладу на дно стакана сухую салфетку, больше в стакане ничего нет. Проверяйте. Переворачиваю стакан вверх дном, осторожно погружаю его в воду, опуская стакан до самого дна. Теперь поднимем его, протрем его снаружи и проверим, намокла ли салфетка? (Не намокла, потому что воздух в стакане не пустил воду внутрь стакана – воздух есть везде.) Молодцы.

– Без дыхания нет жизни. Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и чем он дышит. Каким воздухом. Отличается ли воздух, которым мы дышим в городе от воздуха в лесу? Как нам в лесу дышится? Почему? Деревья и растения работают как пылесос. Они очищают воздух. Зеленые листья забирают, всасывают пыль, грязь и углекислый газ из воздуха. Чем больше растений во круг, тем чище воздух, тем он полезен для человека и его здоровья.

Расскажите Пятачку круговорот воздуха в природе. (Люди и животные выдыхают углекислый газ, а растения и деревья его забирают и выделяют кислород, которым дышит все живое на земле.)

– А вот Пятачок еще интересуется водой. Расскажите, что вы знаете о воде. (Ответы детей.) “Рисунок 4”, “Рисунок 9”.

А как вода появляется на земле? (Круговорот воды в природе – солнце нагревает водоемы и землю, вода испаряется и превращается в невидимый “водяной пар”. Этот пар поднимается в небо и пары воды превращаются в капельки воды, которые образуют облака. Из облака выпадают осадки. Дождь, снег или град падает на землю и опять под воздействием солнца образуется пар.) Давайте покажем сказочному герою доказательства этого опыта. Вчера мы с вами налили холодную воду в миску, закрыли полиэтиленовой крышкой и поставили в теплое место. Что на крышке образовалось. Капельки воды – это испаряется вода под воздействием теплого воздуха и поднимается вверх пар. Умницы.

– Давайте проведем еще один эксперимент. Возьмем 2 кружки и 2 яйца. В 1 – наливаем простую воду, в другую – воду и 5 чайных ложек соли, размешать, чтобы соль растворилась. В кружки кладем яйца. Что произошло? Почему?

Вывод: в соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли “Рисунок 5”.

Теперь Пятачок многое знает и умеет. Он отправятся в свою сказку, и расскажет своим друзьям о воде и воздухе. А вам за ваши знания и умения приготовлены подарки – воздушные шарики!!!

Итог занятия: Ученые, что мы с вами сегодня исследовали? Что вам понравилось? Какими свойствами обладают вода, воздух? А без чего нам не прожить? Как вы думаете, что важнее для человека? (Воздух и вода не отделимы друг от друга.)

Литература:

  1. Комиссарова, Е.В, Жукова, В.А, Степанцова, Е.В, Новикова, Н.В. Большая энциклопедия почемучек [Текст] : Е.В. Комиссарова. – М.: ООО Изд-тво РОСМЭН – ПРЕСС, 2001. – 200 с.
  2. А.И. Иванова , Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. [Текст] : А.И. Иванова. – Изд-во ИПК; Новокузнецк, 1999. – 205 с.

Рис. 1


Рис. 2


Рис. 3


Рис. 4


Рис. 5


Рис. 6


Рис. 7


Рис. 8


Рис. 9


Рис.10

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «Удивительные камни»

Выполнила воспитатель старшей группы

МБДОУ детский сад

комбинированного вида № 205

Бандина Е.С.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Формировать умение классифицировать камни по различным признакам (цвет, форма, размер, вес, температура, плавучесть).
  2. Нацелить на поисковую и творческую деятельность.
  3. Развивать познавательную деятельность в процессе экспериментирования, визуальную, тактильную и мышечную память;
  4. Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми.
  5. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами.
  6. Упражнять в умении анализировать, развивать логическое мышление.
  7. Воспитывать интерес к объектам неживой природы, аккуратность в работе.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие (в соответствии с ФГОС)

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: чтение художественных произведений о камнях Н.А.Рыжова “О чем шептались камушки”, рассматривание различных иллюстраций гор, камней. Сбор камней с участка детского сада, пополнение уголка экспериментирования различными камнями (привезенными детьми и родителями из разных мест). Создание и рассматривание альбома «Драгоценные камни», создание коллекции камней.

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ: сундучок ощущений, набор схем-рисунков, шапка магистра, наборы камней (3-4 шт. на каждого ребенка разной фактуры, размера, цвета), лимонный сок, пипетка, деревянный брусок, магниты, магнитная доска, лупы, кусочки пластилина, стаканы с водой, ложки, подносы и салфетки на каждого ребёнка, поднос с песком.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня утром я получила необычное письмо. Адрес отправителя тоже загадочный - Горная Страна. Гномы. Но ещё больше я растерялась, когда открыла конверт - в нём нет ни одного слова, одни лишь непонятные схемы. А вы, ребята, ничего необычного в группе не замечали? Ведь, я думаю, не зря на моём послании этот знак. (нарисована шкатулка ). Давайте внимательно осмотрим всё вокруг. (Дети находят шкатулку).

Кто из вас, ребята, знает, кто такие Гномы? (подземные жители, маленькие человечки)

Чем они занимаются? (добывают драгоценные камни)

Как вы думаете, что может в шкатулке находиться? (Ответы детей. )

Воспитатель: Сейчас каждый из вас на ощупь попытается определить содержимое этой шкатулки. Так что же в шкатулке?

Дети: В шкатулке находятся камни.

Воспитатель: Верно, это - камни. А где можно найти камни? Интересно, с какой целью Гномы нам послали эти камни и схемы? (Предположения детей )

Не просто так шкатулка здесь,

И в том есть один секрет:

В шкатулке этой камни есть,

Что излучают свет!

Один, как мамины глаза,

Прозрачно- голубой; (достает и шкатулки )

Как виноградная лоза,

Зелёненький - другой. (достает из шкатулки )

А третий солнышка светлей,

А вдруг это алмаз?! (достает из шкатулки )

Я предлагаю, детки, их

Вам рассмотреть сейчас.

Ребята, а что вы знаете о камнях? (ответы детей ). Не очень много вы о них знаете.

А хотите узнать больше? Для более полного их изучения я предлагаю вам пройти в лабораторию.

Воспитатель: Что такое лаборатория?

Дети: Это специальный кабинет, где проводят исследования, ставят опыты, эксперименты.

Воспитатель: Для работы в лаборатории, необходимо знать некоторые правила поведения: вести себя тихо и аккуратно, быть внимательными и следовать моим инструкциям, ничего не брать в рот, не размахивать и не кидать камни. (Дети садятся за столы).

Воспитатель: Сегодня активно будут работать наши верные помощники. Вы помните, что это за помощники? Глаза нам для чего?

Дети: Чтобы смотреть.

Воспитатель: Руки нам зачем?

Дети: Чтобы трогать, щупать.

Воспитатель: А уши?

Дети: Чтобы слушать.

Воспитатель: Гномы разрешили рассмотреть нам их коллекцию камней, какими они бывают.

Опыт № 1 . Определение цвета, формы и размера.

Дети делятся наблюдениями, какого цвета и формы камни.

Покажите мне самый большой ваш камень.

Выложите все камни в ряд от самого большого к самому маленькому.

Все ли камни одинакового размера?

Воспитатель: Так что мы можем сказать про камни? Какие они могут быть? (камни бывают разными по цвету, форме и размеру.)

(На магнитную доску вывешивается первая схема) .

Вот теперь понятно, про что эта схема.

Опыт № 2. Определение характера поверхности.

Сейчас нужны будут ваши чувствительные пальчики. Закройте глаза, погладьте ваши камешки и попробуйте на ощупь выбрать самый неровный, шершавый камень.

А теперь самый гладкий камешек? Подумайте, где можно чаще всего встретить такой камень? (У моря)

Почему у него нет острых углов? (Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок, острые углы постепенно стираются, исчезают. Камешек становится округлым.) Так какие камни бывают на ощупь? Вывод: камни бывают гладкими и шероховатыми (на доску вывешивается вторая схема). Посмотрите, гномы так и нарисовали.

Опыт № 3. Определение твёрдости.

В одну руку возьмите камешек, а в другую кусочек пластилина. Сожмите обе ладони.

Что произошло с пластилином? Почему?

А с камнем? Почему?

А как вы думаете, камень тверже дерева? Давайте проверим. Я возьму молоток, гвоздь и брусочек из дерева и попробую вбить гвоздь в дерево. Что получилось? (Гвоздь вошел в дерево).

Воспитатель: А сейчас я попробую вбить гвоздь в камень. (Забивает - не получается) . Гвоздь гнется, но не вбивается.

Ну что, смогла я забить гвоздь в камень? Что случилось с гвоздем? А как вел себя камень? Что мы можем сказать про камень, он какой?

Вывод: Камень твёрдый, прочный. (третья схема)

Опыт № 4. Определение температуры.

Ребята, положите ваши ладошки на стол и быстренько на щёки. Чувствуете разницу?

Наша кожа может быстро определять температуру.

Сейчас у нас будет очень сложный опыт. От вас потребуется внимание и сосредоточенность.

Из всех камней вам необходимо выбрать самый тёплый и самый холодный.

Как это можно сделать? (Зажать в ладонях, поднести к щеке)

Вывод: камни имеют разную температуру. (четвертая схема)

Как можно согреть холодный камень?

Я предлагаю вам согреть его своим тёплым дыханием.

Дыхательная гимнастика : Дети берут самый холодный камень, кладут его на ладони.

Делают глубокий вдох через нос, а выдох через рот, губы трубочкой. (3 раза)

Опыт № 5. Плавучесть.

Что будет, если положить камешек в воду? (Версии детей)

Как это можно проверить?

Дети осторожно кладут камень в воду. Наблюдают. (Камень утонул, от него на поверхность поднимаются пузырьки воздуха, цвет изменился, стал более ярким.)

Достают камень из воды, вытирают его салфеткой

- Какие камни вам нравятся больше, мокрые или сухие?

Вывод: камни тонут в воде, потому, что они тяжёлые. (пятая схема)

Опыт № 6. Камни издают звуки.

Как вы думаете, могут ли камни издавать звуки?

Постучите ими друг о друга. Что вы слышите?

Это камни разговаривают друг с другом и у каждого из них свой голос.

А сейчас, ребята, на один из ваших камешков я капну лимонный сок. Что происходит?

(Камень шипит, злится, ему не нравится лимонный сок)

Вывод: камни могут издавать звуки. (шестая схема)

Опыт № 7. Рассматривание камней через лупу.

Как называется этот прибор? (Лупа.)

Для чего же он нужен ? (Увеличивать изображение.)

Посмотрите на свои ладошки. Что вы видите?

А теперь посмотрите на них через лупу. Что вы видите сейчас?

Чтобы лучше увидеть поверхность камней мы проделаем с ними то же самое.

Что интересного вы увидели? (Ответы детей)

Вывод: у камней есть трещинки, песчинки, крапинки. (седьмая схема)

Молодцы, вы очень внимательные!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Страничка за страничкой мы составили целый рассказ о камнях. Рассказ в схемах. Вы теперь настоящие ученые, и можете прочесть послание гномов о свойствах камней. Только читать мы будем по одной страничке и читать будет тот, на ком одета шапка магистра (Дети по очереди делают вывод обо всех проделанных опытах). Давайте выложим на песке узоры из камней. Может быть ночью, когда детский сад будет пуст, гномы вновь вернутся сюда и будут очень рады такому подарку.