Во сколько маленькие дети начинают разговаривать. Ребенок еще не начал говорить – есть ли повод для беспокойства

Доброго вам времени и отличного настроения, дорогие наши читательницы.

Родители всегда находятся в ожидании – когда малыш появится на свет, когда первый раз улыбнется, когда вылезет первый зуб, когда сядет, когда пойдет. Но больше всего хочется услышать слова «мама» и «папа» от своего ребенка. Во сколько дети начинают говорить, примерные показатели нормы, и что делать, если малыш молчит – давайте разбираться вместе.

Навыки речи закладываются у ребенка в первый год жизни, чем больше вы будете читать, разговаривать с малышом, тем большим запасом слов он будет обладать, когда начнет говорить – этот процесс называется пассивное накопление слов.

Активная стадия накопления слов выражается не только в запоминании, но и в повторении звуков, попытках сложить из них новое слово.

Что нужно делать, чтобы малыш заговорил вовремя:

  • старайтесь не включать телевизор в присутствии малыша;
  • больше разговаривайте с ребенком с первых дней жизни, фразы должны быть четкими, простыми, избегайте сложных и витиеватых конструкций, говорите медленно;
  • после года начинайте разучивать стихи, которые имеют простые рифмы;
  • не сюсюкайте сами, и пресекайте подобные попытки со стороны других взрослых;
  • не упрощайте речь – называйте все вещи своими именами;
  • всегда внимательно слушайте, не отмахивайтесь от вопросов ребенка;
  • чтение, рассматривание картинок должно занимать не менее 20 минут в день.

Во сколько дети начинают говорить первые слова? Ответ на этот вопрос зависит от многих факторов, значение имеет и атмосфера в семье – если вы или ваши близкие привыкли общаться на повышенных тонах, малыш заговорит позже своих сверстников.


Во сколько лет дети начинают говорить

Основное, что вам нужно запомнить – все детки разные. Да, существует много таблиц, тестов, где расчерчено и расписано, что должен уметь малыш в том или ином возрасте, но не всегда отклонения – повод для паники. Речь, ходьба, зубы – все это очень индивидуальные параметры, о чем часто любит повторять доктор Комаровский. Но для собственного спокойствия можете показать малыша специалисту, если вам кажется, что он в чем-то отстает.

Во сколько месяцев ребенок начинает говорить:

  • до 3 месяцев малыш предает свои эмоции криками и плачем, постепенно в его речи появляются простые односложные звуки, он начинает агукать;
  • 4-5 месяцев – у ребенка появляется больше эмоций, протяжные звуки приобретают различную эмоциональную окраску;
  • полгода – в этом возрасте малыш хорошо распознает голоса близких людей, в его лепетании можно различить короткие слоги – ма, па, если до 8 месяцев нет признаков лепета, необходимо проверить слух ребенка;
  • 7-8 месяцев – ребенок хорошо понимает простые просьбы – покажи, дай, возьми, начинает подражать звукам животных, узнает много предметов, но называть их четко еще не умеет;
  • после 10 месяцев речь становится осмысленной, именно в этом возрасте можно услышать долгожданное «мама», к 11 месяцам запас малыша состоит примерно из 10 слов, к году количество слов увеличивается до 20.

Как показывает многолетняя статистика, у большинства деток первым словом становится не «мама», а «дай».

Как расширяется словарный запас

После года происходит стремительный лингвистический скачок – уже к 1,5 годам ребенок составляет словосочетания из 2-4 элементов, легко находит на картинках все знакомые ему предметы, с удовольствием выполняет простые задания, запас слов приближается к 300. В этом возрасте малыш активно использует указательный жест, так он призывает родителей называть предметы, которые ему незнакомы, постепенно ребенок понимает, что одна и та же вещь всегда называется одинаково, даже если ее внешний вид немного отличается.

После 1,5 лет речь становится более внятной, ребенок усваивает до 12 новых слов каждую недель. К 2 годам дети могут соединять по 2 слова вместе, если этого не произошло до 2,5 лет, нужно проконсультироваться со специалистом.

Специалисты считают, что к 3 годам ребенок должен хорошо разговаривать с использованием простых фраз, а к четырем — уже обладать развитой речью со сложными предложениями.

К 3 годам дети становятся говорунами и почемучками, могут выполнять сложные просьбы, прекрасно усваивают простые стихотворения. К 4 годам речь полностью сформирована, могут наблюдаться проблемы с произношением некоторых букв.

Почему малыш молчит, нужно ли обращаться к врачу

Когда нужно обращаться к врачу? Если к 3 годам речь ребенка остается невнятной, разобрать ее могут только близкие люди, малыш часто бывает гиперактивным, наблюдаются проблемы с пережевыванием пищи. Тревожным признаком может быть категорическое нежелание вашего ребенка общаться с кем-либо, часто открытый рот, обильное выделение слюны.

Поводом обращения к специалисту может быть абсолютное молчание малыша, которому уже исполнился год, отсутствие реакции на свое имя, незнание предметов в 1,5 года. Консультация необходима и в том случае, если ребенок в 2 года не повторяет слова за старшими, не может составлять элементарные словосочетания, в 3 года не понимает смысла несложных рассказов.


При появлении подобных симптомов может потребоваться консультация логопеда, невролога, невропатолога, детского психолога, ЛОРа, поскольку проблема может быть вызвана короткой уздечкой, задержкой речевого развития, проблемами со слухом, с нервной системой. Если начать лечение своевременно, то к школе ваше чадо ничем не будет отличаться от сверстников.

Почему ребенок молчит:

Причин «упрямого» молчания малыша может быть несколько:

  1. Недостаточное развитие мелкой моторики рук. Чтобы этого избежать, нужно с самого рождения делать массаж, заниматься пальчиковыми играми, рисованием, лепкой, прекрасное развлечение для детей – кинетический песок, различный шнуровки, пальчиковые лабиринты.
  2. Отсутствие мотивации. Часто от этого страдают поздние дети-первенцы, родители предугадывают все желания малыша, и ему просто не нужно учиться озвучивать свои просьбы. Если подобная ситуация возникла у вас, нужно срочно учиться непониманию безмолвных жестов крохи.
  3. Настойчивое обучение. Многие родители стремятся воспитать вундеркинда, постоянно настаивают на многократном повторении одного и того же слова, часто раздражаются, переходят на крик, если ребенок не справляется с задачей. В итоге малыш замыкается в себе, начинаются проблемы с развитием речи.
  4. Основная причина – недостаток внимания, молчуны и плохо говорящие дети часто встречаются у очень занятых родителей, или в асоциальных семьях. Без достаточного и регулярного живого общения речь ребенка развиваться не будет.
  5. Двуязычная семья, раннее обучение иностранным языкам. Дети-билингвы начинают говорить позже, но сразу на двух языках.

Часто речевые задержки носят наследственный характер, прежде чем паниковать, узнайте, не было ли у ваших близких, или родственников мужа подобной проблемы.

Заключение

Следует понимать, что происходит это не спонтанно. Первым осознанным словам и предложениям предшествуют сразу несколько так называемых подготовительных этапов.

Этапы развития речи

Уже с самых первых дней после появления на свет у крохи проявляются начальные голосовые реакции, а именно - плач и крик. Конечно же, они ещё очень далеки от обычной нам речи, но это - важные процессы, которые позволяют разработать дыхательный, артикуляционный и голосовой аппараты. Уже спустя 2 недели малыш начинает реагировать на голоса говорящих, прислушиваться, когда с ним разговаривают. А с 2-3 месяцев у деток появляется характерное гуление (звуки типа «ага», «агу», «гкх» и другие). До полугода малыши продолжают «играть» со звуками таким образом, а уже к 7-8-месячному возрасту у них появляется способность подражать звукам, которые произносят взрослые («ма-ма-ма», «тя-тя-тя», «па-па-па» и т. п.). Это значит, что момент, когда ребенок начнет говорить, уже не за горами.

От чего зависит, когда ребенок заговорит?

Следует понимать, что все детки развиваются индивидуально, и единого ответа на вопрос о том, когда ребенок начнет говорить, просто не существует. Однако замечено, что рассудительные малыши, которые предпочитают спокойные игры в окружении игрушек, начинают говорить несколько раньше. А непоседы, стремящиеся изучить весь мир вокруг себя, всё потрогать и попробовать на вкус, просто не успевают учиться ещё и разговаривать - их жизнь и без того полна ярких впечатлений.

В среднем девочки раньше произносят первые слова, а у мальчиков этот момент наступает позже на несколько недель. Впрочем, здесь всё, опять-таки, относительно.

То, когда ребенок начнет говорить, также зависит и от отношения к нему в семье. Если вы постоянно потакаете всем его желаниям, думаете за него на несколько шагов вперёд, стимула разговаривать просто не будет - он и так получит всё, чего хочет. Напряженные отношения между родными и угнетающая обстановка в доме также негативно влияют на становится нелюдимым и замкнутым.

В среднем, базовый словарный запас должен сформироваться у малыша к 15-18 месяцам. А вот если в возрасте 2-3 лет малыш лепечет и с трудом выговаривает лишь некоторые слова, лучше обратиться к врачам, которые помогут выявить причину такой задержки. Может быть, у него которая мешает ему говорить, или слабый слух.

Как помочь ребенку начать разговаривать?

Конечно, до момента, предложениями, ещё далеко. Но приблизить это время можно, если помочь малышу освоить Что для этого нужно сделать?

Сохраняйте терпение - и совсем скоро в жизни вашей семьи настанет тот удивительный момент, когда ребенок начинает говорить. Комаровский, а также много других заслуженных педиатров нашей страны, не устают повторять, что главное - позволить малышу развиваться и не давить на него. Даже если кроха не говорит в то время, когда все сверстники уже учатся складывать слова в целые фразы, скорее всего, в это время у него просто развиваются другие сферы мышления и деятельности, а потому поводов для беспокойства нет!

Пятьдесят с лишним лет назад в Москве было лишь 16 логопедов. В 1951 году дефектологический факультет Московского государственного педагогического института (теперь — университет) выпустил 30 специалистов по исправлению недостатков речи. В настоящее время в нашей стране работают тысячи логопедов — выпускники московских педагогических университетов, а также пединститутов областных и республиканских центров. И все же проблема речевых расстройств остается актуальной по сей день. В каждом дошкольном учреждении, в каждой школе есть дети с недостатками речи. Для детей со сложными речевыми расстройствами созданы специальные детские сады и школы. И таких школ немало. В чем же дело? Как предупредить нарушения речи у ребенка? Ведь этот недостаток мешает ему благополучно учиться, быть уверенным в своих силах, затрудняет выбор профессии.

Речь — функция головного мозга

Специальных органов речи у человека нет. Речь реализуется с помощью артикуляции и аппаратов дыхания, жевания, глотания, обеспечивающих процессы голосообразования. Центральное звено всего аппарата речи — кора головного мозга (у правшей — преимущественно левого полушария, у левшей — наоборот), где сосредоточены представительства доминирующей руки, речеслухового и кинестетического (мышечного) анализаторов.

У ребенка процесс развития речи разделяют на три периода. Первый — подготовительный — включает крик, гуление и лепет. Криком младенец подает сигнал родителям, например, о том, что голоден. А благодаря голосовым реакциям гуления (звукам типа "ау", "эу"), постепенно приобретающим различную интонационную окраску, усваивает интонационную систему языка, копирует интонации окружающих его людей. Гуление — следствие случайно возникающих позиций будущего артикуляционного аппарата — губ, языка, мягкого нёба, глотки и гортани. У детей всего мира оно одинаковое. Наблюдается и у глухих младенцев, у которых не было звукового контакта с матерью.

К шести-восьми месяцам жизни малыш начитает лепетать, произносить звуки типа "мА", "па", "ба", "на", "ди" ("иди), "да" ("дай") и т. п. Звуковой состав лепета — результат кинестетической "настройки" артикуляционного аппарата по слуховому, акустическому подражанию речи окружающих. Одновременно ребенок осваивает элементарную слоговую структуру слова, состоящую, как правило, из одного слога. Если гуление не перешло в лепет, родителям стоит забеспокоиться, все ли в порядке у младенца со слухом.

Во втором периоде, примерно с восьми-девяти месяцев жизни, малыш начинает глобально воспринимать звучание некоторых слов, взглядом или указательным жестом "отвечать" на вопросы "где папа?", "где птичка?". Он радуется, что его понимают, подражает взрослым в играх с игрушками, в манипулировании ложкой, чашкой. Слов еще нет, но интонации-восклицания уже варьируются: чувства радости и недовольства вокализируются, сопровождаясь характерными звуками "а-а-а", "у-у-у". Лепет делается продолжительнее, обогащается интонационная окраска, звуки начинают повторяться ("ба-ба-ба", "ма-ма-ма") и превращаются в слова, которые, в свою очередь, становятся компонентами мышления. И хотя произношение слов еще очень несовершенно, ребенок вкладывает в них определенный смысл. Видя, что мама пришла или уходит, он произносит слово "ма-ма". Это так называемые слова-предложения. К концу первого года жизни появляются звукоподражательные слова типа "ав-ав" ("собака"), "би-би" ("машина"), "тик-так" ("часы").

В третьем периоде, ведущем отсчет со второго года жизни, малыш уже понимает обращенную к нему речь, по слову выполняет простые поручения. У него появляется целенаправленный указательный жест, сопровождаемый звуками с интонацией требования, которые означают: назови. Ребенок настойчиво перемещает указательный пальчик с одного предмета на другой, по нескольку раз возвращается к уже "пройденным" предметам, пока не "насытится" сознанием того, что разные предметы имеют разное название. Период активного указательного жеста является большим скачком в становлении первого этапа детского конкретно-образного мышления, связанного с первичным выделением на слух звуковой оболочки слова. В это время закладывается пассивный словарь ребенка. Бурное развитие понимания речи на несколько месяцев опережает развитие устной речи. Нередко пауза между тем, когда ребенок стал показывать пальцем на тот или иной предмет, и моментом, когда он произносит слово, обозначающее предмет, насчитывает пять-восемь месяцев. Наконец, наступает черед, когда малыш делает попытку связать два слова в фразу ("мама, дай").

Слышащий ребенок, воспринимая правильную, не сюсюкающую речь матери, начинает говорить в 14-18 месяцев со дня рождения. У разных детей развитие речи может протекать по-разному. У одних довольно медленно формируется высказывание из двух-четырех слов, зато такие малыши примерно к году и восьми месяцам овладевают произношением почти всех звуков родного языка. У другой группы ребятишек бурно развивается мелодика речи, они произносят длинные фразы, но оперируют несколькими слогами, многие звуки не выговаривают. В таких случаях только мама может разобрать, что сказал ее малыш. Замечено, что девочки начинают говорить раньше мальчиков; вероятно, это обусловлено более пластичной их нервной системой.

К полутора годам возникает первый период вопросов "что это?". В активном словаре такого человечка уже 30-35 слов, состоящих из одного-двух слогов и произносимых при помощи шести-восьми звуков с разными слоговыми вариациями, которые понимает не всякий взрослый, но это уже общение с помощью речи.

К двум годам словарь малыша достигает примерно 300 слов. Он активно употребляет наречия и глаголы. На третьем году жизни усваивает первые грамматические формы, выстраивает многословные фразы со сложными и придаточными предложениями, предлогами, прилагательными, наречиями, вопросительными словами. После двух с половиной лет у ребенка, кроме обилия прилагательных, появляются причастия, сложные предлоги "через", "вдоль" и др., а к концу третьего года жизни — соединительные союзы и местоимения. Основное формирование речи заканчивается, но ее совершенствование продолжается на четвертом и пятом годах жизни. Это период вопросов: "почему?", "зачем?".

Причины задержки и нарушения речи в дошкольном возрасте

Если ребенок родился здоровым, задержка его речевого развития может возникнуть из-за неправильных действий взрослых во время подготовительного периода: при недостаточном речевом общении с малышом, невнимании к его слуховому восприятию, подражанию звукам и словам взрослого, при несвоевременной выработке интонационной выразительности речи и смысловых связей между словом и предметом.

Прежде чем заговорить, малыш должен натренировать мышцы речевого аппарата. Это происходит, когда он гулит, лепечет, дышит, глотает, сосет грудь, жует. Замечено, что дети, находившиеся на грудном вскармливании, сталкиваются с речевыми трудностями реже искусственников, а те, которых своевременно приобщали к твердой пище, говорят намного четче сверстников, которых чуть ли не до школы пичкали жидкими кашами и протертыми овощами.

Нарушение речи вызывают разные причины: врожденные аномалии центральной нервной системы, коры головного мозга, нёба, языка, дефекты носового дыхания и снижение мышечного тонуса мягкого нёба (такая патология приводит к гнусавости), психическая травма (к примеру, у впечатлительных, склонных к неврозам детей реакция испуга может спровоцировать заикание) и др.

Ребенок, родившийся глухим или потерявший слух в результате болезни в первые недели и месяцы жизни, не научится говорить, пока сурдопедагог (специалист, обучающий глухих детей речи) не обучит его "чтению с губ", не научит произносить отдельные звуки, а затем слова с опорой на тактильное, кинестетическое, а также зрительное восприятие. Такие занятия нужно начинать с трех-четырехлетнего возраста.

Развитие речи и мышления находится в тесной связи с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Дети, работающие с конструктором, занимающиеся оригами, лепкой из пластилина, вышиванием и другими видами рукоделия, умеют, как правило, логически рассуждать. У них достаточно развиты память и внимание.

Нередко к задержке речевого развития и нарушениям речи приводит переучивание ребенка-левши все делать правой рукой. Современные мамы знают, что младенцев нельзя пеленать. Всякое ограничение движений младенца тормозит не только формирование двигательных навыков, но и своевременное развитие речевых функций. У правши действия всех подвижных частей тела и особенно пальцев рук, речевого, артикуляционного аппарата (гортани, глотки, языка, губ, мягкого нёба) генетически заложены в левом полушарии головного мозга, у левши — в правом полушарии. Если левше не давать активно работать левой рукой, то у него возникнет пространственная ломка формирования движений: будут стимулироваться движения правой, неосновной руки, а основная, ведущая рука останется без стимуляции. Переучивая малыша держать ложку или карандаш в правой руке, родители тем самым перекладывают врожденные функции его ведущего правого полушария на левое, в котором у него нет "проекционной" базы для тонких движений пальцев и артикуляционного аппарата. В результате развивающаяся на базе слухового восприятия речь "не знает", в каком полушарии ей "осесть". Именно поэтому нередко левши, которых с младенчества усердно заставляли все делать правой рукой, позже начинают говорить, неверно произносят многие звуки, неловки в движениях, не умеют танцевать, лишены музыкального слуха. Но не менее важно, что нарушается эмоционально-волевая сфера ребенка. Известно, что всякое действие вызывает противодействие. Ребенок становится либо упрямым, либо сломленным: слабовольным, мнительным, неуверенным в себе. Начинает фиксировать внимание на своих речевых трудностях, глубоко переживает по пустякам. По этой причине у него может развиться заикание. А его преодолеть трудно. Малышу-левше необходимо давать свободу действий, и он сам научится многое делать обеими руками.


Развитие речи и мышления

Английский философ, педагог и психолог XVII века Джон Локк в монографии о воспитании детей очень точно отметил, что сознание человека, его характер, культура, воспитанность и мышление зависят от того, что родители заложили в него до пятилетнего возраста.

Наиболее важный период эмоционального и интеллектуального развития ребенка приходится на возраст до трех лет. Новорожденный с первых дней жизни реагирует не только на тактильное восприятие материнских рук, яркий свет, но и на звуки, тембр голоса матери и других людей, а главное — на интонации (известно, что самые ласковые слова, произнесенные с угрожающей интонацией, даже взрослого могут повергнуть в страх). Неспроста из глубины веков, из поколения в поколение передаются колыбельные песни, которые успокаивают, убаюкивают младенца. Очень важно, чтобы ребенок с первых дней жизни слушал мамино пение колыбельных или народных песен. Оно должно быть тихим, но разборчивым. Современная тенденция заменять мамино пение магнитофонными записями классической или популярной музыки не стимулирует восприятие ребенком мелодики и лексики родного языка. Такие концерты порой его просто оглушают.

Обязательно откликайтесь на плач ребенка. В первые месяцы жизни он только так может вам сказать, что испытывает дискомфорт, что ему холодно, мокро или очень хочется есть. Кроме того, крик или плач — это еще и попытка общения. Малыш дает вам понять, что соскучился и хочет увидеть родное лицо.

Говорите с грудничком буквально с самого его рождения, грамотно, медленно и четко произнося слова, без каких-либо сюсюканий. Неважно, что он еще не понимает смысл ваших слов, зато чутко реагирует на интонацию и прекрасно улавливает ее. Все действия — купание, переодевание, кормление и т. п. — сопровождайте подобием беседы. Например: "Сейчас я посмотрю, что тебе не нравится, почему ты вертишься, плачешь". Речь должна быть неспешной, ласковой. Новорожденный лучше всего воспринимает мелодичные гласные звуки, произносимые нараспев. Важно, чтобы малыш видел вашу мимику, движения губ. Особенно тщательно произносите звуки "о", "и", "е". Именно их впоследствии многие дети проговаривают нечетко, иногда заменяя на другие — "у", "э". Из-за этого в школе они пишут слова с буквами "о", "и", "у", "е" ("э") с ошибками. Разговаривая с крохой, всегда помните о том, что на вас лежит ответственная задача — привить сыну или дочке врожденную грамотность. Благодаря активному общению в еще не дифференцированной слухоречевой памяти младенца закладывается та канва, на которой в будущем будет расцветать, вырисовываться речевой опыт ребенка, появится его первый лепет.

Советую родителям вести дневник, записывая в него, когда малыш начал лепетать, когда заговорил, когда стал ползать, ходить, когда у него зарос родничок. Эти сведения при отклонениях в развитии могут понадобиться врачу-невропатологу или педагогу-дефектологу.

Очень важно в самом раннем возрасте воспитывать у ребенка зрительное и слуховое внимание, предлагая ему найти направление звучащей игрушки (погремушки, пищащих резиновых зверюшек), перемещаемых по комнате громко тикающих часов и т. п. У трех-четырехлетнего малыша зрительное внимание формируется в процессе занятий с картинным лото или паззлами. Невнимательность у одних ребятишек объясняется их излишней активностью, неусидчивостью, несдержанностью, неумением слушать и наблюдать, у других, напротив, некоторой замедленностью, вялостью, несобранностью, неорганизованностью и рассеянностью. В школе эти трудности приводят к тому, что дети невнимательны на уроке, не могут следить за указаниями учителя, начинают импульсивно действовать, не дослушав до конца задание, поспешно или очень медленно его выполняют. Учитель всякий раз вынужден делать им замечания. В результате у ребенка пропадает желание учиться. Он становится стойко неуспевающим.

Как только ребенок освоит хождение, учите его танцевать. Ритмичные движения способствует развитию слуха, а значит, и речи.

Внимание ребенка-левши и его ориентацию в пространстве можно развивать, предлагая сначала показать предметы, нарисованные в книге слева от центра, затем в центре и справа. Умение контролировать слуховое внимание, вовремя тормозить двигательную активность отлично воспитываются в играх на поднимание и опускание рук на вопросы: "Кто летает?", "Кто бегает?", "Кто плавает?" и т.д. Например: "Птица летает? Диван летает? Бабочка летает?". Ребенка надо учить быстрому переключению внимания при показе предметов обихода, частей лица, тела. К двум с половиной годам у детей бурно развивается конкретно-образное мышление с элементами фантазии, которое надо поощрять в процессе игр: "Угадай загадку", "Чьи это ноги?" (показывайте ребенку только нижнюю часть картинки с изображением какого-нибудь животного), "Узнай, кто я" (нарисуйте с помощью точек контур зверька или несложного предмета, попросите ребенка соединить все точки одной линией, чтобы узнать, кто же прячется в ваших точках). Привлекайте малыша к творчеству, предлагая порисовать или сочинить вместе сказку. С трех лет хорошо говорящего ребенка можно в игровой форме начать обучать чтению слов, составленных из азбуки на кубиках. В этом возрасте он уже имеет представление о числе (один, два, много), способен наизусть запоминать стихи, работать с конструктором, "исследовать", что у мишки в животе или как устроена машинка, ходить с коляской, подражая маме. Ему все интересно. Он познает мир и узнает, что чайник горячий, ножницы колкие, стакан стеклянный и потому разбился. Осознает смену поколений и то, что какое-то событие было вчера, еще раньше или давным-давно и что очень многое еще должно случиться в будущем. Ваша задача состоит в том, чтобы удовлетворить любопытство малыша, ответить на все его "почему?". Малышей в возрасте от трех до пяти лет пора знакомить с русскими народными сказками, но избегайте сказок о Иванушке-дурачке, о Емеле ("По щучьему велению"), так как они воспевают лень, безделье, жизнь за чужой счет. Учите наизусть с ребенком фрагменты мудрых сказок А. С. Пушкина, читайте ему стихи и сказки К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, А. Л. Барто, С. В. Михалкова, сказки братьев Гримм, Андерсена. При этом объясняйте малышу непонятные речевые обороты, например: "и лес, и дол видений полны...". Еще до школы ему станут интересны рассказы о богатырях (Илье Муромце, Добрыне Никитиче и др.), о подвигах народа, защищающего свою страну от чужеземцев. Он с удовольствием будет слушать мифы Древней Греции.

Если к четырем-пяти годам ребенок не освоил произнесение звуков "л", "р", свистящих, шипящих звуков или все звонкие звуки произносит глухо, а твердые — мягко, обязательно обратитесь к логопеду, так как в школе он может путать эти звуки. Занятия с логопедом требуют довольно много сил и времени, поэтому данную проблему желательно разрешить хотя бы за год до поступления в школу, когда ребенок еще не загружен уроками.

По методическим пособиям родители могут и сами помочь своему ребенку избавиться от некоторых дефектов речи (например, трехлетние малыши нередко вместо звука "ш" произносят звук "с", вместо "р" — "л"). Начинать нужно с постановки отдельных звуков, применяя своеобразную гимнастику речевого аппарата.

Ребенку пятилетнего возраста уже можно рассказывать об особенностях жизни и обычаях народов разных стран, об обитателях морей, рек и лесов, о звездах и планетах. Покажите ему на глобусе или географической карте, сколько континентов, морей и океанов на Земле, где находится страна, в которой он живет. Очень внимательно отбирайте передачи телевидения. Ни в коем случае не давайте смотреть своему чаду мультфильмы ужасов. Они нарушают сон ребенка, делают его нервозным.

Ребенок начинается общаться с самого рождения с помощью крика — вкладывая в него эмоции. Так он привлекает к себе внимание, высказывает свои требования. Начинать учить его разговаривать нужно уже с этого возраста, потом будет поздно.

Рефлекторные голосовые реакции – первые слова

В первые месяцы жизни предречевые реакции являются рефлекторными. Они появляются у нормально развивающихся детей в одинаковые сроки, и не зависят от обучения.

  • гуление;
  • свирель;
  • лепет.

Гуление появляется к 1,5 месяцам. Оно бывает даже у глухих от рождения детей. Сначала ребенок произносит у-уу, а-аа, к 2 – 3 месяцам агу, бу, зы, агу. В этом возрасте нужно помочь ему произносить звуки. Разговаривая с ним, откликаясь на его зов.

После свирели ребенок начинает лепетать. Произносит часто повторяющиеся слоги ба-ба, мама, да-да-да, сопровождая речь ритмичными движениями. В этот период очень важна для ребенка свобода действий.

Проведя множество экспериментов ученые доказали что те дети, которые могут свободно передвигаться начинают разговаривать раньше, лучше.

В возрасте 8,5 – 9 месяцев проявляется модулированный лепет. Начинает звать родителей мама, папа. Ребенок повторяет слоги с различной интонацией и если его спросить, кто это он уверенно называет мама, папа,

К врожденным реакциям относятся проявления звукоподражания у детей от 2 до 7 месяцев. Гуление, лепет и свирель являются игрой. Если начинать с малышом разговаривать, произносить звуки он пытается повторить за взрослыми. Такая игра приносит ему удовольствие.

Важно знать! Малыш гулит и лепечет, когда находится в комфортных условиях. Ему тепло, сухо и он сыт. Особенно ему интересно повторять звуки за взрослыми. Но чтобы у него началась развиваться правильная артикуляция, нужно чтоб ребенок видел мимику лица говорящего взрослого. Надо чтобы мама, разговаривая с ним, смотрела на него. К тому же в помещении должно быть тихо.

У крохи, находящегося в шумной обстановке все голосовые реакции развиваются с большим опозданием.

Развитие осознанной речи

Многие родители интересуются, сколько малыш должен знать слов в определённом возрасте. Когда он должен говорить так, чтобы его поняли другие. В основном это всё индивидуально и зависит от различных факторов — физиологических и психологических особенностей, воспитания. Но в основном разница у нормально развивающихся детей сравнительно не большая.

В 1 год

Малыш произносит первые слова, которые повторяет за взрослыми. Девочки начинают разговаривать на пару месяцев раньше, чем мальчики . Словарный запас составляет около 10 слов (сюда входят собственные варианты названий различных предметов, например машина – бип-бип, часы – тик-так, ходить – топ-топ). Сначала дети произносят слова в именительном падеже (мама, папа) и звукоподражательные (гав би-би, ко-ко).

В полтора года, уже пытаются говорить предложениями из двух слов. Усваивают повелительное наклонение глаголов (дай, иди).

К 2-ум годам

Начинают употреблять формы множественного числа. Словарный запас состоит из 300 слов. В 1,5 – 2 года начинается первый период вопросов «Что это?». Таким образом, малыш познает мир вокруг себя, формирует свой словарный запас.

В 3 года

Ребенок начинает разговаривать предложениями, использует слова в различных падежах. Знает сколько предметов (много или один). Зачастую произносит слова неправильно, или сам придумывает новую форму. Очень часто мальчики употребляют по отношению к себе глаголы прошедшего времени в женском роде. С возрастом это проходит.

В 4 года

Ребенок уже должен разговаривать полноценными предложениями. Не использует звукоподражаний или неполноценных слов. Может пересказать сказку или бытовую историю. Разговаривает так, чтоб его понимала не только мама. Обычно в этом возрасте дети правильно не выговаривают -л-, -р-. На вопрос «Сколько?» отвечают называя цифру показывая при этом на пальцах. Чаще отвечают неправильно.

Важно знать! Чтобы малыш начал разговаривать правильно, вовремя и знал столько слов, сколько это необходимо по возрасту, с ним нужно заниматься.

Начинайте с рождения ребенка. С ним необходимо разговаривать, при чем он должен видеть лицо говорящего. Когда малыш начинает говорить, для него огромное значение имеет аудитория, он может сам с собой разговаривать, но очень быстро замолкает. Если же с ним будет говорить взрослый, малыш начнет вторить ему. Не забывайте для ребенка это игра.

Почему дети начинают поздно говорить

У детей причиной задержки речевого развития (ЗРР) могут быть:

  • несформированность сенсомотрной сферы;
  • неправильное воспитание.

Если у ребенка наблюдается ЗРР, связанная с несовершенством работы сенсомоторной сферы (заболевания, родовые травмы), то коррекция очень затруднена . В этом случае помочь могут только специалисты (невролог, психолог, психиатр, логопед).

Воспитывая своего малыша, родители очень часто допускают ошибки, которые приводят к ЗРР.

Самые распространенные:

  • отсутствие мотивации;
  • настойчивое обучение;
  • переизбыток эмоций;
  • недостаток свободы движения.

ЗРР может наблюдаться не только у детей, с которыми родители не занимались. Очень часто причиной является гиперопека. Когда родители, предугадывая желания своего малыша, тут же подают ему требуемую вещь, стоит ему только указать пальцем. В этом случае у ребенка нет мотивации к развитию речи. Зачем говорить, если достаточно просто показать и заплакать.

Очень часто родители, обучая свое чадо, требуют повторить слово. Но если малыш не хочет он начинает молчать, капризничать, взрослые на него сердятся, кричат, или требуют произнести слово правильно.

Таким образом ребёнку не помочь, у него разовьется неприязнь к разговорной речи. К тому же заставлять повторять ребенка какое-либо слово бесполезно. Дети запоминают лучше во время игры.

Ошибка в избыточной эмоциональности возникает тогда, когда ребенок сказал слово, родители обрадовались, рассмеялись. Когда он опять его произнес, он не понял значение слова, не связал название и предмет. Для него это просто набор букв, который вызвал позитивные эмоции у него и родителей. Дети запоминают только те слова, значение которых понимают.

Как ни странно, но недостаток свободы передвижения играет существенную роль для ЗРР. Моторная и речевая деятельность тесно связаны, а обусловлено это физиологией головного мозга. Замечено что дети, которые более подвижны, быстрее начинают разговаривать. Развитие мелкой моторики способствуют не только формированию речевых навыков, но и обучению чтения, письму.

Эксперимент был проведен с детьми 1 – 1,3 года. Создали две группы. В первой группе постоянно показывали одну и ту же книгу, повторяя слово «Книга», 500 раз. В другой группе с этой книгой производили действия. Говорили «Дай книгу», «Возьми книгу». Во втором случае слово «Книга» употреблялась 300 раз.

Затем в первой группе разложили различные книги и игрушки, положив между ними ту книжку, которую показывали. После чего экспериментаторы попросили детей дать им книгу. Сразу дети выполнили правильно, дав именно ту книгу, которую им показывали. Но когда их просили дать еще книгу, ребята терялись, давали различные игрушки. Во второй группе дети, после того как их попросили дать еще книги, начали подавать другие книжки.

Вывод : Производя манипуляции с различными предметами, дети не только запоминают название лучше, но начинают обобщать понятия.

Как помочь малышу заговорить

Если кроха разговаривает плохо или неправильно, для начала следует выяснить причину, почему это произошло. Желательно проконсультироваться у логопеда. Если есть подозрение на заболевание, следует обратиться за помощью к неврологу.

Чтобы ребенок начал говорить, с ним нужно постоянно заниматься. Только занятия должны быть в форме игры. Ни в коем случае его нельзя заставлять «Скажи то, скажи это». Все должно происходить в форме свободного диалога.

Также, если ребенок указывает на предмет, не нужно тут же ему подавать. Сразу надо назвать предмет, дождаться отклика ребенка — пусть даже он не назовет его правильно, или придумает свое название.

Для развития речи очень полезны игры, развивающие мелкую моторику (мозайка). С детьми до 3 лет в нее нужно играть под наблюдение взрослых , чтобы избежать проглатывания или засовывания в уши или нос мелких деталей.

Чтобы ребенок заговорил нужно отвечать на все его вопросы «Что это?», «Почему». Часто с ним разговаривать, при чем так, чтобы малыш не был пассивным слушателем. К примеру, забирая ребенка из садика нужно спросить, что он делал, что кушал. Поначалу, нужно будет ему подсказывать, но со временем он сам начнет рассказывать, что ел, во что играл, кого поставили в угол.

В данной статье мы рассмотрим развитие ребенка в области разговорной речи. Т.е как быстро и с какого возраста дети начинают говорить.

Первое «агу», первые слова, предложения – все это запоминается новоиспеченным родителям на всю жизнь. Однако порой малыши заставляют своих родителей понервничать, не спеша произносить столь долгожданные слова.

Как же определить, пора ли ребенку разговаривать, соответствует ли развитие малыша его биологическому возрасту? Для этого нужно быть внимательным и знать определенную информацию. Об этом далее и пойдет речь.

В каком возрасте дети начинают разговаривать, произносить первые слоги, слова?

Человеческий организм состоит из множества органов, каждый из которых выполняет свою важную функцию. Однако специального органа, с помощью которого бы человек разговаривал, у нас нет. Возможность говорить обеспечивается головным мозгом, дыхательной системой, процессами глотания, голосообразования.

Процесс развития речевых навыков начинается у малыша сразу после рождения. Все, что мы по незнанию относим к невнятным звукам, мычанию, кряхтению – это уже развитие речи

Специалисты выделяют 3 основных этапа, во время которых ребенок учится говорить:

  1. Крик, гуканье, лепет
  • Момент появления малыша на свет сопровождается его первым криком. В этот момент в организме человечка происходит множество важнейших процессов. Но мало кому приходит в голову, что этот первый крик закладывает начало процесса развития речи.
  • Первое время после рождения именно крик спасает малыша. Таким образом он сигнализирует родителям о желании кушать, о том, что его что-то беспокоит или что-то не нравится.
  • Далее малыш осваивает гуканье или как еще называют этот процесс, «гуление». В этот период ребенок осваивает звуки и слоги. Чаще всего это непроизвольное произношение гласных и согласных букв. Говорит ребенок таким образом чаще всего в спокойной обстановке, когда его ничего не тревожит и не пугает. Длится данный период примерно до полугода.
  • Затем следует этап под названием «лепет». В это время малыш уже произносит звуки вроде «ба», «ма», «па». Произносит он их, подражая тому, как это делают окружающие его люди. Примерно к 9 месяцам малыш становится гораздо смышленее, он уже копирует интонацию, выражает свои эмоции с помощью звуков и движений. Разговоры становятся более длинными и понятными родным.
  • В это время нужно особо внимательно наблюдать за ребенком. Если вы видите, что малыш в возрасте 8-9 месяцев по-прежнему только «агукает», его звуки не становятся продолжительнее, возможно, нужно проверить его слух. Все предыдущие этапы характерны и для развития глухих малышей, но дальше речь может развиваться только в том случае, если ребенок слышит окружающих.
Существует 3 этапа обучения ребенка
  1. На данном этапе, который наступает примерно с 10 месяцев и длится до 1,5 лет, малыш учится распознавать и правильно применять интонацию звуков, слогов. Он уже осознанно отвечает жестами и действиями. Например, на вопрос: «Где мама?» малыш в таком возрасте покажет ручкой.
  2. 3-й период становления речи характеризуется тем, что ребенок уже хорошо понимает и осознает, когда обращаются именно к нему, когда его просят что-то сделать или наоборот не делать. На 2 году жизни малыш начинает произносить слова и звуки, понимая, что они значат. Пытается сказать то, что он хочет, сокращая слышимые им слова, до удобной для произношения формы.

То есть, речь развивается у малышей с самого рождения. Первые слоги можно услышать в возрасте около полугода, ближе к 8 месяцам, ну, а порадоваться первым словам вы сможете примерно в годик. Важно помнить, что все детки индивидуальны и развиваются по-разному. Кто-то может лениться и не говорить до 1 года вообще, а кто-то может радовать разговорами уже с 8-9 месяцев.

Как должен разговаривать ребенок в 1 год?

Рассуждая на эту тему, снова хотим обратить ваше внимание на то, что все детки разные и развиваются они все совершенно по-разному. Кто-то в 1 год не говорит ни слова, а кто-то употребляет в повседневной речи уже около 20 слов. Успехи малыша в данном деле не всегда зависят от того, занимаются ли родители его развитием и развитием его речи в частности. Достаточно часто дети молчат из-за ненадобности что-то говорить, например, в тех случаях, когда по первому крику ребенка сбегается вся семья и дается все то, что малыш чисто теоретически мог бы просить.

Если говорить о речи и ее развитии, в 1 год кроха должен знать и уметь следующее:

  • Знать свое имя и реагировать, когда кто-то зовет его, обращается к нему по имени
  • Говорить около 5-15 слов, упрощая их до приемлемой формы. То есть, малыш может не говорить «пить», а говорить «пи» и т.д.


  • Кроха должен знать слова «нельзя» и понимать, что оно значит
  • Разговаривать на своем языке с интонацией. Подражать звукам, говорить и показывать, как делают животные
  • Знать и выполнять самые простые просьбы вроде: «дай», «покажи», «подойди»
  • Показывать на картинках животных, хотя бы самых знакомых нам – кот, собака, птичка, лошадь, корова, курица

Если ровно в год вы не услышали первые слова малыша, паниковать не нужно. Постарайтесь больше говорить с ребенком, читайте ему книги и старайтесь вести с ним диалог, а не просто рассказывать ему что-то.

Если подобный выход из ситуации вас не устраивает, проконсультируйтесь с педиатром и логопедом. Для начала нужно понять, какой смысл вкладывается в понятие «разговаривать». Конечно же, в 1 годик малыш не будет говорить с вами на равных, да и предложениями говорить он тоже не будет.

Но однозначно есть детки, которые развиваются быстрее своих сверстников. В таких случаях крохи вместо положенных 5-15 слов могут говорить около 30 и больше. Слова эти естественно будут простыми или даже упрощенными.

Как должен разговаривать ребенок в 1.5 года?

В первые годы жизни кроха растет и меняется буквально каждый день. Поэтому еще полгода жизни однозначно вносят свои коррективы в развитие малыша. В 1,5 года ребенок уже более сознательный, много чего умеет, и каждый день радует родителей своими достижениями.

  • В этом возрасте ребенок, как правило, уже хорошо передвигается без какой-либо посторонней помощи, поэтому получает доступ ко многим вещам и предметам
  • Соответственно малыш слышит больше новых слов и запоминает их
  • Как правило, в 1,5 года ребенок говорит около 25-40 простых слов либо же их форм
  • В это время малыш уже понимает достаточно много слов, просто пока не говорит их
  • В этом возрасте ребенок еще не умеет обобщать понятия, зачастую его сокращенная форма какого-то слова вроде «па» может означать слова «упал», «палка», «спать» и т.д. Поэтому на данном этапе малыша понимают только его родители


  • В 1,5 года ребенок хорошо копирует животных и звуки, которые они издают
  • На картинках кроха уже без проблем показывает самых простых животных
  • Также в 1,5 года малыш уже произносит свое имя и показывает, сколько ему лет
  • Иногда дети пытаются сказать 2 слова, связав их в предложение, например, «дай пить», «иди сюда». Произношение слов естественно может отличаться от нашего

Кто быстрее начинает разговаривать, произносить первые слова: девочки или мальчики?

Нельзя сказать однозначно, что кто-то начинает разговаривать раньше, а кто-то позже, потому как многое зависит от самого малыша и среды, в которой он обитает.

Однако согласно выводам специалистов, можно говорить о том, что в некоторых случаях девочки действительно начинают разговаривать раньше мальчиков.

  • Как говорят специалисты, для более раннего развития речи у девочек есть естественные природные предпосылки. Все дело в том, что задачи, с которыми люди приходят в этот мир, отличаются в зависимости от пола человека.
  • Девочки рождены для того, чтобы в будущем давать потомство и продолжать род. Именно для этого нужна речевая функция: обмен информацией, общение и т.д.
  • Мальчишки же, по своей сути, должны быть добытчиками, кормить семью и защищать ее, а для этого, как известно, разговаривать вовсе не обязательно.
  • Конечно же, объяснения эти слишком преувеличены и изложены совсем простыми словами, но суть объяснения от этого не меняется.


  • Далее нужно сказать о таком понятии, как «биологический возраст». Казалось бы, о каком возрасте может идти речь, если мы говорим о малышах. Но это не так. Все дело в том, что вынашивание девочек несколько отличается от вынашивания мальчиков.
  • Девочки находятся в утробе матери дольше мальчишек и собственно там развиваются до нужного уровня. В то время как мальчики рождаются раньше, и им приходится догонять девчонок уже вне утробы мамы.
  • Этот фактор также влияет на то, что маленькие принцессы начинают говорить раньше.
  • Однако сравнивать всех с одним тоже не нужно. Это не правило, а исключение, ну или как минимум не закономерность.
  • Бывает и так, что мальчишка начинает говорить гораздо раньше своих сверстников, в том числе и представительниц прекрасного пола.
  • На это может влиять обстановка, в которой живет малыш, то, как с ним занимаются, его нужда в этом.

Ребенок не разговаривает в год, 1.5 года: это нормально?

Нормально или не нормально то, что ребенок молчит в 1 год и 1,5 года, нужно оценивать, учитывая множество факторов.

  • Многое зависит от беременности и родов. Если во время родов были какие-либо осложнения, то возможно, это скажется на речевом развитии ребенка
  • Но о таком, как правило, врачи всегда предупреждают молодых мам
  • Далее нужно учитывать, нет ли у малыша каких-либо признаков отставания в развитии
  • Если ребенок активно прошел все 3 стадии первичного развития речи, то есть, крик, гуканье, лепет, то бить тревогу в этом возрасте не стоит


  • Другое дело, если какие-то этапы развития прошли стороной, вы замечаете, что малыш не слышит ваши вопросы, не реагирует на просьбы. В этом случае задержка развития речи может быть из-за проблем со слухом
  • Также важно учитывать, разговаривают ли с малышом взрослые, занимаются ли они им
  • Это только кажется, что ребенок в столь юном возрасте ничего не понимает и общение ему не важно. На самом деле с малышом нужно говорить, нужно показывать ему картинки и рассказывать сказки
  • Если явных отклонений в развитии у малыша нет, то повода волноваться в этом возрасте относительно речи, так же нет

До скольки лет ребенок может не разговаривать?

Этот вопрос чем-то схож с предыдущим. Все детки индивидуальны, и сказать, до скольки лет ребенок может молчать, просто нереально.

Наверняка, вы слышали ни одну историю о том, как детки молчат до 3-х лет, а после начинают говорить чуть ли не как взрослые. Такое действительно бывает, этому могут способствовать определенные факторы или же индивидуальность ребенка.

  • То, что малыш не говорит до 2-х лет, совершенно не страшно.
  • Вы можете проконсультироваться с врачом по этому поводу, пройти специальные тесты, но, как правило, это всего лишь особенность вашего ребенка.
  • По советам специалистов панику не стоит поднимать до 2,5-3-х лет. До этого возраста малыш может не разговаривать из-за лени, ненадобности выражать словами свои желания, из-за стрессовой ситуации.
  • Вы в свою очередь занимайтесь с ребенком. Разговаривайте с ним, играйте в развивающие игры, читайте книги и тогда ваше чадо вскоре порадует вас своим разговором.

Как научить маленьких детей разговаривать: приемы

Ребенок – это губка, которая впитывает все, что видит и слышит. Именно поэтому молодым родителям с появлением в семье малыша нужно учить разговаривать не только его, но и себя.

  • Запомните, малыш учится разговаривать, смотря на взрослых и слушая их
  • Возьмите за привычку говорить правильно, не коверкая слова и не изменяя их. Следите за ударением, разговаривайте на «чистом» языке, забудьте о суржике
  • Разговаривайте с крохой с момента его рождения. Это вам может показаться, что это не важно и не нужно. На самом деле, таким образом, устанавливаемся эмоциональная связь малыша с вами, а это залог успеха
  • Настраивайте визуальный контакт, улыбайтесь ребенку, стройте ему мордашки, привлекайте его внимание
  • С самого начала говорите правильно, забудьте о сюсюканье и прочих неправильно произносимых словах, потому как в памяти у малыша постепенно будут откладываться подобные знания
  • Рассказывайте ребенку обо всем, что его окружает. Называйте вещи своими именами, при этом названия произносите четко
  • Не игнорируйте просьбы ребенка объяснить или рассказать что-то
  • Пойте вместе песни, читайте сказки, книги и смотрите мультики
  • Учите слова с помощью различных стихов, считалок, поговорок


  • Не забывайте в раннем возрасте о старых добрых играх вроде «сорока-ворона», «ладушки» и т.д.
  • Уделяйте время развитию моторики, поскольку специалисты считают, что эти два процесса тесно взаимосвязаны
  • Корректно поправляйте малыша, если он произносит слова не правильно. Нельзя при этом ругать, кричать, тем более наказывать. Только спокойные разговоры и объяснения помогут вам и вашему ребенку найти общий язык и добиться нужного результата
  • На этапе, когда кроха уже достаточно хорошо и внятно говорит, уделите внимание ударению слов, изучению синонимов. Старайтесь максимально пополнять словарный запас ребенка
  • Обязательно используйте в речи скороговорки. Рассказывайте их вместе с малышом, не смейтесь, если у него что-либо не будет получаться с первого раза

Как правильно разговаривать с грудным, годовалым ребенком, чтобы он начал говорить?

Многие родители допускают одну и ту же ошибку, с раннего возраста разговаривают с детками, коверкая слова.

Конечно же, дети вызывают сущее умиление, однако, нужно сразу искоренить у себя привычку сюсюкать и использовать только уменьшительно-ласкательные формы слов.

  • Несмотря на то, что малыш начнет отвечать вам на вопросы, да и вообще говорить первые слова еще совсем не скоро, вы уже должны разговаривать с ним
  • Грудной ребенок будет улавливать вашу интонацию, видеть мимику, запоминать эмоции. Все это вы должны проявлять в разговорах с крохой
  • Обязательно беседуйте с ним, реагируйте на все издаваемые им звуки, вскрики, подчеркивая тем самым их важность
  • Пойте колыбельные, другие песенки, читайте книжки, обязательно с интонацией
  • Носите малыша на руках, показывайте ему картинки, предметы, рассказывайте, что это такое. Поворачивайте ребенка в сторону исходящего звука, объясняйте, что происходит


С годовалым ребенком все еще проще. В этом возрасте малыш уже сам начинает проявлять интерес к окружающей обстановке, вещам, звукам, людям.

  • Постоянно разговаривайте с малышом
  • Показывая на родственников, называйте их имена или статус – бабушка, мама, папа, тетя, дядя и т.д.
  • Просите повторить слово, для этого выбирайте самые простые слова, упрощайте их до понятной для малыша формы, например, кукла – ляля, бабушка – баба, ба и т.д.
  • Не запрещайте исследовать окружающий мир, трогать, бросать, собирать и т.д.

Объясняйте во время таких игр, что малыш сделал, почему так делать нельзя, если это запрещено. Ни в коем случае не повышайте голос, ребенок не понимает крика, он должен понять, почему нельзя. Например, ребенок ударил животное, не нужно бить его по рукам и кричать, вопрошая, нормальный ли он. Стоит объяснить, что животному больно, при этом преподносите информацию понятно и доступно. Скажите, что животное будет плакать, проведите аналогию. На самом деле дети многое понимают, просто у нас взрослых складывается обратное впечатление из-за того, что малыши этого не проговаривают

Нужно ли специально разговаривать с ребенком, чтобы научить говорить?

Безусловно, да. Чем больше вы беседуете с малышом, тем скорее он порадует вас своими первыми словами и предложениями, потому, что кроха берет пример с окружающих и учится у них.

  • Если ребенок будет расти в среде, где никто не говорит, он никогда не будет разговаривать, потому, что мы не рождаемся с заложенными знаниями и умениями, мы приобретаем их в процесс нахождения в социуме
  • Если малыш будет расти в семье, где между собой все разговаривают, но малышу в этом плане уделяется мало внимания, он заговорит, но когда, вопрос времени
  • Там, где ребенком занимаются, где ему оказывают должное внимание, процесс овладения речевым аппаратом проходит гораздо быстрее и проще
  • Поэтому разговаривать с детьми нужно и делать это стоит, начиная с беременности
  • После рождения так же говорите с крохой и тогда результаты не заставят себя долго ждать

В каком возрасте ребенок должен разговаривать предложениями?

Опять-таки повторимся, что все это происходит сугубо индивидуально и зависит от многих факторов.

  • До 2-х лет разговоров предложениями ждать не стоит. В этом возрасте у малыша слишком маленький словарный запас и отсутствует понимание того, что так вообще делать нужно и можно
  • После 2-х лет ребенок начинает пробовать складывать слова в предложения. Чаще всего эти попытки происходят из-за необходимости ребенка получить что-то, например, «дай пить», «иди сюда» и т.д. При этом ребенок может произносить сокращенные формы слов
  • Около 3-х лет ребенок начинает изъясняться сложными предложениями. Речь в этом возрасте куда более понятна всем окружающим


  • В 3-летнем возрасте кроха понимает, как получить желаемое, может высказать требования, показать, что именно и как он хочет, может и активно выражает недовольство в случае отказа
  • То есть, простые предложения можно услышать примерно в 2-2,5 года, а вот осознанные сложные предложения будут радовать вас после 3-х лет

Появление в семье новорожденного малыша, это большое счастье. Все хлопоты, связанные с его воспитанием и обучением, приносят родителям огромное удовольствие, поэтому долгожданным ребенком всегда охотно занимаются. Будьте уверены, что уделяя своему чаду время, занимаясь его воспитанием и обучением с рождения, через несколько лет вы будете приятно удивлены.

Видео: Учим слова. Первые слова малыша. Учимся говорить. Развивающий мультик